Как составить пересказ текста по литературе 2 класс

Всем
известно, что существует несколько видов пересказа и обычно они проходят в
такой форме. Учитель выбирает текст и просит детей ознакомиться с ним дома, а
затем на уроке ученики передают содержание прочитанного либо по вопросам, либо
пересказывают подробно. Выслушивание на уроке одного и того же текста,
исполняемого разными детьми у доски, утомляет учеников. Такой пересказ волнует
только самого читающего, да и то с точки зрения получение отметки. Часто можно
наблюдать, что ученик, пересказывая текст или отрывок из него, не понимает
содержания, а его ответ лишь заученные дома фразы.

Как
сделать данный вид деятельности интересным, как вовлечь всех детей в классе в
творческую работу?

В
своем уроке я попробую ответить на данные вопросы, которые волнуют многих
учителей.

Чтобы
урок прошел успешно необходимо выполнить следующие условия при его
подготовке
:

  1. Предварительное
    чтение текста дома.
  2. Знание
    детьми схем авторской работы. (Приложение 1)
  3. Знание
    способов творческой работы, которые были введены учителем постепенно.
  4. Сформированность
    умения учащихся оценивать работу своих товарищей.
  5. Групповая
    форма работы.

Способы
творческой работы при пересказе текста

1. Использование памятки. (Приложение 2)

2. Использование схем. Дети
схематично зарисовывают основные моменты текста. Данный вид деятельности
рекомендую для той категории учеников, у которых есть проблемы с памятью.

3. Инсценирование.
Этот вид деятельности направлен на развитие воображения, формирование
установки на чтение не как на развлечение, а как на труд души.

Исходя
из этих способов, в классе формируются три группы.

Таким
образом, на данном уроке ученики выступают в роли:

Читателя
— прочитали произведение дома и пред выполнением работы просматривают текст
снова.

Слушателя-
выслушивают ответы своих товарищей.

Актера
— проигрывают сюжет произведения.

Критика
— оценивают работу своих товарищей.

Тема:
Николай Носов «Фантазеры» (пересказ художественного текста)

Цель: учить школьников
пересказывать художественное произведение, выбирая при этом доступный своим
способностям вид деятельности. Учить детей обращать внимание на автора
произведения, на название рассказа и на смысл этого названия.

 Помочь
детям осознать нравственный смысл произведения: кого из героев можно назвать
«фантазерами», а кого «врунами».

Развивать
интерес к творчеству писателя, развивать речь, воображение, навыки чтения,
навыки работы со словарем.

Оборудование:
схемы
авторской работы (Приложение 1), толковые словари, памятки (Приложение 2),
чистые листы бумаги и карандаши, черные и белые кружки для оценки, учебники
«Литературное чтение».

Форма
работы
:
групповая

Ход урока

1.
Оргмомент


Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
Посмотрите на меня, я хочу увидеть ваши глаза, понять как вы готовы к уроку,
какое у вас настроение.

2.
«Мозговой штурм»

  • Как
    называется рассказ, который вы прочитали дома? («Фантазеры»)
  • Кто
    автор рассказа? (Николай Носов)
  • Кто
    рассказчик: РГ или РП. (РП)
  • Какая
    из схем, представленных на доске, подходит к данному произведению?
    (Приложение 1)
  • Докажите,
    что в этом произведении РП. (рассказчик не называет себя, он как бы
    наблюдает со стороны за происходящими событиями)

3.
Постановка
учебной задачи


Сегодня на уроке нам необходимо пересказать все три части рассказа «Фантазеры».
Я предлагаю вам следующие виды работы: работа с памяткой, составление схем,
инсценирование. Выберите тот вид работы, который вам больше нравится.

Дети
объединяются в группы, в зависимости от вида деятельности.

Учитель
каждой группе дает задание.

1
группа:
раздаются
памятки, толковые словари

В
1 части рассказа найдите непонятные вам слова, попробуйте объяснить их
значение, составьте план этой части.

Расскажите,
как составить план? (выделить главное в абзаце)

2
группа:

прочитайте еще раз 2 часть, а затем схематично зарисуйте ее. Вы будете
рассказывать по своим зарисовкам.

3
группа:

вам предстоит инсценировать 3 часть рассказа. Прочитайте, распределите роли.
Подумайте, какие предметы вам помогут в работе.

Дается
время на подготовку (рекомендуется включить спокойную музыку).

4.
Проверка выполненной работы


Дома при чтении произведения, в какой роли вы выступали? (читателя)


Кто вы на уроке? (читатели, слушатели, актеры)


Совершенно верно. Но я хочу напомнить вам, что вы будете оценивать работу своих
товарищей. Приготовьте черные и белые кружки. Что они означают? (белый цвет — понравилось,
черный — не понравилось).


Ребята, при оценивании не забудьте сказать, что именно вам понравилось или
почему вы считаете, что кто-то из товарищей выступил неудачно.

1
группа.

Значение
непонятных слов. В первой части нам было непонятно значение слов: «небылицы»,
«фантазеры», «космическое пространство». Мы нашли значение этих слов в толковом
словаре.

Небылицы
— неправдоподобные истории, фантазеры — от слова фантазия, что означает
способность к творческому воображению, мечта, нечто надуманное, несбыточное.
Пространство от слова «простор» — свобода, раздолье. А космическое пространство
— это простор за пределами земной атмосферы.

План
1 части.

1. Возраст.

2. Фантазии о море: как
переплывали, встреча с акулой.

3. Встреча с крокодилом.

4. Фантазии о транспорте.

5. Полеты во сне.

Далее
идет пересказ по плану.

Итоговые
вопросы учителя:


Чему позавидовал Стасик?


Можно ли таких врунов назвать «фантазерами»? Почему? (ребята врут для
удивления, придумывают что-нибудь «небывалое», развивают свою фантазию)

Класс
оценивает работу 1 группы.

2
группа:
представляют
схематичную зарисовку 2 части рассказа и передают по схеме содержание 2 части.
(Приложение 3)

Итоговые
вопросы учителя:


Почему Стасик считал, что врать не стыдно? («Мы же никого не обманываем»)


Когда, с точки зрения Игоря, есть смысл врать? («.. а я вчера соврал, мне от
этого польза»)


Почему Мишутка и Стасик отказались сидеть на лавочке с Игорем? (Игорь рад, что
из-за него «другому досталось»)


На чьей стороне вы в этой ссоре?

Оценка
классом.

3
группа:

инсценировка эпизода на лестнице: диалог героев.

 Роли:
Мишутка, Стасик, Ира.

Предметы:
сделали из бумаги макет мороженого.

Мимикой
и жестами дети подчеркивают настроение девочки в начале встречи.(грустное,
потому что ее наказали несправедливо) и в конце, когда мальчики поделились с
ней мороженым.

Итоговые
вопросы учителя.


Зачем Стасик врет, что они не хотят мороженого? (Чтобы Ира не отказалась есть
мороженое)


Как отнеслась Ира к выдумке Мишутки, что он один раз «съел целое ведро
мороженого»? (Засмеялась)


На чьей стороне, по вашему мнению, симпатии  рассказчика? (На стороне Мишутки и
Стасика)

Оценка
классом..

5.
Итог урока


Какая форма работы на уроке вам понравилась?


Что хотели бы рассказать родителям о нашем уроке?


Мне тоже понравилось с вами работать. Я благодарю вас за урок.

6.
Домашнее задание

Сделайте
небольшие зарисовки к этому рассказу, еще раз подумайте, почему Н. Носов назвал
свой рассказ «Фантазеры»?

Беседа на родительское собрание во 2 классе

«Учим детей пересказывать текст»

Умение пересказывать прочитанный текст — необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел — пересказал. Пересказ не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Со второго класса систематически на уроках развития речи происходит обучение письменному пересказу. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. Чтобы помочь ребёнку в первом случае, акцент нужно делать именно на развитии речи и с помощью простых игр на развитие речи. А вот во втором случае нужно тренировать именно умение делать пересказ текста.

Для начала нужно правильно выбрать тест для пересказа. В первую очередь текст должен соответствовать уровню развития ребенка, быть лёгким для детского восприятия. В таких текстах действия, совершаемые героями, должны быть понятны ребенку, а сами персонажи должны обладать ярко выраженными характерами. Объем текста тоже не должен быть слишком большим.

Также нужно помнить о том, что обучение и воспитание ребенка всегда идут рука об руку. Поэтому тест обязательно должен иметь воспитательную ценность, учить ребенка чему-то полезному и хорошему. Наконец, текст для пересказа должен быть интересным для ребенка. Иногда пересказ текста «не идёт» именно потому, что не вызывает интереса.

Начинать осваивать пересказ текста лучше со сказок: они интересны ребенку, достаточно просты, но при этом не примитивны, обладают четкой структурой и размеренным течением событий. Позже можно постепенно переходить к рассказам, увеличивать объем предлагаемых для пересказа текстов.

Готовить ребенка к пересказу текста нужно по определенному плану: если прочитать один раз текст, а потом сразу попросить его пересказать, вряд ли у него что-то получится. Даже не у каждого взрослого это выйдет. Поэтому тест нужно будет прочитать несколько раз, а между чтениями — выполнить определенные задания.

Прочитав текст в первый раз, следует определить, о чём идёт речь в тексте. Просто выделить главную идею и сформулировать ёе в паре предложений. На этом этапе нужно обратить внимание на заголовок текста и подумать, почему автор назвал его именно так, а не иначе. Заголовок может выражать основную мысль или тему текста. Текст, при этом, нужно читать не спеша, внятно и разборчиво.

После этого нужно определить, из каких частей состоит текст. К каждой части нужно придумать вопросы. Затем тест читается второй раз, и ребёнок отвечает на вопросы по тексту. Важно уметь отвечать на 6 основных вопросов: Кто? Что делает? Когда? Где? Как? Почему?

После второго прочтения можно составлять план, который облегчит пересказ текста.

Для этого текст нужно перечитать третий раз, по частям. Каждая часть — это один или несколько абзацев, объединенных общей идеей. Можно придумать свои названия каждого пункта плана или использовать фразы из текста, которые наиболее точно выражают основную идею каждой смысловой части. Теперь стоит прочесть план и попробовать пересказать идею каждого абзаца вслух.

Пришло время еще для одного чтения текста. Слушая текст, ребенок концентрируется на основных идеях, порядке, в котором они изложены, выделяет самые яркие образы и примеры, которые подкрепляют основную мысль. После этого обсуждаются самые существенные детали текста. Но слишком сильно в детали углубляться не надо: если пересказ текста будет слишком подробным, ребенок просто «не увидит леса за деревьями». Нужно учить его отличать существенные подробности от несущественных. Обязательно на этом этапе уточняются значения незнакомых слов, если они есть в тексте.

Наконец, стоит поинтересоваться мнением ребенка: текст наверняка вызвал у него какие-то мысли, эмоции, переживания. Стоит спросить у него, как, по его мнению, автор относится к главным героям и событиям? А как относится он сам? Согласен ли он с автором? Пусть ребенок как можно точнее опишет, что ему понравилось в тексте, а что — нет.

Напоследок пусть ребенок ещё раз ответит на шесть вопросов, которые помогут освежить в голове содержание текста: Кто? Что делает? Когда? Где? Как? Почему?

И вот теперь можно браться собственно за пересказ текста. В качестве помощи на первых порах можно использовать сюжетные картинки: готовые или нарисованные самим ребенком в процессе подготовки к пересказу.

И помните, что пересказ текста — это тренировка не столько запоминания, сколько понимания. Не требуйте от ребенка механически заучивать текст: если он поймет его, он сам расскажет его своими словами.

Один из способов помощи ребёнку в пересказе – совместный пересказ со взрослым. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимание, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит.
          При совместной работе полезно спросить ребенка: «Понравился ли ему ваш совместный пересказ?». Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать. А вы наверняка что-то упустите. Если не понравился, спросите: «Чем?», «Что было не так?». И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся! В следующий раз у нас обязательно всё получится!

В начальной школе используется несколько видов пересказа: подробный, краткий, выборочный, с перестройкой текста, с творческими дополнениями (изменение лица рассказчика, инсценирование, словесное рисование или иллюстрирование)

Познакомьте ребёнка с предложенной памяткой. Сохраните её, разместив дома над рабочим столом или в уголке ученика.  Постарайтесь первое время помогать ребёнку выполнять каждый пункт памятки, пока привычка действовать в определенной последовательности не станет относительно устойчивой. В дальнейшем процесс подготовки к пересказу, осознанный и разделённый на этапы, станет основой для подготовки ответов у доски на уроках в средней школе и при экзаменационных ответах в старшей школе.

ПАМЯТКА «ГОТОВЛЮ ПЕРЕСКАЗ»

  1. Прочитай произведение. Выясни значение непонятных слов (по словарю или спроси у взрослых)
  2. Перечитай текст снова. Убедись, что теперь тебе понятно всё, о чём говорит автор.
  3. Определи главную мысль произведения, сформулировав её в нескольких предложениях.
  4. Раздели произведение на части.
  5. Подбери заголовок к каждой части.
  6. Сделай небольшую паузу (на 3-5 минут). Выполни гимнастику для глаз, пройдись по комнате.
  7. Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.
  8. О чём ты будешь рассказывать? Найди и прочитай самые важные слова и выражения. Если они очень трудные – выпиши на отдельный лист.
  9. Подумай, с чего надо начать рассказ? Что произошло потом? Что случилось в конце?
  10. Перескажи произведение по составленному  плану.
  11. Расскажи ещё раз.

Пересказу необходимо систематически обучать. Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

Использованные материалы:

  1. Анна Пономаренко «Учим ребёнка делать пересказ текста»
  2. https://docs.google.com
  3. http://strana-sovetov.com/kids/common/5365-text-retelling.html
  4. http://www.karapuz.kz
  5. http://shkolabuduschego.ru

Пересказать текст по плану гораздо проще, чем без него. Для этого необходимо разделить текст на части (обычно по количеству абзацев), озаглавить каждую часть. Затем попробуйте пересказывать текст по одной части, выделяя самое главное. Постепенно сложится и весь текст. Еще помогают и опорные слова, которые можно выписать при подготовке к пересказу. Например, вот текст:

В саду.

В саду зелень кустов и деревьев уже потускнела, даже подсохла за лето. Но зато как славно выглядывает из побуревшей листвы румяное яблоко или сизая слива!

Уже закончился сбор вишни, крыжовника, смородины, малины, началась уборка яблок, слив и груш. В августе убирают только ранние сорта, а зимние ещё красуются на деревьях и ждут своей очереди.

Заботливый садовод последний раз в этом году разрыхлил почву вокруг деревьев, подкормил их, а теперь проверяет подпорки и собирает падалицу.

(74 слова) Г. Скребицкий.

Возможен такой план для пересказа:

  1. Зелень потускнела
  2. Сбор ягод и фруктов
  3. Заботливый садовод

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое пересказ, и каким он должен быть…

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

· Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!

· Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.

· Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.

· Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.

· Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный, близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

· Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: «Да ты что! А он что? А ты что ответил?»

· Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию «страшных историй» (помните, как в детстве дети рассказывают о «черной руке», «зеленом глазе» и прочих ужасах).

· Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.

· Метод «снежного кома». Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.

· Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.

· Спрашивайте. Не стоит говорить: «А теперь перескажи!». Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе «Красной шапочки» уместны вопросы: «Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?». Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам. Читайте также: Как научить детей задавать вопросы.

Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

· Словарная работа.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

· Первичное знакомство с текстом.

На данном этапе важно выделить смысловые части.

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

· Обобщение впечатлений и совместный пересказ.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.

· Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

· Повторное чтение.

· Собственно пересказ.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

1. Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий.

2. При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.

3. Если текст сложный, попробуйте читать вслух и «с чувством, толком, с расстановкой».

4. Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.

5. Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.

6. Найдите «благодарного слушателя». Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.

И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

21.01.2016

Бокучава Теона Тимуровна

Учитель начальных классов

Пересказ – вид работы учащегося, средство развития речи на основе образа. Проводится этот вид работы во всех классах, начиная с первого, практикуется на всех уроках. Состоит в передаче учеником содержания прочитанного текста – как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, средств языка – лексики, синтаксиса, образных средств.

Оценить★★★★½

4874

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия № 1»

Рузаевского муниципального района

Тема:«Пересказ на уроках литературного чтения»

Алгоритм составления плана текста (для пересказа).

(2-й класс)

Выполнила: учитель начальных классов

Бокучава Теона Тимуровна

Рузаевка 2016 г.

Развитие речи учащихся – одна из главных задач учебного предмета «Литературное чтение». В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значение новых слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т. д. Однако только на уроках русского языка и чтения задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения вносит существенный вклад в формирование общей культуры, эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

Пересказ – вид работы учащегося, средство развития речи на основе образа. Проводится этот вид работы во всех классах, начиная с первого, практикуется на всех уроках. Состоит в передаче учеником содержания прочитанного текста – как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, средств языка – лексики, синтаксиса, образных средств. В младших классах для облегчения пересказа используются вопросы, со второго класса вводится план. Чтобы пересказ не был простым воспроизведением, в него вводятся элементы анализа, а также творческие дополнения.

Различаются виды пересказа: близкий к тексту, образца, подробный пересказ, сжатый, краткий пересказ, выборочный пересказ, пересказ с творческими дополнениями и изменениями… Работу по формированию умения чётко излагать свои мысли надо начинать с пересказа, услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Чтобы научить детей последовательному пересказу, на первых этапах необходимо после прочтения рассказа задавать детям вопросы по содержанию, которые отражают последовательность событий в том порядке, как они следуют в авторском тексте. Можно давать задание ребятам нарисовать словесные картинки к прочитанному рассказу. Можно предложить учащимся назвать по порядку слова-действия, а затем восстановить текст с опорой на последовательность глаголов. При обучении пересказу с опорой на картинки учитель просит детей расставить картинки в последовательности рассказа, при этом выясняются причинно-следственные связи. Затем можно задание усложнять: перевернуть картинки и предложить детям, что было изображено на каждой из них и пересказать текст. Позднее детей необходимо учить определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Можно разнообразить задания, попросив детей придумать и назвать подходящие к плану картинки, а затем пересказать рассказ по плану и воображаемым картинкам.

Развивая у детей фантазию, творческое мышление, на уроках литературного чтения учителю надо включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине, концу рассказа). Например, предложить ученикам прослушать начало рассказа, затем придумать конец, дать название рассказу и пересказать его целиком.

После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, постепенно необходимо переходить к последовательной передаче содержания услышанного, учить их составлять выборочный пересказ. Наиболее сложным для детей является краткий пересказ.

Краткий пересказ – вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания основного текста, лишённого деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной, вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа, текста в одном тезисе. Сокращение, сжатие требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие языковые средства и построить новый, собственный сжатый текст. Если при подробном, полном изложении, пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности исходного текста, то в сжатом пересказе это не соблюдается. Обычно сжатый пересказ приближается к стилю деловой информации.

Способы сжатия текста:

Исключение подробностей, деталей.

Обобщение конкретных, единичных явлений.

Сочетание деталей исключения и обобщения.

Краткий пересказ формирует умения:

Вычленять главное.

Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.

Умение сокращать текст.

Выборочный пересказ – вид устного пересказа, как приёма развития речи. Выборка может производиться из разных частей текста, например пересказать всё, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; всё, что характеризует картины природы в тексте. Выборочные пересказы могут быть связаны с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием учителя. Проводятся такие пересказы, как правило, не ранее второго класса, служат основой для подготовки к сочинениям типа характеристики героев литературного произведения. В дальнейшем учим детей творческому пересказу. Творческий пересказ – вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр.; перестройка сюжетного произведения в составление диафильма, киносценария, составление рассказа по аналогии с прочитанным.

Можно в 3-4 классах предлагать детям такой вид творческого пересказа, как пересказ – сравнительная характеристика с изменением лица.

Подробный пересказ – вид письменного изложения или устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки. Задача подобного, близкого к тексту пересказа – не только передать образец по содержанию, но и сохранить по возможности композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца. Подробные пересказы проводятся во всех классах школы и служат средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

В ходе подобной работы у учащихся обогащается словарный запас и грамматический строй речи, дети овладевают нормами литературного языка, что не менее важно, чем усвоение норм правописания. Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается в уточнении лексического значения и сферы употребления, известных детям слов.

Алгоритм оценки рассказывания народной сказки

Для того чтобы интересно и выразительно рассказать сказку, надо:

• Рассказывать свободно, не допуская долгих пауз, передавать все события и поступки героев, опираясь на содержание иллюстраций.

• Использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя.

• Обязательно использовать сказочные слова и выражения, характерные для данной сказки.

• Не использовать в речи слова-сорняки: «ну», «вот», «потом», «ещё» и др.

Алгоритм работы с содержанием текста народной сказки

Для того чтобы понять и сформулировать главную мысль сказки, надо:

• Прочитать текст и выделить незнакомые слова для уточнения их значения.

• Определить значение этих слов, используя толковый словарь.

• Определить тему сказки (о чём говорится в тексте).

• Определить главного героя (героев).

• Определить вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).

• Описать характер героя по его поступкам, по речи, по отношению к другим персонажам.

• Определить главную мысль сказки (чему она учит).

• Описать занятия героя, его окружение или жилище и соотнести это описание с особенностями народного быта.

Алгоритм составления плана текста (для пересказа)

Для того чтобы составить и записать план произведения, надо:

• Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему.

• Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:

— появление новой темы;

— появление нового героя;

— появление нового места действия.

• Записать название каждой части текста.

• Пересказать текст, используя составленный план:

а) если пересказ подробный, то нужно рассказать все события в определённой последовательности;

б) если пересказ краткий, то нужно использовать алгоритм краткого пересказа.

Алгоритм краткого пересказа текста

Для того чтобы подготовить краткий пересказ, надо:

• Рассказывать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.

• К каждой части плана нужно сказать два-три предложения, связывая их между собой.

• Нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/179517-pereskaz-na-urokah-literaturnogo-chtenija-alg

Также вас может заинтересовать

  • Урок по балладе Симонова «Сын полка»
  • Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса в технологии МРО с учетом ФГОС второго поколения. УМК Начальная школа 21 века
  • Методическая разработка олимпиады по литературному чтению для 3 класса
  • Конспект урока по литературному чтению. К.Д. Бальмонт. Русский язык.
  • Урок литературного чтения «У природы нет плохой погоды» для 3-4 классов

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить исковое заявление для мирового судьи
  • Как составить исходную матрицу
  • Как найти точку пересечения двух лучей
  • Как исправить порез на кожаном диване
  • Как найти частоту вращения есть радиус