Как составить план беседы для родителей

Планы бесед с родителями

1. План беседы с родителями для получения
общих сведений о семье школьника

1. Какой у Вас состав семьи, возраст членов семьи, степень родства?

2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда?

3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей?

4. Имеется ли домашняя библиотека, много ли в ней книг для детского чтения?

5. Какие книги любит читать Ваш сын (дочь)?

6. Какие радио- и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей? Обмениваетесь ли впечатлениями?

7. Какие газеты, журналы выписываете? Что выписано специально для ребенка? Регулярно ли он читает свою газету, журнал?

8. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни?

9. Охотно ли Вы посещаете школу? Помогает ли Вам общение с учителями, классными руководителями?

10. Как Вы оцениваете свои педагогические способности? Занимаетесь ли педагогическим самообразованием, что читаете по педагогической тематике?

11. Какую Вы можете оказать помощь школе, учителю?

2. План беседы по изучению взаимоотношений в семье

1. Есть ли в Вашей семье лидер? Кто это?

2. Какой характер носят взаимоотношения между членами Вашей семьи (доброжелательные, доверительные, рыцарские, командно-авторитарные, безразличные и т. д.).

3. Налажена ли в семье взаимопомощь, действенное участие всех в делах каждого?

4. Случаются ли в семье конфликты? Между кем? В чем Вы видите их причину?

5. Проявляете ли Вы интерес к школьной жизни своих детей? Знаете ли Вы об их взаимоотношениях с учителями, школьными товарищами?

6. Сколько времени каждодневно, в выходные дни Вы общаетесь с ребенком?

7. В каких совместных делах участвуют все члены Вашей семьи?

8. Знают ли дети о Вашей работе, какую продукцию выпускаете, где она используется?

9. Уважительно ли относятся дети к Вашей профессии, выражают ли желание в будущем следовать Вашему пути?

10. Как Вы проводите свой досуг? Участвуют ли в нем Ваши дети?

11. Какие у Вас семейные увлечения?

12. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

13. Какие семейные традиции поддерживаются в Вашей семье? Какое влияние оказывают они на воспитание детей?

3. Беседы с родителями по изучению семейных традиций

1. Какие традиции хранятся в Вашей семье издавна?

2. Какие трудовые традиции сложились в Вашей семье?

3. Как, по традиции, празднуются в Вашей семье красные даты календаря, дни рождения взрослых и детей?

4. Принимают ли дети участие в подготовке семейных праздников?

5. Знают ли дети о боевых и трудовых наградах родителей, дедушек, бабушек; за что они им вручены?

6. Какие традиции Вы считаете вредными?

7. Какие традиции, по Вашему мнению, следует развивать и утверждать в нашем обществе?

8. Какое влияние оказывают семейные традиции на воспитание детей?

4. План беседы по изучению воспитательных
возможностей семьи

1. Кто в семье больше других занимается воспитанием детей?

2. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей?

3. Есть ли в семье единство требований к детям?

4. Что мешает воспитанию детей (недостаток времени, бытовая неустроенность, слабое состояние здоровья и др.)?

5. Оказывает ли кто-нибудь из взрослых членов семьи отрицательное влияние на ребенка? В чем оно проявляется?

6. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными?

7. Пользуетесь ли Вы авторитетом у своего ребенка, его друзей?

8. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам?

9. Рассказывают ли Вам дети о школе, об учителях?

10. Делятся ли с Вами дети своими планами, мечтами, просят ли у Вас совета, помощи в решении вопросов личного характера?

11. Какие трудности Вы испытываете в воспитании сына (дочери): теряетесь перед проявлениями его характера, не умеете найти правильный выход из сложной педагогической ситуации, недостает педагогических знаний и т. д.?

12. Доверяете ли Вы советам и рекомендациям учителей, классных руководителей; помогают ли они Вам в воспитании сына (дочери)?

13. Как Вы повышаете свою педагогическую культуру, овладеваете навыками практической семейной педагогики?

14. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы?

План беседы с родителями по теме: «Семья и ребенок»

Подготовила: воспитатель Гладнеа Н.В.

Цель: выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких,  особенности  семейного  микроклимата  и  отношения  близких  к ребенку.

Методика проведения: в индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы.

Вопросы:

1.Как вы отмечаете семейные праздники?

2.Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?

3.Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?

4.Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?

5.Какие дела Вы можете ему доверить?

6.В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?

7.Кто из  членов  семьи  чаще  всего  играет  с  ребенком?  Какие  роли разыгрываются?

8.Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?

9.Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?

10.Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.

11.Самостоятельно  ли  ребенок  проявляет  свое  заботливое  отношение  к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?

12.В  каких  конкретных  поступках  проявлялась  инициатива  ребенка  в оказании помощи, заботы?

13.В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).

14.Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

15.Какие  книги  вы  читаете  ребенку?  Обсуждаете  ли  вы  прочитанное? Любит  ли  ребенок  слушать  сказки,  рассказы?  Сопереживает  ли  он героям?

Результаты: в результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует  их  в  воспитании  ребенка,  какие  проблемы  испытывают  родители  в процессе семейного воспитания.

Организация
беседы с родителями

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному
вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание
родителям своевременной помощи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как са­мостоятельная
форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на
родительском собрании, консультации.

Особенности  проведения   бесед:

ü 
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует
тематику и структуру беседы.

ü 
Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей — сущест­венная
особенность данной формы,
позволяющая осуществить
эффективное воздействие на родителей.

Подчас
воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что
побеседовал с родителями. Но при этом осталось невыясненным, что думали по
этому поводу сами роди­тели: как они восприняли совет, замечание, как
предполагают выполнить рекомендации педагога, что, по мнению отца или ма­тери,
явилось причиной отклонений в поведении ребенка, что их затрудняет при
воспитании того или иного навыка, умения, каче­ства и т. п., т. е. беседы по
существу не было.

Беседу лучше
всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания
взаимоотношений между родителями и деть­ми, между отдельными педагогами и
семьей.

Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, что
бы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки
соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны
становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет
. В бе­седе
педагог должен больше слушать и слышать, а не да­вать рекомендации воспитания
или назидать.

ü
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие
условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно
к главным темам.

ü
Если беседа возникла стихийно (обычно в этом случае ее
инициаторами бывают родители) и педагог не может уде­лить отцу или матери
необходимое внимание, он договаривается о специальной встрече с родителями в
удобное для них время.
На эту беседу могут быть
приглашены и другие родители, для которых, по мнению воспитателя, участие в
беседе на данную те­му полезно. Но при этом необходимо учитывать: если вопросы,
затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отноше­ниями, присутствие
посторонних лиц нежелательно — обста­новка беседы должна располагать к
откровенности. И в том случае, когда беседа возникает по инициативе
родителей, вызвана их вопросами, суждениями, предложениями, руководство беседой
должен взять на себя воспитатель: он задает ей нужное направ­ление, делает
выводы.

ü
Если инициатором беседы является педагог, он заранее про­думывает,
с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, что­бы выявить их понимание
обсуждаемых вопросов, отношение к ним.

Договариваясь с родителями о времени беседы, педагог сообщает ее тему и просит
подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Планируя тематику
бесед, необходимо стремиться по возможности охватить все проблемные  стороны
воспитания детей.

Педагогическая
беседа должны отвечать определенным

 тре­бованиям:

Ø
прежде всего, это их конкретность и содержательность,
родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения
и воспитания детей

Ø
беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим
проблемам повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Ø
важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность,
но дружеский тон, в котором ведется беседа, не исключает предъявления
воспитателем необходимых требований.

Чтобы добиться контакта с родителями в процессе беседы вовлечь их
в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий:

·       
Продумать место и время проведения беседы.

·       
Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки
обсудить намеченные вопросы.

·       
В процессе беседы ничто не должно отвлекать беседующих.
Не должно быт посторонних лиц, присутствие которых может смущать родителей хотя
бывают случаи, когда воспитатель намеренно стремится привлечь внимание других
родителей и вовлечь их в разговор.

·       
Беседу лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.

·       
Воспитатель всегда располагает фактами, положительно
характеризующими ребенка.
Эти факты обязательно надо
применить в беседах, тогда то отрицательное, что вынужден говорить  о ребенке
воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

Безусловно, в последующих беседах воспитатель должен выяснить, как
реализованы его со­веты родителями, что изменилось в воспитании ребенка.

Используя беседу как средство получения информации о вос­питании
ребенка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация
достаточно достоверна. Дело в том, что действительное поведение людей и их
собственная оценка этого поведения могут не совпадать и даже вступать в
противоречие, особенно когда дается оценка семейным отношениям. Поэтому знания
о характере воспитания ребенка в семье, полученные в беседе, должны дополняться
и уточняться при посещении семьи педагогом, его наблюдениями за
взаимоотношениями родителей и ребенка.

Материал для бесед с родителями дают педагогу  наблю­дения за
ребенком: за выполнением им правил поведения в кол­лективе, за отношением к
детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с
ребенком, выявляю­щие его знания, представления, мотивы поведения.

Доброжелательность педагога, обоснованность его оценок и выводов,
которые он делает с позиции интересов ребенка, вы­зывают у родителей желание
откровенно высказывать свое мне­ние, поделиться впечатлениями, рассказать о
поведении ребенка в семье.
Основные правила
установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и
взаимодействия с родителями.

Основные
требования к проведению беседы:

Подготовка к беседе:

1.     Определить
цель беседы.

Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть
известны собеседнику.

2.     Определить
целевые вопросы, которые вы будете задавать
. Распределите
вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной
ситуации.

3.     Определить
вопросы, поддерживающие беседу.
Исходя из потребностей, интересов
собеседника.

Вступление в контакт с собеседником.

1.     Вопросы,
поддерживающие беседу. Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы
заинтересовать его

2.     Не
начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания. Если вы
увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет
настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу
исправить ошибку – будьте активно-внимательными.

 Как правильно
вести беседу.

1.     Как лучше
ставить вопросы

Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их
ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику

2.     Слушать
внимательно и доверительно. Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами,
всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая,
можно услышать максимальное количество информации

3.     Дать
возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте точность
высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или
одобрения точности высказанных мыслей.

4.     Не
прерывать высказывания собеседника. Собеседник всегда говорит о значимых для
него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная
информация может быть утеряна.
Основные моменты:

  • Дайте
    собеседнику возможность выговориться
  • Выражайте
    вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно
    поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
  • Резюмируйте
    наиболее важные высказывания
  • Не
    прерывайте собеседника
  • Не
    противоречьте
  • Задавайте
    вопросы

Таким образом, беседа является средством установления кон­тактов с
родителями, изучения семейного воспитания ребенка  и влияния на характер этого
воспитания.

Методические рекомендации по организации и проведению бесед

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогиче¬ской беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу;оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе¬да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа¬гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре¬миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре¬зультате беседы родители должны получить новые знания по во¬просам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приво¬дить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекоменду¬ется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Вос¬питателю следует подобрать рекомендации, подходящие для дан¬ной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ре¬бенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характе¬ристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, кото¬рые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Напри¬мер: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
Алгоритм ведения беседы с родителями
Предварительный этап — создание усло¬вий для эффективной беседы.
• Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип «на равных», «глаза в глаза»: два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало.
• Предварительная договоренность о встрече
• Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио — видеозаписи наблюдений его деятельности.
Технология (правила) ведения беседы.
1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.
Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, вы¬сказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: «Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?»
В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.
В ходе разговора нужно обязательно учи¬тывать культурные, национальные особен¬ности человека, его образовательный уро¬вень.
2. Беседа.
Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.
Для лучшего понимания собеседника ре¬комендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.

Полезно научиться использовать положи¬тельные «открытые» жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе лю¬дей и сделает вас привлекательным для них.
Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия — вхождение в душев¬ный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобрать¬ся в ней.
В ходе беседы используется простой, до¬ступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем пере-живании, осмыслить сказанное.
Если вы «правильно» слушаете собесед¬ника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам «продви-гается» в решении своей проблемы.
При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и «обозначить» его чувства.
В основе этих навыков общения лежат гу¬манистические принципы: уважение к лич¬ности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.
Во время диалога применяется техноло¬гия обратной связи (повторение и обобще¬ние сказанного). Это дает возможность че¬ловеку понять, как его воспринимает собе¬седник. При этом используются следующие вводные фразы:
— Правильно ли я Вас понял?
— Если я ошибусь, Вы меня поправьте.
У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует та¬кое сопротивление, он отмечает это: «Вам трудно принять… Вам не хочется согласить¬ся …» Таким образом педагог отказывается от стремления переориентировать собесед¬ника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.
Не следует бояться отрицательного отно¬шения родителей к результатам беседы. Главное — вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.
Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.
3. Окончание беседы.
Заканчивая разговор, можно сделать ком¬плимент собеседнику: «Вы умеете разби¬раться в ситуации», дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать не¬обходимую литературу, пригласить пона¬блюдать за ребенком в детском саду («Мас¬терская добрых дел», открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече.
Если беседа затягивается, можно посмот¬реть на часы и остановить разговор фразой: «А вот этот момент требует особого внима¬ния. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спаси¬бо, что пришли». После этого встать и прово-дить собеседника до дверей.

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский).
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».
3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Вопросы для анализа после проведения беседы с родителями

1. Какова цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей
2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы её проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.
3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
4. С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало или мешало вам с ними справляться?
5. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринуждённость и пр.)

Принципы построения
беседы с родителями

воспитанников
центра.

Для социального педагога и специалистов
центра общение с родителями неотъемлемая
и не всегда лёгкая часть работы. А ведь
эффективность коррекционной
(реабилитационной) работы зависит, в
числе прочего и от взаимодействия с
семьей воспитанника. Поэтому очень
важно правильно организовать индивидуальную
работу с родителями.

Организация индивидуальной встречи с
родителями:

  1. заранее договориться о времени встречи;

  2. помещение, чтобы никто не
    мешал;

  3. разговор лучше проводить в присутствии
    ребенка

Приглашая родителей для
беседы важно использовать правильные
формулировки. Например:

  1. Я хотела (бы) с вами поговорить.
    Я думаю, ваш ребёнок мог бы быть успешнее.
    Давайте вместе подумаем, что можно
    сделать.

  2. Мне хотелось бы с вами встретиться,
    обсудить трудности поведения вашего
    ребёнка посоветоваться, может быть,
    вместе придумаем, как ему помочь.

Не следует начинать разговор со следующих
фраз:

1. У вашего ребёнка совсем плохие дела.

2. Ваш ребёнок совсем перестал учиться,
ничего не делает.

3. Вы задумайтесь, ведь ваш ребенок скоро
вырастет и кем он станет.

4. Конечно,
если ребёнком не заниматься, так он и
будет одни двойки получать. 

5. Меня
не интересует, какие у вас проблемы на
работе, значит, найдите возможности… 

6. Если
вас не устраивает наша работа, ищите
другой центр. 

 Построение беседы с родителями:

 — Похвалить ребенка, обязательно
сказать, что-нибудь хорошее про ребенка.

—    Поблагодарите
родителя за то, что пришёл (не важно,
работает или сидит дома и является
только после пятого приглашения).

— Выразите надежду, что совместными
усилиями удастся справиться с возникшими
трудностями.

— Расскажите о текущей ситуации
ребёнка, отметьте все возможные
позитивные моменты, которые только
можно найти.

— Излагаем ситуацию: есть некоторые
трудности и проблемы, которые мешают.

— Родителям говорить  достоверную
информацию про ребенка.

Старайтесь сохранять дружеский,
доверительный тон разговора, будьте
готовы понять позицию собеседника.
Поинтересуйтесь мнением собеседника,
какой видится ситуация ему, и тут же
спросите: «Как вы думаете, что можно
сделать?» Обязательно выслушайте
его до конца. Стараясь максимально
приблизить собеседника к тому, в чём
проблема и как её можно решить.

В разговоре
уместны следующие высказывания: 

— Я понимаю.
Что трудно, придя с работы, проконтролировать
ситуацию в полной мере. Наверное, что-то
получается, что-то нет? (полувопрос) 

— Я сама
мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных
ситуаций не бывает. 

Это же ваш ребёнок, никто не знает его
лучше, чем вы. 

В разговоре
не стоит употреблять такие выражения,
как: 

Для выявления затруднений родителей
в воспитании детей можно проводить
опросы следующего плана:

1. Что Вас радует в поведении Вашего
ребенка?

2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь
при воспитании ребенка?

3. Что, по Вашему мнению, обуславливает
отклонение (если таковое есть) в поведении
ребенка?

4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или
услышать рекомендации) на наших встречах?

Обобщение ответов помогает составить
общее представление о том, как они
понимают задачи воспитания, знают ли
своего ребенка, умеют ли анализировать
причины отклонений в его поведении и
корректировать их.

План беседы с
родителями на тему: «Ребенок тоже
человек»

1. Описание ребенка Вероника
М.

Возраст 11, пол — женский, класс – 5»А».

Состав семьи: отец, мать, 5 детей.

Основная проблема: Вероника – четвертый
ребенок в семье. Родители ее постоянно
обвиняют в том, что она не успевает в
школе, по сравнению со старшими детьми.
Иногда, применяют методы жестокого
обращения с ребенком. Уничижают права
и достоинство ребенка. Как следствие,
пропуски школьных уроков.

2. Инициатива встречи.

При обращении родителей в
социально-реабилитационный центр
«Мечта» за помощью в устройстве детей
на время летних каникул, было выявлено
жестокое обращение с ребенком Вероникой
М. Родители были приглашены для
консультации с социальным педагогом.

3. Установление контакта
с родителем через приветствие и
представления себя, краткого описания
процесса консультирования и сообщение
принципа конфиденциальности. Так же
были отмечены творческие успехи ребенка.

Родителю была представлена возможность
выговориться: «Расскажите, пожалуйста,
что вас беспокоит в поведении ребенка?»
Во время слушания были применены техники
паузы, пассивного слушания с вербальными
компонентами, расспрашивание, парафраз
и обобщение.

По завершении рассказа родителей,
им был задан вопрос «что вы чувствуете,
когда сейчас рассказываете мне об этом?»
и, таким образом, были легализованы
чувства и переживания клиента (тревожность,
беспокойство за отношения с дочерью,
опасение снижения успеваемости дочери,
страх возможной конфронтации дочери с
одноклассниками и т.п.).

4. Знакомство родителей с правами и
обязанностями ребенка: какие права
имеет ребенок в школе и дома; причины
нарушений прав ребенка. Объяснить
родителям актуальность обсуждаемой
проблемы.

5. Обсуждение с родителями возможных
путей выхода из трудных жизненных
ситуаций — анализ предложенных ситуаций
по теме собрания. При
рассматривании предложенных ситуаций
родители должны дать не просто решение,
а мотивировать его, привести примеры
из жизни.

6. Тестирование родителей «Вы и ваш
ребенок». Самоанализ родителей – какой
я воспитатель? Подготовка советов
психолога Дэвида Льюиса «Об уважительном
отношении родителей к своему ребёнку».

7. Вручение памяток родителям «Памятка
родителям от ребенка», «Зоны родительской
истины».

Соседние файлы в папке готовая практика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти уин на квитанции госпошлины
  • Как найти переднее фокусное расстояние
  • Как нашли нефть видео
  • Как найти плотность ответы
  • Как можно исправить плохую кредитную историю в банках