Как составить перспективно тематический план

Новые правила подготовки диссертаций

Перспективно-тематический план помогает методически правильно распределить учебный материал по занятиям в соответствии с рабочей программой, а также время для обучения и контроля. В статье речь пойдет о том, как правильно составить и оформить такой документ.

Зачем нужен план

В перспективно-тематическом плане педагог рассчитывает оптимальное содержание теоретических и практических занятий, необходимое на них время, планирует лабораторные и контрольные занятия, домашние задания и самостоятельную работу студентов.

Продуманный перспективно-тематический план помогает:

  • качественно организовать обучение по дисциплине,
  • равномерно распределить учебную нагрузку,
  • последовательно, логично изложить учебный материал каждого занятия так, чтобы он базировался на ранее полученных знаниях учащихся и служил основой для последующих занятий,
  • своевременно подготовить к учебным занятиям необходимые материально-технические ресурсы.

С чего начать составление

  1. Распределить материал внутри каждой темы по занятиям, в зависимости от сложности изучаемого вопроса. Важно прописать тему и основные тезисы, количество часов, цель и тип занятия, основные методы учебной работы, указать перечень учебной и рекомендованной литературы, технические средства обучения, межпредметные связи.
  2. Продумать, сколько часов потребуется на изучение темы, какие по ней есть исследования, исторические факты, примеры, которые можно привести на занятии. Учесть, что студенты уже знают по этой теме.

Содержание и оформление плана

Перспективно-тематический план включает: титульный лист, содержание плана на семестр, список использованных источников.

Новый материал каждого занятия должен содержать три-четыре ключевых вопроса для наиболее глубокого изучения студентами. В нем необходимо выдерживать логику учебного процесса и предмета, сохранять взаимосвязь и постепенно повышать сложность задач.

Помимо изучения новых тем, в план включают занятия по закреплению и практическому применению знаний, контрольные и лабораторные работы, экскурсии.

В перспективно-тематическом плане важно отразить межпредметные связи: на каких еще занятиях студенты могли получить информацию по теме, где и как могут применить полученные знания.

В перспективно-тематическом плане перечисляют материально-технические средства, оборудование, отмечают необходимость их приобретения, изготовления, ремонта.

В материалах для планирования занятия преподаватель определяет:

  • приемы, способы создания и типы проблемных ситуаций на занятиях. Статья о технологиях проблемного обучения есть на ЛаЛаЛани;
  • дополнительные вопросы для самостоятельного решения студентами;
  • варианты учебных ситуаций, которые могут повлиять на эмоционально-психологическую атмосферу на занятии.

Понравился ли Вам материал?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема 1
Практика составления перспективно-тематического, поурочного планов уче...

    1 слайд

    Тема 1
    Практика составления перспективно-тематического, поурочного планов учебных модулей для формирования компетенций

  • 2	Перспективно-тематический план – документ,  обеспечивающий методически прав...

    2 слайд

    2
    Перспективно-тематический план – документ, обеспечивающий методически правильное планирование и связь теоретических (урок, лекция, семинар и др.) и практических (ЛПЗ, курсовые проекты, производственное обучение и др.) занятий в рамках каждой дисциплины (модуля); распределение содержания учебного материала по учебным занятиям; определение и равномерное распределение объема учебного времени для обучения и контроля.

    Перспективно-тематический план составляется после утверждения рабочего плана и образовательной программы по форме (Приложение 1,2,3) одним или несколькими преподавателями на весь период изучения дисциплины (модуля) с разбивкой по курсам (семестрам), рассматривается на заседании предметной (цикловой) комиссии и утверждается заместителем директора учебного заведения по учебной (учебно-методической) работе.

  • 3	Основные задачи перспективно-тематического плана:	
	Распределение объема ча...

    3 слайд

    3
    Основные задачи перспективно-тематического плана:

    Распределение объема часов учебной дисциплины (модуля) по видам занятий;
    Определение совокупности знаний, умений и навыков, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения каждого занятия;
    Раскрытие структуры и содержания проверочных испытаний по итогам занятий;
    Определение необходимых средств обучения и учебно-методических материалов для эффективного проведения занятий.
    Перспективно-тематический план по дисциплине (модулю) сдается на утверждение не позднее, чем за одну неделю до начала занятий. Преподаватель оставляет себе и предоставляет обучающимся копию перспективно-тематического плана.

  • 4Перспективно-тематический план выполняет следующие функции:	
	Нормативную (о...

    4 слайд

    4
    Перспективно-тематический план выполняет следующие функции:

    Нормативную (обязательна для выполнения в полном объеме);
    Целеполагающую (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область);
    Содержательную (фиксирует состав учебных элементов, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности);
    Процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
    Оценочную (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня подготовленности обучающихся).

  • 5	Хорошо продуманный и своевременно составленный перспективно-тематический пл...

    5 слайд

    5
    Хорошо продуманный и своевременно составленный перспективно-тематический план дает возможность:
    Преподавателям – заблаговременно подготовиться к занятиям, запланировать свои действия, подготовить к занятиям необходимые средства обучения и учебное оборудование;
    Обучающимся – целостно представлять курс обучения по дисциплине (модулю) со всеми видами рубежного контроля, а заданий для самостоятельной работы;
    Администрации учебного заведения – осуществлять систематический контроль за ходом выполнения рабочего плана и образовательной программы и равномерной загрузке обучающихся.

  • 6	Перспективно-тематический план должен содержать разделы:
Титульный лист;
По...

    6 слайд

    6
    Перспективно-тематический план должен содержать разделы:
    Титульный лист;
    Пояснительная записка;
    Содержание перспективно-тематического плана;
    Используемая литература.

  • 7

  • 8

  • 9Приложение 3
Содержание перспективно-тематического плана

    9 слайд

    9
    Приложение 3
    Содержание перспективно-тематического плана

  • 10	
	Поурочный план – документ, обеспечивающий методически правильное планиро...

    10 слайд

    10

    Поурочный план – документ, обеспечивающий методически правильное планирование учебного занятия в соответствии с перспективно-тематическим планом. Поурочный план должен быть удобным для пользования и последовательно раскрывать все его части и ход занятия в целом.
    Планы необходимо нумеровать: номер конкретного занятия должен совпадать с номером в перспективно-тематическом плане.

  • 11	
Структура поурочного плана
	Поурочный план должен содержать разделы:
- ти...

    11 слайд

    11

    Структура поурочного плана
    Поурочный план должен содержать разделы:
    — титульный лист;
    — пояснительная записка;
    — план-конспект урока.

    Ход урока – основная часть план-конспекта. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока. Этот раздел составляется поэтапно в соответствии с типом и формой урока (см. приложение 2).

Характеристика
основных элементов плана.

Перспективно-тематическое
планирование учебного процесса по
общепрофессиональным, профессиональным
и специальным предметам — элемент
подготовки преподавателя к занятиям.

Составление
перспективно-тематического плана
является результатом перспективной
подготовки преподавателя к изучению
темы.

Тематический
план составляется, как правило, на весь
учебный год и представляет собой
планируемый образ обучения по всем
крупным темам или разделам учебного
курса.

В
самом общем виде годовой тематический
план представляет собой перечень тем
всех занятий. Основная цель планирования
— определить оптимальное содержание
занятий и рассчитать необходимое для
них время.

Перспективно-тематическое
планирование есть отражение в
перспективно-тематическом плане системы
уроков по теме, что позволяет развернуть
ее содержание в строго логическом
порядке, когда учебный материал каждого
урока базируется на знаниях и умениях
учащихся, полученных на предыдущих
занятиях, являясь в то же время основой
для последующих уроков.

Система
уроков предполагает включение в учебный
процесс изучения темы всех его основных
звеньев: сообщение нового материала;
систематизация, закрепление и
совершенствование знаний учащихся;
применение усвоенного учебного материала,
формирование у учащихся навыков и
умений; контроль учебных успехов учащихся
при планировании системы уроков. Материал
темы разделяется на части, соответствующие
содержанию уроков, и располагается в
порядке изучения.

При
распределении материала темы на уроки
руководствуются следующими правилами:

  • новый
    изучаемый материал каждого урока должен
    содержать определенное количество
    (обычно три-четыре) узловых вопросов,
    которые учащимся необходимо глубоко
    усвоить;

  • материал
    каждого урока по содержанию должен
    иметь относительно законченный характер
    и четкую дидактическую цель;

  • -последовательность
    расположения учебного материала по
    урокам должна соответствовать логике
    учебного процесса и логике предмета,
    обеспечивать внутреннюю взаимосвязь
    и постепенное повышение сложности
    учебных задач;

  • при
    определении объема материала, планируемого
    на урок, необходимо учитывать возможности
    его изучения, закрепления, углубления
    в течение отведенного на урок времени.

Материал
тем общепрофессиональных и специальных
предметов распределяется, как правило,
на «сдвоенные» уроки длительностью 90
мин каждый.

Основой
системы уроков по теме являются уроки,
на которых изучается новый учебный
материал (уроки по сообщению нового
материала, комбинированные уроки). Кроме
них в систему уроков включаются уроки
по закреплению и применению знаний,
уроки повторения, контрольные и
лабораторно-практические работы,
экскурсии.

В
перспективно-тематическом планировании
система уроков фиксируется указанием
их номеров по теме, темы и образовательной
цели каждого урока, краткого их содержания
(основных вопросов).

Цели
уроков при перспективной подготовке к
теме намечаются ориентировочно для
определения места каждого урока в
системе уроков. Конкретная рабочая цель
урока, учитывающая все его задачи и
условия проведения, определяется
непосредственно перед уроком.

В
перспективно-тематическом плане
отражаются также межпредметные связи
материала темы. Виды и формы осуществления
межпредметных связей определяются на
основе достоверных и достаточных
сведений о том, что и в каком объеме
учащиеся изучили на уроках по другим
предметам, где и как могут быть использованы
эти знания для более глубокого и полного
раскрытия сущности изучаемых на данном
уроке фактов, явлений, зависимостей,
теоретических положений и т.п. В то же
время важно четко представлять, где и
каким образом учащиеся могут и должны
применять знания и умения, полученные
по предмету, изучая другие предметы или
в процессе производственного обучения.

В
перспективно-тематическом плане
фиксируются также основные объекты
материально-технического оснащения по
каждому уроку. При отсутствии намеченных
средств наглядности, оборудования,
технических средств обучения делаются
пометки о необходимости их приобретения,
изготовления, ремонта.

Перспективно-тематический
план является, как правило, долговременным
документом, рассчитанным на 4-5 лет, т.е.
на все время действия учебной документации,
на основе которой он составлялся. Однако
такая стабильность плана не исключает,
а предполагает систематическую работу
по его улучшению и совершенствованию.
В ходе реализации плана анализируется,
в какой мере решены задачи предыдущих
занятий и что надо сделать для лучшей
организации последующих, в план вносятся
дополнения, уточнения и изменения,
необходимость в которых возникает по
мере проведения уроков, появления и
использования передового опыта
преподавания предмета, изменения условий
учебной работы, состава учащихся или
по другим причинам.

Обязательной
формы перспективно-тематического
планирования не установлено, она
определяется в зависимости от специфики
предмета, содержания учебного материала,
учебно-материального оснащения учебного
процесса, опыта преподавателя,
установившегося порядка планирования
учебного процесса в учебном заведении.
Варианты перспективно — или
календарно-тематического планирования
могут быть разными, наиболее целесообразны
графы: № занятия, тема занятия, цели –
обучающая, воспитывающая и развивающая,
тип занятия, вид, методы обучения, формы
организации познавательной деятельности
учащихся, оснащение занятия, образовательный
продукт, методы контроля, межпредметные
связи, основные понятия и определения,
примечание. Педагог вправе сам выбрать
структуру и содержание перспективно-тематического
планирования. При этом можно широко
использовать существующие в учебных
заведениях паспорта учебно-методического
обеспечения производственного обучения,
в которых учтено наименование,
характеристика и количество имеющихся
в наличии учебной и учебно-методической
документации, литературы и пособий,
дидактических средств обучения и т.п.

Независимо
от формы плана при перспективном
планировании необходимо учитывать ряд
методологических моментов:

1.
Материал учебной программы для конкретной
группы распределяется по темам, подтемам
(разделам), которые, в свою очередь,
соотносятся с конкретными занятиями.
Это несложно сделать, так как в программе
указаны

часы,
а при известном количестве занятий в
неделю происходит четкое распределение
по месяцам и полугодиям. При планировании
необходимо учитывать логическую
последовательность и взаимосвязь
уроков, т.е. должна быть целостная
система. Тема занятий определяется для
каждого конкретного урока.

В
соответствии с программой устанавливается
круг теоретических сведений (технологических
вопросов), которые следует закрепить
на практике. При перспективной подготовке
преподавателя к занятиям представляется
возможным наметить и определить, какими
средствами наглядности и ТСО он
располагает для иллюстрации своих
инструктажей. При необходимости может
быть запланировано изготовление или
приобретение недостающих таблиц,
плакатов, кодограмм, диафильмов и
справочной литературы.

Наиболее
существенным при перспективном
планировании является определение
практических действий учащихся в
процессе упражнений или самостоятельной
работы. Центральным моментом здесь
является определение результата учебной
деятельности учащегося, соотносимого
с целями занятия, то есть определение
образовательного продукта.

Следует
отметить методы, формы и средства
контроля. Здесь же можно наметить степень
технологического обеспечения каждого
занятия.

Примерные
формы перспективно-тематического плана
даны в табл. 1, табл. 2, табл. 3. Выбор
варианта диктуется лишь одним
обстоятельством — удобством для
использования в работе.

Таблица
1 Вариант 1 перспективно-тематического
плана

Номер

урока,
тема

Содержание

Цели
урока

Дидактические
средства

Образоват.
продукт

Методы
и формы контроля

теорет.
свед.

практ.
раб.

Таблица
2 Вариант 2 перспективно-тематического
плана

Номер

урока

Тема
и краткое содержание

Цели
урока

Тип,
вид урока, методы и формы проведения

Материально-техническое
оснащение

Образоват.
продукт

Таблица
3 Вариант 3 перспективно-тематического
(календарного) плана

Номер
урока,

дата
провед.

Тема
и краткое содержание

Цели
урока

Тип,
вид урока, методы и формы проведения

Материально-техническое
оснащение

Межпред.
связи

Метод
формы

и
сред. контроля

Перспективное
планирование в значительной степени
облегчает работу преподавателя (и
мастера) при подготовке к очередному
занятию. Опыт показывает, что чем полнее
и продуманнее перспективно-тематический
план, тем легче составлять поурочные
планы. Это обстоятельство известно всем
опытным педагогам, так как многократно
подтверждалось практикой.

Целеполагание

сознательный процесс выявления и
постановки целей и задач педагогической
деятельности, потребность учителя в
планировании своего труда, готовность
к изменению задач в зависимости от
педагогиче­ской ситуации; способность
трансформировать общественные цели в
цели совместной деятельности с
воспитанниками.

Постановка
целей при
технологическом подходе.

Цель обучения формулируется через
результаты обучения, выраженные в
действиях уча­щихся, причем таких,
которые учитель может надежно опознать.
Трудность заключается в том, каким
образом перенести результаты обучения
на язык действий, как добиться однозначности
этого перевода.

Слова,
которые предпочтительно употреблять
при формулировании цели: раскрыть,
определить, сконструировать, исследовать,
разработать, сформировать и др.

Слова,
которые предпочтительно употреблять
при формулировании задач: обосновать,
выявить, показать.

Продуманный
план урока
как
отражение проделанной преподавателем
подготовительной работы — пусть не
гарантия, но обязательное условие
хорошего урока. Без хорошего письменного
плана немыслимы высокие результаты
урока.

Составление
плана урока, как и подготовка к его
проведению, — дело творческое, обязательные
рекомендации здесь недопустимы.

Поурочный
план

отражает объем и содержание изучаемого
материала, последовательность этапов
урока (считая этапом вид работы
преподавателя, а также учащихся под его
руководством), виды деятельности
учащихся, ос­нащение, объем домашнего
задания.

Его
структура зависит от особенностей
личности учителя, его работы, от
контингента учащихся. План можно
составлять в виде конспекта, тезисов,
форма должна быть удобной для самого
учителя. Здесь можно давать советы и
рекомендации, требования предъявляются
к содержанию, где все должно быть
продумано.

В
плане урока указывается его
материально-техническое оснащение
(если оно недостаточно полно отражено
в перспективно-тематическом пла­не),
а также время, планируемое на каждый
его этап. Это ориентирует препо­давателя
на рациональное использование времени
и способствует организо­ванному
проведению урока. Многие преподаватели
при составлении плана урока оставляют
«чистое поле» после каждого его элемента,
куда вносят уточнения, поправки,
дополнения. Особенно это важно в тех
случаях, когда план используется при
проведении уроков в параллельных
группах.

Наиболее
подробно фиксируется план изложения
нового материала. Примеры, иллюстрации,
расчеты, демонстрации в плане урока
обычно не раскрываются, на них делаются
ссылки с указанием источника.

Объем
плана урока во многом зависит от
содержания и цели урока, его места в
учебном процессе, опыта преподавателя,
от способности его держать в памяти
основные излагаемые положения. У
начинающего педагога план урока более
детальный, а следовательно, и более
объемный, чем у опытного. Однако не
следует чересчур мельчить и детализировать
план — таким планом сложно пользоваться.
Нормальным считается план урока,
составленный на двух-трех страницах
тетради.

В
нем отражается тема урока и группа, в
которой он проводится, цель урока с
конкретизацией его дидактических задач,
краткое содержание мате­риала,
изучаемого на уроке; определяются форма
организации учебно-познавательной
деятельности учащихся, методы, средства
обучения, система заданий и задач, в
ходе выполнения которых успешно будет
осуществляться актуализация ранее
усвоенных опорных знаний и способов
деятельности, формирование новых научных
понятий и способов деятельности и их
приме­нение в различных ситуациях
обучения, контроль и коррекция учебной
дея­тельности учащихся и их поступательное
движение от незнания к знанию, от

неумения
к умению совершать на этом пути необходимые
и достаточные по­знавательные и
практические действия при решении
запланированных на уроке учебно-познавательных
и практических задач. В плане урока
уточняет­ся его структура, определяется
примерная дозировка времени на различные
виды работы, предусматриваются приемы
проверки успешности учения школьников,
конкретизируются их фамилии, кого
планируется опросить, проверить и т.п.

Примерное
содержание разделов поурочного плана:

  1. Тема
    урока. ^

  2. Цель
    и задача урока:

а) дидактические,
образовательные. Обеспечить в ходе
урока усвоение,
повторение, закрепление
следующих основных понятий, теорий,
научных
фактов. Продолжить формирование
или закрепление следующих умений
и
навыков. Осуществить контроль определенных
знаний, их повторение
и систематизацию;

б) воспитательные
цели и задачи урока. На материале
конкретного
фрагмента урока продолжить
формирование мировоззрения: показать
познаваемость мира и его закономерностей,
причинно-следственные связи явлений
природы, общества и науки. На уроке
развивать чувство самостоятельности
навыки самоконтроля. Обратить внимание
на группу отставших детей, для чего …
и т.п.;

в) задачи
развития личности учащегося:


целях развития мышления учащихся
выделить главное в тексте, сравнить и
найти общее и отличное в явлениях,
сопоставить, обобщить, со­ставить
таблицу и т.д.

  • Развивать
    навыки культуры речи, для чего …

  • В
    целях развития на этом уроке планируются
    проблемные ситуации, познавательные
    споры, парадоксальные демонстрации,
    интересные истори­ческие справки,
    воздействующие на чувства, эмоциональную
    сферу личности учащегося.

-Развивать
самостоятельность учащихся, уступчивость,
трудолюбие, умение преодолевать трудности
в учении, аккуратность.

  1. Тип
    урока
    (комбинированный,
    урок изучения нового материала, урок
    закрепления знаний).

  1. Общие
    методы, приемы работы учащихся.

  2. Средства
    наглядности, источники информации.

  1. Ход
    урока и его содержание
    (указать
    время, запланированное для каждого
    элемента урока):

1)
повторение опорных знаний:

  • определение
    понятий, законов, которые надо
    активизировать в созна­нии учащихся,
    чтобы подготовить их к восприятию
    нового материала;

  • самостоятельная
    работа учащихся (ее объем, формы);

  • способы
    развития интереса учащихся к предмету,
    к теме;

  • формы
    контроля за работой класса, отдельных
    учащихся;

2) усвоение
новых знаний:

— новые
понятия, законы и способы их усвоения;

-определение
познавательных учебных задач урока
(что должны уз­нать и усвоить ученики);

  • самостоятельная
    работа и ее содержание (дидактическое
    назначение);

  • проблемные
    и информационные вопросы;

  • варианты
    решения проблемы;

  • варианты
    закрепления изученного материала;

3) формирование
умений и навыков:

  • конкретные
    умения и навыки для отработки;

  • виды
    устных и письменных самостоятельных
    работ и упражнений;

  • способы
    «обратной» связи с учащимися;

  • фамилии
    учащихся, которые будут опрошены.

7. Домашнее
задание’.

  • что
    повторить и приготовить к уроку;

  • творческая
    самостоятельная работа;

  • объем
    и время выполнения домашнего задания.

8. Итог
урока.

В
практике работы преподавателей широко
применяется составление конспектов
изучаемого учебного материала.
Составление
конспекта

не­обязательный
элемент
в подготовке к занятию, однако хорошо
подготовленный конспект помогает
провести урок на высоком уровне, особенно
в тех случаях, когда преподаватель не
имеет достаточного опыта.

Конспект
представляет собой краткое, в большинстве
своем тезисное изложение основного
учебного материала, включает необходимые
расчеты, построения, выводы формул,
табличные данные, схемы и т.п.

Как
правило, конспект составляется целиком
на тему или подтему, если тема очень
крупная. Конспект готовится на основе
учебника или учебного пособия с
использованием дополнительных источников.
Конспект

— документ длительного пользования, его
постоянно дополняют выписками из новых
книг, материалов научно-технической
информации, журналов, брошюр по обмену
опытом, вырезками из газет и др. Таким
образом, конспект содержит материал,
который преподаватель постоянно
пополняет, внося все новое, что он узнал,
изучил.

Обычно
конспекты составляются на отдельных
листах и комплектуются в тематические
папки. На уроке конспект является
подсобным справочным мате­риалом, к
которому преподаватель обращается по
мере необходимости.

Общие
правила:

  • Определить
    место урока в теме, а темы — в годовом
    курсе, выделить общую задачу урока.

  • Отобрать
    три вида книг, относящихся к теме урока:
    научные, научно-популярные, методические.
    Познакомиться с их содержанием.

  • -Просмотреть
    учебную программу, перечитать
    объяснительную за­писку, прочитать
    требования стандарта по данной теме,
    выяснить, что требу­ется от учителя
    к данному уроку.

  • Восстановить
    в памяти материал учебника, отобрать
    опорные знания, умения и навыки.

  • Конкретизировать
    задачи урока, выделить ведущую задачу,
    сформу­лировать и записать ее в плане
    таким образом, чтобы она была доступна,
    по­нятна учащимся, осознана ими.

  • Определить,
    что должен понять, запомнить ученик на
    уроке, что он должен знать и уметь после
    урока.

  • -Определить,
    какой учебный материал сообщить
    учащимся, в каком объеме, какими порциями,
    какие интересные факты, подтверждающие
    веду­щие идеи, сообщить школьникам.

  • Отобрать
    содержание урока в соответствии с его
    задачей, выбрать наиболее эффективные
    способы изучения нового материала,
    формирования новых знаний, умений и
    навыков.

  • Продумать,
    что и как должно быть записано на доске
    и в тетрадях учащихся.

  • Записать
    предусматриваемый ход урока в план
    урока, представив се­бе урок как
    целостное явление.

Частные
правила:

  • Быть
    собранным, четко и ясно ставить задачи
    перед учащимися, со­блюдать логику
    изложения материала.

  • Быть
    доброжелательным, не оскорблять
    учеников, не возмущаться их незнанием
    или непониманием. Помнить, что если
    большинство учащихся че­го-либо не
    знает или не понимает, то ошибку надо
    искать в способах органи­зации их
    деятельности.

  • Не
    перебивать ученика, дать ему договорить.
    Нечеткий ответ может быть следствием
    неясного вопроса.

  • Задания
    и инструктаж давать четко, кратко, с
    обязательным выясне­нием того, как
    ученики поняли требования.

  • Пристально
    следить за тем, как учащиеся слушают
    учителя. Потеря внимания — сигнал о том,
    что надо изменить темп, повторить
    изложенное или включить в ход урока
    дополнительный материал.

  • Помнить,
    что показателем внимания могут быть
    активное слушание, сосредоточенность
    на задании.

  • Экономить
    время, вовремя начинать урок, заканчивать
    его со звон­ком, не допускать длительных
    проработок учащихся.

  • Добиваться
    выполнения каждого своего требования.
    Ни одно требо­вание на уроке не должно
    быть просто продекларированным!

  • Темп
    урока поддерживать интенсивным, но
    посильным для боль­шинства.

  • Стимулировать
    вопросы учащихся, поддерживать их
    инициативу, одобрять их активность и
    осведомленность.

Подбор
или изобретение подходящих приемов
педагогической техники является
значительным моментом в планировании
урока.
Они
делают урок интересным, увлекательным,
помогают поддерживать психологический
комфорт и дружественную атмосферу
взаимодействия. Немаловажно продумать
имидж урока. Возможно, следует внести
изменения в интерьер учебного помещения:
пе­реставить мебель, изменить оформление
стендов, иначе повесить шторы, по-другому
аранжировать цветы, сделать подсветку,
свечи зажечь и так далее. Не повредит
музыка в первые и последние минуты, при
самостоятельной работе с материальными
объектами — например, во время лабораторного
опыта. Частью проекта урока является
внешний облик учителя — от костюма до
косметики и выражения лица. Психотехники
очень советуют придумать к уроку девиз
или эпиграф, переходящие флажки, временно
носимые значки или эмблемы.

13

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в ДОУ    

                                                                                           из опыта работы                                                                 

            Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

         Для создания системы в планировании  в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

    года;  

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование  в конкретной возрастной группе.

          Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО  И  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

— Давайте запишем первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.

  1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям  СанПиНа).
  2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
  3. Учет  медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

— Как Вы думаете, какую цель преследуют первые 3 принципа?

   (Сохранение и укрепление здоровья детей). Откройте 1 страницу и скажите какие пункты необходимо выполнять при реализации 1 принципа?… 2 принципа?….

 3 принципа?

  1. Учет местных и региональных особенностей климата.

 — Почти все комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в коррекции  не нуждаются.

  1. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
  2. Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента ребенка, его  увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
  3. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятий;  игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
  4. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
  5. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
  6. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
  7. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ  Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:

1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения;

2 день – учить детей заранее придумывать план игры;

3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин»,обратить внимание на

               культуру общения;

4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;

5 день —  воспитывать доброжелательное отношение к детям.

  1. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
  2. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.

  1. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)

    Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как    

    живут  птицы в лесу?…).

  1. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический ( в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

  1. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ  СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ  ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на  квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1.  Цели и задачи (на квартал);

2.  Виды детской деятельности:

  а) игровая деятельность;

  б) социальное развитие;

  в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

  подвижные игры);

  г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,

  эксперименты);

  д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,

  изобразительная);

  е) элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

  1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
  2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

  1. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения  поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.

КАЛЕНДАРНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений , направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1.  Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

  1. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  2. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
  3. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

      Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.

      Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает,  что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:

СОВМЕСТНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

      УТРО.    Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать  следующим требованиям:

  1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются  в средних и старших группах.
  2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую

            подготовку.

  1. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается

           использование колющих и режущих предметов труда.

  1. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
  2. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

           комплекс меняется через две недели.

    ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную,  интересную деятельность и снять утомление.

     Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1.  Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными

     изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся

     чаще.

  1. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,

соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды,  особенностей сезона.

3.  Спортивная  игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в

      старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

4.  Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5.  Индивидуальная работа  по развитию движений, по подготовке к

      занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили

     материал ( 3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к   праздникам.

6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей

     необходимо формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

ВЕЧЕР.  Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:

1.  Все виды игр —  настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные,

     подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и

     потребности детей.

2.  Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз

    в неделю (в четверг или пятницу).

    Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей»,  «Воздушных шаров»,  «Бумажных снежинок»,  «Нитяных  (бумажных) кукол»,  «Пушистиков»,  «Летящих голубей»,  «Скачущих  лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

  1. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.  

     Планировать знакомый вид дежурства нет

     необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

4.  Индивидуальная работа  по всем видам деятельности. По изобразительной

     деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы

     воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с

     робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на  

     занятии эти дети чувствовали себя увереннее.

5. Чтение художественной литературы.

6.  Работа с родителями.

7.  Работа по ЗКР.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане  необходимо делать следующим образом:

Тема .

Задачи (программное содержание).

Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер,  любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

Н: не рекомендуется записывать такие задачи как «учить внимательно слушать», так как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить на всех НОД.

В методической литературе  подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

Н: ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

     В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

Оборудование.

Активизация словаря.

Методы и приемы.

Источник.

В методической литературе  подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

Н: ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

     В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

ФОРМЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ

    Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она  необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.

2.  Схема-сетка.

1 страница – список детей.

2 страница – сетка занятий.

3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.

Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей  располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

     Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели.  Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.

В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.

Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.

Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,

Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.

   Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

СХЕМА — СЕТКА

календарное планирование на 1 неделю

         игра

наблюдение

познават.разв.

        труд

развлечение

индивид.работа

 1 половина  дня

Дидактические, развив.

настольные.

1. с математическим

    содержанием

2. по экологии

3. по развитию речи

4. пальчиковые

5. ПДД, ППБ

Наблюдения из окна

за состоянием природы

птицами, снегом и пр.

В уголке природы.

1.

2.

1. Беседы (нравств, эколог.,

    патриот, ЗОЖ, безопасность)

2. Рассматривание

    иллюстраций.

3. Чтение художественной

    литературы.

1.

2.

3.

4.

5.

 В уголке природы

Самообслуживание

1.

2.

3.

По математике,

развитию речи,

экологии

1.

2.

3.

4.

5

ПРОГУЛКА

Подвижные, спортивн.

сюжетно-ролевые

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1. за погодой

2. за животн. и растен.

3. за изменениями в

    природе

4. за трудом взрослых

5. за транспортом

Беседы на нравственные

темы.

Закрепление знаний,

полученных на занятиях.

1.

2.

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

1.

2.

3.

4.

5.

ФИЗО

 Развитие речи

 Подготовка к

 праздникам

1.

2.

3.

4.

5.

 2  половина   дня

Сюжетно-ролевые,

строительные,

театральные, муз-дид.,

настольно-печатные…

1

2

3

4

5

6

7

Составление рассказов.

Пересказ.

Заучивание стихотворение.

Рассматривание картинок.

1.

2.

3.

4.

5.

Ручной труд

Хозяйственно-

бытовой труд,

самообслуживание

1.

2.

3.

1 развлечение в

неделю

1.

 ИЗО, конструирование

 Математика

 По подготовке к

  занятиям

1.

2.

3.

4.

5.

ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВНЕ  НОД   С______ ПО ______     _________________

         игра

наблюдение

познават.разв.

        труд

развлечение

индивид.работа

 1 половина  дня

Д/и «Чудесный

мешочек» — закреп. зн.

геом. фигур

Д/и «Из чего что варят»

овощи – фрукты

Р/и «Танграмм»

Конструктор «Лего»

П/и «Съедобное –

несъедобное».

1. Рассмотреть

распустившийся цветок

(как ухаживать)

2. За ветром из окна –

гонит тучи, раскачивает деревья (гнутся).

1. Беседа «Город в котором мы

    живем» — архитект. памятники

2. «Части суток» -что мы

    делаем утром, днем, вечером.

3. «Я люблю овощи» — учить

 составл. описательный. рассказ.

4. «Природа живая и неживая» —

кто? что?

5. «В гостях у сказки» рассматр.

иллюстраций к сказкам.

1. Учить

 самостоятельно

готовить материал

к занятиям.

2. Уход за цветами

в уголке природы

(полив)

3. Учить

самостоятельно одеваться и раздев.

1. Правильно

пользоваться  вилкой –

Петя, Кирилл.

2. Закрепить понятие

гласные звуки – Артем,

Дима.

3. Цвет, форма, величина-

Артем, Юля.

4. Названия деревьев –

Катя, Дима.

5 Артикул.упр. –Юля,

  Дима, Артем.

ПРОГУЛКА

П/и «Бездомный заяц»

П/и «У медведя во

        бору»

П/и «День и ночь»

Сп/и «Футбол»

Сп/упр. «Городки»

С/р и. «Шоферы»

1 За облаками – чтение стихотворения «На что

похожи облака»

2 За насекомыми –

о пользе.

3  За играми старших

детей – соблюдение

правил, дружелюбие.

4. За грузовыми

машинами.

1. За покупками в магазин» —

   закр. знания об овощах, где

  растут, что с ними делают.

2. Составление рассказов по

  теме «Осень»

1. Сбор плодов

рябина для ручного

труда

2. Привлечь детей к

уборке засохших

цветов и клумб.

3. Мытье игрушек

  после прогулки.

4. Уборка

   веранды.

5.Помочь малышам

  дойти до группы.

1.Закрепить временные

понятия: утро, день,

вечер, ночь – Катя, Петя.

2.Счет в пределах 10 –

Кирилл, Артем.

3.Учить бросать мяч в

цель – Юля, Артем.

4. Повторить текст

потешки – Катя, Вера.

5. Приучать активно участвовать в играх –

Владик, Настя.

 2  половина   дня

С/р и «Библиотека»

С/р «Семья»

С/р Магазин»

Д/и «Что изменилось»

(внимание)

Д/и «Скажи ласково»

Стр/и «Города и

улицы»

П/и «Мышеловка»

1. Составление рассказа «Если

    бы я был волшебником»

2. Пересказ сказки «Лиса и

    кувшин» (по иллюстрациям)

3. Заучивание пословиц об

    осени.

4. «Наша улица» (рассматрива-

    ние картин по ПДД)

5. Заучивание текста

    пальчиковой гимнастики.

1.Помыть

  строитель.

2. Учимся работать

 по готовой

выкройке

«Кошелек»

3.Реставрация

старых книг (учить

подклеивать,

используя кальку).

1. Литературная

 викторина

 «Узнай сказку»

 (по

иллюстрации

 по тексту,

 по загадке)

1.Учить правильно

полоскать рот – Артем,Д

2. Расширение словаря по

теме «Осень» — Андрей,

Кирилл, Вера.

3.Учить вырезать из

бумаги фигуры по

контуру-Настя,Катя.

4.Учить отвечать на

вопрос полным ответом –

Юля, Вера.

ЦИКЛОГРАММА.   Распределение видов деятельности по дням недели.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедельник

Приобщение к русской

национальной культуре:

Знакомство со сказками.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Заучивание загадок, пословиц,

поговорок.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Знакомство с народными

промыслами.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Чтение и заучивание потешек,

песенок.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

    вторник

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Наблюдение за животными.

Наблюдение за птицами.

Наблюдение за насекомыми.

Наблюдение за неживой

природой.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

композиторов.

Знакомство с творчеством

композиторов.

        среда

ПДД (чтение).

ПДД (игры).

ПДД (беседа).

ПДД (наблюдение).

Экскурсия.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Игры с математическим

содержанием.

Количество, счет.

Игры с математическим

содержанием.

Форма, величина.

Игры с математическим

содержанием.

Время.

Игры с математическим

содержанием.

Ориентировка в пространстве.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

  четверг

Литературный час.

(авторская проза)

Литературный час.

(мировое народное творчество)

Литературный час.

(поэтические произведения)

Литературный час.

(заучивание)

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

пятница

ППБ (беседа)

ППБ (чтение)

ППБ (игра).

ППБ (чтение).

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие речи,

мышления.

Игры на развитие речи,

мышления.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедьник

Развивающие игры

«Веселый счет»

«Количество»

Логические упражнения.

Ориентировка, форма.

«Время»

«День да ночь»

«Семь братцев»

«Времена года»

«Календарь», «Часы»

Наблюдение

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Труд

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Самообслуживание.

  вторник

«Российская словесность»

развитие речи, словарь.

Составление рассказов,

творческое рассказ-ние

Пересказ.

Словесные игры.

Литературные викторины.

«Мир природы»

Растительный мир.

Животный мир.

Взаимосвязь человека с

природой.

Экология: беседы,

ситуации.

Наблюдение

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Труд

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

      среда

«Учимся быть здоровыми»

Безопасность жизни.

Культура поведения,

правила этикета.

Безопасность жизни

Гигиенические основы.

Художественная литература

Чтение, драматизация,

театрализованные игры

Заучивание наизусть.

Знакомство с писателями.

Загадки и отгадки.

Наблюдение

За погодой.

За погодой.

За погодой.

За погодой.

Труд

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

  четверг

«Мир вокруг нас»

«Космос»

«Вода».

«Суша».

«Воздух».

«Наша Родина»

«Наша Родина –

Россия»

«Наш город»

Труд взрослых.

«Открою сам» в клубе

«Почемучек».

Наблюдение

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

      пятница

ПДД

Чтение произведений.

Рассматривание плакатов,

иллюстраций, картин.

Создание проблемных

ситеаций, игры.

ППБ

Приобщение к русской

национальной культуре

Обряды, праздники.

Пословицы, поговорки,

народные приметы.

Экскурсия

Целевая прогулка

Наблюдение

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

Ручной труд

С бумагой.

С природным материалом,

бросовым материалом.

Строитель, составление плана.

С тканью.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы во второй младшей группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Беседы по иллюстрациям

(развитие речи, ознаком. с окружающим).

Дидактическая игра по РЭМП.

Театрально-игровое творчество.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Настольные развивающие игры с правилами.

Артикуляционная гимнастика.

Наблюдения в уголке природы (экологическое воспитание, артикуляция речи).

Рассказывание сказок по схемам-пиктограммам.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Игровая пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим (игра, общение)

Беседа по нравственному воспитанию.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Разучивание стихов.

Логоритмика.

Индивидуальная работа по активизации словаря.

Театрализованная деятельность.

Беседы по ОБЖ, рассказы из личного опыта.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи.

Индивидуальная работа по трудовому воспитанию.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания.

Подвижная игра.

Дидактическая игра по РЭМП.

Составление описательного рассказа.

Работа по развитию мелкой моторики рук.

Игра-эксперимент.

Вечер

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по РЭМП (предварительная подготовка к будущему занятию).

Игра-экспериментирование.

Проблемно-игровая ситуация (воспитание гуманизма, ознакомление с окружающим).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию памяти, внимания, мышления.

Сюжетно-ролевая игра.

Чтение художественной литературы.

Лепка, «обыгрывание» поделок и речевая работа.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Конструирование, «Обыгрывание» поделок.

Игровое упражнение на развитие артикуляции (звукоподражание, чистоговорки).

Динамический час.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа

 по закреплению навыков владения ножницами, кисточкой клеем.

Игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Чтение художественной литературы.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Хозяйственно-бытовая деятельность (по подгруппам).

Конкурс стихов.

Игра-драматизация.

Дидактическая игра на расширение и активизацию словаря.

Музыкально-спортивное развлечение.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в средней группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Наблюдение в уголке природы.

Разучивание стихов.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Элементы ТРИЗ.

Развитие фонематического слуха (автоматизация звука).

Составление рассказов по схеме (описание).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Беседа по нравственному воспитанию (решение проблемных ситуаций, рассказы из личного опыта, рассуждение).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по грамматическому строю речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Составление рассказов по схеме (повествование).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа  по грамматическому строю речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Народная игра.

Трудовое воспитание.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Активизирующее общение (рассказы из личного опыта, решение проблемных ситуаций).

Вечер

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-экспериментирование.

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию изобразительного цикла.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра.

Предварительная работа по подготовке к аппликации (с бумагой и ножницами).

Элементы ТРИЗ.

Чтение художественной литературы.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Лепка.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по нравственному воспитанию.

Сюжетно-ролевая игра.

Составление рассказов по схемам.

Опыт.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Конструирование с «обыгрыванием» поделок.

Динамический час.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Работа по дифференциации звуков.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-экспериментирование.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа (предварительная подготовка к будущему занятию по познавательному развитию).

Сюжетно-ролевая игра.

Чтение художественной литературы.

Театрально-игровое творчество.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в старшей группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Беседа (социально-нравственное воспитание).

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Индивидуальное обсуждение выполнения «домашних заданий» в тетрадях.

Составление рассказов по схемам (описание).

Дидактическая игра по РЭМП.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Подвижная игра.

Наблюдение в природе.

Опыт.

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Составление рассказов из личного опыта (повествование и рассуждение).

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте.

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа в тетрадях по развитию мелкой моторики рук, активизации мышления и речи.

Активизирующее общение (решение проблемных ситуаций).

Развивающая игра (пространственное и логическое мышление, воображение).

Разучивание стихов.

Подвижная игра.

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Вечер

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по РЭМП.

Разучивание стихов.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа  по развитию памяти, внимания, мышления.

Чтение художественной литературы.

Лепка.

Театрально-игровое творчество.

Индивидуальная работа  по физическому воспитанию.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Элементы ТРИЗ.

Динамический час.

Конструирование с «обыгрыванием» поделок.

Подвижная игра.

Игра-эксперимент.

Элементы ТРИЗ.

Чтение художественной литературы.

Драматизация сказки.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по активизации словаря.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа по развитию фонематического слуха.

Хозяйственно-бытовой труд.

Музыкально-спортивное развлечение; конкурс чтецов, загадок и т.п.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в подготовительной к школе группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Активизирующее общение (рассказы из личного опыта, решение проблемных ситуаций).

Наблюдение и труд в уголке природы.

Индивидуальное обсуждение выполнения «домашних заданий» в тетрадях.

Подвижная игра.

Составление рассказов по схемам (повествование, описание).

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Игра-эксперимент.

Хозяйственно-бытовой труд.

Развивающая игра (логическое и пространственное мышление.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Разучивание стихов.

Беседа (социально-нравственное воспитание).

Развивающая игра (пространственное и логическое мышление, воображение).

Подвижная игра.

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика

Беседы с применением пиктограмм по ОБЖ.

Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика

Подвижная игра.

Игра-забава (народная, хороводная, малой подвижности).

Драматизация сказки.

Вечер

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра.

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте.

Дидактическая игра по РЭМП.

Индивидуальная работа

по развитию фонематического слуха, элементов звукового анализа слова.

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию по познавательному развитию.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра.

Опыт.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Дидактические и развивающие упражнения с использованием карточек (внимание, память, моторика рук).

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию изобразительного цикла.

Подвижная игра.

Чтение художественной литературы.

Дидактическая игра на активизацию словаря.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Хозяйственно-бытовой труд.

Элементы ТРИЗ.

Игра-экспериментирование.

Дидактическая игра (грамматический строй речи).

Индивидуальная работа по РЭМП.

Конструирование, обыгрывание поделок (2-я неделя- музыкально-спортивное развлечение).

Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).

Вариант 1.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).
  3. Оборудование.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):
  1. Организационный момент (мотивация)
  2. Первая часть (закрепление пройденного материала)
  3. Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий словарного запаса)
  4. Третья часть (закрепление нового материала)
  5. Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Вариант 2.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)
  3. Специально организованное рабочее пространство.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы:

а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность предстоящей деятельностью.

б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности – стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию занятия.

в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее.

Четвертая часть (заключительная).

Разнообразие  методов и приемов.

Словесные:

  1. рассказ             Воспитателю увлекаться словесными методами            
  2. чтение              обучения нельзя – это приводит к
  3. беседа              формальному усвоению знаний.

     Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала  

      всех органов чувств –слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

  1. Наблюдение               Самые необходимые методы в процессе Демонстрация            первоначального обучения.
  2. Рассматривание

    Организационные:

  1.  интригующее начало              
  2. эмоциональная завязка
  3. сюрпризный момент и т. д.

Мотивирующие :

  1. создание ситуации занимательности
  2. загадывание загадок
  3. создание ситуации новизны
  4. эффект удивления и т.д.

     Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

  1. создание ситуации столкновения мнений
  2. игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
  3. игровое упражнение
  4. эвристический метод – метод открытий
  5. проведение опыта
  6. экспериментирование
  7. проблемно-поисковые методы

Календарно-тематическое планирование

_________________учебный год

Вид деятельности _______________________________________________

Возрастная группа_______________________________________________

Программа ___________________________________________________________________
                                                                                                 _(комплексная, парциальная

_____________________________________________________________________________


Дата

Непосредственно образовательная  деятельность

Совместная  и самостоятельная деятельности

месяц

неделя

Тема НОД

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

Игры, игровые упражнения, чтение, заучивание, наблюдение, опыты. Эксперименты, экскурсии, поисково-исследовательская деятельность и пр.

(1-3 мероприятия)

Рекомендации по составлению календарно-тематического плана

  1. Данный вид планирования разрабатывается на весь учебный год.
  2. Количество НОД  должно соответствовать учебному плану ДОУ.
  3. Программные задачи должны соответствовать возрастному  стандарту и требованиям программы.
  4. В 5 графе обязательно указание метод.литературы и страницы.
  5. Темы должны соответствовать программе.
  6. Совместная деятельность определяется по выбору педагога.

Перспективно-тематическое планирование занятий является обязательным условием, по новым федеральным государственным стандартам. У него существуют определенные характеристики. Разберем их подробнее.

перспективно-тематический план

Компоненты плана

Любой выпускник педагогического училища знает, что существуют определенные правила в подготовке учебного занятия. Перспективно-тематический план урока по учебным дисциплинам является обязательным звеном в подготовке к уроку любого современного педагога.

Он включает в себя разделение учебного материала, рассчитанного на учебный год, на отдельные рубрики и темы. Если рассматривать в общем виде перспективно-тематический план, нужно отметить, что помимо наименований тем в нем указываются календарное время, домашнее задание, а также те навыки и умения, которые должны будут приобретать школьники.

Метод деловой игры позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие…

перспективно-тематическое планирование занятий

Цель планирования

Перспективно-календарный, комплексно-тематический план определяет необходимое число учебных занятий по каждой теме. Так как в нем отражается система уроков, можно прослеживать логическую последовательность приобретения учащимися новых умений и знаний, закрепление и обобщение материала, изученного ранее. В учебный процесс обязательно включены основные звенья воспитательного и образовательного процесса:

  • изучение нового материала;
  • процесс систематизации полученных знаний;
  • совершенствование и закрепление изученного материала;
  • практическое применение ЗУН;
  • воспитание у школьников умений и навыков;
  • контроль над учебными достижениями учеников.

Материал всей темы педагог разделяет на отдельные части, которые соответствуют содержанию занятия, располагая их по мере изучения (с увеличением степени сложности).

Как правильно составить календарно-тематическое планирование в детском саду? Отличается ли план…

перспективно-тематический план по экономике

Правила разделения тем в учебном плане

Перспективно-тематический план составляется по определенным правилам:

  • новый материал на каждом уроке должен иметь 3-4 вопроса, которые обязаны усвоить школьники;
  • материал, отбираемый на урок, по своему содержанию должен быть завершенным, иметь определенную дидактическую цель;
  • последовательность компоновки учебного материала по отдельным урокам предполагает соблюдение логической цепочки, обеспечение внутренней взаимосвязи, постепенного повышения сложности учебных задач.

Определяя объем учебного материала, который будет рассматриваться в процессе урока, нужно учитывать вероятность его рассмотрения, углубления за тот промежуток времени, который отведен на учебное занятие.

Перспективно-календарное, комплексно-тематическое планирование имеет определенную базу. Ее составляют уроки, предназначенные для изучения нового учебного материала, сюда же входят занятия комбинированного типа. Также перспективно-тематический план предполагает перечисление всех экскурсий, лабораторных, практических работ, контрольных занятий. В таблице указывается порядковый номер урока, наименование занятия (тема), основные элементы, домашнее задание.

Особенности некоторых тематических планов

По новым федеральным образовательным стандартам, перспективно-тематический план по экономике (или любой другой учебной дисциплине) содержит те основные понятия, а также УУН, которыми должны овладеть школьники. Обязательно отмечают и межпредметные связи, позволяющие добиться глубокого усвоения учебного материала.

Всем студентам приходится писать курсовые и контрольные работы, рефераты и проекты. Написание…

Перспективно-тематический план коррекционной работы отличается тем, что перед каждым новым занятием происходит корректировка цели с учетом психологического настроя ребят на урок, их физического состояния.

перспективно-тематический план по технологии

Материально-техническое оснащение

Учитель фиксирует в таблице и те важные объекты материально-технического оснащения, которые требуются ему для достижения поставленных целей. Так, если перспективно-тематический план по технологии предполагает использование ИКТ и средств наглядности, учитель делает отметку о том, что требуется их приобретение, ремонт, изготовление.

Продолжительность применения плана

Перспективно-тематический план производственного обучения является долгосрочным документом, который можно использовать до тех пор, пока функционирует учебная программа, на которую он был изначально рассчитан. При этом учитель имеет право вносить в планирование корректировки, менять наименование тем, дополнять основные инструменты, необходимые ему для достижения поставленной цели.

Если на одном учебном занятии педагогу не удается выполнить все цели и задачи, указанные в предварительном планировании, он вносит в таблицу изменения. В зависимости от специфики учебной дисциплины педагоги выбирают форму таблицы, указывают содержание учебной дисциплины, отмечают средства, используемые в образовательном процессе.

перспективно-тематический план производственного обучения

Методология

Перспективное планирование, независимо от выбранной формы, предполагает обязательный учет нескольких методологических приемов:

  • Учебный материал отбирается под конкретную целевую аудиторию, распределяется по темам, разделам. Они соответствуют конкретным занятиям, описываются в пояснительной записке к программе.
  • Зная количество часов по предмету, преподаваемое за неделю, в плане указывают деление уроков по полугодиям, месяцам. Обязательно присутствует в планировании логическая связь между отдельными уроками. При ознакомлении с планированием должно складываться впечатление о наличии целостной единой системы.
  • В зависимости от специфики учебного предмета определяется область теоретических вопросов, нуждающихся в практическом закреплении.

Опытный педагог при составлении перспективного планирования определяет и те технические средства, с помощью которых он собирается решать вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

перспективно-тематический план коррекционной работы

Существенные детали

В перспективном планировании важно уделить внимание практическим действиям школьников, самостоятельным и лабораторным работам. Основной момент состоит в определении примерного результата учебного труда школьника, соотнесение его с целью занятия, выявление образовательного продукта. Учитель должен тщательно продумать средства контроля, формы, а также методы его проведения. Благодаря готовому перспективно-тематическому планированию существенно упрощается деятельность молодого специалиста. Практика свидетельствует, что именно от полноты и продуманности тематических планов зависит конечный результат воспитания и обучения. Опытные педагоги знают об этом, они стараются вносить по максимуму в планирование нужные элементы, чтобы в процессе работы не тратить время на существенную корректировку предварительного плана.

Целеполагание является сознательным процессом, направленным на выявление и постановку задач и целей всей педагогической деятельности. Учитель испытывает потребность в предварительном планировании своей работы, он готов моделировать основные задачи с учетом конкретных педагогических ситуаций. Опытный учитель способен трансформировать цели, поставленные современным обществом перед образовательными учреждениями, в совместную деятельность со школьниками.

Сложность, которую испытывают молодые педагоги, заключается в правильном переносе результатов обучения на практику с учетом физиологических и психологических особенностей современных школьников.

В продуманном плане конкретного учебного занятия отражена подготовительная работа, проведенная педагогом. Безусловно, это нельзя считать полной гарантией достижения всех целей и задач, поставленных учителем, но именно планирование признано в педагогическом сообществе обязательным условием проведения качественного урока.

В формулировке задач на урок должны присутствовать слова: выявить, обосновать, показать. Высоких результатов от проведения урока педагогу не достичь, если предварительно он не составил хороший письменный план. Данный процесс является творческим мероприятием, он потребует от учителя существенных временных затрат. В поурочном плане указываются объем и содержание домашнего задания. На структуру планирования влияет специфика личности учителя, а также особенности контингента учащихся.

перспективно-календарное комплексно-тематическое планирование

Заключение

При желании учебно-тематическое планирование можно оформить в виде тезисов или конспекта. Содержание его должно строго соответствовать преподаваемой учебной дисциплине, возрастным особенностям школьников, требованиям, установленным к предмету Министерством образования РФ.

Особый акцент в планировании должен быть сделан на изложении нового теоретического материала. План не предполагает описания всех демонстраций, расчетов, иллюстраций, которые будет применять педагог, достаточно указать ссылку на применяемый источник.

Выделение времени на отдельные разделы учебной темы способствует рациональному использованию каждого учебного занятия, помогает педагогу получать максимальный результат от своей работы. Профессионалы оставляют один столбик в тематическом планировании пустым, чтобы по мере работы вносить в него поправки, уточнения, определенные дополнения. При отведении должного внимания на предварительное планирование учебного года, учитель снимает с себя массу проблем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти спектральную плотность случайного процесса
  • Как найти иностранного друга по переписке
  • Как составить характеристику на человека для работы
  • Как найти ток на конденсаторе в схеме
  • Как найти экстримумы функции