Как составить план функциональные стили речи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет
педагогики и психологии

   
Кафедра  Русского языка и методики преподавания

План-конспект
«Русский
язык и культура речи»

                        
(лекции, практического занятия)

на тему «Функциональные
стили современного русского языка
»

в
рамках педагогической практики

для
направления 44.04.01 «Педагогическое образование»

подготовки
магистра

магистерской
программы «Современные образовательные
технологии в начальной школе
»

Студента
1-го курса магистратуры

Хасанова
Фатима Хазертальевна

(ФИО).

_________________________

(подпись)

Факультетский
руководитель практики

Уракова
Фатима Каплановна

(ФИО).

_________________________

(подпись)

Рекомендуемая
оценка____________

Майкоп,
2020

С1

План-конспект
лекционного занятия

«Функциональные
стили современного русского языка
»

Каждый
раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете
тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует
пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех
Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль
Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека
отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота
дыхания, взгляд и т.д.

Итак,
сегодня мы с Вами рассмотрим, какие стили речи существуют, какие особенности
имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

С2

План

 I.           
Стиль. Функциональный стиль.

II.         
Классификация стилей речи.

1. Научный
стиль.

2. Деловой
стиль.

3. Публицистическийстиль.

4.
Художественныйстиль.

5. Разговорныйстиль.

С3

 Нужные слова в нужном месте – вот подлинное
определение стиля.

Д.Свифт

— Как
вы понимаете слово стиль? Однозначное ли это слово?

(после ответов студентов дать точное определение и историю
происхождения этого слова)

  Слово
«стиль» происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для
письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка,
которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский
поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать
написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение
слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово
заимствовано всеми европейскими языками.

 
Знаете ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью
«палочки», а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и
стирать написанное, чтобы написать еще лучше.

С4

     
I.           
   Стиль. Функциональный стиль.

В русском языке сравнительно
недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая
изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой
ситуации.

Стилистика – это раздел науки о языке, в котором
рассматриваются стили языка, а также использование языковых единиц в различных
условиях речевого общения.

Совокупность
языковых средств, выбор которых обусловлен содержанием, целенаправленностью и
обстановкой речи, составляет то, что обычно называют стилем языка.

Стиль (греч. stilo — палочка, ручка) — это разновидность языка, которая
обслуживает какую-либо сторону общественной жизни.
 Он
называется функциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном
случае определенную функцию.

Функциональный стиль – это подсистема
литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной
деятельности (например, в сфере науки, делового общения, бытового общения и
т.д.) и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых
средств.
 

Функциональные стили представляют собой разновидность
литературной речи, которая выполняет функцию, определяемую условиями речевого
общения.

Термин функциональный
стиль
 подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются
на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном
случае. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов,
композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. Функциональные
стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых
разновидностей, например, в научном стиле – научные
монографии и учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые
письма, в газетно-публицистическом – статья, репортаж и т. п.
 Каждый
функциональный тип речи имеет свои специфические черты, свой круг лексики и
синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом
жанре данного стиля.

Использование того или иного стиля речи зависит от определенных
условий: в какой сфере происходит общение, какова тема речи, личность адресанта
– слушателя или читателя и их взаимоотношения, а также назначения речи.

С5

   II.           
Классификация стилей речи.

В
соответствии со сферами общественной деятельности,
в зависимости от задач речи (общение, сообщение, воздействие) в
современном русском языке выделяют 
две группы функциональных
стилей
:разговорный и книжный
(научный, деловой, публицистический, художественный).

Каждый функциональный стиль имеет
определенную сферу использования, функции (роль), специальные языковые
средства.

В практическом применении часто происходит смешение стилей,
которые начинают взаимодействовать между собой. Этот процесс называют «речевым
потоком».Чтобы понять стилевую принадлежность текста, надо выделить главное
стилевое направление.

С6

С7

1.    Научный стиль

Научный стиль — это стиль научных сообщений. Его цель — сообщение
научной информации.

Основные жанры

·       
Статья

·       
Монография

·       
Диссертация

·       
Энциклопедия

·       
Словарь

·       
Справочник

·       
Учебная литература

С8

Научному
стилю присущи точность, строгость, лаконичность выражений,отвлеченность и
обобщенность
.

Следовательно, в
научном стиле не приемлемы изобразительно-выразительные средства, слова с
экспрессивной окраской, лексика в переносном значении.
Для научного стиля
речи характерно употребление терминов и абстрактных слов; полностью исключена
эмоциональная лексика разговорного характера, фразеологизмы и т.д.; широкое
использование отглагольных существительных, причастий и деепричастий,
преобладание родительного и именительного падежа имени, глагольных форм
настоящего времени 3-го лица и др.; употребление сложных предложений, в том
числе многокомпонентных, и др.

Используются в
данном стиле научные термины, специальные фразеологизмы, сложные синтаксические
конструкции, вводные слова, предложения с обобщающими родовыми наименованиями.

Главное
назначение научного текста – описать явления, предметы, называть их и
объяснять. Общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление
слов в их прямом значении; отсутствие образных средств (эпитетов, метафор,
художественных сравнений, гипербол и др.); широкое использование абстрактной
лексики и терминов.
Например: Наиболее важными
хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям
произрастания (к климату, к почве, вредителям и болезням), долговечность,
транспортабельность и длительность хранения.
(Г. Фетисов).

С9

2.     Деловой стиль

Официально-деловой стиль используется для
сообщения, информирования в официальной обстановке (сфере законодательства,
делопроизводства, административно-правовой деятельности).
В рамках этого
стиля оформляются различные документы: законы, приказы, постановления,
характеристики, протоколы, расписки, справки.

Основные
жанры:

·       
Законодательные акты (законы, постановления)

·       
Официальная переписка

·       
Документы (заявление, заявка, доверенность, объяснительная,
докладная, приказы, протоколы, расписки, справки)

·       
Характеристика

·       
Автобиография (резюме)

Деловому стилю присуще официальность,бесстрастность,императивность,безличность.

С10

Пример официально-делового
стиля речи:

                                              
РЕЗЮМЕ 

                               
Тарасова Валентина  Ивановна

                                           
Бухгалтер

Дата и место

рождения:        11.04.1968
г., Воронеж

Опыт работы:  2001-2002: ЗАО
« МПСК №  1»  строительная компания

Бухгалтер

·     
Вела счета: основные средства, нематериальные активы,

материалы, МБП, касса, расчётный  счёт, расчет с поставщиками и
подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с подотчётными  лицами, с
дебиторами и кредиторами, зарплата, книга покупок и продаж, реализация.
Уверенно работаю с компьютером (
Excel, Word,
1С, Парус, Альф, Зарплата и кадры).

1992-1997: АОО « МЭЛЗ», Москва

Экономист, бухгалтер

·     
Вела счета:  основные средства, нематериальные активы,
материалы, МБП, расчет с поставщиками, расчёты с дебиторами и кредиторами.

·     
Работаю с компьютером (Word, Excel)
.

·     
1997-1999гг. ЗАО «Ольга- сервис» ремонт а/м, торговля запчастями
Москва

·     
2001 ЗАО «Галс – Трейд»  торговля запчастями Москва

Иностр. языки:    
Английский (разговор — хорошо, чтение — хорошо).

Образование:      1975-1981:
Московский институт радиотехники электроники            и
автоматики.             

·     
Факультет: полупроводниковые и микроэлектронные  приборы.

Специальность: инженер электронной техники

    1995: Бухгалтерские курсы.

·     
Квалификация: бухгалтер 

Семейное          Замужем,
двое детей: дочь, сын (студенты)

положение

Увлечения:        спорт:
волейбол и плавание; фото; занятие цветами.

Домашний адрес: Москва,
107589, ул. Хабаровская, 2-301

                               М.
«Щелковская»

Контакты:            
Домашний + 7(095)668-06-80,

                              
рабочий +7(095)617-05-40

                              
Электр. почта
buch@rambler.ru

С11

3.     Публицистический стиль

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей,
выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при
непосредственном контакте с адресатами речи, а также выступлений  по радио,
телевидению

и т. д.

Основные жанры:

·       
Статья в газете, журнале

·       
Репортаж

·       
Интервью

·       
Ораторская речь

·       
Судебная речь

·       
Выступление по радио, телевидению

·       
Доклад

С12

Основная задача —
воздействие на слушателя или читателя с целью побудить его (их) к действию,
размышлениям и т.д. Основная тематика —    общественно- политические и
морально-этические проблемы.

Стилевые черты публицистический стиля – экспрессивность,актуальность, точность и острота, яркость, авторская страстность.

                   Публицистический стиль
более свободен в выборе языковых средств, чем научный и деловой. В публицистике
уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы,
художественно-изобразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная
лексика; широко используются вопросительные (часто риторические вопросы) и
восклицательные предложения, обращения и другие приёмы.

         Пример публицистического стиля
речи:

         Нужно ли говорить, что Россия
богата природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, — об этом знают все.
Но настоящее её богатство – люди, их ум, знания и опыт. За пределами России
давно поняли, в чём поистине неисчерпаемый источник наших богатств. По-прежнему
многие молодые учёные стараются уехать на Запад. И причина этому – не всегда
деньги. Часто нет нужного оборудования в лабораториях, условий для работы. Как
исправить положение? Прежде всего, надо научиться правильно оценивать знания –
так, как это делают во всех развитых странах.
(по
В.А.Макарову).

С13

4.     Художественный стиль

Художественный стильстиль художественной литературы (прозы и поэзии). Воздействуя
на воображение и чувства читателей, передаёт мысли и чувства автора, использует
всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью,
эмоциональностью.

Стилевые черты:
выразительность,образность,индивидуальность стиля.

Художественный
стиль используется в художественном творчестве, его цель — воздействовать на
читателей через созданные образы.

В художественном
стиле распространены изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты и
др.). Кроме того, для создания образа в художественном стиле уместны любые
языковые средства (нейтральная лексика, диалектные и жаргонные слова,
эмоционально окрашенные слова и т. д.).

         Пример художественного стиля:

         «Всё, что вы ни встретите на
Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с
заложенными в карманы руками, дамы в шляпах. Вы здесь встретите бакенбарды
единственные, пропущенные с необыкновенными и изумительным искусством под
галстук, бакенбарды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь, но, увы 
принадлежащие только одной иностранной коллекции.… Здесь вы встретите усы
чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые; усы, которым посвящена
лучшая половина жизни, — предмет долгих бдений во время дня и ночи, усы, на
которые излились восхитительнейшие духи и ароматы.…Тысячи сортов шляпок,
платьев, платков — пёстрых, лёгких, …- ослепят хоть кого на Невском проспекте».
(Н.Гоголь).

С14

5.     Разговорный стиль

Разговорный стиль — служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими
своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по  бытовым вопросам. В
ней часто используется разговорная и просторечная лексика. Для разговорного
стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простая речь.

Стилевые
черты: непринужденность, выразительность, эмоциональность, неподготовленность.

         В
разговорной речи, не является результатом творческого труда, художественного
мастерства. Она является живой реакцией на события, на поступки окружающих
людей.
Используется
людьми для общения в быту с целью передачи своих мыслей, чувств, а также
сообщения о чем-либо. Основу разговорного стиля составляют нейтральные средства
языка, т. е. слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед,
вечер и др.

Особенностью
синтаксического построения разговорного стиля является использование в основном
неполных предложений (Наташа домой, он — за ней.). Это обусловлено тем, что при
разговоре всегда есть возможность переспросить, показать на предмет обсуждения.

Для разговорного
стиля характерны обращения, побудительные и вопросительные предложения. Часто в
разговорной речи используются вводные слова, междометия, модальные частицы
(Представь, завтра экзамен. Да я же не готов!).

Также широко
используются слова с суффиксами эмоциональной оценки (например,
уменьшительно-ласкательные): мамочка, кисонька, а также усеченные формы имен
существительных, особенно имен собственных: пап, мам, Миш, Вань и т. д.

         Для разговорного стиля характерны
простые предложения, диалогическая форма речи, обращения. Содержание
разговорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется
обстановкой речи. Поэтому разговорному стилю присущи неполные предложения: в
них находит выражение лишь то, что дополняет реплики собеседника новой
информации, развивающей тему речи.

                Пример
разговорной речи: За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это
папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу,
разложил всё своё хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы.

Итак, каждый из охарактеризованных стилей
речи имеет свои особенности, однако при анализе текста нужно иметь в виду, что
стилистические границы в современном русском языке весьма тонки и сложны.
Особенности одного стиля могут проявляться в других разновидностях языка.

Сегодня мы хорошо
поработали и смогли выполнить ряд заданий. Рассмотрели примеры стилей речи во
всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными
будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при
создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих
двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а,
следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед
текстом задачи.

— Давайте ответим на вопрос: зачем нам
нужны стили речи?

    — Почему в языке
не может быть один стиль?

С15

Домашнее задание

       Определите, к каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

СТИЛЬ

научный

деловой

публицистический

разговорный

художественный

тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть

       Диссертация,
реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт,
открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное
заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета,
характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь
(выступление).

С16 Таблица

С17
Эталон

С18

Список используемой литературы

1.    
Антонова Е.С., Воителева
Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб.
заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2.    
Власенков.
А.И. Русский язык: грамматика. Тест. Стили речи: учеб. для 10-11 кл.
общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2006.

3.     Колесов В.В. Культура речи –
культура поведения. Л.,1988.

4.     Плещенко Т.П., Федотова Н.В.,
Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи [Электронный ресурс]. ‒ Минск: НТООО
«Тетра Системс», 2001. – Режим доступа: http://sbiblio.com/

5.     Культура речи. Под ред. Максимова
В.Н., Москва 2002г.

6.     Русский язык. Баранов М.Т.,
Григорян Л.Т.

7.     Культура речи. Под ред. Максимова
В.Н., Москва 2002г.

8.     Русский язык. Баранов М.Т.,
Григорян Л.Т.

Функциональные стили речи план

1.Типы
речи: устная и письменная речь.

2.Схема
описания стилей.

3.
Классификация функциональных стилей.

3.1.
Разговорно-бытовой стиль.

3.2.
Официально-деловой стиль.

3.3.
Научный стиль.

3.4.
Публицистический стиль.

3.5.
Художественный стиль.

3.6.
Религиозно-проповеднический стиль.

3.7.
Рекламный стиль.

Устная
и письменная
речь
– формы осуществления языка.

УСТНАЯ
РЕЧЬ

речь звучащая, произносимая.

Характеристики
устной речи:

  1. неподготовленность,
    спонтанность;

  2. как
    правило, наличие коммуникации, наличие
    собеседника;

  3. экспрессивность;
    интонация (темп, паузы, тон, мелодика,
    тембр голоса, акцентирование);

  4. мимика
    и жесты.

ПИСЬМЕННАЯ
РЕЧЬ –
речь,
рассчитанная на зрительное восприятие.

Характеристики
письменной речи:

  1. возможность
    обдумывания;

  2. возможность
    редактирования речи;

  3. отсутствие
    невербальных средств (жестов, мимики);

  4. логичность,
    грамотность, структурированность.

Определение:

Функциональный
стиль –
это
тип литературного языка,

  1. обслуживающий
    определенную сферу человеческой
    деятельности,

  2. возникающий
    на экстралингвистической основе,

  3. тесно
    связанный с содержанием, целями и
    задачами коммуникации,

  4. отличающийся
    принципами отбора, сочетания и
    функционирования языковых единиц.

СХЕМА
ОПИСАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

1.Экстралингвистические факторы:

  • Форма
    общественного сознания, которую
    обслуживает стиль (наука, право, политика,
    искусство, экономика, религия, быт).

  • Функция
    стиля (коммуникативная, информативная,
    когнитивная, воздействующая, эстетическая).

  • Характер
    мышления (конкретный, обобщенный).

  • Адресант
    и адресат (конкретный, обобщенный).

  • Цель
    – назначение содержания речи (ознакомить,
    дать оценку,

доказать
истинность информации, побудить к
совершению действий, воспитать
эстетическое чувство и т.п.).

  • Жанры
    стиля.

2.Стилевые
черты
:

  • Стандартизованность
    или экспрессивность.

  • Точность,
    невозможность инотолкования или
    наоборот.

  • Стилевая
    окраска (долженствование, социальная
    оценочность, образность, категоричность/
    некатегоричность).

  • Наличие
    или отсутствие реквизитов (время, место,
    адрес и др.)

  • Именной
    или глагольный характер речи.

Лингвистические
параметры:

Лексика:
стилевая окрашенность, использование/
неиспользование специальных, жаргонных
или диалектных слов; новых или устаревших
слов; прямых или переносных значений.

Морфология:
наиболее часто используемые части речи,
их формы, особенности с точки зрения
образования (например, отглагольные
существительные, существительные,
называющие должность, глаголы со
значением долженствования, высокий
процент прилагательных в сравнительной
степени и прочее).

Синтаксис:
тип предложений по структуре (простые/
сложные; односоcтавные/
двусоставные; бессоюзные /сложносочиненные
/сложноподчиненные, типы придаточных
в сложноподчиненном); наличие эллиптичности;
прямой / обратный порядок слов; наличие
/отсутствие разных типов осложнения
предложений: однородных членов,
обособленных определений, дополнений
и обстоятельств, вводных слов и
словосочетаний, обращений. Использование
/ неиспользование элементов экспрессивного
синтаксиса: именительного темы,
парцелляции, риторических вопросов и
восклицаний и прочее.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ
СТИЛЬ.

Подстили:

  • Административный

  • Законодательный

  • Дипломатический

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

         Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д.      

        Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим, какие стили речи существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

  1. Этап актуализации.    

  Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.

Д. Свифт

— Как вы понимаете слово стиль? Однозначное ли это слово?

Слово учителя (после ответов участников групп учитель более точно дает определение и историю происхождения этого слова):

        Слово «стиль» происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

       В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

     Знаете ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки»,  а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать еще лучше.

Стиль

Функция

Особенность

Пример

Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

Береза

  1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Информация.

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

Художественный. Стиль художественной литературы.

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

 Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Разговорный (речь)

Характерен для современного Интернета

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

— Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

— Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

— Ну, мы-то с тобой сегодня ого-го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

— Догадываюсь.

— и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

— Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

Слово учителя: 

      Из курса средних классов вы знаете, что в русском языке выделяют следующие  стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный. Теперь каждой группе я дам задание (в виде карточки), по данным определениям постарайтесь узнать, о каком стиле идет речь.

(Задание.  Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний (научный стиль).
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо (официально-деловой стиль).
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей (разговорный стиль).
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо (публицистический стиль).
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя (художественный стиль).

        Прослушиваются ответы учащихся, верные и неверные ответы обсуждаются, дополняются.

  1. Этап повторения (изучения) материала по теме урока. 

Слово учителя:

     Если вы обратили вниманиена каждом столе лежит таблица. Теперь употребляя эту таблицу и вспоминая знания, полученные ранее, вы должны будете приготовить сообщение об одном из стилей. (Учитель преподносит листочек с названием стилей, один из участников группы вытягивает листочек, и группа готовит сообщение об этом стиле).

Изучение таблицы учащимися. Каждая группа рассказывает об одном из стилей (по выбору учителя), используя таблицу и материал презентации. Для подготовки сообщения каждой группе дается 3-5 мин.

Слово учителя:

      Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

Вопросы:

1. Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль).

2. Вы пишете продающий текст (разговорный стиль).

3. Вы пишете seo-статью для блога  (публицистический стиль).

4. Вы пишете гипнотический текст  (художественный стиль).

5. Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль).

4. Этап проверки знаний учащихся.

     Каждый из учащихся получает по одному  примеру текста. Задача – определить стиль речи.

     1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается  (научный).

     2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

     3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

      Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

      – Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

     4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

     5. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

     6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

     7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

     8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

     9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

     10. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).

     11. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что   исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их (художественный).

  1. Этап подведения итогов урока.

Слово учителя:

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

    Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

    Почему в языке не может быть один стиль?

Вопросы, побуждающие к рефлексии:

– Какую проблему мы сегодня обсуждали?
– Что для вас на уроке явилось открытием?
– Какой вид работы наиболее запомнился?

  1. Домашнее задание

       Определите, к каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

СТИЛЬ

научный

деловой

публицистический

разговорный

художественный

тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть

       Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» города Магнитогорска

Тип проекта: информационно-познавательный

Тема итогового индивидуального проекта:

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Проект выполнил:

обучающийся 7 «» класса

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Работа допущена к защите 10 марта 2022г.

Подпись руководителя проекта: __________ /

Магнитогорск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ……………4-10

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятие стиля. Классификация стилей речи………………………………………4 -5

1.2. Функциональные стили книжно-литературного языка………………………………5

1.3. Научный стиль речи…………………………………………………….…………….5-6

1.4. Официально — деловой стиль речи…………….……………………………………6-7

1.5. Публицистический стиль речи ………………………………………………………7-8

1.6. Художественный стиль речи ……….…………………………………………………9

1.7. Разговорный стиль речи………………….……..……………………………..…….9-10

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………… .……………………………………………….……..11

2.1. ССЫЛКА НА ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ……..…….……………….11-12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………………………..13

ВВЕДЕНИЕ

Основные сферы использования русского языка  — это печать, телевидение, интернет-пространство, кино, наука, образование, законодательство, делопроизводство, бытовое общение культурных людей.

Обучающийся должен понимать, что языковые средства, которые целесообразно употреблять при написании статьи в школьной газете, не годятся в лирическом стихотворении; научный оборот неуместен в обиходной речи; разговорная конструкция недопустима в официальном письме.

В этом мы видим актуальность темы проекта. Именно информационно – познавательный проект даёт возможность рассказать сверстникам о функциональных разновидностях литературного языка: грамотный человек обязан знать основные функциональные стили русского языка, уметь их различать и использовать свои знания в повседневной жизни.

В проекте даны основные определения из курса русского языка по теме «Функциональные стили русского языка».

Целью проекта является изучение функциональных стилей русского языка и их особенностей, а также выработка умения различать эти стили. Надеюсь, проект поможет вызвать интерес к этой теме у одноклассников. Также надеемся вызвать интерес к теме с помощью тренировочных упражнений, таким образом можно проверить свои знания.

Задачи исследования:

— изучение понятия «стиль речи» и классификации стилей речи;

— изучение особенностей каждого стиля речи;

— создание интерактивного тренировочного упражнения в сервисе LearningApps.org.

Методы исследования:

— теоретические (анализ литературы, систематизация знаний, теоретические обобщения);

— информационные (поиск, обработка информации, создание мультимедийного продукта).

План работы над проектом:

— изучить литературу по теме, проанализировать найденный материал, систематизировать свои знания и сделать теоретические обобщения;

— приготовить презентацию и представить продукт проекта — интерактивное тренировочное упражнение в сервисе LearningApps.org

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятие стиля. Классификация стилей речи

Правильно построить речевое произведение, подобрать необходимые слова, грамотно их произнести или написать — всё это возможно лишь при наличии средств языка. Нормами литературного языка «ведает» стилистика.

Стилистика — это раздел науки о языке, в котором рассматриваются стили языка, а также использование языковых единиц в различных условиях речевого общения.

Слово «стиль» происходит от лат. stylus – остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова.

Вскоре слово «стиль» стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого.

Стиль – это разновидность языка, которая характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

Вспомните, как вы пользуетесь языком, с одной стороны, у себя дома, среди родных и знакомых, а с другой стороны — при выступлении с докладом на уроке.

Чем отличается ваша речь в первом случае, чем – во втором? В первом случае ваша речь характеризуется отсутствием предварительного обдумывания мыслей и заранее сделанного отбора языкового материала, непринуждённостью беседы. Широким использованием обиходно-бытовой лексики, употреблением грамматических форм и построений, нередко нарушающих литературные нормы: это разговорная речь. Во втором случае вы чувствуете себя скованными, более внимательно подбираете слова и выражения по образцам, которые вам знакомы из чтения художественной литературы, строже следите за соблюдением правильного произношения и ударения: это книжная речь.

Получаются как бы два языка в пределах одного национального языка, хотя, конечно, до разрыва между разговорной и книжной речью дело не доходит, тем более что между книжными и разговорными элементами находится значительный нейтральный слой.

Важнейшая функция языка – общение, сообщение, воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились функциональные разновидности языка – книжная и разговорная, представленные функциональными стилями.

Варианты литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями.

Классификация стилей речи

Функциональные стили речи

Разговорный Книжные

Научный Официально-деловой Публицистический Художественный

1.2. Функциональные стили книжно-литературного языка

Поскольку книжный литературный язык обслуживает разные стороны жизни общества, он подразделяется на функциональные стили такие разновидности книжного языка, которые свойственны различным сферам человеческой деятельности и обладают определённым своеобразием в использовании языковых средств.

Выделяются следующие функциональные стили современного русского книжно-литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический.

Каждый функциональный стиль реализуется в речевых жанрах конкретных видах текстов, обладающих, с одной стороны, специфическими чертами, отличающими жанры друг от друга, а с другой общностью, которая обусловлена тем, что определённые группы жанров принадлежат к одному функциональному стилю (например, такие речевые жанры, как статья закона, деловое письмо, инструкция, заявление, принадлежат к официально-деловому стилю).

1.3. Научный стиль речи

Научный стиль — разновидность книжного стиля литературного языка. Научный стиль зародился в античную эпоху, когда в языке начала создаваться научная терминология. Он применяется в устной и письменной речи для общения в области науки и техники, он ориентирован на систематизацию знаний. Научному стилю присущи общие условия функционирования и определённые языковые особенности: предварительное обдумывание, монологический характер высказывания, строгий отбор языковых средств. Научный стиль отличается тщательным отбором языкового материала (аргументов, фактов). Основная функция научного стиля — точная передача и доказательное изложение научной информации. В научном стиле можно выделить такие речевые жанры: статья, монография, диссертация, учебник, рецензия, обзор, аннотация, научный комментарий текста, доклад на специальную тему, лекция некоторые другие. Школьный индивидуальный проект обучающегося тоже нужно отнести к научному стилю.

Образцы научного стиля:

Аллергия (греческий allos — другой и ergon — действие) — повышенная чувствительность организма к различным веществам, связанная с изменением его реактивности. Термин был предложен австрийскими педиатрами Пирке и Шиком (С. Pirquet, В. Schick, 1906) для объяснения наблюдаемых ими явлений сывороточной болезни у детей при инфекционных заболеваниях. Повышенная чувствительность организма при Аллергии специфична, то есть она повышается к тому антигену (или другому фактору), с которым уже ранее был контакт и который вызвал состояние сенсибилизации.

(Большая медицинская энциклопедия)

Среди разнообразных причин старения в последнее время всё чаще упоминают трансляционные ошибки, или ошибки в синтезе белка. Все белки в наших клетках синтезируются специальными молекулярными комплексами — рибосомами, состоящими из специальных рибосомных РНК и рибосомных белков. Информация о белке приходит к рибосомам на длинной матричной РНК (которая, в свою очередь, представляет собой копию с того или иного гена в ДНК). Рибосомы читают последовательность нуклеотидов в матричной РНК и в соответствии с ней собирают полипептидную цепь из аминокислот.

(Журнал «Наука и жизнь». — 2022. — №3) Мы видим, что в обоих текстах отчётливо выражена тенденция к однозначности употребляемых слов и терминов. Статьи отличаются строгой логичность изложения, значительным числом специальных терминов, лексика используется преимущественно книжная, преобладают сложные предложения.

1.4. Официально – деловой стиль речи

Официально-деловой стиль — это стиль, который используется для написания различных служебных документов, деловых бумаг: заявлений, докладных записок, протоколов и др. Основная функция делового стиля — точная передача деловой информации. Для него характерно наличие стандартной внешней формы, отражающей определённый порядок и регламентированность деловых отношений; точность формулировок (которая исключала бы неоднозначность понимания); некоторая безличность и сухость изложения (выносится на обсуждение, а не мы выносим на обсуждение; отмечаются случаи невыполнения обязательств и т.п.).

В связи с этими свойствами официально-делового стиля большую роль в нём играют устойчивые, клишированные обороты: вменить в обязанность, ввиду отсутствия, принять меры, за неимением, по истечении срока и т.п.

Здесь выделяется значительное число речевых жанров: закон, резолюция, коммюнике, дипломатическая нота, договор, инструкция, объявление, рапорт, объяснительная записка, жалоба, заявление, различные виды судебно-следственной документации: протокол, обвинительное заключение, акт экспертизы, приговор и т. п.

Образцы официально-делового стиля:

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы… (из статьи 37 Конституции РФ)

Учитывая волеизъявление народа Луганской Народной Республики, отказ Украины от мирного урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, признать Луганскую Народную Республику в качестве суверенного и независимого государства… (из указа Президента РФ от 21.02.2022г. № 72 «О признании Луганской Народной Республики»)

Прошу предоставить мне отпуск на три дня без сохранения содержания (из заявления).

Все эти отрывки из разных документов относятся к официально-деловому стилю, на это указывает жанр, в котором они составлены, точные формулировки, стандартные внешние формы, устойчивые обороты (без сохранения содержания, урегулирование конфликта, независимое государство, требования безопасности и т. д.)

1.5. Публицистический стиль речи

Публицистический стиль (от лат. publicus — «общественный») — это стиль, которым пользуются журналисты, общественные деятели. Он характерен прежде всего для средств массовой информации — газет, телевидения. Он используется также во всех случаях, когда наряду с передачей определённого содержания необходимо воздействовать на читателя или слушателя: внушить ему какие-то идеи, побудить к той или иной деятельности и т.п.

Сочетанием двух функций языка — информационной и агитационной (побудительной) — и отличается публицистический стиль от научного и официально – делового. Именно поэтому публицистический стиль соединяет в себе экспрессивные, стилистически-окрашенные средства языка и нейтральные.

Агитационная направленность публицистического стиля находит выражение в использовании экспрессивно-оценочной лексики и фразеологии: труженик, вояка, пособник, злодеяния, работать с огоньком, дать отпор и т. п. В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражается отношение автора к высказыванию.

В публицистическом стиле выделяются следующие подстили: газетно-публицистический (язык газеты); официальный политико-идеологический (политические постановления и т. п.); массово-политический (выступления на политических собраниях), агитационный (призывы, листовки, воззвания и т. п.).

Выделяются следующие жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, статья, очерк, памфлет, фельетон, рецензия, доклад на политические, экономические и тому подобные темы, корреспонденция, интервью, спортивный комментарий, выступление на митинге или собрании и нек. др.

Образцы публицистического стиля:

Канадцам хватило пороху лишь на первый период, когда они сумели сохранить в неприкосновенности свои ворота. Даже превосходная реакция канадского вратаря не спасла его партнёров от крупного поражения — 0:5. (Сов. Россия. – 1988. – 26 фев.)

Патриотизм это не право, а обязанность, хоть и кровная, почетная, но тяжелая обязанность, которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли, что отдана ему под Отечество. Пусть не восторгаться, но гордиться каждому человеку принадлежностью к своему народу совсем не повредит. Армянину, что он армянин, эстонцу, что он эстонец, еврею, что он еврей, а буряту, что бурят. Позвольте уж и русскому пристраститься к этой шеренге семьи вольной. Кое-какие заслуги перед мировой культурой и цивилизацией есть и у него. (В. Распутин «К вопросу о патриотизме»).

В отрывках, приведённых нами в качестве примера публицистического стиля, используется экспрессивно-оценочная лексика (превосходная реакция, кровная обязанность, хватило пороху, гордиться принадлежностью); кроме сообщения читатель понимает отношение автора к высказыванию, так как речь его образна, эмоциональна и призывна.

1.6. Художественный стиль речи

В учебнике «Русского языка» за 7 класс авторы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова относят язык художественной литературы к одному из функциональных стилей литературного языка. Хотя эта точка зрения не единственная и подчас считается ошибочной. Для нас важным при изучении художественной литературы будет то, что для художественной речи характерным является использование всех языковых средств, и не только единицы функциональных разновидностей литературного языка, но и элементы просторечия, социальных и профессиональных жаргонов, местных диалектов. Отбор и употребление этих средств писатель подчиняет эстетическим целям, которых он стремится достичь созданием своего произведения.

То, как в художественном тексте сочетаются разнообразные языковые средства, какие стилистические приёмы использует писатель, как он «переводит» понятия в образы и т. д., составляет предмет стилистики художественной речи. Наиболее ярко и последовательно принципы и методы этой научной дисциплины отражены в трудах академика В. В. Виноградова.

Мы, как обучающиеся общеобразовательной школы по определённой программе, должны запомнить, что так называемый художественный стиль речи относится к книжному и он вобрал в себя все языковые средства языка.

1.7. Разговорный стиль речи

Разговорная речь — это речь непринуждённая, без специального предварительного отбора языковых средств. В ней часто используется разговорная и просторечная лексика. Разговорная речь создаётся в процессе говорения и зависит от ответной реакции собеседника (собеседников). Большую роль в звучащей речи играет интонация, логическое ударение, темп, паузы. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами, мимикой.

Отличительной чертой разговорного стиля является неофициальный характер отношений между участниками общения, их непосредственное участие в разговоре.

Эта разновидность литературного языка не столь чётко членится на речевые жанры. Однако и здесь можно выделить различные речевые особенности – в зависимости от условий, в которых происходит общение, от взаимоотношений участников разговора и т. п.: сравните, например, беседу друзей, сослуживцев, разговор за столом, разговор взрослого с ребёнком, диалог продавца и покупателя и др.

Образцы разговорной речи:

— Тридцать пятый у вас есть тапочки?

— Рядом.— А вот эти шлёпки сколько стоят?

— Цена на подошве, переверните. (Из разговора в обувном магазине)

— Маша, ты просто не представляешь, какие у нас соседи. У них четыре собаки и двое маленьких детей. Там целый день: гав, гав. Я чувствую себя, как в будке целый день. А дети начинают бегать – потолок трясётся. (Монолог соседки).

Оба отрывка мы относим к разговорному стилю речи, так как им присуще такие черты, как неподготовленность, незапланированность, самопроизвольность (сравните, например с чтением защиты проекта, текст которого написан заранее), непосредственность контакта между участниками общения.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Продуктом проектной деятельности, который представлен в практической части, является интерактивное тренировочное упражнение в сервисе LearningApps.org

Ознакомиться с ним можно, пройдя по ссылке:

https://learningapps.org/display?v=ppobf115t22

https://learningapps.org/display?v=p6j9058aj22

Тренировочное упражнение может быть использовано на уроках русского языка и во внеурочной деятельности, при изучении школьниками темы «Функциональные стили речи».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении к проекту хочется отметить, что было выполнено всё запланированное. Мы выполнили поставленные задачи к проекту, изучив литературу и систематизировав полученные знания. Было интересно искать и обрабатывать полученную информацию, а также учиться создавать тренировочные упражнения в сервисе LearningApps.org., а после создания – выполнять, пройдя по ссылке.

Также увлёк процесс подбора образцов текстов (публицистического, научного, официально-делового) для проекта. А тексты – образцы разговорной речи — было решено придумать самостоятельно.

Удивило, что художественный стиль речи академик В. В. Виноградов не относит к функциональным стилям, как указано в школьном учебнике. Оказывается, язык художественной литературы изучает научная дисциплина «Стилистика художественной речи».

Радует, что полученные при работе над проектом знания пригодятся во время учебного процесса на уроках русского языка. Надеемся привлечь внимание одноклассников к этой интересной теме «Функциональные стили русского языка».

Выбранный информационно — познавательный тип проекта дал возможность рассказать сверстникам о функциональных разновидностях литературного языка, о жанрах и особенностях, свойственных каждому стилю речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.–М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.

2.Виноградов В.В… Наука о языке художественной литературы и ее задачи. М., 1958

3.Ладыженская Т. А. «Живое слово», М. , «Просвещение», 2016 г.

4. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина. – 19 изд. – М. : Просвещение, 2017

5. Русский язык: 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: В 2  ч. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский.— 3-е изд.— М.: Просвещение, 2014

6. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др., науч. ред. Н.М. Шанский. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. — С. 49-50

7. Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – М: Просвещение, 2017. – С. 27-31, 186-189.

8. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 26-е изд., испр. И доп. – М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009

ИНТЕРНЕТ — ИСТОЧНИКИ

ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова (gramota.ru)

Стили речи — это разновидности русского литературного языка, для которых характерна определенная сфера применения и особые языковые средства и жанры.

Рассмотрим, что такое стили речи в русском литературном языке, выявим цель употребления, стилевые особенности и характерные признаки.

Что такое стиль?

В русском языке слова, обороты речи, фразеологические единицы характеризуют как нейтральные, торжественные и сниженные.

Большинство языковых единиц принадлежат к нейтральным, общеупотребительным. Они являются базой для всех стилей русского языка. Стиль создается на основе сочетания нейтральных и специфичных языковых средств, характерных только для этого стиля речи. Практика употребления русского языка в процессе его использования в разных сферах общественной жизни отобрала определённый набор языковых средств и форм их реализации (жанров) в соответствии с функциями языка:

  • общение (коммуникация);
  • сообщение (информация);
  • воздействие.

В результате функционирования языка постепенно сложились его разновидности, принадлежащие к определенной сфере общественной жизни: политике, науке, культуре, деловым и бытовым отношениям и пр. Каждой разновидности присущи особые черты, языковые средства и жанры. С этой точки зрения определим, что такое стиль:

Определение

Стиль — это разновидность литературного языка, которая применяется в какой-либо сфере общественной жизни и имеет характерные для него черты, языковые средства и жанры.

В русском литературном языке различают следующие стили речи:

  • научный стиль;
  • публицистический стиль;
  • официально-деловой стиль;
  • художественный стиль;
  • разговорный стиль.

Стили речи

Каждому стилю речи принадлежат отличительные признаки:

  • сфера применения;
  • цель (задача речи);
  • стилевые черты;
  • языковые средства;
  • жанры.
Стиль Сфера использования Жанры Языковые средства
Научный Наука, техника, образование Научная статья,  монография, учебник, реферат, доклад и др. Абстрактные существительные, термины, усложненный синтаксис и др.
Публицистический Средства массовой информации Очерк, статья, заметка, интервью, эссе, репортаж, фельетон Общественно-политическая лексика, экспрессивная лексика, фразеологизмы, оценочная лексика
Официально-деловой Законодательство, делопроизводство Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, договор и др.) Официальная и канцелярская лексика, стандартные выражения, безличные предложения
Художественный  Художественная литература Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, пьеса и др. Широкое применение образных средств, восклицательные, вопросительные предложения
Разговорный Повседневное общение Бытовая беседа, просьба, личное письмо, телефонный разговор, комплимент и др.  Разговорная и просторечная лексика, эмоционально-оценочные слова, побудительные предложения, обращения, прямая речь

С этой точки зрения рассмотрим каждый стиль речи русского литературного языка.

Научный стиль

Название этого стиля четко указывает на его сферу применения в общественной жизни. Если открыть любой учебник, справочник, энциклопедию или научный труд (монографию, диссертацию, доклад, реферат, аннотацию и пр.), то выясним, что текст изложен научным стилем литературного языка.

Научный стиль

С помощью научного стиля речи реализуется цель — сообщить сведения. Для этого стиля характерна подчёркнутая логичность. Важные стилевые черты — это точность и доказательность в сообщении сведений о предмете исследований или размышлений.

В текстах научного стиля невозможна неопределённость или двусмысленность. Для научного стиля присуще обилие терминов как слов, не обладающих многозначностью. Наряду с терминами широко используются абстрактные имена существительные, а также востребованы сложные предложения. Научные тексты лишены эмоциональности или экспрессивности.

Убедимся в этом, прочитав пример теста научного стиля:

Процесс слияния нескольких народов или отдельных значительных групп в один крупный народ и его дальнейшее этническое сплочение по мере экономического и культурного развития носит название консолидации. Другим очень распространенным в настоящее время этническим процессом является ассимиляция, заключающаяся в поглощении одним народом небольших, обычно разобщённых групп других народов; процессы ассимиляции наиболее характерны для развитых многонациональных стран массового оседания иммигрантов (США, Канада и другие страны Америки, Австралия, Франция и т. д.)

Справочник «Население земного шара»

Публицистический стиль

Публицистический стиль — это разновидность литературного языка, которая используется средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и пр.) с целью сообщения важных сведений в мире политики, народного хозяйства, культуры, а также воздействия на читателей и слушателей с целью формирования у них определенной точки зрения.

Публицистический стиль

Этот стиль применяется в периодической печати, общественно-политической литературе, в выступлениях и речах на митингах, предвыборных кампаниях, съездах и пр. Укажем его характерные стилевые черты:

  • эмоциональность
  • актуальность
  • использование призывов
  • яркость

В текстах публицистического стиля наряду с нейтральной широко используется общественно-политическая лексика, речевые публицистические стереотипы, риторические вопросы, обращения, побудительные предложения.

Пример

По итогам последнего голосования на парламентских выборах претендентом в бундестаг стала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которая с небольшим перевесом обошла партию Ангелы Меркель ХДС/ХСС. Главным кандидатом на пост канцлера считают Олафа Шольца (из партии СДПГ).

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль востребован в письменном оформлении различных документов. Основная его задача — сообщить информацию. Этот стиль речи используется при написании законов, указов, приказов, справок, отчетов, заявлений, объявлений, инструкций, протоколов, доверенностей и пр.

Официально-деловой стиль

Для официально-делового стиля характерен предварительный отбор языковых средств, который состоит в использовании готовых стандартных выражений, клише, отглагольных существительных (предписание, постановление, нарушение, действие), слов со значением долженствования (необходимо, нужно, обязательно, следует, обязан и пр.).

В написании документов не используются экспрессивные языковые средства. В оформлении документации широко употребляются безличные или неопределенно-личные предложения. Это стиль речи довольно консервативен. Он характеризуется исторически сложившимися жанрами и оборотами речи, которые почти не меняются с течением времени.

Пример

Граждане обязаны:

выполнять требования санитарного закона, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

(Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Художественный стиль

Художественный стиль реализуется в творчестве писателей и поэтов. Цель художественного стиля — воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью ярких образов, созданных мастером слова.

Художественный стиль

Так же, как и другие стили речи, он базируется на нейтральной лексике и вместе с тем сочетает языковые средства других стилей, и не только. Чтобы сделать восприятие читателя многоплановым и ярким, художник слова использует эмоционально окрашенную лексику, а также слова ограниченной сферы использования (диалектизмы, профессионализмы) и даже просторечия.

Образность и выразительность художественного стиля речи создают тропы и стилистические фигуры речи: метафоры, эпитеты, олицетворения, гиперболы, сравнения, аллегории, анафоры, эпифоры и пр. Эти языковые средства увеличивают возможность объективного отображения действительности, усиливают эмоциональный фон произведения и в то же время помогают образно и лаконично передать суть персонажа, явления, события.

Художественный стиль востребован в прозе, поэзии и драматургии, где существуют определенные жанры:

  • трагедия, комедия, драма, фарс;
  • роман, повесть, новелла, рассказ;
  • поэма, стихотворение, ода, басня, романс и пр.

Проиллюстрируем художественный стиль отрывком из произведения писателя А. Куприна:

В воздухе разлит крепкий и нежный, похожий на запах хорошего вина, аромат увядающих клёнов. Под ногами шуршат жёлтые, мертвые листья, покрывающие густым слоем дорожку. Деревья убрались пёстро и ярко, точно для предсмертного пира. Еще оставшиеся кое-где местами зелёные ветки причудливо перемешаны с осенними тонами, то светло-лимонными, то палевыми, то оранжевыми, то розовыми и кровавыми, переходящими изредка в цвета лиловый и пурпуровый. Небо пустое, холодное, но его безоблачная синева приятно ласкает взор.

Разговорный стиль

Разговорный стиль — это язык непринужденного общения. Он используется как средство коммуникации, установления непосредственного контакта между говорящими или пишущими.

Разговорный стиль

Разговорный стиль в основном принадлежит устной речи. Он используется в бытовых и непринужденных профессиональных отношениях.

Для этого стиля речи характерны неофициальность, отсутствие предварительного выбора языковых средств, а также широкое использование внеязыковых способов общения, как жесты и мимика.

Основным языковым средством является разговорная лексика, существительные с оценочными суффиксами (тётенька, малышка), слова со сниженной окраской (вляпаться, офигеть).

Для разговорного стиля характерно обилие вопросительных, побудительных и восклицательных предложений, усеченных оборотов речи, неполных предложений.

Разговорный стиль речи реализуется в неофициальной беседе, приватном разговоре,  в общении по телефону, личной переписке, в дневниковых записях.

Пример

Приветик, милая подружка Светочка!

Спешу сообщить, что  я быстро добралась к тётке в деревню. Здесь так классно! Наконец-то могу дрыхнуть, сколько хочется. Свежий воздух просто пьётся глотками, и рядом речка. В такую духотищу это просто спасение. Не представляю, как ты там живешь в этих каменных джунглях! Собирай свои манатки и приезжай отдохнуть в выходной день. Не пожалеешь!

Твоя Надя.

Хотя в разговорной речи допускается свобода выбора языковых средств, тем не менее этот стиль речи является несомненной составляющей русского литературного языка. Разговорная речь образованных людей вполне литературная, и в то же время она отличается от книжных стилей речи, связанных со строгими языковыми нормами.

Видео «Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический»

Тест

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти музыку в одноклассниках на телефоне
  • Как найти людей в уфе
  • Как найти вычеты за предыдущие периоды
  • Как найти среднюю линию в треугольнике огэ
  • Площадь непрямого треугольника как найти