Как составить педагогическую характеристику младшего школьника

Написание педагогической характеристики неотъемлемая часть планирования индивидуальной и групповой коррекционной работы, подведения итогов всей педагогической работы.

Целью написания педагогической характеристики на ребенка документальное оформление его психологических особенностей, полученных знаний, стадий его развития, для дальнейшего использования для подбора оптимального варианта индивидуального образовательного маршрута. Современная система образования позволяет на основе детальной характеристики учащихся выстроить наиболее оптимальный вариант усвоения школьной программы и облегчения совместной работы педагогов, специалистов и родителей ребенка. Результатом этой работы должна стать помощь ребенку в освоении школьной программы.

Характеристика развития ребенка должна представлять собой документ, структурировано отражающий информацию об особенностях развития, навыках, чертах характера, достижениях ребенка. С ее помощью составляется представление об уровне развития ребенка, проведенной педагогом работе и выстраивается дальнейшая педагогическая или коррекционная работа.

Составление педагогической характеристики требует всестороннего изучения ребенка. Основными методами педагога кроме наблюдения в учебном процессе, изучения школьных оценок, должны стать и беседы со школьным врачом, родителями, применение психолого-педагогических методик, наблюдение во внеурочной деятельности.

План (структура) написания педагогической характеристики.

У молодых педагогов часто возникают трудности, как написать характеристику на ребенка. При составлении педагогической характеристики необходимо придерживаться определенной структуры, для того чтобы максимально точно описать особенности развития ребенка и не упустить важных характеристик. Предлагаемая структура характеристики детей младшего школьного возраста содержит основные пункты, без которых описание не будет полным. Структура может изменяться в зависимости от особенностей ситуации использования и педагогических потребностей, возможно добавление и расширение некоторых позиций, аналитической части.

Структура педагогической характеристики на ребенка младшего школьного возраста:

Фамилия. Имя. Отчество.

Возраст учащегося.

С какого периода обучается в этой школе, классе, по какой программе. При обучении — в СКК с какого времени был осуществлен перевод.

Результативность овладения материалом изучаемой программы. Анализ причин в случае неуспеваемости: нарушение поведения, пропусков занятий, индивидуальной соматической слабости, наличия хронического заболевания, недостаточного кругозора. Эта часть характеристики может содержать выводы учителя. Возможные формулировки: материал школьной программы усваивает полностью/частично/с трудом/ удовлетворительно не смотря на потенциальные возможности/ , без затруднений, о чем свидетельствует принадлежность к хорошистам….

В этом пункте нужно указать особенности усвоения различных предметов программы. Рекомендации специалистов о переходе на обучение по другой программе ( указать какого вида) . При рекомендациях обучения по специальной программе указывается причина, по которой ребенок продолжает обучаться в классе.

Характеристика учебно-познавательной деятельности учащегося. В отличии от предыдущего пункта. Здесь раскрывается не результат усвоения, а процесс усвоения, причины по которым достигается результат.

При описании учебно-познавательной деятельности следует учитывать как ребенок принимает учебную задачу: принимает/не принимает/ в соответствии с настроением/ самочувствием/ понимает задачу не полностью/ самостоятельно/с помощью педагога. Анализируется способность удержать задачу, довести начатое до конца, теряет цель, уходит на второстепенные факторы, отвлекается. В ходе выполнения задачи учитывается требуется ли ребенку помощь, характер помощи: наводящие вопросы, многократная обучающая помощь, организующая помощь. Планирование решения задачи. Умение самостоятельно планировать решение: планирует, нуждается в помощи, не умеет планировать. Методы решения учебных задачи: поиск пути наименьшего сопротивления, отказывается от решения при затруднениях, старается избежать трудностей, переложить решение на другого, использует все средства для достижения результата, использует рациональные способы решения, способен к выбору из предложенных ответов.

Способности к оценке собственных действий, умению исправлять ошибки, принимать оценку педагога.

Описание особенностей получения знаний, овладения навыками. В этом пункте описываются особенности восприятия, затруднения при письме и усвоении материала на слух, при самостоятельном прочтении, понимания прочитанного, счет в уме. Степень осмысленности материала ребенком, способность действовать по аналогии, применять знания в новых условиях, умение применять на практике.

Характеристика познавательных процессов. Расшифровка выше перечисленных особенностей:

— внимания: произвольность, объем, устойчивость, переключаемость;

— работоспособность: высоая-низкая, устойчивая-неустостойчивая в течении урока;

— характеристики восприятия: его объем, полнота, скорость и активность, формирование сенсорных эталонов, пространственная ориентации, доминирующих показателей переработки информации) ;

— характеристики преобладающей памяти.

— тип мышления ребенка: активность, инактивность, способности к устанавлению причинно-следственные связей, умения формирования и оперирования понятиями.

-речевая деятельность .

Характеристика эмоциональной сферы ученика. Сила и степень проявления эмоций, яркость проявлений, раздражительность, агрессивность, дисфорических расстройств, проявление чувства эйфории, акцентуаций характера, уравновешенность или лабильность настроения , наличие аффектов. Характеристики уровня самооценки. Развитие волевой регуляции, способность к волевым усилиям, критичности, способность к контролю собственных поступков. Склонность к асоциальному поведению. Черты характера, способствующие или мешающие учебной деятельности, интересы, их устойчивость.

Степень принятия роли «ученика» (усвоение и принятие полностью — непринятие роли ученика) Характеристик учебной мотивации: сформирована, не сформирована, частично сформирована, Характеристика преобладающих мотивов: достижения успехов, избегания неудач, игровых, учебных, профессиональных, асоциальных, личных, возникающих под влиянием сиюминутных желаний. Устойчивость , активность и степень внешнего проявления мотивации. Умение соблюдать требований к учащимся, соблюдения норм поведения, умения организовать учебную деятельность во время и после уроков.

Особенности коммуникации. Развитие коммуникативных навыков, особенности контактов с посторонними людьми. Характеристика отношений в детском коллективе. Мотивы общения. Стремление к лидерству, выполнению социальных ролей. Возрастные предпочтения в контактах. Умение держать дистанцию при общении со взрослыми, склонность к панибратству. Стиль общения, наличие демонстративности, аффективных вспышек, психопатоподобные проявления. Прогноз развития коммуникативных навыков, перспективы нахождения в детском коллективе, возможности проведения мероприятий по коррекции поведения.

Рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута, коррекционная работа.

Полнота и практическая направленность предоставленных данных может стать определяющим моментом в решении о дальнейшем образовательном маршруте ребенка. При составлении характеристики, педагогу необходимо отталкиваться от фактов, особенностей ребенка и показателей учебной деятельности, а не субъективного мнения.

Характеристика должна быть максимально объективной и отражать действительное положение вещей, тогда на ее основе будет принято решение в интересах ученика, что является главной задачей системы образования.

Методика составления педагогической характеристики младшего школьника

Методика составления педагогической характеристики младшего школьника

При составлении характеристики обязательно указываются: 1.Идентификационные сведения о ребенке: Ф.И.О; число, месяц и год рождения; адрес проживания.

При составлении характеристики обязательно указываются:

1.Идентификационные сведения о ребенке:

  • Ф.И.О;
  • число, месяц и год рождения;
  • адрес проживания.

2.Сведения о семье, в которой воспитывается ребенок: полная (неполная); профессии, интересы матери, отца; наличие братьев, сестер;  тип воспитания, особенности внутрисемейных отношений;  занятия с ребенком.

2.Сведения о семье, в которой воспитывается ребенок:

  • полная (неполная);
  • профессии, интересы матери, отца;
  • наличие братьев, сестер;
  • тип воспитания, особенности внутрисемейных отношений;
  • занятия с ребенком.

3.Физическое развитие (здоровье):  наличие (отсутствие) инвалидности;  особенности развития психомоторики; 4.Развитие познавательной сферы:  познавательная активность;  словарный запас;  наблюдательность;  внимание;  память;  мышление.

3.Физическое развитие (здоровье):

  • наличие (отсутствие) инвалидности;
  • особенности развития психомоторики;

4.Развитие познавательной сферы:

  • познавательная активность;
  • словарный запас;
  • наблюдательность;
  • внимание;
  • память;
  • мышление.

 5.Социальное развитие, личностные особенности:  общительность;  социальная позиция в классе, лидерство;  морально-нравственные качества.

5.Социальное развитие, личностные особенности:

  • общительность;
  • социальная позиция в классе, лидерство;
  • морально-нравственные качества.

6.Учебная деятельность:  умение ставить перед собой учебные задачи и решать их;  уровень сформированности учебных действий, способность их оценить и контролировать;  самостоятельность;  учебная мотивация.

6.Учебная деятельность:

  • умение ставить перед собой учебные задачи и решать их;
  • уровень сформированности учебных действий, способность их оценить и контролировать;
  • самостоятельность;
  • учебная мотивация.

7.Склонности и одаренность:  интерес и успешность в творческих видах деятельности,  сферы проявления высокой познавательной активности,  устойчивость и смена интересов,  увлечения.

7.Склонности и одаренность:

  • интерес и успешность в творческих видах деятельности,
  • сферы проявления высокой познавательной активности,
  • устойчивость и смена интересов,
  • увлечения.

 8. Дата, подпись классного руководителя (расшифровка).

8. Дата, подпись классного руководителя (расшифровка).

Психолого-педагогическая характеристика

учащегося первого класса  МБОУ ОШ с. Грудцино Павловского района
Нижегородской области Куренковой Екатерины Валентиновны, 16.01.2010г.р.,
проживающего по адресу:

Нижегородская обл., Павловский р-н., с. Грудцино, ул. Ильинская,
д. 19.

1. Куренкова Екатерина Валентиновна 1.09.2016 г. была зачислена
в первый класс МБОУ ОШ с. Грудцино в возрасте 6,5 лет. Группа здоровья 2,
физкультурная группа основная. Ребенок воспитывается в полной семье.
Воспитанием девочки занимаются родители. Режим дня школьника соблюдается,
пропуски занятий по неуважительным причинам отсутствуют. В школу ходит опрятно
одетой, санитарно-гигиенические навыки сформированы в полной мере.

2. Отношение к учебной деятельности адекватное, ребёнок осознает
себя в роли ученика. Успеваемость хорошая, выполняет задания базового уровня по
основным предметам самостоятельно.

Кругозор Кати достаточно широк, может поддержать любую тему
разговора, знает много детских сказок и произведений, но путается в фамилиях
авторов. Речь понятна, устно может выразить свои мысли, но несколько
односложно, с помощью наводящих вопросов отвечает достаточно полно, выражает
свое эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу. Письменная речь пока
развита плохо, т.к. пишет медленно, и может потерять нить мысли, пропуская
нужные слова.

Характеризуя познавательные процессы, было выявлено, что восприятие
учебного материала направленное, осмысленное, активное. Зрительное восприятие
развито в большей степени. На основании методики «Корректурная проба» было
установлено, что объем и концентрация внимания нормальные для её возраста.
Внимание произвольное, в силу возраста отвлекаемость присутствует. При изучении
особенностей мышления были использованы следующие методики: «Найди несколько
различий», «Выделение существенных признаков», «Исследование
словесно-логического мышления младших школьников»(по Э.Ф. Замбацявичене). Было
выявлено, что операции анализ, сравнение и выделение существенных признаков
развиты на среднем уровне, словесно логическое мышление на нормальном уровне. У
Кати больше развита зрительная память. Учебный материал запоминает быстро и
воспроизводит достаточно полно. Кратковременная память на высоком уровне,
долговременная на среднем. Восприятие окружающего мира больше зрительное,
воображение также проявляется в виде зрительных образов и выражается в виде
рисунков.

К школе и учению девочка относится положительно, проявляет
интерес к новому учебному материалу. Реакция на оценивание деятельности
адекватная – радуется положительной оценке и огорчается при отрицательной,
старается исправиться. Основная мотивация учения – социальная – стремление к
одобрению, частично познавательная. Режим дня соблюдает, деятельность планирует
с помощью взрослых.

3. К труду Катя относится ответственно, не уклоняется от
трудовых поручений ни в школе, ни дома. Задания выполняет аккуратно, дело
доводит до конца. Если что-то не получается, обращается за помощью к взрослым.
Владеет бытовыми трудовыми навыками.

4. Общественные поручения выполняет ответственно,
малоинициативна, но в совместной деятельности участвует активно.

5. В школу Катя ходит с удовольствием, находиться в школе ей
нравится, следовательно её устраивает микроклимат в классе. Близких друзей
среди сверстников мало, но на контакт идет хорошо. Застенчива, в открытые
конфликты не вступает, но обижается на одноклассников, если они ведут резко или
грубо себя по отношению к ней. К
взрослым относится
уважительно; спокойно и внимательно воспринимает замечания учителя. В игровой
деятельности нарушений нет, ребёнок умеет подчиняться общим правилам игры.

6.
Поведение в школе и дома спокойное, сдержанное, уравновешенное. Дисциплину не
нарушает, требования учителя и родителей старается соблюдать.

7.
Катя интересуется музыкой, ручным трудом, познавательными детскими
телепередачами, любит животных. Девочка интраверт – больше направлена в себя. Не
очень нуждается в коллективе, но и не сопротивляется участию в коллективных
делах. Тип темперамента уравновешенный – флегматик. Настроение обычно
устойчивое, уравновешенное, спокойное. Положительные черты характера –
настойчивость, умение доводить дела до конца, отзывчивость, искренность.
Отрицательные – замкнутость, обидчивость. Проявляет способности в чтении
стихов, хореографии.

8.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что соответствующее возрасту
развитие познавательных и регулятивных учебных действий, а также такие черты
личности, как направленность, ответственность, настойчивость помогут добиться
успехов в учебной деятельности. Однако могут возникнуть проблемы в
коммуникативной сфере. Поэтому учителю необходимо способствовать формированию познавательной
мотивации в учебной деятельности, способствовать воспитанию уверенности в себе,
уменьшению чувства тревожности в ситуациях коллективной деятельности и
межличностного общения.

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

109383, г. Москва, ул. Полбина, д.72, стр.1                             Телефон/факс: (495) 354-90-29

e-mail.ru: mokvt@edu.mos.ru

www.mok.mskobr.ru

ОГРН 5147746103588 ИНН/КПП 7723920242/772301001

Психолого-педагогическая характеристика

на ученицу 1 «Б» класса —————,2008 г.р.,

 проживающую по адресу: —————

—————поступила в школу 1 сентября 2015 года.

За время обучения показала себя как ученица со слабыми способностями. Обучается по программе «Школа России». До поступления в школу ————— детский сад не посещала. По результатам психологического тестирования при поступлении у Лены наблюдались мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая готовность к школе, произвольность поведения. Имеет хороший уровень мотивации и адаптации. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Преобладающий мотив обучения не сформирован. Наблюдается уровень ниже среднего образного мышления и средний уровень логического мышления. Хороший фонематический слух. Хорошо ориентируется на систему задач, указания взрослого. Плохо ориентируется на образец, слабо развито пространственное восприятие, моторика. Наблюдается низкий уровень памяти, объема внимания (не может делать несколько дел одновременно, работать в системе многозадачности). Посещала психологические коррекционно-развивающие занятия, направленные на коррекцию объема внимания.

 На уроках низкая активность внимания, быстро переключается, устает, память снижена. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может, приходится несколько раз повторять инструкцию. Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Ребенку трудно высказать своё элементарное суждение, делать простой логический вывод. Программный материал усваивает с трудом, задания выполняет медленно. Самостоятельная учебная деятельность затруднена. У ученицы низкая работоспособность, способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца, до сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях.

По математике не усвоила: названия компонентов при сложении и вычитании, не может решать составные задачи, задачи в косвенной форме, не может переводить дециметры в сантиметры. Математические диктанты и контрольные работы самостоятельно выполнять не может. Операции сложения и вычитания проводит с опорой на наглядность, простые задачи решает с внешней помощью, существенно затрудняется в счете при переходе через десяток.

По русскому языку не может дать характеристику согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие).  Не может самостоятельно делить слова на слоги, выполнять перенос слов, пользуясь правилом. При списывании пропускает буквы и слова, не соблюдает начало и конец предложений, имена собственные пишет с маленькой буквы, допускает ошибки на сочетания жи-ши, ча – ща, чу- щу,чк, чн. При письме под диктовку не соблюдает границы предложений. Всю работу выполняет механически.

По состоянию здоровья ————— часто пропускает уроки, что сказывается на усвоении школьной программы. В течении года по болезни было пропущено 157 уроков.

В классе никогда не создавала  конфликтные ситуации,  выдержана как в общении с ровесниками, так и со старшими. К критическим замечаниям, советам относится внимательно, старается исправить недостатки.

Внешний вид в школе всегда опрятный. Родители следят за готовностью ребенка к школе.

Родители постоянно интересуются школьной жизнью —————, каждый день встречаются с учителем, приводя девочку в школу и забирая ее после занятий, всегда готовы оказать учителю необходимую помощь, посещают родительские собрания.

Девочка воспитывается в приемной семье.

Руководитель структурного подразделения 6

И.И. Жалыбина

Классный руководитель

О.А. Иванова

Социальный педагог

Е.А. Ракитина

Педагог-психолог

Е.А. Кудрявцева

Исполнитель:

Учитель начальных классов

Иванова О.А.

тел.: 8 (495) 348-83-11

Психолого-педагогическая характеристика школьника:

структура и содержание

В психолого-педагогической литературе существует множество различных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны соответствовать.

1. Характеристика ученика должна максимально полно отражать индивидуально-психологические особенности конкретного ребенка, проявляющиеся в его общении, поведении, обучении.

2. Характеристика ученика должна быть легко «читаемой» и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком.

3. Характеристика ученика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.

4. Структура характеристики должна включать 5 основных блоков:

1) общие сведения о ребенке;

2) особенности познавательной деятельности ребенка;

3) особенности личности ребенка;

4) особенности поведения ребенка;

5) выводы и рекомендации.

Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика помогает воспитателю и педагогу получить представление о личностных качествах ребенка, наладить с ним контакт, выстроить план дальнейшей педагогической и воспитательной работы, создать оптимальные условия для развития школьника.

Шаблон составления характеристики ученика и подробное содержание отдельных разделов, вызывающих наибольшие трудности в описании представлены ниже (см. табл. 1). Дополнительно мы приводим шаблон характеристики класса в целом (ее цели и задачи связаны с определением направлений развивающей профилактической работы с классом).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ученика (ученицы) ___ класса

(название школы)

Ф.И.О. ребенка __________ дата рождения_______________

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О.

Дата рождения.

Дата поступления в учреждение.

Родственные связи ребенка (родители, братья, сестры, ближайшие родственники).

Сведения о состоянии здоровья (наличие хронических заболеваний, группа здоровья).

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная).

Школьная мотивация (отношение к школе, наличие интереса и желания учится).

Особенности усвоения отдельных учебных предметов (уровень усвоения программы, трудности в усвоении материала, любимые предметы).

Особенности внимания (концентрация, переключение, устойчивость внимания).

Особенности восприятия и осмысления информации (понимание инструкций к заданиям, понимание содержания картин, рассказов выделение главного в тексте).

Особенности мышления (умение сравнивать предметы, обобщать материал, делать выводы).

Особенности памяти (быстрота и точность запоминания, вид памяти: слуховая, зрительная, моторная).

Особенности речи (словарный запас, полнота и связность речи, дефекты произношения).

Темп деятельности (скорость выполнения заданий, переключения, утомляемость).

Поведение на уроках (понимание и соблюдение школьных норм и правил поведения).

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Направленность интересов ребенка (учебная, художественно-эстетическая, спортивная или др. виды деятельности).

Отношение к делам, поручениям (нравится ли ученику учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):

— общественная активность-пассивность;

— трудолюбие-леность;

— ответственность-безответственность;

— организованность–неорганизованность;

— аккуратность;

— стремление к успеху, лидерству;

— решительность;

— настойчивость.

Отношение к людям (взаимоотношения с классным коллективом, учителями, отношение класса к ученику):

— положение ребенка в классе (авторитет в классе, отношение учеников в классе).

— особенности отношений со взрослыми (вежливость, чувство дистанции, открытость, отношение к критике и похвале – самокритичность).

— особенности отношений со сверстниками (общительность, коллективизм, бескорыстие, честность, правдивость, справедливость).

Отношение к себе (самооценка и самоконтроль):

— скромность или, наоборот, рассказывает, хвастается о своих достижениях, достоинствах

— уверенность в себе, т. е. выполняет ли задания, поручения без помощи других или нуждается в одобрении и помощи других

— самоконтроль, эмоциональная уравновешенность.

В заполнении второго и третьего раздела характеристики может помочь таблица 1 «Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика», представленная ниже.

РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Соблюдение социальных норм и правил поведения.

Реакция на неудачи и промахи.

Поведение в конфликтных ситуациях.

Вредные привычки.

Склонность к асоциальным формам поведения (обман, воровство, бродяжничество и др.)

РАЗДЕЛ 5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Общее впечатление о ребенке.

Выводы (сильные стороны ученика, которые следует развивать и слабые стороны, которые необходимо корректировать).

Рекомендации (направления воспитательной работы с ребенком).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

___ КЛАССА

(название школы)

Общие сведения о классе (количество детей, возраст, состав класса, состояние здоровья детей).

Формальная структура класса (актив класса).

Цели и задачи класса как коллектива (основные направления воспитательной работы с классом).

Успеваемость и отношение к учебной деятельности (количество отличников, ударников, троечников, любимые предметы и т.п.).

Внеурочная деятельность (интересы детей, вовлеченность в кружковую деятельность, участие в мероприятиях, конкурсах).

Состояние дисциплины в классе (понимание и соблюдение социальных норм и правил поведения).

Взаимоотношения класса с классным руководителем, другими учителями.

Межличностные отношения в классе (неформальная структура класса, роль положительных и отрицательных лидеров класса, психологический климат в классе).

Сплоченность класса (умение коллективно трудиться, ценности учеников класса).

Достижения класса (учебные, спортивные, литературные и т.п.).

Выводы и рекомендации (общее впечатление от класса: сильные, и слабые стороны, направления развивающей и профилактической работы).

Таблица 1

Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика

Параметры оценки ребенка

Возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Внимание

Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает

Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их

Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их

Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке

Память

При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко

При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом

Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его

Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки

Мышление

Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает

В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач

Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Отношение к делам, поручениям

Общественная активность

Активно участвует во всех общественных делах.

Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

Редко принимает участие в общественных делах.

Трудолюбие

Любое поручение ребенок выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

Дела по дому и поручения взрослых выполняет.

Часто уклоняется от дел и поручений, выполняет их недобросовестно.

Ответственность

Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

Часто выполняет в срок порученное ему дело.

Редко доводит до конца порученные ему дела.

Организованность

Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу.

Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только под контролем взрослого.

Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Аккуратность

Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Одет опрятно, подтянут — и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Не заботится о своем внешнем виде. Не бережет общественное имущество.

Стремление к успеху, первенству

Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

Решительность

Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

Иногда колеблется перед ответственным решением.

Редко решается принять какое-либо ответственное решение

Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение

Настойчивость

Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

Редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Отношение к людям

Положение ребенка в классе

Авторитет в классе

Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела

Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п.

В классе авторитетом не пользуется.

Симпатии одноклассников

Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

Пользуется симпатией только у части одноклассников.

В классе его не любят.

Отношения со взрослыми

Вежливость, тактичность

Всегда проявляет должное уважение к другим людям.

Иногда бывает невежлив и нетактичен.

Часто бывает слишком резок, затевает ссоры, оскорбляет других, грубит.

Самокритичность

Адекватно воспринимает критику, прислушивается к советам, старается исправить свои недостатки.

Часто прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления

Отношения со сверстниками

Общительность

Всегда охотно и с удовольствием вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

Общается с ограниченным кругом людей.

Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, необщителен.

Коллективизм

Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

Как правило, помогает товарищам, когда его просят.

Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

Бескорыстие

В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.

Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

В своих поступках руководствуется собственной выгодой, а пользой дела.

Честность, правдивость

Всегда правдив по отношению к учителям и воспитателям, товарищам. Говорит правду даже тогда, когда это ему «невыгодно».

Редко обманывает, почти всегда правдив по отношению к другим людям

Часто говорит неправду ради собственной выгоды

Справедливость

Активно борется с тем, что считает несправедливым.

Редко выступает против того, что считает несправедливым.

Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

Отношение к себе

Скромность

Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

Иногда, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

Часто хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами или еще не сделанными делами

Уверенность в себе

Очень уверен в себе. Редко советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

Уверен в себе. Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае необходимости.

Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

Самоконтроль

Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

Часто не может подавить нежелательные эмоции. Плохо владеет своими чувствами, легко выходит из себя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить метро приложения
  • Как составить заявление если угрожают
  • Как найти отчеты в сбис онлайн
  • Как найти второй наушник airpods на андроид
  • Как найти в своем телефоне gprs