Как составить план для лабораторной работы

Лабораторные работы выполняют по разным предметам, что вносит особенности, однако они соответствуют общему плану. Практика следует за изучением теории. Она направлена на закрепление и приобретение навыка применения знаний.

Независимо от предмета, при выполнении лабораторной, план действий таков:

  • Исходя из темы определяется цель, ставятся задачи для ее достижения.
  • Подводится теоретическая база.
  • Перечисляется оборудование и вспомогательные элементы: реактивы, материалы и т.п.
  • Описывается ход работы и приводятся результаты опытов.
  • Выполняется расчетная часть.
  • Делаются выводы.
  • Оформляется отчет в соответствие с требованиями.

Обобщенно в лабораторной работе, план можно сформулировать коротко: теория, практика, расчет, вывод.

Как оформить лабораторную работу.png

Лабораторная работа – это один из видов самостоятельной работы студента. При ее выполнении применяется уже изученный теоретический материал. Но часто в процессе подготовки такого задания у студента возникает много вопросов, прежде всего – по его оформлению. О нем и пойдет речь в этой статье.

Лабораторная работа включает в себя:

  • титульный лист;
  • цели и задачи;
  • краткий теоретический материал;
  • оборудование для работы;
  • результаты эксперимента;
  • анализ результатов;
  • вывод.

Написание лабораторной работы

Чтобы справиться с этим заданием, нужно четко понимать, из чего должна состоять работа. Как и в любой студенческой задаче здесь обязательными являются следующие элементы: введение, основная часть, заключение.

Введение

Эта часть лабораторной работы ничем не отличается от введения других видов работ. Здесь студент должен указать актуальность исследования, обозначить проблему, объект и предмет, поставить цель, которую нужно достичь и задачи, которые будут применяться к достижению.

Основная часть

Этот раздел работы представляет из себя две части: теоретическую и практическую. В теоретической нужно описать методы, которые помогут в исследовании, указать научные труды, на которые опирались во время работы и какое влияние окажет теория при выполнении практики.

В практической части работы нужно провести лабораторное исследование и подробно описать все его шаги. Здесь нужно решить проблему, которая была поставлена во введении и прийти к цели. Напишите все результаты и как вы их добились, какие методы использовали.

Заключение

Здесь нужно предоставить краткий пересказ исследования. Его суть. Написать выводы, к которым пришли во время выполнения лабораторной работы.

Эти три элемента лабораторной работы являются обязательными и отказ от них может сильно сказаться на итоговой оценке и исследовании в целом.

Как оформить лабораторную

Правильное оформление лабораторной работы может увеличить срений балл. Поэтому обязательно уделите внимание этому пункту.

Титульный лист

Вверху страницы пишется полное название учебного заведения. Ближе к центру – «Лабораторная работа», дисциплина и тема. После этого по правому краю указываются ФИО студента, курс обучения и название группы. В самом низу – город и год выполнения.
титул лаборатр.png

Оформление текста работы

Работа выполняется на листе формата A4 шрифтом Times New Roman 14 кегля. Межстрочный интервал – 1,5, отступ сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см. Нумерация страниц начинается с титульного листа, но на нем номер не ставится. Каждый пункт должен иметь заголовок с нумерацией.

Цели и задачи

Необходимо указать тему работы, поставить ее цели и задачи. Как сделать это правильно, вы можете найти здесь.
цель работ.png

Краткий теоретический материал

Здесь приводятся законы, формулы и расчеты, которые использовались при выполнении задач. Материал должен быть кратким и понятным.
теоретич.png

Оборудование для работы

Указывается оборудование, применяемое в ходе эксперимента, и проведенные действия.
оборуд.png

Результаты эксперимента

Здесь описываются полученные результаты. Не забывайте отмечать отдельным пунктом погрешность в расчетах.
результаты.png

Анализ результатов

Проанализируйте результаты проведенного эксперимента и приведите свои доводы.

Вывод

Подведение итогов, показывающих, что цели работы достигнуты и задачи выполнены.
вывод.png

Эти общие правила оформления лабораторных работ должны помочь вам в их выполнении. Но помните, что на каждой кафедре могут быть свои требования к оформлению лабораторных работ. Следует уточнить их у преподавателя.

Заказать лабораторную работу с правильным оформлением вы можете у наших экспертов в данной предметной области!

Скачать пример и готовый шаблон оформления лабораторной работы

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЬЯНОВСКИЙ
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методические
рекомендации

по
планированию, организации и проведению лабораторных работ, практических
занятий  

Ульяновск

2016

Содержание

                                                                                                                    
Стр.

Введение                                                                                                                      
4

1. Общие
положения
                                                                                                   5                                                                                                  

2. Планирование лабораторных работ и практических
занятий                             6

3. Организация
и проведение лабораторных работ и практических занятий        7

4. Оформление лабораторных работ и
практических занятий
                               8

5.
Литература                                                                                                                9

6.
Приложения:                                                                                   
                         10

    —
Приложение 1

Таблица

сходства
и отличия лабораторной работы и

                               
 практического занятия

   — Приложение 2 Оформления комплекта методического пособия

                              
по выполнению практических занятий

   — Приложение 3 Оформление и
составление  практического занятия

   — Приложение 4 Алгоритм
движения обучающегося в образовательном

                               пространстве

   — Приложение
5
Структура
взаимодействия участников образовательного

                               
процесса

   —
Приложение 6 Карта учета успеваемости обучающихся  по выполнению

                              
лабораторных работ и практических занятий по учебной

                              
дисциплине и профессионального модуля

   —
Приложение 7 Индивидуальная карта учета по выполнению лабораторных

                             
 работ и практических занятий по УД и ПМ

   — Приложение 8 Карта учета
успеваемости обучающихся  по

                               
производственному обучению

   — Приложение 9 Индивидуальная карта учета успеваемости по

                                производственному обучению

   — Приложение 10 Составление
и оформление лабораторной работы

Введение

        Развитие технического творчества
обучающей молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в
педагогике. Актуальность разработки обусловлены современными тенденциями
социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого
фактора во всех сферах деятельности.

        Повышение требований к научной и
практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли
преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения.
Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного
рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей,
развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств,
которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А
профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессии, приобретаются
в процессе практических занятий и лабораторных работ.  Это и подтверждает
актуальность, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не
только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений
в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание
научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых
технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области
как физического, так и умственного труда.

        В системе работы по восприятию и
усвоению нового материала обучающимися  широкое применение находят  методы
лабораторной работы  и практических занятий.  В чем заключается сущность
лабораторных работ и практических занятий  — как методов обучения?  Это такие
методы обучения, при которых обучающиеся  под руководством преподавателя  и по
заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные
практические задания и в процессе их воспринимают,  осмысливают учебный
материал.

       Проведение лабораторных  работ и
практических занятий  с целью осмысления  учебного материала включает в себя
следующие методические приемы:

— постановку темы
занятий и определение задач  работы и занятий;

— определение порядка
 работы и занятий  или отдельных ее этапов;

—  непосредственное
выполнение лабораторной работы  и практического занятия обучающимися  и
контроль педагога  за ходом занятий, работы и соблюдением техники безопасности;

— подведение
итогов  и формулирование основных выводов.

         Изложенное показывает, что
лабораторные работы и практические занятия  во многом носят исследовательский
характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у
обучающихся  глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить,
изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических,
и теоретических проблем.  Это воспитывает добросовестность в выводах, трезвость
мысли. Лабораторные работы и практические занятия  способствуют ознакомлению
обучающихся  с научными основами современного производства, выработке навыков
обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для
технического обучения и формирования профессиональной компетенции.

        Одной из целей технологического
образования является развитие у обучающихся преобразующего мышления и
творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов,
где они включаются в творческую деятельность.

        Непосредственное участие в
подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает
преподаватель и мастер производственного обучения. Но  и они  должны быть для
обучающегося  не столько наставником, сколько партнерами, помогающими в реализации
целей деятельности, в организации эксперимента, в создании условий для проявления
активности и творчества обучающегося.

      Поэтому преподаватель и мастер
производственного обучения  должны быть в одинаковой степени и профессионалами
и гражданами, а главное пытливыми, ищущими исследователями, способными нестандартно
мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней
истиной.

    

 

 

 

1.    
 Общие
положения

        Настоящие рекомендации разработаны
в соответствии с Рекомендациями по планированию, организации и проведению
лабораторных работ  и практических занятий в образовательных учреждениях.

        В соответствии с Типовым
положением об образователь­ном учреждении среднего профессионального
образования. Направлен­ные на экспериментальное подтверждение теоретических
положе­ний и формирование учебных и профессиональных практических умений они
составляют важную часть теоретической и профессио­нальной компетенции.

       В процессе лабораторной работы или
практического заня­тия как вида учебных занятий обучающиеся  выполняют одну или
не­сколько лабораторных работ (заданий), одну или несколько прак­тических работ
(заданий) под руководством преподавателя в соот­ветствии с изучаемым содержанием
учебного материала.

      Выполнение обучающимися  лабораторных
работ и практиче­ских занятий направлено на:
—   обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полу­ченных
теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины  и
междисциплинарного курса;
—   формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию
единства интеллектуальной и практической деятельности;

— развитие интеллектуальных умений у
будущих рабочих: аналитически проектировочных, конструктивных и др.;

—   выработку при решении поставленных
задач таких профес­сионально значимых качеств, как самостоятельность,
ответствен­ность, точность, творческая инициатива, профессиональная
компетенция.

       Дисциплины, по которым планируются
лабораторные ра­боты и практические занятия и их объемы, определяются пример­ными
и рабочими учебными планами.

2.  Планирование
лабораторных работ и практических занятий

 

        При планировании состава и
содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить их того,
что лабора­торные работы и практические занятия имеют разные ведущие
дидактические цели.

       Ведущей дидактической целью
лабораторных работ явля­ется  подтверждение и проверка существенных
теоретических положений (законов, зависимостей),
поэтому они занимают
преимущественное место при изучении учебных дисциплин.
     Ведущей дидактической целью практических занятий яв­ляется формирование
практических умений — профессиональных (умений выполнять определенные действия,
операции, необходи­мые в последующем в профессиональной деятельности)
необходимых
в последующей профессиональной деятельности по профессии; практи­ческие занятия
занимают преимущественное место при изучении междисциплинарных курсов
профессиональных модулей

        Состав и содержание лабораторных
работ и практических занятий должно быть на­правлены на реализацию  требований
ФГОС, профессиональных стандартов.

        В соответствии с ведущей
дидактической целью содержа­нием лабораторных работ могут быть проверка
формул, методик расчета, установление и подтверждение законо­мерностей,
ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств
веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития
явлений, процессов и др.

        При выборе содержания и объема
лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала. Для
усвоения из внутри предметных и меж предметных связей, из значимости изучае­мых
теоретических положений. Для предстоящей профессиональной деятельности, из
того, какое место занимает конкретно практическое занятие  в совокупности
лабораторных работ и их значимости для формирова­ния целостного представления о
содержании учебной дисциплины и профессионального модуля.

         При планировании лабораторных работ
следует учиты­вать, что наряду с ведущей дидактической целью  формируются  и практические
умения и навыки обращения с различ­ными приборами, установками, лабораторным
оборудованием,  что может  составлять часть профессиональной подготовки. А
также исследовательские умения (на­блюдать, сравнивать, анализировать,
устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести
исследование, оформлять результаты).

         В соответствии с ведущей
дидактической целью  содержанием практических занятий являются решение разного
рода задач. В том числе профессиональных (анализ производственных ситуа­ций,
решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных
функций в деловых играх и т. п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей,
работа с измерительными прибо­рами, оборудованием, аппаратурой, работа с
нормативными доку­ментами, инструктивными материалами, справочниками, составле­ние
проектной, плановой и другой технической и специальной до­кументации и др.

        При разработке содержания
практических занятий следу­ет учитывать, чтобы в совокупности  они охватывали весь
круг профессиональных компетенций, на подготовку к которым ориентированы МДК, а
в совокупности   охватывали все профессиональные модули профессии, к которой
готовится обучающийся.

        На практических занятиях
обучающиеся  овладевают первона­чальными профессиональными умениями и навыками,
которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и
производственной практики.

       Наряду с формированием умений и
навыков в процессе прак­тических занятий обобщаются, систематизируются,
углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способ­ность
и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются
интеллектуальные умения, формируется профессиональная компетенция.

       Содержание и количество часов
отводимых на лабораторные работы и практические занятия фиксируется в   программах
учебных дисцип­лин и профессиональных модулей  в разделе «Содержание».

       Состав заданий для лабораторной
работы или практиче­ского занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за
отве­денное время они могли быть выполнены качественно большинст­вом
обучающихся.

 

3.  Организация и
проведение лабораторных работ и практических занятий

        Лабораторная работа как вид
учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных
лабораториях. Продолжительность — не менее двух академических часов. Необхо­димыми
структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной
деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а
также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
        Практическое занятие должно проводиться в учебных ка­бинетах или
специально оборудованных помещениях (площадках, учебных мастерских,  полигонах
и т. п.). Продолжительность занятия не менее двух ака­демических часов.
Необходимыми структурными элементами прак­тического занятия, помимо
самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый
преподавателем. А также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения
обучающимся  запланированными умениями.
       Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует
проверка знаний обучающихся — их теоретической готов­ности к выполнению
задания.
       По каждой лабораторной работе и практическому занятию преподавателем  должны
быть разработаны и утвер­ждены методические указания по их проведению.
      Лабораторные работы и практические занятия могут но­сить репродуктивный,
частично-поисковый и поисковый характер.

        Работы, носящие репродуктивный
характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся  пользуются подробными
инструк­циями. В которых указаны:

—  цель работы;

— пояснения (теория, основ­ные
характеристики);

— оборудование, аппаратура;

— материалы и их характеристики;

— порядок выполнения работы;

— таблицы;

— выводы (без формулировки);

— контрольные вопросы;

— учебная и специальная литература.

       Работы, носящие частично-поисковый
характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся  не пользуются
подробными инструкциями. Им не дан порядок выполнения необходимых дейст­вий, и
требуют от обучающихся  самостоятельного подбора оборудова­ния, выбора способов
выполнения работы в инструктивной и спра­вочной литературе и др.

        Работы, носящие поисковый
характер, характеризуются тем, что обучающиеся  должны решить новую для них
проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
        При планировании лабораторных работ и практических заня­тий необходимо
находить оптимальное соотношение репродуктив­ных, частично-поисковых и
поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной
деятельности.
       Формы организации обучающихся  на лабораторных работах и практических
занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

      При фронтальной форме организации
занятий все обучающиеся  выполняют одновременно одну и ту же работу.

      При групповой форме организации
занятий одна и та же рабо­та выполняется группами по 2 — 5 человек.

      При индивидуальной форме организации
занятий каждый сту­дент выполняет индивидуальное задание.

      Для повышения эффективности проведения
лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:

разработка сборников задач, заданий и
упражнений, сопровож­дающихся методическими указаниями, применительно к конкрет­ным
профессиям;
— подчинение методики проведения лабораторных работ и прак­тических занятий
ведущим дидактическим целям с соответствую­щими установками для обучающихся
;

использование в практике преподавания поисковых лаборатор­ных работ, построенных
на проблемной основе;

— применение коллективных и групповых форм
работы, макси­мальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности
каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
— проведение лабораторных работ и практических занятий на по­вышенном уровне
трудности с включением в них заданий, связан­ных с выбором обучающимся условий
выполнения работы, конкрети­зацией целей, самостоятельным отбором необходимого
оборудова­ния;

— подбор дополнительных задач и заданий
для обучающихся, рабо­тающих в более быстром темпе, для эффективного
использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические за­нятия.

 

4. Оформление
лабораторных работ и практических занятий

        Структура
оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине определяется
методическими комиссиями по профессиям.

Структура
и содержание лабораторных и практических занятий  включает в себя следующие
элементы:


тема занятия,


цель занятия,


краткие теоретические основания  выполняемого задания,


оборудование и аппаратура,


материалы и их характеристи­ки,


порядок выполнения задания,


таблицы,


выводы (без формулировки),


контрольные вопросы,


учебная и специальная литература.

        Оценки за выполнение лабораторных
работ и практических занятий могут выставляться по коэффициенту усвоения с
переводом в  пятибалльную систему оценивания

Задания

Баллы/ КУ

Примечание

Практическое
задание

80

 Оценка
задания                          

Вопросы

20

Каждый
правильный ответ 4 балла

100

Общая
оценка

Коэффициент усвоения КУ

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

0,91
– 1,0

5

отлично

0,71
– 0,9

4

хорошо

0,51
– 0,7

3

удовлетворительно

5.
Литература

1.  Петухов М. А.
Профессионально-технологическая система обучения  специальным предметам:
учебное пособие / М. А. Петухов; под науч. ред. А. П. Беляевой. – Ульяновск:
УлГТУ, 2001. – 198 с. 

2.  Скакун В. А.
Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В. А.
Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2007.  В помощь руководителю колледжа  — М.:УМЦ
ПО ДОМ: Форум, 2007г. – 400 с.

3.   Глазунова Л.Б.,
Есенков Ю.В. «Письменное инструктирование учащихся профессиональных
образовательных учреждений»: методические рекомендации. – УИПУПРО, 2006 – 40 с.

4.   Интернет ресурсы:


http://nevizhin.narod.ru/Rec_lab.html


http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00038411_0.html


http://www.college-service.org/pologenie18


http://osvarke.info/221-laboratorno-prakticheskie-raboty.html

Приложение
1

Сходства и отличия лабораторной работы и
практического занятия

Отличия

Лабораторные работы

Практические занятия

Ведущая дидактическая цель

Подтверждение
и проверка существенных теоретических положений
(законов,
зависимостей)

Формирование
практических умений:

-профессиональных
(выполнять
определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной
деятельности)

-учебных
(решать
задачи и др.)

Цели


формирование практических умений и навыков
обращения с
различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой,
которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки,


формирование исследовательских умений
(наблюдать,
сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и
обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты)


обобщение, систематизация, углубление и конкретизация теоретических знаний


формирование способности и готовности будущего специалиста использовать
теоретические знания на практике


развитие интеллектуальных умений

Содержание


экспериментальная проверка формул, методик расчета


установление и подтверждение закономерностей


ознакомление с методиками проведения экспериментов

— установление
свойств веществ, их качественных и количественных характеристик


наблюдение развития явлений, процессов и др.


решение разного рода задач (анализ производственных ситуаций, решение
ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в
деловых играх и т.п.)


выполнение вычислений, расчетов, чертежей

— работа
с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой

— работа
с нормативными материалами, справочниками


составление проектной, плановой и другой технической и специальной
документации

Сходства

Характер
выполнения работ

Репродуктивный

При
проведении обучающиеся пользуются инструкциями, в которых указаны:

— цель
работы


пояснения (теория, основные характеристики)


оборудование, аппаратура

— материалы
и их характеристики


порядок выполнения работы


таблицы, выводы (без формулировки)


контрольные вопросы


учебная и специальная литература

Частично — поисковый

При
проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок
выполнения необходимых действий, и требуют от обучающегося  самостоятельного
подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и
справочной литературе и др.

Поисковый

Обучающиеся
 должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них
теоретические знания

Форма
организации занятия

фронтальная

Все
обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу

групповая

Одна и
та же работа выполняется группами по 2-5 человек

индивидуальная

Каждый
выполняет индивидуальное задание

Приложение
2

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЬЯНОВСКИЙ
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ

ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Профессия: ……..

ПМ (01.02….) или
(УД)

МДК (01.01……)

Ульяновск

2016

Рассмотрено                                                              
УТВЕРЖДАЮ

Методической 
комиссией                                       Директор ОГБПОУ  УМТ

Протокол № __ от
«______» 2012 г.                        __________ /Ф.И.О./

Председатель:                                                                                            

_____________ /
Ф.И.О./      

Авторы:

Рецензенты:

Данное методическое
пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования по профессии (код, профессия).
В методическом пособии представлены (кол-во) практических занятий  по всем
темам междисциплинарного(ых) курса(ов) «указываются МДК), входящего(их) в
профессиональный(ые) модуль(ли) «указываются ПМ».  

 Для каждой работы четко
сформулированы цели и задачи; определены  приборы и материалы, установлены
межпредметные связи, разработаны таблицы, указана последовательность выполнения
работ, подобраны контрольные вопросы, а также сформулированы требования,
предъявляемые к обучающимся при выполнении практических работ.

Методическое пособие
предназначено для преподавателей, мастеров производственного обучения,
обучающихся  профессиональных образовательных учреждений строительного профиля.

Требования к знаниям и умениям

 при выполнении практического занятия

            Перед выполнением  каждого
практического задания обучающийся должен ознакомиться с соответствующими
разделами учебника, с соответствующими СНиПами и ГОСТами, технологическими
картами

В
результате выполнения практических работ, предусмотренных программой  должен:

знать:
……

уметь:
………

Практические
работы рассчитаны на выполнение в течение двух академических часов

Перечень
практических занятий

             МДК (УД)   

Номер работы

Наименование работы

1

2

Условия
выполнения практических работ

Практические
работы с № 1 по 44 выполняются на полигоне – мастерской общестроительных работ

Практические
работы с № 45 по 87 выполняются на полигоне, на глинном растворе.

Правила выполнения  и оценивания практических
занятий

1.
Обучающийся  допускается к выполнению практических занятий при отсутствии
задолженности по предшествующему практическому занятию.

2.
Каждый обучающийся  после выполнения задания должен представить отчет о
проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.

3.
Отчет о проделанной работе следует выполнить в тетради. (Содержание отчета
указано в описание практической работе.)

4.
Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки,
циркуля и т. д.) карандашом.

5.
В заголовках граф таблиц обязательно проводить буквенные обозначения величин и
единицы измерения.

6.
Расчет следует проводить с точностью до 2-значащих цифр.

7.
Исправления выполняют на обратной стороне листа отчета. При мелких исправлениях
неправильное слово (буква, число и т. п.) аккуратно зачеркивают и над ним пишут
правильное пропущенное слово (буква, число) или с использованием быстросохнущей
жидкости.

8.
Вспомогательные расчеты можно выполнить на отдельных листах, а при
необходимости на листах отчета.

9.
Если обучающийся  не выполнил задание или часть задания, то он может выполнить
задание или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с
преподавателем.

10.
Оценку по практическому занятию получает, с учетом срока выполнения задания,
если:


расчеты выполнены правильно и в полном объеме;


сделан анализ проделанного задания и (или) вывод по результатам заданий;


обучающийся может пояснить выполнение любого этапа задания;


отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению задания


ответ
на вопрос несет значимую информацию;


ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;


ответ поддается оцениванию;


ответ ориентирован на получение конкретного результата;


ответ на вопрос задает уровень качества знаний;


ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный

 
вопрос и в полном объеме.

Примечание:

Задания

Баллы/ КУ

Примечание

Практическое
задание

80

 Оценка
задания                          

Вопросы

20

Каждый
правильный ответ 4 балла

100

Общая
оценка

Коэффициент усвоения КУ

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

0,91
– 1,0

5

отлично

0,71
– 0,9

4

хорошо

0,51
– 0,7

3

удовлетворительно

Приложение
3

Практическое занятие №

 «Инструменты
и приспособления для штукатурных работ».

Выполнив данную практическую работу, Вы
сможете распознавать инструменты , приспособления, инвентарь штукатура.

Цель работы:

изучить инструменты и приспособления для
штукатурных работ, усвоить технические характеристики инструментов.

Принадлежности:

инструменты штукатура, плакат «Инструменты
, приспособления, инвентарь» из серии технология штукатурных работ,
методическое пособие по выполнению практических работ, компьютер, сканер.

Рекомендуемые информационные материалы:

Интернет, 

Учебники:

1.     
Ивлев
А.А., Кальгин А.А.. Скок С.М. Отделочные строительные работы.- М.: 1986,

2.     
Ольхина
Е.А., Козина С.А., Кузнецова Л.Н., Справочник по отделочным строительным
работам. — М. : Академия, 2009 г.

3.     
Шепелев
А.М. Штукатурные работы.- М.: Высшая школа, 1988.

Указания
к работе:

1.      Проанализируйте
задание.

2.      Обобщив
полученные знания по пройденному материалу, заполните 2, 3 графы таблицы
инструментов(смотри бланк отчета).

3.      Ответьте
на контрольные  вопросы.

 Подготовка и
сдача практической работы (работа может быть выполнена в электронном виде в 
программе «Презентации Microsoft Power Point» или на бланке — отчете).

ХОД
РАБОТЫ

Таблица
инструментов

Название

Эскиз инструмента

Технические характеристики

1

2

Инструменты для нанесения и
разравнивания раствора

Штукатурная
кельма

Отрезовка

Ковш,

Сокол

Полутерок
Правило

Инструменты для подготовки и
проверки поверхности

Штукатурный
молоток

Молоток-кулачек

Ручные
ножницы по металу

Строительный
отвес

Строительные
уровни

Гибкий
уровень (водянной)

Инструменты для отделки
штукатурки

Гладилка

Кисть

Бучарда

Зубило

Правило

Стальная
щетка

Гвоздевая
щетка Рустовка

Контрольные
вопросы:

1.     
В
чем преимущество сокола — ковша и совка лопатки перед обычным соколом и
штукатурной кельмой?

2.     
Каким
требованиям должен отвечать штукатурный молоток?

3.     
Перечислите
общие требования предъявляемые охраной труда к инструментам штукатура?

4.     
Укажите
отличия в конструкциях полутерка и гладилки?

5.     
Как
осуществляется насадка ручек к инструментам?

Критерии оценки
результатов ответов на вопросы

1.     
Ответ
на вопрос несет значимую информацию;

2.     
Ответ
на вопрос четко и понятно сформулирован;

3.     
Ответ
поддается оцениванию;

4.     
Ответ
ориентирован на получение конкретного результата;

5.     
Ответ
на вопрос задает уровень качества знаний;

6.     
Ответ
на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в
полном объеме.

Результаты ответов должны быть:

       
понятными;

       
четко
и ясно изложены;

       
оцениваемы.

Примечание:

Задания

Баллы/ КУ

Примечание

Практическое
задание

80

 Оценка
задания                          

Вопросы

20

Каждый
правильный ответ 4 балла

100

Общая
оценка

Коэффициент усвоения КУ

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

0,91
– 1,0

5

отлично

0,71
– 0,9

4

хорошо

0,51
– 0,7

3

удовлетворительно

Практическое
занятие №

Составление инструкционно — технологической карты

«Подготовка камневидных  поверхностей под
оштукатуривание».

Выполнив данную практическую работу, Вы
будете уметь составлять инструкционнно — технологические карты для выполнения
подготовки кирпичных, бетонных и шлакобетонных поверхностей.

Цель работы:

освоить принцип составления инструкционно
— технологических карт, научиться обобщать  знания.

 Принадлежности:

модели подготовки поверхностей, плакат
«Подготовка поверхностей», методическое пособие по выполнению практической
работы, учебные пособия, компьютер, сканер и др. электронно-вычислительная
техника.

Рекомендуемые информационные материалы:

интернет

Учебники:

1.     
Ивлев
А.А., Кальгин А.А.. Скок С.М. Отделочные строительные работы.- М.: 1986,

2.     
Ольхина
Е.А., Козина С.А., Кузнецова Л.Н., Справочник по отделочным строительным
работам. — М. : Академия, 2009 г.

3.     
Шепелев
А.М. Штукатурные работы.- М.: Высшая школа, 1988.

Указания к работе:

1.     
Проанализируйте
задание.

2.     
Обобщив
полученные знания по пройденному материалу, в строгой технологической
последовательности составьте  простейшие инструкционно — технологические карты
«Подготовка кирпичных, бетонных и шлакобетонных поверхностей» в виде таблиц
(смотрите бланк отчета).

3.     
Ответьте
на контрольные  вопросы.

4.     
Подготовка
и сдача практической работы (работа может быть сдана

          в электронном виде, как в
таблице, так и в  программе «Презентации

         Microsoft Power Point» (слайдшоу)).

ХОД
РАБОТЫ

1.
Инстркционно — технологическая карта

Последовательность
операций

Инструменты, приспособления,
инвентарь

Способ производства работ

1

2

3

1. Подготовка кирпичных
поверхностей

2. Подготовка бетонных
поверхностей

3. Подготовка шлакобетонных
поверхностей

Контрольные
вопросы:

1.     
Укажите 
одно из важнейших условий определяющих качество подготовки камневидных
поверхностей.

2.     
С
какой целью выбираются швы в кирпичной кладке, делается насечка по бетонной
поверхности при подготовке их к оштукатуриванию?

3.     
Какие
необходимо соблюдать требования безопасности труда при подготовке   бетонных
поверхностей.

4.     
 Какие
требования СНиПа нужно соблюдать при подготовке поверхностей  к
оштукатуриванию.

5.     
 Какого
размера должна быть глубина насечек на гладкой бетонной поверхности.

Критерии оценки результатов ответов на
вопросы

1. Ответ на вопрос несет значимую
информацию;

2. Ответ на вопрос четко и понятно
сформулирован;

3. Ответ  поддается оцениванию;

4. Ответ ориентирован на получение конкретного
результата;

5. Ответ на вопрос задает уровень качества
знаний;

6. Ответ на вопрос соответствует полному
результату ответа на  

    поставленный вопрос и в полном объеме.

Результаты ответов должны быть:

       
понятными;

       
четко
и ясно изложены;

       
оцениваемы

Примечание:

Задания

Баллы/ КУ

Примечание

Практическое
задание

80

 Оценка
задания                          

Вопросы

20

Каждый
правильный ответ 4 балла

100

Общая
оценка

        
 

Коэффициент усвоения КУ

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

0,91
– 1,0

5

отлично

0,71
– 0,9

4

хорошо

0,51
– 0,7

3

удовлетворительно

Практическое задание №

Тема: «Основные части здания»

Цель работы: Освоение  знаний по основным
архитектурно – конструктивным частям здания.

Задача работы: Изучить виды и
назначения  архитектурно – конструктивных частей здания.

Содержание задания:

1. Перечислите
основные архитектурно – конструктивные элементы здания.

2.  Дайте
определение, укажите виды и назначение основных архитектурно —    

    
конструктивных элементов здания.

3. Дайте классификацию
зданий по назначению

4. Дайте классификацию
зданий по сроку службы

1. Укажите название перечисленных архитектурно
– конструктивных элементов здания

1_______________________________________________________________

2_______________________________________________________________

3______________________________________________________________

4_______________________________________________________
и т.д.

2. Дайте определение, укажите виды и
назначение основных архитектурно – конструктивных элементов здания.

Архитектурно – конструктивный элемент

Вид и определение

Назначение

Фундамент

Стена

Перегородка

Оконный проем

Дверной проем и т.д.

3. Перечислите
классификацию зданий по назначению:

а)_____________________________________________________________

б)_____________________________________________________________

в)_________________________________________________и
т.д.

4.Перечислите
классификацию зданий по сроку службы:

а)______________________________________________________________

б)______________________________________________________________

в)____________________________________________________
и т.д.

Примечание:

Задания

Баллы/ КУ

Примечание

Практическое
задание

80

 Оценка
задания                          

Вопросы

20

Каждый
правильный ответ 4 балла

100

Общая
оценка

        
 

Коэффициент усвоения КУ

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

0,91
– 1,0

5

отлично

0,71
– 0,9

4

хорошо

0,51
– 0,7

3

удовлетворительно

Приложение
4

Алгоритм
движения обучающегося в образовательном пространстве

Трудоустройство

 

Приложение
5

Структура
взаимодействия участников образовательного процесса

 

Приложение 10

Лабораторная работа № 3

Дисциплина «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования»

Тема: Сборка схемы
включения двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением. Снятие
механических и рабочих характеристик

Цель работы: Научиться
запускать в ход двигатель постоянного тока параллельного возбуждения. Снять
механические и рабочие характеристики с двигателя.

Основные теоретические положения

Двигатель
постоянного тока преобразует электрическую энер­гию, подводимую к нему из сети,
в механическую энергию вращения, снимаемую  с вала двигателя.

Двигатель
постоянного тока состоит из станции, на которой укреплены электромагниты
постоянного тока, и якоря, снабженного коллектором со щетками.

У
двигателя параллельного возбуждения обмотка возбуждения включена параллельно
обмотке якоря. Для пуска двигателя применя­ют пусковой реостат. В начале пуска
включены все элементы пусково­го сопротивления. По мере разгона двигателя
пусковое сопротивление реостата уменьшают. В рабочем режиме пусковое
сопротивление вы­ведено полностью. Частота вращения якоря двигателя прямо
пропорциональна

магнитному потоку Ф. Что бы
изменить направление вращения якоря двигателя необходимо изменять направление
тока в мотке якоря или в обмотке возбуждения.

Частоту вращения в
двигателе параллельного возбуждения регулируют изменением магнитного потока,
для чего в цепь обмотки возбуждения включают регулировочный реостат.

Для нагрузки
двигателя можно применять при выполнении ра­боты механический или
электромагнитный тормоз.

Свойства двигателя
отражают его рабочие и механические ха­рактеристики.

Рабочими
характеристиками называются зависимости частоты вращения
n, ток Т,
вращающего момента II и коэффициента полез­ного действия ŋ от мощности Р2 на
валу двигателя при постоянных значениях напряжения и тока возбуждения.

Основной
характеристикой двигателя является механическая характеристика, определяющая
зависимость частоты вращения вала двигателя
n от величины
вращающего момента.

При проведении
работы скорость вращения измеряется тахо­метром. Тормозящий момент, создаваемый
при помощи тормоза, вы­числяется путем измерения тормозной силы
F (н) и
плеча
l (м), к ко­торому
приложена эта сила. Вращающий момент двигателя равный тормозящему в
установившемся режиме определяется по формуле:

М =Fl

Коэффициент
полезного действия — это  отношение полезной
мощности Р2, отдаваемой двигателем рабочей машине, к мощности Р1,
которую двигатель получает из сети:

ŋ = Р2 х 100%;   Р2 =            M ω  ω=
п
;

 Р1                                     
60

Р1 = Uн ( 1я + 1в) = UнI,

где ω — угловая
скорость вращения вала двигателя, рад/сек

n — скорость
вращения вала двигателя, об/мин.

Оборудование и аппаратура

1 . Электродвигатель постоянного тока
параллельного возбуждения.

2. Тормоз ленточный или электромагнитный с
диаметром.

3. Источник постоянного тока с
регулируемым напряжением.

4. Амперметр магнитоэлектрической системы
постоянного тока на 20 А.

5. Амперметр магнитоэлектрической системы
на 3 А.

6. Вольтметр постоянного тока 150 В – 1
шт.

7. Реостат пусковой — 1 шт .

8. Реостат регулирующий — 2 шт.

9. Тахометр для измерения частоты вращения
якоря двигателя — 1

Порядок выполнения работы

1.  Ознакомиться 
с  конструкцией и схемой двигателя  постоянного тока параллельного возбуждения.

2. Собрать схему
по рис.1.

3. Запустить
двигатель, убедившись, что пусковой реостат находится в пусковом положении,
сопротивление реостатов в цепи якоря возбуждения наименьшее.

4. Осуществить
регулирование скорости вращения двигателя с помошью реостата,  включенного в
цепь обмотки возбуждения. Записать наибольшую и наименьшую скорости вращения
двигателя.

5. Для получения
рабочих характеристик, работающий двигатель постепенно нагружают с помощью
тормоза и поддерживают неизменным напряжение на зажимах якоря Ин с помощью
реостата.

6. Установить ток
возбуждения
Iв.

7. Постепенно, 
начиная с холостого хода, увеличивать силу на плече тормоза и записать 3-4 раза
ток якоря, частоту вращения и силу тормо жения.

8. Данные, 
полученные в результате опыта и расчетов, занести в таблицу.

9. Снять
механические характеристики. Для этого произвести торможение двигателя без
добавочного сопротивления в цепи якоря, а затем торможение двигателя при
изменении сопротивления, включенного в цепь якоря. Записать в таблицу данные М,
n, F.

10. По данным
таблицы построить механические и рабочие характеристики (таблица1).

11. Составить
отчет и вывод о работе.

Таблица 1

опыта

Данные опыта

Данные расчета

F,Н

n2,

об/мин

Iя, A

U, В

Iв, A

М,

H M

P1, кВт

P2, кВт

n, %

Рис.
1. Схема включения двигателя

Контрольные вопросы:

1.       
Что
такое двигатель постоянного тока?

2.       
Каково
устройство двигателя постоянного тока?

3.       
Какой
закон положен в основу работы двигателя постоянного тока?

4.       
Перечислите
основные схемы включения двигателя постоянного тока.

5.       
Как
можно изменить направление вращения якоря двигателя?

6.       
Как
можно изменить частоту вращения двигателя параллельного возбуждения?

7.       
Как
определяется коэффициент полезного действия двигателя постоянного тока?

8.       
Как
включается обмотка возбуждения в двигателе постоянного тока?

9.       
Какое
правило используется для определения направления силы, действующей на проводник
с током в магнитном поле?

10.     Как
запускают в ход двигатель постоянного тока?

Литература,
рекомендуемая для подготовки

к
выполнению лабораторной работы

1. Акимова Н.А.
«Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт эклектического и
электромеханического оборудования» — М.: ВШ., 2001

2. Глебович А.Л.
«Лабораторные работы по электротехнике с основами промышленной электроники» —
М.: В.Ш., 2002г Семёнов В.А. «Лабораторно-практические работы по спе­циальной
технологии» — М: В.Ш., 1988г.

3. Кацман М.М.
«Лабораторные работы по электрическим машинам и электроприводу» — М.:ВШ., 2006
г.

4. Кацман М.М.
«Электрические машины» — М.:ВШ., 2000 г.

5. Семёнов В.Д.
«Справочник молодого электромонтёра по ремонту электрооборудования промышленных
предприятий» — М.: ВШ., 1982

Процесс учебы — это не только лекции, но и собственные усилия учащегося в применении изученной теории на практике. Один из видов самостоятельных практикумов — лабораторная работа. Но нередко при ее выполнении у школьника или студента возникает вопрос, как ее правильно оформлять.

Что такое лабораторная работа

В современной системе образования все больше внимания уделяется развитию исследовательской формы обучения. В связи с этим учащиеся должны быть готовы участвовать в разнообразных экспериментах. Лабораторные работы как раз и помогают студентам и ученикам объединить теоретические и практические навыки.

Эффективное обучение предполагает какую-то деятельность для решения научных или жизненных задач. Термин «лаборатория» происходит от латинского от laboro «работаю». А лабораторная работа — одна из разновидностей самостоятельных практических занятий учащихся специализированных заведений. Она помогает глубже усвоить теоретический материал и развить навыки инициативного опыта.

Существует 3 вида лабораторных работ:

  1. Фронтальные. В процессе выполнения учащиеся получают от преподавателя задачи и средства их решения и одновременно работают на местах.
  2. Экспериментальные. Проводятся с целью изучения процессов, операций и явлений для их более глубокого анализа.
  3. Изобразительные. Их задача состоит в том, чтобы научить студента правильно составлять схемы, планы и графики.

Основная задача лабораторных работ — стимулировать интеллектуальную деятельность учеников, сформировать определенные умения и обучить методологии практической работы. Главной частью практики являются упражнения.

Опыты

Источник: matemonline.com

Общие требования к оформлению

По сути, лабораторная — это сжатый научный отчет о проделанной работе с выводами, сделанными учащимся в рамках назначенной темы. Документ помогает преподавателю оценить уровень выполнения заданий и выявить общую профессиональную подготовку студента или ученика.

План лабораторной работы, как правило, состоит из 6 пунктов:

  1. Цели и задачи.
  2. Теоретический аспект вопроса.
  3. Используемое оборудование.
  4. Поведение опытов.
  5. Анализ результатов.
  6. Выводы.

Поскольку имеющийся ГОСТ жестко не устанавливает порядок оформления текста некоторых научных работ, у каждого колледжа или вуза могут быть собственные требования. Но в целом в 2023 году суть содержания научного отчета по-прежнему должна отражать действия учащегося в процессе обучения.

Шрифт

Согласно ГОСТу, текст работы оформляется на белом листе формата A4 и располагается только на одной стороне. При работе с Ворд предпочтительно использовать шрифт Times New Roman, кегль 12 или 14. Чтобы установить этот размер, нужно перейти в раздел «Шрифт» на вкладке «Главная» и выбрать требуемые параметры.

Наряду с указанным стандартом следует учитывать информацию из методических указаний для вашего учебного заведения. Образец этого документа обычно опубликован на сайте вуза.

Выбор шрифта

 

Отступы

Для оформления отчета в стандартном текстовом редакторе Word нужно установить правильные интервалы:

  • межстрочный — 1,5;
  • отступы сверху/снизу — 2 см;
  • справа — 1,5 см;
  • слева — 3 см.

Для форматирования абзацев необходимо настроить нужные параметры на главной панели инструментов в разделе «Абзац». По отечественному ГОСТу абзацы выделяются отступом в 1,25 см.

Весь текст следует выровнять по ширине.

Форматирование абзацев

 

Заголовки

Основную часть научного отчета нужно разделить на структурные элементы: разделы, подразделы и пункты. Названия этих фрагментов текста и являются заголовками:

  1. Введение.
  2. Заключение.
  3. Определения.
  4. Список литературы и так далее.

Порядковая нумерация разделов производится с помощью арабских цифр. Номера подразделов и пунктов содержат номер раздела и порядковый номер подраздела/пункта и разделяются точкой. Например, 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и так далее. Между блоками текста следует оставлять одну пустую строку.

За номером приводится название структурного элемента работы. Например, «1.1 История искусства». Если в заголовке 2 предложения, то точка ставится только между ними — после второго ее быть не должно. Нельзя использовать и переносы в заголовках.

Можно выделять заголовки полужирным шрифтом.

Нумерация страниц

Хотя титульный лист входит в число страниц отчета, нумеровать его не нужно. Проще всего начать нумерацию страниц с цифры 2. Для этого откройте раздел «Колонтитулы» во вкладке «Вставка», выберите команду «Номер страницы», а в ней «Формат номера страницы». В окне «Начать с» установите «2» и подтвердите выбор, нажав «ОК».

Страницы нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.

Для удобства нумерации страниц в документе титульный лист можно разместить в отдельном файле.

Нумерация страниц

 

Графический материал

Для рисунков, фотографий и таблиц тоже есть особые условия оформления. Их регулирует ГОСТ 7.32—2017. Чертежи, графики, диаграммы и схемы должны отвечать требованиям ЕСКД (Единой системы конструкторской документации).

Прежде чем вставлять графические материалы в отчет, нужно их унифицировать — привести к одинаковому размеру и виду:

  • толщину линий и шрифт в таблицах;
  • ширину изображений;
  • тип графических элементов. Если вы составили одну круговую диаграмму, аналогичные следует использовать на протяжении всей работы.

Изображения и таблицы должны следовать за текстом, в котором идет речь о них. Графические элементы нужно выровнять по центру страницы.

Название изображения пишется после слова «Рисунок», например, Рисунок 1 — Схема прибора. Текст располагается по центру страницы.

Из названия таблицы должно быть понятно ее содержание. Наименование размещается слева над таблицей в одну строку с номером через тире. Например: Таблица 1.1 — Единицы измерения информации. Более подробные требования к оформлению таблиц содержатся в ГОСТ 7.32-2017.

Как оформить отчёт

Чтобы работу не пришлось пересдавать, нужно не просто хорошо разбираться в теме, но и оформить лабораторную по ГОСТу. Это значит, что следует правильно преподнести результаты экспериментов, проведенных в рамках исследования.

Титульный лист

Для каждого вида научного отчета титульный лист оформляется по-разному. Если речь идет о лабораторных работах, размещать информацию на первой странице нужно следующим образом:

  1. В верхнем поле — полное название учебного заведения и кафедры.
  2. В среднем поле — тип отчета (лабораторная работа), дисциплина и название исследования без кавычек.
  3. В правой части страницы — ФИО, курс и группа учащегося. Ниже ФИО и ученая степень преподавателя, который проверяет отчет.
  4. В нижней части листа — место и год проведения исследования.

Рекомендуем составлять титульный лист в отдельном документе. Во время написания работы вы, скорее всего, будете вносить правки. Если исправлять текст после оформления титульного листа, разметка и форматирование может сбиться.

Цель работы

В этом разделе нужно сформулировать цели и задачи лабораторной работы, обосновать ее актуальность, то есть степень важности проведения исследований для решения некой проблемы или задачи.

Цель лабораторной — это результат, к которому планирует прийти учащийся. При формулировании цели следует использовать глаголы действия: исследовать, изучить, проверить, определить и так далее. После этого указывается объект исследования и задачи, которые будут решаться на пути к цели: измерить, рассмотреть, провести, разработать, и тому подобное.

Объем раздела зависит от глубины исследования и сложности работы и может составлять от одного абзаца до половины страницы.

Краткие теоретические сведения

Основная часть работы содержит теоретический материал и описание этапа проведения экспериментов. В разделе, посвященном теории, приводится следующая информация:

  • описание изучаемого аспекта;
  • источники (статьи, учебники);
  • законы, формулы и расчеты, посредством которых выполнялись задачи.

Содержание теоретической части должно быть лаконичным и понятным. Ее объем составляет около 1/3 отчета.

Техническое оснащение

Суть практической части лабораторной сводится к применению знаний, полученных в ходе изучения теории. Но поскольку для проведения исследований используется специализированное оборудование, в отчете должно быть отдельное упоминание о том, какие технические средства помогли учащемуся провести эксперименты.

Описание проведения эксперимента

В части, посвященной практическим мероприятиям, описываются схемы и методология исследования, подробный перечень действий, способы получения результатов и методы их анализа. Отдельный пункт отводится погрешностям в расчетах.

Если учащийся использует шаблонные пакетные информационные программы, ему следует обосновать целесообразность их применения.

Анализ данных

Проведение эксперимента не сыграет особой роли в процессе усвоения знаний, если не будет сопровождаться детальным анализом полученных данных. Учащийся должен уметь интерпретировать результаты проведенных опытов на базе физических правил и делать определенные выводы.

Подведение итогов

Заключительная часть лабораторной работы посвящена подведению итогов — подтверждению того, что цели достигнуты, а задачи выполнены. В этом разделе нужно коротко упомянуть:

  • что вы исследовали;
  • какие измерения проводили;
  • какой результат получили. Обязательно нужно указать и проанализировать относительную и абсолютную погрешность, сравнить с табличным или теоретическим значением;
  • какие построили графики, диаграммы и к каким выводам пришли на их основе.

Таким образом, заключение — это не пересказ процесса исследования, а сжатый анализ результатов научной работы, формулировка выводов.

Пример оформления отчета здесь. 

Ошибки при оформлении лабораторной работы

Как следует из требований ГОСТа и методических указаний, при оформлении отчета нужно учитывать массу деталей. Но из-за невнимательности учащиеся допускают ряд промахов:

  1. Выполняют работу не в полном объеме, например, не используют графики, диаграммы, схемы.
  2. Заносят в таблицы значения с ошибками.
  3. Нарушают требования к оформлению графических материалов или записи результатов опыта.
  4. Не проводят измерения или не рассчитывают погрешности.
  5. Допускают ошибки в расчетах величин.
  6. Получают неверные результаты, делают выводы, противоречащие действительности.

Если вы хотите оформить научный отчет правильно, заранее попросите его шаблон на кафедре. Внимательно изучите принятые лабораторные работы других учащихся.

Но если даже пример качественного отчета не проясняет ситуацию или у вас нет времени писать его самостоятельно, обратитесь за помощью к нашим специалистам.

Краткое описание: 

Библиографическая ссылка для цитирования: Сазонов В.Ф. Оформление лабораторных работ [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2022: [сайт]. Дата обновления: 29.09.2022. URL: http://kineziolog.su/content/oformlenie-laboratornyh-rabot (дата обращения: __.__.20__)
__________Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях практических занятий или лабораторных работ по естественнонаучным учебным дисциплинам, план оформления лабораторной работы.

Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинам

Лабораторная работа оформляется по определённому плану. Она, как правило, имитирует в упрощённом виде те исследования, которые проводили настоящие крупные учёные прежних лет в этой области. Необходимо придерживаться стандартного плана в оформлении своей лабораторной работы. Фактически это является имитацией протокола научного опыта или имитацией научного отчёта о проведённом исследовании, и это приучает обучающихся к правильному оформлению их будущих исследований.

Стандарно о лабораторных работах пишут так:

Лабораторное занятие – это основной вид учебных занятий, направленный на экспериментальное подтверждение теоретических положений. В процессе лабораторного занятия учащиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Выполнение лабораторных работ направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины;
  • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
  • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
  • выработку самостоятельности, ответственности и творческой инициативы.

 Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений, поэтому преимущественное значение они имеют при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов.

Основными целями лабораторных занятий являются:

  •     установление и подтверждение закономерностей;
  •     проверка формул, методик расчета;
  •     установление свойств, их качественных и количественных характеристик;
  •     ознакомление с методиками проведения экспериментов;
  •     наблюдение за развитием явлений, процессов и др.

В ходе лабораторных занятий у учащихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты).

 По лабораторной работе репродуктивного характера методические указания содержат:

  •     тему занятия;
  •     цель занятия;
  •     используемое оборудование, аппаратуру, материалы и их характеристики;
  •     основные теоретические положения ;
  •     порядок выполнения конкретной работы;
  •     образец оформления отчета (таблицы для заполнения; выводы (без формулировок));
  •     контрольные вопросы;
  •     учебную и специальную литературу.

По лабораторной работе частично-поискового характера методические указания содержат:

  •     тему занятия;
  •     цель занятия;
  •     основные теоретические положения.

Форма организации учащихся для проведения лабораторного занятия – фронтальная, групповая и индивидуальная – определяется преподавателем, исходя из темы, цели, порядка выполнения работы:

  • при фронтальной форме организации занятий все учащиеся выполняют одну и ту же работу.
  • при групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.
  • при индивидуальной форме организации занятий каждый выполняет индивидуальное задание.

Оформление лабораторной работы (или практического занятия)

Дата: _____ (Отвечает на вопрос: «Когда делали?» Дата — это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата — это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа [или: Практическое занятие] № ___.

Тема: «___________________________________________» (Отвечает на вопрос: «По какому поводу делали?»)

Цель:_____________________________________________ (Отвечает на вопрос: «Для чего делали?» Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы, которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы — поставленной цели.)

Оборудование: гаджет, доступ в Интернет, письменные принадлежности — это тот минимум, который необходим для работы с электронными ресурсами + специальное оборудование для конкретного занятия (Отвечает на вопрос: «Что необходимо для выполнения работы?», а также «Чем научились пользоваться за время выполнения работы?»)

Ход работы:_______________________________________ (Отвечает на вопрос: «Что делали?» По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе «Методика выполнения работы». «Методика» — это то, что должны сделать. «Ход работы» — это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!)

Результаты: _______________________________________ (Отвечают на вопрос: «Что наблюдали?» Или: «Что регистрировали?» Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.)

Варианты представления результатов:

1. Описание явления.

2. Таблица.

3. Рисунок. Необходимо подписать название рисунка и сделать обозначения его важнейших деталей.

Выводы: __________________________________________ (Отвечают на вопрос: «что поняли?», или «что узнали?», или «что считаете самым важным в данном материале?», или «какой информацией, знанием, сведениями можете поделиться с другими людьми?» Но в выводе не надо писать «я понял то, что нужно было понять», а надо написать что именно вы поняли, дать в выоде какое-то содержание, информацию. Отвечая на этот вопрос, следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали. Не стесняйтесь делать даже «плохие» или «неудачные» выводы. Даже профессора и академики постоянно исправляют и улучшают свои же собственные выводы, такова уж особенность научно-исследовательской работы. Что уж говорить о студентах?! Учитесь делать научные выводы и совершенствовать их!

И не надо путать вывод и отчёт! Вывод ≠ отчёт.

Отчёт отвечает на вопрос «что сделали?», а не «что поняли или узнали?» Отчёт, несомненно, тоже очень важен в жизни, и лучший отчёт звучит примерно так: «всё, что было запланировано, было выполнено в срок». Как видим, в таком отчёте не содержатся новые знания, новая информация, в нём не говорится о том, что именно понял исполнитель в результате своей работы.

Так что пишите в выводах о том, что вы узнали благодаря проделанной работе, а не о том, какую именно работу вы проделали.

И помните: вывод должен быть кратким, точным и убедительным — как выстрел!

Проверка: Проверено: ______________________(Оценка и/или подпись преподавателя.)

Работу проверяет преподаватель. Он вносит исправления, ставит оценку, подписывает работу.

© 2013-2022 Сазонов В.Ф.  © 2013-2022 kineziolog.su

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти файл ключа whatsapp
  • Как найти страницу в вк через телеграм
  • Как найти div поля
  • Как найти катет по прилегающему углу
  • Как составить платежку на алименты