Содержание
- Как грамотно оформить ответ после рассмотрения жалобы
- Существующие разновидности обращений граждан
- Как правильно оформить ответ на жалобу гражданина
- Особенности подготовки ответов на обращения граждан
- Как происходит отправка ответа после рассмотрения жалобы
- Права гражданина и гарантия безопасности
- Правила, регламентирующие рассмотрение обращений граждан
- Специалист администрации
- Грабовский Олег Владимирович
- Никольская-Чаловская Анастасия Владимировна
- Петрова Валентина Владимировна
- Прудников Дмитрий Владимирович
- Комутбаева Анна Ивановна
- Болдырева Жанна Анатольевна
- Правила составления документа
- Алгоритм для правильного оформления
- Тонкости формирования ответов
- Отправка ответа заявителю
Нормы, которые нужно соблюдать в процессе составления ответа на жалобу, напрямую зависят от оснований её подачи. Если заявитель отразил все доводы правильно и по закону он прав, представители уполномоченного органа обязаны принять жалобу и применить соответствующие меры для устранения нарушения. Однако возможны ситуации, когда жалоба была подана без оснований.
В этом случае игнорировать обращение также нельзя. Необходимо подготовить квалифицированный и грамотный ответ на заявление гражданина. Если необходимость в проведении дополнительных проверок или исследований отсутствует, потребуется правомерный отказ.
Кстати! Если в жалобе приводятся объективные аргументы и представитель уполномоченного органа согласен с ними, необходимо принести извинения за неудобства или нарушение прав.
В ответе, оформляемом после рассмотрения жалобы, рекомендуется отразить, что подобный случай считается единичным и больше не повторится. Прочитав документ, гражданин должен сделать вывод о том, что заявитель находится на его стороне, поддерживает представленные в жалобе доводы и согласен с указанной позицией. Подобные меры позволят не допустить последующего обращения в надзорные или правоохранительные органы.
Составляя основной текст, рекомендуется внимательно изучить суть жалобы. Оформляя ответ, важно точно отразить все обстоятельства, привести ссылки на нормы действующего законодательства и указать меры, которые будут предприняты, если жалобу нужно удовлетворить.
Как грамотно оформить ответ после рассмотрения жалобы
Гражданин, недовольный оказанной услугой, имеет право подготовить жалобу в произвольной форме. Однако у представителей уполномоченных органов или организаций подобная возможность отсутствует. Ответ на письменное обращение граждан необходимо подготовить на фирменном бланке компании, если он присутствует.
Лучше использовать готовый пример. Дополнительно предстоит отразить обязательную информацию.
В список входят следующие данные:
- название инстанции, которая занималась рассмотрением жалобы (так, можно указать, что ответ оформляет представитель администрации);
- информация о лице, подготовившем документ;
- сведения об организации для оперативной связи;
- данные о заявителе;
- название обращения;
- обстоятельства, представленные в жалобе, а также итоговое решение, которое было вынесено в результате её рассмотрения;
- перечень приложений;
- дата оформления документа и подпись уполномоченного лица.
Срок рассмотрения жалобы чётко установлен по закону. Период не может превышать 30 дней. Срок начинает исчисляться с момента поступления документа.
На практике обстоятельства, отражённые в бумаге, могут требовать дополнительных проверок. В этом случае допустимо увеличение срока рассмотрения документа. Если период увеличивается, об этом обязательно должны сообщить заявителю, направившему обращение.
Видео
Существующие разновидности обращений граждан
Виды обращений, которые лица направляют на рассмотрение, отражены в нормах действующего законодательства.
Выделяют:
- Предложение. Документ оформляется, если у гражданина присутствует идея по улучшению работы организации. Документ принесет пользу для получателя письма, поскольку дает возможность обратить внимание на проблемы, выявленные клиентом. Соответствующие документы часто используются для совершенствования норм действующего законодательства или функционирования госорганов.
- Заявление. Документ обычно направляют, если необходимо исправить допущенные ошибки или обратить внимание на нарушение прав или интересов конкретных граждан. Дополнительно в заявлении можно отразить оценку качества работы организации или должностного лица.
- Жалоба. Документ оформляется, если необходимо защитить права и интересы конкретного лица или целой группы граждан.
Как правильно оформить ответ на жалобу гражданина
За годы работы компаний и государственных органов сформировалась определённая схема, которую необходимо соблюдать, чтобы подготовить грамотный ответ на обращение заявителя.
Рекомендуется действовать по следующей схеме:
- Выяснить, в чьей компетенции находится решение вопроса.
- Если заинтересованных в решении проблемы несколько, остальным участникам предстоит направить копию жалобы.
- Когда выявлено, что обращение направлено не в ту инстанцию, бумагу передают организации, обладающей соответствующей компетенцией по решению подобных вопросов. В этом случае заявителя обязательно необходимо уведомить о выполненном действии.
- Происходит рассмотрение доводов, представленных в обращении. Если требуется, выполняется проверка.
- Представитель уполномоченного органа изучает действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы, отраженные в жалобе.
- Готовится мотивированный ответ в соответствии с нормами законодательства. Дополнительно соблюдаются сроки, установленные законом.
- Подготовленный ответ направляется заявителю и иным лицам, на права которых оказывает влияние вынесенное решение.
Вышеуказанный перечень действий может меняться в зависимости от особенностей рассмотрения обращения.
Видео
Особенности подготовки ответов на обращения граждан
В законодательстве установлен четкий срок, в течение которого заявителю обязаны предоставить ответ на заявление. Информацию нужно писать на бумаге или оформлять в электронном виде. Период, зафиксированный в законодательстве, нарушать запрещено.
Обратите внимание: Точный срок напрямую зависит от того, какие действия потребуется осуществить для рассмотрения жалобы. В классической ситуации представителям уполномоченного органа даётся 30 суток. Если нужна дополнительная проверка, период может быть продлён до 60 дней. В последней ситуации заявителя обязаны уведомить о принятом решении.
Обязательно необходимо присутствие существенных оснований. Так, если получена резолюция руководителя о том, что жалобу будут рассматривать сразу несколько органов, уполномоченное лицо направляет копии документов всем участникам правоотношений. Соответствующее действие выполняется в течение недели.
Когда данные разосланы в соответствующие организации, они самостоятельно дают ответ заявителю. Существует и иная схема действий. Так, ответ может быть направлен в компанию, которая предоставила копию жалобы.
В этой ситуации срок рассмотрения документации сокращается до пятнадцати суток. Срок, в течение которого необходимо как-либо отреагировать на жалобу, контролируется уполномоченными органами. Если выявлено нарушение, должностных лиц привлекут к ответственности.
Видео
Как происходит отправка ответа после рассмотрения жалобы
Из вышеуказанного следует, что заявитель, направивший жалобу в органы местного самоуправления, обязан получить ответ на неё в течение установленного срока. Его предоставляют при помощи заказного письма или пересылки документации по электронной почте. Если лицо изъявило желание, ответ могут вручить заявителю лично.
Однако учитывайте, что закон не обязывает выполнять подобное действие.
Права гражданина и гарантия безопасности
Список прав, которые необходимо в обязательном порядке соблюдать, отражен в федеральных законах.
Лицо может:
- знакомиться с материалами, касающимися рассмотрения обращения по вопросам трудоустройства или иных сфер, если подобное действие не затрагивает права и интересы других лиц;
- получать ответы на заявки по существу;
- предоставлять дополнительные доказательства своей правоты и истребовать необходимые документы;
- обжаловать неправомерные решения;
- направлять документы с просьбой о прекращении рассмотрения обращения.
Закон гарантирует гражданам максимальную безопасность. Так, лицо не могут начать преследовать на основании того факта, что оно обратилось в уполномоченный орган с заявлением, содержащим критику. Дополнительно нельзя разглашать сведения, присутствующие в обращении гражданина. Возможность выполнить действия может дать только сам заявитель.
Видео
Правила, регламентирующие рассмотрение обращений граждан
Документация, подготовленная государственным органом, обязана соответствовать перечню требований. Они фиксируются законодательством. Так, организация будет рассматривать обращение только в том случае, если у неё присутствуют в соответствующие полномочия.
Область правоотношений регламентирует ФЗ № 59 от 2 мая 2006 года. В документе отражаются сроки, в течение которых нужно рассмотреть поступившее обращение. Дополнительно здесь присутствует процедура регистрации и порядок принятия решений по жалобам граждан.
Масленников Иван Иванович
С отличием закончил Государственную Юридическую Академию (ВСШ) по специальности правоведение. Большой опыт решения правовых вопросов широкого спектра.
Специалист администрации
Уважаемый Анатолий Леонидович!
В ответ на Ваше обращение от 16.01.2023 года № 08 по вопросу содержание дорог в д. Ознаково (подъезд к участку 33Б) сообщаем, 16.01.2023 осуществлен выезд сотрудника МКУ «УСБО Елизаветинского сп», указанная дорога прочищена, отвал на дороге к участку 33Б отсутствует. Очистка данной дороги производилась 11.01.2023г.
Приложение: фотоматериалы на 3-х листах направлены на указанную в обращении электронную почту.
Грабовский Олег Владимирович
Добрый день.
Прошу дать разъяснения по поводу наложения Обременения в виде:
— Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федераци
Кадастровые номера участков:
47:23:0137001:129
47:23:0137001:130
47:23:0137001:351
Никольская-Чаловская Анастасия Владимировна
Здравствуйте! Прошу от всей нашей деревни Яскелево поблагодарить вашего тракториста, который в праздничный выходной день 3 января приехал и расчистил нам дорогу после обильного снегопада! Спасибо большое!
С уважением, жители домов 32, 39,40,41 деревни Яскелево
Петрова Валентина Владимировна
Добрый день! Выражаем огромную благодарность работнику, осуществляющему уборку снега в деревне Березнево. Наш дом 33В находится на отшибе и зачастую снег становится серьезной проблемой для жизни в деревне.
Снег убирается регулярно и качественно. Большое спасибо!
С уважением, Валентина Петрова
Прудников Дмитрий Владимирович
Здравствуйте,15 декабря обращался в администрацию , № обращения 2599, по вопросу поломки уличного фонаря освещения. На сегодня 24.12.22 ответа на обращение нет, работы не производились. Повторю обращение: в д.
Березнево на последнем столбе освещения № 37/16 напротив дома 46А вышел из строя уличный фонарь освещения, это последний фонарь, далее освещение не предусмотрено, а далее лес. Сейчас на улице очень темно, 5 жилых домов находятся без уличного освещения. Людям пенсионного возраста на скользкой дороге без освещения находиться очень затруднительно, можно получить травму.
Убедительная ПРОСЬБА восстановить освещение и встретить Новый год без травм. Если у администрации нет возможности закупить уличный фонарь, то пришлите марку фонаря, а я готов приобрести его за свои средства. Вам останется его только установить.
Спасибо.
С уважением Д.Прудников
Комутбаева Анна Ивановна
Добрый день. Хотелось бы уточнить как можно решить ситуацию. Мы купили квартиру летом 2020 года.
Зимой в квартире очень холодно максимум температура поднимается до +16 градусов. Батареи не всегда горячие. А за отопление платёж идёт как будто у нас жара.
На крыше что то очень сильно гремит, заявки оставляли не раз, но ничего не меняется. У нас 5 этаж и вот уже 2-ой раз бежит крыша. В том году после ремонта в квартире потёк потолок пришлось всё переделывать и вот вновь бежит крыша снова делать ремонт, заявки не отрабатывают, после подачи заявки никто так и не пришёл посмотреть либо что-то сделать.
Прошу пожалуйста разобраться с проблемами квартиры.
Болдырева Жанна Анатольевна
Здравствуйте, примите пожалуйста меры,в связи с постоянными отключением электричества,и подачей нормального напряжения!Напряжение такое,что стиральная машина не включается,только ночью стираем,все остальные электроприборы так же работают(микроволновка и пр.)Полностью зависим от света,так как при отключении света,нет ни воды,ни отопления.Елизаветино,пл.Дружбы 16 .
Правила составления документа
Важно! Правила, применяемые при составлении ответа на жалобы, зависят в каждом случае от основания ее подачи. Когда заявителем верно указаны все доводы, и он прав, то жалоба должна быть принята, и по ней должны быть приняты соответствующие меры.
С другой стороны, когда поступает жалоба, подача которой была осуществлена без оснований, не стоит ее игнорировать. Необходимо дать квалифицированный и грамотный ответ на нее. В таких случаях, когда нет необходимости проведения дополнительных проверок или исследований, необходимо сразу отправить ему отказ.
Когда в жалобе приводятся объективные аргументы, и ее получатель с ними согласен, то в ответе следует принести извинения за неудобства или нарушенные права.
Рекомендуется указывать, что подобный случай — единственный и это больше не повториться. Из ответа должен следовать вывод о том, что вы находитесь на стороне заявителя и поддерживаете его доводы, согласны с его позицией. Это необходимо для того чтобы информация о спорной ситуации не поступила в какие-либо надзорные или правоохранительные органы.
В процессе составления основного текста необходимо ознакомиться точно с сутью жалобы. При составлении необходимо все точно описывать: обстоятельства, нормы закона и требования, а также меры, направленные на удовлетворение жалобы.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Инструкция по оформлению
В отличие от клиента или потребителя, который вправе изложить свою жалобу на обычном листе в произвольной форме, ответ на жалобу пишется на фирменном бланке организации при наличии таковых.
В ответе на жалобу следует указывать:
- Сведения о наименовании органа или юридического лица, от которого поступает ответ на поданную жалобу;
- Сведение о лице, которое рассмотрело поступившую жалобу;
- Контактную информацию об организации;
- Сведения о заявителе;
- Наименование документа («Ответ на жалобу»);
- Обстоятельства, указанные в жалобе, отражают позицию получателя жалобы, а также итоговые решения, которые приняты после её рассмотрения;
- Список документов, прилагаемых к ответу;
- Дата составления и подпись уполномоченного лица.
Учтите! Рассмотрение жалобы должно быть осуществлено в срок, который не может быть более 30 дней с момента ее поступления.
Когда обстоятельства, указанные в жалобе требуют проведения проверки, разрешается срок рассмотрения такого документа увеличить. Когда срок рассмотрения документа увеличивается, об этом должно быть сообщено заявителю.
Алгоритм для правильного оформления
Для того чтобы ответить, на поданное обращение или жалобу, необходимо выполнить следующий перечень действий:
- В первую очередь следует уточнить, к чьей компетенции относиться рассмотрение вопроса;
- Когда заинтересованных лиц в исходе дела несколько, остальным участникам следует направить копии поданной жалобы;
- Когда жалоба подана не в тот орган, то его передают органу, обладающему компетенцией по рассмотрению подобных вопросов. В этом случае осуществляется обязательное уведомление заинтересованного лица;
- Далее рассматриваются доводы, описанные в жалобе, и при необходимости проводиться их проверка;
- После этого уполномоченное лицо должно изучить нормативно – правовые документы, которые касаются указанных аргументов в жалобе и сложившихся обстоятельств, наличие которых явилось в качестве основания для ее составления;
- После изучения законодательных актов составляется мотивированный ответ в сроки, установленные законом;
- Составленный ответ направляется заявителю, а также иным лицам, на правах которых может отразиться принятое решение.
Указанный алгоритм действий может быть дополнен и иными действиями. Их конкретный перечень зависит от правовой ситуации и основания обращения.
Посмотрите видео. О порядке письменных и электронных обращений граждан:
Тонкости формирования ответов
Законодателем установлен период, в течение которого заявителю после получения его жалобы направляется письменный ответ. Нарушать установленный срок не допускается.
Итак, в настоящее время, действуют следующие сроки, оформления и направления ответов по поступившим жалобам:
- 30 дней;
- 60 дней в случае необходимости осуществления дополнительной проверки.
Как ранее было сказано, при увеличении срока рассмотрения обращения заявитель должен об этом уведомляться. Для увеличения срока должны использоваться только существенные основания.
Например, при получении резолюции руководителя о том, что жалоба рассматривается несколькими органами, уполномоченное лицо обязано в течение недели отослать копии всем участникам правоотношения.
После получения данных органы самостоятельно отвечают заявителю, или ответ направляется в организацию, из которой поступила копия жалобы. В этом случае для рассмотрения поступившего документа у них есть 15 дней.
Период, в течение которого орган прореагировал на поступившую жалобу, контролируется уполномоченными инстанциями. При выявлении нарушения должностные лица привлекаются к ответственности.
Отправка ответа заявителю
Итак, очевидно, что заявитель, обратившийся с жалобой, должен в течение срока получить на нее компетентный ответ.
Официальный ответ направляется посредством:
- Постового отправления заказным письмом;
- По электронной почте, когда заявитель оставляет ее адрес.
При наличии желания и возможности, ответ может быть вручен заявителю лично, хотя закон этого делать не обязывает.
Как составить коллективную жалобу в Прокуратуру, читайте тут.
Ответ на обращение граждан — это документ, в котором орган гос. власти или местного самоуправления предоставляет заявителю запрошенную им информацию.
Правила составления и оформления ответа
Порядок ответа на заявления и жалобы, сроки рассмотрения регулирует ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Нормы закона распространяются на отношения между физ. лицами или организациями с государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Ст. 9 ФЗ № 59 закрепляет правило обязательного рассмотрения обращения. Ответ предоставляют устно, если вопрос задан на личном приеме и заявитель не потребовал письменного закрепления, или письменно, если запрос поступил документально.
После регистрации заявления и принятия его на рассмотрение должностное лицо начинает работу с обращением (ст. 10 ФЗ № 59):
- рассматривает вопрос единолично или с участием заявителя;
- запрашивает необходимые документы и сведения;
- если выявлено нарушение прав — принимает меры для их восстановления и защиты;
- готовит письменный ответ по существу каждого вопроса;
- уведомляет гражданина о принятых мерах и предоставляет запрошенную информацию.
Составлением текста документа занимается чиновник лично или поручает юристу, секретарю или другому компетентному специалисту.
Закон не устанавливает требований к форме документа, его составляют с учетом общих правил документооборота:
- используют официальный бланк;
- указывают входящий номер и дату обращения;
- делают ссылку на нормативный акт, на основании которого составлен ответ;
- отвечают на поставленные вопросы со ссылкой на нормативные акты;
- излагают запрошенную информацию.
Документ подписывает руководитель государственного органа или органа местного самоуправления или должностное лицо ведомства (ч. 3 ст. 10 ФЗ № 59).
Образец ответа на жалобу
Стандартный шаблон:
_____________________________________________________ (наименование гос. органа)
Гражданину _____________________________ (ФИО, адрес)
На вх. № _________ от _______________.
Рассмотрев поступившее обращение о _____________________________________, администрация ________________________ района разъясняет следующее:
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
_______________________ (дата)
_______________________ (подпись)
Пример официального ответа:
Сроки написания ответа
На устный вопрос сроки ответа следующие (ст. 13 ФЗ № 59):
- если ситуация не требует специального изучения и проверки, с согласия гражданина отвечают устно в ходе приема;
- при невозможности ответить оперативно или при запросе гражданином письменного документа заявление регистрируют и дают ответ в течение 30 дней.
Письменное заявление регистрируют в течение трех дней после поступления (ч. 2 ст. 8 ФЗ № 59), после чего рассматривают в течение 30 дней со дня регистрации (ч. 1 ст. 12 ФЗ № 59).
На заявление, содержащее информацию о фактах возможных нарушений миграционного законодательства отвечают в течение 20 дней со дня регистрации.
В случаях, когда для ответа требуется проведение проверки или запрос большого объема документов, срок ответа продлевают не более чем на 30 дней, о чем уведомляют подателя жалобы.
Подборка наиболее важных документов по запросу Примеры ответов на обращения граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Приказ МВД России от 31.03.2021 N 186
«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2021 N 63515)125. Сотрудник, ответственный за рассмотрение заявлений, оформляет результаты межведомственных запросов и проверок в виде отдельного документа (рекомендуемый образец приведен в приложении N 9 к Административному регламенту), в котором должны содержаться фамилия (при наличии), имя (при наличии), отчество (при наличии), дата рождения заявителя (гражданина, в отношении которого подано заявление), регистрационный номер заявления, дата приема заявления, дата направления межведомственного запроса и дата получения ответа на межведомственный запрос, результаты проверок, фамилия, инициалы сотрудника, направившего межведомственные запросы, а также проводившего проверки по этому заявлению <1>.
При работе с обращениями граждан органы местной власти обязаны руководствоваться Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Но он не дает исчерпывающих ответов на все вопросы, которые возникают у муниципалитетов. В статье мы предложим рекомендации, которые частично восполнят эти пробелы. Прочтите ее, чтобы сократить количество судебных споров с заявителями. Чаще всего такие споры возникают в случаях, когда орган МСУ отказывается выполнить требования гражданина, не дает полного ответа на обращение или отвечает слишком поздно. Учтите, что в последнее время суды уже не ограничиваются проверкой сроков рассмотрения обращений. Они стали чаще вникать в содержание ответов органов власти.
Какими нормативными актами руководствоваться
Какими нормативными актами кроме Закона № 59-ФЗ органы МСУ должны руководствоваться при рассмотрении обращений граждан?
ОТВЕТ. НПА и их положения, которые надо применять при рассмотрении обращений, посмотрите в таблице ниже.
НПА и их положения, которые надо применять при рассмотрении обращений граждан
НПА и их нормы |
Пояснение |
---|---|
Статьи 18–22 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельностигосударственных органов и органов местного самоуправления» |
Статьи содержат положения о запросах информации |
Глава 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организациипредоставления государственных и муниципальных услуг» |
Применяйте в части, касающейся подачи жалоб на качество предоставления государственных и муниципальных услуг |
Региональные законы о дополнительных гарантиях права граждан на обращение |
Проверьте, принят ли такой закон в вашем регионе. Региональные законы о порядке рассмотрения обращений граждан приняты в 2/3 субъектов РФ |
Муниципальные акты, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан |
Могут быть поясняющими. Муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан не должен противоречить федеральному и региональному |
Что можно включить в муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан?
Ответ. В муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан можно включать:
- положения методических рекомендаций, разработанных в этой области;
- положения о распределении полномочий по рассмотрению обращений между подразделениями и сотрудниками органа МСУ с учетом его структуры;
- внутренние сроки рассмотрения обращений;
- порядок проведения личного приема, в том числе правила предварительной записи на него.
Не стоит включать в муниципальные акты то, что не предусмотрено Законом № 59-ФЗ. Например, не устанавливайте порядок ответа на телефонные обращения граждан или обращения в социальных сетях. Закон № 59-ФЗ ответы на такие обращения не предусматривает.
Как отвечать на коллективные обращения
Нередко в администрацию муниципального образования поступают коллективные обращения с многочисленными подписями и адресами. Как поступить: отправить ответ всем заявителям или только одному? Если одному, то кому именно?
На заметку: У каждого заявителя есть право на получение ответа (п. 3 ст. 5 Закона № 59-ФЗ)
ОТВЕТ. Направить ответ только одному заявителю вы вправе в двух ситуациях.
1. Авторы коллективного обращения указали в нем лицо, с которым нужно вести переписку.
2. В региональном законе о рассмотрении обращений сказано, что переписка ведется с первым заявителем по списку.
Если ни одно из этих условий не выполняется, отправьте ответ каждому заявителю по списку.
Какими способами направлять ответы заявителям
Заявитель прислал обращение на электронную почту. Можно ли ответить ему по обычной почте?
ОТВЕТ. Вы обязаны дать ответ по тому каналу связи, по которому гражданин обратился в орган МСУ. Исключение — если гражданин просит информировать его каким-то конкретным способом.
По общему правилу не нужно отвечать на одно обращение разными способами: например, и по электронной, и по обычной почте. Но вот ответ на досудебные жалобы в сфере муниципальных услуг при наличии просьбы от гражданина необходимо направлять и по почтовому, и по электронному адресу (ч. 8 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ).
Обращение поступило по почте, но за ответом гражданин явился лично. Как поступить?
ОТВЕТ. В Законе № 59-ФЗ не предусмотрено вручение ответа автору обращения лично. Но если гражданин пришел за этим в муниципалитет, то попросите его сделать запись на втором экземпляре ответа. Ее можно сформулировать так: «Я, Иванов Петр Евгеньевич, 22.03.2021 получил ответ на обращение от 05.03.2021 № 45/3456». Попросите гражданина поставить дату и подпись. Оставьте второй экземпляр ответа в муниципалитете. В случае спора прокуратура или суд признает, что заявитель получил ответ на свое обращение.
Как исчислять сроки работы с обращениями
Закон № 59-ФЗ предусматривает три календарных дня на регистрацию обращения, если оно поступило по обычной или электронной почте. С какого момента исчислять этот срок?
На заметку: Это правило соблюдайте и в случаях, когда обращение поступило через форму обратной связи на сайте органа МСУ
Ответ. День поступления документа в орган власти считайте первым из трех дней. Если обращение поступило в пятницу, лучше его в пятницу и зарегистрировать. Это правило соблюдайте и в случаях, когда обращения приходят через форму обратной связи на сайте органа МСУ. Если гражданин сам пришел в орган местного самоуправления и принес обращение, лучше зарегистрировать его сразу же.
Не отказывайте заявителю, если он просит поставить отметку о получении на втором экземпляре обращения. Но закон не обязывает вас копировать обращение, чтобы вернуть заявителю копию с отметкой. Оформлять специальный документ о получении обращения вы также не должны.
15 рабочих дней — срок ответа на жалобы по вопросам предоставления муниципальных услуг. В остальных случаях рассматривайте обращения в течение 30 календарных дней
В какие сроки рассматривать обращения?
ОТВЕТ. Закон № 59-ФЗ дает на рассмотрение обращения 30 дней. Первый их них — дата регистрации обращения. В течение 30 дней орган МСУ должен не только рассмотреть обращение и подготовить ответ на него, но и зарегистрировать этот ответ и отправить по почте заявителю.
Все остальные сроки в пределах 30 дней орган МСУ прописывает в муниципальных правовых актах самостоятельно. Например, вы можете установить сроки передачи обращения должностным лицам внутри органа МСУ или сроки рассмотрения его структурным подразделением, в которое направили обращение.
Ответы на жалобы по вопросам предоставления муниципальных услуг давайте в течение 15 рабочих дней. Направьте заявителю ответ не позднее следующего рабочего дня после его подписания (ч. 8 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ).
Как продлить срок рассмотрения обращения?
ОТВЕТ. Прежде чем вы продлите срок рассмотрения обращения, уведомьте об этом гражданина. Основания для продления укажите в уведомлении.
Продлить срок рассмотрения обращений можно только один раз и не более чем на 30 дней. Если поступил запрос информации, продлить срок ответа можно только на 15 дней. Направьте уведомление заявителю в течение первых 7 дней с момента регистрации запроса (ч. 6 ст. 18 Закона № 8-ФЗ).
Обращения часто содержат вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа МСУ или его должностного лица. В таких случаях обращение можно перенаправить в другой орган власти. Сколько раз можно переадресовать одно и то же обращение? В какой срок орган, получивший перенаправленное обращение, обязан на него ответить?
ОТВЕТ. Перенаправлять обращение гражданина другому органу для ответа по существу можно неограниченное количество раз. Но вернуть обращение органу, который направил его вам, нельзя. Уведомляйте гражданина о каждом перенаправлении.
Срок для ответа на перенаправленное обращение обычный — 30 дней. Он начинается с даты регистрации в последнем органе, куда поступило обращение.
На какие обращения отвечать обязательно, а на какие нет
Считать ли обращениями вопросы, поступающие через социальные сети?
ОТВЕТ. Законом № 59-ФЗ не установлено, что вопрос, поступивший через соцсети, — это обращение. Но орган МСУ вправе предусмотреть в муниципальном правовом акте возможность получения обращений через свой официальный аккаунт в социальной сети. В этом случае вы будете обязаны давать ответы на такие обращения.
Рекомендация: Чтобы подобные обращения не поступали, не размещайте в открытом доступе адреса служебной электронной почты сотрудников администрации
Обращение поступило не на официальную почту администрации, а на служебную почту ее сотрудника. Отвечать на него или нет?
ОТВЕТ. Если обращение поступило на служебную почту должностного лица органа МСУ, то его нужно зарегистрировать и рассмотреть. Либо перенаправьте обращение другому должностному лицу в соответствии с его компетенцией. Гражданин имеет право обратиться не только в орган местной власти, но и к его должностным лицам (ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ).
Что делать, если поступило обращение на иностранном языке?
ОТВЕТ. Вы вправе не отвечать на обращения на иностранных языках. Вся деловая переписка ведется только на русском языке (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»).
Если из обращения на иностранном языке понятны фамилия и почтовый адрес заявителя, сообщите ему о невозможности прочтения либо неясности сути предложения, заявления или жалобы (ч. 4, 4.1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Сообщение направьте гражданину в течение семи дней со дня регистрации обращения.
Давать ли письменный ответ, если обращение поступило на автоответчик?
ОТВЕТ. Давать письменный ответ в подобных случаях не нужно. Телефонные обращения на сегодня не легализованы. Поэтому рассматривайте их как сообщения, а не как обращения. Установите в муниципальном правовом акте порядок ответа на телефонные звонки именно как действия с сообщениями, а не с обращениями.
Юридические лица присылают в администрацию свои коммерческие предложения. Обязан ли орган МСУ на них отвечать?
ОТВЕТ. Коммерческие предложения юридических лиц подпадают под действие Закона № 59-ФЗ, и некоторые муниципалитеты на них отвечают. Но если вы пропишете в муниципальном правовом акте, что такие предложения обращениями не являются, то можно на них не реагировать. Тогда прокуратура не сочтет это нарушением.
На заметку
Обращение содержит ссылку на материал или видео. Учитывать ли ее при подготовке ответа
В обращении вам могут предложить перейти по ссылке, скачать файлы или посмотреть видео. Важно помнить, что вы рассматриваете обращение только в том виде, в котором оно попало в орган власти. Вы не обязаны проходить по ссылкам, скачивать файлы или смотреть видео. Вы даете ответ только по существу той информации, которая указана в обращении.
Гражданин завалил муниципалитет обращениями. Что делать
Можно ли отправить заявителю один ответ на несколько обращений?
ОТВЕТ. Можно, если суть вопроса в обращениях не менялась и по первому обращению не истек срок рассмотрения (определение Конституционного суда от 29.10.2020 № 2412-О).
Ситуация, когда гражданин направляет несколько одинаковых обращений, не редкость. Например, он посылает обращение по электронной почте, но подтверждения доставки не получает. Тогда он пишет и отправляет еще одно обращение, меняя или не меняя первоначальный текст.
При каких условиях орган МСУ вправе прекратить переписку?
Рекомендация: Если заявитель задал вопрос вроде «Когда же в городе будет порядок?», можно сослаться на неопределенность сути обращения и не давать на него ответ. Сообщите это автору обращения в течение семи дней
ОТВЕТ. Вы можете прекратить переписку, если:
- обращение содержит вопрос, на который гражданину уже неоднократно отвечали по существу;
- гражданин не приводит новые доводы, не ссылается на новые обстоятельства;
- гражданин ранее обращался по данному вопросу в этот же орган или к этому же должностному лицу.
В такой ситуации руководитель органа МСУ или другое должностное лицо вправе сделать вывод о безосновательности очередного обращения (ч. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Обязательно уведомьте гражданина о решении прекратить переписку.
АЛЕКСАНДР САВОСЬКИН, заведующий кафедрой конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета, д. ю. н., доцент
Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др.
Даем примеры расчета даты ответа на календаре – для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).
Вопрос в тему
Слышала, что сейчас суды считают разумным и достаточным 7 рабочих дней на подготовку ответа на входящее обращение. Откуда появился такой срок? Теперь что – госорганы могут 30 дней отвечать, а коммерческим организациям надо стараться в 7 рабочих дней уложиться, чтобы не рисковать? Если коммерческая организация в своем локальном нормативном акте запишет 30-дневный срок ответа на обращения, то это спасет от его уменьшения до 7 дней?
Как это ни удивительно, но законодательно установленные сроки подготовки ответов на обращения граждан не меняются уже давно. Хотя законодательное регулирование остается достаточно стабильным, этого нельзя сказать о практике его применения судами. С удивительной регулярностью в, казалось бы, идентичных ситуациях суды рассматривают спор, руководствуясь различными правовыми нормами и при этом не столько буквой закона, сколько принципом справедливости так, как его понимает судья. В результате, например, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании ЖКХ должны отвечать на запросы, то руководствуясь нормами Закона об обращениях граждан1, а то ориентируясь только на Закон о защите прав потребителей2.
30 дней для обращений в государственные и муниципальные органы
Конституция Российской Федерации в ст. 33 закрепляет право каждого обращаться лично, а также направлять обращения, как индивидуальные, так и коллективные, в государственные органы и органы местного самоуправления. В рамках развития и регулирования данного права законодатели приняли Закон об обращениях граждан. В его ст. 4 содержится четкая градация обращений по видам:
Таблица 1. Виды обращений граждан, согласно Закону об обращениях граждан
Этот закон детально регулирует порядок работы с обращениями граждан, юрлиц и объединений граждан: когда регистрировать, что можно перенаправить более компетентному органу, до какой даты ответить (в т.ч. случаи удвоения и, наоборот, сокращения стандартного срока ответа). По общему правилу отводится 3 дня на регистрацию поступившего обращения и 30 дней на подготовку и направление ответа.
Фрагмент документа
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения
…2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения
1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Закон об обращениях граждан не содержит указания, о каких днях идет речь: рабочих или календарных. В рамках сложившейся практики расчет принято вести в календарных днях (т.к. уточнения про рабочие дни в тексте закона нет). В законе также не сказано, куда сдвигается окончательная дата, если она выпадает на выходной, праздничный день: на предшествующий рабочий день или на ближайший следующий.
На основании данного закона государственными органами и иными уполномоченными лицами, наиболее часто сталкивающимися с обращениями граждан, разработаны детализированные регламенты и инструкции3. И там вопрос о переносе окончательной даты направления ответа с выходного на предшествующий или последующий рабочий день решается по-разному. Если ваша организация не подпадает под действие подобного профильного документа и вам нужно решить этот вопрос самостоятельно, то рекомендуем переносить дату подготовки ответа, если она выпадает на выходной день, на предшествующий рабочий, тогда получится, что вы уложитесь в календарные дни, отведенные Законом об обращениях граждан. Хотя те, кто переносит дату направления ответа на следующий за нерабочим рабочий день, видимо, опираются на главу 11 Гражданского кодекса РФ. Но из-за «нестабильности» судебной практики лучше укладываться в более сжатые сроки.
Пример 1. Расчет конечной даты ответа по Закону об обращениях граждан (обычно 30 дней)
Фрагмент документа
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Нарушение сроков ответа на обращения граждан чревато для должностных лиц привлечением к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. Обычно к ней привлекают не исполнителей, готовивших проект ответного документа, а руководителей, которые должны были его подписать.
30 дней для обращений в организации, выполняющие публично значимые функции
Необходимо четко понимать, что Закон об обращениях граждан имеет жесткую сферу применения. Согласно ч. 1 ст. 1 его положения распространяются только на правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ч. 4 ст. 1 этого закона аналогичный порядок рассмотрения обращений применяется так же иными юридическими лицами и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции. Такое расширение сферы действия закона произошло сравнительно недавно4. Причина этой поправки достаточно очевидна. Исторически сложилось, что в некоторых правоотношениях государство выступает не исполнителем, а гарантом надлежащего осуществления публично значимых функций другими лицами. Например, Конституционный суд РФ указывает, что нотариальные5 и адвокатские6 палаты, арбитражные управляющие7, не являясь государственным органом, осуществляют такие функции. Суды8 регулярно признают вузы организациями, участвующими в исполнении публично значимых функций. Российская Федерация и сейчас продолжает придерживаться курса на перераспределение части своих функций с целью повышения эффективности их администрирования. Из новинок подобного «делегирования» можно назвать, например, сбор банками биометрических данных граждан для единого государственного реестра9.
Однако необходимо четко понимать, что Закон об обращениях граждан действует избирательно – только на правоотношения, связанные с реализацией таких функций10.
На что же в этой ситуации ориентироваться организациям и гражданам, чтобы понять, распространяются ли на конкретное обращение положения данного закона и можно ли привлечь должностное лицо к административной ответственности за его нарушение?
Наиболее простой, хотя и достаточно условный критерий дает нам Конституционный суд РФ. В своих актах он последовательно озвучивает следующую позицию: обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, соответственно, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования11.
Утилитарное толкование этой фразы дает нам следующее: если запрос не касается «социально-культурных или иных функций некоммерческого характера» Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, то, скорее всего, он не подпадает и под сферу регулирования Закона об обращениях граждан12. Соответственно, следующим логичным шагом является заключение – если вы коммерческая организация, в уставе которой черным по белому написана цель «извлечение прибыли», значит и «ответ в течение 30 дней», вероятно, не про вашу компанию.
Вместе с тем отсутствие внятного перечня случаев, когда должны работать положения Закона об обращениях граждан, регулярно порождает проблемы как у организаций, так и у граждан. Даже профессиональные правоприменители регулярно путаются в том, как надлежит трактовать и применять их. На это указывает сложившаяся судебная практика, причем тот факт, что подобные дела доходят до Верховного суда РФ, говорит о значительной глубине имеющейся проблемы.
Кого постоянно путают «с госорганами» на тему работы с обращениями граждан? Прежде всего, это управляющие компании ЖКХ и банки. Попытки привлекать их к административной ответственности за нарушение сроков, установленных Законом об обращениях граждан, предпринимаются регулярно.
Судебная практика. Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2019 № 48-АД19-2
Основанием для привлечения Г. к административной ответственности… послужили… выводы о том, что названным лицом, являющимся начальником цеха обслуживания населения № 510 акционерного общества «Трансэнерго», которому поручено рассмотрение обращения Б. …по вопросу установки железных сеток на подвальные окна дома… в установленный срок не дан письменный ответ на данное обращение, что является нарушением требований Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
…состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Как усматривается из материалов дела… акционерное общество «Трансэнерго», будучи юридическим лицом, основной целью деятельности которого согласно уставу является извлечение прибыли через удовлетворение общественных потребностей в продукции, товарах, работах и услугах, производимых обществом, осуществляет управление многоквартирным домом… лицо, проживающее в одной из квартир… обратилось к директору общества… с вышеупомянутым заявлением. В рассматриваемом случае правоотношения собственника помещений в многоквартирном доме или проживающего в таком помещении лица с управляющей организацией носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на них не распространяются.
В постановлении Верховного Суда РФ от 15.02.2019 № 88-АД19-2 была высказана аналогичная позиция.
Часто граждане «обижаются» и на банки за непредоставление ответов в рамках сроков, определенных Законом об обращениях граждан. Судам всех уровней13 вплоть до Конституционного14 приходится их поправлять.
Основную причину попыток притянуть к этим отношениям требование «о 30 днях» мы видим прежде всего в фактическом бесправии и неспособности граждан отстаивать свои интересы в этих секторах экономики. Слишком часто рядовые потребители сталкиваются с произволом таких хозяйствующих субъектов и слишком дорого в финансовом плане обходится им отстаивание своих интересов в рамках действующего законодательства.
Вот с кем по-настоящему бывает трудно разобраться, так это с медицинскими организациями. Очень сложно разделить, где у больницы заканчивается публичная функция «защита здоровья граждан» и начинаются обычные коммерческие отношения по оказанию платных медицинских услуг15. В этом случае требуется индивидуальный подход. Впрочем, если деньги вы отдавали напрямую и заключали отдельный договор, то в отношениях с медицинской организацией на первое место будет выступать все же Закон о защите прав потребителей.
А в какие же сроки тогда отвечать?
Если мы не можем применить закон напрямую, мы можем использовать его по аналогии? Да, такая возможность есть, но далеко не ко всяким обращениям. Применение правовой нормы «по аналогии» оправданно только в тех случаях, когда отсутствует прямое законодательное регулирование. А во многих случаях у нас есть прямые законодательные нормы, определяющие порядок направления обращений в организации и ответа на них. Рассмотрим их более внимательно.
От 7 дней на «потребительские» обращения, а в отдельных случаях даже от 3 дней
Наиболее часто люди обращаются к организациям в связи с приобретенными у них товарами, работами или услугами. И эта сфера очень жестко регулируется законодателем, основу составляет Закон о защите прав потребителей. Согласно его преамбуле он «включается» всегда, когда с одной стороны потребитель (только физлицо), а с другой – продавец, производитель или импортер, а с недавнего времени16 еще и агрегатор информации о товарах (услугах). Значит, коммерческая организация при подготовке ответов на львиную долю17 полученных ею обращений граждан должна руководствоваться именно нормами этого закона. В отличие от Закона об обращениях граждан, Закон о защите прав потребителей не содержит прямого указания на порядок подготовки письменных ответов. Он оперирует немного другими категориями, основная среди них – «удовлетворение требований».
Естественно, если продавец полностью согласен с покупателем, самым правильным ответом на обращение является предоставление ему того, что тот просит. Но если ответ отрицательный, его необходимо формализовать – подготовить в письменной форме и вручить покупателю. Сроки, в течение которых компания, продавшая товар или предоставившая услугу, должна ответить, а соответственно, и срок когда физическое лицо может ждать такой ответ, зависят от предъявленных в обращении потребителя требований.
Таблица 2. Сроки подготовки ответов на отдельные виды обращений потребителей
За нарушение сроков ответа на требование (обращение) покупателя, потребителя услуг установлены очень жесткие санкции. Допустившие такие нарушения организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню):
- в размере 1% цены товара18;
- в отношении работ и услуг пеня взимается в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги)19.
Особо стоит отметить, что Закон о защите прав потребителей регулирует в т.ч. отношения в сфере выполнения работ и оказания услуг. А к ней относятся очень многие окружающие нас буквально каждый день отношения. Например, управляющие компании и энергоснабжающие организации, поставляющие воду и тепло в дома, также оказывают услуги жильцам многоквартирного дома . Для исполнителей по договору оказания коммунальных услуг установлены укороченные сроки ответа на обращения потребителей, связанные с качеством их оказания. Так согласно подп. «к» п. 31 Правил20 исполнитель21 обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ об ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Основная проблема при привлечении к ответственности за ненадлежащее качество услуг компаний в сфере ЖКХ не в том, что отсутствует законодательное регулирование. Проблема в том, что нет адекватных по времени и затратам механизмов, позволяющих зафиксировать нарушения с их стороны. Для фиксации большинства из них необходима экспертная оценка22, а это требует значительного времени и денежных средств на привлечение экспертов.
Гражданские, но не потребительские – обычно 7 дней
Кроме вышеперечисленных есть еще и другие случаи обращений с требованиями, связанными с хозяйственной деятельностью, но которые прямо не поименованы в Законе о защите прав потребителей, а следовательно, для них там не установлены порядок работы и сроки ответов. На такие обращения распространяются общие требования Гражданского кодекса РФ.
Отметим, что ГК РФ, так же как и Закон о защите прав потребителей, далеко не всегда содержит прямое указание на срок, в течение которого необходимо подготовить письменный ответ на обращение. Это и понятно. Правильным с точки зрения закона ответом в этих отношениях является исполнение взятых на себя обязательств. Переписка же представляет собой экстраординарный случай, переход от нормальных отношений к конфликту. Для «непоименованных» случаев п. 2 ст. 314 ГК РФ определяет стандартный срок – 7 календарных дней23.
Фрагмент документа
Статья 314 «Срок исполнения обязательства» Гражданского кодекса Российской Федерации
…2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства…
Еще одним «7-дневным» случаем ответа на «обращение» является формальный письменный акцепт оферты потребителя, направленный в адрес компании, делающей публичное предложение заключить сделку. Здесь так же действует правило «разумного срока», если иное не предусмотрено прямо в оферте (ст. 440 ГК РФ).
И тут самое время заострить внимание автора вопроса, ответ на который развернулся в эту подробную статью. Получается, что для обращений в организацию от физических и юридических лиц, связанных с ее хозяйственной деятельностью, для которых нет индивидуального правового регулирования, «включается» срок в 7 календарных дней на удовлетворение этих требований либо на оформление мотивированного письменного отказа.
Кроме этого, в ГК РФ есть еще специальные сроки, относящиеся к отдельным видам сделок. Например, согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ для направления аргументированного отказа на полученное требование об изменении или расторжении договора сторона имеет 30 дней, если иное не установлено в тексте договора или норме закона, регулирующего такой тип договоров. В п. 3 ст. 743 заказчику по договору подряда предоставляется 10 дней для ответа на запрос подрядчика о необходимости проведения работ, не предусмотренных договором (сметой). Также в п. 2 ст. 797 ГК РФ законодатель предоставляет перевозчику 30-дневный срок для ответа на претензию грузовладельца.
Как Гражданский кодекс РФ предписывает считать сроки? Основные принципы их расчета в календарных днях разъясняются в главе 11 Гражданского кодекса РФ:
- течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191);
- если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193);
- если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (п. 1 ст. 194), – часто это соответствует концу рабочего дня.
Именно эти правила мы и применяем при определении сроков в гражданско-правовых отношениях, в т.ч. сроков, определенных через более экзотические «банковские»24 дни и т.п.
Пример 2. Расчет конечной даты ответа по Гражданскому кодексу РФ (для большинства случаев 7 календарных дней)
Большая часть обращений от граждан в коммерческие организации так или иначе связана с хозяйственной деятельностью юридических лиц. Это естественно, ведь львиная доля правоотношений, в которых они участвуют, направлена на извлечение прибыли, а это прежде всего реализация товаров и услуг.
Внутренние корпоративные отношения
Еще один большой блок, который можно отнести к обращениям, носит для организации внутренний характер. Это обращения тех людей, которые связаны с компанией особыми отношениями:
- переписка, которая происходит в рамках трудовых отношений между работником и работодателем. Сроки на ответ здесь обычно более короткие и регулируются Трудовым кодексом РФ. Так, предоставление копий документов, связанных с работой, должно осуществляться в течение 3 рабочих дней (ст. 62 ТК РФ);
- обращения в рамках корпоративных отношений от участников общества или акционеров. По их запросам информацию надо предоставить:
- акционерам в течение 7 рабочих дней25;
- а участникам ООО – в течение 5 рабочих дней26.
Что в сухом остатке?
Итак, мы убедились, что срок для ответа зависит от типа (повода) обращения. В рамках входящей корреспонденции можно выделить следующие большие блоки, требующие соблюдения сроков:
1. Обращения в рамках публично значимых функций27, при ответе на которые надо руководствоваться Законом об обращениях граждан.
2. Внутренние корпоративные обращения:
- в рамках трудовых отношений руководствуемся ТК РФ;
- в рамках корпоративных отношений – профильными законодательными актами.
3. Обращения потребителей, при работе с которыми компания обязана руководствоваться Законом о защите прав потребителей.
4. Обращения в рамках гражданских правоотношений, не поименованные в Законе о защите прав потребителей.
Для каждого из этих типов обращений существуют законодательно установленные жесткие сроки ответов. Изменить их невозможно. Ни одна организация своим внутренним нормативным актом не может увеличить срок, установленный в законе.
Произвольное установление сроков в локальных нормативных актах организации возможно только для тех обращений, которые не подпадают ни под один из вышеперечисленных случаев. Как правило, в этом случае организации прибегают к аналогии с Законом об обращениях граждан и устанавливают срок в 30 календарных дней. Но у меня, как юриста, остается в этом случае один простой вопрос – а зачем вообще отвечать на письма, не имеющие никакого отношения к хозяйственной деятельности организации?