Как составить ознакомительный текст

Благодаря Instagram у простых людей появилась возможность стать звездами, а звездам – повернуться к аудитории своей «простой» стороной жизни.

В этой статье поделюсь методом, как написать пост знакомство для личного блога или бизнеса. На примерах расскажу о чем писать в приветственном посте и дам простую формулу написания.

Содержание

  1. Примеры о чем писать пост
  2. Советы как написать пост знакомства
  3. Отличие поста для личной страницы и бизнеса
  4. Распространенные ошибки
  5. Образец поста знакомства
  6. Коротко о главном

Примеры о чем писать пост

Пост-знакомство – это интригующая публикация с презентацией о себе или продукте с содержанием важных фактов и призовом к действию.

Публиковать его необходимо, когда количество подписчиков достигло 1-2 тысяч человек. Также эффективно такая публикация окажется в момент запуска таргетированной рекламы.

Пример №1 – по факту

Самый простой подход – написать пост в стиле «главные факту обо мне». Это помогает не пересказывать всю историю сразу, а лишь отметить самые интересные данные.

К примеру: «В 18 побрила голову наголо – первый и в последний раз. В 24 начала собственное дело. В 25 выпустила тот самый альбом, который вы так полюбили…»

Выбирайте яркую, нестандартную, но важную для построения общей истории информацию.

пост знакомство пример

Пример пост-знакомство

Пример №2 – путь от

Если хотите в посте рассказывать больше о навыках и знаниях, которыми планируете делиться, хороший способ для знакомства – пересказать о том, как сами пришли к идее научиться тому, что сделали делом жизни сегодня.

Во время написания такого поста важно познакомить читателя с собой: кто вы, чем занимаетесь или чем вдохновляетесь, для чего ведете страницу, какие у вас увлечения и многое другое.

пост знакомство +в инстаграм пример

Пример пост знакомство в инстаграм

Пример №3 – совет мастера

Фрилансерам в посте-знакомстве полезно рассказывать о собственных навыках и дать рекомендации. К примеру, если специализируетесь на дизайне, можно написать текст в стиле: «Не повторяйте моих ошибок», который обязательно закончить рассказом о собственных услугах.

По мере роста аудитории пост-знакомство следует повторять, обновлять – дополнять новыми деталями.

образец поста знакомства в инстаграм

Образец поста знакомства в инстаграм

Пример №4 – раскрытие УТП

На бизнес странице следует рассказать об УТП – фишки, которые выделяют вас на фоне конкурентов. Уникальность и качество сервиса или собственные технологии, или подход к работе – то, за что вас выбирают клиенты.

пост знакомство для блога

Пост знакомство для блога с УТП

Пример №5 – история

Отличный вариант для знакомства – пост в стиле «сторителлинг». По принципу как устроена любой художественный фильм или книга. Формула проста, легкое вступление, погружение в историю, далее яркая интрига, затем кульминация и в финале неожиданная развязка.

текст поста знакомства

Текст поста знакомства

Пример №6 – для кого

Если у вас специфичная тематика для узкого круга людей, используйте это. Напишите для кого это пост, кому будет полезно интересно. Чем уже вы выберете сегмент тем точнее попадете в сердце свой аудитории.

Первый пост знакомство

Первый пост знакомство

Пример №7 – чем полезен

Расскажите чем можете быть полезны своей аудитории, кукую проблему вы можете решить. Подкрепили фактами через историю как вы сами прошли этот путь, как научили обходить риски и каких результатов достигли.

как написать пост знакомство

Как написать пост знакомство

Подобные посты можно встретить у блогеров, людей, работающих «на фрилансе», предпринимателей, бизнесменов. Основная задача поста знакомства заключается в знакомстве своей деятельности или продуктом с подписчиками.

Советы как написать пост знакомства

Пост должен быть ярким и интересным при этом лего читаться. Добавьте смайлики, разбейте на абзацы выделить разделы заголовками, используете вовлекающие вопросы. Но важно не переусердствовать, чтобы не превратить текст в гирлянду или опросный лист психолога.

Совет 1 – призыв к действию

Определите цель поста, зачем и для чего вы его пишите, какую реакцию читателя он должен вызвать. На основание этого у вас будет сформирован призыв сделать какое-то действие, например: написать комментарий, перейти по ссылке, оформить заявку и т.д.

пост знакомства с подписчиками

Призыв пост знакомства с подписчиками

Совет 2 – структура текста

Придумайте тему публикации, а также набросайте ее краткий план. Важно, чтобы в посте наблюдалась логика переходов от одного ключевого момента к другому. Слишком резкие и нелогичные переходы мешают чтению и сбивают с мысли читателя.

как написать пост знакомство в инстаграм

Пример структурированного текста

Совет 3 – кристальная правда

Не придумывайте и не приукрашайте, пишите только правду. Поверьте, нет ничего хуже обмана, который по мере роста популярности непременно всплывет. Гораздо неприятнее прослыть лжецом в пространстве, где информация об этом распространится со скоростью света.

Совет 4 – уникальность

Придумайте несколько собственных фишек. Используйте те факты, которыми действительно заинтересована ваша целевая аудитория. Это может быть некий легкий рецепт выполнения какой-либо задачи, малоизвестная информация о вас или вашем продукте, небанальные рекомендации. Что-то, за чем посетители будут специально приходить на вашу страницу.

Не забывайте о грамотном форматировании текста – для соц сетей разделение на абзацы каждые одно / два предложения, используйте в тексте списки, микро заголовки и отбивку. Это облегчает чтение.

уникальная фишка для поста знакомства

Уникальная фишка для поста знакомства — алфавит

Как начать писать пост знакомства

Начните текст с чего-то необычного и интригующего. Банальные фразы, «Привет, меня зовут …, давай знакомиться», «Мне …. лет» и подобные уже всем надоели и мозг фильтрует текст с таким началом. Лайфхак можно начать с вопроса или сравнения чего-либо, что на первый взгляд сложно сравнить. Это притягивает внимание, интригует и заставляет начать читать ваш текст.

Для создания хорошей публикации необходимо немного подготовиться, а далее все пойдет само как по рельсам — главное начать писать хоть что-то, отключить мозг, не критиковать себя. Когда мозг войдет в поток, не причитывайте и не редактируйте текст, а продолжать писать. Только после написания текста полностью переходите к редактированию, желательно на следующий день.

  1. Ответьте на вопрос, кто является вашей целевой аудиторией? Пишите текст на языке своего читателя – они ваша главная цель.
  2. Запишите для себя кратко, какие факты и детали необходимо обязательно отразить в самопрезентации, чтобы не забыть о них впоследствии.
  3. Придумайте цепляющий, привлекательный «заголовок» – те две строки, которые будут видны до того, как человек примет решение, разворачивать пост целиком или нет.
  4. Выберите фотографию, которая должна находиться под постом-знакомством. Она должна соответствовать тематике текста.
  5. Если речь идет о подготовке такой публикации для бизнес-страницы, на фото должна отражаться основная идея вашего бренда или непосредственно продукт, который вы предлагаете.

А теперь просто начните писать, то что сейчас приходит на ум, на основание данных полученных в пунктах выше. Не расстраивайтесь, если не получаться писать, может потребоваться до 20-30 минут, чтобы поймать волну. Поделитесь в комментариях как у вас это прошло)

кейс строительной компании

как написать пост знакомство
Тот момент когда вошли в поток написания текста.

Хэштеги для поста знакомства

Хэштег помогает сделать публикацию в Instagram более видимой для аудитории. Именно по ним люди, которые никогда ранее о вас не слышали, смогут отыскать вас через поисковую систему социальной сети. Для поста-знакомства хэштеги подбираются с учетом нескольких факторов:

  1. Касаются рода вашей деятельности. К примеру, если вы фотограф, этот хештэг непременно стоит использовать. То же касается и других профессий (#тренер, #фотомодель, #копирайтер, #психолог и т.д.).
  2. Касаются конкретной услуги или товара, который вы продвигаете. В этом случае так и прописывайте в тегах: #услугифотографа, #тортыназаказ #индивидуальныетренеровки, #доставкаеды.
  3. Локация. Ее необходимо отражать в тегах, если ваша деятельность связана с конкретным городом или страной: #Москва, #СПб, #Лондон, #США.
  4. Тема презентационной публикации. Здесь так и пишите в теге: #всеобомне #знакомство #постзнакомство #промагазин.

При использовании хэштегов не забывайте расставлять разные варианты одного и того же названия (#променя #обомне #обо_мне). Но помните, что под одним постом можно поставить только 30 тегов – не более. Это ограничение социальной сети инстаграм.

Отличие поста для личной страницы и бизнеса

Глобально все аккаунты в Instagram можно разделить на две большие категории: страницы для бизнеса и личные страницы пользователей. Для каждой категории пишутся принципиально разные публикации-презентации.

Личный блог – это место, где пользователи больше интересуются вашей личностью. Здесь необходимо делать ставку на постоянный подогрев интереса к вашим публикациям через демонстрацию личной жизни. Тогда посетители будут чаще смотреть ваши фотографии, читать подписи, оставлять комментарии и «лайки».

На коммерческие страницы подписываются люди, заинтересованные в определенном товаре или услуге. Вряд ли здесь им будет интересно читать о том, что руководитель проекта – мама троих детей, и как раз у младшего сегодня день рождения. При написании ознакомительного поста это крайне важно учитывать.

Пост-знакомства для личного блога

Здесь вы рассказываете о себе, своей жизни и своих увлечениях. И, конечно, важно при этом привлекать внимание небанальностью: заинтересовать читателя, дать ему понять, что чтение вашего блога будет полезным и для него самого. Согласитесь, есть большая разница между «Привет, меня зовут Сережа и я – фотограф» и «Привет, я – Сережа, люблю фотографировать и с удовольствием расскажу вам, как подготовиться к фотосессии!».

Ищите интересные факты из собственной жизни, рассказывайте о том, как ее организовываете и чем увлекаетесь. Текст не обязательно должен быть длинным, лучше используйте для его оформления короткие предложения и абзацы, оформляйте маркированные списки. Будьте максимально искренни с читателем.

заголовок для поста знакомства

Пост-знакомства для личного блога

Пост-знакомство для коммерческой страницы

Бизнес-аккаунт – это больше инструмент продаж, чем полезный информационный блог. В своем первом посте постарайтесь отказаться от большого количества рекламы – лучше расскажите об особенностях своего продукта (будь это товар или услуга).

  • Раскроете преимущества
  • Покажите схему работы
  • Какие ценности компании
  • Расскажите про команду
  • История создания компании
  • Интервью с владельцем

Можно оформить публикацию в виде основных фактах о бизнесе, сделать в виде рассказа о том, как все начиналось и что есть сегодня. Можно анонсировать будущие публикации, проинформировать потенциальных клиентов о программе скидок.

Пост-знакомство для

Пост-знакомство для бизнеса

Обязательно сообщите читателю, как он сможет использовать вашу коммерческую страницу. К примеру, если у него будет возможность записаться на услугу через директ, минуя необходимость звонить менеджерам – это здорово! Если есть функция оформления заказов через Инстаграм, сообщите об этом во время знакомства.

Постарайтесь, чтобы публикация не была перенасыщена хэштегами – выбирайте только самые главные из них.

Распространенные ошибки

Можно много рассказывать о том, как писать презентационные публикации, но нельзя не упомянуть и о распространенных ошибках, способных свести на нет любые старания. Вот несколько неудачных действий, которые могут отпугнуть потенциального подписчика:

Ошибка №1

Чрезмерное количество фактов в одной публикации. Особенно этим «страдают» начинающие блогеры, которые практически неизвестны аудитории. Если вы не актер, не звезда теле-шоу и никак не знакомы читателям, поверьте, данные о том, что вы учились в 1358 школе и обожаете помаду цвета вишни никому не интересны. Лучше рассказывать о себе в ключе того, чем вы можете быть интересны и полезны другому. А личную информацию отложить «до лучших времен». Поверьте, когда вы станете популярны, посетители и сами начнут глубоко интересоваться личным. И тогда детализированный фактаж окажется как нельзя кстати.

Ошибка №2

Использование сленга и жаргонных выражений. Такое уместно только в узкотематических блогах, направленных на особую категорию читателей. К примеру, если вы IT-шник и ведете страницу, посвященную программированию, сленг может быть уместным в ограниченном количестве. В остальном же он только вызывает недоумение, непонимание и нежелание продолжать чтение. И, да, никогда не называйте своих читателей «подписотой». Иначе вашим блогом не заинтересуются люди старше 16-ти лет.

Ошибка №3

Длинные предложения и сложные слова – враг для поста-презентации. Учтите, что инстаграм-страницы просматривают и читают со смартфонов. Длинное предложение занимает на экране более 4-6 строк. Это может привести к тому, что мысль, которую вы хотели донести, просто потеряет всякий смысл. Идеальный вариант для форматирования текста – короткие предложения, много абзацев и слова, содержащие не более 4 слогов.

Ошибка №4

В некоторых случаях пост-знакомство стоит разбивать на несколько публикаций. Создавать особый «сериал», состоящий из нескольких пунктов. Их можно публиковать по порядку или, к примеру, дважды в неделю, разбавляя другими постами. Для создания подобного сериала готовите небольшой «анонс», придумываете для всей истории один уникальный хэштег, по которому любой посетитель сможет при желании ознакомиться со всем целиком.

как оформить пост знакомство

Пример разделения поста на части

Ошибка №5

Любой текст должен иметь свою цель. Кроме формирования образа, важно сделать призыв к действию и заставить читаться сделать, то, что вы просите. Начните с простых призывов, написать комментарий, перейти по ссылке, позвонить своей маме и т.д. Так вы формируете доверие и доказываете свой аудиторе, что вам можно доверять. Постепенно усиливая призыв к более сложным: посмотреть, скачать, купить.

Главный миф или ошибка №6

Основная проблема многих блогеров заключается в попытке «впихнуть» в одну публикацию всю информацию (как правило, разноплановую). Существует некий миф, будто пост-знакомство можно написать только один раз и навсегда. Некая одноразовая акция. Однако это большая ошибка:

  1. Невозможно рассказать о себе все в две тысячах знаков, которыми ограничена Instagram-публикация.
  2. Подписчики обожают новые детали и подробности. Это всегда привлекает внимание.
  3. Люди любят сериалы. Если выдать все секреты за один раз, вы слишком быстро наскучите.
  4. Все имеют право менять мнение, убеждения, сферу деятельности и продукт.

Ведение контента в профиле – это всегда история из множества серий и сезонов. И даже пост-знакомство можно разбить на несколько этапов: в одном рассказать о себе, во втором – о своих увлечениях, третий посвятить планам и т.д.

Образец поста знакомства

В итоге ваше знакомство будет выглядеть следующим образом:

«Привет, я – Саша. Увлекаюсь дизайном интерьеров, рассказываю в своем блоге об интересных проектах и дизайнерских фишках» и т.д. Потом всю историю разбиваете на несколько составляющих:

  • кто я, где училась и как выбрала именно дизайн;
  • что повлияло на мой выбор профессии;
  • мой путь в сфере дизайна: успехи и факапы;
  • чего удалось достичь на сегодняшний день;
  • как планирую развиваться дальше и т.д;
  • призыв к действию в середине текста и в конце.

Это примерный план, но он поможет написать базовую версию приветственного поста. Можно разделить историю на несколько коротких постов, либо уместить весь рассказ в одной публикации главное не забывать делать призыв к действию!

Коротко о главном

Когда-то вы изменитесь и будете писать новый пост-знакомство, однозначно. Но формула написания останется прежней используйте идеи и примеры из этой статьи.

Ведение личного или корпоративного блога в инсте, как правило, начинается с поста-знакомства. Этот пост играет очень важную роль, поскольку помогает:

  • привлечь внимание пользователей;
  • дать информацию о себе и своей деятельности;
  • повысить активность на странице;
  • сформировать доверия.

Не забывайте отвечать на вопросы, комментировать личные истории других людей, вовлекать в беседу как можно больше читателей. Чем ближе вы окажетесь к собственной аудитории, тем больше отдачи получите взамен!

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Григорьева Е.Я.

1


1 ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», Институт иностранных языков

В статье рассматриваются проблемы обучения ознакомительному чтению учащихся в старших классах. Анализируются уровни понимания текста, формирование умений, связанных с оперированием языковым материалом и умениями, связанными с пониманием содержания текста. В процессе работы с текстами учащиеся овладевают фоновыми знаниями, без которых знакомство с культурой страны изучаемого языка было бы невозможным. Владение языковыми единицами с национально-культурным компонентом обеспечивает учащимся адекватное восприятие получаемой информации. Рассматривается систе¬ма заданий к текстам: задания, направленные на снятие трудностей содержательного плана, связанных с фоновыми знаниями; задания, направленные на снятие языковых трудностей; задания, обучающие наиболее рациональным приемам извлечения информации из текста с учетом его жанра; задания с целью контроля понимания содержания текста.

уровни понимания текста: система заданий к текстам

фоновые знания

ознакомительное чтение

1. Городникова, М.Д., Супрун, Н.И., Фигон, И.Б. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе: пособие для учителя / М.Д. Городникова, Н.И. Супрун, Э.Б. Фигон и др. — М.: Просвещение, 1997. — 160 с.

2. Григорьева, Е.Я. Программа. Теория и практика обучения французскому языку, как второму иностранному. — М.: АПК и ППРО, 2003. — 128 с.

3. Журавлёва, Л.С., Зиновьева, М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов) /Л.С. Журавлёва, М.Д. Зиновьева. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Русск.яз., 1988. — 152 с.

4. Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. — М. : Рус. яз., 1987. — 148 с.

5. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. — 2-е изд. -М.: Высшая школа, 2005. — 255 с.

В
процессе преподавания иностранного языка в школе чтению уделяется большое
внимание, так как оно обеспечивает получение информации из самых разнообразных
источников, как традиционных (книг, журналов, газет), так и современных, таких
как интернетсайты, социальные сети и др. Это дает возможность учащимся
удовлетворять потреб­ность в познании окружающего их мира. Чтение используется
также как важнейшее средство для развития других видов иноязычной деятельности,
а именно — говорения и письма.

В
процессе обучения учащиеся должны овладеть тремя видами чтения: 

1) чтением текстов с извлечением их основного
содержания (ознакомительное чтение);

2) чтением с извлечением полной информации
из текста (изучающее чтение);

3) чтение с получением самого общего представления
о теме и круге вопросов; рассматриваемых в тексте/текстах (просмотровое
чтение).

Овладение
умениями ознакомительного чтения, необходимость работы над их развитием вызвано
тем, что оно включает наибольшее количество приемов, общих с другими видами
чтения.

Ознакомительное
чтение определяется как чтение про себя, без специальной установки на обязательное
последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к
сведению. Характерными особенностями данного вида чтения является быстрый темп,
требование прочтения всего текста, точное понимание основно­го содержания и
наиболее существенных деталей. Направленность вни­мания читающего на смысловую
сторону текста приводит к тому, что сознание читающего сосредоточено на
осмыслении содержания, его интерпретации, запоминании. При ознакомительном
чтении читающий решает следующие задачи:

1) выяснить в результате быстрого чтения,
какие проблемы рассматриваются в тексте;

2) что именно говорится в нём по тем или
иным вопросам;

3) представляет ли прочитанный текст
определённый интерес для читающего.

Учитывая
неоднородность смыслового восприятия, можно выделить несколько уровней
понимания речевого сообщения — от определения значения отдельных слов к
пониманию смысла сообщения.

Первый
уровень
характеризуется уяснением того, о чем идет речь в
тексте. Это самое общее восприятие.

Для
второго уровня
характерно понимание того, что
говорится в тексте. Здесь устанавливаются связи между основными планами
раскрытия мысли.

Третий
уровень
понимания предполагает осознание не только того, о
чем рассказывается в тексте, но и как, какими средства­ми это достигается.

При
четвертом уровне
наступает понимание главной мысли тек­ста,
независимо от того, сформулирована ли она или дана в под­тексте.

Для
коммуникативных задач, решаемых ознакомительным чтени­ем, полнота понимания
должна быть не ниже 70-75 %. Основная информация должна быть воспринята точно,
второстепенная с меньшей точностью, при этом необходимо понимание не только
фактического содержания читаемого, но и оценка полученной информации.

Первый
уровень
учитывает:

1) создание или активизацию фоновых знаний,
связанных с культу­рой страны изучаемого языка, с реалиями географического,
истори­ческого и другого характера, наукой, техникой и политикой;

2) уточнение
сферы коммуникации (например, научная, художествен­ная) и на этой основе
характера текста (научно-популярная ста­тья, хроникальная заметка, повесть), а
также основных композиционно-речевых форм (описание, рассуждение, сообщение);

3) прогнозирование темы текста с учетом ею
сильных позиций (заголовок, начальные и конечные абзацы).

Второй
уровень понимания
предполагает:

1) определение смысловых вех текста
(например, терминов, ключевых слов, выступающих в виде тематических цепочек)
для уточне­ния и развертывания темы текста;

2) определение способов связи между
предложениями и абзацами текста (развертывание темы текста), следование фактов
по времени, установление причинно-следственных связей.

Третий
уровень
понимания текста основан на раскрытии компо­зиции
текста с целью извлечения основной фактологической информа­ции. Заголовок
текста и его начальные абзацы связаны с его темой, основная часть содержит
фактическую информацию, а концовка — вывод, т.е. является прагматическим
фокусом текста.

Четвертый
уровень
понимания текста исходит из раскрытия намерения
автора с опорой на поникание темы текста, содержащейся в ней фактологически: и
оценочной информации, а также его композиции [1; 3].

У
учащихся в процессе обучения формируются следующие умения ознакомительного
чтения.

Умения, связанные с оперированием
языковым материалом
: определить значение слов с oпopoй на
языковую догадку; игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важными для
понимания основного содержания текста; распознавать связующие слова-ориентиры,
выражающие логичес­кие отношения между предложениями и абзацами и указывавшие
на последовательность развития темы (мысли), подтверждающие мысль, суммирующие
сказанное; ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих
главную информацию.

Умения, связанные с пониманием
содержания текста
: определить тему текста, исходя из
сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы); прогнозировать
содержание текста на основе сильных позиций текста, фоновых знаний,
тематических слов; ориентироваться в композиции текста (его построении) с целью
извлечения фактологичекой информации; членить текст на смысловые части,
устанавливать соотношения между ними, исходя из композиции текста; выделить в
каждой смысловой части главную и конкретизирующую информацию; выделить в тексте
ключевые слова (смысловые вехи); устанавливать логические соотношения между
выделенными фак­тами; давать оценку полученной информации.

Формирование
у учащихся этих умений обеспечивается систе­мой заданий к текстам:

1) задания, направленные на снятие
трудностей содержательного плана, связанных с фоновыми знаниями;

2) задания, направленные на снятие языковых
трудностей;

3) задания, обучающие наиболее рациональным
приемам извлечения информации из текста с учетом его жанра;

4) задания с целью контроля понимания
содержания текста.

В
процессе работы с текстами учащиеся овладевают определенной суммой фоновых
знаний, без которых знакомство с культурой страны изучаемого языка было бы
невозможным. Владение языковыми единицами с национально-культурным компонентом
обеспечивает учащимся адекватное восприятие получаемой информации. Работа по акти-визации
фоновых знаний заключается в том, что учитель задает учащимся целенаправлен-ные
вопросы по теме текста, например, кто слышал об этом (предмете, событии, явлении…)?
Кто видел …? Где? Где это можно увидеть? Есть ли этот предмет у вас дома? Происходи­ло
это событие (явление) в вашей стране (районе, городе и т.д.)? Что вы еще знаете
об этом (предмете, явлении, событии)? Как вы думаете, что будет сообщено об
этом в тексте? Как вы думаете, для чего служит этот предмет (прибор, установка
и т.д.)? и др.

Активизация
фоновых знаний ведет к антиципации, предвосхищению содержания читаемого. На
этом этапе следует активно привле­кать невербальные материалы текстов
(фотографии, рисунки и т.д.).

Для
снятия  лексико-грамматических трудностей
преподаватель на доске (или на подготовленных дома карточках) выписывает незна­комые
слова с их переводом, а также дает краткое объяснение тех грамматических
явлений, которые не были пройдены. Внимание учащихся следует привлечь к
основным смысловым вехам: тематическим цепочкам, образуемым словами или
терминами, невербальному мате­риалу (цифрам, диаграммам, таблицам и т.д.),
средствам нагляд­ности (географическим картам, картинкам, фотографиям и т.д.).

После
предварительной работы (предтекстовые упражнения) наступает этап прочтения
текста. Очень важно сформулировать задание к тексту. Такое задание помогает
ориентироваться в нем, направляет внимание читающего на единицы текста,
значимые в том или ином отношении для его осмысления, создавая тем самым усло­вия
для прогнозирования его содержания. Правильно сформулирован­ное задание имеет
важное значение и для становления механизмов чтения, т.е. умений воспринимать
текст смысловыми блоками, зри­тельно синтезировать наиболее информативные
элементы текста.

После
прочтения текста можно приступить к завершающему эта­пу работы над ним — к
контролю понимания прочитанного. Такими контролирующими приемами могут быть:
ответы на вопросы по содержанию прочитанного, выборочный перевод, интерпретация
текста, определение нового, высказывания об отношении к прочитанному. Все эти
приемы можно использовать на всех этапах обучения чтению в школе. Среди приемов
контроля понимания следует выделить также тесты и смысловые задачи.

Тесты
— это задания, имеющие специфическую организацию, кото­рая позволяет всем
учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение
символами. Задания тестов всег­да имеют однозначное решение, определение
правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу. Применение тестов
при контроле задает направление мыслительной деятельности учащихся, приучает их
варьировать процесс переработки воспринимаемой информации. Однако в тестах
ответ до некоторой степени подсказывается.

Смысловая
задача — это методический прием, который заключа­ется в предъявлении чтецу ряда
мыслительных операций с содержа­щейся в тексте информацией. Смысловая задача
содержит в себе условие (данное) и вопрос (явный или скрытый), требующий
преобразования в искомое (новое). Поиск этого нового связан со значительными
мыслительными операциями, которые мобилизуют мыслительную избирательность,
сообразительность, догадку, ранее приобретенные знания для того, чтобы извлечь
информацию из текста. При выполнении смысловых задач учащиеся воспринимают их
не как языковую задачу, а как логическую. Языковые факторы при этом
используются непроизвольно. Сокращается время на контроль понимания
прочитанного [3].

Предлагаем
некоторые образцы заданий, которые помогут выработать у учащихся умения
ознакомительного чтения текстов. Задания делятся на предтекстовые, притекстовые
(задания к тексту) и задания по контролю понимания.

Предтекстовые задания
направлены на активизацию и создание фоновых знаний. Эти задания способ­ствуют
развитию догадки, вырабатывают умения игнорировать лекси­ческие трудности.
Работа по моделированию фоновых знаний осуществляется поэтапно от текста  к 
тексту, способствует накоплению у учащихся информации о культуре страны.
Положительную роль имеют и фоновые знания, усвоенные учащимися по другим
каналам.

Предтекстовые
задания снимают трудности понимания страновед­ческого содержания и путем
комментирования имеющихся в тексте лингвострановедческих объектов. До чтения
текста следует познакомить учащихся с фоновыми, безэквивалентными словами,
афоризмами, фразеологизмами (если таковые встречаются в тексте), а также со
словами и словосочетаниями, обозначающими реалии общественно-поли­тической и
социально-культурной жизни.

При
первой семантизации все комментарии должны быть предельно лаконичными, не
отягощенными избыточной информацией. Желательно использование соответствующей
зрительной наглядности.

Предтекстовые
задания могут быть направлены на снятие лексико-грамматических труднос­тей. Одна
из задач предтекстовой работы — сделать доступным язык текста, а в более
широком плане — подготовить учащихся к самосто­ятельному преодолению языковых
трудностей. Эта задача решается путем накопления у учащихся запаса рецептивной
и потенциальной лексики. В предтекстовые задания выносятся слова, актуальные
для поникания текста, ранее вообще не встречавшиеся в языковой прак­тике
учащихся или представленные в тексте в новом значении, в новом окружении. В
первую очередь следует отобрать те лексические сопоставления, которые нужны для
понимания при чтении: слова, близкие по 
зрительному восприятию, многозначные, одного словообразовательного
гнезда и др. Лексика организуется также с учетом ее отнесенности к той или иной
группе, по ее принадлежности к определенной теме.

Лексическая
работа в предтекстовых заданиях проводится на уровне не только слова, но и
словосочетаний, предложений. Внима­ние уделяется также и устойчивым
словосочетаниям.

Дотекстовая
семантизация лексики про­водится равными путями: ее может осуществлять учитель,
переводя или толкуя новые слова. Учащиеся должны научиться:

1. Самостоятельно устанавливать значения
неизученных лексических единиц с помощью словаря (быстро ориентироваться в
словарной статье, выби­рая из множества значений то, которое обусловлено
контекстом).

2. Проводить семантизацию с опорой на
языковую догадку (раскры­тие значения слов на основе словообразовательных
моделей, узна­вание интернациональных слов, понимание новых лексических единиц
в контексте).

Эти
приемы используются учащимися при чтении тек­ста для установления значения
неизвестных слов, не выведенных в предтекстовые задания.

Работа
над лексикой в предтекстовых заданиях проходит с установкой на то, чтобы
учащиеся узнали и поняли слова, слово­сочетания, встретив их в тексте. Здесь не
ставится задача выведе­ния новой лексики в продуктивную речь. Задания по снятию
лекси­ческих трудностей могут быть сформулированы на иностранном языке, начиная
с начального этапа обучения.

В
текстах учащиеся могут встретиться с неизученными грамматическими явлениями.
Количество заданий по снятию грамматических трудностей сокращается от этапа к
этапу обучения.

Предтекстовые
задания могут быть следующими:

1) Прочитайте внимательно слова и их
перевод. Группировка этих слов и последовательность их расположения не
случайны. Как вы считаете, чем это вызвано: а) слова связаны между собой темати­чески;
б) они вам незнакомы и расположены по степени сложности для запоминания.

2) Прочтите слова левой колонки и поймите
значение каждого из них в правой.

3) Просмотрите данные слова (термины),
сгруппированные по тематическому принципу в предложенной последовательности.

4) Не читая текста, попытайтесь раскрыть
(развернуть) тему на осно­вании терминов и их сочетаемости с глаголами и
именами прилагательными.

5)  Познакомьтесь с новыми словами и
терминами. Они сгруппированы по абзацам и отражают общее содержание каждого из
них. Не прибегая к чтению текста, попытайтесь определить, о чем может идти речь
в каждом абзаце. Обратите внимание на выделенные слова.

6) Обратите внимание на значение ключевых
слов…       

Важны
задания для прочтения текста. Их можно формулировать как на родном, так и на
изучаемом языке (в зависимости от уровня обученности учащихся).

Задания  при чтении 
текста
:

1) Прочитайте внимательно текст. При чтении
ориентируйтесь на слова, выписанные на доске (на карточках).

2) Прочитайте внимательно текст. Постарайтесь
понять, о чем идет речь в 1,2,3 абзаце текста; какая основная мысль содержится
в каждом абзаце.

3)  Учащимся более продвинутого этапа
обучения предлагается сде­лать выводы по каждому параграфу одной-двумя фразами.
При этом используются вводные предложения. В первом (втором) абзаце текста
говорится о …, объясняется, что…, речь идет о…

4) Проследите, как при помощи терминов а)…;
б) … и т.д. развертывается тема текста.

5) Проследите за развитием темы текста от
абзаца к абзацу, опи­раясь на информационные центры.

6) При прочтении текста следите за
терминами-интернационализмами, они помогут вам понять содержание текста.

7) Приготовьтесь к решению смысловой
задачи.

8) В тексте употребляется достаточно много
имен прилагательных и наречий оценочного характера, они выражают отношение
автора к изложенным в тексте фактам (событиям, явлениям). Прочтите эти слова и
скажите, какие из них выражают положительную оценку:    а) …, б) …, в) … и т.д.

9) Прочтите третий абзац текста. Определите
его основную мысль. Скажите, какая смысловая связь между вторым и третьим
абзацами:

а)
противопоставление; б) сравнение; в) уточнение; г) конкре­тизация фактов [2].

Задания по контролю понимания:
ответьте на вопросы…; перескажите содержание текста;
что нового вы узнали о …; используя свои
знания и новую информацию текста, расскажите о…; поставьте данные предложения в
порядке развертывания темы текста; тест множественного выбора.

После
проработки теста, выявляющего понимание основного содержании текста, учащимся
предлагается:

1.
Составить план изложения прочитанного; пересказать кратко содержание
прочитанного; высказать свое мнение о прочитанном.

2.
Смысловая, задача полного самостоятельного решения.

а)
определите номер предложения, в котором раскрывает­ся тема текста;

б)
в каком предложении объясняется причина (причина этого явления, этого события
…);

в)
в каком предложении говорится об отличии…      

г)
в каком предложении говорится о результатах …

После решения смысловой
задачи учащимся предлагается:

1.
Составить краткий план изложения прочитанного; пересказать содержание текста;
высказать свое мнение о прочитанном (какую информацию учащиеся получили, что
для них представляет интерес).

2.
Сказать, о чем идет речь в тексте: а) …, б) …, в) … и т.д.

3. Посмотреть еще раз
абзацы… Прочитать вслух предложения, раскрывающие заголовок каждого абзаца.

4.  Сказать: какой вывод делает автор? Согласны ли
они с ним?

5.
Попытаться  передать содержание текста,
используя следующий план.

Учащиеся
могут проводить также самостоятельную работу: подбирать материал к той или иной
теме, готовить тематические стенды, стенгазеты, альбомы, делать доклады и
писать рефераты. Такие коллек­тивные виды работ, как телемосты, викторины,
конкурсы, помогут активизировать знания учащихся.

Предлагаемые
задания представляют собой лишь образцы возмож­ной работы с текстами учебного
пособия и не регламентируют дей­ствия учителя, оставляя место для творческого
подхода в работе с учетом уровня подготовленности каждого класса. 

Рецензенты:

Рыжова
Л.П., д.ф.н., профессор; профессор кафедры романской филологии Института
иностранных языков Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Сороковых
Г.В., д.п.н., профессор; профессор кафедры 
французского языка и лингводидактики Института иностранных языков
Московского городского педагогического университета, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Григорьева Е.Я. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12953 (дата обращения: 29.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

курсач.docx

Скачиваний:

188

Добавлен:

16.03.2016

Размер:

69.29 Кб

Скачать

Упражнения
для обучения ознакомительному чте­нию
целесообразно строить на элементах
текста (аб­зацах) и на целых текстах.
Отработка того или иного умения на
элементах текста позволяет сократить
время работы и выполнить большее
количество об­учающих упражнений.

В
самом общем плане алгоритм обучения
ознако­мительному чтению может быть
представлен сле­дующим образом:

1.
Прочтите заголовок текста и постарайтесь
определить его основную тему.

2.
Читайте абзац за абзацем, отмечая в
каждом предложения, несущие главную
информацию, и пред­ложения, в которых
содержится дополняющая, вто­ростепенная
информация.

3.
Определите степень важности абзацев,
отметьте абзацы, которые содержат более
важную информа­цию, и абзацы, которые
содержат второстепенную по значению
информацию.

4.
Обобщите информацию, выраженную в
абза­цах, в смысловое (единое) целое.

При
обучении ознакомительному чтению в
качестве предтекстовых заданий учитель
может предложить обучающимся следующие
виды упражнений:

  • Упражнения
    на понимание лексико-тематической
    основы текста: прочитать опорные слова
    и словосочетания текста, назвать его
    темы; прочитать текст и выписать ключевые
    слова и словосочетания, составляющие
    тематическую основу текста; ознакомиться
    с новыми словами и словосочетаниями
    и, не читая текст, сказать, о чем может
    идти речь; по схеме, состоящей из ключевых
    слов, догадаться о содержании текста,
    попытаться дать тексту название;
    выделить в тексте слова, которые наиболее
    четко и лаконично выражают главную
    мысль автора.

  • Упражнения
    на понимание предложений, содержащих
    незнакомые слова: прочитать предложения
    и попытаться понять их смысл, не обращая
    внимания на определения (обстоятельства
    времени, образа действия, места),
    выраженные незнакомыми словами;
    прочитать абзац и попытаться понять
    его, не обращая внимания на незнакомые
    слова; прочитать текст и попытаться
    понять его без словаря; сократить
    предложения или абзацы, оставляя лишь
    слова, несущие основную смысловую
    нагрузку.

  • Упражнения
    на прогнозирование содержания текста:
    исходя из названия, рисунков, графиков
    и концовки, предположить, о чем может
    идти речь в данном тексте, затем прочитать
    текст и найти подтверждение или
    опровержение сделанному предположению;
    прочитать текст до указанного места и
    подумать, как могут завершиться события,
    затем прочитать текст до конца, чтобы
    узнать насколько верны были догадки;
    прочитать отмеченные учителем абзацы
    текста и на их основе предположить,
    какие события или явления были описаны
    в тексте, затем прочитать текст полностью,
    чтобы определить истинность предположений;
    прочитать заключительные абзацы текста,
    основываясь на их содержании, рассказать,
    о чем идет речь в тексте, затем прочитать
    текст полностью и проверить себя.

Задания
для текстового этапа могут быть
представлены такими упражнениями:

  • Упражнения
    на выделение смысловых вех в тексте и
    понимание единичных фактов: прочитать
    первый абзац текста и найти в нем
    предложение, которое отражает главную
    информацию; в заданном абзаце найти
    предложение, несущее основную информацию
    и информацию, детализирующую главную;
    найти в указанном абзаце предложение,
    которое содержит аргументацию главной
    мысли предыдущего абзаца; указать,
    какие из приведенных утверждений
    соответствуют содержанию текста;
    назвать какие проблемы затронуты в
    тексте.

  • Упражнения
    на установление смысловой связи между
    единичными фактами текста: расположить
    данные предложения из текста в логической
    последовательности; прочитать текст
    и определить, на сколько логических
    частей он может быть разделен, чему
    посвящена каждая отдельная часть
    (введение, постановка про­блемы, пути
    ее решения, выводы и т. д.); прочитать
    текст и определить, какие из данных
    утверждений вытекают из содержания
    текста; составить список вопросов к
    тексту; выделить цифры, даты, цитаты в
    тексте и предположить в связи с чем
    автор мог их привести, затем прочитать
    текст и проверить сделанные ранее
    предположения.

  • Упражнения
    на объединение отдельных фактов текста
    в смысловое целое: перечислить
    содержащиеся в тексте факты, которые
    могут служить доказательством каждого
    из приведенных утверждений; прочитать
    приведенные из текста словосочетания
    и определить, отражают ли они логическую
    последовательность событий текста.
    Если нет, то расположить их в правильном
    порядке. Подобрать дополнительные
    словосочетания, которые понадобятся
    для связного пересказа текста. Прочитать
    вслух предложения из текста, которые
    объясняют его название и тему,
    сформулировать идею и проблему текста;
    прочитать текст и отметить факты, на
    основании которых автор делает главные
    выводы.

На
послетекстовом этапе работы могут быть
использованы следующие виды упражнений:

  • Упражнения
    на контроль понимания основного
    содержания прочитанного текста:
    прочитать текст и выразить сове согласие
    или несогласие с приведенными
    утверждениями из текста; составить
    вопросы к тексту; распределить данные
    вопросы в последовательности, которая
    соответствует содержанию текста и
    кратко на них ответить; составить план
    прочитанного текста; расположить
    смысловые части текста в логической
    последовательности.

  • Упражнения
    на определение коммуникативного
    намерения автора и основной функции
    текста: определить цель, которую ставил
    перед собой автор текста; сказать,
    совпадает ли точка зрения автора на
    затрагиваемую в тексте проблему с
    точкой зрения обучающихся; определить
    основное коммуникативное наме­рение
    автора текста (сообщить новую информацию,
    оценить (прокомментировать) событие
    или факт, убедить в чём-л. читателя,
    оказать на него воздей­ствие);
    определить и назвать основную функцию
    прочитанного текста (информативная,
    оценочная, воздействующая или функция
    убеждения).

  • Упражнения
    на развитие умения выражать оценочные
    суждения о прочитанном: обучающиеся
    могут выразить свое отношение к
    прочитанному, согласие или несогласие
    с авторской оценкой событий, явлений
    и фактов; высказаться, что было для них
    особенно интересно и почему, что нового
    они узнали из текста, а что им было уже
    известно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем)

С развитием информационных технологий методы преподнесения учебного материала кардинально изменились. Книга и печатный текст являются основными средствами обучения, но современный урок подразумевает использование новых подходов при работе. В данной статье освещаются продуктивные приемы работы с текстом: как за минимум отведенного на уроке времени добиться результативности чтения, а урок превратить в увлекательное интересное исследование.

Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом.

Возможные причины:

  • Современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу.
  • Учебные пособия содержат довольно большой объем материала.
  • Образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.

Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.

Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели.

Виды чтения

  • Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
  • Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.
  • Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).

Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.

Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения

  • Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
  • Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
  • Познакомиться со структурой текста.
  • Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
  • Знакомство с оглавлением.
  • Использовать аннотации к текстам.

Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения

  • Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
  • Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
  • Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.

Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения

  • Выделение смысловых частей читаемого текста.
  • Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
  • Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
  • Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
  • Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
  • Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
  • Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
  • Составление суждений учащихся.
  • Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
  • Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
  • Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

Фрагмент урока английского языка, направленного на обучение изучающему виду чтения

Работа над любым текстом по иностранному языку состоит из трех этапов:

  • предтекстовый;
  • текстовый;
  • послетекстовый.

Предтекстовый этап подразумевает ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение, а также прогнозирование содержания текста.

Упражнения для предтекстового этапа

  • Соотнесение значения слова с темой: заполнение пропусков в предложении из ряда предложенных слов.
  • Расширение потенциального словаря учащихся: просмотр текста и нахождение слов общего корня.
  • Распознавание значения грамматических явлений: выделение определенных частей речи и их выборочный перевод.
  • Прогнозирование языковых средств и содержания текста: чтение вслух только тех частей предложений, которые отвечают на вопрос учителя.

Текстовый этап подразумевает чтение текста и работу над его лексико-грамматическим материалом.

Упражнения для текстового этапа

  • Чтение текста и выделение в нем ключевых предложений и слов.
  • Контроль понимания текста: определение верных и неверных утверждений; ответы на вопросы.
  • Выделение основных частей текста.
  • Соотнесение отдельных частей текста: чтение определенных абзацев с целью подтверждения фактов.
  • Сокращение или перифраз текста: замена предложений синонимичными оборотами.
  • Выборочный перевод текста.

Послетекстовый этап нужен для совершенствования навыков монологической и диалогической речи.

Упражнения для послетекстового этапа

  • Определение познавательной ценности прочитанного: комментарий к определенным частям текста.
  • Развитие навыков монологической и диалогической речи на основе текста: составить диалог или ситуацию по теме текста. Возможно использование функциональных таблиц Пассова, логико-смысловых карт проблемы.
  • Написание аннотации, резюме текста.

Чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо:

  • Тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей.
  • Четко ставить задачи перед учащимися.
  • Ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию;
  • Не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе. 

Читайте также:

  • Технология продуктивного чтения.
  • Методические рекомендации учителям «Работа с текстом на уроках истории в 5 классе. Формирование познавательных УУД».
  • Как научить детей понимать текст?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Порядок вывода комментариев:

Отзывы

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время
, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5.0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!

Универсальные приемы работы с текстом

С.В. ГАЛЯН,

СурГПУ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Современные стратегии работы с учебным текстом

В школе мы имеем дело в основном с учебными текстами.

С точки зрения учебной текстологии текст может быть:

  1. сплошным или не сплошным (первый состоит из законченных предложений, второй имеет как графическую, так и текстовую представленность в виде слов, словосочетаний, подписей и т.д.)
  2. устным или письменным;
  3. художественным или не художественным (ко второй группе относятся тексты научно-популярного и документального жанров, такие как доклад, объяснение, обсуждение, убеждение, документ)
  4. разностильным (в зависимости от цели создания): информационным, описательным, повествовательным, объяснительным, убеждающим, предписывающим, обсуждающим и др.

Все разностильные тексты, как правило, можно обобщить в три большие группы:

а)        информационные — сообщают новую или подтверждают уже известную информацию;

б)        повествовательные — рассказывают о событии, явлении;

в)        рассуждения — направлены на то, чтобы представить и объяснить точку зрения, обсудить событие и явление, вызвать полемику.

  1. различным по логико-смысловой структуре, а именно:

а) понятие и его определение;

б) цель — действия — результат;

в) проблема и её решение;

г) суждение и его аргументация;

д) сравнение — сопоставление;

е) причина — следствие.

Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий.

Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является то, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст.

Все стратегии чтения можно разделить на три группы:

  • · стратегии предтекстовой деятельности;
  • · стратегии текстовой деятельности
  • · стратегии послетекстовой деятельности

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Появление данных стратегий связано со сменой педагогических концепций по обучению чтению, внедрением в практику обучения теории деятельности, осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь, согласно данным исследований, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Эти стратегии могут применяться как для художественных, так и для учебных текстов.

Приведем примеры стратегий работы с текстом до чтения.

Любое чтение любого источника начинается со знакомства с заголовком. Прочитав заголовок, мы обдумываем: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?». Именно на этом этапе возникает состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного восприятия. В данный момент у нас появляется ожидание определенных знаний, предположение об их содержании, об отношении этих знаний к старым, уже известным.

Даже сухой заголовок учебного параграфа дает большие возможности для включения новых знаний в те, что у Вас есть, и для предугадывания основного смысла текста.

Такая предварительная умственная работа во многом направит дальнейшее чтение, поможет выделить главное в тексте. Как указывает В.К. Троицкий, «направленность чтения выразима в одной схеме: мы вечно что-то с чем-то сопоставляем, мы оцениваем разницу ожидаемого и действительного».

1. Мозговой штурм. Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.). На этапе работы с текстом идет подтверждение или опровержение информации, предложенной в ходе мозгового штурма. Таким образом, использование данной стратегии помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.

2. Глоссарий (словарная работа, ключевые слова(понятия). Цель данной стратегии — актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Каждый текст опирается на группу понятий. Термин «ключевое понятие» введен для объяснения особой роли названного понятия по отношению к тексту, это понятие раскрывает смысл текста. Ключевых понятий не может быть много, то есть текст (параграф) не должен содержать больше ключевых  понятий, чем способен одновременной воспринять человек (5-9 единиц).

Как может быть организована работа с ключевыми понятиями?

1) До прочтения текста предложить  учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.

2) Выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь. Затем при беглом чтении выделить ключевые слова в тексте (при работе с информационным текстом, выделенные слова параграфа).

3) Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).

4) Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова в определенную схему.

3. Ориентиры предвосхищения (верные – неверные утверждения). Цель стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Учащимся дается ряд утверждений, связанных с темой текста, и предлагается отметить те, с которыми они согласны (после прочтения предлагается вернуться, если ответ изменился, объяснить почему).

4. Задай вопрос 

Осмысление материала всегда начинается с задавания вопросов (Что это? Почему? Зачем мне это нужно?)

Цель учителя — спровоцировать ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу.

Как используется данная стратегия: перед изучением учебного текста ставится задача составить к нему список вопросов (целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление).

ВАЖНО: ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы.

Однако так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен в режиме просмотрового чтения ознакомиться с текстом. Но он это сделает гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».

5. Логические цепочки (данная стратегия может использоваться и на этапе ПОСЛЕ чтения текста).

Суть: обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность.  

6. Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа.

Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик «приподнялся» над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?

Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения — развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

После такой подготовительной работы начинается собственно чтение.

СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель использования стратегий на этом этапе — понимание текста и создание его читательской интерпретации.

У данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом».

С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения.

С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора.

Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.

Можно возникнуть вопрос: а не легче ли просто прочесть текст?

Здесь надо понимать: мысль, даже хорошо понятую с чужих слов, никогда не усвоить так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом. «Готовые» знания из книги или объяснения учителя, не станут деятельными участниками умственного труда, как добытые самостоятельно.

Основа всей работы по осмыслению текста – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.

В неявной, скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к ответу. Однако способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Постепенно это станет потребностью и привычкой, стилем чтения[1].

1. «Чтение с остановками». Основная цель данной стратегии — управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.

По результатам исследования Международной ассоциации чтения, проведенного в 2006-2007 году, данная стратегия была признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабочитающими детьми.

2. «Чтение с пометами». Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «—» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.

Составление таблиц. Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.

«G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)

Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.

Данная стратегия может быть использована и на этапе после чтения текста, носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трём видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является стратегией сжатия текста).

Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Учащиеся начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.

Название стратегии обозначено латинскими буквами, где G — Gist – аннотация текста, S — Summare – сумма содержания текста, котррая может быть и рефератом текста и его кратким пересказом, R – Reteling – пересказ текста

Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.

Ход работы:

  1. Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки (как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста)
  2. . Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.
  3. Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.

План в вопросах

Ключевые слова

(основные мысли)

Индивидуальные слова

(детали)

1.

2.

3.

4.

4. Составление трех вариантов текста.

Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка № 1).

В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко — все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.

Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ.

Занятие лучше начинать с более лёгкого вида задания — полного пересказа.

Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования данной стратегии.

Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщённых вопросов.

СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная цель данных стратегий — достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

Приведем примеры послетекстовых стратегий

1. Отношения между вопросом и ответом

Данная стратегия является одной из самых эффективных послетекстовых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.

Суть стратегии: учащимся предлагается схема (Где ответ?) и говорится о том, что ответ на вопрос может содержаться в тексте или в голове у читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).

В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ находится в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

Далее учащимся предлагается список вопросов, которые они должны отнести к одной из групп. После этого предлагается дать ответ на поставленный вопрос.

2. Кубик (ромашка) Блума

Замечательный американский педагог Бенджамин Блум известен как автор известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких стратегий педагогической техники, одна из которых — «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: • «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Так, вопрос, начинающийся со слова «Назови…» нацелен на уровень репродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос «Объясни…» ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на  соответствие вывода имеющимся данным.

Возможны два режима использования данного приёма.

  • · Учитель задаёт соответствующие вопросы по тексту.
  • · Ученики формулируют вопросы.

3. Работа с выводами.

— Раскрыть один из выводов

— Сформулировать собственную систему выводов?

— Дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями?

— В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но — на которые прямых ответов в тексте не содержится.

Это только некоторые из стратегий работы с текстом на разных этапах.

Ресурсы

  1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6-м классах (технология формирования правильного типа читательской деятельности / http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М.: Мой учебник, 2007.
  3. Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов н/Дону, 2010
  4. Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования // http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova%281%29.pdf 
  5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.: Балласс, 2011.
  6. Стратегии чтения // http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/index.html

ПАМЯТКА (примерная)

«Подготовка урока с использованием учебно-научного текста в режиме технологии продуктивного чтения»

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст целиком, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.).

2. Прочитайте текст, выделите в нём три уровня информации:

— фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);

— подтекстовую (то, о чём сказано в неявном виде, «между строк»); Внимание !!! Данный уровень может быть не во всех текстах.

— концептуальную (основная идея, главная мысль текста).

3. Определите роль данного текста на уроке:

— используется на этапе введения нового знания или развития умений;

— какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке – выполнение, например, продуктивного задания к тексту (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чём будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т.п.

Внимание!!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, не рекомендуется использовать однотипные вопросы.

Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно переходящим в собственно чтение!

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста вслух:

— короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов;

— краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);

— вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

В – вопрос к автору текста или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.

О – предложение ученикам спрогнозировать свой ответ на возникший вопрос к автору.

П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – обеспечить его глубокое понимание.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения — вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы) или организуйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту …

 27 апреля 2019

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить технический процесс
  • Как найти всю переписку в контакте
  • Как найти на 1688 копии люкс брендов
  • Как найти впн в яндекс браузере
  • Как найти забытые пороли