Как составить план график проверок

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 июня 2010 г. N 489

ПРАВИЛА

ПОДГОТОВКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

И ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ

ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248,

от 27.12.2012 N 1404, от 26.11.2015 N 1268, от 24.12.2015 N 1421,

от 19.07.2016 N 691, от 17.08.2016 N 806, от 09.09.2016 N 892,

от 17.07.2018 N 835, от 28.01.2019 N 48, от 03.04.2020 N 438,

от 13.06.2020 N 862, от 30.11.2020 N 1969, от 08.09.2021 N 1520)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, исключения проверок из ежегодного плана, а также типовую форму ежегодного плана согласно приложению.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Ежегодные планы разрабатывают следующие органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля:

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;

(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

3. При разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 — 9 статьи 9, статьями 26.1 и 26.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон), федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора), а также положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Федерального закона;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248, от 26.11.2015 N 1268, от 17.08.2016 N 806, от 28.01.2019 N 48)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем соответствующего органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

3(1). При разработке ежегодных планов на 2017 и 2018 годы органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее — уполномоченный орган), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрос о предоставлении в отношении включаемого в ежегодный план юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства об отнесении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства.

Уполномоченный орган направляет ответ на поступивший запрос в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления.

Межведомственные запросы и ответы на них в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.07.2016 N 691)

3(2). При разработке ежегодных планов Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены пунктами 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона;

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью;

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

(п. 3(2) введен Постановлением Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

4. Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248, от 27.12.2012 N 1404)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ежегодные планы, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляются указанными органами до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

5. Ежегодный план, разрабатываемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, включает сведения утвержденных ежегодных планов территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти о проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов.

Указанный ежегодный план разрабатывается федеральным органом исполнительной власти до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

6. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях:

а) исключение проверки из ежегодного плана:

в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке;

в связи с изменением класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения;

в связи с изменением категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона;

в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии — для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;

в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1 статьи 26.2 Федерального закона;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)

в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручения Правительства Российской Федерации, поручения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поручения высшего должностного лица муниципального образования решения об отмене назначенной плановой проверки;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля решения об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438; в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.06.2020 N 862, от 08.09.2021 N 1520)

(см. текст в предыдущей редакции)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) в 2020 — 2021 годах решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2020 N 862; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969)

(см. текст в предыдущей редакции)

в связи с признанием утратившими силу положений федерального закона, устанавливающих вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, если плановая проверка не подлежит проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969)

б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе:

в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

в связи с реорганизацией юридического лица;

в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя;

в) в связи с необходимостью указания в ежегодном плане информации, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 26.2 Федерального закона;

(пп. «в» введен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)

г) в связи с необходимостью изменения вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого проводится плановая проверка, если это предусмотрено положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

(пп. «г» введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969)

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

(п. 8 введен Постановлением Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

С 1 июля 2021 года в России действует новый подход к планированию деятельности и проверкам органов контроля (надзора). В этой статье рассказываем про план проведения плановых проверок и контрольно-надзорных мероприятий по ст. 61 Закона № 248-ФЗ с 2021 года, как его формируют и утверждают.

Общие правила и особенности

Организацию проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий регламентирует ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводят на основании плана на очередной календарный год. Этот документ контрольный (надзорный) орган формирует ежегодно и обязательно согласовывает с прокуратурой.

Хотя положением или федеральным законом о соответствующем виде контроля может быть установлено, что его осуществляют вообще без проведения плановых мероприятий.

У муниципального контроля есть особенность: указанным положением может быть установлено, что систему оценки и управления рисками инспекторы не применяют (ч. 7 ст. 22 Закона № 248-ФЗ). Тогда и плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводят.

Что касается юрлиц или ИП, имеющих лицензию (лицензиатов), проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям в форме государственной услуги (ч. 3 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).

Виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска (кроме низкого) определяет положение о виде контроля.

Наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план, – это основания для их проведения (ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).

Составление и утверждение плана проверок

Правительство РФ устанавливает порядок:

  • формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий;
  • его согласования с органами прокуратуры;
  • включения в него и исключения из него мероприятий в течение года.

Эти вопросы регулирует постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (далее – Постановление № 2428). По этим новым правилам впервые план проведения контрольных (надзорных) мероприятий должен быть составлен на 2022 год (на 2021 год действуют особенности формирования ежегодных планов, утв. постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969).

Формирование плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий возможно со дня утверждения положения о виде контроля.

План может предусматривать проведение совместных плановых контрольных (надзорных) мероприятий с другими органами контроля, надзора.

Основания включения в план проверок

Это контрольные (надзорные) мероприятия по объектам контроля, для которых в году выполнения ежегодного плана истекает установленный ФЗ/положением о виде контроля период с даты окончания проведения последнего планового мероприятия. А если такие мероприятия ранее не проводились, то с даты:

  • госрегистрации организации или ИП (кроме случаев ниже);
  • начала отдельного вида предпринимательской деятельности, если это требует подачи уведомления;
  • иного события, установленного ФЗ/положением о виде контроля, которое ведет к возникновению объекта контроля.

Содержание плана проверок

Это в том числе следующие сведения о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях:

  • наименование контрольного (надзорного) органа;
  • вид государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля;
  • виды контрольных (надзорных) мероприятий, их предмет, сроки проведения;
  • совместные мероприятия (при наличии);
  • основания включения контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план;
  • объекты контроля, вкл. адреса мест деятельности или нахождения иных объектов контроля;
  • сведения о контролируемых лицах, вкл. ИНН, Ф.И.О. (при наличии) гражданина, или наименование организации, адрес (филиалов, представительств, обособленных подразделений).

Согласование плана проверок

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий на предмет законности включения или не включения в них плановых мероприятий и вносят предложения об устранении выявленных замечаний.

Порядок рассмотрения проектов ежегодных планов проверок и определения органа прокуратуры для согласования устанавливает приказ Генерального прокурора России от 02.06.2021 № 294. Он также регулирует порядок:

  • направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового мероприятия + типовые формы документов для этого.

Приказ Генпрокуратуры от 02.06.2021 № 294 вступило в силу с 1 июля 2021 года и распространяется на правоотношения, урегулированные Законом № 248-ФЗ.

Где найти план проверок

Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте (ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ):

  • перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
  • план проведения плановых мероприятий.

Для взаимодействия контрольных (надзорных) органов и прокуратуры при планировании и согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий служит Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Он полноценно заработает с 2022 года на сайте Генпрокуратуры.

Ежегодный план проверок должен быть утверждён до 15 декабря года, предшествующего году его выполнения и в течение 5 рабочих дней опубликовал в Интернете (см. выше).

Учет в плане периодичности проверок

В силу ст. 25 Закона № 248-ФЗ периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля зависит от их отнесения к определенной категории риска.

ПРИСВОЕННАЯ КАТЕГОРИЯ РИСКА

ЧАСТОТА ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК

Чрезвычайно высокий Максимальная частота – не менее 1, но не более 2-х контрольных (надзорных) мероприятий в год
Высокий или значительный Средняя частота – не менее одного в 4 года и не более одного в 2 года
Средний или умеренный Минимальная частота – не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в 6 лет и не более одного в 3 года

При низком риске плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводят.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия или проведение планового мероприятия, не включенного в соответствующий план, – это грубые нарушения, влекущие недействительность результатов контроля (ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Положением о виде контроля может быть установлено, что частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий не годичная, а определяется по иным периодам времени либо устанавливается в связи с наступлением определенных событий.

Также см. «6 категорий риска по Закону о государственном/муниципальном контроле (надзоре) с 2021 года».

После 01.07.2021, но не позднее чем за 20 рабочих дней до начала плановой проверки, орган контроля может принять решение о проведении в 2021 году инспекционного визита вместо выездной проверки (постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969).

Изменения в план проверок

Уполномоченные должностные лица могут в течение 2-х рабочих дней с принятия решения корректировать ежегодный план в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в следующих случаях (п. 14 Постановления № 2428):

СИТУАЦИЯ

ПОЯСНЕНИЕ

Исключение контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана Причины:

  • ликвидация организации, прекращение деятельности ИП, влекущие невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
  • прекращение вида деятельности, в отношении которого было запланировано контрольное (надзорное) мероприятие;
  • изменение категории риска, к которой отнесен объект контроля, если такое изменение влечет уменьшение частоты или отказ от проведения плановых мероприятий;
  • прекращение действия лицензии или ее аннулированием – для контрольных (надзорных) мероприятий, запланированных в отношении лицензиатов;
  • исключение объекта контроля из перечня объектов контроля;
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы;
  • принятие контрольным органом решения об исключении планового мероприятия из ежегодного плана на основании актов Правительства РФ, устанавливающих запрет (ограничение) на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
  • принятие контрольным органом решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления руководителя региона.
Изменение содержащихся в ежегодном плане сведений о контрольном (надзорном) мероприятии (см. выше содержание плана) Причины:

  • изменение адреса места деятельности или нахождения объектов контроля;
  • реорганизация;
  • изменение наименования организации, Ф.И.О.;
  • смена контролируемого лица, во владении и/или пользовании которого находится производственный объект.
Включение контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план в связи с отнесением объекта контроля к категории чрезвычайно высокого риска Это обязательно согласовывают с прокуратурой.

Срок включения – не позднее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты проведения.

2.5. Составление планов-графиков проведения

проверки объекта проверки

2.5.1. Руководителем контрольно-аудиторской группы, по его решению, могут составляться планы-графики проведения проверки по форме согласно приложению N 4 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта — План-график), в которых указываются:

полные наименования объектов проверки;

проверяемый период;

фамилия, инициалы и наименование должности члена контрольно-аудиторской группы, в отношении деятельности которого составляется План-график;

наименование направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки), подлежащего проверке соответствующим членом контрольно-аудиторской группы;

фамилия, инициалы и наименование должности лица, ответственного за проверку направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки), подлежащего проверке соответствующим членом контрольно-аудиторской группы;

дата и время представления соответствующим членом контрольно-аудиторской группы руководителю контрольно-аудиторской группы (члену контрольно-аудиторской группы, ответственному за оформление справки по результатам проверки деятельности объекта проверки) справки по результатам проверки деятельности объекта проверки (рабочей документации в случае, если проверка направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки) осуществляется двумя или более участниками контрольно-аудиторской группы) по проверенному направлению деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки).

2.5.2. В случае составления Плана-графика указанный документ передается руководителем контрольно-аудиторской группы членам контрольно-аудиторской группы не позднее первого дня проведения проверки. При необходимости, исходя из конкретных обстоятельств, допускается уточнение (корректировка) Планов-графиков руководителем контрольно-аудиторской группы в ходе проверки.

2.5.3. В случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (в случае если камеральный этап проверки осуществляется до выездного этапа проверки) доведение Планов-графиков до членов контрольно-аудиторской группы может осуществляться с использованием электронной почты ЗКВС с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем, скриншоты которых приобщаются к материалам проверки.

В случае проведения выездной проверки либо комбинированной проверки (в случае если выездной этап проверки осуществляется до камерального этапа проверки):

План-график составляется в двух экземплярах отдельно по каждому члену контрольно-аудиторской группы и подписывается руководителем контрольно-аудиторской группы;

один экземпляр Плана-графика передается руководителем контрольно-аудиторской группы каждому члену контрольно-аудиторской группы с отметкой о дате его предоставления на обоих экземплярах, второй экземпляр Плана-графика остается у руководителя контрольно-аудиторской группы и приобщается к материалам проверки.

2.5.4. Исполнение Плана-графика обеспечивается каждым членом контрольно-аудиторской группы. Члены контрольно-аудиторской группы (в случае проведения камеральной либо комбинированной проверки) обязаны обеспечить своевременное прочтение сообщения о направлении Плана-графика, осуществленном в порядке, предусмотренном пунктом 2.5.3 настоящего Стандарта.

Скачать документ целиком в формате PDF

Внутренний и внешний контроль проводят для выявления ошибок в бухучете и финансово-хозяйственной деятельности организации. Для бюджетников периодические ревизии обязательны. Прежде чем провести проверку, администратор бюджетных средств составляет приказ и план графика аудита, согласовывая документы с контрольно-ревизионным управлением.

Что такое план аудиторской проверки

Внутренние и внешние проверки позволяют определить эффективность деятельности организации. Бюджетников проверяют не только налоговики, ПФР и другие ведомства, но и надзорные органы: контрольно-ревизионное управление (КРУ), контрольно-счетная палата (КСП). Периодичность и сроки проверки устанавливает администратор бюджета, он же разрабатывает план внутреннего финансового аудита на 2023 год (равно как и на другие отчетные периоды).

Внутренний финансовый аудит для бюджетников проводят главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), администраторы бюджета (ст. 157, 160.2-1, 165 БК РФ). Для федеральных бюджетных и казенных учреждений, бюджетных организаций, которые финансируются из федерального бюджета, финансовый аудит обязателен. Порядок проведения внутреннего финаудита утверждает Минфин (Приказ № 143н от 21.09.2015).

Федеральный стандарт внутреннего финаудита для госсектора утвержден Приказом Минфина № 237н от 18.12.2019. А в Приказе Министерства финансов № 246 от 01.06.2021 приводятся методические рекомендации по формированию документов финаудита. В процессе проверки специалисты администраторов средств бюджета формируют такие документы:

  • план проведения аудита;
  • предложения по формированию плана проверки, внесению изменений в план и проведению внеплановых аудиторских мероприятий;
  • программу аудита;
  • предложения по изменению программы;
  • объяснения, полученные в ходе ревизии;
  • обращения к экспертам;
  • предложения по приостановлению или продлению сроков аудиторского мероприятия;
  • промежуточные и предварительные результаты проверки, аналитические записки;
  • проект заключения и сами заключения;
  • возражения и предложения субъектов контроля;
  • план мероприятий по совершенствованию бюджетных процессов;
  • годовую отчетность о результатах деятельности организации — субъекта внутреннего финаудита;
  • реестр бюджетных рисков.

Под планом аудиторской проверки понимают перечень контрольных мероприятий в очередном году. Для каждого события указывают тему и дату окончания. Планирование финаудита проводят в соответствии с федеральным стандартом (п. 3–9 стандарта из приказа № 237н).

Ревизию проводят для подтверждения:

  • достоверности бюджетной отчетности;
  • соответствия порядка ведения бухучета по единой методологии;
  • ведения финансово-хозяйственной деятельности в рамках законодательных норм (п. 5 ст. 264.1 БК РФ).

После утверждения плановых мероприятий разрабатывается программа финаудита. А процедуры контроля проводят уже в очередном финансовом году — по результатам отчетного года.

Как составляют план внутреннего финаудита

Минфин приводит бланк плана в приложении № 1 к Методическим рекомендациям из приказа № 246. Это рекомендованная, но необязательная форма. То есть Минфин предлагает составлять плановые и другие документы проверки по формам из Методических рекомендаций, поскольку они разработаны с учетом федерального стандарта. Но планирование проверок в свободном письменном виде тоже допускается.

В плановых мероприятиях финаудита отражают тему и перечень контрольных вопросов, сроки проведения и окончания проверки. Обязательно указывают ответственных лиц. Администраторы бюджета вправе составить общий плановый документ для всех подведомственных учреждений или подготовить перечень отдельно для каждой организации.

Приведем пример составления внутреннего аудита бюджетной организации. Администратор подготовил плановый документ для одного подведомственного учреждения. Контролеры проверят годовую отчетность организации по итогам отчетного периода:

Образец плана аудита

А вот как составить план по итогам финансовой проверки — описать мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса:

  1. Описать выявленные недостатки, нарушения и риски для бюджета.
  2. Предложить мероприятия по совершенствованию организации и выполнению процедур бюджета и минимизации рисков. Один из вариантов — организовать внутренний финансовый контроль.
  3. Назначить ответственное должностное лицо.
  4. Установить сроки выполнения мероприятия.
  5. Указать реквизиты решения руководителя администратора средств бюджета.

Планирование мероприятий по совершенствованию процессов бюджета проводят по рекомендованной форме Минфина из приложения № 5 к Методическим рекомендациям (приказ № 246).

Порядок аудиторской проверки планируют на очередной год — в конце отчетного периода. А планирование мероприятий по совершенствованию процессов проводят по итогам внутреннего аудита. Плановые документы подписывают и утверждают должностные лица главного администратора или администраторов бюджетных средств.

Приложение N 4 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2011 N 598

                                План-график
        проведения проверок использования имущества, находящегося
                      в федеральной собственности,
                               на 20__ год
-------------------------------------------------------------------------------------
¦ N ¦Правообладатель¦  Вид   ¦Направления¦   Срок   ¦Продолжительность¦Ответственное¦
¦п/п¦(пользователь) ¦проверки¦ проверки  ¦проведения¦    проверки     ¦подразделение¦
¦   ¦   или адрес   ¦        ¦           ¦ проверки ¦                 ¦             ¦
¦   ¦    объекта    ¦        ¦           ¦          ¦                 ¦             ¦
+---+---------------+--------+-----------+----------+-----------------+-------------+
¦   ¦               ¦        ¦           ¦          ¦                 ¦             ¦
+---+---------------+--------+-----------+----------+-----------------+-------------+
¦   ¦               ¦        ¦           ¦          ¦                 ¦             ¦
+---+---------------+--------+-----------+----------+-----------------+-------------+
¦   ¦               ¦        ¦           ¦          ¦                 ¦             ¦
+---+---------------+--------+-----------+----------+-----------------+-------------+
¦   ¦               ¦        ¦           ¦          ¦                 ¦             ¦
----+---------------+--------+-----------+----------+-----------------+--------------

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти девушку дешевле
  • Как найти координатные поверхности
  • Как найти бандита в москве
  • Как найти скорость при скольжении
  • Как найти работников для ремонта квартиры