Как составить переходящий контракт

Переходящие контракты на другой бюджетный год по 44-ФЗ заключают в текущем отчетном периоде с плановым исполнением в предстоящем. Такой формат популярен в сфере услуг: организации часто подписывают соглашение заранее, чтобы приступить к реализации с первого рабочего дня нового отчетного периода.

Как заключают переходящие контракты в 2022 году

Еще с 2019 г. 44-ФЗ допускает переходящие обязательства: на 2023 год заказчики вправе заключить контракт в 2022-м. Организации больше не формируют планы закупок. Основой их закупочной деятельности стали ПФХД и планы-графики, которые составляют на три плановых периода.

Плановые показатели будущих лет дублируются и в ПФХД, и в плане-графике закупок. Заказчики ориентируются только на эти ключевые регистры. Каждому учреждению в 2022 году выделяют финансирование на 2023-й и на плановый период 2024–2025 гг. Заказчики ежегодно распределяют выделенные средства и планируют закупочную деятельность будущих периодов. В БК РФ закреплено, можно ли заключать контракт на выполнение работ в 2022 с началом выполнения работ через полгода в следующем году — да, если у заказчика возникла необходимость провести закупку до начала 2023-го и заключить переходящее соглашение на другой бюджетный год по 44-ФЗ (ст. 72 БК РФ). Вот в каких случаях это допустимо:

  1. Если утвердили лимиты бюджетных обязательств на трехлетний период. Допускается заключать соглашения, переходящие на 3 года. Не бойтесь, что за это оштрафуют. ФАС согласен с таким порядком. Чтобы полностью обезопасить себя, включите отлагательное условие. Вот как провести закупку на следующий год по 44-ФЗ: заключите госконтракт в текущем периоде и отложите исполнение договора до начала финансирования контрактных обязательств. Тогда не придется изменять первоначальные условия соглашения. Если ЛБО доведут не в полном объеме или полностью не доведут, то надлежит расторгнуть договор с поставщиком или подписывать дополнительное соглашение с новыми условиями.
  2. Если закупаемые работы или оказываемые услуги относятся к работам длительного цикла. Статус «долгосрочные контракты по 44-ФЗ» присваивают только органы власти: правительство, федеральные или муниципальные законодатели посредством конкретных решений. Величины выделяемых денег, сроки и объемы поставок закрепляются распоряжением вышестоящих органов.
  3. Если необходимо приобрести товары в рамках государственной программы вооружения. Заключенное соглашение имеет силу в период действия госпрограммы. Такое же правило применимо к договорам по государственным программам, федеральным и муниципальным решениям на поставку продукции со встречными обязательствами, которые не связаны с объектом соглашения сторон. И запомните, как отразить в план-графике закупки в 2022 с оплатой в 2023 году: если извещение о закупке размещено в 2022 г. за счет средств 2023-го, то информация о такой закупке подлежит включению в план-график того периода, в течение которого планируется исполнение договорных обязательств.
  4. Если вы подписываете энергосервисный контракт. Цена такого соглашения рассчитывается в процентном соотношении от стоимости экономии на энергоресурсах.
  5. Если вам надлежит заключить договор в момент отзыва ЛБО в пределах принимаемых обязательств.

План-график составляется на трехлетний период. Если закупка с переходящим госконтрактом заключается на больший срок, то отразите ее в каждом из периодов действия плана-графика (ПП РФ № 1279 от 30.09.2019, п. 5 утвержденного порядка).

Пример, как отражать принимаемые обязательства прошлого года в проекте контракта:

Пример, как прописать предмет и цену контракта в случаях, когда сроки подписания договора переходят на другой год

Как переходящие контракты заключались раньше

В 44-ФЗ говорится, можно ли заключить договор поставки с 1 января 2023 года — да. Но корректнее заключать госконтракты концом текущего расчетного года с началом исполнения и финансированием в следующем. Большинство представителей организаций-заказчиков полагают, что так закупать запрещено. Но это не верно: положения 44-ФЗ допускают переходящие контракты.

Вот как это работало раньше. Бюджетные заказчики планировали закупки, составляли планы финансово-хозяйственной деятельности, планы закупок и планы-графики. Все три документа имели одинаковое значение в рамках правил их заполнения, расхождения не допускались. ПФХД и план закупок формировались не только на отчетный, но и на плановые финансовые периоды по схеме текущий и два последующих.

ПФХД — это основной бюджетный регистр, распорядители бюджетных средств выделяют лимиты бюджетных обязательств в разрезе показателей плана финансово-хозяйственной деятельности. С учетом того, что в ПФХД согласованы три финансовых периода, то и ЛБО выделяют не на один год, а на все три. Нормативы федеральной контрактной системы позволяют заказчикам публиковать извещение одного года, а контракт заключается в следующем году. Организации знают утвержденные показатели на плановый период и имеют возможность провести переходящую закупку на основании ПФХД и плана закупок.

Как отражаются переходящие контракты в плановых документах

Все соглашения со сроком исполнения в будущем периоде отражаются в плановых документах того года, в котором их собираются исполнить. Не указывайте их в последующих периодах. Если вы заключили переходящий контракт на следующий год по 44-ФЗ с авансом в текущем году, то отразите это в плане-графике двух периодов: и текущего, в котором платите аванс, и очередного, в котором проводите остальную часть оплаты.

В 44-ФЗ указано: если извещение размещаем в 2022 году, а контракт исполняем в 2023 году, то закупка отображается только в плане-графике 2023 года. Вот как перенести закупку в плане-графике:

  1. Найдите графу «Планируемый срок окончания исполнения контракта». Укажите в ней предварительное время исполнения.
  2. Разбейте сумму оплаты. Отдельно внесите сумму к оплате текущего и следующего отчетного периода.
  3. Заключите контракт и внесите его в контрактный реестр в Единой информационной системе. Продублируйте срок исполнения в соответствии с планом-графиком.

ВАЖНО!

В соответствии с Приказом Минфина № 184н от 27.08.2018 последний срок переноса финансирования на следующий год по 44-ФЗ — до 25 декабря текущего финансового периода (п. 13.5 Приказа № 184н).

Переходящим соглашениям, как и любым другим договорам, присваивается идентификационный код закупки года начала исполнения. Этот ИКЗ надлежит указывать в дальнейшем во всех платежно-расчетных документах.

Как отразить условие об оплате в переходящем контракте

В 44-ФЗ нет прямого ответа, разрешается ли заключить контракт поставки с 1 января 2023 года, но и запрета на оплату обязательств по соглашению, заключенному в предыдущем финансовом периоде, тоже нет. Если вы грамотно расписали условие о сроке поставки и порядке оплаты, то проблем возникнуть не должно (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Но это если соглашение зарегистрировано. Оплата незарегистрированных договоров для учреждений бюджетной сферы невозможна (ст. 72 БК РФ). Логика проста: соглашение регистрируют, а затем финансируют (доводят ЛБО). Если нет финансирования, то нет возможности оплатить поставленные товары, работы и услуги поставщику. Закупки проводятся только под те обязательства, которые фактически выделены и доведены.

Другой важный момент: если услуга по контракту оказана в декабре, а оплата прошла в январе, то стороны составляют протокол разногласий. В нем необходимо указать, что соглашение действует не до 31.12 текущего финансового периода, а до января следующего или до исполнения сторонами обязательств (п. 3 ст. 425 ГК РФ).

Прежде чем заключить переходящий контракт, включите корректные условия об оплате. Если по графику оплаты платежи распределены на каждый месяц, то оплачивайте требуемые суммы и ежемесячно вносите фактические показатели в реестр контрактов в ЕИС. Принятая схема работает для каждого года исполнения. Не допускаются расхождения по суммам ежегодного исполнения, указанным в плане-графике. При регистрации таких обязательств заказчик получит уведомление об ошибке.

Оплата требует корректной регистрации во всех используемых информационных системах. Вот как отразить заключение переходящих контрактов в Электронном бюджете:

  1. Как и в плане-графике, информацию о заказе включаем только в год непосредственного исполнения.
  2. ИКЗ ставим по году фактического исполнения.
  3. В предложении на закупку ставим реальный момент размещения — 2022-й, а оплаты — 2023 г. В ПФХД отражаем по факту: включаем в регистр 2023 г.

Как отразить переходящий контракт в бухгалтерском учете

Отразить переходящий заказ надлежит и в бухгалтерском учете. Вот как учесть расходы на период раньше заключения контракта: если заказчик заключил соглашение по лимитам бюджетных обязательств 2022 года, то проводки для переноса формируются через счет 1 502 11 000, несмотря на фактическое исполнение в 2023-м. Остаток обязательства на конец 2022 года на 2023-й не переносится. Бухгалтеру надлежит провести перерегистрацию обязательства по переходящему договору.

Для отражения бюджетных обязательств пользуйтесь инструкцией № 162н (Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010). Вот какие бухгалтерские проводки в казенном учреждении при изменении срока исполнения контракта на следующий год используют для отражения обязательств:

Проводка

Описание бухгалтерской операции

Дт КРБ 1 501 23 000 Кт КРБ 1 501 13 000

Перенос показателей лимитов бюджетных обязательств ПБС очередного финансового периода на текущий

Дт КРБ 1 501 15 000 Кт КРБ 1 501 25 000

Перенос значений лимитов, полученных ПБС, очередного финансового периода на текущий

Дт КРБ 1 502 21 000 Кт КРБ 1 502 11 000

Перенос принятых и неисполненных ПБС бюджетных обязательств очередного финансового периода на текущий

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева

Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Переходящие контракты 44ФЗ

Подборка наиболее важных документов по запросу Переходящие контракты 44ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 168 «Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Администрация муниципального образования (заказчик) в соответствии с договором подряда оплатила выполненные подрядчиком работы за вычетом установленного договором НДС, так как подрядчик во время исполнения договора перешел на УСН. Подрядчик не согласился с размером произведенной оплаты и обратился в суд с иском о взыскании долга по оплате работ. Суд удовлетворил требования подрядчика, указав, что цена контракта является твердой и подлежит изменению лишь в случаях, предусмотренных ст. ст. 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В указанном Законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой подрядчиком системы налогообложения, а также не предусмотрена возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС ввиду применения победителем аукциона УСН. Следовательно, применение подрядчиком специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2023)Перемена заказчика в ходе исполнения контракта возможна, в этом случае права и обязанности по контракту переходят новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Согласие подрядчика (исполнителя) по контракту для этого не требуется (Письма Минфина России от 21.09.2017 N 24-03-07/61198, N 24-03-07/61148). При этом Закон N 44-ФЗ не регламентирует порядок такой перемены и не определяет случаи, в которых такая перемена возможна. Переход прав заказчика по контракту возможен, например, при реорганизации заказчика (см. Письмо Минфина России от 30.01.2020 N 24-05-07/5494). Кроме того, передать полномочия заказчика можно для реализации бюджетных инвестиций. Это могут сделать госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления путем заключения соглашения о передаче полномочий заказчика (п. п. 4, 4.1 ст. 79 БК РФ, Письма Минфина России от 07.05.2020 N 24-03-08/36960, от 30.04.2020 N 24-03-08/35357).

Нормативные акты

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 14.04.2023)2. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Переходящие контракты на другой бюджетный год по 44-ФЗ заключают в текущем периоде, а исполнение обязательств по взаиморасчетам переносят на следующий. Но нужно учитывать особые правила.

Ключевые правила финансирования и планирования закупок

Для эффективного ведения закупочной деятельности государственные и муниципальные заказчики в процессе проведения закупок используют положения БК РФ (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ). Каждая организация-заказчик ежегодно разрабатывает, утверждает и публикует планы-графики — это основа закупочной деятельности. В ст. 16 44-ФЗ строго закреплено, вправе ли заказчик по 44-ФЗ провести закупку, если она не включена в план-график, — нет, заказчики проводят торги только в соответствии с планом-графиком. За проведение незапланированного заказа должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).

Плановый документ актуален в течение периода действия закона о бюджете (федеральном, муниципальном и внебюджетных фондов) на следующий отчетный и плановый периоды (ч. 5 ст. 16 44-ФЗ). Это позволяет заказчикам заключить как соглашение на один год, так и двухгодичный контракт по 44-ФЗ или более долгосрочный госконтракт. План-график составляется и публикуется в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, принятым на следующий период (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).

В 44-ФЗ указано, как в плане-графике закупок разместить контракт на 2023 год, заключенный в 2022 году: включить его в план 2023. Информация о закупке подлежит включению в плановые документы того периода, в котором исполнят этот контракт. По новым правилам, вступившим в силу с 01.10.2019, план-график формируется не на один, а на три финансовых периода. В 2022 формируем план на 2023 и плановые 2024-2025 годы.

Оплата закупок за счет средств бюджета 2022-2023

Бюджетным кодексом (ч. 1 ст. 72 БК РФ) предусмотрено, что приобретение товаров, работ, услуг на обеспечение государственных и муниципальных нужд производится только при соблюдении норм и правил действующего законодательства — Федерального закона № 44 и положений БК РФ.

Учреждения вправе заключать госконтракты на основании актуального плана-графика и оплачивать их в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на отчетный период (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

В Федеральной контрактной системе разъясняется, можно ли заключать контракты в текущем году на следующий финансовый год, — да, никаких запретов в 44-ФЗ не установлено. Но заказчик не вправе проводить те закупки, которые не были внесены в согласованный план.

Заказчики имеют возможность заключить договор концом предыдущего периода, если финансирование перечислят в следующем. По действующему бюджетному и контрактному законодательству, заказчик вправе совершить закупочную процедуру для определения поставщика товаров, работ или услуг в 2022 с целью дальнейшего заключения и исполнения госконтракта в 2023.

Получатель бюджетных средств (ПБС) принимает доведенные обязательства в рамках установленных ЛБО (п. 3 ст. 219 БК РФ). Лимиты определяются не только на текущий период, но и на два последующих. Цифры подтверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности и плане-графике, которые составляются на три года. Если заказчику утвердили текущие и будущие плановые показатели, то он вправе заключить переходящий договор на следующий год по 44-ФЗ:в 2022 — на 2023.

Каждый госконтракт в обязательном порядке включает пункты о сроках поставки и приемки, порядке и способах оплаты приобретенных товаров, работ, услуг (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Укажите в договоре условие, что услуги прошлого контракта будут оплачены в рамках следующего года, иначе у заказчика возникнут проблемы, если лимиты на оплату доведут не в полном объеме: придется расторгнуть текущий контракт или обновить его условия в дополнительном соглашении.

Если заказчик собирается провести закупку за счет бюджетных средств, запланированных на 2023, но не учтенных в выделенных бюджетных обязательствах на 2022-2024 гг., то процесс определения поставщика товаров, работ, услуг возможен только после доведения до учреждения средств бюджета на 2023-2025 гг. (письмо Минфина РФ № 24-03-07/67425 от 16.10.2017). Такой заказ вносят в план, действующий в 2022, только после непосредственного доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие (исполнение) таковых обязательств. В 44-ФЗ определено, после размещения плана графика когда можно заключать договор в 2022 году (или публиковать извещения), — не раньше чем через 1 день после изменения плана-графика (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).

Таким образом, заказчик имеет возможность включить сведения о закупках с периодом исполнения в 2023 г. в плановую документацию текущего, 2022. Учреждение обязано соблюдать нормы, установленные ст. 72 БК РФ, то есть заключать переходящие договоры только при наличии выделенных на них бюджетных средств. Все закупки, запланированные в текущем, 2022, на 2023, проводятся только под фактически доведенные обязательства.

Запомните важное правило: переходящие контракты указывайте в плане года их исполнения. То есть если извещение размещаем в 2022 году, а контракт исполняем в 2023 году, то закупка отображается только в плане-графике 2023 г. Вот как перенести закупку на следующий период исполнения:

  1. Откройте актуальный план-график.
  2. В графе «Планируемый срок окончания исполнения контракта» отразите период исполнения контракта.
  3. Разделите платежи по годам.
  4. Заключите переходящий контракт. В реестре госконтрактов ЕИС укажите такой же срок исполнения, что и в регистре планирования.
  5. Запомните ИКЗ (код присваивается в соответствии с годом начала исполнения) и указывайте его во всех платежах и сопроводительных документах.

В ГК РФ разъясняется, если акт выполненных работ бюджетному учреждению выставлен в январе за декабрь прошлого года, в каком месяце и году он должен быть отражен, — по факту исполнения. Если услуга по контракту оказана в декабре, а оплата прошла в январе, то менять контракт нет необходимости: соглашение действует до момента исполнения всех обязательств при условии включения такого пункта в текст контракта (ч. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ). В рамках действия 44-ФЗ стороны заключают дополнительное соглашение или протокол разногласий, в котором согласуют новый срок действия — до исполнения обязательств или до конца января следующего года.

Особенности для унитарных предприятий

Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) — исключение из положений ч. 3 ст. 2 223-ФЗ в связи с тем, что они имеют значительный вклад в обеспечение прав, безопасности и интересов граждан РФ. Для УП допускается заключение переходящих контрактов на следующий год в текущем. У предприятия утверждены плановые показатели бюджета, поэтому переходящие закупки являются полностью обоснованными.

Унитарные предприятия работают по нормам федеральной контрактной системы при получении субсидии из бюджета в рамках ст. 15 44-ФЗ. Основная закупочная деятельность строится на нормах 223-ФЗ. Информация о плане закупок по 223-ФЗ федерального государственного (муниципального) унитарного предприятия формируется в ЕИС на текущий финансовый год и плановый период.

Отражение переходящего контракта в плане-графике

Заключение переходящих контрактов допускается и в рамках Федеральной контрактной системы, и по нормативам БК РФ. Незарегистрированные соглашения оплате не подлежат. Это касается не только переходящих, но и текущих госконтрактов. Пока договор не зарегистрируют, его не профинансируют и не оплатят (ст. 72 БК РФ).

Минфин уточнил, может ли муниципальное казенное учреждение изменить источник финансирования в контракте дополнительным соглашением, — да, если сведения об источнике финансирования не влияют на взаимные обязательства сторон, по которым достигается соглашение, такие условия не являются существенными (письмо Минфина № 24-03-08/48635 от 05.06.2020). Несущественные условия меняют по соглашению сторон — в дополнительном соглашении.

Заключают переходящие контракты точно так же, как и обычные госконтракты. Сначала заказчик планирует заказ, затем проводит закупку и определяет победителя. С победителем госзаказа заключается договор на условиях, предусмотренных извещением и проектом контракта.

Информацию о заключенном контракте указываем не только в ЕИС, но и в плане-графике, сформированном в ГИИС «Электронный бюджет». Вот как отразить суммы, переходящие по контрактам с прошлого года, в «Электронном бюджете»:

  1. Заполняем плановые документы за год фактического исполнения соглашения.
  2. Указываем корректный идентификационный код закупки, совпадающий с периодом выполнения обязательств.
  3. Предложение на закупку формируем текущим, 2022, годом. Ставим фактический период оплаты — 2023. Отражаем заказ в ПФХД 2023 — года фактического исполнения.

Если заказчик — казенное учреждение, то заполняем плановые документы на многолетние контракты по 44-ФЗ по инструкции.

Шаг 1. Выбираем актуальный ПГ — раздел «Закупки».

Раздел закупок плана-графика в «Электронном бюджете»

Шаг 2. Детализируем заказ по КБК.

Раздел детализации по КБК в «Электронном бюджете»

Шаг 3. Проводим разбивку по периодам выполнения.

Разбивка контракта по периодам исполнения в «Электронном бюджете»

Шаг 4. Структурируем по КВР — коду вида расходов.

Отражение объемов средств, выделенных на исполнение контракта, в «Электронном бюджете»

Шаг 5. Добавляем сведения о нормативно-правовом акте и объемах финансирования по годам.

Сведения об объемах финансирования, превышающих срок ЛБО, в «Электронном бюджете»

Сохраняем введенную информацию.

Раздел объемов средств, планируемых по нормативному акту, в «Электронном бюджете»

После этого в ПГ отобразятся сведения о нормативно-правовых актах и связанных с ними ЛБО.

Бухгалтерский учет переходящих контрактов

Для отражения переходящих контрактов, заключенных на средства, выделенные в 2022, но с плановым исполнением в 2023, в бухучете используется счет 1 502 11 000. Образовавшийся остаток на будущие периоды не переносится.

Проведите перерегистрацию обязательств и отражайте фактические операции в новом финансовом периоде (Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010). Смотрите в таблице, как отражать принимаемые обязательства прошлого года в казенном учреждении при изменении срока исполнения контракта на следующий год, и по аналогии проводите операции БУ и АУ:

Дебет

Кредит

Содержание

КРБ 1 501 23 000

КРБ 1 501 13 000

Перенос утвержденных ЛБО заказчика с прошлого на текущий финансовый период

КРБ 1 501 15 000

КРБ 1 501 25 000

Перенос доведенных ЛБО с очередного финансового периода на текущий

КРБ 1 502 21 000

КРБ 1 502 11 000

Перенос принятых и неисполненных ЛБО с очередного на текущий финансовый период

Чтобы обеспечить организацию первоочередными товарами, работами и услугами в начале будущего года, заказчики заключают контракты заранее. В то же время заключить в текущем году контракт на будущий год можно, только если выполнено несколько условий.

ВНИМАНИЕ

Ограничения к сроку заключения контракта установлены в отношении получателей бюджетных средств и не распространяются на бюджетные учреждения

Об этом сказано в статье 6, пункте 2 статьи 72, пункте 5 статьи 161 Бюджетного кодекса.

При каких условиях заключить контракт

Контракт на следующий год заключите, если одновременно соблюдены два условия.

Условие 1. ГРБС довел лимиты на очередной финансовый год.

Заказчики заключают и оплачивают контракты только в пределах лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которые довел вышестоящий орган. Если ГРБС лимиты не довел, а вы заключили контракт, готовьтесь заплатить штраф – от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП).

ГРБС доводит лимиты до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Так сказано в пункте 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса. Подробнее о том, как ГРБС доводит лимиты, читайте в рекомендации.

Условие 2. Заказчик включил закупку в план-график.

Государственные и муниципальные заказчики проводят закупки в соответствии с планом-графиком. Процедуры, которые не предусмотрели в плане-графике, проводить нельзя. Следовательно, контракты, которые заключите в текущем году, а исполните в следующем, включите в план-график текущего года. Например, до заказчика довели лимиты бюджетных обязательств на 2022 год в декабре 2021 года. Заказчик вправе заключить в 2021 году контракты на 2022 год, но прежде, чем провести закупку, процедуру включите в план-график.

Контрактного управляющего или работника контрактной службы, который разместит в ЕИС извещение о закупке и не включит процедуру в план-график, контролеры оштрафуют на 30 000 руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП).

Одновременно выполнены перечисленные условия – заключайте контракт на следующий год. Вывод следует из пункта 2 статьи 72, пунктов 3 и 5 статьи 219 Бюджетного кодекса, части 1 статьи 16 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтвердил Минфин в письме от 14.04.2011 № 02-06-10/1371.

СИТУАЦИЯ

В план-график какого года включить закупку: процедуру проведут в текущем году, а контракт заключат в следующем

Включите закупку в план-график текущего года.

Например, определяете поставщика, подрядчика, исполнителя в 2021 году, а заключать и исполнять контракты по закупке планируете в 2022 году. В этом случае закупки нужно включить в план-график 2021 года. Основание – до заказчика довели объем прав в денежном выражении на 2022–2024 годы на принятие и исполнение обязательств.

Допустим, планируете провести закупку за счет средств 2022 года, которые в бюджете 2021–2023 годов не учтены. Тогда дождитесь, пока доведут объем бюджетных средств на 2022–2024 годы, и только после этого включите процедуру в план-график 2021 года и проведите закупку. Вывод следует из писем Минфина от 18.10.2017 № 24-01-06/68599, от 25.10.2017 № 24-01-10/70195.

СИТУАЦИЯ

Вправе ли федеральное бюджетное учреждение заключить долгосрочный контракт

Да, вправе. Бюджетное учреждение может заключить контракт на два года и более (до трех лет) с учетом срока, на который выделяется субсидия.

В случае годовой субсидии вы можете предусмотреть финансирование долгосрочного контракта за счет иной приносящей доход деятельности (софинансирование). При этом нужно предусмотреть плановые расходы на долгосрочный контракт в плане ФХД и указать объем финансирования на последующие годы в плане-графике (ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, ст. 6, п. 2 ст. 72, п. 1 ст. 78.1 БК, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 № 09АП-57328/2018 по делу № А40-160400/18). Ограничения срока заключения контракта установлены в отношении получателей бюджетных средств и не распространяются на бюджетные учреждения (ст. 6, п. 2 ст. 72, п. 5 ст. 161 БК).

Когда заказчик вправе заключить контракт сверх ЛБО

Заказчик вправе нарушить условия и заключить контракт сверх выделенных лимитов, но в исключительных случаях, которые перечислены в таблице (п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса).

Предмет контракта

Срок и пределы средств

Основание

Товары по госпрограмме вооружения

В пределах средств, которые выделили на госпрограмму, на срок реализации программы

Программа вооружения, которую утверждает Президент

Товары, работы или услуги, длительность производственного цикла которых превышает срок утвержденных лимитов

В пределах средств и на срок, который установили решением или актом

Решения о бюджетных инвестициях в объекты государственной и муниципальной собственности

Товары по госконтракту со встречными обязательствами, когда обязательства не связаны с предметом их исполнения

В пределах средств, которые выделили по госпрограммам РФ или субъектов РФ, на срок, который превышает доведенные ЛБО

Решения Правительства или высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ

Энергосервисные контракты, в которых заказчик определил цену как процент от сэкономленных энергоресурсов 

В пределах расходов, которые запланировали на оплату энергоресурсов и услуг на их доставку, на срок, который превышает доведенные ЛБО

Абзац 5 пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса

Контракты в период отзыва лимитов

 В пределах принимаемых бюджетных обязательств

 Абзац 6 пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса

Минфин также считает, что заказчик вправе заключить контракт с превышением доведенных лимитов только в перечисленных в таблице случаях (письмо Минфина от 12.12.2014 № 02-10-09/64499).

СИТУАЦИЯ

На какой срок можно заключить контракт, если заказчик получил ЛБО на срок более одного года

Контракт можно заключить на срок более одного года. Потому что заказчику доведены лимиты бюджетных обязательств на срок более одного года. Именно поэтому заказчик вправе заключить переходящий долгосрочный контракт, срок действия которого соответствует сроку выделенных лимитов. Вывод следует из письма ФАС от 14.07.2014 № АД/28082/14. 

СИТУАЦИЯ

Какое условие нужно отразить в контракте, который заключен со сроком исполнения в текущем и плановом периоде

Контракт должен содержать отлагательное условие. В контракт следует включить условие о том, что поставщик исполнит свои обязательства только после того, как получит от заказчика уведомление о доведении финансирования. Если до заказчика доведены ЛБО, это позволит оплатить контракт, не изменяя его условий. Если же заказчик не получит лимиты или получит их в меньшем размере, чем было запланировано, то придется расторгать контракт или вносить изменения. Позицию подтвердил Минфин в письме от 22.04.2016 № 02-02-04/23390 и ФАС в письме от 20.03.2017 № РП/17453/17.

По общему правилу все контракты, по которым предусмотрен срок оплаты в текущем году и которые финансируются за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, заказчики должны оплатить не позднее 1 октября текущего финансового года (п. 6 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496).

В любом случае, независимо от отзыва лимитов бюджетных обязательств, заказчики после 1 октября могут проводить закупки по основаниям, которые приведены в таблице. 

Какие закупки можно проводить при отзыве лимитов

Какие закупки можно провести после 1 октября

Где посмотреть в постановлении № 1496

Какие закупки можно провести после 1 октября

Где посмотреть в постановлении № 1496

Закупки по гособоронзаказу

Подпункт «б» пункта 11

Закупки для Президента, Правительства, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы

Подпункт «в» пункта 11

Закупки для исполнения международных обязательств страны

Подпункт «г» пункта 11

Закупки для ФКУ, которые исполняют наказания в виде лишения свободы

Подпункт «д» пункта 11

Закупки за счет Федерального дорожного фонда

Подпункт «е» пункта 11

Закупки, по которым до 1 октября разместили извещения или направили поставщику проекты контрактов

Подпункт «ж» пункта 11

Закупки по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 40, 41, 42, 46, 50, 51, 52 и 56 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, информация о которых включена в план-график закупок

Подпункт «з» пункта 11

Закупки электронным запросом котировок или предложений

Подпункт «з» пункта 11

Закупки услуг экспертов, специалистов, переводчиков, а также если контракт текущего года заключили после расторжения другого контракта или одностороннего отказа

Подпункт «и» пункта 11

Закупки по расходам, связанным с судами или банкротством

Подпункт «к» пункта 11

Закупки за пределами России

Подпункт «л» пункта 11

Закупки на сумму не более 10 процентов не использованных на 1 октября лимитов

Подпункт «м» пункта 11

СИТУАЦИЯ

Что делать, если отозвали финансирование из-за распределения средств на мероприятия по борьбе с коронавирусом

Отмените закупку, ведь оплатить исполнение заключенных контрактов заказчик уже не сможет. Причем отменить закупку заказчик вправе даже с нарушением срока, установленного частью 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ. Он не будет привлечен к административной ответственности. Такую позицию высказал ФАС в письме от 24.04.2020 № ИА/35242/20.

© Материал из Справочной системы «Госзаказ».

Рост ставки НДС с 2019 года не только повысил фискальную нагрузку, но и принес бизнесменам немало сопутствующих проблем. Одна из них — переходящие контракты, которые были заключены при прежней ставке налога, и продолжают действовать сейчас. Рассмотрим, как правильно предусмотреть в договоре изменение ставки НДС и в каких случаях это нужно делать.

Что такое переходящие контракты

Договоры между бизнесменами часто заключаются на длительный срок, который может составлять до нескольких лет. Поэтому неудивительно, что многие из действующих сейчас контрактов были подписаны в период, когда увеличение НДС еще не планировалось и никакой информации об этом не было.

А когда соответствующий закон был принят — перед бизнесменами встала необходимость произвести внесение изменений в переходящие договоры. Ведь весь объем реализации (за исключением льготных категорий) после 01.01.2019 в любом случае должен облагаться по ставке 20%, независимо от того, что написано в договоре.

Важно!

Несоответствие между положениями контракта и отгрузочными документами может повлечь за собой массу проблем как с контрагентами, так и с проверяющими. Это касается любых видов сделок: договоров аренды, купли-продажи, подряда и т.п.

Но отражать увеличение ставки НДС в договоре необходимо не всем. Это зависит от вида деятельности и тех формулировок, которые присутствовали в документе изначально.

Далее рассмотрим, кто может оставить все «как есть», а кому необходимо заняться переоформлением.

Кто может не менять условия договоров

В первую очередь — это льготники, которые платят НДС по ставкам 0% или 10%.

Нулевая ставка относится в основном к экспортерам и тем, чей бизнес связан с экспортом, например, к международным перевозчикам (п. 1 ст. 164 НК РФ).

Льготная ставка 10% распространяется, в частности, на продукты питания и детские товары (п. 2 ст. 164 НК РФ).

В обоих случаях, если договор относится только к льготным категориям, то менять его не нужно. Повышение ставки коснулось только тех, кто платит налог на общих основаниях.

Также не нужно ничего менять, если цена указана без учета налога. Здесь важна формулировка в договоре, она должна прямо включать в себя словосочетания «без НДС» или «без учета НДС».

Пример

В договоре указано: «цена за единицу товара — 1000 рублей без учета НДС». В этом случае по всем отгрузкам до 31.12.2018 года включительно будет начисляться 180 руб. НДС в расчете на единицу, а начиная с 01.01.2019 — 200 руб. на единицу.

Также договор может остаться неприкосновенным, если он вообще не включает в себя цену. Подобный тип контрактов предусматривает, что стоимость по каждой отгрузке согласуется отдельно. Для этого стороны подписывают приложение к договору или спецификацию. Здесь тоже все понятно — все подобные документы, начиная с 01.01.2019 года, нужно оформлять с учетом ставки 20%, а текст базового контракта останется неизменным.

Есть еще один «экзотический» вариант, при котором можно не изменять ранее заключенные контракты. Речь идет о ситуациях, когда в договоре закреплено право продавца повышать цену при росте НДС. Но так как последний раз ставка НДС в России менялась в 2004 году (причем — в сторону уменьшения), то вряд ли таких предусмотрительных бизнесменов оказалось слишком много.

Как внести изменения в договор

Всем же остальным, кто не упомянут в предыдущем разделе, придется учесть повышение НДС в договоре. Лучше всего составить дополнительное соглашение со ссылкой на положения НК РФ.

Пример

«Цена единицы товара без НДС составляет 1000 руб. В соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ при реализации до 31.12.2018 включительно дополнительно предъявляется НДС по ставке 18%, при реализации с 01.01.2019 — по ставке 20%».

Если вы до сих пор не указали НДС 20% в переходящих договорах, постарайтесь договориться с контрагентами и подписать соглашения 2018 годом, чтобы в дальнейшем при проверках не возникало вопросов.

Однако договориться получается далеко не всегда, и дело здесь не только в дате. Ведь покупатель, соглашаясь на изменение ставки НДС по действующему договору, несет убыток. В чем здесь дело и как стороны могут решить вопрос, рассмотрим далее.

Кто заплатит за повышение ставки НДС

Простой расчет показывает, что корректировка договора, описанная выше, невыгодна для покупателя. Ведь если ранее при цене 1000 руб. без НДС он в итоге платил 1180 руб. за единицу, то теперь ему придется заплатить 1200 руб. Дополнительные расходы составят 20 руб., что составляет примерно 1,7% от первоначальной цены (20 / 1180).

Кто платит НДС (продавец или покупатель)

Сумма в примере невелика, но на практике стоимость контракта нередко исчисляется миллионами рублей. Поэтому изменение цены в договоре на 1,7% может привести к ощутимым дополнительным расходам для покупателя.

Поставщик может попробовать договориться со своим контрагентом. Если покупатель тоже платит НДС, то есть смысл сослаться на то, что он сможет поставить сумму налога к вычету по декларации. Правда, эта экономия «возникнет» позднее, лишь по итогам расчетного квартала, но стороны могут дополнительно договориться о рассрочке по оплате.

Безопасная доля вычетов по НДС в 2019 году

Если же покупатель работает на спецрежиме или просто отказывается согласовать изменения без объяснения причин, то поставщик оказывается в сложном положении.

В этом случае он должен выделить НДС по ставке 20% из первоначальной цены, рассчитанной на 18% ставку. В итоге выручка без НДС составит 1180 / 120 х 100 = 983,33 руб. Т.е. 1,7% от дохода теряет уже продавец.

Важно!

Чиновники в своих разъяснениях указывают, что рост ставки НДС не должен вызывать автоматической корректировки договорных цен.

В части госконтрактов такой пересмотр возможен только для крупных сделок, стоимость которых исчисляется миллиардами рублей (письмо Минфина РФ от 28.08.2018 № 24-03-07/61247).

Что же касается обычных договоров между коммерческими организациями, то здесь чиновники полностью оставляют решение этого вопроса на усмотрение сторон (п. 1 письма ФНС РФ от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).

А если договориться, как описано выше, не удалось, то изменение цены в договоре возможно только через суд.

Может ли суд заставить покупателя согласиться на изменение цены

Судебные перспективы для поставщика здесь весьма сомнительны. Во-первых, изменения законодательства сами по себе не обязывают стороны корректировать условия договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ). Исключение возможно только для тех ситуаций, когда новый нормативный акт прямо предписывает внесение таких изменений. Но в законе от 03.08.2018 № 303-ФЗ о договорах не упоминается.

Поставщик также может сослаться на ст. 451 ГК РФ, которая дает возможность корректировать договоры при существенном изменении обстоятельств. Но, как мы увидели выше, потенциальные потери продавца составляют менее 2% от суммы сделки. Доказать суду, что этот ущерб является существенным, будет непросто.

Когда в 2004 году снизилась ставка НДС, возникали аналогичные споры, только в зеркальном отражении. В той ситуации, если поставщики отказывались снизить цену, ущерб несли покупатели.

Суды обычно указывали, что общая цена договора может быть изменена только по соглашению сторон, а сумма НДС в спорных случаях выделяется из нее расчетным путем по действующей на момент реализации ставке.

Эту позицию в итоге подтвердил и Высший Арбитражный Суд РФ (п. 17 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

Скорее всего, суды и сейчас будут рассматривать переходящий НДС с аналогичных позиций. Поэтому шансы поставщиков на принудительное изменение условий контрактов невелики.

Как начислять налог при «переходящих» сделках

Бизнес-процессы протекают непрерывно, поэтому при смене условий налогообложения неизбежно возникают «переходные» сделки. Речь идет о ситуациях, когда реализация и оплата относятся к периодам с разной действующей ставкой налога. Критерий здесь следующий — начисление НДС нужно производить в соответствии с датой реализации, независимо от периода перечисления оплаты.

Пример

НДС в договоре подряда с аванса, перечисленного в 2018 году, начисляется по расчетной ставке 18/118. Если работы выполнены в 2019 году, то к их стоимости уже применяется ставка 20%. Вычет «авансового» НДС после реализации производится по ставке начисления — 18/118.

В обратной ситуации, когда реализация была в 2018 году, с ее суммы начисляется НДС по ставке 18%. Оплата в данном случае может производиться в любом периоде, на сумму налога это никак не повлияет.

Как избежать «переходных» проблем с налоговиками

Переход на новую ставку НДС влечет за собой немало проблем для бизнесменов. Но к ним может добавиться и еще одна: с контролирующими органами.

Не секрет, что НДС находится под самым пристальным вниманием налоговиков. Этот платеж дает существенную часть поступлений в бюджет, а для бизнеса — является основной фискальной нагрузкой.

Поэтому все бизнесмены стремятся оптимизировать этот налог, и далеко не всегда — законными методами. Существенная часть нарушений закона в сфере налогообложения связана именно с НДС.

Банки будут выявлять схему уклонения от НДС

Неудивительно, что с точки зрения контролеров сложилась своеобразная презумпция виновности налогоплательщиков в части НДС. Поэтому проверка деклараций часто заканчивается для компании серьезными проблемами. Бизнесмену приходится предоставлять массу документов и давать множество пояснений, чтобы отвести от себя подозрения в незаконных действиях.

Эта статья поможет вам разобраться в регламенте камеральной проверки, понять свои права и обязанности, а также подготовиться к возможным трудностям. Наших клиентов вообще не касаются сложности, связанные с изменениями налогового законодательства, в том числе и ставок НДС.

Все «технические» вопросы берут на себя наши эксперты. Если же какие-либо действия в этой области требуются от владельцев или руководства компании — мы своевременно предупреждаем об этом.

А еще мы подготовили инструкцию для своих клиентов: что необходимо предпринять плательщикам НДС в связи с повышением ставки налога. Ваша бухгалтерия так же заботится о вас?

Резюме

В связи с ростом ставки НДС у большинства бизнесменов возникает необходимость внести корректировки в договоры. Оставить условия без изменения могут только льготники и те, в чьих контрактах нет прямого указания на «старую» ставку НДС.

Однако покупатели не заинтересованы в повышении цены и могут отказаться подписать дополнительные соглашения.

В этом случае поставщик, скорее всего, будет вынужден возместить рост налоговой ставки за свой счет. Попытка решить вопрос через суд вряд ли будет удачной.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти нужную строку в sql
  • Ошибка bootmgr is missing press ctrl alt del to restart как исправить
  • Как исправить баг с загрузкой
  • Как найти массовую долю h20
  • Как найти госуслуги российской федерации