Как составить план для пересказа сказки по иллюстрации

Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?

Что это такое

В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.

Картинный план: что это такое и как его составить

Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.

Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.

Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.

Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.

Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.

Как составляется

Основных видов работы с картинными планами несколько:

  • с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
  • прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
  • комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.

Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:

  1. Прочитать произведение, определить его основную тему.
  2. Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
  3. Нарисовать картинки к каждой части текста.
  4. Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
  5. Попробовать по картинкам пересказать текст.

Какие требования предъявляются

Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:

  • Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
  • Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
  • Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
  • Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.

Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:

  1. Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
  2. Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
  3. Царевна выходит из леса к терему богатырей.
  4. Богатыри и царевна.
  5. Старушка дает царевне яблоко.
  6. Богатыри стоят возле мертвой царевны.
  7. Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
  8. Королевич Елисей нашел царевну.

Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.

Пример составления

Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.

Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:

  1. Начало. «Пришел невод с одною рыбкой…» — картинка со стариком и пойманной рыбкой на берегу спокойного моря.
  2. «Видит — море слегка разыгралось…» — картинка, где старик у моря с волнами и маленькими облачками.
  3. «Помутилося синее море…» — волны и облака.
  4. «Неспокойно синее море…» — темные тучи на небе, высокие волны.
  5. «Почернело синее море…» — темное небо, темное море с высокими волнами.
  6. «…на море черная буря…» — черные волны, ветер, шторм.

Царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц.

Картинный план к сказке о царе Салтане для 3 класса

Царь Салтан выбирает в жёны девицу, которая обещала родить богатыря.

Царь Салтан на войне, а царица дома родила сына.

Царица посылает гонца к царб с сообщением о рождении сына.

Завистливые повариха, ткачиха Бабариха подменяют гонца с ужасной вестью мол, что царица родила зверюшку.

Царь гневается, но потом приказывает дождаться его.

Заговорщицы пишут другую грамоту от имени царя, где, якобы, царь даёт приказ расправиться с царицей и сыном — их по приказу царя сажают в бочку и кидают её в море.

Бочка наконец пристаёт к берегу и подросший Гвидон легко выдавливает её дно.

Гвидон спасает Лебедя, на которого напал злой коршун, Лебедь благодарит Гвидона.

Царица и Гвидон видят появившейся очень красивый город.

Жители города с радостью пригласили Гвидона править ими.

Прибытие заморских гостей, которые потом ещё собираются посетить царство Салтана.

Гвидон хочет непременно увидеть своего отца и Лебедь даёт ему такую возможность, превращая его в комара.

Повариха рассказывает о чудесной белке. Комар жалит её в глаз.

Гвидон рассказывает Лебедю о белке с золотыми орешками, о которой говорила повариха.

Лебедь подарила чудесную белку Гвидону.

Снова приплыли гости и подивились на чудесную белку.

Гвидон опять хочет увидеть отца и Лебедь на этот раз сделала его мухой.

Теперь ткачиха рассказывает о другом чуде — о тридцати трёх богатырях. Муха жалит её в глаз.

Гвидон рассказывает Лебедю о невиданных чудесных богатырях. Лебедь присылает к нему своих братьев.

В третий раз к Гвидону приезжают заморские гости и дивятся новому чуду.

Лебедь делает Гвидона шмелём и он летит опять в родительский дом.

Бабариха гордо рассказывает о третьем чуде — о самой прекрасной царевне. Шмель жалит её в нос.

Гвидон рассказывает Лебедю о чуде, которое озвучила Бабариха и Лебедь становится этой прекрасной царевной.

Назревает свадьба и царица благословляет молодых.

Опять приезжают гости и видят необыкновенной красоты царевну.

Гости рассказывают царю Салтану и о третьем чуде и он решает, наконец, сам плыть на корабле к острову Буяну.

Царь и царица, наконец, встречаются.

Радости не было конца и в честь этого был весёлый пир.

Как составить план сказки самостоятельно? Для опытного человека это не составит особого труда, и научиться такой работе не так уж и сложно. Тем более это занятие очень интересное и увлекательное.

Как составить план сказки

Что это такое?

Что такое план художественного литературного произведения? Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению.

Кто может воспользоваться планом

Как составить план сказки? Прочитать ту сказку, о которой идёт речь. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении. Разделить на смысловые части. Каждую часть озаглавить. Заглавие частей – это пункты плана.

А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.

Составление плана на конкретном примере

Можно потренироваться и представить, что получено задание: составить план сказки «Царевна-лягушка».

Для этого надо внимательно изучить текст задания. Каким должен быть план? Подробным, сжатым, с цитатами или без них.

Если остановиться на подробном варианте, то такой план должен выглядеть следующим образом.

  1. Царский наказ сыновьям.
  2. Удачный выбор старших братьев.
  3. Лягушка в невестах у Ивана-царевича.
  4. Царь проверяет мастерство невесток в выпечке хлеба.
  5. Умеют ли невестки ткать ковры.
  6. Сыновья должны привести своих жён на пир.
  7. Царский пир.
  8. Иван-царевич сжигает кожу лягушки.
  9. Иван-царевич встречает старичка.
  10. Как Ивану помогают животные.
  11. Иван-царевич и баба Яга.
  12. Дуб Кащея.
  13. Возвращение Ивана-царевича.

Вот и всё, составить план сказки «Царевна-лягушка» оказалось не так уж и сложно. Часто ученикам задают выполнить анализ произведений. Не стоит этого пугаться, так как он тоже имеет свою схему, то есть строгий перечень того, о чём стоит вести речь в этом виде работы.

Составить план сказки дюймовочка

Развитие умения анализировать

Итак, рассмотрим непосредственно план анализа сказки. В самом начале можно сказать о том, к какому виду сказки относится данное произведение. Они могут быть волшебными, бытовыми или о животных. Эта тема очень подробно изучается в разделе «Сказки» школьной программы по литературе в 5-ом классе. Затем, следует назвать всех главных героев произведения и обозначить то сказочное действие, которое можно считать главным.

Теперь важно определить отличительные черты сказки, как жанра: встречающаяся цифра «три», поучительные высказывания, начало – сказочный зачин и логическое завершение – счастливая концовка. Все черты определены, о действующих персонажах рассказано. Осталось последнее: вывод и то, какую мораль поведения должны вынести из произведения читатели.

В упрощённом варианте план анализа сказки будет выглядеть следующим образом:

  • название и вид;
  • сказочные герои;
  • действие, которому всё подчинено;
  • сказочные черты;
  • сказочное поучение.

Детские произведения должны научить ребёнка быть добрым, бороться со злом. А чтобы точно указать на соответствующие поучительные моменты, надо разобрать сказку, что называется, «по косточкам». Разложить на отдельные составляющие, чтобы умело воспользоваться народной мудростью, содержащейся в ней. А ребятам, читающим по школьной программе, надо бороться за положительные оценки по литературе. А если ещё дадут задание написать сочинение по прочитанному тексту, тут уж точно без плана не обойтись. Вот для чего необходимо знать, как составить план сказки.

Помогут цитаты

Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.

Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.

  1. «В некоем царстве-государстве жил царь».
  2. «Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми».
  3. «Сыновья и сделали так, как отец повелел».
  4. «Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…»
  5. «Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!»
  6. «Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!»
  7. «Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!»
  8. «Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!»
  9. «Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!»

И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

Дюймовочка составь картинный план сказки

Придумать сказку нелегко

Когда учащимися будет усвоено, как составить план сказки, можно попробовать дать более творческое задание — сочинить произведение самим. Бесспорно, это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Поэтому и в собственном творении потребуется план составления сказки.

Почему это так необходимо? Мысль человеческая так быстра, что за ней требуется очень зорко наблюдать. Не запомнишь, где герой по замыслу должен оказаться, так как это не записано вовремя и в план не занесено – все, нарушилась сказочная связка. А когда что-то не получается, пропадает всякое желание продолжать начатое. Дети должны уметь фантазировать и сами пробовать составлять сказки с традиционными добрыми персонажами. В них добро всегда должно быть светлым и всепобеждающим.

План пересказа сказки

Составление плана волшебной сказки

План волшебной сказки мало чем будет отличаться от обычного. Только следует помнить о том, что произведение имеет статус волшебного, поэтому в работе должны быть пункты, рассказывающие о тех сказочных предметах и превращениях, которые и отличают её от остальных. В плане должен раскрываться смысл волшебства, кто его совершает и какую роль для персонажа оно сыграло.

Прежде чем приступать к работе, необходимо понять, в чем заключаются особенности волшебной сказки. Задачей жанра в данном случае является: вызвать у читателя восхищение положительным героем и осудить отрицательного, выражая, таким образом, уверенность в торжестве добра.

Тип конфликта служит критерием, по которому волшебные сказки делят на:

— героические (борьба героя с волшебной силой);

— социально-классовые (борьба героя с несправедливостью представителя высшего сословия — барина, царя);

— семейные (повествуют о конфликте в семье и носят нравоучительный характер).

В плане волшебной сказки герои оппозиционируются с точки зрения принадлежности к одному из типажей: заступники, злодеи, страдальцы, помощники. При составлении следует включить пункты, указывающие на очевидную фантастику, волшебство и чудо, присущие данному жанру.

Отличаться от всех предыдущих видов будет план пересказа сказки. В нём должно быть сконцентрировано цитирование, характеристика героев, очень подробная передача содержания. В завершение, должно быть высказано мнение о том, что понравилось в произведении, а что не понравилось, и почему. Пересказывает сказку отдельная личность со своим видением ситуации, проблемы. То есть, в данном случае повествование может носить субъективный характер.

Сказка о маленькой девочке

В данном разделе попытаемся составить план сказки «Дюймовочка», чтобы еще раз сделать акцент на основных этапах работы при выполнении подобного рода заданий.

Тому, кто знаком с теорией составления разных планов, это не составит никакого труда. Главное: прочесть саму сказку. А теперь дело за малым: вспомнить последовательность событий, происходящих в сказке и записать их в виде пунктов плана.

  1. Рождение маленькой девочки из тюльпана.
  2. Жизнь Дюймовочки в доме.
  3. Жаба увидела в Дюймовочке жену для своего сына.
  4. Дюймовочка отправляется в путешествие по реке.
  5. Майский Жук влюбился.
  6. Одна в большом лесу.
  7. Наступает холодная зима.
  8. Дюймовочка живёт у Полевой мыши.
  9. Подготовка к свадьбе с Кротом.
  10. Больная Ласточка.
  11. Дюймовочка заботится о птице.
  12. Девочка улетела с Ласточкой.
  13. Знакомство с королём эльфов.
  14. Дюймовочка выходит замуж за короля эльфов и получает в подарок крылья

план анализа сказки

Совместное творчество

Современные образовательные программы предполагают интеграцию различных областей знаний и предметов. Поэтому, в рамках домашней работы дети нередко получают задания вроде: «Дюймовочка». Составь картинный план сказки.

Надо взять кисточку, краски и альбом, усадить малыша, вспомнить сказку шаг за шагом. Попробовать нарисовать то, о чём только что вспомнили. Это первый вариант. Но есть и второй. При нынешних технологиях легко найти иллюстрации к любой сказке. И сказка Андерсена не будет исключением. Можно воспользоваться поиском в интернете, найти картинки к сказке и расположить их в определённой последовательности, каждую под своим номером.

Сложный план сказки

Первый вариант интересен тем, что родители и дети занимаются творчеством сообща. Ребёнок сам создаёт образ хрупкой Дюймовочки и противного Крота, уродливой Жабы и глупого Майского Жука. В рисунке он выражает своё отношение к сказочным героям. Это очень важно для развития творческих способностей малыша.

Рассказ по картинкам

Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.

  • Какое время года изображено на картинке?
  • Почему две картинки нельзя поменять местами?
  • Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?

В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.

Цитатный план сказки

Сложный план

Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название. Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала.

Сказка — это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом. Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик.

Заключение

Подведем итог и резюмируем в нескольких предложениях основные моменты, которые нужно учитывать при работе по составлению плана сказки.

Произведение нужно прочитать. Если в нем имеются непонятные для вас слова, следует выяснить их значение. Определяется тема сказочного текста и его основная мысль. Произведение делится на смысловые части, к ним подбираются заглавия. Рекомендуется сначала составить черновик, так как в процессе создания плана может возникнуть необходимость корректировки. Затем намеченный план нужно сопоставить с текстом с целью проверки последовательности пунктов, указанных в работе, с событиями, отражёнными в сказке. Далее следует попытаться самому воспроизвести произведение по составленной схеме. Если это удалось, и остались подмеченными важные детали, работа удалась на славу.

Планы бывают абсолютно разные, всё зависит от цели и характера задания. Они бывают простыми и сложными, могут состоять из одних вопросов или только из цитат. Также, они могут носить тезисный характер или состоять только из назывных предложений. В любом случае составление плана предполагает прочтение произведения и понимание его смысла.

                                                              МАСТЕР – КЛАСС

          ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     ПО ТЕМЕ  «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ      

                                                И ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ».

  Интегративные области:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

ЦЕЛЬ:

познакомить родителей с технологией пересказа р. н. сказок по иллюстрации и графической схеме.

ЗАДАЧИ:

— вовлечь родителей в образовательный процесс

— содействовать взаимопониманию взрослого и ребенка

— развивать партнерские отношения семьи и образовательного учреждения

— приобщить родителей и детей к устному народному творчеству

— повысить педагогическую грамотность родителей

— развивать речевую активность детей в повседневной жизни

— развивать положительное отношение ребенка к обучению через игру совместно с семьей

— активизировать и обогатить словарный запас, знания об окружающем мире ребенка

— развивать  навык грамматически правильного оформления высказывания дошкольника.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Формирование и развитие правильной выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей между семьей и образовательным учреждением. Многие родители достаточно хорошо осознают, что им не хватает педагогической грамотности для воспитания и образования своих детей. Перекинуть «мостик» между родителем и педагогом помогают мастер- классы, где основное внимание уделяется решению конкретных проблем по формированию полноценной, выразительной, грамматически правильной речи не только в НОД, но и в условиях семьи. Одной из эффективных технологий по развитию связной речи в домашних условиях является пересказ текста по иллюстрации и графическому рисунку.

Ее использование в работе над пересказом

— облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ с опорой на иллюстрацию или графический рисунок

— помогает ребенку видеть главное, выстраивать канву последующего рассказывания

— ребенок учится добывать информацию

— проводить сравнения

— составлять внутренний план речевого высказывания

— делать умозаключения

— развивать не только речевые процессы, но и память, внимание, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ:

книжки с р. н. сказками «Снегурушка и лиса», «Колобок», адаптированные тексты к сказкам, игровые поля с иллюстрациями для пересказа, графические рисунки /пиктограммы/ к сказкам, графические схемы для пересказа сказок.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Книжки с р. н. сказками, адаптированные тексты к сказкам, графические поля на 6 клеток форматом А4, игровые поля с иллюстрациями для пересказа, листы с этапами работы над пересказом, список литературы, которую можно порекомендовать для пересказа детям в домашних условиях, карандаши, фломастеры.

ХОД:

ПРИВЕТСТВИЕ.

Здравствуйте, я очень рада видеть столько знакомых лиц на нашей встрече!

…Сказка в гости к нам пришла,

Нам подарок принесла,

А подарок не простой:

Схему ты возьми, открой!..

Сегодня мы будем с вами играть, играть со сказкой. Скажите, что доступнее всего ребенку четырех- пяти лет, с чем ему интереснее всего общаться, что он просит вас сделать, когда ему грустно или  весело, когда он ложиться спать? Почитать! Ребенку доступна книга. А в книге – сказка.

Мы будем говорить о рассказывании /пересказе/ сказки, пересказе р.н. сказки. Почему? Она доступна детям, в народных сказках живут и действуют животные, которых дети хорошо знают, их видели в книжках, мультиках, зоопарке, наконец, в Зоологическом музее, который мы с детьми недавно посетили. Почему русские народные? Они самые простые, самые понятные детям.

Итак, сказка. Есть два направления как играть со сказкой.

Первое – Рисование картинками.

Сейчас у нас в магазинах большой выбор любых сказок. Но для этого направления нужны книжки из серии « Книжка с наклейками. Читаем сами». Такая книжка- сказка вам прослужит долго, т.к. она сможет выполнить несколько функций: сначала по ней дети 4- 5 лет учатся пересказу, а в 5- 6- 7 лет, в зависимости от возможностей ребенка, учатся читать по слогам. Текст небольшой, крупный и разделен на слоги. Правда, книжки эти прежде, чем покупать, надо внимательно просмотреть: в одних книжках картинки- наклейки отсутствуют полностью, а в других фрагментарно. Для пересказа надо покупать книги, где отсутствуют целиковые наклейки. /Показ книг/.

Теперь обсудим этапы нашей игры с ребенком. / Для ребенка это игра, но вам надо будет немного потрудиться/. Вы выбрали сказку, к примеру, как у меня «Снегурушка и лиса».

Этапы:

1.Читаем сказку вместе с ребенком целиком.

2.Рассматриваем картинки, затем наклейки /они, обычно в середине книги/, обсуждая, к какому эпизоду сказки они относятся.

3.Задаем вопросы по содержанию с целью выявить понял ли ребенок прочитанное. Вопросы надо ставить   конкретные. Я сейчас прочитаю вам сказку, а потом задам вопросы, как бы вы задавали их своим детям, а вы будете «детьми» и на них ответите.

Вопросы:

— У кого жила Снегурушка?

— Куда пошла Снегурушка?

— Где сидела Снегурушка?

— Кто шел мимо Снегурушки?

— Что сказала Снегурушка медведю?

— Кто пробежал мимо после медведя?

— Что сказала Снегурушка волку?

— Кто пробежал мимо Снегурушки после волка?

— Почему Снегурушка села лисе на спину?

— Что сделала лисичка?

— Что дали дедушка с бабушкой лисичке?

Все. Вы поняли, что ребенок усвоил содержание сказки. Если не усвоил, путается, можно прочитать еще раз, обращая его внимание на те места, в которых он допустил неточности или не запомнил. В этот день общение ребенка со сказкой закончилось, для него, но не для вас.

4 этап. Адаптируем текст для пересказа, т. е. сокращаем текст до того объема, который может воспринять ребенок средней группы. Предложения на первых порах должны быть короткими, практически нераспространенными. Текст я подготовила, он лежит перед вами:

Жили — были старик со старухой. Была у них внучка Снегурушка. Пошла она в лес и заблудилась. Сидит на дереве и плачет. Идет медведь, спрашивает:

— О чем плачешь?

— Я заблудилась.

— Давай я тебя домой отнесу.

— Я тебя боюсь.

Медведь ушел. Бежит волк:

— О чем плачешь?

— Я заблудилась.

— Давай я тебя домой отнесу.

— Я тебя боюсь.

Волк ушел. Бежит лисичка и спрашивает:

— О чем плачешь?

— Я заблудилась.

— Давай я тебя домой отнесу.

Лисичка понравилась Снегурушке. Села она ей на спину. Отнесла лисичка Снегурушку домой. И все. Но многие дети, рассказывая, наверняка добавят, что дедушка с бабушкой отблагодарили лисичку: дали ей молока, яиц и курочку. Это хорошо, значит,  внимательно  слушали сказку, понравилась, поэтому и детали запомнили.

5 этап. «Рисуем» нашими картинками- наклейками сказку.

Выбираем самые подходящие, значащие картинки и наклеиваем их на яркое цветное поле. Дайте ребенку рассмотреть то, что вы сделали, чтобы он мог узнать героев сказки, вспомнить вчерашние впечатления.
6 этап. Чтение адаптированного текста с одновременным рассматриванием цветного поля. Если вы не уверены, что ребенок усвоил содержание сказки, задайте еще раз вопросы, как мы это делали в начале занятия. Если же он хочет поделиться с вами, пусть рассказывает! Ну и мы расскажем эту сказку по одному предложению, как сидим. Пересказ готов!

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Рисование сказки с помощью графической схемы, графических рисунков, мнемотаблицы.

Смысл заключается вот в чем. Если мы в первом направлении собирали сказку из картинок —  наклеек, то в этом мы с детьми придумываем графические знаки- персонажи / пиктограммы/, а затем составляем схему рассказа из них.

Как это делается?

Начало одинаковое: читаем с детьми неадаптированную сказку, рассматриваем и обсуждаем иллюстрации, задаем вопросы  по содержанию, сокращаем и упрощаем текст.

Теперь по этапам.

1 этап. Чтение адаптированного текста. Если есть необходимость, задаем вопросы по содержанию.

2 этап. Придумываем вместе с ребенком каждому герою или его действию символ (знак, пиктограмму).

3 этап. Рисуем адаптированную сказку с помощью пиктограмм на 6 клеток на листе А4.

4 этап. Читаем еще раз текст, ребенок следит по схеме.

5 этап. Пересказ сказки по мнемотаблице.

Давайте все эти этапы сейчас вместе с вами и проделаем.

Возьмем р.н. сказку «Колобок». Содержание вы все хорошо знаете, поэтому я приведу уже адаптированный текст:

Жили- были дед и баба. Дед просит: испеки бабка колобок. Испекла бабка колобок и положила его на окошко. Покатился колобок в лес. А навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок, я тебя съем.

— Не ешь меня, я тебе песенку спою:

— Я колобок, колобок, я – румяный бок, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел и от тебя, заяц, уйду.

Катится колобок. А навстречу ему медведь:

— Колобок, колобок, я тебя съем.

— Не ешь меня, я тебе песенку спою…

Катится колобок дальше. А навстречу ему волк:

— Колобок, колобок, я тебя съем.

— Не ешь меня, я тебе песенку спою…

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

— Колобок, колобок. я тебя съем.

— Не ешь меня, я тебе песенку спою.

— Сядь ко мне на носок, я плохо слышу.

Сел колобок на носок лисе, а лиса его и съела!

Теперь давайте определимся, как будем обозначать героев. Чтобы не терять времени, я уже нарисовала героев сказки. Обычно в схемах людей изображают, как «спичечных» человечков. Вы можете придумать свои условные обозначения. Вот «заяц», «волк», «медведь», «лиса» /показ  пиктограмм/. А вот готовая мнемосхема: формат А4, на 6 клеток /самое удобное дробление для этого возраста/. Можно сделать исключение: сделать на 7-8 или на 4-5 клеток, все зависит от сложности сказки.

Ну а теперь по порядку как сидим,  будем пересказывать сказку.

Вы, видимо, обратили внимание, что и в первой и во второй сказке действие повторяется, это характерно для р. н. сказок, следовательно, это еще больше облегчает детям запоминание сюжета сказки. В сказках присутствуют диалоги. На первых порах ребенок сам рассказывает всю сказку от начала до конца, затем, когда он освоил этот способ пересказа текста, вы можете подключиться к разыгрыванию диалогов. Таким образом, у ребенка помимо монологоческой  будет развиваться и диалогическая речь.

Теперь я вас попрошу самим нарисовать сказку «Курочка ряба» конкретно для вашего ребенка. Я читаю, вы рисуете. Схемы на 6 клеток лежат у вас на столах. Напоминаю, что клеток можно сделать больше или оставить пустыми, если не нужны.

Начинать пересказывать, таким образом, сказки лучше с очень знакомых, очень простых, с последующим усложнением.

Я приготовила список литературы, вы из него можете выбрать то, что вам и вашему ребенку по душе, а возможно вы захотите добавить свои  любимые сказки.
Творите, у вас все получится!



Скачать материал

Особенности обучения пересказу сказки по иллюстрации ....



Скачать материал

  • Курс добавлен 27.03.2023
  • Сейчас обучается 47 человек из 26 регионов

  • Сейчас обучается 113 человек из 49 регионов

аудиоформат

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Особенности обучения пересказу сказки по иллюстрации ....

    1 слайд

    Особенности обучения пересказу сказки по иллюстрации .

    Подготовила:Румянцева С.Н.
    Г.Урень 2021

  • В счастливом детстве каждого из насСреди игрушек и забав несмелых,Всегда ес...

    2 слайд

    В счастливом детстве каждого из нас
    Среди игрушек и забав несмелых,
    Всегда есть место слышанной не раз,
    Внимательно, а часто между делом,
    Такой понятной и такой родной,
    Как мама доброй, и, конечно светлой,
    Вносящей в душу  радость и покой,
    Дающей на любой вопрос ответы
    Частичку сердца прочно заняла,
    И, вырастая, вспоминаем с лаской,
    Вручая вновь ребенка до утра
    Волшебнице, что называем Сказкой
    Нет жизни без любви, любви — без ласки,
    И детства нет, когда оно — без сказки

  • Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства....

    3 слайд

    Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
    Речевые навыки совершенствуются при правильно организованном пересказе

  • Пересказ сказки – это осмысленное воспроизведение литературного текста в уст...

    4 слайд

    Пересказ сказки – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.

  • Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают об...

    5 слайд

    Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
    ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА

  • ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ СКАЗОК ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА4. написаны образцовым
языком, без сл...

    6 слайд

    ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ СКАЗОК ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
    4. написаны образцовым
    языком, без сложных
    грамматических форм,
    содержать разнообразные
    и точные определения,
    сравнения, прямую речь
    1. должны иметь
    воспитательную
    ценность,
    обогащать
    моральный
    опыт детей
    2. быть
    доступными
    по содержанию
    3. быть
    доступными
    по объему
    5.иметь четкую композицию
    с хорошо выраженной
    последовательностью
    действий

  • ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ1. Осмысленность (полное понимание текста) 2...

    7 слайд

    ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ
    1. Осмысленность (полное понимание текста)
    2. Полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения)
    3. Последовательность и связность пересказа
    4. Использование словаря и оборотов авторского текста
    5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз
    6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа

  • Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достато...

    8 слайд

    Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.
    Дети должны :
    — знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;
    — уметь отличать рассказ от простого набора предложений.

    В первой младшей группе обучение на занятиях направлено на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживая разговор.
    Вопросы педагога – ведущий прием активизации речи и мышления ребенка. Рассматривая предметы, наблюдая явления, дети правильно называют отдельные действия, но не могут установить их взаимосвязь и последовательность, т.е. затрудняются представить ситуацию в целом.

  • Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения...

    9 слайд

    Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.
       Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
     1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
    2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

  • Рассказывание сказки «Репка» по иллюстрациямРассматривание иллюстраций...

    10 слайд

    Рассказывание сказки «Репка» по иллюстрациям
    Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка»

  • Работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза...

    11 слайд

    Работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок так как их ребенок пересказывает увереннее.
    Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности

  • Проводится большая подготовительная работа, целью которой является
выработ...

    12 слайд

    Проводится большая подготовительная работа, целью которой является
    выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ
    взрослого отдельные слова, фразы. Обучение пересказу начинается с
    знакомых сказок. («Теремок», «Колобок», «Репка»).
     Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению.
     Запоминанию литературных произведений помогает драматизация с помощью игрушек, настольного теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).
     Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или в вечерние часы.

  •    Пересказ сказки « Теремок» по иллюстрациям.Пальчиковый театр сказка «Теремок»

    13 слайд

    Пересказ сказки « Теремок» по иллюстрациям.
    Пальчиковый театр сказка «Теремок»

  • Умение правильно воспринимать литературное произведение в
 дошкольном возрас...

    14 слайд

    Умение правильно воспринимать литературное произведение в
    дошкольном возрасте, осознавать наряду с содержанием элементы
    художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать
    произведение, вслушиваться в художественную речь.
     Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая,
    образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

    Вывод:

  •  Спасибо 
          за внимание.

    15 слайд

    Спасибо
    за внимание.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 267 091 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 19.01.2022
  • 796
  • 38
  • 19.01.2022
  • 361
  • 7
  • 19.01.2022
  • 151
  • 0
  • 19.01.2022
  • 152
  • 0
  • 19.01.2022
  • 113
  • 1
  • 19.01.2022
  • 120
  • 1
  • 19.01.2022
  • 68
  • 0
  • 19.01.2022
  • 164
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В сзв тд неверно указан отчетный период как исправить
  • Как найти обычную дробь от числа
  • Как составить программу по информатике для 9 класса
  • Как найти информацию про предков
  • Как найти историю запросов алисы