Как составить памятку по чтению

ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ

УЧИТЕСЬ  ЧИТАТЬ  ПРАВИЛЬНО

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чём читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном  45 см.

4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом.Пользуйтесь закладкой.

7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги в закрытых полках.

 КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значения всех не понятных  слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.

3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделите голосом важные места.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро,  но правильно.

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хо­рошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц  в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и пе­чальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобритель­ные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставле­ния и другие.

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

8.  Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться постав­ленной цели.

КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ

  • Читай медленно, не спеши.

  • При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.

  • Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.

  • Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.

  • Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.

  • После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.

КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ

  • Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом.

  • Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.

  • Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?

  • Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.

  • При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.

  • Делись с товарищами о прочитанной газете или журнале.

Памятки по чтению

Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению — что может быть труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстами.

Правила чтения и обращения с книгой

    1. Не берите книги грязными руками.

    2. Читайте, сидя за удобным столом.

    3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

    4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

    5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

    6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

    7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

    8. Храните книги в закрытых полках.

Как надо готовить чтение

    1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

    2. Прочитайте несколько раз эти слова.

    3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

    4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

Учитесь читать правильно

    1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

    2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

    3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

    4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

    5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Учитесь читать выразительно

    1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

    2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

    3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь  при чтении передать его интонацией.

    4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

    5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

    6. Выделяйте голосом важные места.

Памятка к работе над сказкой

    1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

    2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

    3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

    4. Какие события описываются в сказке?

    5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

    7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

    8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

1.    Как называется басня? Кто ее автор?

    2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

    3. Кто действует в басне?

    4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

    5. Что осуждается в басне?

    6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

    7. Что должен понять из этой басни читатель?

    8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением

    1. Назовите стихотворение и его автора.

    2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

    3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

    4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

    5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

    6. Что вам понравилось в стихотворении?

    7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

    1. Прочитайте стихотворение.

    2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

    3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?

    4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Памятка к работе над статьей

    1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

    2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

    3. О ком или о чем эта статья?

    4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

    5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте  каждую часть? Составьте план.

    6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или

    предложение, где автор говорит о самом главном.

    7. Что нового вы узнали из прочитанного?

    8. Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом

    1. Как называется рассказ? Кто его написал?

    2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?

    3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

    4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

    5. О чем вы думали, читая рассказ?

Выделение главной мысли рассказа

    1. Внимательно прочитайте рассказ.

    2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

    3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

    4. Определите главную мысль рассказа.

Составление плана

    1. Разделите рассказ на части.

    2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

    3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

    4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Выработка умения пересказывать полно

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

    1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать

    последовательность событий).

    2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

    3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

    4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

    5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

    1. Перечитайте текст.

    2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

    3. Расскажите о главном в каждой части.

    4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и  главное в каждой части.

    5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

Задание. Ответьте на вопросы.

    1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).

    2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

    3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).

    4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

Выработка умения составлять план текста

Задание. Составьте план рассказа.

    1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

    2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

    3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

    4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

    5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

    6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

Задание. Составьте рассказ о герое.

    1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).

    2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

    3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).

    4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

    5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

    6. Составьте рассказ про себя.

    7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

    8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

     ПАМЯТКИ  ПО  ЧТЕНИЮ

      Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению — что может быть  

  труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых

  уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстами.

Правила чтения и обращения с книгой

   1. Не берите книги грязными руками.

   2. Читайте, сидя за удобным столом.

   3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

   4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

   5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

   6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

   7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

   8. Храните книги в закрытых полках.

Как надо готовить чтение

   1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены  

      ошибки.

   2. Прочитайте несколько раз эти слова.

   3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у

      взрослых.

   4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

Учитесь читать правильно

   1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

   2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

   3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

   4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

   5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Учитесь читать выразительно

   1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

   2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

   3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь, при  

     чтении, передать его интонацией.

   4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

   5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между

     абзацами и частями текста.

   6. Выделяйте голосом важные места.

Памятка к работе над сказкой

   1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

   2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая,

        юмористическая?

   3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

   4. Какие события описываются в сказке?

   5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

   6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

   7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

   8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

   1. Как называется басня? Кто ее автор?

   2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

   3. Кто действует в басне?

   4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

   5. Что осуждается в басне?

   6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он

       относится к действующим лицам?

   7. Что должен понять из этой басни читатель?

   8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением

   1. Назовите стихотворение и его автора.

   2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

   3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные

       картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать      

       под этими картинками?

   4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе

       природу и героев произведения?

   5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

   6. Что вам понравилось в стихотворении?

   7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

   1. Прочитайте стихотворение.

   2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

   3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?

   4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Памятка к работе над статьей

   1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

   2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

   3. О ком или о чем эта статья?

   4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

   5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте

       каждую часть? Составьте план.

   6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или

      предложение, где автор говорит о самом главном.

   7. Что нового вы узнали из прочитанного?

   8. Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом

   1. Как называется рассказ? Кто его написал?

   2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем

       описывается?

   3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

   4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц

       понравился вам и чем именно?

   5. О чем вы думали, читая рассказ?

Выделение главной мысли рассказа

   1. Внимательно прочитайте рассказ.

   2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или

       задайте вопрос о том, что вам непонятно.

   3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

   4. Определите главную мысль рассказа.

Составление плана

   1. Разделите рассказ на части.

   2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

   3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите  

      заголовки.

   4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Выработка умения пересказывать полно

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

   1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать

       последовательность событий).

   2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

   3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

   4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

   5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

            Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

   1. Перечитайте текст.

   2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения,  

       озаглавьте их).

   3. Расскажите о главном в каждой части.

   4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и  

       главное в каждой части.

   5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская  

       главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее  

       составлены).

Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

         Задание. Ответьте на вопросы.

     1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно

          читали текст).

   2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места,  

       важные для ответа на вопросы).

   3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).

   4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

Выработка умения составлять план текста

      Задание. Составьте план рассказа.

   1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

   2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна  

      часть отличается от другой содержанием).

   3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в

       тексте и выпишите их в тетрадь).

   4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой  

       заголовок в тетрадь).

   5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

   6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что  

       план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки,

       заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

        Задание. Составьте рассказ о герое.

   1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к  

      данному действующему лицу (событию).

   2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

   3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить

       (поставьте порядковые номера).

   4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

   5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

   6. Составьте рассказ про себя.

   7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

   8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным  

        планом.

                                           Всем удачи!

                  Библиотекарь МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский»

                                Лаврова Любовь Васильевна                                             

Памятки по чтению.
Правила чтения и обращения с книгой.
Как надо готовить чтение.
Учитесь читать правильно, выразительно.
Памятки к работе над сказкой, басней рассказом,стихотворением, статьей…

Содержимое публикации

Памятки по чтению

Правила чтения и обращения с книгой

1. Не берите книги грязными руками.
2. Читайте, сидя за удобным столом.
3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.
4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.
7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
8. Храните книги в закрытых полках.

Как надо готовить чтение

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
2. Прочитайте несколько раз эти слова.
3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

Учитесь читать правильно

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
2. Старайтесь понять то, о чем читаете.
3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Учитесь читать выразительно

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.
3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
6. Выделяйте голосом важные места.

Памятка к работе над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. Какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

1. Как называется басня? Кто ее автор?
2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
3. Кто действует в басне?
4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5. Что осуждается в басне?
6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
7. Что должен понять из этой басни читатель?
8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.
2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
6. Что вам понравилось в стихотворении?
7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

1. Прочитайте стихотворение.
2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Памятка к работе над статьей

1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.
2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?
3. О ком или о чем эта статья?
4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть? Составьте план.
6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
7. Что нового вы узнали из прочитанного?
8. Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом

1. Как называется рассказ? Кто его написал?
2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?
3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
5. О чем вы думали, читая рассказ?

Выделение главной мысли рассказа

1. Внимательно прочитайте рассказ.
2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
4. Определите главную мысль рассказа.

Составление плана

1. Разделите рассказ на части.
2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Выработка умения пересказывать полно

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
2. Наметьте его основные смысловые части (картины).
3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

1. Перечитайте текст.
2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
3. Расскажите о главном в каждой части.
4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.
5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Выработка умения отвечать на вопрос
по прочитанному тексту

Задание. Ответьте на вопросы.

1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).
4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

Выработка умения составлять план текста

Задание. Составьте план рассказа.

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).
2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Выработка умения составлять рассказ о герое
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

Задание. Составьте рассказ о герое.

1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
6. Составьте рассказ про себя.
7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

  Вам также может понравиться:

Международный конкурс поделок из природного материала «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ДАРЫ ЛЕТА»

-192

Всероссийский профессиональный конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ «ИГРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ»


Конкурсы

124 работы

Всероссийский профессиональный конкурс «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Конкурсы

65 работ


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по литературному чтению для дошкольников «Конспект по развитию речи в старшей группе по заучиванию стихотворения Нины Саконской «Где мой пальчик?»»
    Литературное чтение


  • Планирование по литературному чтению для «Творческий проект к 140-летию К.И. Чуковского «Волшебный мир К.И. Чуковского»»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для дошкольников «Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий, настольного театра Тема: «Волк и семеро козлят»»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для 1 класса «Конструкт внеурочного занятия по теме: Знакомство с произведениями «Плот бобра», «Сказка о хомяке и черепахе»»
    Литературное чтение


  • Разное по литературному чтению для 3 класса «Биография Крылова. + Фото»
    Литературное чтение

Инфоурок


Начальные классы

Другие методич. материалыПамятка «Правила чтения» для обучающихся начальных классов

Памятка «Правила чтения для обучающихся начальных классов»



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 56 человек из 23 регионов

  • Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов

  • Сейчас обучается 115 человек из 45 регионов

Краткое описание документа:

Памятка — это словесное описание того, зачем, почему и в какой последовательности надо выполнить или проверить какое-либо задание, например, выучить стихотворение к завтрашнему дню, правильно составить текст-рассуждение, вызвать интерес к чтению и т.д. Целенаправленная работа по использованию памяток влияет на владение полноценным навыком чтения, который является важным фактором, влияющим не только на успеваемость, но и на поддержание интереса на уроках.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 264 781 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.09.2021
  • 240
  • 1
  • 28.09.2021
  • 375
  • 1
  • 28.09.2021
  • 215
  • 0
  • 28.09.2021
  • 214
  • 8
  • 28.09.2021
  • 248
  • 0
  • 28.09.2021
  • 269
  • 1
  • 28.09.2021
  • 160
  • 0
  • 28.09.2021
  • 159
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Попова Галина Владимировна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Попова Галина Владимировна

    • На сайте: 4 года и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69777
    • Всего материалов:

      50

2

СОДЕРЖАНИЕ

I. Памятки

1.Памятка № 1 «Работа над стихотворением»

2. Памятка № 2 «Работа над сказкой»

3.Памятка № 3 «Работа над рассказом»

А) Работа над рассказом

Б) Первичное чтение рассказа

В) Составление плана рассказа

4.Памятка № 4 «Работа над басней»

5.Памятка № 5 «План работы над лирическим стихотворением»

6. Памятка № 6 «План работы над рассказом»

7. Памятка № 7 «План анализа сказки»

8.Памятка № 8 «Признаки сказки»

9.Памятка № 9 «План анализа басни»

10.Памятка № 10 « Отзыв о прочитанной книге: 1 вариант и 2 вариант»

11. Памятка № 11 «План устного рассказа о книге»

12. Памятка № 12 «План письменного отзыва о прочитанной книге»

13. Памятка № 13 «План рассказа о писателе»

14. Памятка № 14 «План рассказа о герое»

II. Словарь

3

ПАМЯТКА №1

РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Назовите стихотворение и ее автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Прочитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать

словесные картины к этому стихотворению. Какими

отрывками можно подписать картинки?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы лучше

представить себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выражает поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Приготовьтесь к выразительному чтению:

Прочитайте в лицах;

Прочитайте по ролям;

Выберите темп чтения, определите общий тон чтения

(ласково, тихо или громко, не спеша или быстро,

таинственно, весело или грустно)

8. От имени кого написано стихотворение?

4

ПАМЯТКА № 2

РАБОТА НАД СКАЗКОЙ

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная,

героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует, какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто – нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется

запомнить.

7. Как относится автор сказки к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

9. Какую пользу принесет сказка тем, кто ее прочитает?

10. Чему сказка научит своих читателей?

5

ПАМЯТКА № 3

РАБОТА НАД РАССКАЗОМ

1. Как называется рассказ? Кто его написал?

2. Прочитайте рассказ. Когда происходит действие, которое в

нем описывается?

3. Назовите действующих лиц. Что вы о них знаете?

4. Что случилось с героями? Как они себя вели? Кто из

действующих лиц понравился вам и чем именно?

5. О чем вы думали, слушая рассказ?

Первичное чтение рассказа

1. Какое название рассказа? Как вы думаете, о чем он расскажет?

2. Кто автор рассказа? Какие еще произведения написал этот

автор?

3. Слушайте рассказ, запоминайте непонятные слова и

выражения.

4. Запомните сравнения, образные выражения, синонимы,

антонимы.

5. Рассмотрите иллюстрации к рассказу.

Составление плана по рассказу

1. Послушайте рассказ.

2. Разделите его на смысловые части.

3. Найдите главное в каждой части.

4. Назовите каждую часть (придумайте заголовок).

5. Составьте план рассказа.

6. Перескажите рассказ по плану.

6

ПАМЯТКА № 4

РАБОТА НАД БАСНЕЙ

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Послушайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Как описывает их автор?

5. Что осуждается в басне?

6. Как автор относится к событиям, описанным в басне?

7. Как он относится к действующим лицам?

8. Что должен понять читатель из этой басни?

7

ПАМЯТКА № 5

ПЛАН РАБОТЫ НАД

ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда

он писал это стихотворение?

2.С какой целью автор написал это произведение?

3.Какие строчки показались наиболее образными (как бы

ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)?

Какие образы?

4.Какие рифмы показались самыми необычными, новыми,

удивительными?

5.Попробуй подобрать несколько синонимов к словам,

которые тебе показались новыми, редко встречающимися в

современном языке.

6.Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.

Какова их роль?

7.Какие слова употребляются в переносном выражении?

8.Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы

вспомнить строки этого стихотворения?

9.Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому

стихотворению?

8

ПАМЯТКА № 6

ПЛАН

РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Что

ты знаешь об авторе?

2.Подумай, какой из типов текста здесь преобладает:

повествование (рассказывает); описание (показывает);

рассуждение (доказывает).

3.Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

4.Что, потвоему, является кульминацией (высшей точкой

напряжения в развитии действия) этого рассказа?

5.Каких героев ты считаешь положительными, а каких

отрицательными и почему?

6.Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие

чувства ты испытывал вместе с героем.

7.Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось

грустным?

8.В чем, потвоему, главная идея этого произведения? О чем

нам предлагает задуматься автор?

9. Как ты думаешь, как сложится судьба героев

в будущем?

9

10.Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?

ПАМЯТКА № 7

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее

автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а

что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные

события) или описание волшебства? Какие волшебные

предметы из этой сказки стали частью нашей реальной

жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым

захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки,

перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые

значительные поступки.

6. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие

чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль

этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная

мысль?

10

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чемто близкие по сюжету,

замыслу и характеру главного героя?

11

ПАМЯТКА № 8

ПРИЗНАКИ СКАЗКИ

1.Вид сказки

2.Зачин

3.Волшебные предметы

4.Сказочные слова и выражения

5.Троекратный повтор

6. Борьба добра и зла

7.Добро побеждает зло

8.Концовка

12

ПАМЯТКА № 9

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается

басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни

своими словами.

3. Обрати внимание на то как написана басня прозой или

стихами.

4. Найди рифмы.

5. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются

в этой басне?

6. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее

яркими, образными, запоминающимися?

7. Перечисли основные черты характера главных героев

басни.

8. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой

басни.

9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что

поучительным?

10.Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай

басню по ролям.

13

11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык,

украсили нашу речь?

14

ПАМЯТКА № 10

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)

1. Автор книги.

2. Название книги.

3. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?

4. Напиши, какие приключения показались тебе самыми

интересными.

5. Чему научила тебя эта книга?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)

1. Автор книги.

2. Название книги.

3. Перечислить главных героев с кратким пояснением, кто

они.

4. Краткий пересказ самых захватывающих моментов книги.

5. Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя

задуматься?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

1.Автор

2.Название произведения

3.Жанр произведения

4.О чем этот текст?

5.Кто из героев понравился и почему?

15

6.Чем понравилось это произведение

ПАМЯТКА № 11

ПЛАН УСТНОГО РАССКАЗА О КНИГЕ

1.Покажи книгу.

2.Назови автора, художника, издателей

3.Познакомь нас с тематикой: из чего она состоит (из одного

произведения или из нескольких)

4.Назови героев книги

5.Что происходит с героем (героями) книги?

6.Самое интересное – зачитай.

7.Вырази свое отношение к герою ( героям)

8.Понравилась тебе книга

16

ПАМЯТКА № 12

ПЛАН ПИСЬМЕННОГО ОТЗЫВА О ПРОЧИТАННОЙ

КНИГЕ

1.Автор, название книги

2.Краткое содержание:

А) Тема

Б) Главные герои

В) Интересный отрывок или эпизод

3.Чему учит эта книга

4.Выпиши значения неизвестных слов и выражений (пользуйся

словарем)

5.Понравилась ли тебе книга? Почему?

6. Выполни иллюстрацию (по желанию)

17

ПАМЯТКА № 13

ПЛАН РАССКАЗА О ПИСАТЕЛЕ

1.Фамилия, имя, отчество

2.Когда и сколько лет жил

3.Детство писателя

4.Где учился

5.О ком или о чем писал

6.Что ты читал из его произведений

7.Что тебе больше всего понравилось? Почему?

18

ПАМЯТКА № 14

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое.

Начни так … Мне очень понравился( ась)… Мне очень

запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я

восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру

поведения ).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше

всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося

(непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими

персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чемто

схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не

хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых

фраз могла бы лучше всего передать характер этого

героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент

изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него

было выражение лица, как бы ты его одел, что было

бы вокруг?

20

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Повествовательный жанр

Баснянебольшое произведение в стихах или прозе с

нравоучительным, сатирическим или ироническим

содержанием. С помощью образов животных,

неодушевленных предметов в басне осуждаются,

высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль

в басне мораль. Она обычно находится в начале или в

конце басни.

Сказкавид устного народного творчества в прозе или в

стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки

бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ небольшое художественное произведение, в

котором изображается характер героя, одно или несколько

событий из его жизни.

Статья небольшое по объему сочинение, в котором

излагаются научные сведения, факты, события.

Повестьлитературное произведение описательно

повествовательного жанра.

Лирический жанр

Стихотворениенебольшое поэтическое произведение в

стихотворной форме.

Песня стихотворение, предназначенное для пения.

21

Былина русская песня, поэма о богатырях и народных

героях.

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(изобразительные средства, помогающие образно выразить

содержание произведения)

Сравнение средство выразительности, когда одни предметы

и явления сопоставляются с другими.

Эпитетхудожественное определение, дающее яркое,

образное представление о сущности предмета или явления.

Эпитет образная характеристика какоголибо предмета или

явления, выраженного прилагательным.

Эпитет образное художественное определение. Придает

предметам особую живость, образность, эмоциональность

(бродягаветер, Морозвоевода).

Метафора основное средство выразительности, когда одно

явление полностью уподоблено другому, чемто сходному с

ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.

Метафора перенесение свойств или признаков с одного

предмета на другой по принципу сходства.

Метафора употребление слова в переносном значении

(горит восток, солнце встало, дождь пошел).

22

Олицетворениевид метафоры, в которой явления природы

уподобляются живым существам, часто людям.

Олицетворение овеществление (снег лежит),

отождествление предметов и явлений природы, раститель

ного и животного мира с жизнью и деятельностью людей.

Олицетворение выразить, представить в образе живого

существа (ветер, ветер, ты могуч…).

Аллегория вид метафоры, где все изображения жизни:

сюжет, действующие лица, язык имеет не прямое , а

иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где

действуют обычно животные).

Аллитерация повторение в стихах одних и тех же согласных

звуков, напоминающих изображаемое явление.

Юмордобродушный смех.

Ирония тонкая, скрытая насмешка, когда слова

употребляются в обратном, противоположном смысле.

Гипербола чрезмерное увеличение свойств изображенного

предмета или явления.

Контрастпротивопоставление.

Жанрустойчивая разновидность художественного

произведения.

23

Тема текстаответ на вопрос о чем пишет автор.

Идея текстаглавная мысль произведения.

Стиль художественный, научнопублицистический ,

деловой.

Виды текстаповествование, описание, рассуждение.

Композицияпостроение текста

Завязкасобытие, с которого начинается действие в

художественном произведении.

Кульминация высшее напряжение действия в

художественном произведении.

Развязкаисход событий в литературном произведении,

решение конфликта.

Рифмасозвучие концов стихотворных строк.

Фольклорустное народное творчество (былины, народные

песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)

24

Малые жанры фольклора

***

Колыбельная песня один из древнейших жанров фольклора,

на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы

заговораоберега. Люди верили, что человека окружают

таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне

чтото плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот

почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и

других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни

утрачивали магические элементы, приобретали значение

доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня

песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку

песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней

очень важен ритм.

***

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить)

короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они

сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом

начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать

гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки хватюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

25

***

Потешка элемент педагогики, песенкаприговорка,

сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей.

Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой

форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя

массаж, физические упражнения, стимулируя моторные

рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы

к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры

или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить

ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и

эмоциональную сферу.

***

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) стихотворная

короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему

ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

***

Пословицы это краткие изречения, выражающие житейскую

мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное,

меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы

отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица —

26

законченная мысль, поговорка — только часть суждения.

Например: Под лежачий камень вода не течет (пословица) —

Бить баклуши (поговорка). Каждый день мы используем в своей

речи пословицы и поговорки. Практически к каждому случаю

нашей жизни можно подобрать пословицу, их тематика очень

разнообразна: работа, семья, любовь, дружба и т. д.

***

Заклички один из видов закликательных песен языческого

происхождения. Они отражают интересы и представления

крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные

песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и

взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге,

дождю и другим явлениям природы, а также к животным и

особенно часто к птицам, которые считались вестниками

весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне

обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на

зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

***

27

Считалка небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью

которой определяют, кто водит в игре. Считалка элемент

игры, который помогает установить согласие и уважение к

принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

***

Скороговорка фраза, построенная на сочетании звуков,

затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё

называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и

могут использоваться для развития дикции. Скороговорки

бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

***

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное

определение предмета или явления, но в отличие от пословицы

она даёт это определение в иносказательной, нарочито

затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет

описывается через другой на основе схожих черт: «Висит

груша нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять

собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два

кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная

забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

***

Небылицы это нелепицы, это стишки или рассказы, в

которых рассказывается о чемто таком, чего не может быть на

самом деле. Благодаря им у ребенка развивается чувство юмора,

он лучше начинает понимать действительность, развивается

логика, фантазия, мышление. давайте начнем собирать в этой

28

теме русские народные небылицы — в стишках, это чтото

типа потешек для детей. дети их очень любят и слушают с

удовольствием.

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаяно хвостом

К небу прицепился.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти частоту волны через период
  • Как найти наиболее близкое число к заданному
  • Как найти налог на имущество формула
  • Блэк раша как найти свою машину
  • Как найти натуральную еду