Как составить перечень учебников

Написать дипломную работу — это еще полбеды. Самое сложное — оформить ее по стандартам ГОСТа: ссылки, список литературы и многое другое. Знакомо, да? А если не знакомо, то скоро познакомитесь. Кстати, на нашем телеграм-канале есть много информации по грамотному написанию и оформлению дипломного проекта.

А пока добро пожаловать в мир правильно оформленного списка литературы для диплома.

Оформление списка литературы диплома по ГОСТу 2023

У многих студентов возникают проблемы с тем, как правильно написать и оформлять список использованной литературы для дипломной работы. Мы собираемся поделиться с вами этой ценной информацией.

И вот, что необходимо помнить в самом начале: библиографический список перечисляют в порядке значимости материалов. Порядок важности такой:

  • нормативные акты;
  • статистические источники;
  • учебные пособия в алфавитном порядке;
  • книги на иностранном языке;
  • источники из интернета.

Оформление источников списка литературы по ГОСТу: пример диплома

Пример оформления списка литературы в дипломной работе. Образец 1

Чтобы понять, как правильно писать список литературы в дипломе, обязательно ознакомьтесь с требованиями конкретно вашего учебного заведения. Многие вузы предъявляют собственные рекомендации и требования (в дополнение к ГОСТам) к тому, как оформить список литературы в дипломе.

Как правильно: список литературы или библиографический список?

Если верить ГОСТу, то в дипломной работе эта страничка должна называться «Список использованных источников».

Список использованных источников

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

В некоторых случаях комиссия снисходительно относится к вариациям на название. Но лучше серьезно подойти к вопросу о том, как правильно составить список литературы для диплома.

Как оформлять источники в дипломе?

Всю информацию, в которой содержатся данные об используемых источниках, необходимо расположить в порядке упоминания в работе. В основном тексте нумерацию выполняют арабскими цифрами без точки.

А вот и образец оформления списка литературы в дипломе:

Оформление списка использованной литературы

Каждый новый источник пишут с новой строчки. Все эти рекомендации можно найти в разделе ГОСТа «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» от 2008 года. Именно в этом документе видно тонкую разницу между списком литературы и списком ссылок.

Оформление библиографического списка строится по хронологическому принципу. При этом литературу, которая лежит в основе исследования, располагают в порядке написания или публикации.

Такой способ предоставления источников дает представление о том, как развивалось проводимое исследование в данном вопросе.

Иногда вузы комбинируют правила по оформлению списка используемой литературы для диплома. Они могут использовать то требования ГОСТа 2001 года, то 2003 года, а порой – правила оформления библиографического списка из разных ГОСТов.

И как в таком случае студенту нормально написать список литературы в дипломе? А точно так же: берите требования одного ГОСТа и следуйте им. По крайней мере, у вас всегда будет законное оправдание, если комиссия предъявит претензию.

Также предлагаем прочитать статьи про оформление пояснительной записки диплома и схем в ней.

Но общими всегда остаются следующие требования о том, как оформляется список литературы в дипломе:

  1. Все источники в списке литературы представлены в алфавитном порядке.
  2. В библиографии списке указаны все авторы, приведенные на обложке литературного источника.
  3. Первой идет фамилия автора, после – его инициалы.
  4. Каждый раздел списка литературы начинается с названия источников на родном языке, за ним следуют источники на иностранных языках.
  5. При оформлении списка литературы не допускаются опечатки и наличие грамматических ошибок.

Основная литература в дипломной работе

Далее подробное руководство к тому, как писать литературный обзор к диплому.

Как оформлять статьи из журналов в списке литературы

Сначала пишут фамилию автора, его имя и отчество. Затем ставят точку и указывают название статьи. Следует слеш (косая наклонная линия справа налево) и указывают имя, отчество и фамилию автора, двойной слеш, за которым приводят название журнала.

После ставят точку и тире, за которыми проставляют год издания. Опять точка и тире, номер журнала. Снова точка и тире, указание количества страниц и точка.

Оформление учебников вузов, учебных пособий, материалов конференций, методических источников

Оформление электронных источников (сайта) в списке литературы по ГОСТу

Нередко у студентов возникают проблемы с тем, как оформлять электронные (интернет) ресурсы в списке литературы (пример можете увидеть ниже). Сначала указывают фамилию автора, его имя и отчество. После точки приводят электронный ресурс. После точки и тире следует ссылка на интернет-ресурс в списке литературы.

как правильно написать литературу в дипломе

Оформление учебников вузов, учебных пособий, материалов конференций, методических источников

Сначала указывают фамилию автора, его имя и отчество. После двоеточия идет название учебника для вуза. После слеша пишут имя, отчество и фамилию автора. Далее ставят точку, тире и указывают город. После названия города ставят точку и двоеточие, за которым следует название издательства, после запятой – год здания. Потом точка с тире и количество страниц источника. Перед написанием обязательно посмотрите правила сокращения городов в списке литературы по ГОСТу.

писать литературу дипломе

Теперь вы знаете, как писать литературный обзор и оформлять список литературы (библиографический список) в дипломной работе по ГОСТ 2023 с примерами. Как видите, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Если все же решили самостоятельно заняться оформлением списка литературы, то по выполнении можете воспользоваться сервисом помощи студентам и быть спокойными за правильность выполнения работы.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

• Общие положения
• Группировка материала в списке литературы
• Библиографическое описание документов
• Образцы библиографических описаний
• Оформление ссылок в тексте работы

     Прикнижный (пристатейный) библиографический список (список использованных источников и литературы) — библиографическое пособие, содержащее библиографические описания использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов.

     Список литературы является обязательной составной частью курсовой, дипломной или другой научной работы и показывает умение слушателя применять на практике знания, полученные при изучении соответствующих учебных дисциплин, отражает самостоятельную творческую работу, проделанную автором по сбору и анализу материала, документально подтверждает и обосновывает достоверность и точность приводимых в тексте работы фактов, статистических данных, цитат и других сведений, заимствованных из различных источников. Грамотно составленный список и приведенные библиографические ссылки и сноски в определенной мере есть также выражение научной этики и культуры научного труда. Поэтому вопросам составления и оформления библиографического списка и приведения библиографических ссылок в научной работе следует уделять самое серьезное внимание. Составление списка – длительный процесс, начинающийся одновременно с выбором темы работы. Необходимо вести библиографическую картотеку, выписывая из каталогов, картотек, библиографических пособий, списков выходные данные всех изданий, которые могут иметь отношение к теме исследования. При ознакомлении с каждым источником библиографические данные проверяются и уточняются. Цитаты, фактические, статистические и иные сведения выписываются с точным указанием страницы, на которой они были опубликованы.

Группировка материала в списке литературы

•   Рекомендуется представлять единый список к работе в целом. Каждый источник упоминается в списке только один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте.
 
•   Список обязательно должен быть пронумерован.
 
•   В зависимости от того, какой принцип положен в основу группировки произведений, различают следующие виды списков литературы:

     алфавитный, в котором записи располагают по алфавиту фамилий авторов и/или заглавий произведений, если фамилия автора не указана. Записи рекомендуется располагать следующим образом:

1) при совпадении первых слов заглавий – по алфавиту вторых и т.д.
2) при наличии работ одного автора – в алфавите заглавий;
3) при наличии авторов-однофамильцев – по инициалам;
4) при нескольких работах авторов, написанных ими в соавторстве с другими – по алфавиту соавторов.
 
     Абалкин Л. И.
     Абелин А. П.
     Алексеев Д. И.
     Алексеев М. П.
     Алексеева Т. А.
     Алексеева-Бескина Т. И.

     систематический, в котором все книги, статьи и другие материалы подбираются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик, в начале списка указывается литература общего характера, охватывающая широкий круг вопросов, а затем следует материал по отдельным темам;

     хронологический, в порядке хронологии (прямой или обратной) опубликования документов. Используется для работ по истории науки, истории изучения какого-либо вопроса, в работах посвященных деятельности определенного лица;

     по видам изданий, в котором выделяют следующие группы изданий: официальные государственные, нормативно – инструктивные, справочные и т.д.

     Наиболее удобным является алфавитный способ расположения материала без разделения по видовому признаку (например: книги, статьи), так как в этом случае произведения собираются в авторских комплексах. Произведения одного автора располагаются в списке по алфавиту заглавий или по годам публикации, в прямом хронологическом порядке (такой порядок группировки позволяет проследить за динамикой взглядов определенного автора на проблему)

Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы
Атаманчук Г. В. Теория государственного управления
Атаманчук Г. В. Управление – социальная ценность и эффективность
•   Официальные документы занимают в списке литературы особое место. Они всегда ставятся в начале списка в определенном порядке:
Конституции;
Кодексы;
Законы;
Указы Президента;
Постановление Правительства;
Другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).
Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.

•   При наличии в списке источников на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд, т. е. литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке. При этом библиографические записи на иностранных европейских языках объединяются в один ряд.

Библиографическое описание документов

     Каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями:

• ГОСТ 7. 1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»,

• ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила»,

• ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832:1994) «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках».

     Наиболее часто встречаются в библиографических записях следующие сокращения слов:

выпуск – вып.
избранные сочинения – избр. соч.;
книга – кн.;
межвузовский сборник научных трудов – межвуз. сб. науч. тр.;
под редакцией – под ред.;
полное собрание сочинений – полн. собр. соч.;
сборник научных трудов – сб. науч. тр.;
сборник трудов – сб. тр.;
собрание сочинений – собр. соч.;
составитель – сост.;
страница – с.;
том – т.;
перевод с … – пер. с …

Сокращенно обозначаются города:

Москва – М.,
Нижний Новгород – Н. Новгород,
Петроград – Пг.,
Ростов-на-Дону – Ростов н / Д.,
Санкт-Петербург – СПб.,
Ленинград – Л.

     Названия остальных городов указываются полностью. Переименование города не влияет на указание места издания.
     Если на титульном листе указано два места издания, то они приводятся через точку с запятой

          М. ; СПб.

     Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

     Пунктуация в библиографическом описании выполняет две функции – обычных грамматических знаков препинания и знаков предписанной пунктуации, т. е. знаков, имеющих опознавательный характер для элементов библиографического описания. В качестве предписанной пунктуации выступают знаки препинания и математические знаки:

. – точка и тире
. точка
, запятая
: двоеточие
; точка с запятой
/ косая черта
// две косые черты
( ) круглые скобки
[ ] квадратные скобки

В конце библиографического описания ставится точка.

     Общая схема библиографического описания отдельно изданного документа включает следующие обязательные элементы:

1.   Заголовок (фамилия, имя, отчество автора или первого из авторов, если их два, три и более)
2.   Заглавие (название книги, указанное на титульном листе)
3.   Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т. д.)
4.   Сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т. п.; об организациях, от имени которых опубликован документ)
5.   Сведения об издании (повторности, переработка, дополнения)
6.   Место издания (название города, где издан документ)
7.   Издательство или издающая организация
8.   Год издания
9.   Объем (сведения о количестве страниц, листов)

     Источником сведений для библиографического описания является титульный лист или иные части документа, заменяющие его.

Схема библиографического описания

Заголовок описания. Основное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. – Сведения об издании. – Место издания : Издательство, Год издания. — Объем.

Примеры библиографического описания

Книги без автора
       Политология : учеб. пособие / сост. А. Иванов. — СПб. : Высш. школа, 2003. — 250 с.
       Основы политологии : словарь / под ред. А. Г. Белова, П. А. Семина. — М. : Мысль, 2005. — 350 с.
       Малый бизнес : перспективы развития : сб. ст. / под ред. В. С. Ажаева. – М. : ИНИОН, 1991. – 147 с.

Книги одного автора
       Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ : Опыт сравнительно-правового анализа : науч.- практ. пособие / В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : СКАГС, 2000. – 319 с.
       Базаров, Т. Ю. Управление персоналом : учеб. пособие / Т. Ю. Базаров. – М. : Академия, 2003. – 218 с.
       Балабанов, И. Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 1993. – 144 с.

Книги двух авторов
       Корнелиус, X. Выиграть может каждый : Как разрешать конфликты / X. Корнелиус, 3. Фэйр ; пер. П. Е. Патрушева. – М. : Стрингер, 1992. – 116 с.
       Смирнов, К. Высшая математика : учебник / К. Смирнов, В. Петров. – М. : Университет, 2003. — 220 с.
       Агафонова, Н. Н. Гражданское право : учеб. пособие / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева ; под общ. ред. А. Г. Калпина. – М. : Юрист, 2002. – 542 с.
       Ершов, А. Д. Информационное управление в таможенной системе / А. Д. Ершов, П. С. Конопаева. – СПб. : Знание, 2002. – 232 с.
       Игнатов, В. Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы : контекст истории и современность / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий. – Ростов н/Д : МарТ, 2000. – 252 с.

Книги трех авторов
       Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В. В. Киселев, Т. Е. Кузнецова, З. З. Кузнецов. – М. : Наука, 1991. – 126 с.
       Громов, С. Экономика : сб. ст. / С. Громов, Н. Тихонов, Т. Глушкова. — М. : ЭКСМО, 2001. — 230 с.
       Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом : обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. – М. : Рос. Экон. Акад. ; Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 232 с.
       Аяцков, Д. Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления : проблемы и опыт оценки / Д. Ф. Аяцков, С. Ю. Наумов, Е. Н. Суетенков. – Саратов : ПАГС, 2001. – 135 с.

Книги четырех и более авторов
       Управленческая деятельность : структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. — М. : Приор, 1999. — 189 с.
       Философия : университетский курс : учебник / С. А. Лебедев [и др.] ; под общ. ред. С. А. Лебедева. – М. : Гранд, 2003. – 525 с.
       Управление персоналом : от фактов к возможностям будущего : учеб. пособие / А. А. Брасс [и др.] – Минск : УП «Технопринт», 2002. –387 с.

Словари и энциклопедии
       Социальная философия : словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. – М. : Академический Проект, 2003. – 588 с.
       Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 2000. – 940 с.
       Чернышев, В. Н. Подготовка персонала : словарь / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. – СПб. : Энергоатомиздат, 2000. – 143 с.
       Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова [и др.]. – М. : Экономика, 1999. – 1055 с.

Многотомные издания
       История дипломатии : В 5 т. Т. 5. / под ред. А. А. Громыко. – М. : Госполитиздат, 1959. – 766 с.

Официальные документы
       Конституция Российской Федерации : офиц. текст.- М. : ОСЬ-89, 2000. 48 с.
       Об исполнении федерального бюджета за 2003 год : федер. закон от 4 апреля 2005 № 30-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 15. Ст. 1275.
       О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 // Собрание законодательства РФ. -2004. — № 11. — Ст. 945.
       Об инвестиционном фонде Российской Федерации : постановление Правительства от 23 ноября 2005 № 694 // Собрание законодательства РФ. – 2005. — № 48. — Ст. 5043.

Аналитическое описание

       Аналитическим считают описание составной части документа (статьи, главы и т. п.), которое выглядит следующим образом:

       Сведения о составной части // Сведения о документе, в котором помещена составная часть. – Сведения о расположении составной части в документе.

Статья, раздел, глава
       Бакаева, О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко // Таможенное право. – М. : Юрист, 2003. – С. 51-91
       Веснин, В. Р. Конфликты в системе управления персоналом / В. Р. Веснин, С. Иванов // Практический менеджмент персонала. – М. : Юрист, 1998. – С. 395-414
       Иванов, С. Проблемы регионального реформирования // Экономические реформы / под ред. А. Е. Когут. – СПб. : Наука, 1993. – С. 79-82

Из словаря
       Межличностные отношения // Управление персоналом : энциклопедический словарь / под ред. А. Я. Кибанова [и др.]. – М. : ИНФРА-М, 1998. – С. 240 — 241.
       Руднев, В. П. Модерн в искусстве / В. П. Руднев // Словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты. – М. : Аграф, 1999. – С.119-124.

Периодические издания

Статьи из газет
       Титов В. Банковская система Северо – Запада России / В. Титов // Экономика и жизнь. – 2005. — № 1. – С. 38.
       Серов А. Итоги национализации / А. Серов // Известия. – 2000. – 14 июня. – С. 5.

Статьи из журналов
       Терентьева Т. Банковские услуги : спрос и предложение / Т. Терентьева // Деньги и кредит . — 2005. — №. 12. – С. 54-57.
       Беков Т. Конституционные конфликты / Т. Беков // Государство и право. – 2004. — № 11. – С.19-25
       Роль права в обеспечении интересов в Федерации // Журнал российского права. – 2005. — №. 12. –С. 141-146

Электронные ресурсы локального доступа
(с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе)

       Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2000. – 2 электрон. опт. диск

Электронные ресурсы удаленного доступа
(представленные в Интернете или внутренних сетях)

       Руководство : как создавать контент и писать тексты для веб-сайтов? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://arcobaleno-ru.livejournal.com/16328.html.

Оформление библиографических ссылок

       Библиографическая ссылка – содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.

       Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях (в том числе электронные ресурсы локального и удаленного доступа), а также составные части документов.

       По составу элементов библиографическая ссылка может быть полной или краткой, в зависимости от вида ссылки, её назначения, наличия библиографической информации в тексте документа.
       При написании научной работы автор обязан оформлять библиографические ссылки на источник информации согласно требованиям
ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления
http://protect.gost.ru

По месту расположения в документе различают следующие ссылки:

       ПОДСТРОЧНЫЕ (самые распространённые)— помещаются в нижней части страницы, под основным текстом, от которого отделяются горизонтальной чертой произвольной длины.

       Нумерация ссылок самостоятельна для каждой страницы.

       в тексте:     Ежедневный оборот мирового валютного рынка колеблется от 500 млн. до 4 трлн. долларов США.1

       в ссылке:     
       _____________________________
       1. Валютный рынок и валютное регулирование. М., 1989. С. 23

       в тексте:     Если язык – совокупность лексико-фразеологических и грамматических средств, используемых его носителями для целей общения, воздействия, то стиль – приёмы, способы, манера их использования.1
       в ссылке:     
       _____________________________
       1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М., 2009. С.12

       в тексте:     Справки могут понадобиться для предъявления в банк, в фирму, в посольство, в пенсионный фонд.1
       в ссылке:     
       _____________________________
       1. Доронина Л. Вас попросили выдать справку… // Кадровое дело. — 2006. — № 9. – С. 35

       или
       1. Доронина Л. Вас попросили выдать справку // Кадровое дело. 2006. № 9. С. 35

       ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ – помещаются непосредственно в строке после текста, к которому относятся и заключаются в круглые скобки.

       в тексте:     Грузооборот порта составил 3, 6 миллиона тонн (Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 5-12)

       в тексте:     Объектом обложения биржевым налогом является оборот ценных бумаг на фондовой бирже (Лазарева Н. В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2009.)

       в тексте:     Сто лет назад В. О. Ключевский писал: «Азия просветила Европу, и Европа покорила Азию. Теперь Европа просвещает Азию. Повторит ли Азия ту же операцию над Европой?» (Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 34)

       

ЗАТЕКСТОВЫЕ — используются для связи текста документа с библиографическим списком. Обозначаются квадратными скобками, в которые заключен порядковый номер источника в списке и конкретные страницы, на которых приводится используемая или цитируемая информация в самом источнике:

       [8, с. 45], где 8 – порядковый номер в библиографическом списке, с. 45 — страница

       в тексте:     Налог биржевой – налог на биржевой оборот. Объект обложения – оборот ценных бумаг на фондовой бирже [12, с. 26].

       в библиографическом списке:

       12. Рынок ценных бумаг : учеб. пособие / Е. Ф. Жуков [и др.]. — М. Вузовский учебник, 2010. — 253 c.

При записи подряд на одной странице нескольких библиографических ссылок на один документ в повторной ссылке приводят слова «Там же» и указывают соответствующие страницы.

       

Подстрочная ссылка:

       _____________________________
       1. Белых В. С. Биржевая деятельность. М., 2001. С. 134.
       2. Там же. С. 135
       3. Там же. С. 215

       Внутритекстовая ссылка:

       первичная : (Политическая конфликтология. М., 2002. С. 169-178)
       повторная: (там же)

       Затекстовая ссылка:

       первичная: [8, с. 26]
       повторная: [там же, с. 42]

Особенности составления библиографических ссылок на электронные ресурсы

       
Объектами составления библиографической ссылки являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, web-страницы, форумы и т. д.) так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах, web-страницы и т.д.)
       Для электронных ресурсов удалённого доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором используется аббревиатура «URL» (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса). Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (http и т. п.) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса. После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год.

       
4Скопина И. В. Роль единого регионального информационного ресурса в условиях глобального экономического пространства. URL: http: //region. mcnip.ru /modules.php?name=News&file=article&sid=97 (дата обращения: 27.11.10)

       
5Руководство : как создавать контент и писать тексты для веб-сайтов? URL: http://arcobaleno-ru.livejournal.com/16328.html (дата обращения: 13.02.11)

       В ссылках на полнотекстовые базы данных, доступ к которым ограничен («Кодекс». «КонсультантПлюс», «EBSCO», «Интегрум» и т. п.)
приводится следующая информация :

       
2Кодекс торгового мореплавания РФ [Электронный ресурс] : от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2009). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

Система образования за последние годы претерпевает значительные трансформации. Новый формат выпускных экзаменов, особенности преподавания, новые единые федеральные стандарты обучения. Все эти новации напрямую влияют на учебники, которыми пользуются дети по всей стране. Существует федеральный перечень учебников. Федеральный перечень учебников для школ включает учебники, рекомендуемые к использованию при обучении. Это одобренный государством список, на основе которого региональные власти имеют право наполнять за счет госбюджета школьные библиотеки. Пункт 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо относит к компетенции школы самостоятельное определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

Родители могут найти полный список всех учебников, разрешенных для школ, но следует учитывать, что в полном виде этот перечень достаточно большой. Поэтому перечень приводится в большинстве случаев в усеченном виде.

Какие учебники могут внести в федеральный перечень учебников для школ?

Перечни учебников, указанные в Приказе Министерства Просвещения Российской Федерации от 12.11. 2021 г. № 819 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», состоят из следующих разделов:

По уровням общего образования:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

По организации общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В федеральный перечень учебников включаются:

  • порядковый номер строки федерального перечня учебника;
  • порядковый номер учебника в федеральном перечне учебников;
  • наименование учебника;
  • автор (авторский коллектив) учебника;
  • класс, для которого учебник разработан;
  • порядковый номер издания (переиздания) учебника и т. д.

Все учебники из федерального перечня учебников проходят экспертизу. Учебник должен соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня образования, федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью.

В учебниках соответствующих ФГОС должны отсутствовать сведения:

  • противоречащие Конституции Российской Федерации.
  • направленные на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.
  • побуждающие детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни.
  • побуждающие к употреблению наркотических, психотропных и одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических;
  • побуждающие к асоциальному поведению и образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству.
  • обосновывающие или оправдывающих допустимость насилия и жестокости либо побуждающих осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным и т. д.

Также не допускается в содержании учебника наличие сведений о недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов.

Особые требования предъявляются к специальным учебникам, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся:

  • выполнение печатной формы учебника шрифтом Брайля;
  • наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся;
  • наличие электронного приложения к учебнику, которое не является аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.
  • соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника;
  • представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате;
  • наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля;
  • наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрестные ссылки);
  • замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.

Каждая школа самостоятельно определяет какие именно учебники будут использованы обучающимися.

Основными документами, регламентирующими порядок отбора учебников и учебных пособий, являются:

  • Федеральные перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Основная образовательная программа в соответствии с уровнями образования;
  • Учебный план образовательного учреждения;
  • Рабочие программы учебных предметов.

Работа по формированию Списка учебников начинается после утверждения Министерством образования и науки Российской Федерации Федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее Федеральный перечень) на соответствующий учебный год регламентируется локальными актами школы.

Методическая служба или научно-методический совет школы:

  • организует ознакомление педагогических работников с утвержденным Федеральным перечнем учебников;
  • совместно с педагогическим работником анализирует изменения в наборе, структуре и содержании учебников, утвержденных Федеральным перечнем;
  • доводит до сведения педагогических работников сведения о наличии учебников, учебных пособий по преподаваемому учебному курсу, предмету в библиотеке образовательного учреждения;
  • при необходимости организует работу по приобретению пилотных (ознакомительных) экземпляров учебников, учебных пособий.

Педагогический работник готовит предложения для включения учебников, учебных пособий в Список учебников по преподаваемому учебному предмету, отдавая предпочтение:

  • учебникам, учебным пособиям, содержание которых соответствует уровню реализуемой образовательной программы (ступени обучения);
  • учебникам, учебным пособиям, обеспечивающим преемственность изучения учебного предмета в полном объёме на соответствующей ступени обучения (завершённой предметной линии учебников);
  • учебникам, учебным пособиям, которые наиболее полно соответствуют его педагогической концепции.

Сводный список учебников, учебных пособий, согласованный с методической службой передаётся на утверждение руководителю школы. Список утверждается приказом директора школы и доводится до всех педагогических работников.

Учителя выбирают из утвержденного Списка учебники и учебные пособия, изучают наличие выбранных учебников в необходимом количестве в библиотеке и передают информацию в методическую службу школы, на основании выбора педагогических работников методическая служба формирует список учебников, учебных пособий, (по классам) которые будут использоваться учителями в новом учебном году.

Сформированный список учебников и учебных пособий, которые будут использоваться в новом учебном году, информация о их наличии доводится до сведения всех участников образовательного процесса.

Сформированный список учебников и учебных пособий обычно является открытым информационным ресурсом, что обеспечивается за счёт размещения списков на сайте школы.

  • Правильное оформление и наполнение списка литературы
  • Список литературы или библиографический список?
  • Заполнение списка литературы источниками
  • Правильное оформление списка литературы по ГОСТ-2023
  • Прочие нюансы оформления библиографического списка
  • Пример оформления источников в списке литературы

Написание любой научной работы, будь то курсовая работа, реферат или диплом, предполагает сбор информации из самых разных источников. На финальном этапе написания работы, наряду с оформлением содержания, осуществляется оформление списка литературы, из которой собиралась информация в ходе исследования. Оперативным данный процесс быть не может априори, т.к. необходимо соблюсти ряд нюансов и обязательных к выполнению условий.

Библиография – красноречивое свидетельство подкованности автора в теме научной работы и истинности проведенного им исследования. Квалифицированный специалист сможет без труда определить, насколько работа нова, актуальна, а также узнать суть разработки, и провести её анализ. Рассмотрим параметры оформления подробнее, приведя примеры описаний для основных видов источников.

Пример оформления нормативно-правовых (законодательных) актов в списке литературы

пример оформления закодательных актов в списке литературы

Заказать работу

Правильное оформление и наполнение списка литературы в реферате, курсовой, дипломной работе

В России нюансы оформления научной работы прописаны в едином Межгосударственном стандарте –ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.0.100-2018. На основании данного нормативного документа должен оформляться каждый список литературы. Многие учебные заведения или отдельные преподаватели руководствуются собственными методичками, предлагая их студентам в качестве инструкции по оформлению диплома по ГОСТ или написанию научной работы. Ниже будет предложена базовая схема формирования списка литературы, но при наличии рекомендаций со стороны ВУЗа или куратора вашей работы, настоятельно рекомендуем использовать исключительно их.

Список литературы или библиографический список?

Оказывается, озаглавить перечисление литературных источников тоже непросто. Многие университеты выдвигают собственные требования даже к словосочетанию в заголовке. Встречаются следующие варианты названия:

  • Допускается словосочетание «список литературы» с необязательным добавлением слов «использованной», «используемой».
  • Существует словосочетание «библиографический список», являющееся синонимом к вышеприведенному.

Эти варианты являются производными от простых «литература» и «библиография». Они также могут выступать в роли заглавия для составляемого списка литературы. При отсутствии конкретного руководства по данному вопросу разумнее всего будет использовать любой из предложенных вариантов.

Пример оформления книг в библиографическом списке

Пример оформления книг в списке библиографическом списке

Заполнение списка литературы источниками

Оформляя реферат или курсовую работу, озаглавить список литературы – первичная задача, сравнимая с созданием чистого текстового документа. Все обработанные информационные источники необходимо свести в единый список, но прежде стоит понять, какая литература должна туда попасть. Рассматривая библиографию с позиции члена комиссии, проверяющей научную работу, следует обращать внимание на следующие источники:

  1. Наиболее современные (не старее 3-4 лет от момента проведения исследования).
  2. Источники последних 10-20 лет издания – не более 30% от общего числа в списке литературы. Если конкретное исследование имеет современную историю, то неразумно задействовать более старую информацию.

При их внесении в список литературы стоит учесть ряд нюансов:

  • Источники значительной давности применяются наравне с современными при условии, что их содержание полностью соответствует теме исследования.
  • Каждый источник в обязательном порядке упоминается в работе при помощи сноски (библиографической ссылки). Подробную информацию можно получить в статье о правилах оформления ссылок на литературные источники.
  • Максимальную научную ценность для исследования составляют: журнальные статьи, монографии, выборки из статистики и прочие специализированные материалы по теме работы. Учебники и пособия менее ценны в данном плане.
  • Любые законы и акты должны представляться в последней своей редакции с указанием даты и источника их первой публикации.

Количественное требование к оформлению списка литературы предполагает наличие:

  • 10 и более источников при написании реферата,
  • 20 и более источников при написании курсовой работы,
  • 40 и более источников при написании дипломной работы (ВКР).

Источники распределяются по алфавиту.

Дополнительные условия размещения представлены в ГОСТ 7.1-2003.

Помимо алфавитного порядка размещения источников стоит учесть нюансы распределения литературы в списке по типовой принадлежности.

Первыми указываются нормативно-правовые акты. Затем вносятся научные источники, учебные пособия и ссылки на Интернет-ресурсы.

Образец оформления Интернет-ресурсов в списке литературы

Образец оформления Интернет-ресурсов в списке литературы

Если конкретные методические рекомендации по оформлению каждого из указанных источников отсутствуют, то необходимо руководствоваться пунктами ГОСТа. Рассмотрим детальнее примеры оформления различных видов библиографических источников.

Далее будут представлены основные виды литературных источников с приведением общей формы, по которой может быть составлено библиографическое описание для каждого из них. Для удобства изучения все будет представлено в виде сводной таблицы. Каждому виду соответствует определенная схема внесения реквизитов источника в описание.

Правильное оформление списка литературы по ГОСТ-2020

Вид источника

Форма описания

Журнальные статьи

Автор. Статья / Авторы // Журнал. – Год. – Номер. – Страницы размещения статьи.

Если над статьей работало более 4 человек, то в заглавии один из них не упоминается.

Монографии

Автор. Название. / Авторы – Номер. – Город и издательство, год выпуска. – Страницы, на которых размещена работа.

Разрешается не использовать знаки тире при оформлении данного описания, а обходиться лишь точками для разделения отдельных частей.

Если при написании использовались труды других авторов, то их можно упомянуть в общем перечислении, либо дописать в квадратных скобках в качестве отдельной части.

Авторефераты

Автор. Название работы: (регалии автора). – Город, год издания. – Количество страниц.

Диссертации

Автор. Название: (после двоеточия можно указать статус работы и регалии автора). – Город, год издательства. – Страницы, на которых размещена работа или общее количество страницы.

Обзоры (аналитика)

Название / Автор. – Город: Издательство, год выпуска. – Количество страниц.

Патенты

Патент РФ Номер, дата выпуска

Авторы. Название // Патент России Номер, год. Номер бюллетеня.

Материалы конференций

Название. Тема конференции, Город, год выпуска. Количество страниц.

Автор. Название // Тема конференции (Место и дата проведения) – Город, год выпуска. – Страницы, на которых напечатана работа, либо их количество.

Интернет-документы

URL, дата обращения к ресурсу.

Название работы / Автор. URL (дата обращения по ссылке).

Учебники

Автор. Название / Авторы. – Город: Издательство, год выпуска. – Количество страниц.

При авторстве 4-х и более человек оформление производится аналогично журнальным статьям.

Учебные пособия

Название / (Авторы работ) // Редактор. – Город: Издательство, год выпуска. – Количество страниц.

Словари

Автор. Название / Авторы. – Город: Издательство, год выпуска. – Количество страниц.

primer-oformlenia-sriska-literatury

Прочие нюансы оформления библиографического списка

Также при оформлении списка литературы магистерской диссертации или диплома стоит обратить внимание на следующие нюансы:

  • Упоминая издания в нескольких томах, необходимо делать в описании вставку с номером той книги, откуда была взята информация для исследования.
  • Электронные источники востребованы, но не должны заполнять собою весь объем списка литературы. Многие ВУЗы требуют, чтобы содержание URL в библиографии не превышало 1/3 (2/3) от количества представленных источников. При отсутствии рекомендаций следует опираться на это же значение.

Общепринятым мнением является то, что материал в статье, на который сделана библиографическая ссылка, не считается плагиатом. Бездумно копировать и вставлять материалы не стоит. В обязательном порядке, оформляя курсовую работу, переписывайте материал в своём собственном стиле, сохраняя тематику изложения.

Образец оформления статей из журналов и сборников в библиографическом списке

Образец оформления статей из журналов и сборников в библиографическом списке

При правильном оформлении библиографического списка в своей научной работе можно добиться положительного мнения о ней в целом. Преподавателю для оценивания работы достаточно увидеть пункты «Введение», «Заключение» и «Библиография». В связи с этим, делайте курсовые и дипломные работы качественно, уделяя предельное внимание не только их тексту, но и оформлению списка литературы. Руководствуйтесь исключительно методическими рекомендациями или пунктами ГОСТ 7.1-2003 и ваши научные работы будут удостоены высшей оценки. Что касается последующей проверки на плагиат, то сведения о критериях должен предоставить ВУЗ, либо лица, осуществляющие оценку работы. Стандартно данный уровень может достигать 40% заимствованных материалов. (О том, как повысить оригинальность текста, мы писали ранее). Соответственно, пользоваться литературой и вносить её в библиографию нужно, но не стоит забывать и о собственных мыслях, которые должны преобладать в научной работе.

Пример оформления источников в списке литературы

Пример оформления списка литературы
Заказать работу

Список литературы для курсовой или дипломной работы: создаем и оформляем с помощью КонсультантПлюс

Как быстро и правильно оформить список литературы в курсовой (дипломной) работе? Как в этом может помочь КонсультантПлюс? Разберемся на конкретных примерах.

Список литературы является обязательной частью курсовой (дипломной) работы, и опытному преподавателю хватает одного взгляда на список, чтобы оценить качество, актуальность и полноту проведенного вами исследования.

Чтобы качественно и правильно составить и оформить список, предлагаем вам придерживаться общих рекомендаций, а в качестве помощника в этом непростом деле использовать КонсультантПлюс. Рассмотрим общие принципы построения списка литературы в курсовых (дипломных) работах по юридическим и экономическим дисциплинам.*

Требования к источникам:

  1. Использовать достаточное количество источников (3-5 источников явно мало). Иногда может устанавливаться требование о минимально допустимом количестве источников.
  2. Источники должны быть современными: нормативные правовые акты — в действующих редакциях, книги и статьи — обычно за последние 3-5 лет (если, конечно, вы не исследуете исторический аспект).
  3. Использовать источники разных видов: учебники и учебные пособия могут использоваться, но не как основные источники. Лучше опираться на научные статьи, монографии и т. п.

Порядок расположения и нумерация источников в списке:

  1. Нормативные правовые акты. Они располагаются по юридической силе (международно-правовые акты, законы, акты министерств и ведомств, региональное законодательство и т.д.), а акты с одинаковой юридической силой — по хронологии.
  2. Научная и учебная литература (книги, монографии, учебные пособия, справочники, курсы лекций и т.д.) располагается, как правило, в алфавитном порядке.
  3. Электронные ресурсы.

* Обращаем ваше внимание, что в разных вузах как название данного списка (список литературы, библиография и т.п.), так и требования к нему могут различаться. Лучше придерживаться требований, установленных в вашем вузе. Рекомендуем предварительно с ними ознакомиться у своего научного руководителя или на соответствующей кафедре. Обычно такие требования содержатся в методических рекомендациях по написанию курсовой (дипломной) работы.

Оформляем список литературы с помощью КонсультантПлюс

Рассмотрев общие принципы, разберем, как с помощью системы КонсультантПлюс составить и оформить список литературы.

Например, тема нашей работы — криптовалюта. С помощью Карточки поиска найдем в системе все документы, в которых встречается это слово. В полученном списке есть правовые акты, научные статьи, книги и другие документы — они находятся в соответствующих разделах системы — «Российское законодательство», «Бухгалтерская пресса и книги», «Юридическая пресса» и других. Разберем на примерах, как с помощью системы КонсультантПлюс составить список источников.

1. Нормативные правовые акты

Например, перейдем в раздел «Российское законодательство». Документы, которые не используются в нашей курсовой (дипломной) работе, можно удалить из списка, щелкнув по их названиям правой кнопкой мыши и выбрав команду «Удалить из этого списка» контекстного меню.

Оставшиеся нужные документы выделим командой «Выделить все» контекстного меню.

Затем вызовем контекстное меню еще раз и выберем команду «Сохранить в файл». В появившемся окне в пункте «Что сохранить в файл» можно выбрать, какую информацию о документе нам нужно сохранить. Для правовых актов это будет поле «Название документа» (рис. 1).

  Рис. 1

2. Научная и учебная литература

Книги и статьи находятся в других разделах системы. Выберем, например, «Бухгалтерская пресса и книги». Повторим те же действия, что и для правовых актов, вот только поле нужно выбрать другое — «Источник публикации» (рис. 2).

  Рис. 2

Получив нужный перечень документов, сохраним наш файл (на флешку, компьютер и т.п.). В результате мы получим удобный для дальнейшего оформления список документов. Например, статей и книг по нашему вопросу (рис. 3).

  Рис. 3

3. Электронные ресурсы

Кроме документов из системы, вы можете получить много полезной информации на интернет-ресурсах компании КонсультантПлюс, прежде всего на сайте «КонсультантПлюс студенту и преподавателю». Это и электронная библиотека по праву и экономике, и лучшие студенческие научные работы и многое другое.

Например, найдем в электронной библиотеке учебник 2017 года «Право интеллектуальной собственности» под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.А. Новоселовой. Для этого в разделе «Все для учебы» на сайте «КонсультантПлюс студенту и преподавателю» перейдите в «Электронную библиотеку студента». Найти нужную книгу можно по автору или по рубрикам (рис. 4).

  Рис. 4

Необходимые для списка литературы данные (название, авторы, издательство и т.д.) обычно находятся на второй странице издания.

Полученный список источников необходимо привести в соответствие с установленными требованиями. Как оформить документы из различных ресурсов КонсультантПлюс в соответствии с требованиями ГОСТов, вы узнаете из нашего специального материала.

Вот мы и разобрались, как с помощью системы КонсультантПлюс можно найти информацию для написания курсовой или дипломной работы и оформить список литературы. Теперь вы можете смело браться за дело!

А для вдохновения предлагаем воспользоваться примерами лучших дипломных и курсовых работ по праву и экономике.

Удачи в написании курсовых и дипломных работ!


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу в ленинградской краснодарского края
  • Как составить кадровый отчет
  • Как найти офис сдэк
  • Как найти запись звонков google
  • Цены что это за ошибка как исправить