Как составить план дипломной по истории

Студенты исторического факультета отлично разбираются в датах и событиях русской и мировой истории. Однако далеко не каждый знает, как правильно написать диплом. Преподаватели обычно не делятся никакой информацией, считая, что студенты сами справятся со всем. Мы рекомендуем заранее узнать, из чего состоит выпускная работа и что в ней нужно написать. В этой статье мы расскажем все советы, как написать дипломную работу по истории. Поэтому прочитайте до конца, чтобы знать все секреты и лайфхаки.

Содержание

  1. Что такое дипломная работа, ее структура
  2. Как написать дипломную работу по истории: 7 советов
  • Где взять список используемой литературы
  • Как написать план и содержание дипломной работы по истории
  • Как написать введение по истории
  • Как написать теоретическую часть по истории
  • Как написать практическую часть по истории
  • Как написать третью главу дипломной работы
  • Как написать заключение дипломной работы по истории
  1. Как сделать оформление дипломной работы по истории
  2. Как проверить и повысить уникальность самому

01 Что такое дипломная работа, ее структура

Что такое дипломная работа

Прежде чем написать дипломную работу, нужно понять, что это такое и как она должны выглядеть.

Проще говоря, это выпускная работа, которая показывает компетенцию студента, все знания и навыки, которые он приобрел за 4 года в университете. В ней он должен показать свою исследовательскую деятельность, как он умеет изучать и решать научную проблему.  Диплом – это не реферат, где собираются разные точки зрения ученых и предоставляется вывод. Это самостоятельная работа каждого студента, который хочет получить документ о высшем образовании.

Структура диплома отличается и от курсовой. Если в курсовой, нужно было только рассмотреть тему и изучить предмет исследования, то в дипломной работе требуется еще решить научную проблему. Давайте посмотрим на порядок структурных частей ВКР:

  • Титульный лист (1 страница)
  • Содержание (1 страница)
  • Введение (2-3 страницы)
  • Теоретическая часть (25-30 страниц)
  • Практическая часть (15-25 страниц)
  • Решение научной проблемы (10-15 страниц)
  • Заключение (2-3 страницы)
  • Список используемой литературы (1-2 страницы)
  • Приложение (если есть, 1-5 страниц, но в общий объем не входит)

Студенту нужно следовать этому порядку, заполнять все части в правильно объеме. Вся дипломная работа на историческом факультете должна быть по объему не менее 55 и не более 85 страниц.

Кроме самой письменной работы студенту-историку необходимо сделать правильное оформление по ГОСТу и по методичке. После этого нужно подготовить защитное слово и презентацию к защите диплома. Поэтому не рекомендуем откладывать работу в дальний ящик.

Как написать дипломную работу по истории самому, расскажем более подробно.

Лайфхак
Когда вы закончите писать дипломную работу, вам придется отправить текст на проверку антиплагиата и нормоконтроля. Вам нужно набрать высокий процент уникальности и не допустить ошибки в оформлении. Все это мы можем сделать за вас. Закажите оформление диплома по ГОСТ, а также повышение оригинальности до 80-90% за пару минут. Принимаем заказы в любое время суток 

02 Как написать дипломную работу по истории: 7 советов

Как написать дипломную работу

Давайте посмотрим, как написать дипломную работу по истории самому в сжатые сроки. В следующих главах мы рассмотрим каждую часть ВКР отдельно. А пока рассмотрим, как выбрать тему и научного руководителя.

Для начала вам нужно выбрать, какой предмет вам больше всего понравился, по которому вы хотите писать диплом. Найдите преподавателя по этому предмету и скажи, что хотите писать ВКР вместе с ним. К его кафедре вы и будете относиться, например, кафедра истории древнего мира, кафедра этнологии, кафедра древних языков и т.д.

Именно в рамках этой кафедры вы должны будете выбрать тему дипломной работы. Имейте ввиду, писать работу по теме реформы правления Екатерины II на кафедре древних языков не принято. Преподаватель должен сам хорошо разбираться в выбранной теме, чтобы помочь вам в написании работы.

Научный руководитель может предложить вам тему дипломной работы из своего списка. Если ни одна из них вам не подошла, вы можете предложить свой вариант. Посмотрите актуальные научные исследования в научных журналах и на научных конференциях. Определите, что для вас самого интересно и предложите предмет исследования научруку. Он поможет вам придумать название для темы исследования.

Дополнительные советы перед началом написания диплома:

  1. Начните писать за полгода, максимум 2-3 месяца работу, чтобы успеть ее сдать на проверку
  2. Высыпайтесь и правильно питайтесь
  3. Приобретите комплекс витаминов и глицин, чтобы лучше работать и концентрироваться на работе (сначала посоветуйтесь с врачом)
  4. Общайтесь с одногруппниками, как они выполняют свою работу. Это мотивирует вас чаще работать, и вы будете быстрее узнавать лайфхаки других студентов
  5. Если у вас появляется окно или свободное время после университета, то идите работать в читальный зал. Так, вы лучше сможете сконцентрироваться на работе
  6. Обязательно при чтении источников или монографий выписывайте все, что вам может понадобиться для работы. Чаще работайте с электронными книгами и статьями, т.к. вам будет легче скопировать цитату
  7. Смотрите документальные фильмы, интервью с историками по своей теме. Так вы быстрее поймете, о чем вам нужно написать работу

Итак, запомните эти советы, они помогут вам на протяжении всей работы. Теперь перейдем к более подробной инструкции, как написать дипломную работу по истории.

  •  Где взять список используемой литературы

Где взять список используемой литературы

Самое сложное – это не начать писать дипломную работу, а найти источники для списка используемой литературы. Для студентов исторического факультета существуют такие ресурсы:

  • Архивы («Документы советской эпохи», «Российский государственный архив кинофотодокументов», «Портал архивы России» и др.)
  • Колекции энциклопедий и словарей (Мегаэнциклопедия, Рубрикон и др.)
  • Исторические каталоги («Economic History.NET», «WWW-VL: World History Index and History Central Catalogue Library», «Коллекция ссылок Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова» и др.)
  • Специализованые энциклопедии («Большая советская энциклопедия», «Энциклопедия. История войн», «История России с древнейших времен» и т.д.)
  • Музеи («Музеи России», «Всероссийский музей А.С. Пушкина» и др. Большинство имеет виртуальный образ на официальном сайте)
  • Историческая периодика (Журнал «Российская история», журнал «Родина», «Этнографическое обозрение» и др.)
  • Тематические ресурсы («Археология.РУ», «Советская музыка», «Советская музыка» и др.)
  • Электронные библиотеки (Российская национальная библиотека, Государственная публичная историческая библиотека и др.)
  • Исторические блоги («Гражданская война в России’s Journal», «Книги по истории» и др.)
  • Исторические форумы

Все это поможет найти нужную литературу, чтобы составить список для дипломной работы. Всего нужно набрать не менее 30 источников. Однако это делается не быстро. Если время поджимает, то есть 2 способа, как найти книги быстрее:

  • Вам нужно попросить помощи у преподавателя. Если он знаком с темой исследования, то он назовет не менее 15 источников. Иногда научрук полностью составляет список литературы
  • Зайдите в открытую библиотеку «КиберЛенинка» и введите в поисковую строку название своей дипломной работы, либо ключевую фразу. По этому запросу будут найдены статьи с похожим названием. Используйте их в качестве источников, а также заимствуйте литературу из их библиографического списка. Точно так же можно поступить в готовыми курсовыми и ВКР по вашей теме, которые вы найдете в интернете.

То, что вы скопируете чужой литературный список – это не плагиат. Важно лишь выбрать источники, которые подходят вам. Обязательно изучите их самостоятельно.

Таким образом, вы сможете написать дипломную работу по истории самостоятельно.

Более подробно здесь: Где взять список литературы для курсовой и диплома?

  • Как написать план и содержание дипломной работы по истории

написать содержание дипломной работы по истории

Нельзя написать дипломную работу без плана и содержания. Вместе с научным руководителем, вам необходимо распланировать действия по выполнению диплома, а также назвать некоторые главы вашей работы.

Теоретическая, практическая и третья главы в дипломной работе должны иметь уникальное название, как и параграфы. Необходимо определить сколько параграфов помогут вам раскрыть теорию и практику исследования.

В названиях не должно быть повторения темы диплома. Они должны быть связаны между собой и раскрывать научную проблему. Логическая цепочка должна прослеживаться от теоретической главы до третьей.

Вам поможет эта статья: Как составить план в дипломной работе – пример

Все вышеперечисленное составляет половину вашей дипломной работы. Дальше мы рассмотрим, как написать дипломную работу по истории своими словами.    

  • Как написать введение по истории

Чтобы написать диплом по истории, обязательно необходимо добавить вводную главу. Здесь нужно рассказать о своем исследовании, объяснить, почему выбрана такая тема, чем она важна для общества, как у вас цель и т.д. Несмотря на то что введение является первой частью в структуре диплома, ее написание можно оставить на конец. Не все студенты могут сразу дать определение к своей работе.

Итак, давайте посмотрим, какая структура должна быть у введения:

  • Актуальность темы исследования
  • Научная новизна исследования
  • Гипотеза исследования
  • Теоретическая и практическая значимость исследования
  • Цели и задачи исследования
  • Теоретическая база исследования в дипломе
  • Объект и предмет исследования
  • Методологическая база исследования в дипломе

Обратите внимание, что не на всех кафедрах требуют все эти определения. Обязательно загляните в методичку оформления ВКР, которая находится у научрука или на вашей кафедре.

Чтобы легче было написать введение, посмотрите на примеры готовых работ, которые схожи с вашей темой. Делайте по аналогии.

Также прочитайте эту статью: Как написать введение к дипломной работе – пример  

  • Как написать теоретическую часть по истории

Как написать теоретическую часть по истории

Написать теоретическую часть дипломной работы по истории очень просто. Для этого вам нужно раскрывать все источники, которые вы собрали и начать собирать реферат. Не забывайте, что эта глава должны быть разделена на минимум 2-3 параграфа. Поэтому рекомендуем находить похожие параграфы в литературе, которая у вас под рукой.

Не забывайте пользоваться дополнительной информацией из интернета.

Вам нужно разобрать историю возникновения и развития научной проблемы в прошлом. Как ее исследовали ученые, к каким выводам они пришли ранее. Если вы пишите про проблему налоговой реформы и ее результатах, то проследите мотивы и причины ее возникновения, какие альтернативы могли бы быть и как это повлияло на нынешнее время.

Все, что вы берете из источников вашего библиографического списка, нужно заключать кавычки, оставлять ссылки и сноски для указания автора. Прочитайте, как правильно оформлять цитирование для антиплагиата.  Узнайте заранее, как оформить правильно ссылки и сноски.

Если вы нашли нужную информацию из интернета, то ее нужно перефразировать своими словами. Это также необходимо для прохождения антиплагиата.

Написать дипломную работу по истории нужно, опираясь на предыдущие научные труды. Поэтому на каждой второй странице оставляйте ссылку на источник.

Вам может помочь статья: Как написать теоретическую часть курсовой и диплома

  • Как написать практическую часть по истории

Написать практическую часть дипломной работы по истории нужно самостоятельно. Здесь вы используете методы исследования, которые выбрали вместе с научным руководителем. Чаще всего историки используют следующие методы:

  • проблемно-аналитический (анализ истории по конкретным проблемам)
  • хронологический (рассмотрение связи разных явлений в разных временных промежутках в порядке хронологии)
  • синхронический (рассмотрение связи явлений в одном временном промежутке)
  • сравнительно-исторический (рассмотрение и сравнение разных исторических явлений и выявление общих признаков)

Также используются общенаучные методы: анализ, обобщение, эксперимент, описание и т.д.

Вам нужно углубиться в научную проблему и найти, в чем конкретно заключается научная проблема. Например, если вы рассматриваете явление оппозиции в государстве, то должны изучать его с помощью сравнительно-исторического метода. Можете начать рассматривать явления Пугачевского восстания, диссидентского движения в СССР и выявить их общие признаки.

Сделайте вывод, какие причины появления оппозиции могут быть. Вы можете излагать свои мысли и выводы, не ссылаясь на других историков. Если же ваши взгляды совпадают с известными исследователями, то подчеркните этот момент.

Таким образом, вас удастся написать больше половины дипломной работы по истории.

Дополнительно можно прочитать: Как писать практическую часть дипломной работы?

  • Как написать третью главу дипломной работы

Как написать третью главу дипломной работы

Третья глава завершает основную часть. В ней вы должны рассказать, какие пути решения научной проблемы возможны. Какие уже методы были испробованы для совершенствования проблемы. Посмотрите, какие способы сработали, а какие канули в лету.

Чтобы вам было проще написать эту главу, обсудите проблему со своим научным руководителем или своими одногруппниками. Так, к вам быстро придут гениальные идеи. Рекомендуем вам воспользоваться такими приемами, чтобы быстрее выполнить работу и сдать ее научному руководителю.

Написание третьей главы – это творческий процесс. Поэтому рекомендуем вам включить креатив. Таким образом, вы сможете написать дипломную работу по истории самостоятельно.

Также рекомендуем для прочтения: Что писать в третьей главе дипломной работы (ВКР)

  •  Как написать заключение дипломной работы по истории

Когда вы будете подходить к завершению, вам останется написать только заключение дипломной работы по истории. Оно состоит из трех частей:

Введение – нужно заново переписать вводную главу своими словами

Основная часть – соберите в едино все выводы, которые вы делали в конце глав и параграфов

Заключение – итоговая часть, где вы показываете, какой результат получили и как можно решить научную проблему.

Это одна из легких глав, но если у вас возникли трудности, то рекомендуем прочитать эту статью Как написать заключение к дипломной работе – пример.

Теперь вы знаете, как написать дипломную работу по истории.

03 Как сделать оформление дипломной работы по истории

После того, как вы написали дипломную работу, вам нужно правильно ее оформить. Для оформления мы рекомендуем вам прочитать эти статьи

Пример оформления дипломной работы(образец)ГОСТ 2023

Оформление списка литературы по ГОСТу 2023 – правила.

Как оформить приложения в дипломной работе ГОСТ 2023

Также вы можете посмотреть это видео и быстро оформить свой диплом по всем требованиям ГОСТа.

Если у вас нет времени или желания, то мы можем оформить работу за вас. В кратчайшие сроки выполним ваш заказ и пришлем вам на электронную почту.

04 Как проверить и повысить уникальность самому

После того, как вы полностью отредактируете свою работу, вам нужно проверить уникальность. Для прохождения проверки на плагиат в университете, необходимо набрать не менее 70-80% оригинальности.

Большинство студентов используют сервис Антиплагиат ру. Здесь можно бесплатно и проверить свою работу.

  • Зарегистрируйтесь на официальном сайте с помощью электронной почты,
  • зайдите в личный кабинет,
  • загрузите свою работу в формате PDF или TXT,
  • подождите несколько секунд,
  • посмотрите свой результат

Этот вариант был бы идеальным, если бы не одно но. Бесплатная версия Антиплагиат не дает точного процента оригинальности. Чтобы получить точный показатель, вам необходимо приобрести полную проверку за 270 рублей.

Также у вас есть возможность проверить работу через преподавательский сервис Антиплагиат ВУЗ всего за 249 рублей. Причем в эту сумму включены также полный отчет и справка Антиплагиат. 

Заказать проверку работы вы можете на нашем сервисе. Также вы можете заказать повышение уникальности с помощью кодировки. Этот метод позволяет скрыть заимствования от поиска плагиата, не изменяя текста. Всего за 5-10 минут вы получите 80-90% оригинальности.

повысить уникальность

Таким образом, вы сможете легко пройти проверку в университете с первого раза.

Давайте подведем итоги. В этой статье мы рассмотрели, как написать дипломную работу по истории. Теперь вы знаете, как написать каждую часть работы. Обязательно найдите в интернете готовые дипломы, чтобы видеть перед глазами пример, а также воспользуйтесь нашими статьями, ссылки на которые мы оставили в каждой части статьи.   

Полезные статьи: 

Повысить уникальность дипломной работы – инструкция

Как пройти антиплагиат диплома: советы 2023 года

Отзыв и рецензия к Дипломной работе: пример, образец

Доклад и раздаточный материал к диплому: пример 2023

Реферат к дипломной работе – как написать, примеры

Аннотация к дипломной работе – как написать, примеры

Сколько стоит написать или заказать дипломную работу

Как начать писать дипломную или курсовую работу

Дипломное сочинение является завершающим этапом в
подготовке высококвалифицированного специалиста-историка. Это последняя учебная
работа студента в стенах университета. Её главная цель состоит в систематизации,
закреплении и расширении теоретических и фактографических знаний, применении их
при решении конкретных исследовательских задач, в развитии навыков
самостоятельной работы историка.

Дипломное сочинение и защита в государственной
аттестационной комиссии (ГАК) показывают уровень овладения студентом-выпускником
методологией, исследовательскими приемами и навыками, материалом изученных
курсов, историографией, умением самостоятельно работать с исторической
литературой и источниками, а также то, как студент-выпускник сумел изучить
конкретную историческую проблему и изложить свои мысли и выводы.

Дипломное сочинение является самостоятельным
исследованием, к которому предъявляются те же высокие требования, что и к любой
работе историка-профессионала.

Дипломное сочинение – не отвлечённое учебное
упражнение. В нём рассматриваются вопросы, представляющие интерес для
исторической науки. Студенту-дипломнику необходимо выявить максимально возможное
количество исторических фактов по избранной теме, изучить все доступные
источники и специальные исследования. При этом он должен помнить о
многомерности исторических явлений, их сложном взаимодействии. Ибо только
овладение репрезентативным массивом фактов и методами их объективной
интерпретации позволяет выявить основные тенденции изучаемого явления.

Дипломное сочинение не должно сводиться к пересказу
источников и исторических работ. Оно немыслимо без элементов новизны. Понятие
«новизны» означает постановку в дипломном сочинении проблемы, которая
ещё не получила достаточного освещения в литературе, а также выявление и
систематизацию неизвестных ранее фактов. Дипломная работа требует от каждого
студента-дипломника активизации всех его умений, трудолюбия, требовательности к
себе.

1. ВЫБОР ТЕМЫ

Для успешной научно-исследовательской работы важное
значение имеет выбор темы, ибо её актуальность придаёт поискам студента-дипломника
научную ценность, вводит в круг проблем отечественной исторической науки. При
определении темы дипломной работы научные руководители и кафедры, как правило,
учитывают научные интересы студента. Объектом исследования могут быть как
конкретные исторические сюжеты любого периода отечественной истории, так и
источниковедческие и историографические проблемы, жизнь и деятельность
государственных и общественных деятелей, история сёл и городов, предприятий и
учреждений, сословий и классов, государственных органов власти и местного самоуправления.

При выборе темы прежде всего следует выявить степень
её изученности. Естественно, студент-историк должен изучить литературу по данной
проблеме. Только на этом пути возможно установить, какие вопросы темы не нашли
отражения в исторической литературе, и какие точки зрения уже имеются. При
определении темы важно установить хронологические и проблемные рамки дипломной
работы. После этого тема дипломной работы в присутствии студента утверждается
на заседании кафедры и будущий студент-дипломник прикрепляется к научному
руководителю.

Написание научно-исследовательских работ требует чётко
про- думанной организации труда. Необходимо установить основные этапы выполнения
дипломной работы. После выбора и утверждения темы важным этапом является
составление рабочего плана. План нужен для того, чтобы распределить время для
выявления литературы и источников, их изучения и обработки.

Основными разделами рабочего плана являются:
1) составление библиографии по теме; 2) изучение теоретических и методических
трудов; 3) изучение и конспектирование специальной литературы и опубликованных
источников; 4) выявление документов и материалов в архивах, музеях, рукописных
отделах библиотек; 5) составление развернутого плана дипломной работы; 6)
работа над главами и разделами дипломного сочинения; 7) написание введения и
заключения; 8) составление списка источников и литературы; 9) оформление
дипломной работы; 10) написание реферата.

Следует иметь в виду, что составление библиографии,
изучение литературы и источников, в основном, необходимо закончить к концу IV курса,
с тем, чтобы в течение 9 и 10 семестров завершить написание дипломной работы.

Прежде чем приступить к изучению источников и
литературы, не- обходимо составить план дипломной работы. План, как правило,
строится следующим образом: Введение; Глава I; Глава II; Заключение; Список использованных
источников и литературы. План может быть составлен по проблемному или
хронологическому принципам, или посредством их сочетания. В главах следует
выделить параграфы, в которых будут рассмотрены конкретные проблемы.

В начале 10 семестра научным руководителем, а затем
кафедрой, утверждается поэтапный план работы над дипломными сочинением. В плане
излагаются цели и задачи, структурные части и сроки представления отдельных
разделов и работы в целом.

2. СБОР МАТЕРИАЛА

Следующим этапом в работе над дипломным сочинением
является сбор материала. Прежде всего следует просмотреть библиографические
издания и справочные материалы и выявить монографии, статьи и публикации
документов по теме.

Работу над библиографией нужно построить в следующем
порядке. Сначала определить теоретические труды, в которых освещены методологические
вопросы. При этом нужно использовать всю совокупность литературы. Это позволит
самостоятельно определить методологические принципы, которые будут использованы
при изучении источников и литературы и написании дипломного сочинения.

Помимо специальной библиографической литературы
необходимо использовать «Книжную летопись» (еженедельное издание),
«Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей»,
«Летопись рецензий». Сведения о новейшей литературе публикуются в
ежемесячном издании института научной информации «Новая литература по
гуманитарным наукам: история, археология, этнология». Немало полезной
информации студент-историк может почерпнуть в библиографических и историографических
обзорах исторических журналов «Вопросы истории», «Отечественная
история» (до 1992 г. — «История СССР»), «Российская
археология» (до 1992 г. — «Советская археология»),
«Этнографическое обозрение» (до 1992 г.
— «Советская этнография»), «Вестник МГУ. Сер. история»,
«Российский исторический журнал», «Родина»,
«Общественные науки и современность». Кроме того, следует обратить
внимание на прикнижную и пристатейную библиографию, а также на
библиографические материалы в «Большой Советской энциклопедии»,
«Малой Советской энциклопедии», «Исторической
энциклопедии».

При составлении библиографических карточек необходимо
делать полное описание книги следующим образом: Грунт А.Я. Москва, 1917-й.
Революция и контрреволюция. М.: «Наука», 1976. — 387 с. (Академия
наук СССР, Институт истории СССР). Если имеется рецензия, то на этой же
карточке следует указать её автора, место и время опубликования.

При описании статей из журналов и сборников необходимо
указывать фамилию и инициалы автора, название статьи, место публикации:
например, Ядов В.А. О соответствии теоретического и эмпирического подходов к
конкретному социологическому исследованию // Проблемы методологии социального
исследования. Л.: изд-во ЛГУ, 1970.
С. 3-15. Из газет: Васин М. Зелёный потенциал // Правда. 1978. 2
февраля. С. 2.

Библиографический материал необходимо классифицировать
по проблемам. Рекомендуем выделить такие разделы: 1) теоретико-методологические
исследования; 2) опубликованные документы; 3) специальная литература (здесь
классификацию можно провести по проблемам). Картотека позволит эффективнее
использовать собранный библиографический материал.

Существует последовательность и в изучении источников и
литера- туры. В первую очередь необходимо изучить теоретические и методологические
труды, в которых затрагивается избранная тема. Затем изучается литература,
опубликованные источники и периодическая печать. Только после этого целесообразно
приступить к поиску документов в архивах, музеях, рукописных отделах библиотек.
Такая последовательность поможет точнее определить пути поиска новых
источников.

В работе с литературой и источниками важное значение
имеет составление рабочих карточек (листов), на которых хранятся цитаты, выписки
из литературы или документов. Каждая карточка должна иметь:
1) заглавие (например, глава 1, § 2); 2) фамилию, инициалы автора,
название работы, место и год издания, страницы; или – название архива, номер
фонда, описи, дела, листа; 3) текст выписки. Карточки следует классифицировать
по определённым разделам работы. После того, как материал собран, можно
приступать к их написанию.

3. ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ

В дипломной работе следует выделить несколько глав.
Как правило, в главах рассматриваются крупные проблемы темы. Глава может
состоять из параграфов, в которых анализируются более частные вопросы. Главы и
параграфы должны иметь заглавия, отражающие суть проблемы.

При написании глав изложение следует строить по схеме:
постановка вопроса, рассмотрение проблемы, итоги и выводы. Особое внимание
следует уделить системе доказательств (аргументации).

Дипломная работа должна строиться на анализе
первоисточников и критическом отношении к оценкам, которые содержит
историческая литература. Анализ позволит повысить научно-теоретический уровень
дипломной работы, сделать правильные выводы и наблюдения. Каждый параграф и
каждая глава должны заканчиваться аргументированными выводами, подводящими итог
исследованию вопроса. Выводы должны иметь обобщающий характер.

При изложении материала следует опираться на всю
совокупность фактов. Нельзя игнорировать материал, который противоречит
авторской концепции. Напротив, студент-дипломник должен использовать этот
«неудобный» материал для того, чтобы подчеркнуть сложность
исторического процесса. Это сделает выводы весомее и рельефнее отразит
исторический процесс.

4. ВВЕДЕНИЕ

Введение – весьма существенная часть работы. Здесь
необходимо сформулировать и обосновать проблему, которую предстоит решить.
Здесь же следует определить хронологические рамки и территориальные границы
темы, сформулировать цели и задачи исследования, определить его научную
значимость и новизну, изложить методологические принципы и методы, которых
намерен придерживаться автор, провести аналитический обзор источников и
специальной литературы, обосновать его структуру.

Процесс исследования начинается с формулирования
проблемы или исследовательской задачи и целей её решения. Бесконечное
многообразие истории обусловливает необходимость обоснования конкретного
аспекта исследования и его задач. Без этого никакое исследование не может быть
плодотворным. Постановка проблемы определяется научно-познавательными
потребностями, а её сущностное содержание – имеющимся научным знанием.
Постановка проблемы является сложной исследовательской процедурой не только при
оценке её научной значимости, но и в процессе выявления того, что некая
проблема вообще существует. Здесь требуется анализ имеющегося знания,
следствий, которые из него вытекают, а также того, в какой мере это знание
вписывается в существующую общую научную картину.

Определение темы предполагает мотивированное изложение
тех вопросов, которые автор дипломной работы намерен рассмотреть, и тех, которые
останутся за рамками исследования. Последнее едва ли менее значимо, чем первое.
Исторические явления многомерны. Проследить всю без исключения совокупность их
взаимосвязей ни практически, ни теоретически невозможно. Многомерность
исторического процесса выражается не только в многообразном сочетании индивидуального,
социального и общечеловеческого, но и в пространственном, временном, масштабном
многообразии. Ограничив объём сюжетных взаимосвязей, на которых историк-дипломник
намерен сосредоточить внимание, он тем самым показывает, что не питает иллюзий
относительно всеобъемлющей исчерпанности темы в его труде. Такой подход в
значительной мере снижает вероятность того, что во время защиты придётся
отвечать на вопросы, почему не рассмотрены те или иные её аспекты.

Актуальность темы, в первую очередь, определяется её
значимостью для уточнения исторических знаний, нового видения отдельных и общих
явлений истории. Поэтому более чем сомнительны и явно наивны попытки
обосновывать и связывать актуальность исследования далёкого и не очень далёкого
прошлого с политическими, социальными и иными интересами сегодняшнего дня. По
существу, подобного рода дефиниции – дело таких областей знания, как
политология, социология и т.п. Не так давно часто писали: «актуальность
темы определяется задачами коммунистического строительства»; чуть позже –
«задачами перестройки»; сейчас нередко – «задачами переходного
периода» или «посткоммунистического общества».
Бессодержательность подобных сентенций в пояснениях не нуждается.

Если Вы анализируете историю социально-политических движений
или партийных объединений, то при выявлении актуальности главнее определить
сущность, место и их роль в контексте общероссийских событий, взаимосвязь с
явлениями, протекавшими не только в исследуемый, но в предшествующий и
последующий периоды.

Автор дипломного сочинения должен отчётливо
обозначить  методологические принципы, которых он намерен придерживаться. В
последние годы в моде методологический плюрализм: кто-то исповедует «методологию
марксизма-ленинизма» – исторический материализм и теорию формаций, кто-то
– цивилизационную концепцию во всём разнообразии её проявлений, кто-то
изобретает собственные подходы. Мы ни в коей мере не желаем навязывать
студенту-дипломнику ту или иную методологическую концепцию, но решительно
возражаем против распространенного «бегства» от методологии.

Вместе с тем хотелось бы предостеречь от смешения
методологии и методов исторического исследования. Общепризнанно, что
методология суть мировоззрение, общая теория познания. Метод же представляет
собой определенную последовательность действий, приемов, операций, выполнение
которых необходимо для достижения поставленной цели. Иными словами, метод
представляет собой теоретически обоснованное познавательное средство,
совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и
инструментов, с помощью которых решаются поставленные исследовательские задачи.
Краеугольными посылками метода являются подход и принцип.

Основные пути решения поставленных задач определяются
подходами. Давно известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, логический
и исторический, индуктивный и дедуктивный, аналитический и синтетический,
динамический и статистический, описательный и количественный, генетический и
типологический, сравнительный и др. Более новыми являются подходы системный,
структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный. Принципы
выражают конкретное содержание метода. Исследовательские подходы и принципы переплетены
и взаимосвязаны, в силу чего их часто называют просто методом.

5. НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В «Заключении» подводятся основные итоги
исследования изучаемой проблемы. Выводы и заключения можно излагать реферативно
или по изучаемым проблемам темы, или в порядке соподчинённости вопросов исследования
и т.д. Заключение должно носить характер обобщающих выводов, а не
«довеска» к дипломной работе. Поэтому заключение требует тщательной
работы. В «Заключении» необходимо вновь подчеркнуть актуальность темы
и показать, были ли достигнуты цели и решены задачи исследования. На основании
частных выводов и наблюдений, сделанных в параграфах и главах,
историк-дипломник должен показать процесс решения поставленных задач и изложить
основные выводы исследования. Здесь же можно сформулировать практические
предложения и рекомендации в качестве научного или фактического результата
исследования, указать на новые аспекты выполненной дипломной работы в изучении
темы или какой-либо частной проблемы.

Если выводы в параграфах и главах носят частный
характер, то в заключении они должны быть подняты на обобщающий уровень. Они
должны выражать концепцию автора, стать итогом всей научно- исследовательской
работы историка-дипломника.

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

Существенной часть дипломного сочинения могут стать и
приложения. В них целесообразно поместить исторический документ, обнаруженный
впервые, или тот, авторские ссылки на который не исчерпывают многогранность его
содержания. В приложения можно также включить таблицы, карты, схемы, перечень
дореволюционных и современных названий предприятий, городов, кораблей и т.д.
Таблица, как правило, содержит цифровой материал, сгруппированный в
определенном порядке в колонки (графы). Помещать в приложение следует только
такие таблицы, которые не поддаются воспроизведению другими способами. Таблицы
снабжаются текстовыми заголовками и располагаются над ними в середине полосы. Заголовки
пишутся прописными буквами без точки в конце. Однотипные таблицы должны быть
построены одинаково. Во всех случаях, когда в приложении приводятся таблицы,
карты, схемы и т.д., необходимо указать местонахождение источника (архив,
музей, книга и т.д.). Каждому из приложений следует присвоить порядковый номер.

7. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательным элементом дипломного сочинения является
обзор специальной литературы по теме (историография проблемы). В нём должна быть установлена степень её
изученности, определено её место в совокупности событий российской истории, а
также выявлены дискуссионные аспекты темы. В обзоре литературы следует показать
положительные результаты, которых достигли исследователи-предшественники.

При написании историографического очерка следует
избегать пре- вращения его в перечень или в аннотацию. Задача заключается в
ином: в умелом применении приемов историографического анализа. Нет необходимости
говорить обо всех без исключения исследованиях. Целесообразно подробнее
остановиться на наиболее значимых сочинениях и отметить, с точки зрения
рассматриваемой темы, некоторые менее существенные. Что касается остальных
работ, то часть их может быть помещена в примечаниях, а остальные – в списке
источников и литературы.

Главное внимание нужно сосредоточить на анализе
концепций, дискуссионных проблем, выявлении исторических традиций, на процессе
накопления исторического материала, применении новых методов, определении
этапов разработки темы.

Рекомендуем придерживаться традиционной группировки
специальной литературы: отечественная (дореволюционная, советская, постсоветская)
и зарубежная. По-видимому, нет оснований отказываться и от её группировки по
политической ориентации: работы консервативной, либеральной, социалистической
направленности. При этом следует проявлять сдержанность в применении штампов,
характерных для марксистских и советских работ, как например,
«мелкобуржуазные», «утопические»,
«контрреволюционные» воззрения, «единственно верное
социалистическое учение», «пролетарская точка зрения». Конечно,
историк-дипломник, как и всякий другой исследователь, имеет право отстаивать
любые взгляды, не исключая и ортодоксально-марксистские. Речь о тех, кто
придерживается иной точки зрения. В последние годы явных приверженцев
марксистской ортодоксии осталось немного, и абсолютное большинство
исследователей ищут новые пути.

В обзоре источников следует охарактеризовать
совокупность и содержание привлеченных материалов. При этом нужно назвать как
архивы и архивные фонды, откуда были почерпнуты сведения, так и основные
публикации документов. Научная этика настаивает, что ссылки на архивные фонды
некорректны, если материалы, о которых идёт речь, уже опубликованы. Главное в
критике источников – установление степени их достоверности. Ни один источник не
может быть принят на веру. В задачу критики источников входит тщательная
проверка подлинности и достоверности содержащихся в них сведений, а также
выявление происхождения и степени полноты. От исследователя требуется пояснение
мотивов, которыми он руководствовался, привлекая именно эти группы и массивы
источников, аргументация критериев и методов, с помощью которых была
установлена степень их полноты и достоверности, указания на разночтения в
документах и на средства, которые позволили их преодолеть. Только объективная,
продуманная классификация способна отразить внутреннюю системную связь
единичного, особенного и общего в исследуемом объекте.

Наиболее употребительна следующая классификация
совокупности исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные
и созданные с помощью технической записи (фотографические, кинематографические,
фонические и т.д.). Выделение категорий исторических источников является хотя и
важным, но лишь первым этапом в их классификации. Большее значение имеет
классификация источников в каждой из этих категорий.

В работах по отечественной истории используются
преимущественно письменные источники. Традиционно выделяют такие их виды и группы,
как картографические (планы-карты исторические, карты политические; карты
экономические), статистические (экономическая статистика, статистика
народонаселения, политическая и культурологическая статистика), актовые (акты
политические, акты социально-экономические, акты юридические); канцелярские
(грамоты, реестры, книги, указы, деловая переписка), личные (письма, дневники,
мемуары), художественные (очерки-корреспонденции, лирика, драма, романы,
повести, рассказы); исторические (исторические повести, хронографы, летописи),
научные (исторические труды, философско-социологические труды, географические
описания), периодическая печать.

При работе над конкретной темой зачастую оказываются в
наличии источники не всех, а только нескольких или даже двух-трёх групп. Поэтому
в историографическом обзоре целесообразно вычленить более мелкие подгруппы.

В завершении работы над «Введением»
желательно кратко обосновать структуру дипломной работы и сформулировать
предполагаемые результаты.

8. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ

Заключает дипломное сочинение «Список источников
и литературы», в котором компактно отражается весь объём изученного
материала. В список следует включать только ту литературу, которая имеет прямое
отношение к исследуемой теме. Принято выделять два раздела:
источники и специальная литература.

При составлении раздела «Источники» следует
использовать классификацию, о которой говорилось выше. Первым, по традиции,
идёт раздел «Архивные источники». В нём следует дать полное название
архива, его аббревиатуру, фонд (номер, полное название, а, при необходимости, и
его аббревиатуру), номера описей и единиц хранения, проработанных автором.
Например, Государственный архив Российской федерации (ГАРФ). Фонд 124.
Министерство юстиции (МЮ). Оп. 5. 1896 г. Ед. хр. 29, 36, 253-257. Или: Государственный архив Самарской области (ГАСО). Фонд 468.
Самарское губернское жандармское управление (СГЖУ). Оп. 1. Ед. хр. 43, 54, 85-88.

Заметим, что в одних архивохранилищах используют
наименование «единица хранения» (Ед. хр.), в других —
«дело» (сокращённо: Д.), в большинстве – «опись», а в
некоторых – «картон». В последнее время в описаниях чаще используют
термин «единица хранения», однако желательно употреблять тот, который
используется в конкретном архивохранилище («картон»).

Второй раздел — «Опубликованные источники».
В этом разделе целесообразно выделить рубрики картографические, статистические,
актовые источники и периодическая печать. В каждой рубрике материал следует
располагать в алфавитном порядке. Каждое издание должно иметь полное библиографическое
описание.

Специальную литературу рекомендуем давать в полном
библиографическом описании, в алфавитном порядке вне зависимости от времени
издания.

9. НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Научно-справочный аппарат – один из важнейших
инструментов обоснования выдвинутых автором положений. Он же является средством
контроля за точностью ссылки на источник и почерпнутых из него фактических
свидетельств. Элементами научно-справочного аппарата в дипломном сочинении
являются цитаты, ссылки и примечания.

Текст цитаты должен точно соответствовать источнику,
из которого она взята. Цитировать следует по первоисточнику. В тех случаях,
когда первоисточник недоступен, допускается цитирование по выдержкам, приводимым
другими авторами. В этих случаях ссылке на источник предшествуют слова:
«Цит. по»: например, Цит. по: Колесниченко Д.А. Трудовики в период
первой российской революции. М., 1985. С. 145.

Орфография и пунктуация цитаты могут быть
модернизированы, то есть изменены применительно к современным орфографическим и
пунктуационным нормам по сравнению с первоисточником. Указанные изменения
следует оговорить во «Введении» или в первом случае использования
такого приема в тексте.

Произвольно сокращенные в источнике слова и
словосочетания, а также допустимые сокращения, которые автор дипломной работы в
основном тексте не употребляет, желательно писать полностью, заключая дополненные
части слов в прямые скобки и опуская точки, как знак сокращения. Например,
п[отому] ч[то], т[ак] к[ак], ч[то]-н[ибудь].

При цитировании можно опустить одно или несколько слов
или даже предложений, если мысль автора цитаты при этом не исказится. Взамен
опущенных слов или предложений принято ставить многоточие. Текст цитаты,
состоящей из нескольких абзацев, в дипломном сочинении должен быть разбит на
абзацы точно так же, как в источнике. Небольшие цитаты включают в абзац текста.

Небольшие по объему смысловые пояснения и замечания
автора дипломной работы, а также указания о выделениях (как то:
курсив мой, разрядка моя, выделено мною, подчеркнуто мною) помещаются внутри
цитаты или вслед за нею в круглых скобках. Они начинаются со строчной буквы и
сопровождаются инициалами имени и фамилии студента-дипломника и отделяются от
текста примечаний точкой и тире.

Обязательный элемент дипломного сочинения – ссылки на
источники и литературу. По месту расположения они делятся на внутритекстовые,
подстрочные (помещаемые внизу страницы под основным текстом), затекстовые
(помещаемые за текстом главы или всей работы) и комбинированные (например,
подстрочные в комбинации с внутритекстовыми). Раньше, и в специальной
литературе и в дипломных работах, применялись только подстрочные ссылки. В
изданиях последних лет преобладают затекстовые ссылки. Знак сноски в тексте
ставится там, где по смыслу требуется ссылка. Если знак сноски по смыслу можно
в равной степени поставить в нескольких местах предложения, предпочтительно
ставить его после законченной мысли перед точкой. Например:
«По выражению «Самарского курьера», после 9 января 1905 года Самара
зажила «чисто вулканической жизнью», необычайный подъём охватил все
слои населения [7]».

По форме описания различают ссылки первичные (каждая
ссылка на источник или научное исследование, описываемое в данной  главе впервые)
и повторные (каждая ссылка на источник или научное исследование, уже описанное
в данной главе). Вторичные ссылки могут быть сокращенными. Во вторичной ссылке
не указываются подзаголовочные сведения, место и год издания, издательство.
Первичная ссылка содержит фамилию и инициалы автора, заглавие (описывается по
титульному листу), выходные данные (место издания, название издательства, год
издания, страница).

Знаки препинания между элементами библиографического
описания расставляют, как правило, следующим образом: фамилия, инициалы, точка;
название работы, точка; подзаголовочные сведения, точка; место издания, двоеточие;
издательство, запятая; год издания, точка; количество страниц, точка. В
специальных библиографических изданиях между названием работы и местом издания
ставится еще и тире. Издание описывается на том языке, на котором напечатан его
текст.

Место издания приводится в полной форме в именительном
падеже за исключением следующих: Москва – М., Санкт-Петербург – СПб., Петроград
– Пг., Ленинград – Л., Нижний Новгород – Н.Новгород и Ростов-на-Дону – Ростов
н/Д.

Различают описания авторские, то есть те, которые
начинаются с фамилии автора или составителя, и под заглавием – те, которые
начинаются с заглавия. Описание является авторским, если автор или авторы указаны
или установлены по другим источникам. Описание под заглавием производится в том
случае, если автор не установлен или отсутствует (как, например, в сборнике
статей).

Год издания всегда обозначается арабскими цифрами.
Слово год в полном или сокращенном виде (г.) опускается. Если год издания не
указан, и его не удалось установить, пишут – б. г. (без года). Фамилия
автора предшествует его инициалам. Числительные подзаголовочных данных – номер
издания, порядковый номер тома, части, выпуски, количество томов в описании,
переводятся в форму арабских цифр с наращением или без наращения падежного
окончания. Например:

В издании:                                                 В описании:

Изд. 3-е                                                       Издание
третье.

Вып. 2                                                         Выпуск
II.

Ч. 8                                                              Часть
восьмая.

Том пятый                                                   Т.
5.

В шести томах                                             В
6-ти т.

Пример ссылки на монографию: Черменский Е.Д. Буржуазия
и царизм в первой русской революции. Изд. 2-е. М.: Мысль, 1970. С. 189.

Между названием статьи в периодическом или
продолжающемся издании, в сборнике статей, собрании сочинений ставятся две
наклонные черты: // (правый слэш). Например, Козлов В.И. Национализм,
национал- сепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. № 2.
С. 44-64; Степанов С.А. Черносотенный террор 1905-1907 гг. //
Индивидуальный политический террор в России. XIX – начало XX в. Материалы
конференции. М.: Мемориал, 1996. С. 118-124; Соловьев С.М. Наблюдения
над исторической жизнью народов // Соловьев С.М. Сочинения. В 18-ти
книгах. Книга 17. М.: Мысль, 1996. С. 5-202.

Вторая и следующая сноска даются в сокращении. Если
последующая сноска относится к тому же произведению, что и предшествующая,
допустимо писать: Там же (для сочинений на иностранных языках:
Ор. 
cit.) Например,
Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. С.
218; Там же. С
. 241; Bushnell J. Mutiny amid Repression. Bloomington, 1985. P. 12; Оp. cit. P. 145.

Ссылка на архивные документы включает следующие
элементы: полное название архива (во второй и последующих сносках —  аббревиатура),
номер архивного фонда, номер единицы хранения, номер листа. Например, Государственный
архив Самарской области (ГАСО). Ф. 3. Оп. 233. Ед. р. 5270. Л.8.;
или – ГАСО. Ф. 469. Оп. 1. Ед.
хр. 12. Л. 41.

Сноска на сборник документов оформляется так:
название документа, правый слэш, описание сборника документов, страница.
Например, Стачечный бюллетень № 5 // Всероссийская политическая стачка в октябре
1905 г. Ч. 2. М.: Наука, 1955. C. 1.

Правила сокращения следует соблюдать тщательно. К
сокращениям предъявляются следующие требования: понятность читателю, уместность
в данном тексте, благозвучность, единообразие форм и последовательность в
применении.

Принцип однообразия формы сокращения и
последовательности в применении означает, во-первых, что одно и тоже
сокращенное слово или словосочетание должны быть представлены только в одной
форме;  во-вторых, все однотипные слова должны либо сокращаться, либо не сокращаться.
Например, принцип единообразия написания будет нарушен, если в сочетаниях типа
80-е годы XIX века слово «годы» будет употребляться в полной форме, а
в словосочетаниях типа 1917 – 1918 гг. – в сокращенной; Или, если слова
«год», «годы» будут сокращаться, а слово «век»,
«века» будут оставлены в полной форме.

Если в тексте употребляются общепринятые сокращения,
то не рекомендуем одни из них употреблять, а другие – нет. Общепринятыми сокращениями
являются те, которые употребляются в абсолютном большинстве произведений и
понятны всем.

Список общепринятых графических сокращений. Употребляемые самостоятельно сокращения: и др.; и пр.; и т.д.; и т.п.;
т.е. Употребляемые при именах и фамилия сокращения: г-жа; г-н; т.; тов. (в
начале предложения). Сокращения, употребляемые при географических названиях:
г.
 Самара; Московская обл.; Пензенская губ.; д. Сосновка; с. Беленькое. Сокращения,
употребляемые при внутритекстовых ссылках: гл. 5; п. 10; разд.
 А; рис. 8; с. 54; см. выше; ср. в кн.; стб. 258; в табл. 3; т. 10; ч. 2. Сокращения,
употребляемые при цифрах: в.; вв.; г.; гг.; г. до н. э.; млн.; млрд; ок.; р.;
тыс.; экз.

Во избежание ошибок напомним некоторые правила
употребления порядковых числительных. Порядковые числительные обозначаются преимущественно
арабскими цифрами с наращением падежного окончания или римскими цифрами без
наращения падежного окончания. Исключение делается только для очень простых
числительных типа первый раз, второй раз, третий раз, когда подчеркивать номер
не требуется.

Римскими цифрами принято обозначать века (XX век, IXXI вв.); номера съездов, конгрессов,
конференций (
VI конгресс, II Интернационал);
номера международных объединений (III Интернационал); номера годовщин (XX
годовщина начала II мировой войны); номера выборного органа (I Государственная
Дума); номера спортивных состязаний (X Олимпийские игры); порядковый номер
короля, императора и т.п. (Александр II); кварталы и месяцы (
IV квартал, 15/XII). Остальные порядковые
числительные обозначаются, как правило, арабскими цифрами. Знаки №, §, % ставят
только при цифрах.

Правильно № 5, §
10, 50%, в § 8

Неправильно № пять, в §
восемь, пять %

Знаки №, § не при цифрах применяются только в
заголовках таблиц и выводов. Например: № п.п.; %; §. Если знаки №, §, %
употреблены в тексте без сочетания с числом в цифровой форме, их следует
заменять словами. Например, «как видного из этого параграфа; определенный
процент брака….»

Знаки №, §, % при нескольких числах (то есть когда они
обозначают соответствующие понятия во множественном числе) не удваивают и ставят
только один раз, до или после ряда цифр.

Правильно № 5, 6,
7; § 8-9; от 50 до 60 %

Неправильно №№ 5, 6, 7; §§
8-9; от 50 до 60 %%

Знак номера не ставится перед порядковыми номерами
таблиц, иллюстраций, глав, приложений, страниц.

10. ОФОРМЛЕНИЕ РУКОПИСИ

Хорошо, если историк-дипломник обладает способностью
излагать мысли кратко, образно, с соблюдением норм литературного языка. Но таких,
к сожалению, меньшинство. Тем не менее к четкому и ясному изложению результатов
своего исследования, к тому, чтобы избегать штампов, канцеляризмов, нарушений
правил синтаксиса должны стремиться все. Хотя дипломное сочинение не
беллетристическое произведение, это всё же письменный труд зрелого человека,
завершающего обучение в университете. Следовательно, оно должно быть написано с
соблюдением норм литературного языка.

Лучше избегать длинных предложений, общих
бессодержательных фраз, повторений, словосочетаний, затрудняющих чтение.
Иностранные слова и термины, которыми многие любят «козырять», не
украшают научную работу, а фразеологическая «научность» не является
свидетельством истинного знания проблемы.

Немаловажное значение имеет правильное выделение
абзацев. Абзац это часть текста, объединённая микромыслью. Каждый абзац должен
заключать новую микротему. Внутри абзаца желательно избегать отклонений от неё.
Как и абзацы в одну или две строки, абзацы в страницу и более затрудняют чтение
и тормозят восприятие мыслей автора.

Часто оказывается, что дипломные работы перегружены цитатами,
а некоторые разделы состоят вообще из цитат размером в несколько страниц. Это
крупный недостаток. По сути, это не историческое исследование, а
подготовительный материал. Воспринимать такую работу сложно, определить позицию
автора невозможно. Понятно, что в сочинении по истории без цитирования не
обойтись. Но не надо злоупотреблять цитированием и чрезмерным обилием сносок.
Если мысли и факты общеизвестны, нет смысла их подтверждать. Уровень дипломного
сочинения определяется не количеством цитат и сносок, а качеством анализа и
выводов. Многие документы можно передавать в аутентичном пересказе. В этом
случае основную роль должны играть анализ и обоснованные суждения.

Чистовой вариант дипломного сочинения надо тщательно
выверить, аккуратно исправить ошибки, внести необходимую правку, тщательно
сверить фамилии, географические названия, даты, цифры. Запомните, ошибки вашего
сочинения – это ваши ошибки. Ни машинистка, ни кто-то другой за них
ответственности не несут. На кафедру следует представлять только полностью
подготовленное к защите сочинение.

Дипломное сочинение может быть представлено к защите
как в рукописном, так и машинописном виде. И в том, и в другом случае сочинение
должно быть выполнено на белой бумаге формата А4 (297х210 мм) на одной стороне
листа. Страница должна вмещать не более 30 строк, отступы в левом и нижнем поле
листа – 25 мм, в правом – 15 мм, в верхнем – 20
мм. Поправки должны быть отчетливыми, непосредственно над исправляемым текстом
или на его месте.

Нумерация (пагинация) страниц должна быть
последовательной от титульного листа до последней страницы без пропусков.

Дипломная работа, как правило, насчитывает 70-90
страниц и включает следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление,
текст работы, список источников и специальной литературы. Титульным называют
начальный лист дипломной работы. Оглавление лучше поместить сразу за титульным
листом. В оглавлении перечисляются с указанием страниц все структурные части
работы: введение, главы и параграфы, заключение, список источников и
литературы, приложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ОБРАЗЕЦ
ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический факультет

Кафедра Российской истории

Специализация Отечественная история

САМАРСКОЕ
ДВОРЯНСТВО В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Дипломная работа

Выполнил(а) студент(ка)

6 курса Иванова Иванна Ивановна

Научный руководитель:

к.и.н., доц. Петров И.И.

Допустить
к защите                              Работа защищена

Зав.
кафедрой                                        «___»___________ 2005
г.

д.и.н.,  профессор

Кабытов
П.С.                                         Оценка:

                          
                                     Председатель
ГАК                           

«___»_________ 2005
г.                        д.и.н., профессор Репинецкий А.И.

Самара 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ №
2.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….……
3-18

Глава I. Численность и состав дворянства Самарской
губернии в начале XX века …………………………….………………….….……………… 19-38

§ 1 Численность и размещение
дворянства ………………………….. 19-30

§ 2 Состав самарского дворянства
……………..………………………. 31-38

Глава II. Экономическое и социальное положение
самарского дворянства …………………………………..……………………..……………….…
39-54

§ 1 Дворянское землевладение.
Поместное дворянство ….….… 39-44

§ 2 «Служилое дворянство»
…………………………………………………. 44-48

§ 3 Дворянское
предпринимательство …………………………..…….. 49-54

Глава III. Корпоративные
организации дворянства ………..……. 55-69

§ 1 Дворянские общества:
структура, компетенция ……………… 55-62

§ 2 Дворянские собрания:
состав, условия участия ……………….. 62-68

Глава IV.Дворянство и местное
самоуправление

§ 1 Дворянство и органы местного
крестьянского управления .. 69-75

§ 2 Дворянство и земства ………………………………………………..……
75-80

§ 3 Предводители дворянства в
системе местного управления .. 80-84

Заключение ……………………………………………………………………..……
85-88

Список источников и литературы …………………………………….……
89-90

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. НАЗВАНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ АРХИВОВ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ

Архив РАН – Архив Российской академии наук

ГАРФ (б. ЦГАОР СССР) – Государственный архив
Российской Федерации

РГАЛИ (б. ЦГАЛИ) – Российский государственный архив
литературы и искусства

РГАДА (б. ЦГАДА) – Российский государственный архив
древних актов

РГАЭ (б. ЦГАНХ) – Российский государственный архив
экономики

РГВА (б. ЦГАСА) – Российский государственный военный
архив

РГИА (б. ЦГИА СССР) – Российский
государственный исторический архив

РЦХИДНИ (б. ЦПА ИМЛ) – Российский центр хранения и
изучения документов новейшей истории

На последнем курсе к основным нагрузкам студента добавляется ещё одна – в виде работы над дипломным проектом. И прежде, чем приступить к написанию самого диплома, вам придётся составить и утвердить у преподавателя план (содержание), по которому вы будете работать в дальнейшем.

Нет времени писать работу самому?
Доверь это эксперту!

Как правило, студенту-выпускнику, накопившему горы информации за годы обучения, нелегко сосредоточиться и написать чёткий и ёмкий план по выбранной теме, не распыляясь на ненужные моменты.

Содержание

  • План к диплому: зачем он нужен?
  • Как составить структуру плана к диплому правильно
  • Основные этапы составления плана
  • Типичные ошибки при самостоятельном составлении плана к диплому
  • Возникли сложности с написанием плана?
  • Здесь можно скачать бесплатные образцы

Как написать план к диплому

Как сделать так, чтобы план сразу оказался рабочим и был одобрен куратором? Попробуем разобраться.

План к диплому: зачем он нужен?

Писать по готовому содержанию научную работу всегда легче. С этим согласится практически каждый студент. Если план составлен толково, то его пункты – это маячки, по которым автор следует в изложении материала. Эти маячки позволяют сохранять логику и не уходить от темы.

Те, кто практикует составление плана уже после написания самой работы, рискует написать плохо структурированную работу, в которой будет много лишнего. К тому же, работая без плана, вы рискуете в любой момент потерять нить изложения и упустить самую суть.

Что такое план

Преимущества работы по готовому содержанию очевидны: вы раскрываете тему последовательно, чёткая структура и лаконичность позволяет сосредоточиться на главном, основная мысль и направление работы ясны для читателя.

Как же составить план, чтобы по нему было легко работать?

Как составить структуру плана к диплому правильно

При составлении плана нужно придерживаться основной структуры, которая может быть указана в вашей методичке по написанию ВКР. Что такое методические рекомендации, мы рассматривали в статье, которая размещена тут.

Структура плана к ВКР

Универсальная структура плана к дипломной работе выглядит следующим образом:

  1. Введение.
  2. Теоретическая глава (название).
    Формулируется как «Теоретические аспекты…» или что-либо в этом роде.
    Имеет 2-4 пункта. Иногда допускаются подпункты.
  3. Практическая глава (название).
    В ней тоже 2-4 пункта.
  4. Резюмирующая глава (название).
    Есть не во всех дипломных работах. Содержит выводы и предложения по теме исследования (готовые разработки для внедрения и т.п.).
  5. Заключение.
  6. Библиографический список.
  7. Приложения.

Имея перед глазами данную структуру, можно приступать к составлению плана.

Основные этапы составления плана

Основные этапы подготовки планов

  1. Откройте методичку со структурой плана.
  2. Сформулируйте название 1 главы, отталкиваясь от темы исследования. Название должно отразить суть всей главы.
  3. Подумайте на сколько пунктов можно разбить теоретическую часть, какие моменты теории должны быть обязательно освещены. Зачастую название пунктов соответствует задачам, которые вы будете ставить во введении.
  4. Сформулируйте название пунктов теоретической части.
  5. Озаглавьте практическую часть. Название может начинаться со слов «Методы исследования…», «Анализ эффективности…» и т.п.
  6. Обдумайте и озаглавьте пункты практической части.
  7. Придумайте название резюмирующей главе. Оно может начинаться словами «Результаты исследования…», «Совершенствование…» и т.п.
  8. Включите остальные обязательные пункты, к которым не нужно придумывать названия.
  9. Просмотрите составленное вами содержание. Попробуйте представить, легко ли будет вам написать по нему работу, все ли моменты вы учли.

Типичные ошибки при самостоятельном составлении плана к диплому

Типичные ошибки

Чтобы избежать ошибок при составлении плана, нужно о них знать. Рассмотрим ошибки, которые студенты часто допускают при составлении содержания к дипломной работе.

  1. Нарушение последовательности в плане.
    Помните, что каждый пункт должен вытекать из предыдущего.
  2. Смешение теории и практики.
    Часто студенты включают в теоретическую главу практические вопросы и наоборот.
  3. Несоответствие плана содержанию.
    Чаще всего эта ошибка всплывает, если план был написан «на отвяжись», и студент писал работу, не заглядывая в составленное оглавление.
  4. Орфографические ошибки в названиях.
    План – лицо вашего научного проекта. Следите, чтобы он был грамотным.
  5. Неправильное оформление оглавления.

Преподаватели практически всегда отмечают несоответствие оформления плана методичке, поэтому загляните в пособие и оформите этот раздел в соответствии с приведённым образцом.

Утверждение плана

Не забывайте утвердить уже составленный план у вашего куратора. Если преподавателю что-то не понравится в вашем плане, и он предложит внести корректировки, прислушайтесь к его мнению, спросите совета, как вам улучшить план. Лучше хорошо поработать на предварительном этапе, чем потом переделывать работу целыми главами.

Удачных вам планов

Возникли сложности с написанием плана?

Если же никак не удается составить такой план, который бы понравился научному руководителю, то заполните поля этой заявки и специалисты нашей компании помогут Вам справиться с этой проблемой. И Вы легко согласуете план с научным руководителем!

Здесь можно скачать бесплатные образцы

Образец плана дипломной работы №1

Образец плана дипломной работы №2

Образец плана дипломной работы №3

Образец плана дипломной работы №4

Образец плана дипломной работы №5

Доверьтесь «Тебе Зачёт!», и мы не подведем!

Екатерина

Екатерина

Автор

Екатерина — Молодой и амбициозный журналист со свежим взглядом и видением. Курирует SMM и PR в компании «Тебе Зачет!». Ведет личный блог и мечтает проехать на мотоцикле от Владивостока до Калининграда.

Оценка ⭐⭐⭐⭐⭐
Время прочтения 5 мин.
Требования ГОСТ 2023
Образцы бесплатно

Наши лучшие эксперты

На последнем курсе студентам кажется, что всё самое страшное уже позади. Но они забывают (а точнее – даже еще и не знают, пока не начнут), что представляет собой написание дипломной работы. Одно оформление дипломной работы чего стоит, а что уж говорить обо всем другом.

На нашем телеграм-канале есть вся информация о том, как писать диплом. Но прежде чем дойти до непосредственного написания работы, придется хорошенько поломать голову. Ведь сперва надо решить, как правильно составить и написать план ВКР. Но так ли он нужен? Может быть, вполне можно обойтись и без него? Давайте разбираться.

Зачем нужен план дипломной работы

План – это показатель того, насколько полно и всесторонне раскрыта тема работы, какие проблемы затронуты и в чем заключается актуальность.

К пятому году учебы студенты получают такую массу информации (полезной и не очень), которая едва ли будет систематизирована и упорядочена в их головах. Мысли все время путаются, одна информация норовит заместить другую. И наличие одного лишь подвешенного языка и подходящего характера у студента для сдачи диплома не спасут на защите.

Как не переборщить и написать такой диплом, в котором будет все необходимое и ничего лишнего?

Именно для этого и нужен план. Это своего рода «график», который позволит соблюдать четкую последовательность ведения работ, структурировать ход мыслей и донести до слушателей важную информацию в лаконичной форме.

Как составить план диплома: смотрим глубже

Работу над планом лучше всего начинать до написания любых частей дипломного проекта. Так вы сможете точно понять, какую информацию можно использовать, а какую отложить до лучших времен.

Можно делать план для диплома бакалавра онлайн с помощью фирм или бесплатно (т.е. самому, а не с помощью чьих-то услуг), но все равно придется предоставить его на проверку научному руководителю. Только после одобрения преподавателя удастся приступить к непосредственному написанию работы.

Опытный глаз преподавателя определит, всю ли важную информацию вы собираетесь внести, лишь взглянув на план. И не стоит спорить, если он предложит что-то изменить. Прислушайтесь и выполните рекомендации: скорее всего, от этого работа только выиграет.

Чтобы знать, как писать план дипломной работы, нужно понять, какие задачи перед ним стоят:

  • раскрыть тему диплома полностью и всесторонне;
  • показать его актуальность и целесообразность;
  • подобрать оптимальную методологическую базу;
  • изложить ход мыслей логично и последовательно;
  • прийти к объективным выходам;
  • не забыть про прикладную часть (таблицы, схемы, рисунки и т.д.).

Лучше своевременно оговорить все спорные моменты, чтобы потом не жалеть о потраченном впустую времени. Впрочем, даже потерянное время не так страшно, как испорченное впечатление о готовой работе.

Если какой-то из этих пунктов или само понятие плана вызывает у вас вопросы или трудности, сразу поговорите об этом с вашим научным руководителем

Структура плана дипломной работы

Хотите разобраться, как писать план диплома? Тогда ознакомьтесь с методическими указаниями и стандартами, которые непременно следует соблюдать, если хотите положительную оценку на защите.

Кстати! Для наших читателей сейчас действуют привлекательные скидки 10% на любой вид работы.

Чтобы работа пришлась по душе приемной комиссии, в план должны входить следующие пункты:

  1. Введение работы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Доказательства научной новизны.
  5. Заключение.
  6. Выводы.
  7. Библиографический список.
  8. Приложения.

Каждую часть нужно детально расписать и продумать логику. А в плане стоит отобразить лишь основную мысль, суть всей главы, а также подпункты, если их планируют внести в содержание.

Для грамотного описания теоретической части важно хорошо владеть предметом исследования. Затем его описывают в мельчайших подробностях, делают исторический анализ, а также привязывают к научной новизне диплома. Вот почему теоретическая часть должна включать как теоретический и исторический анализ объекта, так и теоретический анализ предмета.

Практический анализ – довольно сложная вещь. Его невозможно взять из книг или просто придумать, так как этот анализ – не что иное, как следствие исследований, личного опыта и наблюдений в ходе производственной практики.

Что нужно понимать, если мы хотим знать, как составить план дипломной работы (по юриспруденции, метеорологии, философии и прочим дисциплинам)? Все предоставленные данные нужно подкреплять документами, фактами, аргументами.

Образец плана дипломной работы 2023

А вот пример того, как выглядит план дипломной работы:

Как составить план диплома (образец 1)
образец 2
образец 3

На основе этих примеров вы можете создать свой собственный.

Частые ошибки студентов при составлении плана дипломной работы

Нередко студенты допускают массу ошибок, составляя план написания диплома. Это может не только снизить итоговую оценку на защите, но и подпортить воспоминания о нескольких нелегких годах учебы.

Старайтесь избегать следующих, на первый взгляд, мелочей, которые способны привести к фиаско на окончательном экзамене:

  • отсутствие последовательности. Преподаватель всегда поймет, если студент хитрит и пытается сознательно упустить несколько разделов или глав. Достаточно задать выпускнику несколько дополнительных вопросов, чтобы правда всплыла наружу;
  • несоответствие плана содержанию. Некоторые полагают, что план никто не будет смотреть, поэтому можно «от балды» написать всё, что душе угодно. Лучше не экспериментировать, иначе вы рискуете опозориться прямо на защите;
  • наличие орфографических и пунктуационных ошибок. План – это первое, с чем знакомятся научный руководитель и члены комиссии. И наличие ошибок недопустимо. Так что уж лучше пройтись несколько раз по специальным сервисам проверки текста или же отдать кому-то на проверку.

Сделаете все правильно – и у комиссии не возникнет дополнительных вопросов к студенту. Тогда можно полагать, что хорошая оценка почти в кармане. И план составления дипломной работы будет всего лишь маленьким, но важным шагом к окончанию  учебы.

Но если совсем некогда или не о чем писать, то чего уж мучить себя и свой бедный мозг. Бывает, иногда лучше обратиться в сервис студенческой помощи.

Как составить план диплома самому

Дипломная работа пишется студентом под конец и его обучения в ВУЗе. К этому времени он уже имеет некоторое представление, как составить план студенческого исследования. Если ранее он уже писал самостоятельно курсовые, то составить план диплома самому будет несложно. Дипломная работа во многом похожа на курсовую. По сути, это тоже студенческое исследование, но более глубокое.

Знание структуры помогает понять, как составить план дипломной самостоятельно. Дипломная работа состоит чаще всего из трёх глав.

Первая глава дипломной работы посвящена изучению теоретических аспектов, основных понятий, принципов функционирования. Чтобы написать ее название, используются словосочетания «теоретические основы», «теоретико-методологические основы» и подобные им.

Вторая глава диплома состоит из анализа. Писать ее следует на базе какого-либо предприятия, взяв за основу состояние рынка, изучив поведение группы людей, нормативно-правовую базу, статистические данные. Предмет анализа зависит от выбранной вами темы.

Третья часть из плана посвящена описанию выявленных в ходе анализа проблем, описанию возможных путей их решения и обоснованию целесообразности этих мероприятий.

Подсказки, как составить план диплома самостоятельно вы можете найти в методических рекомендациях по написанию. Там же возможно отыщется образец содержания. Именно от него следует отталкиваться, чтобы написать план, который полностью удовлетворит требования научного руководителя.

Дипломная работа: как написать план самостоятельно

Рассмотрим поэтапно, как составить отличный план к диплому.

  1. Начните с выбора темы. Тематика во многом определяет структуру диплома. Так, возможно, для второго раздела будет недостаточно традиционных трех параграфов, а потребуется более глубокое исследование некоторых аспектов.
  2. Закрепите за собой выбранную тему. Рекомендуется обсудить свой выбор с научным руководителем. Иногда выбранную студентом тему можно сузить, перефразировать. Каждая такая корректировка требует изменять план. Поэтому не советуем писать работу, пока не получите полного одобрения, преподавателя.
  3. Посмотрите все материалы по теме исследования. Дипломная работа пишется на основании учебников, научных пособий, публикации, статистических данных, актуальной нормативно-правовой базы, информации от предприятий и организации. Каждый источник должен обладать такими характеристиками, как достоверность и актуальность.
  4. Особое внимание советуем обратить на диссертации и монографии. С их помощью можно самостоятельно написать отличный план. Используйте содержание научных работ, как источник идей на тему того, что должна содержать ваша собственная дипломная работа. Однако не нужно увлекаться сложными формулировками, свойственными диссертациям.
  5. Сохраняйте весь материал, который вы планируете использовать. Можете сразу разделить его по намеченным главам и параграфам. Или же выстроить в логическом порядке, а после поделить этот массив текста на равномерные части, которым следует придумать название. Таким образом, пока вы самостоятельно составляете план, у вас формируется черновик. Писать работу будет значительно легче и быстрее.
  6. Придумайте название для каждой главы и параграфа. Отбросьте те варианты разделов, информацию для написания которых невозможно найти в свободном доступе. Это убережет вас от ситуации, когда план уже утвержден, а написать дипломную самостоятельно не получается. Старайтесь, чтобы каждая глава имела равное число параграфов или, по крайней мере, стремитесь к этому, если в методических рекомендациях не обозначено иное.
  7. Далее необходимо самостоятельно оформить содержание. Эта страницы уже нумеруется, номер проставляется в верхнем правом углу. Размер шрифта и межстрочного интервала точно такой же, как и в остальном тексте. Заголовок выделяется прописными буквами и полужирным начертанием. Название структурных элементов (введение, список литературы, приложение, заключение) пишутся строчными буквами. Аналогичным образом необходимо написать название глав. Не забудьте указать справа напротив каждого заголовка страницу, на которой в тексте можно отыскать начало данной главы или параграфа.
  8. Покажите план научному руководителю. Дипломная работа должна полностью соответствовать его пожеланиям и требованиям, чтобы вы могли получить отличную оценку. Обсудите детально предложенный вами план. Вносите в него коррективы до тех пор, пока не получите полного одобрения преподавателям.
  9. Дипломная работа пишется в соответствии с одобренным научным руководителем вариантом плана. Вносить в него свои правки после разговора с преподавателем не рекомендуется.
last in blog background last in blog background

Похожие записи

  • Что изучают на факультете журналистики?

    Со стороны журналистика кажется интригующей, загадочной профессией. Жизнь, словно сюжет приключенческого фильма или детективного романа. На самом деле правда не

    Что изучают на факультете журналистики?

  • Оглавление реферата

    Реферат представляет собой совсем небольшую по сравнению с курсовыми и дипломными проектами письменную работу. Чаще всего исследование в нем носит

    Оглавление реферата

  • Как оформить титульный лист в контрольной работе

    Контрольная работа бывает самых разных видов, все зависит от фантазии преподавателя. Это могут быть задачи, таблицы для заполнения, эссе, нечто

    Как оформить титульный лист в контрольной работе

  • Реферат — как написать правильно

    Реферат это небольшая по объему студенческая работа, написать правильно которую не составит особого труда. Для этого уясните сначала основные его

    Реферат — как написать правильно

  • Как составить план диплома самому

    Дипломная работа пишется студентом под конец и его обучения в ВУЗе. К этому времени он уже имеет некоторое представление, как

    Как составить план диплома самому

  • Курсовая работа: как писать содержание

    Курсовая работа начинается с титульного листа, за которым следует содержание. Если на первой странице вы можете ознакомиться с темой, то

    Курсовая работа: как писать содержание

  • Заключение курсовой работы по экономике

    Курсовая работа по дисциплине «Экономика» имеет определённую структуру. Она начинается с титульного листа, за которым следует содержание и введение. Самое

    Заключение курсовой работы по экономике

  • Отчет по учебной практике – пишем самостоятельно

    Учебная практика бывает нескольких типов Ознакомительная. Она состоит из экскурсии по предприятию, общению с его работниками, в ходе которого студент

    Отчет по учебной практике – пишем самостоятельно

  • Курсовая работа: как написать введение

    После титульного листа и содержания следует введение. Введение в курсовой работе дает основные сведения об актуальности исследования, целях, задачах и

    Курсовая работа: как написать введение

  • Как правильно оформить контрольную работу

    Чтобы получить отличную оценку, недостаточно найти верные ответы на задания, нужно еще знать, как правильно оформить контрольную работу. Ведь оценивается

    Как правильно оформить контрольную работу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сумму массива в excel
  • Как найти массу атома в физике формула
  • Как найти коэффициент активной мощности цепи
  • Как найти экскурсии в барселоне
  • Как составить краткое содержание параграфов