Как составить план для домашнего обучения

Можно перевести ребёнка на семейное обучение, поддавшись сиюминутному желанию и идя по темам учебника. Однако лучше всё же сделать это осознанно и предварительно составить учебный план. Пусть вас не пугает такое «казённое» выражение. Оно всего лишь обозначает то, что учёбу ребёнка нужно держать под контролем. Обидно будет на аттестации получить пару только потому, что что-то недоучено.

Семейное обучение: формируем учебный план

Составить учебный план для своего ребёнка, находящегося на семейном обучении — весьма предусмотрительно. Это существенно облегчает сам процесс обучения и позволяет понять — на каком этапе вы находитесь сейчас, много ли осталось выучить до аттестации. Составить учебный план не сложно. Главное, подойти к этому процессу с душой и фантазией. А как иначе? Для своего же чада стараетесь!

Определяем список предметов для аттестации

Казалось бы — чего проще? Сколько предметов есть в школе, столько и аттестаций. Однако это совсем не так. К примеру, обязательными для освоения в начальной школе являются лишь:

  1. математика;
  2. русский язык;
  3. литературное чтение;
  4. окружающий мир;
  5. английский язык (со 2 класса).

Рисование, технология, физкультура и музыка — предметы, по которым вы можете проходить аттестации, если хотите, а можете и не проходить. Они (по крайней мере в 2017 году) на получение аттестата не влияют. Если ребёнок занимается в системе допобразования, то можно принести справки из каждого кружка (из музыкальной школы, спортивной секции, художественной школы) и вам зачтут эти предметы автоматически. Но, повторюсь, можно и просто не включать их в аттестацию ребёнка. Итак, нужно готовиться не к 9 аттестациям, а к пяти. Уже проще.

Определяемся с формой аттестации

В Законе об образовании написано, что форму аттестации могут определять родители и согласовывать её со школой. На деле это так и происходит, с одной маленькой поправкой на «дружелюбность» школьных учителей. 
Для начала нужно договориться о встрече со всеми учителями-предметниками, которые будут принимать аттестации. Часто получается договориться не с первого раза, но нужно это сделать обязательно.
На встрече вы знакомитесь, спрашиваете о том, в какой форме будет проходить аттестация. Если у учителя уже есть дети на семейном обучении, то, скорее всего, вопросы аттестации уже проработаны. Послушайте, что он скажет. Возможно, предлагаемая форма аттестации и вас устроит. Если точно не устраивает — обсудите пожелания с педагогом, аргументируйте свою позицию. Разговаривайте спокойно.

Пример успешных переговоров:
Марина А. Узнала, что по литературному чтению будет тест из 30 вопросов на знание всего пройденного материала во 2 классе. В результате переговоров с учителем Марина добилась того, что аттестация будет проходить таким образом: ребёнок читает предоставленный текст, отвечает на вопросы по тексту и ещё на пять дополнительных вопросов по теме основных литературных произведений, пройденных за год.

При разговоре с педагогом можно уточнить объём спрашиваемой информации, темы, на которые нужно обратить особое внимание, список учебников и пособий, которые помогут в подготовке. Отдельно нужно обговорить даты и время, в которые учителю удобно принимать аттестацию.

И так — по каждому предмету, с каждым учителем. Времени можно потратить много, однако по признанию бывалых «семейников», такой подход существенно экономит нервы и время в период самих аттестаций.

Некоторые родители делают небольшие презенты педагогам во время знакомства. Однако не все учителя это любят, поэтому лучше не рисковать, или делать это очень-очень корректно.

Составляем план 

Теперь, когда у вас есть список предметов, учебники к ним и вы знаете основные требования педагогов, можно приступить к составлению учебных планов. Лучше, если на каждый предмет вы выделите отдельный блокнот или толстую (не менее 48 листов) тетрадь.

Проверьте, есть ли к вашим учебникам поурочные разработки для учителей — они продаются в книжных магазинах (в Лабиринте точно есть). Методические поурочные разработки хороши тем, что в них:

  • уже есть поурочный план;
  • разбираются сложные темы;
  • есть дополнительные, порой интересные, задания.

А ещё там есть оглавление с темами. Если вы присмотритесь, то на одну тему в школе выделяется несколько уроков. Вы, зная своего ребёнка, можете планировать — как быстро он усвоит эту тему и сколько всего занятий потребуется в год или полугодие. К примеру, у вас получилось 16 тем. В первом полугодии 4 месяца, это 16 недель. Получается по одной новой теме в неделю. А дальше отталкиваетесь от возможностей (способностей) ребёнка. Если он быстро всё схватывает и запоминает, то, возможно, ему и хватит одного занятия в неделю. Если же как быстро запоминает, так и забывает — лучше 2-3 раза в неделю. Из практики получается, что на семейном обучении заниматься ежедневно не получается — сами занятия получаются более объёмными и прерывать их на самом интересном месте не хочется.

Сделав основную «сетку» занятий, вы привязались к стандартному учебнику. Задания в нём не всегда интересны. Подумайте, чем их разбавить, чтобы процесс познания пошёл интереснее, а значит — эффективнее.

В качестве дополнительного материала можно использовать:

  • интернет-ресурсы;
  • учебную литературу других авторов, методички и пособия;
  • художественную литературу;
  • обучающие и художественные фильмы;
  • обучающие мультфильмы;
  • походы в музеи, кино, зоопарк, цирк, планетарий;
  • участие в научных шоу;
  • участие в тематических олимпиадах;
  • поездки по историческим и другим местам, туда где есть что-то интересное по изучаемым темам предмета.

Сначала выписываете всё, что нашли. Потом смотрите, как это согласуется с планом. Добавляете в основную сетку занятий — интересненькое. Мультфильмы, к примеру, можно посмотреть вместе с занятием, а поехать в усадьбу поэта на выходных.

В результате у вас должно получиться примерно так:

Предмет: окружающий мир.

Понедельник: Растения нашей полосы (учебник, интернет-урок)
Среда: Просмотр видеофильма из коллекции «Путешествия по России».
Суббота: Поход в Ботанический сад. Сделать фотографии для подготовки тематической презентации.

Так нужно сделать по всем темам и по всем предметам.

Работа по планированию занимает около 2-3 недель, так что лучше провести её летом, чтобы осенью только скорректировать в зависимости от пожеланий педагогов-предметников. 

А можно без плана?

Можно. Все дети разные и подходы к ним нужны разные. Некоторые родители решаются отпустить ситуацию, полностью положившись на интерес ребёнка к получению знаний. К примеру, заинтересовали ребёнка динозавры. Мама подбирает ему книги для чтения про динозавров, небольшие интересные истории для записи под диктовку про динозавров. Составляют задачи про динозавров, исследуют — когда жили эти существа, какие растения вокруг них были, какие звёзды и планеты светили им с неба, на каких современных животных похожи разные динозавры. Узнают, как рассказать о динозаврах и их занятиях на иностранном (иногда и не одном!) языке. Через 1-2 месяца ребёнку надоедают динозавры. Теперь он интересуется мифами Древней Греции. Ну и ладно — думаем, как привязать их к тем предметам, которые нужны и — вперёд.
Такой подход обеспечивает более полное усвоение знаний. Однако родителям всегда стоит держать в голове тот список вопросов, который нужно проработать с ребёнком к моменту аттестаций. Или… не обращать внимания на оценки. Как показывает практика, три балла они получают легко, а чтобы заработать более высокий, нужно всё же готовиться к аттестации по стандартным вопросам.

Как отслеживать выполнение учебного плана

Для ребят, которые учатся в средней и старшей школе достаточно видеть план и вычёркивать (помечать) пройденные темы. А вот для начальной школы очень подходит система визуализации. Например, есть 12 тем по русскому языку, которые нужно пройти за 4 месяца. Делаем паровозик с названием «русский язык» и цепляем к нему 12 пустых вагончиков. Как только тема пройдена — вагончик заполняется. Некоторые мамы делают не 12 вагончиков, а 4, но каждый вагон имеет 3 окошка. Как только вагончик заполнен — ребёнок получает небольшое поощрение. Это многих детей стимулирует быстрее садиться за занятия и охотно изучать новые темы.

Приблизительное время чтения: 14 мин.


print

Как начать учиться дома: пошаговое руководство

Фото Ольги Гориной

Если вы решили выбрать для своего ребенка семейное обучение, то что нужно предпринять? Какие тут есть юридические аспекты, какие возможности и какие сложности? Об этом рассказывает шеф-редактор журнала «Семейное образование» Лариса Покровская. 

Несмотря на то, что семейное образование (СО) становится все более популярным, вокруг него все еще много мифов. Многие учителя и родители школьников все еще считают, что СО — для неудачников. Для тех, кто не может. И, наоборот, многие «семейники» считают, что СО — для детей мотивированных, серьезных, самостоятельных, для ориентированных на академические достижения, «2 года за год» и т.  п.

Но семейное образование — это просто одна из форм образования. Ее выбирают по разным причинам, порой с диаметрально противоположными целями. Поэтому часть «семейников» действительно достигает немалых высот в обучении, учится быстрее или больше, или то и другое вместе. А есть и те, кто благодаря СО получает возможность не подгонять ребенка под общий темп ценой невроза своего и детского или не встраивать в систему ребенка высокочувствительного, с особенностями. Есть те, кто выбрал для себя спортивную или музыкальную карьеру, и посещение школы не сочетается с ежедневными многочасовыми тренировками и репетициями. А некоторые семьи предпочитают вести «кочевой» образ жизни, зимуя в теплых странах или же вообще переехав туда на неопределенное время, — таким очень удобно СО с дистанционной сдачей аттестаций. Кто-то предпочел семейное образование школьному по религиозным или идеологическим убеждениям. Родители хотят, чтобы дети перенимали семейные ценности, а не то, чему прямо или косвенно учит школа.

Поскольку у родителей есть законное право выбирать форму получения образования и форму обучения для своего ребенка*, любые причины перехода на СО законны. Нет «более правильных» или «менее правильных» причин. Каждая семья делает выбор, исходя из своих предпочтений и потребностей ребенка.

! Важно не путать семейное образование с надомным обучением, при котором дети с особенностями здоровья обучаются приходящими на дом учителями. Для обучения в форме СО не нужны медицинские показания, достаточно желания родителей и ребенка.

Как начать учиться дома: пошаговое руководство

При всех недочетах российского законо­творчества, при наличии в законе об образовании нечетких, «размытых» формулировок, российское законодательство тем не менее считается одним из наиболее либеральных, когда речь идет о семейном образовании. У нас есть законодательно закрепленное право выбора и возможность реализовать тот самый индивидуальный подход, который в силу ряда причин не может обеспечить школа.

Шаг 1. Изучаем закон

Основной документ, в котором прописаны наши права и обязанности в части образования — это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Также полезно ознакомиться с письмом Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ‑1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» и с региональными положениями о семейном образовании, которые в каждом регионе свои. Не обязательно погружаться в изучение закона с головой, достаточно уделить внимание статьям, имеющим отношение к образованию вне школьных стен. Наиболее важны статьи 17, 33, 34, 58 и 63 Федерального закона об образовании.

В частности, в законе сказано, что в школе можно учиться, не только посещая ее ежедневно (очное обучение), но еще заочно и очно-заочно.

При очно-заочной форме обучения часть предметов можно изучать в школе, другую часть дома. Либо посещать школу в определенные дни, а в остальные дни заниматься самостоятельно. Эти нюансы прописываются при составлении индивидуального учебного плана (ИУП). Заочная форма предполагает учебу без посещения школы, чем очень схожа с семейным образованием, однако в этом случае ребенок числится учеником школы (входит в контингент), а значит, именно школа несет ответственность за результаты его обучения. Потому и контролировать знания заочника школа предпочитает с особым пристрастием. Например, проводит аттестации чаще, либо вообще ставит годовые отметки на основании ежемесячных контрольных работ по каждому предмету.

Если же ребенок оформлен именно как обучающийся в форме семейного образования (или самообразования, когда речь идет о старшеклассниках), за результаты отвечают родители. В этом случае школа также имеет право сама устанавливать периодичность и форму проведения аттестаций (ст. 58 п. 1 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), однако Минобрнауки рекомендует делать это «с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала» (Письмо Минобрнауки России № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г.). Захочет ли школа руководствоваться этой рекомендацией, неизвестно. Как показывает практика, все зависит от конкретной школы, к которой вы хотите прикрепиться для сдачи промежуточных аттестаций.

! В обиходе «семейниками» считают как тех, кто оформлен на семейное образование, так и тех, кто зачислен на заочную форму обучения. Ведь по сути и те, и другие в школе лишь аттестуются, а не обучаются.

Шаг 2. Информируем о выборе СО

Чтобы ребенок обучался в форме СО, не нужно ни у кого испрашивать разрешение, объяснять причины или доказывать свое право на этот выбор. Все, что мы обязаны сделать по закону,  — это уведомить о своем решении орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (ст. 63 п. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ). Эти органы ведут учет детей школьного возраста и выбранных ими форм получения образования.

Система местного самоуправления и управления образованием Москвы и Санкт-Петербурга отличается от других регионов. Поэтому в Москве уведомление о выборе семейной формы образования следует направлять в адрес управы района, в Санкт-Петербурге — в адрес отдела управления образованием по месту жительства.

С 1 по 9 класс заявление о выборе семейной формы пишет родитель (законный представитель), а в 10 и 11 классе — ребенок. В этом случае он информирует соответствующие органы о выборе обучения в форме самообразования. Заявление пишется в свободной форме.

! Случается, что заявление, написанное в свободной форме, «не подходит» и чиновник просит заполнить бланк «установленного образца». Это требование незаконно. Вы можете пойти навстречу и заполнить выданную вам форму заявления, либо отказаться, так как законом не установлена определенная форма.

Заявление можно отнести собственноручно либо отправить «Почтой России» заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Уведомление о вручении послужит доказательством, что документ доставлен получателю, а в описи будет четко указано, что отправляли вы именно заявление о выборе СО, а не что-то другое. Если же вы решите обойтись без почты, не забудьте распечатать заявление в двух экземплярах: один вы отдадите, а на втором вам поставят отметку о получении, чтобы вы могли, в случае чего, доказать, что предприняли все требуемые по закону действия.

! Нередко чиновники настаивают, чтобы родители указали в заявлении, в какой школе ребенок будет проходить аттестации. Иногда даже требуют принести документальное подтверждение, что вы прикрепились к школе. Это требование незаконно. Вы обязаны только проинформировать соответствующий орган, что ребенок будет обучаться на СО.

В Законе не прописаны конкретные санкции за неуведомление о выборе семейной формы образования, однако возможны проблемы иного рода. Не так уж редки случаи, когда выбор семейного образования не нравится родственникам. Или соседи вдруг обнаружат, что ваш ребенок гуляет во дворе или постоянно сидит дома в то время, когда его сверстники в школе грызут гранит наук. Среди них порой находятся довольно активные граждане, ратующие за то, чтобы ребенок получил положенное ему по закону образование. И однажды может раздаться звонок в дверь — пришла Опека. Они получили «сигнал», что некий ребенок лишен положенных ему по закону благ. Проигнорировать эту информацию они не вправе, их задача все проверить. И вот тут очень важно иметь подтверждение, что вы уведомили соответствующий орган о том, что ребенок учится дома. Если вы никого не уведомляли или не позаботились о подтверждающих документах — у вас могут быть проблемы.

! Иногда при подаче уведомления о выборе СО чиновник пытается навязать вам конкретную школу для прикрепления. Это незаконно. Родители имеют право выбрать общеобразовательную организацию (ст. 63 п. 2 Семейного кодекса РФ; ст. 3 п. 1.7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Шаг 3. Выбираем школу для прикрепления

Правильный выбор школы для прикрепления может существенно облегчить жизнь. Как часто вы хотите проверять знания ребенка? Достаточно ли вам своего родительского контроля или важно чаще получать обратную связь от школы? Насколько жесткий (или, наоборот, мягкий) контроль вы бы предпочли, с учетом индивидуальных особенностей ребенка? Хотите ли очно взаимодействовать с учителями или же минимизировать контакты со школой? Устроит ли вас аттестация в формате теста или же, на ваш взгляд, она должна напоминать полноценный экзамен? Даже если вы четко понимаете, чего хотите, школа, скорее всего, не удовлетворит все ваши запросы. Но попытаться договориться с администрацией или найти наиболее подходящую школу все же стоит.

Для оформления и заочной формы обучения, и семейного образования нужно написать заявление в той школе, с которой вы хотите сотрудничать.

Только в первом случае вы заключите договор со школой на заочное обучение, и ребенок будет считаться учащимся школы (заочником), а во втором — школа заключит с вами договор на проведение аттестаций (договор об экстернате), а ребенок на время прикрепления к школе будет называться экстерном. В обоих случаях в договоре будут прописаны ваши взаимоотношения со школой, в том числе порядок прохождения аттестаций (их количество, форма, частота, сроки проведения).

Если ребенок уже учится в школе очно, нужно написать заявление о переходе на СО (если вы хотите сдавать аттестации в той же школе), либо отчислиться из этой школы, а затем обратиться в школу, выбранную вами для сдачи аттестаций и написать там заявление на обучение в семейной форме. Формы заявлений можно легко найти в Интернете, либо взять непосредственно в общеобразовательной организации.

Некоторые школы готовы  принимать «семейников»  в течение всего учебного
года, другие устанавливают дату, после которой прикрепиться для сдачи  аттестаций уже невозможно.

! Ребенок, прикрепившийся к школе для сдачи аттестаций, считается экстерном и может пользоваться академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (перечень прав — в ст. 34 закона «Об образовании»).

Шаг 4. Обучаем ребенка

Вопросы обучения «семейники» решают по-разному, сколько семей — столько и вариантов. Все зависит от ваших целей и возможностей.

Что вы хотите получить на выходе? Считаете ли вы достаточными знания, которые ребенок получит, готовясь к школьным аттестациям? Или, возможно, они не имеют ничего общего с образованием, которое вы хотели бы для своего ребенка?

Важны ли для вас «пятерки»? Или же СО для вас — это максимум свободного развития ребенка и вынужденное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (а значит, и «троек» достаточно)?

Предпочитаете вы структуру и систематические занятия или вам близок подход, при котором важно создавать образовательную среду, а ребенок сам возьмет все, что сможет унести? Это крайние варианты, а ведь есть много промежуточных!

Определитесь со своими целями, а затем ответьте себе на очередные вопросы. Сколько времени вы готовы уделять обучению ребенка? Можете ли делать это сами? Есть ли у ребенка навык самостоятельной учебы? Если силами семьи вопрос обучения не решить, то есть ли финансовая возможность привлечь репетиторов (очно или по скайпу) или оплатить альтернативную школу? А может, вы хотите скооперироваться с единомышленниками и создать свою семейную школу? Или присоединиться к уже существующей?

К сожалению, ни на один из этих вопросов нет правильного ответа. В вопросах обучения не бывает универсальных решений, просто потому, что все дети разные, все люди разные. И возможность учитывать уникальные особенности наших детей — самый главный плюс семейного образования. Поэтому есть смысл читать и слушать, как строят обучение другие семьи, примерять на себя, пробовать и оставлять то, что хорошо работает именно в вашем случае.

Это может вам пригодиться:

Подборка обучающих ресурсов

Список альтернативных и семейных школ г. Москвы и некоторых других городов  (Верующим людям следует внимательно изучить этот список. Не все школы, перечисленные в нем, по своим мировоззренческим установкам совместимы с православным воспитанием ребенка. Однако такие школы составляют лишь небольшую часть этого подробнейшего спис­ка.  —  ред.)

Шаг 5. Сдаем аттестации

Недостаточная четкость некоторых формулировок в законе «Об образовании» дает нам возможность считать сдачу промежуточных аттестаций правом, а не обязанностью. Теоретически, по закону ребенок обязан сдать лишь государственные итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно быть аттестованным за 9 класс. Да и без аттестаций за 10 и 11 класс к сдаче ЕГЭ не допустят.

Так что же, можно уведомить соответствующий орган о выборе СО, а затем «пропасть с радаров» на ближайшие 8 лет и явиться в 9 классе, чтобы сдать аттестацию и получить допуск к ОГЭ? Теоретически да. Но подобных прецедентов пока не было. Зато есть огромная доля вероятности, что аттестация за 9 класс в итоге превратится в аттестацию за все девять классов либо будет проходить с особым пристрастием. И неизвестно, чем все в итоге закончится.

Однако, если нет желания сдавать аттес­тации ежегодно, можно оформить индивидуальный учебный план (ИУП), в котором прописать сроки сдачи аттестаций по каждому предмету. В частности, вы можете договориться со школой (и задокументировать это), что ребенок придет сдавать аттестации сразу за курс начальной школы. А затем — за курс средней школы. Все это время ребенок будет прикреплен к школе для сдачи аттестаций, просто сдавать он их будет не ежегодно.

Таким же образом можно оформить ускоренное обучение и аттестоваться за несколько классов в течение одного учебного года.

Закон разрешает сдавать промежуточные аттестации дистанционно, однако не обязывает школы предоставлять экстернам такую возможность.

А вот государственная итоговая аттестация (в 9 классе ОГЭ, а в 11 классе — ЕГЭ) сдается исключительно очно, вне зависимости от формы образования и обучения.

Где можно сдавать аттестации дистанционно:

  • Международная школа завтрашнего дня (МШЗД), г. Москва. Оформление на заочную форму обучения. Ежемесячные письменные контрольные работы по каждому предмету. Дистанционно.
  • Частная школа «Центр обучения детей и взрослых» (ЦОДИВ), г. Санкт-Петербург. Разные формы обучения. Можно прикрепиться только для сдачи аттестаций (семейное образование), либо для онлайн-обучения (заочный онлайн-класс). На семейном образовании — аттестации в формате тестов, 1 раз в год по каждому предмету, в удобное вам время, онлайн.
  • Экстерн-офис, г. Новосибирск. Посредник, предоставляющий платформу для онлайн-аттестаций, а также для обучения и написания тренировочных работ. Сотрудничает со школами Новосибирска и Москвы (официально обучающийся прикрепляется к одной из этих школ, а аттестацию сдает через Экстерн-офис). Аттестации онлайн, система обучения — модульная (выучил предмет — сдал, затем следующий предмет). Формат аттестаций — развернутые ответы на вопросы, письменно. Ведется видеозапись процесса аттестации.
  • Домашняя школа Интернетурок.ру. Посредник, сотрудничает со школами Москвы и Санкт-Петербурга. Оформление на семейную форму образования. Обучение + аттестации. Домашние задания, контрольные онлайн.

При неудовлетворительной сдаче аттестации создается комиссия для приема пересдачи, пересдавать предмет можно не более двух раз. Если академическая задолженность не будет ликвидирована в установленные школой сроки, ребенок по закону обязан перейти на очную форму обучения (ст. 58 п. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации).

Шаг 6. Решаем вопрос социализации

Социализация — один из главных мифов семейного образования. Многим сразу представляется бедный ребенок, которого мама насильно удерживает дома, никуда не пускает, не дает общаться со сверстниками. Этот миф основан на иллюзии, что в школе дети общаются. Но если понаблюдать за происходящим на переменах, чаще всего мы увидим детей, играющих в игры на телефонах. И других детей, которые смотрят, как те играют в игры. Общения, по сути, нет.

Получается, что пресловутая социализация — проблема, касающаяся всех детей и подростков, вне зависимости от того, где и как они учатся. И решать эту проблему проще, обладая достаточным количеством свободного от учебы времени, чем как раз не могут похвас­таться современные школьники.

Где же общаются дети, не посещающие школу? На кружках и в секциях по интересам; в физических и химических лабораториях; в походах и семейных/подростковых лагерях; на фестивалях свободного образования; в поездках в музеи, парки, на пикник, на раскопки, которые часто организуются несколькими (а иногда и многими) семьями совместно; на соревнованиях; в альтернативных/семейных школах…

! Клуб поддержки семейного образования, Москва — сообщество родителей, обучающих детей в форме СО, и интересующихся. Проводятся общие встречи на природе, театральные фестивали, семейные лагеря. В группе сообщества в Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) можно найти список локальных сообществ Москвы и Подмосковья и много другой полезной информации.

(здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ)

— самое активное на сегодняшний момент сообщество «семейников», где дети (и семьи) общаются, вместе учатся, ходят в походы, участвуют в различных командных соревнованиях, проводят интересные мероприятия и праздники, ездят в разные уголки России.

Шаг 7. Получаем поддержку

Когда-то выбор семейного образования действительно был сложен. Не было сообществ единомышленников, не хватало информации, некуда было обратиться за юридической, педагогической, психологической поддержкой. Сейчас переход на СО уже не выглядит таким пугающим. Проводятся конференции, фестивали, существует онлайн-журнал «Семейное образование (и было издано 8 номеров печатного журнала), а совсем недавно была создана Ассоциация развития семейного образования (АРСО).

Информационная поддержка для родителей:

Медиа-проект «Семейное образование»:

Онлайн-журнал: интервью, личные истории, обзоры образовательных программ и методик, справочная информация, аналитические статьи, авторские колонки профессионалов образовательной индустрии, опытных родителей-альтернативщиков.

Мероприятия: ежегодный фестиваль свободного образования «Я живу — я учусь», образовательные вебинары, онлайн-саммиты.

(здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ):

Онлайн-общение, офлайн-встречи, семейные лагеря, совместные прогулки и походы в музеи.

В группе более 8000 участников — Россия, ближнее и дальнее зарубежье.

Ассоциация развития семейного образования (АРСО):

Мероприятия: ежегодная конференция альтернативного образования, фестивали, семинары, вебинары.

Консультирование родителей по вопросам, связанным с обучением детей дома. Развитие и поддержка семейных школ. Поддержка родительских объединений.

И помните: приняв решение обучать ребенка дома, вы не обязаны следовать ему все 11 лет! Закон не ограничивает право родителей менять формы образования и обучения детей. Мы можем делать это столько раз, сколько захотим.

Читайте по теме:

Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться

Как начать учиться дома: пошаговое руководство

Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы

Серия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование 

* Cт. 63 п. 2 Семейного кодекса РФ; ст. 3 п. 1.7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. — Ред.

Ребенок не хочет возвращаться в школу после каникул? Делать это вовсе необязательно. Дома можно учиться эффективнее, чем в классе, считает журналист и консультант по семейному образованию Лейла Сазонтова. Она советует, как сделать уроки увлекательными, научить детей тайм-менеджменту и сделать их жизнь интересной. «Правмир» публикует отрывок из книги «Жизнь без школы», которая этим летом вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

Выстраиваем учебный процесс

При семейном обучении нужно не только самостоятельно осваивать школьную программу, но и организовывать учебный процесс. Задача сложная: предстоит дать детям качественные знания и при этом не превратить дом в подобие школы, а еще совместить учебу и отдых — и все это не в ущерб здоровью, настроению и отношениям в семье. Иногда родители считают так: «Вот заберем документы из школы и заживем спокойно» — и только потом осознают, что не продумали, как все организовать и выстроить. Как следствие — устрашающие истории в интернете и печальные выводы о том, что «семейное образование слишком сложно, нам пришлось вернуть ребенка в школу, мы разочарованы».

В школе ученик должен лишь следовать школьному расписанию и выполнять задания в определенное время. На семейном обучении ребенок получает неограниченную свободу: никто не говорит, когда и что нужно сделать, никто не дает домашнее задание, никто не подсказывает, какая тема следующая в учебном плане… При этом к очередной аттестации следует знать и сдать весь необходимый материал.

Свобода порождает дополнительную ответственность. Семьи, отказавшиеся от ежедневных походов в школу, быстро понимают, что нужно самим формировать учебный план и что он должен соответствовать их жизненным установкам, с одной стороны, и требованиям образовательных стандартов — с другой.

Наш с сыном опыт семейного образования, так же как и у других наших «коллег», с самого начала был (да и остается, не буду скрывать) путем проб и ошибок. Сначала мне казалось, что нужно устроить некий домашний вариант школы и идти строго по школьной программе. Если в школьном расписании на понедельник значатся пять уроков, то и мы должны пройти по одной новой теме по каждому из предметов в расписании. Так мы пытались учиться несколько недель, пока не поняли, что это бесполезно.

Времени на уроки тратили много, а в глазах Левы стоял немой вопрос: «Что, теперь и дома будет школа?»

Мы решили изменить подход и условно выделили по одному дню недели на каждый предмет. Так, понедельник у нас стал днем математики, вторник — информатики, среда — окружающего мира, четверг — русского языка, пятница — чтения и суббота — французского языка. Непосредственно на уроки мы тратили около одного часа в день.

Ежедневные занятия мы строили исходя из школьного плана. То есть если, к примеру, на неделю у учеников второго класса запланировано два часа окружающего мира, то они пройдут за это время две темы. Те же две темы проходили и мы, но за одно занятие. Делалось это следующим образом: сын читал параграфы, мы их обсуждали, Лева самостоятельно выполнял задания в рабочей тетради, после чего я их проверяла. Если какая-то тема его особо увлекала, то мы старались изучить ее более подробно с помощью книг, тематических видео и т. д. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и почти месяц ждали школьную аттестацию.

Затем схема снова изменилась и теперь еще меньше похожа на школьную. Каждый день сын минут по десять решает задачи и примеры по математике — так проходим программу практически незаметно. В таком же ежедневном режиме перед сном беремся за произведения из программы по чтению. Остальные школьные предметы изучаем без жесткого планирования, но в режиме «один день — один предмет». Что получаем в итоге? Учебу по 30–40 минут ежедневно и опережение программы.

В третьем классе мы решили еще немного изменить процесс. В качестве эксперимента мы учились не по принципу «Один день = один предмет», а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т. д. Правда, задания по математике на рабочем столе сына оказываются почти каждый день. Мне кажется это важным хотя бы потому, что мозг не расслабляется, а программа проходится незаметно и продуктивно. <…>

Полезные инструменты

Успех семейного образования зависит не только от грамотного планирования, но и от поддержания в ребенке способности и желания овладеть учебным материалом. Для того чтобы мотивация не ослабевала, я советую составлять образовательные карты и обучать ребенка хотя бы минимальным навыкам тайм-менеджмента.

Образовательная карта 

Это инструмент систематизации учебного процесса, полезный любому ребенку, будь то воспитаннику подготовительной группы детского сада, младшекласснику или без пяти минут обладателю школьного аттестата.

Родители, чьи дети получают образование в форме семейного обучения, примерно представляют, о чем идет речь. Для них в начале учебного года школа составляет индивидуальный учебный план (его еще называют ИУП). В индивидуальном плане обозначена цель (конкретные знания), задачи, которые необходимо выполнить для ее достижения (промежуточные аттестации), и средства (перечень учебников, методических пособий и других источников информации).

Образовательная карта работает так же с тем лишь отличием, что, кроме всего прочего, помогает понять склонности ребенка, каких знаний ему недостает в настоящий момент, а какие предметы даются настолько хорошо, что могут осваиваться углубленно (но об этом — чуть ниже). Составление образовательной карты — процесс, конечно, не двухминутный, но весьма увлекательный. Вы легко освоите его за пару-тройку вечеров. В качестве бонуса — проведенное совместно с ребенком время, в течение которого ни вы, ни он не будете отвлекаться на посторонние дела.

Зачем нужна образовательная карта? 

Все дети разные. Это аксиома. Но часто ли мы помним об этом? Если дочь подруги в первом классе свободно писала по-английски, значит, наш сын должен это делать уже в подготовительной группе детского сада. Если племянник без труда в десять лет мог подтянуться на турнике пару десятков раз, а ваш сын не может, значит, с ним что-то не так. Признайтесь, мы часто мыслим подобными категориями.

Образовательная карта как раз и нужна, чтобы по-новому взглянуть на своего ребенка, оценить его слабые и сильные стороны, понять, в каких навыках и знаниях он нуждается именно сейчас, и перестать подстраиваться под чужие мерки.

Я часто рекомендую родителям книгу «Ты можешь больше, чем думаешь». Ее автор Томас Армстронг раскрывает читателям глаза на то, что на самом деле значит быть умным. По его словам, интеллект — это не только хорошие оценки, высокие результаты тестов и умение запоминать. Интеллект проявляется во многом: в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, в эмоциях и способности находить общий язык с окружающими. И это далеко не все. Прочитав книгу, каждый поймет, что можно быть умным в самых разных областях. <…>

Как работать с образовательной картой? 

Визуализация — это уже половина успеха. Для начала подумайте, что именно вы хотите улучшить и изменить. Обсудите это с ребенком. И обозначьте ожидаемый результат — тот, которого вы хотите добиться, допустим, к 1 сентября. Пусть это будут конкретные значения: 10 прочитанных книг, умение умножать и делить в столбик, способность отжаться 30 раз без перерыва и т. д. Важно, чтобы ребенок разделял эту цель или хотя бы понимал, для чего ему нужно ее достичь. Теперь запишите или нарисуйте свою цель (можете сделать коллаж, аппликацию — что угодно) и повесьте на видное место.

Определите задачи. Что именно и с какой периодичностью нужно делать, чтобы достичь желаемого? Бегать 15 минут каждое утро, решать по 10 примеров ежедневно или заниматься иностранным языком по понедельникам, средам и пятницам? У каждого свои задачи в зависимости от поставленных целей, только следите за тем, чтобы их выполнение не стало утомительным занятием для ребенка.

Список задач тоже лучше прописать и повесить рядом с визуализированными целями — так они будут чаще напоминать о себе, что очень важно при особенностях кратковременной памяти детей. И не забывайте оценивать прогресс: раз в неделю обсуждайте с ребенком, насколько вы приблизились к намеченной цели.

Тайм-менеджмент для детей 

Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать. <…> Мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

1. Научите ребенка планировать свою неделю 

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

Лайфхак. В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..».

Хорошее подспорье — магнитная или маркерная доска. От ежедневников ученикам младших и средних классов я бы посоветовала отказаться. Ничего личного: в силу возрастных особенностей памяти дети забудут свериться с планом. А значит, и эффективность такого планирования будет стремиться к нулю.

2. Составляйте план на день 

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня.

Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

Лайфхак. C первоклашками или очень творческими детьми можно дела рисовать, а не записывать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно убрать лего и кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать.

3. Мотивируйте ребенка 

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник (вы ведь уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

Если говорить о нашем опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в плане нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня в планах всегда присутствуют.

4. Научите ребенка определять приоритеты 

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми. Иными словами, правило «Сделал дело — гуляй смело» никто не отменял ;)

5. «Ешьте лягушек» вместе 

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Об этом подробно рассказывает гуру отечественного тайм-менеджмента Глеб Архангельский в бестселлере «Тайм-драйв». Если кратко, то «лягушками» называют неприятные и нелюбимые дела, выполнение которых откладывается до последнего момента. Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!).

И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

6. Дробите сложные задачи

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными.

Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги. А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

7. Кто хорошо работает, тот хорошо… Нет, не ест, а отдыхает! 

Разные виды деятельности должны ритмично сменять друг друга. Провел полчаса за уроками — значит, пришло время побегать на улице.

Перерывы на отдых устраивайте каждые 25 минут, даже если кажется, что ребенок не устал. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном для многих случае «Учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

8. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни 

Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.

Приведу пример: чтобы окончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Проблема решена? Отлично, ищем, к чему теперь нужно приложить силы (и прикладываем, разумеется).

9. Никакого навязывания 

Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако хочу вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни. А вообще внимательно наблюдайте за детьми и отмечайте, что им важно и интересно в определенный момент жизни. Старайтесь заметить искру до того, как она потухнет, не подпитанная родительской поддержкой.

И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме. Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?

Лето — отдыхать или учиться?

На этот вопрос я обычно отвечаю так: «Учиться, отдыхая!» То, что во время отдыха нельзя учиться, — не более чем стереотип. «Летние» знания могут быть такими же прочными, как и те, что получены во время «официального» учебного года. Семьи, опробовавшие семейное образование, об этом хорошо знают. По моему мнению, учебный процесс в образовательных учреждениях построен нелогично. Конечно, в разных странах каникулярное время рассчитывается по-разному (в Японии, к примеру, школьники отдыхают только один месяц в году), но в России дети, как правило, учатся девять месяцев (с недельными каникулами), а три летних месяца отдыхают от школы.

А теперь ответьте на вопрос: часто ли вам приходилось слышать в начале сентября от педагогов, тренеров и других родителей, что дети «все забыли за лето»? Я слышу такие высказывания каждый год. Школьная программа построена таким образом, что весь сентябрь учащиеся занимаются повторением изученного в предыдущем классе (откройте учебник за любой класс по любому предмету: первый раздел так и называется — «Повторение»), а в мае обобщают пройденное. Таким образом, огромный объем учебного материала приходится осваивать всего за семь месяцев в году — простая арифметика. Не потому ли многим школьная программа (повторюсь, рассчитанная не на отличников, а на середнячков) кажется такой сложной?

На семейном обучении дети избавлены от этого ограничения. Учиться можно круглый год, затрачивая при этом гораздо меньше усилий. Мы с сыном, например, и летом не прекращали заниматься. Листать учебники на приморском бульваре или пляже оказалось ни с чем не сравнимым удовольствием. Конечно, интенсивность занятий заметно снижалась во время путешествий и из-за длительных ежедневных прогулок, но найти 15–30 минут даже в летний день не представляет особой сложности. К слову, для лета мы оставили необходимый нам минимум: шахматные задачи, приложения по иностранному языку и немного заданий по русскому языку и математике.

Что получаем в итоге? Первый осенний месяц перестает быть ежегодным стрессом, ребенок с легкостью принимается за новый материал без необходимости судорожно вспоминать, что проходили почти четыре месяца назад. Обучение при таком подходе становится не проблемой, а интересной и довольно простой задачей.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Читайте рекомендации и задавайте вопросы автору во время трансляции спецпроекта «Развитие субъектности на семейном образовании» на ММСО, который в этом году проходит в режиме онлайн с 26 апреля по 8 мая. Подробнее на сайте ММСО.

1. Разбираемся в формах образования

Для начала разберемся, какие официальные формы получения общего образования возможны в нашей стране.

По Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» ребенок может получать образование:

  1. В образовательной организации по очной, очно-заочной и заочной форме;
  2. Вне образовательной организации — семейное образование (1-9 классы) и самообразование (10-11 классы).

В первом случае за процесс и результаты обучения отвечает организация, осуществляющая образовательную деятельность. Очная форма — привычное посещение школы, заочная — ребенок учится по программе школы, сдает промежуточные аттестации и пишет контрольные, которые назначит школа, очно-заочное — это обучение и дома, и в школе.

Во втором случае родитель или сам ученик имеет возможность организовать обучение по своей собственной программе, которая, как им кажется, является более удобной и правильной, при этом ориентируясь на ФГОС, но не ограничиваясь, без копирования школьных методов и подходов к образованию. Обратите внимание! Дистанционное обучение не является формой получения образования. Это способ поддержки образовательного процесса.

Не стоит путать семейное образование с надомным обучением. Последнее осуществляется по медицинским показателям на дому и организуется школой по заявлению родителей на основании медицинских документов. Домашнее (надомное) обучение — это когда к ребенку приходит учитель домой, и учит его так, как в школе, без каких-то вариаций.

По закону именно родитель выбирает, какая форма обучения подходит его ребенку (или с 14 лет сам ребенок). Не директор школы, не социальная защита и не Управление образования. Исключение представляют только приемные дети, форма обучения которых должна быть согласована с опекой.

2. Определяем отношения со школой

В случае выбора семейного образования родитель не имеет отношения со школой. Он в своем лице является и заказчиком и исполнителем образовательных услуг. Для начала родитель обязан написать заявление о переходе на семейное образование в Управление образования по прописке и по месту жительства.

И уже дальше он может выбирать программы, в любой момент вступать и расторгать отношения с образовательными организациями, менять / миксовать / подключать специалистов. Он может устраивать круглогодичный учебный цикл (некоторым это очень удобно), может перепрыгивать через классы и т.д.

Минимальный возраст начала обучения — 6,5 лет. Если ребенку на 1 сентября меньше 6,5 лет, документы на присоединение к школе для аттестации не примут. Без присоединения к школе можно приступать к обучению хоть с 3-х лет, никто это контролировать не будет. Максимальный возраст, когда ребенок уже должен начать обучение — 8 лет. То есть, если на 1 сентября ему уже больше 8-ми полных лет, родитель обязан выбрать ему форму образования и начать регулярное обучение.

Таким образом, у родителей есть 1,5 года, в пределах которых они могут свободно выбирать, когда именно начинать организованную учебу своего ребенка. Бонус для «ленивых»: если ребенку исполняется 8 лет не 1-го, а 2-го сентября, то вы имеете право не ходить в школу и не учиться еще целый год. Но на следующий год родители обязаны выбрать для него форму образования. В этом плане у родителей «осенне-зимних» детей есть возможность на законных основаниях «продлить детство» без обязательств перед государством. Многие родители таких детей используют этот дополнительный временной промежуток для того, чтобы попробовать семейное образование без обязательств и сопутствующих переживаний, в охотку для себя и в удовольствие для ребенка.

Отчитывается родитель перед государством по окончании 9-го класса, когда ребенок обязан сдать ГИА-9 (ОГЭ), и если ребенок не ушел после 9-го класса в колледж или техникум, то и аттестоваться за 10-й и 11-й классы. По закону наши дети до 18-ти лет обязаны учиться хоть где-то, после 18 лет — это их свободный выбор, как совершеннолетних граждан страны.

3. Выбираем формы контроля за обучением

Промежуточные аттестации — это очный или заочный контроль усвоения материала школьной программы по всем предметам, входящим во ФГОС с 1-го по 11-й класс. Промежуточные аттестации могут проводиться с разной периодичностью (в зависимости от рвения и фантазии проверяющей организации) — от одного раза в месяц до одного раза в год.

Следовательно, если ребенок имеет отношения со школой (очное, заочное, очно-заочное), то он должен выполнять условия школы. А значит справедливо и законно, когда образовательное учреждение ставит условия, в какой форме и когда будут проводиться промежуточные аттестации. Школа аттестует по своей программе. Это может быть по-четвертная аттестация, раз в полгода, раз в год — дистанционно, через интернет или личным присутствием. Тем не менее, если родителя не устраивает график аттестаций в одной школе, он может выбирать для себя любую другую школу, которая будет удобна именно ему и его ребенку.

Если ребенок находится на семейном образовании, у вас свои правила. Все должны встретиться в 9-м классе, чтобы отчитаться перед государством. Часто «семейники» тоже аттестовываются. Основные причины следующие:

  • Им удобно проверять самих себя, чтобы не расслабляться и сильно «не гнать» по программе или не отставать от нее.
  • В некоторых регионах «семейникам» положены льготы, которые привязаны к аттестациям.
  • Родители не хотят конфликтов с контролирующими органами.

О том, что на семейном образовании промежуточные аттестации не обязательны, часто не знает само Управление образования. Так, например, в НАСО (Национальную Ассоциацию Семейного образования) пришел ответ от заместителя министра образования одной из областей, в котором чиновник написала, что промежуточные аттестации должны сдавать все!

Очевидно, что многие «семейники» — это заочники, то есть родители обучают своих детей сами, но предпочли отчитаться перед школой. И всё же, большинству такая форма категорически неудобна: они идут по своей программе и в случае аттестации каждый год им приходится учиться по двум программам — своей и государственной, вместо одной.

Как аттестовать ребенка на семейном обучении:

  • Лично договориться со школой (бесплатно, здесь все зависит от ваших отношений и адекватности администрации школы). Приходите, пишите заявление, узнаете график сдачи экзаменов, консультируетесь с «учителями-предметниками», готовитесь, сдаете.
  • Воспользоваться аттестационными платформами и сервисами, которые берут всё общение со школой на себя (за деньги, но это упрощает процесс и психологически комфортнее).

Бывает, что многие уходят из своей школы в результате конфликта, и семьи не хотят иметь больше иметь с ней отношения. Есть «дикие» случаи, когда в результате безграмотности чиновников семьям отказывают в аттестации в другом месте. Знайте, что это незаконно.

Незаконно требовать от семьи наличия парт и доски в доме или учебников по ФГОС. Эти требования касаются только школ. Но находятся региональные умельцы «кошмарить» семью на эту тему, как и подсылать к ней Комиссию по делам несовершеннолетних и прочие проверяющие органы.

4. Организуем обучение

Сразу скажем, данная подсказка-схема для новичков, чтобы было с чего начать, а потом сделать все иначе, чётко под себя. В этом же и есть смысл семейного образования.

В младших классах

Основную сложность вызывают русский язык, математика и чтение. Окружающий мир, музыка, рисование, физкультура, труд, как правило, осваиваются через кружки, секции и наличие большого числа материалов для поделок.

Домашние дети имеют несколько более протяженный по сравнению со школьными детьми период творчества своими руками. Поэтому они будут очень много рисовать, лепить, конструировать, чертить, копать, готовить.

И делать это будут сами по себе, если они никогда не учились в школе. А если учились, то будут лежать на диване и ничего не делать. Но не спешите расстраиваться, ребенка можно замотивировать.

Инструкция

Чтение

Каждый день хотя бы полчаса. Можно начинать так: вы читаете строчку, ребенок строчку. Потом он читает все больше, вы читаете все меньше. В процессе показывайте значение знаков препинания. Выбирайте любимые книги по возрасту, не забывайте про стихи. Имейте привычку учить стихи. Список книг и стихотворений можно найти в любом рекомендованном списке в интернете или на ваших книжных полках.

Математика, русский язык

Выбираем учебную программу, а значит учебники. Это могут быть учебники, по которым обучают детей в вашей школе, сталинские, советские учебники, программы Русской Классической Школы, новые УМК, кто-то находит американские, британские программы. Предлагаем пролистать каждый (найти в интернете варианты — просмотреть, примерить на себя).

Можно упростить себе задачу, зайти на ресурс «Учи.ру». Здесь всё по ФГОС. Скачайте рабочие программы по основным предметам, посчитайте количество тем, распределите по количеству недель. Составьте недельное расписание с прописанными темами. Теперь у вас есть учебный план.

Подсказки

Сколько по времени займет изучение всей школьной программы? Предметы младшей школы в домашнем режиме — 1-2 часа в день, а не 4-5, как в школе.

Ваш учебный план примерный, потому что дети будут «гнать» на опережение, но обязательно «застрянут» на какой-нибудь теме. Основную часть учебы у вас займут дополнительные занятия, внезапные научные проекты, посещения музеев, мероприятий и встречи с людьми по интересам. И это все организуется через живой интерес вашего ребенка к внезапным темам. Это и будет 90% учебы, а не школьная программа. И именно поэтому родители на семейном образовании не понимают вопроса про социализацию.

Лучше всего дети учатся утром, поэтому вещи, требующие особой точности и внимательности, постарайтесь делать по утрам (русский язык, математика, занятия музыкой).

Помните, что математику можно и интересно учить, лёжа в кровати, русский язык можно закреплять в момент чтения: «Кстати, сынок, найди в этом предложении шипящие звуки и слова, которые отвечают на вопрос: что делать?»

Все время возвращайтесь к пройденным темам, это можно делать напрямую: » А ну-ка, скажи, как пишется это слово» или косвенно — делаете задание по новой теме и даете обязательно что-то из пройденного.

Учите ребенка самостоятельности: «Напиши», «Покажи итог», «Сделай работу над ошибками», «Поставь себе оценку», «Что понравилось», «Что не понравилось», «Что нового», «В чем была трудность».

Если ребенок очевидно не справляется с темой, отложите и вернитесь к ней позже. У вас есть время! Если ребенок «мчит» вперёд, мчитесь за ним, но не забывайте повторять пройденный материал.

Помните, вы ребенку — не учитель, а помощник в учебе. Поэтому не ведите себя как «училка с указкой у доски», оставайтесь собой. Не бойтесь говорить: «Кстати, я не помню что это, давай посмотрим вместе». Свой авторитет перед ребенком вы не потеряете и научите его искать и уточнять материал.

Знайте! Нервничать и психовать будете вы, а не ваш ребенок. Ему будет хорошо — он высыпается, занят классными вещами и ему некуда торопиться. А родители первые полгода будут испытывать стресс — неужели это так легко, где подводные камни?

А теперь самое главное: обязательно настанет тот день, когда вы перестанете понимать смысл наличия учебников и захотите перейти на обучение предметными блоками. Это уже другое семейное образование, которое объясняет, почему опытные «семейники» так не хотят проходить промежуточные аттестации.

В средних классах

Классическая ситуация — 6-й класс и семья понимает, что так продолжаться больше не может! Либо ребенок категорически не желает учиться, либо очень много времени уходит на межличностные тягостные взаимоотношения с преподавателями, другими родителями и самим ребенком, либо много времени тратится не понятно на что, а итог не радует.

Итак, семья решает, что семейное образование будет для них оптимальным решением. Прежде чем решиться на это, вы должны смириться с тем, что ваш ребенок, скорее всего:

  1. Обладает случайным набором знаний, мало связанных между собой;
  2. Не хочет и не умеет учиться: он привык к тому, что «говорящая голова» что-то вещает на уроках по своему разумению и его задача ловко не попасться отвечать у доски;
  3. Считает, что оценка — цель, чтобы на него не кричали учителя и родители;
  4. Предпочтет скорее списывать, чем напрягаться;
  5. Будет заниматься только тем, что ему интересно, и отворачиваться от информации по другим темам;
  6. Без жёсткого контроля учиться не будет.

Ваш ребенок таков, потому что он очень долго находился в специфической среде, и потому что у него настал соответствующий возраст.

Инструкция

Проводим ревизию знаний, начиная с начальной школы. Можно попросить помочь профессионала, которому доверяете. Можно самим воспользоваться материалами с официального сайта ВПР.

Пока вы не восполните пробелы знаний вашего ребенка, идти дальше по программе нет смысла. Дайте ребенку время наверстать упущенного. Выбирайте новую форму обучения для ребенка, вы ее сможете легко изменить в любой момент. Вот несколько вариантов, которые можно между собой сочетать:

  • Так называемые «нешколы», альтернативные школы, семейные клубы. Ребенок будет посещать занятия по графику. Если вы — компания из нескольких родителей (и один из вас очень активен), можете создать свою «нешколу», на которую будете приглашать «своих» преподавателей. Из минусов — недешево. Из плюсов — более привычный формат.
  • Онлайн платформы для обучения, когда ребенок будет проходить материал в интернете. Из минусов — нет контакта «глаза в глаза» и снижена роль «надзирателя». Из плюсов — дешевле, чем очное обучение в частных и семейных школах и «нешколах», нет привязки к конкретным месту и времени.
  • Самостоятельное обучение силами родителей. Из минусов — вся нагрузка на родителе. Из плюсов — вы полностью контролируете процесс и уверены в знаниях ребенка.

Более эффективно обучение блоками и «погружениями». Берёте список предметов, делите их по парам на 2 месяца. Например: сентябрь-октябрь только история и биология, ноябрь-декабрь литература и химия и т.д. Через «погружение» в предмет вы сможете отследить тот, который особенно понравится вашему ребенку. Если он внезапно зажжется интересом к какому-то предмету, при переходе к следующему блоку обязательно оставьте его как «пряник».

Проверять ребенка можно самостоятельно по тем же ВПР. Отличный онлайн-тренажёр для самоподготовки и самопроверки — Решу.ВПР. Можно подключаться к аттестационным платформам и готовиться по их демо-тестам. Можно договариваться со школой по графику сдачи и ходить на консультации к «учителям-предметникам» (здесь уже важен момент доброжелательности и доброй воли самой школы).

Подсказки

Когда вы узнаете уровень знаний своих детей, вы переживете целую гамму чувств. Это нормально. И именно поэтому семейное образование с каждым годом становится все популярнее. Вам придется пережить это и шагнуть дальше: теперь вы Дед Мороз образования вашего ребенка.

Есть такое понятие «расшколивание». Так называют реакцию мышления и воли ребенка на потерю рамок классно-урочной системы с наличием «человека с палкой». Чем больше ребенок ходил в школу, тем этот период дольше. Родителей этот период тоже затронет, им «расшколиваться» ничуть не легче. «Расшколиваться» вы с ребенком будете от полугода до полутора лет.

Скорее всего, ваш ребенок не готов ни к самостоятельной учебе, ни к работе по дому. Это логично, утром ребенок уходил, сильно после обеда возвращался на все готовое. Вы тоже не привыкли к наличию «помощника». На этом месте думайте сами!

Репетиторов нанимайте только на очевидно любимые предметы и на те, с которыми ребенок категорически не справляется. Причем во втором случае это могут быть разовые уроки.

Контроль и ещё раз контроль! Приучайте ребенка к дедлайнам, например, раз в одну — две недели вы спрашиваете у него итоги занятий. Каждый день неэффективно и выматывает всех.

Первые полгода вы будете в шоке, а ребенок будет лежать на диване и ничего не хотеть. Скорее всего, через 2 месяца вы начнёте думать, что это слишком большой стресс и все очень плохо. Это нормально, потому что вы и ваш ребенок привыкли, что кто-то со стороны несёт ответственность и выставляет вам оценки (ему 5,3,4, а вам — плохая / хорошая мать). Первый год обучения будет очень стрессовый, но потом внезапно вам станет всё равно. Вы привыкнете и начнется нормальное семейное образование!

Ребенок будет учить только то, что интересно именно ему. И это нормально. Как и нормально заставлять его учить то, что ему не интересно.

Ищите единомышленников. Вступайте в чаты-клубы-объединения. Это поможет вам психологически и «озолотит» информацией.

Ведите дневник, чтобы описывать свои чувства, страхи, победы, находки, потом приятно и полезно будет почитать и вам, и нам.

Дополнительно вы узнаете, что ваш ребенок совсем не ангел. НО! Чуть позже вы с особой ясностью поймёте, что ваш неангел нужен только вам, и это прекрасно!

На конец учебного 2018-19 года заочников в нашей стране было 34 000, «семейников-заочников» — 35 000, очно-заочников — 78 000.

По предварительным данным в 2019-2020 году их число серьезно увеличилось. Присоединяться ли вам к ним, решайте сами!

Несмотря на то, что домашнее образование началось радостно, довольно быстро энтузиазм угас и всё пошло совсем не так, как ожидалось. На протяжении нескольких недель я постепенно поняла, что мои ожидания относительно домашнего образования не оправдываются.
Тем временем, ситуация ухудшалась, наступил настоящий кризис, и я начала сомневаться в правильности принятого решения. Когда я остыла и проанализировала наше домашнее обучение с холодной головой, я пришла к выводу, что в целом нету ничего критичного. Есть проблемы, которые необходимо решить.

Итак, я определила следующие проблемы:

1. Нам не подходят «рецепты» домашних детей начальной школы, где у всех всё легко и учеба занимает совсем мало времени.
Этому есть три причины.

Во-первых,

объемы программы и изучаемого материала.

Во-вторых,

проучившись в школьных стенах 4,5 года дочка уже приобрела вредные школьные привычки и утратила способность учиться самостоятельно с интересом, которая имелась до школы и сохраняется у домашних детей. Потеряно время и многое упущено.

В-третьих,

в средней школе отдельный учитель по каждому предмету и у каждого свои требования.

2. Слабые навыки самостоятельной учебы
Моя дочь за время обучения в школе привыкла работать по заданию и разучилась работать самостоятельно.
Здесь можно выделить три момента

  • Нет задания — непонятно, что делать (в школе дают задания). Решается планированием.
  • Непонятно, что делать, если непонятно (в школе объясняет учитель). Нужно понять, что необходимо разобраться.
  • Нежелание разобраться, если непонятно (в школе учитель объясняет в любом случае). Для этого нужна мотивация.

3. Желание дочки учиться полностью самостоятельно, чтобы я не вмешивалась, но невозможность ввиду наличия п.2.

4. Планирование своего времени оставляет желать лучшего.
В школе время планируется администрацией — дети не участвуют в составлении расписания.

5. Сложности с концентрацией и отсутствие мотивации делать быстро. Как результат — уроками занята большая половина дня, хотя по факту их можно сделать за несколько часов.
Тут есть два нюанса. С одной стороны, трудно концентрироваться на том, что неинтересно.
С другой стороны, за 4,5 года она научилась «отсиживать» уроки.

У меня оставался вопрос с гаджетами: оставлять в зоне доступа на время учебы или убирать?
Гаджеты могут быть очень полезны для учебы, но также и сильно отвлекают…

Кроме этого, я пересмотрела свою роль как организатора. Я посчитала, что на данном этапе моя роль должна быть более активной.

На календаре подходила к концу третья четверть и несмотря на трудности с организацией, дочка хорошо сдавала контроли. Вопрос заключался в том, чтобы уменьшить затраты времени и сил на учебу до минимального уровня, а также минимизировать количество походов в школу. Чтобы заняться тем, чем действительно хочется и интересно.
Наступившие каникулы стали своего рода «перезагрузкой» для нашего обучения. Мы обе отдохнули.

Перечисленные проблемы мы обсудили с дочкой.
Пришлось смириться, что самостоятельно учиться нужно научиться, поэтому пока полностью сама она учиться не будет, это придет со временем, по мере приобретения необходимых навыков. Также мы поговорили о возможности новых кружков, но в том случае, если она научится всё успевать, чего пока не было. Мы пришли к выводу, что наилучшее время для учебы является первая половина дня, она же и свободна от кружков/секций. На несколько подходов в течение дня разбивать учебу она не захотела, поэтому учеба должна была быть вся до обеда.

1. Я добавила урок «Планирование». Для этого дочке был куплен красивый датированный ежедневник, который она сама выбрала. Дневник она не хотела использовать.

Первую неделю новой четверти мы с ней каждый день планировали вместе, она писала карандашом. Но уже буквально через 5-7 дней, она нашла какие-то интересные ей видео на Youtube на эту тему и стала планировать сама. Еще неделю мне показывала результат, потом это перешло полностью в ее ведение. Вечером она составляет план на завтра.

2. Я скачала в интернете учебные планы по предметам. В них дочка проставила дни — чтобы ориентироваться, как материал распределен в течение четверти. До этого момента она учились по темам учебников.

3. Получив график аттестации на второй неделе четверти, я составила форму расписания и сделала две копии — себе и дочке.

В столбик «Школа» записывались контроли по учебному плану, в столбик «План» можно было записать индивидуальный план сдачи или когда она хочет закончить какую-то тему. Таким образом, сначала составлялся общий план, а потом на его основе планировалась учеба на каждый день.

4. Мы измерили, сколько уходит времени на отдельные предметы. Что-то было легче, что-то сложнее. На разные предметы нужно было разное количество времени. Зная это, план на день получался более реалистичным.

5. Я стала планировать контрольные сдачи так, как нам удобно, минимально подстравиваясь под план класса. Учителя нас уже знали и понимали, что мы можем учиться самостоятельно, и по мере возможности они шли нам навстречу.
Здесь стоит сказать, что поскольку в Беларуси нет четких инструкций или методических указаний о способах или частоте аттестации — всё остается на усмотрение школы. В итоге в каждой школе получается по-разному: от написания всех итоговых и промежуточных контролей чуть ли не с классом до аттестации по всем предметам раз в полгода или даже раз в год.
Наша школа посчитала, что нужны все контроли. Я не стала спорить, т.к. когда всё только начиналось нам самим было непонятно, как будет лучше для нас. Но по итогам четверти я сделала вывод, что это очень неудобно — слишком много времени уходит на походы в школу и в принципе, такая система обучения неудобна для усвоения материала (какая удобна — я напишу ниже).
Поэтому в четвертой четверти мы ходили в школу меньше, чем в третьей — я соединяла несколько контролей в один или на один день планировала несколько предметов.
Дальше я планирую решить вопрос с аттестацией один раз в четверть.

Но самое сложное ждало впереди: чтобы всё это работало, нужны усилия самого человека. Учиться должна была моя дочка. Именно ей предстояло найти мотивацию и научиться концентрироваться, чтобы осуществлять то, что она планирует.
Ей предстояло научиться учиться самостоятельно не формально — под страхом плохих оценок или школьных унижений от невыученных уроков, — а реально — потому что ей лично это надо.

Надо ли ей лично школа в этом объеме вопрос конечно спорный.
Но в любом случае, у нее был выбор: школа или учеба дома. Ходить каждый день в школу она больше не хотела, она хочет учиться сама, а для этого необходимо суметь организовать свою учебу дома.

Таким образом, сложился

примерно такой распорядок дня:

1. Утренняя рутина
2. Уроки с перерывами. Каждый предмет длится разное количество времени
3. Обед
4. Английский
5. Отдых, прогулки, кружки, перекусы и т.п.
6. Планирование следующего дня
7. Вечерняя рутина

Сами предметы первоначально изучались по учебнику на основе плана.
Но по школьному плану идет один параграф на один урок, а дома проходится 2-4 параграфа за один урок в зависимости от предмета. В день получается 3-4 разных урока, вместо 6-7 школьных.
Большинство предметов дочка учит без моего вмешательства и контроля.
Что касается английского — каждый день я провожу урок как у репетитора и она получает домашнее задание. Всего получается английский 2 раза в день.
Некоторые предметы я иногда проверяю — перед очередным контролем.
Для некоторых предметов я сделала обязательным тематический просмотр видео-урока. Раньше это было по желанию

которого никогда не было

. Видео-уроки лучше, чем мои объяснения, т.к. оставляют дочке долю самостоятельности.

Результат не заставил себя долго ждать. Через пару недель от начала четвертой четверти учиться стало намного легче. Ожидания стали ближе к реальности. Наше домашнее обучение развернулось в правильном направлении и я почувствовала его реальные плюсы, помимо отсутствия необходимости ходить каждый день в школу.
Одним из самых главных и важных является чувство свободы.
Когда нет зависимости от школы, находясь дома, мы можем строить свои дни и нашу жизнь так, как будет лучше для нашей семьи. Да, всё равно есть какой-то план и расписание — но это личный выбор каждого из нас. Мы сами так решили, а не кто-то решил за нас. Мы можем менять этот план так, как нам будет лучше и удобнее.
Дочка получила желаемую самостоятельность, благодаря самоличному планированию и видео-урокам. Она постепенно сама учится планировать и распределять свое время, определять срочные, важные дела и т.д., что несомненно пригодится ей в жизни куда больше, чем способность отсиживать 6 уроков по 45 минут и идеально оформлять свои письменные работы, не считая «особого умения терпеть давление и подчинятся». Кстати, дома я ей разрешила писать карандашом.
Я немного освободилась от необходимости быть учителем. Я продолжаю проводить уроки английского и иногда дочка приходит ко мне по поводу тем, которые не даются.
Через пару недель начала четвертой четверти, когда учеба стабилизировалась и появилось больше времени, дочке надоело проводить так много времени дома и она сама стала интересоваться возможностью дополнительных занятий, рассуждать, чего она хочет, зачем ей это нужно. Об этом можно написать отдельно.

Конечно, очень часто всё неидеально, периодически мы обе бываем в плохом настроении, и болезнь «отсиживания» еще не вылечена. Часто уроки всё так же размазываются на целый день. Чем больше времени проходит, тем чаще всплывает эта болезнь. Частично я это связываю с усталостью к концу года.
Но в целом, я чувствую что лед тронулся, самое сложное позади и ситуация развивается в положительном направлении.

Выводы:

1. Доверяем своей интуиции. Особенно подкрепленной информацией. Терпение — и всё будет хорошо.
2. Для организации домашнего обучения нужен взрослый как минимум на первое время
3. Одновременно учить лучше небольшое количество предметов — не более 3-4. Это самый лучший вариант.
4. Сдавать лучше всего по принципу: освоил один предмет — сдал, освоил следующий — сдал и т.д. Существующий вариант с параллельным изучением 10-12 предметов — мягко говоря не самый лучший. Толком невозможно углубиться в предмет и «почувствовать вкус», как уже пора переключаться на следующий.
По этой причине я планирую решить вопрос с аттестацией, пока один раз в четверть. А в идеале — по порядку сдавать предметы до конца года. У нас это невозможно. Но если для кого-то актуально — имейте ввиду.
5. Если есть вариант дать ребенку отдых, пока сам не захочет учиться (это может быть полгода, год) — это хороший вариант и его можно использовать.

Возможно, кому-то всё это покажется слишком много и энергозатратно. Не стоит вложенных усилий. И вообще, зачем изобретать велосипед, когда есть школа???

Я с этим не согласна. Да, мне пришлось вложиться эмоционально и вложить свое время, и не последний раз.
Но для меня выигрыш для дочки, для меня и для нашей семьи в целом значительно перевешивает вложенные усилия. Полученные результаты вдохновляют уже сегодня :)
Думаю, позиция родителей относительно образования зависит от общих целей, которые каждый родитель так или иначе имеет относительно своих детей.
Нужно ли ребенку быть отличником учебы, чтобы хорошо устроиться в жизни? Или он должен быть гармоничной личностью прежде всего? Должен ли он искать свой путь сам? Или его нужно научить и направить?
Таких вопросов очень много.
На мой взгляд, домашнее образование ближе для тех, что прислушивается к своим детям и доверяет их интуиции.
Кто считает, что ребенок сам интуитивно понимает, что ему нужно, и способен это получить без внешнего давления в виде школы.

Глядя на современные тенденции, я хочу помочь вырасти своим детям свободными и мобильными. Чтобы они знали как и где добыть знания и понимали, какие именно знания им нужны. Чтобы они находились в гармонии с собой, умели думать и рассуждать, комфортно себя чувствовали среди детей и взрослых, близких и чужих, могли спокойно, без страха высказывать свое мнение, и были терпимыми к разным людям.

Я не знаю, что из этого получится, но на мой взгляд образование вне школьных стен хорошо отвечает моим целям.

ps в следующем посте я расскажу о плюсах и минусах обучения ребенка дома

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить тест для исследования
  • Как найти дистрибьютеров для продажи
  • Как найти воевавшего в чечне
  • Как найти размер предложения в информатике
  • Ошибки в посадке брюк как исправить