Правильно составленный режим дня — это залог отличного самочувствия школьника, успеваемости на уроках, хорошего настроения. Если ребенок высыпается, вовремя кушает, не устает от учебы, получает достаточно времени на отдых, можно говорить о том, что распорядок составлен удачно. Особенно важно организовать правильное расписание после каникул, когда дети расслабились и не сразу готовы к четкому почасовому режиму. Также сложно бывает приучить к этому первоклассников, которые привыкли к расслабленному времяпровождению в садике.
Как приучить к режиму?
Перед составлением режима нужно понаблюдать за темпом, который выбрал для себя ребенок: как быстро он просыпается, сколько времени у него уходит на умывание, сколько занимает завтрак и дорога в школу, когда проще дается выполнение домашнего задания. Опираясь на эти замечания, распределите время таким образом, чтобы малыш все успевал. Помните: то, что подошло соседскому одногодке, не всегда подойдет вашему сыну или дочери — у всех детей разный организм, одним нужно больше времени на отдых, другие восстанавливаются быстрее. Примите во внимание пожелания самого ребенка, объясните, почему важно составить режим. Придерживайтесь установленных правил вместе с ним — пример родителей действует лучше объяснений.
Школьник быстрее привыкнет и втянется в учебный процесс, если его время расписано по минутам, но с перерывами на тот отдых, который он сам предпочитает (прогулки, спорт, любимое хобби). Важно учитывать возрастные особенности и увлечения детей, оставлять возможность свободного выбора — не переусердствуйте с правилами и ограничениями. Самая интенсивная работоспособность наблюдается с 11:00 до 13:00, а также с 16:00 до 18:00. В зависимости от возраста и психологических особенностей эти показатели могут отличаться.
Что обязательно должно быть в распорядке
Чтобы задать удачный ритм дню, обязательно предусмотрите все самые важные элементы режима:
-
Регулярное питание — завтраки, обеды, ужины.
-
Полноценный сон, исходя из возраста и потребностей организма.
-
Учеба в школе и выполнение домашних заданий.
-
Активный отдых с прогулками на свежем воздухе, а также зарядка или спорт.
-
Время для увлечений и игр.
-
Посильная помощь по дому.
Утро: сборы в школу и зарядка
Утро начинается с умывания, зарядки, завтрака. Подготавливать форму и собирать рюкзак рекомендовано с вечера, чтобы в утренней спешке ничего не забыть. Принимать душ лучше утром — так проще избавиться от сонливости и подготовиться к предстоящим умственным нагрузкам. Если душ запланирован на вечер, помните об утреннем умывании, чистке зубов. Гимнастикой лучше заниматься сразу после пробуждения на открытом воздухе или в проветренной комнате. Главное, включить в список упражнения, полезные для осанки, мышц шеи, рук, плечей и ног. Дополнительно об этом проконсультируйтесь с учителем физкультуры, врачом. Зарядка полезно влияет на обмен веществ, нервную систему, общее самочувствие. На гимнастику и умывание стоит выделить полчаса.
Организуйте разнообразное, полезное питание. Завтрак должен включать горячую и сытную пищу, проходить размеренно, без спешки, разговоров, просмотра телевизора. В школу следует идти прогуливаясь, не торопясь. Если вы отвозите детей на машине, все равно остановитесь не доезжая до нее — оставьте 10-15 минут на прогулку.
Таким образом, утро распланируйте так:
-
07:00 — пробуждение.
-
07:00 — 07:30 — зарядка и умывание.
-
07:30 — 07:50 — завтрак.
-
07:50 — 08:20 — дорога в школу.
Школа, обед и послеобеденный сон
В перерыве между занятиями не стоит пренебрегать горячим школьным завтраком, даже если он не слишком нравиться ученику — это возможность отдохнуть, провести время со сверстниками в столовой. Школьное время для учеников выглядит так:
-
08:30 — начало занятий.
-
11:00 — горячий завтрак.
-
12:30 / 13:30 / 14:30 — завершение уроков (в зависимости от класса), дорога домой.
-
13:00 — 13:30 / 14:00-14:30 / 15:00-15:30 — обед (в зависимости от того, когда зщакончились уроки).
-
13:30 — 14:30 — послеобеденный сон для младшеклассников.
После школы: отдых, прогулки, полдник
После школы ученикам всех возрастов нужно отдохнуть от книг, компьютера, телевизора. Не обязательно заставлять школьника спать, если его природный режим не предусматривает дневной сон, вполне достаточно немного просто полежать. После этого стоит погулять по свежему воздуху, поиграть в подвижные игры. Для физического развития важен именно активный отдых — когда одно занятие сменяется другим. Лучше, чтобы школьник сам выбрал себе занятие по душе — летом это могут быть игры с мячом, ролики, зимой — катание на санках, лыжах, коньках. Можно отдать ребенка в спортивную школу, если он всерьез тяготеет к определенному виду спорта.
За день младшеклассники должны проводить на свежем воздухе, включая дорогу в школу и обратно, 3-3,5 часа, старшеклассники — не менее 2-2,5 часа. После активных игр на свежем воздухе важно выделить 15 минут на легкий перекус, полдник. Распорядок можно составить так:
-
14:30 — 16:00 / 15:30 — 17:00 — прогулки, игры на свежем воздухе (в зависимости от времени обеда).
-
16:00 — 16:15 / 17:00 — 17:15 — полдник.
Домашнее задание
После активного отдыха и полдника стоит уделить время подготовке домашнего задания. Правильное чередование умственного и физического труда — залог здоровья школьника. При умственном напряжения необходим чистый воздух, который улучшает работу мозга. Поэтому выполняя домашнее задание, следует делать 10-минутные перерывы после каждых 30-40 минут работы, проветривать комнату. Если погода позволяет, оставьте окно или форточку открытой.
Убедитесь, что рабочее место достаточно освещено, свет с окна и лампы падает слева от ученика. Уберите из окна высокие цветы, раздвиньте занавески — это тоже повлияет на работоспособность. Подробную информацию о том, как организовать рабочее пространство ребенку, читайте в нашей статье “Как обустроить рабочее место для школьника”.
Посоветуйте ребенку делать уроки по трудным предметам в тот же день, что их задали. Начинать лучше не из самого сложного, а из самого любимого предмета. От занятий ничто не должно отвлекать — выключите телевизор, уберите подальше домашних животных.
То, насколько успешно школьник справится с домашним заданием, зависит от других факторов режима — полностью ли удалось отдохнуть, хорошо ли поел. Рамки на выполнение домашнего задания рассчитывается индивидуально — все за разное время справляются с задачами, читают, выполняют творческие задания. Кроме того, все зависит от объема домашней работы. Младшеклассникам понадобится 1,5-2 часа, ученикам средних классов — 2-3 часа, старшеклассникам — 3-4 часа. Лучше начать после 16:00. Если ученик справился с заданиями быстрее, свободное время можно отвести на любимое хобби или еще одну прогулку на свежем воздухе, которая особенно важна для младших. Режим будет выглядеть так:
-
16:15 — 17:30 / 17:15 — 20:00 — подготовка домашнего задания для младших / старших.
-
17:30 — 19:00 — прогулка по свежему воздуху для младшеклассников.
Всегда помогайте ребенку с заданиями, ведь это побуждает интерес к обучению и укрепляет отношения внутри семьи. Ранее мы уже рассматривали тему “Как правильно делать уроки с ребенком”, в которой подробно изложили условия успешной подготовки уроков.
Ужин, увлечения и помощь по дому
Школьников с раннего возраста нужно приучать к выполнению работы по дому. Младшим можно поручить полить вазоны или помыть посуду, старшие могут пропылесосить или сходить за покупками. Это полезно в воспитательных целях — чтобы дети понимали важность и сложность домашней работы, учились самостоятельно убирать за собой. Кроме того, это еще один способ немного подвигаться после сидячей работы за столом. Домашние обязанности приучают к ответственности, поэтому не стоит пренебрегать ими, даже если считаете, что ваш школьник еще маленький для такой работы.
Оптимальное ужинать в 19:00. Позаботьтесь о том, чтобы пища была достаточно калорийной, содержала витамины, белки, жиры и углеводы. Ужинать следует в одно и то же время ежедневно. Привыкая к такому распорядку, человек чувствует аппетит ближе к определенному часу, а значит, его желудочно-кишечный тракт заранее подготовляется.
В режиме дня должно остаться место для любимой творческой деятельности. Это может быть рисование, чтение, музыка или любое другое занятие на его собственный вкус. Для младших достаточно выделить 1-1,5 часа, для старших — 1,5-2 часа. Не нужно ни к чему принуждать — если ваш ребенок предпочитает не творчество, а спорт, составьте его режим таким образом, чтобы выделить больше сил на активное времяпровождение. Спланировать ужин, работу по дому, отдых можно так:
-
19:00 — 19:30 / 20:00 — 20:30 — ужин для младших / старших.
-
19:30 — 20:30 / 20:30 — 22:00 — помощь родителям в работе по дому, творчество для младших / старших.
Подготовка к следующему учебному дню и сон
После того, как ваш школьник отдохнет, занимаясь любимым делом, напомните ему подготовиться к следующему учебному дню — сложить рюкзак, приготовить одежду, а также почистить зубы, умыться. Вечерний туалет должен занимать не более 30 минут.
Ложиться спать следует по режиму, в одно и то же время каждый день. 7-летним малышам стоит выделить на сон до 12 часов в сутки, поэтому так важно поспать после обеда. Детям 8-11 лет достаточно спать 10 часов, 12-15 лет — 9 часов, для самых старших — 8-9 часов. Перед сном комнату стоит проветрить. Самая благоприятная температура для сна — 18 °С. Для вечера актуален такой распорядок:
-
20:30 — 21:00 / 22:00 — 22:30 — вечерний туалет и подготовка ко сну для младших / старших.
-
21:00 — 07:00 / 22:30 — 07:00 — здоровый сон.
Распорядок может меняться в зависимости от времени года, к тому же на выходных и каникулах план дня стоит составить по-другому. Главное, ставить на первое место интересы школьника и учитывать его пожелания при составлении ежедневного режима.
Режим дня позволяет ребёнку адаптироваться к школе без ущерба для здоровья. Чёткий распорядок не только дисциплинирует школьника, но и помогает быстрее привыкнуть к новым условиям и избежать перегрузок нервной системы.
Первоклассник, как и дошкольник, еще не может самостоятельно управлять своим временем, распределяя в течение дня, например, время для занятий и отдыха. Малышу требуется помощь взрослых, ведь навыки правильного планирования времени очень пригодятся ребёнку, как в школе, так и во взрослой жизни.
Соблюдение режима дня поможет школьнику стать самостоятельным и организованным. Специальные исследования в начальных классах нескольких школ показали, что отличники очень часто придерживаются одного и того же времени для выполнения домашних заданий. Так что, хорошие отметки – это результат не только способностей, но и упорного труда, привычки и систематической работы ребёнка.
Что входит в «режим дня»?
• Полноценный сон
• Чередование отдыха и нагрузок
• Правильное питание
• Физическая и двигательная активность
• Соблюдение личной гигиены и режимных моментов
В этой статье мы рассмотрим:
• Сколько должен спать первоклассник, и как правильно подготовиться ко сну?
• Правильное питание школьника
• Как и когда делать уроки?
• Стоит ли включать в режим дня дополнительные нагрузки?
• Физическая активность и прогулки
• Как понять, что ребенок переутомился?
• Как должен выглядеть идеальный распорядок дня первоклассника?
Планер магнитный с маркером «Мой чудесный день» (22х29см), арт. 83186
–10%
Магнитные игры, Мой распорядок дня (54 магнита), арт. ВВ4519
Семейный планер со стикерами. Недатированный
Коврик-раскраска многоразовый «Школьный планер» (48х34см) HappyArt
Планер школьника на целый год с многоразовыми стикерами
Сколько должен спать первоклассник?
Сон – это основной фактор, который влияет на физическую и умственную активность любого человека и, конечно, ребёнка тоже. Первоклассникам в 6-8 лет специалисты рекомендуют спать ночью не менее 10 часов. Идеально, если вы приучите ребёнка ложиться спать около 21.00, тогда ему намного легче будет просыпаться в 7 утра и не засыпать на первом уроке.
Как подготовиться ко сну?
- Приложите максимум усилий, чтобы примерно за час до сна, то есть около 8 вечера, у ребёнка не оставалось никаких срочных дел, дополнительных занятий и невыученных уроков. Нервной системе первоклассника очень важно расслабиться перед сном, соблюдая все необходимые вечерние ритуалы: расстелить постель, почистить зубы, принять тёплую ванну.
- Не играйте с ребенком перед снов в активные и подвижные игры, старайтесь отложить все гаджеты, выключить телевизор.
- Перед сном проветривайте комнату, в которой будет спать ребёнок.
- Перед укладыванием не стоит заводить разговоров о проблемах, не стоит напоминать о сложностях прошедшего дня, неудачах, двойках и ошибках. Лучше почитайте ребёнку вслух или расскажите какую-нибудь сказку.
Часто бывает, что ребёнок из школы приходит уставшим и вялым, а к вечеру он вдруг становиться бодрым и весёлым, готовым заниматься чем угодно, только бы не ложиться в постель. На самом деле это перевозбуждение. Для такого ребенка есть один полезный «рецепт»: предложите ему прилечь после обеда, а сразу после ужина обязательно устройте небольшую прогулку: она поможет снять напряжение, накопленное за день.
Надо ли первокласснику спать днем?
Потребность в дневном сне индивидуальна, но вот после обеденный отдых нужен каждому ребенку. Дети в школе тратят много сил и энергии, а домой приходят уже изрядно устав, на спаде своей работоспособности.
Не стоит сразу после школы усаживать первоклассника, да и любого школьника, за уроки. Дайте ребёнку время отдохнуть. Первое время, пока малыш еще не привык к школьным нагрузкам, он может не просто отдыхать, а даже немного поспать.
Наверх
Правильное питание школьника
Есть грустная статистика, по которой видно, что первое место среди всех хронических заболеваний школьников, занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому родителям очень важно следить, чтобы ребёнок полноценно и правильно питался.
Помните, что ваш ученик не только испытывает в школе запредельные для своего возраста умственные нагрузки – он еще продолжает развиваться и расти. Его пищевой рацион должен удовлетворять всем потребностям в белках, жирах, углеводах, микроэлементах.
• Завтракать обязательно! Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. Да, конечно, не все дети с удовольствием завтракают, бывает утром совершенно нет аппетита. Не заставляйте. Предложите творог со сметаной, горячую кашу, йогурт или омлет, бутерброд с сыром, кукурузные хлопья с молоком. Хотя бы чай с молоком, какао или фрукты – то-что удастся съесть без проблем.
• В школе можно и нужно есть. В школах, как правило, организовано питание детей. Первоклашек кормят уже около 10 утра, на большой перемене. Даже если ребенок утром что-то поел дома, к десяти часам он вполне может проголодаться.
• Не спешите! Ни в коем случае нельзя принимать пищу в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!». Если утром ребенок долго завтракает, лучше разбудите его на полчаса раньше, но не пытайтесь накормить его по секундомеру. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.
• Обед. Если ребенок обедает дома, на первое лучше всего предложить ему легкий суп. Когда планируете вторые блюда, не забывайте, что не только малышам, но и младшим школьникам, да и вообще всем членам вашей семьи не рекомендуется очень острое, жирное и жареное, обильное количество соли и специй.
• Полдник – это время для вкусных и богатых углеводами продуктов: оладьи, блинчики, злаки.
• Ужин должен быть сытным, но легким. Не стоит наедаться за весь день перед сном. Если вы рассчитываете, что ваш школьник будет ложиться спать около 21.00, значит поужинать следует примерно за 2 часа до сна.
Питание любого школьника должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Привлекайте малыша к сервировке, пусть он красиво расставит приборы, поставит свою любимую чашку. Есть в кругу семьи приятнее – старайтесь завтракать или ужинать всей семьей, делитесь друг с другом планами и хорошими новостями. Пусть это будет ваша новая семейная традиция.
Наверх
Как и когда делать уроки первокласснику?
Основной запас интеллектуальной и нервной энергии ребёнок расходует в школе, во время уроков. Родителям важно пронаблюдать, в каком состоянии ребёнок возвращается домой, сколько у него остается сил на внеклассную нагрузку и выполнения нужного объема домашних заданий.
Большинство специалистов рекомендуют выделять на выполнение домашних заданий для первоклассников с 15 до 16 часов дня, а для школьников постарше с 15 до 18 часов. Считается, что именно на это время приходится очередной всплеск работоспособности у детей школьного возраста.
Отдельно стоит обратить внимание на письменные задания, ведь именно они, как правило, детям шести-восьми лет даются сложнее остальных. Эта сложность связана с тем, что у детей еще не до конца развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация. Поэтому в процессе выполнения письменных работ у ребенка вполне может повышаться давление, учащается сердцебиение. Поначалу первоклассник должен непрерывно заниматься письмом не дольше 3 минут. Позже, когда ребенок «втянется» в учебу, можно продлить занятие до 8-10 минут.
При непрерывном чтении дети утомляются еще быстрее. Во время занятий чтением и письмом делайте маленькие перерывы на двигательную активность: можно сделать зарядку, встать из-за стола и размяться, пройтись по комнате.
Обязательно делайте перерывы между уроками, пусть это будет 7-10 минут отдыха, а после уже приступайте к выполнению домашнего задания по следующему предмету.
Почему нет никакого смысла учить уроки до ночи? Дело в том, что после 19.00 работоспособность первоклассника резко снижается. Все, что он прочитает или напишет, не отложится в его голове.
Для того, чтобы сделать все уроки за пару часов, примените игровые техники. Например, если малыш плохо понимает математику, разберите пример на его любимых игрушках. Вместо чтения устройте маленький моноспектакль – так ребенок лучше запомнит образы, и текст ему дастся легкоПанков Дмитрий Дмитриевич, главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков, профессор, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И.Пирогова.
Наверх
Доска маркерная для записей с маркером Расписание, арт. 83211
Доска маркерная «Планер на неделю», арт. 83297
Магнитный планер «Расписание уроков и дополнительных занятий на весь день» (42х29см), арт. 83298
–25%
Расписание уроков. Весёлая лама. 28,5х40 см
Дополнительные занятия для первоклассника
Стоит ли включать в режим первоклассника дополнительные нагрузки?
Физиологи не рекомендуют сочетать начало учебы в школе и начало обучения в музыкальной, художественной школе. Лучше начинать дополнительные занятия за год до школы, или же со второго класса, когда ребенок освоится в школе. В первом классе дополнительные нагрузки всё-таки должны быть минимальными.
Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, и на рисование бежит с удовольствием. Но в первом классе сил у малыша уже не хватает на все кружки и чем-то приходится жертвовать. Отложите какие-то из занятий на год или два, но обязательно прислушайтесь к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны нравиться ребенку, эмоционально подпитывать его.
Сколько и каких кружков выбрать?
Во-первых, родители, не стоит забывать, что кружки это не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок с наименьшими потерями пережил период адаптации к новым жизненным условиям, будь он в первом или в пятом классе.
Перед тем, как выбирать дополнительные занятия для ребенка, обратите внимание на то, каким он приходит из школы:
• Если, придя домой, школьник выглядит утомленным, значит, школьной нагрузки ему вполне хватает. Позаботьтесь о том, чтобы он хорошо отдохнул. В этом случае из огромного множества кружков, обратите внимание на спортивные секции или занятия танцами, где школьник сможет отвлечься от уроков.
• Если ребенок возвращается из школы слишком возбужденным, значит, нужно выбрать дополнительные занятия, которые помогут ему успокоиться и отвлечься. Тут подойдут кружок рисования или шахматная секция.
• Если ребенок не выглядит уставшим – вероятно, он вполне осилит еще одно занятие во второй половине дня. Такой ребёнок вполне потянет языковую или музыкальную школу – в зависимости от способностей и интересов.
Не стоит стараться «выжать» из ребенка все силы, давить на него, заставлять рисовать или танцевать. Стоит научиться правильно мотивировать школьника и выбирать оптимальное время для занятий и правильно распределить нагрузку в течение дня.
Наверх
Физическая активность и прогулки
Каждому ребёнку, в том числе и школьнику, необходимо проводить на воздухе не менее 3 часов – в любую погоду и каждый день, при этом желательно активно двигаться: это улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Лучше всего ребенку гулять вместе со сверстниками, восполняя потребность в свободном общении.
Как организовать день ребенка, чтобы обеспечить его прогулками?
• В школу и из школы – пешком. Если есть возможность пройтись перед уроками по улице, используйте ее. Это гораздо полезнее, чем ездить в школу и домой на машине.
• Прогулка после уроков. Постарайтесь выстроить график так, чтобы ребенок мог не спешить из школы домой. Хотя бы полчаса побегать после школы на свежем воздухе – отличная возможность сбросить напряжение. постарайтесь совместить с прогулкой поход в кружок или студию.
• Перед сном – на улицу. Это отличная традиция, которая способствует укреплению сна. Достаточно сорока минут, чтобы напитаться кислородом перед сном.
Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться за рабочим столом. Время от времени напоминайте о том, что пора переключиться, подвигаться и размяться.
Если выбирать между активной прогулкой и просмотром телепередачи, смело выбирайте прогулку. Это не значит, что ребенку нужно совсем запретить телевизор и компьютерные игры. Следите за тем, чтобы ребенок занимался этими видами активности не более 30-40 минут в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть более 3 метров, а экран монитора компьютера — не ближе расстояния вытянутой руки ребенка.Панков Дмитрий Дмитриевич, главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков, профессор, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И.Пирогова.
Наверх
Как распознать, что ребенок переутомлен?
Переутомление — состояние, возникающее при долгом отсутствии отдыха у ребенка. Постоянное переутомление может привести к снижению иммунитета и возникновению психосоматических расстройств. Поэтому очень важно следить за поведением и состоянием ребёнка, особенно первоклассника.
Симптомы переутомления
Есть субъективные и объективные симптомы переутомления. Первые вы вполне можете увидеть самостоятельно, а вторые сможете выявить на приеме у врача.
Субъективные:
- Общий дискомфорт, головные боли, замедление речи, мимики и движений;
- Апатия, вялость, рассеянность, раздражительность;
- Плохой аппетит, снижение веса, сонливость.
Объективные:
- Повышение частоты сердечных сокращений;
- Понижение артериального давления;
- Шумы в сердце;
- Учащенная дыхательная активность;
- Ребенок начинает легко заболевать вирусными инфекциями.
К какому врачу обращаться? К решению проблем, связанных с нарушением режима дня и переутомлением нужен особый подход и вполне может потребоваться комплексная оценка состояния ребёнка с привлечением специалистов разного профиля: невролога, гастроэнтеролога, офтальмолога.
Самое главное, что может помочь переутомленному ребенку – это забота родителей. Окружите малыша вниманием, заботой и добротой, чаще хвалите, не ждите от него высоких достижений, не требуйте слишком многого.
Наверх
Примерный распорядок дня первоклассника
Представим, что ребёнок посещает первый класс школы, уроки в которой начинаются в 8.30 утра. Тогда распорядок дня нашего первоклассника может выглядеть, например, так:
7.00 – подъём.
7.30-8.00 – утренняя зарядка, гигиенические процедуры, завтрак.
8.00 — 8.30 – дорога в школу.
8.30-12.30 – занятия в школе.
12.30-13.30 – дорога из школы (совмещаем с прогулкой).
13.30 – обед.
14.00-15.00 – дневной сон.
15.00-17.00 – выполнение домашнего задания.
17.00-18.00 – активная прогулка на свежем воздухе.
18.00-19.30 – свободные занятия.
19.30-20.00 – ужин.
20.00-20.30 – приготовление ко сну, ночной сон до 7.00 утра.
Наверх
Как правильно подобрать режим дня школьника
Продуманный распорядок занятий и отдыха повысит успеваемость ученика. И сохранит нервные клетки его родителей.
Чтобы учёба шла легче и веселее, школьнику нужен режим. Благодаря чёткому чередованию дел и свободного времени ребёнок будет меньше уставать, больше успевать, а его настроение улучшится.
При составлении распорядка дня для ученика необходимо учитывать нормы сна, режим питания, а также потребность в отдыхе и двигательной активности. Рассмотрим каждый пункт по отдельности.
Режим сна
Количество и качество сна оказывает решающее влияние на самочувствие и трудоспособность детей. Если ваш ребёнок спит недостаточно, у него ухудшается память и падает настроение, ему сложно сосредоточиться на уроке, возникают проблемы с планированием. А в подростковом возрасте проблемы со сном к тому же могут привести к появлению лишнего веса.
Сколько нужно спать
Роспотребнадзор рекомендует следующие нормы сна для школьников:
- 10–10,5 часов для 1–4-го классов;
- 10,5 часов для 5–7-го классов;
- 9–9,5 часов для 6–9-го классов;
- 8–9 часов для 10–11-го классов;
Первоклассникам желательно спать ещё и 2 часа днём, чтобы восстановить силы.
Как организовать режим сна
Правил здесь немного, и они предельно просты.
- Ложиться нужно в одно и то же время. Ориентировочно — в 9–10 часов вечера. Желательно не отступать от этого распорядка и в выходные. А вот поспать в субботу и воскресенье можно подольше, не вскакивая по звуку будильника.
- За два часа до сна важно снизить эмоциональные нагрузки — в виде шумных игр, активных переписок с одноклассниками в мессенджерах или просмотра роликов на YouTube.
- Заведите ритуалы, настраивающие на отдых. Ко сну располагают расслабляющая ванна, разговоры за чаем, неспешные прогулки, чтение (например, классической литературы).
- Обязательно проветривайте спальню перед сном.
Режим питания
В школьные годы вырабатываются многие пищевые привычки, которые влияют на здоровье во взрослой жизни. При недостаточном или неправильном питании ребёнку просто не хватает энергии для учёбы, он быстро устаёт, становится невнимательным и раздражительным.
Сколько нужно есть
Обычно для восполнения сил школьникам требуется 4–5 приёмов пищи с промежутком 3,5–4 часа. По нормам Роспотребнадзора, средняя суточная потребность в энергии составляет 2 350 ккал для ребёнка 7–11 лет и 2 713 ккал после 11 лет. Оптимально, если соотношение белков, жиров и углеводов в рационе составляет 1 : 1 : 4.
Как организовать режим питания
Как и в случае со сном, принимать пищу необходимо в одно и то же время. Делать это лучше не на ходу, а в спокойной обстановке, безо всякой спешки. Естественно, следует по возможности избегать острых и жареных блюд, фастфуда и газированных напитков.
Важно, чтобы родители подавали здоровый пример. Согласитесь, сложно убедить подростка, что чипсы вместо борща на обед — это вредно, если именно так питаются его папа и мама.
Взяв за основу пятиразовое питание, придерживайтесь следующих рекомендаций.
- Завтрак. Он нужен — и точка. Более того, утром школьнику необходимо съесть четверть суточного рациона, а значит, одним бутербродом не обойтись. Старайтесь подать на завтрак горячее блюдо — молочную кашу, омлет, сырники или что‑то мясное.
- Второй завтрак (школьный перекус). Он может включать бутерброд с сыром, орехи, печенье, фрукты или йогурт.
- Обед. Это основной приём пищи (до 40% дневного рациона), который обычно состоит из 3–4 разнообразных блюд. Идеально, если на столе будет салат, первое, рыба или мясо плюс что‑нибудь на десерт.
- Полдник. Ещё один лёгкий перекус, цель которого — восполнить запасы энергии и спокойно дожить до ужина. Для этого подойдут фрукты и ягоды, а также кисломолочные продукты.
- Ужин. Вечером школьнику рекомендуется съедать примерно столько же, сколько и на завтрак. Но лучше исключить мясо и рыбу, так как белки возбуждают нервную систему и медленно перевариваются.
Режим учёбы и отдыха
Одна из распространённых ошибок активных и заботливых родителей — это составить для ребёнка слишком плотный график. Понятно, что хочется вырастить успешного человека, который одинаково хорошо играет на скрипке, плавает и рисует. А ещё знает три языка и разбирается в робототехнике.
Но перегружая школьника, вы, скорее всего, добьётесь обратного эффекта — потенциальный гений потеряет интерес к любым занятиям. Поэтому очень важно грамотно чередовать учёбу и отдых, а также следить за тем, чтобы ребёнок достаточно двигался.
Сколько нужно учиться и отдыхать
Специалисты Роспотребнадзора предлагают ориентироваться на такие нормы.
Для выполнения уроков:
- 1,5 часа во 2–3-м классах;
- 2 часа в 4–5-м классах;
- 2,5 часа в 6–8-м классах;
- 3,5 часа в 9–11-м классах.
Для прогулок и подвижных игр:
- 3–3,5 часа в младшем возрасте;
- 2,5 часа в старших классах.
Ранее специалисты также рекомендовали ограничить время, проведённое школьниками у экранов компьютеров или планшетов. Но с распространением смартфонов и массовым переходом на онлайн‑обучение отгонять ребёнка от экрана превращается в архисложную задачу. Родители могут лишь установить лимит на доступ к играм, мессенджерам и другим ресурсам, которые отвлекают от учёбы и не приносят пользы здоровью.
Как организовать режим учёбы и отдыха
Тут многое зависит от интересов, внешкольных занятий и физиологических особенностей каждого ученика. Однако есть несколько общих советов.
- После возвращения из школы и обеда ребёнку нужно отдохнуть час‑полтора, прежде чем сесть за уроки. Если речь идёт о младшем школьном возрасте, желательно, чтобы в это время ученик поспал.
- Приступать к выполнению уроков лучше с 4 часов пополудни, когда мозг начинает устанавливать новые связи и активно усваивать информацию.
- Даже при самом плотном распорядке ребёнку жизненно необходимы час или два свободного времени, когда он может заниматься чем угодно. Например, просто бездельничать.
Режим дня школьника
Вот так выглядит ориентировочный режим дня с точки зрения Роспотребнадзора. Он рассчитан на ребёнка младшего школьного возраста. В средних и старших классах количество часов, необходимое для занятий, увеличится, а вот времени для сна и отдыха останется меньше.
- 7:00 — подъём, утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет.
- 7:15–7:30 — завтрак.
- 7:40–8:10 — дорога в школу или утренняя прогулка.
- 8:30–13:05 — занятия в школе.
- 13:30–14:00 — дорога из школы или прогулка после занятий.
- 14:00–14:30 — обед.
- 14:30–15:30 — послеобеденный отдых или сон.
- 15:30–16:00 — прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе.
- 16:00–16:15 — полдник.
- 16:15–17:30 — приготовление домашних заданий.
- 17:30–19:00 — прогулка на свежем воздухе.
- 19:00–20:00 — ужин и свободное время.
- 20:30 — подготовка ко сну.
- 21:00 — отбой.
Читайте также 🧐👨🏫📒
- Что нужно, чтобы ваши дети питались в школе бесплатно
- 10 детских YouTube-каналов, которые помогут восполнить пробелы в образовании
- 3 способа привить ребёнку любовь к чтению
- Как выжить в школе: советы школьникам и их родителям
- Как закупить школьные принадлежности и не переплатить
С началом учебного года умственная и физическая нагрузка на школьников значительно возрастает. В этот период успеваемость, когнитивные навыки, здоровье и даже настроение учащихся во многом зависят от режима дня. Как организовать распорядок дня для школьника и как избежать перегрузок, рассказал Сергей Грибакин и эксперты ВОЗ.
Распорядок дня ученика младших классов
Начало учебного процесса становится серьезным стрессом для младших школьников. Наиболее серьезно это отражается на первоклашках, которые оказываются в новой среде и сталкиваются с новыми обязанностями.
В этот период особенно актуальным становится грамотно построенный распорядок дня. Он помогает детям быстрее адаптироваться и втянуться в учебный процесс, отслеживать общую занятость ребенка и заботиться о его здоровье.
Как составить режим дня для первоклассника? При составлении расписания учитывайте не только отведенное на учебу время, но и часы, потраченные на секции, кружки, прогулки, отдых, сон. Не стоит забывать и о свободном времени, которое школьник может использовать по своему усмотрению.
План на день должен быть гибким, но важно правильно расставить приоритеты и не дать ребенку переутомиться. Учитывайте:
- Время на сон. По мнению профессора Сергея Грибакина, от качества сна школьника напрямую зависит его здоровое развитие. Во сне вырабатываются необходимые для роста гормоны, организм физически и эмоционально отдыхает.
- Питание. Ребенок не должен чувствовать голода. Для младшего школьника необходимо предусмотреть 4–5 приемов пищи. Перерывы между ними не должны превышать 3,5–4 часа.
- Учеба. Учитывайте школьные уроки, время на домашние задания, кружки, чтение и дополнительные занятия. Предусмотрите в режиме время на дорогу в школу и обратно.
- Общение с друзьями и семьей. Это важная часть жизни ребенка. Не жертвуйте ею в пользу учебы и лишнего часа дополнительных занятий.
- Физическая активность. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дети в возрасте 5–17 лет должны хотя бы три раза в неделю получать аэробные физические нагрузки высокой эффективности. В основном это происходит на уроках физкультуры. Однако прогулки на свежем воздухе, активные игры и любая двигательная деятельность не теряют актуальности для младших школьников. На них следует отвести около 2–3 часов.
- Свободное время. Предусмотрите в расписании школьника время, которое ничем не занято. Оно необходимо ребенку для творчества, спонтанных игр, реализации собственных идей.
Напишите все ежедневные дела школьника, начиная с подъема и заканчивая отходом ко сну. Определите сколько времени малыш тратит на каждое из них. Составьте расписание на день, неделю, месяц. Распорядок дня младшего школьника может выглядеть таким образом:
7:00 — подъем, утренняя гигиена, зарядка.
7:20 — завтрак.
7:50 — дорога в школу.
8:30 ― 13:00 — время в школе.
13:30 — дорога из школы.
14:00 — обед.
14:30 ― 15:00 — послеобеденный сон.
15:00 ― 16:30 — встречи с друзьями, прогулки.
16:30 ― 17:30 — подготовка к школе.
17:30 — свободное время, прогулка.
19:00 — ужин.
19:30 — время семьи.
20:30 — подготовка ко сну.
21:00 — сон.
Помните, что выполнить все запланированное невозможно. Сделайте график гибким, оставляйте время в резерве. По необходимости вносите в расписание изменения.
Режим дня для учеников средних и старших классов
Чем старше школьник, тем больше собственных увлечений у него появляется и тем больше ответственности за соблюдение режима ложится на его плечи. В особенности это касается старшеклассников.
Расскажите им о приемах тайм-менеджмента, которые помогут управлять временем и больше успевать. Постарайтесь не навязывать свои требования соблюдения режима. Обсудите расписание и объясните, почему его необходимо соблюдать. Обязательно подготовьте «штрафные санкции» на случай серьезного нарушения режима сна.
Как составить распорядок дня школьника? При организации режима дня ученика старшей и средней школы учитывайте его физиологические особенности и существующие нагрузки. Чередуйте периоды труда и отдыха. Обеспечьте ребенку достаточные физические нагрузки, качественное питание и сон. Сделайте график гибким и постарайтесь оставить время для различных форс-мажоров.
Учеба и отдых
К выполнению домашнего задания школьникам рекомендуется приступать после 4 часов дня. В это время мозг ребенка начинает устанавливать новые связи и лучше усваивает информацию. На домашнее задание ученикам 4–5 класса отводите 2 часа, а учащимся 6–8 классов ― 2,5 часа. Старшеклассникам на выполнение домашнего задания и подготовку к школе потребуется порядка 3,5 часа.
Длительность прогулок, подвижных игр и физических нагрузок должна составлять не менее 2,5 часов в день. Несмотря на это, только 26% казахских школьников, как утверждает Риза Боранбаева и ее коллеги, делают зарядку регулярно. Не упускайте этот момент из виду и внесите в утреннее расписание упражнения.
Предусмотрите 1–2 часа свободного времени, когда школьник может заниматься своими делами или, к примеру, просто бездельничать.
Сон
Недостаток сна приводит к ухудшению памяти и внимательности, проблемам с учебой, плохому настроению. Недосыпание может спровоцировать различные проблемы со здоровьем, включая появление лишнего веса.
Норма сна для детей 1–7 классов ― 10–10,5 часов. Длительность сна учеников в 6–9 классе ― порядка 9,5 часа. Старшеклассники должны спать 8–9 часов. Чтобы соблюсти эти нормы и обеспечить хорошее качество сна, необходимо ложиться в одно и то же время. За 2 часа до отбоя важно снизить эмоциональные нагрузки.
Питание
Неправильный режим питания плохо сказывается на состоянии школьника. Он быстро устает, становится невнимательным и раздражительным, теряет интерес к учебе. Для восполнения энергии и сил ученику средней и старшей школы требуется 4–5 приемов пищи в день. Промежутки между ними не должны превышать 4 часа.
Примерное расписание для учащихся средней и старшей школы:
07:00 — пробуждение.
07:00 ― 07:30 — зарядка и умывание.
07:30 — завтрак.
07:50 — дорога в школу.
08:30 ― 14:30 — школьные занятия, дорога домой.
14:30 — обед.
15:30 ― 17:00 — прогулки, игры на свежем воздухе, встречи с друзьями.
17:00 — полдник.
17:15 — подготовка домашнего задания.
20:00 — ужин.
20:30 ― 22:00 — помощь родителям в работе по дому, творчество.
22:00 — вечерний туалет и подготовка ко сну.
22:30 — сон.
Стремясь вырастить из ребенка гения, некоторые родители составляют для него слишком плотный график. Этого делать нельзя. Времени на отдых у ребенка не остается. В результате он теряет интерес к учебе и любимым занятиям.
Распорядок дня помогает грамотно распределить время школьника, избежать проблем с обучением и уменьшить стресс, вызванный растущими учебными нагрузками. При его составлении важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и его интересы. Не делайте график излишне насыщенным нагрузками. Помните, он должен помогать школьнику в учебе, а не угнетать его.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1787215-rezim-dna-skolnika-rekomendacii/
Учёба в школе, дополнительные занятия, спортивные секции и кружки — современный ребёнок загружен не меньше, а иногда даже больше взрослых. Порой такой подход приводит к плачевным последствиям: повышенной утомляемости, снижению мотивации и работоспособности, а также ухудшению здоровья и самочувствия ребёнка. Чтобы избежать выгорания и сделать будни школьника не только продуктивными, но и грамотно спланированными, важно правильно составить распорядок дня, который обеспечит баланс и гармонию.
Правильный распорядок дня ребёнка — какой он?
Прежде всего режим дня должен быть комфортным для ребёнка. При составлении распорядка дня школьника важно не пытаться запланировать как можно больше, а найти золотую середину между умственной и физической нагрузкой, общением с друзьями, хобби и восстановлением. Не стоит умещать учёбу и три-четыре секции в одни сутки в ущерб отдыху. Гораздо важнее — психологический комфорт школьника.
Второй признак правильно составленного расписания — его эффективность. Благодаря чередованию сложных, но важных занятий с лёгкими и развлекательными активностями ребёнок будет меньше уставать и успевать больше.
Как организовать режим учёбы и отдыха для школьника: 6 важных шагов
Школьные занятия — основа расписания
Уроки в школе и дополнительные занятия будут основой расписания, так как их время, как правило, фиксировано, если речь не идёт об обучении в онлайн-школах и уроках с репетитором. Расписание в общеобразовательных школах составляется с учётом требований СанПиН 2.4.2.2821-10. Так, например, ученики первого класса должны проводить в школе не больше 21 академического часа в неделю, а для учащихся 10–11 классов допустимы 34 учебных часа в неделю.
Установите чёткое время отхода ко сну
Так организму будет не только комфортнее засыпать, но и просыпаться утром. Детей младшего школьного возраста бывает сложно уложить в кровать в то время, когда взрослые и их старшие братья и сёстры ещё бодрствуют. В этом случае помогают приятные вечерние ритуалы: тёплая ванна с пеной, кружка горячего молока, чтение сказки. Перед сном также рекомендуется проветривать помещение.
Позаботьтесь о сбалансированном рационе
Количество приёмов пищи и их калорийность зависят от возраста ребёнка, а также его физической и умственной нагрузки. Но есть и общие моменты, которые помогут составить правильный режим питания школьника.
- Перерывы между приёмами пищи не должны превышать 3,5–4 часа, а потому не забывайте о том, чтобы ребёнок имел при себе перекус.
- Педиатры не устают напоминать о том, что завтрак обязателен! Сытный и полезный утренний приём пищи обеспечит школьника энергией на первые несколько часов после пробуждения и поможет организму проснуться.
- Не менее важен и режим питания. Чётко установленное время приёма пищи обеспечивает оптимальную работу желудочно-кишечного тракта и лучшее усвоение питательных веществ.
Не забывайте о домашней работе
Домашние задания помогают школьнику закрепить изученный в классе материал, поэтому лучше выполнять его в день, когда оно было получено, если, конечно, такая возможность есть. Если нет, следите за тем, чтобы нагрузка распределялась равномерно, а каждому предмету было уделено необходимое количество времени. Во время выполнения домашней работы рекомендуется делать перерывы между предметами для лучшего переключения внимания. Это может быть, например, зарядка для глаз или лёгкая гимнастика. Лучшее время для выполнения домашнего задания — с 16:00 до 18:00, когда отмечается второй подъём работоспособности. И не забывайте о прогулках — перед выполнением заданных уроков рекомендуется провести 1,5–2 часа на свежем воздухе.
Выделите время для общения с друзьями и близкими
Чем младше ребёнок, тем важнее для него время, проведённое в кругу семьи и сверстников. Чем больше внимания будет получать ребёнок, тем лучше, поэтому общению непременно нужно выделять место в расписании. Это можно делать как отдельно, так и совмещая с другими занятиями, например:
- родители могут помогать в выполнении домашнего задания;
- в школу ребёнок может ходить не один, а вместе с друзьями;
- общаться со сверстниками также можно на переменах или на внеклассных занятиях;
- отдельное время необходимо выделить на прогулки на свежем воздухе в компании друзей и родственников.
Помните о важности новых впечатлений и физической активности
Молодому растущему организму важно получать положительные эмоции и находиться в движении, поэтому не забывайте выделять время на активный отдых и развлечения. Например, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры с родственниками и друзьями, семейные походы в театр, цирк, парк аттракционов, поездки на дачу.
Рекомендации от Роспотребнадзора: применяем знания на практике
Оптимальное время ночного сна для школьников:
- 1–4 класс — 10–10,5 часа;
- 5–7 класс — 10,5 часа;
- 6–9 класс — 9–9,5 часа;
- 10–11 класс — 8–9 часов.
Здесь также важно отметить, что первоклашкам рекомендуется организовать дневной сон длительностью до двух часов, а во время продолжительного стресса организму необходимо больше времени на восстановление, поэтому в период проведения экзаменов и тестов сон должен быть продолжительнее.
Оптимальное для выполнения домашнего задания время для школьников:
- 2–3 класс — 1,5 часа;
- 4–5 класс — 2 часа;
- 6–8 класс — 2,5 часа;
- 9–11 класс — 3,5 часа.
Примерный распорядок дня ученика младших классов:
- 7:00 — подъём;
- 7:00–7:15 — уборка постели, водные процедуры;
- 7:15–7:30 — лёгкая зарядка;
- 7:30–7:50 — завтрак, сборы в школу;
- 7:50–8:30 — дорога в школу;
- 8:30–13:00 — уроки в школе;
- -перекус-
- 13:00–13:30 — дорога домой;
- 13:30–14:00 — обед;
- 14:00–15:00 — дневной сон;
- 15:00–16:00 — прогулка;
- -полдник-
- 16:00–18:00 — выполнение домашнего задания;
- 18:00–19:00 — кружки / секции / прогулка с друзьями;
- 19:00–19:30 — ужин;
- 19:30–20:45 — свободное время (игры, чтение, общение);
- 20:45–21:00 — водные процедуры;
- 21:00–7:00 — сон.
Примерный распорядок дня ученика старших классов:
- 7:00 — подъём;
- 7:00–7:15 — уборка постели, водные процедуры;
- 7:15–7:30 — лёгкая зарядка;
- 7:30–7:50 — завтрак, сборы в школу;
- 7:50–8:30 — дорога в школу;
- 8:30–15:00 — уроки в школе;
- -перекус-
- -обед-
- 15:00–15:30 — дорога домой, прогулка;
- 15:30–16-00 — отдых, общение с друзьями, хобби;
- -полдник-
- 16:00–18:00 — выполнение домашнего задания;
- 18:00–20:00 — кружки / секции / прогулка с друзьями;
- 20:00–20:30 — ужин;
- 20:30–22:15 — свободное время (игры, чтение, общение);
- 22:15–22:30 — водные процедуры;
- 22:30–7:00 — сон.
Как отслеживать режим дня школьника?
В теории задача составить идеальное расписание кажется вполне осуществимой, однако на практике не все школьники готовы следовать придуманному не ими плану. Именно поэтому распорядок дня стоит составлять совместно с ребёнком. В случае со старшеклассниками важно прислушиваться к их желаниям и дать понять, что их мнение имеет вес. Когда речь идёт об учениках младших классов, можно попробовать заинтересовать их небольшим интерактивом. Например, ребёнок может клеить наклейку рядом с пунктом о посещении кружка или секции каждый раз, когда сходил на занятие, или ставить галочку рядом с пунктами о подъёме и отходе ко сну. В конце недели или месяца можно поощрить ребёнка за определённое количество наклеек или галочек по каждой задаче.
А что с расписанием хоумскулеров?
Детям, которые учатся дистанционно, также необходим грамотный распорядок дня, но при его составлении важно учитывать то, что ученики онлайн-школ получают ряд преимуществ в составлении плана на день.
- Сэкономленное на дорогу в школу время можно потратить на прогулку с друзьями, хобби или на то, чтобы подольше поспать.
- Заниматься можно в любом месте и обстановке (дома за компьютером или в саду на даче, главное, чтобы был доступ в интернет), а ещё — выбирать удобное время для занятий, благодаря чему есть возможность самостоятельно выстраивать учебное расписание с учётом дополнительных занятий, секций и кружков.
- Уроки строятся на основе видеоформата, благодаря чему можно настроить удобный для ребёнка темп воспроизведения, несколько раз пересматривать непонятные моменты, останавливать запись при необходимости и неоднократно к ней возвращаться.
- Родители могут выбрать удобные сроки сдачи домашнего задания с учётом обстоятельств и индивидуальных особенностей ребёнка (например, раз в месяц или раз в неделю).
В целом при составлении распорядка дня школьника важно учитывать не только возраст и нагрузку, но и индивидуальные особенности ребёнка (характер, способность к обучению, потребность в общении). Главное, помнить, что режим дня должен помогать ребёнку сохранять психологическое спокойствие и добиваться поставленных целей, а не притеснять его. Чрезмерное давление обязательств может плохо отразиться на эмоциональном состоянии и спровоцировать необоснованное беспокойство. Необходимо объяснить ребёнку, что распорядок — это лишь его помощник. Постепенно он сам научится выделять важное, распоряжаться своим временем и действовать в соответствии с обстоятельствами.