Как составить план дела для ребенка

Когда дети идут в школу, у них появляется много новых дел: уроки, доклады, домашняя работа. Это испытание не только для малышей, но и для родителей. Потому как наступает время, когда нужно научить чадо планировать и выполнять обязательные задачи. И вот как это можно сделать.

Навык «Планирование и расстановка приоритетов»

Одни родители уверены, что ребенок обязан быть успешным и целеустремленным. Другие верят, что «дети должны быть детьми», поэтому не учат их планировать собственное время. Но чем старше дети, тем важнее этот навык. Особенно в школе, когда настает пора докладов и больших проектов. Цель планирования в том, чтобы ребенок стал независимым. А для этого нужно с раннего детства объяснять, что такое приоритеты, и по мере взросления учить самостоятельно расставлять их.

Что делать

1. Составляйте планы для детей, даже когда они маленькие. Скажите: «Давай составим план» — а затем распишите несколько этапов. Заодно сделайте контрольный список, в котором ребенок сможет отмечать выполненные шаги.


Составляйте план и делите его на этапы. — Источник

2. Активнее привлекайте ребенка к планированию и расставляйте приоритеты. Спрашивайте: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? А потом?». Записывайте каждый шаг, который назовет ребенок. Если на носу важное дело, объясните это ему.

Скажите, что сначала он должен выучить уроки, а затем посмотреть телевизор.


Спросите ребенка: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? — Источник

3. Поначалу планируйте то, что ребенку хочется сделать. Дети с бóльшим удовольствием разработают план постройки шалаша, чем, например, уборки в шкафу. Хотя в обоих случаях применяются одинаковые принципы.

Ключ к успеху

  • Следите, чтобы план выполнялся систематически, особенно в начальный период «выработки привычки». Если план рушится, то, скорее всего, в первые несколько недель работа велась бессистемно.
  • Используйте таймер или напоминания, чтобы ребенок вовремя приступал к заданиям. Если через какое-то время система не срабатывает — повторите.
  • Если без постоянных напоминаний и ворчания ничего не происходит, придется действовать сурово. Ненадолго запретить компьютерные игры или какие-то другие любимые занятия.

Навык «Начало выполнения задания»

Это навык не относится к любимым делам. Он нужен для решения задач, которые мы считаем неприятными или утомительными и заставляем себя их выполнять. Конечно, дети дошкольного возраста не могут сами выполнять такие задания. Поэтому процесс нужно контролировать.

От чистки зубов до школьных уроков

Начинайте с простого: например, с утренних процедур или подготовки ко сну. Расскажите, что какие-то задачи — чистить зубы, умываться — нужно делать ежедневно в одно и то же время, в определенном порядке. Сначала вы будете напоминать, но потом ребенок привыкнет и начнет выполнять эти ритуалы сам.


Ритуалы важны: они закладывают основы планирования времени. — Источник

Приучая детей выполнять повседневные задания, вы закладываете хорошую основу для самостоятельной учебы.

Работа с этим навыком показывает детям, что иногда нужно отложить дела, которыми им хочется заняться, и сделать то, что необходимо, даже если это не так интересно. Это готовит их к школе и участию во внешкольных мероприятиях.

Что делать

1. Поощряйте ребенка, когда он быстро приступает к своим задачам в течение дня. Напоминайте дочери, что пора браться за работу, и похвалите ее, если она начинает сразу же. Используйте систему поощрений: например начисляйте баллы, которые потом можно будет обменять на желаемое вознаграждение, если девочка приступит к работе в течение трех минут после просьбы. Побудьте с дочкой, пока не убедитесь, что она приступила к заданию. Первое время придется периодически контролировать ее.

2. Сделайте визуальные подсказки, которые напомнят детям, что пора выполнять задания.

Например, оставьте на кухонном столе записку с напоминанием. Дети увидят ее, когда придут домой из школы.


Не забывайте о визуальных подсказках: записках или стикерах. — Источник

3. Делите крупные задачи на небольшие, более простые. Если задача кажется слишком длинной или сложной, попросите ребенка выполнить только часть ее. Так вероятность того, что он сразу же приступит к работе, будет выше.

4. Пусть ребенок сам решает, когда и как выполнять задание. Это даст ему ощущение бóльшего контроля над ситуацией и процессом и может улучшить его способность приступать к заданию без лишних жалоб или многократных напоминаний.

5. Еще один способ дать ребенку больше контроля — позволить ему самому определить, какое напоминание потребуется. Это может быть будильник, таймер на кухне или указание определенного времени, например «сразу после обеда».

Ключ к успеху

Помните: если у вас тоже слабо развиты навыки планирования, успех вашего плана окажется под вопросом. Если вы не уверены в своих силах или ничего не выходит, не стесняйтесь обратиться за помощью к учителю. Он поможет определить задачи и временные рамки для каждой задачи.

Навык «Планирование времени»

Наверняка, у вас есть знакомые, которые успевают делать все на свете. Они легко могут оценить, сколько времени займет та или иная работа, составляют график по часам и не перегружают свой день. Взрослые, которые не обладают этим навыком, с трудом придерживаются составленного плана и постоянно опаздывают.

Так вот: основы планирования закладываются в детстве.

Зачем планировать время детям

Маленькие дети не способны планировать время. Поэтому сначала мы делаем это за них: напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, готовиться ко сну, настаиваем, чтобы дети закончили домашние задания до просмотра телевизора.


Источник

Так мы помогаем им планировать время. А затем постепенно передаем ответственность.

Что делать

1. Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Когда дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и тоже время каждый день, едят по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому. Так им легче определять время между запланированными событиями (например, прием пищи или отход ко сну).

2. Обсуждайте с детьми, сколько времени им понадобилось для выполнения дел. Например, для работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания по математике. Это основа развития навыка оценки времени — очень важного компонента планирования.

3. Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. Планирование времени можно сделать увлекательным. Например, обсудите с ребенком, как расписать день развлечений с друзьями. Попросите его оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой. Ребенок поймет, что если заранее предусмотреть время для развлечений, то можно сделать намного больше интересных вещей.

4. Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку. Повесьте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи.

Так ребенок научится чувствовать время.


В календаре «Год в лесу» можно найти идеи для веселого досуга.

5. Купите недорогой таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.


Планирование нужно не только для школы. — Источник

Уметь планировать и выполнять задания — это не только про школу. Эти навыки формируют характер человека. Так он учится контролировать себя, принимать решения и нести ответственность. И, вопреки всем стереотипам и убеждениям, стать организованным может каждый: нужно только терпение и время.

По материалам книги «Ваш ребенок может все»

Обложка поста: freepik

Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать.

Time management для школьника Фото — фотобанк Лори

Тайм-менеджмент полезен детям, начинающим самостоятельно распоряжаться свободным временем. А для приверженцев альтернативного образования эта система станет большим подспорьем. Домашнее обучение предоставляет ребенку много свободного времени, и потребуется определенная сноровка, чтобы использовать его во благо: для получения знаний и развития навыков и талантов, а не только для игр и гаджетов. Чем раньше ребенок начнет грамотно организовывать свое время, тем спокойнее, бесстрессово и эффективнее пройдут его школьные годы и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

Мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

1. Научите ребенка планировать свою неделю

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

ЛАЙФХАК: В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..».

Хорошее подспорье — магнитная или маркерная доска. От ежедневников ученикам младших и средних классов я бы посоветовала отказаться. Ничего личного: в силу возрастных особенностей памяти дети забудут свериться с планом. А значит, и эффективность такого планирования будет стремиться к нулю.

2. Составляйте план на день

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому,
то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

ЛАЙФХАК: C первоклашками или очень творческими детьми можно дела рисовать, а не записывать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно убрать лего и кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать.

3. Мотивируйте ребенка

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник (вы ведь уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

Если говорить о нашем опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в плане нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня в планах всегда присутствуют.

4. Научите ребенка определять приоритеты

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми. Иными словами, правило «Сделал дело — гуляй смело» никто не отменял ;)

5. «Ешьте лягушек» вместе

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Об этом подробно рассказывает гуру отечественного тайм-менеджмента Глеб Архангельский в бестселлере «Тайм-драйв»*

Если кратко, то «лягушками» называют неприятные и нелюбимые дела, выполнение которых откладывается до последнего момента.

Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

6. Дробите сложные задачи

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными. Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги.

А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

7. Кто хорошо работает, тот хорошо… Нет, не ест, а отдыхает!

Разные виды деятельности должны ритмично сменять друг друга. Провел полчаса за уроками — значит, пришло время побегать на улице.

Перерывы на отдых устраивайте каждые 25 минут, даже если кажется, что ребенок не устал. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном для многих случае «Учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

8. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни

Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.

Приведу пример: чтобы окончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Проблема решена? Отлично, ищем, к чему теперь нужно приложить силы (и прикладываем, разумеется).

9. Никакого навязывания

Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако хочу вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем
договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.

А вообще внимательно наблюдайте за детьми и отмечайте, что им важно и интересно в определенный момент жизни. Старайтесь заметить искру до того, как она потухнет, не подпитанная родительской поддержкой.

И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме. Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?

* Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М.: Альпина Паблишер, 2017.

Автор статьи — Лейла Сазонтова, мама хоумскулера из Перми, член Союза журналистов России, автор книги “Жизнь без школы” и консультант по хоумскулингу. 

Знаете, чем страшен сентябрь родителям школьников? Нет, не очередными поборами «на шторы», оценками и наймом репетиторов. Самое сложное — это снова впихнуть в свое рабочее расписание напоминалки о кружках, уроках, экскурсиях. Расписать и свой день, и день ребенка так, чтобы всё успеть.

Пока мы планируем время за ребенка, всё будет по-прежнему: «Я забыл про кружок, я не успел доделать уроки, я опоздал на занятия». В этой статье разбираемся, как научить детей чувствовать время и планировать свои задачи самостоятельно.

Лиза Немзер, клинический психолог

Благодарим Лизу за помощь в написании материала

Основы тайм-менеджмента

Это понятие появилось не так давно – раньше ритм жизни был гораздо медленнее. Сейчас, чтобы стать успешным, необходимо постоянно развиваться, действовать быстро и решать массу задач каждый день.

Как можно все успевать и при этом не уставать? Основной лайфхак тайм-менеджмента – это сокращение времени, проведенного с так называемыми тайм-киллерами. Сюда относится бесконечный серфинг в интернете, просмотр развлекательных роликов, соцсети, игры на компьютере и смартфоне… Современные дети уделяют гаджетам массу времени и часто даже не замечают, что проводят за ними часы.

Почему нас так увлекают тайм-киллеры?

Это связано с дофамином. Новый лайк, новое достижение в игре — это быстрые награды. Предвкушение такой награды (или любой другой — вкусной еды, например) вызывается выбросом дофамина. По сути это мини-зависимость без негативного влияния. При этом мозгу, конечно, всё равно на успешность и эффективность. Он будет выдавать дофамин и на ожидание вкусной конфеты, и на ожидание премии / хорошей оценки, если получателю приятно от премии или оценки.

Лиза Немзер

Помимо того, что гаджеты отвлекают от других занятий, их чрезмерное использование не очень полезно для психики. Особенно мозг уязвим перед сном. Мерцающий экран телефона вызывает перевозбуждение нервной системы, и ребенку сложнее уснуть. Ребёнку, как и взрослому, гораздо проще учиться чему-то новому, когда он выспался. Поэтому однозначно – перед сном убираем гаджеты подальше.

С основными убийцами времени разобрались. Приступаем к основам самого тайм-менеджмента.

Как научить расставлять приоритеты

Конечно, каждый ребенок – да и взрослый – хочет выполнять задачи по настроению. Но детям сложнее объяснить, что у каждой задачи есть свои приоритеты. Важно не просто заставить ребенка делать все в определенной последовательности, а объяснить, почему нужно сначала выполнить одну задачу, а затем вторую.

Перед тем, как учить маленького ребенка планированию, нужно чтобы он вообще научился понимать время. Принцип всегда один: чем младше ребенок, тем нагляднее ситуации. Родители в большинстве своём и так это делают: рассказывают малышам про времена года и как их отличать, учат с детьми постарше месяцы и дни недели.

Лучше делать это с примерами: январь – это месяц, когда мы празднуем новый год, в июле мы едем к бабушке в деревню, по понедельникам мама заказывает продукты.

Лиза Немзер

У детей постарше уже появляется чувство ответственности за свои действия, поэтому с ними можно составлять списки задач с приоритетами. При этом родителю важно выстраивать диалог с ребенком и быть готовым к тому, что у ребенка может быть другое мнение.

Вместо того, чтобы просто попросить ребенка убраться в комнате, объясните ему, чем это может быть полезно: «К тебе собираются прийти друзья в гости, наверное, вы захотите поиграть в приставку, а потом собирать лего, а потом ещё что-нибудь. Давай уберемся, чтобы это всё было под рукой?» Важно, чтобы ребенок понял причинно-следственную связь.

Позже ребенок сможет самостоятельно строить свой график, рассуждая, какая задача сейчас наиболее важна. Примерно с первого класса — когда у ребенка появятся какие-никакие дедлайны — он начнет понемногу строить планы на долгосрочную перспективу. До школы ему куда интереснее будет играть и бегать, а не планировать дела.

Как выработать привычки

Грамотно вписанные в график рутинные дела – основа успешного расписания. Но дети и режим – практически несовместимые вещи. Чтобы ребенок лучше уяснил важность привычки, пользуйтесь этими способами:

  • При планировании рутинных дел начните с наиболее приятных для ребенка. Например, если вы каждое воскресенье устраиваете семейный ужин, поручите ребенку разработку меню и подготовку столовых приборов. Затем постепенно переходите к менее приятным – например, планированию еженедельной уборки.
  • Следите, чтобы запланированные действия выполнялись по расписанию. Ставьте детям напоминания , пишите о задачах на стикерах и приклеивайте их на холодильник (приложение-планировщик в телефоне для этого тоже подходит). Особенно важно это делать в первые недели выработки привычки.
  • Поощряйте ребенка за одно или несколько выполненных рутинных дел подряд – например, сводите его на долгожданный фильм или выдайте больше денег на карманные расходы.
  • Не забывайте о своем примере. Дети четко следуют родительскому образу жизни. И если вы не будете исполнять рутинные дела, то и дети вряд ли станут это делать.

Как заставить ребенка делать нелюбимые дела

Порой детям очень сложно объяснить, что некоторые дела не приносят удовольствия, но являются чрезвычайно важными. Но есть несколько приемов:

  • Наглядно объясните, почему важно выполнять ту или иную задачу. Например, если ребенок разбрасывает одежду – не спешите сами ее убирать. Когда ребенок будет собираться на прогулку, засеките, сколько времени он ищет в горе одежды любимую футболку и джинсы. А затем расскажите, что он сэкономил бы целых 20 минут и смог уйти гулять пораньше, если бы сразу сложил одежду в шкаф.
  • Пусть ребенок сам решит, когда захочет выполнить нелюбимую задачу – но это должно произойти в рамках конкретного дня. Сначала ребенок будет откладывать задачу до последнего, но со временем он, скорее всего, поймет, что лучше сделать ее в списке первых, чтобы потом спокойно заниматься любимыми делами.

Делите крупную задачу на несколько мелких. Это позволит ребенку понять, что проблема не так-то и сложна. Действительно, когда представляешь гору посуды, которую нужно перемыть, – это одно. А когда думаешь: «Так, осталось помыть всего 2 чашки, пару тарелок и одну сковородку» – то это количество уже не кажется таким пугающим.

И все-таки опоздать в кино или в школу, не сделать домашнюю работу или забыть помыть посуду — иногда даже полезно. Родителю надо позволить ребенку учиться на своих ошибках, потому что естественные последствия – лучшие учителя.

Лиза Немзер

Как научить ребенка планировать время

Иногда ребенок не успевает делать свои задачи, потому что просто неправильно оценивает свое время. Возьмите с ребенком план его стандартного дня и позвольте ему самостоятельно прикинуть, сколько времени займет то или иное дело. Затем ненавязчиво понаблюдайте за ребенком в течение дня или спросите его вечером, насколько его прогнозы оказались верными. Скорее всего, они будут очень далекими от истины, например:

  • Сборы в школу занимают не 30, а 45 минут, потому что ребенок долго подбирает, что ему надеть.
  • Дорога из школы длится не 15, а 30 минут, потому что по дороге ребенок играет с друзьями.
  • Обед идет не 40 минут, а почти час, потому что за едой ребенок играет в телефоне.

Дети действительно иначе воспринимают время?

Да, и дело не только в отсутствии опыта и всяких общечеловеческих когнитивных искажениях (например, нам всем кажется, что время течёт очень медленно, когда скучно). Время — сложная абстрактная концепция. Скачок в развитии способности к абстракции — это подростковый возраст. У ребёнка не хватает лобных долей, чтоб осмыслить концепцию времени.

Лиза Немзер

Все эти действия можно оптимизировать – например, готовить одежду для школы с утра или не доставать гаджет за обедом. Но важно, чтобы ребенок сам понял, на что уходит драгоценное время.

Как подавать ребенку правильный пример

  1. Составьте режим дня для каждого члена семьи и придерживайтесь его. Когда вся семья встает и ложится примерно в одно и то же время, вместе собирается за обедом и ужином, выполняет определенные рутинные действия – например, уборку в своих комнатах по субботам, то и ребенку легче привыкнуть к распорядку.

  2. Обсуждайте, сколько времени у вас занимают домашние дела. Придумывайте способы, чтобы оптимизировать время. Например, один член семьи может мыть посуду, а второй – вытирать ее и ставить в шкаф.

  3. Планируйте даже развлекательные мероприятия. Например, отметьте в календаре, что в воскресенье вы поедете в парк. Запланируйте, во сколько вы выйдете из дома, чем будете заниматься, что сделаете в начале прогулки, а что – в конце. Дети с большим энтузиазмом планируют развлечения, и при этом осваивают полезные навыки тайм-менеджмента.
  4. Активно используйте календари, графики и приложения для тайм-менеджмента. Планируя событие, обязательно отмечайте его в календаре и расставляйте приоритеты. Составляйте расписание дня так, чтобы ребёнку было видно, что есть в плане и что за чем следует. Хорошая практика — чек-листы. Можно составлять их для одного большого дела (домашняя работа / уборка), можно по принципу расписания (просто внести туда все дела). Тогда у ребёнка будет возможность видеть свой прогресс. За весь закрытый чек-лист можно придумать поощрение.

Вместо заключения

Да, привить ребенку основы планирования тяжело. Но дайте ему самому осознать, насколько легче становится выполнять свои задачи, если они четко запланированы, и сколько времени для игр или общения с друзьями у него появляется, если не тратить его впустую. И не забывайте сами подавать пример успешного тайм-менеджмента.

На чтение 8 мин Просмотров 7.5к. Опубликовано 11.07.2017

Содержание

  1. Что такое тайм-менеджмент?
  2. Планирование, выявление поглотителей времени, пример для подражания
  3. Это интересно
  4. Не хватило времени. А почему? Оно куда-то делось….

Вместе с первыми школьными годами остро встает проблема неумения детьми правильно распределять свой день. Ребенок может часами решать одну задачу, а потом не успевает с остальными уроками. Или он заигрывается и вспоминает о своих обязанностях только ко времени отхода ко сну. Такое поведение свойственно всем детям и не нужно думать, что ваш особенный. Вместо того, чтобы ругать и указывать на неспособность ребенка к разумному времяпрепровождению, лучше рассказать и показать ему что такое тайм-менеджмент вообще и детский в частности.

Что такое тайм-менеджмент?

Это искусство рационального планирования и управления своим временем. Оно обучает человека эффективному использованию активных часов жизни. К тайм-менеджменту относится и такое понятие как чувство времени, которое знакомо далеко не всем взрослым, не то, что детям. Оно обозначает способность человека правильно ориентироваться во времени, уметь точно определять временные промежутки без специальных приборов – часов, уметь грамотно распределять свое свободное время и делать все аспекты повседневной жизни, будь-то отдых или работа, максимально продуктивными и качественными.

Ситуации, когда человек проводит за работой большую часть суток, но при этом его продуктивность оставляет желать лучшего, к сожалению, не редкость. Для того чтобы все, за что берется ребенок сегодня и за что возьмется в будущем, приносило плоды, необходимо как можно раньше научить его организовывать себя и свое время. Вначале он сможет своевременно делать уроки, совмещать их с прогулками, занятиями в кружках, играми. Позже его работоспособности и результатам будут завидовать коллеги, а он сам превратится в человека, четко знающего свою цель и уверенно идущего к ней.

Планирование, выявление поглотителей времени, пример для подражания

Есть три основополагающих момента, на которых стоит сосредоточиться тем родителям, которые хотят обучить своих детей элементарному тайм-менеджменту:

  • планирование;
  • выявление поглотителей времени;
  • пример для подражания.

Это интересно

Время для ребенка понятие слишком абстрактное, для него, что 10 минут, что час, поэтому нужно немного визуализировать то, чего ребенок не может потрогать и увидеть. В этом на помощь придет старый добрый распорядок дня, который в своем детстве писали все папы и мамы. Кроме того есть несколько проверенных и действенных советов, следуя которым можно легко научить ребенка правильно распоряжаться таким ценным и невосполнимым ресурсом, как время.

Записная книжка

№1. Самой простой и эффективной техникой планирования является составление списка ежедневных дел. Чтобы научить ребенка составлять такой план, попробуйте вместе на бумаге спланировать ближайшие выходные, а потом, действуя по плану, провести их. После пусть малыш сам составит план для себя на «рабочий» день, а вы подкорректируйте. Если ребенок еще не совсем хорошо пишет, воспользуйтесь схематическими картинками и цифрами. Картинка часов и на них единица – значит первое, что нужно сделать — это проснуться вовремя. Изображение зубной щетки и двойка – умыться почистить зубы и так далее: зарядка, завтрак, сборы, учеба, отдых, обед, уроки… Также ребенку наверняка понравится составлять план для мамы и папы, чтобы вся семья была при деле и могла обмениваться рассказами о своих успехах. Если детей в семье несколько, то избежать ежедневной утренней нервотрепки помогут индивидуальные карточки. У каждого свой цвет, форма карточки и последовательность утренних дел. Посмотрел, сделал, все просто.

№2. Приучайте ребенка с вечера собираться в школу. Пусть на пробковой или магнитной доске разместит стикеры с изображениями или названиями всего, что нужно взять в порядке важности. Тогда маме не нужно будет ежедневно по нескольку раз напоминать о необходимости сложить учебники или сменку.

№3. Для скорейшего запоминания принципов планирования и развития чувства времени сведите все ежедневные обязательные дела в таблицу и повесьте ее на видном месте – холодильник самое подходящее. Все выполняют свой перечень и ставят плюсики на пересечении дня недели и выполненного задания.

Маша Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Подъем +
Зарядка +
Умывание +
Завтрак +
Школа +
Чтение
Домашняя работа +
…..
Мама
подъем +
гимнастика
Работа +
Приготовление обеда +
………
Папа и другие члены семьи
……

Такой инструмент тайм менеджмента, но еще и с временными рамками для каждого дела, избавит от необходимости думать: как все успевать? Для каждого дела выделите нужное количество времени, если вы его превысили – выясняйте, почему так произошло и научитесь вычислять поглотителей времени. То есть те отвлекающие мероприятия, которые делают нашу работу неэффективной. Каждое дело ребенок должен понимать в часовом эквиваленте: на это занятие мне нужно 2 часа, а с другим я управлюсь за 20 минут. Так он научится анализировать свой день в соответствии с накануне составленным планом, чего я достиг «+», чего не достиг «-» и почему так получилось.

№4. Распределение дел по степени важности. Есть дела, которые непременно должны быть выполнены именно сегодня или ежедневно (умывание, зарядка, сходить в магазин или в аптеку) и те, которые могут подождать (компьютерная игра, реферат на следующую неделю). Учитывайте приоритетность при составлении плана и не забывайте напоминать, что вопросы, связанные со здоровьем любого из членов семьи всегда на первом месте. То есть выполнение врачебных предписаний априори важнее уроков или подготовки к контрольной.

№5. Положительный родительский пример – хороший помощник. Папа и мама должны вместе с ребенком составлять свой план и неукоснительно его соблюдать, сын или дочь будет это видеть и копировать поведение. Все свое время ребенок наблюдает и перенимает опыт родителей. Если у них все будет по полочкам, вовремя, четко, тогда и малыш научится не тратить зря время, а использовать его только с пользой.

№6. Одно большое дело – это много маленьких. Ребенку сложно охватить что-то глобальное. Сталкиваясь с большим объемом работы он теряется. Поэтому необходимо большое дело разбить на несколько маленьких, но четких. Уборка комнаты – сложно, а определить игрушки в красный коробок, отделить фломастеры от ручек, заправить постель и вынести всю грязную одежду – уже легче.

№7. Нудные дела нужно делать в первую очередь. Так нужно объяснить ребенку, который никак не может настроиться на нелюбимое занятие. Чем быстрее он его сделает, тем быстрее займется тем, что по душе. Включайте развлечения  и поощрения: все сделаешь за 15 минут, будет тебе 15 минут игры на планшете (только следите, чтобы поощрение не длилось дольше, чем сама работа).

№8. Делу – время, потехе – час. Учите ребенка не только трудиться по времени, но и отдыхать. Позанимался 40 минут, получай свои 20 минут отдыха. Пусть переключается с одной работы на другую. Читал – пусть порисует. Делал информатику, пусть попрыгает с мячом, а не поиграет на телефоне или компьютере.

Не хватило времени. А почему? Оно куда-то делось….

Выявление поглотителей времени. Допустим, что ребенок освоил рациональное планирование, но у него плохо получается строить свою жизнь в соответствии с планом и придерживаться установленных временных рамок. Помогите ему разобраться, почему так происходит. Куда уходит время?

Ведь вы наверняка хорошо знаете, что часто отвлекаясь во время выполнения работы, она может растянуться на непредсказуемое время. Вынужденные ожидания, опоздания, телефонные разговоры, перекусы, просмотр новостей или телевизора, попавшаяся под руку интересная книга и прочие отвлекающие элементы, значительно снижают КПД человека и в прямом смысле «крадут» его время. Задача родителей продемонстрировать ребенку механизм действия поглотителей времени.

Составьте еще одну таблицу, где будете записывать абсолютно все, что делали вы и ребенок за день, а потом проанализируйте, насколько эффективной была ваша работа

Занятие Начало Окончание Всего времени, мин
Стихотворение наизусть 15-00 15-10 10
Разговор с другом по телефону 15-10 15-40 20
Продолжение учебы стихотворения 15-40 15-50 10
Чай с булочками 15-50 16-10 20
Повторение выученного стихотворения 16-10 16-30 20
80 минут

На основании этой таблицы очень легко дать понять ребенку, что одно единственное стихотворение он учил 1 час 20 минут, а мог бы выучить за 40 минут, если бы не отвлекался на чаепитие и разговор по телефону. То есть поставленная задача требует гораздо меньшего времени на выполнение, чем оно потрачено в реальности.

Умение ребенка для достижения своей цели просчитывать шаги и выстраивать алгоритм, ведущий к ней, — очень нужный для дальнейшей успешной жизни навык. Начинать знакомить ребенка с рациональным планированием времени можно уже при подготовке к школе, ведь как только он отправится в первый класс, у него появится масса обязанностей и текущих задач. С каждым годом объем учебного материала для самостоятельного изучения и домашней работы будет только увеличиваться, а времени соответственно катастрофически не хватать. Поэтому так важно составлять и придерживаться планов и расписаний, уметь анализировать свою работу, искать слабые места и прилагать усилия для их устранения.

null

Чтобы учебный год прошел легко и без стресса, нужно научить ребенка правильно распоряжаться своим временем. Мы подготовили для вас простые советы и пошаговый план, благодаря которому ваш ребенок быстро и легко освоит тайм-менеджмент.

Начало учебного года – непростая пора. На каникулах дети расслабляются и потом им сложно войти в рабочую колею. Из этой статьи вы узнаете, как, используя тайм-менеджмент, обеспечить ребенку высокую успеваемость, хорошее настроение, нормальный сон и прекрасное самочувствие.

Задача тайм-менеджмента для школьников заключается в том, чтобы избавиться от ненужного и и сосредоточиться на главном.

С чего начать?

тайм-менеджмент

Прежде чем перейти к тайм-менеджменту, нужно подготовить ребенка. И здесь очень важен психологический настрой и наличие полезных привычек. Как легко и просто сформировать полезные привычки у детей читайте здесь

Начните разговаривать о времени

Рассказывайте о том, как оно быстро летит и что очень важно использовать его правильно. Старайтесь, чтобы ребенок понимал, что вы хотите донести: «Если ты сделаешь уроки за 1,5 часа, то еще успеешь погулять с друзьями или заняться своими делами».

Обсуждайте прошедшее

Иногда дети путают последовательность событий, и из-за этого у них теряется ощущение времени. Вечером спрашивайте ребенка, как прошел день. Например: «Что интересного было в школе вчера? А что сегодня? Сегодня на дом задали больше, чем вчера?» и т. п.

Приучайте к порядку

Собраться в школу получится быстрее, если в комнате порядок. Приучайте ребенка аккуратно складывать свою одежду и школьные принадлежности, тогда каждое утро будет легким и без стресса.

Используйте помощников

Лучший способ научить ребенка чувствовать и ощущать время – пользоваться часами и таймерами. Например, предложите ребенку делать уроки по таймеру: 15 минут учеба – 15 перерыв и так, пока домашнее задание не будет полностью сделано.

Сначала выполнение уроков может растягиваться на несколько часов, и у ребенка не будет оставаться свободного времени. Но вскоре он поймет, что лучше справляться без перерывов и начнет делать домашнюю работу быстрее.

Приучайте к самостоятельности и ответственности

Как мы уже писали в статье «Дети и гаджеты: как превратить зависимость во благо», необходимо позволять ребенку самостоятельно отслеживать время, которое он тратит на развлечения. Воспитывая ответственность, мы помогаем детям учиться расставлять приоритеты и использовать время рационально.

Найдите и устраните временных «убийц» времени

Это второй шаг после подготовки!

Чаще всего дети ничего не успевают потому, что:

  • не высыпаются и долго раскачиваются по утрам;
  • ничего не могут найти и долго собираются;
  • отвлекаются от уроков и зависают в гаджетах;
  • не доводят дела до конца и возвращаются к одной и той же задаче по несколько раз.

Понаблюдайте и определите, куда у вашего ребенка уходит время

Если, например, всему виной беспорядок, скажите, что если он уберется, то получит награду. Используйте мотивацию и поощрение.

Следующая рекомендация как раз про мотивацию.

Мотивируйте

Для ребенка процесс тайм-менеджмента должен быть веселым. Если это планировщик задач, то он должен быть ярким, цветным и с наклейками, как наш трекер полезных привычек, например, который вы можете скачать здесь.

Если дело касается обучения, и вы не знаете, как заинтересовать ребенка каким-либо предметом, подумайте над интересной подачей материала. Например, включите познавательное видео на Youtube, сыграйте в игру или сходите в экспериментальный музей.

Тогда у ребенка с самого начала сложится позитивное отношение к новому предмету, и он не будет бояться его в школе.

Определите продуктивное время ребенка

Тут все просто. Хотите, чтобы ребенок быстрее справлялся с уроками – определите его продуктивное время. Понятно, что совам тяжелее всего делать уроки с утра, а жаворонкам по вечерам. Ориентируясь на биоритмы ребенка, вы повысите его продуктивность в два раза. А значит, и с задачами он будет справляться быстрее.

10 советов, как научить ребенка планированию

тайм-менеджмент для детей

Пока ребенок не научится организовывать свое время сам, стройте планы вместе с ним.

1. Составьте план задач на неделю

Сюда должны входить все дела и задачи ребенка после школы: выполнение домашнего задания, кружки, активный отдых, совместные поездки по магазинам и т. п.

2. Отсортируйте дела по типам и выделите главное

Например, домашнее задание, кружки, помощь по дому и т.д. Напишите, что ребенок должен сделать в первую очередь, а что может подождать.

3. Дробите сложное на этапы

Например, ребенку нужно убрать у себя в комнате. Большой объем работы может испугать его. Составьте список, что конкретно нужно сделать и предложите ему вычеркивать каждое действие: полить цветы, протереть пыль, сложить одежду, тетради и книги и т. п.

4. Прикиньте, сколько времени у ребенка уходит на выполнение каждой задачи

Так вы поймете, как лучше распределить дела на день, чтобы он не уставал.

5. Оставьте запасное время

С детьми часто все идет не по плану, поэтому прибавляйте к каждой задаче по 10–20 минут дополнительного времени.

6. Планируйте завтрашний день с вечера

Каждый вечер с ребенком составляйте план на день. Помогите ему подготовить одежду на завтра, собрать портфель, напомните о кружках и т. п.

7. Учите ребенка визуализировать задачи

Для этого можно использовать доску-канбан. Слышали о такой? Канбан – это японское выражение, которое имеет несколько значений. Одно из них – способ визуализации задач, с целью выполнения их точно в срок.

Для основы можно использовать ватман, фанеру, пробковую или магнитную доску. Повесьте ее на стену и разделите на столбцы: «нужно выполнить», «в процессе», «выполнено».

 доска канбан для планирования

Затем на отдельные стикеры распределите все дела, которые ребенок должен сделать – каждую задачу пишите отдельно.

Яркие стикеры быстрее заинтересуют ребенка, нежели простая запись в ежедневнике. Благодаря этому способу он быстрее станет собранным, научится планированию и будет делать это сам и с удовольствием.

8. Поощряйте за своевременно выполненные задачи

В качестве поощрения может выступать что угодно, даже обычная похвала. Главное, чтобы вы отмечали старания ребенка.

9. Планируйте выходные

Объясняйте ребенку, что планировать нужно не только трудовую неделю, но и выходные. Ведь намного лучше организовать отдых так, чтобы в один уместилось как можно больше приятных активностей.

Хотите научить ребенка тайм-менеджменту быстрее? Запишите его на наши онлайн-уроки. Детям настолько интересно учиться в игровой форме, что они сами следят за своим расписанием.

Начинайте использовать наши советы как можно раньше. Чем быстрее ребенок начнет грамотно распоряжаться своим временем, тем лучше он будет учиться, и будет расти уверенным и целеустремленным.

Читайте также:

Как вырастить из ребенка лидера?

8 простых советов, как вырастить самостоятельного ребенка!

Один неверный шаг и можно навсегда отбить желание учиться!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Exe приложение не является win32 как исправить
  • Как правильно составить письмо об ошибке
  • Как найти щенка бигля
  • Как найти окпо организации по инн росстат
  • Как составить план анализа главы