Как составить основную часть текста

Ответ или решение 2

Любой текст имеет свою структуру, по которой строится повествование, рассуждение.

Обычно выделяют три части текста:

Рассмотрим каждый блок более подробно.

Вступление

Вступление, или вводная часть, является хоть и не основной, но очень важной частью текста. Ведь именно от того, как будет построено вступление, зависит, найдет ли текст своего читателя. Основная цель вступления – заинтересовать читателя, раскрыть проблематику текста.

Удачное вступление помогает раскрыть тему будущего повествования, установить контакт с читателем.

Вариантами начала вступления могут быть:

  • цитата из известного произведения;
  • высказывания какого-либо известного критика по поводу проблемы, которой будет посвящен будущий текст;
  • наводящий вопрос, который требует разрешения;
  • рассуждение о ключевом понятии, обозначенном в заглавии текста и др.

Считается, что вводная часть должна составлять не более 30% всего текста. Поэтому вступление должно быть кратким, четким, лаконичным.

Основная часть текста

Основная часть – непосредственно повествование, в котором раскрывается тема, обозначенная во вступлении.

Если это текст-рассуждение, то в основной части приводятся доказательства, аргументы, подтверждающие правильность мыслей автора по поводу проблематики текста.

Если это текст-повествование, то именно в основной части непосредственно раскрывается действие.

Основной части отводится большая часть текста. Она должна занимать не менее половины всего текста.

Заключение

Заключение – завершающая часть текста, где подводятся итоги, делаются выводы на основе изложенной проблемы. Также здесь дается оценка основной мысли текста.

Цель заключения – не только сформулировать правильные выводы, но и заставить читателя задуматься о рассмотренной проблеме. Поэтому весьма удачно использование риторического вопроса в заключении.

Заключение, как и вступление, должно быть кратким, четким. Полагается, что оно должно занимать не более 20% текста.

Таким образом, независимо от типа текста, будь то повествование, рассуждение или описание, в любом тексте условно выделяется три части. Зачастую текст нельзя отнести к какому-то конкретному типу, он может сочетать в себе элементы описания и рассуждения, описания и повествования. Но структура любого текста всегда остается неизменной. Вступление, основная часть, заключение – компоненты, которые всегда присутствуют в любом тексте.

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы вспомните признаки текста, узнаете, как строится текст, что выделяют в основной части текста. Потренируетесь составлять текст-повествование из предложений. Попробуете рассказать историю по сюжетным картинкам художника

Введение

Вы помните, что текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

На уроке вы узнаете, как строится текст.

Как строится текст

Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается.

Прочитаем начало и конец сказки «Как мужик гусей делил».

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Из начала сказки мы узнали, что бедный мужик решил просить денег и хлеба у барина, а в конце узнаём, что это ему удалось. Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Пропущена в тексте основная часть.

Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?»

Мужик говорит: «Я разделю». Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: «Ты всему голова, тебе голову». Потом отрезал задок, подает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок». Потом отрезал лапки и подает сыновьям: «Вам ножки — топтать отцовские дорожки». А дочерям дам крылья: «Вы скоро из дому улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!»

И взял всего гуся.

В каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное.

Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.

В основной части текста выражена главная мысль: смекалка и находчивость помогли мужику в трудной ситуации.

Определяем, где вступление, основная часть, заключение в сказке

Прочитаем все части текста и определим, где начало, где конец.

Три калача и одна баранка.

1. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

2. Одному мужику захотелось есть.

3. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

Три калача и одна баранка.

Вступление.Одному мужику захотелось есть.

Основная часть.Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

Заключение.Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

Если в предыдущей сказке мужик был очень умён, то в сказке «Три калача и одна баранка» мужик глуп. Напрасно он ругает себя. Наелся мужик одной баранкой лишь потому, что до этого съел три калача.

Калач – пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой (см. Рис. 1).

Баранка – булочное изделие в виде кольца (см. Рис. 2).

Что общего в начале и концовке многих народных сказок

Начало и концовка многих народных сказок частично или полностью совпадают. Прочитаем начало и конец русских народных сказок «Иван – царевич и серый волк», «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол».

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном». («Иван – царевич и серый волк»)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. («Марья Моревна»)

Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки.

(«Финист – ясный сокол»)

Сказки обычно начинаются словами: жил да был, в некотором царстве, в некотором государстве, было три сына или три дочки, три сестры.

«И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят».(«Финист –ясный сокол»)

«Погостили они, попировали и поехали в своё царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать». («Марья Моревна»)

«Погоревал царь Берендей да скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван – царевич и серый волк»)

Заканчиваются сказки словами: и стали они жить-поживать да добра наживать.

Какой части не хватает в тексте басни?

Прочитаем басню Л.Н. Толстого и подумаем, какой части не хватает.

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло (см. Рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация (Источник)

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. (Начало)

Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. (Основная часть)

Не хватает заключения.

И осталась собака ни при чём.

Как можно озаглавить текст? Собака и её тень.

Понятна мораль басни? Собака осталась ни с чем из-за своей жадности и глупости, ведь она хотела отнять мясо у своей тени.

Что выделяют в основной части текста?

В основной части выделяют развитие действия, самый острый момент (кульминацию), спад действия.

Наша кошка увидела ежа. И захотелось ей его схватить. Насторожилась, прилегла на пол, смотрит. Потом прыгнула да лапками на иглы и попала. Ушла она в сторону и стала лизать лапки.

С тех пор уж она больше на ежа не прыгала. (По А. Бострому)

Найдём в тексте вступление (или завязку). Наша кошка увидела ежа.

Основная часть.Развитие действия. И захотелось ей его схватить. Насторожилась, прилегла на пол, смотрит.

Самый острый момент (кульминация). Потом прыгнула да лапками на иглы и попала.

Спад действия. Ушла она в сторону и стала лизать лапки.

Заключение (или развязка). С тех пор уж она больше на ежа не прыгала.

Из предложений составляем текст – повествование по схеме

Из предложений составим текст-повествование по схеме:

вступление (или завязка), основная часть: развитие действия, самый острый момент (кульминация), спад действия, заключение (или развязка).

1. Увидел щенок ящерицу.

2. Ящерица сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

3. Надоело Щенку гонять кур по двору.

4. А ящерица извернулась, хвост в зубах у него остался, сама под камень.

5. «Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами».

6. Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней.

8. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.

9. Хвост в зубах у Щенка извивается.

10. Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. (По В. Бианки)

С какого предложения начать?

Вступление. Надоело Щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами».

Основная часть. Развитие действия.Увидел щенок ящерицу. Ящерица сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.

Самый острый момент (кульминация). Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. Хвост в зубах у Щенка извивается. А ящерица извернулась, хвост в зубах у него остался, сама под камень.

Спад действия. Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там!

Заключение. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.

Рассказываем историю по картинкам художника Н. Радлова

Расскажем по картинкам художника Николая Радлова историю (см. Рис. 4).

Рис. 4. Добрая утка (Источник)

Как она начинается? Может быть так? Ранним утром отправились на прогулку утка с утятами и курица с цыплятами.

Что произошло? Встретилась им на пути речка. Утята смело подошли к воде. Что же делать цыплятам, ведь они не умеют плавать? Курица расположилась на утке, а цыплята – на утятах.

Чем всё закончилось? Не прошло и минуты, как все оказались на другом берегу.

Художник назвал историю «Добрая утка». Как вы думаете, можно её так закончить: «Жизнь дана на добрые дела»?

Попробуйте сами составить историю по картинкам (см. Рис. 5).

Рис. 5. Дорогому другу окажу услугу (Источник)

Вам помогут опорные слова:

никак не достать…

На дне ямы росла земляника. Захотелось обезьянке полакомиться ягодкой. Да никак не достать!

Змея решила помочь другу. Взяла обезьянка змею за хвост, чтобы та смогла достать растение.

Сорвала змея стебелёк и угостила обезьянку ягодкой.

Выберите пословицу, которая подходит к этой истории.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Кто разделяет с тобой трудную минуту – настоящий друг.

Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Как правильно построить текст?

Когда ты рассказываешь, рассуждаешь или описываешь что-то, важно правильно построить текст. Иначе текст может не получиться.

Всё ли понятно в данном тексте без 1 и 3 части?

Так ведь они могут плавать и вверх и вниз головой, на боку и даже на спине. К тому же они хорошо ныряют и долго могут оставаться под водой. (По Ю. Дмитриеву)

Непонятно, о ком идёт речь?

А если добавить начало. Белые медведи – отличные пловцы. Почему?

Вывод.Вот поэтому белых медведей считают отличными пловцами.

Перед нами текст-рассуждение.

Белые медведи – отличные пловцы. Почему?

Так ведь они могут плавать и вверх и вниз головой, на боку и даже на спине. К тому же они хорошо ныряют и долго могут оставаться под водой.

Вот поэтому белых медведей считают отличными пловцами. (По Ю. Дмитриеву)

Составляем текст из частей

Проверьте себя. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Найдите предложение, в котором заключается основная мысль.

1. Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду.

2. В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы. Это кувшинка, её иногда называют лилией.

3. Утром же она снова выплывает из-под воды. И так каждый день.

В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы. Это кувшинка, её иногда называют лилией.

Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду.

Утром же она снова выплывает из-под воды. И так каждый день.

Предложение, в котором заключается основная мысль.

Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо (см. Рис. 6).

Заключение

На уроке вы узнали, что в каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное. Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

    Прочитайте начало и концовку ненецкой сказки. Как вы думаете, о чём говорили медведи? Придумайте основную часть сказки.

Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились.

С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.

Прочитайте текст. Определите начало действия, развитие действия, самый острый момент развития действия, конец действия.

Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки.

Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал: пробка ему начинала нравиться.

Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он её разгрыз, и тогда случилась совершенно странная и невероятная вещь.

Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах.

После этого случая Мурзика наказали. (По К. Паустовскому)

Постройте из данных частей текста связный текст.

1. Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавший на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывёт лгунишкой, и никто больше не будет верить ему даже тогда, когда он скажет правду.

2. Почему не нужно лгать?

  • А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадётся, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее лжи.
  • Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Интернет-портал Nutik.flybb.ru (Источник).
    2. Интернет-портал Oineverova.ucoz.ru (Источник).

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

    Существуют две основные трактовки понятия «текст»: имманентная (расширенная, философски нагруженная) и репрезентативная (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.

    В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «Это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное» [1] .

    Содержание

    Признаки текста [ править | править код ]

    Членимость [ править | править код ]

    Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

    Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.

    Смысловая цельность текста [ править | править код ]

    В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

    Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

    Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.

    В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

    Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

    Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

    • Текст — это высказывание на определённую тему;
    • В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
    • Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
    • Предложения логически связаны между собой;
    • К тексту можно подобрать заголовок;
    • Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

    «>

    Вопрос очень интересный, так как на сегодняшний день общая теория текста иль формируется.

    Вы наверняка помните из курса школы, что предложение это минимальная семантическая единица, выражающая законченную мысль. На самом деле наличие предикативной связи в словосочетаниях является необходимым условием законченности и целостности высказывания, но не достаточным условием полноты и непротиворечивости.

    Мною доказана центральная предельная теорема семантики, которая показывает, что достаточным условием полноты и непротиворечивости высказывания является фрактальное мультипредикативное множество словосочетаний третьего порядка, к которому сводится меж-фразовое единство или абзац при актуальном членении текста. Для такого множества операндом фрактальных преобразований являются слово, словосочетание, простое предложение, которые оказываются равноправны с точки зрения функциональной роли в структуре высказывания и семантических значений ее элементов.

    Согласно моим исследованиям, для любого языка законченное высказывание членится на восемь функциональных частей (каждое со своей ролью в структуре высказывания). К рассмотрению предлагается обобщённая модель предикации (Q-модель), полносвязной сети хабов, топология которой совпадает с кубом, вершины которого получены в результате актуального членения семантического графа на функциональные части. В основу Q-модели положена оппозиция темы и ремы предикации, формируемая четырьмя дихотомиями противопоставления (диагоналями семантического куба):

    1) субъект (А1) — объект (А7), то есть основные актанты предикации, образующие главную актантную диагональ;

    2) предикат (А2) — свойства номинируемого субъекта (А8), влияющие на истинность предикации, образующие главную предикативную диагональ;

    3) частные признаки субъективных свойств номинируемого субъекта (А5) — объективные обстоятельства предикации (А3), то есть сирконстанты, наличие которых обуславливает уникальность экземпляра сценария предикации, образующие главную сирконстантную диагональ;

    4) основные классификационные свойства субъекта (А4), формирующие его интенсионал — адресат или бенефициар предикации (А6), уточняющий значение косвенного объекта предикации для субъекта, образующие главную параметрическую диагональ.

    Все эти функции можно выявить уже на уровне членов простого предложения:

    1) субъект предикации (подлежащее) — объект предикации (прямое дополнение)

    2) предикат (сказуемое) — частные признаки субъекта, актуальные для момента предикации (обособленные определения: приложения, определительный и причастные обороты)

    3) частные признаки субъекта (несогласованное определение) — объективные обстоятельства предикации (обстоятельство)

    4) Основные классификационные качества субъекта (согласованное определение) — косвенный объект предикации, адресат или бенифициар (косвенное дополнение).

    На уровне текста в качестве слова, словосочетаний или простого предложения, рассматриваются абзацы и их функциональные группы. Но их семантические роли в структуре сложного высказывания сохраняются. Их функциональные значения выявляются благодаря проверке гипотез на основе применения метода перекрестного противопоставления Аристотеля.

    Основная часть любого текста-повествования, рассуждения или описания является самой объемной и информативной частью. Здесь собраны все факты или доводы, раскрывающие тему.

    В основной части, как правило, объединены несколько микротем, подчиненных общей теме. Здесь же содержатся аргументы, иллюстрации и основные рассуждения. Именно в этой части автор подводит читателя к кульминации и развязке (или выводу), где уже становится понятна основная идея текста.

    Например, в тексте Паустовского о Мещерской стороне после вступления в основной части раскрывается две микротемы: что можно увидеть и что можно услышать в Мещерском краю. Постепенно после нанизывания различных описаний автор подводит читателя к выводу о том, что каждая, даже на первый взгляд самая простая, родная земля несет в себе красоту.

    Опубликовано 21 октября, 2022

    Прежде чем приступать к написанию статьи, автору необходимо понять, что именно и в каком порядке он собирается описывать. В этом помогает план текста – изложенные в виде списка и логически структурированные основные мысли статьи.

    Давайте разберемся, как составить план текста, поговорим о видах планов и требованиях, которые необходимо соблюдать при их написании.

    Зачем нужен план текста?

    • План облегчает автору задачу и значительно ускоряет процесс написания текста, избавляет от страха белого листа.
    • Закончив одну часть статьи, вам не придется думать, о чем рассказывать дальше – достаточно посмотреть в план и раскрыть следующий пункт.
    • План не даст запутаться, отступить от темы, поможет более четко и доступно для читателя сформулировать свои мысли.
    • Кроме того, если вы пишете тексты на заказ, после составления плана вы можете согласовать его с заказчиком, дабы тот убедился, что вы правильно поняли свою задачу.

    Комьюнити теперь в Телеграм

    Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

    Подписаться

    Особенности написания плана

    Прежде чем приступить к написанию плана текста, внимательно изучите всю найденную информацию по теме, а затем выделите основную идею. Задумайтесь о том, какую задачу должна решать статья, на какой вопрос читателя отвечать. Информация, которая содержит ответ на вопрос, и определит структуру текста.

    Собранные для написания текста сведения необходимо разделить на несколько частей, разбить на смысловые блоки, выделить логические категории для удобства восприятия информации.

    Поставьте себя на место читателя, обратившегося к вашей статье для решения своей проблемы. Подумайте, какие именно данные будут наиболее важны для него и какие советы могут быть максимально полезны. Теперь опишите все это в виде последовательности пунктов, и ваш план будет готов, а дальше можно приступать к написанию и редактированию материала.

    При составлении плана нужно учитывать характер текста. Например, при написании новостей и обзоров в первых пунктах плана нужно отразить самые важные, привлекающие внимание данные, в середине статьи подробно раскрыть изложенные в начале сведения, а в конце расположить обобщение или дополнительную информацию. Тогда как при написании научных статей автор, наоборот, сначала излагает аргументы, ссылается на авторитетные источники и только в конце текста озвучивает основную идею материала.

    Тезисный план

    Виды планов текста

    Статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Рассмотрим, какие виды планов позволяют структурировать информацию основной части текста.

    Назывной план

    Назывной план состоит из небольших заголовков, включающих обычно от 2 до 4 слов. Глаголы в таком типе плана не используются, содержание пунктов выражается существительными в именительном падеже и прилагательными. Каждый пункт такого плана состоит из опорных слов и словосочетаний, которые отражают какой-то процесс, явление либо состояние.

    Пример назывного плана для данной статьи:

    1. Назначение плана текста.
    2. Особенности написания плана.
    3. Виды планов текста.
    4. Требования к плану текста.

    Вопросный план

    Структура плана этого типа основана на вопросах, которые автор задает к каждому смысловому блоку текста. На мой взгляд, это самый простой вариант плана, так как уже в процессе обдумывания темы и сбора материала для статьи вопросы возникают сами собой. Этот вариант идеально подойдет, если вы пишете руководство, инструкцию или обучающую статью. Начинайте вопросительные предложения со слов: как, когда, почему, какой, сколько, кто, каким образом и т. п.

    Например, к текущей статье вопросный план может быть таким:

    1. Зачем нужен план текста?
    2. В чем заключаются особенности написания плана?
    3. Какие существуют виды планов текста?
    4. Как проверить правильность составления плана?

    Тезисный план

    Тезисный план – это план, состоящий из тезисов, как и назывной, однако здесь обязательно используются глаголы, из-за чего пункты получаются длиннее. Тезис представляет собой основную мысль нескольких абзацев, которая сформулирована в одном предложении. Подлежащее в каждом пункте обозначает тему, а сказуемое раскрывает ее.

    На каждую тысячу знаков рекомендует отводить один пункт в тезисном плане. Соответственно, если в статье 5000 знаков, пунктов-тезисов должно быть 5.

    Рассмотрим, что такое тезисный план на примере этой статьи:

    1. Причины, по которым имеет смысл составлять план текста.
    2. Действия, которые необходимо выполнить в начале написания плана.
    3. Нюансы, которые необходимо учесть при составлении плана в зависимости от характера текста.
    4. Виды планов могут быть разными и каждый подходит для определенных типов текста.
    5. Требования, которым должен соответствовать правильно составленный план.

    Опорный план

    Опорный план-схема характерен тем, что в качестве его пунктов используются только ключевые мысли, самые значимые слова или отрывки предложений, на которые автор будет опираться при написании текста. План этого типа хорошо подходит для составления текста устного выступления, презентации, а также при написании различных небольших по объему текстов, таких как новости, анонсы, краткие обзоры и т.п.

    В опорную схему уместно включить главные факты, цифры, названия предметов, а также имена действующих лиц и цитаты. Каждый пункт данного плана является опорой, вызывающей яркие, детальные картины, которые передают содержание текста. Назначение этого вида плана – систематизация собранного материала и облегчение последующего воспроизведения информации. Пункты в таком плане могут существенно отличаться друг от друга как по структуре, так и по длине.

    Пример опорного плана:

    1. 4 причины целесообразности написания плана текста.
    2. Какие особенности надо учитывать при написании плана.
    3. 5 видов планов текста с примерами.
    4. В каких случаях можно обойтись простым, а когда нужен сложный план.
    5. Чек-лист проверки правильности составления плана текста.

    Смешанный план

    Совсем необязательно стремиться к тому, чтобы все пункты плана представляли собой вопросы или являлись тезисами статьи, можно составить план смешанного типа. Например:

    1. Зачем нужен план текста?
    2. Особенности написания плана.
    3. Какие существуют виды планов текста?
    4. Чек-лист проверки правильности составления плана.

    Простые и сложные планы текста

    Планы текста по своему типу также можно разделить на простые и сложные. Сложный план отличается большей развернутостью и содержит подпункты. Это необходимо, если статья содержит мысли разного уровня, когда определенная мысль раскрывается посредством нескольких других. Используйте сложные планы с пронумерованными пунктами и подпунктами, оформленными как маркированный список, для длинных серьезных статей со множеством подзаголовков – в этом случае вы не упустите из вида ни одну даже самую мелкую деталь.

    В других случаях можно ограничиться составлением простого плана, в котором пункты располагаются последовательно.

    Сложный план для данной статьи может выглядеть так:

    1. Зачем нужен план текста?
    2. В чем заключаются особенности написания плана?
      • С чего начинается составление плана
      • Зависимость от характера текста
    3. Какие существуют виды планов текста?
      • Назывной план
      • Вопросный план
      • Тезисный план
      • Опорная схема
      • Смешанный тип
      • Простые и сложные планы текста
    4. Как проверить правильность составления плана?

    План текста

    Требования к плану текста

    Правильно составленный план текста должен соответствовать ряду требований:

    • Во-первых, он должен иметь четкую, логичную структуру, при взгляде на которую сразу должно быть ясно, о чем пойдет речь в статье. Все пункты плана должны быть связаны между собой. При прочтении плана не должно возникать дополнительных вопросов, ход повествования должен быть плавным, а пункты должны подробно раскрывать основной вопрос или задачу текста.
    • Следите за тем, чтобы информация в разных пунктах не повторялась – в двух разных пунктах плана не должно описываться одно и то же разными словами.
    • Обратите внимание на полноту раскрытия темы – план должен содержать исчерпывающую информацию и отражать все нюансы выбранной тематики.
    • В плане не должно быть лишних пунктов. Если по определенной подтеме нечего написать кроме краткой формулировки, объединяйте такие пункты с другими.
    • Пункты плана не должны напоминать целые абзацы, их длина не должна превышать 9 слов. Они должны содержать только краткую информацию о том, что вы собираетесь осветить в статье.
    • Будьте лаконичны – придерживайтесь небольшого числа пунктов. 5-7 пунктов для простого плана вполне достаточно. Маленькие пункты можно объединять с другими.

    Заключение

    Итак, мы рассмотрели, что такое план текста, и убедились, что его использование делает работу над статьей намного продуктивнее. При наличии грамотно составленного плана вы напишете текст быстрее и качественнее. План позволяет легко сфокусироваться на теме, в процессе его составления в голове автора вырисовывается четкая картина того, как должен выглядеть готовый текст и на какие вопросы читателя он будет отвечать.

    Выбирайте тот тип плана, что наилучшим образом соответствует виду текста, который вам предстоит написать. И помните, что при составлении плана информационной статьи вы не обязаны неукоснительно придерживаться какого-то одного из типов и видов.

    Структура текста: как сделать текст легким и приятным для прочтения

    Успех текста зависит от его содержания, логичности и структуры, определяется теми задачами, которые ставит перед собой автор, какой жанр и стиль им выбраны. Правильная структура текста служит эффективным способом сделать получение информации легким и доступным для читателя, а также помогает продвижению контента в поисковых системах.

    Содержание статьи:

    • 1 Почему структура важна
    • 2 Как работать над текстом
    • 3 Виды структуры
      • 3.1 Логическая (последовательная)
      • 3.2 Пирамидальная
      • 3.3 FAQ-структура
      • 3.4 Коммерческая
      • 3.5 Комбинированная
      • 3.6 Хаотичная
    • 4 Структура абзаца
    • 5 Как структурировать текст

    Почему структура важна

    Структура – это внутреннее устройство текста, способы соединения его частей. Она подбирается автором в зависимости от того, какие задачи он решает. Угадать с правильной структурой не так уж легко, поэтому некоторые готовые статьи с удовольствием читаются дословно или по диагонали, а другие непонятны для читателя и просто путают его мысли.

    Общее правило состоит в том, что любой правильно структурированный текст состоит из:

    1. Заголовка, который привлекает внимание. Он должен быть лаконичным, отражать суть текста, заинтересовать. Часто его делают на основе поискового запроса в сети. Если заголовок привлечет читателя, то он обязательно прочитает текст.
    2. Вступления (лид-абзац). Здесь приводится информация о том, что будет написано в основной части. Необходимо зацепить читателя, вызвать желание прочитать весь текст. Обычно введение – это 1 абзац, его рекомендуется написать уже после того, как написан весь текст.
    3. Основной части. Должна быть хорошо структурированной, состоять из абзацев. Здесь излагается всё то, что автор хочет донести до читателя. Важно при этом не отходить от основной темы.
    4. Заключения. Логическое завершение, подведение итогов. Можно прокомментировать сказанное, предложить читателю поучаствовать в обсуждении, оставить отзыв, применить прочитанное в жизни.

    Каждая часть повествования важна и ее отсутствие лишает текст завершенности и полноценности. Вначале читатель должен узнать, о чем текст. Затем получить полную информацию, а в конце – обобщить ее.

    причины важности структуры текста

    При разработке структуры необходимо соблюдать принципы последовательности и связности повествования. Важно подчинить ее главной идее материала, тогда удастся полностью раскрыть тему, правильно выстроить аргументацию.

    Текст строится по особым правилам, разработанным контент-маркетологами:

    1. Использовать подзаголовки, чтобы человек мог быстро отыскать нужные ответы на свои вопросы. Визуальное разделение на части делает текст легким для восприятия и чтения.
    2. Не писать сухим языком, характерным для академических статей. Нужно поддерживать интерес читателя, задавать вопросы и обращаться к читателю.
    3. Вставлять изображения для отражения смысла и визуализации содержания. От этого улучшается общее восприятие написанного.
    4. Применять списки, маркированные и нумерованные. Они служат для выделения основных положений текста, повышают его релевантность в поисковой системе.

    Все это помогает рядовому человеку с первого взгляда увидеть, что ему хотят сказать, что предлагают, к чему призывают. И при необходимости, совершить действия, которые от него ожидаются.

    Как работать над текстом

    Работу нужно начинать со сбора материала. Для статьи важно набрать факты, цифры, истории, мнения специалистов. Экспертный стиль вызывает у читателя доверие, показывает осведомленность автора в предмете обсуждения.

    Материал можно находить разными путями: использовать собственные навыки и знания, искать в интернете, а при написании серьезного журналистского материала – привлекать экспертов.

    Собранную информацию очищают от ненужного, разбивают на логические абзацы и выделяют главные мысли. После этого прописывают структуру в виде плана. Это самый эффективный способ передать логику будущего повествования, позволяет позднее легко восстановить в уме изученную ранее информацию и записать ее. Обычно план имеет вид кратких тезисов или подзаголовков.

    Принято использовать следующую универсальную структуру информационного текста:

    • проблема;
    • решение;
    • аргумент 1;
    • аргумент 2;
    • аргумент 3;
    • альтернативное мнение;
    • авторское мнение /кейс;
    • выводы, резюме.

    Однако этот образец плана не считается обязательным, каждый автор использует собственную схему. Способы построения текста, то есть его композиция, могут быть разными. Статья не всегда начинается с вступления и не всегда завершается выводами. Главное – чтобы структура стала полной, логичной, отвечающей целям.

    Таким образом работу над текстом можно представить в виде схемы: подготовка материала – план – тезисы – конспект – редактирование.

    Виды структуры

    виды структуры текста

    Основная часть текста имеет собственную, так называемую внутреннюю структуру. Она бывает нескольких типов.

    Логическая (последовательная)

    Используется в практических руководствах, описаниях, статьях информационного и научного характера. Особенность – каждый последующий абзац связан с предыдущим, вытекает из него. Например, в одном абзаце идет анализ, в последующем – выводы из него.

    Пирамидальная

    Подходит для пресс-релизов и новостей. Имеет вид перевернутой пирамиды: в самом начале размещается основная информация, далее идет ее детальное раскрытие. Читатель сразу узнает основную идею, поэтому может даже не дочитывать до конца.

    FAQ-структура

    Ее признаками являются абзацы, каждый из которых состоит из вопроса и ответа на него. Они легко прослеживаются в интервью, на страницах с наиболее часто задаваемыми вопросами. Иногда вначале размещается содержание со ссылками, чтобы читатель мог сразу найти ответ на интересующий его вопрос.

    Коммерческая

    Подходит для рекламы, продающих текстов. Главная задача – продажа и продвижение. Поэтому необходимо вызвать у читателя ответную реакцию: заказать предложенную услугу или товар, купить его, позвонить, зарегистрироваться. Желаемого результата часто достигают путем использования модели AIDA.

    Комбинированная

    Характерна для блога. К примеру, сначала дается описание события с использованием пирамидальной структуры, затем производится анализ, приводятся рассуждения автора. Однако возникает опасность хаотизации материала.

    Хаотичная

    Она не характерна для текстов, скорее свидетельствует о неумелых манипуляциях автора с содержанием: он использует вперемежку элементы разных видов структуры. Это путает читателя, не дает возможность полноценно воспринимать информацию. Очень часто такая структура применяется для дискредитации или просто неопытными копирайтерами.

    Выбор структуры зависит от типа ресурса, для которого пишется статья – сайт, блог, социальные сети, журнал. Имеют значение тематика и содержание. Независимо от варианта, главный критерий качественной структуры – читатель понимает, о чем текст, без дополнительных разъяснений.

    Структура абзаца

    Любой текст делится на абзацы, иначе сплошной поток информации трудно воспринимать, вычленять из него мысли и важные моменты. Абзац – это мини-текст, группа взаимосвязанных предложений. Он отражает отдельную мысль, имеет смысл и собственную структуру, которая зависит от структуры текста и может иметь вид:

    • цитат;
    • списка;
    • сплошного текста;
    • одиночных предложений.

    Начинается с заглавного предложения, где передается основная мысль, тема. Затем следует детальное раскрытие этой мысли, дополнительные факты и информация. Заключительное предложение завершает мысль и плавно переводит к следующему абзацу.

    Нельзя абзац начинать с обрывка предыдущего предложения, иначе он перестает быть самостоятельной смысловой единицей. И это мешает читать текст по диагонали.

    Таким образом, при оформлении абзацев необходимо помнить, что:

    • каждая новая мысль начинается с нового абзаца;
    • новая мысль логически продолжает предыдущую;
    • если содержание двух соседних абзацев никак между собой не связаны, то это уже другая глава, которую нужно начать с подзаголовка;
    • абзац описывает одно время, не стоит писать о прошлом и тут же переходить к настоящему времени.

    Один абзац от другого отделяется красной строкой или отступом. Одновременно их использовать нельзя.

    Как структурировать текст

    как структурировать текст

    Правильное структурирование повышает качество текста, делает его легким для чтения, независимо от его длины. Поэтому в копирайтинге принято пользоваться несколькими приемами, которые помогают сделать текст приятным для чтения:

    1. Использовать короткие абзацы. Максимум 5-6 строк или 100-120 слов. Одну мысль можно передать 2-3 абзацами.
    2. Применять плавные переходы от одной мысли к другой. Не нужно делать нелогичные переходы, например, вписывать информацию, которая вспомнилась по ходу написания, с помощью слова «кстати» или «а вот раньше». Еще хуже – отсылать читающего к тому, что написано ранее или выше.
    3. Разбавлять текст заголовками. Это способ логически разорвать текст и дать информацию о том, что последует дальше. Читатель сразу сканирует заголовки и отыскивает то, что ему нужно. Они нужны там, где наблюдается смена места действия, темы или необходимо сместить внимание с одного объекта на другой.
    4. Делить текст на части с помощью изображений и цитат. Это особенно приемлемо, когда заголовок вставить невозможно. Иллюстрация должна иметь отношение к тому, что написано. Цитаты желательно брать из самой статьи в виде небольшого отрывка или предложения, а можно вставить чье-то высказывание. Приветствуются видео, таблицы, схемы.

    Длинную статью можно разделить на несколько публикаций, постов или статей. При этом не забывай делать ссылки на предыдущую публикацию или посвяти первый абзац пересказу предшествующей части. Для этого достаточно 2-3 предложений.

    Восприятие информации особенно облегчается, если использовать списки:

    • Нумерованные. Маркерами выступают цифры. Такие списки уместны, когда перечисляются этапы чего-то и элементы списка нельзя менять местами без утери смысла.
    • Маркированные. Это обычный список перечисления с маркерами – точками. Порядок при этом не особо важен, от перестановки элементов списка смысл не меняется.

    Важно помнить о форматировании. Обычно используются инструменты ворда для правильного структурирования документа: разные уровни подзаголовков, жирный шрифт, курсив. Как видим, правильная структура текста дает читателю возможность быстро сориентироваться, отыскать нужную информацию и тем самым узнать что-то новое и полезное для себя. Для этого текст должен быть логически упорядоченным, ведь у читателя вряд ли есть много времени и желания на расшифровку непонятного набора высказываний.

    Комментарии (1)

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сталкер как найти фт 200м
  • Как найти деревню смурфиков
  • Как найти девочку 11 летнюю девочку
  • Как найти диаметр имея треугольник
  • Как найти температуру ноутбука