Как составить педагогический мониторинг

Педагогический мониторинг

  В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных и итоговых  аттестаций воспитанников. Целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

    Однако, ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в Организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

   Следовательно, результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения образовательных задач:

     индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

      оптимизации работы с группой детей.

      Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы является частью внутренней системы оценки качества образования дошкольной организации и представляет собой важную часть образовательной деятельности, направленную на её анализ и совершенствование.

      Целью педагогического мониторинга является определение динамики развития детей, которая проявляется в виде достижений ребенка в разных видах детской деятельности. Мониторинг обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.

      На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп (см. раздел «Пояснительная записка»). Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики.

     Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами.

    Система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанна на методе педагогического наблюдения и включает:

– педагогические наблюдения

–педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

– карты развития ребенка;

– различные шкалы индивидуального развития.

      Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов  педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

Требования к проведению диагностики:

     создание эмоционального комфорта ребёнка;

     индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;

     учёт интересов и уровня развития ребёнка;

     отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития. 

       Педагогический мониторинг в МБДОУ представляет собой непрерывный в течение всего пребывания воспитанников в МБДОУ процесс наблюдения достижений детского развития в сравнении с критериями и показателями (приложение 1), разработанными на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ.

   Система мониторинга включает сбор, регистрацию, анализ и хранение материалов, отражающих освоение образовательной программы дошкольного образования воспитанниками на каждом возрастном этапе.

     Целью организации педагогического мониторинга является анализ исполнения законодательства в области образования и качественная оценка образовательной деятельности МБДОУ в части освоения основной образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ.

    Задачи мониторинга:

— Получение объективной информации о реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

— Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике достижений развития воспитанников дошкольного учреждения.

— Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса в МБДОУ.

— Планирование образовательного процесса и разработка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, динамики их развития.

     Педагогический мониторинг включает объективную оценку достижений развития воспитанниками в процессе освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования (динамика развития и итоговый результат).

                 Педагогический              мониторинг       основывается       на       принципах        гуманности,объективности, достаточности, оптимальности обобщения, оперативности (своевременности) и технологичности.

   При реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Организация мониторинга

    Мониторинг осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ два раз в год (в начале и конце учебного года).

     В работе по проведению педагогического мониторинга используются следующие методы:

— наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение, сбор информации, фиксация достижений детского развития);

— анализ продуктов деятельности детей;

— беседа с родителями;

— специальные исследования, опросы, тесты (на усмотрение воспитателя).

    Мониторинг освоения образовательной программы осуществляется в несколько этапов:

— сбор информации (наблюдение, анализ продуктов деятельности) и её регистрация; срок – в течение года, исполнители – воспитатели групп, педагоги-специалисты;

— анализ результатов мониторинга по группам, составление аналитических справок; срок – завершение учебного года, исполнители – старший воспитатель, педагоги-специалисты.

— анализ результатов по МБДОУ, представление результатов в отчетных документах; срок – отчетный период по итогам учебного года; исполнитель – старший воспитатель МБДОУ.

       Длительность мониторинга составляет 1-2 рабочих недели. Педагоги заполняют данные по каждому воспитаннику по всем образовательным областям в формате электронной таблицы Microsoft Excel.

       Формой отчета педагогов МБДОУ по проведению мониторинга являются сводные данные по каждой возрастной группе и аналитическая справка, которая составляется по завершении анализа результатов мониторинга в конце каждого учебного года и подается старшему воспитателю для дальнейшей работы по определению уровня оценки качества образования в МБДОУ.

      Персональные данные об освоении воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования являются строго конфиденциальными. Они не подлежат разглашению и могут быть доступны для ознакомления воспитателям и педагогам, работающим с ребенком, родителям воспитанников и администрации МБДОУ.    Формализованные (обезличенные) данные, полученные в результате педагогического мониторинга, отражаются в аналитических справках о профессиональной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива в целом, в отчетах о   результатах самообследования и иных отчетных документах МБДОУ.

     Результаты педагогического мониторинга в виде средних показателей рассматриваются на заседаниях Педагогического Совета, родительских собраниях, могут быть предоставлены по запросу в вышестоящие органы управления образования.

     По  окончании  учебного  года,  на  основании  аналитических  справок  по  итогам педагогического мониторинга, определяется эффективность образовательной деятельности, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи МБДОУ для реализации в новом учебном году.

Документация

    Должностное лицо, ответственное за осуществление педагогического мониторинга в МБДОУ (старший воспитатель), составляет:

     план проведения мониторинговых мероприятий с воспитанниками МБДОУ (программа мониторинга);

         сообщения для выступления на методическом планерном совещании, педагогическом совете;

        общую   справку   по   итогам   обследования   в   течение   трех   дней   после

проведения мониторинговых мероприятий, которую предоставляет заведующему МБДОУ.

 Методики:

Карты наблюдений детского развития в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса., Т. С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

— коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.)

 — игровой деятельности;

— познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

— проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

 — художественной деятельности;

— физического развития.

Психологическая готовность к школе:

1. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина для определения сформированности у ребенка такого качества как «овладевший предпосылками учебной деятельности».

2. Беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И. Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.

Анализ продуктов детской деятельности:

Методика Комаровой Т.С.

 Шкалы индивидуального развития:

1. Методика «Лесенка» В. Щур — выявление уровня развития самооценки.

 2. Метод «Социометрия» — для изучения взаимоотношений в коллективе сверстников.

Работа с детьми требует постоянного совершенствования для выстраивания чёткой, логичной и действенной системы взаимодействия. И для этого не обойтись без мониторинга образовательной деятельности, исследующего уровень эффективности используемых методов и приёмов работы с малышами. В связи с этим педагогу важно знать все теоретические основы анализа учебно-воспитательного процесса и нюансы его осуществления на практике.

Мониторинг: что это и для чего?

В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются. По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что.

Педагогический мониторинг (от английского «monitor», что обозначает действие, призванное осуществлять задачу наблюдения, контроля и прогнозирования) – способ организации, сбора, анализа и презентации информации о работе педагогов в деле реализации учебной программы, призванный обеспечить наблюдение за состоянием учебно-воспитательного процесса, а также обеспечить основу для прогнозирования работы педагогической системы.

Это интересно. Педагогическая система включает в себя деятельность педагогов, детей, методику, средства и приёмы осуществления рабочей программы.

Педагог показывает детям открытую книгу

Мониторинг — это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога

Педагогическая диагностика — практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).

Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что говоря об исследовании стадии (!) освоения знаний, умений и навыков в работе над программой, мы имеем дело с диагностикой, а имея в виду систематический (!) сбор и обработку информации, речь ведём о мониторинге. Первая — это изучение статики, второй — исследование динамики. При этом для проведения мониторинга необходимы специальные процедуры, которые в учреждениях образования носят название «диагностические карты».

Цели и задачи организации мониторинга

Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов, определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:

  • оценке результатов освоения программы всей группой, то есть выявление средних показателей, которые в методической литературе называются «интегративные качества» и предназначены для определения готовности малышей к школьному этапу образования (качества, определяющие эту готовность, формируются постепенно, например, развитие навыка регулировать своё поведение начинается с первой младшей группы и только к подготовительной достигает уровня, допустимого для перехода на следующую ступень обучения);
  • оценке интегративных качеств каждого ребёнка по всем образовательным областям;
  • определении качества учебно-воспитательного процесса (качественный уровень организации работы с воспитанниками, показатели эффективности координации самостоятельной деятельности малышей);
  • осуществлении выбора оптимального психолого-педагогического сопровождения процесса образования (то есть стратегии сотрудничества педагогов, психолога, медработников и семьи);
  • создании основы для выработки управленческих решений относительно уровня развития малышей, а также организации соответствующей материально-технической базы.

Это интересно. Под интегративными качествами подразумевается следующий набор характеристик ребёнка: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и др.

Дети сидят за столом, один облизывает ложку

Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них

Задачами мониторинга по ФГОС является:

  • выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
  • составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
  • обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
  • обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
  • мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).

Объекты и субъекты педмониторинга

Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:

  • воспитатели;
  • узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
  • семьи воспитанников.

Кто проводит мониторинг

Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:

  • завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
  • воспитатели всех групп;
  • психолог;
  • логопед.

Групповое фото детей с воспитателями

Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами

Семь принципов составления мониторинга

При организации мониторинга педагоги руководствуются семью принципами составления анализа.

  1. Полученная информация должна отражать реальное положение вещей. Поэтому, например, при прохождении тестов нельзя малышам подсказывать, участие педагога ограничивается только объяснением задания.
  2. Сравнивать данные можно только индивидуально по каждому объекту в рамках одного и того же аспекта анализа. Например, уровень познавательного развития у Вани К. в средней и старшей группах, а не в сравнении с результатами Маши А. в этих областях.
  3. Средства мониторинга должны соответствовать его целям и задачам. Например, в список заданий для мониторинга физического развития не нужно включать задачи на логику, а в перечне вопросов для исследования показателей речевого развития не должно быть заданий на создание рисунков.
  4. Расшифровка полученных данных должна давать базу для прогноза будущего состояния объекта изучения. Поэтому для проведения мониторинга следует пользоваться материалами, подготовленными и одобренными специалистами разных направлений работы с детьми (психологами, логопедами и др.).
  5. Сведения, полученные при анализе, должны быть объективными, поэтому проведение мониторинга нужно организовывать в соответствии с возрастом детей.
  6. Все этапы мониторинга должны быть обязательно выполнены.
  7. Методы сбора материалов должны соответствовать целям мониторинга. Так, если цель определение уровня художественно-творческого развития, то обязательным методом является анализ рисунков, поделок и аппликаций.

Дети на полу с большими мячами

Мониторинг позволяет увидеть результаты педагогического взаимодействия с детьми

Классификация видов мониторинга

Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:

  • по охвату образовательных целей — стратегический, тактический, оперативный;
  • по стадии обучения — входной/отборочный, учебный/промежуточный;
  • по времени — ретроспективный, прогностический, текущий;
  • по частоте проведения — одноразовый, периодический, регулярный;
  • по степени охвата группы воспитанников — локальный, выборочный, общий;
  • по форме организации — индивидуальный, групповой, фронтальный;
  • по виду педагогических отношений — социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
  • по подборке инструментов для анализа — стандартизированный, нестандартный, матричный.

На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:

  • ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
  • интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
  • итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
  • самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).

Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.

Это интересно. Исследование уровня развития детей старшей группы (5–6 лет) следует проводить в октябре и мае текущего года, а также в октябре и марте того года, который предшествует поступлению в первый класс.

Девочка пишет в тетради

Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка

Два уровня подготовки мониторинга

Оценка психолого-педагогического уровня организации мониторинга предполагает две ступени его проведения:

  • наблюдение педагогом за детьми (эта ступень считается низкоформализованной, в некоторой степени субъективной);
  • организация специальной диагностики (тестов, подготовки проектов и пр.), которую осуществляет узкий специалист.

Методы сбора информации для мониторинга

Для любого вида мониторинга педагог подбирает те методы его организации, которые помогут получить наиболее полную информацию:

  • беседа (или опрос, интервью), дающая представление и личностных качествах малыша, возможных трудностях в работе над темой и пр.;
  • наблюдение (открытое и непосредственное) применяется для систематизации и доказательного формулирования выводов по результатам мониторинга;
  • опыты в лаборатории (часто используется для выявления уровня самостоятельности малыша);
  • проблемные ситуации (малышам, начиная со средней группы, предлагается находить ответы на вопросы, требующие размышлений, например, для старшей группы одной из задач на определение уровня речевого развития может быть задание найти сходства и различия жанров сказки и стихотворений);
  • выставление экспертных оценок (используется для выставления оценок за проявление личностных качеств);
  • социометрия (для исследования отношений между членами детского коллектива);
  • анализ результатов творческой деятельности (рисунков, выбора цветов в аппликации);
  • проектные задания (к примеру, тесты-рисунки «Моя семья», «Рисунок детского сада» и др.);
  • игры (дидактические, театрализованные — сюжетно-ролевые, подвижные по изучаемым темам).

Как фиксировать результат

Для записи результатов мониторинга применяют:

  • тетрадь индивидуальных встреч, куда фиксируются тезисы бесед с родителями, а также ситуативных разговоров с малышами по отдельности и в группе;
  • карту здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации физических показателей, таких, как вес, рост);
  • карту диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по образовательным областям, а также описание системы оценивания;
  • карту готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе).

Дети сидят в палатке в виде автобуса

Игры явлюятся инструментом порведения мониторинга

Как проводить мониторинг в ДОУ

Согласно требованиям к проведению мониторинга, его содержание должно соответствовать целям и задачам исследования, то есть конкретизироваться в зависимости от рассматриваемого аспекта образовательного процесса (например, изучение уровня знаний или определение уровня сформированности самостоятельности). Однако при этом алгоритм организации мониторинга будет единым.

Таблица: этапы организации мониторинга

Этап Суть
Организационно-подготовительный Создание педагогами плана анализа для определения показателей овладения знаниями, умениями и навыками в рамках освоения программы.
Диагностический Осуществление сбора информации разными методами.
Аналитический Определение интегративных качеств, а также целей и задач индивидуальной работы с ребёнком.
Коррекционный Осуществление коррекции при выявлении отклонений в освоении программы, прослеживание динамики развития каждого малыша.
Результативный Выявление действенности выводов мониторинга и улучшение эффективности процедуры проведения анализа.

Видео: проведение мониторинга по образовательным областям

Анализ деятельности детей разного возраста по образовательным областям

Оценка знаний, умений и навыков по образовательным областям осуществляется по уровням, которые определяются выставленными за каждый исследуемый критерий оценками:

  • высокий уровень — 2 балла (все параметры малыш осваивает сам);
  • средний — 1 балл (для выполнения заданий ребёнок прибегает к помощи педагога), что говорит о проблемах в развитии и незначительных сложностях в организации работы в группе;
  • низкий уровень — 0 баллов (малыш сам с заданиями не справляется, или справляется лишь с некоторыми, помощь взрослого отвергает), то есть развитие малыша не соответствует возрасту, есть необходимость корректировать работу в группе по исследуемой образовательной области.

Ознакомиться с диагностическими картами для мониторинга по учебно-воспитательным областям для разных возрастных групп можно здесь.

Выводы и аналитическая справка по результатам мониторинга

Выводы по результатам мониторинга составляются на основании формулировок параметров диагностической карты в той или иной образовательной области и выставленных баллов. Если речь идёт об отдельном ребёнке, то баллы имеет смысл перечислять в числовом эквиваленте, а если обо всей группе, то результаты должны указываться в процентах. На основании выводов педагог формулирует аналитическую справку. Ниже указаны примеры составления аналитических справок:

  • для первой младшей группы;
  • для второй младшей группы;
  • для средней группы;
  • для старшей группы;
  • для подготовительной группы.

Дети в тёплой одежде идут паровозиком

Для составления аналитической справки важно выставить оценки за работу в каждой обрразовательной деятельности

Как провести анализ педагогической деятельности воспитателя

Деятельность педагога оценивается с разных сторон, что находит отражение в девяти формах анализа педагогической работы. Всесторонний, то есть комплексный, который практикуется чаще всего, включает параметры анализа всех других форм.

Таблица: содержание комплексного анализа

Форма анализа Суть
Краткий или оценочный Оценка деятельности педагога на отдельном занятии в отношении методов и приёмов реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей.
Структурный или поэтапный Определение и оценка целесообразности отдельных приёмов в развитии способностей малышей в разных образовательных областях.
Системный Рассмотрение урока с позиции единой системы, цель которой реализовать основную дидактическую задачу и в то же время решить ряд развивающих задач, тем самым помогая детям усваивать способы обучения.
Полный Оценка эффективности решения задач занятия по следующим характеристикам:

  • показатели уровня усвоения знаний;
  • развитие малышей;
  • реализация обучающих принципов.
Структурно-временной Оценка эффективности временных затрат на каждый из этапов урока.
Комбинированный Параллельная оценка обучающей цели и составляющих частей структуры.
Психологический Изучение соответствия психологических требований выбранным методам и приёмам работы.
Дидактический Оценка выбранных педагогом методов и приёмов для обработки учебного материала и презентации его детям, а также анализ уровня осуществления педагогического руководства интеллектуальной деятельностью дошкольников.

Ознакомиться с примером составления комплексной аналитической справки можно здесь.

Воспитатель показывает детям карточки

Анализ педдеятельности воспитателя помогает составить впечатление об уровне методической грамотности педагога

Мониторинг учебно-воспитательной деятельности имеет ключевое значение для выстраивания действенной системы подготовки дошкольников к следующей ступеньке образования. Для эффективной организации этого вида педагогической деятельности воспитателю и специалистам узкого профиля необходимо знать алгоритмы проведения анализа и составления аналитических справок для мониторинга по разным направлениям образовательной деятельности. А умение грамотно формулировать выводы по результатам мониторинга, в свою очередь, повышает показатели уровня мастерства педагога.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(13 голосов, среднее: 4.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Педагогический мониторинг

Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие педагогического мониторинга

Определение 1

Мониторинг – это непрерывное отслеживание состояния чего-либо, чтобы предупредить нежелательные отклонения по наиболее значимым параметрам.

Замечание 1

Педагогический мониторинг представляет собой системную диагностику качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития системы образования, в том числе ее целей, содержания, форм, методов, дидактических и технических средств, условий и результатов обучения, воспитания и саморазвития коллектива и личности.

К основным целям педагогического мониторинга можно отнести:

  • изучение и оценку целей, содержания учебных и воспитательных программ;
  • разработку эффективного применения ФГОСов;
  • оценку эффективности традиционных и инновационных воспитательных и образовательных форм и методов;
  • комплексную оценку эффективности функционирования развития и саморазвития, особенно это затрагивает инновационные образовательные системы;
  • оценку качества учебников и учебных пособий, дидактических и технических средств, в том числе компьютерных технологий обучения в их единстве;
  • комплексную экспертную оценку эффективности зарубежных образовательных систем, а также оценку возможностей их творческой адаптации к условиям России;
  • создать диагностическую службу получения объективной информации, касающейся качества развития и саморазвития образовательно-воспитательной системы.

Технологическими этапами педагогического мониторинга выступают следующие шаги:

  • изучить запросы, сформировать проблему, выдвинуть гипотезы о возможных причинах наблюдаемого феномена;
  • поставить цель и определить задачи;
  • определить критерии и показатели;
  • выбрать методы, методики диагностики;
  • применить отобранные методы и методики;
  • проанализировать полученные результаты;
  • сформулировать диагноз, отражающий прогноз;
  • учитывать результаты проведенной диагностики в организации учебного процесса.

«Педагогический мониторинг» 👇

Технология проведения педагогического мониторинга

К основным объектам мониторинга относят:

  • учебную деятельность, с ее характеристиками, структурой и течением;
  • психическое развитие ребенка и формирование у него новообразований;
  • развитие общения и коллектива ровесников, уровень воспитанности и пр.

Один из компонентов национальной системы оценки качества образования – мониторинг качества среднего образования.

Мониторинг качества общего среднего образования проводят ежегодно, в соответствии со следующими направлениями:

  • качество услуг в образовательной области;
  • личностное развитие учеников;
  • утомляемость и работоспособность учеников;
  • уровень образовательных результатов учеников по каждому учебному предмету;
  • профессиональная компетентность педагогических работников учреждений среднего образования.

Алгоритм проведения педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг включает следующие ступени его проведения:

  • утверждение состава рабочих групп по проведению или сопровождению административного, педагогического и ученического мониторинга, приказом руководителя учебного заведения;
  • ознакомление учеников, родителей, коллектива учебного заведения с порядком проведения мониторинга, факторно-критериальными моделями;
  • разработка анкет, опросников, диагностических карт, тестов и заданий, необходимых для того, чтобы получить от родителей, учеников, педагогов, родителей или администрации достоверную информацию для определения качества усвоения содержания образования на разных этапах обучения;
  • обработка и анализ полученных данных;
  • разработка на основании полученных результатов модели коррекционной деятельности участников учебно-воспитательного процесса на всех уровнях;
  • обсуждение итогов проведенного мониторинга на совместном заседании педагогического совета и Совета учебного заведения;
  • доведение результатов мониторинга до сведения родителей.

Принципы организации педагогического мониторинга

Н. Г. Буркова выделила ряд педагогических принципов мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования:

  • системность;
  • научность;
  • объективность и непротиворечивость;
  • целостность;
  • оперативность и прогностичность;
  • адекватность;
  • масштабность.

Мониторинг сферы среднего профессионального образования рассматривается в качестве комплекса разнообразных диагностических процедур, которые применяются, чтобы систематически измерять и оценивать планируемые или существующие характеристики образовательной системы. Обоснован и конкретизирован ряд основных принципов проведения мониторинга.

К принципам организации педагогического мониторинга относят следующие установки:

  • определить профессиональную ответственность;
  • сочетать инвариантную и вариативную части в работе классного руководителя;
  • оценить целесообразность, адекватность процесса деятельности;
  • несравнимость результатов воспитательной работы разных педагогов;
  • не проверять, а помогать;
  • вооружить новыми инструментами;
  • работать просто, эффективно и быстро;
  • постепенно совершенствовать методики мониторинга.

Инвариантный компонент деятельности классных руководителей представлен следующими аспектами:

  • обеспечивать жизнь и здоровье учеников;
  • обеспечивать позитивные межличностные отношения учащихся, а также учащихся и учителей;
  • содействовать освоению учащимися образовательных программ;
  • осуществлять патриотическое, гражданско-правовое воспитание, формировать социальную компетентность учеников.

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

  • определить цели воспитания учеников в классе на основании учета возрастных особенностей, существующей в классе ситуации, планировать работу с классом;
  • определить зоны риска для учеников класса, планировать профилактическую деятельность.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 21.02.2023

Малон Л.В. методист КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж», г.
Риддер, Восточно-Казахстанская область

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

                   План

1.    
Понятие,
принципы, функции, цели мониторинга

2.    
Методы,
виды мониторинга

3.    
Алгоритм
проведения  мониторинга

1.ПОНЯТИЕ,
ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ МОНИТОРИНГА

Мониторинг – это
регулярное отслеживание и наблюдение заданных объектов.

Мониторинг – специально
организованная и постоянно действующая система необходимой статистической
отчетности, сбора и анализа информации, проведения дополнительных
информационно-аналитических обследований и оценки (диагностика) состояния,
выявления тенденций развития.

Мониторинг – система
сбора, обработки, хранения, распространения информации, позволяющая  судить о
состоянии объекта, обеспечивающая прогноз развития.

Мониторинг в
образовании

– постоянное наблюдение за какими-либо процессом в образовании с целью
выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным
предположениям.

Мониторинг
научно-обоснованное наблюдение за состоянием и развитием объектов
педагогической действительности.

Педагогический
мониторинг

– важнейший элемент системы информационного обеспечения образовательного
процесса, определяющий принятие адекватных управленческих и педагогических
решений.

Принципы
мониторинга

— объективность информации

— сравнимость данных

— адекватность (учет изменяющихся условий)

— прогностичность (прогнозирование будущего, оценка
возможных тенденций)

— целевое назначение

— систематичность

— достоверность (валидность)

-надежность

— учет особенностей объекта изучения и  условий
проведения


гуманистическая направленность

Функции
мониторинга


информационно-оценочная


поисково-исследовательская


формирующая

-коррекционная

-системообразующая


прогностическая

Цель
мониторинга

— диагностирование состояния данного процесса

— внесение своевременных коррективов в цели,
содержание, технологии преподавания

— проектирование хода и результатов личностного
развития студентов в образовательном процессе

— определение состояния образования на каждом этапе

— рациональность использования педагогических средств,
их соответствие заданным целям

— эффективность педагогических технологий

— определение тенденций изменения педагогических
явлений, выявление зависимости их от определенных факторов

— учет изменения условий жизни общества

мониторинг должен быть динамичным

Педагогическая
диагностика

– одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция
процесса или явления на уровне деятельности учащегося, педагога.

 
Диагностирование
(диагностическое обследование) – алгоритм действий
педагогов для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально
разработанных и адаптированных методик изучения различных элементов
педагогической системы для анализа их состояния, тенденций развития и
необходимой коррекции.

      Функции
диагностирования

Информационная                   Аналитическая

Мотивационная                              Ориентационная

Прогностическая                            Диагностическая

Оценочная                                      Коррекционная

Виды
педагогического анализа

-оперативный
анализ

-тематический
анализ

-анализ
итогов учебного труда

-сопоставление
запланированных и достигнутых результатов

-анализ состояния учебных возможностей учащихся

2.МЕТОДЫ, ВИДЫ
МОНИТОРИНГА

Методы
мониторинга:

-анализ


синтез


анкетирование

 —
наблюдение

— социологические опросы (учащихся,
родителей, преподавателей, потребителей)

-моделирование
и проектирование образовательного процесса

-информационно-коммуникационные


экспертиза (оценка уроков, самоанализ)


тестирование

Виды мониторинга:

1.
Результативный мониторинг

— анализ
документации

— анализ
продуктов деятельности

— анализ
качества, уровня образования

2.Процессуальный
мониторинг

-условия
протекания педагогического процесса

— анализ
опросов, анкет, результатов наблюдений, экспериментов

3.Комплексный
мониторинг

— процесс


результат

-необходимая
корректировка педагогической деятельности

-прогнозирование
и развитие объекта

Виды мониторинга

по
масштабу целей образования


стратегический


тактический


оперативный

По этапам
обучения

— выходной
(отборочный)

— учебный
(промежуточный)


оперативный

Мониторинг
динамики личностного развития студента

Диагностика
по 3 направлениям:

1.    
Академические
успехи (традиционный контроль знаний, на основе тестирования, компьютерного
тестирования, анализа педагогических, психологических и производственных
ситуаций)

2.    
Творческий
потенциал личности (степень личного участия студентов в разнообразных
творческих конкурсах, олимпиадах, научных конференциях и т.д.)

3.    
Внепрофессиональные
интересы (спорт, искусство, туризм, наличие интересов и увлечений студентов)

Мониторинг
деятельности преподавателей

— обучение

-исследование


общественная деятельность

— другие
виды деятельности

Показатели
мониторинга по реализации образовательной программы

1.    
Обученность
учащихся по отдельным предметам

2.    
Сформированность
общеучебных умений и навыков

3.    
Воспитанность
учащихся

4.    
Уровень
развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой,
ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся

5.    
Состояние
здоровья, здоровье сберегающий потенциал

6.    
Технологичность
образовательной программы

7.    
Системность,
современность содержания

8.    
Уровень
полноты реализации инноваций

Мониторинг
качества образования

1.Количественные
показатели (количество учащихся, возрастной состав)

2.Результаты
учебной деятельности

3. Уровень
успеваемости учащихся, причины пробелов в знаниях; уровень сформированности общеучебных
умений и навыков; уровень обученности учащихся,  общий тест умственного
развития

4. Характеристика
состояния здоровья (физическое здоровье учащихся, уровень физической
подготовленности)

5.
Результаты исследования психического развития учащихся

 (
исследование по типу характера; анализ психологического единства группы;
выявление отношений учащихся к колледжу, мотивация учения, сфера познавательных
интересов и уровень адаптации)   

Критерии для
определения учебных возможностей учащихся

1.Уровень развития психологических процессов и свойств
мышления, умение выделять существенное в изучаемом, самостоятельность мышления

2.Сформированность навыков и умений учебного труда,
умение рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль,
в должном темпе выполнять учебные действия.

3.Отношение к учению, ведущие интересы и склонности

4.Настойчивость при выполнении учебных требований

5. Работоспособность.

6.Образовательная подготовленность по ранее
пройденному материалу.

   При определении учебных возможностей учащихся
необходимо учитывать два параметра – обучаемость и учебную работоспособность.

  Обученность

— быстрота усвоения учащимися программного материала

-активный фонд знаний

-сформированность умений и навыков

-умение выделения и абстрагирования существенных
признаков

Учебная работоспособность

-работоспособность как физиологическое качество

-отношение к учению

-сознательность и настойчивость в учебной деятельности

-интерес и склонность

Уровни
обученности

высший

— В любой
ситуации учебного процесса демонстрируют высокие знания ранее изученного
материала

— свободно
пользуются ранее изученным при анализе нового материала, для выделения
существенных признаков, обобщения, выделения новых понятий, усвоения новых
знаний

-свободно
опираются на знания при анализе нового материала

средний

— не всегда
располагают определенным фондом действенных знаний  при анализе нового
материала

-испытывают
затруднения при выведении новых понятий

низкий

-имеют
ограниченный фонд действенных знаний

— не могут
успешно анализировать новый материал

— не могут
выводить понятия

-не могут
выводить закономерности

Сформированность
интеллектуальных умений

высший

-свободно
анализируют материал

-выделяют
существенные признаки

— быстро обобщают
материал

-умеют
абстрагировать

-легко выводят
новые понятия

высокий

-испытывают
некоторые затруднения при анализе материала с весьма сложной структурой

-свободно
отделяют существенные признаки от несущественных

средний

-Испытывают трудности
при анализе материала

-трудности в
выделении существенных признаков ( с помощью учителя справляются с заданиями)

низкий

испытывают
большие трудности:

 -в анализе
материала

 -при обобщении

-при
абстрагировании

-в выделении
существенных признаков

Навыки
планирования учебной деятельностью

высокий

-успешно владеют
навыками планирования

средний

— менее успешно
владеют навыками планирования

-не вполне
владеют учебными операциями, испытывают трудности в организации
самостоятельной работы с учебниками, книгами, приборами

низкий

-не обладают
навыками планирования

Уровень
самостоятельности мышления, сформированность  умений, навыков умственного и
учебного труда

Высокий

-обладают
самостоятельностью мышления

-сформированность
умения планировать

-есть навыки
самоконтроля

-свободно
совершают разные учебные операции

Средний

-нет
самостоятельности мышления

-слабое владение
учебными навыками и умениями

-не умеют
рационально планировать

— не умеют
осуществлять самоконтроль

низкий

— очень слабо
владеют или совсем не обладают умениями

Уровень
работоспособности

высший

-выполняет
задание быстро, четко не проявляя усталость

-способность
работать без всяких побуждений со стороны учителя

высокий

Работает
успешно, но не всегда быстро, временами устают, допускают

ошибки

средний

Работает
медленно, на второй половине занятий допускает описки как результат
нарастающей усталости

низкий

Часто жалуются
на усталость, головные боли, проявляют рассеянность, слабо сосредоточиваются
для работы на длительные промежутки времени

Наличие интереса

Высший

-высокий интерес
к изучаемому

высокий

-интерес только
в определенных ситуациях

средний

-безразличие

низкий

отрицательное
отношение к учебе

Отношение к учению

Высший

-положительное
отношение к учению

-упорство в
достижении учебной цели на основе высоких стержневых мотивов, интересов и
склонностей

Высокий

— положительное
отношение к учению не всегда находится в зависимости от стержневых интересов

Средний

-периодами
проявляется положительное отношение к учению

-не имеют особых
интересов и склонностей

низкий

— не проявляют
или почти не проявляют положительного отношения к учению

-не интересуются
или почти не интересуются изучаемым материалом, процессом, учебной
деятельностью

Уровень
настойчивости в достижении поставленных целей

высокий

-настойчивость в
учебной деятельности

-максимум
энергии и упорства в преодолении трудностей

-дисциплинированность

средний

-недостаточная
настойчивость в учебной деятельности

-соблюдение
дисциплины по требованию педагога

низкий

— не проявляет
настойчивость в достижении цели

— не соблюдают
дисциплину

Используя данные
критерии можно провести мониторинг учебных возможностей учащихся

имя

обучаемость

Уровень
обучаемости

Учебная
работоспособность

Учебные
возможности

обученность

Навыки анализа,

 синтеза,

обобщения

Самостоятельность, учебные умения

Физическая работоспособность

Отношение к учению. интерес

настойчивость

Уровень

 работоспособности

Антон

В

ВС

Вс

Вс

В

В

ВС

Вс

высшие

Анна

в

Вс

В

В

В

В

Вс

В

Высокие

Иван

С

В

С

С

С

В

С

С

средние

Мониторинг
показателей компетенций студентов

Самооценка

оценка

Умение ставить
цель

Планирование
своей деятельности

Умение работать
самостоятельно и выполнять задание в срок

Умение работать
в группе

Умение получать
и обрабатывать информацию

Планирование
способов деятельности

Оригинальность
мышления

Активность
включения в самостоятельную работу

Активность и
рефлексия результатов деятельности

Умение
отстаивать свою точку зрения

Умение
анализировать и делать выводы

Практическое
применение результатов деятельности

Заинтересованность
в практическом применении полученных знаний

Спикерские
качества

Самооценка
студентов 1 курса готовности к обучению

Содержание
вопросов

умею

Есть
трудности

Не

умею

1

Умеете
ли вы пользоваться справочной литературой?

2

Умеете
ли вы готовиться и выступать с докладами?

3.

Умеете
ли вы писать реферат?

4

Умеете
ли вы готовиться к семинару?

5

Умеете
ли вы составлять конспекты?

6

Умеете
ли вы записывать лекции?

7

Умеете
ли вы пользоваться Интернетом?

8

Имеете
ли вы навыки подготовки к зачету, экзамену?

9

Имеете
ли вы навыки пользования ПК?

10

Принимали
ли вы участие в научно-практических конференциях?

11

Участвовали
ли вы в конкурсе творческих работ?

12

Принимали
ли вы участие в олимпиадах, и марафонах?

Мониторинг
знаний, умений

Диагностика
репродукции

(все признаки
оцениваются в двухуровневой шкале – единицами и нулями)

1-    Понимание
терминов

2-    Пересказ
текстов

3-    Логичность
пересказа

4-    Лаконичность
речи

5-    Конспектирование

6-    Орфографическая
грамотность

Единицами
оцениваются
:

Понимание терминов – если
учащийся не испытывает затруднений на уроках по разным предметам

Пересказ текстов – если
учащийся свободно пересказывает текст средней трудности после одноразового прочтения

Логичность пересказа – если
учащийся может самостоятельно составить план большого учебного материала, с
последующим его пересказом без  смысловых искажений

Лаконичность речи – если учащийся в
состоянии точно и кратко выразить суть какой-либо идеи, ситуации, события

Конспектирование – если учащийся
знает правила конспектирования и умеет, слушая объяснение учителя, составить
легко читаемый конспект

Диагностическая
ведомость

Фамилия,
имя

1

2

3

4

5

6

1

Антонов
И.

1

1

0

0

1

0

2

Борисов
И.

1

1

1

1

0

1

3

итог

21

15

12

0

2

8

Частота,
%

93

67

47

0

8

32

Свойства личности

(с учетом значений
в 0, 01)

Свойства
личности

По
самооценке

По
оценке

 других

1

Творческость
– стандартность

2

Высокий
интерес к личности – более низкий

3

Высокая
организованность – более низкая

4

Теоретические
способности — практические

5

Склонность
к планированию – склонность к экспромту

6

Высокая
эмоциональная устойчивость – более низкая

7

Склонность
к индивидуальным действиям- склонность к коллективным действиям

8

Выделение
главного – ниже уровень

9

Высокая
эмоциональность – рациональность

10

Экстравертированность
— интровертированность

11

Потребность
достижения – потребность в хорошем отношении

12

Высокий
уровень воли – ниже уровень

13

Высокая
выносливость — утомляемость

14

Образные
представления – ниже уровень

15

Хорошая
словесная память – ниже уровень

16

Общительность
– ниже уровень

17

Ответственность
– ниже уровень

18

Инициативность
– ниже уровень

19

Высокий
уровень притязания – ниже уровень

Диагностика
творческой одаренности учащихся

Стартовая
диагностика

Интерес к 
литературе, эрудиция, выделение главного, умение анализировать

Выявление
интереса  к предмету

Повышенный
интерес; без интереса, иногда проявляет интерес

Индивидуальная
работа

работа над
рефератом, овладение исследовательскими умениями

Участие в научно
практической деятельности

Проект (тема),
овладение методами синтеза, анализа, создания нового

Участие в
практической деятельности

Участие в качестве
консультанта в коллективных формах работы, участие в дебатах, преодоление
психологического барьера

Характеристика
деятельности студента

группа

Антонов

Петров

1

2

3

Ср.

1

2

3

Ср.

Вид
деятельности

Практический

теоретический

Активность

активный

Сам
выбирает, просит тему, сам её решает

Пассивн.

Работает
по предложению учителя

Устойчивость

Устойч.

Работает
ровно, систематически

Неустойч.

Работает
неровно, но дело до конца доводит

Характер
выполненных работ

творчество

Творческие,
оригинальные

Полутворческие
(копии с незначительными изменениями)

Нетворческие
(копии работ)

сложность

Сложные
(выше требований)

Средние
(по программе)

Простые
(ниже требований)

Объем
труда

Большие

Средние

малые

качество

Высокое

Среднее

низкое

Диагностика
творческой одаренности учащихся

Ф.и.

Стартовая диагностика

Выявление

интереса к

предмету

Индивидуальная работа

Участие в

научно

практической деятельности

Участие в практической
деятельности

Конечный

результат

-Интерес к
литературе

-эрудиция

-выделение
главного

-умение
анализиро

вать

— Повышен

ный интерес

-без

интереса

-иногда
проявляет интерес

— работа над
рефератом

-овладение
исследова

тельскими
умениями

-навыки работы

-Проект (тема)

Овладение
методами синтеза, анализа, создания нового

-Участие в
качестве консультанта в коллективных формах работы

-участие в
дебатах

-преодоление
психологического барьера перед ошибками

-преодоление
препятствий

Уровни
развития учебно-познавательных умений учащихся

Умение выделять существенное в
изучаемом материале

Высокий
уровень

Легко и быстро
выделяет существенные особенности изучаемого материала. Коротко рассказывает
самое главное содержание текста, делает вывод

Средний
уровень

В основном
справляется с выделением существенных особенностей изучаемого материала,
допуская при

этом
незначительные ошибки, которые не сказываются отрицательно на дальнейшем
усвоении главного содержания материала.

Низкий
уровень

Обычно не
справляется с выделением существенных особенностей материала, концентрирует
внимание преимущественно на его второстепенных свойствах и фактах.

Умение мыслить самостоятельно

Высокий
уровень

Умеет сам найти
задачу и способы её решения, активно рассуждает, высказывает предположения,
стремится дополнить ответы, вносит самостоятельные элементы в содержание
сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность, элементы рационализации
и изобретательности при выполнении заданий и упражнений

Средний
уровень

Стремится
самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, решает задачи,
несмотря на встречающиеся трудности, не обращается сразу к ответам,
составляет задачи по аналогии

Низкий
уровень

Стремится
заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за
помощью, нуждается в постоянной опеке, не может составлять задачи даже по
аналогии

Умение рационально организовать
учебную работу

Высокий
уровень

Правильно
распределяет время для выполнения заданий, начинает работу с наиболее
трудных, интересных заданий. С изучения теории, а затем выполняет упражнения;
всегда имеет при себе необходимые принадлежности, рационально располагает их,
быстро готовит их к работе, оперативно включается в выполнение заданий

Средний
уровень

В основном
выполняет перечисленные выше требования. Но допускает такие отклонения,
которые не складываются существенно на результатах работы

Низкий
уровень

Не обладает
большинством перечисленных признаков организованной учебной работы

Умение в темпе группы читать,
писать и т.п.

Высокий
уровень

Темп чтения,
письма у данного учащегося выше, чем у большинства других учащихся группы

Средний
уровень

Темп чтения,
письма у данного учащегося тот же, что и у большинства учащихся группы

Низкий
уровень

Темп чтения,
письма, простейших вычислений, работы с книгой у данного учащегося
существенно ниже, чем у большинства других учащихся группы

Самоконтроль при изучении учебного
материала

Высокий
уровень

Самоконтроль
учебной работы стал привычным, всегда проверяет усвоение изученного дома, при
необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильность
вычислений, оценивает жизненную реальность получаемых результатов

Средний
уровень

В основном
выполняет названные выше требования,  допуская

такие
отступления, которые не сказываются существенно на усвоении знаний, умений и
навыков

Низкий
уровень

Практически не
применяет приемов самоконтроля в учебной деятельности

Мониторинг
учебной деятельности для усвоения на различных уровнях

уровень

В результате
усвоения на этом уровне учащийся может

Характер
исполнительских действий

Характер
действий учащегося в ходе выполнений

 контрольных
заданий

1

 Знакомство

Узнавать
изученные процессы, объекты, явления, способы действия

Прослушать,
воспринять, понять, запомнить настолько, чтобы узнать

Узнать объект

(процесс,
явление, способ действия)

2

 Воспроизве

дение

Воспроизводить
изученную информацию, повторять усвоенные действия, операции

Воспроизводить
изученную информацию, отрепетировать воспроизведение

Воспроизвести
изученную информацию, выполнить усвоенные действия, решить типовые задачи

3

 Умения

 и навыки

Выполнять
действия(операции), методика и форма(алгоритм) которых изучены

при обучении, а
содержание — новое

Выполнять
действия(операции), методика и форма(алгоритм) которых изучены при обучении,
приобрести опыт путем групповых или самостоятельных тренировочных действий

Выбрать
целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить

4 Творчество

Участвовать в
выполнении исследований, решать творческие задачи, участвовать в
изобретательской работе

Участвовать в
выполнении исследований, пройти обучение

по специальной
методике

Выполнять
продуктивную творческую деятельность, имеющую характер субъективной или
объективной новизны.

Шкалирование

Шкалирование – это
применение шкалы измерений.

Виды шкалы


трехградусная

         Очень активен
– 10

            Активный
—           5

            Пассивный
—         0


многоградусная

         Очень
активный –           8

            Среднеактивный
–          6

            Не
слишком активный – 4

            Пассивный                     
—  2

            Полностью
пассивный – 0

-двусторонние

         Очень
любит — 10

            Достаточно
любит – 5

            Равнодушен
  —    0

            Не
любит                   —    5

            Очень
не любит        —   10


биполярные числовые

Дисциплинированность      5
4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 недисциплинированность

ярко выраженная                                                       
ярко выраженная

-графическая
оценочная

                            Внимательность
на уроках

———————————————————————————————————-

            Очень                     
слабая                   средняя            выше               намного

            Слабая                                                                       среднего      
выше среднего

Отношение к
авторитету

                   противится

                   критикует
авторитет

                   обычно
повинуется

                   полностью
признает

                        полностью
преданный

                        поддается
влиянию любого авторитета

Семестровый
график контроля усвоения

№ недели

1

2

3

№ занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вид контроля

Способ контроля

Количество
оценок на группу

Показатели
диагностические

Коэффициент
полноты усвоения содержания понятия

 P (c)

n   — количество 
усвоенных (верно названных и охарактеризованных) существенных  признаков
понятия

 — общее количество
существенных признаков, подлежащих усвоению

Коэффициент
полноты усвоения объема понятия

P (о)

n   — количество 
усвоенных объектов данного понятия, их классификационные признаки

 — общее количество
объектов, охватываемых данным понятием

Коэффициент
полноты усвоения практических действий, отражаемых понятием

 P (d)

nколичество
усвоенных, (верно названных и охарактеризованных) практических действий

Nобщее
количество практических действий, отражаемых понятием

Коэффициент
прочности усвоенных  понятий

 P

 — коэффициент
полноты усвоения содержания (объема, характеристики практических действий)
понятия при первой проверке

 — коэффициент
полноты усвоения содержания (объема,  практических действий) понятия при
последующей проверке

Коэффициент
правильности

K правильности=―

 –количество
учащихся, выполнивших задание

Hобщее
количество учащихся

Tчисло
выполняемых заданий

Оптимальный
подбор способов для различных видов контроля

Вид
контроля

Способы
контроля (номер, название и обозначение)

Следует
проверять усвоение

Предварительный
этап

Основной
этап

вспомогательный

Тестовый
контроль

(тесты
в тестовой оболочке)

На
1 уровне

текущий

Тестовый
контроль

(электронный)

Уплотненный
опрос

На
2 уровне

Комбинированный
контроль

На
2-3 уровне

рубежный

Тестовый
контроль

(электронный)

Контрольная
работа

На
2-3 уровне

Тестовый
контроль

На
2-3 уровне

итоговый

Тестовый
контроль

(электронный)

Устный
опрос

На
2-4 уровне

Тестовый
контроль

На
2-3 уровне

При
закреплении

уплотненный

На
2 уровне

Диагностика
педагогической деятельности

Виды
педагогического анализа

1.     Параметрический

Ежедневная
информация о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин,
нарушающих его. Изучение текущей успеваемости, состояние дисциплины, анализ
посещаемости уроков, соблюдение расписания занятий.

2.    
Тематический
анализ

Система
уроков, оптимальное сочетание методов обучения, система работы преподавателя.

3.    
Итоговый

По
завершению семестра, учебного года, изучение основных результатов, предпосылок
и условий достижения этих результатов.

Алгоритм
диагностирования урока

1.Оцените
основные мотивы, интересы учащихся, наиболее представительных групп в
коллективе, (по возможности) отдельных учащихся;

2.На
каком уровне сформирован интерес к Вашему предмету, какие мотивы преобладают
при его изучении;

3.Отношение
учеников к Вашим урокам, велика ли потребность учиться, насколько их
заинтересует тема завтрашнего урока;

4.
Умеют ли учиться Ваши ученики, что нужно сделать, чтобы на завтрашнем уроке и в
дальнейшем опираться на приобретенные навыки;

5.
Объективно «Взвесьте» работоспособность учащихся на основе следующих факторов:

         А)день
недели

         Б) урок
по порядку

         В)
расписание уроков(чередование трудных и легких предметов)

         Г) конец,
середина, начало семестра

         Д) конец,
середина, начало учебного года

6.Сопоставьте
объем учебной работы, которую предстоит выполнить на уроке, с возможностями
учащихся

7. Уровень
активности на уроках:

         А)
характер учебного материала

         Б)
работоспособность

         В)
уровень внимания

         Г)
дисциплинированность

         Д) мотивы
деятельности

         Е) Ваша
личная деятельность

         Ж)
ситуация

8. Каков характер
и объем стимулов, которые Вы введёте в действие для того, чтобы возбудить и
удержать  интерес и внимание, активность и высокую работоспособность;

9.
Как Вы будете управлять познавательной деятельностью учащихся? Соответствует ли
намеченная Вами схема руководства объективным условиям? Подкрепляется ли она
стимулированием? Намерены ли Вы сохранить старые или попробуете новые способы
управления?

10.
Объективно констатируйте уровень внимания и дисциплинированности учащихся на
Ваших уроках;

11.
Умеют ли Ваши ученики использовать полученные знания, умения на практике, на
каком уровне сформированы эти умения и навыки?

Оценка эффективности урока

1.содержание

2. реализация

3.результаты

Диагностика
работы преподавателя

активность

отлично

хорошо

удовлетворительно

1.Все учащиеся
вовлечены в учебный процесс

2.задания
выполняются с использованием дополнений со стороны учащихся и учителя

3. задания
подобраны,

исходя из
индивидуальных потребностей учащихся (свободное письмо, эксперимент, рисунок,
сравнительный анализ, расчеты)

4.учащиеся с
энтузиазмом выполняют предложенные задания

5.используются
различные источники информации, в том числе и знания самих учащихся

1.предложенные
задания выполняются и завершаются вовремя, но в группах есть ученики, которые
остаются пассивными

2.в качестве
источников информации в основном используется учебник

3.прослеживается
общение учеников друг с другом, но в основном – с учителем

Задания не
связаны с темой и потому не вызывают интерес

2.заданные в
конце урока вопросы остаются вопросами низкого порядка

3.взаимообучение
учащихся прослеживается только в начале урока, когда идет обмен идеями и
знаниями

Мотивация
к уроку

1. учитель
создает интерес к теме в начале урока и поддерживает

его до конца
урока

2.проводятся
групповые обсуждения и создаются проблемные ситуации, их разрешение

Учителю удается
в начале урока создать интерес к теме, но этот интерес затухает к концу урока

2.к концу урока
теряется активность учеников, которых стимулирует интерес к уроку

1.учитель
не заинтересовал учеников в начале урока

2.
ученики пассивны, и весь акцент урока — на учителе

Использование
наглядных пособий

Учитель
использует различные аудио-и видеозаписи соответственно целям урока

2.ученики
пользуются аудио – видеоматериалами при самостоятельной работе для сбора
данных по теме

3.в качестве
наглядных пособий учитель использует работы учащихся

В
кабинете есть наглядные пособия, которые используются учителем, в основном
для представления нового материала

2.плакаты и
таблицы используются, в основном, при ответе на вопросы простого уровня в
качестве образца (при решении задач, при разборе предложения)

Представленные
наглядные пособия слабо связаны с темой урока

2.избыток
наглядности отвлекает от темы, рассеивает внимание

Применение
умений и навыков изложения информации(оценивание)

1.Учащиеся
демонстрируют отличные способности в применении умений и навыков (демонстрация
художественных, графических, схематических и прочих навыков изложения
информации)

2. умеют
собирать информацию

 по теме работы,
в работе хорошо обоснованные выводы и заключения, уместно подбирают примеры и
аргументы

1.Учащиеся
демонстрируют хорошие способности в применении умений и навыков, но
пользуются, в основном, одним типом изложения информации

2.уч-ся умеют
выделять информацию, относящуюся к теме работы, хотя и недостаточно подробную

3.выделяются
ключевые вопросы при работе с текстом

1.Учащиеся
демонстрируют ограниченные способности в применении необходимых умений и
навыков

2. уч-ся
собирают информацию, в которой отсутствуют детали по данной теме, подобранные
аргументы и примеры не связаны между собой и не используются системно для
достижения цели работы

Диагностические
параметры

1 уровень усвоения — уровень
знакомства (опознание, различение, соотнесение)

2уровень – уровень воспроизведения

(буквальное
воспроизведение информации, реконструктивное, м. б. собственные формулировки)

3
уровень –уровень умений и навыков

Решение
нетиповых задач

Умение
продолжительное
предварительное продумывание последовательности и способов решения

Навык

Действие
выполняется автоматизировано

 4
уровень – уровень творчества

Создание
неизвестного нового, рационализаторство, изобретательство

Характеристика
учебной деятельности для усвоения на различных уровнях

Уро

вень

В результате

усвоения

 на этом уровне
учащийся может

Характер ориентировочных и
исполнительских действий

Контрольные
действия

преподавателя

учащегося

Характер контрольного задания, определяющего
достижение уровня

Характер
действий учащегося в ходе выполнения контрольного

задания

1 этап

Узнавать 

изученные
объекты, процессы, явления, способы действия

Изложить
информацию, показать,

объяснить

Прослушать,

воспринять,
понять, запомнить

настолько
чтобы узнать

Вопрос
с предъявлением

(описанием
объекта, явления, процесса, способа действия)

Узнать объект
(процесс, явление,

способ действия)

2 этап

Воспроизводить
изученную

 информацию,

 повторять
усвоенные

действия

То же и провести
закрепление, организовать самоподготовку

к
воспроизведению

То
же и отрепетировать воспроизведение

Вопрос,
предусматривающий устное или письменное воспроизведение информации,
повторение действия, типовая задача

Воспроизвести
изученную информацию, выполнить усвоенные действия, решить типовые задачи

3 этап

Выполнять
действия, методика (программа, алгоритм) которых изучены при обучении, а
содержание и условия — новые

То же и провести
упражнения, организовать тренировочные действия учащихся

То
же и приобрести опыт путем групповых или самостоятельных тренировочных

действий

Задание
на выполнение практических или приближенных к практике действий, нетиповая
задача

Выбрать
целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить

4 этап

Участвовать в

выполнении
исследований, решать творческие задачи, участвовать в изобретательской работе

То же по
специальной методике провести обучение творчеству

То
же и пройти обучение по специальной методике

Задание
на исследовательскую, рационализаторскую, изобретательскую работу

Выполнять
продуктивную творческую деятельность, имеющую характер субъективной или
объективной новизны

3.АЛГОРИТМ
ПРОВЕДЕНИЯ  МОНИТОРИНГА

Алгоритм проведения  мониторинга

1.    
Постановка
цели (например – качество преподавания, организация учебного процесса,
состояние успеваемости, качество знаний студентов)

2.    
Определение
объекта мониторинга (группа, курс, специальность)

3.    
Разработка
технологии отбора запросов (уровень образования, воспитания, обученности,
умений, знаний и т.д.), методик сбора информации

4.    
Сбор
информации

5.    
Разработка
компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа
информации

6.    
Обработка,
корректировка и ввод информации в базы данных

7.    
Осуществление
первичного анализа информации, классификация информации

8.    
Создание
информационного банка

9.    
Выявление
основных тенденций развития

10.
Создание
прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов

11.
Совершенствование
технологии мониторинга

12.
Разработка
основ и критериев стандартизации (нормализации)

13.
Выделение
наиболее типичных признаков успеха

14.
Выявление
лучших методов работы и распространение передового педагогического опыта

План проведения мониторинга

1.   Отбор критериев (определение
состояния объекта на начальном, промежуточном и итоговом этапах) и каналов
наблюдения (социологические исследования и опросы, экспертиза(оценка уроков,
самоанализ) измерение (тестирование, анкетирование)

2.    
Сбор
информации

3.    
Аналитический
(в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал)

4.    
Создание
баз данных

Критерии:

— процессуальный (достижение результатов через
приемлемые способы, приемы, технологии)


результативный (воспитание личностных качеств, необходимых выпускникам для
жизни, готовности к саморазвитию, социальной и экономической ответственности)

Литература

Баранов С.П. Педагогика –М.: Просвещение, 1989.-367 с.

Бабанский Ю.Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований: — М.:Педагогика, 1982.-192 с.

Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме: —
М.: Высш.шк., 1987 – 264 с.

Скалкова Я. Методология и методы педагогического
исследования – М.: Педагогика, 1989.-224 с.

Проблеме повышения качества образования
посвящено большое число работ, но она остается
актуальной и в настоящее время. Необходимо найти
метод, обеспечивающий достижение диагностично
поставленных целей обучения. Одним из таких
методов, с помощью которого можно отслеживать
качество образования обучающихся, является
педагогический мониторинг – длительное
наблюдение за конкретными объектами, процессами,
явлениями педагогической деятельности.
Педагогический мониторинг обеспечивает
участников образовательного процесса,
руководителей структур учебного заведения
качественной и своевременной информацией,
необходимой для принятия решений по пересмотру
(внесению корректив) в целевые, технологические,
организационные, информационные, нормативные
параметры педагогической деятельности, дает
возможность обеспечить
личностно-ориентированный подход.
Мониторинг является системой контролирующих и
диагностирующих мероприятий, обусловленных
целеполаганием процесса обучения и
предусматривающих в динамике уровни усвоения
учащимися учебного материала и его
корректировку. Иными словами, мониторинг –
регулярное отслеживание качества усвоения
знаний и умений в учебном процессе, которое
обеспечивает учителя оперативной обратной
связью об уровне усвоения учащимися
обязательного учебного материала.

Федеральные образовательные стандарты второго
поколения задают качественно новое
представление о том, каким должно быть
содержание начального образования и его
образовательный результат. Меняется и понятие
педагогического мониторинга (Приложение
1
).

Модель мониторинга освоения основной
образовательной программы начального общего
образования в рамках новых ФГОС
включает
в себя следующие разделы:

Раздел 1. Психолого-педагогическое
сопровождение
Раздел 2. Мониторинг предметных результатов
Раздел 3. Мониторинг сформированности
универсальных учебных действий
Раздел 4. Мониторинг результативности внеурочной
деятельности

Раздел 1. Психолого-педагогическое
сопровождение

Введение нового стандарта  существенно
изменяет всю образовательную ситуацию в школе,
определяя точное место формам и видам приложения
психологических знаний в содержании и
организации образовательной среды
школы, что делает обязательной, конкретной и
измеримой деятельность школьного психолога
как
полноценного участника образовательного
процесса.
Целью психологического сопровождения является
создание социально-психологических условий для
развития личности учащихся и их успешного
обучения.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в
деятельности педагога-психолога
образовательного учреждения.

Цель работы педагога-психолога
методическое обеспечение всех участников
образовательного процесса в вопросах
осуществления психологического сопровождения
развития младших школьников в соответствии с
требованиями ФГОС.

Задачи психологов образования:

  • измерение результатов обучения,
  • определение уровня формирования компетенций
    учащихся;
  • учет особенностей развития каждого ребенка в
    процессе обучения, соответствие этого процесса
    его индивидуальным возможностям;
  • взаимодействие с участниками образовательного
    процесса для выстраивания  индивидуальных
    образовательных траектории детей и развивающей
    траектории образовательного учреждения.

Раздел 2. Мониторинг предметных
результатов

Стандарт устанавливает требования к
результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего
образования: «предметные результаты – освоенный
обучающимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания,
его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины
мира».
Предметные результаты сгруппированы по
предметным областям, внутри которых указаны
предметы. Они формируются в терминах «выпускник
научится…», что является группой обязательных
требований, и «выпускник получит возможность
научиться…», не достижение этих требований
выпускником не может служить препятствие для
перевода его на следующую степень образования.
Предметные результаты обучения представлены в
содержании программы учебного предмета
(литературное чтение, русский язык, математика и
др.) по каждому классу.

Раздел 3. Мониторинг сформированности
универсальных учебных действий.

Наиболее существенная особенность ФГОС
начального общего образования состоит в его
принципиальной ориентированности на
образовательные результаты, причем на
результаты нового типа. Наряду с предметными
достижениями и личностным развитием, которое не
подлежит инструментальной диагностике, была
выделена такая группа достижений, как
метапредметные результаты. Метапредметные
результаты представляют собой универсальные
учебные действия, которые могут быть применены
на любом материале, в том числе в новых ситуациях,
в которых может оказаться ребенок.  На их
достижение направлена вся учебная и внеурочная
деятельность начальной школы.
Целенаправленное планомерное  формирование
УУД является ключевым условием повышения
эффективности образовательного процесса. Это во
многом зависит от того, как устроена система
оценки: насколько точную обратную связь она
обеспечивает; насколько она информативна для
управления системой образования. Поэтому одно из
требований ФГОС – проведение мониторинга. Он
позволяет фиксировать актуальное состояние
уровня развития учащихся в целях составления
прогноза его дальнейшего развития и
обеспечивает функцию управления  процессом
обучения.
Ожидаемые результаты мониторинга УУД:  

  • выявление уровня развития надпредметных умений
    у обучающихся и определение перспектив
    дальнейшей работы над данными умениями;
  • определение индивидуальных достижений
    учащихся, выявление проблем и коррекция по
    освоению УУД;
  • конструирование индивидуальных программ
    развития УУД у учащихся средствами предмета;
  • осуществление преемственности между 
    начальной и средней школой в формировании и
    отслеживании метапредметных (УУД) результатов;
  • координация и согласование деятельности
    учителей разных предметов и образовательных
    областей в развитии и отслеживании
    универсальных учебных действий.

Раздел 4. Мониторинг результативности
внеурочной деятельности

Стандарт предлагает реализацию в
образовательном учреждении как урочной, так и
внеурочной деятельности. Внеурочная
деятельность организуется по направлениям
развития личности. Содержание занятий 
формируется с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей, целью которых  является создание
условий для  проявления и развития ребенком
своих интересов на основе свободного выбора,
постижения духовно-нравственных ценностей и 
культурных традиций.

Оценку внеурочной деятельности следует
осуществлять комплексно, по нескольким
параметрам:

1. Анализ общего состояния внеурочной
деятельности  (включенность учащихся в
систему внеурочной деятельности; ресурсная
обеспеченность процесса функционирования
системы внеурочной деятельности учащихся);
2. Эффективность внеурочной деятельности
(личность школьника, детский коллектив,
профессиональная позиция педагога);
3. Продуктивность внеурочной деятельности
(уровень достижения ожидаемых результатов,
достижения учащихся в выбранных видах
внеурочной деятельности, рост мотивации к
внеурочной деятельности);
4. Удовлетворенность участников деятельности ее
организацией и результатами.

Содержание программы мониторинга:

  • Графики проведения диагностических оценочных
    методик по каждому году обучения;
  • Технологические карты формирования УУД  у
    младших школьников;
  • Банк методик и типичных задач, используемых для
    диагностики УУД;
  • КИМ стартового контроля на предметном
    материале; методические рекомендации и критерии
    анализа результатов предметных диагностик;
  • КИМ итоговой диагностики: комплексная и
    интегрированная проверочные работы;
  • Листы индивидуальных достижений личностных и
    метапредметных результатов (для ребёнка и на
    весь класс);
  • Методические рекомендации по организации
    деятельности учителя, способствующей  
    формированию УУД младшего школьника.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга
информация, является основанием выявления индивидуальной
динамики
качества развития обучающегося,
для прогнозирования деятельности педагога, для
осуществления  необходимой коррекции, а также
инструментом оповещения родителей о состоянии и
проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Система мониторинга не так сложна в применении,
как кажется со стороны. 
При проведении мониторинга учитываем:

  • Учебные возможности младших школьников;
  • Индивидуально-дифференцированный подход при
    его проведении;
  • Коррекционную работу на перспективу.

Безусловно, что такая четкая, целенаправленная,
организованная система в большей степени
способствует достижению желаемого результата – портрета
выпускника
, представленного новыми
образовательными стандартами. Но для достижения
более качественного конечного результата
необходима чёткая диагностическая система
изучения промежуточных результатов
формирования метапредметных и личностных
планируемых результатов. Именно в этом возникло
множество вопросов при непосредственной
организации образовательного процесса в школе.

Один из них: Как правильно организовать
мониторинг формирования УУД?

К сожалению, новыми стандартами не
предусмотрены материалы (таблицы, бланки,
оценочные листы и т. д.) для фиксирования
показателей диагностики формирования и развития
метапредметных и личностных результатов. Что
затрудняет отслеживание показателей развития
школьника на протяжении всего обучения в
начальной школе.
Проектирование и реализация процесса
формирования универсальных учебных действий в
рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к
проблеме создания  программы мониторинга
уровня сформированности УУД как приложения к
Программе развития универсальных учебных
действий. Программа составлена на
основе методического пособия  под ред. А. Г.
Асмолова «Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе». Программа
рекомендована для осуществления
психолого-педагогического сопровождения
учебного процесса в условиях реализации ФГОС в
начальной школе.

Мониторинг  –  это способ непрерывного
научно-обоснованного слежения за состоянием,
развитием педагогического процесса в целях
оптимального выбора   средств их решения.
Начинается эта работа с первых дней обучения в
школе. Для выявления индивидуальной динамики
необходимо знать стартовые возможности ребят,
поступивших в школу.
Поэтому в начале сентября
необходимо провести стартовую 
диагностику. Она основывается на результатах
мониторинга общей готовности первоклассников к
обучению в школе, результатах оценки их
предметной готовности к обучению.
Можно провести  диагностику  одаренности
учащихся. Результаты диагностики
позволяют поставить педагогические задачи на
адаптационный период.

Далее мониторинг проводится 1 раз в год, в конце
апреля  каждого учебного года. В 1 классе
проводится 2 диагностические процедуры: в
декабре и в апреле.
По итогам диагностик проводится анализ
полученных результатов, который отражается в
 характеристике обучающегося, и дает
возможность педагогу,  родителям  и самому
ученику видеть уровень его индивидуального
развития и степень соответствия на данный период
обучения портрету выпускника, который чётко
определён новыми образовательными стандартами и
программой духовно-нравственного развития и
воспитания.
На основе анализа данных оценивается успешность
работы за прошедший период и ставятся задачи
работы с учащимися на предстоящий год.
Ежегодное отслеживание развития и формирования
УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении
целенаправленной и эффективной работы по
достижению качества образования для каждого
ребенка.

Результаты диагностических работ заносятся в
Карты индивидуального развития обучающихся,
которые вкладываются в Портфолио учащихся.

Как же рациональнее организовать мониторинг в
классе?

Такая организация мониторинга на уровне
учреждения позволит отследить динамику
показателей социальной успешности каждого
ученика, каждого класса, параллели и в целом по
ступени обучения. Позволит получить информацию
для определения изменений в
системе работы школы.

Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап
в развитии общего начального образования. Это
обязывает современного учителя быть более
ответственным, инициативным, творческим,
способным удовлетворить запросы каждого
ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать
самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
Поэтому, актуальны слова  руководителя
проекта по разработке образовательных
стандартов второго поколения Александра
Кондакова: «Стандарты второго поколения
невозможны без учителя «второго поколения».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Легкая кривошея у грудничка как исправить
  • Как найти девушку извращенку
  • Как составить рекламу на радио примеры текстов
  • Как найти l мкгн
  • Статистика как найти вероятность события