Как составить опросник для жителей


Загрузить PDF


Загрузить PDF

В сборе информации нуждаются все – бизнесмены, педагоги, государственные служащие, обычные люди. Опрос или анкетирование выполняет именно эту задачу, позволяя собрать данные и изучить что-то о ваших респондентах. На первый взгляд анкетирование кажется простым, но в нем есть немало скрытых нюансов. Воспользуйтесь информацией ниже, чтобы не ломать себе голову и выполнить опрос корректно.

  1. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 1

    1

    Определите цели опроса. Просто скажите, что вы надеетесь получить благодаря анкетированию. Вопросы, которые вы включите в анкету, должны соответствовать этой главной задаче.

    • Например, вы работодатель и хотите определить, насколько счастливы ваши сотрудники. Вопросы подготовленной анкеты должны прямо или косвенно определить, насколько удовлетворены работники компании. Вы можете спросить прямо: «Оцените по 10-бальной шкале, насколько вы счастливы на работе?». Также можно сформулировать непрямой вопрос: «Правда или Ложь: Просыпаясь утром, я чувствую, что моя работа полезна».
    • Подготовив все вопросы анкеты, пройдитесь по списку еще раз, чтобы определить, насколько каждый из них помогает достичь цели опроса.[1]
      Следует удалить любые вопросы, информация в которых не принесет никакой пользы для поставленной цели.
  2. Изображение с названием Make a Market Survey Step 10

    2

    Вам нужны честные ответы. Выделите время, чтобы продумать, какими способами обеспечить максимальную правдивость респондентов. Определяя удовлетворенность сотрудников работой, вы нуждаетесь в честном ответе. Это же правило применимо и к любому другому опросу. Поэтому подумайте, что может препятствовать правдивым ответам. В опросе об удовлетворенности работой честный ответ может вызывать у сотрудников какой-то страх, например, боязнь потери уважения, должности и т.д. Подумайте, нужны ли в подготовленной анкете какие-то корректировки, чтобы получить правдивые ответы. В опросе сотрудников это можно решить, сделав анкеты анонимными.

  3. Изображение с названием Make a Market Survey Step 5

    3

    Определите, какой метод анкетирования лучше всего подходит для сбора полезной информации. Опросы можно проводить по телефону, в форме личных интервью, почтовых анкет, а также интернет-опросников. У каждого метода есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно учитывать, планируя бюджет, необходимость в персонале и другие технические вопросы.

    • В целом, личные интервью являются лучшим способом для сбора данных. Хотя этот метод дорогой и требует много времени, вы получите наиболее корректную информацию и наилучшую детализацию ответов.[2]
      В противоположность этому методу, можно организовать онлайн-опрос. Такой метод иногда дает существенную погрешность, но это самый дешевый и простой способ провести анкетирование.
    • Если вы используете только один метод опроса (например, интернет-опросник), вам нужно сделать большую выборку. Чем больше людей ответят на вопросы, тем менее вероятна сильная погрешность. Чтобы быть уверенными в полученной информации, лучше использовать разные способы анкетирования одновременно.
  4. Изображение с названием Make a Market Survey Step 1

    4

    Продумайте, как повысить соответствие результатов истине. Опрос, в котором принял участие один или два респондента, расскажет что-то о каждом из них, но вряд ли сможет показать глобальные тенденции. Чтобы определить, сколько человек нужно опросить, вам нужно ответить на два вопроса:

    • Размер населения. Мнение какого населения вас интересует? Если нужно узнать уровень счастья сотрудников компании, размер населения будет равен количеству сотрудников фирмы. Если нужно изучить использование презервативов в Уганде, размер населения равен количеству жителей Уганды, т.е. приблизительно 35 миллионов человек.
    • Точность результатов опроса. Для оценки точности результатов используются два подхода. В первом задается допустимая погрешность, т.е. степень неопределенности, допускаемая в результатах. Второй подход называется доверительный интервал. В этом случае задается степень достоверности, чтобы оценить характеристики исследуемой группы максимально точно.
  5. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 4

    5

    Зная целевой размер населения и точность результатов, вы можете определить размер выборки. Как только вы ответите на вопросы: «Какой размер целевого населения?» и «Какая точность результатов требуется?», вы сможете запланировать, сколько человек нужно опросить, чтобы полученная информация ответила на задачи исследования. Воспользуйтесь таблицей ниже. Найдите нужный размер населения в левой колонке и выберите требуемую точность, чтобы узнать необходимое количество респондентов. В общем работает правило: чем больше людей вы опрашиваете, тем меньше погрешность результатов опроса.

    Реклама

Сколько респондентов опроса мне нужно?[3]

Население Допустимая погрешность Доверительный интервал
10% 5% 1% 90% 95% 99%
100 50 80 99 74 80 88
500 81 218 476 176 218 286
1,000 88 278 906 215 278 400
10,000 96 370 4,900 264 370 623
100,000 96 383 8,763 270 383 660
1,000,000+ 97 384 9,513 271 384 664
  1. Изображение с названием Make a Market Survey Step 8

    1

    Определитесь, будете ли вы использовать структурированные или неструктурированные вопросы, или комбинацию обоих типов. Насколько хорошо вы знаете респондентов? Что является целью опроса – сбор данных о чем-то известном или изучение новых идей? Если вы собираете информацию о чем-то известном, вам больше подойдут структурированные вопросы. Если вы исследуете что-то полностью новое, вам нужно полагаться на неструктурированные вопросы.

    • Структурированный вопрос формулирует вопрос и предоставляет варианты ответа из списка ниже. Пример структурированного вопроса:

      (1) «Ваше любимое занятие в сети? «
      (a) Чат/IM
      (b) Социальные сети
      (c) Форумы/обмен опытом
      (d) Шоппинг/Электронная коммерция

    • Неструктурированный вопрос не содержит заданных вариантов ответа. Поэтому неструктурированные вопросы не направляют респондента в каком-либо направлении, но поощряют формулирование личных ответов. Пример неструктурированного вопроса:

      (2) «Расскажите о своих впечатлениях от первого визита в магазин Apple.»
      Ответ:

  2. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 7

    2

    Используйте комбинацию структурированных и неструктурированных вопросов, чтобы получить более детализированную картину, и в то же время иметь возможность анализировать результаты. Минусом структурированного вопроса является то, что он не всегда дает возможность специфического и точного ответа. Негативной стороной неструктурированных вопросов является то, что результаты исследования трудно анализировать и/или заносить в базу данных (например, таблицу). Введите частично структурированные вопросы. Они позволяют немного сгладить слабые стороны каждого типа вопросов:

    (3) «Опишите свое отношение к необходимости платить за музыку? Поставьте отметку напротив пунктов, с которыми вы согласны.»(__) Я никогда не плачу за музыку (__) Как правило, я оплачиваю музыку, которую слушаю (__) Я часто загружаю музыку незаконно (__) Я редко загружаю музыку незаконно (__) Меня можно было бы склонить к тому, чтобы платить за музыку, если бы взамен я получал что-то еще.(__) Ничто не может заставить меня платить за музыку. (__) Я жалею музыкантов, пытающихся заработать музыкой на проживание (__) Мне не жаль музыкантов, стремящихся зарабатывать музыкой на проживание.

  3. Изображение с названием Make a Market Survey Step 7

    3

    Задавайте «оценочные» вопросы. Это одна из разновидностей структурированных вопросов. В ней используется шкала оценки личного опыта, имеющего отношение к вопросу. Эта шкала может быть выражена в числовой форме или сформулирована более изысканно:

    (4) «Посещение бруклинского зоопарка интересно и для детей, и для взрослых.»(a) Полностью не согласен (b) Скорее не согласен (c) Скорее согласен (d) Полностью согласен

  4. Изображение с названием Make a Market Survey Step 9

    4

    Используйте «ранжирующие» вопросы, чтобы определить и структурировать предпочтения. Когда нужно собрать мнения людей по поводу какой-то темы, ранжирующие вопросы часто дают более полную картину, нежели оценочные вопросы. Примером ранжирующего вопроса может быть что-то вроде:

    (5) «Запишите цифры от 1 до 5 напротив каждого бренда, чтобы определить, насколько вы доверяете им: 1 – доверяю больше всего, 5 – доверяю меньше всего»(a) ___ McDonald’s(b) ___ Google (c) ___ Walmart(d) ___ Costco(e) ___ Apple

  5. Изображение с названием Make a Market Survey Step 13

    5

    Разрабатывая структурированные вопросы, используйте общие фразы в конце списка вариантов ответа. Иногда полезно включить в перечень ответов фразы наподобие: «Другое», «Ничто из перечисленного» и т.д. Такие варианты ответов повысят корректность собранной информации. Не имея такого варианта ответа, респондент вынужден выбирать что-то, несоответствующее действительности, если ему не подходит ни один из предложенных вариантов.

    Реклама

  1. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 5

    1

    Подумайте, как вы будете распространять анкеты. Определившись с тем, какой тип/типы опроса вы будете использовать. Нужно продумать, как вы будете задавать вопросы респондентам.

    • Интернет намного облегчил создание и распространение опросников. Существуют простые и бесплатные онлайн-сервисы: Google Forms, SurveyMonkey и др.
    • Вам придется раскошелиться, если вы планируете телефонные опросы или личное интервьюирование. Собранные данные обычно более точно представляют целевую группу, но это влетит в копейку. В большинстве случаев нужно воспользоваться услугами профессиональных компаний, выполняющих проведение опросов.
  2. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 11

    2

    Обеспечьте максимальную простоту возврата результатов. Например, при проведении опроса по почте нужно выслать не только анкету, но и конверт с маркой, на котором написан ваш адрес. Также активность респондентов будет ниже, если вы проводите опрос в неудобное время. Среди респондентов, опрошенных в конце рабочего дня или вечером, информация может исказиться из-за усталости или недовольства.

  3. Изображение с названием Ask Survey Questions Step 13

    3

    Проанализируйте результаты опроса. Если результаты исследования поступают в форме разрозненных форм, нужно внести их в единую базу. Отличным инструментом для сбора и анализа данных является Excel. В этой программе можно использовать формулы, создавать таблицы и анализировать данные, т.е. определить, что сказали респонденты.

  4. Изображение с названием Make a Market Survey Step 4

    4

    Сделайте выводы на основе полученных результатов, и используйте их. Теперь нужно задать себе вопрос почему?. Например, почему ваши сотрудники испытывают недовольство. Ответ может быть указан внутри каких-то вопросов анкеты. Если это трудно определить, вы сможете провести еще один опрос, в котором постараетесь найти ответ на этот острый вопрос. Например, если ваши сотрудники недовольны работой из-за малого количества льгот, вы сможете воспользоваться результатами опроса, чтобы разработать изменения кадровой стратегии.

    Реклама

Советы

  • Вспомните об анкетах, попадавших на ваш стол. Какие из них вы заполнили, а какие отправили в корзину после беглого взгляда? Используйте личный опыт, чтобы определить, как создать результативный опрос.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 55 828 раз.

Была ли эта статья полезной?

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Здоровье населения города — важнейший показатель экологического благополучия в окружающей человека среде. Загрязнение окружающей среды сейчас становится все более серьезной проблемой, поскольку влечёт за собой необратимые процессы, отрицательно влияет на здоровье и трудоспособность человека. По нашему мнению, экологические проблемы могут быть решены, в некоторой степени, силами учащихся, при активной поддержке взрослых, а также органов местного самоуправления нашего города.

Уважаемые жители г. Азова!

Просим вас принять участие в социологическом опросе «Отношение к проблемам благоустройства г. Азова» и ответить на предложенные вопросы Анкеты.

Внимание! Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа (возможно несколько вариантов), соответствующий Вашему мнению, написать своё мнение. Вы также можете дописать свой ответ на отведённой для этого строке.

Ваш пол

мужской

женский

Ваш возраст

от 16 до 29

30 – 39

40 – 49

50 – 59

60 плюс

Профессия или род Вашего занятия

Рабочий на предприятии, фабрике, заводе

Рядовой служащий: учитель, врач, инженер

Крупный руководитель (директор, начальник)

Предприниматель

Пенсионер

Другое (укажите) ______________

Как Вы оцениваете экологическую ситуацию в г. Азове?

Благоприятная

Скорее благоприятная

Скорее неблагоприятная

Неблагоприятная

Затрудняюсь ответить

Довольны ли Вы чистотой улиц города?

Довольны

Не довольны

Мне всё равно

Считаете ли вы достаточным количество озеленённых территорий для отдыха в г. Азове?

Да

Нет

Что Вы считаете главной задачей благоустройства города?

Ремонт подъездов и уборка дворов

Создание детских и спортивных площадок

Реконструкция парков и скверов

Внешний облик города, дополнительное озеленение

Ремонт дорог

Создание новых парковочных мест

Другое (укажите) _________________________

Как Вы считаете, достаточное ли количество мусорных урн в нашем городе?

Да

Очень мало

Нет

Как часто вы посещаете места отдыха в нашем городе (скверы, парки и т.д.)?

Раз в неделю

Раз в месяц

Раз в год

Не посещаю

Насколько, по Вашему мнению, Ваш двор и город в целом комфортен для Вас и Вашей семьи?

 

Двор

Город

Максимально комфортный: есть всё необходимое для проживания, удобная инфраструктура и проч.

   

Чувствую себя здесь вполне комфортно, но есть определенные решаемые проблемы

   

Чувствую дискомфорт, т.к. имеется множество серьезных проблем, препятствующих комфортному проживанию

   

Затрудняюсь ответить

   

Как Вы оцениваете деятельность органов местного самоуправления по благоустройству города?

Полностью удовлетворяет

В большей степени не удовлетворяет

Средне

Совсем не удовлетворяет

Затрудняюсь ответить

«Если бы вы были волшебником», чтобы вы сделали для нашего города?

____________________________________

Вы готовы стать непосредственным участником экологических мероприятий? (экологических субботников, акций, и т.д.)

Готов всегда

Иногда

Нет необходимости

Благодарим Вас за участие в опросе!

Отметьте, пожалуйста, в каком районе города Вы проживаете:

Район ____________________________

Улица ____________________________

Дата заполнения: ___________________

Отчёт-презентация по результатам анкетирования:

Анализ социологического опроса
PPTX / 12.76 Мб

Составление
социологических
опросников
и их использование

для уроков
географии при
изучении темы
«Население».

Учитель
географии
высшей категории
МБОУ «Лицей
№1» г.Стерлитамак,
РБ Берсенёв
Николай Александрович,

Id
079
,
команда
Соляная Пристань

При изучении
темы население
России и населения
Башкортостана
очень важно
чтобы обучающиеся
не только
рассматривали
проблемы касающиеся
всего государства
или региона,
но и как эти
проблемы отражаютя
на нашем городе,
нашем Лицее.
Важным здесь
является умение
искать и анализировать
информацию,
основой которой
являются соцопросы.

На современном
этапе развития
российского
общества, в
период крупнейших
научно-технических,
социально-экономических
преобразований
неизмеримо
возрастает
значение
социологической
науки.

В настоящее
время в нашей
стране метод
экспертных
оценок широко
применяется
при подготовке
на государственном
уровне важнейших
народно-хозяйственных
решений, для
оценки социально-экономических
проблем, возникающих
в процессе
разработки
перспективных
планов развития.
В различных
отраслях, ведомствах
и на предприятиях
действуют
постоянные
или временные
экспертные
комиссии, связанные
с оценкой качества
продукции и
выбором перспективной
техники, с
проведением
профессиональной
аттестации
кадров. В географии
социологические
опросы могут
дать как теоретическую,
так и практическую
информацию
по многим проблемам,
и, конечно, служить
источником,
подтверждающим
или опровергающим
многие мнения
и тенденции
характерные
в нашем городе,
стране, мире.

Структура
и функции опроса

В современной
методологической
литературе
указывают, как
правило, на
существование
трех основных
методов сбора
первичной
социологической
информации.
К ним относят
метод прямого
наблюдения,
метод анализа
документов
и метод опроса.

В комплексе
перечисленных
социологических
методов в настоящее
время наиболее
популярен
опрос. Его специфика
состоит, прежде
всего, в том,
что источником
первичной
социологической
информации
является человек
(респондент)
— непосредственный
участник исследуемых
социальных
процессов и
явлений. В основе
опросного
метода лежит
совокупность
предлагаемых
опрашиваемым
вопросов, ответы
на которые и
образуют первичную
информацию.
Обычно выделяют
два больших
класса опросных
методов — анкетирование
и интервьюирование,
связанные с
письменной
или устной
формой общения
с респондентами.

Целью массового
опроса является
получение
информации
о знаниях, мнениях,
ценностных
ориентациях
и установках
респондентов,
отражающих
их отношение
к определенным
событиям, явлениям
действительности.

Требования
к составлению
опросов

При составлении
опросников
необходимо
придерживаться
ряда правил:

  1. Сначала
    определяется
    цель проведения
    опроса. Отдельными
    задачами становятся
    те вопросы,
    которые задаются
    респондентам.

  2. Определяется
    «круг опрашиваемых»
    в соответствии
    с целью опроса
    (учитывается
    возраст, пол,
    количественный
    состав и т.д.)

  3. Программа
    опроса должна
    быть детализирована.
    В ней, прежде
    всего, однозначно
    формулируется
    подлежащее
    прогнозу явление,
    предусматриваются
    в виде гипотез
    возможные
    варианты его
    исхода.

В соответствии
со степенью
разработанности
гипотез, знания
направлений
прогноза в
инструментарий
исследования
включаются
те или иные
виды вопросов.
В том случае,
если исследователь
располагает
информацией
лишь о возможных
вариантах
исхода прогнозируемого
явления и
затрудняется
однозначно
сформулировать
их причины,
предпочтительней
в анкете эксперта
использовать
открытые вопросы
с полной свободой
выбора формы
ответа. Если
же исследователь
располагает
приемлемыми
предположениями
о причинах
исхода прогноза,
он сам может
сформулировать
прогностические
гипотезы. Последние
в виде утверждений
составляют
основу формализации
анкеты эксперта.

Обработка
информации

Законченное
социологическое
исследование
состоит, как
известно, из

четырех
основных этапов:
разработки
программы
исследования,
полевого этапа
— обора информации,
ее обработки
и анализа
результатов.
Каждый из этих
этапов в свою
очередь распадается
на более мелкие
части. Так, в
программе
должны быть
представлены
теоретический
и процедурный
разделы, а также
обоснование
выборки.

Завершающий
этап исследований
— анализ результатов.
Он начинается
с проверки
гипотез: подтвердились
ли они данными
опроса. Иногда
для этого достаточно
просмотреть
соответствующие
таблицы, отпечатанные
на компьютере.
Так бывает в
случае четкого
соответствия
гипотез, методических
документов
и стратегии
обработки, что
в социологической
практике пока
встречается
редко. Чаще
полученные
данные допускают
различные
толкования,
поэтому вопрос
о подтверждении
или опровержении
гипотезы оказывается
совсем не простым.

Анализ информации,
а с ним и все
исследование,
завершается
формулированием
выводов и
рекомендаций.
Нужно определить,
выполнены ли
поставленные
перед исследованием
задачи и насколько
полно, какие
из них решены,
а какие нет,
рассмотреть
причины, по
которым некоторые
задачи остались
нерешенными.
Необходимо
показать, какой
вклад исследование
внесло в теорию
изучавшейся
проблемы и в
поиск путей
ее практического
решения, сформулировать
практические
рекомендации
по управлению
изучавшимися
социальными
процессами.

Составление
и проведение
соцопросов
учит правильно
планировать
свою работу,
анализировать
и систематизировать
полученную
информацию,
которая интересна
и взрослым и
учащимся. Выводы,
которые можно
сделать из
опросов, заставляют
думать о прогнозе
рассматриваемого
явления на
будущее. Итоги
опроса могут
служить материалом
для работы на
уроках географии
и дополнительного
анализа проблемы
или явления.

Во время
изучения темы
по географии
в 8 кл. «Воспроизводство
населения»
был составлен
группой ребят
и проведен
соцопрос между
учащимися 9-10
кл. МБОУ «Лицей
№1» (50 человек:
25 девочек, 25 мальчиков).
Цель:
узнать отношение
к многодетной
семье. Будет
ли рост населения.

На вопросы
получены следующие
результаты:

  1. Сколько вы
    планируете
    детей в своей
    будущей семье?

    1 -58% (30% девочек и
    28% мальчиков);
    2 -36% (16% девочек и
    20% мальчиков);
    3 и больше — 6% (4%
    девочек и 2%
    мальчиков).
    Вывод:
    больше половины
    хотят иметь
    1 ребенка (и
    мальчиков и
    девочек), очень
    мало хотят
    иметь 3 и более
    детей.

  2. Почему вы
    не желаете
    более 1 ребенка?
    (вопрос
    для данной
    категории)
    Материальные
    затруднения
    в выращивании
    и обучении
    детей — 84% (42% девочек
    и 42% мальчиков);
    не вижу необходимости
    иметь много
    детей -16% (9,5% девочек
    и 6,5% мальчиков)

    Вывод:
    большая
    часть опрошенных
    не хочет иметь
    много детей
    по материальным
    соображениям,
    и только небольшая
    часть планирует
    свою семью с
    1 ребенком по
    отсутствии
    необходимости
    иметь много
    детей.

  3. Почему вы
    планируете
    2 детей в семье?

    (вопрос для
    данной категории)
    нужна полноценная
    семья (сын и
    дочь) -33% (22% девочек
    и 11% мальчиков);
    получить
    президентский
    грант (250 тыс. руб.
    на рождение
    2-го ребенка)
    -67% (22% девочек и
    45% мальчиков)
    Вывод:
    на решение
    более половины
    опрошенных
    повлияла
    материальная
    помощь государства.

  4. Почему вы
    планируете
    3 и более детей
    в семье?

    Нравятся дети
    -100% ( 66% девочек и
    33% мальчиков);

  5. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
    многодетную
    семью хочет
    иметь около
    6% опрошенных
    из-за любви к
    детям, основная
    масса опрошенных
    хочет иметь
    1 ребенка в семье
    по причинам
    главным образом
    финансовым,
    2 детей хотят
    иметь главным
    образом из-за
    помощи государства
    (67% из желающих).
    Различия в
    ответах опрашиваемых
    разного пола
    незначительны.

  • ПРОГНОЗ: Если
    увеличить
    помощь государства,
    то увеличится
    рождаемость,
    многие захотят
    иметь больше
    детей. При данных
    показателях
    число жителей
    будет уменьшаться.

Данные соцопроса
можно использовать
при расчете
естественного
прироста населения
на уроке географии.

Вывод: Нужно
сделать соцопрос
чтобы узнать
при каких условиях
респонденты
захотят иметь
больше детей.

После изучения
темы «Миграция
населения»
по географии
в 8 классе был
проведен соцопрос
между учащимися
10-11 кл. МБОУ «Лицей
№1» (50 человек:
25 девочек, 25 мальчиков).
Цель:
установить
тенденции к
миграции учеников
старших классов.

  1. Планируете
    ли вы после
    окончания
    Лицея переехать
    жить в другой
    город?
    ДА
    -76% ( 72% девочек и
    80% мальчиков);
    НЕТ -20% ( 20% девочек
    и 20% мальчиков);
    НЕ ЗНАЮ — 4% ( 8% девочек
    и 0% мальчиков).
    Вывод:
    основная часть
    опрошенных
    (76%) собираются
    переехать из
    города и только
    10% твердо решили
    остаться.

  2. По каким
    причинам вы
    собираетесь
    уехать из города?

    (вопрос для
    данной категории
    – кто хочет
    уехать) отсутствие
    перспектив
    в хорошо оплачиваемой
    работе -78% ( 82,5% девочек
    и 75% мальчиков);
    хочется посмотреть
    мир -13% ( 11% девочек
    и 15% мальчиков);
    другие причины
    – 8 % ( 5,5% девочек
    и 10% мальчиков).
    Вывод: Главная
    причина переезда
    в другой город
    отсутствие
    перспектив
    в хорошо оплачиваемой
    работе (особенно
    высока среди
    девочек).

  3. Почему вы
    хотите жить
    в г.Стерлитамак?

    (вопрос для
    данной категории
    – кто хочет
    остаться) Есть
    перспективы
    в работе — 60% ( 20%
    девочек и 40%
    мальчиков);
    отсутствие
    возможности
    уехать — 20% ( 10% девочек
    и 10% мальчиков);
    другие причины
    – 20 % ( 10% девочек
    и 10% мальчиков)

Рекомендуемая
литература:

1.Гардон Л.А.,
Чертихина Э.С.
Экспертная
оценка гипотез
при изучении

перспектив
развития образа
жизни. Социологические
исследования.
– 1983

2.Чередниченко
В.В. Применение
экспертных
оценок в социологических

исследованиях.
Социологические
исследования.
– 1981. №3

3.Ядов В.А.
Социологическое
исследование:
методология,
программа,

методы. – М.,
1987.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти книгу название которой забыл
  • Как найти стороны прямоугольного равнобедренного треугольника если
  • Как медведь трубку нашел с картинками
  • Как найти контакт в фейсбук по номеру
  • Как найти просрочку в меркурии