Как составить пиктограмму сказки

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Ходжава Хатуна Шотаевна
Логопед-дефектолог
МАОУ «СОШ № 1»
г.. Корсаков , Саха...

    1 слайд

    Ходжава Хатуна Шотаевна
    Логопед-дефектолог
    МАОУ «СОШ № 1»
    г.. Корсаков , Сахалинская область
    Пиктограмма.
    Учимся составлять рассказы при помощи пиктограмм.

  • «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и на...

    2 слайд

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

  • Пиктогра́мма 
(от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, ото...

    3 слайд

    Пиктогра́мма
    (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

    Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

  • Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной ре...

    4 слайд

    Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей
    При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
    Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является: метод наглядного моделирования, в состав которого входит  метод пиктограмм.

  • Использование пиктограмм в работе по обучению рассказу и пересказу облегчает...

    5 слайд

    Использование пиктограмм в работе по обучению рассказу и пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

    Этапы обучения:
    1.Подготовка к пересказу. 
    2. Первое чтение текста 
    3. При повторном чтении произведения 
    4. После третьего прочтения 

  • Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литератур...

    6 слайд

    Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:
    доступное и полноценное и содержание;
    четкая композиция;
    небольшой размер;
    изложение на простом, но богатом языке;
    жанровое разнообразие.
    Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.
    Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятия текста детьми.

  • При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пе...

    7 слайд

    При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом После повторного прочтения необходимо побеседовать с ребенком по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:
    рассматривание иллюстраций, картинок;
    выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
    выделение из текста фраз к каждой картинке;
    знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
    нахождение пиктограммы согласно тексту.

  • После третьего прочтения ребенку дают возможность пересказать текст, использу...

    8 слайд

    После третьего прочтения ребенку дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

  • Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.
Использование пиктограмм д...

    9 слайд

    Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.
    Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.
    Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

  • Русская народная сказка «Колобок»

    10 слайд

    Русская народная сказка «Колобок»

  • Русская народная сказка «Маша и медведь»

    11 слайд

    Русская народная сказка «Маша и медведь»

  • При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети н...

    12 слайд

    При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования

  • Спасибо за внимание!

    13 слайд

    Спасибо за внимание!

Пиктограмма знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует:

пополнению словарного запаса и активизации связной речи;

развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание);

облегчению ознакомления детей с природой и с явлениями окружающей действительности.

При использовании пиктограмм меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность её «видеть». При составлении рассказов по пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребёнку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Нарисовал Вова , а раскрасить-то его и забыл. Пошел гулять:
— Что ты ходишь такой нераскрашенный? – удивилась

.

Посмотрел в воду. И верно — правду говорит.

— Не печалься, — сказала , — иди к краскам: они тебе помогут.

Пришел к красками просит:
— Краски, Краски, помогите мне!

— Хорошо, — сказала краска и раскрасила ему гребешок и бородку.

И краска — перышки на хвосте.

А — крылышки.

А — грудку.

— Вот теперь ты настоящий ! – сказала .

Пошли гулять , , , и .

Пришли на речку.
— Давайте купаться! — сказал и прыгнул в воду.

— Мы не умеем плавать, — сказали   ,  ,  , .
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха!  —  засмеялся  .  —  Куда  же  вы годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

Обиделись , , и . Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел и принес .  — ореховую скорлупку. соломинку притащил. А — веревочку. В скорлупку соломинку воткнули, листок  веревочкой привязали — и построили !

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Жил на свете . То был очень хороший . Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел и думал, думал…Однажды на улице пошёл дождь.

— У-у! — сказал промокший , увидев в окошке . — Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть !

обрадовался и стал большим . И , и , и — все прятались под его большими ушами от дождя.

Но вот дождь кончился, и снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать.

Мимо пробегал .

— О-о! Какой прекрасный длинный нос! — сказал он . — Вы вполне могли бы быть !

Добрый обрадовался и стал . Он полил цветы, траву, деревья.

А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился…

Ушло на закат , зажглись звёзды. Наступила ночь.

Все , все , все улеглись спать.

Только не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть?

И вдруг он увидел огонь! «Пожар!» — подумал слонёнок.

Он вспомнил, как совсем недавно был , побежал к реке, набрал побольше воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.

Звери проснулись, увидели , поблагодарили его за то, что он потушил огонь, и сделали его лесным пожарным.

был очень горд. Теперь он ходит

в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу

не было пожара. Иногда он разрешает

зайчику и лисёнку пускать в каске .

Как-то раз застал силь­ный дождь. Куда спрятаться? Увидел на полянке маленький , добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под — дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к мокрая :
— , , пусти меня под ! Промокла я — лететь не могу!

-Куда же я пущу тебя? — говорит . — Я один тут кое-как уместился.
-Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил под . А дождь ещё сильнее идёт и не перестаёт. А тут на полянку выскочил, увидел .
-Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной гонится!..
-Жалко , — говорит . — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали — лиса прибежала.
— не видели? — спрашивает.
-Не видели.
Подошла поближе, понюхала:
-Не тут ли он спрятался?
-Где ему тут спрятаться? Махнула хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — выглянуло. Вылезли все из-под — радуются.
задумался и говорит:
-Как же так? Раньше мне одному под тесно было, а теперь всем троим место нашлось!
-Ква-ха-ха Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит и хохочет:
-Эх, вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала. Посмотрели все на и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и троим место нашлось. А вы догадались?

Кто кого сильнее, кто кого страшнее — вот о чём вчера спорили весь день звери. Вначале они думали: всех страшнее, всех сильнее — бодастая

Потом решили: нет, всех страшнее, всех сильнее — — рогачок.

После жучка — рогачка всех страшнее, всех сильнее — .

За козликом — — бей в барабан.

За бараном с барабаном — — рогами тык.

За быком — — косорог.

А за носорогом, а за косорогом всех страшнее, всех сильнее – клыкастый

Так и сказали звери слону:

— Ты, , самый сильный! Ты, , самый страшный!

Но слон обиделся.

— Конечно, — кивнул он — я самый сильный. Но разве я самый страшный и самый злой? Неправда!

добрые.

— Прошу, пожалуйста, мною никого не пугать.

Я очень люблю всех маленьких!

У Димы есть домашнее животное. Оно цвета.

Любит , и .

У него мягкие лапы, длинные усы и пушистый хвост. Спит друг Димы на . Он очень любит охотиться на . Кто это?

Три котёнка — , и — увидели и бросились за ней! прыгнула в банку с мукой. Котята — за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три котёнка. Три котёнка увидели на дворе и бросились за ней! прыгнула в старую самоварную трубу. Котята — за ней! ускакала, а из трубы вылезли три котёнка. Три котёнка увидели в пруду и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка. Три мокрых котёнка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как были: , , .

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/193155-piktogrammy-po-skazkam

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.  Пиктограмма, как одно из средств развития связной речи у дошкольников.

                             Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях.  В 60-70 годы применение данной методики расширился.

                            Использование пиктограмм для развития ребенка используется довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д.Б Эльклнин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова.

                            Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.    

                            Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.        

2. Использование пиктограмм при пересказе сказок или небольших рассказов.

                            Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

                             Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Этапы обучения:

1. Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:

  • доступное и полноценное и содержание;
  • четкая композиция;
  • небольшой размер;
  • изложение на простом, но богатом языке;
  • жанровое разнообразие.

Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.  

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу. После повторного прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:                                                                                

  • рассматривание иллюстраций, картинок;
  • выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
  • нахождение пиктограммы согласно тексту.

4. После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.  

3. Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

          Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.  

           Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

4. Игры с пиктограммами.

           Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», логопед читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ», логопед раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно», логопед расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

Пиктограмма сказки «Колобок».

Пиктограмма сказки «Машенька и медведь»

Литература:

1. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

3.Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

5. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.

7. Ельцова О.М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, №№1, с.27-34.

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

Библиографическое описание:


Чуракова, Г. Г. Метод пиктограмм как один из способов работы с неречевыми детьми в процессе изучения русских народных сказок / Г. Г. Чуракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 645-647. — URL: https://moluch.ru/archive/136/37990/ (дата обращения: 28.05.2023).



Роль сказок в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать лжецов и льстецов. Она прививает нравственную культуру, утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, человеколюбие. Развлекая детей, сказка одновременно воспитывает любовь к природе, окружающим, открывает нравственные горизонты, развивает речь, мышление, логику, расширяет кругозор и дарит необычные эмоции.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. Язык сказок ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Простота звукоподражания стимулирует ребенка к повторению упрощенных слов, таким образом, развивается активная речь. Сказка замечательна и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, чтобы усвоить связь между причиной и следствием.

В настоящее время существует множество способов и методик, позволяющих погрузиться в мир сказок, начиная от простого рассказывания сказок, заканчивая театрализованным представлением. Но не все способы оказываются действенными при работе с неговорящими детьми с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности. Исходя из этого, воспитатели в работе с такими детьми обращают особое внимание на варианты альтернативной (невербальной) коммуникации, способствующей развитию вышеуказанных детей. Такая система включает в себя целый спектр разнообразных средств, помогающих детям выражать свои мысли и эффективно общаться (реальные предметы, их части и миниатюрные копии, фотографии, рисунки, картинки и т. д.) Наряду с данными средствами одним из действенных методов работы с неречевыми детьми является метод пиктограмм. Пиктограмма — это схематическое изображение различных предметов и явлений, символические изображения, заменяющие слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью; как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем; как средство облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (формирование элементарных представлений и понятий).

Таким образом, использование пиктограмм в процессе изучения русских народных сказок поможет детям выразить накопленный опыт. Корме того, применение пиктограмм способствует снятию речевого негативизма, что также стимулирует стремление к коммуникации. Так как пиктограммы помогают отобразить логический ход событий и выразить необходимые состояния, они незаменимы на этапах беседы по сказке, рассказывания, воспроизведения сказок самими детьми, моделирования похожих ситуаций и решения поставленной задачи.

На первоначальном этапе работы со сказкой предполагается неоднократное эмоциональное рассказывание с использованием наглядных пособий, настольного театра, аудио и видео файлов. В процессе рассказывания происходит идентификация пиктограмм. Дети находят соответствия между героями сказок, предметами, явлениями, действиями, признаками и необходимым набором пиктограмм.

На следующем этапе воспитанникам предлагается беседа по содержанию, включающая разнонаправленные игры и упражнения. Отвечая на поставленные вопросы и решая предлагаемые задачи, дети пользуются пиктограммами. Например, ответом на вопрос: «Кого первым встретил колобок?» — будет пиктограмма «заяц»; «Сколько золотых яиц снесла курочка Ряба?» — пиктограмма «один» (выбирается «один»/«много»); «Что ест заяц?» — пиктограммы «морковь», «капуста»; «Что умеет делать лягушка?» — пиктограмма «прыгать»; «Где живет медведь?» — пиктограмма «лес»; «Кто неправильно повел себя в сказке?» — пиктограмма «медведь» и т. п. Можно составлять логические ряды и цепочки, подбирать группу пиктограмм по заданному признаку. Во время выполнения заданий дети осуществляют выбор нужной пиктограммы из ряда предложенных, что позволяет не только решать поставленные коммуникационные задачи, но и образовательные и воспитательные. Причем для детей открывается возможность действовать самостоятельно и не бояться быть непонятыми, что помогает воспитателю достигнуть успеха в решении коррекционных задач.

Следующим шагом становится построение фраз и предложений с помощью пиктограмм. Сначала дети заканчивают предложенную воспитателем фразу. Например: «Жили-были…» — дети выбирают пиктограммы «дед» и «баба»; «И была у них…» — пиктограмма «курица» и т. п. Затем воспитанники составляют предложения, выбирая пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова: «Дед бил-бил — не разбил, баба била-била — не разбила» — пиктограммы «дед», «бить», «баба», «бить» и т. п.

Дети соотносят пиктограммы-предметы с пиктограммами-действиями, а также с пиктограммами-признаками. У детей формируется представление о мире, понимание причинно-следственных связей, появляется мотивация и активность, проявление самостоятельности.

Заключительным и самым сложным этапом для неречевых детей в изучении сказок является пересказ. Для этого воспитанникам предлагается карточка с иллюстрацией к сказке и с полем для пиктограмм. С опорой на звуковое сопровождение дети расставляют пиктограммы в необходимой последовательности. Если на этом этапе дети успешно справляются с заданием, то затем можно только задавать наводящие вопросы, полностью не озвучивая сказку. Логическим продолжением данного этапа является театрализованное представление, которое будет способствовать развитию умения работать в коллективе, соотносить свои действия с действиями других членов коллектива и обогащению эмоционального мира ребенка. «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений», сказал В. А. Сухомлинский.

Таким образом, у неречевых детей появляется возможность почувствовать себя полноценным участником общения, обогатить свой внутренний мир и поделиться накопленным опытом. Использование пиктограмм как одной из форм невербальной коммуникации позволяет активизировать деятельность ребенка с интеллектуальной недостаточностью, развивать его когнитивные возможности, создавать ощущение психологической комфортности. Включение описанного метода в работу специалистов, работающих с неречевыми детьми, расширит и обогатит их методический арсенал.

Литература:

  1. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! — М: Издательство «Дрофа», 2007
  2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2–3 лет. — СПб.: Паритет, 2006
  3. Гайдукевич С. Е. Развитие специальной области «Дополнительная и альтернативная коммуникация (ААС)» в Республике Беларусь: международный образовательный проект при участии университетов Швеции, России и Беларуси/ С. Е. Гайдукевич, М. Магнуссон, Л. В. Калинникова, Н. Н. Баль// Спецыяльная адукацыя. 2009. № 2

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пиктограмма, сказка, интеллектуальная недостаточность, использование пиктограмм, накопленный опыт, средство, театрализованное представление.

Похожие статьи

Использование пиктограмм для развития связной речи…

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): пиктограмма, связная речь, ребенок, наглядное моделирование, использование пиктограмм, невербальное средство общения…

Театрализованная деятельность как средство социализации…

Театрализация — это использование средств театра в процессе образования и социализации.

Темы, подобранные нами для занятий соответствуют возможностям и опыту детей.

Рис. 2. Театрализованное представление «Приключение Буратино».

Театрализованные игры как средство активизации речевой…

Опыт работы ориентирован на подбор методов и приёмов, стимулирующих

С помощью театрализованных средств логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно

Во что же ребёнок любит играть больше всего? Конечно в сказку!

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми

В процессе прочтения сказки с ребенком необходимо использовать наглядные средства (изображения главных героев, персонажей сказки

Таким образом, потенциал использования детских сказок в рабoте с детьми с интеллектуальной недoстаточностью достаточно широк.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

– Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Организация речевого развития младших дошкольников…

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет: Расширяется представления воспитанников об окружающем мире

Играя в сказку с детьми используются различные виды театра. Театрализованная деятельность является мощным средством

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое…

Накопленный опыт помогает пополнить словарный запас дошкольника и найти применение более сложной форме связной речи.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной…

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей

Драматизация сказки способствует развитию речи: интонации, выразительности.

Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Театрализованная деятельность как средство развития речи…

Реализации этих задач способствует использование, как знакомых народных сказок, так и авторских, а также разнообразных игровых заданий.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Использование пиктограмм для развития связной речи…

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): пиктограмма, связная речь, ребенок, наглядное моделирование, использование пиктограмм, невербальное средство общения…

Театрализованная деятельность как средство социализации…

Театрализация — это использование средств театра в процессе образования и социализации.

Темы, подобранные нами для занятий соответствуют возможностям и опыту детей.

Рис. 2. Театрализованное представление «Приключение Буратино».

Театрализованные игры как средство активизации речевой…

Опыт работы ориентирован на подбор методов и приёмов, стимулирующих

С помощью театрализованных средств логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно

Во что же ребёнок любит играть больше всего? Конечно в сказку!

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми

В процессе прочтения сказки с ребенком необходимо использовать наглядные средства (изображения главных героев, персонажей сказки

Таким образом, потенциал использования детских сказок в рабoте с детьми с интеллектуальной недoстаточностью достаточно широк.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

– Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Организация речевого развития младших дошкольников…

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет: Расширяется представления воспитанников об окружающем мире

Играя в сказку с детьми используются различные виды театра. Театрализованная деятельность является мощным средством

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое…

Накопленный опыт помогает пополнить словарный запас дошкольника и найти применение более сложной форме связной речи.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной…

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей

Драматизация сказки способствует развитию речи: интонации, выразительности.

Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Театрализованная деятельность как средство развития речи…

Реализации этих задач способствует использование, как знакомых народных сказок, так и авторских, а также разнообразных игровых заданий.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Использование пиктограмм для развития связной речи…

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): пиктограмма, связная речь, ребенок, наглядное моделирование, использование пиктограмм, невербальное средство общения…

Театрализованная деятельность как средство социализации…

Театрализация — это использование средств театра в процессе образования и социализации.

Темы, подобранные нами для занятий соответствуют возможностям и опыту детей.

Рис. 2. Театрализованное представление «Приключение Буратино».

Театрализованные игры как средство активизации речевой…

Опыт работы ориентирован на подбор методов и приёмов, стимулирующих

С помощью театрализованных средств логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно

Во что же ребёнок любит играть больше всего? Конечно в сказку!

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми

В процессе прочтения сказки с ребенком необходимо использовать наглядные средства (изображения главных героев, персонажей сказки

Таким образом, потенциал использования детских сказок в рабoте с детьми с интеллектуальной недoстаточностью достаточно широк.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

– Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Организация речевого развития младших дошкольников…

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет: Расширяется представления воспитанников об окружающем мире

Играя в сказку с детьми используются различные виды театра. Театрализованная деятельность является мощным средством

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое…

Накопленный опыт помогает пополнить словарный запас дошкольника и найти применение более сложной форме связной речи.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной…

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей

Драматизация сказки способствует развитию речи: интонации, выразительности.

Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Театрализованная деятельность как средство развития речи…

Реализации этих задач способствует использование, как знакомых народных сказок, так и авторских, а также разнообразных игровых заданий.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Использование пиктограмм для развития связной речи…

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): пиктограмма, связная речь, ребенок, наглядное моделирование, использование пиктограмм, невербальное средство общения…

Театрализованная деятельность как средство социализации…

Театрализация — это использование средств театра в процессе образования и социализации.

Темы, подобранные нами для занятий соответствуют возможностям и опыту детей.

Рис. 2. Театрализованное представление «Приключение Буратино».

Театрализованные игры как средство активизации речевой…

Опыт работы ориентирован на подбор методов и приёмов, стимулирующих

С помощью театрализованных средств логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно

Во что же ребёнок любит играть больше всего? Конечно в сказку!

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми

В процессе прочтения сказки с ребенком необходимо использовать наглядные средства (изображения главных героев, персонажей сказки

Таким образом, потенциал использования детских сказок в рабoте с детьми с интеллектуальной недoстаточностью достаточно широк.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

– Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Организация речевого развития младших дошкольников…

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет: Расширяется представления воспитанников об окружающем мире

Играя в сказку с детьми используются различные виды театра. Театрализованная деятельность является мощным средством

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое…

Накопленный опыт помогает пополнить словарный запас дошкольника и найти применение более сложной форме связной речи.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной…

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей

Драматизация сказки способствует развитию речи: интонации, выразительности.

Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Театрализованная деятельность как средство развития речи…

Реализации этих задач способствует использование, как знакомых народных сказок, так и авторских, а также разнообразных игровых заданий.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Учимся составлять рассказы при помощи пиктограмм

Автор: Толкун Е. Н.

Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Методика Использование пиктограмм для развития ребенка используется довольно давно.     Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т. д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является: метод наглядного моделирования, в состав которого входит  метод пиктограмм. 
Использование пиктограмм при составлении небольших рассказов и пересказе сказок .

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.                                               

Использование пиктограмм в работе по обучению рассказу и пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Этапы обучения:                                                                                                                                             1. 1.Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:

  • доступное и полноценное и содержание;
  • четкая композиция;
  • небольшой размер;
  • изложение на простом, но богатом языке;
  • жанровое разнообразие.

Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятия текста детьми.

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом После повторного прочтения необходимо побеседовать с ребенком по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:

  • рассматривание иллюстраций, картинок;
  • выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
  • нахождение пиктограммы согласно тексту.

4. После третьего прочтения ребенку дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

 Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Игры с пиктограммами.

Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», взрослый читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ», взрослый раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно», взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

Пиктограмма сказки «Машенька и медведь»

   При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР. Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти наименьшее значение функции на интервале
  • Как исправить вздутый лдсп
  • Внимание точность данных dmi не гарантируется как исправить
  • Your pc needs to be repaired 0xc000000f windows 10 как исправить
  • Как можно найти потерянный браслет