Как составить основную образовательную программу для доу

Алгоритм
написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

(рекомендации
для педагогов)

«Основная
образовательная программа дошкольного образования»

программа, разрабатываемая,
утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе):

  •  в соответствии с
    федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
    образования
  •  с учетом соответствующей
    примерной
    основной образовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная
программа

  •  это
    нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий
    специфику содержания образования, особенности организации
    воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых
    образовательных
    и медицинских услуг

Программа должна учитывать:

  • конкретные условия, которые
    создаются
    в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная
    нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития
    дошкольников
  • индивидуальные особенности,
    интересы и возможности детей
  • педагогические технологии
    обучения которые  применяются в работе с детьми
  • мотивацию образовательной
    деятельности  воспитанников дошкольного учреждения
        

структура
Программы

2.11. Программа
включает  три основных раздела:

  •  целевой
  •  содержательный
  •  организационный

В каждом из них
отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целевой
раздел программы

  • Пояснительная записка (цели и
    задачи программы

принципы и подходы
к формированию программы

значимые для
разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей
развития детей раннего и дошкольного возраста)

  • Планируемые результаты
    освоения программы

Программа строится
на основании следующих принципов

1.   
Принцип развивающего образования,
в соответствии с которым главной
целью дошкольного образования является развитие ребенка

2. Принцип научной
обоснованности и практической применимости
(содержание
программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой
практике дошкольного образования)

3.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

(Объединение
комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой
«темы» ; Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события»,
«реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей
)

4.  Принцип
интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей.
Под
интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние

(или
процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения

и
взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность
образовательного процесса

  • Характеристики особенностей
    развития детей раннего и дошкольного возраста
    характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

(может
быть сделана ссылка на программу)

Планируемые
результаты освоения программы
конкретизируют требования ФГОС ДО к
целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса

  • Целевые ориентиры образования
    в младенческом и раннем возрасте
  • Целевые ориентиры на этапе
    завершения дошкольного образования

 Содержательный
раздел образовательной программы

Описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

  • Физическое развитие 
  •  Социально-коммуникативное
    развитие

    (развитие игровой деятельности детей , трудовое воспитание, формирование
    основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое
    воспитание детей)
  •  Познавательное развитие(
    ФЭМП,  Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем)
  •  Речевое развитие
  • Художественно — эстетическое
    развитие

Алгоритм
описания каждого направления

  • Цель
  • Задачи
  • Принципы и подходы
  • Формы организации по возрастам
    и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с
    семьями)
  • Описание вариативной части в
    данном направлении
    ( если они есть)
  • Цель
  • Задачи
  • Принципы и подходы
  • Формы организации по возрастам
    и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с
    семьями)

Описание
вариативной части в данном направлении
( если они есть)

Организационный
раздел образовательной программы

  • описание материально-технического
    обеспечения Программы,
  • обеспеченность методическими
    материалами и средствами обучения и воспитания,
  • распорядок и /или режим дня,
    особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,
  • особенности организации
    развивающей предметно-пространственной среды

Краткая презентация программы
(ориентирована на родителей и доступна для ознакомления):

  • возрастные и иные категории
    детей, в том числе детей с ОВЗ;
  • используемые примерные
    программы;
  • характеристика взаимодействия
    педколлектива с семьями детей

«Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» (рекомендации для педагогов)

Выступление на педагогическом совете МБДОУ

Зам. заведующего Батырь Инна Владимировна 

«Основная образовательная программа дошкольного образования» —

программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе):

  •  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
  •  с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа

  •  это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных
    и медицинских услуг

Программа должна учитывать:

  • конкретные условия, которые создаются
    в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников
  • индивидуальные особенности, интересы и возможности детей
  • педагогические технологии обучения которые  применяются в работе с детьми
  • мотивацию образовательной деятельности  воспитанников дошкольного учреждения     

структура Программы

2.11. Программа включает  три основных раздела:

  •  целевой
  •  содержательный
  •  организационный

В каждом из них отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целевой раздел программы

  • Пояснительная записка (цели и задачи программы

принципы и подходы к формированию программы

значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

  • Планируемые результаты освоения программы

Программа строится на основании следующих принципов

1.    Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

(Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей)

4.  Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние
(или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения
и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

  • Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
    характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

(может быть сделана ссылка на программу)

Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

  • Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

 Содержательный раздел образовательной программы

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

  • Физическое развитие 
  •  Социально-коммуникативное развитие (развитие игровой деятельности детей , трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое воспитание детей)
  •  Познавательное развитие( ФЭМП,  Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем)
  •  Речевое развитие
  • Художественно — эстетическое развитие

Алгоритм описания каждого направления

  • Цель
  • Задачи
  • Принципы и подходы
  • Формы организации по возрастам и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)
  • Описание вариативной части в данном направлении( если они есть)
  • Цель
  • Задачи
  • Принципы и подходы
  • Формы организации по возрастам и направлениям(в совместной , режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)

Описание вариативной части в данном направлении( если они есть)

Организационный раздел образовательной программы

  • описание материально-технического обеспечения Программы,
  • обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
  • распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления):

  • возрастные и иные категории детей, в том числе детей с ОВЗ;
  • используемые примерные программы;
  • характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей

Алгоритм написания ООП ДО:

1.      Приказ руководителя ДОО о создании рабочей группы по разработке /переработке ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.

2.      Изучение нормативных документов:

·         ФЗ «Об образовании в РФ»

·         ФГОС ДО

·         Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по программам дошкольного образования

·         СаНПиН-2013

·         Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014

·     

3.      Определить количество ООП ДО в ДОО, т.к., согласно п. 2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее —
Группы) могут реализовывать разные Программы,  следовательно, в организации может быть несколько ООП, отличающихся не только содержанием, но и задачами работы (общеразвивающей,
компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и др.).

4.      Определить содержание части, формируемой участниками образовательных отношений и показать процентное соотношение
обязательной части не менее 60% и вариативной не более 40%. В методических рекомендациях сформулированы подходы к решению этого вопроса, прежде всего, через учебный план организованной
образовательной деятельности, составленный с учётом требований СанПиН-2013. В учебном плане определено количество НОД в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных
отношений. Например:

Возрастная группа

Количество НОД в неделю

Обязательная часть

Часть, формируемая

участниками ОО

Всего

2 младшая группа

6

4

10

Средняя группа

7

3

10

Старшая группа

12/13

Подготовительная к школе
группа

17/18

Важно согласовать количество  НОД по
реализации ООП и  по дополнительным платным образовательным услугам, если их организация предполагается. Подчёркиваем, что организация дополнительных образовательных услуг возможна, но не в
ущерб реализации ООП ДО, и аргументирована  имеющимися у детского сада возможностями (материально-техническими, кадровыми и проч.).

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

·      цели и задачи реализации программы;

Цель реализации Программы: обеспечение выполнения
требований ФГОС дошкольного образования в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком  целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.

Задачи реализации Программы:

В обязательной части Программы указать  задачи
комплексной (примерной) программы, важно, чтобы их содержание соответствовало социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного
образования или 9 задач из ФГОС ДО п.1.6.

           
В части, формируемой участниками образовательных отношений, указать цели и задачи, связанные с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием приоритетных направлений
деятельности в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность**;

·      принципы и подходы к формированию
программы:

указать принципы программы (комплексной, примерной), с учётом
которой разрабатывается обязательная часть Программы.

·      значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
, в т.ч.:

1. характеристики  особенностей развития детей
раннего и дошкольного возраста:

-особенности контингента воспитанников
(количественные и качественные характеристики)

— количество детей, количество и виды групп,

-особенности психофизического развития детей: общее
недоразвитие речи, ограниченные возможности здоровья по… (указать), тубвиражные дети и т.д.,

-индивидуальные особенности (социальный статус
семей, полные-неполные семьи, национальность и проч.);

 2. информация о содержании части, формируемой
участниками образовательных отношений, в т.ч. информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.

1.2. Планируемые результаты освоения
Программы.

Эта часть Программы составляется на основе
IV раздела ФГОС ДО, п. 4.6. (Целевые ориентиры
образования).

Дополняется и конкретизируется описанием планируемых
результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и
детей-инвалидов и др.).

2. Содержательный раздел.

2.1.  Содержание образования по пяти образовательным областям.

В этом разделе программы необходимо указать:

1. содержание воспитательно-образовательной работы по
каждому направлению развития и образования детей (ФГОС дошкольного образования п. 2.6.) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно‑эстетическое развитие;

● физическое развитие.

2. используемые вариативные программы дошкольного
образования (парциальные, комплексные, примерные) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания***.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации
ООП ДО.

В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены:

• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
(
п.2.7 ФГОС дошкольного образования, «сквозные механизмы развития
ребёнка»)
;

• способы и направления поддержки детской инициативы; (в основе этого пункта
требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы п.3.2.1);

•особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
(описание системы взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников);

• иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения
авторов (возможно описание оценки индивидуального развития детей: педагогическая и психологическая диагностика).

2.3. Содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей
(планируется, если такие дети есть дошкольной
образовательной организации).

Этот раздел должен содержать описание коррекционной
работы и/или  инклюзивного образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно:

1.      специальных условий для получения образования детьми
с ОВЗ:

2.      механизмы адаптации Программы для указанных
детей;

3.      использования специальных образовательных программ и
методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;

4.      особенностей проведения групповых и индивидуальных
коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

3. Организационный раздел.

Организационный раздел дает представление о том, в
каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского
сада
, в т.ч. вариативных форм дошкольного
образования;

3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организованной
образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая
традиционные для данной дошкольной образовательной организации события,
праздники, мероприятия
, их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП).

При проектировании образовательной деятельности необходимо учитывать требования ФГОС
ДО, указанные в п.2.10. к объёму обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений, (не более 40%).

3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды
помещений залов, кабинетов, лабораторий, групп (зоны или центры активности, уголки),
участка и прилегающей территории;

3.4.Описание материально-технического обеспечения программы:

обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом
возможно  обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их
необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т.д.

4. Краткая презентация ООП ДО

Дополнительный раздел программы, в соответствии с
п.2.13 ФГОС дошкольного образования.

*Каждый раздел программы начинается с новой
страницы.

**Курсивом выделена часть, формируемая
участниками образовательных отношений.

*** Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы
должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

Алгоритм действий при формировании
участниками образовательных отношений части программы из образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных программ  и/или созданных ими
самостоятельно.

На первом этапе, исходя из требования о
том, что данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и ориентироваться на специфику национальных,
социокультурных, экономических, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс, необходимо:

1.         Провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов
воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

            Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за
прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной
организации, старший воспитатель).

            Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и
членов их семей (мнение нескольких поколений даст больший материал для выработки) на предмет выявления их  образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей
воспитанников как членов образовательного процесса.

            Изучение запросов макросоциума и возможности использования его
структур в процессе воспитания и обучения ребенка как новой, комплексной системы, позволяющей использовать сетевое взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры и
науки. Здесь особенно важно координация действий и усилий при четком распределении функций между участниками сетевого взаимодействия.

2.         На основании вышеизложенных исследований запросов членов образовательного процесса
(с учетом результатов мониторинга обследования воспитанников и анкетирования членов их семей, а так же педагогов и макросоциума) осуществляется подбор нескольких образовательных программ
различной направленности из числа парциальных и иных программ  и/или созданных самостоятельно образовательной организацией отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и
мотивации.

3.         Обсуждение (открытое и гласное) выбранных программ педагогами и родителями – с
целью изучения их специфики и содержания.

4.         Выбор образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных
программ  и/или созданных ими самостоятельно, которые лягут в основу части образовательной программы дошкольной организации.

На втором этапе необходимо определить формы
организации работы с воспитанниками.

1.         Педагог – психолог изучив результаты мониторинга и анкетирования и выбранных
программ определяет формы организации работы с точки зрения психологии.

2.         Старший воспитатель подбирает формы организации работы с воспитанниками с учетом
требований методологии и ориентируясь на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс, а так же возможностям
педагогического коллектива организации.

3.         Выбор формы организации работы с воспитанниками с учетом мнения педагогов и
родителей воспитанников, на основе предложенных педагогом-психологом и старшим воспитателем организации.

На третьем этапе осуществляется собственно
написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации  работы с воспитанниками.

В таблице представлена  корреляция структуры ОП по ФГТ и ОП по ФГОС. 

Структура по ФГТ

Структура по ФГОС

Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для
реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса — не более 20% общего объема Программы.

Программа состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми.

Объём обязательной части
Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%

Обязательная часть Программы
должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная
записка;

2) организация режима
пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание
психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей

4) содержание коррекционной
работы

5) планируемые результаты
освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Структура основной
образовательной программы включает три основных раздела:

1) целевой,

2)содержательный,

3)организационный.

В каждом разделе отражается
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

1. Пояснительная записка (возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном
учреждении;  приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; цели и задачи
деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;  особенности осуществления образовательного процесса
(национально-культурные, демографические, климатические и другие); принципы и подходы к формированию Программы).

5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на
итоговые и промежуточные.

1. Целевой раздел включает
в себя

1.1.Пояснительная записка,
раскрывающую цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.
характеристики  особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

1.2 Планируемые результаты
освоения Программы (учёт возрастных, индивидуальных, особенностей развития детей с ОВЗ).

3.Содержание
психолого-педагогической работы
по освоению детьми образовательных
областей “Физическая культура”, “Здоровье”, “Безопасность”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”,
“Музыка”

4.Содержание коррекционной
работы
(для детей с
ограниченными возможностями здоровья).

2. Содержательный раздел

2.1.Раскрывает содержание
образования по пяти образовательным областям.

2.2.Используемые в работе
детского сада образовательные технологии, а именно: формы, способы, методы и средства реализации Программы.

2.3.Содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

2.Организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении включает (ежедневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей,
предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями)

6. Система мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы)

3. Организационный
раздел

3.1. Содержит распорядок
и/или режим дня.

3.2.Модель
воспитательно-образовательного процесса.

3.3.Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды.

3.4.Описание
материально-технического обеспечения Программы: обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

4. Дополнительным разделом программы является её краткая презентация, ориентированная
прежде всего на родителей воспитанников.

Образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Авторы С.А. Трубицына. В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В.
Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич

Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией И.Е. Федосовой

Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
/ Автор Н.В. Нищева

Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» / Автор Н.М. Крылова

Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией
Е.А. Хилтунен

Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько

Образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру» / Автор С.П. Циновская

Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г. Кравцова

Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой

Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под редакцией Т.Н.
Доронова

Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой

Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / Авторы В.Ю.Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева

Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой

Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е.Г. Юдиной

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой

Образовательной программы дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой

Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги» / Авторы
Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова

Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьёвой

Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», часть 1 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б.
Юматовой

Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», часть 2 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б.
Юматовой

Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева

Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой

«Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»

|Должность: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Образовательная программа дошкольного образования – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО.  Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника — физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое — во взаимосвязи.

«Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»

Образовательная программа дошкольного образования – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО.  Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника — физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое — во взаимосвязи.
Разработка ОП – это создание совокупности примерной и дополнительных программ, отвечающих образовательному запросу социума, обеспечивающих самореализацию, достижение определенного уровня образованности, разностороннего развития и адаптации дошкольников в социальной среде.
В настоящее время дошкольным организациям необходимо осуществить разработку (корректировку) программы на основе ФГОС ДО с учетом примерной ООП ДО и других нормативных документов, регламентирующих их образовательную деятельность.
Конечной целью создания ОП является реализация в ДОО собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий, поэтому она должна быть сугубо индивидуальной для каждой организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей, социума.
В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
При проектировании образовательной программы необходимо учитывать требования ФГОС ДО, указанные в п.2.10. к объёму обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений, (не более 40%).

1. Целевой раздел образовательной программы детского сада включает в себя пояснительную записку, раскрывающую:
-цели и задачи реализации программы;
-принципы и подходы к формированию Программы;
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Кроме того, в пояснительную записку входят планируемые результаты освоения Программы.
Цель реализации Программы: обеспечение выполнения требований ФГОС дошкольного образования в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком  целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.
Задачи реализации Программы:
В обязательной части Программы указать  задачи комплексной (примерной) программы, важно, чтобы их содержание соответствовало социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования или 9 задачам из ФГОС ДО п.1.6.
            В части, формируемой участниками образовательных отношений, указать цели и задачи, связанные с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием приоритетных направлений деятельности в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
Принципы и подходы к формированию программы:
указать принципы программы (комплексной, примерной), с учётом которой разрабатывается обязательная часть Программы.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.:
1. характеристики  особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста:
-особенности контингента воспитанников (количественные и качественные характеристики)
— количество детей, количество и виды групп,
-особенности психофизического развития детей: общее недоразвитие речи, ограниченные возможности здоровья
-индивидуальные особенности (социальный статус семей, полные-неполные семьи, национальность и проч.);
2. информация о содержании части, формируемой участниками образовательных отношений, в т.ч. информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.
Планируемые результаты освоения Программы.
Эта часть Программы составляется на основе IV раздела ФГОС ДО, п. 4.6. (Целевые ориентиры образования).
Дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).

2. Содержательный раздел Программы должен включать:
— описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
-описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
-описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
2.1.  Содержание образования по пяти образовательным областям.

В этом разделе программы необходимо указать:
содержание воспитательно-образовательной работы по каждому направлению развития и образования детей (ФГОС дошкольного образования п. 2.6.) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно эстетическое развитие;
● физическое развитие.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.
В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены:
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (п.2.7 ФГОС дошкольного образования, «сквозные механизмы развития ребёнка»);
• способы и направления поддержки детской инициативы; (в основе этого пункта требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы п.3.2.1);
•особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (описание системы взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников);
• иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов (возможно описание оценки индивидуального развития детей: педагогическая и психологическая диагностика).

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (планируется, если такие дети есть в дошкольной образовательной организации).
Этот раздел должен содержать описание коррекционной работы и/или  инклюзивного образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно:
1.специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ:
2.использования специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;
3.особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

3. Организационный раздел должен включать в себя описание материально-технического содержания Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:
3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского сада, в т.ч. вариативных форм дошкольного образования;
3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП).
3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды помещений залов, кабинетов, , групп (зоны или центры активности, уголки), участка и прилегающей территории;
3.4.Описание материально-технического обеспечения программы:
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом возможно  обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т.д.

4. Краткая презентация ООП ДО
Дополнительный раздел программы, в соответствии с п.2.13 ФГОС дошкольного образования.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Она должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации указываются:
-возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ДОО, в том числе категории детей с ОВЗ, если Программа предусматривает особенности ее реализации для данной категории детей;
-используемые Примерные программы;
-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Каждый раздел программы начинается с новой страницы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

В соответствии с частью 6 статьи 12 действующего ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Дата издания: 25.05.2015

Информация размещена с разрешения автора

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На принтере возникла непредвиденная проблема с конфигурацией 0x80040004 как исправить
  • Как найти затопленную пещеру геншин
  • Как найти треть пути
  • Как найти золото в тульской области
  • Как найти друзей с помощью магии