Алгоритм
написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
(рекомендации
для педагогов)
«Основная
образовательная программа дошкольного образования» —
программа, разрабатываемая,
утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе):
- в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования - с учетом соответствующей
примерной
основной образовательной программы дошкольного образования
Основная общеобразовательная
программа
- это
нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий
специфику содержания образования, особенности организации
воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых
образовательных
и медицинских услуг
Программа должна учитывать:
- конкретные условия, которые
создаются
в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная
нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития
дошкольников - индивидуальные особенности,
интересы и возможности детей - педагогические технологии
обучения которые применяются в работе с детьми - мотивацию образовательной
деятельности воспитанников дошкольного учреждения
структура
Программы
2.11. Программа
включает три основных раздела:
- целевой
- содержательный
- организационный
В каждом из них
отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений
Целевой
раздел программы
- Пояснительная записка (цели и
задачи программы
принципы и подходы
к формированию программы
значимые для
разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей
развития детей раннего и дошкольного возраста)
- Планируемые результаты
освоения программы
Программа строится
на основании следующих принципов
1.
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной
целью дошкольного образования является развитие ребенка
2. Принцип научной
обоснованности и практической применимости (содержание
программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой
практике дошкольного образования)
3.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
(Объединение
комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой
«темы» ; Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события»,
«реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей )
4. Принцип
интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей. Под
интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние
(или
процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения
и
взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность
образовательного процесса
- Характеристики особенностей
развития детей раннего и дошкольного возраста
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
(может
быть сделана ссылка на программу)
Планируемые
результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к
целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса
- Целевые ориентиры образования
в младенческом и раннем возрасте - Целевые ориентиры на этапе
завершения дошкольного образования
Содержательный
раздел образовательной программы
Описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное
развитие
(развитие игровой деятельности детей , трудовое воспитание, формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое
воспитание детей) - Познавательное развитие(
ФЭМП, Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем) - Речевое развитие
- Художественно — эстетическое
развитие
Алгоритм
описания каждого направления
- Цель
- Задачи
- Принципы и подходы
- Формы организации по возрастам
и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с
семьями) - Описание вариативной части в
данном направлении( если они есть) - Цель
- Задачи
- Принципы и подходы
- Формы организации по возрастам
и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с
семьями)
Описание
вариативной части в данном направлении( если они есть)
Организационный
раздел образовательной программы
- описание материально-технического
обеспечения Программы,
- обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания, - распорядок и /или режим дня,
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, - особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды
Краткая презентация программы
(ориентирована на родителей и доступна для ознакомления):
- возрастные и иные категории
детей, в том числе детей с ОВЗ; - используемые примерные
программы; - характеристика взаимодействия
педколлектива с семьями детей
«Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» (рекомендации для педагогов)
Выступление на педагогическом совете МБДОУ
Зам. заведующего Батырь Инна Владимировна
«Основная образовательная программа дошкольного образования» —
программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе):
- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
- с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования
Основная общеобразовательная программа
- это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных
и медицинских услуг
Программа должна учитывать:
- конкретные условия, которые создаются
в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников - индивидуальные особенности, интересы и возможности детей
- педагогические технологии обучения которые применяются в работе с детьми
- мотивацию образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения
структура Программы
2.11. Программа включает три основных раздела:
- целевой
- содержательный
- организационный
В каждом из них отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений
Целевой раздел программы
- Пояснительная записка (цели и задачи программы
принципы и подходы к формированию программы
значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)
- Планируемые результаты освоения программы
Программа строится на основании следующих принципов
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
(Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей)
4. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние
(или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения
и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса
- Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
(может быть сделана ссылка на программу)
Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
- Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Содержательный раздел образовательной программы
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие (развитие игровой деятельности детей , трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое воспитание детей)
- Познавательное развитие( ФЭМП, Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем)
- Речевое развитие
- Художественно — эстетическое развитие
Алгоритм описания каждого направления
- Цель
- Задачи
- Принципы и подходы
- Формы организации по возрастам и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)
- Описание вариативной части в данном направлении( если они есть)
- Цель
- Задачи
- Принципы и подходы
- Формы организации по возрастам и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)
Описание вариативной части в данном направлении( если они есть)
Организационный раздел образовательной программы
- описание материально-технического обеспечения Программы,
- обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
- распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления):
- возрастные и иные категории детей, в том числе детей с ОВЗ;
- используемые примерные программы;
- характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей
Алгоритм написания ООП ДО:
1. Приказ руководителя ДОО о создании рабочей группы по разработке /переработке ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.
2. Изучение нормативных документов:
· ФЗ «Об образовании в РФ»
· ФГОС ДО
· Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по программам дошкольного образования
· СаНПиН-2013
· Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014
·
3. Определить количество ООП ДО в ДОО, т.к., согласно п. 2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее —
Группы) могут реализовывать разные Программы, следовательно, в организации может быть несколько ООП, отличающихся не только содержанием, но и задачами работы (общеразвивающей,
компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и др.).
4. Определить содержание части, формируемой участниками образовательных отношений и показать процентное соотношение
обязательной части не менее 60% и вариативной не более 40%. В методических рекомендациях сформулированы подходы к решению этого вопроса, прежде всего, через учебный план организованной
образовательной деятельности, составленный с учётом требований СанПиН-2013. В учебном плане определено количество НОД в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных
отношений. Например:
Возрастная группа |
Количество НОД в неделю |
||
Обязательная часть |
Часть, формируемая участниками ОО |
Всего |
|
2 младшая группа |
6 |
4 |
10 |
Средняя группа |
7 |
3 |
10 |
Старшая группа |
12/13 |
||
Подготовительная к школе |
17/18 |
Важно согласовать количество НОД по
реализации ООП и по дополнительным платным образовательным услугам, если их организация предполагается. Подчёркиваем, что организация дополнительных образовательных услуг возможна, но не в
ущерб реализации ООП ДО, и аргументирована имеющимися у детского сада возможностями (материально-техническими, кадровыми и проч.).
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
· цели и задачи реализации программы;
Цель реализации Программы: обеспечение выполнения
требований ФГОС дошкольного образования в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.
Задачи реализации Программы:
В обязательной части Программы указать задачи
комплексной (примерной) программы, важно, чтобы их содержание соответствовало социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного
образования или 9 задач из ФГОС ДО п.1.6.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, указать цели и задачи, связанные с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием приоритетных направлений
деятельности в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность**;
· принципы и подходы к формированию
программы:
указать принципы программы (комплексной, примерной), с учётом
которой разрабатывается обязательная часть Программы.
· значимые для разработки и реализации Программы
характеристики, в т.ч.:
1. характеристики особенностей развития детей
раннего и дошкольного возраста:
-особенности контингента воспитанников
(количественные и качественные характеристики)
— количество детей, количество и виды групп,
-особенности психофизического развития детей: общее
недоразвитие речи, ограниченные возможности здоровья по… (указать), тубвиражные дети и т.д.,
-индивидуальные особенности (социальный статус
семей, полные-неполные семьи, национальность и проч.);
2. информация о содержании части, формируемой
участниками образовательных отношений, в т.ч. информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.
1.2. Планируемые результаты освоения
Программы.
Эта часть Программы составляется на основе
IV раздела ФГОС ДО, п. 4.6. (Целевые ориентиры
образования).
Дополняется и конкретизируется описанием планируемых
результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и
детей-инвалидов и др.).
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.
В этом разделе программы необходимо указать:
1. содержание воспитательно-образовательной работы по
каждому направлению развития и образования детей (ФГОС дошкольного образования п. 2.6.) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
2. используемые вариативные программы дошкольного
образования (парциальные, комплексные, примерные) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания***.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации
ООП ДО.
В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены:
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
(п.2.7 ФГОС дошкольного образования, «сквозные механизмы развития
ребёнка»);
• способы и направления поддержки детской инициативы; (в основе этого пункта
требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы п.3.2.1);
•особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
(описание системы взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников);
• иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения
авторов (возможно описание оценки индивидуального развития детей: педагогическая и психологическая диагностика).
2.3. Содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей (планируется, если такие дети есть дошкольной
образовательной организации).
Этот раздел должен содержать описание коррекционной
работы и/или инклюзивного образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно:
1. специальных условий для получения образования детьми
с ОВЗ:
2. механизмы адаптации Программы для указанных
детей;
3. использования специальных образовательных программ и
методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;
4. особенностей проведения групповых и индивидуальных
коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
3. Организационный раздел.
Организационный раздел дает представление о том, в
каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:
3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского
сада, в т.ч. вариативных форм дошкольного
образования;
3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организованной
образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события,
праздники, мероприятия, их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП).
При проектировании образовательной деятельности необходимо учитывать требования ФГОС
ДО, указанные в п.2.10. к объёму обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений, (не более 40%).
3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды
помещений залов, кабинетов, лабораторий, групп (зоны или центры активности, уголки),
участка и прилегающей территории;
3.4.Описание материально-технического обеспечения программы:
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом
возможно обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их
необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т.д.
4. Краткая презентация ООП ДО
Дополнительный раздел программы, в соответствии с
п.2.13 ФГОС дошкольного образования.
*Каждый раздел программы начинается с новой
страницы.
**Курсивом выделена часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
*** Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы
должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.
Алгоритм действий при формировании
участниками образовательных отношений части программы из образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими
самостоятельно.
На первом этапе, исходя из требования о
том, что данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и ориентироваться на специфику национальных,
социокультурных, экономических, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс, необходимо:
1. Провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов
воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:
Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за
прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной
организации, старший воспитатель).
Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и
членов их семей (мнение нескольких поколений даст больший материал для выработки) на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей
воспитанников как членов образовательного процесса.
Изучение запросов макросоциума и возможности использования его
структур в процессе воспитания и обучения ребенка как новой, комплексной системы, позволяющей использовать сетевое взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры и
науки. Здесь особенно важно координация действий и усилий при четком распределении функций между участниками сетевого взаимодействия.
2. На основании вышеизложенных исследований запросов членов образовательного процесса
(с учетом результатов мониторинга обследования воспитанников и анкетирования членов их семей, а так же педагогов и макросоциума) осуществляется подбор нескольких образовательных программ
различной направленности из числа парциальных и иных программ и/или созданных самостоятельно образовательной организацией отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и
мотивации.
3. Обсуждение (открытое и гласное) выбранных программ педагогами и родителями – с
целью изучения их специфики и содержания.
4. Выбор образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных
программ и/или созданных ими самостоятельно, которые лягут в основу части образовательной программы дошкольной организации.
На втором этапе необходимо определить формы
организации работы с воспитанниками.
1. Педагог – психолог изучив результаты мониторинга и анкетирования и выбранных
программ определяет формы организации работы с точки зрения психологии.
2. Старший воспитатель подбирает формы организации работы с воспитанниками с учетом
требований методологии и ориентируясь на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс, а так же возможностям
педагогического коллектива организации.
3. Выбор формы организации работы с воспитанниками с учетом мнения педагогов и
родителей воспитанников, на основе предложенных педагогом-психологом и старшим воспитателем организации.
На третьем этапе осуществляется собственно
написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.
В таблице представлена корреляция структуры ОП по ФГТ и ОП по ФГОС.
Структура по ФГТ |
Структура по ФГОС |
Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для |
Программа состоит из
Обе части являются
Объём обязательной части |
Обязательная часть Программы
1) пояснительная
2) организация режима
3) содержание
4) содержание коррекционной
5) планируемые результаты
6) система мониторинга |
Структура основной 1) целевой, 2)содержательный, 3)организационный.
В каждом разделе отражается |
1. Пояснительная записка (возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном
5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на |
1. Целевой раздел включает
1.1.Пояснительная записка,
1.2 Планируемые результаты |
3.Содержание
4.Содержание коррекционной |
2. Содержательный раздел
2.1.Раскрывает содержание
2.2.Используемые в работе
2.3.Содержание |
2.Организация режима пребывания детей в
6. Система мониторинга |
3. Организационный
3.1. Содержит распорядок
3.2.Модель
3.3.Особенности организации
3.4.Описание |
4. Дополнительным разделом программы является её краткая презентация, ориентированная |
Образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Авторы С.А. Трубицына. В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В.
Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич
Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией И.Е. Федосовой
Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
/ Автор Н.В. Нищева
Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» / Автор Н.М. Крылова
Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией
Е.А. Хилтунен
Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой
Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько
Образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру» / Автор С.П. Циновская
Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной
Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г. Кравцова
Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой
Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под редакцией Т.Н.
Доронова
Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой
Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / Авторы В.Ю.Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева
Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой
Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е.Г. Юдиной
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой
Образовательной программы дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой
Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги» / Авторы
Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова
Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьёвой
Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», часть 1 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б.
Юматовой
Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», часть 2 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б.
Юматовой
Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева
Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой
«Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
|Должность: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Образовательная программа дошкольного образования – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО. Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника — физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое — во взаимосвязи.
«Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
Образовательная программа дошкольного образования – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО. Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника — физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое — во взаимосвязи.
Разработка ОП – это создание совокупности примерной и дополнительных программ, отвечающих образовательному запросу социума, обеспечивающих самореализацию, достижение определенного уровня образованности, разностороннего развития и адаптации дошкольников в социальной среде.
В настоящее время дошкольным организациям необходимо осуществить разработку (корректировку) программы на основе ФГОС ДО с учетом примерной ООП ДО и других нормативных документов, регламентирующих их образовательную деятельность.
Конечной целью создания ОП является реализация в ДОО собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий, поэтому она должна быть сугубо индивидуальной для каждой организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей, социума.
В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
При проектировании образовательной программы необходимо учитывать требования ФГОС ДО, указанные в п.2.10. к объёму обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений, (не более 40%).
1. Целевой раздел образовательной программы детского сада включает в себя пояснительную записку, раскрывающую:
-цели и задачи реализации программы;
-принципы и подходы к формированию Программы;
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Кроме того, в пояснительную записку входят планируемые результаты освоения Программы.
Цель реализации Программы: обеспечение выполнения требований ФГОС дошкольного образования в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.
Задачи реализации Программы:
В обязательной части Программы указать задачи комплексной (примерной) программы, важно, чтобы их содержание соответствовало социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования или 9 задачам из ФГОС ДО п.1.6.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, указать цели и задачи, связанные с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием приоритетных направлений деятельности в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
Принципы и подходы к формированию программы:
указать принципы программы (комплексной, примерной), с учётом которой разрабатывается обязательная часть Программы.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.:
1. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста:
-особенности контингента воспитанников (количественные и качественные характеристики)
— количество детей, количество и виды групп,
-особенности психофизического развития детей: общее недоразвитие речи, ограниченные возможности здоровья
-индивидуальные особенности (социальный статус семей, полные-неполные семьи, национальность и проч.);
2. информация о содержании части, формируемой участниками образовательных отношений, в т.ч. информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.
Планируемые результаты освоения Программы.
Эта часть Программы составляется на основе IV раздела ФГОС ДО, п. 4.6. (Целевые ориентиры образования).
Дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).
2. Содержательный раздел Программы должен включать:
— описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
-описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
-описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.
В этом разделе программы необходимо указать:
содержание воспитательно-образовательной работы по каждому направлению развития и образования детей (ФГОС дошкольного образования п. 2.6.) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно эстетическое развитие;
● физическое развитие.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.
В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены:
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (п.2.7 ФГОС дошкольного образования, «сквозные механизмы развития ребёнка»);
• способы и направления поддержки детской инициативы; (в основе этого пункта требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы п.3.2.1);
•особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (описание системы взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников);
• иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов (возможно описание оценки индивидуального развития детей: педагогическая и психологическая диагностика).
2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (планируется, если такие дети есть в дошкольной образовательной организации).
Этот раздел должен содержать описание коррекционной работы и/или инклюзивного образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно:
1.специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ:
2.использования специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;
3.особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
3. Организационный раздел должен включать в себя описание материально-технического содержания Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:
3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского сада, в т.ч. вариативных форм дошкольного образования;
3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП).
3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды помещений залов, кабинетов, , групп (зоны или центры активности, уголки), участка и прилегающей территории;
3.4.Описание материально-технического обеспечения программы:
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом возможно обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т.д.
4. Краткая презентация ООП ДО
Дополнительный раздел программы, в соответствии с п.2.13 ФГОС дошкольного образования.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Она должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации указываются:
-возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ДОО, в том числе категории детей с ОВЗ, если Программа предусматривает особенности ее реализации для данной категории детей;
-используемые Примерные программы;
-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Каждый раздел программы начинается с новой страницы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.
В соответствии с частью 6 статьи 12 действующего ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Дата издания: 25.05.2015
Информация размещена с разрешения автора