Как составить партитуру к сказке

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Партитура – ноты выразительного чтения

    1 слайд

    Партитура – ноты выразительного чтения

  • ПартитураВы­учив текст, необ­хо­ди­мо знать, как пра­виль­но его де­кла­ми­ро...

    2 слайд

    Партитура
    Вы­учив текст, необ­хо­ди­мо знать, как пра­виль­но его де­кла­ми­ро­вать. Су­ще­ству­ют по­лу­за­бы­тые пра­ви­ла, такие же, как и для му­зы­кан­та. Му­зы­кант, как ис­пол­нить про­из­ве­де­ние, го­то­вит для себя пар­ти­ту­ру – за­пись му­зы­каль­но­го тек­ста. Точно такую же пар­ти­ту­ру го­то­вят и ак­те­ры. Они не про­сто за­учи­ва­ют текст, ко­то­рый им дано, а и са­мо­сто­я­тель­но со­став­ля­ют пар­ти­ту­ру. Такую же пар­ти­ту­ру вы мо­же­те при­го­то­вить для себя. Пар­ти­ту­ра тек­ста – это свое­об­раз­ная шпар­гал­ка. Если вы го­то­ви­тесь к вы­ступ­ле­нию, на ка­ком-ни­будь тор­же­ствен­ном ве­че­ре, где у вас есть дуб­лер, вы не про­сто пе­ре­да­е­те ему текст, но и пар­ти­ту­ру. В этой пар­ти­ту­ре при­сут­ству­ет мно­же­ство зна­ков. Су­ще­ству­ет три ос­нов­ных знака в пар­ти­ту­ре.

  •  Пауза(обо­зна­ча­ет­ся как / , // , ///) ―  раз­мер ти­ши­ны. А.П. Чехов го­...

    3 слайд

     Пауза
    (обо­зна­ча­ет­ся как / , // , ///) ―  раз­мер ти­ши­ны. А.П. Чехов го­во­рил: «Самое прон­зи­тель­ное в те­ат­ре – это пауза». Когда зву­чит пауза,
    слу­ша­тель осо­зна­ет то, что он услы­шал.
    / ― ко­рот­кая пауза; // ― сред­няя пауза; /// ― длин­ная пауза.
    Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении. 

  • Звуч­ность (обо­зна­ча­ет­ся как ). Звуч­ность бы­ва­ет вос­хо­дя­щей и нис­х...

    4 слайд

    Звуч­ность 
    (обо­зна­ча­ет­ся как < , >). Звуч­ность бы­ва­ет вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей. При вос­хо­дя­щей звуч­но­сти наш голос дол­жен по­вы­ша­ет­ся, при нис­хо­дя­щей – сни­жа­ет­ся.
    < ― вос­хо­дя­щая звуч­ность;
    > ― нис­хо­дя­щая звуч­ность;

  • Ло­ги­че­ское уда­ре­ниеОбо­зна­ча­ет­ся как _. Ло­ги­че­ское уда­ре­ние 
под...

    5 слайд

    Ло­ги­че­ское уда­ре­ние
    Обо­зна­ча­ет­ся как _. Ло­ги­че­ское уда­ре­ние
    под­чер­ки­ва­ет осо­бен­но важ­ные слова.
    При­мер: Пред­ло­же­ние «Каз­нить нель­зя, по­ми­ло­вать».
    В этом тек­сте не стоит за­пя­тая. Если рас­ста­вить знаки пар­ти­ту­ры,
    то вый­дет два ва­ри­ан­та про­чте­ния.
    «Каз­нить / нель­зя по­ми­ло­вать» — смерт­ный при­го­вор.  
    « Каз­нить нель­зя / по­ми­ло­вать» — по­ми­ло­ва­ние,
    от­ме­ня­ю­щее смерт­ный при­го­вор.

  • Мы не при­вык­ли за­ме­чать пауз. Мы ав­то­ма­ти­че­ски управ­ля­ем своей реч...

    6 слайд

    Мы не при­вык­ли за­ме­чать пауз. Мы ав­то­ма­ти­че­ски управ­ля­ем своей речью. Ино­гда оши­ба­ем­ся, и нас пе­ре­ста­ют по­ни­мать.

    Бу­ма­га и ка­ран­даш, зер­ка­ло― три про­стых вещи, ко­то­рые по­мо­гут в тре­ни­ров­ке про­чте­ния тек­стов. В наше время можно ис­поль­зо­вать еще и ви­део­ка­мер, по­то­му что у нас по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность за­пи­сать раз­ные ва­ри­ан­ты чте­ния и от­кор­рек­ти­ро­вать.

  • При­мер«О, за­крой свои блед­ные ноги!» Эти стро­ки ― это поэма В. Я. Брю­со­...

    7 слайд

    При­мер
    «О, за­крой свои блед­ные ноги!» Эти стро­ки ― это поэма В. Я. Брю­со­ва. Даная поэма не со­всем се­рьез­ная, но в ней есть скры­тый смысл. В 1794 году су­ще­ство­ва­ла по­э­ти­че­ская мода на том­ные стра­сти, на утон­чен­ные ду­шев­ные дви­же­ния, ко­то­рые вы­ра­жа­лись в осо­бых позах и же­стах. Ва­ри­ан­т про­чте­ния
    поэмы с по­мо­щью пар­ти­ту­ры:
    Иро­ни­че­ское от­но­ше­ние: О// за­крой/ свои блед­ные ноги
    (в конце строч­ки сле­ду­ет нис­хо­дя­щая звуч­ность)

Выразительное чтение стихов дошкольникам

Как выразительно прочитать стихотворение дошкольникам. Или мы еще говорит с интонацией. Что же такое интонация, какие понятия она в себя включает?

Интонация – это сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи

Голос – звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. В голосе различают силу, высоту, полѐтность, гибкость, тембр. Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации, одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса – его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3–4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее. Полетность голоса – это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости. Подвижностью (гибкостью) голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в нижних (трахея, бронхи) и верхних резонаторах (полость рта и полость носа). Под дикцией понимают ясное, чистое, чѐткое, правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом. Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нѐба, нижней челюсти.

Темп речи является действенным средством ее художественной выразительности. Подобно другим приемам художественного исполнения темп речи зависит от содержания произведения. Различают быстрый темп речи, умеренный, медленный и прерывистый.

Ритм — закономерное повторение соизмеримых, чувственно ощутимых единиц. В широком смысле ритм присущ целому ряду природных (морские волны) и неприродных (стук маятника) явлений, человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение). В основе ритмической организации человеческой речи лежит естественный, первичный ритм, характеризующий человеческое дыхание. Единицей речевого ритма выступают слово или группа слов, отграниченных от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно–звуковых особенностей. Наиболее ощутимо ритм выражается в стихотворной речи, представляющей собой чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке, через определенные промежутки времени. Ритмов в классическом стихосложении пять. Их передают стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, анапест и амфибрахий. Распространенные размеры в детской поэзии – ямб (более спокойное содержание стихотворений) и хорей (соответствует бодрому, жизнерадостному настроению текста). 3. Мелодика речи. Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. По направлению движения голоса различают несколько мелодических форм: полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение («Наша семья жила на окраине города»); нисходящая форма – с понижением голоса к концу («Как ветви к солнцу поднялись!»); восходящая форма – с повышением голоса к концу («Значит, вечером собрание кружка?»); монотонная – с незначительными повышениями и понижениями голоса («За открытыми окнами не было видно звезд.»).

Под интонацией понимают звуковой рисунок образов художественного произведения; совокупность громкости, тона, мелодики, темпа и ритма речи.

Главных интонаций четыре:повествовательная, перечислительная, вопросительная, восклицательная (при подготовке текста к чтению вслух помогают авторские знаки препинания). Повествовательная интонация характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Вопросительная интонация бывает двух основных типов: а) в тех случаях, когда вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы; б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. В восклицательной интонации различают собственно восклицательную интонацию, характеризующуюся более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова, и интонацию побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания. Перечислительная интонация, передающая следование одного действия за другим, отличается “подскоком” на перечисляемом слове. Перечисление завершается резким понижением тона, что графически обозначено точкой. Звучащая речь содержит многочисленные оттенки интонаций (капризные, тоскливые, просительные, требовательные, ласковые, игривые и т.п.), содействующих выражению эмоций говорящего.

Составление партитуры (схемы) чтения текста.

Подготовка к выразительному чтению произведения:

  • познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно–следственные связи между ними;
  • установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора;
  • продумать способы исполнения.

Партитура – своеобразный нотный стан, в котором специфическими знаками записано звучание всего произведения. Создать партитуру – значит зафиксировать художественную перспективу исполнения, т.е. отобрать и распределить на протяжении всего материала выразительные средства речи, соблюдая определенную последовательность. Последовательность составления партитуры 1. Отметить логические центры текста графическими знаками (одной, двумя, тремя горизонтальными черточками, не забывая о том, что логика фразы определяется логической перспективой произведения).

Для примера возьмем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

  1. Первое, что наметим в нем – это логические центры:

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…

«Парус» – главное слово в строках. Он – действующее лицо (Так надо «пройтись» по всему тексту).

  1. Определить мелодию фразы. В повествовательном предложении восходяще–нисходящая линия звучания ( / ).

/ Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! /

3.Наметить места пауз в тексте:

  • Люфт – пауза (короткая) обозначается одной вертикальной чертой – | ,
  • более длительная – двумя || ,
  • еще более длительная – тремя |||
  1. Обозначить изменение темпо–ритма речи, значки ставятся слево или справо от текста, как Вам удобно. Темп речи обозначается:
  • t1– очень медленно,
  • t2 –медленно,
  • t3– умеренно,
  • t4–быстро,
  • t5–очень быстро.
  1. Определить основной тон исполнения. Словесное действие чтеца может протекать в лирическом, драматическом, трагическом, комедийном, сатирическом, лирико – романтическом и т.д. тонах. Основной тон позволяет держать слушателей в едином душевном состоянии.
  2. Отметить многообразие тембральных оттенков в звучании чтеца с помощью слов, которые отражают либо характер звучания голоса (легко, тяжело, мягко и т. д.), либо эмоции (ласково, гневно, нежно и т. д.). Для обозначения тембров можно использовать слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, не имеющих отношения к звуку: бархатный, жесткий, металлический, мягкий и т. д

Рекомендации при работе над текстом

Каждая фраза в речи несёт своё содержание, имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Найти этот смысл – значит выяснить, какие слова являются главными, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей стихотворного текста, то здесь, для выразительного чтения, нужно ещё определить слова, несущие в строчке основную нагрузку. При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создаст впечатление законченности мысли и таким образом оторвёт следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл. 

Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен упасть вниз. Глубина падения голоса перед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда рядом стоит близкая по мысли фраза, голос падает меньше, чем при точке, завершающей определенный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего текста. Этот глубокий интервал дает представление о полном завершении прочитанного. 

Двоеточие также предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах. 
Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием голос или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление незавершеннос-ти. При вопросительном знаке вопрос будет звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утвердительно. Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается. Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения голоса. Точка с запятой как знак, стоящий между самостоятельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, приближающееся к снижению голоса при точке. В кавычки, обыкновенно, берутся цитаты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выделения в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменением темпа, силы или высоты голоса. В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чтобы не прервать течения основной мысли. 

Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения.

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами

Если для определения логической паузы существует ряд правил, то опсихологической паузе можно сказать только то, что она имеет право приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого подхода, опирающегося на анализ текста и определяющего его эмоциональное содержание. Психологическая пауза может совпадать с логической, но может и не совпадать. В отличие от логической, психологическая пауза не может быть просто молчанием. Она «красноречива». В ней как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи. Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи -выполнять упражнения для улучшения силы голоса, развития дикции, дыхания.

Развитие выразительного чтения является одной из важных задач литературного образования. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах, где происходит процесс усвоения детьми литературного языка. Данный вид деятельности требует эффективно организованной работы учащихся. Однако нередко работа над выразительностью чтения проводится учителями эпизодически, однообразно и не имеет должного эффекта. Выразительное чтение должно быть не дополнением к изучению литературы, а органической частью  этого изучения.

Выразительность как качество чтения – явление многогранное и сложное. Существуют разные подходы к рассмотрению данного понятия. Л.Д. Мали определяет выразительность чтения как особое искусство творческой интерпретации текста, вбирающее в себя актерское и ораторское мастерство [4]. М. Р. Львов, в свою очередь, соотносит выразительность с основной мыслью произведения и говорит о выразительности чтения, как о способности передачи слушателям своего отношения к идее произведения с помощью средств устной речи [3].

Выразительное чтение является одним из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатить его высокими чувствами. Грамотно организованное чтение на уроке станет процессом «общения» с автором, а литературное произведение — объектом исследования читателей.

Эффективным материалом для развития выразительности чтения являются лирические произведения. По мнению Ф. М. Головенченко, лирика – это «поэзия, выражающая переживания, ощущения, настроения человека…» [2]. Она несовместима с нейтральностью и беспристрастием тона, она всегда эмоциональна, а речь лирического героя экспрессивна. Именно поэтому лирика является благодатной почвой в данном виде работы.

Знакомство учащихся с лирическими произведениями имеет целый ряд аспектов. М. Р. Львов, говоря о специфике работы над лирическими произведениями в начальных классах, обращает внимание учителей на следующие моменты [3]:

1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Первоначальному знакомству с текстом К. С. Станиславский придает огромное значение, утверждая, что первые впечатления являются своего рода семенами будущего творчества. «Если впечатления от первого чтения восприняты правильно, — это большой залог для дальнейшего успеха [5];

2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения;

3. Работа над языком произведения – одно из важнейших условий отработки выразительности чтения. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами является неотъемлемой частью работы по уяснению идейной направленности произведения;

4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» воссоздавать эпизоды, события и т.д.;

5. Обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение, а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. Важно не забывать, что тон обсуждения должен быть деловым и доброжелательным.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Он включает в себя следующие компоненты: интонация, паузы (логические и психологические), ударения, темп речи, тембр, громкость голоса. Большая часть работы над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством. С этой целью совершенствования выразительности произношения можно проводить работу над произношением звуков, отработкой дикции, развитием голосового аппарата, темпа речи, использованием целесообразной силы голоса.

Приемы работы над выразительностью чтения во многом зависят от конкретного этапа урока литературного чтения. Так, перед знакомством с лирическим произведением целесообразно использование упражнений для отработки дыхания и владения голосом. В качестве таких упражнений могут быть дыхательная гимнастика и интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика «На берегу моря».

Учитель: закройте глаза, представьте, что вы лежите на берегу моря. Рядом с вами тихо плещут волны. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко.

Интонационная разминка.

На доске записывается предложение: Уж наступила осень. Задача детей  прочитать это предложение с различными интонационными оттенками:

— с чувством радости;

— с чувством печали;

— с чувством сожаления.

Один из самых важных этапов работы — первичное чтение лирического стихотворения. Из всего многообразия методических приемов, способствующих  донесению до детей содержания стихотворения, вызову эмоционального отклика на прочитанное, наиболее целесообразными являются: выразительное чтение стихотворения учителем, либо мастером художественного слова в записи; чтение на фоне музыки.

По-настоящему кропотливая и тонкая работа над выразительностью чтения лирических произведений приходится на вторичный синтез. Здесь имеют место приемы синтетического характера, которые помогают углубить понимание школьниками смысла и подтекста изучаемого произведения и параллельно работать над оттенками и компонентами интонации. От одного использованного приема к другому степень самостоятельности в определении интонации постепенно увеличивается.

  1. Нахождение логических ударений в тексте, прочитанном учителем.

На доске отрывок из стихотворения. Учитель читает его, а учащиеся, следя за чтением учителя, указывают слова, на которых было сделано логическое ударение. Например:

Мороз и солнце! День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный!

  1. Нахождение способов постановки логических ударений.

На доске записывается отрывок из стихотворения С.Михалкова «Хижина дяди Тома»:

И вдруг из зрительного зала,

Шепча какие-то слова,

На сцену девочка вбежала.

Вызываются двое учащихся. Одному из них предлагается поставить к предложению несколько вопросов таким образом, чтобы логическое ударение в них падало на разные слова. Например:

— Откуда вбежала на сцену девочка?

— Кто вбежал на сцену зрительного зала?

— Девочка выбежала, шепча или крича какие-то слова? И так далее.

Другой ученик, отвечая на эти вопросы, должен правильно определить слово, на которое падает логическое ударение.

  1. Самостоятельная постановка логических ударений с последующим выразительным чтением лирического произведения.

На карточках помещается стихотворение или отрывок из него. Задача детей – самостоятельно найти в каждой стихотворной строке слова (сочетания слов), на которые падает логическое ударение. Учащимся предлагается выразительно прочитать этот текст в соответствии со своими пометами.

Перед выполнением задания можно обратить внимание детей на то, что при выделении главных слов следует в первую очередь руководствоваться смыслом, содержанием строки и закономерностями стихотворной речи (ритмом, рифмой и др.).

  1. В качестве отдельных приемов работы над выразительностью могут быть упражнение «Эхо» и «Чья интонация разнообразнее».

Упражнение «Эхо».

Учитель читает по 1-2 строки стихотворения, ученики повторяют их с той же интонацией.

Упражнение «Чья интонация разнообразнее».

Для выполнения данного упражнения учитель предлагает одно предложение, которое надо прочитать с возможно большим количеством эмоциональных оттенков. При этом перечень возможных оттенков должен быть перед глазами учащихся. При этом перечень возможных оттенков должен быть перед глазами учащихся. Например: восхищение, осуждение, сочувствие, радость, грусть, обида. Так, участники могут поработать в этом плане с предложением: «Я был в избушке на курьих ножках».

  1. Чтение предложений с разной эмоциональной окраской. 

Для использования данного приема выбирается отрывок из стихотворения (в рассмотренном ниже примере это «Бабушкины сказки» С. А. Есенина), строки которого учащимся необходимо прочитать с использованием различных эмоциональных оттенков:

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет (таинственно; восхищенно).

Сказки все. Пора в постели…(с грустью, сожалением; сомнением; с чувством недовольства)

Но а как теперь уж спать? (с удивлением)

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать (радостно, восторженно).

Наблюдения в ходе выполнения детьми задания показали, что учащиеся пытаются подобрать нужную интонацию (с чем в большинстве случаев успешно справляются). Поиск и нахождение нового интонационного оттенка становится для детей своего рода «открытием». Вторичное выразительное чтение стихотворения после проведенной работы значительно отличается по своей эмоциональной окраске от первичного чтения.

  1. Составление партитуры чтения.

Партитура – разметка текста с помощью общепринятых графических знаков. Знакомство с приемом партитуры должно происходить в совместной работе учащихся с учителем. На раздаточных листах каждый ребенок фиксирует графические обозначения компонентов партитуры с их расшифровкой. Далее дети практикуются в составлении партитуры стихотворения: определяют места, требующие постановки пауз, логических ударений, повышения или понижения голоса. Читая стихотворение в соответствии с составленной партитурой, учащиеся обращают внимание на детали, которые прежде упускались ими из вида. Пример составления партитуры к четверостишию из стихотворения Г. Ладонщикова «В поле»:

Опыт показывает, что систематическое использование такого рода приемов работы с лирическими произведениями дает положительные результаты в развитии выразительности чтения учащихся. Наряду с этим, у детей в целом формируется потребность говорить не монотонно и однообразно, а с определенным выражением своего эмоционального состояния и внутренних душевных резервов.


Подборка по базе: Литературное чтение 1класс-ds.docx, Литературное чтение.doc, ктп лит. чтение 3 класс.docx, литер чтение 4.docx, Литературное чтение 80.docx, КТП ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС.docx, РП литературное чтение 3 класс 5.2.docx, литературне чтение 3 класс.docx, Подборка стихов для первоклассников на Последний звонок.doc, родное лит чтение 3 класс Александрова 230216_191138.PDF


Выразительное чтение стихов дошкольникам.

Партитура текста.

Как выразительно прочитать стихотворение дошкольникам. Или мы еще говорит с интонацией. Что же такое интонация, какие понятия она в себя включает?

Интонация – это сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи

Голос – звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. В голосе различают силу, высоту, полѐтность, гибкость, тембр. Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации, одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса – его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3–4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее. Полетность голоса – это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости. Подвижностью (гибкостью) голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в нижних (трахея, бронхи) и верхних резонаторах (полость рта и полость носа). Под дикцией понимают ясное, чистое, чѐткое, правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом. Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нѐба, нижней челюсти.

Темп речи является действенным средством ее художественной выразительности. Подобно другим приемам художественного исполнения темп речи зависит от содержания произведения. Различают быстрый темп речи, умеренный, медленный и прерывистый.

Ритм — закономерное повторение соизмеримых, чувственно ощутимых единиц. В широком смысле ритм присущ целому ряду природных (морские волны) и неприродных (стук маятника) явлений, человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение). В основе ритмической организации человеческой речи лежит естественный, первичный ритм, характеризующий человеческое дыхание. Единицей речевого ритма выступают слово или группа слов, отграниченных от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно–звуковых особенностей. Наиболее ощутимо ритм выражается в стихотворной речи, представляющей собой чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке, через определенные промежутки времени. Ритмов в классическом стихосложении пять. Их передают стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, анапест и амфибрахий. Распространенные размеры в детской поэзии – ямб (более спокойное содержание стихотворений) и хорей (соответствует бодрому, жизнерадостному настроению текста). 3. Мелодика речи. Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. По направлению движения голоса различают несколько мелодических форм: полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение («Наша семья жила на окраине города»); нисходящая форма – с понижением голоса к концу («Как ветви к солнцу поднялись!»); восходящая форма – с повышением голоса к концу («Значит, вечером собрание кружка?»); монотонная – с незначительными повышениями и понижениями голоса («За открытыми окнами не было видно звезд.»).

Под интонацией понимают звуковой рисунок образов художественного произведения; совокупность громкости, тона, мелодики, темпа и ритма речи.

Главных интонаций четыре:повествовательная, перечислительная, вопросительная, восклицательная (при подготовке текста к чтению вслух помогают авторские знаки препинания). Повествовательная интонация характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Вопросительная интонация бывает двух основных типов: а) в тех случаях, когда вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы; б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. В восклицательной интонации различают собственно восклицательную интонацию, характеризующуюся более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова, и интонацию побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания. Перечислительная интонация, передающая следование одного действия за другим, отличается “подскоком” на перечисляемом слове. Перечисление завершается резким понижением тона, что графически обозначено точкой. Звучащая речь содержит многочисленные оттенки интонаций (капризные, тоскливые, просительные, требовательные, ласковые, игривые и т.п.), содействующих выражению эмоций говорящего.

Составление партитуры (схемы) чтения текста.

Подготовка к выразительному чтению произведения:

познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно–следственные связи между ними;

установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора;

продумать способы исполнения.

Партитура – своеобразный нотный стан, в котором специфическими знаками записано звучание всего произведения. Создать партитуру – значит зафиксировать художественную перспективу исполнения, т.е. отобрать и распределить на протяжении всего материала выразительные средства речи, соблюдая определенную последовательность. Последовательность составления партитуры 1. Отметить логические центры текста графическими знаками (одной, двумя, тремя горизонтальными черточками, не забывая о том, что логика фразы определяется логической перспективой произведения).

Для примера возьмем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

Первое, что наметим в нем – это логические центры:

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…

«Парус» – главное слово в строках. Он – действующее лицо (Так надо «пройтись» по всему тексту).

Определить мелодию фразы. В повествовательном предложении восходяще–нисходящая линия звучания ( / ).

/ Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! /

3.Наметить места пауз в тексте:

Люфт – пауза (короткая) обозначается одной вертикальной чертой – | ,

более длительная – двумя || ,

еще более длительная – тремя |||

Обозначить изменение темпо–ритма речи, значки ставятся слево или справо от текста, как Вам удобно. Темп речи обозначается:

t1– очень медленно,

t2 –медленно,

t3– умеренно,

t4–быстро,

t5–очень быстро.

Определить основной тон исполнения. Словесное действие чтеца может протекать в лирическом, драматическом, трагическом, комедийном, сатирическом, лирико – романтическом и т.д. тонах. Основной тон позволяет держать слушателей в едином душевном состоянии.

Отметить многообразие тембральных оттенков в звучании чтеца с помощью слов, которые отражают либо характер звучания голоса (легко, тяжело, мягко и т. д.), либо эмоции (ласково, гневно, нежно и т. д.). Для обозначения тембров можно использовать слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, не имеющих отношения к звуку: бархатный, жесткий, металлический, мягкий и т. д

Рекомендации при работе над текстом

Каждая фраза в речи несёт своё содержание, имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Найти этот смысл – значит выяснить, какие слова являются главными, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей стихотворного текста, то здесь, для выразительного чтения, нужно ещё определить слова, несущие в строчке основную нагрузку. При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создаст впечатление законченности мысли и таким образом оторвёт следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл.

Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен упасть вниз. Глубина падения голоса перед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда рядом стоит близкая по мысли фраза, голос падает меньше, чем при точке, завершающей определенный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего текста. Этот глубокий интервал дает представление о полном завершении прочитанного.

Двоеточие также предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах.

Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием голос или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление незавершеннос-ти. При вопросительном знаке вопрос будет звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утвердительно. Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается. Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения голоса. Точка с запятой как знак, стоящий между самостоятельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, приближающееся к снижению голоса при точке. В кавычки, обыкновенно, берутся цитаты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выделения в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменением темпа, силы или высоты голоса. В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чтобы не прервать течения основной мысли.

Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения.

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение:

2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами

Если для определения логической паузы существует ряд правил, то опсихологической паузе можно сказать только то, что она имеет право приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого подхода, опирающегося на анализ текста и определяющего его эмоциональное содержание. Психологическая пауза может совпадать с логической, но может и не совпадать. В отличие от логической, психологическая пауза не может быть просто молчанием. Она «красноречива». В ней как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи. Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи -выполнять упражнения для улучшения силы голоса, развития дикции, дыхания.

Мастер-класс «Обучение
художественному чтению
на уроках литературы»

Автор: Письменная Елена Алексеевна

Организация: МБОУ Калачеевская СОШ №6

Населенный пункт: Воронежская область, город Калач

Тема мастер-класса

Обучение художественному чтению на уроках литературы

Цель:

Показать приёмы работы над художественным (выразительным) чтением.

Задачи:

— обучать правильной интонации,

— определять сквозное действие,

— ставить исполнительскую задачу,

— передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

— формировать внутреннее видение созданных писателями образов.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны уметь:

  • определять сквозное словесное действие текста,
  • научиться рисовать зрительные образы данного текста,
  • ставить исполнительскую задачу,
  • составлять «партитуру» для выразительного чтения, то есть:

— соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора,

— передавать интонации вопроса, утверждения,

— придавать голосу нужные эмоциональные окраски, ( радости, грусти, удивления, иронии, восхищения и т.д.)

— формировать хорошую дикцию, четкое произношение звуков,

— выбирать темп чтения.

Вид деятельности и время

Деятельность учителя

Деятельность фокус-группы

Вводная часть

Слово учителя

):

Подготовка к чтению (упражнения для разминки)

Выразительное чтение – это чтение с правильным литературным произношением, чтение с нужной интонацией и дикцией, с требуемым эмоциональным настроем, чтение с расстановкой фразового и логического ударения. Выразительное чтение способствует лучшему пониманию и восприятию содержания прочитанного. Будь то стихотворение или отрывок из прозаического произведения.

Выразительное чтение – один из эффективных методов раскрытия художественных достоинств текста. Это возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, развивает ум, вкус, чувство и воображение читающего. Выразительное чтение базируется на единстве эмоционального и логического начал. Сначала при чтении возникает эмоциональное переживание, которое углубляется при логическом осмыслении, постижении авторского замысла.

В действующих программах средних классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текст на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Лирические произведения, тонкие по форме, концентрированные по мысли и чувству, читать непросто. Учить ребёнка читать художественно — значит строить его личность, её нравственную и эстетическую основу.

  1. Словесное действие.

Главная задача устной речи заключается в том, чтобы оказывать на слушающих определённое воздействие, убеждать в чём-то, заставить думать и чувствовать так же, как этого хочет говорящий. Отсюда замечательное свойство речи – целенаправленность, которую К.С. Станиславский положил в основу своего ученья о словесном действии. «Полное, продуктивное, целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть, в речи! Говорить – значит действовать!» — писал он. Это очень важная мысль для обучения выразительному чтению и эстетическому воспитанию школьников. Взволновать слушателя, доставить удовольствие, убедить в чём-либо говорящий может только с помощью действенной, целенаправленной речи.

Как ученики читают? Однообразно, уныло, не знают, зачем это надо. А в жизни эти ученики о чём-то мечтают, к чему- то стремятся. Вспомните, как дети говорят, когда им что-нибудь надо от родных (купить, поехать и т.д.). Их речь будет эмоционально выразительна, в ход пойдёт жест, мимика. А в классе ученик уныло, однообразно произносит: «Унылая пора…»

Когда можно выразительно прочитать текст?Когда постигнут авторский замысел и определена цель чтения.

Главная цель выразительного чтения — определить сквозное словесное действие читающего, которое складывается из отдельных действенных задач и пронизывает весь текст от начала до конца.

Какие могут быть сквозные словесные действия?

воздействовать на воображение слушателей.

воздействовать на чувствавоздействовать на сознание слушателей

Итак, первая задача читающего после анализа текста:

определить сквозное действие стихотворения или фрагмента текста.

таким образом, если чтение лишено целенаправленности, оно теряет свои главные качества: убедительность, понимание текста и превращается в нудное, заурядное, унылое произнесение фраз.

1. вИдения и ассоциации

Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие вИдения и ассоциации. «Говорить – значит рисовать зрительные образы», — писал К.С. Станиславский. Увидеть за словами автора живой образ или картину непросто для ученика – учить этому – задача учителя ( Представьте: узник в темнице; или Тучи «цепью жемчужною» мчащиеся по небу….).

Воспитание активного отношения к содержанию исполняемого произведения предполагает подлинную взволнованность читающего явлениями отображённой в произведении жизни, предполагает личную оценку событий и стремление передать эту оценку слушателям, внушить им те мысли и чувства, которые пережил сам читающий.

В жизни мы не думаем о чувствах, не говорим, вот сейчас я буду радоваться, а сейчас грустить. Подлинное чувство возникает и переживается нами в связи с какими-то событиями. А выразительное чтение – это та же жизнь, увиденная талантливым художником и понятая читающим.

  1. После подробного анализа текста – сначала формулируется главная цель чтения — сквозного действия для всего текста, и определяется исполнительская задача для каждой части текста. После анализа текста учащиеся формулируют главную цель чтения: определяют сквозное действие для всего текста и определяют исполнительскую задачу для каждой части текста.

Исполнительская задача для каждой части (

.3. Составлять «партитуру» для выразительного чтения. Разметить интонацию, определить тон и темп чтения.

III. Работа над интонацией

Важную роль в работе над выразительным чтением играет интонация. « Интонация и пунктуация – две родные сестры одного отца – смысла (Ф. Абакумов). Интонация в выразительном чтении – это одна из сторон речи, способствующая активному, действенному общению читающего со слушателями. Именно интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли, потому что в ней сочетается логика и психологизм анализа.

Если читающий правильно определит авторский замысел, сквозное действие, исполнительскую задачу, то и интонация будет естественной, правдивой и выразительной. Важно учить учащихся читать сдержанно и просто, без ложного пафоса. С 5 класса на уроках русского языка при изучении синтаксиса и пунктуации учащиеся обучаются правильной интонации, характерной для русского языка. Все компоненты интонации влияют на выразительность речи.

1. Компоненты интонации, графическое изображение

1. Логическое ударение _____________ __

Логическое ударение – «это душа фразы Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением.

Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, несколько замедленным произнесением слова.

Рекомендуется выделять ударением:

Мелодика речи, повышение и понижение голоса./

  1. 3. Пауза короткая, / длинная //
  2. Темп и ритм чтения.

Темп – скорость чтения. Темп рождается в результате правильной эстетической оценки текста. Темп и ритм связаны между собой и определяют музыкальность стиха.

. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется.

  1. .

1. Соблюдение знаков препинания.

В 5 -7 классе при систематическом изучении синтаксиса и пунктуации учащиеся постепенно усваивают типичные интонации текста и при других знаках препинания.

Составляя пунктуационные схемы, ученик может расставить и интонационные знаки, которые помогут в формировании правильной интонации при выразительном чтении.

  1. Интонация перечисления при однородных членах предложения: каждый однородный член предложения имеет логическое ударение, голос вверх, пауза.

Интонация выделения 3. Интонация противопоставления (в письменной речи — пунктуационный знак тире). Интонация пояснения ( в письменной речи знак двоеточие).

Интонация вводного предложения VI. Речевые звенья и логические паузы

Речевые звенья и логические паузы, как правило, определяют знаки препинания, но не всегда.

При разборе предложения целесообразно формировать умение правильной интонации, графически обозначая компоненты интонации, используя пунктуационные схемы.

Важно научить детей методу партитурных пометок при работе над выразительным чтением. К.С. Станиславский советовал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность.

Такое сложное умение как выразительное чтение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений -целесообразно пользоваться своим голосом.

Наиболее распространенные приемы обучения выразительному чтению:

  1. чтение учителя,
  2. слушание записи с образцовым исполнением артиста,
  3. хоровое чтение учащихся,
  4. составление «партитуры» текста.

Выразительное чтение учителя оказывает большое влияние на учащихся. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

Покажем это на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Каждое занятие по выразительному чтению необходимо начинать с упражнений по технике речи.

Упражнение 1.

Представьте букет цветов, подаренный вам. Вдохните запах букета. Спокойно выдохните. При повторе дышите ровно, спокойно, глубоко.

.

Упражнение 2. Руки раздвигаются в стороны – делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу – делается выдох. Далее повторить упражнение со звуком «з-з-з-з».

Упражнение 4. Проговаривание скороговорок

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

Обучающиеся слушают вступительное слово учителя

Основная часть

Создание проблемной ситуации.

Работа над текстом

Чтение фокус-группой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» по ролям

Итог мастер-класса

— Итак, сделайте вывод. Чтобы выразительно читать надо …….

Что сначала надо сделать? (поработать над интонацией или понять смысл?)

Вывод: Интонация определяется смыслом и настроением стихотворения.

-Сегодня мы будем учиться понимать стихотворение и художественно-выразительно его читать.

.Теперь определим, наметим последовательность нашим действиям, что сначала, что потом, т.е. проговорим алгоритм:

+ 1. Прочитать текст.

2. Осмыслить. Понять идею стихотворения

3. Выстроить интонацию.

4. Выразительно прочитать.

Фокус-группа работает над стихотворением

Напоминаю знаки партитуры ( они у вас перед глазами)

Партитура текста – это своеобразная разметка речевых тактов. От правильности составления партитуры зависит и правильность чтения текста.

Но важнейшими принципами художественного чтения являются по

К. Станиславскому следующие:

а) думать, что ты сам автор стихотворения:

б) думать только о стихотворении и ни о чём больше;

в) читать конкретному слушателю.

Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения.

.

Приложение №1

А.А.Ахматова.

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой

В раннем творчестве А. Ахматовой редко встречались описания каких-то конкретных вещей. Поэтесса большей частью изображала свой внутренний мир, который был насыщен фантастическими мечтами и надеждами. Немалая часть произведений была посвящена вымышленным любовным образам, не имеющим никакого отношения к действительности. За это Ахматову часто упрекали знакомые и близкие, так как знали о ее непогрешимой верности мужу. Близкая подруга поэтессы Н. Чулкова предложила ей написать стихотворение в жанре пейзажной лирики, чтобы проверить свои творческие силы. Ответом Ахматовой и стало произведение «Перед весной бывают дни такие…» (1915 г.).

Поэтесса с честью выдержала предложенное испытание. Ее стихотворение написано с большим художественным мастерством. Собственно пейзажу отводится первая часть произведения. В нем изображены последние дни уходящей зимы. Ахматова не случайно выбрала это пограничное состояние природы. Многие поэты с восторгом описывали первые приметы весны. Для внутреннего мира поэтессы гораздо важнее тот момент, когда природа как бы замирает перед своим пробуждением. Снег еще даже не начал таять, поэтому земле не тягостно его бремя («отдыхает луг»). Противоречивый эпитет «весело-сухие» подчеркивает, что деревья уже готовятся к весеннему движению соков, которое вот-вот начнется. Первый «теплый ветер» уже сменил жестокие холодные порывы. Он еще не насыщен весенними ароматами, но приносит значительное облегчение.

Во второй части описаны ощущения самой героини, вызванные этим состоянием природы. Во всем организме появляется удивительная легкость. До бурного всплеска жизненных сил еще далеко. Природа дает всем существам небольшую передышку, чтобы скинуть с себя накопленный за зиму груз и подготовиться к стремительному весеннему пробуждению. В это время можно освободиться от тяготящих мыслей и переживаний, очистить душу для новых радостных впечатлений. Поэтому героиня утверждает, что «дома своего не признаешь». Все окружающее она воспринимает в совершенно новом свете. Ахматова символически сравнивает такое состояние с надоевшей песней, которая поется по-новому.

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» доказывает мастерство Ахматовой в несвойственном для нее жанре пейзажной. Поэтесса не только удачно описала интересное состояние природы, но и напрямую связало его с человеческими ощущениями и мыслями.

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Приложение №2

1) / знак акцента над ударной гласной;

2) логические паузы:

а) I Короткая

б) II Средняя

в) III Длинная

3)—- растягивание слова либо замедление темпа произнесения какой-либо части текста

4 ) убыстрение темпа

5) « » кавычки проставляются над словами, которые следует

произносить иронически.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу

o Георгии Григорьевиче.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Средства выразительности речи

Термин

Определение

Мелодика речи

Мелодика речи — совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса) что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности.

Логическая пауза

Дополнительные остановки, способствующие более точной передаче мысли.

Логическое ударение

Выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов.

Тембр

Разница звуковых колебаний, помогающая отличить один звук от другого

Темп речи

движение, скорость протекания речи во времени

Средства выразительности речи

Термин

Определение

Мелодика речи

Движение, скорость протекания речи во времени.

Логическая пауза

Совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса) что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности.

Логическое ударение

Разница звуковых колебаний, помогающая отличить один звук от другого

Тембр

Выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов.

Темп речи

Дополнительные остановки, способствующие более точной передаче мысли.

Опубликовано: 16.01.2020

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить топ 10 самых
  • Как найти мощность если известно сопротивление эдс
  • Как найти длину забора прямоугольного участка земли
  • Как исправить расхождение кассы с терминалом
  • Как найти признак параллельности двух прямых