Как составить план анализа главы

1. Место и роль эпизода:
Эпизод «…» является стержнем второй главы произведения … «…» «…». Эта глава логично разбивает первую и третью — … главы, в которых предстают разные описания, раскрывающие сущность и характерные черты эпохи, в период которой писатель создавал произведение: через рационалистическое представление мира и взгляд на мир как совокупность сложных, в том числе сверхъестественных и непредсказуемых явлений, автор углубляет философскую идею, связывающую их, помогает читателю сформулировать проблему всего произведения. В частности сцена … позволяет задуматься, каков мир, в котором мы живем, какова позиция и роль человека в этом мире. В главе «…» автором заложена глубокая философская мысль: человечество будет живо, пока есть свободные люди, не изменяющие нравственным ценностям, несущие веру в добро и справедливость.

2. Основная тема, идея, мысль:
В эпизоде, как в зерне, находится в свёрнутом виде сюжет всего произведения.
Эпизод заключает в себе одну из главных идей романа: … .

Эпизод, являясь центральным для психологической характеристики героя произведения, также выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с событиями шестой главы.

Однако эпизод характеризует и другую сторону сознания героя – его связь с народной жизнью, … .

Вопрос о свободе человеческой воли и предопределении, судьбе так или иначе рассматривается во всех частях произведения. И все же развернутый ответ на вопрос о степени свободы человека в мире, о роли судьбы в его жизни ставится в эпизоде «…».

События эпизода помогают … . Композиционный контекст определяет … (будущую трагедию). Особенности литературного языка свидетельствуют о … .

Начиная с «n» главы (эпизода) и на протяжении всего произведения, четко прослеживается мысль писателя о том, что человек должен быть наказан за безверия, самоуверенность, примитивизм… Таким носителем … является … .

Писателем очень удачно был подобран фон, на котором происходит развитие сюжета эпизода. Именно он и помогает читателю понять основную идею, выраженную автором в довольно скрытной форме.
Таким образом, по мере развития действия … .

Тема – то, о чем написано в произведении.
Проблемы – те вопросы, которые автор ставит перед собой и пытается их разрешить.
Идея – авторская оценка происходящих событий – с какой целью создано произведение.

3. Основные герои. Что нового нам дает наблюдение за этими героями для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков.

В отличии от многих русских классиков … века в описании своих героев автор обходится несколькими характерными чертами: так внешности героя он посвящает всего … строк. У целого ряда героев … есть свой духовный стержень, определяющий всю их суть и позволяющий в немногих словах сказать о человеке многое. В герое подчеркивается прежде всего родовые черты: «…».
… появление персонажа всегда чрезвычайно значимо для будущего его понимания.

Каким же образом вводится в «произведение, эпизод» один из главных героев — … ? Первая встреча читателя с ним происходят в (начале, середине, конце) эпизода, имеющего заглавие «…».

Герой «…» сложнее и многомернее. И эта неоднозначность его задана уже в сцене первой встречи с … . Герой предстает в ней и как » добрый человек», и как носитель разрушительного, кровавого начала. Причём автор неслучайно вуалирует вторую сторону героя — ему очень важно обнаружить в герое прежде всего человека. И очень важно, что первое его дело в произведении — доброе, человеческое.

Образ героя — вершитель человеческих судеб, средоточие власти, но уже понятно, что этому человеку сделать такой шаг будет не легко.

Наследуя черты внешности … , герой наследует и особенности характера: прямодушие, горячность, храбрость.

В целом портретное описание … сразу выделяет его среди других героев романа, а яркая, несколько необычная внешность, свидетельствуя о силе и своеобразии характера, сулит ему трудную, но достойную судьбу.

Эпизод «…» помогает ярче определить внутреннюю философию героя. Эпизод сразу же вводит читателя в глубокий психологический мир героя. Его речь подчеркивает присущую ему природную грубость, … . Цель его жизни сводится к … .

В авторской характеристике литературного героя звучит и иной мотив: … .
Образ … — типичный российский помещик того времени со средним достатком.
Жизнь его проходит в праздности, бездеятельности и лени.

4. Какие средства употребляет автор для раскрытия внутреннего мира героев?
Важным ключом к характеру героя является его портрет. В портрете раскрываются наиболее сокровенные черты его характера, его внутренний мир. Автор описывает не только его внешность, но и его нрав и поведение.

В эпизоде характер героя раскрывается в сюжетном взаимодействии с другим героем — … . Именно встреча с … постепенно подготавливает нравственный переворот в душе … , изменяя его предвзятые представление о героизме, о военной славе, о награде за подвиг.

5. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?
Таким образом, мысль о том, что даже в эпоху исторических катаклизмов два человека, принадлежащие к враждующим лагерям (цитата, пример), всегда могут понять друг друга и это понимание окажется спасительным, становится одной на главнейших мыслей всего произведения. И закладывается эта мысль уже в рассматриваемой нами сцене (эпизоде).

Интересно, что анализируемый эпизод … (а фактически — человека с человеком) найдёт своё зеркальное отношение в сцене … . Таким образом, рассматриваемый эпизод оказывается чрезвычайно важным в общей структуре произведения. В нём завязываются и предсказываются многие сюжетные линии, а также впервые обозначается неоднозначность оценки персонажа (…). Кроме того, именно здесь закладываются основы важнейшей проблемы, поднятой в произведении, — проблемы возможности и необходимости установления нормальных человеческих отношений между людьми несмотря ни на какие разделяющие их преграды.

«…» — великолепный эпизод, который останется навсегда в русской литературе. «…» — не что иное, как попытка самого автора уяснить себе суть … . «…» опоэтизировал облик героя и тысячами невидимых нитей связал его с сердцами читателей. В этом отношении эпизод сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение.

Анализ эпизода

(Работа с текстом художественного произведения)

План (Сжатый)

1. Место данного эпизода в сюжете.

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
  1. кто они?
  2. каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
  1. автора;
  2. персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  2. Охарактеризовать героев — участников эпизода:
  1. их отношение к событию;
  2. к вопросу (проблеме);
  3. друг к другу;
  4. кратко проанализировать речь участников диалога;
  5. сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
  6. выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
  7. определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Очень часто анализировать большие произведения лучше по эпизодам. Это часть литературного произведения, которая имеет самостоятельное значение, данная часть замкнута в пространстве и во времени.

Как выглядит план анализа эпизода

Каждый анализ требуется проводить по плану, чтобы лучше понять определенный фрагмент и его значимость.

план анализа эпизода

Анализ эпизода может выглядеть следующим образом:

  1. Первое, с чего можно начать план анализа эпизода литературного произведения, – определение границ, чтобы легче ориентироваться, при этом фрагмент может быть в начале, в конце или в середине. Например, роман «Преступление и наказание», когда Раскольников находится в полицейском участке, или Бородинское сражение в романе «Война и мир».
  2. Далее следует понять значимость эпизода: для чего его создал автор? Почему он его так подробно расписал, уделяя внимания деталям? Понятие значимости приведет к пониманию характера героя, его поведению, а, возможно, и прояснению отношения автора к герою или событию.
  3. Третий шаг – это определение типа (повествование или рассуждение) и события, которые происходят в этой части.
  4. В следующем пункте необходимо дать характеристику героям и определить, какие используются художественные средства не только в описание героев, но и во всем эпизоде.
  5. Последнее, что необходимо проанализировать, – понять роль данного эпизода во всем произведении (кульминация, переломный момент, решающий момент).

План анализа эпизода произведения: пример

«Война и мир», написанная Л. Н. Толстым, была выпущена в 3 томах, и в каждой книге были свои эпизоды, которые требуют анализа для понимания значения во всем произведении. Одним из главных эпизодов во всей книге является Бородинское сражение, которое становится обособленной частью и замкнутой во времени и пространстве.

Первое, с чего необходимо начать план анализа эпизода: доказать, что это событие сыграло решающую роль в победе над французами. Далее определить, какие герои присутствуют в эпизоде (Пьер, Андрей, Друбецкой, Долохов), какие они испытывают чувства, для чего они показаны автором.

план анализа эпизода произведения

Следующий шаг – разделение на микроэпизоды, чтобы лучше увидеть и понять героев. Например, можно разделить на такие части, как «Пьер на батарее» или «Князь Андрей в резерве».

План анализа эпизода также учитывает и отношение автора к героям. Например, как Толстой раскрыл характер Кутузова до сражения и после, как ведет себя Наполеон во время сражения.

Во время анализа можно проводить примеры использования художественных средств, чтобы раскрыть мастерство автора и показать значимость определенных моментов.

Особенность анализа

Каждый план анализа эпизода требует доказательств, и это может быть художественный текст, строчка или несколько предложений. Использовать цитаты следует в достаточной мере, чтобы доказать приведенные аргументы.

При написании диплома нужно не просто подобрать подходящий под тему материал, но и переработать его (это единственный честный способ повысить уникальность, чтобы пройти проверку на антиплагиат), систематизировать и написать выводы. В каждом параграфе следует подвести итог, а на их основании определить результаты исследования, проведенного во всей главе. Если вы заказываете дипломную в сервисе Автор24, можете быть уверены, что выводы будут написаны грамотно.

Выводы по главе 1 в дипломе

После того, как материал теоретической части собран воедино, приходит время формулировать выводы по главе 1 в дипломе. Примеры вводных конструкций, которые могут использоваться при переходе от основного текста главы к заключительным положениям:

  • Таким образом…
  • Исходя из вышесказанного…
  • На основании вышеизложенного…
  • Подводя итог, можно заключить…

Затем нужно кратко – по 1-2 предложения на каждый параграф – сформулировать ключевые мысли. Например, если в первом параграфе рассматривалось какое-то значимое для раскрытия темы понятия, можно привести его определение. Если второй параграф был посвящен классификации какой-либо категории, достаточно перечислить выделенные разновидности (без подробного описания каждой из них). Образец вывода по первой главе приведен на рисунке.

Пример выводов по теоретической главе.

Рисунок 1. Пример выводов по теоретической главе.

Выводы по главе 2 в дипломе

Вторая глава может быть посвящена методологическим аспектам исследования или анализу текущей ситуации – в зависимости от этого определяется подход к написанию выводов по 2 главе в дипломе. Пример итогов по главе, посвященной методологии, приведен на рисунке. Принципы написания выводов не отличаются от тех, которые используются для теоретической главы.

Пример вывода по методологической главе.

Рисунок 2. Пример вывода по методологической главе.

Если проводится анализ состояния объекта или статуса явления, необходимо указать основные оцененные показатели и выявленные тренды. Пример вывода по аналитической главе приведен на рисунке.

Пример вывода по аналитической главе.

Рисунок 3. Пример вывода по аналитической главе.

Выводы по главе 3 в дипломе

Третья глава чаще всего содержит рекомендации или разработку проекта. В выводах по ней нужно охарактеризовать свое предложение – кратко изложить его суть и дать оценку перспектив внедрения. Хорошо, если имеются рассчитанные показатели эффективности. Пример вывода представлен на рисунке.

Пример вывода по проектной главе.

Рисунок 4. Пример вывода по проектной главе.

Третья глава – самая ценная часть работы. Поэтому при написании заключения желательно сделать акцент на полученные в ней результаты.

Не удается сформулировать выводы?

ГОСТ не регламентирует, как писать выводы по главам в дипломе. Советы можно найти в методичке или обратиться за консультацией к дипломному руководителю. Если это не помогло, специалисты сервиса Автор24 всегда готовы сформулировать выводы и выполнить другие элементы дипломной.

Как делать анализ эпизода

Анализ эпизода художественного произведения – это одна их форм работы на уроках литературы, имеющая целью определение его места в контексте произведения и связи с идейным содержанием текста. Эпизод определяется как законченный фрагмент, ограниченный временем происходящего действия, его местом и составом действующих лиц. Анализируя эпизод, учитывайте логическую последовательность в этапах этой работы.

Как делать анализ эпизода

Вам понадобится

  • — литературное произведение;
  • — литературоведческий словарь.

Инструкция

Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.

Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.

Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.

Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.

Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.

Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.

Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.

Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить свой любовный гороскоп
  • Как правильно найти квадратный корень
  • Как найти генплан поселения
  • Как составить рисунок плиткой
  • Утечка электроэнергии в частном доме как найти