Как составить план будущего рассказа

Хотите написать интересный рассказ, но не знаете, с чего начать? Мне это знакомо. В голове – вереница мыслей и самых разнообразных идей, которые никак не хотят объединяться в общую “картину”. Как бы это банально не звучало, начинать нужно с начала: с самого важного этапа – создание плана будущей истории.

Почему план важен

Настоятельно вам рекомендую не начинать писать рассказ без плана, так вы сможете избежать множества ошибок и сэкономите время. Преимущество такого подхода к написанию истории заключается в том, что план позволяет создать четкую структуру, избежать тупиковых моментов в сюжете и закрепить ключевые сцены. Вы пишите план и, таким образом, сразу включаетесь в процесс. Не ждете музу, не топчитесь на месте, не зная, с чего же начать, а начинаете писать.

7 шагов к созданию гибкого плана для любой истории и рассказа

Чтобы создать действительно хороший, “работающий” план, предлагаю воспользоваться интересной техникой, которая так и называется “7 шагов к созданию гибкого плана для любой истории”. Автор данной техники – лауреат премий IPPY и NIEA, писательница К. М. Вейнленд.

Подробнее об еще одном способе написания рассказа можете прочитать в статье Восьмипунктовая дуга.

Итак, шаги по созданию плана для будущего рассказа:
1. Напишите небольшой набросок с основной идеей вашей истории.

Просто идеи недостаточно: “Строительство плотин наносит непоправимый вред окружающей среде”. Эта мысль слишком расплывчата. Нужно добавить конкретики. В наброске с главной идеей для истории должны содержаться ответы на вопросы:

  • Кто является протагонистом?
  • В каких условиях и обстановке находится герой в начале истории?
  • И каким образом эти условия изменятся, и почему? Кто или что является причиной этих изменений: сам герой или антагонист?Изменения произойдут в лучшую или худшую сторону для протагониста?
  • Чего хочет герой? Какова его цель? Какие решения ему нужно принять, чтобы достигнуть эту цель? Какой выбор сделать?
  • Кто является оппонентом (антагонистом)? Кто или что стоит на пути достижения цели героя?
  • Какая может произойти катастрофа, трагедия, беда с героем истории?
  • В чем заключается конфликт в истории? Какие причины и последствия этого конфликта на протяжение всей истории?

Как только вы ответили на эти вопросы, запишите все свои мысли в двух-трех предложениях:

“Маленький Ник обожал лошадей. Каждое утро вместе с отцом он приходил в конюшню: кормил своих любимцев, расчесывал гриву и помогал вывести лошадей на пастбище недалеко от реки. Пока однажды отец не получил письмо от властей города. На реке планируется масштабное строительство плотины. Семье необходимо освободить ферму и переехать жить в другое место.”

2. Запишите все возможные идеи для сюжета истории.

При выполнении первого шага, скорее всего, некоторые сцены будущей истории уже возникли в вашем воображении. Постарайтесь составить список идей и включить в него даже те сцены, которые на данный момент вы не знаете, как использовать в рассказе.

Через какое-то время вернитесь к списку с идеями. Заново прочитайте и отредактируйте: выделите для себя те сцены, которые вызывают вопросы, и те, которые вы не знаете, как связать между собой. Это поможет вам в дальнейшем сэкономить время и уже на данном этапе найти “дыры” в своем сюжете.

Теперь самое время воспользоваться исключительной возможностью и раскрыть весь свой творческий потенциал. Забыв о пунктуации и орфографии, пишите все мысли по каждой идее из вашего списка. Просто отпустите себя и пишите. По мере написания задавайте себе вопрос: “Ожидает ли читатель такой ход развития событий?”. Если ответ положительный, постарайтесь найти альтернативные, неожиданные идеи.

3. Интервью с персонажем.

Запишите данные о каждом персонаже истории. Необязательно описывать их жизнь во всех подробностях. Достаточно будет информации о персонаже с момента начала истории.

В случае опроса главного героя, вам необходимо двигаться от момента возникновения “катастрофы” к начальному “стабильному” моменту истории. То есть начать с вопросов: “Какие события в жизни героя привели его к катастрофе?”, “Связаны ли его прошлые поступки с таким поворотом событий?”, “Какие нерешенные проблемы из прошлого осложняют жизнь герою и влияют на его реакцию на возникшие трудности?”. Таким образом, у вас появится общее представление о главном герое. Потом вы сможете легко добавлять мельчайшие подробности из его жизни.

4. Выбор места или локации для сюжета истории.

Изучите нюансы той локации, в которой будут происходить все основные сцены вашей истории. Это необязательно должно быть место, которое вы хорошо знаете или просто популярная, красивая страна или город. Это должно быть место (реальное или вымышленное), которое подходит именно для ваших персонажей, которое раскроет и дополнит сюжет, которое поможет отразить суть рассказа.

5. Полноценный план.

В шаге 2 вы создали набросок с основными идеями для сюжета. Теперь необходимо линейно, структурированно записать сцену за сценой. Вы можете это сделать, написав одно предложение: “Джессика встретила Джека в кафе”. Или же описывать подробности сцены:”Когда Джессика вошла в кафе, она заметила Джека. Он сидел за столиком у самого окна, спиной к ней. Он был задумчив и сосредоточен.”

Главное, вам нужно выделить ключевые моменты и персонажей, которые участвуют в сцене. Двигайтесь шаг за шагом – от сцены к сцене, без пробелов, связывая одно событие с другим. Если вам удастся этого добиться в плане, то потом вы легко сможете создать черновик, а затем и написать всю историю целиком. Так вы сэкономите время и избежите множества ошибок. Конечно, не все может получиться сразу. Какие-то моменты сюжета приведут вас в тупик, но продолжайте работать. Переходите к следующей сцене, сделайте перерыв и вернитесь к сложным моментам позже.

6. Сжатие наброска.

Сейчас самое время “просканировать” все ваши заметки и выписать с нумерацией важные детали, сцены, ключевые моменты сюжета. Можно создать отдельный документ Word, записать в блокнот или воспользоваться специальной программой (да-да, есть спец.программы для писателей). В таком окончательном виде план вам очень пригодится при написании первого черновика вашей истории, рассказа и даже книги. Это позволит вам сэкономить время и силы в долгосрочной перспективе.

7. Пора действовать.

Перед тем, как начать писать свою историю, вернитесь к плану. Внимательно изучите те пункты, о которых собираетесь писать, а также сцены, которые следуют за ними.
Прочтите свои наброски и заметки. Если в ходе написания у вас вдруг возникнет новая интересная идея, не пренебрегайте ей. Может именно эта идея и сделает вашу историю уникальной, захватывающей и шедевральной.

Создание гибкого плана для любой истории в сторителлинге

План – это карта, которая показывает вам маршрут к пункту назначения. Но это не означает, что существует единственный маршрут.

Если не знаете, какую сюжетную линию выбрать для своего рассказа, можете прочитать статью “6 классических сюжетных линий“.

P.S.: Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, если информация была вам полезна!

#сторителлинг #планрассказа #планистории

Фото – unsplash.com

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как написать рассказ от Penfox

Как составить рассказ

Один

1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

Два

2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

Три

3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

План

План:

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем генератором имен для персонажей.

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

«Вычитка» и редактирование

Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.

Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.

Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox 😉

Новинки из жанра рассказ

  • Переписать набело29.05.2023

    Утро вошло в комнату деликатно, мягкими лапами перескочив с рядом росшего клена на подоконник, оно прокралось в комнату и остановилось около кровати, словно переминаясь с ноги на ногу, не зная, можно ли будить…

  • Скрытный

    Автор: Anna Bogodukhova

    29.05.2023

                Магнус Крэйг был мастером скрытности. Он имел несколько сим-карт (в том числе и виртуальных), десяток электронных адресов, всегда отключал геолокацию в телефоне, регулярно чистил историю поиска, стирал сообщения в мессенджерах и соцсетях…

  • Первая скрипка

    Автор: Artem Tikhonov

    28.05.2023

    Это был крупный концерт в Венском театре. Труппа молодых и талантливых музыкантов приехала из Москвы. Алексей Бороздин – талантливый виолончелист был без памяти влюблен в первую скрипку знаменитой труппы – Еву Флер. Она…

  • Красный журавль

    Автор: Трио Лит

    26.05.2023

    Ходил по станицам слух, что пришла из нагайских степей на Дон ещё одна банда. Мало своих. Банда была не сильная, но жестокая. Шальные и отчаянные недобитки рубили с плеча не только коммунистов и…

  • Как у Распутина

    Автор: Трио Лит

    26.05.2023

    Часам к трём пополуночи небывалая тишина на пару с небывалой тьмой и рядом, и вдалеке затопили окружающее пространство. Ни ветра, ни дождя, ни возни мышей и насекомых здесь, ни лая собак снаружи. Кругом…

Как написать рассказ: с чего начать, план, проработка мира, примеры



Каждый, кто работает с текстами, будь то копирайтер, журналист или контент-менеджер, рано или поздно, задумывается о написании художественного текста: рассказа, повести, новеллы или даже романа. Так было, есть и будет всегда. Берутся за это дело, правда, далеко не все, но думают об этом многие.

И если вы один из тех, кто всё же решился на написание своей нетленки, но не знаете с чего начать, то эта небольшая статья подскажет вам это. В статье вы найдете общий план работы и некоторые примеры. Это станет для вас отправной точкой в мир художественного текста.

С чего начать писать рассказ

Первое и основополагающее, с чего следует начать — это с идеи. К этому вопросу следует отнестись достаточно серьезно и не размениваться на банальные истории, которых миллионы на просторах Интернета и на книжных полках всего мира.

Из личного опыта, могу сказать, что придумывать идею специально — это не самый лучший вариант. Так следует поступить, если вы имеете какие-то обязательства или рамки. Например, участие в конкурсе или даже заказ от клиента.

Но для хорошего рассказа, а мы говорим в этой статье именно о рассказе, идею нужно не придумать, а не упустить, когда она невзначай промелькнёт мимо вас.

Например, вы любите истории в жанре классического фэнтэзи. С эльфами, гномами и другими, всем знакомыми представителями фэнтезийных миров. Но что же можно написать на эту тему, когда уже есть Хоббит, Ведьмак и другие эпические аналоги?

Давайте подумаем. Представим, что, в реальной жизни, вы идете в университет и случайно встречаете старого знакомого, которого не видели со школы. Постояли с ним немного, поговорили. Он рассказал вам что-то интересное и из-за этого вы опоздали на первую пару. И что такого, скажете вы?

А вот что. Берем из этой ситуации идею для рассказа. Скажем, молодой гном, из клана лесных охотников, собирается пройти ритуал становления и для этого ему нужно начать обучение у старейшины, перед основным испытанием. Он направляется в главную залу своего подгорного города для встречи с остальными молодыми охотниками и первого обучения. Но по пути, по извилистым коридорам подземелья, натыкается на молодого гоблина, с которым они знакомы еще с давних времен. Гоблин ему рассказывает, что забрел в подземелье не случайно.

Дальше развиваем идею. Обучение для гнома очень важно и не пойти туда он не может, но история гоблина его очень заинтересовала. Пока они говорили что-то случается в главной зале, например, диверсия враждебного клана и все там присутствующие попадают в плен. История гоблина так или иначе связана с этим.

Тут начинается путь героя. Друзья пытаются помочь своим товарищам, узнают что-то важное, спасают кого-то, попадают в страшные передряги и в итоге, выходят победителями.

Казалось бы, всего лишь встреча со старым другом перед университетом, а в итоге, получилась неплохая история. Таким образом, через призму жанра, можно посмотреть на любую ситуацию из реальной жизни и раскрасить банальное событие новыми красками.

Придумайте конец истории

Второе, что нужно обязательно сделать — это придумать связный и логичный конец вашей истории. Не просто – «Они победили всех, а потом жили долго и счастливо», а настоящее окончание.

Не продуманный конец истории – это одна из главных и самых частых ошибок начинающих авторов. Это происходит так: поймали идею, в голове построили пару крутых сцен из рассказа, а вот чем это всё закончится не ясно. Как правило, такие рассказы никогда не дописываются, потому что автор просто не знает о чём писать.

Конец истории должен быть ясен автору с самого начала. Он должен знать и понимать, что произойдет в финальной сцене, чем закончится сам рассказ, какие моральные и смысловые точки будут поставлены.

Автор должен понимать, что любой рассказ, даже самый маленький – это путь из точки А, в точку Б, с развитием сюжета, персонажей, раскрытием всех вопросов и в итоге завершённым финалом.

Иными словами, у читателя, в завершении прочтения, не должно остаться никаких вопросов по происходящему в тексте. Никаких: а почему случилось это, а что стало с этим, а зачем сделали так и где это было.

Середина рассказа может быть еще не придумана и не продумана, но его конец должен быть четко ясен автору. Так как, отправляясь из точки А, автор должен четко знать где находится точка Б.

План рассказа

Третий этап — это составление плана рассказа. И не просто плана, который обозначен парой тезисов, а логично связанного и расписанного сюжета по сценам.

Сцена — это описание чего-либо происходящего в сюжете, объединённое в одно событие.

Например, встреча нашего гнома с гоблином. Сцена будет включать в себя:

  • Локацию с описанием
  • Саму встречу
  • Разговор
  • Воспоминания или ретроспективы
  • Действия героев в пределах события

Следует помнить, что любая сцена создается по тем же правилам, что и сам рассказ. Она должна иметь начало, развитие и логичное окончание.

Например, в нашем случае — это: путь гнома > встреча > воспоминания > рассказ гоблина > принятое решение.

Вся эта цепочка украшается описаниями и деталями, что в итоге приводит к полному восприятию события читателем.

Каждая сцена — это маленький рассказ, внутри самого рассказа, которая логически продолжает повествование и раскрывает необходимые детали главного сюжета.

И так, мы разобрались, что такое сцена и теперь с этим пониманием составляем план рассказа. В голове у автора это может быть в виде фильма, где меняется происходящее.

То есть, написав план рассказа (по сценно), мы сделали для себя скелет истории, который теперь необходимо обратить плотью деталей.

Пример нашего рассказа:

  1. Сцена 1 – герой просыпается у себя в пещере и начинает собираться;
  2. Сцена 2 – героя провожают его старшие, уже прошедшие испытания, товарищи;
  3. Сцена 3 – герой проходит некоторые залы подземелья (тут показываем город, быт и рассказываем, например, о враждебных кланах);
  4. Сцена 4 – встреча героя с гоблином;
  5. Сцена 5 – событие диверсии в главной зале подземелья.

И так далее. Сделав это, написание рассказа пойдет, как по маслу, так как вы будете знать о чем писать.

Проработка мира

Четвертый этап создания хорошей истории — это проработка мира, о котором вы будете писать. К данному этапу следует отнестись достаточно серьезно, даже если вы досконально представляете, что будете описывать.

Мир вашего рассказа может быть реальным, а может быть вымышленным, но так или иначе, вы должны знать о нем всё. Начиная от местности, заканчивая традициями и местными новостями.

Например, вы пишите о реальном месте, в настоящем времени. Значит, вам следует обзавестись картой местности, узнать о погодных условиях, выяснить какие растения находятся в тех или иных локациях, узнать о обычаях и традициях, населении и животных. Прочитать немного истории этого места, узнать о событиях, произошедших в тот временной отрезок, в котором разворачивается ваша история. Может быть, если того требует рассказ, выяснить расписания общественного транспорта, названия станций метро или названия торговых центров вокруг.

Иначе говоря, у читателя, в особенности такого, кто знает эти места, должно сложиться полное впечатление реальности происходящего.

Если же события вашего рассказа происходят в вымышленном мире, то вам потребуется:

  • Карта – нарисуйте карту местности, пусть даже схематично, со сторонами света, чтобы ориентироваться в тексте и не запутаться самому в направлениях, и не запутать читателя;
  • Временной график — чаще всего, это таблица с указанием даты и времени, в котором происходят события рассказа. Это важно, если вы пишите о нескольких героях, в разных местах;
  • Бестиарий – это справочник фауны вашего мира. Животные, птицы, рыбы, насекомые с их названиями, внешним видом, особенностями и размерами;
  • Травник – это справочник растений вашего мира. По аналогии с бестиарием, занесите туда нужные для рассказа растения – деревья, травы, грибы, мхи и т.п;
  • Технологический справочник – в этом справочнике соберите технологии, приборы и механизмы с их подробным описанием, принципом действия и особенностями;
  • Космология — этот справочник является важнейшей основой любого вымышленного мира. В него заносится информация о сотворении мира, о пантеоне богов, религии, традициях, обрядах, силах действующих в мире, магии и принципах ее действия, физических и химических особенностях, о расах и их появлении в мире;
  • «Платяной шкаф» — справочник описания одежды, традиционных костюмов, доспехов;
  • Оружейный справочник — по аналогии с одеждой, в этом справочнике хранится информация о всех видах оружия используемом или упомянутом в рассказе;
  • График актов – как правило, любой рассказ, состоит из трех актов: завязка, конфронтация и развязка. Каждый герой рассказа, все события рассказа и сам сюжет должен пройти все три акта. В этом справочнике описываем логику этого движения для всех вышеперечисленных.

Временной график и график актов – важны не только для вымышленного мира, но и для любого рассказа.

Составление таких справочников — это очень увлекательная и интересная работа, которая завораживает и вдохновляет. Собрав или придумав всю эту информацию, вы будете готовы писать, не отвлекаясь на размышления о деталях, а творя саму историю.

Проработка героев

Пятый этап — это этап создания самих героев. Мало просто знать, что главным героем будет, например, гном охотник. Нужно тщательно подготовить и прописать этого персонажа.

Лично я делаю на каждого героя отдельный документ, где создаю информацию о нём, в виде досье. Там я описываю его рост, вес, цвет волос, глаз, черты лица, особенности характера, с кем дружит, в какого Бога верит, какая у него профессия и многое, многое другое.

А также собираю в интернете фотографии или изображения людей, внешне похожих на моего героя. 

Таким образом я создаю не просто досье, а очень четкий образ в своем сознании, который при написании рассказа поможет мне сделать героя живым и реалистичным.

По желанию, автор может написать не просто досье, а небольшую историю жизни героя.

Написание рассказа и детали

Этап написания рассказа — это, всего лишь, один из шагов по созданию произведения. Собрав и создав все, о чём мы говорили выше, вы сможете писать легко и быстро. Не отвлекаясь на придумывание чего-либо, кроме самой истории.

Единственное, что очень важно учесть, при непосредственном написании — это детали.

Существуют авторы «заклёпочники», как, например, Джордж Мартин. Такие авторы описывают каждую пуговку на одежде, каждую заклёпочку на доспехах и максимально детализируют мир. А также существуют авторы, которые рассказывают события истории, не вдаваясь в детали.

Для начинающего писателя не следует вдаваться в детали максимально, так как это требует большого мастерства, но и забывать про них не стоит.

При написании своего рассказа не забывайте про:

  1. Свои справочники — делайте отсылки к космологии: упоминайте о традициях, событиях прошлого, законах и других особенностях мира;
  2. Звук, запах и осязание — читатель должен чувствовать запах дождя, слышать шум ветра в печной трубе и дотрагиваться до холодного, чуть шероховатого лезвия охотничьего ножа;
  3. Цвета — это очень важный аспект, который манипулирует сознанием читателя. Разные оттенки сцен (зеленый лес, желтое поле, голубая гладь океана), создают особые настроения. Об этом можно почитать отдельно, в различных источниках;
  4. Контраст — тоже психологический момент, чтобы выразить и усилить что-то. Например: на спокойном, голубом небе, среди пушистых белых облаков, показался большой черный самолет, чадящий такими же черными клубами дыма;
  5. Чувства — герои и окружающие их существа должны чувствовать: дружбу, привязанность, восхищение, любовь, ненависть, злобу и остальные эмоции;
  6. Добро и зло — не разделяйте создаваемый вами мир на черное и белое (кроме случаев с детской литературой). Во всём и всех, есть что-то хорошее и что-то плохое.

Всегда проговаривайте вслух диалоги, представляйте, как бы вы стояли, сидели или лежали в похожей ситуации, проделывайте те жесты, что и ваши герои — только тогда создаваемый вами мир будет реальным и живым.

Вычитка и редактура

Заключительный этап, перед публикацией — это вычитка и редактура. Это обязательный процесс, которому должен быть подвергнут любой текст. Даже если вы уверены в своих силах и знаете, что пишете без ошибок – текст должен быть прочитан еще несколько раз и не только вами.

Вычитка

После завершения своей истории, отложите ее минимум на один день. Пусть сознание отдохнет и написанное уложится в голове. Через несколько дней сделайте следующее:

  1. Бегло прочтите рассказ и внесите мелкие правки в текст;
  2. Через некоторое время, внимательно, по отдельным предложениям и словам прочитайте текст и внесите необходимые правки;
  3. Попросите кого-либо с выражением прочесть ваш рассказ вслух. Поправьте места, где чтец споткнулся;

Теперь рассказ готов на передачу его редактору.

Редактура

Редактура — это редактирование текста, желательно профессиональным редактором, с целью выявления в нем сюжетных, логических, стилистических и семантических ошибок.

Редактор, обязательно, должен быть сторонним лицом, не читавшим ваш труд до этого. Лучше всего, обратиться к редактору за деньги, но это по вашему желанию.

Хороший редактор исправит проблемные части текста и может дать советы по спорном местам.

Корректура

Корректор — это специалист, который занимается правкой грамматических, пунктуационных и иных ошибок, не связанных с сюжетом и самим рассказом. Он работает исключительно над контролем за соблюдением правил русского языка (или того языка, на котором вы пишите).

Этот этап тоже лучше поручить стороннему и профессиональному лицу, но начинающий автор может обойтись и своими силами, если он в них уверен.

Подведем итог

После всех вышеперечисленных этапов, рассказ можно считать завершенным и с чистой совестью публиковать его.

Давайте тезисно составим алгоритм работы над написанием рассказа:

  1. Создание идеи для будущего рассказа;
  2. Создание логического финала истории;
  3. Составление перечня сцен (плана) рассказа;
  4. Работа над создаваемым миром;
  5. Работа над создаваемыми героями;
  6. Написание рассказа, используя выше собранную информацию;
  7. Вычитка, редактура и корректировка текста;
  8. Публикация.

Буду надеяться, что эта статья поможет вам начать творить. Желаю вам успехов и верной музы!

пособие для начинающих авторов

Как написать рассказ:

Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко. Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.

Как научиться писать рассказы

Костяк любого хорошего рассказа — это:

  • четко выраженная сюжетная линия;
  • наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);
  • максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;
  • персонажей должно быть не много.

Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.

Как найти идеи для рассказа

Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас: эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.

Заведите несколько полезных привычек:

  • Записывайте все, что приходит вам в голову.
  • Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
  • Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
  • Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.

Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.

Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.

  • Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..

  • Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.

  • Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк.

  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.

  • СМИ, историческая литература, дневники

От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.

Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.

Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.

Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.

Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.

Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».

  • Книги по писательскому мастерству

Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.

Стоит прочитать:

  • «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
  • «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
  • «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга, пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
  • «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
  • «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
  • «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.

Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:

  • главный герой;
  • время действия;
  • сюжет;
  • конфликт;
  • тема.

Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.

И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:

  • Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);

  • Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)

  • Мемуары военных и моряков, приправленные уникальным армейским и флотским юмором (Сергей Проценко, «ЧП гарнизонного масштаба»);

  • Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).

  • Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).

  • Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).

Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.

Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:

  • Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).

  • Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).

  • Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).

  • Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).

Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.

Четыре главных графы:

  • Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.

  • Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.

  • Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?

  • Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.

Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.

Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:

  • против другого персонажа;
  • против Бога (богов);
  • против самого себя;
  • против природы;
  • против общества;
  • против техники или технопрогресса.

Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.

Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.

Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.

Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.

Как составить план рассказа

Сначала набросайте «скелет» рассказа. Тезисно опишите место действия, главного и второстепенны героев, завязку, конфликт, препятствия на пути его решения, неожиданные обстоятельства, кульминацию, развязку, финал.

Теперь набросайте абрис истории. Достаточно шести пунктов:

  • От чьего лица будет вестись повествование.

  • Какой будет первая сцена.

  • Каким будет переход от введения к основной проблеме.

  • Какой окажется кульминация.

  • Чем разрешится (и разрешится ли) проблема.

На основе такого плана приступайте к полноценному черновику рассказа.

Идея:
Современный человек начинает жить по законам, описанным в древней книге. Он переосмысливает реальность, меняет привычки, но у всего есть своя цена.

План:

  • Описание унылого быта рядового студента-троечника из провинции, мечтающего о легких деньгах и славе.

  • Небольшое лирическое отступление в прошлое: унизительное воспоминание из детства, которое невозможно забыть.

  • Поездка с группой на экскурсию, находка — древняя книга заклинаний и правил, открывающая секреты успеха и богатства.

  • Описание внутренней борьбы героя: скепсис, моральные метания, затем решение испытать книгу.

  • Книга работает. Герой меняет окружение, вычеркивает из жизни сперва тех, кто считал его лузером, затем тех, кто всегда его преданно любил.

  • Книга продолжает действовать. Герою наперебой предлагают престижную работу, его окружают новые восторженные друзья, в него влюбляется недосягаемая раньше красавица.

  • Монолог о произошедшем, о переменах, о новых, глобальных целях.

  • Книгу крадут. После долгих поисков герой находит пропажу только за тем, чтобы выяснить: книга всегда была подделкой, фикцией, которая действовала как эффект плацебо.

  • Главный герой выбрасывает книгу, пытается помириться с незаслуженно обиженными близкими. Уезжает в путешествие. Последняя сцена: книгу находит бомж и увлеченно начинает ее читать.

С чего начать писать рассказ

К счастью, рассказ — не здание: заложить фундамент сюжета важно, но начать строить можно хоть с окон и камина, а окружить их стенами уже позже. Описывайте отдельные сцены как пожелаете, только не забывайте про план, по которому их нужно будет выстроить в крепкую историю.

Но для начала определите тип повествования:

  • Простой — сюжет развивается линейно (возникла проблема, человек ее решает, происходят события, встречи, финал — развязка).

  • Кольцевой — начало и конец истории формально сходятся в одной и той же точке. Но между ними ярко выражен контраст, ведь события истории изменили героя.

  • Револьверный — одно и то же событие рассматривается со стороны разных лиц.

  • Шарнирный — идущий прямо сюжет, насыщенный деталями, резко поворачивается, малозначительные детали сливаются воедино, финал потрясает.

  • Остросюжетный — ситуации показываются динамично, каждая строка удерживает читателя, происходят яркие события, произведение читается «на одном дыхании».

  • Запутанный — много лиц, событий, внешних факторов. Они переплетаются в сложный интересный сюжет, а в финале начатые линии завершаются.

  • Точечный — описываются разные события, определенные детали, личности. Формируется общая картина, создается объемное ощущение, понимание взаимосвязей между персонажами.

Первые страницы повествования не должны быть скучными, банальными, сбивающими с толку. Избегайте:

  • длинных описаний природы и погоды;
  • знакомства со всеми персонажами разом;
  • безымянных диалогов;
  • отсутствия главного героя;
  • слишком подробного описания главного героя;
  • начала по будильнику;
  • вычурности и клише.

Но это не значит, что нельзя рисковать. Первая сцена должна впиться в читателя и утянуть за собой. Например, первый абзац «Перекурщиков» Стивена Кинга:

«Пирсон попытался закричать, но шок лишил его дара речи, и из горла вырвался лишь сдавленный хрип — так иной раз стонут во сне. Он набрал полную грудь воздуха, чтобы предпринять вторую попытку, но чьи-то пальцы, как железные щипцы, сжали его левую руку повыше локтя».

С первых же строк мы получаем: имя главного героя, интригу, присутствие второго персонажа, пока что безымянного.

Как написать свой рассказ, если нет вдохновения? Вдохновение, конечно, вещь хорошая, но ветреная. Не идите у нее на поводу. У вас уже есть наработки, записанные идеи, наброски. Уделяйте работе с ними хотя бы два часа в день. Даже если «нет настроения», и процесс кажется вам механическим.

Вдохновение часто приходит во время писательства, как аппетит — во время еды.

  • Например, Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов. А если заканчивала роман в 10:30, то тут же начинала новый, над которым работала оставшиеся полчаса.

Не возбраняется выдать сразу несколько страниц единым порывом, оседлав музу. Все лишнее можно будет выскоблить позже, на этапе редактуры. Но осторожно: после такого стайерского забега есть риск «перегореть» на неопределенный период.

Готовый рассказ можно (и даже нужно) отдать на вычитку профессиональному редактору-корректору. Но и провести собственную редактуру обязательно.

Многие писатели, вопреки распространенному мнению, советуют перечитать свой рассказ сразу же. Скорее всего, на этом этапе вам все понравится. Но первые шероховатости уже будут заметны: правьте их сразу же.

А вот теперь нужно отложить написанное где-то на неделю.

Вторая вычитка окажется куда более глубокой и тщательной. И не очень приятной: вы будете хвататься за голову при виде кучи ошибок, опечаток, нестыковок. Вам захочется уничтожить написанное и забыть о писательстве навсегда. И это — совершенно нормальное чувство (если вы, конечно, не глубоко убежденный в своей гениальности нарцисс).

Переборите себя. Прочтите рассказ вслух: возможно, даже под запись, чтобы получить другое восприятие. Искорените слова-паразиты, повторы, клише, соедините логические разрывы.

  • Финал романа «Прощай, оружие» Хемингуэй переписывал 39 раз.

  • Стивен Кинг всегда сокращал свои рассказы, убирая «слова-бездельники», оставляя «только мясо«.

  • Современники Достоевского отмечали его трудолюбие — автор переписывал начисто черновики, подсчитывал количество строк и всегда сдавал аккуратные рукописи в типографию.

Не бойтесь: совершенства не существует, и гнаться за ним бессмысленно. А вот хорошие рассказы — существуют, и ваш имеет все шансы стать одним из них.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Писательница и блоггер К.М. Уэйланд (или Уиланд? Уилэнд?.. да простят меня переводчики и поправят) предлагает следующие 7 шагов, которые помогут вам взять сырую идею и сделать из нее конфетку.

Подходить к созданию плана произведения стоит с пониманием, что он не только не стеснит вас, а наоборот — поможет найти увлекательные и оригинальные решения, до которых иначе додуматься было бы почти нереально. План — это карта местности. С ее помощью вы сможете проложить кратчайший маршрут… или вдоволь попетлять, заглянув во все интересные места и собрав коллекцию магнитиков на холодильник.

Кроме того, план поможет избежать сюжетных тупиков, а значит сэкономит кучу времени. Не говоря уже о деньгах за лечение депрессии, алкоголизма и кофеиновой зависимости (а они рано или поздно настигают каждую творческую личность, которая пренебрегает предварителным планированием). На то, чтобы переделать черновик романа, могут уйти месяцы, переделка плана же займет… несколько минут? час? Зависит от вашей скорости печати.

Убедила? Тогда за работу!

1. Определитесь с замыслом

Замысел — это то, о чем вы хотите написать, выраженное самым общим образом в нескольких предложениях. «Давным-давно в одной далекой галактике юноша спас девушку» — это многообещающе, но как замысел не прокатит. Нужны подробности. А именно:

  • Протагонист: кто главный герой?
  • Ситуация: чем он интересен? Каково его состояние на момент начала истории? А каким он будет в конце?
  • Цель главного героя: чего он хочет в начале, на что готов пойти? Что изменится к концу?
  • Антагонист: как и почему кто-то станет мешать главному герою?
  • Трагедия: какие неприятности вы готовы наслать на главного героя?
  • Конфликт: что станет делать главный герой, когда столкнется с неприятностями? И почему ему придется справляться с ними на протяжении целого романа?

Например: парнишке с фермы, Люку Скайуокеру (протагонист), не сидится на месте (ситуация) — он хочет уехать из дома и стать космическим пилотом, как его отец (цель). Люк отправляется на поиски пропавших дроидов, и в это время нехорошие личности убивают его дядю и тетю (трагедия). Теперь Люк должен вернуть дроидов владелице и не дать Империи (антагонист) полностью подчинить себе галактику (конфликт).

2. Сделайте наброски нужных эпизодов

Теперь, когда у вас есть замысел, займемся поисками гениальных идей для его воплощения. Запишите все, что успели придумать к этому моменту. В голове у вас наверняка вертится несколько эпизодов, диалогов, сцен — вот их и запишите. Даже если не знаете, как они стыкуются вместе, что было до, что будет после, о чем вообще речь и т.д. Главная цель на данном этапе — собрать как можно больше информации об истории. Что с ней делать, решим после.

Сделали? Отлично. Отложите на минуту ручку/клавиатуру и окиньте получившийся список орлиным взором. Написанное, наверное, вызывает кучу вопросов. Запишите их. Да-да, если чего-то не знаете, если какие-то детали эпизода не ясны — делайте пометку и записывайте вопрос. Лучше заранее пересчитать все дыры в сюжете и понять, в каких направлениях предстоит думать дальше.

Теперь пройдемся по каждому вопросу в отдельности. Есть какие-нибудь идеи? Даже несколько? Записываем. Неважно, если идея бредовая — на ее могилке еще может распуститься орхидея гениальности. Перебираем варианты решения в поисках наименее предсказуемого для читателя. Рвите шаблоны, переворачивайте с ног на голову стереотипы, удивляйте самих себя. Большинство из придуманного вы, возможно, так и не напишите, поэтому дайте волю воображению. Сочиняйте, задавайте новые вопросы, ищите неожиданные ответы — говорите сами с собой, не опасаясь, что вас услышат санитары.

3. Познакомьтесь со своими персонажами

Настало время поближе взглянуть на всех тех забавных человечков (или не человечков), над которыми вы так весело издевались во втором пункте. Чтобы все их трепыхания выглядели логично и обоснованно, неплохо бы узнать о героях побольше.

Возьмем, к примеру, протагониста. Что он делал до того, как попал в ваш роман? Начните с трагедии. Не могли ли какие-то события в прошлом вашего протагониста послужить причиной? Почему он реагирует на трагедию именно так? Возможно, какие-то неразрешенные проблемы из прошлого еще усложнят ему жизнь и повлияют на развитие конфликта?

После того, как вы определитесь с биографией своего героя в общих чертах, проведите с ним интервью. Задавайте вопросы и позвольте персонажу ответить на них: своим голосом, исходя из своего мировоззрения и понимания ситуации. Если вы вдруг знаете английский, то, возможно, этот опросник вам поможет: 365 вопросов для вашего персонажа.

4. Исследуйте обстановку

Неважно, происходит действие у вас на заднем дворе или на планете Шелезяка, приступая к написанию романа, вы должны хорошо представлять себе его географию.

Не пытайтесь чересчур упростить себе жизнь. Не стоит выбирать места только потому, что они вам знакомы или нравятся. Обстановка должна работать на сюжет. Если вы можете с легкостью перенести действие в другое место, то, возможно, стоит поискать альтернативные локации. Найдите то место, которое обогатит вашу историю и позволит лучше раскрыться персонажам.

Основываясь на имеющемся списке эпизодов, составьте список необходимых локаций. Можно ли некоторые выкинуть или объединить, ничего при этом не потеряв? Вероятно, так и стоит поступить. Но решать вам.

Кстати, то же самое касается ненужных персонажей.

5. Напишите план

Очень надеюсь, что к этому моменту вы уже готовы взяться за написание плана целиком. В пункте 2 вы думали о том, что должно произойти, пункт 3 дал представление о действующих лицах, в 4 пункте вы определились с обстановкой — настало время все это объединить.

Идите по порядку, эпизод за эпизодом, пытаясь собрать имеющиеся сцены в некое целое. Это ваша основная задача — придать хаосу осмысленность и структуру. План может включать лишь краткое описание (Саша и Маша встретились в кафе), может быть подробным (Саша тупил за чашкой чая, в это время Маша решила попробовать ирландский кофе, но перепачкалась в сливках; Саша это заметил, рассмеялся, Маша обиделась, Саша предложил оплатить ее заказ и т.д.) или очень подробным (Смеркалось. В середине января в уездном городе N. Александр зашел в кафе, которое давно рекомендовал ему Миша…).

Сосредоточьтесь на ключевых для каждой сцены моментах. Продумайте, с чьей точки зрения будет вестись повествование. Каковы цели задействованных в эпизоде персонажей, чего они хотят? Что может усилить конфликт? Как можно ярче продемонстрировать основную идею? Как это повлияет на последующие эпизоды?

В итоге у вас должна получиться непрерывная последовательность. Обращайте внимание на возможные нелогичности, провисы, «рояли». Если что-то не клеится и вы чувствуете, что забуксовали, попробуйте перейти к следующей известной вам сцене и потихоньку отмотать назад. Например, вам нужно, чтобы персонажи оказались в пункте А, но вы не знаете, как это сделать. Начните с пункта А. Что происходит? Почему происходит именно это? Попробуйте, вдруг получится по последствиям опознать причину.

6. Напишите сокращенный план

Для удобства и быстрого поиска попробуйте написать сокращенный план, эпизодник. Просто перечислите основные точки сюжета, не вдаваясь в подробности. Это может быть полезно по нескольким причинам.

Во-первых, эпизодник поможет взглянуть на историю под новым углом. Из-за обилия деталей в основном плане вы что-то упустили или забыли? Самое время это исправить. Во-вторых, эпизодник облегчает решение глобальных задач. Вам нужно понять, сколько прошло времени? Оценить количество глав и частей книги? Увидеть, как соотносятся получившийся план и первоначальный замысел? Доказана ли основная идея? Эпизодник вам поможет.

7. Напишите роман

План готов. Теперь можно заняться черновиком. Каждый раз, приступая к работе, сверяйтесь с планом: обращайте внимание на сцену, которую вам предстоит написать, и на ту, что следует за ней. Держите в голове все проблемные места, попробуйте найти решения еще до того, как начнете писать.

А когда (заметьте, не «если», а «когда») вы поймете, что существуют иные, более удачные решения, что первоначальный план можно улучшить, — просто сделайте это. Не раздумывая. Потому что план — это не рельсы, а вы — не трамвай. План — это всего лишь карта. И вы вольны в любой момент свернуть с проторенной тропы и отправиться в джунгли на поиски приключений.

Если же после всего вы по-прежнему считаете, что план вам не нужен — у меня для вас есть замечательная статья про зверобой. Так, на всякий случай.

Источник: Джахонтис

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти число протонов в ионе
  • Как найти порядковый номер в экселе
  • Как найти позвоночную артерию
  • Как найти концентрацию физика формулы
  • Капсульный отель внуково как найти