Как составить план график контроля выбросов

Заполнение раздела 7 «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений».

Данный раздел является по сути основным. В принципе не понятно для чего нужны были предыдущие разделы (наверно для эстетической красоты и возможности цепляться при проверках).  Данный раздел содержит информацию о том что,  когда и по каким параметрам мы должны контролировать. Так как для контроля у нас есть воздух, вода и отходы, данный раздел логически делиться на 3 подраздела:

  • подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»
  • подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»
  • подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами»

Заполнение подраздела «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»

В состав подраздела по контролю атмосферного воздуха должны входить два плана графика и информация о нормативных документах:

  • план-график контроля стационарных источников выбросов
  • план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

План-график контроля стационарных источников выбросов

План-график контроля стационарных источников выбросов должен содержать номер и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

К сожалению взять в готовом виде данный план-график негде. Вам придется его сформировать самостоятельно включив в него ту информацию которая описаны выше. Давайте неспеша разберемся какие источники и вещества должны контролироваться?

Согласно пункту 9.1.1. Приказа Минприроды РФ от 28.02.2018 N 74 (как и приказа №109 от 18.02.2022)  в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

Пункт конечно шедевральный, ну да ладно. И так мы должны учесть вещества, присутствующие в выбросах (в том числе маркерные) и на которые установлены нормативы.  Для объектов I, III категории нормативы устанавливаются только на вещества I, II класс. Для объектов II категории нормативы устанавливаются на все вещества подлежащие государственному регулированию в соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-Р.

Согласно пункту 5, статьи 67, 7-ФЗ «Об охранен окружающей среды» — при осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

Так как федеральный закон у нас имеет статус выше чем приказ МПР, то маркерные вещества нужно контролировать обязательно. Маркерные вещества для конкретных технологий, можно найти в справочниках наилучших доступных технологий НДТ на сайте «Бюро наилучших доступных технологий». На указанном сайте нам необходимо выбрать тематический справочник, к примеру «ИТС 38 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии».

Бюро НДТ

Открываем справочник и смотрим раздел «Б Перечень маркерных веществ» и видим необходимый нам маркерные вещества.

Маркерные вещества

С веществами более-менее разобрались.  Теперь попробуем разобраться все ли источники нам нужно контролировать.

Согласно пункту 9.1.2 Приказа МПР №74 (как и приказа №109) в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

И так нам нужно оценить какие источники нам формируют приземную концентрацию на границе территории концентрацию 0,1 ПДКмр. Сделать это можно 2 способами. Первый, непосредственно провести расчеты рассеивания каждого источника и второй детальным анализом расчетов рассеивания проекта нормативов допустимого выброса (ПДВ). Сразу оговоримся, что второй способ применим только ограничено (только для небольших предприятий).

И так для выявления источников формирующих концентрацию более 0,1 ПДКмр, первым способом необходимо воспользоваться специализированными программами (к сожалению они все платные и довольно дорогие). Наиболее распространены программы фирмы Интеграл (УПРЗА «Эколог»)  и Экологический центр (УПРЗА «ЭКОцентр – Стандарт»). Здесь мы не будем рассматривать непосредственно процесс проведения расчета рассеивании по данным программа. В сети интернет много роликов и инструкция по данному вопросу. Я понимаю, что это дорого, долго и тяжело, но что поделать в некоторых случаях это единственный способ.    

Давайте подробно рассмотрим второй способ, детального анализа расчётов рассеивания проектов ПДВ. Для этого давайте рассмотрим сначала структуру отчета расчета рассеивания, сформированного программой Интеграл.

Отчет фирмы интеграл

Типы точек

0 - расчетная точка пользователя
1 - точка на границе охранной зоны
2 - точка на границе производственной зоны
3 - точка на границе СЗЗ
4 - на границе жилой зоны
5 - на границе застройки
6 - точки квотирования

И так в данной таблице нас интересуют значения концентраций на границе предприятия, поэтому смотрим тип точки 2 «точка на границе производственной зоны» (смотрите последний столбец).  Концентрация в данной точке выраженная в долях ПДКмр в нашем случае составляет 0,98. Необходимо понимать, что в данной таблице указана суммарная концентрация, создаваемая всеми источниками предприятия, а также фоном создаваемым внешними факторами. Для того чтобы понять какой вклад вносят конкретные источники смотрим ниже информацию по вкладам.  В нашем случае источник 103, вносит вклад 0,54ПДК.  Получается, что данный источник должен контролироваться так ка формирует концентрацию более 0,1. Но как узнать не вносят ли еще какие-либо источники также концентрацию более 0,1.  В нашем случае общая концентрация на границе 0,98ПДК, фоновый вклад 0,43ПДК,  вклад источника 103 составляет 0,54ПДК, получается что все остальные источники в сумме дают вклад 0,98-0,43-0,54=0,01ПДК.  Получается оставшийся вклад по источникам меньше 0,1. Иногда в проектах ПДВ расписан вклад больше одного источника,  что позволяет уточнить вклад и других источников.

Проведя так образом анализ по всем веществам можно выделить источники которые вносят вклад на границе территории больше 0,1ПДКмр. К сожалению данным методом вам не удастся получить результата, если источников много и все они дают большой вклад, но для небольших предприятий такой способ вполне рабочий.

Конечно более приемлемым является первый способ проведение прямого расчета рассеивания отдельно по каждому источнику. При этом мы будем иметь четкую картину, но как говорится все по возможности.

И так мы определились какие источники у нас выходят на контроль, определились какие вещества у нас контролируются, осталось понять каким методом и с какой периодичностью нужно контролировать.

Согласно пункта 9.1.3 приказа МПР №74 (как и приказа №109) — расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

  • отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов
  • выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций

Узнать информацию по возможности осуществления контроля инструментальным способом можно путем прямого запроса в региональные лаборатории о возможности замерить данное вещество. Также перечень действующих методик измерения можно посмотреть в системе ФГИС «АРШИН» и на сайте Федерального центра анализа.

Если у вас параметры выбросов не позволяют провести измерение то мы можем использовать расчетный метод. К основным критерием невозможности проведения измерений является: Высокая температура, высокая или сверх низкой скорости потока, сверхнизкое или сверхвысокое давление в трубе. Также к таким параметрам можно отнести физическую невозможность произвести замер или отсутствие ламинарного участка трубы (чтобы поток был равномерным), слишком маленький диаметр трубы (менее 100 мм).  Информацию по требованиям к выбору точек измерения можно посмотреть в пункте 1 ГОСТ 12.3.018-79 «Система стандартов безопасности труда. СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ. Методы аэродинамических испытаний».

Так же нужно учитывать, что неорганизованные источники контролируется исключительно расчетным методом (если трубы нет, значит помереть нельзя).

В приказе МПР №74 (как и в приказе №109) нет указаний по выбору периодичности проведения контроля стационарных источников, так что можно вполне поставить 1 раз в год. Единственно, что можно учесть это необходимость контролировать ПГУ не менее 2 раз в год согласно Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 г. N 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» (Хотя данный документ не относится напрямую к программе производственного экологического контроля, а относится скорее к производственному контролю).   

План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, должен содержать: 

  • адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения
  • перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ
  • методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
  • периодичность отбора проб атмосферного воздуха

Кто должен осуществлять наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха?

Данный вид контроля должны осуществлять только организации, которые включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».  Проверить,  есть ли вы в реестре можно на нашем сайте или поискать на сайте РПН.

И так если вы нашли себя и свой объект в списке вам нужно разработать план –график наблюдений.

Какие же вещества нужно контролировать в атмосферном воздухе и где. 

С ответом на этот вопрос можно найти в пункту 7.4 ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов».  Наблюдения проводят по маркерным ЗВ, выбросы которых создают в атмосферном воздухе максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ и за ее пределами более 0,1 ПДК.   От себя хотел бы добавить, что желательно смотреть не только на границе СЗЗ но и на ближайшей жилой зоне концентрацию более 0,1ПДК.

Как уже указывалась ранее проверить какие вещества дают концентрацию более 0,1ПДК на границе СЗЗ и жилой зоне можно либо проведя расчеты рассеивания, либо проведя анализ расчета рассеивания в проекте ПДВ.  В этот раз нас будут интересовать типы точек 3,4 (санитарно-защитная зона,  жилая зона). Собственно смотрим какие вещества дают концентрацию больше 0,1 те и контролируем. В данном случае нас не интересует какой источник, какой вклад дает, важна как раз суммарная концентрация от всех источников.

Точки для контроля атмосферного воздуха выбираются по сторонам света (чаще всего 4 шт.), но не строго, а с привязкой к ближайшему жилью.  Ну и нужно смотреть чтобы вы в данную точку вообще могли попасть (не стоит ставить ее на территории соседнего предприятия,  посреди дороги или посреди речки). 

Периодичность отбора проб ставим 1 раз в год (если у вас нет предписаний от гос органов о более частом контроле).

В общем на этом по воздуху все.

Заполнение раздела «перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.»

В данном разделе просто информативно приводим нормативные документы, которыми нужно руководствоваться при проведении контроля.

Мы обычно приводим такой список: ГОСТ 17.2.4.02-81; ГОСТ 17.2.3.01-86; РД 52.04.186-89; РД 52.04.59-85; ПНДФ 12.1.2-99; ПНДФ 13.1.6-97; ПНДФ 13.1.8-97; ПНД Ф 13.1:2:3.25-99; ПНД Ф 13.1:2:3.59-07; ФР.1.31.2004.01259; РД 52.04.792-2014; РД 52.04.794-2014; РД 52.04.795-2014; РД 52.04.831-2015; РД 52.04.823-2015; ГОСТ 33007-2014.

С 1 сентября 2022 года начнут действовать новые требования, предъявляемые к содержанию программы производственного экологического контроля, порядку и месту представления отчетности о результатах его проведения, а также учету даты ее подачи. Подробнее об изменениях, которые предприятиям необходимо учесть в своей деятельности, рассказываем в статье.

Михаил Яшин

Заместитель руководителя департамента по качеству EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Приказ Минприроды от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» вступает в силу 1 сентября 2022 года и будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года.

Новый приказ заменит действующий на данный момент приказ Минприроды № 74 , отменив его действие. При этом основные нововведения касаются учета выбросов от передвижных источников.

Корректировка НПА

Проведена корректировка нормативных правовых актов, на которые ссылается новый приказ.

Приказ Минприроды от 08.07.2009 № 205 (о ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и дренажных вод, их качества) заменен на приказ Минприроды от 09.11.2020 № 903 , утверждающий новый Порядок.

Содержание программы ПЭК

В связи с корректировкой нормативных правовых актов изменились и требования к содержанию программы ПЭК, в частности подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов».

Ранее пункт подраздела «Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» разрабатывался в соответствии с отмененным приказом № 205. Согласно новому приказу № 109 этот подраздел называется «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод», как предусмотрено приказом № 903.

Содержание плана-графика контроля стационарных источников выбросов

Приказ № 74 содержит требования, что в план-график не нужно включать источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия. Данный пункт вызывал множество споров, что именно считать границей предприятия, и позволял различно трактовать эту фразу.

Приказ № 109 устанавливает более точную трактовку, поскольку в нем «граница предприятия» заменена на «границу земельного участка объекта».

Также новый приказ однозначно определяет случаи расчетного метода контроля стационарных источников:

  • отсутствие аккредитованных методик измерений загрязняющих веществ;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов;
  • выбросы источника по данным последней инвентаризации формируют приземные концентрации на границе территории объекта менее 0,1 ед. ПДК.

Из приказа № 109 однозначно понятна ошибочность включения исследований измерений качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ. В соответствии с ним план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предусматривается только для объектов из перечня, предусмотренного пунктом 3 статьи 23 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Содержание подраздела «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»

Новый приказ урегулировал вопрос периодичности отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод

Категория НВОС объекта Периодичность измерений Периодичность измерений по показателю токсичности
Ι-ΙΙ категории не менее 1 раза в месяц не менее 1 раза в квартал
ΙΙΙ категория не менее 1 раза в квартал не менее 1 раза в квартал

Также вводятся требование отбора проб в фоновом и контрольных створах и периодичность проверки работы очистных сооружений.

Проверка работы очистных сооружений осуществляется не реже 2-х раз в год.

Место подачи отчета о ПЭК

В раздел «Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» включен абзац о том, что юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ), представляют Отчет в ФСБ.

В данном случае юридические лица подают отчет на бумажном носителе с учетом требований законодательства РФ об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством РФ к информации ограниченного доступа.

Учет даты подачи отчета о ПЭК

Впервые приказ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде:

  • если бумажный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
  • если отчет направлен почтовым отправлением, датой подачи считается дата почтового отправления;
  • если отчет подан в электронном виде, за дату подачи принимается дата размещения отчета в Личном кабинете природопользователя, или же дата размещения в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • При представлении Отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, дополнительное его представление на бумажном носителе не требуется.

    Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Разъяснения по вопросу формирования отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

  • Государственные услуги

    • Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

    • Выдача разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации

    • Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности

    • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории

    • Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня

    • Выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты

    • Выдача заключений (разрешительных документов) на вывоз информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных и минерального сырья

    • Выдача комплексного экологического разрешения

    • Выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз с таможенной территории евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья, а также редких и находящихся под угрозой исчезн

    • Согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации

    • Установление нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)

    • Выдача разрешения на временные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)

    • Выдача разрешения на временные сбросы

    • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

    • Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности

    • Выдача заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения

    • Выдача удостоверений общественного инспектора по охране окружающей среды

    • Выдача удостоверений общественного инспектора в области обращения с животными

    • Выдача разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения

    • Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения

    • Согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде

    • Согласование планов предупреждений и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

  • Природопользователям

    • Поднадзорные объекты

    • Администрирование

    • Отчетность

    • Информация о проверках

    • Правоприменительная практика

  • Положение территориального органа

  • Руководство

  • Структура

  • Кадровое обеспечение

    • Порядок поступления и требования к кандидатам

    • Вакансии и конкурсы

  • Противодействие коррупции

    • Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции

    • Антикоррупционная экспертиза

    • Методические материалы

    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)

    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

  • Реестр экспертов

  • Рассмотрение обращений

  • Бесплатная юридическая помощь

  • Реквизиты

  • Контакты

  • Новости

  • Реестр материалов общественных обсуждений

  • Реестр выданных заключений государственной экологической экспертизы

Март 18, 2019

Уважаемые природопользователи!
Департамент Росприроднадзора по ПФО в рамках проведенных 15 марта публичных обсуждений информирует:
О результатах осуществления производственного экологического контроля
При формировании отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – Отчет) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на объектах I,II и III категории негативного воздействия на окружающую среду, необходимо руководствоваться информацией, представленной в программе производственного экологического контроля (далее — программа ПЭК), разработанной в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее – Требования ПЭК).
Согласно, п. 6, п.7 приказа Минприроды России от 16.10.2018 N 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (далее-Методические рекомендации) при заполнении респондентом таблицы 2.1 «Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов», таблицы 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», формы Отчета рекомендуется обратить внимание,  что таблицы предполагаются к заполнению респондентом в случае, если Программой ПЭК предусмотрено проведение контроля стационарных источников выбросов.
Кроме того, в соответствии с п.7 Методических рекомендаций:
— в графе 6 рекомендуется указывать наименование загрязняющего вещества в соответствии с разделом I «Для атмосферного воздуха» Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р;
— в графе 7 рекомендуется указывать предельно допустимый выброс или временно согласованный выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух (грамм в секунду), установленные в соответствии с Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183
При этом в соответствии с п. 9.1. Требований ПЭК подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»  должен содержать:
— план-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;
— план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений
— перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно п.п. 9.1.1 Требований ПЭК в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.
Согласно п.п. 9.1.2. в План — график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.
Учитывая изложенное, при формировании Программы ПЭК и Отчета необходимо руководствоваться информацией, содержащейся в составе действующей документации отчитывающегося хозяйствующего субъекта по утверждению нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов.
Относительно методов контроля Требования ПЭК устанавливают ограничения по возможности применения расчетных методов.
Так согласно требованиям п. 9.1.3. Требований ПЭК расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.
Напоминаем вам, что ежегодно в срок до 25 марта юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на объектах I,II и III категории негативного воздействия на окружающую среду, обязаны представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Росприроднадзор) или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК).

На вопросы подписчиков журнала «Экология производства» отвечают эксперты сайта ecovopros.ru 

Просим разъяснить применение п. 9.1.2 и 9.1.3 Приказа № 74 от 28.02.18, а именно:

При заполнении плана-графика контроля можно исключать источники по п. 9.1.2. Если в источнике, допустим, три вещества с концентрацией меньше 0,1 ПДК, а одно вещество — больше 0,1 ПДК, то какие варианты заполнения плана-графика контроля:

1) такой источник уже нельзя исключать и полностью со всеми веществами ставить в план-график контроля инструментальным методом?

2) Этот источник ставить в план-график, но по веществу, доля ПДК которого более 0,1 ПДК проводить контроль инструментальным методом, а по остальным веществам — расчетным (на основании п. 9.1.3 Приказа) 

3) можно в плане-графике исключить вещества, которые менее 0,1 ПДК, а то вещество, которое больше 0,1 ПДК оставить под контролем инструментальным методом.

Чем при этом отличается «граница предприятия» (п. 9.1.2) и «граница территории объекта» (п. 9.1.3)?

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Юлия Вискарева

Действительно, в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

Но! В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2017 № 841 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000г. № 183» нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

То есть, вещества, включенные в «Перечень…» подлежат нормированию и контролю и в концентрациях менее 0,1 ПДК на границе производственной территории (без учета фонового загрязнения). Для случаев, когда контроль таких выбросов сложно/невозможно произвести инструментальными замерами (п. 9.1.3. разъясняет, в каких именно случаях), проводится контроль расчетно-балансовым методом с применением действующих методик.

В Вашем случае, необходимо соблюдать следующие правила при заполнении план-графика:

1) Источник включается в план-график с веществом, ПДКмр которого более 0,1 и ВСЕМИ веществами, ПДКмр которых менее 0,1, но они включены в «Перечень…». Прочие вещества, выбрасываемые от источника не включаются в план-график.
2) В соответствие с п. 6.3. ГОСТа 17.2.3.02-2014 «Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями» (а также п 3.3.2 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». НИИ Атмосфера, СПб., 2012 г.), контроль выбросов следует проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы. То есть, если при Инвентаризации источников выбросов в проекте ПДВ на веществах от данного источника у Вас значится «Расчетный метод контроля», то и в план-график в ПЭК допустимо включать «Расчетный метод» при условии соблюдения п. 9.1.3 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Поясню подробнее:

— если существуют аттестованные в установленном порядке методики измерения загрязняющего вещества,

— если существует возможность проведения инструментальных измерений выбросов,

то от веществ, ПДКмр которых менее 0,1, но они включены в «Перечень…» обозначается «Расчетный метод контроля», а для вещества, ПДКмр которого более 0,1 – «Инструментальный метод».

В случае, когда нет аттестованных методик и/или нет возможности проведения инструментальных замеров (указанных в п. 9.1.3 Приказа…), «Расчетный метод» указывается для всех веществ: и тех, ПДКмр которых менее 0,1, но они включены в «Перечень…», и того, ПДКмр которого более 0,1.

В контексте данного документа (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля») под контурами объектов следует понимать границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности (границы промышленной площадки объекта).

На вопросы подписчиков журнала «Экология производства» отвечают эксперты сайта ecovopros.ru

Просим разъяснить применение п. 9.1.2 и 9.1.3 Приказа № 74 от 28.02.18, а именно:

При заполнении плана-графика контроля можно исключать источники по п. 9.1.2. Если в источнике, допустим, три вещества с концентрацией меньше 0,1 ПДК, а одно вещество — больше 0,1 ПДК, то какие варианты заполнения плана-графика контроля:

1) такой источник уже нельзя исключать и полностью со всеми веществами ставить в план-график контроля инструментальным методом?

2) Этот источник ставить в план-график, но по веществу, доля ПДК которого более 0,1 ПДК проводить контроль инструментальным методом, а по остальным веществам — расчетным (на основании п. 9.1.3 Приказа)

3) можно в плане-графике исключить вещества, которые менее 0,1 ПДК, а то вещество, которое больше 0,1 ПДК оставить под контролем инструментальным методом.

Чем при этом отличается «граница предприятия» (п. 9.1.2) и «граница территории объекта» (п. 9.1.3)?

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Юлия Вискарева

Действительно, в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

Но! В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2017 № 841 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000г. № 183» нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

То есть, вещества, включенные в «Перечень…» подлежат нормированию и контролю и в концентрациях менее 0,1 ПДК на границе производственной территории (без учета фонового загрязнения). Для случаев, когда контроль таких выбросов сложно/невозможно произвести инструментальными замерами (п. 9.1.3. разъясняет, в каких именно случаях), проводится контроль расчетно-балансовым методом с применением действующих методик.

В Вашем случае, необходимо соблюдать следующие правила при заполнении план-графика:

1) Источник включается в план-график с веществом, ПДКмр которого более 0,1 и ВСЕМИ веществами, ПДКмр которых менее 0,1, но они включены в «Перечень…». Прочие вещества, выбрасываемые от источника не включаются в план-график.
2) В соответствие с п. 6.3. ГОСТа 17.2.3.02-2014 «Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями» (а также п 3.3.2 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». НИИ Атмосфера, СПб., 2012 г.), контроль выбросов следует проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы. То есть, если при Инвентаризации источников выбросов в проекте ПДВ на веществах от данного источника у Вас значится «Расчетный метод контроля», то и в план-график в ПЭК допустимо включать «Расчетный метод» при условии соблюдения п. 9.1.3 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Поясню подробнее:

— если существуют аттестованные в установленном порядке методики измерения загрязняющего вещества,

— если существует возможность проведения инструментальных измерений выбросов,

то от веществ, ПДКмр которых менее 0,1, но они включены в «Перечень…» обозначается «Расчетный метод контроля», а для вещества, ПДКмр которого более 0,1 – «Инструментальный метод».

В случае, когда нет аттестованных методик и/или нет возможности проведения инструментальных замеров (указанных в п. 9.1.3 Приказа…), «Расчетный метод» указывается для всех веществ: и тех, ПДКмр которых менее 0,1, но они включены в «Перечень…», и того, ПДКмр которого более 0,1.

В контексте данного документа (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля») под контурами объектов следует понимать границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности (границы промышленной площадки объекта).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу с плохим здоровьем
  • Как найти редактор в ютубе
  • Как найти платный контент
  • Как найти проститутку невинномысске
  • Как исправить желтый цвет краски