Как составить памятку схему

Использование схем и таблиц

Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Они размещены в учебниках и тетрадях с печатной основой. В продаже есть много наборов готовых таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ОБЖ и т.д., которые учитель использует как демонстрационный материал.

Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное. 

Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно. В некоторых учебниках встречаются задания заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.

Чтобы справиться с такими заданиями, детям необходимо уметь:

  • давать определение понятиям;
  • анализировать;
  • выделять характерные черты объекта;
  • классифицировать объекты;
  • упорядочивать информацию;
  • составлять списки;
  • пользоваться условными обозначениями и сокращениями.

Учимся составлять схемы

На уроках обучения грамоте

Со схемами ребенок знакомиться уже в начале первого класса. Это очень удобная форма передачи информации, особенно в ситуации, когда дети еще не умеют быстро читать и писать. Часто в схемы преобразовывают правила, которые необходимо выучить и уметь ими пользоваться.

В первую очередь школьники изучают схемы предложений и слов. Чтобы первоклассник мог сам составлять такие схемы, его надо познакомить с условными обозначениями слов, слогов, звуков и научить правильно анализировать предложение или слово.

Есть два вида упражнений, благодаря которым дети научатся работать со схемами предложений:

  • составь схему предложения;
  • придумай или выбери предложение, соответствующее схеме.

Можно предлагать детям делать это у доски или работая в парах. Хорошее тренировочное задание заключается в том, что один ученик составляет схему, а второй подбирает к ней предложение. При этом первый ученик должен будет проанализировать придуманный образец и самостоятельно определить, соответствует ли он схеме.

Более сложное задание — составление схемы слова. В ней первоклассник должен уметь не только указать количество звуков, но и дать им характеристику. Последовательность работы со схемами слова следующая.

  1. Произнести слово и определить количество слогов. Отметить это на схеме, обозначив каждый слог прямоугольником.
  2. Произнести слог и определить в нем первый звук.
  3. Произнести этот звук и определить гласный он или согласный. Обозначить звук соответствующим значком.
  4. Перейти к следующему звуку.

Постепенно такие схемы усложняются. Добавляются обозначения ударения, мягкости или твердости.

Чтобы научить разбираться в подобных схемах, можно предлагать такие задания:

  • составь схему слова;
  • определи, какой звук в этом слове не обозначен на схеме;
  • назови предметы, изображенные на картинке, и подбери к каждому слову схему;
  • придумай слово, которое подходит к схеме;
  • найди ошибку в схеме слова.

Работа со схемами предложения и слова проводится почти на каждом уроке по обучению грамоте. В дальнейшем схемы будут усложняться. Например, после изучения темы «Главные члены предложения», дети могут не просто обозначать количество слов в предложении, но и обозначать, какими членами предложения они являются. Нужно только познакомить их с условными обозначениями.

Овладев умением составлять схемы слов и предложений, дети могут с легкостью «расшифровывать» и запоминать правила по таким записям:

Это правило о том, что перед союзом «а» должна ставиться запятая.

А это правило о том, что в каждом слоге должен быть только один гласный звук и количество слогов совпадает с количеством гласных звуков.

Сначала схемы для правил учитель составляет на доске с подробным комментированием, а дети вслед за его объяснениями записывают их себе в тетрадь. Затем можно приглашать к доске отдельных учеников и предложить им поработать над схемой. В дальнейшем дети смогут работать над такими заданиями самостоятельно в классе или дома.

Составление схем на уроках математики

Очень часто схемы используются на уроках математики. Они нужны при решении задач, для обозначения математических закономерностей. При работе над задачей схемы используются для передачи ее условия. Имеющиеся данные можно обозначать с помощью отрезков, стрелок, скобок, знаков. Например,

«В корзине 6 яблок, а груш на 3 больше. Сколько груш в корзине?»

Для составления таких схем ребенок должен не только взять данные из условия задачи, но и установить между ними взаимосвязи, отразить их зависимость друг от друга. Для первоклассника это довольно сложное логическое задание, поэтому на начальном этапе его выполняет учитель, а ученики устно ему помогают. Большинство из них лишь к концу 1 класса смогут справляться с таким заданием самостоятельно.

Чтобы научить составлять и работать с такими схемами предлагаются такие задания:

  • составь схему по условия задачи;
  • прочитай условие задачи и подбери подходящую схему;
  • составь задачу по указанной схеме;
  • прочитай задачу и найди ошибку в схеме по ее условию.

С помощью схем можно составлять памятки к выученному материалу. Они могут касаться порядка выполнения действий в выражениях с разными действиями или правила решения уравнений и т.д.

Постепенно схемы будут усложняться, становиться многоуровневыми или разветвленными. С каждым новым видом схематических обозначений учитель знакомит детей во время фронтальной работы в классе.

Очень удобно использовать схемы на мотивационном этапе. Показав готовую схему, учитель сообщает, что сегодня на уроке предстоит выучить новое правило, которое здесь обозначено. И в ходе изучения нового материала ученики будут разбираться в схеме, определять, какие данные в ней отражены и как они связаны между собой.

Учимся составлять таблицы

Таблицы содержат больше информации, чем схемы. Они состоят из заголовков, подзаголовков и краткой информации по теме. При обучении составлению таблиц нужно знакомить детей с такими требованиями:

  • таблицу следует делать компактной и выразительной;
  • названия, заглавия должны быть сформулированы лаконично и точно;
  • в таблицу следует помещать только основную информацию.

Таблицы состоят из столбиков и строчек. Сначала дети знакомятся с самыми простыми таблицами, без анализа их структуры. Ученики визуально воспринимают и запоминают, что в верхней строчке записывается название, а ниже содержится краткое описание. На этом этапе удобно предлагать готовые шаблоны таблиц, которые дети должны заполнить. Темами таких заданий может быть «Гласные и согласные звуки», «Типы предложений», «Части речи», «Разрядный состав чисел», «Единицы измерений», «Сравнительная характеристика героев произведения», «Типы растений» и т.д.

Лучше работу над таблицей проводить по ходу изучения нового материала или на этапе закрепления. Важной особенностью обучающих таблиц является наличие примеров в конце каждого правила.

Для развития умений составлять таблицы можно предлагать такие подготовительные упражнения:

  • придумай заглавие;
  • выбери заглавие, которое более точно подходит к содержанию;
  • распредели слова на два столбца;
  • подбери примеры к каждому понятию;
  • выбери из представленного ряда слов те, которые относятся к теме задания;
  • определи основные понятия, которые иллюстрируют тему;
  • сформулируй кратко.

Последовательность работы над составлением таблицы разберем на примере темы «Имя существительное».

  1. Назвать тему, которая изучалась на уроке. Записать ее в верхней строке.
  2. Указать из каких групп состоит это понятие. Записать подзаголовки.

На первом этапе работа над составлением таблицы проводится фронтально под управлением учителя. В дальнейшем нужно переходить к групповой деятельности. Это удобно делать в ходе реализации таких интерактивных методов, как «Ажурная пила», «Карусель», «Аквариум». Они предусматривают обработку определенной информации и представление ее в краткой форме для изложения перед всем классом.

Метод «Ажурная пила»

Например, для использования метода «Ажурная пила» весь учебный материал делится на несколько частей и распределяется по группам. Детям демонстрируется пустая таблица, в которую записывают название темы. Далее каждая группа должна прочитать текст на карточке (или в учебнике), определить тему и найти соответствующий столбец в таблице. После этого участники группы обрабатывают материал и формулирует еекраткое содержание. Информация заносится в таблицу.

По истечению указанного времени каждая группа презентует результаты своей работы, а остальные ученики вносят их данные в таблицы в своих тетрадях. В итоге каждый получает таблицу, в которой содержится весь основной материал, подлежащий запоминанию. Дома детям не придется перечитывать весь параграф, а достаточно будет еще раз перечитать содержимое таблицы.

Подобное задание можно использовать для домашней работы. В таком случае отдельные части статьи учебника распределяются между учениками, которые дома изучают ее и заполняют свою часть таблицы. Затем в классе каждый сообщает свою информации.

Учитель должен следить за соблюдением правил составления таблицы и не допускать переизбытка информации. Нужно исключать лишние предложения, переформулировать их в более краткую форму, избегать дублирования информации. Любые замечания нужно обсуждать коллективно, давая возможность детям самостоятельно исправить указанные замечания.

Дети быстро привыкают к структурному виду таблицы и не путаются с ее заполнением. Наиболее сложным заданием является составление таблицы «с нуля». В этом случае детям нужно уметь самостоятельно разделить весь материал на составные части. Для развития такого навыка есть два основных способа:

  • работа над составлением плана произведения и его изложением, которая ведется на уроках литературного чтения и русского языка;
  • ознакомление с порядком изучения параграфа в учебнике, который уже разделен на отдельные подтемы (лучше всего это делать на примере учебника по природоведению).

Порядок работы над составлением таблицы следующий.

  1. Записать название темы в верхнюю строку.
  2. Изучить материал и разбить его на части. Сделать соответствующее количество столбцов.
  3. Проанализировать первую часть информации, подобрать и записать подзаголовок.
  4. Записать краткое содержание, отражая только главные моменты.
  5. Подобрать примеры, иллюстрирующие описанное.
  6. Аналогичным образом проработать остальные части учебного материала.

В зависимости от активности использования учителем представленных заданий и упражнений уже к концу 4 или началу 5 класса ученики смогут самостоятельно создавать простые схемы и таблицы, что очень пригодится им в средней школе.

Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Как оформить памятку

Памятка — это документ содержащий краткие сведения или рекомендации на определенную тематику. Она составляется не только для забывчивых людей, но и для работников какого-либо предприятия, туристов, заключенных, студентов и др. Несмотря на то, что памятки по каждой теме имеют свою специфику, общий порядок их оформления примерно одинаков.

Как оформить памятку

Вам понадобится

  • интернет или библиотека, компьютер, принтер, бумага, ручка

Инструкция

Сначала четко определите границы темы, по которой вы будете делать памятку. Она должна быть посвящена сугубо конкретному явлению и не касаться посторонних вещей.

Используя интернет или библиотеку, соберите информацию и сведения необходимые для памятки. Убедитесь в их достоверности и современности. Если материал вызывает у вас сомнения, а проверить его не представляется возможным, лучше не включайте такие сведения в памятку. Из оставшейся информации выберите то, что наиболее подходит по теме.

Обработайте отобранные вами сведения. Постарайтесь максимально сократить их, отбросив все неважное. Ту информацию, что останется, постарайтесь изложить на черновике четкими, емкими и короткими фразами, для лучшего запоминания. Сокращая предложения, следите за тем, чтобы они не потеряли свой смысл. Если вы не можете этого сделать, разбейте длинное предложение на несколько коротких.

Продумайте текст обращения к читателю. Не следует пускаться в длинные рассуждения о пользе вашей работы, достаточно указать актуальность данной темы и причины побудившие написать эту памятку.

Определите цветовую схему памятки. Не следует делать обложку очень яркой, можете даже оформить ее в черно-белом варианте. Страницы целесообразно оставить белого цвета. Если очень хочется — используйте для них бледные цвета (бледно-розовый, бледно-зеленый и т.д.), чтобы текст был четко виден. Для разнообразия добавьте на страницы рамки или фотографии по теме памятки.

Изложите в памятке подготовленную информацию. На обложке крупными буквами напишите заголовок. На первой странице поместите введение или обращение к читателю. На последующих листах последовательно и в доступной форме изложите подготовленные вами по теме памятки сведения. При необходимости добавите схемы или фотографии, касающиеся явления, которому посвящена памятка.

Полезный совет

Краткость — сестра таланта. Но не стоит сокращать подаваемую в памятке информацию до потери смысла.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

МОАУ «СОШ №17 г. Орска»

Справочный материал

по русскому языку

Учитель Волкова З.П.

2021

Памятки-схемы

для начальной школы

Памятки – схемы

для 5 класса

Синтаксис. Предложение.

Синтаксис. Предложение.

Схема фонетического разбора слова

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки сло­ва.

Гласные: ударные — без­ударные, какой буквой обозна­чены; согласные: твёрдые, мягкие , звонкие, глухие, какой буквой обозна­чены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

от-бе-лить [адб’ил’ит’] — 3 слога

О -[а] — гласный, безударный;

Т — [д] — согласный, твёрдый, звонкий;

Б — [б’] — согласный, мягкий, звонкий;

Е — [и] — гласный, безударный;

Л — [л’] — согласный, мягкий, звонкий;

И — [и] — гласный, ударный;

Т — [т] — согласный, мягкий, глухой.

Ь —-

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу

(морфемный анализ)

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является слово, в какой форме оно употреблено.

  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы

  3. Выделить основу.

  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск-.

Корень город-.

Словообразовательный суффикс –ск-.

Морфологический разбор имени существительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

I. (По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море;

II. Н.ф.- море,

пост. признаки: нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.;

непост. признаки: в дат. п., в ед. ч.;

III.В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор глагола

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в охоту.

I.Поешь — глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь,

II. Н.ф. – поесть;

пост. признаки: сов. в., разноспряг., невозвр., перех.

непост. признаки: в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой

I.Золотой (луч)— им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой;  

II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор имени числительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в)  для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль

Образец разбора.

Школьный участок занимает десять гектаров.

I.Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять;

II.Н.ф.- десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.;

III. В предложении является дополнением.

Морфологический разбор наречия

План разбора.

I.Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Неизменяемость.

3. Степень сравнения (если есть).

III.  Синтаксическая роль.

Образец разбора.

С севера порывисто дул ветер.

I.Порывисто – наречие, обозначает признак действия, 

II.Дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.;

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор

местоимения.

План разбора.

I.Часть речи. Общее значение.

II.Морфологические признаки.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки:

а) разряд,

б) лицо (у личных местоимений).

3. Непостоянные признаки:

а) падеж,

б) число (если есть),

в) род (если есть).

III.Синтаксическая роль.

Образец разбора.

К кому-то3 принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)

I.(К)кому-то — местоимение.

II.Принесли(к кому?) (к) кому-то. Н. ф.— кто-то.

Пост.— неопредел.; непост.— в дат. пад.

III. Принесли (к кому?) к кому-то (дополнение, пунктирная черта).

Морфологический разбор причастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид,     г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

I.Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшаяостыть + -вш-(ая);

II.Н.ф.-остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор деепричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки.

1.Вид.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III.  Синтаксическая роль.

Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.

I.Окутывая  особая форма глагола – деепричастие,(как? Что делая?) окутываяокутывать + -я-;

II.Несов. в., невозвр., неизмен.;

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор предлога

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

По небу метались встревоженные галки.

I.По (небу) – предлог.

II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.

Морфологический разбор союза

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).

2. Простой или составной.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.

I.Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения;

II.Подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.

Морфологический разбор частицы

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).

2. Неизменяемость.

Образец разбора.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

I.Не – частица, служит для выражения отрицания,

II.Модальная, отрицание,

III.Неизменяемая.

Порядок синтаксического разбора простого предложения.

  1. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

  2. Вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные предложения).

  3. Грамматическая основа (главные члены) предложения.

  4. Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) 

  5. Вид предложения по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное)

  6. Находим и подчеркиваем второстепенные члены (если есть).

  7. Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением.

Образец синтаксического разбора.

На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег.

Устный разбор.

Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения — снег (подлежащее), упал (сказуемое). Простое двусоставное предложение.

В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Снег (какой?) ранний — определение.

Упал (куда?) на землю — обстоятельство.

На землю (какую?) сухую, твёрдую, мёрзлую — однородные определения, произносятся с интонацией перечисления.

Письменный разбор.

(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однород. чл.)

Памятки – схемы

для 6 класса

Разряды местоимений.

Разряд. Значение.

Грамматические признаки.

Примеры.

Личные. Указывают на предмет, лицо, явление.

Лицо, род, число, падеж.

1 лицо: я, мы.

2 лицо: ты, вы.

3 лицо: он, она, оно, они.

Возвратное. Указывает, что действие обращен на говорящего.

Падеж (кроме именительного).

себя

Вопросительные.

Используются для выражения вопроса.

Падеж – у всех.

Род, число, падеж – у местоимений, похожих на прилагательные.

1.Вопросы падежей:кто, что, кого, чего, кому, чему, кем. чем, о ком, о чём.

2. вопросы определений: какой, какая, какое, какие, чей, чья, чьё, чьи, который.

3. вопрос обстоятельства: сколько.

Относительные.

Используются для соединения простых предложений в составе СПП.

Падеж – у всех.

Род, число, падеж – у местоимений, похожих на прилагат.

 кто, что, кого, чего, кому, чему, кем. чем, о ком, о чём; какой, какая, какое, какие, чей, чья, чьё, чьи, который; вопрос обстоятельства: сколько.

Притяжательные.

Указывают на принадлежность

Род, число, падеж.

Свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их.

Неопределённые.

Указывают на неизвестные, неопределённые  предметы, признаки, количества

Падеж (если похожи на существительные и числительные).

Род, число, падеж, если похожи на прилагательные

Нечто, некто, несколько, что-либо, какой-нибудь и др.

Отрицательные.

Отрицают наличие предмета, признака, количества

Падеж (если похожи на существительные и числительные).Род, число, падеж, если похожи на прилагательные

Никто, ничто, ничей, ничего, некого, нечего и др.

Указательные.

Указывают на конкретный предмет, признак или количество из множества

Род, число, падеж.

Этот, сей, тот, такой, столько.

Обновлено: 24.05.2023

Все, кто учился в школе, помнят, что к задачам составлялась краткая запись. Сейчас вместо краткой записи учителя могут использовать схемы и схематический чертёж к задачам. Это зависит от программы. О том, какие схематические чертежи к задачам бывают и как научить ребенка их составлять, эта статья. Сегодня поговорим о простых задачах, которые решаются сложением и вычитанием.

Пример 1

У Кати 7 шариков, а у Зины 2 шарика. Сколько всего шариков у девочек?

При составлении чертежа вводятся понятия «целое» и «части». При сложении целое — это результат (сумма), а при вычитании — уменьшаемое.

В данной задаче целое — это то, сколько всего шариков . А части- количество шариков у каждой девочки.

Дикие гуси живут 80 лет, а собаки – 20 лет. Орёл живёт столько, сколько собака и гусь вместе взятые. Сколько лет живёт орёл?

№ 2 Задача на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Длина синего отрезка 2 см, а красного – на 6 см больше. Какова длина красного отрезка?

№ 3 Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого

В столовой испекли 4 противня пирожков с капустой и 3 – с мясом. После обеда остался 1 противень. Сколько противней с пирожками съели?

№ 4 Составные задачи на нахождение суммы

У Оли 6 грецких орехов, миндаля – на 4 меньше, чем грецких орехов, арахиса — на 2 больше, чем миндаля. Сколько всего орехов у Оли?

№ 5 Составные задачи на разностное сравнение

В букете 7 гвоздик. Из них 4 белые, а остальные – розовые. На сколько меньше розовых гвоздик, чем белых?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Построение схему к задаче с двумя связанными отношениями»

Открытый урок на краевом семинаре «Введение федерального государственного стандарта в общеобразовательном учреждении».

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Составление схемы к задаче

Урок математики в 1 классе по УМК «Гармония» Цель: систематизировать знания о сложении двузначных чисел без перехода через разряд, продолжить подготовительную работу к решению задач.Задачи урока.

Примеры схем решения задач на нахождение суммы и остатка в 1 класе

Детям и родителям поможет такая подсказка при выполнении домашнего задания.

Памятка по математике «Виды схем» для учащихся начальной школы.

Памятка по математике «Виды схем» предназначена для учащихся 2-3 х классов. В ней раскрываются правила оформления схематического чертежа, решения и ответа решаемой задачи. Памятка пригодится как учащи.

Памятка «Как составлять схемы к задачам».

Эта памятка поможет учащимся правильно составить схемы к задачам.

Построение схемы к задаче. Дополнение текста задачи 2 класс

Конспект урока математики по теме «Построение схемы к задаче. Дополнение текста задачи» 2 класс ОС «Гармония».

В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько . осталось?»

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

В условии «на . больше»

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии «на . меньше»

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

«На сколько меньше. «

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «Было. Стало. «

В вопросе «Сколько добавили?»

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «Было. Осталось. «

В вопросе «Сколько уехало?»

«Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали. Осталось. «

В вопросе «Сколько было сначала?»

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

На начальном этапе обучения схемы и таблицы составляет учитель, но при переходе в среднюю школу ученики должны уметь делать это самостоятельно. Нет специальной методики и отдельно отведенного времени на уроке для того, чтобы научить детей создавать таблицы и схемы. Этот процесс постепенный и может проходить на любом занятии. Рассмотрим приемы, которые будут способствовать выработке такого умения

Использование схем и таблиц

Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Они размещены в учебниках и тетрадях с печатной основой. В продаже есть много наборов готовых таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ОБЖ и т.д., которые учитель использует как демонстрационный материал.

Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное.

Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно. В некоторых учебниках встречаются задания заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.

  • давать определение понятиям;
  • анализировать;
  • выделять характерные черты объекта;
  • классифицировать объекты;
  • упорядочивать информацию;
  • составлять списки;
  • пользоваться условными обозначениями и сокращениями.

Учимся составлять схемы

На уроках обучения грамоте

Со схемами ребенок знакомиться уже в начале первого класса. Это очень удобная форма передачи информации, особенно в ситуации, когда дети еще не умеют быстро читать и писать. Часто в схемы преобразовывают правила, которые необходимо выучить и уметь ими пользоваться.

В первую очередь школьники изучают схемы предложений и слов. Чтобы первоклассник мог сам составлять такие схемы, его надо познакомить с условными обозначениями слов, слогов, звуков и научить правильно анализировать предложение или слово.

Есть два вида упражнений, благодаря которым дети научатся работать со схемами предложений:

  • составь схему предложения;
  • придумай или выбери предложение, соответствующее схеме.

Можно предлагать детям делать это у доски или работая в парах. Хорошее тренировочное задание заключается в том, что один ученик составляет схему, а второй подбирает к ней предложение. При этом первый ученик должен будет проанализировать придуманный образец и самостоятельно определить, соответствует ли он схеме.

Более сложное задание — составление схемы слова. В ней первоклассник должен уметь не только указать количество звуков, но и дать им характеристику. Последовательность работы со схемами слова следующая.

  1. Произнести слово и определить количество слогов. Отметить это на схеме, обозначив каждый слог прямоугольником.
  2. Произнести слог и определить в нем первый звук.
  3. Произнести этот звук и определить гласный он или согласный. Обозначить звук соответствующим значком.
  4. Перейти к следующему звуку.

Постепенно такие схемы усложняются. Добавляются обозначения ударения, мягкости или твердости.

Чтобы научить разбираться в подобных схемах, можно предлагать такие задания:

  • составь схему слова;
  • определи, какой звук в этом слове не обозначен на схеме;
  • назови предметы, изображенные на картинке, и подбери к каждому слову схему;
  • придумай слово, которое подходит к схеме;
  • найди ошибку в схеме слова.

А это правило о том, что в каждом слоге должен быть только один гласный звук и количество слогов совпадает с количеством гласных звуков.

Сначала схемы для правил учитель составляет на доске с подробным комментированием, а дети вслед за его объяснениями записывают их себе в тетрадь. Затем можно приглашать к доске отдельных учеников и предложить им поработать над схемой. В дальнейшем дети смогут работать над такими заданиями самостоятельно в классе или дома.

Составление схем на уроках математики

Очень часто схемы используются на уроках математики. Они нужны при решении задач, для обозначения математических закономерностей. При работе над задачей схемы используются для передачи ее условия. Имеющиеся данные можно обозначать с помощью отрезков, стрелок, скобок, знаков. Например,

Для составления таких схем ребенок должен не только взять данные из условия задачи, но и установить между ними взаимосвязи, отразить их зависимость друг от друга. Для первоклассника это довольно сложное логическое задание, поэтому на начальном этапе его выполняет учитель, а ученики устно ему помогают. Большинство из них лишь к концу 1 класса смогут справляться с таким заданием самостоятельно.

Чтобы научить составлять и работать с такими схемами предлагаются такие задания:

  • составь схему по условия задачи;
  • прочитай условие задачи и подбери подходящую схему;
  • составь задачу по указанной схеме;
  • прочитай задачу и найди ошибку в схеме по ее условию.

С помощью схем можно составлять памятки к выученному материалу. Они могут касаться порядка выполнения действий в выражениях с разными действиями или правила решения уравнений и т.д.

Постепенно схемы будут усложняться, становиться многоуровневыми или разветвленными. С каждым новым видом схематических обозначений учитель знакомит детей во время фронтальной работы в классе.

Очень удобно использовать схемы на мотивационном этапе. Показав готовую схему, учитель сообщает, что сегодня на уроке предстоит выучить новое правило, которое здесь обозначено. И в ходе изучения нового материала ученики будут разбираться в схеме, определять, какие данные в ней отражены и как они связаны между собой.

Учимся составлять таблицы

Таблицы содержат больше информации, чем схемы. Они состоят из заголовков, подзаголовков и краткой информации по теме. При обучении составлению таблиц нужно знакомить детей с такими требованиями:

  • таблицу следует делать компактной и выразительной;
  • названия, заглавия должны быть сформулированы лаконично и точно;
  • в таблицу следует помещать только основную информацию.

Лучше работу над таблицей проводить по ходу изучения нового материала или на этапе закрепления. Важной особенностью обучающих таблиц является наличие примеров в конце каждого правила.

Для развития умений составлять таблицы можно предлагать такие подготовительные упражнения:

  • придумай заглавие;
  • выбери заглавие, которое более точно подходит к содержанию;
  • распредели слова на два столбца;
  • подбери примеры к каждому понятию;
  • выбери из представленного ряда слов те, которые относятся к теме задания;
  • определи основные понятия, которые иллюстрируют тему;
  • сформулируй кратко.
  1. Назвать тему, которая изучалась на уроке. Записать ее в верхней строке.
  2. Указать из каких групп состоит это понятие. Записать подзаголовки.

По истечению указанного времени каждая группа презентует результаты своей работы, а остальные ученики вносят их данные в таблицы в своих тетрадях. В итоге каждый получает таблицу, в которой содержится весь основной материал, подлежащий запоминанию. Дома детям не придется перечитывать весь параграф, а достаточно будет еще раз перечитать содержимое таблицы.

Подобное задание можно использовать для домашней работы. В таком случае отдельные части статьи учебника распределяются между учениками, которые дома изучают ее и заполняют свою часть таблицы. Затем в классе каждый сообщает свою информации.

  • работа над составлением плана произведения и его изложением, которая ведется на уроках литературного чтения и русского языка;
  • ознакомление с порядком изучения параграфа в учебнике, который уже разделен на отдельные подтемы (лучше всего это делать на примере учебника по природоведению).

Порядок работы над составлением таблицы следующий.

  1. Записать название темы в верхнюю строку.
  2. Изучить материал и разбить его на части. Сделать соответствующее количество столбцов.
  3. Проанализировать первую часть информации, подобрать и записать подзаголовок.
  4. Записать краткое содержание, отражая только главные моменты.
  5. Подобрать примеры, иллюстрирующие описанное.
  6. Аналогичным образом проработать остальные части учебного материала.

В зависимости от активности использования учителем представленных заданий и упражнений уже к концу 4 или началу 5 класса ученики смогут самостоятельно создавать простые схемы и таблицы, что очень пригодится им в средней школе.

Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также:

      

  • Каким образом учащиеся школ могут способствовать сохранению народной культуры
  •   

  • Береги землю родимую как мать любимую смысл пословицы кратко
  •   

  • Почему важна вторичная переработка отходов кратко
  •   

  • Какой тип планирования осуществляется на уровне школьного менеджмента
  •   

  • Курсы по театрализованной деятельности в детском саду для воспитателя

Теленкова Елена Хайдаровна

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как сделать схему к задаче.

Прочитай задачу 2 раза.

Если в задаче есть слова

« больше» или « меньше», значит схема двухэтажная.

Если в задаче нет этих слов, то схема одноэтажная.

Вид схемы

Вид схемы

« Одеваем схему»

« Одеваем схему»

В этих задачах обводим большее число, меньшее число и разницу.

В этих задачах обводим части и  целое.

Определяем , что надо найти: большее число, меньшее или разницу.

Определяем , что надо найти: часть или целое.

Применяем правила:

1. Чтобы найти разницу, надо из большего числа вычесть меньшее.

2. Чтобы найти  большее число, надо к меньшему прибавить разницу.

3. Чтобы найти меньшее число, надо из  большего вычесть разницу.

Применяем правила:

1. Чтобы найти целое, надо части сложить.

2. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известные части.

Записываем решение и ответ

Записываем решение и ответ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как русскому найти работу в норвегии
  • Наушники huawei потерял как найти freebuds
  • Как найти фильм белые росы
  • Все буквы пишутся заглавными как исправить
  • Как найти джи по формуле