Памятки
по русскому языку
В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ
Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [й], [ч], [щ] |
ЖИ – ШИ — пиши с буквой И ЧА – ЩА — пиши с буквой А ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ — пишутся без мягкого знака. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) |
Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. |
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции). Дома – домик, носы — нос |
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная или буква н. Зуб – зубы – зубной. |
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами. |
Разбор предложения. 1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. 2. Определи, какими частями речи они являются. 3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 4. Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное. 5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое |
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что? Имя существительное бывает: одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом) собственное (Миша) или нарицательное (мальчик) Мужского рода (он мой) Женского рода (она моя) Среднего рода (оно моё) |
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется:
Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. |
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую, ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно |
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. |
Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в (каком?) доме? Я живу в большом доме.) |
(зима, зимушка, перезимовать, зимовка)
(лес, лесок, лесник, лесной, перелесок)
О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) |
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 164 человека из 53 регионов
- Сейчас обучается 148 человек из 50 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Памятки
Русский язык
2 класс -
-
3 слайд
Признаки предложения
Предложение состоит из слов.
Предложение выражает законченную мысль.
Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
В конце предложения ставится точка (.), или вопросительный знак (?), или восклицательный знак (!), или многоточие (…). -
4 слайд
Признаки текста
Текст состоит из предложений.
Предложения в тексте связаны по смыслу.
У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте. -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 265 743 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 19.04.2018
- 1057
- 9
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Скачать материал
-
19.04.2018
5795
-
PPTX
4.4 мбайт -
149
скачиваний -
Рейтинг:
5 из 5 -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Ратушняк Олеся Игоревна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 5 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 3
- Всего просмотров: 42818
-
Всего материалов:
26
П редложение Признаки предложения В предложении о ком-то или о чём-то говорится. В предложении высказывается мысль. В конце предложения делается остановка, при письме ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. Слова в предложении между собой связаны. Можно поставить вопрос от одного слова к другому Предложения по цели высказывания: Повествовательные (в них о чём-то сообщается, повествуется) Вопросительные (содержат вопрос) Побудительные (содержат призыв) Предложения по интонации: Восклицательные (содержат восклицание, чувство радости). Невосклицательные (не содержат восклицание, чувство радости). Разбор предложения по членам предложения Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что? Подчёркивают его одной прямой. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? что делают? и др. Подчёркивают его двумя прямыми. Определение отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? и др. Подчёркивают его волнистой линией. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? (В.п.) кем? чем? о ком? о чём? Подчёркивают его пунктирной линией. Обстоятельство отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как? Как долго? С каких пор? До каких пор? Подчёркивают его штрихпунктирной линией. М аленькая девочка спит на кровати.
Ударение Ударный звук – звук, который мы выделяем голосом, как бы ударяем по нему. Ударным может быть только один гласный звук, остальные гласные – безударные. Например: сапог: о — ударный, а – безударный. Фонетический разбор слова Берёза, бе – рё – за, [б, и р, о з а]. б – [б,]- согл., мягк. парн. ([б]), звонк. парн. ([п]); е – [и]- гласн., безударн.; р – [р,]- согл., мягк. парн.([р]), звонк. непарн.; ё – [о]- гласн., ударн.; з – [з] — согл., твёрд. парн. ([з,]), звонк. парн. ([с]); а – [а]- гласн., безударн.; Берёза – 6 звуков, 6 букв. Большая буква Имена: Оля, Валя, Ирина, Владимир. Отчества: Петровна, Михайлович. Фамилии: Кузнецов, Иванов. Клички животных: собака Жучка, корова Зорька. Географические названия: Названия планет: Марс, Венера. Названия стран: Россия, Германия. Названия городов: Белгород, Москва. Названия водоёмов: река Волга, озеро Байкал. Названия улиц: улица Губкина, улица Мичурина. Названия гор: Уральские горы, гора Эльбрус. Это имена собственные.
Предлоги и приставки Предлоги: в, из, к, на, от, по, с, у, под, над, о, об, за, через, возле, вокруг, перед, около… Предлог пишем отдельно от другого слова Предлог – это слово. А слова в предложении пишутся отдельно Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос: под сосной – под большой сосной; под (чем?) сосной. Предлоги никогда не употребляются с глаголом. Приставки: без, бес, в, вс, во, вы, за, ис, из, до, над, на, о, об, от, пере, по, под, про, пре, при, раз, рас, с, со, через, черес. Приставку пишем слитно со словом Приставка – это часть слова, поэтому её не отделяем от слова. Между приставкой и словом нельзя вставить вопрос или слово: забежали. Приставки могут употребляться с глаголом: Ребята направились на прогулку. Велосипедисты добрались до финиша. Разделительные Ъ и Ь Мягкий знак (Ь) Разделительный Ь пишется в корне и разделяет согласные буквы от гласных е, ё, ю, я, и: бельё, платье, льют, семья, соловьи. Смягчающий Ь пишется между согласными буквами или на конце слова после согласных: деньки, больной. Твёрдый знак (Ъ) бывает только разделительным. Он пишется после согласных букв перед гласными: е, ё, ю, я. Разделительный Ъ употребляется после приставок: подъезд, съёмка, объявление, адъютант. Пишется в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный.
Ч асти речи Части речи – это группы слов, которые имеют общие признаки: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог и т.д. Самостоятельные части речи: имя существительное имя прилагательное глагол наречие местоимение числительное Служебные части речи: союз предлог частица междометие Служебные части речи Помогают словам в предложении принять нужную форму: Вспоминали о каникулах. Связывают слова в предложении и части предложения: Терпенье и труд всё перетрут. Вносят в предложение дополнительный смысл: Всё равно пойду в школу.
Г лагол Глагол изменяется по временам: настоящее (н.в.), прошедшее (п.в.) и будущее (б.в.) время Настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас, в то время, когда о нём говорят: читает (что делает?). Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершалось ранее: читал (что делал?), прочитал (что сделал?). Будущее время глагола обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нём говорили: будет читать (что будет делать?), прочитает (что сделает?) Глагол изменяется по числам: Человек идёт (ед. ч). Люди идут (мн. ч.). С остав слова. Корень – общая часть родственных слов (слов с близким значением): лес, лесок, лесной, лесничий, лесовик.
Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем. П ри помощи приставки образуются новые слова: прилетел, улетел, вылетел, залетел, слетел. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня. П ри помощи суффиксов образуются новые слова: домик, тигрище, новенький. Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для связи слов в предложении: стол, стола, столом, столе, столу. Орфограммы в корне слова Парные звонкие и глухие согласные б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ж-ш в корне слова Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную, надо Изменить слово П одобрать родственное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук: гриб – грибы, парус – паруса, лавка – лавочка, дорожка – дороженька, букашка – букашечка. |
Словосочетания Словосочетание – это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (от одного слова к другому можно задать вопрос) Главное слово в словосочетании (то, от которого мы задаём вопрос к зависимому слову) обозначается знаком «х» Неторопливая река отражает ясное небо.
Н еторопливая река Отражает небо
Ясное небо Буквы и звуки Буква – это графический знак, входящий в алфавит. Буквы мы пишем. Звуки речи – элементы речи. Звуки мы слышим и произносим. Буквы гласных звуков: а, о, у, и, э, ы. Как различить гласные и согласные звуки Гласные звуки можно протянуть. Гласные звуки можно пропеть. Когда произносим гласные звуки, то воздух выходит свободно, ему не мешают губы, зубы, язык.
Сочетания —жи – ши, ча – ща, чу – щу- жи и ши пиши с –и— ча и ща пиши с –а— чу и щу пиши с –у— Слова-исключения: жюри, брошюра, парашют. Правила переноса Слова переносят: 1) по слогам: ба-ра-бан В каждом слоге есть только одна буква гласного звука. Сколько гласных в слове, столько и слогов. Слогораздел проходит после гласного: ди-ван, ря-би-на. 2) нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку одну букву, даже если эта буква составляет слог (то есть гласная): оре-хи, яго-ды, ри-сую. 3) нельзя переносить слова, в которых один слог: кот, куст, дом. 4) непарный звонкий оставляем с предыдущим слогом: лам-па, сен-тябрь. 5) остальные согласные (парные звонкие и все глухие) отправляем к следующему слогу: ска-зка, ло-жка, тро-пка. Допускается и такой перенос: сказ-ка, лож-ка, троп-ка. Но он нежелателен. 4) буква –Й- при переносе не отделяется от гласной: строй—ка, лей—ка. Она обозначает непарный звонкий звук. 5) –Ь- при переносе не отделяется от впереди стоящего согласного. Слова с –Ь- в середине переносятся так: маль—чик, коль—цо. 6) с двойными согласными: ал—лея, груп—па, осен—ний. 7) с Ъ: подъ—езд, объ—яв-ле-ние.
Р ечь. Текст Речь – это разговор, рассказ, вопросы и ответы. С помощью речи люди сообщают что-то или спрашивают о чём-нибудь друг друга. Речь состоит из предложений. Речь бывает разговорная, художественная (образная, передаются чувства, настроение человека), деловая и научная (сообщаются точные сведения, не выражает чувств) Виды речи: диалог и монолог Диалог – разговор двух или нескольких человек. Монолог – речь, обращенная к самому себе или к слушателям. Абзац – часть текста от одной красной строки до другой. С абзаца или красной строки, начинают не любую часть текста, а такую, в которой содержится новая мысль. В речи используют различные изобразительные средства языка: эпитеты (красочные описания предмета для его большей изобразительности) сравнения переносное значение слов Виды текста повествование о событиях, действиях описание предмета или определенного места действия рассуждение Секреты речи Фразеологизмы – устойчивые, постоянные сочетания слов. Фразеологические обороты делают жизнь образной, выразительной. Сел в галошу, голова как решето, льёт как из ведра, лететь стрелой, слышно, как муха пролетит – фразеологизмы. Слова ах, ой, эй, ух, ого, эх – междометия. Междометия служат для выражения различных чувств: удовольствия (ах), восхищения (ой), радости (ура), удивления (о), неодобрения (фи, фу, брр), … С лова, близкие по значению, — это синонимы. Слова, противоположные по значению, — это антонимы. Имя существительное
Имя прилагательное Прилагательные всегда употребляются при именах существительных. Вместе они образуют словосочетания. Прилагательное ставится в том же числе и роде, что и существительное, к которому оно относится. Наступила ранняя (ед.ч., ж. р.) весна (ед.ч., ж. р.) Имена прилагательные изменяются по числам. Имена прилагательные изменяются по родам (в единственном числе). Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного: Конь (какой?) молодой, лошадь (какая?) молодая. Родовые окончания прилагательных: Мужской род: какой? – ый, ий, ой Женский род: какая? – ая, яя Средний род: какое? – ое, ее Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются, отвечают на вопрос какие? и имеют окончание ые или ие. О кончание прилагательного проверяется вопросом (на каком? – на красном, у каких? – у дальних). Буквы –Ы- и – И-, -О- и –Е-, — У- и –Ю- «дружат» (взаимозаменяются) между собой в окончаниях: красным – синим, красному – синему, красную — синюю. Безударные гласные в корне слова. Чтобы проверить безударную гласную (а, о, и, е, я) в корне слова, надо Изменить слово Подобрать родственное слово т ак, чтобы безударная гласная стала ударной:
столы – стол, трава – травушка, лесной – лес, снеговик – снег. Разбор слова по составу. Находим окончание, изменяя это же слово по числам, родам или падежам (вопросам): листе – листы, красный – красная, спит – спят. Выделяем основу слова (часть слова без окончания): настольный. Подбираем однокоренные слова (желательно другой части речи), выделяем корень: снег – снеговик – снежный – снежок. Выделяем приставку (она находится перед корнем): выход, рассказы. Между корнем и окончанием могут быть один или несколько суффиксов: осенний, домики, маленькая, поиграли.
Н апример: посадка. Посадка – посадки. Окончание – «а». О снова слова – посадк Посадка – сажать – садик – садовый – сад. Корень – «сад». Приставка – «по». (Такая же приставка в словах посидел, побег). Суффикс – «к». (Такой же суффикс в словах побелка, переменка).
|
Памятка 1.
Алфавит
Памятка 2.
Гласные звуки и буквы для их обозначения
Звуки: [а] [и] [о] [у] [ы] [э]
Памятка 3.
Согласные звуки русского языка
Памятка 4.
Как найти корень слова
- Прочитай слово. Выясни его смысл.
- Подбери к слову родственные (однокоренные) слова. Помни: они близки по смыслу и имеют общую часть.
- Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.
- Выдели корень слова знаком :
Памятка 5.
Как научиться правильно списывать предложение.
- Прочитай предложение (слово), чтобы понять и запомнить его. Выясни смысл непонятных слов.
- Прочитай по слогам каждое слово так, как оно написано. Найди в словах буквы, написание которых нужно проверить. Подбери (устно) проверочные слова или запомни написание этих букв.
- Повтори, не заглядывая в учебник, каждое слово. При записи диктуй слова по слогам, проговаривая каждую букву.
- Проверь себя: прочитай по слогам написанные слова и сравни свою запись с исходным текстом.
Памятка 6.
Как подготовиться к письму по памяти.
- Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём или о ком говорится в тексте.
- Найди в словах изученные орфограммы и слова, написание которых вызвало у тебя затруднение. Вспомни правило и объясни написание этих слов.
- Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте — и на расположение строк.
- Выучи текст наизусть.
- Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая по слогам каждое слово. Закрой книгу и напиши текст. Проверь себя.
- Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом.
Памятка 7.
Как подготовиться к диктанту.
- Прочитай текст (предложения, словосочетания, слова). Выясни смысл непонятных слов.
- Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверить. Определи в каждом таком слове орфограмму(ы). Вспомни правило и объясни, почему слово так пишется.
- Если не знаешь, как проверить написание слова, то запомни, как оно написано.
- Обрати внимание на употребление знаков препинания в предложении.
- Внимательно записывай каждое слово.
ПЕРЕНОС СЛОВ
Слова надо переносить с одной строки на другую по слогам. При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить её на другую строку. Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.
СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. В конце предложения ставится точка (.), вопросительный (?) или восклицательный (!) знак.
Предложение всегда произносится с какой-то целью.
По цели высказывания (для чего произносятся или пишутся) предложения делятся:
1) на повествовательные (рассказ, повествование);
2) на вопросительные (вопрос);
3) на побудительные (приказ, просьба).
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.
Предложения делятся на восклицательные (в конце ставится ! – восклицательный знак) и невосклицательные.
С интонацией восклицания могут произноситься любые предложения.
Повествовательные: Какой интересный фильм мы вчера смотрели!
Вопросительные: Сколько ты съел мороженого?!
Побудительные: Немедленно убери со стола!
ОКОНЧАНИЕ
Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. Обозначается . Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.
Окончание изменяет форму слова. Только в нужной форме слова составляют предложение.
Нулевое окончание не выражено звуками. Нулевое окончание находим при сравнении форм слова и обозначаем пустым квадратиком (лес ).
НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА
В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Они имеют одну форму.
пальто |
метро |
пони |
радио |
кенгуру |
кино |
пианино |
шоссе |
желе |
какао |
кафе |
эскимо |
меню |
кофе |
такси |
КОРЕНЬ СЛОВа
Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными(однокоренными). (лес – лесок, дерево – деревянный, луг – луговой, поле — полюшко) Общая часть родственных слов называется корнем.
Корень – это главная часть слова. Корень обозначается
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Буква, обозначающая безударный гласный звук – «опасное место». Такое «опасное место» называется орфограммой. Орфограмма требует применения орфографического правила.
Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой обозначаются ударные гласные в этих корнях: лесно́й – лес, садо́вый – сад, гора́ – го́ры.
Безударные гласные в корне слова надо проверять.
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
[сады́] |
сад → сады |
садик → сады |
|
[насы́] |
нос → носы |
носик → носы |
Безударный гласный звук [и] может быть записан буквами и, е, я. Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слово.
[лʼиса́] |
ли́сы→ лиса |
ли́сонька → лиса |
|
[рʼика́] |
ре́ки → река |
ре́чка → река |
|
[пʼитно́] |
пя́тна → пятно |
пя́тнышко → пятно |
Корень содержит общее значение родственных (однокоренных) слов: рука – рукав – рукавица; город – городок – городской.
СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Если при произношении корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук, например [п, ф, к, т, ш, с,], — это «опасное место» (орфограмма). Обязательно проверь перед записью.
Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й]
са[т] – сады — сад |
ко[т] – коты — кот |
тру[т] – труды — труд |
Два стоящих рядом согласных звука – «опасное место» для первого из них. Услышав рядом два глухих согласных, обязательно перед записью сделай проверку первого из них.
Для проверки измени слово или подбери родственное, в котором «опасный» звук окажется перед гласным ([гла[ткʼ]ийʼ] — гладок).
В некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков на конце корня (берег – бережок — [г//ж], молоко – молочный — [к//ч], воздух – воздушный — [х//ш], обида – обижать — [д//ж], заяц – зайчонок — [ц//ч], носить – ноша — [с//ш], кормить – кормлю — [м//млʼ], любить – люблю — [б//блʼ], ловить – ловлю — [в//влʼ], купить – куплю — [п//плʼ]).
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн); [з] и [н] (здн).
Сочетания звуков [сн] и [зн] в середине слова – «опасное место» (орфограмма). Услышав эти сочетания, обязательно проверь, подобрав родственные слова, не прячется ли между этими звуками звук-невидимка. Но учти, он не всегда там есть:
изве[сн]ый – весть → известный
прекра[сн]ый – прекрасен → прекрасный
СУФФИКС
Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов: лиса – лисёнок; дом – домик. Суффикс имеет значение. Суффикс обозначается ˄.
Суффикс образует новые слова (тигр – тигрица, тигрёнок, тигровый; вода – водичка, водица, водный, водяной).
Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс:
котёнок — ? котёнка, котёнку. Значит, в слове котёнок нулевое окончание. Кот, котик, котище. Значит, суффикс в слове котёнок — —ёнок— (он находится между корнем кот и нулевым окончанием).
Суффиксы, образующие отчества: -евн- (Сергеевна), -евич- (Сергеевич), -овн- (Петровна), -ович- (Петрович) , -ичн- (Ильинична), -ич- (Ильич).
СУФФИКСЫ – ЁНОК- И –ОНОК-
После мягких согласных, кроме [чʼ], пишется суффикс –ёнок-: тигрёнок, телёнок.
После твёрдых согласных и [чʼ], пишется суффикс –онок-: волчонок, мышонок.
Учимся применять правило:
Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –ёнок- и –онок-, нужно:
1. |
Выделить корень |
медве[жонок] корень медведь – медвеж [д//ж] |
ос[лʼонок] корень осёл – осл |
2. |
Определить, какой согласный звук перед суффиксом. |
Перед суффиксом звук [ж] |
Перед суффиксом звук [лʼ] |
3. |
Если это твёрдый согласный или шипящие — [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-. |
Звук [ж] – твёрдый согласный, пишем суффикс –онок- : медвежонок. |
Звук [лʼ] – мягкий согласный, пишем суффикс –ёнок- : ослёнок. |
СУФФИКСЫ – ИК- И –ЕК-
Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает: ключик – (нет) ключика.
Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: замочек – (нет) замочка.
Учимся применять правило:
Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –ик- и –ек-, нужно:
1. |
Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ик], сразу слово не пишем, ведь суффиксы –ик- и –ек- без ударения звучат одинаково [ик]. |
стол[ик] корень стол – после корня слышим [ик] |
человеч[ик] корень человеч – после корня слышим [ик] |
2. |
Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез. |
Проверяем, изменяя форму слова: нет стол[ик]а. |
Проверяем, изменяя форму слова: нет человеч[к]а. |
3. |
Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-; если гласный звук исчез, пишем суффикс –ек-. |
Гласный звук остался, значит, пишем суффикс –ик-: столик. |
Гласный звук остался, значит, пишем суффикс –ек-: человечек. |
СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Если слово образовано при помощи суффикса, то способ образования его называется суффиксальным:
ночь + н = ночной; мех + ов = меховой; шуба + к = шубка.
СУФФИКСЫ – ИВ- И –ЕВ-; -ЛИВ- И –ЧИВ
Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения — -ев-: краси́вый, игри́вый; волево́й, боево́й.
В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и, как под ударением, так и без него: пугли́вый, сонли́вый, забо́тливый, дове́рчивый.
ПРИСТАВКА
Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается
«РАБОТА» ПРИСТАВКИ
Приставка образует новые слова: читать – прочитать – дочитать – перечитать.
Приставка имеет значение: запел – начал петь; допел – закончил петь.
Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова и отметить часть слова перед корнем, которой они отличаются:
выход — ?ход. У ход, за ход, при ход.
Поэтому приставка в слове выход – вы-.
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПРИСТАВКИ
[а]жить, жить, дожить, прожить
Вывод: безударный гласный в приставке.
В приставке о- всегда пишется с гласной буквой о, пишем ожить.
всегда пишется гласная буква о: окрик, поезд, добежать.
Учимся применять правило:
1. Проверяем, в какой части слова безударный гласный звук – в корне или в приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.
2. Если безударный звук оказался в приставке, вспоминаем правило: в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про— всегда пишется гласная буква о.
Например:
[да]плыть, плыть, переплыть, уплыть, отплыть
Вывод: безударный гласный в приставке.
В приставке до- всегда пишется о, пишем доплыть.
[па]ляна, полянка, поле, полевой
Вывод: безударный гласный в корне.
Проверочное слово по́ле, пишем поляна.
СПИСЫВАНИЕ
Работай так:
1. Прочитай предложение, пойми и запомни его, обрати внимание на орфограммы.
2. Повтори предложение так, как будешь его писать.
3. Пиши, диктуя себе орфографически.
4. Проверь себя! Перечитай написанное и сверь с печатным текстом.