Как составить план диплома по истории

Дипломное сочинение является завершающим этапом в
подготовке высококвалифицированного специалиста-историка. Это последняя учебная
работа студента в стенах университета. Её главная цель состоит в систематизации,
закреплении и расширении теоретических и фактографических знаний, применении их
при решении конкретных исследовательских задач, в развитии навыков
самостоятельной работы историка.

Дипломное сочинение и защита в государственной
аттестационной комиссии (ГАК) показывают уровень овладения студентом-выпускником
методологией, исследовательскими приемами и навыками, материалом изученных
курсов, историографией, умением самостоятельно работать с исторической
литературой и источниками, а также то, как студент-выпускник сумел изучить
конкретную историческую проблему и изложить свои мысли и выводы.

Дипломное сочинение является самостоятельным
исследованием, к которому предъявляются те же высокие требования, что и к любой
работе историка-профессионала.

Дипломное сочинение – не отвлечённое учебное
упражнение. В нём рассматриваются вопросы, представляющие интерес для
исторической науки. Студенту-дипломнику необходимо выявить максимально возможное
количество исторических фактов по избранной теме, изучить все доступные
источники и специальные исследования. При этом он должен помнить о
многомерности исторических явлений, их сложном взаимодействии. Ибо только
овладение репрезентативным массивом фактов и методами их объективной
интерпретации позволяет выявить основные тенденции изучаемого явления.

Дипломное сочинение не должно сводиться к пересказу
источников и исторических работ. Оно немыслимо без элементов новизны. Понятие
«новизны» означает постановку в дипломном сочинении проблемы, которая
ещё не получила достаточного освещения в литературе, а также выявление и
систематизацию неизвестных ранее фактов. Дипломная работа требует от каждого
студента-дипломника активизации всех его умений, трудолюбия, требовательности к
себе.

1. ВЫБОР ТЕМЫ

Для успешной научно-исследовательской работы важное
значение имеет выбор темы, ибо её актуальность придаёт поискам студента-дипломника
научную ценность, вводит в круг проблем отечественной исторической науки. При
определении темы дипломной работы научные руководители и кафедры, как правило,
учитывают научные интересы студента. Объектом исследования могут быть как
конкретные исторические сюжеты любого периода отечественной истории, так и
источниковедческие и историографические проблемы, жизнь и деятельность
государственных и общественных деятелей, история сёл и городов, предприятий и
учреждений, сословий и классов, государственных органов власти и местного самоуправления.

При выборе темы прежде всего следует выявить степень
её изученности. Естественно, студент-историк должен изучить литературу по данной
проблеме. Только на этом пути возможно установить, какие вопросы темы не нашли
отражения в исторической литературе, и какие точки зрения уже имеются. При
определении темы важно установить хронологические и проблемные рамки дипломной
работы. После этого тема дипломной работы в присутствии студента утверждается
на заседании кафедры и будущий студент-дипломник прикрепляется к научному
руководителю.

Написание научно-исследовательских работ требует чётко
про- думанной организации труда. Необходимо установить основные этапы выполнения
дипломной работы. После выбора и утверждения темы важным этапом является
составление рабочего плана. План нужен для того, чтобы распределить время для
выявления литературы и источников, их изучения и обработки.

Основными разделами рабочего плана являются:
1) составление библиографии по теме; 2) изучение теоретических и методических
трудов; 3) изучение и конспектирование специальной литературы и опубликованных
источников; 4) выявление документов и материалов в архивах, музеях, рукописных
отделах библиотек; 5) составление развернутого плана дипломной работы; 6)
работа над главами и разделами дипломного сочинения; 7) написание введения и
заключения; 8) составление списка источников и литературы; 9) оформление
дипломной работы; 10) написание реферата.

Следует иметь в виду, что составление библиографии,
изучение литературы и источников, в основном, необходимо закончить к концу IV курса,
с тем, чтобы в течение 9 и 10 семестров завершить написание дипломной работы.

Прежде чем приступить к изучению источников и
литературы, не- обходимо составить план дипломной работы. План, как правило,
строится следующим образом: Введение; Глава I; Глава II; Заключение; Список использованных
источников и литературы. План может быть составлен по проблемному или
хронологическому принципам, или посредством их сочетания. В главах следует
выделить параграфы, в которых будут рассмотрены конкретные проблемы.

В начале 10 семестра научным руководителем, а затем
кафедрой, утверждается поэтапный план работы над дипломными сочинением. В плане
излагаются цели и задачи, структурные части и сроки представления отдельных
разделов и работы в целом.

2. СБОР МАТЕРИАЛА

Следующим этапом в работе над дипломным сочинением
является сбор материала. Прежде всего следует просмотреть библиографические
издания и справочные материалы и выявить монографии, статьи и публикации
документов по теме.

Работу над библиографией нужно построить в следующем
порядке. Сначала определить теоретические труды, в которых освещены методологические
вопросы. При этом нужно использовать всю совокупность литературы. Это позволит
самостоятельно определить методологические принципы, которые будут использованы
при изучении источников и литературы и написании дипломного сочинения.

Помимо специальной библиографической литературы
необходимо использовать «Книжную летопись» (еженедельное издание),
«Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей»,
«Летопись рецензий». Сведения о новейшей литературе публикуются в
ежемесячном издании института научной информации «Новая литература по
гуманитарным наукам: история, археология, этнология». Немало полезной
информации студент-историк может почерпнуть в библиографических и историографических
обзорах исторических журналов «Вопросы истории», «Отечественная
история» (до 1992 г. — «История СССР»), «Российская
археология» (до 1992 г. — «Советская археология»),
«Этнографическое обозрение» (до 1992 г.
— «Советская этнография»), «Вестник МГУ. Сер. история»,
«Российский исторический журнал», «Родина»,
«Общественные науки и современность». Кроме того, следует обратить
внимание на прикнижную и пристатейную библиографию, а также на
библиографические материалы в «Большой Советской энциклопедии»,
«Малой Советской энциклопедии», «Исторической
энциклопедии».

При составлении библиографических карточек необходимо
делать полное описание книги следующим образом: Грунт А.Я. Москва, 1917-й.
Революция и контрреволюция. М.: «Наука», 1976. — 387 с. (Академия
наук СССР, Институт истории СССР). Если имеется рецензия, то на этой же
карточке следует указать её автора, место и время опубликования.

При описании статей из журналов и сборников необходимо
указывать фамилию и инициалы автора, название статьи, место публикации:
например, Ядов В.А. О соответствии теоретического и эмпирического подходов к
конкретному социологическому исследованию // Проблемы методологии социального
исследования. Л.: изд-во ЛГУ, 1970.
С. 3-15. Из газет: Васин М. Зелёный потенциал // Правда. 1978. 2
февраля. С. 2.

Библиографический материал необходимо классифицировать
по проблемам. Рекомендуем выделить такие разделы: 1) теоретико-методологические
исследования; 2) опубликованные документы; 3) специальная литература (здесь
классификацию можно провести по проблемам). Картотека позволит эффективнее
использовать собранный библиографический материал.

Существует последовательность и в изучении источников и
литера- туры. В первую очередь необходимо изучить теоретические и методологические
труды, в которых затрагивается избранная тема. Затем изучается литература,
опубликованные источники и периодическая печать. Только после этого целесообразно
приступить к поиску документов в архивах, музеях, рукописных отделах библиотек.
Такая последовательность поможет точнее определить пути поиска новых
источников.

В работе с литературой и источниками важное значение
имеет составление рабочих карточек (листов), на которых хранятся цитаты, выписки
из литературы или документов. Каждая карточка должна иметь:
1) заглавие (например, глава 1, § 2); 2) фамилию, инициалы автора,
название работы, место и год издания, страницы; или – название архива, номер
фонда, описи, дела, листа; 3) текст выписки. Карточки следует классифицировать
по определённым разделам работы. После того, как материал собран, можно
приступать к их написанию.

3. ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ

В дипломной работе следует выделить несколько глав.
Как правило, в главах рассматриваются крупные проблемы темы. Глава может
состоять из параграфов, в которых анализируются более частные вопросы. Главы и
параграфы должны иметь заглавия, отражающие суть проблемы.

При написании глав изложение следует строить по схеме:
постановка вопроса, рассмотрение проблемы, итоги и выводы. Особое внимание
следует уделить системе доказательств (аргументации).

Дипломная работа должна строиться на анализе
первоисточников и критическом отношении к оценкам, которые содержит
историческая литература. Анализ позволит повысить научно-теоретический уровень
дипломной работы, сделать правильные выводы и наблюдения. Каждый параграф и
каждая глава должны заканчиваться аргументированными выводами, подводящими итог
исследованию вопроса. Выводы должны иметь обобщающий характер.

При изложении материала следует опираться на всю
совокупность фактов. Нельзя игнорировать материал, который противоречит
авторской концепции. Напротив, студент-дипломник должен использовать этот
«неудобный» материал для того, чтобы подчеркнуть сложность
исторического процесса. Это сделает выводы весомее и рельефнее отразит
исторический процесс.

4. ВВЕДЕНИЕ

Введение – весьма существенная часть работы. Здесь
необходимо сформулировать и обосновать проблему, которую предстоит решить.
Здесь же следует определить хронологические рамки и территориальные границы
темы, сформулировать цели и задачи исследования, определить его научную
значимость и новизну, изложить методологические принципы и методы, которых
намерен придерживаться автор, провести аналитический обзор источников и
специальной литературы, обосновать его структуру.

Процесс исследования начинается с формулирования
проблемы или исследовательской задачи и целей её решения. Бесконечное
многообразие истории обусловливает необходимость обоснования конкретного
аспекта исследования и его задач. Без этого никакое исследование не может быть
плодотворным. Постановка проблемы определяется научно-познавательными
потребностями, а её сущностное содержание – имеющимся научным знанием.
Постановка проблемы является сложной исследовательской процедурой не только при
оценке её научной значимости, но и в процессе выявления того, что некая
проблема вообще существует. Здесь требуется анализ имеющегося знания,
следствий, которые из него вытекают, а также того, в какой мере это знание
вписывается в существующую общую научную картину.

Определение темы предполагает мотивированное изложение
тех вопросов, которые автор дипломной работы намерен рассмотреть, и тех, которые
останутся за рамками исследования. Последнее едва ли менее значимо, чем первое.
Исторические явления многомерны. Проследить всю без исключения совокупность их
взаимосвязей ни практически, ни теоретически невозможно. Многомерность
исторического процесса выражается не только в многообразном сочетании индивидуального,
социального и общечеловеческого, но и в пространственном, временном, масштабном
многообразии. Ограничив объём сюжетных взаимосвязей, на которых историк-дипломник
намерен сосредоточить внимание, он тем самым показывает, что не питает иллюзий
относительно всеобъемлющей исчерпанности темы в его труде. Такой подход в
значительной мере снижает вероятность того, что во время защиты придётся
отвечать на вопросы, почему не рассмотрены те или иные её аспекты.

Актуальность темы, в первую очередь, определяется её
значимостью для уточнения исторических знаний, нового видения отдельных и общих
явлений истории. Поэтому более чем сомнительны и явно наивны попытки
обосновывать и связывать актуальность исследования далёкого и не очень далёкого
прошлого с политическими, социальными и иными интересами сегодняшнего дня. По
существу, подобного рода дефиниции – дело таких областей знания, как
политология, социология и т.п. Не так давно часто писали: «актуальность
темы определяется задачами коммунистического строительства»; чуть позже –
«задачами перестройки»; сейчас нередко – «задачами переходного
периода» или «посткоммунистического общества».
Бессодержательность подобных сентенций в пояснениях не нуждается.

Если Вы анализируете историю социально-политических движений
или партийных объединений, то при выявлении актуальности главнее определить
сущность, место и их роль в контексте общероссийских событий, взаимосвязь с
явлениями, протекавшими не только в исследуемый, но в предшествующий и
последующий периоды.

Автор дипломного сочинения должен отчётливо
обозначить  методологические принципы, которых он намерен придерживаться. В
последние годы в моде методологический плюрализм: кто-то исповедует «методологию
марксизма-ленинизма» – исторический материализм и теорию формаций, кто-то
– цивилизационную концепцию во всём разнообразии её проявлений, кто-то
изобретает собственные подходы. Мы ни в коей мере не желаем навязывать
студенту-дипломнику ту или иную методологическую концепцию, но решительно
возражаем против распространенного «бегства» от методологии.

Вместе с тем хотелось бы предостеречь от смешения
методологии и методов исторического исследования. Общепризнанно, что
методология суть мировоззрение, общая теория познания. Метод же представляет
собой определенную последовательность действий, приемов, операций, выполнение
которых необходимо для достижения поставленной цели. Иными словами, метод
представляет собой теоретически обоснованное познавательное средство,
совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и
инструментов, с помощью которых решаются поставленные исследовательские задачи.
Краеугольными посылками метода являются подход и принцип.

Основные пути решения поставленных задач определяются
подходами. Давно известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, логический
и исторический, индуктивный и дедуктивный, аналитический и синтетический,
динамический и статистический, описательный и количественный, генетический и
типологический, сравнительный и др. Более новыми являются подходы системный,
структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный. Принципы
выражают конкретное содержание метода. Исследовательские подходы и принципы переплетены
и взаимосвязаны, в силу чего их часто называют просто методом.

5. НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В «Заключении» подводятся основные итоги
исследования изучаемой проблемы. Выводы и заключения можно излагать реферативно
или по изучаемым проблемам темы, или в порядке соподчинённости вопросов исследования
и т.д. Заключение должно носить характер обобщающих выводов, а не
«довеска» к дипломной работе. Поэтому заключение требует тщательной
работы. В «Заключении» необходимо вновь подчеркнуть актуальность темы
и показать, были ли достигнуты цели и решены задачи исследования. На основании
частных выводов и наблюдений, сделанных в параграфах и главах,
историк-дипломник должен показать процесс решения поставленных задач и изложить
основные выводы исследования. Здесь же можно сформулировать практические
предложения и рекомендации в качестве научного или фактического результата
исследования, указать на новые аспекты выполненной дипломной работы в изучении
темы или какой-либо частной проблемы.

Если выводы в параграфах и главах носят частный
характер, то в заключении они должны быть подняты на обобщающий уровень. Они
должны выражать концепцию автора, стать итогом всей научно- исследовательской
работы историка-дипломника.

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

Существенной часть дипломного сочинения могут стать и
приложения. В них целесообразно поместить исторический документ, обнаруженный
впервые, или тот, авторские ссылки на который не исчерпывают многогранность его
содержания. В приложения можно также включить таблицы, карты, схемы, перечень
дореволюционных и современных названий предприятий, городов, кораблей и т.д.
Таблица, как правило, содержит цифровой материал, сгруппированный в
определенном порядке в колонки (графы). Помещать в приложение следует только
такие таблицы, которые не поддаются воспроизведению другими способами. Таблицы
снабжаются текстовыми заголовками и располагаются над ними в середине полосы. Заголовки
пишутся прописными буквами без точки в конце. Однотипные таблицы должны быть
построены одинаково. Во всех случаях, когда в приложении приводятся таблицы,
карты, схемы и т.д., необходимо указать местонахождение источника (архив,
музей, книга и т.д.). Каждому из приложений следует присвоить порядковый номер.

7. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательным элементом дипломного сочинения является
обзор специальной литературы по теме (историография проблемы). В нём должна быть установлена степень её
изученности, определено её место в совокупности событий российской истории, а
также выявлены дискуссионные аспекты темы. В обзоре литературы следует показать
положительные результаты, которых достигли исследователи-предшественники.

При написании историографического очерка следует
избегать пре- вращения его в перечень или в аннотацию. Задача заключается в
ином: в умелом применении приемов историографического анализа. Нет необходимости
говорить обо всех без исключения исследованиях. Целесообразно подробнее
остановиться на наиболее значимых сочинениях и отметить, с точки зрения
рассматриваемой темы, некоторые менее существенные. Что касается остальных
работ, то часть их может быть помещена в примечаниях, а остальные – в списке
источников и литературы.

Главное внимание нужно сосредоточить на анализе
концепций, дискуссионных проблем, выявлении исторических традиций, на процессе
накопления исторического материала, применении новых методов, определении
этапов разработки темы.

Рекомендуем придерживаться традиционной группировки
специальной литературы: отечественная (дореволюционная, советская, постсоветская)
и зарубежная. По-видимому, нет оснований отказываться и от её группировки по
политической ориентации: работы консервативной, либеральной, социалистической
направленности. При этом следует проявлять сдержанность в применении штампов,
характерных для марксистских и советских работ, как например,
«мелкобуржуазные», «утопические»,
«контрреволюционные» воззрения, «единственно верное
социалистическое учение», «пролетарская точка зрения». Конечно,
историк-дипломник, как и всякий другой исследователь, имеет право отстаивать
любые взгляды, не исключая и ортодоксально-марксистские. Речь о тех, кто
придерживается иной точки зрения. В последние годы явных приверженцев
марксистской ортодоксии осталось немного, и абсолютное большинство
исследователей ищут новые пути.

В обзоре источников следует охарактеризовать
совокупность и содержание привлеченных материалов. При этом нужно назвать как
архивы и архивные фонды, откуда были почерпнуты сведения, так и основные
публикации документов. Научная этика настаивает, что ссылки на архивные фонды
некорректны, если материалы, о которых идёт речь, уже опубликованы. Главное в
критике источников – установление степени их достоверности. Ни один источник не
может быть принят на веру. В задачу критики источников входит тщательная
проверка подлинности и достоверности содержащихся в них сведений, а также
выявление происхождения и степени полноты. От исследователя требуется пояснение
мотивов, которыми он руководствовался, привлекая именно эти группы и массивы
источников, аргументация критериев и методов, с помощью которых была
установлена степень их полноты и достоверности, указания на разночтения в
документах и на средства, которые позволили их преодолеть. Только объективная,
продуманная классификация способна отразить внутреннюю системную связь
единичного, особенного и общего в исследуемом объекте.

Наиболее употребительна следующая классификация
совокупности исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные
и созданные с помощью технической записи (фотографические, кинематографические,
фонические и т.д.). Выделение категорий исторических источников является хотя и
важным, но лишь первым этапом в их классификации. Большее значение имеет
классификация источников в каждой из этих категорий.

В работах по отечественной истории используются
преимущественно письменные источники. Традиционно выделяют такие их виды и группы,
как картографические (планы-карты исторические, карты политические; карты
экономические), статистические (экономическая статистика, статистика
народонаселения, политическая и культурологическая статистика), актовые (акты
политические, акты социально-экономические, акты юридические); канцелярские
(грамоты, реестры, книги, указы, деловая переписка), личные (письма, дневники,
мемуары), художественные (очерки-корреспонденции, лирика, драма, романы,
повести, рассказы); исторические (исторические повести, хронографы, летописи),
научные (исторические труды, философско-социологические труды, географические
описания), периодическая печать.

При работе над конкретной темой зачастую оказываются в
наличии источники не всех, а только нескольких или даже двух-трёх групп. Поэтому
в историографическом обзоре целесообразно вычленить более мелкие подгруппы.

В завершении работы над «Введением»
желательно кратко обосновать структуру дипломной работы и сформулировать
предполагаемые результаты.

8. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ

Заключает дипломное сочинение «Список источников
и литературы», в котором компактно отражается весь объём изученного
материала. В список следует включать только ту литературу, которая имеет прямое
отношение к исследуемой теме. Принято выделять два раздела:
источники и специальная литература.

При составлении раздела «Источники» следует
использовать классификацию, о которой говорилось выше. Первым, по традиции,
идёт раздел «Архивные источники». В нём следует дать полное название
архива, его аббревиатуру, фонд (номер, полное название, а, при необходимости, и
его аббревиатуру), номера описей и единиц хранения, проработанных автором.
Например, Государственный архив Российской федерации (ГАРФ). Фонд 124.
Министерство юстиции (МЮ). Оп. 5. 1896 г. Ед. хр. 29, 36, 253-257. Или: Государственный архив Самарской области (ГАСО). Фонд 468.
Самарское губернское жандармское управление (СГЖУ). Оп. 1. Ед. хр. 43, 54, 85-88.

Заметим, что в одних архивохранилищах используют
наименование «единица хранения» (Ед. хр.), в других —
«дело» (сокращённо: Д.), в большинстве – «опись», а в
некоторых – «картон». В последнее время в описаниях чаще используют
термин «единица хранения», однако желательно употреблять тот, который
используется в конкретном архивохранилище («картон»).

Второй раздел — «Опубликованные источники».
В этом разделе целесообразно выделить рубрики картографические, статистические,
актовые источники и периодическая печать. В каждой рубрике материал следует
располагать в алфавитном порядке. Каждое издание должно иметь полное библиографическое
описание.

Специальную литературу рекомендуем давать в полном
библиографическом описании, в алфавитном порядке вне зависимости от времени
издания.

9. НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Научно-справочный аппарат – один из важнейших
инструментов обоснования выдвинутых автором положений. Он же является средством
контроля за точностью ссылки на источник и почерпнутых из него фактических
свидетельств. Элементами научно-справочного аппарата в дипломном сочинении
являются цитаты, ссылки и примечания.

Текст цитаты должен точно соответствовать источнику,
из которого она взята. Цитировать следует по первоисточнику. В тех случаях,
когда первоисточник недоступен, допускается цитирование по выдержкам, приводимым
другими авторами. В этих случаях ссылке на источник предшествуют слова:
«Цит. по»: например, Цит. по: Колесниченко Д.А. Трудовики в период
первой российской революции. М., 1985. С. 145.

Орфография и пунктуация цитаты могут быть
модернизированы, то есть изменены применительно к современным орфографическим и
пунктуационным нормам по сравнению с первоисточником. Указанные изменения
следует оговорить во «Введении» или в первом случае использования
такого приема в тексте.

Произвольно сокращенные в источнике слова и
словосочетания, а также допустимые сокращения, которые автор дипломной работы в
основном тексте не употребляет, желательно писать полностью, заключая дополненные
части слов в прямые скобки и опуская точки, как знак сокращения. Например,
п[отому] ч[то], т[ак] к[ак], ч[то]-н[ибудь].

При цитировании можно опустить одно или несколько слов
или даже предложений, если мысль автора цитаты при этом не исказится. Взамен
опущенных слов или предложений принято ставить многоточие. Текст цитаты,
состоящей из нескольких абзацев, в дипломном сочинении должен быть разбит на
абзацы точно так же, как в источнике. Небольшие цитаты включают в абзац текста.

Небольшие по объему смысловые пояснения и замечания
автора дипломной работы, а также указания о выделениях (как то:
курсив мой, разрядка моя, выделено мною, подчеркнуто мною) помещаются внутри
цитаты или вслед за нею в круглых скобках. Они начинаются со строчной буквы и
сопровождаются инициалами имени и фамилии студента-дипломника и отделяются от
текста примечаний точкой и тире.

Обязательный элемент дипломного сочинения – ссылки на
источники и литературу. По месту расположения они делятся на внутритекстовые,
подстрочные (помещаемые внизу страницы под основным текстом), затекстовые
(помещаемые за текстом главы или всей работы) и комбинированные (например,
подстрочные в комбинации с внутритекстовыми). Раньше, и в специальной
литературе и в дипломных работах, применялись только подстрочные ссылки. В
изданиях последних лет преобладают затекстовые ссылки. Знак сноски в тексте
ставится там, где по смыслу требуется ссылка. Если знак сноски по смыслу можно
в равной степени поставить в нескольких местах предложения, предпочтительно
ставить его после законченной мысли перед точкой. Например:
«По выражению «Самарского курьера», после 9 января 1905 года Самара
зажила «чисто вулканической жизнью», необычайный подъём охватил все
слои населения [7]».

По форме описания различают ссылки первичные (каждая
ссылка на источник или научное исследование, описываемое в данной  главе впервые)
и повторные (каждая ссылка на источник или научное исследование, уже описанное
в данной главе). Вторичные ссылки могут быть сокращенными. Во вторичной ссылке
не указываются подзаголовочные сведения, место и год издания, издательство.
Первичная ссылка содержит фамилию и инициалы автора, заглавие (описывается по
титульному листу), выходные данные (место издания, название издательства, год
издания, страница).

Знаки препинания между элементами библиографического
описания расставляют, как правило, следующим образом: фамилия, инициалы, точка;
название работы, точка; подзаголовочные сведения, точка; место издания, двоеточие;
издательство, запятая; год издания, точка; количество страниц, точка. В
специальных библиографических изданиях между названием работы и местом издания
ставится еще и тире. Издание описывается на том языке, на котором напечатан его
текст.

Место издания приводится в полной форме в именительном
падеже за исключением следующих: Москва – М., Санкт-Петербург – СПб., Петроград
– Пг., Ленинград – Л., Нижний Новгород – Н.Новгород и Ростов-на-Дону – Ростов
н/Д.

Различают описания авторские, то есть те, которые
начинаются с фамилии автора или составителя, и под заглавием – те, которые
начинаются с заглавия. Описание является авторским, если автор или авторы указаны
или установлены по другим источникам. Описание под заглавием производится в том
случае, если автор не установлен или отсутствует (как, например, в сборнике
статей).

Год издания всегда обозначается арабскими цифрами.
Слово год в полном или сокращенном виде (г.) опускается. Если год издания не
указан, и его не удалось установить, пишут – б. г. (без года). Фамилия
автора предшествует его инициалам. Числительные подзаголовочных данных – номер
издания, порядковый номер тома, части, выпуски, количество томов в описании,
переводятся в форму арабских цифр с наращением или без наращения падежного
окончания. Например:

В издании:                                                 В описании:

Изд. 3-е                                                       Издание
третье.

Вып. 2                                                         Выпуск
II.

Ч. 8                                                              Часть
восьмая.

Том пятый                                                   Т.
5.

В шести томах                                             В
6-ти т.

Пример ссылки на монографию: Черменский Е.Д. Буржуазия
и царизм в первой русской революции. Изд. 2-е. М.: Мысль, 1970. С. 189.

Между названием статьи в периодическом или
продолжающемся издании, в сборнике статей, собрании сочинений ставятся две
наклонные черты: // (правый слэш). Например, Козлов В.И. Национализм,
национал- сепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. № 2.
С. 44-64; Степанов С.А. Черносотенный террор 1905-1907 гг. //
Индивидуальный политический террор в России. XIX – начало XX в. Материалы
конференции. М.: Мемориал, 1996. С. 118-124; Соловьев С.М. Наблюдения
над исторической жизнью народов // Соловьев С.М. Сочинения. В 18-ти
книгах. Книга 17. М.: Мысль, 1996. С. 5-202.

Вторая и следующая сноска даются в сокращении. Если
последующая сноска относится к тому же произведению, что и предшествующая,
допустимо писать: Там же (для сочинений на иностранных языках:
Ор. 
cit.) Например,
Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. С.
218; Там же. С
. 241; Bushnell J. Mutiny amid Repression. Bloomington, 1985. P. 12; Оp. cit. P. 145.

Ссылка на архивные документы включает следующие
элементы: полное название архива (во второй и последующих сносках —  аббревиатура),
номер архивного фонда, номер единицы хранения, номер листа. Например, Государственный
архив Самарской области (ГАСО). Ф. 3. Оп. 233. Ед. р. 5270. Л.8.;
или – ГАСО. Ф. 469. Оп. 1. Ед.
хр. 12. Л. 41.

Сноска на сборник документов оформляется так:
название документа, правый слэш, описание сборника документов, страница.
Например, Стачечный бюллетень № 5 // Всероссийская политическая стачка в октябре
1905 г. Ч. 2. М.: Наука, 1955. C. 1.

Правила сокращения следует соблюдать тщательно. К
сокращениям предъявляются следующие требования: понятность читателю, уместность
в данном тексте, благозвучность, единообразие форм и последовательность в
применении.

Принцип однообразия формы сокращения и
последовательности в применении означает, во-первых, что одно и тоже
сокращенное слово или словосочетание должны быть представлены только в одной
форме;  во-вторых, все однотипные слова должны либо сокращаться, либо не сокращаться.
Например, принцип единообразия написания будет нарушен, если в сочетаниях типа
80-е годы XIX века слово «годы» будет употребляться в полной форме, а
в словосочетаниях типа 1917 – 1918 гг. – в сокращенной; Или, если слова
«год», «годы» будут сокращаться, а слово «век»,
«века» будут оставлены в полной форме.

Если в тексте употребляются общепринятые сокращения,
то не рекомендуем одни из них употреблять, а другие – нет. Общепринятыми сокращениями
являются те, которые употребляются в абсолютном большинстве произведений и
понятны всем.

Список общепринятых графических сокращений. Употребляемые самостоятельно сокращения: и др.; и пр.; и т.д.; и т.п.;
т.е. Употребляемые при именах и фамилия сокращения: г-жа; г-н; т.; тов. (в
начале предложения). Сокращения, употребляемые при географических названиях:
г.
 Самара; Московская обл.; Пензенская губ.; д. Сосновка; с. Беленькое. Сокращения,
употребляемые при внутритекстовых ссылках: гл. 5; п. 10; разд.
 А; рис. 8; с. 54; см. выше; ср. в кн.; стб. 258; в табл. 3; т. 10; ч. 2. Сокращения,
употребляемые при цифрах: в.; вв.; г.; гг.; г. до н. э.; млн.; млрд; ок.; р.;
тыс.; экз.

Во избежание ошибок напомним некоторые правила
употребления порядковых числительных. Порядковые числительные обозначаются преимущественно
арабскими цифрами с наращением падежного окончания или римскими цифрами без
наращения падежного окончания. Исключение делается только для очень простых
числительных типа первый раз, второй раз, третий раз, когда подчеркивать номер
не требуется.

Римскими цифрами принято обозначать века (XX век, IXXI вв.); номера съездов, конгрессов,
конференций (
VI конгресс, II Интернационал);
номера международных объединений (III Интернационал); номера годовщин (XX
годовщина начала II мировой войны); номера выборного органа (I Государственная
Дума); номера спортивных состязаний (X Олимпийские игры); порядковый номер
короля, императора и т.п. (Александр II); кварталы и месяцы (
IV квартал, 15/XII). Остальные порядковые
числительные обозначаются, как правило, арабскими цифрами. Знаки №, §, % ставят
только при цифрах.

Правильно № 5, §
10, 50%, в § 8

Неправильно № пять, в §
восемь, пять %

Знаки №, § не при цифрах применяются только в
заголовках таблиц и выводов. Например: № п.п.; %; §. Если знаки №, §, %
употреблены в тексте без сочетания с числом в цифровой форме, их следует
заменять словами. Например, «как видного из этого параграфа; определенный
процент брака….»

Знаки №, §, % при нескольких числах (то есть когда они
обозначают соответствующие понятия во множественном числе) не удваивают и ставят
только один раз, до или после ряда цифр.

Правильно № 5, 6,
7; § 8-9; от 50 до 60 %

Неправильно №№ 5, 6, 7; §§
8-9; от 50 до 60 %%

Знак номера не ставится перед порядковыми номерами
таблиц, иллюстраций, глав, приложений, страниц.

10. ОФОРМЛЕНИЕ РУКОПИСИ

Хорошо, если историк-дипломник обладает способностью
излагать мысли кратко, образно, с соблюдением норм литературного языка. Но таких,
к сожалению, меньшинство. Тем не менее к четкому и ясному изложению результатов
своего исследования, к тому, чтобы избегать штампов, канцеляризмов, нарушений
правил синтаксиса должны стремиться все. Хотя дипломное сочинение не
беллетристическое произведение, это всё же письменный труд зрелого человека,
завершающего обучение в университете. Следовательно, оно должно быть написано с
соблюдением норм литературного языка.

Лучше избегать длинных предложений, общих
бессодержательных фраз, повторений, словосочетаний, затрудняющих чтение.
Иностранные слова и термины, которыми многие любят «козырять», не
украшают научную работу, а фразеологическая «научность» не является
свидетельством истинного знания проблемы.

Немаловажное значение имеет правильное выделение
абзацев. Абзац это часть текста, объединённая микромыслью. Каждый абзац должен
заключать новую микротему. Внутри абзаца желательно избегать отклонений от неё.
Как и абзацы в одну или две строки, абзацы в страницу и более затрудняют чтение
и тормозят восприятие мыслей автора.

Часто оказывается, что дипломные работы перегружены цитатами,
а некоторые разделы состоят вообще из цитат размером в несколько страниц. Это
крупный недостаток. По сути, это не историческое исследование, а
подготовительный материал. Воспринимать такую работу сложно, определить позицию
автора невозможно. Понятно, что в сочинении по истории без цитирования не
обойтись. Но не надо злоупотреблять цитированием и чрезмерным обилием сносок.
Если мысли и факты общеизвестны, нет смысла их подтверждать. Уровень дипломного
сочинения определяется не количеством цитат и сносок, а качеством анализа и
выводов. Многие документы можно передавать в аутентичном пересказе. В этом
случае основную роль должны играть анализ и обоснованные суждения.

Чистовой вариант дипломного сочинения надо тщательно
выверить, аккуратно исправить ошибки, внести необходимую правку, тщательно
сверить фамилии, географические названия, даты, цифры. Запомните, ошибки вашего
сочинения – это ваши ошибки. Ни машинистка, ни кто-то другой за них
ответственности не несут. На кафедру следует представлять только полностью
подготовленное к защите сочинение.

Дипломное сочинение может быть представлено к защите
как в рукописном, так и машинописном виде. И в том, и в другом случае сочинение
должно быть выполнено на белой бумаге формата А4 (297х210 мм) на одной стороне
листа. Страница должна вмещать не более 30 строк, отступы в левом и нижнем поле
листа – 25 мм, в правом – 15 мм, в верхнем – 20
мм. Поправки должны быть отчетливыми, непосредственно над исправляемым текстом
или на его месте.

Нумерация (пагинация) страниц должна быть
последовательной от титульного листа до последней страницы без пропусков.

Дипломная работа, как правило, насчитывает 70-90
страниц и включает следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление,
текст работы, список источников и специальной литературы. Титульным называют
начальный лист дипломной работы. Оглавление лучше поместить сразу за титульным
листом. В оглавлении перечисляются с указанием страниц все структурные части
работы: введение, главы и параграфы, заключение, список источников и
литературы, приложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ОБРАЗЕЦ
ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический факультет

Кафедра Российской истории

Специализация Отечественная история

САМАРСКОЕ
ДВОРЯНСТВО В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Дипломная работа

Выполнил(а) студент(ка)

6 курса Иванова Иванна Ивановна

Научный руководитель:

к.и.н., доц. Петров И.И.

Допустить
к защите                              Работа защищена

Зав.
кафедрой                                        «___»___________ 2005
г.

д.и.н.,  профессор

Кабытов
П.С.                                         Оценка:

                          
                                     Председатель
ГАК                           

«___»_________ 2005
г.                        д.и.н., профессор Репинецкий А.И.

Самара 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ №
2.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….……
3-18

Глава I. Численность и состав дворянства Самарской
губернии в начале XX века …………………………….………………….….……………… 19-38

§ 1 Численность и размещение
дворянства ………………………….. 19-30

§ 2 Состав самарского дворянства
……………..………………………. 31-38

Глава II. Экономическое и социальное положение
самарского дворянства …………………………………..……………………..……………….…
39-54

§ 1 Дворянское землевладение.
Поместное дворянство ….….… 39-44

§ 2 «Служилое дворянство»
…………………………………………………. 44-48

§ 3 Дворянское
предпринимательство …………………………..…….. 49-54

Глава III. Корпоративные
организации дворянства ………..……. 55-69

§ 1 Дворянские общества:
структура, компетенция ……………… 55-62

§ 2 Дворянские собрания:
состав, условия участия ……………….. 62-68

Глава IV.Дворянство и местное
самоуправление

§ 1 Дворянство и органы местного
крестьянского управления .. 69-75

§ 2 Дворянство и земства ………………………………………………..……
75-80

§ 3 Предводители дворянства в
системе местного управления .. 80-84

Заключение ……………………………………………………………………..……
85-88

Список источников и литературы …………………………………….……
89-90

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. НАЗВАНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ АРХИВОВ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ

Архив РАН – Архив Российской академии наук

ГАРФ (б. ЦГАОР СССР) – Государственный архив
Российской Федерации

РГАЛИ (б. ЦГАЛИ) – Российский государственный архив
литературы и искусства

РГАДА (б. ЦГАДА) – Российский государственный архив
древних актов

РГАЭ (б. ЦГАНХ) – Российский государственный архив
экономики

РГВА (б. ЦГАСА) – Российский государственный военный
архив

РГИА (б. ЦГИА СССР) – Российский
государственный исторический архив

РЦХИДНИ (б. ЦПА ИМЛ) – Российский центр хранения и
изучения документов новейшей истории

Пишем дипломную по истории.

Написание дипломной работы предмету история требует особого подхода: точного знания дат, событий и битв. Кроме этого стоит ознакомиться с методическими материалами приложенными к теме диплома.

Дипломная по истории пишется в тандеме с научным руководителем, который курирует студента, давая советы и наставления.

Мало в каких случаях это будет для вас выгодно. Ведь эффектнее и содержательнее будут раскрыты те вопросы, в которых вы заинтересованы и в которых разбираетесь. Стоит отметить, что вопрос выбора темы проекта надо всё же задавать острее и в больших масштабах.

Написать диплом по истории — ДипломТайм

Схема выполнения дипломных работ одинакова почти для всех дисциплин, как гуманитарных, так и естественных и состоит из двух частей: теоретической и практической. Касаемо исторических дисциплин, провести практичный анализ или наблюдение за какой-нибудь или осветленной в теории проблемой невозможно. Анализ приложенной темы проделывается на основе уже имеющегося исторического материала с учетом рецензий и отзывов осведомленных в данной теме авторов-историков. Дипломная по истории пишется в тандеме с научным руководителем, который курирует студента, давая советы и наставления. Если работа получает положительный отзыв и рецензию от научного руководителя и признание научного сообщества, дополнительные исследования и обоснования не требуются. Диплом по истории должен быть четко структурирован с учетом всех методологических указаний. Однако следует отметить, что структура дипломных работ по историческим наукам несколько отличается от курсовой или реферата по тому же предмету.

Если заказать диплом, то он будет состоять из следующих разделов:

  • Вступительная часть или введение;
  • Два-три раздела, включая по три подраздела в каждом разделе;
  • Заключение включая выводы;
  • Список используемых материалов и литературы;

Использованные в работе источники должны подлежать грамотной группировке.

Приложения. К ним относятся методические исторические карты и планы, фото исторических сооружений, культурных и архитектурных памяток в зависимости от темы дипломной работы, исторические документы или другие записки, хронологические списки и таблицы. Отличие диплома от других дипломных работ определяется по трем критериям. Обязательным является наличие характеристик использованных источников. Все использованные в работе источники должны подлежать грамотной группировке. Кроме этого, следует указать следующие характеристики источников. К ним следует отнести:

  • Субъективность;
  • Достоверность предоставленных материалов;
  • Соответствие темы источника освещаемому в дипломной работе материалу.

Узнайте сколько стоит заказать дипломную работу в Москве в компании ДипломТайм

Сэкономьте время
на написании диплома

Историография вопроса.

В данном пункте следует указать, кто и когда раньше рассматривал данную тему. В случае рассмотрения, дополнительно стоит указать, где это происходило. Чаще всего для осветления данного материала отводится отдельный параграф. Историография ни в коем случае не должна переплетаться с применяемыми источниками — это те материалы, которые использовались для написания самого диплома. Возможна ситуация при которой какой-то историк ранее рассматривал ту же проблему, освещаемую автором дипломной работы, но данный материал не совпадает с современным пониманием и решением проблемы. Вследствие этого автор должен отказаться от использования трудов этого историка из-за их неактуальности в работе. Краткая характеристика всех методов исследования. Данный пункт зачастую следует прописывать в вступительной части диплома.

Самым оптимальным вариантом является обсуждение всех моментов при написании работы с научным руководителем, который поможет стопроцентно решить все проблемы.

ДипломТайм — общение с автором диплома по истории

Студентам, пишущие диплом по истории или другим гуманитарным дисциплинам, должны следовать выше перечисленными рекомендациям. Они варьируются в зависимости от предмета и темы работы. Сегодня большая часть студентов прибегает к заказу уже готовой работы, будь это курсовая, дипломная ил реферат. Другая половина прибегает к написанию работы на основе другой, написанной опытным автором, чтобы разобраться со всеми возникающими вопросами и ознакомится с предъявленными требованиями. Но самым оптимальным вариантом является обсуждение всех моментов при написании работы с научным руководителем, который поможет стопроцентно решить все проблемы. Заказать дипломную работу очень просто!

На последнем курсе к основным нагрузкам студента добавляется ещё одна – в виде работы над дипломным проектом. И прежде, чем приступить к написанию самого диплома, вам придётся составить и утвердить у преподавателя план (содержание), по которому вы будете работать в дальнейшем.

Нет времени писать работу самому?
Доверь это эксперту!

Как правило, студенту-выпускнику, накопившему горы информации за годы обучения, нелегко сосредоточиться и написать чёткий и ёмкий план по выбранной теме, не распыляясь на ненужные моменты.

Содержание

  • План к диплому: зачем он нужен?
  • Как составить структуру плана к диплому правильно
  • Основные этапы составления плана
  • Типичные ошибки при самостоятельном составлении плана к диплому
  • Возникли сложности с написанием плана?
  • Здесь можно скачать бесплатные образцы

Как написать план к диплому

Как сделать так, чтобы план сразу оказался рабочим и был одобрен куратором? Попробуем разобраться.

План к диплому: зачем он нужен?

Писать по готовому содержанию научную работу всегда легче. С этим согласится практически каждый студент. Если план составлен толково, то его пункты – это маячки, по которым автор следует в изложении материала. Эти маячки позволяют сохранять логику и не уходить от темы.

Те, кто практикует составление плана уже после написания самой работы, рискует написать плохо структурированную работу, в которой будет много лишнего. К тому же, работая без плана, вы рискуете в любой момент потерять нить изложения и упустить самую суть.

Что такое план

Преимущества работы по готовому содержанию очевидны: вы раскрываете тему последовательно, чёткая структура и лаконичность позволяет сосредоточиться на главном, основная мысль и направление работы ясны для читателя.

Как же составить план, чтобы по нему было легко работать?

Как составить структуру плана к диплому правильно

При составлении плана нужно придерживаться основной структуры, которая может быть указана в вашей методичке по написанию ВКР. Что такое методические рекомендации, мы рассматривали в статье, которая размещена тут.

Структура плана к ВКР

Универсальная структура плана к дипломной работе выглядит следующим образом:

  1. Введение.
  2. Теоретическая глава (название).
    Формулируется как «Теоретические аспекты…» или что-либо в этом роде.
    Имеет 2-4 пункта. Иногда допускаются подпункты.
  3. Практическая глава (название).
    В ней тоже 2-4 пункта.
  4. Резюмирующая глава (название).
    Есть не во всех дипломных работах. Содержит выводы и предложения по теме исследования (готовые разработки для внедрения и т.п.).
  5. Заключение.
  6. Библиографический список.
  7. Приложения.

Имея перед глазами данную структуру, можно приступать к составлению плана.

Основные этапы составления плана

Основные этапы подготовки планов

  1. Откройте методичку со структурой плана.
  2. Сформулируйте название 1 главы, отталкиваясь от темы исследования. Название должно отразить суть всей главы.
  3. Подумайте на сколько пунктов можно разбить теоретическую часть, какие моменты теории должны быть обязательно освещены. Зачастую название пунктов соответствует задачам, которые вы будете ставить во введении.
  4. Сформулируйте название пунктов теоретической части.
  5. Озаглавьте практическую часть. Название может начинаться со слов «Методы исследования…», «Анализ эффективности…» и т.п.
  6. Обдумайте и озаглавьте пункты практической части.
  7. Придумайте название резюмирующей главе. Оно может начинаться словами «Результаты исследования…», «Совершенствование…» и т.п.
  8. Включите остальные обязательные пункты, к которым не нужно придумывать названия.
  9. Просмотрите составленное вами содержание. Попробуйте представить, легко ли будет вам написать по нему работу, все ли моменты вы учли.

Типичные ошибки при самостоятельном составлении плана к диплому

Типичные ошибки

Чтобы избежать ошибок при составлении плана, нужно о них знать. Рассмотрим ошибки, которые студенты часто допускают при составлении содержания к дипломной работе.

  1. Нарушение последовательности в плане.
    Помните, что каждый пункт должен вытекать из предыдущего.
  2. Смешение теории и практики.
    Часто студенты включают в теоретическую главу практические вопросы и наоборот.
  3. Несоответствие плана содержанию.
    Чаще всего эта ошибка всплывает, если план был написан «на отвяжись», и студент писал работу, не заглядывая в составленное оглавление.
  4. Орфографические ошибки в названиях.
    План – лицо вашего научного проекта. Следите, чтобы он был грамотным.
  5. Неправильное оформление оглавления.

Преподаватели практически всегда отмечают несоответствие оформления плана методичке, поэтому загляните в пособие и оформите этот раздел в соответствии с приведённым образцом.

Утверждение плана

Не забывайте утвердить уже составленный план у вашего куратора. Если преподавателю что-то не понравится в вашем плане, и он предложит внести корректировки, прислушайтесь к его мнению, спросите совета, как вам улучшить план. Лучше хорошо поработать на предварительном этапе, чем потом переделывать работу целыми главами.

Удачных вам планов

Возникли сложности с написанием плана?

Если же никак не удается составить такой план, который бы понравился научному руководителю, то заполните поля этой заявки и специалисты нашей компании помогут Вам справиться с этой проблемой. И Вы легко согласуете план с научным руководителем!

Здесь можно скачать бесплатные образцы

Образец плана дипломной работы №1

Образец плана дипломной работы №2

Образец плана дипломной работы №3

Образец плана дипломной работы №4

Образец плана дипломной работы №5

Доверьтесь «Тебе Зачёт!», и мы не подведем!

Екатерина

Екатерина

Автор

Екатерина — Молодой и амбициозный журналист со свежим взглядом и видением. Курирует SMM и PR в компании «Тебе Зачет!». Ведет личный блог и мечтает проехать на мотоцикле от Владивостока до Калининграда.

Оценка ⭐⭐⭐⭐⭐
Время прочтения 5 мин.
Требования ГОСТ 2023
Образцы бесплатно

Наши лучшие эксперты

На последнем курсе студентам кажется, что всё самое страшное уже позади. Но они забывают (а точнее – даже еще и не знают, пока не начнут), что представляет собой написание дипломной работы. Одно оформление дипломной работы чего стоит, а что уж говорить обо всем другом.

На нашем телеграм-канале есть вся информация о том, как писать диплом. Но прежде чем дойти до непосредственного написания работы, придется хорошенько поломать голову. Ведь сперва надо решить, как правильно составить и написать план ВКР. Но так ли он нужен? Может быть, вполне можно обойтись и без него? Давайте разбираться.

Зачем нужен план дипломной работы

План – это показатель того, насколько полно и всесторонне раскрыта тема работы, какие проблемы затронуты и в чем заключается актуальность.

К пятому году учебы студенты получают такую массу информации (полезной и не очень), которая едва ли будет систематизирована и упорядочена в их головах. Мысли все время путаются, одна информация норовит заместить другую. И наличие одного лишь подвешенного языка и подходящего характера у студента для сдачи диплома не спасут на защите.

Как не переборщить и написать такой диплом, в котором будет все необходимое и ничего лишнего?

Именно для этого и нужен план. Это своего рода «график», который позволит соблюдать четкую последовательность ведения работ, структурировать ход мыслей и донести до слушателей важную информацию в лаконичной форме.

Как составить план диплома: смотрим глубже

Работу над планом лучше всего начинать до написания любых частей дипломного проекта. Так вы сможете точно понять, какую информацию можно использовать, а какую отложить до лучших времен.

Можно делать план для диплома бакалавра онлайн с помощью фирм или бесплатно (т.е. самому, а не с помощью чьих-то услуг), но все равно придется предоставить его на проверку научному руководителю. Только после одобрения преподавателя удастся приступить к непосредственному написанию работы.

Опытный глаз преподавателя определит, всю ли важную информацию вы собираетесь внести, лишь взглянув на план. И не стоит спорить, если он предложит что-то изменить. Прислушайтесь и выполните рекомендации: скорее всего, от этого работа только выиграет.

Чтобы знать, как писать план дипломной работы, нужно понять, какие задачи перед ним стоят:

  • раскрыть тему диплома полностью и всесторонне;
  • показать его актуальность и целесообразность;
  • подобрать оптимальную методологическую базу;
  • изложить ход мыслей логично и последовательно;
  • прийти к объективным выходам;
  • не забыть про прикладную часть (таблицы, схемы, рисунки и т.д.).

Лучше своевременно оговорить все спорные моменты, чтобы потом не жалеть о потраченном впустую времени. Впрочем, даже потерянное время не так страшно, как испорченное впечатление о готовой работе.

Если какой-то из этих пунктов или само понятие плана вызывает у вас вопросы или трудности, сразу поговорите об этом с вашим научным руководителем

Структура плана дипломной работы

Хотите разобраться, как писать план диплома? Тогда ознакомьтесь с методическими указаниями и стандартами, которые непременно следует соблюдать, если хотите положительную оценку на защите.

Кстати! Для наших читателей сейчас действуют привлекательные скидки 10% на любой вид работы.

Чтобы работа пришлась по душе приемной комиссии, в план должны входить следующие пункты:

  1. Введение работы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Доказательства научной новизны.
  5. Заключение.
  6. Выводы.
  7. Библиографический список.
  8. Приложения.

Каждую часть нужно детально расписать и продумать логику. А в плане стоит отобразить лишь основную мысль, суть всей главы, а также подпункты, если их планируют внести в содержание.

Для грамотного описания теоретической части важно хорошо владеть предметом исследования. Затем его описывают в мельчайших подробностях, делают исторический анализ, а также привязывают к научной новизне диплома. Вот почему теоретическая часть должна включать как теоретический и исторический анализ объекта, так и теоретический анализ предмета.

Практический анализ – довольно сложная вещь. Его невозможно взять из книг или просто придумать, так как этот анализ – не что иное, как следствие исследований, личного опыта и наблюдений в ходе производственной практики.

Что нужно понимать, если мы хотим знать, как составить план дипломной работы (по юриспруденции, метеорологии, философии и прочим дисциплинам)? Все предоставленные данные нужно подкреплять документами, фактами, аргументами.

Образец плана дипломной работы 2023

А вот пример того, как выглядит план дипломной работы:

Как составить план диплома (образец 1)
образец 2
образец 3

На основе этих примеров вы можете создать свой собственный.

Частые ошибки студентов при составлении плана дипломной работы

Нередко студенты допускают массу ошибок, составляя план написания диплома. Это может не только снизить итоговую оценку на защите, но и подпортить воспоминания о нескольких нелегких годах учебы.

Старайтесь избегать следующих, на первый взгляд, мелочей, которые способны привести к фиаско на окончательном экзамене:

  • отсутствие последовательности. Преподаватель всегда поймет, если студент хитрит и пытается сознательно упустить несколько разделов или глав. Достаточно задать выпускнику несколько дополнительных вопросов, чтобы правда всплыла наружу;
  • несоответствие плана содержанию. Некоторые полагают, что план никто не будет смотреть, поэтому можно «от балды» написать всё, что душе угодно. Лучше не экспериментировать, иначе вы рискуете опозориться прямо на защите;
  • наличие орфографических и пунктуационных ошибок. План – это первое, с чем знакомятся научный руководитель и члены комиссии. И наличие ошибок недопустимо. Так что уж лучше пройтись несколько раз по специальным сервисам проверки текста или же отдать кому-то на проверку.

Сделаете все правильно – и у комиссии не возникнет дополнительных вопросов к студенту. Тогда можно полагать, что хорошая оценка почти в кармане. И план составления дипломной работы будет всего лишь маленьким, но важным шагом к окончанию  учебы.

Но если совсем некогда или не о чем писать, то чего уж мучить себя и свой бедный мозг. Бывает, иногда лучше обратиться в сервис студенческой помощи.

Содержание

Содержание:

  1. Процесс подготовки к написанию диплома

  2. Выбор руководителя

  3. Определение темы квалификационной работы

  4. Подготовка плана дипломной работы

  5. Структура работы

  6. Цели и задачи диплома

  7. Титульный лист

  8. Содержание

  9. Введение

  10. Основная часть

  11. Заключение

  12. Библиографический список

  13. Приложения к диплому

  14. Методика написания диплома

  15. Общий стандарт оформления

  16. Списки и рамки диплома

  17. Сноски и ссылки

  18. Презентация к работе

  19. Доклад и речь для защиты

  20. Подготовка к сдаче

Студенты высших учебных заведений перед выпуском защищают
свое самостоятельное творческое исследование, посвященное решению определенной
проблемы. Это диплом – фундаментальная работа, систематизирующая теоретические
знания учащегося и демонстрирующая его способность применять полученные навыки
на практике. Обычно тема дипломной работы является логичным продолжением курсовых
работ, которые студент выполнял на третьем и четвертом курсах бакалавриата.

Подготовка дипломной работы с нуля – сложный процесс,
который требует концентрации и внимательности. Есть целый ряд требований,
которые предъявляются к написанию и оформлению этого исследования. Эта статья –
подробная инструкция, в которой рассказано, как написать дипломную работу,
правильно оформить ее и подготовиться к защите.

Процесс подготовки к написанию диплома

Успех квалификационной работы выпускника ВУЗа во многом
зависит от того, насколько тщательно была проведена подготовка к ее написанию.

На предварительном этапе студенту нужно сделать следующее:

  • выбрать научного руководителя, который будет
    курировать процесс подготовки дипломной работы;
  • определить тему исследования;
  • составить план диплома.

Выбор руководителя

Выбор научного руководителя – серьезная задача. В
большинстве случаев написание итоговой квалификационной работы проводится
вместе с куратором, который оказывал помощь студенту в подготовке курсовых
проектов на протяжении предыдущих четырех лет обучения. Но иногда по некоторым
обстоятельствам (уход преподавателя из учебного заведения или отсутствие
времени для кураторства) учащемуся приходится выбирать нового наставника.

Научный руководитель принимает активное участие в подготовке
выпускного проекта. Перед началом процесса он подробно объясняет, как написать
дипломную работу. Также наставник делает следующее:

  • консультирует по поводу выбора темы проекта;
  • помогает составить список источников для дипломной
    работы;
  • контролирует процесс написания работы;
  • исправляет допущенные ошибки;
  • пишет отзыв на подготовленную квалификационную
    работу.

Научного руководителя для «дипломника» может назначить совет
кафедры, но лучше сделать это самостоятельно. Важно, чтобы сфера научных
интересов преподавателя совпадала с вашим направлением и темой работы. Чтобы
убедиться в совпадении интересов, можно изучить статьи, подготовленные
потенциальным куратором.

Обычно руководителем диплома становится преподаватель
дисциплины, по которой пишется работа.

После согласования руководства с преподавателем дипломник сам
пишет заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой утвердить его. На этом
документе обязательно должна быть поставлена подпись куратора.

Определение темы квалификационной работы

Выбор темы дипломной работы также имеет очень важное
значение. От правильности ее формулировки зависит и выбор объекта изучения. Тема
обязательно должна соответствовать специальности и специализации, по которой студент
обучается в ВУЗе.

Главный критерий, которым руководствуется выпускник при написании
диплома, – его собственный научный и практический интерес. Оптимально, если
направление итоговой работы является логичным следствием выполненных ранее курсовых
проектов.

После утверждения названия квалификационной работы можно
формулировать цель и задачи исследования, а также составлять план.

Подготовка плана дипломной работы

Составление развернутого плана для диплома позволяет
определить содержание будущей работы. При его подготовке студент основывается
на перечне заданий, которые нужно выполнить, чтобы достичь цели проекта.

К этой работе нужно отнестись ответственно: четко
определенный план диплома облегчает написание основных частей исследования.
Обращаясь к нему, автор сам логично и последовательно излагает ход мыслей,
раскрывает тему проекта всесторонне и полностью.

Структура работы

Диплом – это объемный труд, который состоит из нескольких
структурных элементов. Он обязательно включает:

  1. Титульный лист, на котором указывают основную
    информацию о работе (тема, ФИО студента и научного руководителя, наименование
    учебного заведения). Более подробно о содержании и правилах оформления титульного
    листа для дипломной рассказано ниже, в соответствующем разделе.
  2. Содержание (оглавление), то есть перечень
    заголовков работы.
  3. Введение (вступительная часть).
  4. Теоретический раздел, состоящий из 3-4 глав.
  5. Практический раздел.
  6. Заключение.
  7. Перечень использованных для написания диплома источников
    и литературы.
  8. Приложения.

Для каждого элемента дипломной работы существуют
установленные стандарты оформления.

Цели и задачи диплома

Чтобы написать дипломную работу, которая соответствует
установленным требованиям, необходимо определить ее цель. Цель представляет
собой сведения, которые можно получить в результате создания дипломной работы. Целью
может быть:

  • изучение определенной проблемы, области или
    технологии;
  • формирование системного взгляда на конкретную
    ситуацию;
  • доказательство или опровержение мнения, теоремы,
    утверждения.

Часто цель определяется названием дипломной. Например, если тема
звучит как «Анализ современных российско-американских отношений», то целью работы
являются результаты анализа.

Цель может быть теоретической или практической. В первом
случае она определяет актуальность и научную значимость выполненного
исследования, возможность применения полученных результатов на практике для решения
конкретных научных проблем.

Практическая цель научного выпускного проекта направлена на
удовлетворение потребностей в определенной производственной сфере.

Цель и тема выпускной квалификационной работы должны быть
неразрывно связаны.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо определить
задачи. Они представляют собой последовательные этапы решения проблемы,
раскрытия темы исследования. Задачи описывают последовательными действиями,
которые предпринимает автор.

Общее количество поставленных задач может быть разным и
напрямую зависит от количества разделов в дипломе (не менее 3, но не более 6).

Ниже будет рассказано, как написать цели и задачи, на
примере темы «Уголовно-правовая характеристика кражи». Целью этой работы будет
описание кражи в уголовно-правовом поле. Из нее логично вытекают такие задачи:

  • рассмотреть субъективные и объективные признаки
    кражи;
  • описать квалифицирующие признаки кражи;
  • проанализировать отличие кражи от смежных
    составов преступлений.

Обратите внимание: формулировка задач диплома не может
перекликаться с текстом цели. Это рассматривается как ошибка.

При формулировке задач нужно использовать такие фразы:
проанализировать; описать; выяснить; сравнить; систематизировать.

Титульный лист

Титульный лист – лицевая страница дипломной работы. Именно с нее начинается документ. По ссылке можно подробнее прочитать что должно быть в титульном листе с примерами.

К оформлению этого элемента диплома предъявляются
определенные требования. В верхней части листа указывают наименование
государственного ведомства (например, Министерство образования РФ), а также
полное название ВУЗа, в котором проходит обучение студент. Также нужно указать
наименование кафедры и направление профессиональной подготовки.

Через 2-3 строчки, в средней части страницы, указать вид
исследования (дипломная или выпускная квалификационная работа) и его тему.

Также на титульной странице содержатся данные об авторе работе
и научном руководителе, включая ученую степень.

В нижней части листа указывают дату и место (город) написания
дипломной работы.

Содержание

Содержание, или оглавление, – это вторая страница диплома, которая
следует сразу за титульной. Здесь постранично перечислены все структурные
элементы плана работы.

Перед тем, как начать перечисление пунктов содержания, нужно
написать название «Содержание», хотя на некоторых кафедрах требуют указывать
слово «Оглавление». Уточнить этот вопрос можно у руководителя или в методичке ВУЗа.

Все рубрики в содержании должны точно соответствовать
заголовкам текста и строго отражать их последовательность. Наименование каждой
главы должно быть кратким – от 2 до 14 слов, то есть не длиннее двух печатных
строк. Для максимальной информативности названия рубрик нужно составлять,
используя ключевые слова. Здесь не стоит использовать аббревиатуры, сокращенные
слова, формулы.

Все главы и параграфы основной части дипломной работы обычно
принято нумеровать арабскими цифрами. Тем не менее, на этот счет в методичках
разных учебных заведений мнение может отличаться: например, в оформлении
содержания могут использоваться римские цифры для указания крупных структурных
элементов (I, II, III…). Также номера глав могут быть прописаны буквами («Глава первая»).

Обратите внимание на следующие правила:

  • разделы «Введение», «Заключение» и «Список
    источников» нумеровать в содержании не нужно;
  • знаки переноса слов не используются;
  • точка в заголовке ставится только после номера
    главы или параграфа;
  • наименования всех пунктов содержания не
    заключаются в кавычки.

Пример того, как написать содержание к дипломной работе:

Это приблизительный образец оформления оглавления в
квалификационный выпускной работе. На некоторых кафедрах строку между названием
главы или параграфа и номером страницы рекомендуют оставлять пустой, не
заполняя ее точками.

Введение

Введение – первый элемент основной части выпускной квалификационной работы. В методичках по написанию диплома можно встретить рекомендацию о том, чтобы написать вводную часть уже после завершения основной. Это связано с тем, что в процессе работы могут измениться некоторые компоненты исследования, в том числе – формулировка темы. В результате готовое введение придется писать с нуля, так как оно должно полностью соответствовать основной части дипломной работы.
По ссылке вы можете подробнее узнать о том, как правильно написать введение.

Структура введения диплома четко регламентируется и напрямую
связана с содержанием работы.

Введение должно включать следующие элементы:

  1. Формулировка основной проблемы, вытекающей из темы
    исследования.
  2. Обоснование выбора темы дипломной работы.
    Студенту необходимо объяснить актуальность проблематики, значение ее
    исследования для науки и возможность применить полученные в ходе исследования
    результаты на практике.
  3. Характеристика степени изученности выбранной темы.
    Эта часть введения требует обрисовать ситуацию и сделать вывод о пробелах в
    выбранной области.
  4. Определение объекта и предмета диплома. Объект –
    это то, что изучается в рамках исследования. В зависимости от дисциплины, в его
    роли могут выступать явления, события, люди, социальные группы, факты.
    Определяя объект дипломной, студент намечает границы, в которых проводится
    изучение выбранной проблематики. Другими словами, объект – это пространство для
    исследования, то, о чем выпускник будет писать на протяжении всего исследования.
    Предмет изучения дипломной работы – это более узкая область объекта
    исследования, которая устанавливает четкие рамки, за которые автор не должен выходить
    в процессе работы. Объект и предмет исследования диплома всегда соотносят как
    общее и частное.

Пример, который поможет понять, как правильно определить
объект и предмет научного исследования. Если тема диплома заявлена как
«Казначейство в системе исполнения бюджета РФ», то объектом изучения является
Казначейство России, а предметом – система исполнения бюджета Казначейством РФ.

Также вводная часть предусматривает описание цели и
поставленных задач, перечисление методов, которые будут использованы в процессе
исследования для раскрытия выбранной темы.

Вводная часть диплома занимает порядка 2-5 страниц.

Основная часть

Это наиболее объемная часть в дипломе, которая занимает до
70-80% объема, и самый сложный этап исследования. Она должна обязательно
соотноситься с задачами, поставленными перед выполнением дипломной. Сюда входит
от 2 до 5 глав, чаще всего их количество достигает 3. Каждая глава
подразделяется на параграфы (обычно от 2 до 4, их количество определяет сам
автор, исходя из специфики темы).

Проконсультироваться по поводу того, как написать дипломную
работу согласно установленного плана, можно с куратором проекта.

Структура основной части дипломной работы зависит от типа
исследования, а также дисциплины. Обычно главная часть подразделяется на
теоретическую и практическую (экспериментальную). Первая включает
характеристику существующих на данный момент подходов к решению выбранной
проблемы, обзор дискуссионных вопросов, обоснование различных методологических
подходов для изучения выбранного объекта и предмета.

Практический раздел диплома пишется для того, чтобы сделать
анализ экспериментальных данных, которые были получены в ходе исследования, и
разработать учебно-методический инструментарий.

В практическую часть диплома может быть включено описание
авторской технологии, которую целесообразно внедрить в определенную сферу
(например, в процесс обучения, если речь идет о написании дипломной работы по
педагогике).

Экспериментальный раздел обычно не присутствует в дипломах по
таким дисциплинам, как право, философия, история.

В каждой главе основной части нужно написать краткое
заключение.

Объем основной части диплома – 60-70 страниц.

Заключение

Это последний раздел диплома, написание которого позволяет сформулировать основные положения и выводы, содержащиеся в каждом из разделов работы. Студент подводит итоги проведенного исследования, предоставляет полученные теоретические и практические результаты, перечисляет рекомендации относительно возможности применения этих результатов на практике. О том, как правильно написать заключение к дипломной работе, вы можете прочитать в нашей статье по ссылке.

Выводы, сделанные в пунктах и главах работы, необходимо
обобщить, добиться их целостности. В заключении можно использовать такие
формулировки:

  1. «В исследовании мы выяснили».
  2. «Мы приходим к выводу о…».
  3. «Практическая значимость нашего исследования
    заключается в…».
  4. «На основании проделанного нами исследования
    можно сделать выводы о…».

Для диплома нужно написать 3-4 страницы с выводами.

Библиографический список

Перечень использованных при написании работы источников также нужно оформлять в соответствии с требованиями. Сюда нужно включить всю литературу, статьи и электронные материалы, на основе которых проводилось исследование. Важно не упустить ни одного наименования, на которое в тексте работы имеются подстрочные сноски или ссылки.

В методических пособиях о том, как написать дипломную
работу, подробно описаны особенности оформления библиографического списка.

Диплом – фундаментальный труд, для создания которого требуется
использовать не менее 30 источников. Оптимально, если студент подобрал для написания
исследования 50-70 наименований.

К источникам относят:

  • научную литературу;
  • нормативно-правовые документы;
  • справочники;
  • методические и учебные пособия;
  • статьи из специализированных газет и журналов.

В работе можно и даже нужно использовать источники
иностранных исследователей.

При оформлении литературного списка нужно указывать фамилию
и инициалы автора, заглавие книги (или название статьи), вид издания
(автореферат, учебник, монография), город и название издательства, год выпуска,
количество страниц.

Если источник – статья из журнала или газеты, то нужно
указать те страницы, на которых она размещена (например, «С. 20-25»).

Приложения к диплому

Часто при обсуждении темы о том, как написать максимально
информативное исследование, куратор научного проекта акцентирует на
необходимости включения приложений в структуру диплома.

В этот раздел входят дополнительные материалы: копии
документов (нормативно-правовые акты, договоры), инструкции, результаты
исследований, статистические данные, схемы, рисунки, громоздкие таблицы. Они
иллюстрируют процесс и результаты проведенного самостоятельно исследования.

Согласно требованиям, этот раздел всегда оформляют в конце диплома.

В тексте основной части работы присутствуют ссылки на
приложения, обычно – в скобках. Образец такой сноски – «См. Приложение 2».

Методика написания диплома

Большой объем информации и требований, касающихся самостоятельного
проведения исследования выпускника ВУЗа, может стать причиной затруднений в
работе. Ниже будет приведена небольшая инструкция, в которой есть полезные советы
о том, как написать диплом согласно существующим требованиям.

Алгоритм выполнения работы:

  1. Выбор темы.
  2. Определение целей и задач, логично вытекающих из
    темы диплома.
  3. Составление библиографического списка,
    наименования которого должны стать базой для написания работы. Студент может
    сделать это сам или попросить помощи у научного руководителя.
  4. Ознакомление с источниками и литературой.
  5. Составление рабочего плана диплома.
  6. Написание основных разделов (теоретическая и
    практическая части).
  7. Подготовка вводной и заключительной частей.
  8. Проверка диплома руководителем, внесение правок
    в соответствии с его замечаниями.
  9. Оформление документа согласно требованиям.
  10. Подготовка доклада для защиты работы.

Если правильно распределить время для выполнения каждого этапа
и ответственно подойти к переработке материалов по теме диплома, то работу
можно выполнить быстро и без волнений.

Общий стандарт оформления

Диплом – объемный документ, к которому предъявляются
требования не только по качеству написания, но и по оформлению. Ниже
перечислены рекомендации, которые подскажут, как написать диплом с соблюдением
установленного стандарта. Кстати, студенты часто отмечают, что работа над
форматированием и оформлением работы требует гораздо больше сил и времени, чем
подготовка текстового материала.

Итак, основные требования к оформлению диплома:

  1. Используемый шрифт – Times New Roman.
  2. Размер
    шрифта – 14.
  3. Печать
    – только односторонняя.
  4. Межстрочный
    интервал – 1,5 пункта.
  5. Выравнивание
    – по ширине.
  6. Ориентация
    листа – вертикальная.
  7. Все новые разделы диплома должны писаться с
    новой страницы.
  8. Заголовки не подчеркиваются.
  9. Переносы слов с использованием черточки не
    допускаются.

Плотность текста на странице должна быть равномерной, без
уплотнений и разрежений.

Заглавия структурных частей работы нужно писать прописными
буквами: «СОДЕРЖАНИЕ», «РАЗДЕЛ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ».

Списки и рамки диплома

Текст в документе не должен выходить за рамки, которые
образуются полями. В соответствии с правилами оформления, нужно установить правильные
значения для всех полей: верхнего и нижнего – по 2 см, левого – 3 см, правого –
1,5 см.

Абзацы в тексте нужно начинать с отступом в 1,25 см.

Что касается списков перечислений в дипломе, то они могут
быть нумерованными или маркированными.

Маркированный список используют, если требуется перечисление
объектов, для которых порядок не имеет значения. В этом случае правильное оформление
предусматривает использование маркера (жирной точки или тире). Каждый пункт пишется
с большой буквы, в конце слова ставят точку с запятой.

Нумерованный список в дипломе используют для порядкового,
последовательного перечисления чего-либо. Для нумерации используются арабские
цифры. Каждое наименование в пункте пишется с большой буквы, в конце ставят
точку с запятой.

Если хотя бы один из пунктов списка представлен крупным
текстовым блоком, то после каждого из них ставится точка. Новую строку в этом
случае нужно писать с большой буквы.

Сноски и ссылки

При оформлении диплома нужно правильно разместить сноски и
ссылки. Между этими понятиями есть разница, и заключается она в том, что первые
представлены в виде дополнительного текста, который размещают в нижней части
страницы диплома, отделенной чертой.

Сноску используют для того, чтобы написать наименование
источника, из которого была взята информация или цитата. Оформление осуществляется
через средства программы Word
(раздел «Ссылка», затем пункт «Вставить концевую сноску»).

Ссылка – это любые библиографические данные об источнике и
его авторе, которые относятся к цитируемому в дипломе материалу. Их назначение
– указание первоисточника. Библиографические ссылки бывают:

  1. Внутритекстовыми, располагающимися в предложении
    или сразу за ним. Способ связи с текстом – круглые скобки. В них нужно написать
    автора цитируемого текста, название источника, город и год выпуска, страницу, с
    которой заимствован текст).
  2. Затекстовыми. Такие ссылки пишутся за пределами
    основной части документа и оформляются перечнем. В этом случае в предложении
    ставят квадратные скобки […], в которых указано число. Под этим номером в
    списке литературы и указан первоисточник.

Наиболее удобно при написании диплома использовать именно
затекстовые ссылки.

Презентация к работе

Студенту нужно не только написать текст диплома, но и
подготовить мультимедийную презентацию. Она является сопровождением к речи
защиты.

Презентация представляет собой видеоряд, который описывает основные этапы работы, демонстрирует полученные в ходе исследования результаты, а также дополнительные материалы (изображения, таблицы). Подробнее как оформить презентацию к дипломной работе можно узнать по ссылке.

Презентация также имеет структуру. Она состоит из:

  • титульного слайда, на котором нужно писать ФИО
    студента и научного руководителя, наименование учебного заведения, тему работы,
    год выполнения;
  • введения (перечисление актуальности
    исследования, предмета и объекта, цели и задач);
  • теоретической части (главные тезисы первой главы
    диплома);
  • практической части (перечисление основных
    положений второй и последующих глав);
  • визуализации (демонстрация изображений, схем,
    таблиц и другого дополнительного материала);
  • заключения (основные выводы по всем главам диплома).

Презентация для защиты диплома должна состоять минимум из 12
слайдов.

Доклад и речь для защиты

Доклад для защиты дипломного проекта студента представляет собой документ, в котором содержатся краткие сведения о работе, а также главные выводы по ее теме. Нужно написать не более 4 печатных листов текста. Есть подробная статья на тему как правильно написать речь к диплому.

На выступление с докладом и речью выделяют до 20 минут.

Хороший совет, который поможет быстро и качественно
подготовить доклад: составьте план выступления. Речь нужно разделить на
несколько частей:

  • вводную (приветствие членов комиссии, описание
    цели и задачи проекта, обоснование актуальности выбранной темы);
  • основную, или методическую (описание
    использованных для проведения исследования методов, изложение основных этапов работы,
    проведение презентации с использованием раздаточных материалов);
  • заключительную (вынесение собственных
    рекомендаций по исследуемой проблеме, а также результатов исследования, которые
    можно применять на практике).

Речь для доклада советуют написать примерно за 1,5 месяца до
назначенной даты защиты диплома. За оставшийся срок ее можно доработать и
выучить наизусть.

Подготовка к сдаче

Подготовка к защите выпускного проекта включает составление
доклада, создание презентации и психологическую тренировку. Важно репетировать
речь не только для того, чтобы блестяще запомнить ее, но и для того, чтобы
уложиться в отведенное для этого время. Нужно научиться делать акцент на
демонстрационные материалы, которые улучшают понимание теоретической
информации.

Перед защитой нужно еще раз внимательно вычитать текст
доклада. Необходимо избавиться от явных канцелярских оборотов: они не только
загромождают речь, но и крадут и без того ограниченное регламентом время.

Вы уже почти выпускник, и дело осталось «за малым» –
написать дипломную работу? Не все располагают временем, достаточным для
проведения фундаментального научного исследования. Если вы принадлежите именно
этой категории вечно занятых людей, облегчите себе жизнь, обратившись в учебный
центр Студсервис. Специалисты ресурса подготовят для вас дипломную работу по
указанной теме в оговоренный срок. Хотите узнать больше? На сайте компании
работает круглосуточная поддержка. Вы можете получить ответы на все
интересующие вас вопросы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Масоны как найти их
  • Как найти артикул на коробке
  • Как найти комменты одного человека вк
  • Как найти канал в вайбере
  • Как найти название передачи