Как составить план для исследовательской работы

В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.

Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.

Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.

План исследовательской работы

Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта, осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).

1. Титульный лист исследовательской работы

Пояснение и оформление: Титульный лист исследовательской работы

Оформление титульного листа рекомендуется проводить с консультацией педагога — руководителя исследовательской работы.

2. Содержание исследовательской работы

Пояснение и оформление: Содержание исследовательской работы

Содержание исследовательской работы оформляется строго по приведенному образцу.

3. Введение исследовательской работы

Пояснение и оформление: Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).

Структура Введения исследовательской работы:

  • Актуальность исследовательского проекта
  • Проблема исследовательской работы
  • Цель исследовательской работы
  • Объект и предмет исследования
  • Задачи исследовательской работы
  • Гипотеза исследования
  • Методы исследовательской работы
  • Теоретическая значимость работы
  • Практическая значимость работы

4. Историческая справка по проблеме проекта

Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.

5. Основная часть исследовательской работы, проекта

При планировании и написании исследовательской работы в основной этап включают:

  • Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
  • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
  • Выбор материала, методов для проведения исследования.
  • Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
  • Описание этапов проведения исследования.
  • Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).

6. Заключение

Заключение исследовательской работы — это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач.

В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.

В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.

7. Используемая литература

Пояснение и оформление: Используемая литература

Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.

8. Приложения

Пояснение и оформление: Приложения

В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «План исследовательской работы учащихся«:
<a href=»http://obuchonok.ru/plan» target=»_blank»>План исследовательской работы</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/plan]План исследовательского проекта[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Введение

Для того, чтобы ваше исследование прошло успешно, и вы достигли поставленных в работе целей, в самом начале пути необходимо все тщательно спланировать – составить план вашей научно-исследовательской работы и провести планирование этапов ее реализации. И план, и планирование являются обязательной частью любого проекта – от научной работы школьника или студента до крупных масштабных проектов, выполняемых большой командой опытных, именитых ученых.

Зачем нужно планировать исследовательскую работу

Не жалейте время на планирование научной работы, так как тщательно проработанный план даст вам возможность спокойно, в рабочем режиме и без срывов выполнить всю работу от начала до конца. В результате планирования вы создаете более четкий образ исследования, показывает какие ресурсы необходимо будет задействовать для его реализации, в том числе, речь идет о материальных и человеческих ресурсах.

Изначально вам потребуется общий план научного исследования, который вы далее будете наполнять информацией, и на основе которого будет составляться отчет или публикация о проведенной работе. В общем виде такой план включает в себя:

  • Заголовок
  • Аннотация или резюме
  • Обоснование, актуальность
  • Цели и задачи
  • Обзор литературы
  • Методология и методы исследования
  • Основная часть (описание выполненных работ)
  • Результаты (с их обработкой и анализом)
  • Список литературы
  • Приложения (при необходимости)

Такой план отражает характерные и обязательные части научной работы – цели, задачи, объекты, методы и т.д. План дает нам понимание основных этапов, которые будет содержать работа. Далее, для начала непосредственно самой работы над исследованием, необходимо провести его детальное планирование.

Планирование помогает нам разобраться с возможностью реализации всего исследования, оценить финансовые, технические и человеческие ресурсы. Также планирование показывает насколько задачи, запланированные в работе, соответствуют поставленной цели, позволяет установить хронологическую последовательность проведения исследования, предусмотреть ошибки и детально рассмотреть другие важные детали, о которых стоит подумать заранее.

Планирование является наиболее важным этапом подготовительной работы. Оно в целом позволит вам увидеть всю картину исследовательских работ, как бы с разных проекций, и понять, что и в какой момент необходимо проконтролировать. Вы сможете оценить особенности выполнения всех этапов исследования, провести их критический анализ, т.е. установить слабые и сильные стороны. Также это поможет вам заранее продумать и исключить возможные ошибки. Главная функция планирования – направлять исследователя к достижению поставленной цели.

Этапы планирования научного исследования

Так как вы уже определились с темой исследования, обозначили цель и задачи, провели обзор литературных источников и выбрали, какими методами вы будете проводить свое исследование, вы теоретически готовы приступить к его выполнению. Теперь нужно продумать возможность реализовать задуманное на практике – самое время провести планирование. Рассмотрим наиболее важные этапы, необходимые для планирования научно-исследовательской работы.

Важно! На этапе планирования рекомендуется привлечь коллег и специалистов, которые будут принимать активное участие в исследовании, обладают соответствующей квалификацией и владеют информацией по изучаемой тематике.

1. Распределение задач и оценка ресурсов

Распределение задач является одним из самых важных этапов вашего плана, который необходимо выполнить для достижения желаемых результатов и оценки необходимых ресурсов. Это начальная стадия вашего исследования. Для этого сформулируйте и запишите название всех задач, и для каждой из них пропишите желаемый результат. Исходя из этого, продумаете и пропишите в плане следующие моменты:

а) кто будет являться исполнителем каждой из задач – определите квалификацию специалистов и их численность, оцените их наличие в вашей команде; подумайте, ненужно ли вам привлечь дополнительных специалистов (человеческие ресурсы);

б) какие ресурсы нужны для выполнения каждой задачи – материалы, оборудование, лабораторные или иные помещения, участие в конференциях и семинарах для апробации работы, подготовка статей, возможно вам понадобится привлечение других организаций или иные заимствованные ресурсы, на данном этапе есть время все это оценить (материальные ресурсы).

Можно разделить основные ресурсы на несколько составляющих, главное, чтобы вам было абсолютно понятно, что вам будет нужно и где это взять. Заранее продумайте шаги для привлечения недостающих ресурсов, если таковые обнаружились.

Формулируя задачи и ресурсы к ним, вы попутно выстроите схему всего исследования, а также сможете сразу начать продумывать взаимосвязь между отдельными элементами работы.

2. Определение временных рамок

Очень важно заранее спланировать и прописать сроки выполнения каждой задачи и, следовательно, всего исследования в целом. Это можно сделать в виде таблицы или в виде диаграммы, где напротив каждой задачи будет проставлена дата начала и конца ее выполнения. Здесь также, как и на предыдущем этапе, задачи можно разделить на подзадачи с проставлением сроков для каждого отдельного шага, в зависимости от ваших целей. Формируйте таблицу так, чтобы вам было понятно и удобно с ней работать, тут нет никаких четких правил.

Общая продолжительность исследования будет зависеть от количества задач, их сложности и предполагаемой продолжительности. Недооценка временных рамок исследования может негативно повлиять на весь ход его выполнения.

Установление временных рамок позволит вам, как основному исполнителю, держать все этапы исследования под контролем. При планировании времени нужно продумать и попытаться предусмотреть моменты, на которых можно ожидать временные задержки. Если таковые есть, необходимо заложить на них дополнительное время, а для их реализации определить круг возможных проблем и пути их решения. Иначе вы рискуете, что на каком-то этапе исследование будет приостановлено из-за необходимости что-то исправлять или кого-то ждать.

Важно всегда указывать ключевые даты для всех основных этапов, согласно вашему плану. Установление ключевых дат лучше разбить на две колонки: в одну вписать даты для достижымых задач и результатов, во вторую – для предполагаемых результатов, с более расплывчатыми сроками, таких как выпуск публикации, участие в конференциях, семинарах и т.д., итоговые даты которых могут сдвигаться. Не забудьте запланировать рабочие встречи с участниками исследования для обсуждения хода реализации и промежуточных результатов.

3. Построение хронологического порядка

На этом этапе полезно прописать последовательность исполнения задач и возможность их перекрестного или параллельного выполнения. На основании этого нужно составить примерный хронологический порядок выполнения всего исследования (далее по ходу работы вы сможете вносить изменения).

Хронология выполнения работ будет также зависеть от времени выполнения каждой задачи и от их количества. Тут же важно определить, какое количество сотрудников вам нужно и какой квалификации (т.е. состав исследовательской группы) и долю участия каждого ее члена в работе (логично предположить, что в большинстве случаев ваше научное исследование не является их основной работой), т.е. мы видим прямую связь с предыдущими этапами – оценкой ресурсов и времени.

Взаимная связь отдельных задач будет несомненно существенно влиять на хронологию выполнения всего исследования. Например, вы не сможете начать подготовку образцов, пока они не будут отобраны, и в свою очередь – не сможете их отобрать, пока не наступит подходящий период (время года, сезон, погодные условия, сбор необходимого количества образцов контрольной группы и т.п.). Тоже самое касается людей – если какой-то из привлеченных специалистов будет занят в определенный момент времени, хронология вашего исследования нарушится.

Но если вы спланируете все это заранее, вы сможете выровнять работу, что позволит вам избежать ненужной остановки в процессе ее выполнения. Обязательно продумайте вынужденные перерывы в работе, такие как выходные и праздничные дни, отпуск основных исполнителей, т.к. это тоже крайне важно для составления порядка выполнения работ. На этом этапе вы переходите к следующему шагу – проведение критического анализа.

4. Проведение критического анализа

Если вы достаточно четко проработали предыдущие шаги, то можно с уверенностью сказать, что критический анализ вы уже выполнили. Критический анализ состоит в оценке всего хода исследования на предмет взаимной сочетаемости и возможности выполнения разных задачи и их комбинаций между собой, таким образом, чтобы ваш проект:

а) был завершен вовремя;

б) все задачи были решены;

в) цель достигнута.

На этом этапе вы еще раз критически оцениваете ход выполнения каждой задачи и смотрите: где, например, не хватает ресурсов, а где их явный переизбыток – значит нужно перераспределить. Или планируемое время завершения проекта / отдельных задач в нем вызывает сомнения, следовательно, нужно пересмотреть сроки и т.д.

Есть такой небольшой интересный пример из практики, когда при планировании научно-исследовательской работы не учли, что к работе в лаборатории привлечены женщины, у которых маленькие дети. В сезон холодов, такие сотрудницы часто уходят в отпуск по уходу за детьми. В итоге, когда одна из сотрудниц отсутствовала, ее просто некем было заменить, и все остальные участники вынуждены были ждать. При правильном планировании в такой ситуации можно было: запланировать дублера, переставить задачи местами или принять во внимание сдвижку во времени, если нет иного выхода.

Тоже самое может касаться публикации результатов в журнале (если она у вас запланирована) – ставьте реальные сроки и сделайте запас по времени, если что-то пойдет не так (многочисленные возвраты статьи на исправления от редактора или очередь публикационного процесса, достаточно распространенные варианты задержки). Сюда же можно отнести проведение сложной аналитической обработки результатов – сроки тут могут быть очень чувствительны и иметь большой разброс в зависимости от многих составляющих, таких как длительность самого анализа, методы обработки полученных результатов и т.д.

5. Отчетность по результатам исследования

Подготовка промежуточных и итоговых отчетов крайне важна для успешной реализации исследования или научной работы. В связи с этим, на этапе планирования внимательно ознакомьтесь с видами установленной отчетности, если такие установлены условиями выполнения работы (например, в случаях грантового финансирования) либо определите в каком виде будут представлены результаты работы. Зачастую, одним из видов отчета (а иногда и основным видом), по итогам выполнения научно-исследовательской работы является публикация в журнале по соответствующей тематике. Как уже отмечалось выше, это может потребовать определенных временных затрат.

Таким образом, после того как поймете какие отчеты вам необходимо будет подготовить, обязательно установите для себя конкретные сроки их подготовки и определите для них основных исполнителей.

Важно! Результаты планирования необходимо оформить. Можно все занести в таблицу, куда будут прописаны все основные этапы, сроки и другие составляющие, которые далее необходимо отслеживать.

6. Отслеживание хода реализации исследования

После успешного планирования, наступает момент реализации вашего научного проекта. На этом этапе руководителю исследования или основному исполнителю, важно отслеживать ход его выполнения.

Держите перед глазами план реализации проекта и все этапы планирования (вашу итоговую таблицу). Этот шаг поможет вам своевременно выявлять и решать проблемы, которые могут возникнуть, и если они только назревают, есть время все скорректировать еще до того, как ситуация вышла из-под контроля.

Свои наблюдения и выводы относительно хода выполнения исследования желательно фиксировать – записывать в виде заметок в удобной для вас форме, куда вы будете вносить все выявленные нарушения или отклонения. На основе таких записей в определенные моменты можно будет выполнять промежуточный критический анализ и вносить корректировки в существующий план. Таким образом, данные заметки о ходе реализации будут являться одним из наиболее ценных инструментов для достижения цели. Особенно это касается продолжительных по времени исследований, где со временем все очень сильно может поменяться – и условия выполнения и состав исследовательской группы, и даже цели и задачи.

При первой мысли о необходимости выполнить планирование и провести предварительную оценку проекта, все это кажется достаточно сложным. Несмотря на это, начав планировать, вы очень скоро поймете, что это чрезвычайно полезный инструмент, который сделает вашу исследовательскую работу проще и прозрачнее для управления. Главное, не делайте этого в одиночку, обязательно согласовывайте важные шаги с основными исполнителями.

Как следствие, в процессе выполнения научно-исследовательской работы, вам не придется отвлекаться на решение каких-то бесконечных проблем, и вы сможете с головой погрузиться в увлекательный мир науки, спокойно и планомерно идя к своей цели.

   В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные пункты.

   Также, мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьников.

1. Титульный лист исследовательской работы

2. Содержание исследовательской работы

3. Введение исследовательской работы

  Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется
цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

  В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость(если есть практическая часть) работы.

Структура Введения исследовательской работы

   Актуальность исследовательского проекта

   Объект и предмет исследования

   Цель исследовательской работы

   Задачи исследовательской работы

   Методы исследовательской работы

   Теоретическая значимость работы

   Практическая значимость работы

4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы

5. Основная часть исследовательской работы

   Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.

   Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

   Выбор материала, методов для проведения исследования.

   Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).

   Описание этапов проведения исследования.

   Техника безопасности при выполнении работ(если это опыт).

6. Заключение (краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения
поставленных задач)

   В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении,
дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

7. Используемая литература

  После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь
отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

8. Приложения (диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).

   Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с
нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без
знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые
употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

   Если четко придерживаться плана исследовательской работы, работа будет соответствовать всем нормам и требованиям.

План научной работы1.png

Научная работа

Это поисковое исследование, которое направлено на выявление и решение какой-либо проблемы.

Любая научно-исследовательская работа является комплексной задачей, которая требует изучения большого объема информации, а также проведения экспериментов, исследований, опросов.

Зачем нужен план

Составление плана научно-исследовательской работы значительно упростит ее написание. Он позволит упорядочить все задачи и сформировать правильную структуру, а также упростить сбор и анализ необходимых литературных источников.

Последовательность построения научной работы

Работа над составлением плана исследования научной работы должна начинаться заранее и состоять из нескольких этапов:

  • Подбор необходимой тематики;
  • Выбор цели и предмета изучения;
  • Сбор материала;
  • Работа над источниками;
  • Исследование;
  • Подбор методик, которые определят действенный и качественный способ получения материала.

План научной работы

План научной работы состоит из следующих пунктов:

  1. Титульный лист;
  2. Содержание;
  3. Введение. Содержит в себе актуальность и новизну, объект и предмет исследования, а также гипотезы, цели и методы, теоретическую и практическую значимость;
  4. Основная часть. Делится на реферативную и практическую часть. В реферативной дается историческая справка по проблеме работы, обзор литературы, обобщение теоретических сведений, а в практической ведется поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования, выбор материала, методов для проведения;
  5. Заключение. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе;
  6. Список литературы;
  7. Приложения.

Основные требования к научному плану работы

План научно-исследовательской работы включает в себя следующие требования:

  • Введение должно включать в себя описание объекта и предмета исследования с акцентом на актуальность работы;
  • Проанализировать ту литературу, которую использовали, какая цель изучения гипотез, и какие существуют варианты на сегодня. И чем больше будет использовано литературы, тем большие знания сумеет показать автор;
  • Вступительная часть должна содержать в себе индивидуальные теории, которые нужно доказать, а также существующие концепции, утверждения, касающиеся актуальной проблемы;
  • В основной части исследования представляется теоретическая база, где нужно провести разные опыты и изыскания по практике;
  • В заключении исследования, нужно указать полученные выводы.

На Студворк вы можете заказать научно-исследовательскую работу недорого у профильных экспертов!

КГУ «Зыряновский технологический колледж»»

Методические
рекомендации

в помощь

преподавателю колледжа

Тема: «Примерный вариант индивидуального плана

исследовательской
работы»

Разработала зам директора по УР

Горбатова Т.В.

                                                                    Утверждено
на  Методическом совете

Г. Зыряновск

2018г.

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

от «01» ноября 2018г. Протоколом
№2

Примерный
вариант индивидуального плана

исследовательской
работы

(Ф.И.О. автора
исследования)

(тема
исследовательской работы)

(Ф.И.О. научного
руководителя)

Этапы выполнения
научно-исследовательской работы

Срок

Консультант

Первый этап подготовка к исследованию 1.
Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме иссле­дования.
2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Выделение основных понятий
темы. 4. Изучение литературы по теме исследования. 5. Уточнение темы;
формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования

Второй этап подготовка и проведение
исследования
1. Подготовка диагностических материалов по теме
исследования. 2. Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты). 3.
Анализ исследования, выводы по эксперименту

Третий этап оформление
исследовательской работы

 1. Написание основной части
работы, ее введения и заключения: а) определение композиции работы; б) выбор
стиля и языка исследования; в) написание выводов; г) составление заключения;
д) написание введения.

2.Составление
списка литературы.

3.Составление
списка иллюстрации.

4.Составление
приложений.

5. Оформление
титульного листа

Четвертый этап подготовка и защита работы 1.
Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии. 2. Подготовка
текста для публичной защиты

Этапы
исследовательской деятельности

Выбор темы

Выбор темы
исследовательской работы имеет огром­ное значение. Правильно выбрать тему—
значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Очень часто тема
исследования выбирается стихий­но, необдуманно. Конечно, каждый имеет право
само­стоятельно выбрать тему работы, но лучше посовето­ваться с руководителем.
Ведь не во всех случаях вы можете объективно оценить глубину темы, объем
предстоящей работы над ней, ее соответствие своим воз­можностям и интересам. В
итоге это может привести к значительным трудностям при подготовке исследова­тельской
работы и даже к неудачам исследования.

Требования к теме:

  актуальность, отражение злободневных
проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

  содержательность, информативность и
разработанность в науке;

  возможность поиска достаточного количества
литературы; наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить
за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

  формулировка темы должна содержать
какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну
проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии
работы или в его подзаголовках;

  название работы может и не включать в себя
слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

  тема должна быть конкретной. Объемные темы
требуют освещения многих вопросов, что не в состоянии сделать многие.

Способы сужения
темы:

1.Выберите один аспект предложенной
общей темы.

2.Ограничьте период времени, который
отведен для написания работы.

Составление списка
литературы по проблеме исследования

Знакомство с
опубликованной по теме исследования литературой начинается работой с картотекой
биб­лиотеки и библиографическими изданиями. Поиск источников по картотеке
должен завершиться составлением списка литературы. Следует учитывать, что при
написании информации об источнике сначала пишется фамилия и инициалы автора,
затем название работы, место издания, название издательства, год издания и,
наконец, указывается количество страниц.

Изучение
литературы по теме

Изучение литературы
по избранной теме имеет сво­ей задачей проследить характер постановки и реше­ния
определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с их выводами, выявить
современное состояние проблемы.

При изучении
литературы все свои замечания, выво­ды следует записывать в таблицу, форма
которой представлена ниже.

Название
источника

Основные
тези­сы, проблемы

Комментарии

Формулирование
цели, задач и гипотезы

1.При определении цели исследования
необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить?»,
«Каким видится этот результат еще до его получения?»

2.Под задачами исследования
понимается то, что можно сделать для достижения цели.

3.Гипотеза содержит предположение о
связи опре­деленной деятельности с ее результатом.

Определение
объекта и предмета исследования

Объектом
исследования
называется
процесс или яв­ление, порождающее проблемную ситуацию и избран­ное для
изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?» Предмет
исследования
определяется при ответе на следующие вопросы: «Как
рассматривать объект?», «Какие отношения ему присущи?», «Какие аспекты и
функции выделяет исследователь для изучения объекта?»

Выбор методов
исследования

Метод исследования

Характеристика

1

2

Наблюдение

Активный познавательный процесс,
опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную
материальную деятельность

Сравнение

Позволяет установить сходство и различие
предметов и явлений действительности. В ре­зультате сравнения устанавливается
то общее, что присуще двум или нескольким объектам

Измерение

Процедура определения численного
значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные,
количественно определенные сведения об окружающей действи­тельности

Эксперимент

Предполагает вмешательство в
естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение
определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с
целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств

Абстрагирование

Сущность этого метода состоит в
мысленном отвлечении от несущественного, выделении, фиксировании одной или
нескольких интересующих исследователя сторон предмета иссле­дования. Процесс
абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению та­кого
результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные
понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной
жизни: дерево, дом, доро­га, жидкость и т.п.

Анализ

Изучение каждого элемента или стороны
явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на
составные элементы, выделение в нем отдельных сторон

Синтез

Соединение элементов, свойств (сторон)
изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в
практической деятельности, так и в процессе познания

Индукция

Основой индукции являются данные,
полученные путем наблюдений

Дедукция

Переход от общего знания о предметах к
единичному знанию об отдельном предмете

Моделирование

Метод исследования объектов с помощью
моделей — аналогов определенного фрагмента природной и социальной реальности;
построение и изучение моделей реально существую­щих предметов, явлений и
конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое
моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе ко­торого
исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические
либо функциональные характеристики объекта — оригинала. При знаковом
моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы т.п.

Обобщение

Одно из мыслительных действий, которое
присутствует в любой деятельности, позволяя че­ловеку обнаруживать в
многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для пра­вильной
ориентации в окружающем мире

Прогнозирование

Разработка прогнозов, т.е. вероятных
суждений о состоянии какого-либо явления в будущем.

Беседа

Организуется с целью выявления
индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, по­зиции. Беседа
применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определе­ния
области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как
само­стоятельный метод сбора информации

Композиция работы

Композиция
исследовательской работы — это пос­ледовательность расположения ее основных
частей. Традиционно сложилась следующая композиционная структура
исследовательских работ:

  титульный лист,

  оглавление,

  введение,

  основная часть,

  заключение,

  библиографический список,

  приложения.

Титульный лист
является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учеб­ного заведения. В среднем
поле дается заглавие ра­боты, которое приводится без слова «тема» и в ка­вычки
не заключается.

Далее, ближе к
правому краю титульного листа ука­зываются класс, фамилия и инициалы
исполнителя работы, а ниже— должность руководителя, его фамилия и инициалы. В
нижнем поле указывается мес­то выполнения работы и год ее написания. После
титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки
исследования и указываются страницы, с которых они начинаются. Во Введении обосновываются
актуальность выбран­ной темы, цель и содержание поставленных задач,
формулируется объект и предмет исследования, а также гипотеза, дается краткий
обзор литературы по теме, указываются избранные методы исследования. От
формулировки научной проблемы и доказатель­ства, что та часть этой проблемы,
которая является темой данной работы, еще не получила своей разра­ботки и
освещения в специальной литературе, логич­но перейти к формулировке цели
предпринимаемого исследования,
а также указать на конкретные зада­чи,
которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Обязательным
элементом введения является фор­мулировка объекта и предмета
исследования.
Обязательным элементом введения работы является указание на методы
исследования,
которые слу­жат инструментом для добывания фактического ма­териала,
являясь необходимым условием достиже­ния поставленной цели.

В конце вводной части
раскрывается структура ра­боты, т.е. дается перечень ее структурных элемен­тов
и обосновывается последовательность их рас­положения.

В главах основной
части работы
рассматриваются ведущие вопросы темы.

Исследовательская
работа заканчивается заключе­нием. В нем делаются выводы о проделанной
работе. После заключения принято помещать библиографи­ческий список
использованной при проведении ис­следования литературы.
Каждый включенный в
такой список литературный источник должен иметь отра­жение в работе.

Процедура защиты
научно-исследовательской работы и подготовка к ней

Подготовка к защите
обычно начинается с состав­ления доклада. Как правило, его можно разделить на
три части. Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение работы.
Вторая часть, самая большая в докладе, посвящается основным результатам
исследования. Заканчива­ется доклад заключительной частью, которая строится по
тексту заключения научно-исследо­вательской работы. В ней перечисляются основ­ные
выводы работы.

К тексту доклада
могут быть приложены дополнитель­ные материалы (схемы, графики, диаграммы и
т.п.), которые необходимы для доказательства выдвигае­мых положений и
обоснования выводов, а также пред­ложенных рекомендаций.

Защита
научно-исследовательских работ обычно про­ходит публично.

Защита работы должна
строиться на основе чте­ния, а еще лучше пересказа заранее подготовлен­ных
тезисов доклада. При этом докладчику следует сосредоточивать особое внимание на
главных ито­гах исследования. При необходимости ему стоит делать ссылки на
чертежи, таблицы и графики. Все эти материалы должны оформляться так, чтобы их
можно было демонстрировать без особых затруд­нений и они оказались видны всем
присутствующим в зале.

Правила публичного
выступления

• Речь докладчика
должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и
убе­дительной.

  Речь должна быть также выразительной, что
зависит от ее темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера
изложения всегда импонирует слушателям.

  Большое значение имеет выбор одежды.
Элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному
впечатлению и расположению жюри.

  Отвечая на вопросы, нужно касаться только
существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его
выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его человека.
Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а
потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и
аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исклю­чить последующий.

Особенности языка
и стиля научно-исследовательской работы

Научный стиль имеет
свои особенности:

  подчеркнутую строгую логичность,
проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности,
соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из
фактов, изложенных в тексте;

  точность, которая достигается тщательным
подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием
терминов и специальной лексики;

  отвлеченность и обобщенность, достигаемые
за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

  объективность изложения фактов,
недопустимость субъективизма и эмоциональности;

  ясность — умение писать доступно и
доходчиво;

  краткость — умение избежать ненужных
повторов, излишней детализации и «словесного мусора».

  Важно уметь связать накопленную информацию
в свя­занный текст. Для этого необходимо разбираться в речевых функциях и
лексических средствах их реализации.

В языковом плане эти
свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмо­ционально-оценочную
лексику, а вместо местоиме­ния я и глаголов в первом лице единственного чис­ла
чаще употребляются предложения неопределен­но-личные («считают, что…»),
безличные («извест­но, что…»), определенно-личные («рассмотрим проблему…»).

Речевые
функции и лексические средства

Речевая функция

Лексические средства

1

2

Причина и следствие

(и) поэтому, потому, так как поскольку
следует отсюда следует откуда следует вследствие в результате в зависимости
от… в связи с этим, согласно этому в таком случае в этом случае в этих
условиях при таких условиях

Условие и следствие

что свидетельствует что указывает что
говорит что соответствует что позволяет что способствует следовательно

Временная соотнесенность

сначала, прежде всего, в первую очередь
первым шагом последующим шагом предшествующим шагом одновременно, в то же
время, здесь же предварительно, ранее, выше еще раз, вновь, снова затем,
далее, потом, ниже в дальнейшем, в последующем, впоследствии во-первых,
во-вторых и т.д. в настоящее время, до настоящего времени в последние годы

Сопоставление и противопоставление

как…, так и…; также, как и… не
только, но и… по сравнению; если…, то… в отличие, в противоположность,
наоборот аналогично, также, таким же образом с одной стороны, с другой
стороны в то время как, между тем, вместе с тем

Дополнение и уточнение

также и, причем, при этом, вместе с тем
кроме того сверх того более того главным образом, особенно

Ссылка на предыдущее или последующее высказывание

как было обнаружено как было найдено как
говорилось выше как отмечалось выше как указывалось выше согласно этому
соответственно этому в связи с этим, в соответствии с этим в связи с
вышеизложенным

данный, названный и т.д. большая часть,
большинство

Обобщение, вывод

таким образом, итак, следовательно в
результате, в итоге, в конечном счете отсюда (откуда) следует отсюда (откуда)
вытекает отсюда (откуда) понятно отсюда (откуда) ясно это позволяет сделать
вывод это сводится к следующему это свидетельствует наконец, в заключение

Введение новой информации

рассмотрим следующие случаи остановимся
подробно на… приведем несколько примеров некоторые дополнительные
замечания…

Указание на источник того или иного сообщения

по мнению… по словам…

Иллюстрация сказанного

например, так, в качестве примера
примером может служить такой как (например) в случае, для случая о чем можно
судить, что очевидно

Советы
руководителю исследовательской работы

Как
отделять главное от второстепенного

Одним из основных
навыков исследователя является умение выделять в тексте главную, наиболее суще­ственную
информацию. К ней относятся: определе­ния научных понятий, формулировки
законов, правил, перечисления принципов, основные мысли (положе­ния,
утверждения) автора, его выводы. Второстепенная информация может либо разъяс­нять
главную информацию, либо отражать вытекаю­щие из этой информации конкретные
следствия и практические рекомендации. К этому типу инфор­мации относятся
аргументы, обоснования, приме­ры, подробные характеристики отдельных явлений,
описания, второстепенные факты из чьей-либо био­графии, а также разного рода
комментарии. Приемы сжатия текста Известны три способа сжатия
текста. Исключение подробностей, деталей, конкретных
примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Например, в
предложении «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в раз­говорном,
официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего
их исполь­зуют в научном стиле»
избыточными являются одно­родные
определения, конкретизирующие словосоче­тание в любом стиле, а именно: в
разговорном, офи­циально-деловом, публицистическом, художествен­ном. Уберем
их. Смысл предложения не изменится.При этом оно только выиграет от сжатия. Обобщение
нескольких однородных мелких вопро­сов. В этом случае сначала
необходимо найти в тек­сте эти однородные частные факты, вычленить в них общее,
а затем подобрать языковую форму их обоб­щенной передачи, т.е.
переформулировать мысль своими словами.

Сочетание
исключения и обобщения
Памятка о правилах сжатия текста

1.Выделите опорные слова в
предложении.

2.Трансформируйте сложное
предложение в простое, сохраняя его суть.

3.Составьте к абзацу прочитанного
текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

4.Сжато изложите содержание
предложения, абза­ца, текста.

5.Подчеркните в тексте слова,
которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

6.Выделите в тексте смысловые части.
В каждой ча­сти определите основную мысль.

7.Озаглавьте каждую часть.
Сформулируйте главную мысль всего текста.

8.Проделайте следующую работу с
текстом:

составьте к нему план;

отберите наиболее существенную
информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;

через несколько дней «расшифруйте»
написанное, т.е. попробуйте заново восстановить полный текст по своей
сокращенной записи;

сравните результат
«восстановления» с исходным текстом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти диаметр цистерны
  • Как найти профессиональных сотрудников
  • Как найти людей на подселение
  • Как найти ссылку дискорд сервера
  • Как исправить аденоидное лицо у ребенка 11 лет