Как составить перечень отходов предприятия

Re: Как определить перечень отходов

Сообщение

yana78 » 08 ноя 2010, 16:00

А в этом и проблема — что все делается для того, чтобы снять с малого предприятия затраты на разработку проекта, но в результате на них сваливается неподъемная ноша разбираться в таких понятиях, как ФККО, опасные свойства и проч. для разработки паспортов. Конечно, эти знания не запредельны — любой желающий может разобраться, достаточно знать свои технологические процессы и в принципе отходы, которые образуются, и подобрать их по ФККО. Но вот что интересно, большинство предприятий, обращаясь к нам за помощью по платежам, в один голос говорят, что, мол, у нас отходов нет — кроме ТБО. А пойди, разберись, что у них там, в ТБО. Вот только вчера решали вопрос с аптекой — хотя там отдельная песня — медицинские отходы. А собственный эколог, который, по идее, должен это все знать, есть далеко не на каждом малом предприятии.

Примерный перечень отходов для разработки паспортов на отходы I–IV класса опасности *

Скачать документ

Для учреждений:

  1. Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
  2. Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства
  3. Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства
  4. Системный блок компьютера, утративший потребительские свойства
  5. Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства
  6. Картриджи печатающих устройств
  7. Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства
  8. Мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе
  9. Телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства
  10. Смет с территории предприятия малоопасный
  11. Отходы (осадки) из выгребных ям и др.

Для предприятий, имеющих автотранспорт:

  1. Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %)
  2. Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом
  3. Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные
  4. Отходы минеральных масел моторных
  5. Отходы минеральных масел трансмиссионных
  6. Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные
  7. Фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные
  8. Фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные
  9. Песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)
  10. Камеры пневматических шин автомобильных отработанные
  11. Тара из прочих полимерных материалов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%)
  12. Смет с территории гаража, автостоянки малоопасный и др.

Для строительно-монтажных предприятий:

1.Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

  1. Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ
  2. Древесные отходы от сноса и разборки зданий
  3. Мусор от сноса и разборки зданий несортированный
  4. Отходы подготовки строительного участка, содержащие преимущественно древесину, бетон, железо
  5. Лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций
  6. Обрезь и лом гипсокартонных листов
  7. Отходы рубероида
  8. Отходы труб полимерных при замене, ремонте инженерных коммуникаций
  9. Отходы кровельных и изоляционных материалов в смеси при ремонте кровли зданий и сооружений
  10. Тара полиэтиленовая, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) и др.

Для промышленных предприятий:

  1. Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов
  2. Стружка медная незагрязненная
  3. Шлак сварочный
  4. Пыль (порошок) абразивные от шлифования черных металлов с содержанием металла менее 50 %
  5. Мусор и смет производственных помещений малоопасный
  6. Мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный и др.

* паспорта разрабатываются при условии образования отхода на предприятии.

Где узнать название отхода/как составить паспорт отхода

Что такое паспорт отхода?
Тема для обсуждения не новая, но часто встречаем вопросы. Поэтому решили освежить ваши знания в данной области.
Что такое отходы?
Термин «отходы» описан подробно в одноименном законе № 89 «Об отходах производства и потребления». Но все мы прекрасно понимаем, что это то, что остается от вещей, сырья, материалов и т.д. в результате проведения технологического процесса. Причем технологическим процессом может быть даже распечатка документа с ошибкой. Бумага в данном случае будет отходов бумаги от канцелярской деятельности.
Как узнать название отхода?
Все названия имеющихся отходов указаны в классификаторе отходов, так называемом ФККО. Это справочник, в котором перечислены все известные отходы и разделены они по группам в зависимости от технологического процесса, в результате которого они образуются. Каждый отход имеет свой код, в котором зашифрованы его характеристики (агрегатное состояние, класс опасности и т.д.). Этот справочник периодически обновляется приказом Росприроднадзора.
Что такое паспорт отхода?
Каждая организация, определив названия отходов по ФККО, должна разработать для каждого отхода свой документ, в котором будут прописаны все его данные о том, где он образовался, в результате какой деятельности, какой у него состав и т.д.. Этот документ и называется паспортом. По форме и порядку заполнения следует обращаться за разъяснениями к документу от 8 декабря 2020 N 1026. Этот документы, как вы видите, вышел относительно недавно. Он был выпущен взамен Постановления Правительства РФ № 712. Согласно данному документы паспорта составляют на отходы только 1,2,3 и 4 классов опасности. Для отходов, которые имеют 5 класс, достаточно биотестирования, если он есть в ФККО, и расчета класса опасности, если его нет в ФККО.
Как составить паспорт отхода?
Как видно из Приказа 1026 составить паспорт совсем несложно. Но есть свои особенности. Графа по химическому составу отхода должна быть заполнена либо с использованием действующих методик, либо на основании протокола анализа. Так как в нашей стране нет никакого единого реестра методик и нет способа доказать, что именно эта методика относится к вашему виду деятельности и отходу, то состав отхода надо определять каждому предприятию самостоятельно. Для этих целей надо привлекать лабораторию, которая имеет право определять состав отхода. А уже после получения этого протокола надо внести все данные в паспорт и утвердить его у директора. Никуда отправлять или с кем-то его согласовывать не нужно. Это все отменено вместе с 712 постановлением.
Сколько паспортов нужно делать?
Рассмотрим на примере. Если в организации есть несколько филиалов в разных городах, но список отходов в каждом филиале одинаковый, то нужны паспорта для каждого филиала отдельно.
Если в организации все филиалы расположены в одном городе, то можно сделать 1 паспорт, указав в нем все филиалы организации.
Если в организации появился новый филиал, который не был указан в имеющемся паспорте, то нужно делать отдельно паспорт на новый филиал.
Если в ФККО нет отхода, который образуется в организации, то нужно выбрать наиболее подходящую группу в ФККО, придумать название отхода, провести исследования состава отхода в лаборатории, составить паспорт на этот отход, рассчитать класс опасности этого отхода, как указано в приказе 536 от 04 декабря 2014 и весь комплект документов отправить в Росприроднадзор. Далее придется подождать ответа о согласовании нового отхода и уже тогда он появится в ФККО.
Если адрес, где образовался отход остался прежним, а вот производитель работ, в результате которых этот отход образуется, новый, то придется делать паспорт заново на нового собственника.
Если изменились только реквизиты образователя отходов, то можно паспорт на отход переоформить.
Наказания за отсутствие отходов
В КоАП РФ есть отдельная статья 8.2, в которой указаны все штрафы за нарушения законов от отходах. В п. 9 этой статьи указан штраф за отсутствие паспорта. Сумма для организации будет 250-300 тысяч рублей.
Зачем еще нужны паспорта?
Без паспорта отхода ни один перевозчик не имеет право этот отход собирать и перевозить. А так как этот пункт входит в перечень требований, обязательных для подтверждения лицензии на отходы, то очевидно, что паспорт является важным документом при заключении договора.
Где сделать паспорт отхода?
Для заказа паспорта отхода нужно написать запрос на нашу почту info@all4eco.ru. Укажите, где отходы образуются и их названия. Если не можете указать названия, то можно подсмотреть на нашем сайте в разделе полезная информация. Мы там определили перечни отходов в зависимости от видов деятельности. Мы сделаем всю работу «под ключ», то есть не только паспорта на отходы оформим, но и предоставим протокол исследования отхода от аккредитованной лаборатории.

Организация деятельности по обращению с отходами на предприятии является одной из наиболее сложных и важных, ведь от порядка в сфере обращения с отходами зависит вся ветка отчётной кампании по отходам. Как вести учёт в области обращения с отходами и кадастр отходов, какие документы необходимо подать для получения лицензии, на что обратить внимание при временном накоплении разных видов отходов и подготовке отчёта 2-ТП (отходы) — обо всем этом и многом другом в нашем подробном гайде.

Анна Ярцева

Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Порядок учёта в области обращения с отходами

Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учёт образовавшихся отходов.

Порядок учёта в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028. Он устанавливает требования к организации и ведению учёта образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.

Порядком установлены:

  • требования к ведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов;
  • формы таблиц учёта отходов, особенности их ведения и срок хранения на предприятии.

По результатам инвентаризации хозяйствующий субъект должен сформировать перечень образующихся видов отходов, подлежащих учёту по установленной Порядком форме.

Учёт ведётся одним из двух способов:

  • в электронном виде
  • на бумажном носителе.

Данные учёта обобщаются только по итогам календарного года по состоянию на 1 января в срок не позднее 25 января года, следующего за отчётным периодом.

При ведении учёта в электронном виде обобщённые данные учёта по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель и заверяются подписью ответственного лица.

Заполнение журнала ведётся в тоннах, при этом нужно соблюдать правила округления:

  • до третьего знака после запятой для отходов I-III классов опасности,
  • до первого знака — для отходов IV-V классов опасности.

Чтобы пересчитать кубометры в тонны, необходимо знать плотность отходов, но самый лучший вариант — запросить у контрагента либо плотность отходов, которую он использует для пересчёта, либо просить прописывать в передаточных документах вывезенный тоннаж.

Норматив образования твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и Территориальная схема обращения с ТКО утверждены в каждом регионе, поэтому найти плотность для ТКО не составит труда самостоятельно.

Перечень исходных данных для формирования журнала учёта отходов:

  1. Перечень отходов (инвентаризация), образующихся на предприятии;
  2. Протоколы состава каждого наименования отходов, образующихся на предприятии;
  3. Акты, УПД, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие передачу отходов другим хозяйствующим субъектам, физическим лицам и/или принятие отходов от других лиц;
  4. Цепочки договоров на передачу/принятие всех наименований отходов с Лицензиями на вид деятельности по процедуре их обращения (от транспортировки до утилизации/обезвреживания/захоронения). Если передача права собственности на продукты обработки не прописана в договоре, при передаче отходов на обработку требуются договоры и Лицензии до конечного «потребителя» отходов.

Из договоров в журнал учёта идут наименование контрагента, ИНН и юридический адрес, номер, дата, срок действия договора, а из Лицензий — её реквизиты.

Данные учёта заполняются ответственным лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

Физическим лицам можно передавать только отходы V класса опасности.

Приложение № 3 к Порядку предусматривает указание данных по отходам V класса опасности гражданам. В данном случае обязательно указывается место проживания граждан (населенный пункт).

При передаче отходов физическим лицам хозяйствующий субъект вправе сам выбрать форму документа, подтверждающего факт такой передачи отхода.

Если отходы V класса опасности передаются гражданам, то в столбце 12 Приложения № 3 к Порядку (Дата и номер договора на передачу отходов) нужно указать названия и реквизиты документов, на основании которых были переданы отходы (например, реквизиты заявления гражданина, приказ по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю).

Почему так важно знать конечного «потребителя» отходов? Дело в том, что отходообразователь несет ответственность за весь жизненный цикл своих отходов, т.к. является их собственником. Ему необходимо вносить плату за негативное воздействие. В данном случае — за размещение отходов на полигоне. Если предприятие не знает, на каком полигоне размещаются его отходы, то не сможет верно внести плату за НВОС, т.к. вносится она по ОКТМО полигона, как источника НВОС.

Временное накопление некоторых видов отходов

Хозяйствующие субъекты при эксплуатации предприятий (зданий и иных объектов), связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 № 89-ФЗ). Кроме того, условия и способы обращения с отходами производства и потребления должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (статья 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Накопление отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (пункт 213 СанПиН 2.1.3684-21).

При накоплении отходов запрещается:

  1. накопление отходов в месте, не предназначенном для их складирования;
  2. накопление отходов более 11 месяцев;
  3. превышение при накоплении установленных нормативов образования отходов;
  4. смешивать при сборе и временном хранении различные виды и группы отходов;
  5. хранение в открытом виде (навалом) на площадках без применения средств пылеподавления;
  6. сброс отходов:
    • на почву;
    • в системы канализации;
    • в поверхностные и подземные водные объекты;
    • на территорию предприятия;
  7. любые действия, которые могут привести к механическому повреждению или разрушению емкостей с отходами;
  8. выброс в контейнер с ТКО (за исключением самих ТКО), сжигание (в котельной, отопительной печи или контейнере), передача подлежащих утилизации отходов физическим или юридическим лицам, не имеющим лицензии на деятельность по обращению с отходами;
  9. размещение отходов на полигонах ТКО (за исключением самих ТКО);
  10. захоронение отходов на территории предприятия или населенного пункта, где расположено предприятие.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 в зависимости от физико-химических свойств отходов допускается их временное накопление на производственных территориях:

  • на открытых площадках;
  • в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).

Накопление промышленных отходов допускается:

  1. для I класса опасности — исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны);
  2. для II класса опасности — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах;
  3. для III класса опасности — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом;
  4. для IV класса опасности — навалом, насыпью, в виде гряд.

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
  • поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
  • поверхность площадки должна иметь твёрдое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Раздельное накопление ТКО

Раздельное накопление ТКО — путь к сокращению количества отходов, размещаемых на полигоне. Обязанность по раздельному накоплению отходов прописана в Порядке накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утверждённом в каждом регионе.

ТКО относятся к IV и V классам опасности.

Как правило, Порядок предполагает два варианта реализации раздельного накопления:

  1. Дуальная схема/двухконтейнерная система, при которой в одном контейнере накапливаются смешанные/»влажные» отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, а в другом — «сухие» отходы, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязнённые пищевыми отходами;
  2. Многоконтейнерная система, предполагающая контейнер под смешанные/»влажные» отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, и отдельные контейнеры для раздельного накопления таких фракций, как бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязненные пищевыми отходами.

Как в первом, так и во втором варианте, необходимо письменное обозначение и цветовая индикация соответствующего контейнера. В некоторых регионах есть требование к объёму и материалу контейнеров.

Подробнее о раздельном накопллении отходов и правильном заключении «доходного» договора читайте в статье.

Правила накопления отработанных ртутных ламп

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314.

Ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.

Согласно Правилам накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность таких ламп. Для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп допускается использовать упаковку от новых ламп, чтобы исключить возможность их повреждения, и металлические контейнеры с брезентом.

Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, которая бы исключала загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека, и производится отдельно от других видов отходов.

Совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп не допускается.

Если у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп произошла аварийная ситуация, например, лампа разбилась, то загрязненное помещение необходимо покинуть и вызвать специализированные организаций, которые бы провели комплекс мероприятий по обеззараживанию помещений.

Потребители отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) могут самостоятельно обезвредить ртутное загрязнение с помощью специального демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.

Захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено.

Ртутьсодержащие лампы и иные отходы I-II класса опасности передаются федеральному оператору по обращению с отходами данных классов опасности — ФГУП «ФЭО».

Правила накопления отработанных аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств

Аккумуляторы, содержащие электролит, относятся ко II-му классу опасности.

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств» утверждены в разделе II приказа Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности».

Отходы аккумуляторов  транспортных средств (ТС) накапливаются отдельно от других отходов. Не допускается смешивать такие отходы с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО.

ИП и юрлица, образующие отходы аккумуляторов ТС, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы ФЭО. Делается это в течение 11 месяцев со дня образования отходов аккумуляторов транспортных средств.

Накопление, хранение отходов аккумуляторов ТС осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключен доступ посторонних лиц. Причем аккумуляторы ТС, заполненные кислотными и щелочными электролитами, должны накапливаться и храниться раздельно.

При накоплении, хранении, транспортировании указанных отходов запрещается их подвергать механическому воздействию, которые могут нарушить целостность и герметичность корпусов аккумуляторов.

Накопление отходов аккумуляторов ТС с признаками течи, нарушения герметичности или целостности корпуса аккумулятора осуществляется в кислотоупорной таре либо щелочеустойчивой таре (в зависимости от вида аккумулятора) отдельно от иных отходов аккумуляторов ТС. Такие отходы не подлежат хранению и должны быть освобождены от электролита. Слив электролита осуществляется в соответствии с порядком, установленным эксплуатационными документами на аккумуляторы и аккумуляторные батареи для ТС.

Помещение, предназначенное для накопления или хранения отходов аккумуляторов ТС, содержащих электролиты, должно быть оборудовано средствами для ликвидации возможного пролива электролитов, обеспечивающими их нейтрализацию.

Правила накопления отработанных батарей и аккумуляторов, утративших потребительские свойства, кроме аккумуляторов для ТС

Требования при обращении с группой однородных отходов «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств» утверждены в разделе III Приказа № 399, и практически ничем не отличаются от требований обращения с отходами аккумуляторов ТС.

Отходы батарей и аккумуляторов также накапливают отдельно от других отходов производства и потребления, в т.ч. от ТКО.

ИП и юрлица, которые образуют отходы батарей и аккумуляторов и не имеют лицензии на деятельность по обращению с ними, обязаны передать эти отходы ФЭО в течение 11 месяцев со дня их образования.

Накопление неповрежденных отходов батарей и аккумуляторов осуществляется раздельно от поврежденных отходов батарей и аккумуляторов, имеющих признаки течи, нарушения герметичности или целостности их корпуса.

Контейнеры (ёмкости) для накопления поврежденных отходов батарей и аккумуляторов изготавливаются из материалов, устойчивых к воздействию кислот и щелочей.

Если организация хочет организовать накопление батарей и аккумуляторов на своей территории в рамках экологической инициативы, необходимо иметь в виду, что максимальная вместимость контейнера (ёмкости), предназначенного для накопления отходов батарей и аккумуляторов, образующихся у граждан, и размещённого в общедоступных местах, не должна превышать 18 литров.

Накопление, хранение отходов батарей и аккумуляторов осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключён доступ посторонних лиц.

При накоплении, транспортировании, хранении отходов батарей и аккумуляторов запрещается подвергать отходы механическому воздействию, приводящему к нарушению целостности и герметичности их корпусов.

Правила накопления отработанных минеральных и синтетических масел, утративших потребительские свойства

Отработанные масла относятся к III классу опасности.

Требования при обращении с группой однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» утверждены разделом IV Приказа № 399.

ИП и юрлица, образующие отходы масел, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях такую деятельность в течение 11 месяцев со дня образования отходов.

Накопление и хранение отходов масел осуществляются в соответствии с подпунктом 3.8.1 пункта 3.8 статьи 3 технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59. Этот документ является обязательным для РФ в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.

Накопление отработанных нефтепродуктов должно осуществляться на ограждённой и накрытой территории. Обязательно наличие оборудования, которое позволит избежать загрязнения продуктами нефтепереработки окружающей среды. Также должны быть предупреждение об огнеопасности хранящихся материалов и средства пожарной безопасности (в том числе, сорбент). При необходимости помещение должно быть оснащено вентиляцией.

Покрытие полов в таких помещениях должно быть масло- и водонепроницаемым. В полах должны быть проложены сточные канавки. На территории необходимо поддерживать чистоту и не допускать загрязнения нефтепродуктами.

Всё оборудование, использующееся для хранения и сбора отработанных нефтяных материалов, должно обеспечивать защиту от механических загрязнений. Каждый предмет должен быть маркирован в соответствии с наименованием нефтепродукта, для которого он предназначен.

Каждая единица оборудования должна быть исправной и исключать вероятность пролива нефтепродуктов. Все операции по переливу продуктов нефтепереработки должны совершаться с использованием надежно заземленного оборудования.

Каждый резервуар для отработанного масла должен быть установлен в поддон. Его объём должен быть таким, чтобы вместить до 5% залитой в ёмкость жидкости. Поддоны также используются при ремонте автомобилей, поскольку возможен пролив масла. Слитую целенаправленно или пролитую случайно жидкость при этом необходимо перелить в специальный резервуар.

В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с отработанными маслами и по противопожарному режиму. Для ликвидации возможных разливов масла в помещении для хранения и на площадках должен иметься ящик с песком и лопата.

Общие требования при сборе отработанных продуктов нефтепереработки таковы:

  1. Отработанное масло должно собираться отдельно от других материалов. Не допускается смешивать отходы масел с маслами и иными аналогичными продуктами, содержащими галогенированные органические вещества, с пластичными смазками, органическими растворителями, жирами, лаками, красками и иными химическими продуктами, наличие которых исключает возможность утилизации отходов масел;
  2. Сбор масел должен разделяться в соответствии со степенью загрязнения материала;
  3. Заливка отработанного материала должна производиться в резервуар, который находится вне помещения с компрессорной установкой;
  4. Для сбора отработанных нефтепродуктов должны использоваться ёмкости, специально предназначенные для этих целей;
  5. Масла для последующей регенерации нужно разделять в соответствии с их марками. Если масла различных марок разрешается использовать в одном и том же оборудовании, их можно сливать в один резервуар;
  6. Отдельно должны собираться индустриальные масла, эксплуатировавшиеся в оборудовании с сильным нагревом (более +110°С);
  7. Моторные масла запрещено смешивать с другими смазочными материалами.

Правила накопления компьютерного оборудования, утратившего потребительские свойства

Компьютерное, электронное, оптическое оборудование, утратившее потребительские свойства относятся к IV классу опасности.

Требования при обращении с таким оборудованием утверждены разделом V Приказа № 399.

К отходам электронного оборудования относятся:

  • принтеры,
  • МФУ (многофункциональные устройства),
  • сканеры,
  • мониторы,
  • мышки,
  • клавиатуры и т.д.

Образователи отходов электронного оборудования, не имеющие соответствующие лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электронного оборудования», в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов.

Компьютерную технику можно продавать или отдавать в качестве товара на благотворительность непрофильным заготовителям/обработчикам/утилизаторам (в ОКВЭД отсутствует любое упоминание об обработке/утилизации) с целью дальнейшего использования по назначению — тогда она не будет считаться отходом. Если оргтехнику продавать, например, как лом, за символическую цену утилизатору, который явно не будет использовать её по назначению, то на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделку могут посчитать недействительной.

Накопление, хранение отходов электронного оборудования осуществляются в местах (площадках) накопления, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения, оснащенные воздухообменной вентиляцией и средствами пожаротушения, исключающие доступ к таким отходам посторонних лиц. Запрещается в местах (площадках) накопления отходов электронного оборудования, на специализированных объектах хранения отходов электронного оборудования накопление, хранение отходов с пожароопасными свойствами.

При накоплении, хранении и транспортировании отходов электронного оборудования запрещается подвергать эти отходы механическому воздействию, которое может привести к нарушению их целостности.

Правила накопления шин, покрышек, камер

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» утверждены разделом VI Приказа № 399 и распространяются на шины, покрышки, камеры, утратившие потребительские свойства, а также на шины, покрышки, камеры, собственники которых признали их отходами.

Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО. Также нельзя сбрасывать такие отходы в водные объекты, на водосборные площади и на почву.

Образователи отходов шин, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер», в течение 11 месяцев со дня образования отходов.

Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, которые имеют ограждение, оснащены средствами пожаротушения, и в которые исключён доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.

В местах (площадках) накопления и на специализированных объектах хранения отходов шин запрещается накапливать, хранить горючие и смазочные материалы, а также химические вещества (кислоты, щёлочи и другие вещества), взаимодействие с которыми может создать пожароопасную ситуацию.

При заключении договора на передачу шин необходимо иметь в виду, что:

  • запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин;
  • способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:
    1. утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;
    2. утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.

Правила накопления отходов электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Электролиты относят к отходам II и III класса опасности.

Отходы электролитов подлежат сбору, накоплению, транспортированию, хранению, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.

Нельзя сливать отходы электролитов в систему централизованной канализации, сбрасывать их на почву, в водные объекты, на водосборные площади.

Образователи отходов электролитов II класса опасности, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы ФЭО. Если образуются отходы электролитов III класса — их нужно передать юрлицам и ИП, которые на законных основаниях осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электролитов». Передача отходов осуществляется в течение 11 месяцев со дня их образования.

Отходы электролитов накапливаются и хранятся раздельно по видам отходов в соответствии с ФККО. Накопление и хранение отходов электролитов на открытых площадках производятся в стационарных, закрытых, специально обустроенных емкостях. В помещениях такие отходы накапливаются и хранятся в закрытых, химически стойких емкостях при наличии приточно-вытяжной вентиляции.

В местах (площадках) накопления или на специализированных объектах хранения отходов электролитов должны быть предусмотрены средства для ликвидации возможного пролива отходов электролитов, обеспечивающие их нейтрализацию.

Доступ посторонних лиц к местам (площадкам) накопления и объектам хранения отходов электролитов запрещён.

Статистический отчёт 2-ТП (отходы)

Форму федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» предоставляют:

  • юридические лица;
  • физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ИП), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО.

Форму не предоставляют юрлица и ИП, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Заполненная форма предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения исключительно в электронном виде (посредством использования бесплатного сервиса «Личный кабинет природопользователя», либо платных сервисов, в которых реализована подача отчёта в Росприроднадзор) до 1 февраля. Она должна быть подписана электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

При наличии у юрлица обособленных подразделений отчёт заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юрлицу без этих обособленных подразделений.

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Временно не работающие организации, на которых в течение части отчётного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.

Организации-банкроты также не освобождены от предоставления сведений. Только после того, как вынесено определение арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесена в единый государственный реестр юрлиц запись о его ликвидации, организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.

Форма 2-ТП (отходы) заполняется на основании журнала учёта отходов по Приказу № 1028 с обозначенными ранее правилами округления.

Кадастр отходов производства и потребления

Обязанность по установлению регионального порядка и ведению кадастра отходов производства и потребления возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ, согласно пункту 3 статьи 20 № 89-ФЗ. В связи с этим возникает необходимость мониторинга изменений большого количества документов, регламентирующих предоставление сведений в региональные кадастры отходов.

Подробный разбор правил ведения регионального кадастра отходов в Московской области приведен в нашей статье.

Актуальный на 2021 отчётный год перечень кадастров отходов по другим регионам собран в сводной таблице.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.

Лицензирование осуществляет Росприроднадзор через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (обязательно наличие усиленной ЭЦП), либо ведомство рассматривает пакет документов, направленный Почтой России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Реестр выданных лицензий расположен на сайте.

Каким требованиям должен соответствовать соискатель лицензии, что нужно указывать в заявлении о получении лицензии, когда вносятся изменения в лицензию и в какие сроки принимается решение о ее выдаче в зависимости от заявленных видов работ — разбираем самое важное в нашем подробном гайде.

Работа с Федеральным экологическим оператором по обращению с отходами I-II классов опасности — ФГУП «ФЭО»

Согласно пункту 1 статьи 14.4 № 89-ФЗ все образователи отходов I-II классов опасности обязаны заключить договор с ФЭО через государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Организациям, которые самостоятельно обезвреживают данные отходы, заключение договора не требуется.

Подробнее о том, как эффективно организовать работу с ФЭО, заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, направить заявку на вывоз отходов в системе ФГИС ОПВК — в статье.

В таблице приведено несколько примеров, когда отходы не будут считаться опасным грузом.

 

Примеры обоснования неопасности некоторых грузов по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)

Отход Ссылка на пункт ДОПОГ Обоснование, почему груз не относится к ДОПОГ Допустимая тара
Ртутьсодержащие лампы п. 1.1.3.10 при содержании ртути в партии отходов менее 30 г индивидуальные картонные коробки, либо обернуть прокладочным материалом в одной коробке во избежание повреждения при транспортировке; металлическая тара с брезентом, также необходим прокладочный материал
Батарейки ООН 3496 плотные транспортные полиэтиленовые пакеты/картонные коробки
Отработанные АКБ гл. 3.3 их корпуса не повреждены; они закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, их скольжению, падению или повреждению, например путём штабелирования на поддонах; на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот; они защищены от короткого замыкания плотные транспортные полиэтиленовые пакеты/картонные коробки на поддонах

Отдельно отметим требования к маркировке партии отходов — грузового места.

Грузовое место — это одна единица груза, которая предназначена для транспортировки: коробка, ящик, паллет, мешок, бочка или любой другой отдельный предмет. На каждый вид отхода своё грузовое место и своя заявка на вывоз.

Маркировка должна производиться для каждого грузового места и содержать:

  • полное или сокращённое наименование грузоотправителя и грузополучателя;
  • количество тары, объединённое данным грузовым местом;
  • адрес пунктов погрузки;
  • количество и тип отхода (например, ламп) в каждой таре;
  • масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);
  • линейные размеры тары, если один из параметров превышает 1 метр.

Знаки и надписи не должны перекрывать друг друга.

QR-код, присвоенный грузовому месту, необходимо разместить на таре и (или) упаковке, закрепив его таким способом, чтобы он обеспечивал его неотделимость без повреждения и защищенность от внешнего воздействия, которое может привести к повреждению целостности.

Необходимо ответственно подходить ко всему циклу накопления-передачи отходов ФЭО, т.к. несоответствие фактических показателей партии отходов сведениям, указанным в заявке, может привести к возврату за счёт средств отходоообразователя и оплачиванию всех издержек, понесенных ФЭО при выполнении данной заявки.

Данные положения закреплены в договоре:

  • Федеральный оператор в течение 10 рабочих дней с даты передачи отходов на объект обезвреживания и (или) утилизации и (или) размещения отходов I и II классов опасности проводит оценку соответствия отходов условиям договора на оказание услуг. Если соответствие установлено, осуществляется приёмка отходов.
  • При выявлении несоответствия передаваемых отходов условиям договора федеральный оператор в течение 1 рабочего дня после завершения оценки соответствия передаваемых отходов оформляет акт возврата отходов по форме, предусмотренной приложением к договору на оказание услуг. Акт возврата не позднее 3 рабочих дней после его оформления направляется отходообразователю с указанием даты возврата отходов. Возврат отходов, которые не были приняты в связи с их несоответствием условиям договора, осуществляется за счёт отходообразователя в соответствии с условиями договора.

СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ 

Н.В. Бирюкова

КЛЮЧЕВЫЕ
ВОПРОСЫ:

Нормативные
требования к проведению инвентаризации отходов

Рекомендации по
организации инвентаризации

Исходные
сведения для инвентаризации

Учет отходов,
образующихся в результате деятельности подрядчиков и при арендных отношениях

Составление
предварительного перечня отходов

Работа с ФККО и БДО

Формирование итогового перечня отходов                              

Оформление результатов инвентаризации

Практически любая
хозяйственная деятельность связана с образованием отходов, а нарушения при
обращении с отходами одни из самых очевидных. В июне 2019 г. в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) были
внесены существенные изменения: санкции за нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических
требований при обращении с отходами производства и потребления стали более
дифференцированы.

Например, теперь можно получить отдельный штраф за несоблюдение
обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному
классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов
отходов I-IV классов
опасности (ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ), неисполнение обязанности по ведению учета в
области обращения с отходами производства и потребления (ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ)
и др.

Чтобы уменьшить риски
получения огромных штрафов, необходимо понимать, с какими
отходами вы имеете дело,
т.е. провести их полную инвентаризацию.

Представленные в статье
рекомендации по проведению инвентаризации отходов имеют общий характер,
какие-либо специфические виды деятельности (например, сортировка и утилизация
твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), размещение отходов, утилизация
продуктов питания, обращение с медицинскими отходами и др.) в
рамках данного материала не рассматриваются, т.к. это темы для отдельных статей.

Предложенные подходы
носят авторский характер и сформированы на основании многолетнего опыта
разработки и согласования проектов нормативов образования отходов и лимитов на
их размещение (далее — ПНООЛР) для различных объектов.

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Прежде
всего отметим, что действующим федеральным законодательством требования к
проведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов не предъявляются.
В настоящее время не существует нормативных правовых актов, которые бы
предусматривали четкие требования и алгоритм проведения инвентаризации отходов,
а не ограничивались отсылочными нормами. При этом на региональном уровне можно
найти документы, содержащие рекомендации по проведению такой инвентаризации, но
они носят рекомендательный характер.

Вместе
с тем в нормативно-правовой документации в области обращения с отходами часто
встречаются отсылки к результатам инвентаризации отходов:


программа производственного экологического контроля (далее — ПЭК) должна
включать в себя, помимо прочего, сведения об инвентаризации отходов;


для разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее
— НООЛР) используются результаты инвентаризации отходов;


организация мест накопления отходов проводится на основании результатов их
инвентаризации;

• материалы учета в
области обращения с отходами используются для проведения инвентаризации
отходов.

До 2010 г. инвентаризация отходов проводилась всеми
хозяйствующими субъектами, образующими oтходы, в рамках разработки ПНООЛР и получения документа об
утверждении НООЛР, которые все обязаны были иметь. Начиная с 2010 г. от
разработки ПНООЛР были освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства.
С 2019 г. разработка НООЛР касается только объектов I и II категорий вне
зависимости от того, относится ли хозяйствующий субъект к малому или среднему
бизнесу.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Результаты инвентаризации отходов используются
не только для разработки необходимой природоохранной документации (НООЛР,
программы ПЭК, паспортов отходов
IIV классов
опасности), но и
для
организации процесса обращения с отходами на предприятии в целом:

— подготовки приказов и инструкций;

— ведения учета;

— организации мест
накопления отходов;

— разработки планов по
внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и
ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;

— организации
надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и
т.д.);

— оптимизации деятельности предприятия и др.

Кроме
того, чтобы правильно и наиболее оптимально организовать процесс обращения с
отходами, надо понимать,
к каким из ваших отходов применяются  специфические требования: попадают ли
они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих
утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров,
относятся ли к ТКО, а может, вообще выпадают из-под действия Федерального
закона № 89-ФЗ как, например, медицинские, биологические и радиоактивные
отходы.

Разумеется, проведение
инвентаризации отходов и фиксирование ее результатов сегодня наиболее актуально
для объектов
I, II и III категорий,
т.к. в программе ПЭК, которая разрабатывается в обязательном порядке именно для
объектов данных категорий, нужно указывать сведения об отходах производства и
потребления, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в
соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее — ФККО).

Инвентаризацию отходов целесообразно
проводить отдельно для каждого объекта, оказывающего негативное
воздействие на окружающую среду (далее — HBOC). В случае если у хозяйствующего субъекта имеются обособленные подразделения, не относящиеся к объектам НВОС, на
них также должна быть проведена отдельная отдельная инвентаризация. При этом
если подразделения/объекты типовые, то можно провести выборочную
инвентаризацию
на нескольких объектах, подготовить типовой перечень
отходов и адаптировать его для остальных подразделений/объектов.

Отметим, что формы
внутренних документов, регламентирующих проведение инвентаризации отходов, а
также итоговые формы инвентаризации могут быть любыми и должны удовлетворять
требованиям внутреннего делопроизводства, целям и задачам конкретного
предприятия.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Для начала нужно
понять, что из себя в принципе представляет инвентаризация. Инвентаризация
отходов — это деятельность по выявлению отходообразующих процессов (источников
образования отходов), а также веществ, материалов и изделий, переходящих в
состояние «отход», по сбору и систематизации сведений об образующихся отходах, определению количественных и качественных
показателей отходов.

На крупных предприятиях рекомендуется разработать локальный нормативный акт,
регламентирующий проведение инвентаризации отходо
в, в котором необходимо четко отразить:

последовательность действий;

ответственное лицо;

привлекаемый персонал;

права, обязанности и ответственность участников процесса;

требования  к оформлению
результатов инвентаризации;

—  условия доступа;

периодичность актуализации сведений.

Данный документ также
может содержать термины и определения, сокращения, цели и задачи проведения инвентаризации,
ссылки на нормативные документы.

Например,
это может быть внутренний стандарт предприятия, дополнительная процедура в
рамках системы экологического менеджмента, инструкция по проведению
инвентаризации, раздел положения по обращению с отходами или, как минимум,
просто приказ по предприятию.

Как часто необходимо
актуализировать результаты инвентаризации на какой плановый период эту
инвентаризацию проводить?

В настоящее время для
объектов I категории этот срок составляет от 5 до 7 лет в
зависимости от того, планируется ли получать новый документ об утверждении
НООЛР или комплексное экологическое разрешение, для объектов II
категории
7 лет, для объектов III категории
целесообразно определять период проведния инвентаризации с учетом установленной
периодичности плановых проверок природоохранными органами, а для объектов IV категории и объектов без категории
можно актуализировать результаты инвентаризации с периодичностью 1 раз в 3
года, потому как именно за 3 года набирается минимальная достоверная статистика
об образующихся отходах (статистический метод расчета среднегодовых нормативов
образования отходов является одним из основных методов; Методические указания №
349).

На данные сроки необходимо
ориентироваться при оценке возможности образования отходов при замене
оборудования, капитальных ремонтах, а также образования прочих отходов с
периодичностью большей, чем 1 раз в год.

КСТАТИ

Как показывает практика, невозможно
провести полную и достоверную инвентаризацию отходов силами одного эколога
предприятия
, пусть даже с привлечением сторонней организации. В ходе инвентаризации
приходится разбираться с тонкостями технологических процессов, особенностями
обслуживания оборудования и др., поэтому каждый привлекаемый специалист предприятия
должен осознавать свою ответственность и своевременно предоставлять достоверные
сведения. Без надлежащей организации данного процесса и контроля со стороны
руководства инвентаризация может затянуться или качество ее результатов будет
неудовлетворительным.

Небольшие предприятия могут обойтись приказом или распоряжением о проведении инвентаризации, чтобы все вовлекаемые лица ответственно подошли к
проведению работ. В приказе (распоряжении) должны быть указаны:

сроки проведения инвентаризации;

сроки предоставления данных ответственными лицами структурных
подразделений;

ответственное лицо;

привлекаемый персонал;

обязанности привлекаемых лиц, в т.ч. требование об оперативности
предоставления информации;

окончательная дата, до которой необходимо предоставить результаты
инвентаризации.

ИСХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ
ДЛЯ
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

В целом инвентаризация
отходов строится на анализе трех основных блоков:

1) анализ операций/процессов, которые реализуются на предприятии;

2) анализ оборудования,
которое при этом эксплуатируется;

3) анализ используемых веществ, материалов, изделий.

В связи с этим на
начальном этапе анализа необходимо иметь соответствующие перечни и документацию
(см. таблицу).

Исходные сведения для
инвентаризации


п/п

Перечень

Документация

Примечание

1

Перечень
основных и вспомо­гательных структурных под­разделений (с краткой харак­теристикой
их деятельности, осуществляемых операций)

Технологическая
документация (регламенты, внутренние стан­дарты, карты процессов и др.)

Кроме
основных и вспомогательных подразделений, на предприятии могут быть также
объекты социальной инфраструктуры (спортзал, комната отдыха, детский сад, пансионат
и др.)

2

Перечень
используемого обо­рудования (с привязкой к соот­ветствующим подразделениям)

Эксплуатационная
документация (руководства, инструкции,техни­ческие регламенты, паспорта,
журналы технического обслужи­вания), договоры с подрядными организациями на
обслуживание (с приложением технического задания на ремонтные работы и сметы
комплектующих), планы (чек-листы) планово-предупредительных работ

В
перечне необходимо по возмож. ности указать планируемую дату списания
оборудования. Для вспомогательного оборудования, которое используется повсеместно
(например, оргтехника, кондиционеры, сплит-системы, системы пожаротушения
(сгнету шители, рукава), бытовая техника) можно сделать общий перечень по
всему объекту HBOC

3

Перечень
ежегодно закупаемых сырья, материалов, изделий (с указанием характеристик их
упаковки(матери-ал, масса чистой упаковки), среднегодового количества
потребления)

Бухгалтерская
документация, договоры, акты, сертификаты безопасности, паспорта на изделия

Перечень
для удобства лучше обоб-щать по одинаковым позициям! типовым наименованиям,
видам| (например, «писчая бумага формата! А4», а не «писчая бумага формата А4
«Снегурочка», писчая бумага формата А4 SvetoCopy», т.е. группировать по виду,
а не по маркам)»

При
анализе указанных сведений рекомендуем составить уточняющий опросник по каждому
подразделению (Пример 1), особенно если инвентаризация проводится впервые. В
него необходимо сразу включить все возможные отходы на основании анализа
вышеперечисленных перечней и прописать уточняющие вопросы (например,
периодичность образования отхода, его физический вид, наличие неприятного
запаха, фактическая масса и др.).

ПРИМЕР
1

Опросник
по подразделениям

Подразделение:
литейный цех

п/п

Отходо- образующий процесс (операция)

Наименование отхода

Основные характеристики: агрегатное состояние и
физическая форма (твердый, жидкий, пастообразный, шлам, шлак, пыль и др.),
исходное вещество, материал, изделие (пластик, металл, бумага и др.)

Норматив образования отхода (шт.,т, л и др.)

Среднего- довое обо-рудование (шт., т, л и др)

Замена масел в прессах

Отрабо­танное масло

Жидкое, исходное
вещество — синтетическое гидравлическое масло

До 60 %
расходуемого

гидравлическогомасла

10 л.

Отходы
лучше всего распределять по подразделениям исходя из того, в процессе чьей
именно деятельности соответствующий отход образуется. Например, нет
необходимости в каждом подразделении указывать такой отход, как мусор от
офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая
крупногабаритный), если уборкой помещений занимается одна конкретная служба,
или в каждом подразделении определять, сколько образуется замасленной ветоши от
протирки оборудования, если обслуживанием всего оборудования тоже
занимается одна конкретная служба. 

Для
некоторых подразделений возможны специфические запросы.                                          Например, для складского хозяйства необходимо уточнить, осуществляется ли
сухая уборка складских помещений. Так, если осуществляется исключительно
влажная уборка и мытье полов, при этом все возможные отходы упаковочных материалов
собираются раздельно, то по факту такой отход, как мусор и смет от уборки
складских помещений, образовываться не будет и его можно совершенно
обоснованно не включать в итоговый перечень отходов.

В
бухгалтерии целесообразно запросить документы, подтверждающие
пере
дачу отходов как минимум за последние 3 года: договоры, акты,
товарные  и транспортные накладные,
счета-фактуры или универсальные передаточные документы (УПД).

При наличии гаража с постами технического обслуживания и
ремонта автотранспорта
 нужно уточнить виды
работ, проводимых именно на территории предприятия (замена аккумуляторов,
масел, шиномонтаж и др.), а также запросить договоры на обслуживание со
сторонними автосервисами, мойками, заправками.

Необходимо
ознакомиться с перечнем плановых ремонтных работ, в т.ч. капитальных,
и
работ по содержанию
зданий, сооружений, коммуникаций, инженерных
сетей, дорожного полотна, озелененной территории.

Следует
узнать о планируемых строительных работах и о том, кем и как они будут проводиться.

При
наличии пункта питания (столовой, буфета) нужно уточнить, как организовано
питание сотрудников (выполняется собственными силами или с привлечением
специализированной организации), осуществляется ли приготовление пищи или
только разогрев готовых полуфабрикатов,
какое оборудование исполь
зуется и кем обслуживается согласно договору, кто
убирает зал приема пищи.

При
наличии котельной, помимо прочего, следует уточнить, есть
ли резервной топливо, осуществляются ли замена топлива и очистка резервуаров.

В
отделе охраны труда или отделе кадров необходимо выяснить перечень выдаваемых средств
индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви
(хлопчатобумажные и резиновые
перчатки, респираторы, каски, сапоги и др.) с указанием нормативов выдачи,
сроков годности (периодичности выдачи), массы каждого изделия, а также
запросить сертификаты при их наличии. Часто нормативный срок выдачи таких
средств превышает год или может быть продлен, поэтому есть риск не отследить
образование возможных отходов по данным перечня ежегодно закупаемых сырья,
материалов, изделий.

Следует
также запросить и проанализировать перечень арендаторов/субарендаторов и
соответствующие договоры аренды на предмет распределения обязанностей между
арендатором и арендодателем.

 УЧЕТ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРЯДЧИКОВ

Определить,
кто является образователем отходов при выполнении подрядных работ, — задача не
всегда простая, но очень важная, т.к. именно образователь отходов в
соответствии с действующим законодательством должен вести их учет,
разрабатывать паспорта отходов, предоставлять отчетность и иметь необходимую
разрешительную документацию.

В
связи с началом функционирования новой системы экологического нормирования с
01.01.2019 эта задача еще больше усложнилась, особенно для объектов I и II
категорий.

Итак,
за подрядчиком однозначно можно закрепить отходы, которые образуются
при выполнении им работ на его собственной территории
(например, при
сервисном ремонте, обслуживании оборудования).

Что
касается отходов, которые образуются от деятельности подрядчики
на территории вашего объекта
,
то целесообразно закрепить за подрядчиком
отходы, образующиеся от его деятельности (например, от строительных и ремонтных
работ, монтажа и наладки оборудования) в течение продолжительного времени на определенном участке, на котором желательно предусмотреть
отдельно место накопления образующихся отходов. Данный участок можно передать
подрядчику во временное пользование по акту. При этом в договоре подряда необходимо
указать следующее:

Исполнитель
по настоящему договору является образователем и собственником всех отходов,
образующихся от его деятельности при выполнении обозначенных работ, оказании
услуг в рамках договора.

Исполнитель обязуется организовать
обращение с данными отходами в соответствии с действующим законодательством, в
т.ч. своевременно и за свой счет удалять отходы с территории Заказчика с привлечением
специализированных организаций, имеющих лицензию на соответствующий вид
деятельности, самостоятельно предоставлять экологическую отчетность по данным отходам,
вносить плату за размещение отходов, разрабатывать соответствующую природоохранную
документацию, в т.ч. паспорта отходов IIV классов опасности, вести учет в области обращения с отходами
и др.

В
целях уменьшения рисков целесообразно обязать подрядчика предоставить вам документы, подтверждающие надлежащее
удаление отходов
(заверенные копии актов, договоров, лицензий, паспортов
отходов).

Неоднозначной
является ситуация, когда подрядчик обслуживает оборудование заказчика на территории заказчика, поскольку в рамках действующего
законодательства при обслуживании оборудования, принадлежащего одной
организации, силами другой организации (особенно при замене комплектующих) в
части образующихся отходов нельзя однозначно определить, кто является их
образователем:


заказчик, при эксплуатации оборудования которым наступает необходимость обслуживания
данного оборудования;


или подрядчик, который непосредственно выполняет обслуживание, т.е. возможны
оба варианта и однозначного нормативного приоритета у какого-либо из них нет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

На практике Росприроднадзор, скорее всего, будет
придерживаться территориального принципа: на чьей территории образовался отход,
тот и является отходообразователем.

В связи с этим, если отходы, образующиеся при
выполнении договора, по условиям договора остаются за подрядчиком, в целях минимизации рисков заказчику необходимо предпринять следующие действия:

• в договоре четко прописать

— что все отходы, образование
которых возможно при проведении работ по данному договору, в т.ч. замене
комплектующих, являются отходами, образованными от деятельности подрядчика, именно он является образователем и
собственником данных отходов и обязуется обеспечить их учет и надлежащее
удаление;

— что решение о замене той или иной
запчасти принимает подрядчик;

• в договоре целесообразно
прописать, что подрядчик передает свои отходы исключительно на утилизацию или
обезвреживание (чтобы избежать размещения данных отходов и риска попасть под ч.
8 ст. 8.2 КоАП РФ);

• обязать подрядчика предоставлять
документы, подтверждающие надлежащее удаление отходов (заверенные копии актов,
договоров, лицензий), а также копии паспортов отходов, если именно подрядчик
сделает паспорта на данные отходы, это будет косвенно указывать на то, что
отходообразователем является подрядчик;

• по возможности периодически
проводить аудит таких подрядчиков.

Вместе
с тем отходы, которые могут быть только размещены на полигоне,
лучше все же оставлять за предприятием, а не за подрядчиком, если объект
относится к I или II категории, из-за возможных рисков и проблем с
нормированием размещения.

Разумеется,
максимально перестраховочный вариант, особенно для объектов I и II категорий —
отходы, образующиеся в ходе обслуживания оборудования,
учитывать
в собственном перечне
отходов,
т.к. объективно маловероятно, что подрядчик сможет
обеспечить надлежащее обращение с ними (представьте, сколько стоит вывезти на
утилизацию отработанный замасленный фильтр, при этом на данный отход еще надо
иметь паспорт!), и риск, что данные отходы окажутся либо в ваших контейнерах, либо
где-то поблизости, весьма велик.

Продолжение

                           Опубликовано в журнале «Справочник эколога» №10, 2019 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти длину марша
  • Backspace медленно стирает буквы в строке как исправить
  • Как найти в майнкрафте сгусток слизи
  • Как найти тату которую я хочу
  • Как легко найти человека по фотографии