Как составить план чтения по ролям

Памятка 1.

Как научиться читать правильно.

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  1. Если ошибся, то перечитай только это место, а не все слово или предложение.
  1. Маленькие слова не отрывай при чтении от больших (с горы – сгоры).
  1. Внимательно читай концы слов (зима, зиме, зиму).
  1. Лучше читать понемногу, но часто.
  1. Ежедневно читай вслух и «про себя».
  1. Старайся понять, о чем читаешь.

Памятка 2.

Как составить простой линейный план.

  1. Внимательно прочитать текст с установкой на составление плана.
  1. Выделить смысловые части.
  1. Обсудить свой вариант деления текста на смысловые части с товарищем.
  1. Составить наглядно-пространственную модель текста.

5.Обозначить словами пункты плана.

6.Прочитать текст повторно и решить, точно ли  отражает план основное содержание текста и его структуру.

Памятка 3.

Как составить простой линейный план.

  1. Подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту.

2.Определить, на сколько частей можно разделить текст.

3.Сказать, о чем будет говориться в каждой части.

4.Предложить озаглавить каждую часть.

5.Обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

Памятка 4.

Как нарисовать словесную картину.

  1. Перечитай отрывок.
  1.    Определи, сколько можно нарисовать    картинок.
  1. Представь, о чем каждая из них.
  1. Назови, что и кто будет изображен на каждой картинке?
  1. Подчеркни слова в тексте, которые  помогут выполнить задание?
  1. Представь свою картинку.
  1. Расскажи о каждой картинке.

Памятка 5.

Как подготовиться к выразительному чтению.

  1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
  1. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
  1. Мысленно представь себе их.
  1. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).
  1. Подумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь логические паузы, логические ударения.
  1. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься в ними.
  1. Прочитай текст выразительно.

Памятка 6.

Как выучить стихотворение к завтрашнему дню.

1.Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2.Тихо прочитай стихотворение вслух. Выясни все непонятные слова и обороты.

3.Громко прочитай стихотворение. При прочтении попытайся уловить мелодию, ритм.

4.Прочитай стихотворение третий раз – громко и выразительно.

5.Через 2 минуты повтори стихотворение вслух по памяти 2-3 раза, при необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в стихотворении события или его настроение.

6.Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза,    не заглядывая в текст.

7.Перед сном еще раз повтори стихотворение.

8.Утром следующего дня сначала прочитай,

а потом расскажи стихотворение по памяти.

Памятка 7.

Как выучить стихотворение, которое нужно отвечать через 2-3 дня.

  1. Прочитай стихотворение про себя.

    Выясни все непонятные слова и обороты.

  1. Второй раз прочитай стихотворение про себя.

3. Договорись позаниматься с другом.

    Пусть он несколько раз прочитает тебе стихотворение.

 4.Постарайся запомнить это стихотворение со слуха.

 5.Обрати внимание на интонацию, настроение стихотворения.

6.Читай и проговаривай шепотом.

7.Читай выразительно и громко.

8. Расскажи его по памяти.

9.Перед сном вспомни стихотворение.

Расскажи его вслух.

Памятка 8.

Как запомнить большое по объему

стихотворение.

  1. Раздели стихотворение, которое тебе надо выучить по четверостишьям, по смысловым отрывкам (части отметь карандашом).
  1. Выучи первый отрывок  (четверостишье).
  1. Выучи второй отрывок  (четверостишье).
  1. Повтори первый и второй отрывок.
  1. Выучи третий отрывок.
  1. Расскажи по памяти все стихотворение

   (первый, второй и третий отрывок вместе).

Памятка 9.

Как подготовиться к чтению по ролям.

  1. 1.Выбери эпизод, который может быть прочитан по ролям.
  1. 2.Определи, сколько нужно чтецов, что бы прочитать сцену по ролям.

3. Назови действующие лица, участвующие в выбранном эпизоде.

4. Найди слова каждого персонажа.

5.Обсуди интонацию их реплик.

6.Подготовься к чтению.

7. Прочитай свои реплики.

Памятка 10.

Как подготовиться к краткому пересказу

 прочитанного текста.

  1.  Перечитай текст, выделяя в нем основное содержание.

2. Запомни его последовательность.

3. Выдели основные смысловые части текста.

4. Отметь в каждой части главное.

5. Составь план (каждое предложение – заголовок должно отображать основное содержание части).

6.Запиши его.

7.Перескажи текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана был ответ в 1-3 предложения.

Памятка 11.

Как подготовиться к творческому

пересказу прочитанного текста.

1.Добавь то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении.

2.Придумай, как могли разворачиваться события дальше.

3.Измени  рассказчика:

а) повествование ведется от третьего лица – построй пересказ от первого лица;

б) повествование ведется с точки зрения рассказчика, а пересказ построй с точки зрения главного героя;

в) повествование ведется с точки зрения рассказчика, а пересказ построй с точки зрения другого персонажа.

4.Изменить грамматическое время глаголов.

5.Обратить внимание на то, как меняется изображение события:

употребление вместо глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия.

Памятка 12.

Как составить характеристику главного героя

(выборочный рассказ).

  1. Перечитай текст, отметь в нем те отрывки, которые относятся к герою.
  1. Определи, о чем говориться в каждом отрывке.
  1. Расположи отрывки по порядку, сгруппировав их.
  1. Подбери к ним заглавия.
  1. Посмотри еще раз отмеченный текст, проверив,  соответствуют ли заголовки.

6.  Расскажи о герое:

  1. внешний вид;
  1. поступки;
  1. прямая речь героя;
  1. высказывания других персонажей о герое;
  1. его собственные мысли.

Рекомендация

Программа комплексного анализа текста.

1.Подготовься к выразительному чтению текста (отрывка):

а) определи, где нужно поставить логические ударения;

б) паузы – короткие и более продолжительные;

в) выбери нужный тон  и темп чтения;

г) принимай во внимание содержание текста, языковые особенности.

2.Определи жанр произведения:

а) сказка – о животных, волшебная, социально-бытовая;

б) рассказ — небольшое произведение, в центре которого один эпизод;

   в) басня – наличие морали и аллегории;

г) пьеса — литературное произведение, предназначенное для сцены.

3.Определи тему текста.

4.Определи основную мысль текста.

5.Найди опорные слова в тексте.

      6.Озаглавь текст.

7. Докажи, что это текст.        

8.Определи стиль текста. Докажи свое мнение.

9.Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является этот текст? Докажи.

10.Объясни, пользуясь словарем, значение выделенных слов.

11.Подбери к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов выбрали это слово?

12.Найди в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблении? Докажите, что эти слова многозначны.

13.Составь план текста.

14.Подготовься к его пересказу (устному или письменному; подробному, сжатому или выборочному

Методика
чтения рассказов. Обучение составлению плана и пересказу прочитанного.


Общие принципы работы над литературным произведением.

Литература – род
искусства, отражающая типические явления жизни в образах, созданных с помощью
слова. Идеи, настроения писателя передаются через содержание произведения
читателю, пробуждают в нем созвучные мысли и чувства, формируют его
мировоззрение. Эти особенности учитываются методикой чтения в начальных
классах:

1.   
Важным
методическим требованием является целостное восприятие художественного
произведения.

2.   
Художественный
замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств,
поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на
некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).

3.   
Обязательным
условием является присутствие анализа художественного произведения в целях
глубокого проникновения в его содержание.

4.   
Произведения
различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения, УНТ)
имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над
каждым из жанров различна.

В начальных классах из
художественных жанров (видов литературных произведений) изучаются: рассказы,
сказки, басни, стихотворения, произведения УНТ (загадки, сказки, пословицы,
поговорки, былины и т.д.). В отличие от художественной литературы,
воздействующей на читателя путем восприятия художественного образа, существует
научно-познавательная литература, которая имеет четко определенную предметность
нового для детей знания и целенаправленно излагает тему.

Научно-познавательная
литература не только описывает явления и его признаки, излагает суть
исторического события, но и указывает его связь с другими фактами и явлениями,
дает им научное обоснование, иногда учит практическому применению предмета.

2.   
Методика
чтения рассказов

Рассказ – небольшое
прозаическое произведение, законченное в смысловом отношении и имеющее
повествовательный характер. Рассказ является ярким примером художественного
произведения, поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и
приемы работы, рассмотренные в теме «Процесс работы над литературным
произведением».

Остановимся на некоторых
вопросах организации урока, который представляет следующую структуру:

1.   
Речевые
упражнения.

Целью речевых упражнений
является развитие и совершенствование техники чтения: беглости, сознательности,
правильности, выразительности. Учитель в зависимости от целей и задач урока
подбирает упражнения на отработку определенных качеств.

2.   
Проверка
домашнего задания.

Проверка домашнего
задания осуществляется с целью актуализации ранее прочитанного материала, она
проводится не более 7 минут. В качестве приемов проверки могут быть
использованы: тестирование, пересказы, выборочное чтение, беседа, составление
диафильма и т.д.

3.   
Изучение
нового материала:

А) Подготовительная
работа к восприятию произведения.

Цель подготовительной
работы – создать представления о событиях, героях, вызвать заинтересованность.
В качестве подготовительной работы могут использоваться: беседа, рассказ,
свободные высказывания учащихся, слушание музыки, экскурсия, демонстрация кино-
и диафильмов, рассматривание книг писателя и т.п.

Б) Чтение всего
произведения в целом.

Первичное восприятие
рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или
путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные
драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном
чтении учителя.

Рассказы о природе, о
труде дети могут уже со 2 класса читать про себя с выполнением простого
задания.

В) Краткая беседа по
проверке первичного восприятия произведения.

Цель: выяснить, какое
впечатление произвел рассказ на учащихся. Уместно после прочтения задать
примерно такие вопросы: Какое место вам запомнилось в рассказе?, Кто из героев
понравился и почему?, Чем вам понравился рассказ?, Какое настроение вызывает
рассказ? И т.п.

Г) Анализ произведения.

В процессе анализа
выясняется конкретное содержание рассказа, композиция, мотивы поведения
действующих лиц, их характерные черты, идейная направленность.

Анализ рассказа обычно
начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки героев. Поведение и
характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической
обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык
героев как средство характеристики, на описание природы.

4.   
Обобщающая
беседа.

В заключительной беседе
выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение
детей к содержанию рассказа.

5.   
Пересказ и
другие творческие работы в связи с чтением.

Цель данного этапа урока
заключается в том, чтобы научить осмысленно передавать свои впечатления от
прочитанного через пересказ, а он может быть разным: подробным, сжатым,
творческим; возможно составление диафильма, словесное рисование представленных
картин, сочинение продолжения рассказа, соотнесение прочитанного с собственным
опытом и т.д.

Планируя уроки чтения
рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как
этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих
чтение.

3.    Развитие устной речи у учащихся
начальной школы средствами пересказа. Виды пересказов.

     
 Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно обучение по
многим предметам. Программа по большинству школьных предметов основана на
умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать.
Да и как иначе можно изучать литературу, историю, географию и т.д.?
К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (или
прослушать его) и передать своими словами. Замечательно, если у ребенка не
возникает затруднений и в дальнейшем. Однако срезы знаний, проводимые в старшей
школе, свидетельствуют о том, что далеко не всем учащимся легко дается
пересказ.   Пересказ может быть разным: подробным, выборочным,
кратким. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка, в то
же время, обучая пересказу, мы развиваем речь ребенка.
Когда надо начинать? А чем раньше, тем лучше. Когда ребенку начинаем читать
первые книжки, когда речь малыша еще невнятна, а многие звуки произносятся не
очень правильно. Читая сказки и маленькие рассказы, надо предлагать ребенку
самому подсказать, что будет дальше (если текст знакомый), рассказывать вместе
с ребенком, поочередно. Если чтение будет активным, то к началу обучения в
школе необходимые навыки сформируются.

Как же быть, если ребенок
начал учиться, а пересказ дается с большим трудом? Нельзя терять время,
необходимо помогать ребенку. А начинать надо с чтения. Прежде всего, необходимо
выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает прочитанное и запоминает. 
Возможные задания:

1. Прочитай предложение:

К зиме шубка у зайчика
стала белой, а у белочки – серой.
О чем ты прочитал?

2. Прочитай текст:

Снег.

С утра падал снег.
Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки.
Снежинки падали пушистые и белые.

О чем ты прочитал? Что
делал медвежонок? Какие были снежинки? Итак, ребенок понимает прочитанное и
запоминает.

Аналогичные задания
предлагаем выполнить на слух, при чтении предложений и текста взрослым.

Пересказ услышанного
текста и прочитанного самостоятельно – не одно и то же. Формировать надо оба
умения.

 
   Пересказ  тесно  связан  с  развитием
 речи  учащихся. Для  того,  чтобы  речь
 развивалась,  учащиеся  должны  чётко  понимать,
 что  от  них  тре-буется  в  том  или
 ином  задании.  В  пересказе  художественных
 произ-ведений  важно  учитывать  виды  пересказа
 и  требования  к  ним.

 
   В  школьной  практике  применяются  следующие
 виды  пересказа:

 — подробный,  

 — сжатый,  выборочный,  

 — с  перестройкой  текста,  

 — с  творческими  дополнениями.

 
   Подробный,  близкий  к  тексту  
образца  пересказ  используется  в  школе  чаще
 других  не   только  потому,  что   он
 проще  и легче.   Но  благодаря  другим  своим
 достоинствам.  Во-первых,  он  служит  средством
 закрепления  в  детской  памяти   содержания
 прочитанного  во  всех  деталях,  во-вторых,
 средством  усвоения  логики  образца  и  его
 языка.

 
   Для  подробного  пересказа  не  рекомендуется
 подбирать  тексты  маленькие  по  объёму,  т. к.
 дети  запоминают  их  наизусть.  Начинать
 обучение  следует  с  повествовательного  текста,
 где  есть  ясный  сюжет,  но  затем нужно
 учить  включать  в  пересказ  элементы  описания
 и  рассуждения.

 
   Учителю  при  подробном  пересказе  необходимо
 стремиться  избегать  возможных  недостатков. А
 недостатки  подробных  пересказов – это,  во-первых,
 неумение  начать,  во-вторых,  подробное  и
 точное  воспроизве-дение  первых  частей  и
 искажение  заключительных,  в-третьих,  резкое
 обеднение  языка.  Первую    фразу  дети
 пытаются  заучить  наизусть;  нуж-но  рассеять
 убеждение  многих  детей,  будто  начать  своими
 словами  невозможно.  Второй   недостаток  подробного
 пересказа  предупреждается  тщательным  анализом
 всего  текста.  Особенно   его  главных  частей,
 кото-рые  редко  бывают  расположены  вначале.
 Облегчает   равномерность   пересказа  также  
деление  текста  на  части,  составление  плана
 и  пересказ  по  частям.  Рассказчик  бывает
 вынужден  выделить  главное  в  каждой  части
 и  пересказать  каждую  из  них  более
 подробно.  Иными  словами,  полезен  выборочный  пересказ,  который
 приучает  детей  быть  внимательными  к
 последовательности  изложения,  где  надо  выделить
 одну  тему.

 
   Выборочный  пересказ  бывает  следующих
 видов:

1.   
Пересказ
 по  вопросу  или  заданию  (один  из
 простейших);

2.   
Пересказ
 по  иллюстрации  (нужно  пересказать  ту  сцену,
 которой  соответствует  иллюстрация – эта  работа
 сложней  предыдущей);

 
   Подготовка  к  выборочному  пересказу
 облегчается  составлением  плана,  вопросами  учителя
 и  языковой  подготовкой  (особенно  тех
 предложений,  с  помощью  которых  связываются
 разрозненные  части  текста).  Рассказы  выбираются
 такие,  в  которых  сравнительно  легко
 выделятся сюжетная  линия.

 
  Сжатый  пересказ. Излагать  тему
 нужно  уметь  не  только  подробно,  но  и
 кратко.  Пересказать  кратко  труднее,  чем
 передать  содержание  в  полном  объёме.  В
 сжатом  пересказе  нужно  отобрать  важнейшее,
 отбросить  второстепенное.  Учащийся  должен
 отобрать  из  текста  основ-ное.  Передать  его
 связно,  последовательно.  Без  пропусков  фактов,
 со-бытий.  Естественно,  что  сокращение  текста
 не  может  проходить  меха-ничесим  путём,
 путём  отбрасывания  некоторых  предложений  и
 абзацев.  Если  школьник  пойдёт  по  этому
 пути,  то  неизбежно  логические  разры-вы.
 Ученик  должен  сказать  о  главном  по-своему,
 своими  словами.  Сжа-тый  пересказ  не  может
 быть  столь  же  близок  к  тексту  образца
 как  подробный.  Особенно  трудно  кратко  пересказать
 высокохудожественные  тексты,  где,  как  говорится,
 слова из  песни  не  выкинешь.  Обучать
 крат-кому  пересказу  лучше  на  повествовательных
 текстах,  где  легко  просле-живается  действие.
 Детям  предлагается  в  процессе  анализа
 прочитанно-го  выразить  какую-то  часть  кратко,
 одним  предложением.  Затем   в  раз-боре
 других  рассказов  передать  кратко  содержание
   2-3  частей  и,  нако-нец,   кратко
 передать  смысл  всего  произведения.

 
   Ступени  сжатия  текста  должны
 осуществляться  постепенно:  сначала  учащиеся
 овладевают  умением  подробно  пересказывать,  лишь
 затем  переходят  к  сжатому,  который  в
 свою  очередь  связан  с  обучением  составлять
 план, а  краткое  выражение  мысли – результат  всех
 видов  аналитико-синтетической  работы  над  текстом.

 
   Не  следует  требовать, чтобы  в  сжатом
 пересказе  обязательно  был  развёрнут  каждый
 пункт  плана.  Такое  требование  может
 привести  к  механической работе,  будет сковывать
 творчество  учащихся.  Хотя  сжатые  пересказы –
необходимая  ступень  развития  речи,  чрезмерное
 увлечение  сокращением  может  привести  к
 сухости  языка,  отучит  детей   от
 художественных  деталей.

 
   Существуют  и  другие  виды  пересказов,
 с  перестройкой  текста  и  с  творческими
 дополнениями
,  которые  тоже  основываются  на
 ранее  сформированных  умениях  в  передаче
 содержания.  Это  такие  виды,  как:

1.   
Пересказ
 с  изменением  лица  рассказчика;

2.   
Пересказ
 от  лица  одного  из  персонажей;

3.   
Пересказ
 всего  текста  или   его  части  с
 творческими  дополнениями

Работа с описательными текстами.

Описательные тексты
весьма сложны для пересказа.

Например:
Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег.
Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой
травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу. 
Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты ивы
с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми
шарами.

Ничего невозможного нет. Берем краски и вместе с ребенком анализируем цвета, а
потом рисуем, читая текст. Естественно, рисунок используем вместо плана.
Желательно найти в природе подобные картины или краски. Увиденное и
нарисованное описать легче. Безусловно, на подготовку пересказа такого текста
понадобиться значительное время. Однако ребенок не только сможет пересказать
текст, но и пополнится его словарь. Полезно заучивать небольшие отрывки
пейзажных зарисовок разных времен года.

Постепенно у ребенка
накопится определенный запас фраз, которые он сможет использовать при
пересказе. Ведь пересказ – передача текста своими словами.

Пересказ сказок.

Вызывает затруднения
пересказ сказок, в которых очень много повторяющихся и параллельных событий.
Помогает картинный план, выполненный самим ребенком схематично. Следует
обратить внимание на особые сказочные слова, на начало и конец сказки, на
описание героев. Можно использовать деформированный текст. Текст сказки
разрезать на отдельные отрывки или предложения, перемешать их и предложить
ребенку выстроить их по порядку, чтобы вновь получился текст. Если затруднения
вызывает определенный отрывок – использовать таким образом только этот отрывок.
Подробный пересказ легче готовить фрагментами, используя карточки с трудными
предложениями и план-схему.


Тексты, содержащие термины (по
географии, истории, природоведению и т.д.), необходимо пересказывать подробно,
кратко и выборочно (конкретный отрывок). Можно вести специальный словарь
терминов. Использовать термины в пересказе ребенок может только тогда, когда
значение их ему понятно. Ребенок учится пересказу и на уроках, и при выполнении
домашнего задания.

Оказать максимально
эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому
ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чтобы
умение сформировалось, требуется время и систематическая работа. Чем лучше
научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.

4.Методика чтения научно-популярных произведений.

Научно-познавательная
литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая
из которых решает свои задачи. Научно-популярная статья прямо сообщает
определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-художественная
литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна
увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных
героев.

Научно-популярным
статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических
конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование
специальных терминов.

Научно-познавательное
чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической
деятельностью.

В научно-познавательной
статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением
обязательна подготовка учащихся к его восприятию. На этапе подготовки решаются
задачи:

возбудить интерес к
предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;

дать детям значительную
часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.

Основными приемами
подготовительной работы являются рассказ учителя, беседа, показ кино- или
диафильмов, экскурсия.

Первичное чтение
научно-популярной статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали
сознательно, им дается несложное задание.

При работе над такими
статьями используются такие приемы, как:

деление текста на
части:

чтение по частям,

выделение основной
мысли в каждой части,

рассматривание
доказательства:

сравнение излагаемого
материала с ранее известным,

установление вывода в
ответ на проблему.

Уроки чтения
научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели,
определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка
данного произведения.

Урок включает следующие
этапы:

Подготовительная работа
к восприятию произведения.

Предварительная беседа.

Чтение статьи учащимися.

Чтение всего очерка или
статьи.

Проведение опыта или
запись основных положений, выводов.

Пересказ или ответы на
вопросы.

Подытоживающая беседа.

5.Обучение
составлению плана и пересказу прочитанного.

Составление
плана произведения

Для более сознательного
и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана.
План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий,
понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает
речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в
смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко
формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого
плана.

Работа,
подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения
грамоте. Самый простой ее вид -установление соответствия заголовков содержанию
маленьких текстов. Хорошо, если дети могут дать свой заголовок тексту. При этом
учитель объясняет, что значит озаглавить текст или его часть, почему один
заголовок удачен, а другой не подходит.

Второй вид работы,
подготавливающий детей к составлению плана, — выборочное чтение под
руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на
поставленный учителем вопрос.

Обучение умению
составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и
проводится в определенной системе.

В качестве начального
упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности
и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название
картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный
план
. Картинный план дети могут составлять сами на основе творческого
воображения. Обсуждение вопроса о количестве картин уже есть деление
произведения на части, т.е. анализ; представление содержания каждой картинки и
ее озаглавливание — синтез. Можно использовать иллюстрации, имеющиеся в книге.
При этом учащиеся рассматривают иллюстрацию и находят в тексте ту часть, к
которой она относится, озаглавливают ее.

Затем детей обучают
составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей
логической связи). Такой план называется логическим планом.
В I классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная
формулировка побуждает ребенка к поискам ответа

  Обучение
устному пересказу

Пересказ —
устное изложение содержания текста. Это вид учебной работы, средство развития
речи учащихся на основе образца.

Главные требования
к пересказу
 следующие:

— в пересказе должна
звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

— при пересказе ребенок
должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические
конструкции образца;

— в пересказе должен
сохраняться стиль образца;

— должны быть соблюдены
последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные
факты и описания;

— в пересказе должны
отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Подробный
пересказ
 предполагает полное устное изложение художественного текста
и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка,
ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

Не рекомендуется
подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их
наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где
есть ясный сюжет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и
рассуждения.

Пересказ удается лучше,
если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На
уроке произведение читается школьниками обычно по нескольку раз, но каждое
прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием.

Следует заметить, что
не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные
произведения.

Краткий
пересказ
 (сжатый) предполагает передачу лишь основного содержания
текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной:

— исключение
подробностей, деталей;

— обобщение конкретных,
единичных явлений;

— сочетание исключения
деталей и обобщения.

Сжатие формирует у
детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего
произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать
необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст.
Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические
особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого
пересказа вводятся уже в I классе, когда дети в процессе анализа прочитанного
должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем
при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание
2—3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего
произведения.

Ступени сжатия текста
могут быть изображены такой схемой:

Подробный ®
Краткий
® План ® Главная мысль всего

пересказ пересказ
текста в одной фразе

Возможен и обратный
путь: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к
плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.

Краткий пересказ —
необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями
может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.

Выборочный
пересказ
 предполагает передачу какой-то одной из частных тем
(микротемы) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей
текста, например предлагается пересказать все, что относится к характеристике
определенного героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные
пересказы начинают проводить во II классе. Они служат основой подготовки к
сочинениям типа характеристики литературных героев. Выборочный пересказ может
быть:

— по вопросу или
заданию,

— по иллюстрации.

Работа над пересказом
одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный
пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться
алгоритмом, имеющим форму памятки для учащихся.

1.
Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к
данному герою (событию).

2.
Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

3.
Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю
порядковые номера).

4.
Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитываю отмеченные
отрывки.

5.
Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж (это событие).

6.
Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7.
Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8.
Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Творческий
пересказ
 характеризуется изменениями и дополнениями в тексте:

— изменение лица
рассказчика,

— пересказ от лица
одного из персонажей,

— инсценирование
рассказа,

— словесное рисование,

— продолжение сюжета,

— развитие какого-либо
эпизода, пейзажной зарисовки,

— перестройка сюжета.

Пересказ с
изменением лица рассказчика
 еще не может быть назван творческой
работой, так как перестройка текста, носит грамматический характер. Однако
замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше
творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из
персонажей
, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его
возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

Творческие
дополнения
 могут быть самыми разнообразными:

— сообщение о своем
жизненном опыте,

— придумывание
продолжения действия,

— сообщение фактов,
взятых из других источников.

Такая работа развивает
воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют
самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны,
следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы
проводились систематически.

6.    Как
научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и
способах обучения пересказу.

Сын
приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально
дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его
повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: «А я!…
А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!» Уловить суть
представляется невозможным. 

Что
такое пересказ, и каким он должен быть

Пересказ — один из важнейших видов работы,
который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические.
Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не
столько пересказу, сколько 
пониманию текста.
Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных
предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не
понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает
помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

·        
Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!

·        
Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных
выражений, лексики, взятых из текста.

·        
Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных
факторов.

·        
Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных
описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.

·        
Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа —
монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и
озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть
эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или
чтение по ролям.

«Чтобы
научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое
главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит
учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут
возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид
пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный, близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить
максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста
проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации
в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ
всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на
художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка,
синтаксис

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста.
Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых
иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное
(кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая
соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий
заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами
КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить
правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к
развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид
пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих
дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное
рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и
помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как
учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в
начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы,
ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут
подготовить ребенка к пересказу:

·        
Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить
его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на
прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом,
сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: «Да ты что! А он
что? А ты что ответил?»

·        
Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях,
о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или
возродить традицию «страшных историй» (помните, как в детстве дети
рассказывают о «черной руке», «зеленом глазе» и прочих
ужасах).

·        
Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем
легче он придет к пониманию сути пересказа.

·        
Метод «снежного кома». Чтобы ребенку было комфортнее
привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть
ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом
двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно
прийти к пересказу целых рассказов.

·        
Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше
запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память
визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к
тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст
ему прочить или поставить аудиозапись.

·        
Спрашивайте. Не стоит говорить: «А теперь перескажи!».
Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно
выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать.
Например, при пересказе «Красной шапочки» уместны вопросы: «Как
ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем
попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?». Со
временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более
общими, относящимися сразу к целым абзацам.

Это поможет приучать ребенка к выделению
ключевых моментов, основной идеи текста.

План
работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших
классов рекомендуют разбить на этапы.

·        
Словарная работа.

Если речь идет о научной литературе,
попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь
необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно
объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка
пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот
этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

·        
Первичное знакомство с текстом.

На данном этапе важно выделить смысловые
части.

В научной литературе эти части уже
выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей
мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом:
читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?»
Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план
текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект
можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые
пункты.

·        
Обобщение впечатлений и совместный пересказ.

На этом этапе важно составить резюме, подвести
итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление
произвел рассказ. 

·        
Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить
внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном
этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например,
дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то
дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

·        
Повторное чтение.

·        
Собственно пересказ.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу,
а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.

Если вспомнить даже начало никак не
получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и
мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли
крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были
ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы
или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе,
попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации
вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные
события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно
заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом
пересказываем весь текст.

Маленькие
хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

1.    Читая
текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками.
Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять.
Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий. 

2.    При
чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты
сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.

3.    Если
текст сложный, попробуйте читать вслух и «с чувством, толком, с
расстановкой».

4.    Большой
текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части
отдельно.

5.    Психологи
утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать
перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного
текста, а в запасе есть 1-2 дня.

6.    Найдите
«благодарного слушателя». Если ваш пересказ слушают с интересом,
пересказывать легче.

И главное — пересказу невозможно научится
сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа.
Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей
жизни. 

Составление плана произведения.

Для более
сознательного и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана.
План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий,
понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление, школьники учатся делить
текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой
части, кратко и чётко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста
или пункта простого плана.

Подготавливать детей к работе по
составлению плана следует начинать уже в период обучения грамоте: установление
соответствия заголовка содержанию текста͵ почему один заголовок удачен, а
другой не подходит, выборочное чтение под руководством учителя (дети читают те
части текста͵ которые являются ответом на поставленный учителœем вопрос).

Обучение умению составлять план
строится с учётом постепенного нарастания трудностей и проводится в
определённой системе.

Существует картинный план (несколько иллюстраций,
соответствующих частям текста).

Предлагается два
вида работы:

1) составляют картинный план по
готовому плану;

2) рассматривают иллюстрации и
находят в тексте ту часть, к которой она относится, озаглавливают её.

Позже можно
научить детей составлять план на основе выявления последовательности событий
(простейшей логической связи). Такой план принято называть логическим планом. В 1 классе полезны заголовки плана в
форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребёнка к поискам ответа.

Трудно представить себе урок
литературного чтения без пересказа, хотя бы небольшого. Пересказ укрепляет
память, тренирует механизмы говорения.

Что такое пересказ? «Это детское
речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании. С одной
стороны, посредством устного пересказа обогащается речь школьника, он как бы берёт
уроки у писателя; с другой – сам строит предложения и текст, проявляет
инициативу и активность в порождении речи» (М.Р.Львов).

Пересказ –это устное изложение содержания текста.

Главные требованияк
пересказу:

— в пересказе должна звучать живая
речь ученика, а не заученный образец;

— при пересказе ребёнок должен
использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции;

— в пересказе должен сохраняться
стиль образца;

— должны быть соблюдены
последовательность событий, причинно – следственные связи, переданы всœе
основные факты и описания;

— в пересказе должны отражаться
чувства ребёнка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь
зависит от того, как прочитан образец. В связи с этим очень важно то, как
звучит произведение при первичном его восприятии учащимися.

В большинстве
случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приёмы:

— предупреждение учащихся о том,
что текст будет пересказываться;

— проведение анализа содержания,
различных языковых упражнений;

— отработка выразительного чтения;

— расчленение рассказа на части и
составление плана текста;

— пересказ фрагментов;

— предварительный (черновой)
пересказ, разбор его недостатков.

Разнообразие видов пересказа,
выработанное опытом, вносит оживление в уроки.

1)
Подробный
 (близкий к тексту образца) пересказ предполагает полное устное
изложение художественного текста. Этот вид пересказа используется в школе чаще
других. Он имеет ряддостоинств. В первую очередь, служит
средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всœех его
деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языковых
средств, в-третьих, средством воспитания у детей чувства языка, ознакомления со
стилями и жанрами.

Не рекомендуется подробно
пересказывать небольшие по объёму тексты, так как дети запоминают их наизусть;
стихотворные тексты, чтобы не разрушать стихотворных строк, в т.ч. басни и
сказки в стихах.

Обучение следует начинать с
повествовательного текста͵ где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в
пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и описания
предметов), элементы рассуждения.

В ходе обучения целœесообразно
обращаться к учащимся с таким вопросом: «Как эта мысль выражена (как об этом
сказано?) в тексте писателя?».

Пересказ будет живым, интересным,
если самому рассказчику – школьнику интересно рассказывать, когда его слушает
весь класс, а не один учитель. Дополнения к пересказу, сделанные товарищами,
просьба повторить какое-то место – всё это поощряет рассказчика, создаёт
творческую атмосферу в классе.

Самостоятельным, зрелым должен быть
такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на
цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних
логических связей, на составленный план текста. Пересказ по вопросам не
соответствует естественным условиям речевого высказывания.

Облегчает равномерность пересказа
делœение текста на части, составление плана и пересказ по частям.

2)
Выборочный
 пересказ.

Пересказать выборочно — ϶ᴛᴏ значит
выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме, к
примеру, пересказывать только описание внешности персонажа; пересказывать
только сцену встречи двух персонажей; пересказывать только картину природы и
т.д.

Видывыборочного пересказа:

1. Пересказ
отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию учителя.

2. Пересказ
эпизода, сцены, отрывка по
картинœе
, по иллюстрации.

3. Пересказ отрывков, взятых из
разных частей текста по заданной теме.

Работа над
пересказом одного эпизода не вызывает затруднений у младших школьников, а
выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Необходимо пользоваться алгоритмом,имеющим
форму памятки для учащихся.

1. Перечитываю про себя
произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

2. Определяю, о чём говорится в
каждом отрывке.

3. Располагаю отрывки по порядку,
подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

4. Продумываю последовательность
своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные отрывки.

5. Определяю, какое отношение
вызывает у меня данный персонаж (это событие).

6. Составляю рассказ (вслух или
мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил
ли что-нибудь важное.

8. Рассказываю, пользуясь своими
пометками или коллективно составным планом.

3) Краткий
(сжатый) пересказ
 – необходимая ступень развития речи. При этом
чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей
от художественных деталей.

Краткий пересказ предполагает
передачу лишь основного содержания текста͵ лишённого деталей, подробностей.
Степень сжатия может быть различной:

— исключение подробностей,
деталей;

— обобщение конкретных, единичных
явлений;

— сочетание исключения деталей и
обобщения.

Сжатие формирует у детей умение
вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать
в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства
и создавать новый, собственный, сжатый текст. В случае если при подробном
пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста͵ то в
сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа
вводятся уже в 1 классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны
выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при
разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2-3
частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего
произведения.

Конспект занятия по теме «Чтение по ролям»

(дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Музыкально-театрализованная деятельность»)

Цель: формирование умения читать текст по ролям.

Задачи:

Образовательные:

— учить понимать содержание текста до чтения по картинке и его заглавию;

— познакомить с понятием «ремарка»;

— учить описывать характер героев.

Развивающие:

— работать над выразительностью речи;

— развивать умение вести диалогическую речь в процессе чтения по ролям;

— развивать внимание при чтении текста по ролям.

Воспитательные:

— сформировать положительный и психологический климат на занятии;

— воспитывать желание и интерес к чтению.

Возраст обучающихся: 8-9 лет
Оборудование: столы, стулья, ноутбук, экран, проектор, магнитная доска.

Материалы: тексты, иллюстрации к сценарию, пазлы в картинках, изображения животных.

Форма организации учебного занятия: практическое занятие.

Используемая технология: продуктивного чтения.

Приемы: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.

Методы: наглядные, словесные, практические методы обучения.

Ход занятия

1. Организационный этап (приветствие педагога, психологический настрой).

2. Подготовительный этап (подведение к теме занятия, целеполагание).

Педагог. Добрый день, дети! Сегодня мы с вами будем работать с текстом. А с каким, вы узнаете, собрав за 1 минуту пазлы, которые находятся на ваших столах.

Выполнение задания.

Педагог. Скажите, пожалуйста, собрав пазлы, кого вы увидели на картинке?

Ответы детей. Волка.

Педагог. Перед вами лежит текст, возьмите его, прочитайте заголовок и по нему определите содержание текста. Подумайте, о ком или о чем пойдет речь. Назовите главного героя.

(Дети читают заголовок, соотносят его с содержанием)

Ответы детей. О волке, который хотел порядок.

Педагог. Внимание на экран. Перед вами два художественных текста. (Приложение1)

Посмотрите внимательно на тексты и скажите, в каком жанре они написаны? (сказка, рассказ или стихотворение). Чем тексты отличаются друг от друга?

Ответы детей. Рассказ и сказка. Рассказ написан сплошным текстом. А сказка по ролям, в ней есть действующие лица.

Педагог. Правильно! Как вы считаете, с каким текстом мы будем сегодня работать, если учитывать то, что мы занимаемся в театральном объединении?

Педагог. Правильно, будем работать с текстом, написанным по ролям, или со сценарием. Значит, какую цель мы можем поставить на занятии?

Ответы детей. Научиться читать по ролям.

Педагог. Молодцы!

3. Основной этап.

Работа с текстом во время чтения: изучающее чтение вслух.

Педагог. Возьмите текст сценария, прочитайте его внимательно. Вы можете пожужжать во время чтения (читают).

Работа в парах. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом (наклонный текст). Найдите их в тексте, подчеркните и озвучьте.

(Дети выполняют задание)

Обсуждение.

Педагог. Как вы думаете, для чего нужны эти слова? Почему они написаны в скобках?

Ответы детей. Они означают действия, которые актер должен выполнить.

Это слова, которые при чтении не произносятся.

Педагог. Совершенно верно. Это новое для вас понятие. Называется оно «ремарка».

Ремарка (с французского замечание, примечание) — описание действия героя; обычно указывается в скобках, пишется курсивом. Это указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы, указание на то, с каким выражением они произносят речь.

Педагог. Работая с текстом, вы обратили внимание, что в тексте сценария есть действующие лица. Назовите их.

Ответы детей. Волк, лиса, заяц, цыпленок.

Педагог. У нас на доске находятся портреты наших героев

Подберите слова к их внешнему виду, характеру и опишите, какими они бывают в сказках.

Ответы детей. Волк злой, лиса хитрая, и т.д.

3. Контрольный этап.

Работа с текстом после чтения.

Чтение по ролям.

Педагог. Что нужно сначала сделать, прежде чем начать читать текст сценария?

Ответы детей. Договориться, кто какие роли будет озвучивать.

Педагог. Правильно. Но в сказке всего четыре героя, а вас восемь человек. Как поступим, чтобы никто из вас не остался без роли?

Ответы детей (предлагают добавить героев; вместо одного зайца выбрать три; волков — тоже три, лису и цыпленка — по одной роли)

Дети выходят в центр кабинета, становятся в круг, договариваются.

Идет распределение ролей.

Педагог. Предлагаю детям надеть маски героев, пройти на свои места, зайцам и волкам сесть рядом.

Педагог. Замечательно. Теперь вы настоящие артисты! Скажите мне, а вы знаете, как артисты читают текст?

Ответы детей. Выразительно, громко, четко проговаривая слова, соблюдая знаки препинания, делают паузы.

Педагог. Совершенно верно! Перед тем, как читать по ролям, вы должны понимать, как будет говорить ваш герой. Например, Андрей у нас в роли Волка. С какой интонацией ты будешь читать свои слова?

Ответ. Грубым, «толстым» голосом.

Педагог. Каким голосом будут читать свою роль зайцы, лиса и цыпленок?

Ответы детей. Лиса – ласковым голосом. Зайцы — испуганным. Цыпленок – детским, наивным голосом.

Педагог. Еще есть одно важное правило, соблюдать которое нужно обязательно при чтении текста — следить за текстом. Я буду помогать вам, читать ремарки. Все готовы? Поставили свои пальчики, на старт, начинаем читать вслух.

Чтение текста сценария по ролям.

3. Рефлексивный этап.

Педагог. Посмотрите, пожалуйста, на портреты героев сказки. Скажите, совпало ли ваше описание характера волка, лисы, зайца и цыпленка с поступками и характером героев прочитанного сценария?

Ответы детей. Описание волка не совпало. Обычно он в сказках злой, а в нашей сказке добрый.

Педагог: Ребята, что у вас получилось, а что не получилось при чтении текста по ролям?

Ответы детей.

Педагог. Если вам понравилось занятие, подарите себе аплодисменты!

Приложение 1

«Для чего говорят «спасибо»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось

им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода.

Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не

живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал.

А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит

«спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много.

Путь предстоял долгий…

«Про Волка, который хотел порядка»

Действующие лица: Заяц, Волк, Лиса, Цыпленок
Лесная опушка, доносится пение птиц
Появляется Цыпленок.
Волк: Это кто? Желтенький такой! Как бананчик!
Лиса: Хватай его! (Волк и Лиса хватают цыпленка.)
Волк: Но кто же это?
Лиса: Сам же сказал – банан! Вот мы его и съедим…
Цыпленок: Ой-ой-ой! Не надо!
Лиса: Только шкурку снять надо… Давно я таких

фруктов не ела…
Цыпленок: Извините, но я не банан все же! Я – цыпленок!
Лиса: Ой, как неожиданно! А я и не знала!
Волк: Стой, как же ты в чащу лесную попал?

 Чтение по ролям – хороший метод обучения. Если заставлять малыша просто читать определённое количество страниц, можно вызвать стойкое неприятие к чтению.

Содержание

  1. Глупая лиса
  2. Вредная коза
  3. Как Сашу торопливость подвела
  4. Родничок
  5. Миша и его друзья
  6. Весенний ручеёк

Поэтому педагоги применяют разные приёмы. В том числе чтение по ролям.

Чтение по ролям. Польза

Чем хорош метод?

  1. Малыш читает не один, ему не скучно. Партнёром может быть взрослый или старший ребёнок. Интереснее, когда партнёр папа или мама.
  2. Читая по ролям, он научается следить за текстом. Всегда просите малыша следить пальчиком. Причём пальчик должен находиться там, где в настоящее время партнёр читает. В школе ребёнку будет легче следить за чтением товарищей. У него будет навык слушать других.
  3. Развивается скорость зрительного восприятия (важна и для письма) буквы, слова, а в дальнейшем и предложения.
  4. Если нужно, разбейте слова на слоги подчёркивая, как здесь. Вариант с подчёркиванием дугами дети воспринимают лучше.

Самые подходящие тексты для чтения по ролям – это народные и авторские сказки. Поначалу берите короткие.

Примеры коротких текстов для чтения по ролям

Глупая лиса

Действующие лица: автор, лиса, уши, ноги, глаза, хвост.

Автор. Жила-поживала лисичка-сестричка. Любила лисонька кур, уток да гусей. Часто кумушка на птичий двор заглядывала. Один раз схватила она курицу, а тут собаки бегут, лают. Бросила лиса добычу. Сама еле ноги унесла. Спряталась в норе и стала спрашивать.
Лиса. Глазки мои, что вы делали?
Глаза. Мы по сторонам смотрели. Куда лисоньке лучше бежать.
Лиса. Ушки-ушки, вы что делали?
Ушки. Мы слушали, далеко ли собаки.
Лиса. Ножки мои, что вы делали?
Ноги. Мы изо всех сил бежали. Лисоньку спасали.
Лиса. Хвост, а ты что делал?
Хвост. А я под ногами путался. Бежать мешал.
Лиса. Ах ты, негодный хвост! Сейчас я тебя накажу! Пусть тебя собаки потреплют.
Автор. Высунула глупая лиса хвост из норы. Собаки схватили хвост. А за ним и всю лису из норы вытащили.

Вредная коза

Действующие лица: коза, автор, старик, старуха.

Автор. Жили-поживали старик и старуха. Бедно жили. Было у них пять куриц и коза. Вредная эта коза была, непослушная.
Как-то подоила старуха козу. Позвала старика и говорит:
Старуха. Весна пришла. Трава молодая выросла на лугу. Выгони козу на луг. Пусть травки свежей поест.
Старик. Ладно. Пойдём, коза.
Автор. А вредная коза отвечает:
Коза. Не хочу идти. Ноги устали. Неси меня, дед.
Старик. Ты толстая, а я старый. Я тебя поднять не смогу.
Коза. Тогда на тачке вези. А то молока не дам.
Автор. Делать нечего. Погрузил старик козу на тачку и повёз на луг.
Старик. Ешь, коза, траву. Только к лесу близко не подходи.
Коза. Не указывай мне. Я сама знаю, где пастись.
Автор. Не послушала коза старика. Показалось ей, что у леса за ручейком трава зеленее. Перешла она ручей по мостику. И прямо к лесу направилась. А в лесу бродил голодный волк. Почуял он запах козы и говорит:
Волк. Вот мне обед хороший будет.
Автор. Подкрался волк к козе совсем близко. Как выпрыгнет из-за дерева! Коза увидела волка и бросилась со всех ног наутёк. Подбежала по мостику. А мостик обломился. Упала коза в воду и кричит:
Коза. Дед, дед, спаси меня. Если волк не съест, в ручье утону.
Автор. Прибежал дед, прогнал волка.
Старик. Как мне тебя, коза, вытащить?
Коза. Скорей дед, думай! Тону!
Автор. Снял старик пояс с рубахи, накинул козе на рога и вытащил её из воды.
Старик. Садись, коза, на тачку. Домой поедем.
Коза. Нет, дед, ты старый. Тебе тяжело меня везти. Я сама побегу.
Автор. С тех пор коза никогда не вредничала. Жили коза и старики дружно.

Как Сашу торопливость подвела

Действующие лица: Саша, мама, автор

Автор. Саше задали нарисовать синицу. Саша взял карандаши, альбом, уселся за стол и рассудил так.
Саша. Синица – птица, есть голова туловище хвостик, клювик, две ноги. Ничего особенного. Лёгкое задание.
Автор. Саша быстро нарисовал птичку, раскрасил её синим карандашом. Мама была на кухне.
Саша. Мама, я уже справился. Вот, посмотри.
Автор. Мама посмотрела и спросила:
Мама. А почему птичка синяя?
Автор. Саша удивился:
Саша. Как почему? Раз синица, значит синяя.
Мама. Нет. Синица – потому что весело поёт весной «синь-синь-черрере»
Автор. Пришлось Саше рисовать птичку снова. Но теперь он не торопился. Сначала посмотрел в книге, как синица выглядит, а потом раскрасил рисунок.

Родничок

Действующие лица: автор, родник, пчёлка, синичка, зайчик, Маша, комар.

Автор. Утром в поле родился родничок. Только солнышко поднялось, а пчёлка уже летит на работу – нектар с цветов собирать. Видит, родничок…
Пчёлка. Родничок, родничок, ты откуда взялся?
Родник. Буль-буль… Я не знаю. Я ещё маленький.
Пчёлка. Родничок, родничок, дай водички попить.
Родник. Буль-буль… Пей досыта.
Пчёлка. Спасибо тебе.
Автор. Напилась пчёлка. А родничок стал глубже, прозрачнее.
Зайчик. Дай и мне водицы попить. Очень вкусно! Спасибо тебе пребольшое.
Автор. Ещё шире стал родничок. Знай, булькает. Идёт мимо Маша с ведёрком за ягодами. Солнышко пригревает. Захотела Маша пить. Увидела родничок.
Маша. Ой, родничок. Дай водички попить.
Родник. Буль-буль… Пей, пожалуйста. Мне не жалко.
Маша. Какая свежая водичка! Спасибо.
Автор. Ещё шибче забулькал родничок. Ещё чище стала вода в нём. Вдруг летит болотный комар. Не спрашивая ничего, напился воды. «Спасибо» не сказал и сидит на листке. Долго так сидел, потом спрашивает:
Комар. Ты откуда взялся?
Родник. Буль-буль… Пили из меня водичку пчёлка, птичка-синичка, зайчик – серенькие ушки, Маша с ведёрком, дедушка с котомкой. У них и спрашивай. А я ещё маленький.
Комар. Экой ты, родник, всех подряд водой поишь. Береги для себя воду.
Автор. Дело к вечеру. Солнышко начало садиться. Прилетела пчёлка.
Пчёлка. Можно водички попить?
Родник. Буль… На всех не напасёшься.
Автор. Улетела пчёлка к другому водоёму. Летит синичка.
Синичка. Можно холодненькой водицы попить?
Родник. Буль… На всех не напасёшься.
Автор. Пробежал зайчик – серые ушки. Прошла Маша с ягодами. Прошёл дедушка. Никому родничок не дал воды попить. А солнышко всё ниже. Трава полевая всё выше. Затянула водицу зелёная ряска, появился мокрый мох.
Родник. Буль…
Автор. Не стало в поле родничка, одно топкое место – раздолье для комаров. Вот к чему жадность приводит.

Миша и его друзья

По стихотворению В. Степанова

Действующие лица: автор, лисички, заиньки, крот, белка, бобр, ёж, медведь

Автор. По завалам, по оврагам шёл Медведь хозяйским шагом.
Медведь. Отвечайте, звери, мне — вы готовы ли к зиме?
Лисицы. Мы связали рукавицы. Рукавицы новые, мягкие, пуховые.
Автор. Отвечали Заиньки.
Заиньки. А у нас есть валенки. Что нам вьюга да метель?! Хочешь, Мишенька, примерь.
Автор. Смотрит Белка из дупла.
Белка. Я орешков припасла. Высоко моё дупло. В нём и сухо, и тепло.
Автор. И ответил Мише крот.
Крот. Я под землёй устроил ход. Там с красавицей-женой будем пить мы чай зимой.
Автор. Крикнул Бобр Медведю с речки.
Бобр. Я дрова колю для печки. Дай мне, Миша, только срок — из трубы пойдёт дымок.
Автор. Вылез ёжик из листвы.
Ёжик. Про меня забыли вы. Здесь, в кустах, моя избушка. А в избе грибов кадушка.
Автор. Обошёл Медведь весь лес и в берлогу спать залез. Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.

Весенний ручеёк

Русская народная сказка

Действующие лица: ручей, заяц, кабан, медведь, крот, автор

Автор. Бежит весенний ручей к реке, звенит, радуется. Вдруг на его дороге большой камень встал. Ручей бился, бился о него, толкал, толкал — и не сдвинул. Прибежал напиться воды заяц. Ручей просит:
Ручей. Заяц, заяц, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Заяц толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Прибежал напиться воды кабан. Ручей просит:
Ручей. Кабан, кабан, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Кабан толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Пришёл напиться воды медведь. Ручей просит:
Ручей. Медведь, медведь, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Медведь толкал, толкал камень, не сдвинул и ушёл. Из норы вылезает крот и говорит:
Крот.  Ручей! Дай мне воды напиться, я сдвину камень.
Автор. А ручей ему:
Ручей. Куда уж тебе, маленькому да слепому, камень сдвинуть! Его заяц, кабан и медведь толкали, толкали и — не сдвинули!
Автор. Напился крот воды. И давай под камнем норы да ходы рыть. Всю землю под камнем прорыл-пропахал. Камень зашевелился и — провалился под землю.
Обрадовался ручей, зазвенел, зажурчал и дальше к реке побежал.

Чтение по ролям – весёлое занятие. После прочтения текст можно превратить в театрализованную постановку с изготовлением костюмов, декораций. Читайте вместе с детьми. от этого только польза.

Советы маленьким школьникам «Как подготовится к чтению по ролям»

План подготовки

1. Прочитайте текст, который вы выбрали для чтения по ролям.

2. Определите, кто будет участвовать в этом мини-спектакле.

3. Решите что нужно будет передать при чтении (какие чувства, настроения).

4. Подумайте, как это можно сделать (с помощью голоса, мимики, жеста, интонации).

5. Попробуйте прочитать. Получилось ли у вас, что вы задумали?

6. Внесите исправления.

7. Прочитайте по ролям.

Пример текста для мини-спектакля «Два друга»

Два друга Васька и Петька гуляли после школы в парке возле дома.

Они шли с мороженым и разговаривали о прошедших уроках и игре в футбол на уроке физкультуры.

Был тихий весенний день.

Но вдруг Вася услышал жалобный визг и звуки борьбы.

Друзья сразу же побежали на эти звуки.

Васька крикнул очень смело и нахмурил брови, чтобы сосредоточиться:

— Петя, скорей бежим на помощь, там кто-то дерётся.

Петя был не таким смелым, и тихо нехотя ответил:

— Ты уверен? Может, позовём кого-то на помощь? Мне страшно туда идти.

Но Вася был непоколебим и уже подбегал к маленькому щенку и большой собаке рядом с ним.

Он топнул ногой и громко крикнул, раскрыв рот:

— Прочь отсюда, злая собака, зачем ты обижаешь его? Не трогай маленького щенка! Он же не может защититься.

Собака не ожидала этого и немного попятилась, а потом развернулась и убежала.

Маленький щенок лежал на земле и тихо скулил.

Он был очень напуган и сбит с толку.

Мальчик Петя чувствовал себя не лучше.

Он был удивлён храбростью своего друга.

Осторожно он спросил у него:

— Как ты научился быть таким смелым, ведь собака могла и нас обидеть?

Васька недолго думая с улыбкой на лице и гордостью в голосе ответил:

-Я не могу смотреть на то, как обижают маленьких. Плохая собака может обижать только щенка, а нас она боится. Поэтому я не смог пройти мимо. Меня этому учили родители. Если кто-то нуждается в помощи, нельзя проходить мимо.

Раскрыв рот от удивления и восхищение Петька был горд за такого друга, он с воодушевлением сказал:

-Я хочу быть таким смелым и добрым, как и ты!

Описание главных героев:

Васька — старше своего другая, учится в 3 классе.

Всегда готов прийти на помощь, добрый и храбрый.

Петька — младше Васи, сейчас во 2 классе, немного труслив и боязлив.

Однако мечтает быть лучше и храбрее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить заявление на мошенничество в полицию образец
  • Как найти кролика в ведьмаке 3
  • Как найти фото с ночного клуба
  • Как найти ребенка по сотовому телефону
  • Как найти амплитуду напряжения формула