Как составить организационный план статистического наблюдения

Качество
проведения статистического наблюдения
обеспечивает­ся чёткостью,
последовательностью и полнотой постановки
организа­ционных вопросов, для решения
которых разрабатывается организа­ционный
план статистического наблюдения.

Организационный
план статистического, наблюдения
представляет
собой основной документ, в котором
определяется порядок организа­ции и
проведения статистического наблюдения
с указанием перечня и сроков выполнения
конкретных мероприятий.

Организационный
план статистического наблюдения содержит
сведения:

  • об
    объекте наблюдения (его описание,
    определение, отличи­тельные признаки);

  • о
    целях и задачах наблюдения;

  • об
    органах наблюдения;

  • о
    месте и времени проведения наблюдения;

  • о
    сроках наблюдения;

  • о
    кадрах, отвечающих за проведение
    наблюдение;

  • перечень
    подготовительных работ по проведению
    наблюдения, кото­рый включает в себя
    порядок комплектования и обучения
    кадрового состава, необходимого для
    проведения наблюдения;

  • установление
    сро­ков и порядка приема, оформления
    и сдачи материалов наблюдения;

  • порядок
    получения и представления промежуточных
    и окончательных результатов наблюдения;

  • др.
    практические вопросы, связанные с
    подготовкой, организацией и проведением
    статистического, наблюдения.

Органом
наблюдения
может
являться организация, учреждение или
их подразделение, осуществляющие
подготовку, проведе­ние статистического
наблюдения и несущие ответственность
за эту ра­боту. При этом необходимо
четко определить обязанности каждого
органа с четким указанием сферы его
деятельности, прав и круга обя­занностей,
а также порядок взаимоотношений органов
наблюдения между собой. Органом наблюдения
при проведении статистических исследований
в масштабе страны выступает Государственный
комитет по статистике РФ и его иерархические
структурные подразделения. При проведении
локальных статистических наблюдений
органами на­блюдения могут выступать
министерства, ведомства и т.д.

Место
статистического наблюдения

это место, где производится регистрация
наблюдаемых фактов и заполнение
статистических фор­муляров.

Решение
вопроса о выборе места проведения
наблюдения должно быть нацелено на
достижение максимально возможной
полноты охва­та объекта наблюдения,
достоверности и объективности собираемых
сведений, экономии финансовых и трудовых
ресурсов. В этой связи место проведения
наблюдения часто совпадает с
местонахождением единицы наблюдения.
Например, статистическая отчетность о
дея­тельности предприятия, организации,
фирмы, компании и т.д. состав­ляется
по месту их нахождения.

Практически
вопрос о месте наблюдения возникает
лишь при про­ведении специально
организованного наблюдения, в случае
если еди­ницы наблюдения обследуемого
объекта меняют или могут изменить место
своего пребывания. Например, при
проведении переписи насе­ления страны
зафиксировано, что оно учитывается
строго по месту жительства, а не по месту
работы или службы.

Время
наблюдения

это время, по состоянию на которое или
за которое регистрируются сведения в
процессе статистического на­блюдения.

Так,
например, данные об объёме выпускаемой
продукции, стои­мости товаров и услуг
и т.д. регистрируются за определенный
период времени, а курс иностранной
валюты, курс акций и т.д. фиксируются на
определенную дату.

Для
устранения возможных погрешностей,
неточностей регистрации фактов при
проведении статистического наблюдения
устанавли­вается критический момент
наблюдения.

Критическим
моментом статистического наблюдения
называется
момент времени, по состоянию на который
производится регистрация собираемых
сведений в процессе статистического
наблюдения. В каче­стве критического
момента времени обычно выбирают 24 часа,
т.е. момент перехода с одних суток на
другие. Независимо от времени прове­дения
наблюдения сведения о наблюдаемом
объекте должны регист­рироваться
такими, какими они были в критический
момент наблюде­ния. Изменения,
происходящие с единицами наблюдения
после кри­тического момента времени,
во внимание не принимаются. Так, на­пример,
при проведении переписи населения в
2002 г. в качестве кри­тического момента
были выбраны 24 часа конкретной даты и
родив­шиеся после 24 часов этой даты
регистрации не подлежали и в пере­писные
листы не вносились.

Установление
критического момента наблюдения
способствует Обеспечению сопоставимости
статистических данных обо всех едини­цах
наблюдения.

Важной
задачей статистики при проведении
статистического на­блюдения является
получение достоверных и объективных
данных о состоянии изучаемых объектов.
Это достигается близостью периода и
‘критического момента наблюдения, что
способствует меньшему изме­нению в
объекте наблюдения и тем самым легче,
в случае необходимо­сти, восстановить
истинное состояние объекта наблюдения
на тот или иной момент времени.

Кадровый
вопрос –

определение лиц, отве­чающих за
подготовку и проведение наблюдения.
Численный состав кадров определяется
объектом наблюдения и количеством
единиц, его составляющих; сроком,
программой и способом проведения
наблюде­ния и т.д. Подготовка кадров
для проведения статистического
наблю­дения включает обучение и
инструктирование кадрового состава с
це­лью выработки практических навыков
правильного заполнения стати­стических
формуляров.

Подготовительный
этап

организации статистического наблюдения
включает подготовку и размножение
бланков, инструкций и другой доку­ментации
и рассылку их на места. К числу важнейших
подготовительных работ по проведению
статистического наблюдения относится
его пропа­ганда через средства массовой
информации и локальными средствами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

План статистического наблюдения содержит  два раздела, первый включает программно-методологические вопросы, а второй организационные вопросы.


Программно-методологическая часть плана включает:

  1. Определение объекта наблюдения.
  2. Определение единицы объекта наблюдения.
  3. Составление программы статического наблюдения.
  4. Составление программы разработки материалов наблюдения
  5. Проектирование формуляра наблюдения.
  6. Определение времени проведения статистического наблюдения и его критического момента.
  7. Составление инструкции.

При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.


Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектами наблюдения могут быть, например, коммерческие банки, сельхозпроизводители, промышленные предприятия, студенты, население и т.п.


Единицей наблюдения называют составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицей наблюдения может быть человек, фермерское хозяйство, коммерческий банк.


Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, а именно:

а) программа должна включать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект;

б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальнейшем ее обработку и анализ;

в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

г) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;

д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.


Вопросы программы могут дополняться статистическим подсказом, т.е. вариантами ответов. Подсказ может быть закрытым или открытым. Закрытый подсказ подразуме­вает ряд ответов, из которых респондент должен выбрать один или несколько. При открытом подсказе респондент может выбрать один или несколько ответов из предлагаемого перечня или сформулировать на специально выделенном поле формуляра свой собственный ответ.


При планировании обследования, как правило, составляют и программу разра­ботки собранных материалов, которая конкретизирует задачи статистического наблюдения, показывает, какие данные необходимо собирать и в каком виде оформлять результаты их обработки.


Для записи ответов на вопросы программы конструируется формуляр наблюдения. Формуляр наблюдения разрабатывается специально для записи ответов на вопросы программы и представляет собой особым образом разграфленный лист (листы) бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов.

Особое внимание при разработке формуляра следует уделить формулировке вопросов. Они должны быть сформулированы кратко и четко, не должны вызывать разночтения.

Помимо вопросов программы формуляр включает в себя титульную и адресную части.

В титульной части содержится наименова­ние статистического наблюдения, указывается наименование органа, проводящего наблюдение, кем и когда утвержден этот формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики.

В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и ряд других сведений.


Однако насколько четко не был бы составлен формуляр, к нему обычно состав­ляется инструкция, которая включает совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа (часто – брошюры) или, изложена на формуляре наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени проведения данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.


Период наблюдения – это время, в течение которого осуществляется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность периода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: размер и состояние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюдения.

Для наиболее подвижных объектов изучения, таких как население, например, уста­навливается критический момент статистического наблюдения.


Критический момент – момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. На практике критический момент назначается на начало периода наблюдения. Например: 01.02.2019 г. 12 час. 30 мин.



В целях успешного проведения наблюдения разрабатываются организационные вопросы плана статистического наблюдения, которые фиксируются в организационном плане.


 Организационный план предполагает решение следующих вопросов:

  • объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличитель­ные признаки);

  • цели и задачи наблюдения;

  • орган наблюдения, осуществляющий подготовку и проведение наблюдения;

  • место и сроки наблюдения;

  • подготовительные работы к наблюдению включающие в себя подбор и обучение кадров, составление списков единиц изучаемой совокупности, в некоторых случаях эти работы включают рекламную компанию проводимого наблюдения и т.д.;

  • порядок проведения наблюдения;

  • порядок приема и сдачи материалов наблюдения и представления предварительных и окончательных итогов наблюдения;

  • финансирование и материально-техническое обеспечение работ.

Статистика курс лекций

Контрольное задание

Разработайте проект плана статистического наблюдения, ориентируясь на программно-методологические и организационные вопросы, которые представлены выше в тексте лекции.

Организационный план статистического наблюдения — это документ, в котором фиксируется решение важнейших вопросов подготовки и проведения статистического наблюдения с указанием конкретных сроков проведения намеченных мероприятий.

В организационном плане указываются:
1. объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличительные признаки);
2. цели и задачи наблюдения;
3. органы наблюдения, осуществляющие подготовку и проведение наблюдения и несущие ответственность за эту работу;
4. время и сроки наблюдения;
5. подготовительные работы к наблюдению (в том числе порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения наблюдения);
6. порядок проведения наблюдения;
7. порядок приема и сдачи материалов наблюдения;
8. порядок получения и представления предварительных и окончательных итогов и др.

7. Практическая работа №
2. «План статистического наблюдения»

В данной работе мы
рассмотрим с Вами типовое решение задач по данной теме.

Статистическое наблюдение
следует проводить по строго определенному плану, включающему как программные,
так и организационные вопросы. В плане статистического наблюдения основной
вопрос – это программа наблюдения. При её составлении исходят из цели и задач
исследования.

Программа статистического
наблюдения включает:

·       
определение объекта наблюдения и единиц
совокупности;

·       
разработку программы описания единиц
совокупности,

·       
установление перечня признаков, по которым
дается характеристика явления, или, иначе, перечня вопросов, по которым
собираются сведения;

·       
формулировку вопросов программы и ряда возможных
ответов;

·       
последовательность постановки вопросов в
программе.

Исходя из целей и задачи
статистического исследования необходимо проверить и закрепить знания по этим
вопросам путем проектирования программы наблюдения.

Исходная задача.
Поставлена задача, исследовать успеваемость студентов
первого курса СПБТОТФиП и факторы, на неё влияющие по результатам зимней
экзаменационной сессии.

Требуется определить
объект наблюдения, единицу совокупности и составить программу наблюдения.

Итак, определим объект
статистического наблюдения.
Первое что приходит в голову, это студенты
первого курса СПБТОТФиП. Но это не совсем так. Необходимо уточнение. Во-первых,
подлежат обследованию не все студенты, а только принимающие участие в зимней
экзаменационной сессии. Например, студенты заочники условно подразделяются на
две категории:

1)   
«городские», проживающие в городах или
пригородах

2)   
«иногородние», живущие в других городах и
населенных пунтах.

Из этого контингента
некоторая часть студентов могла не принять участие в зимней экзаменационной
сессии из-за болезни, в связи с командировками и по другим уважительным
причинам. Эти студенты не подлежат обследованию. Значит, обследованию подлежат
только те студенты, которые приняли участие в зимней экзаменационной сессии.

Во-вторых, так как
поставлена задача не только дать оценку успеваемости по результатам зимней
экзаменационной сессии, но и характеризовать факторы успеваемости, то
необходимо объект обследования отделить от той части студентов, которые были
приняты в результате перевода из других учебных заведений или были приняты в техникум
не в данном учебном году (имели академические отпуска, оставлены на повторное
обучение), но приняли участие в зимней сессии. Эта часть студентов также
обследованию не подлежит. Следовательно, объект исследования – совокупность
студентов первого курса СПБТОТФиП приема текущего года, участвовавших в зимней
экзаменационной сессии.

Далее определим единицу
совокупности. Мы установили, что объект исследования – это совокупность
студентов первого курса СПБТОТФиП. Значит, единицей этой совокупности является
отдельный студент.

Далее переходим к разработке
программы статистического
наблюдения, к перечню признаков, которыми
необходимо характеризовать каждого студента. Правильно составленная программа
статистического наблюдения обеспечивает успех исследования. В неё включают
наиболее существенные признаки, отвечающие поставленной цели. Важно установить
не только признаки, но четко, ясно дать ей формулировки, подсказать ожидаемые
ответы. Вопросы программы записывают в статистический формуляр (бланк, анкету,
форму отчетности и т.д.).

Центральный признак в
нашем примере – результаты сессии. Чтобы получить сведения о них, каждому
студенту зададим следующий вопрос: какие оценки он получил по каждому предмету
на зимней сессии? Ответ на поставленный вопрос получим в словесной форме: Отлично.
Хорошо. Удовлетворительно или в форме подчеркивания соответствующего подсказа.

Далее выявим
признаки-факторы успеваемости. Прежде всего установим признаки, характеризующие
студента первого курса до его поступления в вуз: тип учебного заведения,
которое закончил (средняя школа, техникум и т.д.), окончена ли школа с золотой
медалью, техникум – с отличием (да, нет), средний балл аттестата, длительность
перерыва в учебе после окончания учебного заведения (сколько лет не учился),
стаж практической работы до поступления
в СПБТОТФиП (число
лет, если менее одного года, то месяцев), работает ли студент по специальности
или нет. Перечисленные признаки дают характеристику теоретической подготовки и
возможностей учебы в техникуме. Важными признаками – факторами успеваемости
являются признаки, характеризующие учебу студентов в 1 семестре. В условиях
заочного обучения нас интересует явка студентов на установочную сессию и
посещаемость очных занятий городскими студентами, а также своевременность
выполнения практических письменных заданий (курсовых, контрольных и аудиторных
работ). При ответе на вопрос о своевременности выполнения практических
письменных работ по каждому предмету следует указать: выполнено в срок,
выполнено с опозданием на одну неделю, на две недели, свыше двух недель. При
социологических обследованиях нужно включать общие и демографические признаки:
фамилию, инициалы студента (в контрольных целях), пол (мужской, женский), возраст
(число исполнившихся лет), состояние в браке (состоит в браке, не состоит),
национальность, наличие детей (нет, есть, если есть, то сколько).

Есть много других
факторов, которые влияют на успеваемость студентов. Но нельзя без предела
расширять программу наблюдения. Есть факторы, которые трудно статистически
измерить (например, способность студента к усвоению учебного материала,
работоспособность, бюджет его времени). Следует помнить, что в программе
статистического наблюдения нужно ставить только такие вопросы, которые не
допускают различного толкования и на которые можно получить достоверные ответы.

Заключительной частью
работы по составлению программы наблюдения является определение порядка
расположения вопросов
в статистическом
формуляре и разработка его формы.

Обязательным элементом
статистического формуляра является наличие титульной и адресной части. В
титульной части указываются наименование статистического наблюдения, дата и
орган, утвердивший форму, дата получения сведений, а в адресной — наименование
или фамилия, имя, отчество обследуемой единицы совокупности и её адрес.

В нашем примере в адресной
части следует указать наименование техникума. За образец при разработке
формуляра рекомендуем взять переписной лист переписи населения.

Порядок расположения вопросов
в формуляре должен быть таким, чтобы ответы на предыдущие вопросы логично
контролировали правильность ответов на последующие вопросы. Поэтому лучше
начать с общих и демографических данных: фамилия, имя, отчество. Пол, возраст,
семейное состояние, наличие детей, национальность. Такая последовательность
вопроса позволяет контролировать ответы на них. Далее следует перейти к
вопросам, характеризующим студента первого курса до поступления в техникум,
вопросу о типе учебного заведения, которое закончил, о времени его окончания
(год окончания), о стаже практической работы (число лет, месяцев), о работе по
специальности или нет. Вопросы о времени окончания учебного заведения, о стаже
работы (если работа и учеба не были совмещены) проверяются по данным о
возрасте. Затем необходимо поставить вопросы о результатах приемных испытаний
(число баллов по аттестату, диплому, число баллов на вступительных экзаменах),
учеба в 1 семестре, результатах зимней экзаменационной сессии.

После установления порядка,
тщательно сформулированные вопросы располагают так, чтобы было достаточно места
для ответа,
а также и для
возможных исправлений. Рекомендуется на формуляре оставлять место для шифровки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти процент отхода картофеля
  • Как найти актера по глазам
  • Как найти ошибки в жкх
  • Как найти скрин экрана на ноутбуке
  • Как найти неизвестную сторону прямоугольника формула