Как составить песню по нотам


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Умение писать ноты является ценным навыком, если вы хотите запечатлеть красивую сложность музыки, которую вы слышите в голове, или играя на инструменте дать возможность сыграть ее другим людям. К счастью, компьютерная техника позволяет нам гораздо легче генерировать ноты, перенося звук непосредственно на нотный стан. Если вы хотите научиться делать это старомодным способом, вы можете начать с основ и разрабатывать более сложные композиции. См. Шаг 1 для получения дополнительной информации.

  1. Изображение с названием Write Sheet Music Step 1

    1

    Скачайте и распечатайте нотную бумагу. Обычная нотная бумага состоит из полос, на которых можно записывать ноты, маркеры и делать другие заметки для музыкантов, которые будут пытаться воспроизвести то, что вы написали.

    • Если вы хотите писать ноты вручную, по старинке, как Моцарт и Бетховен, не обязательно чертить с помощью линейки нотный стан. Вместо этого найдите его в Интернете, распечатайте и быстро начинайте заполнять нотами вашей композиции.
    • На многих сайтах вы даже можете предварительно добавить ключи и маркеры, не заполняя их вручную. Настройте нотный стан, как вы хотите, загрузите и распечатайте файлы.[1]
    • Напечатайте сразу много листов и делайте записи карандашом. Это может быть достаточно грязной работой, когда вы пытаетесь перенести свои сложные идеи на бумагу, поэтому вы должны иметь возможность стереть и сделать небольшие изменения без необходимости все это переписать.
  2. Изображение с названием Write Sheet Music Step 2

    2

    Скачайте музыкальное программное обеспечение. Если вы хотите заполнять нотный стан на компьютере, вы можете использовать программное обеспечение для перетаскивания нот, делать быстрые изменения и поправки. Это обеспечивает вас легким доступом и сэкономит время. Сочинения на компьютере становится все более популярными среди современных композиторов, экономя ваше время и усилия в написании музыки.

    • MusicScore является популярным программным обеспечением, простым в использовании и совместимым с произвольными составляющими или MIDI входом. Вы можете записывать непосредственно на нотный стан или работать путем создания своей композиции, накладывая ноты на ноты. [2]
      Большая часть программного обеспечения также имеет функцию воспроизведения MIDI, так что вы можете сразу услышать то, что вы только что записали в цифровой версии.
    • GarageBand также входит в стандартную комплектацию большинства новых компьютеров Mac и может быть использован для написания нот, посредством выбора проекта «написание песен». Вы можете записывать живые звуки или ввести звук инструмента непосредственно, чтобы расшифровать запись в виде нот, а затем можно нажать на иконку Scissor в нижнем левом углу, чтобы проверить ноты.
    • Загрузите программу и начните новый проект, чтобы начать экономить свое время. При подключении клавиатуры MIDI к компьютеру с помощью кабеля USB вы сможете играть свою мелодию непосредственно на клавиатуре и программное обеспечение будет наносить вашу музыку на нотный стан. Это так же просто, как играть. Вы даже можете разложить музыку по слоям, в исполнении разных инструментов, чтобы начать работу на этой симфонией.
  3. Изображение с названием Write Sheet Music Step 3

    3

    Подпишитесь на бесплатный онлайн ресурс композиторов. Также, существуют Интернет сообщества композиторов и читателей, которые сочиняют музыку. Вы можете с помощью программного обеспечения составить свою мелодию прямо онлайн и сохранить эту работу, а затем обнародовать ее и получить обратную связь от других композиторов или оставить ее для личного пользования и закрыть к ней доступ.

    • http://www.noteflight.com/login (Noteflight) является одним из таких свободных сообществ, а также отличный ресурс как для обучения чтению и написанию музыки, так и для исследований композиций других народов и размещения своих собственных.
  4. Изображение с названием Write Sheet Music Step 4

    4

    Выберите инструмент или группу инструментов, для которых вы собираетесь сочинять. Хотите наметить некоторые партии трубы для песни R&B или написать пару строк для баллады? Наиболее распространена работа над одной фразой или над одним инструментом за раз, и только потом можно начать беспокоиться о гармонии и контрапункте, когда у вас уже есть готовая первая часть. Общие проекты набросков могут включать:

    • Секции трубы для трубы (в Bb), саксофона (в Eb) и тромбона (в Bb).
    • Струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели
    • Диаграммы для сопровождения фортепиано
    • Вокальные партии

    Реклама

  1. Изображение с названием Write Sheet Music Step 5

    1

    Запишите скрипичный ключ в нотном стане. Нотный стан состоит из нот и пауз, написанных на пяти параллельных линиях и пробелах между ними. Линии и пробелы отсчитываются снизу вверх, то есть самые высокие ноты на нотном стане будут выше всех. На нотном стане отмечаются басы или скрипичные ключи, которые находятся в крайней левой точке в начале каждой линии. Маркер ключа покажет вам, какие линии соответствует набору нот:

    • «Скрипичный ключ» также известен как «G ключ», который по форме напоминает амперсанд (&), напечатанный на левой стороне нотного стана. Это самый распространенный ключ для нот. Гитара, труба, саксофон и большинство инструментов высших регистров будут использовать для написания нот скрипичный ключ. Ноты, начинающиеся в нижней строке и идущие вверх, — E, G, B, D и F. Ноты в пробелах между линиями, начиная с пробела между первой и второй, — F, А, С и Е.
    • «Басовый ключ» выглядит немного как изогнутая цифра «7» слева от каждой строки нотного стана. Басовый ключ используется для инструментов нижнего регистра, таких как тромбон, бас-гитара и тубы. Начиная с нижней или первой линии, ноты поднимаются G, B, D, F и А. В пробелах это А, С, Е и G, идущие от основания к вершине.
  2. Изображение с названием Write Sheet Music Step 6

    2

    Напишите музыкальный размер (такт). Тактовый размер определяет количество нот и ударов в каждом размере нотного стана. На нотном стане такты будут разделены периодическими вертикальными линиями, разделяя нотный стан на мелкие отрезки. Только направо от ключа будут два числа, одно над другим как дробь. Верхнее число представляет число ударов в каждом отрезке, в то время как нижнее число представляет ценность каждого удара.

    • В западной музыке наиболее распространенным является такт 4/4, который означает, что есть четыре удара в каждом такте и на одну четверть тона приходится один удар. 6/8 тоже распространенный такт, который означает, что есть 6 ударов в каждом такте и удар приходится на восьмую ноту.
  3. Изображение с названием Write Sheet Music Step 7

    3

    Определите тональность. Более подробная информация, которая будет включена в левую часть каждой строки нотного стана, включает в себя диезы (#) или бемоли (b), что определят, какой тональности вы будете следовать во время всего отрезка композиции. Диезы повышают ноту на пол-тона, а бемоли понижает на пол-тона. Эти символы могут появляться повсюду, для каких-то отдельных нот, или могут ставиться в начале части, чтобы оставшаяся часть песни игралась с учетом этого знака.

    • Если, например, вы видите диез в первом пробеле в скрипичном ключе, вы будете знать, что каждую ноту, которая есть в этом пространстве, нужно играть на пол-тона выше. Аналогично с бемолями.
  4. Изображение с названием Write Sheet Music Step 8

    4

    Изучите различные виды нот, которые вы будете использовать. На нотном стане будет напечатано множество различных типов нот и пауз. Стиль нот относится к их длительности и размещение на нотном стане будет относиться к высоте ноты. Ноты могут рисоваться как угодно, могут быть в виде точек, могут быть в виде кружков и палочек, которые выходят из них вверх или вниз, в зависимости от размещения нот.

    • «Целые ноты» выглядят как овалы и показывают длину каждой.
    • «Половинки» похожи на целые, но с прямыми палочками, выходящими из них. Они используются для того, чтобы показать половину длины целой ноты. В такте 4/4 было бы 2 половинки на такт.
    • «Четвертные ноты» имеют твердые черные головки и прямую палочку. В такте 4/4 есть 4 четвертных ноты в отрезке.
    • «Восьмые ноты» выглядят как четверные с флажками на конце палочки. В большинстве случаев, восьмые будут сгруппированы вместе для каждого удара, с тактами, соединяющими нотами, чтобы показать ритм и сделать музыку более удобной для чтения.
    • «Паузы» придерживаются аналогичных правил. Каждая пауза выглядит как черная полоса на средней линии нотного стана, в то время как пауза четвертной ноты выглядит немного как буква «к» курсивом, строя палочки и флажки, поскольку они разламываются на дальнейшие подразделения такта.
  5. Изображение с названием Write Sheet Music Step 9

    5

    Читайте ноты. Западная музыкальная нотация является довольно сложным символическим языком, который вы должны понимать и читать в первую очередь, если вы надеетесь посредством его писать музыку. Это все равно, что надеяться написать роман, не понимая слов и предложений. Вы не можете писать ноты, если вы не можете прочитать ноты и паузы. Прежде чем пытаться записать ноты, разработайте практические знания:

    • Различные ноты и паузы
    • Линии и пробелы на листе
    • Маркеры ритма
    • Динамические маркеры
    • Ключи
  6. Изображение с названием Write Sheet Music Step 10

    6

    Выберите свой состав инструментов. Некоторые композиторы сочиняют с помощью карандаша и бумаги, некоторые сочиняют на гитаре или пианино, а некоторые сочиняют с валторной в руке. Нет правильного способа начать писать ноты, но полезно играть самому, чтобы практиковать небольшие отрезки и слышать, как они звучат.

    • Перебирать клавиши на пианино особенно полезно для композитора, так как фортепиано является наиболее визуально понятным инструментом для понимания нот.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write Sheet Music Step 11

    1

    Напишите хорошую мелодию. Большая часть композиции сосредоточена на мелодии или ведущей музыкальной фразе, которая развивается по ходу всей композиции. Это «напев» любой части песни. Если вы пишете для сольных диаграмм одного инструмента или начинаете свою первую симфонию, мелодия – это основа, с которой вы начинаете, когда пишете ноты.

    • Поскольку вы начинаете писать, охватите все удачные и неудачные моменты. Нет таких частей, которые бы получились полностью сформированными и совершенными. Если вы ищете что-то новое, чтобы следовать за мелодией, джемуйте на фортепиано или на другом инструменте, который вам больше нравится, и следите за тем, куда вас уведет муза.
    • Если вы чувствуете себя особенно экспериментальным, исследуйте мир алеаторики композиции. Один из главных светил в этом деле Джон Кейдж, чьи алеаторические композиции вводят элемент случайности в процесс написания. Например, кидание костей, чтобы определить следующую ноту в 12-тоновой шкале, или подбрасывание монетки для создания нот. Эти композиции звучат диссонансом, в некоторых случаях, но это может быть хорошим способом создать неожиданные фразы и мелодии.
  2. Изображение с названием Write Sheet Music Step 12

    2

    Напишите отдельные фразы, создайте цепь фраз, чтобы заставить музыку говорить. Если вы начинаете с мелодии, как вы переместите музыку вперед? Где она должна проходить? Как группа нот станет композицией? Хоть и нет простого ответа на секретный код Моцарта, хорошо начинать с небольших фрагментов, называемых фразами, и постепенно наращивать их в полноценные музыкальные отрезки. Ни одна часть не бывает полностью сформированной.

    • Постарайтесь сгруппировать фразы с точки зрения эмоций, которые они вызывают. Гитарный композитор Джон Фэйхи (самоучка-инструменталист и композитор) писал путем объединения небольших фрагментов на «эмоциях». Даже если они не обязательно исходили из одного ключа или звучали так, как будто принадлежали друг другу, если разные фразы воспринимались как капризные, или несчастные, или задумчивые, он объединял их вместе, чтобы сформировать песню.
  3. Изображение с названием Write Sheet Music Step 13

    3

    Создайте фон мелодии гармоническим сопровождением. Если вы пишете для аккордового инструмента (инструмент способен играть более одной ноты одновременно) или вы пишете для более чем одного инструмента, вам также необходимо составить гармонический фон, чтобы придать мелодии контекст и глубину. Гармония является способом выдвижения мелодии на первый план, обеспечивая возможность для напряженности и разрешения.[3]

  4. Изображение с названием Write Sheet Music Step 14

    4

    Акцентируйте музыку динамическими контрастами. Хорошие композиции должны набирать мощность и исчезать. Следует акцентировать моменты экстремальных эмоций и мелодичные пики с громкой динамикой.

    • Вы можете показать динамические изменения в нотах итальянскими словами, которые показывают основные описания громких и мягких звуков. «Пиано» означает, что вы должны играть спокойно, и, как правило, написано ниже нотного стана. «Форте» означает, что вы должны играть громко, и записывается таким же образом.
    • Градацию можно предположить, опираясь на удлиненный «<» или «>» знак под нотным станом, где музыка должна быть либо крещендо (громче), либо уменьшать свой звук.
  5. Изображение с названием Write Sheet Music Step 15

    5

    Придерживайтесь простоты. В зависимости от ваших амбиций, вы можете иметь несколько частей и сложные ритмы или вы можете иметь простую фортепианную мелодию без сопровождения. Не бойтесь простоты. Некоторые из наиболее знаковых и запоминающихся линий являются очень простым и самыми элегантными.[4]

    • Эрик Сати в «Gymnopedie №1» является классическим примером пика простоты. Эта мелодия была использована бесчисленное количество раз в рекламе и кино, но есть что-то красивое и скользящее в этих простых нотах и ленивом ритме.
    • Изучите вариации Моцарта «Twinkle, Twinkle, Little Star», чтобы понять, как самая универсальная из детских мелодий может преобразиться в сложную композицию с вариациями и украшениями.[5]

    Реклама

Советы

  • Получайте удовольствие и экспериментируйте, используя разные возможности.
  • Используйте стандартные музыкальные обозначения, если хотите, чтобы ваши ноты были понятны кому-то еще. Вы должны убедиться, что люди понимают ваши обозначения.

Реклама

Предупреждения

  • Убедитесь, что используете карандаш. Написание — это грязная работа.
  • Ваши ноты могут быть не поняты кем-либо еще, если вы не говорите людям, как ваша музыка должна звучать.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 39 780 раз.

Была ли эта статья полезной?

Содержание

  • 1 Создание мелодии припева
    • 1.1 Выбор опорных нот
    • 1.2 Ввод ограничений для мелодии
    • 1.3 Выбор направления движения нот мелодии
      • 1.3.1 Движение нот вверх
      • 1.3.2 Правка темпа мелодии
      • 1.3.3 Движение нот вниз
    • 1.4 Создание начала мелодии
    • 1.5 Создание окончания мелодии
  • 2 Сочинение текста на мелодию
    • 2.1 Уточнение темы песни
    • 2.2 2 правила наложения текста на мелодию
    • 2.3 Выбор названия для песни
    • 2.4 Подбор текста к 1-ому предложению мелодии
      • 2.4.1 Развитие логики изложения
      • 2.4.2 Выбор рифмы для строчек текста
    • 2.5 Подбор текста ко 2-ому предложению мелодии

Здравствуйте! Это 2-ой урок из пошагового видеоруководства «Как Написать Песню с Нуля».

В нём легко и понятно объяснено как сочинять мелодию на готовую гармонию и как писать на мелодию текст. Показано, как выбрать ноты для мелодии, направление движения, развить её ритмически с помощью секвенций + аккорды как вычленить из мелодии главную мысль песни, придумать название и наложить его на мелодию.

Продолжаем создание песни по схеме: гармония — мелодия — текст — ритм — аранжировка. К концу урока будет готовая мелодия и текст припева.

Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 2 — Припев. Мелодия и текст | Как написать песню | Пошаговое руководство

ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!

Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем  разговор о создании песни. В этом уроке мы сочиним мелодию припева на основе гармонии из прошлого урока и подберём к ней подходящий текст. Приступим.

У нас есть гармония в виде струнных и дорожка с фортепиано, на котором мы и будем сочинять мелодию. Выделяем обе дорожки, чтобы открыть их рядом в нотоносце.  

Аккорды облегчают создание мелодии, потому что:

  • 1 – дают готовое настроение,
  • 2 – окрашивают и поддерживают мелодию,
  • 3 – ограничивают выбор нот для неё своей тональностью.

Её мы обозначили у ключа, поэтому все написанные нами ноты на нотоносце будут принадлежать ей и мелодия будет звучать складно с гармонией.

Создание мелодии припева

Грустное настроение песни нужно отразить не только в гармонии, но и в мелодии.

Выбор опорных нот

И начать следует с выбора опорных нот мелодии — общих с аккордами.

Так Dm состоит из 3-х нот – ре, фа и ля. Выпишем их 4-ными нотами по порядку.

Из них надо выделить главную, вокруг которой будет строиться мелодия. Для этого слушаем их поочерёдно с нажатой кнопкой Scrub Tool — поскребок и отмечаем оттенки звучания.

  • Нота ре звучит спокойно, так как это прима аккорда.
  • Нота фа звучит грустно, так как это малая терция аккорда. Она подходит на роль главной ноты.
  • Нота ля, квинта аккорда, звучит тревожней, чем ре, но спокойней, чем фа.

Итак, начнем мелодию с ноты фа.

Ввод ограничений для мелодии

Наша задача – сделать мелодию выразительной и цепляющей, чтобы её было легко петь певцу и запомнить слушателю.

Для этого полезно ввести 2 ограничения:

1-ое ограничениепо высоте в виде узкого диапазона нот, когда расстояние между самой низкой и высокой нотами мелодии не превышает квинты – от ре до ля: это всего 5 нот.

Кроме того, вся мелодия сосредоточена в 1-ой октаве. Если поднять её во 2-ую, то она зазвучит высоко, и это уже диапазон женского голоса.

Но у нас голос певца мужской и не высокий, и для него это будет исполнить сложно.

2-ое ограничениепо ширине в виде всего 2-х длительностей нот – 4-ных и 8-ых. То есть мы не будем использовать ноты длиннее и короче их.

Выбор направления движения нот мелодии

Теперь нужно выбрать начальное направление движения мелодии – вверх или вниз.

Движение нот вверх

Послушаем оба в виде 4-ых нот. Восходящее – фа-соль-ля.

Оно подсказывает мне такую мелодию: ставим 4-ную ля в начале следующего такта – она создаёт напряжение, так как не из аккорда Gm на фоне, и разрешаем её движением по нотам фа-соль.

Теперь сделаем ноту фа 8-ой по длительности и придвинем на 8-ую к соль для разнообразия ритма. Звучит неплохо.

Когда есть опыт сочинения, можно заранее представить, как зазвучит мелодия ещё без проверки этого в нотах. Здесь, к примеру, будет хорошо звучать повторение нот обоих тактов в следующих, но на ступень ниже.

Правка темпа мелодии

Да, звучит приятно, но вяло. Сейчас темп песни 100 ударов в минуту. Попробуем ускорить его и послушать как изменится звучание мелодии.

Да, это добавляет энергии и темп – это 2-ая характеристика песни вместе с тональностью. Он обычно одинаковый в течение всей песни.

И если тональность выбирается при создании гармонии, то темп при создании мелодии, потому что в ней есть ритм, а смена аккордов в началах тактов без мелодии слишком редкая и медленная, чтобы ощутить влияние темпа на звучание.

Уберём мелодию и сравним темпы 100 и 120.  Разница почти не заметна. А с мелодией заметна.  
И для жанра рок темп 100 слишком медленный, поэтому 120 подойдёт лучше. Пока оставим его.

Движение нот вниз

Пробуем движение мелодии вниз: фа-ми-ре. Дальше мне хочется написать 3 8-ые ноты ре в серединах долей такта. Это частый ритмический приём — 3 ноты в долю и 3 мимо.

И в конце 2-ого такта шагнём в долях вверх на ми, на фа.  

Заметьте: контур мелодии или воображаемая линия, проходящая через её ноты, напоминает улыбку – спуск-топтание на месте – подъём.

Чередование движений вверх и вниз для мелодии характерно и естественно. Она не может идти только вверх или вниз.

И также, как в прошлом случае, копируем ноты мелодии в следующие 2 такта и поднимаем на 1 ступень.

Это тоже частый приём при создании мелодии под названием секвенция – с англ. sequence – повторение того же рисунка из нот, но на другой высоте. Повторение нам нужно, чтобы мелодия запоминалась.

Она звучит неплохо, но танцевально и однообразно. Для рока же характерна более разнообразная и гибкая мелодия.

Поэтому мы её сотрём, оставив движение вниз из 3-х нот, с которым мы будем работать далее.

Совет – сохраняйте полученные в ходе сочинения мелодии в виде отдельных проектов Сонара или в 1 проекте под названием мелодии. Возможно, они подойдут в других частях песни или в других песнях.

Создание начала мелодии

Сейчас ноты следуют друг за другом по ступеням, что звучит обычно. Можно поменять величину шага и от фа перейти сразу к ре с пропуском ми.  

Раз шагнули вниз, то теперь шагнём по ступеням вверх.

По высоте ноты звучат неплохо, но в ровном ритме скучно. Разобьем 4-ную ноту ми на 2 8-ые.

Звучит скомкано: отодвинем ноту фа на середину 4-ой доли. Поднимем 2-ую ми на фа.  Сделаем все ноты 8-ыми.

Звучит грустно, выразительно и просто.

Отлично, у нас есть 1-ая фраза мелодии. Нужна 2-ая. Пробуем просто повторить 1-ую фразу во 2-ом такте.  Звучит неинтересно и скомкано.

Для чёткого разграничения фраз мелодии между ними должна быть пауза, поэтому удалим 1-ую ноту фа во 2-ом такте.  Так лучше.

Для разнообразия видоизменим окончание нот. Заменим фа на свежую ноту, которой ещё не было и более высокую – соль. Поставим после неё фа, чтобы получить сплошное движение 8-ыми. Такой ритм подходит.

Поправим пару нот по высоте: опустим ми на ре, а последнюю фа сделаем ми, чтобы не повторять её 2 раза.

Создание окончания мелодии

2 такта мелодии готовы. Копируем их ноты в соседние такты и немного видоизменяем. Это обеспечит разнообразие с одной стороны и запоминаемость с другой.

3-ий такт: опять применим секвенцию, как самый простой способ развития мелодии, и опустим ноты на ступень. Звучит хорошо.

Теперь ноты до и ми – опорные: из аккорда C на фоне, нота ре проходящая не из аккорда, а ми в конце звучит невыразительно.

Сделаем из неё фа, что как раз прима из аккорда F в следующем такте. Этот приём называется опережением и звучит хорошо.

4-ый такт звучит незаконченно и неинтересно – это копия 2-ого.

Меняем неаккордовые ноты на аккордовые: 1-ую ре на фа – приму F, а 2-ую ре – на ми – терцию C.

Нота соль здесь явно выделяется и звучит на подъёме, а нам нужно закончить фразу, поэтому опустим её на фа.  И можно 2-ую фа опустить на ми, а последнюю ми удалить. Слушаем мелодию.  

У нас получилось 1-ое предложение мелодии длиной в 4 такта.

2-ое предложение может быть копией 1-ого или отличаться. Если 1-ое знакомит слушателя с мелодией, то 2-ое способствует запоминанию.

Копируем ноты без изменений и слушаем всю мелодию. Отлично, мелодия припева готова. Она цепляет, проста в исполнении и состоит из 3-х фраз.

Теперь нужно подумать есть ли известная песня с этой же мелодией. Если такая мелодия уже есть, то это будет считаться воровством и нарушением авторских прав, даже если мы не пытались взять готовую мелодию. Лично я не слышал.

Сочинение текста на мелодию

Теперь сочиним на мелодию слова. С нею готовой делать это также удобно, как и сочинять мелодию на готовую гармонию: есть опора, что подсказывает и создаёт ограничения.

Писать их можно в любом текстовом редакторе – блокноте или Microsoft Word.

Уточнение темы песни

Примечание: мой друг отлично знает английский язык и предпочитает петь и слушать музыку на нём, как, впрочем, и я. И текст этой песни не исключение: он изначально был написан на английском. Но для лучшего понимания мы будем сочинять его на русском.

Если бы тема песни не была задана изначально, нужно было слушать музыку и стараться понять, о чём на её фоне петь логично. Но в нашем случае, как и в 90% песен, она известна – любовь.

Здесь по умолчанию речь о любви между мужчиной и женщиной , а не гражданина к родине, человека к природе или матери к ребёнку. Это традиционная тема и близкая всем людям, к тому же простая – нужно описывать отношения и чувства.

А раз музыка по настроению грустная, то и любовь несчастная.

К сожалению, большинство песен о любви именно такие: про невозможность ему и ей быть вместе из-за обстоятельств, про односторонние чувства – один любит, а другой нет, про расставание из-за непонимания, ссор, измен и т.д.

Про счастливую любовь песен гораздо меньше, будто она никому не интересна. Хотя в жизни, наоборот, все хотят счастья.

Чтобы придумать текст, нужно вслушаться в мелодию и понять, что именно она пытается сказать — вычленить главную мысль песни. Слушаем.

По мне мелодия будто жалобно просит или умаляет кого-то не делать чего-то. То есть мы перевели чувство мелодии в размытый смысл, который нужно уточнить.

Здесь уместно и в тему спеть о том, как парень просит девушку не уходить от него. Это и будет основой припева. А почему она решила уйти – он обидел её или она нашла другого или ещё что-то – эти уточнения обычно излагаются в куплете.

Когда мысль есть, её нужно в определённых словах наложить на мелодию так, чтобы они слушались складно. Это как примерять одежду на человека и смотреть, что ему подходит, а что нет.

2 правила наложения текста на мелодию

Сначала нужно в мелодии выбрать самую яркую фразу, которая будет нести главную мысль и быть названием песни. Обычно это фраза в начале припева и реже в конце, но никогда не в середине.

Дело в том, что в риторике – науке о речи есть закон края.

Он гласит: начало и конец фразы воспринимаются как более значимые и запоминаются лучше, чем середина – она как наполнитель.

Здесь главная фраза вначале из 5 нот и на них нужно наложить слова.

Для этого их можно произносить и сопоставлять с нотами в уме, а можно с помощью инструмента Lyric – текст писать их под нотами. Слова здесь отделяются пробелом, а разбиваются – дефисом. Здесь 2 правила:

1-ое правило1 нота – это 1 слог или 1 гласная слова. Это как на письме: слова переносятся по слогам и их нельзя делить произвольно, обрезая согласные. Вот как не нужно делать.

2-ое правило – ударные ноты должны совпадать с ударениями в словах. Поясню, что значит ударность ноты и от чего она зависит.

Здесь всё дело в 3-ей характеристике песни после тональности и темпа – музыкальном размере.

Он указан рядом с ключом в виде дроби 4/4 и означает, что в 1 такте 4 доли, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Через эту кнопку включим метроном или счётчик музыкального времени, чтобы он отстукивал доли в этом размере.

Заметьте: удары в 1-ой и 3-ьей долях слух воспринимает как более сильные, чем во 2-ой и 4-ой.  И сила ударов переносится на ноты. Поэтому ноты на сильных долях такта – ударные и слогами это выглядит так: ТА-та-ТА-та-ТА.

Большие ТА приходятся на 1-ую долю, 3-ью и на середину 4-ой доли, куда смещена нота из 1-ой доли следующего такта.

Сейчас они совпадают с ударениями в словах на гласные У, Е, А.

При их несовпадении будет звучать нескладно и коряво на слух: безударные слоги станут ударными и звучание слов исказится, например, так.

Примечание: эта схема ТА-та-ТА-та-ТА есть 2-х сложный стихотворный размер под названием хорей – с ударением на 1-ый слог.

Выбор названия для песни

Итак, облачаем просьбу не уходить в слова. Для начала полезно перечислить слова-синонимы, чтобы выбрать из них подходящие по ударениям и числу слогов: «постой, подожди, не уходи, останься».

Примеряем их на схему: ТА-та-ТА-та-ТА. «Останься» ложится в середину.  И придётся по краям добавлять односложные слова, например, ты, здесь. Получится: ты останься здесь.

Но это звучит странно. Во-первых, местоимение «ты» лишнее, потому что по глаголу «останься» и так ясно, что речь о тебе, а не о ней, о них и т.д. Оно не несёт смысла, создаёт тавтологию и просто занимает место, поэтому убираем его.

Во-вторых, слово «здесь» тоже ни о чём нам не говорит: где здесь – в квартире, в городе. Ещё это уводит смысл в сторону от мысли «останься со мной» на местоположение, но «со мной» — это 2 слога и оно не влезает. Но и это тоже лишние слова: и так понятно, что не с другим.

Вывод: глагол «останься» не подходит к этой мелодии.

Слова «постой и подожди» при смене их местами отлично ложатся на ноты мелодии. Но у них один и тот же смысл, причём размытый: то ли человек не успевает собраться, чтобы пойти вместе с другим куда-то или что-то хочет дать ему, но не может найти.

Так что эти слова тоже отбрасываем. Остаётся сочетание «не уходи», что ложится на фразу со 2-ой ноты. А на 1-ую ноту можно спеть слово «стой».

В итоге сочетание «стой, не уходи» и по смыслу ясно, и на слух звучит неплохо. Это и будет названием песни: очень простым и запоминающимся.

Совет – когда название придумано, введите его в строку поиска в интернете и проверьте, есть ли уже готовая песня с ним.

В нашем случае как минимум 2 песни уже есть. Да, названия могут совпадать, даже можно заимствовать из чужих песен – это не воровство и под закон об авторском праве не попадает в отличие от мелодии.

К слову это справедливо и к сочетанию аккордов.

Но с другой стороны одинаковые названия вносят путаницу и не позволяют вашей песне выделиться на фоне других.

Подбор текста к 1-ому предложению мелодии

Главный посыл нашей песни прост и встречается в песнях часто: от парня уходит девушка и он просит её не бросать его.

И заметьте: рассказ событий песни ведётся от 1-ого лица, то есть певец и герой песни – единая личность. Это применяется чаще, чем вид от 3-его лица, когда певец – сторонний рассказчик, а не участник событий песни.

Развитие логики изложения

1-ая фраза мелодии с названием есть. Слушаем 2-ую фразу.

В ней логично обосновать почему девушка должна остаться, привести доводы, чувства героя.

Обычный приём – признаться герою в своей неправоте и попросить прощения. Это можно сказать просто – «я не прав». Схема слогов здесь такая: та-ТА-та-ТА-та-ТА – ударения на 2-ой слог. Это размер ямб, обратный хорею.

«Я» будет спето на 1-ую ноту – она отделена от других, а «не прав» по ударениям хорошо ложится в конец фразы.

Совет — если пока неясно чем наполнить средние ноты, можно написать просто «бла-бла-бла».

Главный смысл фразы уже есть, поэтому здесь можно спеть и «точно был», и «знаю, что» — оставим второе.  Дальше для развития мысли покажем значимость девушки для героя песни.

Это штамп вида «не могу жить без тебя». Эта фраза с частицей «но» в начале прекрасно ложится на ноты.  Но с предыдущим текстом она не совсем сочетается на слух.

Выбор рифмы для строчек текста

Дело в том, что 1-ая фраза текста – это 1-ая строчка, а конец 2-ой фразы – это 3-ья строчка.

То есть фразы целиком или половинами занимают строчки текста.

И 3-ья строка требует рифмы к 1-ой, потому что они ритмически одинаковы. И нужна рифма к слову «уходи».

Она может быть полной, когда у слов совпадают последние и гласные, и согласные буквы, например, «впереди».  

Или неполной, когда совпадает только гласная – «без любви» — общая буква «и».

Полная рифма звучит лучше и желательней, но если после неё трудно добавить подходящий по смыслу текст, то тогда лучше оставить неполную, но с более точным и грамотным текстом.

Тут мысль напрашивается одна – что будущее без любимой девушки обречено на несчастье.

Пробуем: «и впереди… бла—бла-бла-бла».  Можно спеть «мне счастья нет».

Теперь попробуем: «но без любви… бла—бла-бла-бла».  Да, по смыслу и по ритму подходит то же окончание, но попробуем другое: «мне не прожить».  Так звучит с более глубоким чувством.

Наоборот, к прошлой рифме это окончание не подходит: фраза «и впереди мне не прожить» построена безграмотно.  

Подбор текста ко 2-ому предложению мелодии

Итак, текст 1-ой строфы или 1-ого предложения мелодии готов.

И раз в нём герой песни больше описывает себя, то во 2-ом предложении логично перенести внимание на девушку.

1-ая строка текста уже обращена к ней и это название песни. Её можно повторить для запоминаемости, но с другой стороны это излишне: повторение мысли и звучит скучно.

Разнообразить текст можно другой просьбой, но с тем же смыслом и посылом, например, «не разрушай наши мечты» о счастливой семейной жизни.

Уточнять не обязательно, да и в текст это всё не влезет.

Слово мечты подходит к концу фразы. Напишем, «бла-бла-бла-мечты».

Можно написать «не разрушь», но звучит не очень: шипящая «ш», а потом «ч» в мечтах. А вот «не ломай» сгладит звучание.

Дальше можно применить частую мысль в подобных песнях, когда герой просит дать ему 2-ой шанс или возможность исправиться и начать всё заново.

Но чтобы не звучат банально, обыграем это другими словами на основе мысли героя: «возможно, мой поступок ослабил твои чувства ко мне, но если это была сильная любовь, то ты сможешь меня простить и полюбить во 2-ой раз».

Совет – создавать опору для текста в виде рифмы и потом дописывать к ней слова. Здесь подойдёт заезжанная, но допустимая рифма «ты-мечты».

А к глаголу «прожить» будет рифмой «любить» — это 1-ое главное слово из мысли героя, а 2-ое – цифра 2, второй, дважды. Последнее слово подходит к нотам ми и до в середине 2-ой фразы.

Каркас из рифм и важных слов есть: «дважды-бла-бла-ты-бла-бла-любить» и добавить связующие слова легче: здесь сами собой напрашиваются «можешь» и «начать».

В итоге будет «дважды можешь ты начать любить».  Осталось связать это окончание с 1-ой строчкой – «не ломай мечты-бла-бла-бла-бла-бла».  

Это можно сделать словами: «покажи, что» или «докажи, что» — оставим последнее.

Смотрим итоговый текст и пропеваем его мысленно, а лучше вслух под звучающую мелодию, что бы оценить его складность и осмысленность.

Да, текст очень простой и понятный, без сложных художественных образов и в разговорном стиле, но в большинстве песен он таким и должен быть, чтобы слушатель мог легко его понять, напеть и запомнить.   

Заключение. В этом уроке вы познакомились с созданием мелодии песни на основе гармонии и написанием текста на основе мелодии. Поняли, как с помощью простых повторов фраз и секвенций развить мелодию из мотива, а с помощью рифм и слогов наполнителей вроде «бла-бла-бла» оформить мысли в слова.

В следующем уроке мы поговорим про аранжировку припева, а именно о добавлении других инструментов – ударных, баса, гитары и т.д.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого, увидимся в других уроках и курсах!

И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как записать мелодию на ноты

Иногда услышав красивую мелодию хочется научиться играть ее на каком-нибудь музыкальном инструменте. А лучше записать на ноты, чтобы не забыть. И тут можно столкнуться с проблемой определения высоты мелодии, т.е. ее тональности. Также эта проблема актуальна, когда ноты мелодии у вас уже есть, и нужно придумать к ней аккомпанемент. Отчаиваться не стоит, так как уделив немного времени и прибавив упорства, вы без труда научитесь записывать любимые хиты на ноты и никогда их не забудете.

фортепианные ноты

Что же такое представляет из себя понятие «тональность» ?  Это звуковая высота песни, ее мелодии и аккомпанимента. Название тональности состоит из ее главной ступени (тоники) и лада (мажор или минор). Например, если мы имеем дело с тональностью «до-мажор»- это означает, её тоникой является нота «до», а лад- мажорный.

Смотрим на знаки при скрипичном ключе в начале мелодии.Это либо диезы в форме решеточек, либо бемоли, напоминающие мягкий знак в русском алфавите. Они всегда располагаются на определенных местах нотного стана, и варьироваться может только их количество. Притом одновременно диезы и бемоли располагаться не могут. Если при ключе диезы, то располагаются они в такой последовательности: фа-до-соль-ре-ля-ми-си. Если бемоли- в обратной последовательности (си-ми-ля-ре и тд).

После того как мы увидели какие знаки стоят при ключе и сколько их, по таблице тональностей можно определить какие тональности существуют с этими знаками. Таких две (мажорная и минорная) у каждой комбинации знаков. Например, если при ключе стоит один бемоль (си-бемоль), мы определяем что это либо либо ре-минор, либо фа-мажор.

Мы приблизились к истине, и теперь остается только исключить одну из двух лишних тональностей. Самые простые способы: 1- определить лад мелодии на слух (грустная или веселая), 2- определить тонику мелодии по последней ноте. Например, если наша мелодия с одним бемолем при ключе, и последняя нота «ре»- тональность «ре-минор».

Если диезов и бемолей вовсе нет- считайте вам повезло. Таких тональностей всего две: «до-мажор» и «ля-минор».Таблица тональностей

В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно — о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.

Ноты, длительности и их обозначения

Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо — устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков — нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.

музыкальная теория для чайников нотная запись

К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.

Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан — пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.

Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности — тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота — это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:

1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.

Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключи

Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль — его «завитушка» своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов — альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.

Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы — басовый ключ, клавишники — скрипичный и басовый ключ.

Знаки альтерации

Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация — понижение или повышение основной ступени — обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.

Дополнительные знаки, увеличивающие длительность

Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.

Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке — у головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Лига — выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Фермата — это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Паузы

Перерывы в звучании нот называются паузами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот — каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

что можно поиграть на фортепиано

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

звукоряд, октавы

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

нотоносец

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

низкие и высокие ноты

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

ноты первой октавы

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

длительности нот

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

длительности нот

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

размеры

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

дробление в размерах

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

громкость звуков

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Вверх

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти все высоты в равнобедренном треугольнике
  • 0x80070020 как исправить ошибку windows 10
  • Как могут найти человека судебные приставы
  • Как составить расписание уроков в средней школе
  • Звонок запись как найти для айфона