Как составить план для проведения занятия

Как составить план урока?

Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

✓ уровнем проведения урока;

✓ содержательной частью;

✓ методической наполненностью;

✓ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ — умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ — выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА — развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ — развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

Типы уроков

Виды уроков

1. Урок изучения нового материала

1 – урок-лекция;

2 – урок-беседа;

3- урок с использованием учебного кинофильма;

4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Урок формирования умений и навыков

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

2 – урок-лабораторная работа;

3 – урок практических работ;

4 – урок-экскурсия;

5 – семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки оценки знаний, умений и навыков

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

2 – письменная проверка;

3 – зачет;

4 – зачетные практические и лабораторные работы;

5 – контрольная (самостоятельная) работа;

6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов) 

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач

4. Структура урока

Структура урока изучения нового материала:

  1. Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
  2. Проверка домашнего задания:
  • проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
  • зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
  • сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
  • выборочная проверка конспектов;
  • проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
  • фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.
  1. Повторение пройденного материала.
  2. Изложение нового материала по плану.
  3. Самостоятельной усвоение новых знаний:
  • работа с учебником;
  • просмотр кинофильма;
  • просмотр телепередач;
  • выполнение лабораторной работы;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.
  1. Закрепление нового материала:
  • повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
  • повторение учащимися основных положений темы;
  • ответы на вопросы;
  • выполнение упражнений устных и письменных;
  • решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
  • проведение опытов.
  1. Самостоятельная работа учащихся:
  • работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
  • вычерчивание схем, эскизов, графиков;
  • письменная фронтальная работа;
  • индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
  • тестовые задания;
  • диктанты;
  • решение примеров и задач;
  • вывод формул;
  • написание сочинений, творческих работ;
  • разрешение проблемных ситуаций.
  1. Подведение итогов урока:
  • систематизация и обобщение знаний;
  • анализ усвоения учащимися программного материала;
  • выставление и корректирование оценок;
  • анализ проделанной на уроке работы;
  • поведение на уроке.
  1. Домашнее задание:
  • выделение основного в домашнем задании;
  • изучение материала по новой теме;
  • выполнение упражнений по новой теме.
  1. Индивидуальные задания учащимся:
  • подготовка рефератов различной тематики;
  • сбор материала, документации и так далее;
  • выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
  • экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).

Структура уроков формирования умений и навыков:

1 – постановка цели урока,

2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,

3 – проведение проверочных упражнений,

4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 – упражнения на их основе,

6 – упражнение на их закрепление,

7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 – упражнения творческого характера,

10 – итог урока,

11 – задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 – проверка выполненных работ;

5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 – задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 — сообщение темы, цели и задач урока;

2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 – проверка знаний основных понятий ,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 – применение учащимися знаний, практические задания;

7 – выполнение комплексных творческих работ;

8 – итоги урока;

9 – домашнее задание.

Структура урока проверки знаний:

1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;

4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 – организация начала урока;

2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 – подведение итогов и результатов урока;

8 – задание на дом;

9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. 

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод иллюстративно-демонстративный через применение такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся:

Упражнения — повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Классификация методов обучения в зависимости
от характера познавательной деятельности учащихся

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения

3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения.

3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем

4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы

4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем

5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.

5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

Схема анализа урока информатики

1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема урока.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепления материала, способы.

4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:

  • научность – учёт новейших достижений в информатике на уроках;
  • наглядность – использование компьютерных презентаций, графической информации, таблиц и т.д.;
  • последовательность – логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
  • связь с практикой – прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в информационном обществе.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Проблемно-поисковые, словесно-наглядные, практические. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения – разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приёмы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчёте.

8. Методы формирования и закрепления интереса к изучаемому материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, дополнительной литературы). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения изучаемого материала. Доступность – стандартность терминологии, учёт уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10. Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала.

11. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество.

12. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке – отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение учащихся самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

13. Обратная связь. Система контроля знаний у студента. Использование компьютера для проверки знаний – контролирующие программы, самоконтроль, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Возможность автоматизации системы контроля.

14. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приёмы.

15. Выводы:

  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • особенно интересное и поучительное на уроке;
  • что произвело на уроке наибольшее впечатление;
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
  • оценка урока.

План-конспект
занятия — основной документ для проведения конкретного занятия по определенной теме.
Форма плана-конспекта, как и его содержание, методы проведения, глубина
раскрытия материала изменяются в зависимости от содержания занятия, его учебной
и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации упражнений.
План-
конспект занятия должен быть грамматически и стилистически правильно
выраженным, так как х
орошо составленный конспект помогает вести урок на
высоком уровне.  И, хотя стандартных форм нет, структура плана- конспекта занятия
должна быть соблюдена.

Структура
плана-конспекта занятия содержит:

1.                
Тему
занятия, в соответствии с учебной программой и вашим учебно-тематическим планом.
Тема корректная, ясная, определенная;

2.                
Тип
 занятия по основной дидактической цели :

·занятие по формированию новых знаний (изучению нового
материала); Цель – формирование знаний – организация работы по усвоению
обучающимися понятий, научных фактов, предусмотренных программой;

·занятие по обобщению и систематизации новых знаний и способов действия 
Цель – обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их
применение;
,

· занятие по комплексному применению знаний и способов
действия на практике, Цель – применение знаний на практике, умение оперировать
имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить приобретенные знания,
умения, навыки работы с  _______ и способы действия на практике.

· занятие  повторения, систематизации и обобщения
знаний, закрепления умений; Цель – формирование умения переноса приобретенных
знаний и их применение в стандартных, новых и измененных условиях;

·Занятие проверки и коррекции знаний и умений
(контрольное занятие, занятие-зачет, классный концерт); Цель  — проверка и
регуляция знания основных понятий, правил, законов и умение объяснять их
сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры, проверка умения
применять накопленные знания в стандартных и нестандартных условиях;

·комбинированный урок (включает несколько типов,
соответственно преследует несколько целей)

3.                
Вид
: традиционное, нетрадиционное, современное

Традиционное занятие решает общеобразовательную задачу – вооружить
обучающихся знаниями и строится в основном на объяснительно- иллюстративном
методе (форми рассказ, показ, беседа). На таком занятии широко применяются
наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного, в нем
преобладает целевая установка, направленная на деятельность педагога (опросить,
объяснить, закрепить и т. д.), оно не приспособлена для свободного обсуждения,
не включает деятельность учащихся, не представляет возможности детям
раскрыться, не обеспечивает условий реализации принципа развивающего обучения,
не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность, в наименьшей
степени способствует их творческому развитию.

Современное занятие —  формирование знаний на основе сочетания
разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. На таких
занятиях создаются большие возможности для решения познавательных задач,
реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития
личности обучающегося. Эффективность  современного занятия основывается на
широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Современное
занятие требует от педагога творческого подхода к подготовке и организации
занятия.

Формы современного занятия.

3.1 Занятие-лекция. Как правило, это занятие, на
котором излагается значительная часть теоретического материала. Лекционная
форма проведения урока целесообразна при:

-изучении нового материала, мало связанного с ранее
изученным;

-рассмотрения сложного для самостоятельного изучения
материала;

-выполнении определенного вида заданий по одной или
нескольким темам, разделам и т.д.

 -применении изученного материала при решении
практических задач;

3.2 Семинар. Семинары
характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:
самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на
уроке результатов их познавательной деятельности.
( семинары- доклады,
рефераты, творческие работы, семинар – решение задач, семинар- диспут. Основные
случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:

— при изучении нового материала, если он доступен для
самостоятельной доработки учащимися;

— после проведения вводных, установочных и текущих
лекций;

— после обобщения и систематизации знаний и умений
учащихся по изученной теме;

— при проведении уроков, посвященных различным методам
решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д

3.3 Практикум. Основной формой их проведения являются
практические  работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в
практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

3.4 Экскурсия. Форма проведения занятий-экскурсий
весьма многообразна. Это и пресс-конференция, с участием представителей
предприятия, учреждения, музея и т.д., и исторические экскурсии по изучаемому
предмету, и кино или теле-экскурсии, и занятия обобщающего повторения по теме,
разделу или курсу в форме экскурсии и т.д. Цель: обогащение знаний учащихся;
установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;
развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности,
организованности; воспитание положительного отношения к учению.

3.5 Дискуссия. Основу таких занятий составляют
рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при
аргументации суждений, решения заданий и т.д.

3.6 Консультация. На занятиях данной формы проводится
целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся,
обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
Подготовка к проведению урока-консультации осуществляется как учителем, так и
учащимися. Педагог, наряду с логико-дидактическим анализом содержания
изучаемого материала, систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных
ответах и письменных работах учащихся. На этой основе он уточняет перечень
возможных вопросов, которые могут быть рассмотрены на консультации. Учащиеся
приучаются, в свою очередь, готовить к консультациям, сроки которых будут
оговорены заранее, вопросы и задания, вызывающие у них затруднения.

3.7 Интегрированное занятие. Это любое занятие со
своей структурой, если для проведения привлекаются знания, умения и результаты
анализа изучаемого материала методами двух наук, других учебных предметов. 
Интегрированное занятие предполагает расширение межпредметных связей, снижение
перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимся,
подкрепление мотивации обучения. Основной целью является совершенствование
коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и
углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях общения; дальнейшее
развитие и совершенстваование эстетического вкуса обучающихся.

3.8 Театрализованное занятие. Такая форма занятия
связана с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при
изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные
занятия привлекательны тем, что вносят в будни атмосферу праздника, приподнятое
настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке
у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. На таком занятии педагог
лишается авторитарной роли обучающего, он выполняет лишь функции организатора
представления. Во многих случаях он служит разрядкой, снижающей напряжение и
восстанавливает работоспособность учащихся.

3.9 Соревнование. Форма проведения таких занятий самая
различная. Это: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам
известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай»,
«Звездный час» и др. Исключительное значение в соревновании имеет
объективность оценки уровня знаний.

3.10 Занятие  с дидактической игрой. Основой
дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в
освоении тех знаний и умений, которые принимаются при решении учебной проблемы,
поставленной игрой. Дидактическая игра обладает наличием четко поставленной
цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Результат
выступает  в форме решения поставленного задания и оценивания действий
учащихся. Дидактические игры чаще применяют при проверке результатов обучения,
выработке навыков, формировании умений.

3.11 Деловая игра. В деловых играх на основе игрового
замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых
выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется
его реализация на практике.

3.12 Ролевая игра. Специфика ролевой игры в отличие от
деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов,
основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой
жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и расположенными ролями. В
ролевой игре должны иметь всегда место и условность, и серьезность. Кроме того,
она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими
элементы импровизации. Игра на занятии помогает создать атмосферу
непринужденности, увлекает, разряжает напряженную обстановку.

Нетрадиционные формы занятий. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить
учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности
учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Нетрадиционные формы  реализуются,
как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя
функции обучающего контроля. Такие занятия проходят в необычной, нетрадиционной
обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она
создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает
психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить
ошибку. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только
поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую
самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают»
традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком
частое обращение к подобным формам организации учебного процесса
нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в
конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Нетрадиционные
формы занятий:

·         
Метод проектов. Он
направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и
научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему
школа, а уметь применять их на практике . идея метода проектов заключается в
том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную
мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

·         
Видеоурок. Достоинством
видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому
внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного
отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных
сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во
время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной
деятельности. в этих условиях даже невнимательный ученик становится
внимательным. Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на
учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные
условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

·         
Занятие-путешествие.
Является одной из наиболее интересных форм, применяемых на всех этапах изучения
материала. Отправиться в увлекательное путешествие со знакомыми сказочными
персонажами, вступить в битву с кровожадными пиратами куда интересней, чем  в
волнении пытаться воспроизвести зазубренные правила.

·         
 Занятие-интервью.  Интервью
— это своеобразный диалог по обмену информацией. Подготовка и проведение урока
подобного типа способствует углублению знаний в результате работы с различными
источниками, а также расширяет кругозор.

4.                
Формами
проведения занятий являются: лекция, путешествие, исследование, инсценировка,
семинар, экскурсия, деловая, ролевая игра, театрализованное занятие, метод защиты
проектов, самостоятельная работа, контрольная работа

5.                
Цель
занятия ( Цель должна быть конкретной для данного занятия сформулирована наиболее
точно. Например: Совершенствование навыков хороводных и танцевальных движений
или Расширение представления о разновидности массовых игр)

6.                
Задачи.
Используйте для формулировки дидактических задач цель, поставленную Вами:

·Образовательные
(изучить новые факты, обучить новому способу действия,  научить применению
полученных знаний на практике)

·Развивающие
(развивать творческие способности, координацию движений, музыкальный слух,
совершенствовать умение работать с источниками или защищать точку зрения,
развивать познавательный интерес и т.д.)

·воспитательные
(вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, развивать
коммуникационные навыки в группах, совершенствовать навыки общения в
коллективе)

7.                
Продолжительность
занятия: 45 минут

8.                
Возраст
детей

9.                
 Материалы
и оборудование. Перечислить все, что будет использоваться на занятии: линейка,
карандаши, краски, инструменты, карточки для самостоятельной работы, таблицы,
репродукции картин и т.п.

План урока в форме таблицы: 1 столбец –
время в минутах на каждый этап занятия, 2 – действия руководителя (приемы и
методы, которые вы намереваетесь использовать), 3 – действия участников занятия.

На каждом этапе с помощью тезисов кратко
опишите, что вы намерены делать и каких результатов ожидаете от обучающихся.
Здесь же начертите необходимые схемы, цепи, сделайте ссылки на наглядные и
дидактические материалы, которые понадобятся, — все то, что поможет быстро
восстановить ход занятия в вашей памяти.

 Этапы:

·организационный,

·актуализация
и всесторонняя проверка знаний (проверка домашнего задания),

·мотивация
на озвучивание темы занятия, постановки цели,

·этап
получения новых знаний,

·закрепление
полученных знаний, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных
и нестандартных ситуациях,

·физминутка

·обобщение
и систематизация новых знаний,

·рефлексия
(мотивация детей  на проведение анализа занятия: подведение  итогов и
оценка проведенного занятия, разъяснение домашнего задания)

Рефлексия
– личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия:

·       Какую
личностно важную цель выполнял?

·       Что делал?

·       Как делал?

·       Достиг ли
цели?

·       Что было
наиболее трудным?

·       Что
удалось лучше всего?

·       Что
мешало?

·       Что могло
улучшить работу?

После
проведения занятия сделайте самоанализ, в
соответствии с
требованиями ФГОС НОО, где опишите ведущие аспекты анализа и содержание
наблюдения.

Анализ
занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Цель посещения:  

Дата:

Объединение, педагог: 

Количество обучающихся в группе:

Присутствовали на уроке:

Тема
урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цель занятия:

Задачи (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие
аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая
задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи
урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической
задачи

Содержание
урока

Соответствие
основного содержания урока содержанию программы

Методы
обучения

Соответствие
приемов обучения и учения (методов обучения) решению  образовательной цели

Формы
обучения

1.
Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная,
коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2.
Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность
урока

Достижение
цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая
направленность урока

Практическая
направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения

Самостоятельная
работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень
самостоятельности обучающихся при решении дидактической задачи урока

2.
Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3.
Взаимопомощь

Формирование
универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные,
познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование
ИКТ-компетентности

Применение
ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура
урока

Соответствие
структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический
стиль

Соблюдение
норм педагогической этики

Гигиенические
требования

Температурный
режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические
паузы

Цель посещения:  если делается анализ занятия на котором вы
присутствовали.

Дата: 11.12.16г.

Объединение, ПДО: «Почемучкина школа» ,Марченко Ирина
Валентиновна

Количество обучающихся: 13 человек

Присутствовали на занятии: __________

Тема занятия:
Танцевальные упражнения в
рамках подготовки к Новому году

Тип занятия:  Занятие по
совершенствованию и обобщению знаний, закреплению умений   и навыков.

Дидактическая задача занятия: организовать применение обучающимися знаний и
умений с целью формирования нового опыта познавательной деятельности
основываясь на принципах активности, единства теории и практики, наглядности,
доступности.

Цель занятия: Совершенствование навыков танцевальных и хороводных движений

Задачи занятия:

1.     Образовательная:

Обучить ритмичным
движениям в соответствии с характером музыки

Продолжить обучать
хороводным и танцевальным движениям композиции «Полька», совершенствование их
исполнения;

2.     Развивающая:

·      
Укреплять
основные мышечные группы для формирования правильной осанки

·      
Развивать
музыкальный слух и ритм в процессе совершенствования разученных танцевальных
композиций

·      
Развивать
координацию движений

3.     Воспитательная:

·      
Продолжить
формирование навыков общения в коллективе

·      
Продолжить
развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности за общее дело

Ведущие
аспекты анализа занятия

Ведущие
аспекты анализа занятия

Содержание
наблюдения

Дидактическая задача
занятия

(краткий оценочный анализ)

Дидактическая
задача решена, т.к. дети на практике довольно успешно применили знания и
умения, приобретенные на предыдущих занятиях

Содержание занятия:

  • Орг. Момент
  • Разминка
  • Дидактическая
    музыкальная игра
  • Основная часть
  • Рефлексия

Содержание занятия
соответствует содержанию программы, т.к. в нем присутствуют все компоненты,
необходимые для решения цели и задач программы.

Методы обучения

  • Методы
    стимулирования и мотивации обучения
  • Метод танцевального показа
  • Метод танцевально-практических действий
  • Игровой метод

Методы, используемые на
занятии соответствуют достижению образовательной цели.

Формы обучения

Занятие-игра

Занятие проходило в
игровой форме, дети работали коллективно и в парах, что соответствует решению
дидактической задачи.

Использование предложенных заданий  целесообразно в связи
психо-физическими особенностями детей дошкольного возраста, так как они лучше
воспринимают учебный материал в игре.

Результативность занятия:

·       
Сохранение
мотивации и интереса к занятиям по народному творчеству.

·       
Создание
зоны психологического комфорта

В начале занятия дети
были мотивированы на постановку цели занятия.
Цель занятия определена детьми
верно. Интерес к занятию сохранялся в течение всего урока. Дети работали на
занятии активно. И, хотя основная масса детей обладает навыками исполнения танцевально-ритмической
гимнастики, некоторые ребята, в силу своих особенностей слабо  исполняют её 
элементы. Не у всех детей движения выражают музыкальный образ  и совпадают с
музыкальными фразами. Некоторые дети отвлекаются от музыки, процесса движения
и выполняют композицию с подсказкой, что говорит о небольшой рассеянности
внимания. Несмотря на это им было интересно. Психологический климат –
комфортный.

Практическая
направленность занятия

Вопросы,
упражнения, задания, предлагаемы ребятам  имеют практическую направленность,
так как развивают ритм, музыкальный слух, пластичность, гибкость, различные
группы мышц, укрепляют осанку, что необходимо будет в жизни  .

Формирование
универсальных учебных действий на каждом этапе занятия

На каждом этапе занятия
формировались На каждом этапе занятия формировались личностные (положительное
отношение к познавательной деятельности, желание получать новые знания ,
закреплять приобретенные умения) познавательные (осознают познавательную
задачу, умеют извлекать нужную информацию), коммуникативные навыки (вступают
в диалог с педагогом задают вопросы, высказывают свою точку зрения).

Педагогический стиль

Нормы педагогической
этики соблюдены

Гигиенические требования

Гигиенические требования
соблюдены в соответствии со здоровьесберегающими технологиями: Перед началом
занятия зал был проветрен, температурный режим соответствует норме, виды
деятельности чередовались, имели место динамические паузы.

ПЛАН-
КОНСПЕКТ

 занятия
по ритмике

Общая тема
по программе:
«Танцевальные упражнения»

Тема
занятия:

«Танцевальные упражнения в рамках подготовки к Новому году»

Тип: Занятие
по совершенствованию и обобщению знаний, закреплению умений
 и

          навыков.

Вид: Повторение
пройденного материала.

Форма: 
Современное интегрированное занятие

Цель:
Совершенствование навыков хороводных и танцевальных движений .

Задачи:

А) обучающая:

·         
обучить
ритмичным движениям в соответствии с характером музыки;

·         
продолжить
обучение хороводным и танцевальным движениям, совершенствовать их исполнение
(лодочка, пружинка, шаги, движение руками «часики», ритмичные хлопки);

·       
формировать
умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Б) развивающая:

·       
укреплять
основные мышечные группы для формирования правильной осанки;

·       
развивать
музыкальный слух и ритм в процессе совершенствования разученных танцевальных
композиций;

·       
 развивать
координацию движений при выполнении танцевальной композиции «Полька»

В) воспитательная:

·       
продолжить
формирование навыков общения в коллективе;

·       
продолжить
развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности за общее дело (прием
мотивации успеха).

Продолжительность
урока :
25
минут

Возраст
детей:
4-5
лет, группа 1-го года обучения

Оборудование:
Зал для проведения мероприятий, усилитель, нетбук, искусственная

                             елка.

Время
действия

Действия руководителя

Действия
участников коллектива

2 минуты

·       Взаимное
приветствие

·       Отметка
отсутствующих по журналу

Ответы
детей

4 минуты

Разминка
(на основе элементов утренней гимнастики)

Пластическое
интонирование

1 минута

Мотивация
детей на озвучивание темы занятия:

Посмотрите
в окно –Какое сейчас время года? По каким признакам вы поняли, что это зима?
Какой праздник мы празднуем зимой?

Озвучивание
темы занятия

1 минута

Мотивация
детей на постановку цели и задач занятия

Озвучивание
целей и задач совместно с педагогом

2 минуты

Ребята, где лучше всего увидеть зиму во всей ее
красе? Хотите побывать в зимнем лесу? Предлагаю вам отправиться в поход по
лесу. Чтобы пойти в лес зимой как надо одеться? Игра -разминка «Поход в лес»

Пластическое
интонирование

2 минуты

Ребята,
мы с вами пришли в лес! Как в лесу зимой? Кого мы увидим зимой в лесу? А
какие деревья растут  в лесу? Какое дерево является символом Нового года?
Какую песенку мы с вами пели о елочке? Если мы встаем в хоровод, значит
песенка какая?

Давайте
встанем в большой хоровод и споем песенку о нашей елочке?

Выполнение
движений хоровода под музыку

1 минута

Ребята,
к какому празднику мы с вами готовимся? Какой танец с вами разучили? Характер
музыки какой? Какие основные движения?

Ответы
детей

 9 минут

Практическая
работа:

·       Повторение
основных движений композиции: Лодочка, шаги, пружинка, подскоки, хлопки,
работа над пластикой;

Выполнение
движений.

1 минута

Мотивация
детей на проведение анализа  занятия

Рефлексия
детей

2 минуты

Оценка
проведенного занятия

Самооценка.

Время
действия

 (мин)

Действия
руководителя

Действия
участников

Организационный
момент

Взаимное
приветствие, перекличка, назначение дежурных

Актуализация
и всесторонняя проверка знаний

Ответы
детей

Мотивация
детей на озвучивание темы и постановку цели занятия

Озвучивание
темы и цели совместно с педагогом

Получение новых знаний или  Закрепление полученных
знаний ( в зависимости от темы и цели занятия)

Физминутка

Пластическое
интонирование

Обобщение
и систематизация полученных знаний (Практическая работа)

Практические
действия

Мотивация
детей на проведение анализа  занятия

Рефлексия
детей

Оценка
проведенного занятия

Самооценка.

Список литературы:

Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М.: Педагогика

Е.М. Мордес «Искать, пробовать, обучать…»
(нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе». «Учитель
АСТ», Волгоград 2002 г.

Главной задачей преподавателя, лектора или руководителя традиционного, дистанционного или смешанного обучения является правильное и своевременное составление плана урока, а также разработка конспекта урока. План урока имеет значение не только с точки зрения отчетности, но и для правильной организации учебного процесса. Подготовив план урока или его конспект, лектору будет проще ориентироваться в потоке информации, которую необходимо донести до аудитории, а также четко и полноценно проработать во время урока все поставленные задачи. 

В зависимости от возрастной категории аудитории, а также целей обучения, вида его организации, а также сущности предмета, требования к конспекту могут разниться и разрабатываются они в соответствии с требованиями конкретной учебной программы. План-конспект любого урока должен иметь тему, соответствовать поставленным задачам и иметь точную структуру. Согласно поставленным целям урока, план урока может классифицировать на следующие подпункты: 

  • Ознакомление с новой темой, 
  • Закрепление пройденного материала, 
  • Повторение, 
  • Структурирование навыков и знаний.

На сегодняшний день ввиду распространенности дистанционного и смешанного вида обучения, план урока или его конспект может быть откорректирован с учетом видео и аудио возможностей, предоставляемых платформами для обучения, а также функциями использования презентаций, вебинаров. 

В следующей статье рассматриваются:

Как составить план урока

Как составить план конспекта

Общая характеристика планирования урок

Виды планов-конспектов урока

Как составить план урока

Независимо от предмета, цели урока, а также вида его проведения и длительности основная структура плана-конспекта урока остается неизменным. В полноценном плане-конспекте урока всегда есть:

  1. шапка урока
  2. описание целей и задач урока
  3. мотивационная часть урока
  4. заключение и результат пройденного
  5. также домашнее задание, которое может присутствовать или отсутствовать в зависимости от вышеперечисленных параметров.

Как составить план урока

Шапка конспекта включает в себя наиболее важные пункты, это каркас по которому строится вся система урока, в шапке урока должно быть прописана тема урока, которая подразумевает обучение, любой урок начинается с описания темы и предмета, обобщения понятий и структурирования знаний, далее необходимо полученную информацию закрепить, отработать навыки. Необходимо иметь четкое представление о минимальном количестве знаний, которое аудитория должно получить и освоить на уроке. После обобщения и подведения итогов, следует дать установку на следующий урок, закрепить тему и начертить дальнейшие действия. 

Как составить план конспекта

В план конспекта также могут входить дополнительные элементы урока, такие как:

  • организационные составляющие (приветствие, перекличка, сверка времени и даты, прощание)
  • беседа с аудиторией (актуализация темы, шутки, привлечение коротких игр, загадки, ребусы, индивидуальный подход)

Урок должен заинтересовать, тема должна привлечь внимание, поэтому желательно задействовать в уроке

  • какие-либо презентации, видеофайлы (закрепление пройденного материала или представление информации визуальным способом, рассказ об интересных фактах)
  • дополнительную литературу для более обширного знакомства с темой
  • вспомогательное оборудование (показ фильмов, клипов на актуальную тему, музыкальное сопровождение, изображения и диаграммы, графики и схемы)

Как составить план конспекта

Закрепить поданный материал помогут различные тесты или опросы. Необходимость сдачи теста в конце урока или лекции может стать дополнительной мотивацией для аудитории, так как мысль о сдаче теста сделает слушателей более внимательными к представляемой информации и мелочам. Контроль знаний в конце урока можно также организовать в виде вопросов-ответов.

Общая характеристика планирования урока 

Системность. Планирование урока должно подразумевать системный характер, единство взаимно вытекающих элементов, преследующих одни и те же поставленные цели.

Вовлеченность. Участие каждого присутствующего в процессе является необходимым условиям эффективного планирования, правильной организации урока.

Непрерывность. В ходе подготовки конспекта урока необходимо учесть такой фактор, как непрерывность. Урок должен состоять из различного рода занятий, взаимно и плавно вытекающих друг из друга, связанных друг с другом одной логической цепочкой. Необходимо исключить монотонность, однообразность процесса.

Общая характеристика планирования урока

Импровизация. Разработанный план не должен становиться истиной в последней инстанции. При грамотном подходе к образовательному процессу стоит учитывать возможное возникновение непредвиденных обстоятельств, не игнорировать их, а вовлекать в процесс. При соблюдении выше отмеченных пунктов необходимо помнить, что упорядоченный порядок не должен превращаться в роботизацию. Правильный настрой, наличие мотивации у двух сторон диалога, а также наличие необходимых резервов позволяют на любом уровне организовать эффективный процесс познания.

Виды планов-конспектов урока 

В зависимости от аудитории, а также предмета и поставленных лектором целей, план урока может отличаться, однако в целом конспекты урока подразделяются на несколько типов.

Первый тип – это плановый конспект. Наиболее простой план, который составляется на основе готового материала, подразделяется на разделы и части. Каждый раздел имеет заголовок и подзаголовки, обобщающие описанную в нем тему. Первый тип плана-конспекта наиболее удобен при подготовке к лекции или семинару. 

Второй тип конспектирования – это схематический план. Все темы, подлежащие представлению аудитории, должны быть приведены в виде вопросительных предложений, что позволяет четко подчеркнуть наиболее актуальные части темы. Каждая тема представлена достаточно кратко – всего около двух-трех предложений.

Третий тип – это текстуальный конспект. Текстуальный конспект наиболее удобен для составления плана такого урока, где текстовая составляющая является превалирующей, в частности это могут быть гуманитарные предметы, уроки литературной направленности, где значимую роль играют цитаты и афоризмы авторов. 

1. Предмет плана урока

Предмет и тема урока должны быть расписаны в общей программе обучения. 

Виды планов-конспектов урока

2. Задачи плана урока

Задачи урока могут быть обучающими, воспитательными, развивающими. Обучающими задачами являются общее описание предмета, систематизация знаний, проработка навыков. Воспитательными задачами являются развитие интереса к знаниям, предмету, самоорганизованность, высокое чувство ответственности, моральные качества, правильную дисциплину. Развивающими задачами являются развитие аналитических навыков, способность работать в коллективе, участие в коллегиальных семинарах.

3. Поставленные цели

В плане-конспекте урока должны быть поставлены цели, а именно результат, который должен быть достигнут к ходе проведения урока, то есть минимальное количество знаний, которые в среднем получат все присутствующие.

4. Вид плана урока

В плане-конспекте необходимо учитывать вид проведения урока, будет ли это стандартный урок с личным общением, или дистанционный формат обучения.    

    5. Техническое обеспечение

В этот пункт должны быть включены все техническое обеспечение, которое может быть задействовано как дополнительное средство, к примеру: подготовленные по теме презентации, аудиоматериалы и видеоматериалы и т.д.

6. Последовательность 

Урок должен быть разбит на несколько этапов действий, это поможет привлечь внимание, держать темп, определить уровень подготовки слушателей. Повтор пройденного материала в виде диалога вопросов-ответов. Определение темы и предварительно поставленные задачи. Обобщение урока может быть в виде подведения итогов или задачи вопросов. Домашнее задание, выдается для закрепления пройденного материала.   

    Современная методика обучение советует акцентировать внимание на самостоятельной работе учеников,  помимо стандартного урока, необходимо предлагать различные новые, более высокие уровни раскрытия пройденной темы. Такой подход позволяет раскрыть творческий потенциал, развить способность к самостоятельной работе, а также аналитические, когнитивные и дискуссионные навыки. Наиболее эффективным способом может быть визуализация пройденного материала в виде создания коллажа или презентации, записи короткого ролика с рассказом личного опыта. 

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Памятка по составлению методической разработки плана-конспекта учебного занятия.

 Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий  или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия.

Для того, чтобы занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, заранее спланировать:

· отобрать содержание и способы работы в соответствии с поставленными целями и особенностями детского коллектива;

· четко продумать методическое и техническое обеспечение, логику и преемственность этапов учебного занятия;

· структура занятия в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части к другой в соответствии с дидактической целью занятия и закономерностями процесса обучения.

Методическая разработка учебного занятия должна содержать следующую информацию:

1.  Цель занятия

2.  Задачи (не более пяти)

Задачи должны быть достаточно конкретны, достижимы за одно занятие и соответствовать выбранной теме. Они должны раскрывать цель, конкретизировать ее, определять содержание основных этапов занятия.

Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Обучающие задачи

Обучающие задачи направлены на формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:

— обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.;

— обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений (операций, технологий, способов изготовления);

— сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения…

Развивающие задачи

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.

— способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление;

— создать условия для развития…;

— способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания), развитию мимики ребенка;

— способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность);

— способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

Воспитательные задачи

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности:

— содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.

3. Тип занятия

Определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения. Занятия теоретического обучения: изучения нового учебного материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; контроля знаний, умений и навыков; комбинированное.

Занятия практического обучения: по первоначальному формированию умений и навыков; совершенствования умений и навыков; по выполнению комплексных заданий (работ).

4. Форма занятия: путешествие, соревнование, заочная экскурсия, лекция, семинар, дискуссия, деловая игра и др.

5. Продолжительность.

6. Участники.

7. Возраст учащихся.

8. Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятия. Под оборудованием занятия следует понимать его материальное обеспечение, т.е. раздаточный материал, наглядные средства, технические средства обучения: аудио и видео, компьютеры, учебные пособия и т.д.

9. Структура  занятия:

— этап занятия;    

 — содержание;     

— время.

10. Ход занятия.

В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность, содержание каждого этапа, формы работы педагога и учащихся.

План проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним,  можно было получить полное представление о предстоящем занятии, и чтобы он являлся необходимым подспорьем для самого педагога.

Во время подготовки к занятию педагогу необходимо проанализировать соответствие содержания данного занятия теме, возрасту учащихся; последовательность действий; разнообразие и целесообразность используемых форм обучения; уровень заинтересованности учащихся в усвоении учебного материала, их подготовленность и активность; формы изучения и закрепления материала; поддержание необходимого уровня внимания и снятие  напряжения; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению; завершенность занятия.

Занятие состоит из 3 частей:

1. Организационный момент.

Приветствие, создание психологического настроя учащихся на учебную деятельность и активизация их внимания. Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Подведение итога занятия. Рефлексия (самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы). Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.

11. Литература

Указываются все учебники,  учебные пособия и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке.

12. Приложения (оформляются на отдельных листах).

К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация.

Требования к оформлению разработки занятия.

Титульный лист должен содержать следующую информацию: название учреждения образования, тему занятия, ФИО составителя занятия, место и год проведения.

Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, интервал между строк – 1,15; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1,5, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений кроме общепринятых аббревиатур. Ссылки на приложения оформляются в круглых скобках (Например: (Приложение 1.). Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист титульный.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пустота под плиткой на стене как исправить
  • Как найти поиск решения в excel 2016
  • Как найти одежду в интернете по фотографии
  • Нашандра dark souls 2 как найти
  • Как найти хельги skyrim