Как составить план для темы в задании с 8

Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например:
— Теории происхождения…
— Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Более 600 планов для задания С8 →

1. Понятие «план».

План – это схематически записанная совокупность
коротко сформулированных мыслей-заголовков.
По образному выражению, – это «скелет произведения». Форма записи в виде плана
чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого
формулирования и умения вести другие виды записей.

2. Достоинства и недостатки плана.

Достоинства плана Недостатки плана

1) Самая краткая запись.
2) Отражает последовательность изложения и обобщает.
3) Хорошо составленный план раскрывает и само содержание
произведения.
4) Восстанавливает в памяти содержание источника.
5) Заменяет конспекты и тезисы.
6) Помогает составлению записей.
7) Улучшает сделанную запись.
8) Ускоряет проработку книг.
9) Помогает при длительной работе над источником.
10) Организует самоконтроль.
11) Сосредотачивает внимание и стимулирует знания.

1) Не передает фактического содержания источника, а лишь
скупо напоминает о нем, о схеме расположения материалов в нем.
2) Планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо
знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся
текст, вскоре после составления плана.

3. Виды планов и их выполнение.

Планы подразделяются на простые и сложные.
Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план
полнее раскрывает построение и содержание
текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Как составлять простой план. Как составлять сложный план

1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную
мысль.
3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы
именами существительными.
4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные
мысли отражены в плане.
5) Запишите план.

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их
(пункты плана).
3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и
озаглавьте (подпункты плана).
4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана,
полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого
материала.

Общие правила составления плана при работе с
текстом.

1) Для составления плана
необходимо прочитать текст про
себя, продумать
прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и
озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана
основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь
этим планом, раскрыть основную мысль текста

4. Требования к плану.

1) Пункты плана можно и нужно фиксировать
немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его
составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании
первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может
исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде
всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается
одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным
отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом –
сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные
словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь,
следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.

а) План
должен полностью охватывать содержание
текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не
должны повторяться сходные формулировки.

Не пренебрегайте графической культурой записи
плана! Схема записи плана может выглядеть так:

I. —————————————
1. —————————————
2. —————————————
3. —————————————

а)
—————————————
б) —————————————
в) —————————————

II. —————————————
III. —————————————

5. Развитие умений и навыков по
составлению плана.

Предлагаем организовать развитие умений по
составлению планов на уроках истории и
обществознания следующим образом.

1-4 классы – развитие умений по составлению
простого плана.

5-6 классы – учащиеся постепенно учатся
расчленять отдельные вопросы плана на подпункты и переходят к составлению
сложного плана.

7- 9 классы – учащиеся справляются с
составлением сложного плана по тексту учебника или
рассказа учителя.

10-11 классы – старшеклассники развивают умения по составлению сложного плана
к докладам, рефератам, устным выступлениям.

6. Алгоритм работы по развитию ЗУН
учащихся.

1) Учитель сам составляет на уроке сложный
план и разъясняет основные принципы его
построения.
2) Затем можно дать простой план
темы урока и продолжить учащимся
развернуть его
путем детализации наиболее
важных вопросов.
3) Далее, одному из сильных учеников
поручить во время опроса написать на доске развернутый план, а затем
разобрать его при участии всего класса.
4) Уч-ся самостоятельно составляют на
уроке сложный план по одному-двум разделам
параграфа.
5) Только после этого можно предложить
школьникам составить развернутый план, по какой либо теме,
охватывающий целый параграф, а потом и по сквозной теме.

7. Выполнение части
С8 Единого
государственного экзамена по обществознанию.

Задание С8. Вам
предстоит подготовить развернутый
план по теме «Политический
режим». Составьте план, в соответствии с
которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы в
подпунктах.

Предлагаем вашему вниманию два варианта плана на
заданную тему.

1 вариант 2 вариант
1. Понятие политического режима.

а)
Политические ценности.
б) Политические нормы.
в) Политические структуры.

2. Демократические и антидемократические режимы.

а) Признаки демократического режима.
б) Авторитаризм и его признаки.
в) Тоталитаризм и его признаки.
г) Военный режим и его признаки.

3. Политические режимы в современном обществе.

а) Демократия в странах Западной Европы и США.
б) Переход России от авторитаризма к демократии.
в) Тоталитаризм в Северной Корее.
г) Военные режимы в странах Африки.

1. Понятие политического режим.

2.
Демократический режим и его признаки.

а) Народ – источник власти.
б) Наличие представительных органов власти.
в) Равенство граждан перед законом.
г) Независимость судебной власти.
д) Идеологический и политический плюрализм.

3. Авторитаризм и его особенности.

а) Народ отчужден от власти.
б) Централизация власти.
в) Запрещение политической оппозиции.
г) Невмешательство во внешнеполитические сферы.

4. Характерные черты тоталитаризма.

а) Наличие единой партии.
б) Официальная государственная идеология.
в) Массовый террор к «врагам народа».
г) Централизованная экономика.

5. Политические режимы в современном обществе.

Список литературы:

  1. Демонстрационный вариант
    контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2010
    г. по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений.
  2. Как составлять выписки, планы и тезисы.
    Библиотечный урок для учащихся старших классов / ЦРБ им. 1 Мая; сост. зав. 
    ИБО Т.В. Виноградова. — Н. Новгород, 2002. — 8с.
  3. Клементёнок В. Сборник
    учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем,
    характеристик) для учащихся, преподавателей http://1sept.ru/.
  4. Лейбенгруб П.С. О повторениях на уроках
    истории СССР в 7-10 классах. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.
  5. Самое полное издание типовых вариантов
    реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание /авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е.
    Лискова.- М.:АСТ: Астрель, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию(задания В1-В5).

Презентация для учащихся 10-11кл.Работа с заданиями Группы В: апгоритм выполнения, примеры, вопросы и ответы….

Тренажер: подготовка к ЕГЭ по обществознанию (задания части А)

Тренажер поможет учащимся при подготовке к ЕГЭ по обществознанию по теме: «Строение общества: природное и общественное в человеке» (задания части А)…

Тренажер:подготовка к ЕГЭ по обществознанию(задания части А). Виды знаний, истина.

Тренажер закрепляет энания по теме: «Виды знаний, истина.»…

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Задания С 1-С4 «Экономика»

Задания С1-С4 в ЕГЭ по обществознанию представляются выпускникам сложными,если нет предваритеного тренинга и хорошей теоретической подготовки.Предлагаю прорешать типовые задания из базы данных ФИПИ по…

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Задания С 1-С4 «Экономика»

Задания С1-С4 в ЕГЭ по обществознанию представляются выпускникам сложными,если нет предваритеного тренинга и хорошей теоретической подготовки.Предлагаю прорешать типовые задания из базы данных ФИПИ по…

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию . Задания С1-С4. Работа с текстом

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию . Задания С1-С4. Работа с текстом…

Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Задания 21,22,23

Материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Задания 21, 22, 23….



Скачать материал

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразова...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 112 человек из 46 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразова...

    1 слайд

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа №7 станицы переправной
    Мостовского района Краснодарского края

    Подготовка к ЕГЭ
    по обществознанию.
    Методические рекомендации
    по выполнению задания С8.
    Составление плана по заданной теме

    Подготовил:
    Канищев Виталий Владимирович
    учитель истории и обществознания
    МБОУ СОШ№7

  • При подготовке и написании плана следует использовать формально-логический по...

    2 слайд

    При подготовке и написании плана следует использовать формально-логический подход.
    Четное структурирование знаний по предложенной теме поможет выполнить это задание.
    При этом следует учитывать общие моменты, о которых речь пойдет дальше.

  • Понятие предлагаемой темыПонятие – логически оформленная общая мысль о предме...

    3 слайд

    Понятие предлагаемой темы
    Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете (субъекте-объекте), явлении.
    В начале плана любой темы (за редким исключением) можем записать: «понятие …», указав то, что подлежит рассмотрению (Например: понятие государства, семьи, юридической ответственности, права, рынка и т.д.

  • Признаки Признаки – это основные черты, которые и  формируют понятие, характе...

    4 слайд

    Признаки
    Признаки – это основные черты, которые и формируют понятие, характеризуют его как специфическую организацию. Это та сторона в предмете или явлении, по которой его можно выделить и определить. Особенности, характерные черты, в которых проявляется специфика.
    2 пунктом в ряде тем мы можем записать в план: «Признаки …» (признаки государства, права, рынка)

  • Функции (круг деятельности)Почти все рассматриваемые общественные явления (су...

    5 слайд

    Функции (круг деятельности)
    Почти все рассматриваемые общественные явления (субъекты-объекты) выполняют в обществе различные и определенные для них функции. Поэтому 3 пунктом в плане можем записать: «функции … ( государства, семьи, юридической ответственности, права, рынка и т.д.)

  • Типологизация и классификацияКлассификация (классифицирование) — процесс  гру...

    6 слайд

    Типологизация и классификация
    Классификация (классифицирование) — процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. процесс разделения однородного материала на части
    «Многообразие типов и видов сложных социальных объектов и явлений.
    Именно для этого предназначен вид деления, называемый классификацией. Если даны некоторое понятие и соответствующее ему множество объектов ( объём этого понятия), то можно сказать, что классификация решает задачи: 1 Упорядочить это множество;
    2 сделать его хорошо обозримым, облегчив доступ в памяти к любому виду объектов данного множества. Неоднозначность подходов
    Классификация – логическая операция, которая состоит в распределении элементов данного множества по классам

  • Даже не очень глубокие размышления над этим вопросом приведут нас к выводу о...

    7 слайд

    Даже не очень глубокие размышления над этим вопросом приведут нас к выводу о том, что реально социокультурный мир выступает перед нами не как нечто однородное, а как богатое многообразие, множество, многовариантность самобытных уникальных культурных единиц. Они существуют порой

Краткое описание документа:

Подготовка к
ЕГЭ по обществознанию. Методические рекомендации по выполнению задания С8.

Составление
плана по заданной теме

При
подготовке и написании плана следует использовать формально-логический подход.

Четное
структурирование знаний по предложенной теме поможет выполнить это задание.

При этом
следует учитывать общие моменты, о которых речь пойдет дальше.Понятие – логически
оформленная общая мысль о предмете (субъекте-объекте), явлении. В начале  плана любой темы (за редким исключением)
можем записать: «понятие …», указав то, что подлежит рассмотрению (Например:
понятие государства, семьи, юридической ответственности, права, рынка и т.д. Признаки – это основные
черты, которые и  формируют понятие,
характеризуют его как специфическую организацию. Это та сторона в предмете или
явлении, по которой его можно выделить и 
определить. Особенности, характерные черты, в которых проявляется специфика. 2 пунктом в ряде тем мы можем
записать в план: «Признаки …» (признаки государства, права, рынка)Почти все рассматриваемые
общественные явления (субъекты-объекты) выполняют в обществе различные и
определенные для них  функции. Поэтому
3  пунктом в плане можем записать:
«функции … ( государства, семьи, юридической ответственности, права, рынка и
т.д.)Классификация (классифицирование) —
процесс  группировки объектов
исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. процесс
разделения однородного материала на части «Многообразие типов и видов сложных социальных
объектов и явлений. Именно для этого предназначен вид
деления, называемый классификацией. Если даны некоторое понятие и
соответствующее ему множество объектов ( объём этого понятия), то можно
сказать, что классификация решает задачи: 1 Упорядочить это
множество;
2 сделать его хорошо обозримым, облегчив доступ в памяти к любому
виду объектов данного множества. Неоднозначность подходов

Классификация – логическая операция,
которая состоит в распределении элементов данного множества по классам 

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 264 580 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.03.2014
  • 1261
  • 5
  • 28.03.2014
  • 4837
  • 10
  • 28.03.2014
  • 2277
  • 0
  • 28.03.2014
  • 1004
  • 0
  • 28.03.2014
  • 1093
  • 0
  • 28.03.2014
  • 1484
  • 1
  • 28.03.2014
  • 1312
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»


1


Часть С8 Задание на составления плана


2


С8 – составление развернутого плана по предложенной теме. План – это кратко и последовательно изложенное содержание основного источника информации. Умение составлять развернутый детализированный план по предложенной теме относится к кругу базовых компетенций.


3


Задания С7 — планы подразделяются на простые и сложные. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.


4


-1- Простой план Алгоритм выполнения задания: 1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал); 2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль; 3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными; 4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане; 5. Запишите план;


5


-2- Сложный план Алгоритм выполнения задания: 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал; 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана); 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана); 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала;


6


Требования к плану 1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться; 2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана; 3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут; 4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки;


7


Общие правила составления плана при работе с текстом 1)Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное; 2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента; 3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим; 4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста; Показать пояснение.


8


С8 – развернутый план! Алгоритм выполнения задания: Показать пояснение. Тема: «…» 1. Основной вопрос темы 1.1 детализация 1.2 детализация 2. Основной вопрос темы 2.1 детализация 2.2. детализация 2.3 детализация 3. Основной вопрос темы 3.1 детализация 3.2 детализация 4. Основной вопрос темы Тема: «…» 1. Основной вопрос темы а) детализация б) детализация 2. Основной вопрос темы а) детализация б) детализация в) детализация 3. Основной вопрос темы а) детализация б) детализация 4. Основной вопрос темы


9


С8. «Экономические системы» 1)Что такое экономическая система? 2)… а) распределение ограниченных ресурсов; б) организация общественного производства; в) распределение производственных товаров и услуг; 3) … а) традиционная; б) рыночная; в) командная; г) … 4) Проблема эффективности экономических систем. Показать пояснение.


10


С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Показать пояснение.


11


Поработайте дома с заданиями С8. См. приложения Microsoft Word Домашнее задание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти номер неизвестного человека
  • Как найти процент числа от суммы чисел
  • Как составить акт приема передачи при реорганизации
  • Как исправить асимметрию бровей хной
  • Как найти пингвина в бэтмене