Как составить план экспедиции

Вольный перевод главы 1 "Planning an expedition" из
"Expedition Handbook" Королевского Географического Общества.
Автор Найджел Уинсер. Полистать начало книги можно ЗДЕСЬ.

Проекты, надежды и решения толкались в моём мозгу и требовали внимания. Я не мог бредить всем этим изо дня в день. Я должен был всё спланировать.
ПИТЕР БОРДМАН, АЛЬПИНИСТ

Точка отсчёта в планировании экспедиции очень простая. Для начала тебе требуются три вещи: клочок бумаги, карандаш и тихий уголок, где никто тебя не побеспокоит.

Остановись, и дай своему мозгу возможность обдумать проект, который собираешься реализовать. Он может быть связан с твоими личными интересами, с обучением, или с твоей страстью к активному отдыху.

Будь то школьная экскурсия, творческий отпуск, или университетская исследовательская экспедиция, подумай, что для этого нужно сделать и какие полевые исследования ты реально хотел бы провести. Что это будет? Научные поиски или авантюрное путешествие? Одиночное или командное? На ближайших холмах или тебя всё же манят дальние дали и сложные ситуации? Или это будет географическое исследование, которое поможет людям лучше понять устройство нашего мира? Потенциальные темы для исследований бесконечны, как безгранична и Вселенная, которую мы исследуем.

Комментарий PMP:
Это самый первый инструмент управление проектами, который звучит так «Хочешь разобраться со своими мыслями — впиши их в бумагу!». Ну, или в современном варианте — «вырази их буквенно-цифровым и графическим способом».

Пока обдумываешь, начинай набрасывать список того, что ты хотел бы достичь — как сам лично, так и вместе с командой. Перечисляй специалистов, которых ты хочешь привлечь и с которыми хочешь поработать. На своё усмотрение составь список ощутимых результатов, которые помогут тебе измерить успешность данного предприятия. Новые знания, новые навыки, новый язык, новые иностранные знакомства, новые культуры, новые приключения? Научная работа, отчёт об экспедиции, альбом потрясающих снимков, телефильм? Чем длиннее список – тем значительнее поставленная задача. Но, в любом случае, этот предварительный список нужно сделать. Это фундамент на которым ты начинаешь строить свою экспедицию.

Теперь сделай глубокий вдох и ответь себе, только честно — есть ли у тебя навыки, чтоб взвалить на себя весь этот груз? Возможно, стоит урезать список и взяться за задачу попроще. Тщательно обдумай список. Твоё сердце подскажет, готов ли ты взять на себя ответственность за организацию такого проекта и будут ли те, что пойдут за твоей идей? Поделись своими планами с семьёй, друзьями и возможными членами будущей команды. В зависимости от их комментариев, снова пересмотри свой список!

Во время этого анализа тебе нужно определиться с ответственными людьми. Начни с перечисления тех, кто, на твой взгляд, хотел бы поучаствовать в реализации твоих великих планов, поскольку это как раз те люди, за которых тебе придётся нести ответственность и перед которыми придётся отчитываться. Это могут быть:

  • принимающая сторона или местное сообщество, с которыми ты будешь работать, перемещаться по местности и у которых будешь останавливаться;
  • твоя команда, их семьи и партнёры;
  • твоя организация, школа, университет или исследовательский институт;
  • спонсоры и другие сторонники, которые сделают проект возможным с ресурсно-финансовой стороны;
  • и все, кому ты планируешь презентовать свой проект.

Если ты вдруг понял, что перечень всех этих обязательств ложится на тебя слишком тяжёлым бременем – брось всё прямо сейчас, пока ты не начал распалять надежды других людей. Если же всё в порядке – вернись списку и пересмотри цели. И вот начиная с этого самого момента, есть несколько способов преобразования твоего списка в реалистичный план по организации экспедиции вне зависимости от замысла, масштаба, пункта назначения или стоимости.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Комментарий PMP:
На данном этапе каждую цель стоит оценить поSMART-критериям, тогда ещё проще выделить генеральную, да и вспомогательные цели приобретут правильные формулировки. SMART-цели должны быть:
S — Specific (Конкретная)
M — Measurable (Измеримая)
A — Achievable (Достижимая)
R — Relevant (Актуальная)
T — Time-bound (Ограниченная во времени)

Вот что нужно делать дальше.

  1. В списке приоритетов выдели те аспекты проекта, которые важны лично для тебя. Проконсультируйся и обсуди их со своей командой или, по крайней мере, с потенциальными участниками проекта. «Приоритетные» задачи, которые вызывают сомнения, на время нужно отложить в сторону. В этой мешанине идей постарайся создать некоторое подобие порядка, чтоб можно было сосредоточиться на том, что ты считаешь единой чёткой целью; на том, что хочешь сделать – на проекте.
  2. После обсуждения, запиши цель экспедиции или проекта как простую однозначную формулировку: Целью моей экспедиции в следующем году является… Это и есть твоя генеральная цель. А затем представь эту краткую формулировку для критики тех, кто уже участвует в проекте, чтоб проверить её жизнеспособность. После нескольких итераций ты поймёшь, что у вас уже достаточно взаимопонимания для продолжения!
  3. Затем выбери из своего списка все остальные цели, которые ты хочешь достичь, а также требуемое время и средства. Эту будут ваши вспомогательные цели. Возможно на этом этапе придётся решить, какими из них можно пожертвовать для достижения генеральной цели. Отделение генеральной цели от вспомогательных – наиважнейший этап планирования. Модель, представленная на Рисунке 1.1, может помочь тебе.

Рисунок 1.1. Генеральная цель и вспомогательные цели

Рисунок 1.1. Генеральная цель и вспомогательные цели

Чтобы осознать ключевое значение этой точки, взгляни на следующие проекты: с одной стороны — научный проект в горах, с другой – альпинистская экспедиция.

  1. Генеральной целью научного проекта в горах может быть взятие осадочных кернов для расчёта долгосрочной модели изменения климата. Вспомогательными целями могут быть:

    • создать геологическую карту региона;
    • сделать ботаническую коллекцию местных трав;
    • провести физиологические эксперименты с горной болезнью;
    • оценить воздействие туризма на природу;
    • сделать фотоотчёт для лекций и веб-сайта;
    • сделать учебный видеофильм;
    • подняться на одну-две ближайшие горы.
  2. Генеральной целью альпинистской экспедиции может быть подъём, по крайней мере, двух членов команды на конкретную гору и их безопасное возвращение. Вспомогательными целями могут быть:

    • опробовать новый маршрут к горе;
    • подняться на несколько пиков поменьше для обучения и физической подготовки;
    • собрать несколько геологических/ботанических коллекций;
    • провести медицинское обследование;
    • изучить ремёсла в местной деревне;
    • написать несколько популярных статей;
    • определить другие вершины в этой местности для будущих экспедиций.

В обоих случаях, если всё пойдёт хорошо, все вспомогательные цели могут быть достигнуты. С другой стороны, если возникнет нехватка времени и средств, вспомогательные цели могут быть незначительно изменены, не подвергая опасности генеральную цель.

Начальный этап планирования – это самая лучшее время для фиксации генеральной и вспомогательных целей на одном листе, в особенности, если вы уже достигли взаимопонимания в команде.

ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

Комментарий PMP:
Существует множество различных способов визуального представления проекта. Помимо представленного здесь варианте, можно использовать MindMap или классическое представление — иерархическую структуру работ WBS.

Как только ты с командой согласовал генеральную цель, можно приступить к разработке более детальных планов. Для объяснения своих планов другим людям, полезно иметь визуальное представление, какой проект ты имеешь в виду, хотя бы в разрезе четырёх параметров – замысла, масштаба, длительности и стоимости.

Эти четыре фактора являются краеугольными камнями твоей экспедиции и, чтоб впоследствии избежать недоразумений, полезно договориться о них как можно раньше. К примеру, ты видишь свой проект как международную команду исследователей, берущих осадочные керны из высокогорного озера; или ты видишь себя в составе группы альпинистов, восходящих на новую вершину? Оба варианта достойны похвалы. Но для краткости тебе нужна собственная «фирменная» картинка. Она поможет тебе в планировании и сборе средств. А важнее всего, она поможет всем членам команды иметь одинаковое чёткое представление об экспедиции, к которой они присоединяются.

Рисунок 1.2 Визуальное представление экспедиции

Рисунок 1.2 Визуальное представление экспедиции

ПЛАНИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ПУТИ

Теперь, приведя свой проект к управляемой форме, ты можешь приступить к планированию критического пути. Для этого существуют пять шагов.

Оценить серьёзность трудностей

Комментарий PMP:
Использование чеклистов — один из признаков промышленного управления проектами, т.е. когда проекты у вас идут потоком один за другим. На начальном этапе зрелости системы УП, вы используете промышленные или просто чужие контрольные списки. На более высоких этапах, вы постоянно улучшаете эти списки, подводя уроки опыта проекта.

Крайне важна трезвая оценка проекта не самой ранней стадии, даже если известны пока не все детали. Существует большое количество пунктов, которые нужно оценить, и, чтоб ничего не упустить, пересмотр контрольных списков может помочь тебе выбрать вопросы, которые нужно учесть и расставить по приоритетам (см. пример Контрольного списка по планированию в Приложении 1 и Контрольного списка по проведению экспедиции в Приложении 2).

Оценить продолжительность требуемых периодов

Составь список задач, которые необходимо выполнить, и дай обоснованное предположение, сколько времени может занять выполнение каждой задачи. Например:

Формирование команды (количество, навыки, обязанности, участники от принимающей стороны) 2 месяца
Научный план (принятие решений по методологии проведения полевых работ) 4 месяца
Логистический план (проработка того, сколько, когда и где вам потребуется воды, продовольствия и топлива) 1 месяц
Страхование (анализ и принятие решения какой вид страхового покрытия вам необходим) 2 месяца
Оборудование (проектирование, закупка, тестирование, испытание, упаковка) 6 месяцев

Каждый пункт плана должен быть оценен индивидуально. Большинство задач займут больше времени, чем ты думаешь. И если ты не начнёшь делегировать задачи, то почти наверняка не успеешь, ну, к примеру, определить даты подачи заявок в ключевые грантовые организации для своего плана привлечения средств. А эти даты как раз определяют крайний срок, когда у тебя уже должны быть готовые для оценки проектные планы, да ещё и в презентабельном виде. Для информации: крайний срок подачи заявок в Королевское Географическое Общество (RGS-IBG) для получения гранта для исследовательской экспедиции – это конец января (для экспедиций, проводящих полевые работы в летние месяцы) и конец июня, для тех, кто собирается проводить полевые работы в зимние месяцы. Поэтому, если ты хочешь получить одобрение и финансирование RGS-IBG, тебе нужно увязать этими бюджетные даты с подробными планами своих исследований и планами людей из принимающей страны.

Доставка научного оборудования – ещё одна, подстерегающая нас, ловушка, потому что требуется заблаговременно заложить достаточный срок на выполнение этих работ (исходим из того, что ты не можешь себе позволить доставку воздушным транспортом).

Закупка оборудования 8 недель
Упаковка 4 недели
Доставка в порт 1 неделя
Морская перевозка 6 недель
Таможенная очистка 5 недель
Транспортировка в точку проекта 1 неделя
Резерв на непредвиденные задержки 4 недели
Всего 29 недель (или 6.7 месяца!)

Составить календарный график

И вот теперь можно получить удовольствие, собирая различные этапы проекта в один календарный график. В левой стороне графика у тебя расположится списком основных этапов, в основной части страницы справа — ожидаемые длительности для каждого набора задач. Всё это может быть начато «на салфетке», а потом грамотно оформлено в электронном виде.

Спланировать критический путь

Если ты уверен, что все задачи в плане взаимоувязаны, то самое время подготовить график «критического пути» всего проекта, чтобы выяснить какие ключевые решения и действия должны быть выполнены и в какой срок; и какие из них жёстко регулируются определёнными датами (разрешения, выделение финансов, перелёты и т.д.). Некоторые задачи могут сдвигаться, некоторые нет. Сводя всё это вместе в качестве бизнес-плана, потребуется некоторое «интеллектуальное гадание». Есть множество разных моделей для построения критического пути, которые можно применять в зависимости от сложности и масштаба твоего проекта. Пример реализованного плана критического пути для школьной экспедиции в Исландию можно посмотреть в Приложении 3.

Расставить приоритеты

Комментарий PMP:
На самом элементарном уровне управления проектами, всё в главе «Планирование экспедиции» расписано правильно. Если же требуется более серьёзное планирование, то нужно обращаться к PMBOK или даже к Practice Standard for Scheduling.

В сутолоке экспедиции полезно знать, какие текущие приоритеты и какие из отстающих задач требуют больше твоего времени, чем остальные. Чрезвычайно полезным является окончательный список понедельных/помесячных задач. Пример «обратного отсчёта», который может быть использован в качестве контрольного списка, находится в Приложении 4. Он показывает типичную школьную или университетскую экспедицию на 24 месяца, включающую 12 месяцев планирования, 3 месяца полевых работ и 9 месяцев написания отчёта об экспедиции. Предполагается, что у тебя уже есть представление о генеральной цели, вспомогательных целях, размере команды и предварительном бюджете, а также что ты со своими коллегами и другими консультантами уже сделал предварительные исследования на предмет осуществимости твоего плана. Тебе нужно адаптировать этот пример в соответствии со своим собственным графиком, в зависимости от того, когда ты планируешь осуществить проект. НЕЛЬЗЯ следовать этому плану без учёта твоих собственных критериев. Просто можешь использовать его в качестве отправной точки для своего проекта.

Удачи тебе в твоём планировании. Все географически удалённые проекты, независимо от их назначения – реально очень тяжёлая работа. Поэтому нужно быть на 100% уверенным, что трата двух лет на организацию и проведение зарубежного проекта – стоит того. Всё это не для слабонервных. Только твоя приверженность и энтузиазм могут сделать проект успешным. Всё будет зависеть только от твоей мотивации в достижении генеральной цели, которую ты поставил перед собой в самом начале.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Blashford-Snell, J. and Ballantine, A. (1977) Expeditions the Experts’ Way. London: Faber & Faber.
Deegan, P. (2002) The Mountain Traveller’s Handbook: Your companion from city to summit. Manchester: British Mountaineering Council.
Edwards, D. (2000) Exploring New Frontiers: A guide to planning expeditions and team research projects in the field. Glasgow: Royal Scottish Geographical Society.
Keat,W. (ed.) (2000) Expedition Guide. Windsor: The Duke of Edinburgh’s Award Scheme.
Land, T. (ed.) (1978) The Expedition Handbook. London: Butterworths.
Lorie, J. (ed.) (2000) The Traveller’s Handbook. London: Wexas.
Putnam, R. (2002) Safe and Responsible Expeditions. Newark, Notts: Young Explorers’ Trust.
Young Explorers’ Trust (2002) YET Expedition Manual. Только веб-публикация (www.theyet.org).
PMDoc (2014) Шаблоны для планирования проекта. Веб-публикация (www.PMDoc.ru).

Следующая глава 2 LEADERSHIP AND TEAMWORK.

преамбула

«Экспедиция — путешествие со заранее специально определённой целью», нашем случае — с познавательной.

Настоящие советы не нужны:
а) путешественникам-рантье без каких-либо социальных обязательств, которые в собственном кемпере имеют возможность путешествовать бесконечно долго, открывая для себя всё новые и новые страны…;
б) в путешествиях «отсюда и до обеда«, в которых перемещение по региону проведения не имеет цели, носит случайный характер и ограничено лишь временными и/или стоимостными факторами;
в) в трансферах от места постоянного проживания к месту временного пребывания — отдыха, который не связан непосредственно с автомобилем.

СОВЕТЫ

0. Определите регион и сроки проведения экспедиции

1. Выпишите «точки интереса» — POI, — которые вы хотите посетить: исторические памятники, культурные объекты, природные достопримечательности, видовые точки. Нанесите на карту.
Изучите доступные геоинформационные системы на возможное нахождение рядом с за-планированными к посещению неизвестных вам «точек интереса», которые оказались интересны вам и которые обидно было бы пропустить.
Соберите необходимую (или максимально возможную) информацию о включенных в план «точках интереса», их доступность и привлекательность в период путешествия.
В противном случае, скорее всего, вы будете кусать локти зимними вечерами из-за то-го, что не посетили уникальный водопад, только потому что не знали, что проезжаете мимо него.

2. На основе имеющейся дорожной сетки и/или маршрутных сервисов составьте примерный маршрут движения. «Задачу коммивояжера» решайте исходя из важных для вас критериев оптимизации.
Иначе ваше перемещение по региону проведения путешествия будет напоминать шараханье тараканов на полу кухни под включенной среди ночи лампочкой.

3. Верифицируйте «точки интереса» и полученные в п.2 треки на основе доступных космоснимков.
Проверьте актуальность космоснимков.
Обратите внимание на соответствие растровой дорожной карты и векторных карт маршрутных сервисов фактическому состоянию дорог; в случае выявленных расхождений вернитесь к п.2.
Нанесите на карту места расположения АЗС, пополнения воды, пищи (рынки, магазины), места питания (столовые, кафе). Оцените время, которое будет затрачено на их посещение.

Полный размер

На фото — областная дорога с твердым, согласно Яндексу, покрытием

4. Выпишите продолжительность посещения и возможное время посещения «точек интереса» (напр., время работы для посещения экспозиций или расположение солнца для «правильного»освещения видовых точек).
Учитывайте время на парковку, выезд со стоянки, пеший маршрут подхода и прочее.
Выпишите протяженность участков трека и продолжительность движения по ним от одной «точки интереса» до другой с учетом места прохождения участка трека, фактического состояния дорожного полотна, данных геоинформационных систем, собственного накопленного опыта.
Выпишите объекты дорожной инфраструктуры и время их посещения.
Выпишите возможные интервалы движения с учетом восхода и захода солнца, времени заселения в места размещения, времени работы паромных переправ и различных КПП и т.п.

5. Составьте подробный план-график, включающий поминутный (с точностью до 5-10 ми-нут) и покилометровый (до 100 м для пешего перемещения) распорядок дня. При необходимости вернитесь к п.4 к части изменения интервалов движения.
В случае превышения получившийся продолжительности путешествия над граничными значениями (напр., продолжительность отпуска), вернитесь в п.1 или п.2 по собственному усмотрению.

График — есть тонкая ниточка, связывающая наши безграничные желания с нашими же весьма куцыми финансовыми и временными возможностями. Нет смысла рассуждать о потерянном духе странствий и непойманном дзене, пока не выложены из машины смартофоны, навигаторы и ноутбуки, пока считающий себя опытным путешественник обескураженно смотрит в айфон, оказавшись посреди степи без сотовой связи.

6. Определите места ночевок на основе коммерческих систем (доски объявлений, системы бронирования, booking.com и т.п.) для стационарных мест размещения или спутниковых снимков для туристических лагерей.
Подготовьте информацию для заказа стационарных мест, при необходимости заранее выполните бронирование.
Определите основные места установки туристических лагерей по космоснимкам; определите резервные места на случай занятости основного. Разработайте треки подъездов к лагерям.
В случае невозможности найти место ночевки на существующем маршруте движения вернитесь к п.2 для изменения маршрута с учетом возможных мест ночевок.

Полный размер

Аварийный лагерь у найденной по картам и космоснимкам излучины безымянной горной речушки

7. Определите возможные дополнительные места лагерей по треку на случай непредвиденных задержек при движении по маршруту. Аварийные места лагерей ищите непосредственно во время путешествия по карте, уточняйте по космоснимкам (пока экспедиционная колонна продолжает движение) и, при необходимости, проверяйте разведывательным экипажем.
Определите т.н. «срезки» — участки, позволяющие сократить время прохождения маршрута за счет исключения из него отдельных «точек интереса».
Разработайте набор «радиальных выходов», состоящих из дополнительных «точек интересов» и треков до них, которыми вы сможете воспользоваться в случае продолжительного устойчивого опережения план-графика (напр., сдача в эксплуатацию 500 км асфальтового полотна) или невозможности продолжения движения по части графика (размыта переправа, закрыт проезд и т.п.).

8. Сформируйте группу экипажей (экспедиционную колонну) в составе не менее 3 машин в целях общей безопасности. В группу включайте знакомые экипажи или экипажи на схожих (идентичных) машинах. О незнакомых экипажах узнайте из социальных сетей.
Познакомьтесь.

В случае невозможности сформировать колонну обеспечьте себя резервными финансовыми средствами в сумме по состоянию на 2020 г. при перемещении по странам бывшего СССР из расчета 50 тыс. руб. на каждые 1000 км удаления от дома.

9. Согласуйте с экипажами навигационные программы. При возможности подготовьте для программ оффлайн базы данных картографической и спутниковой информации.
Сформируйте полный набор данных состоящий из всех «точек интереса», точек лагерей, основных треков, срезок, выходов, подъездов и проч., запишите его в доступных форматах, раздайте соэкспедиционерам. Проверьте доступность геоинформационных данных на программно-технических комплексах экипажей.
Раздайте соэкспедиционерам план-график.

10. Интересного путешествия и счастливого пути!

  • Введение

    Нашей группе было предложено создать план ботанической экспедиции, который будет реализован в майском цикле.

  • Место проведения экспедиции

    Место проведения экспедиции: Окрестности города Казань, а также территория Волжско-Камского заповедника. Более подробный маршрут экспедиции, все точки, направление движения, Вы можете увидеть на данной карте. За основу были взяты заметки и планы Петера Фалька, сделанные в последние недели жизни, когда он находился в Казани.
    * Для того, чтобы более подробно рассмотреть карту, пожалуйста, произведите нажатие мышкой на картинку в верху.

  • Состав участников экспедиции

    Состав участников:
    1) Багатова Резеда Гумаровна — методист, педагог — наставник проектного творчества ЛИ ФГБОУ ВО «КНИТУ».
    2) Франова Евгения Владимировна — педагог — наставник, преподаватель химии ЛИ ФГБОУ ВО «КНИТУ».

    4) Багавеев Артур — руководитель студии, научный сотрудник
    5) Герасимов Евгений — научн.сотрудник
    6) Франов Егор- науч.сотрудник
    7) Королева Анна — научн.сотрудник
    8) Тихонова Карина- научн.сотрудник

  • 1) Обоснование плана экспедиции             2) Формат проведения экспедиции: очный.

    Проанализировав информацию по теме: «Экспедиционная деятельность в России XVIII века», мы заинтересовались такой личностью как Иоганн Петер Фальк. Данный человек совершил много экспедиций по территории России. Он также остановился и в Казани, чтобы описать геоботанические ресурсы данной местности. Но к сожалению, в Казани Фальк умирает. Вся экспедиционная группа была расформирована и Фальк не завершил последнее задание в своей жизни. Мы решили повторить возможный маршрут Фалька по местам Казани.

  • Цель экспедиции: произвести фотофиксацию и описание редких и краснокнижных растений, произрастающих в окрестностях Казани.
    Задачи:
    1) Научиться определять видовую принадлежность растений.
    2) Научиться правильно описывать растения, оформлять этикетку.
    3) Произвести ботаническую экспедицию, описать и зафиксировать редкие и краснокнижные виды растений. Собрать возможные гербарные образцы не редких и не краснокнижных растений.
    4) Составить отчет по экспедиции.

  • Логистика экспедиции

    Всю логистику экспедиции Вы можете наблюдать в отдельном файле, который прикреплен.

  • Время проведения экспедиции: Дата проведения экспедиции запланирована на начало — середину мая. Это время было выбрано нами не случайно. В данный период на территории Татарстана отмечается сильное разнообразие флоры. Ещё окончательно не отцвели первоцветы, но уже начинают цвести летние растения (среди также огромное количество особо-охраняемых растений ).
    Этапы:
    Организационный — 20.09-30.12.20
    Методический — 01.01 — 06.05.21
    Экспериментальный — 07.05-12.05.21
    Аналитический — 12.05.-17.05.21

  • Вопросы, на которые предстоит найти ответы в ходе экспедиции

    В процессе экспедиции предполагается найти ответы на следующие вопросы:
    1) Сколько видов краснокнижных растений произрастает в окрестностях Казани.
    2) Какие виды редких и краснокнижных растений наиболее часто встречаются.
    3) Сколько встречается в среднем краснокнижных видов на площадке в 16 кв.м. (Будет закладываться около 70-80 площадок).
    4) Насколько сильно антропогенное воздействие на определенные виды растений. (Будет производится съем биометрических показателей и реакция на ф-т каталазы).

Оглавление

  1. Карта
  2. План маршрута
  3. Точки маршрута
    1. Спасское
    2. Андома Гора
    3. Челмужи
    4. Кандалакша
    5. Териберка
    6. Рыбачий
    7. Хибины
    8. Сондалы
    9. Аннелахти
    10. Питер
  4. Заправки
  5. Питание
  6. Список вещей
  7. Бюджет

Карта

Ссылка на маршрут
Общий километраж:  5190 км

План маршрута

Пункт Км Время Выезд Приезд Даты Тип стоянки
Троицк 09.07.2022
Парк-Отель Спасское 390 6,5 6:00 13:00 09.07.2022 Отель
Андома гора 558 9 7:00 16:00 10.07.2022 Палатка
Челмужи 225 4,5 10:00 15:00 11.07.2022 Палатка
Кандалакша 626 10 6:00 16:00 12.07.2022 Отель
13.07.2022 Отель
Териберка 350 7 7:00 14:00 14.07.2022 Отель
15.07.2022 Отель
16.07.2022 Отель
Рыбачий 293 8 8:00 16:00 17.07.2022 Палатка
18.07.2022 Палатка
Хибины 371 9 8:00 17:00 19.07.2022 База КСС / Палатка
20.07.2022 База КСС / Палатка
21.07.2022 База КСС / Палатка
22.07.2022 База КСС / Палатка
Сондалы 696 10 06:00 16:00 23.07.2022 Палатка
24.07.2022 Палатка
Импилахти 410 5,5 09:00 14:00 25.07.2022 Палатка
Питер 323 6 07:00 13:00 26.07.2022 Отель
27.07.2022
Москва 28.07.2022

Точки маршрута

Парк-отель Спасское

Ссылка: [ссылка]

Ориентировочная стоимость: 10 000 руб.

Фото отеля:

Общий план: хорошо поспать, расслабиться, принять душ. Едим в отеле в ресторане. Выезд в 7 утра.

Андома Гора

Ссылка / Месторасположение:  61°16’56.0″N 36°21’48.6″E

Фото объекта:

Тип стоянки: палатка

Общий план: встать с палаткой, обустроить лагерь, посмотреть окрестности, поснимать закат, ночевка. Посмотреть восход. Встать в районе 4 утра, проверить качество света, отсниматься, лечь спать. Спим до 8-30. Подъем. Готовим завтрак. В 10 снимаемся в сторону Челмужей.

Съемка:

Рассвет — в 3-17. Предлагаю встать в 4 утра, оценить обстановку, если фигня — спим дальше. Если нет — снимаем. Солнце получается будет по правую руку под 45 градусов, примерно «на час дня».

Челмужская коса

Ссылка / Месторасположение:  62°33’38.9″N 35°34’37.4″E

Фото объекта:

Тип стоянки: палатка

Общий план: встать с палаткой, обустроить лагерь, посмотреть окрестности, поснимать закат, ночевка. Подъем в  4-30 — 5 утра. Снимаем восход. Завтракаем снимаемся с лагеря. Выезд в 6 утра. Возможен перекус / обед в Медвежьегорске.

DubleDom Кандалакша

Ссылка: https://dubldom.club/kandalaksha

Фото объекта:

Тип стоянки: отель 

Общий план: приезжаем в районе 16:00 — 17:00. Ставим обед. Едим. Надо успеть к закату. Снимем. Там скорее всего будет Белая ночь. Спим. Высыпаемся. Следующий весь день — по погоде. В идеале гуляем по горе и окрестностям, торчим в домике, спим, валяемся, едим, наслаждаемся видами. Снимаем: природу, себя.На утро — едем в Териберку. Выезд — в 7 утра. 

Териберка

Ссылка: квартира

Фото объекта:

Тип стоянки: квартира 

Адрес: Пионерская улица кв.42, Териберка

Фото квартиры:

Общий план: приезжаем в районе 14:00. Нужно узнать какое питание в отеле, есть ли обед и во сколько? Если попадаем — обедаем. Если нет — готовим сами. Продукты по дороге можно купить в Кандалакше или Апатитах. Общий план такой:

  • поспать и поесть, подышать морским воздухом, побродить по морскому берегу
  • если есть сауна — забронировать с прицелом искупаться в море и в сауну
  • посмотреть водопад и кладбище кораблей
  • сгонять на Дальние Зеленцы. Там круто!

Отъезд на Рыбачий в 8 утра.

Рыбачий п-ов

Местоположение: 69°56’08.2″N 31°57’51.4″E

Фото объекта:

Тип стоянки: палатка

Общий план: приезжаем в районе 16:00. Сильно парится на счет темноты не стоит — будет белая ночь, причем скорее всего довольно жесткая. По дороге допускаем какие-то кратковременные остановки с целью поснимать. Плюс — движение будет не быстрое, дорога там полная жесть.

Нужно заранее собрать GPS-координаты всех интересных со съемочной точки зрения локаций и встать возле одной из них, либо менять локацию. Стоим мы тут несколько дней, запас большой по времени, поэтому тут можно оттянуться вполне спокойно.

Нужно быть готовым — на острове может быть очень сильный ветер. Причем Северный! Шарфы, ветровики (обязательно с капюшонами), шапки — обязательно!

Так же на острове озера и ручьи, конечно есть, но не факт, что возле мест стоянок плюс это такое себе. Желательно взять запас воды.

План:

Едем в район Поселка (он же Батарея №10, он же 2 Брата). Там рядом есть знаменитый Глемпинг (Russia Discovery). Координаты — 69°46’32.9″N 31°44’53.1″E. Там можно поснимать, потом туда вернуться. Но стоянку делать я предлагаю в районе 2-х Братьев или Берега Рыжих Камней: 69°49’25.0″N 31°45’59.7″E. Конкретно две эти локации снимать — не переснимать целые сутки. Рядом есть пресноводные источники судя по всему (в районе батареи есть озеро). Здесь стоим обе ночи.

В Районе Вайда-Губы ( приблизительно в 69°56’19.1″N 31°59’18.7″E) лежит ржавший и севший на мель кораблик. Не плохой передний план. В один конец от Двух Братьев туда 53 км. Если делать будем совсем нечего — можно будет сгонять.

Отъезжаем в сторону Хибин в 8 утра.

В идеале, к данной локации иметь:

  • столик и стулья походные — ✅
  • нормальная газовая плитка под ГОСТовские балоны — ✅ (нужно докупить баллон)
  • круто было бы — пара или хотя бы одно походном кресло — ✅
  • каждому пенки-подстрочники под попу
  • тент, который можно растянуть от машины. Набор стяжек и веревок к нему
  • бивачный свет на батарейках — … [вроде как есть газовая лампа — может ее?]

Так же на Рыбачьем можно попробовать половить, но ловля даже на спиннинг с берега в море — такое себе конечно же занятие.

Обед везем с собой. Нужно будет закупиться

Вопросы: 

  • Еще раз разобраться с датами в документе на разрешение на пребывание

Хибины

Месторасположение: 67°48’03.0″N 33°36’11.2″E

Фото объекта:

Тип стоянки: домики базы КСС / палатка

Общий план: Приезжаем в районе 17-00. Житие в домиках базы КСС. Как там все выглядит внутри:

Условия размещения там довольно странные. Нужно звонить узнавать. Есть риск так же попасть на обычные домики КСС (это просто щитовой домик без удобств со сбитыми нарами, куда кладешь спальник и спишь) или спать в палатке. Но будем стараться все же попасть в этот так называемый Рамзан-Север или Базу Куэльпорр. Если получится разместится то огонь! Там даже есть душ! Не понятно только — есть ли теплая вода? Но такое наверное можно согреть в кастрюле / чайнике на худой конец. В общем, получается у нас в худшем случае после Териберки — 3 локации без душа. Это 8 дней без душа. В лучшем — 2. В Сандалы — тоже вопрос как там с Душем и водой. Возможно там даже есть Баня. Надо узнавать.

По списку мест, которые надо посмотреть:

  • озеро Малый Вудьявр
  • водопад Красивый
  • озеро Гольцовое (с палаткой). На самом деле, были летом 2004-го на этом озере и днем стояла жара +35. Если предположим будет какой-то форс-мажор с душем и будет такая же погода — в данном озере на мелководье вполне можно помыться.
  • озера близ базы КСС
  • перевал Южный Чорргор

Сондалы

Фото объекта:

Тип стоянки: палатка

Общий план: приезжаем в районе 17:00 (выезд с Хибин — в 7 утра). По дороге в Кировске / Апатитах / Кандалакше закупаем продукты + перекусим. Живем в палатке. На месте планируем спать + ловить рыбу + есть. Снимать там особо нечего.

Место добавлено исключительно чтобы раздробить маршрут и не ехать из Хибин в Карелию 1200 км. Если что-то поймаем — будем отличный обед / ужин. Будем есть много рыбы.

Предлагается эту точку сделать динамической — по месту определяем, сколько будем стоять: 1 ночь или две.

Надо купить:

  • всякие мелкие аксессуары, которые могут потребоваться: поводки, быстровязки, крючки, грузила
  • наборы разных приманок

Импилахти

Координаты: 61.596812, 31.141290

Референс-видео: https://www.youtube.com/watch?v=W_3ukcA9NPE

Приезжаем, пробираемся по камням, ставим палатку, отдыхаем.

Питер

Общий план: Питер — запасная динамическая точка. В зависимости от того, дадут мне отпуск на 3 недели или нет, будут ли какие-то форс-мажоры по дороге или нет поймем приедем ли мы туда и на сколько. Учитывая, что отелей в Питере вагон и маленькая тележка — предлагается отель снимать по месту. Заниматься данным вопросом будет Настя.

Заправки

Перегон Координаты Описание
Троицк — Спасское На изначально залитом баке
Спасское — Андома 58°04’27.7″N 38°50’37.0″E Заправка в Рыбинске, Пошехонский тракт, 15, Рыбинск, Ярославская обл., 152906
Андома — Челмужи Без заправки
Челмужи — Кандалакша 1) 62°55’18.9″N 34°29’41.3″E
2)67°10’45.1″N 32°23’51.3″E
1) Известная мне уже РосНефть в Медвежьегорске
2) Кандалакша — заезд по улице Дорожников, Роснефть на противоположной стороне
Кандалакша — Териберка 68°53’26.5″N 33°06’40.9″E Заправляемся в Мурманске на пересечении Шабалина и Восточной объездной дороги
Териберка — Рыбачий 1) 68°53’26.5″N 33°06’40.9″E
(69°26’01.5″N 30°47’52.2″E)
1) Заправляемся там же
(На всякий пожарный — есть заправка в городе Заполярном. Совсем рядом с Рыбачим. Роснефть. ~ 120 км). При этом Мурманск — Рыбачий — 166 км.
Рыбачий — Хибины 1) 68°53’26.5″N 33°06’40.9″E
2) 67°35’40.4″N 33°40’03.7″E
1) Заправляемся в Мурманске на пересечении Шабалина и Восточной объездной дороги
2) На въезде в Кировск, на трассе идующей из Апатит есть Роснефть.
Хибины — Сондалы 1) 67°35’40.4″N 33°40’03.7″E
2) 63°44’09.8″N 34°06’24.1″E
1) На въезде в Кировск, на трассе идующей из Апатит есть Роснефть.
2) Топаз-Кола (будет слева) как раз на перекрестке трассы Колы и дороги уходящей на Водлозеро (а потом и на Сегозеро). Заправка — Сондолы — 89 км.
Сондолы — Аннилахти 1) 62°55’18.9″N 34°29’41.3″E 1) Известная заправка в Медвежьегорске. Роснефть. До нее 112 км. Заправка — Сортавала — 387 км.

После Аннелахти список не виду, там уже все понятно, там цивилизация.

Питание

Локация Описание
Спасское Скорее всего поедим в отеле
Андома Походное питание.
Вечер: гречка / рис + курица / жареное мясо. Можно что-то сделать на костре. На Челмужскую косу гриль лучше не оставлять — испортится.
Утро: яишница / каша на огне / каша растворимая
Челмужская коса Походное питание.
Вечер: гречка / рис + курица / жареное мясо. Можно что-то сделать на костре. Если будет время на рыбу — пожарим на костре рыбу (не забыть взять все нужное для костра: топорик, спички, а лучше газовую горелку для розжига)
Утро: яишница / каша на огне / каша растворимая
Кандалакша Узнать, можно ли просто зайти в Медвежку не постояльцам поесть. Если можно — едим там. Если нет — в Едем & Едим.

Потом едим уже в Кандалакше в ДубльДоме (нужно будет в Кандалакше заехать в Магазин купить. Например, магазин Пятерочка (ул. Данилова, 1, 67°08’43.7″N 32°24’26.0″E).

В Кандалакше так же можно поесть в крутом рестике рестике Причал 11.
На всякий случай магаз в Медвежьегорске, чтобы купить еду в дорогу — ул. Дзержинского, д.19 корп.2, 62°54’51.3″N 34°28’15.2″E

Териберка Едим и готовим в квартире. Если что — там наверняка есть рестики, ибо место мега-туристическое, сходим туда.
Продукты в дорогу — покупаем в Кандалакше (адрес — см. выше).
Так же можно купить в Мурманске. Ближайший адрес — 68°53’33.1″N 33°05’53.3″E, ул. Героев рыбачьего, 34, к 1.
Рыбачий Везем с собой. Возможно стоит купить тонкие канистры для воды на 20 литров. Закупаемся в той же Пятерочке в Мурманске. Нужно проверить наличие:
— вода
— специи
— чай
— крупы на 2 ночи (макароны / рис / гречка)
— на первую ночь мясо (курица / говядина)
— на вторую ночь консервы (сайра, тунец, тушенка)
— печенье или что-то другое к чаю
— можно рассмотреть вариант купить мини-кальян
— фруктов немного
— орехи
— сухофрукты
— шоколад (взять чисто горький, без примесей)
— немного алкоголя для сугреву (коньяк / ром)
— можно немного овощей. 2 ночи думаю они пролежат. Можно авокадо взять
— яйца (на утро)
— либо готовые каши либо крупы для приготовления каш утром
— масло
— что-то взять из соображений сварить супчик небольшое (немного картошки, макарошек, лучок, марковка)
Хибины В Кировске собираем набор аналогичный тому, что указал в пункте выше. Адрес магазина: ул. Советской конституции, 6, 67°36’31.0″N 33°39’45.6″E.
Поесть в Кировске: Ресторан Перец.
Сондалы Поесть в самом Сондалы негде. Едим что поймаем и что привезем с собой. Закупаемся в ранее указанном магазине в Кандалакше.
Питер Тут все понятно

Список вещей

Список вещей

Бюджет

Здесь считаем все расходы, но без покупки снаряги к поездки в течение года, а так же спец-оборудования (типа коптера). Это пишем в отдельную трабличку.

Пункт расходов Цена
Бензин 28 000 (550 литров)
Отель Спасское — 10 000 (жилье)
— 2000(Продукты)
Медвежьегорск — 3000 (Рестик)
— 1000 (В Дорогу)
Кандалакша — 3000 (Рестик)
— 2000 (Продукты)
— 8000 (Отель)
Териберка — 19 000 (Отель / Квартира)
— 9000 (Питание)
Рыбачий 2000 (Питание)
Хибины — 3000 (Питание)
— 30 000 (Жилье)
Сондалы
Стоянка на Импилахти
Питер — 8000 (Жилье)
— 3000 (Еда)
— 2000 (Дорога назад)
Итого 130 000

Купить к поездке

Необходимое

Батарейки на все
Накомарники
Посуда походная (кастрюля, сковорода, м.б. чайник побольше)
Большая горелка под ГОСТовские баллоны + ГОСТовские баллоны + редуктор
Мини-насос для воды с Али
Реппеленты
Наполнить аптечку (отдельный блок в этом плане заполнить о составе аптечки)
Доска разделочная
Лопатка (Кухонная)
Фонарь кемпинговый
Термобелье всем
Ветрозащита / влагозащита всем
Что-то Маше из одежды (думать)
Нужны штаны всем. Идти в поход в адидасовых спортивных штанах это вообще не дело. Как самый простой вариант — штаны от военной формы РФ.
Спички, горелки, зажигалки, огниво
Приправы, чай, кофе, какое — это все взять заранее в МСК
Каски Маше. Плюс наколенники + налокотники
Тапки (ходить в номере, в палатке, в сауне)
Банные принадлежности: гели, мыло, шампуни, щетки
Плащи
Спальник Никите
Спальник-одеяло Маше
Спальник Насте (у Елисеевского спальника проверить температурные режимы)
Пенки
Подсрачники
Спальник Елисею
Шатер
Термосы (под чай / кофе / воду) всем
Сапоги-штаны-болотоходы
Тент
Переносной душ-туалет
Самонадувные коврики

Под вопросом

  • Фонари кемпинговый
  • Фонари налобные или ручные
  • Стол + стулья походные (вопрос вообще — надо ли брать, ибо место эта вся хрень будет занимать)
  • Канистра алюминиевая под бензин
  • Пластиковые плоские канистры под воду
  • Топорик-мини (вообще-то топор в машине вроде есть) (Фискарс)
  • Тент типа-палатка (https://www.decathlon.ru/shater-arpenaz-base-id_8373958.html?fromBanner=category)

Related posts:

Если вы планируете пойти в поход, его нужно спланировать, ибо экспромтом в походы не ходят. Разве что в поход выходного дня, да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода, будь то пеший водный или велосипедный. Маршруты составляются по одному алгоритму.

маршрут для похода

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности (этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка “нитки” маршрута, мест посещения (т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути (делается для того, чтобы запланировать кол-во продуктов, снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия (если это планируется)
  7. Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Какие бывают маршруты

Маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные (т.е идем из точки А в точку Б)

разработка-маршрута

  • Кольцевой маршрут (откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)

кольцевой-маршрут

  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

комбинированный-маршрут

Выбираем район путешествия

Выбор района путешествия наверное самое главное занятие  при составлении маршрута. Место должно быть чем то примечательно:

  • Красивая природа
  • Посещение по пути примечательных мест (музеи, церкви, горы, перевалы и т.д)
  • Желательно наличие воды по пути следования

Выбираем категории сложности похода

Категория сложности – является неотъемлемой частью для спортивного туриста, который зарегистрировался в МКК (Маршрутно-квалификационная комиссия) и хочет получить звание либо значок. Я думаю, для вас это будет лишним в настоящее время, поэтому опускаем данный пункт.

Однако вы должны понимать, сможете ли физически преодолеть данный маршрут. То есть категорию сложности определяете исходя из собственной подготовки.

Разработка “нитки”маршрута, мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута. Т.е все расстояние от начала и до конца пути является “ниткой”. Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера, воспользовавшись программами sasplanet или google earth. В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути (нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута (нитку) с помощью бумажной карты, но такие есть. Туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают работу с бумажной картой, даже при планировании маршрута путешествия.

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами, составляю треки пути, там же сохраняю их и заливаю в навигатор. Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту (как обычную, так и спутниковую). Это значительно облегчает планирование маршрута. На карте сразу можно поставить маршрутные точки, измерить расстояние пути, запланировать точки отхода. Короче говоря рекомендую.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать  интересные объекты посещения (если это требуется).

разработать маршрут

Разбить маршрут по дням

Из словаря туриста:

Дневка однодневная остановка на отдых во время похода

Отсидка – вынужденная остановка на маршруте на один день или больше

Запасной день – элемент ресурса времени который закладывается на поход

Важный момент в планировании маршрута – запланированное время путешествия. Время нужно планировать всегда с небольшим “избытком”.

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить (рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче).

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо. Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

Пример маршрута

Учитываем: Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной  день = 8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге.  Каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней (безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку (день отдыха, например для стирки, для бани, посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Не забудьте наметить удобные места дневок, ночевок и биваков,  интересные для посещения объекты.

Выбор ночевки

Для ночевок желательны зоны леса (если не таскаете с собой газ или примус). Открытые участки лучше не выбирать, т.к возможен сильный ветер. Биваки должны устраиваться вблизи водоемов или источников воды. Желательно наличие дров, красивых пейзажей (все условия соблюсти конечно очень трудно), без отклонения от маршрута. Но если есть возможность вышеназванные условия весьма желательны.

Наметить аварийные и запасные варианты

Запасной вариант

Например, вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие (непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например: Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти (Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, но максимально легкопроходимой.

Аварийный выход

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка  должна быть недалеко от населенного пункта или являться им (город, деревня с медиком и т.д),
  • Это может быть просто удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее ,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута, тем больше точке схода.

Подготовка заброски и выброски с района путешествия

Заброска – это предварительная доставка продуктов, снаряжения на наиболее доступный отрезок маршрута или в его начало.

Заброска осуществляется транспортом: автомобилем, конно, вертолетом (если местность сложная и других путей подхода нет). Это достаточно дорогое удовольствие.

Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Последнее в разработке маршрута это составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения и аптечки туриста. Про аптечку туриста прочитать можете здесь.

Смета должна включать в себя все затраты на данный маршрут. Это позволит не только рассчтать стоимость похода, но и позволит ничего не забыть.

Правильная раскладка продуктов очень важна. Спланировать так, чтобы было неголодно,  разнообразно, но при этом не взять лишнего, т.к. все это нести на себе, непростая задача. Очень в этом помогают различные справочники туристов, где можно найти таблицы расчета нормы продуктов на человека и подобрать оптимальный рацион.

Рацион очень сильно зависит от продолжительности маршрута. Если ваш поход рассчитан на 1-3 дня, то подойдут практически любые продукты, а вот собраться в поход дней на 10 уже не так просто. О том как правильно упаковать продукты в поход, я писал здесь.

И помните, к планированию маршрута следует подходить максимально серьезно.

Похожие записи:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Профиль как найти в приложении сбербанк
  • Как найти сайт кыздар нет
  • Как найти 180 градусов на духовке
  • Курсы как найти богатого мужчину
  • Кул ридер как найти книгу