Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Выполнение этого задания предполагает:
1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.
При выполнении заданий выпускникам предстоит:
а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
Есть ли модель для составления плана?
Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.
1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:
1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…
2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:
1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.
2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например:
— Теории происхождения…
— Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.
3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).
4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.
5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.
6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…
7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).
8. Пути решения
Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.
Примеры задания С8
1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Более 600 планов для задания С8 →
1. Понятие «план».
План – это схематически записанная совокупность
коротко сформулированных мыслей-заголовков.
По образному выражению, – это «скелет произведения». Форма записи в виде плана
чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого
формулирования и умения вести другие виды записей.
2. Достоинства и недостатки плана.
Достоинства плана | Недостатки плана |
|
|
3. Виды планов и их выполнение.
Планы подразделяются на простые и сложные.
Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план
полнее раскрывает построение и содержание
текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Как составлять простой план. | Как составлять сложный план |
|
|
Общие правила составления плана при работе с
текстом.
1) Для составления плана
необходимо прочитать текст про
себя, продумать
прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и
озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана
основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь
этим планом, раскрыть основную мысль текста
4. Требования к плану.
1) Пункты плана можно и нужно фиксировать
немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его
составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании
первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может
исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде
всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается
одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным
отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом –
сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные
словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь,
следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.а) План
должен полностью охватывать содержание
текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не
должны повторяться сходные формулировки.
Не пренебрегайте графической культурой записи
плана! Схема записи плана может выглядеть так:
I. —————————————
1. —————————————
2. —————————————
3. —————————————а)
—————————————
б) —————————————
в) —————————————II. —————————————
III. —————————————
5. Развитие умений и навыков по
составлению плана.
Предлагаем организовать развитие умений по
составлению планов на уроках истории и
обществознания следующим образом.
1-4 классы – развитие умений по составлению
простого плана.
5-6 классы – учащиеся постепенно учатся
расчленять отдельные вопросы плана на подпункты и переходят к составлению
сложного плана.
7- 9 классы – учащиеся справляются с
составлением сложного плана по тексту учебника или
рассказа учителя.
10-11 классы – старшеклассники развивают умения по составлению сложного плана
к докладам, рефератам, устным выступлениям.
6. Алгоритм работы по развитию ЗУН
учащихся.
1) Учитель сам составляет на уроке сложный
план и разъясняет основные принципы его
построения.
2) Затем можно дать простой план
темы урока и продолжить учащимся
развернуть его
путем детализации наиболее
важных вопросов.
3) Далее, одному из сильных учеников
поручить во время опроса написать на доске развернутый план, а затем
разобрать его при участии всего класса.
4) Уч-ся самостоятельно составляют на
уроке сложный план по одному-двум разделам
параграфа.
5) Только после этого можно предложить
школьникам составить развернутый план, по какой либо теме,
охватывающий целый параграф, а потом и по сквозной теме.
7. Выполнение части
С8 Единого
государственного экзамена по обществознанию.
Задание С8. Вам
предстоит подготовить развернутый
план по теме «Политический
режим». Составьте план, в соответствии с
которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы в
подпунктах.
Предлагаем вашему вниманию два варианта плана на
заданную тему.
1 вариант | 2 вариант |
1. Понятие политического режима.
а) 2. Демократические и антидемократические режимы. а) Признаки демократического режима. 3. Политические режимы в современном обществе. а) Демократия в странах Западной Европы и США. |
1. Понятие политического режим.
2. а) Народ – источник власти. 3. Авторитаризм и его особенности. а) Народ отчужден от власти. 4. Характерные черты тоталитаризма. а) Наличие единой партии. 5. Политические режимы в современном обществе. |
Список литературы:
- Демонстрационный вариант
контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2010
г. по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений. - Как составлять выписки, планы и тезисы.
Библиотечный урок для учащихся старших классов / ЦРБ им. 1 Мая; сост. зав.
ИБО Т.В. Виноградова. — Н. Новгород, 2002. — 8с. - Клементёнок В. Сборник
учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем,
характеристик) для учащихся, преподавателей http://1sept.ru/. - Лейбенгруб П.С. О повторениях на уроках
истории СССР в 7-10 классах. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987. - Самое полное издание типовых вариантов
реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание /авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е.
Лискова.- М.:АСТ: Астрель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию(задания В1-В5).
Презентация для учащихся 10-11кл.Работа с заданиями Группы В: апгоритм выполнения, примеры, вопросы и ответы….
Тренажер: подготовка к ЕГЭ по обществознанию (задания части А)
Тренажер поможет учащимся при подготовке к ЕГЭ по обществознанию по теме: «Строение общества: природное и общественное в человеке» (задания части А)…
Тренажер:подготовка к ЕГЭ по обществознанию(задания части А). Виды знаний, истина.
Тренажер закрепляет энания по теме: «Виды знаний, истина.»…
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Задания С 1-С4 «Экономика»
Задания С1-С4 в ЕГЭ по обществознанию представляются выпускникам сложными,если нет предваритеного тренинга и хорошей теоретической подготовки.Предлагаю прорешать типовые задания из базы данных ФИПИ по…
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Задания С 1-С4 «Экономика»
Задания С1-С4 в ЕГЭ по обществознанию представляются выпускникам сложными,если нет предваритеного тренинга и хорошей теоретической подготовки.Предлагаю прорешать типовые задания из базы данных ФИПИ по…
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию . Задания С1-С4. Работа с текстом
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию . Задания С1-С4. Работа с текстом…
Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Задания 21,22,23
Материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Задания 21, 22, 23….
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
- Сейчас обучается 112 человек из 46 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 станицы переправной
Мостовского района Краснодарского краяПодготовка к ЕГЭ
по обществознанию.
Методические рекомендации
по выполнению задания С8.
Составление плана по заданной темеПодготовил:
Канищев Виталий Владимирович
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№7 -
2 слайд
При подготовке и написании плана следует использовать формально-логический подход.
Четное структурирование знаний по предложенной теме поможет выполнить это задание.
При этом следует учитывать общие моменты, о которых речь пойдет дальше. -
3 слайд
Понятие предлагаемой темы
Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете (субъекте-объекте), явлении.
В начале плана любой темы (за редким исключением) можем записать: «понятие …», указав то, что подлежит рассмотрению (Например: понятие государства, семьи, юридической ответственности, права, рынка и т.д. -
4 слайд
Признаки
Признаки – это основные черты, которые и формируют понятие, характеризуют его как специфическую организацию. Это та сторона в предмете или явлении, по которой его можно выделить и определить. Особенности, характерные черты, в которых проявляется специфика.
2 пунктом в ряде тем мы можем записать в план: «Признаки …» (признаки государства, права, рынка) -
5 слайд
Функции (круг деятельности)
Почти все рассматриваемые общественные явления (субъекты-объекты) выполняют в обществе различные и определенные для них функции. Поэтому 3 пунктом в плане можем записать: «функции … ( государства, семьи, юридической ответственности, права, рынка и т.д.) -
6 слайд
Типологизация и классификация
Классификация (классифицирование) — процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. процесс разделения однородного материала на части
«Многообразие типов и видов сложных социальных объектов и явлений.
Именно для этого предназначен вид деления, называемый классификацией. Если даны некоторое понятие и соответствующее ему множество объектов ( объём этого понятия), то можно сказать, что классификация решает задачи: 1 Упорядочить это множество;
2 сделать его хорошо обозримым, облегчив доступ в памяти к любому виду объектов данного множества. Неоднозначность подходов
Классификация – логическая операция, которая состоит в распределении элементов данного множества по классам -
7 слайд
Даже не очень глубокие размышления над этим вопросом приведут нас к выводу о том, что реально социокультурный мир выступает перед нами не как нечто однородное, а как богатое многообразие, множество, многовариантность самобытных уникальных культурных единиц. Они существуют порой
Краткое описание документа:
Подготовка к
ЕГЭ по обществознанию. Методические рекомендации по выполнению задания С8.
Составление
плана по заданной теме
При
подготовке и написании плана следует использовать формально-логический подход.
Четное
структурирование знаний по предложенной теме поможет выполнить это задание.
При этом
следует учитывать общие моменты, о которых речь пойдет дальше.Понятие – логически
оформленная общая мысль о предмете (субъекте-объекте), явлении. В начале плана любой темы (за редким исключением)
можем записать: «понятие …», указав то, что подлежит рассмотрению (Например:
понятие государства, семьи, юридической ответственности, права, рынка и т.д. Признаки – это основные
черты, которые и формируют понятие,
характеризуют его как специфическую организацию. Это та сторона в предмете или
явлении, по которой его можно выделить и
определить. Особенности, характерные черты, в которых проявляется специфика. 2 пунктом в ряде тем мы можем
записать в план: «Признаки …» (признаки государства, права, рынка)Почти все рассматриваемые
общественные явления (субъекты-объекты) выполняют в обществе различные и
определенные для них функции. Поэтому
3 пунктом в плане можем записать:
«функции … ( государства, семьи, юридической ответственности, права, рынка и
т.д.)Классификация (классифицирование) —
процесс группировки объектов
исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. процесс
разделения однородного материала на части «Многообразие типов и видов сложных социальных
объектов и явлений. Именно для этого предназначен вид
деления, называемый классификацией. Если даны некоторое понятие и
соответствующее ему множество объектов ( объём этого понятия), то можно
сказать, что классификация решает задачи: 1 Упорядочить это
множество;
2 сделать его хорошо обозримым, облегчив доступ в памяти к любому
виду объектов данного множества. Неоднозначность подходов
Классификация – логическая операция,
которая состоит в распределении элементов данного множества по классам
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 264 580 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 28.03.2014
- 1261
- 5
- 28.03.2014
- 4837
- 10
- 28.03.2014
- 2277
- 0
- 28.03.2014
- 1004
- 0
- 28.03.2014
- 1093
- 0
- 28.03.2014
- 1484
- 1
- 28.03.2014
- 1312
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
-
Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»
1
Часть С8 Задание на составления плана
2
С8 – составление развернутого плана по предложенной теме. План – это кратко и последовательно изложенное содержание основного источника информации. Умение составлять развернутый детализированный план по предложенной теме относится к кругу базовых компетенций.
3
Задания С7 — планы подразделяются на простые и сложные. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
4
-1- Простой план Алгоритм выполнения задания: 1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал); 2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль; 3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными; 4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане; 5. Запишите план;
5
-2- Сложный план Алгоритм выполнения задания: 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал; 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана); 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана); 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала;
6
Требования к плану 1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться; 2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана; 3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут; 4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки;
7
Общие правила составления плана при работе с текстом 1)Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное; 2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента; 3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим; 4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста; Показать пояснение.
8
С8 – развернутый план! Алгоритм выполнения задания: Показать пояснение. Тема: «…» 1. Основной вопрос темы 1.1 детализация 1.2 детализация 2. Основной вопрос темы 2.1 детализация 2.2. детализация 2.3 детализация 3. Основной вопрос темы 3.1 детализация 3.2 детализация 4. Основной вопрос темы Тема: «…» 1. Основной вопрос темы а) детализация б) детализация 2. Основной вопрос темы а) детализация б) детализация в) детализация 3. Основной вопрос темы а) детализация б) детализация 4. Основной вопрос темы
9
С8. «Экономические системы» 1)Что такое экономическая система? 2)… а) распределение ограниченных ресурсов; б) организация общественного производства; в) распределение производственных товаров и услуг; 3) … а) традиционная; б) рыночная; в) командная; г) … 4) Проблема эффективности экономических систем. Показать пояснение.
10
С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Показать пояснение.
11
Поработайте дома с заданиями С8. См. приложения Microsoft Word Домашнее задание