Как составить перспективный план по самообразованию

Консультация для педагогов

«Как оформить план по самообразованию педагога»

           В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ.

В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в папку по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

Что включает в себя работа по самообразованию:

  • Изучение тематической литературы (скрупулезно записываем всех авторов и названия их работ);
  • Посещение семинаров, участие в вебинарах, курсах, лекциях и т.п.;
  • Проведение открытых занятий для коллег, выступление с докладами, рефератами, консультирование по теме самообразования родителей и коллег;
  • Практическая деятельность с воспитанниками: занятия, кружки, диагностика, праздники, утренники и т.п.

К концу учебного года обязательно пишем отчет по самообразованию и выступаем с ним на педагогическом совете.

Как правильно составить план работы по самосовершенствованию:

  • Титульный лист оформляем согласно общеизвестным канонам, его можно просто скачать в Интернете. Но обязательно указываем название дошкольного учреждения, пишем, что это план по самообразованию педагога такого-то (ФИО, стаж, категория), прописываем тему, срок работы (с сентября 20___по май 20___) и возрастную группу детей;
  • Следующие страницы: тема, цель, задачи.
  • Тему знаем, цель исходит напрямую из темы.
  • Задачи такие: повысить уровень знаний в вопросе путем изучения соответственной литературы, посещения обучающих семинаров, самостоятельной исследовательской работы.

Также к задачам относится разработка перспективного плана работы в соответствии с темой самообразования, подготовка диагностики в начале и конце года, создание учебной программы, организация кружка для детей и другая практическая деятельность, которую вы планируете провести. Это еще может быть оформление уголка, проведение консультаций, семинара, лекции.

  • Предполагаемые результаты по самообразованию. Их пишем, исходя из задач. Просто другими словами и добавляем про достижения детей.
  • Конкретные этапы работы по самообразованию. Здесь уместна таблица: разбиваем по месяцам учебного года, распределяем работу с детьми, родителями, коллегами, самостоятельная работа.
  • Вписываем все, что будем проводить и делать по теме: изучение литературы, занятия, семинары, консультации, оформление стенда, выставки, папки-передвижки и т.п.
  • Выход темы: конечные результаты. Здесь можно указать открытое занятие, мастер-класс для коллег, консультация для родителей, оформление выставки или папки-передвижки, отчет на педсовете.

Образец:

1 страница – Титульный лист 

Полное название дошкольного учреждения

План работы по самообразованию

   Тема:_________________________________________
Цель, задачи:__________________________________

 _________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

(стаж работы) (кв. категория)

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница

Тема: «………………….»

Цель: «…………………..»

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…)

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.

5. Оформить в группе уголок…..

6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,

7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..

8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

 Месяц________

Форма работы с детьми___________

С педагогами ____________________

С родителями _____________________

Образец оформления плана по самообразованию


План по самообразованию на 20___-20___ учебный год

воспитателя_________________

Тема:  «_______________________________________»
Цель, задачи:

1.

2.

3.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

               Список использованной литературы:

1.

2. и т.д.

 Сентябрь — мониторинг

 — организовать работу кружка,

 — создать учебную программу,

 — изучение литературы

 — консультация для родителей: «………/………..»

 Октябрь

занятия

беседы в соответствии с планом работы кружка

Ноябрь

оформление папки передвижки.

Темы: «……………/………………/…………»

Декабрь

занятия

оформить в группе уголок…..

оформление папки передвижки.

Тема: «……./…………/………../…………»

 Январь 

— познакомится с литературой в периодической печати.

Темы:»………/…………./…………../……..»

 Февраль 

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов «………./…./…»

 Март, Апрель 

Развлечение «…»

Май – мониторинг

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

-выставка детских работ

— организовать работу кружка на след учебный год,

— создать учебную программу

Выход темы:

  •   Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема «…» (месяц)
  •   Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
  •  Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
  •   Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
  •  Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
  •  Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Можно заполнять папку в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

* Работа по теме самообразования не менее 1 года; 

* Изучение научно-методической литературы;

 *Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

* Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

*Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу; 

 *Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе; 

 *Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района; 

 *Обучение на курсах повышения квалификации; 

 *Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

 *Активное участие в работе методического объединения района;

 *Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

 *Обобщение опыта работы по теме самообразования. 

                       Памятка для анализа процесса самообразования:

1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала.

Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Методические
рекомендации

 по
составлению индивидуального плана

 работы по
самообразованию

Содержание:

  1. Пояснительная
    записка……………………………………………………………….3
  2. Цели, задачи
    и планируемый результат самообразования преподавателя ………4
  3. Самообразование
    как один из способов повышения профессиональной компетентности
    преподавателя…………………………….……..………………………………5
  1. Организация
    работы по самообразованию…………………………………..……….6
  2. Индивидуальный
    план работы педагога………………………………………….……10

Пояснительная
записка

Одним
из направлений методической работы образовательного учреждения является
организация повышения квалификации педагогов.

В
ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» практикуются разнообразные формы
работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе
обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения.
 Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма
педагогов. Но первой ступенью совершенствования профессионального мастерства
педагога является самообразование. Работа по самообразованию регламентируется
положением учебного заведения о работе педагогов над темой самообразования и
утверждается  на методическом совете. В положении определены общие положения:

— настоящее
положение регулирует деятельность педагогических работников над темами
самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения
квалификации;

— работа педагогов
над темами самообразования является обязательной.

В
чем заключается проблема?
Важным условием самообразования является
правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Основой такой
работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.
Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования,
 организованное самообразование продолжает оставаться наиболее
труднореализуемой задачей. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют
навыками самостоятельной работы. В данной разработке предложены методические
рекомендации выбору темы и составлению индивидуального плана работы по
самообразованию и пути решения возможных проблем.

Цели и
задачи самообразования преподавателя

Цель:  Совершенствование
профессиональной компетентности преподавателя; систематическая работа по
повышению уровня квалификации педагога.

Задачи:

  • Организация работы по
    самообразованию;
  • Изучение
    программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
    Расширение и углубление теоретических знаний; изучение новых форм, методов
    и приемов обучения и воспитания, приобретение профессиональных навыков и
    умений в свете современных требований ФГОС по подготовке будущих
    квалифицированных специалистов;
  • Анализ и самоанализ своей
    педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме
  • Изучение и внедрение в
    практику передового педагогического опыта новейших достижений
    педагогической, психологической и других специальных наук, новых
    педагогических технологий,
  • Обобщение опыта работы.
    Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы,
    взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и
    внекалассные занятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.)
  • Участие в инновационных
    проектах.

Планируемый
результат: 
Осознание педагогами необходимости в постоянном
самообразовании, формирование определенных навыков и умений для успешной
профессиональной деятельности.

Самообразование
как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя

Самообразование —
это целенаправленная
познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения
системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.

 Самообразование
многокомпонентная личностно и профессионально значимая, самостоятельная,
познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное,
предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Уровни
самообразовательной деятельности:

  • Адаптивный
  • Проблемно-поисковый
  • Инновационный

 Цели самообразования
педагога:

  • Расширение общепедагогических
    и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов
    обучения и воспитания.
  • Углубление знаний по разным
    методикам.
  • Овладение достижениями
    педагогической науки, передовой педагогической практики.
  • Повышение общекультурного
    уровня педагога.

 Технология  
самообразования:

  • Общение с высококлассными
     педагогами и специалистами.
  • Решение конкретной задачи,
    имеющей практический  характер.
  • Поиск и критический обзор
    информации.
  • Индивидуальный план
    самообразования.

Организация
работы по самообразованию

 Цель работы над темами
самообразования — систематическое повышение педагогами своего профессионального
уровня.

Исходя из цели  перед
преподавателем ставятся следующие задачи:  

1.Выбор темы и сроков работы.

2.Составление индивидуального
плана.

3. Методическая работа в
соответствии с темой

3.Результаты работы и формы
представления.

Основой работы по
самообразованию становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.

Наиболее часто возникают следующие проблемы: 

Возможная
проблема

Пути решения

Не могу
определиться с темой самообразования

  • выделите из
    многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися,
    результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для
    вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный
    результат.
  • определите
    актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость
    для повышения качества воспитательно-образовательного процесса

Не могу
правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

При
подборе информации теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Формулируйте  темы по
схемам:

— ЧТО-ТО как условие развития
ЧЕГО-ЛИБО;

-ЧТО-ТО как средство формирования
ЧЕГО-ЛИБО;
— Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или
формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей
студентов

Формулировка от указания на
исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Предмет
исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные
способности

Познавательная
активность

Умение что-то
делать

Личностные
качества

Любознательность

Самостоятельность 

Наблюдательность

и.т.п.

На внеклассных
занятиях

На экскурсиях

В процессе
изу-чения чего-либо

В процессе
зна-комства с чем-либо

При участии в
семинарах, конференциях и т.п.

Например: 
«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках информатики при
решении практических задач с профессиональным содержанием»

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную
проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики
обучения и воспитания? Новизна  может заключаться в новом решении
вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор информации осуществляйте
следующим образом:

 — просмотр и обзор
оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает
чтение осмысленным и целенаправленным;

— ответьте на вопрос: могу ли
я  узнать то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение
подобранной литературы:

— начните с изучения традиционных
методик по данной проблеме

— изучите современные взгляды на
проблему

— используйте опыт других
педагогов и ОУ

При
работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный
материал

  • По мере
    чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте
    наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя
    различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта,
    выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте
    вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь
    справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могу
сформулировать цель и задачи работы

Цель –
это то, что необходимо получить или показать в результате работы. 

Например:

Тема «Деловая игра игры как
средство формирования коммуникативных способностей обучающихся»

Цель работы: Формирование и
развитие коммуникативных компетенций обучающихся

Задачи – пути
достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно
сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

Содержание

деятельности
исследования

Частичный

предмет

 исследования

Изучить,

исследовать,
проанализировать, рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать,
экспериментально проверить,

доказать,

апробировать и
т.п.

Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства,
возможности, целесообразность, приемы,

технологии,
рекомендации и т.п.

3. Результаты самообразования.

1.     Повышение
профессиональной компетентности педагога: расширение и конкретизация своих
знаний, глубокий и детальный анализ возникающих в работе проблем,
педагогических и психологических ситуаций; умение моделировать и прогнозировать
воспитательно-образовательный процесс

2.     Поиск
эффективных, приоритетных для себя приемов и способов работы, развитие и
совершенствование навыков диагностической и исследовательской деятельностью

3.     развитие
личных качеств, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого
потенциала

4.     Пополнение
банка данных теоретического, практического, дидактического, материала для
качественного сопровождения воспитательно-образовательного процесса

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА

 НАД
ТЕМОЙ  САМООБРАЗОВАНИЯ

Что можно включить
в план самообразования?

Личный
план самообразования преподавателя может содержать разные позиции, в
зависимости от выбранного направления: методологического, исторического,
эстетического, ИКТ, охраны здоровья и других. Но каждый план должен обязательно
включать в себя описание результатов, которых педагог планирует достичь к
определенному сроку.

В
качестве результатов можно включить в план следующие пункты:

  • Повышение качества знаний по
    предмету;
  • Разработка методической
    продукции;
  • Доклады, выступления;
  • Разработка электронного
    учебного ресурса, дидактических материалов, наглядности;
  • Разработка и проведение
    открытых занятий по собственным технологиям;
  • Проведение семинаров, 
    консультаций, мастер-классов
  • Участие в научно-исследовательской,
    проектной и инновационной деятельности;
  • Обобщение опыта работы по
    исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами
самообразования является профессиональная компетентность, высокий
общекультурный уровень педагога.

Требования к
оформлению плана:

1.     Титульный
лист.

2.     Личные
данные педагога.

3.     Деятельность
педагога по самообразованию: название профильной темы для самообразования,
обоснование выбранной темы, предполагаемые результаты.

4.     Собственно
план: основные этапы, сроки исполнения каждого этапа, планируемые мероприятия,
формы отчета по каждому мероприятию.

5.     Оценка
проведенной деятельности: самоанализ проделанной работы, рекомендации коллег,
администрации.

Перспективный план
самообразования преподавателя составляется обычно на 3-5 лет. Но на каждый
учебный год планируется отдельный этап по выбранной теме.

Примерный
образец оформления плана самообразования

Тема:

Дата начала работы
над темой

Предполагаемая
дата окончания работы над темой

Цель:

Задачи:

Этапы

Содержание
работы

Сроки

Форма
предоставления результатов

1. Подготовительный

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение информации по
проблеме и имеющегося опыта.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач

работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных
на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

3. Практический

1. Внедрение
передового педагогического опыта;

системы мер, направленных
на решение проблемы.

2. Формирование методического
комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих
и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по теме.

3. Представление материалов.

Отчет о
проделанной работе за учебный год.

Выводы.

Оформление плана по самообразованию

Печать

E-mail

Оформление плана

по самообразованию педагога.

Система работы педагогов по самообразованию:

       В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта  по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

       В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

       В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

1 страница – Титульный лист:

«План по самообразованию педагога»

_________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________            _______________

(стаж работы)                                 (кв. категория)

Тема: «_______________________________»

(название темы)

________________

(учебный год)

________________

(возрастная группа)

г.

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница –

Тема: «…»

Цель: «…»

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования…)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в группе уголок…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

— диагностика ЗУН детей

 

— Организовать работу кружка, создать учебную программу,

-изучение литературы

Консультация для родителей: «…»

Октябрь

занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

 

Ноябрь

Оформление папки передвижки. Тема: «…»

 

Декабрь

Оформить в группе уголок…..

Оформление папки передвижки. Тема: «…»

Январь

 

Февраль

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

 

Март

 

Апрель

Развлечение «…»

 

Май

диагностика

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

выставка детских работ

Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

Консультация для родителей: «…»

Июль

Август

Выход темы:

üПроведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)

üПодготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

üПровести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

üОформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

üСборник консультаций для родителей. Тема «…»

üОтчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

Автор, название, год издания, издательство.

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«Тетрадь по самообразованию»                               

_________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________            _______________

(стаж работы с..)                                 (кв. категория с …)

________________

(начата с …)

г.

1 страница –

Тема самообразования: «…»   (учебный год), (возрастная группа)

Можно писать в виде таблицы:

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

сентябрь

       

Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

üРабота по теме самообразования не менее 1 года;

üИзучение научно-методической литературы;

üРазработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

üСоздание современной предметно-развивающей среды в группе;

üПроведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

üЗнакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

üПроведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

üОбучение на курсах повышения квалификации;

üВыступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

üАктивное участие в работе методического объединения района;

üУчастие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

üОбобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Перспективный план самообразования педагога.

ФИО ____________________________________

Группа______________________________    Стаж работы______________

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчёта

   
   

2012 – 2013

   
   
   

Дата заполнения  «____» ___________________ 200 ____ год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Волковой Елены Аркадьевны,

учителя русского языка и литературы I квалификационной категории

МБОУ «Урюмская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ

Образование — Высшее профессиональное образование, 1997 год, Казанский государственный педагогический университет, квалификация «Учитель русского языка и литературы», специальность – русский язык и литература.

Аттестация: 2016 год. Категория: первая.

курсы повышения квалификации: Курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по теме «Особенности преподавания учебного предмета «Русский язык» при подготовке к форматам ЕГЭ и ОГЭ» (в том числе 16 часов по особенностям организации работы с детьми с ОВЗ), в объеме 96 академических часов, г. Казань, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан». Удостоверение о повышении квалификации 0016-202000193641 регистрационный номер ИРО

Тема самообразования — «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования».

Работа над темой начата в 2017 году

Предполагается закончить работу над темой в 2022 году.

Цели:

  • через работу по самообразованию — создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.

  • обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, воплощение творческого замысла,

  • использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,

Задачи:

  • изучить современную литературу по теме самообразования;

  • обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;

  • повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;

  • проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми,

  • создание условий для проявления творческих способностей учащихся на уроках, для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.

  • разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;

Основные направления самообразования:

  • Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),

  • Психолого — педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),

  • Охрана здоровья,

  • Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, вебинарии, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,

  • групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения, а также через участие в жизни школы.

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,

  • поиск материала и составление пакета материалов сценариев уроков с применением ИКТ

  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;

  • разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме,

  • доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

  • усиление положительной мотивации обучения;

Направления повышения профессионального уровня:

Основные направления

Действия и мероприятия

Срок исполнения

Профессиональное

Изучение учебных программ и учебников, материалов по ФГОС

Весь период

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Весь период

Участие в различных предметных конкурсах

Весть период

Повышение профессионального уровня на курсах повышения квалификации для учителей русского языка и литературы

2017 год

Успешное прохождение аттестации на 1 квалификационную категорию

2021 г.

Психолого-педагогическое и учебно-воспитательное

Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики.

Весь период

Повышение качества обученности учащихся по русскому языку и литературе.

Весь период

Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Весь период

Методическое

Совершенствование знаний современного содержания образования учащихся.

Весь период

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Весь период.

Организация работы с одарёнными детьми и участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

Весь период

Изучение опыта работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.

Весь период

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

Весь период

Проведение открытых уроков и мероприятий

Весь период

Активное участие в общественной жизни школы, села и района.

Весь период

Выступление на заседаниях педагогического совета, районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Весь период

Организация и проведение предметной недели по русскому языку и литературе

весь период

Информационно-коммуникативные технологии

Изучение электронно-образовательных ресурсов и внедрение их в учебный процесс.

Весь период

Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике и психологии.

Весь период

Публикация материала из опыта работы на персональном сайте

Весь период

Использование современных информационных технологий, мультимедийных средств в образовательной практике и профессиональной деятельности

Весь период

Основные этапы работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагности-ческий

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2017

2018

1. Курсы повышения квалификации учителей по предмету.

2. Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла.

3. Изучение литературы по теме.

4. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Практический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

4.Внедрение опыта работы.

5.Формирование методического комплекса.

2018

2020

1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по теме самообразования.

2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

2.Открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях.

Обобщающий

Внедренческий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы. Корректировка работы.

3. Распространение опыта работы.

2021

2022

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме самообразования.

2.Открытые уроки на школьном и муниципальном уровнях.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Учитель: __________ /Волков Е.А./

6

Самообразование — способ обучения, при котором знания получают своими силами, без привлечения педагогов. Самообразование — официальный способ обучения, доступный ученикам старшей школы (10, 11 класс).

Самообразование — способ обучения, при котором знания получают своими силами, без привлечения педагогов. Самообразование — официальный способ обучения, доступный ученикам старшей школы (10, 11 класс). Он имеет равные права со стандартным школьным обучением и семейным образованием, на которое школьники переходят в старших классах для подготовки к итоговым экзаменам (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Школьники выбирают самообразование по всем предметам школьной программы или по одной-двум дисциплинам, которые им наиболее важны для поступления в вуз. Отличие самообразования от других форм обучения — расчёт исключительно на свои силы. Никаких учебных планов, подсказанных педагогами, в данном случае нет. Поэтому важно внимательно подойти к составлению плана работы — без этого самообразование может обернуться разочарованием.

Общая схема самообразования

самообразование

Работа по самообразованию начинается с подготовительного этапа. Обучение — это не просто прочтение учебников по выбранному предмету. Новая информация должна быть тщательно обработана и закреплена. Самостоятельное изучение любого предмета, независимо от поставленных целей, проходит по следующей схеме.

  • Составление индивидуального плана по самообразованию. Поможет школьный учебник, в котором перечислены основные темы. Рабочий план по самообразованию включает в себя перечисление нужных тем, распределение учебных часов, составление расписания работы.
  • Составление списка учебных пособий. Список включает учебники, дополнительную литературу по предмету, интернет-ресурсы, видеолекции, видеоуроки. Пособия подбирают в соответствии с включёнными в план работы по самообразованию темами. Для каждой темы в плане прописывают учебное пособие.
  • Перерыв в подготовительном этапе. Нужно на несколько дней отойти от интенсивных занятий, чтобы осознать проделанную работу, понять цели. Это поможет не упустить главное при самообучении.
  • Старт самообразования по установленному расписанию. Важно не пропускать занятия, следуя составленному графику.
  • Комбинация учебных пособий. При работе над темой необходимо комбинировать учебники, видеоматериалы, другие источники. Это поможет глубже понять тему, лучше усвоить новую информацию.
  • Составление конспектов. При краткой записи информации включаются отделы мозга, отвечающие за запоминание. Перечитайте составленные конспекты в конце занятия.
  • Повторение. Мысленно проговаривайте новую информацию, связывая её с имеющимися знаниями, пробуйте на практике.

По этой схеме идёт изучение каждой темы. После того как тема закреплена и отработана на практике, она повторяется при работе со следующей порцией информации.

Главное в самообразовании — оно должно быть непрерывным. После изучения одного блока учебного плана нужно сразу приступать к следующему, не давая себе расслабиться. В этом и состоит сложность самостоятельного обучения.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Плюсы самообразования

Главное в самообразовании — оно должно быть непрерывным. После изучения одного блока учебного плана нужно сразу приступать к следующему, не давая себе расслабиться. В этом и состоит сложность самостоятельного обучения.

Другие плюсы самообразования

  • Глубина изучения темы. Школьник не привязан к разработанной для всех учебной программе. Он изучает материал основательно, пользуясь не только школьным учебником, но и альтернативными источниками информации. Главное — научиться находить актуальную информацию и не закопаться в большом количестве источников. Сделать это поможет составленный график работы.
  • Экономия. При самостоятельных занятиях платить придётся только за учебники и канцтовары. Иногда для изучения темы требуется заплатить за курсы. Можно учиться и без вложений, по доступным в Интернете учебным видеолекциям и видеоурокам.

Важный плюс самообучения — оно развивает дисциплинированность. Подросток планирует время на работу и отдых. Он привыкает жить по графику, что поможет ему и во взрослой жизни.

Минусы самообразования

Свобода обучения в самообразовании становится и главным минусом. Личная ответственность за обучение может напугать. Снижение мотивации со временем приведёт к потере сосредоточенности, ребёнок будет отвлекаться на посторонние дела, в знаниях появятся пробелы. Над ним нет учителя, который побуждает начать занятия или трудиться усерднее. Никто не подскажет альтернативный способ решения задачи, не укажет на ошибку, которая может остаться непонятой и потянуть за собой другие ошибки.

Другие минусы системы самостоятельного обучения

  • Мало общения. В школе ребёнок постоянно общается со сверстниками и учителями. Самообразование оставляет его в одиночестве, что может вызвать проблемы с социализацией. Выход: записаться на кружки, секции, свободное время проводить с друзьями.
  • Не всегда можно изучить предмет самостоятельно. Самообразование возможно только по тем предметам, которые уже изучались в школе при поддержке учителей. Для самообучения важно иметь базовые знания. Изучать что-то с нуля без помощи специалистов сложно.
  • Могут появиться неизученные предметы. Если школьник полностью ушёл на систему самообразования, важно включить в рабочий план все изучаемые в школе предметы. В конце обучения предусмотрен итоговый контроль по всем предметам, прохождение которого даёт допуск к итоговым экзаменам.

Чтобы эти сложности не повлияли на успех в учёбе, чётко ставьте перед собой цели. Перед принятием решения о начале самообразования необходимо проанализировать свои возможности, разработать строгий план занятий.

Индивидуальное обучение

Индивидуальное обучение ребенка представляет собой освоение учеником обязательной школьной программой, которое не предусматривает посещение школы. Один из возможных вариантов организации процесса.

Постановка цели

Постановка цели — первый шаг при принятии решения о самообразовании. Чётко поставленная цель — основа плана занятий. На основе цели школьник принимает решение о самостоятельном изучении отдельных дисциплин или всего школьного курса. Чаще всего целью самообразования для школьника становится поступление в вуз.

Необходимо помнить, что самообразование не даёт свободы от школы. Даже при полном уходе старшеклассника на систему самообразования он остаётся приписанным к школе, должен приходить на контрольные занятия и проходить промежуточную и итоговую аттестацию по всем предметам.

Составление плана

План представляет собой подробно проработанную программу самообразования с перечислением тем, распределением их по датам, с указанием времени на изучение каждой. Составить план быстро не получится — на проработку программы уйдёт много времени. Но чётко составленный план поможет не запутаться в большом количестве доступных материалов, даст направление всей системе самообразования. Рабочий план станет учебным календарём. Распечатайте и повесьте его на видном месте — так он будет постоянно напоминать о расписании занятий. Также визуализация плана повысит самодисциплину.

При составлении плана самообразования используют один из четырёх подходов.

  • Основа — время. Наиболее привычный школьнику план, суть которого — отведение определённого времени на изучение каждого предмета. Можно воспользоваться школьным расписанием занятий.
  • Основа — локация. План состоит в выборе места для обучения. Место может быть любым — библиотека или ближайший парк. Суть подхода — школьник отправляется в выбранное место с единственной целью — учиться.
  • Основа — свобода. Не подразумевает постановку цели и чёткое планирование тем для обучения. Обязательное условие — нужно выделять себе определённое количество часов ежедневно и учить то, что хочется. При этом необходимо вести дневник, в который записывать все изученное. Плюс такого плана — постоянная новизна, высокая мотивация. Минус — не всегда школьник захочет учить то, что действительно важно. Поэтому такие планы редко применяют для самообразования школьников.
  • Основа — поставленные цели. Перед разработкой такого графика необходимо определить три цели для обучения. На основе целей школьник выстраивает программу занятий.

При составлении рабочего плана самообразования можно взять один тип или комбинировать их друг с другом. Например, план с основой на времени комбинируется с графиком с основой на локации.

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Отслеживание прогресса

Не всегда видимые результаты обучения заметны с самого начала выполнения плана самообразования. Поэтому может снизиться мотивация, случиться разочарование в своих способностях. Чтобы этого не произошло, нужно постоянно отслеживать прогресс. Для этого можно применять любые способы — завести дневник, записывая в нём все пройденные темы и результаты контрольных тестирований, чертить графики, рисовать схемы. Оценивать прогресс можно творчески — например, записывать не пройденные темы, а свои впечатления от процесса. Можно найти компьютерное приложение, где прогресс будет отслеживаться автоматически.

Главное — работа должна вестись систематически. В таком случае даже небольшое продвижение в изучении предметов не останется незамеченным, а мотивация к обучению не пропадёт.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить штору если обрезала короче чем нужно
  • Как найти напряжение на зажимах батареи
  • Как найти громкость микрофона
  • Как найти iphone если у тебя украли
  • Найти как убрать жир на животе