Как составить пэк по выбросам

В октябре наш автор А.В. Мокрушина, инженер-эколог I категории ООО «Консорт», провела для читателей журнала вебинар по теме «Программа ПЭК: пошаговая разработка и реализация для объектов разных категорий». На вебинаре автор рассмотрела, кто должен разрабатывать программу ПЭК, какие исходные данные нужны для ее составления, как организовать контроль в соответствии с программой ПЭК и др., а в конце вебинара ответила на вопросы участников. Публикуем наиболее интересные из них.

Используемые сокращения

НВОС

— негативное воздействие на окружающую среду.
НДВ — нормативы допустимых выбросов.
ПЭК — производственный экологический контроль.
Отчет по ПЭК — отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля[1].
СЗЗ — санитарно-защитная зона.
НМУ — неблагоприятные метеорологические условия.
Требования — Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Разработка и актуализация программы ПЭК

Какие вещества включаются в программу контроля выбросов?

В зависимости от категории объекта НВОС в программу контроля выбросов включаются:

• вещества I, II классов опасности;

• маркерные вещества;

• вещества, выброс которых превышает 0,1 ПДК на границе промплощадки.

Обратите внимание: позицию о том, стоит ли включать в план-график контроля вещества, выброс которых превышает 0,1 ПДК, для объекта III категории (для таких объектов нормативы устанавливаются только в отношении веществ I, II классов опасности), лучше уточнить в территориальном органе Росприроднадзора.

Включается ли в программу ПЭК программа наблюдений из проекта СЗЗ?

Проведение наблюдений в рамках проекта СЗЗ — требование санитарного законодательства. Разработка программы ПЭК — требование природоохранного законодательства, поэтому включать программу наблюдений в программу ПЭК не нужно.

Включаются ли в программу ПЭК мониторинг качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ, а также замеры на источниках и на границе СЗЗ при НМУ?

Требованиями это не предусмотрено.

Включается ли в программу ПЭК мониторинг качества питьевой воды из городской сети?

Мониторинг качества питьевой воды — требование санитарного законодательства, поэтому включать его в программу ПЭК не нужно.

Включается ли в программу ПЭК мониторинг качества подземных вод?

В программу ПЭК включается программа наблюдений за поверхностными водными объектами. Мониторинг качества подземных вод в программу ПЭК не включается.

Включается ли в программу ПЭК контроль и мониторинг природных сред при возникновении аварийных ситуаций?

Требованиями это не предусмотрено.

Включается ли в программу ПЭК контроль выбросов при НМУ?

Требованиями это не предусмотрено.

Учитываются ли в программе ПЭК очистные сооружения ливневых стоков с последующим сбросом на рельеф?

Очистные сооружения должны быть отражены в программе ПЭК. При этом сброс сточных вод на рельеф местности недопустим[2].

Как определить показатель полноты сгорания топлива для углерод оксида (у нас технологическая печь установки замедленного коксования)?

Формулы расчета можно посмотреть в книге: Тепловой расчёт котельных агрегатов (нормативный метод) / Н.В. Кузнецов [и др.]. М.: Энергия, 1973. Также можно провести стехиометрические расчеты.

Если у объекта III категории есть и нормативы выбросов для разных веществ из проекта НДВ, и вещества I, II классов опасности, и данные расчета рассеивания (по веществам, концентрация которых больше 0,1 ПДК), что включить в план-график контроля? Все?

Согласно Требованиям в программу ПЭК обязательно включаются вещества I, II классов опасности. Позицию о включении в программу ПЭК веществ III, IV классов, превышающих 0,1 ПДК на границе промплощадки, лучше уточнить в территориальном органе Росприроднадзора.

Какова периодичность контроля для моря по химическим и токсикологическим показателям (в месте сброса сточных вод, 250 м влево и 250 м вправо)? У нас неглубоководный выпуск из собственных очистных сооружений.

Согласно Требованиям периодичность отбора и анализа проб сточных вод устанавливается:

• для объектов I и II категорий — не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал;

• для объектов III категории — не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал.

Как быть в случаях, когда меняются методики измерения (исключены из перечня, исключены из аккредитации лаборатории и др.)? Сразу менять программу ПЭК?

Можно прописать в программе ПЭК несколько методик, чтобы был выбор. Также программу ПЭК можно актуализировать.

Оформление и подача отчета по ПЭК

Как быть, если в отчете по ПЭК за 2019 г. не были отражены вещества, контролируемые расчетным методом? В программе ПЭК все источники неорганизованные, указан расчетный метод. Графы в отчете были пустыми.

В отчете по ПЭК заполняются графы по проведению инструментальных замеров. Если в программе ПЭК прописаны расчетные методы контроля, то тогда в отчете по ПЭК эти строки не заполняются.

Откачка септика производится на сторонние очистные сооружения. Однако чаще всего (практически повсеместно) откачка септика не производится вообще. Как это отразить в отчете по ПЭК?

В отчете по ПЭК эту информацию можно отразить следующим образом: показать периодичность откачки септика в соответствии с договором с организацией, которой вы передаете стоки, или с организацией, которая оплачивает стоки.

По лабораторным исследованиям содержание бензапирена составляет менее 0,0001. Какое фактическое значение указывать в отчете по ПЭК?

Если вы укажете значение 0,0001, то ПДК будет превышена в 100 раз (ПДК бензапирена составляет 0,000001). Вам необходимо выбрать более чувствительную методику и переделать замеры.

При заполнении отчета по ПЭК в Личном кабинете нужно показывать дату отбора проб. Какую дату ставить при расчетном методе? Без даты программа не пропускает информацию.

В отчете по ПЭК заполняются графы по проведению инструментальных замеров. Если в программе ПЭК прописаны расчетные методы контроля, то тогда в отчете по ПЭК эти строки не заполняются.

Если предприятие осуществляет деятельность по договору контрактного производства, кто сдает отчет ПЭК — заказчик или исполнитель (категория присвоена и заказчику, и исполнителю)?

Кто осуществляет деятельность, тот и сдает отчет по ПЭК. Следовательно, если исполнитель работает на предоставленном оборудовании и осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то именно он и сдает отчет по ПЭК.

Предприятие перестало заниматься своей основной деятельностью, сдало в аренду площади и оборудование (характер производства не изменился). Кто должен сдавать отчет по ПЭК — арендодатель или арендатор?

Кто осуществляет деятельность, тот и сдает отчет по ПЭК. Следовательно, если арендатор работает на предоставленном оборудовании и осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то именно он и сдает отчет по ПЭК. Также информацию о том, кто сдает отчет по ПЭК, можно прописать в договоре аренды.

 


[1] Форма отчета по ПЭК утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 (в ред. от 23.06.2020).

[2] Подробнее см.: Дудникова А.Г., Самохина А.А. Сброс на рельеф: быть или не быть? // Справочник эколога. 2020. № 12. С. 38–42 (profiz.ru/eco/12_2020/sbros_na_reljef) (прим. редакции).

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2021.

Содержание программы производственного экологического контроля претерпело изменения, внесенные 1 сентября 2022 года. Новые требования предъявляются к порядку и месту представления отчетности о результатах проведения ПЭК, а также учету даты ее подачи. Подробнее об изменениях в упомянутых разделах и в части выбросов и сбросов, которые предприятиям необходимо учесть в своей деятельности, рассказываем в статье.

Анна Ярцева

Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

Вера Солдатова

Редактор Ecostandard.journal

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Документация программы ПЭК

Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) — один из основных видов контроля за деятельностью производства, наносящего значительный ущерб окружающей среде. Основные задачи ПЭК изложены в пункте 4.2 ГОСТ Р 56062-2014 (носит исключительно рекомендательный характер).

Требования к содержанию программы ПЭК (далее — Требования) утверждены Приказом Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ Минприроды РФ № 109).

Данный приказ с 1 сентября 2022 года отменил аналогичный документ — приказ Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74, действовавший ранее. При этом основные нововведения касаются учета выбросов от передвижных источников.

Среди документов, разрабатываемых и утверждаемых в организации для регламентации ПЭК, выделяют:

  • положение о ПЭК;
  • программа ПЭК;
  • планы-графики производственного эколого-аналитического (инструментального) контроля (ПЭАК);
  • инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

Для ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), необходимо:

  • разрабатывать и утверждать программу ПЭК;
  • осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями;
  • документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам ПЭК.

Содержание программы ПЭК

Программа ПЭК должна включать в себя следующие разделы, согласно утвержденным требованиям (пункт 2 приказа Минприроды РФ № 109):

  • общие положения;
  • сведения об инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух и их источников;
  • сведения об инвентаризации сбросов ЗВ в окружающую среду и их источников;
  • сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
  • сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Основная информация об отчете по ПЭК

Наименование
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
Куда предоставляется
Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора и контроля) или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор (для объектов регионального надзора и контроля)
НПА
Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261
Срок сдачи
до 25 марта
Кто предоставляет
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС

Как предоставляется

  • в бумажном виде (в т.ч. направлением отчета с приложениями почтой);
  • в электронном виде через ЛК природопользователя с использованием УКЭП/в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ

В раздел «Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» включен абзац о том, что юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ), представляют Отчет в ФСБ.

В данном случае юридические лица подают отчет на бумажном носителе с учетом требований законодательства РФ об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством РФ к информации ограниченного доступа.

Учет даты подачи отчета о ПЭК

Впервые Приказ Минприроды РФ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде.

Приказом Минприроды РФ № 109, который будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года, устанавливаются требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК». Даты разграничиваются в зависимости от способа предоставления отчета:

  • если распечатанный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
  • если отчет направлен почтовым отправлением, то дата подачи — это дата почтового отправления;
  • если отчет подан в электронном виде, то дата подачи — это дата размещения отчета в ЛК природопользователя или в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

При представлении отчета в форме электронного документа, подписанного УКЭП, дополнительное его представление на бумажном носителе не требуется.

Нововведения по сбросам в водный объект

Утратил силу Действует
Приказ Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» Приказ Минприроды РФ от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее — Приказ Минприроды РФ № 903)
«Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод»
Схемы систем водопотребления и водоотведения и Программы проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод Схемы систем водопотребления и водоотведения и Программы проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод упразднены

Также вступил в силу Приказ Минприроды от 31.01.2022 г. № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления». Он исключил из Решения на водопользование требование согласовывать Программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Однако, если посмотреть требования к содержанию раздела «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» в Приказе Минприроды РФ № 109, то станет понятно, что он включает:

  • и мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, которые должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса (НДС), временным разрешенным сбросам (ВРС), периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений;
  • и упоминание сведений о схемах систем водопотребления и водоотведения;
  • и программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, которая предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий НДС, ВРС, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

Пример схемы систем водопотребления и водоотведения

Таким образом, программа экологического контроля (ПЭК) объединила в себе три документа, ранее согласовывавшихся в Росводресурсах.

Стоит обратить внимание и на неочевидный факт. Ранее Программой регулярных наблюдений устанавливались контрольный и фоновый створ — достаточно было указать 500 метров ниже и выше места сброса соответственно (либо меньшее расстояние, если требовалось). Теперь, если говорить конкретно о контрольном створе (расстояние от места выпуска сточных вод до створа наиболее полного (90%) перемешивания речной и сточной воды, не далее 500 метров), водопользователь обязан самостоятельно определить место контрольного створа.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (далее — Методика № 1118), определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока. Это делают в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока и в которой контролируется качество воды в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Контрольный створ рассчитывается в соответствии с формулой 23.4 Методики.

Для организаций I-II категории НВОС или о веществ I-II классов опасности для организаций III категории НДС рассчитываются по Методике № 1118 и контрольный створ будет определен в рамках НДС. Однако, если речь идет об организациях III категории НВОС без веществ I-II классов опасности, т.е. они не рассчитывают НДС, им потребуется в рамках ПЭК обозначить местонахождение контрольного створа, так как иной нормативно-разрешительной документации не предусмотрено.

О том, как рассчитать контрольный створ и почему на текущий момент это сделать практически невозможно, можно узнать подробнее в нашей статье «Нормативы допустимых сбросов (НДС): как интерпретировать законодательные нестыковки».

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод

Приказ Минприроды РФ № 109 урегулировал вопрос периодичности отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС.

Категория объекта НВОС Периодичность измерений Периодичность измерений по показателю токсичности
Ι-ΙΙ категории не менее 1 раза в месяц не менее 1 раза в квартал
ΙΙΙ категория не менее 1 раза в квартал не менее 1 раза в квартал

Вводится требование отбора проб в фоновом и контрольных створах. Проверка работы очистных сооружений осуществляется не реже 2-х раз в год.

Содержание плана-графика контроля стационарных источников выбросов

Ранее, согласно Приказу Минприроды РФ № 74, в план-график не нужно было включать источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия. Данный пункт вызывал множество споров о том, что именно считать границей предприятия, и позволял различно трактовать эту фразу.

Приказ Минприроды РФ № 109 устанавливает более точную трактовку, поскольку в нем «граница предприятия» заменена на «границу земельного участка объекта».

Требованиями также однозначно определены случаи применения расчетного метода контроля стационарных источников:

  • отсутствие аккредитованных методик измерений ЗВ;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов;
  • выбросы источника по данным последней инвентаризации формируют приземные концентрации на границе территории объекта < 0,1 ед. ПДК.

В план-график контроля стационарных источников выбросов не включаются источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания ЗВ не превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия.

Включение в план-график наблюдений исследований качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ является ошибочным. План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — план-график наблюдений) предусматривается только для объектов из перечня (пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Методические рекомендации по заполнению формы отчета по программе ПЭК утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522. Отчет по программе ПЭК включает в себя сведения об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля. Программу ПЭК разрабатывают только объекты 1, 2 и 3 категорий. Объектам 4 категории программа ПЭК не требуется.

Давайте подробно разберем пример заполнения отчета о результатах программы производственного экологического контроля (на основании вышеупомянутой методики).

Заказать отчет по программе ПЭК

1. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля

Начнем с таблицы 1.1 (общие сведения):

  • Во второй строке указываем наименование субъекта РФ, а также адрес и почтовый индекс юр. лица, место жительства ИП и почтовый индекс;
  • Третья строка заполняется только юр. лицами (!) и содержит контактные данные;
  • Информация в графах 8–10 указывается согласно свидетельству о постановке на гос. учет объекта, оказывающего НВОС.

Важные аспекты заполнения таблицы 1.2:

  • Таблицу 1.2 заполняют объекты 1 категории;
  • В пятой графе уточняется соответствие/несоответствие применяемой объектом технологии на соответствие НДТ (наилучшей доступной технологии);
  • Перечень НДТ содержится в Распоряжении Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (в ред. от 24.05.2018).

В четвертую графу таблицы 1.3 вписываем реквизиты аттестата аккредитации, а именно: номер и дату выдачи, наименование национального органа аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации.

2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха

Таблица 2.1 обязательно заполняется лишь в том случае, если программой ПЭК предусматривается контроль стационарных источников выбросов. Во второй графе перечисляются все загрязняющие вещества в соответствии перечнем № 1316-р (раздел I «Для атмосферного воздуха»).

Особое внимание рекомендуем также обратить на заполнение таблицы 2.2. В графах 2–5 уточняем информацию согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов из программы ПЭК.

В шестой графе перечисляются загрязняющие вещества согласно вышеупомянутому разделу I Перечня № 1316-р. Далее указываем предельно допустимые, либо временно согласованные выбросы ЗВ.

Восьмая графа предназначается для указания фактических выбросов ЗВ, согласно результатам лабораторных исследований.

Отметим, что в графе 9 указывается информация о превышении установленных предельно допустимых или же временно согласованных выбросов ЗВ.

В графу 11 вносим общее число случаев превышения предельно допустимых и временно согласованных выбросов по всем источникам выбросов и загрязняющим веществам объекта. Специалисты рекомендуют заполнять ежегодно по результатам отчетности.

Справочная информация указывается в свободной форме. Это может быть перечень причин превышения установленных предельно допустимых, либо же временно согласованных выбросов.

Важно! Установкой перечня объектов по мониторингу атмосферного воздуха занимаются территориальные органы Росприроднадзора и Росгидромета. С самим перечнем и рекомендациями можно ознакомиться в Приказе Росгидромета № 375.

Важные особенности заполнения таблицы 2.3: в графе 2 рекомендуется указывать наименование ЗВ в соответствии с разделом I «Для атмосферного воздуха» Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р.

При заполнении респондентом таблицы 2.4 рекомендуется обратить внимание на несколько моментов.

Во второй графе рекомендуется указывать номер места пункта наблюдения в соответствии с планом-графиком проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, указанным в Программе ПЭК.

В графе 3 рекомендуется указывать адреса пунктов наблюдений, размещенных в пределах населенных пунктов. Если пункты наблюдений размещены вне населенных пунктов, то в этой графе ставится прочерк.

Четвертая графа содержит координаты места нахождения пункта наблюдения. Их рекомендуется указывать в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

В графе 7 рекомендуется указывать периодичность отбора проб атмосферного воздуха в соответствии с планом-графиком проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, предусмотренным в Программе ПЭК, с указанием количества раз отбора проб в год, месяц, сутки.

В 9 графе рекомендуется указывать среднегодовую концентрацию загрязняющего вещества (мг/куб. м). Ее рекомендуется определять по формуле:

(мг/куб. м) — среднегодовая концентрация загрязняющего вещества (мг/куб. м) — разовая концентрация загрязняющего вещества n — количество наблюдений за год

Вся актуальная информация о программе ПЭК

3. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов

Таблица 3.1 заполняется только тогда, когда программой производственного экологического контроля предусматривается учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, их качества. По итогам учета (формы 3.1-3.3) в территориальный орган Росводресурсов предоставляются соответствующие сведения о результатах в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (согласно Приказу Минприроды РФ от 09.11.2020 № 903).

Важные аспекты заполнения таблицы 3.2:

  • Таблица заполняется в случае, если программой ПЭК предусмотрено ведение регулярных наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также проведение измерений качества сточных и (или) дренажных вод;
  • В графах 1 и 2 указывается информация во исполнение Приказа Минприроды РФ от 31 января 2022 г. № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование…».

В графы 3 и 4 вносится информация, соответствующая Порядку, утвержденному Приказом МПР России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015). Водопользователи представляют сведения о результатах наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами в ТО Росводресурсов до 15 марта!

Обратите внимание на заполнение таблицы 3.3:

  • Заполняем таблицу только тогда, когда программой ПЭК предусматривается проведение проверок работы очистных сооружений;
  • Во второй графе нужно указать тип очистного сооружения (по последней стадии очистки),
  • В графу 4 вносим сведения о стадиях очистки и обязательно указываем сооружения очистки по каждой стадии;
  • В графах 5-7 вносим данные об объеме сброса сточных вод (тыс. м3/сут, тыс. м3/год), а именно: — Проектный, — Допустимый (в соответствии с разрешительным документом на право пользования водным объектом), — Фактический (среднесуточный за часть календарного года проверки и за год, предшествующий календарному году проверки работы очистного сооружения);
  • Графа 8: название ЗВ или микроорганизма согласно разрешению на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты;
  • Далее указывается дата контроля (отбора проб) из протокола исследований и измерений;
  • В графах 10-12 указываем проектное, допустимое, фактическое содержание ЗВ на выпуске сточных вод (мг/дм3),В графах 13-15 указываем проектное, допустимое, фактическое содержании микроорганизмов на выпуске сточных вод;
  • Графа 16 и 17 — сюда вносится проектная и фактическая эффективность очистки сточных вод на очистном сооружении.

Формула определения фактической эффективности очистки сточных вод (%):

Эф = (Свх – Свых) / Свх ? 100 %

*Cвх — концентрация загрязняющего вещества или содержание микроорганизмов в объеме сточных вод до очистки, мг/дм3;
*Cвых — концентрация загрязняющего вещества или содержание микроорганизмов в объеме сточных вод после очистки, мг/дм3.

Важно! Если очистка по ЗВ не предусматривается, в графе 16 ставим прочерк. Тогда в графе 17 прописываем значение, полученное по вышеуказанной формуле. Таблицу 3.3 заполняем данными об очистных сооружениях, предшествующих сбросу сточных вод.

4. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами

Заполнять Таблицу 4.1 нужно, если программой ПЭК предусматривается проведение производственного контроля в области обращения с отходами. Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов предоставляют отчет в территориальный орган РПН до 15 января года, следующего за отчетным.


Сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления программы ПЭК:

Ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Согласно какому документу:

Начиная с 1 сентября 2022 года действуют новые требования к содержанию программы ПЭК. Приказ № 74 утратил силу, его сменил Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109.

Куда предоставляется отчет по программе ПЭК:

  • В территориальный орган РПН. По месту осуществления деятельности (для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору),
  • В орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор. По месту осуществления деятельности (для объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору).

Специалисты ЭкоПромЦентра готовы заполнить отчет по программе ПЭК для вас. Обратитесь за бесплатной консультацией по телефону – +7 (812) 425-61-45, или в один клик!

Оставить заявку

Программа ПЭК

Программа производственного экологического контроля разрабатывается на основании статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и приказа Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

В состав программы ПЭК входят разделы

ДРУЗЬЯ ДРУЗЬЯ

Если вам необходимо разработать проектную документацию или подготовить годовые отчеты по экологии пишите нам на почту mirecologa@yandex.ru

Дополнительная информация

Информация о том, кто должен разрабатывать программу ПЭК, кем согласуется, а также возможные штрафные санкции за ее отсутствие в статье.

Информация по заполнению отчета по программе ПЭК представлена в статье.

Заполнение раздела «общие положения» в программе ПЭК.

Первый раздел «1. общие положения» содержит краткую информацию о юридическом лице, об объекте негативного воздействия на который разрабатывается программа ПЭК. В обязательном порядке в данном разделе приводится следующая информация:

  • наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;
  • наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта;
  • наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице (отчет направляется в соответствующий орган где вы стоите на учете). Уровень учета можно посмотреть на сайте РПН если в фильтре указать номер объекта НВОС;
  • дату утверждения Программы.

Данный раздел не требует каких-то особых пояснений,  по этому не будем на нем останавливаться.

Запыление раздела 2 «сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников»

  Следующий раздел «2. сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать следующую информацию:

  • сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), ее последней корректировке
  • показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества)
  • сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных

И так, в данном разделе приводим информацию о последней проведенной инвентаризации ИЗАВ на объекте НВОС. Какая конкретно информация об инвентаризации должна быть указана в данном разделе кроме сроков её проведения в приказе не описано. Чаще всего приводится информация о сроках проведения инвентаризации, а также информация о результатах проведения данной инвентаризации в виде описания выявленных источников выбросов. Чаще всего в данный раздел практически целиком копируется информация раздела «Краткое описание видов деятельности на объекте ОНВ» тома инвентаризации.

Далее приводятся сводная таблица с перечнем выбрасываемых загрязняющих веществ, а также количеством по каждому веществу. Далее приводим таблицу с информацией о выбросах по каждому источнику,  включая суммарный выброс по каждому источнику,  а также общую массу выброса по объекту.

Ну последним этапом указываем информацию когда должна проводится следующая инвентаризация. Информация о сроках корректировки инвентаризации приведена в разделе IV, Приказа Минприроды России от 19.11.2021 N 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Как видите, заполнить данный раздел не так и сложно, при наличии проекта Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ. К сожалению, без тома инвентаризации  ИЗАВ разработать программу ПЭК невозможно.

Заполнение раздела 3 «сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников».

Раздел 3 «сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать:

  • сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;
  • показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом
  • показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом
  • информацию о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета

 Раздел заполняется при наличии на объекте НВОС сброса загрязняющих веществ в водные объекты. Для предприятий у которых сброс сточных вод осуществляется в систему городской канализации, в данном разделе можно  кратко описать общую ситуацию со сточными водами и реквизиты договора с водоканалом.

 Начинам заполнять раздел с информации о заключенных договорах на водопользование и договорах на предоставление водного объекта в пользование (по сути не имея данных документов, вы не можете осуществлять сброс в водный объект). Если договора у нас имеются, то просто переписываем из них номер,  сроки,  объемы забора,  условия забора. Если договора отсутствуют, так и пишем.

 Следующим этапом из проекта/расчета НДС (нормативов допустимых сбросов) переписываем информацию о массе сброса.  Информация указывается по каждому загрязняющему веществу. Отдельно указывается суммарная  информация о сбросе, по каждому источнику сброса и в целом по объекту НВОС (если имеется несколько точек сброса). Чаще всего данная информация также имеется в разрешении на сброс сточных вод.

 Далее переходим к заполнению информации об объеме сточных вод по каждому выпуску и в целом по объекту. Данную информацию также можно найти в договоре водопользования, разрешении на сброс точных вод или проекте нормативов допустимого сброса.

В конце раздела указываем информацию о ведении учета сточных вод. Расписываем основные источники образования сточных вод (хозяйственно-бытовых,  поверхностных,  производственных,  дренажных и т.п.).  Здесь подробно описываем информацию о стационарных источниках сброса (координаты,  обустройство и т.п.), очистные сооружения (состав очистных, какие виды сточных вод очищают, основные характеристики). Ну и в конце указываем информацию о водомерных счетчиках (марка,  номер, погрешность,  даты поверок).  Ранее в данном разделе требовалось дополнительно указать информацию о схемах водоснабжения и водопотребления разрабатываемых в соответствии с приказом 8 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества». На текущий момент приказ от 08.07.2009 г №205 отменен,  а в заменяющем его приказе 09.11.2020 № 903 не содержится требования по разработке и согласованию схемы водоснабжения и водоотведения,  так что её у вас может вполне не быть.  

ЭкологияЗаконы

В данной статье мы разберем, как корректно заполнить отчет по программе ПЭК на основе методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522. Прежде всего, напомним, что разработка программы ПЭК является обязательной только для объектов 1-3 категорий по уровню вреда для окружающей среды. Для объектов 4 категории программа ПЭК пока не входит в перечень необходимых документов. Соответственно, и создание отчета актуально только для предприятий и ИП, ведущих хозяйственную или иную деятельность на объектах 1,2 и 3 категорий.

8 декабря 2022

Сроки, установленные для предоставления отчета по программе ПЭК – до 25 марта года, следующего за отчетным. Документация предоставляется в территориальное представительство РПН по месту осуществления деятельности (если ваш объект подлежит федеральному экологическому надзору) и в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор (если объект подлежит региональному контролю).

Отчет по программе ПЭК заполняется на основе данных из программы ПЭК и включает в себя несколько тематических разделов. Рассмотрим их по порядку.

Заказать отчет по ПЭК

Общие сведения об организации и результатах ПЭК

Таблица 1.1. (общая информация)

  • вторая строка таблицы содержит название территориального субъекта страны, почтовый адрес и индекс, место проживания ИП
  • третья строка заполняется только юридическими лицами
  • в графы с №8 по №10 вносится информация согласно документу о постановке на государственный учет объекта

Таблица 1.2. (заполняют только объекты 1 категории)

  • графа №5 описывает соответствие технологий, применяемых на объекте, НДТ (наилучшей доступной технологии).

Таблица 1.3.

  • графа №4 предполагает заполнение реквизитов аттестата аккредитации (номер и дату выдачи, название национального органа аккредитации, выдавшего аттестат).

Результаты ПЭК в области охраны атмосферного воздуха

Таблица 2.1. (обязательна к заполнению, если программа ПЭК включает в себя контроль стационарных источников выброса)

  • графа №2 – перечисление ЗВ в соответствии с перечнем № 1316-р (раздел I «Для атмосферного воздуха»).

Таблица 2.2.

  • графы №2 и №5 предполагают внесение информации согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов из программы ПЭК.
  • графа №6 – список ЗВ в соответствии с I разделом перечня № 1316-р
  • графа № 8 – указываем фактические выбросы ЗВ (эта информация приходит к нам в результате лабораторных исследований)
  • графа №9 – указываем сведения о степени превышения предельно допустимых или временно согласованных выбросов ЗВ
  • графа №11 – общее количество случаев превышения предельно допустимых и временно согласованных выбросов по всем источникам выбросов и ЗВ.

Справочная информация

Может включать в себя причины превышения нормативов по выбросам и заполняется в свободной форме.

Обратите внимание!

Органы, ответственные за формирование списка объектов по контролю и мониторингу атмосферного воздуха – территориальные органы РПН и Росгидромета. Данный перечень приведен в Приказе Росгидромета от 15.07.2013 № 375 (ред. от 20.09.2018).

Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов

Таблица 3.1. обязательна к заполнению в случаях, когда программа ПЭК включает в себя контроль за забором водных ресурсов и сбросом сточных вод.

Таблица 3.2. (заполняется, если программа ПЭК вашего объекта включает в себя регулярный контроль за водными объектами и водоохранными зонами и замеры качества сточных/дренажных вод)

  • в графы №1 и 2 вносятся сведения согласно Приказу МПР России от 14.03.2007 № 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование» (в ред. от 01.02.2018). По данному Приказу объекты, использующие водные ресурсы, обязаны ежеквартально предоставлять отчет о выполнении условий пользования водным объектов в орган, который принимает решение о предоставлении водного объекта в пользование.
  • графы № 3 и 4 предполагают внесение информации согласно Порядку, утвержденному Приказом МПР России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015). В соответствии в данным документом, водопользователи обязаны ежегодно (до 15 марта) предоставлять результаты наблюдения за водными объектами и водоохранными зонами в территориальные органы Росводресурсов.

Таблица 3.3.(заполняется, если программа ПЭК предусматривает контроль работы сооружений по очистке сточных вод)

  • графа № 2 – указываем тип очистного сооружения (ориентируемся по последней стадии очистки)
  • графа № 4 – информация о стадиях очистки и очистных сооружениях на каждой из них
  • графы с №5 по № 7 – объем сброса сточных вод:
  1. согласно проекту
  2. согласно разрешительной документации на пользование водным объектом
  3. фактический (среднесуточный за часть календарного года проверки
    и за год, предшествующий календарному году проверки работы очистного
    сооружения).
  • графа № 8 – наименование загрязняющего вещества или микроорганизма в соответствии с разрешительной документацией на сброс сточных вод в водный объект
  • обязательно указывается дата обора проб из протокола лабораторных исследований
  • графы с № 10 по № 12 – проектное, допустимое и фактическое содержание загрязняющих веществ на выпуске сточных вод.
  • графы с № 13 по № 15 — проектное, допустимое и фактическое содержание микроорганизмов на выпуске сточных вод
  • графы № 16 и 17 – степень эффективности очистки вод согласно проекту ПЭК и фактической действительности

Результаты производственного контроля в области обращения с отходами

Таблица 4.1. (обязательна к заполнению в случаях, когда программа ПЭК включает в себя контроль за обращением с отходами).

  • графы № 1 и 2 заполняются сведениями соответственно Порядку, утвержденному Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66). Согласно данному документу, лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, обязаны предоставлять отчетную документацию в территориальное представительство РПН до 15 января года, следующего за отчетным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ручку по картинке
  • Как найти максимум в таблице excel
  • Как найти название своего сетевого адаптера
  • Как составить индивидуальную образовательную траекторию
  • Как найти в документе циклическую ссылку