Как составить план характеристики человека

Написать сочинение «Характеристика человека» могут задать ученикам разных классов — как младших, так и старших. Чтобы понять, как правильно выполнять подобное задание, нужно ознакомиться с нюансами и особенностями.

сочинение характеристика человека

О чем писать в сочинении на тему «Характеристика человека»

Название творческого задания говорит само за себя. В нем нужно описать человека, который выбран объектом. В зависимости от того, какие требования по тематике, описать можно кого-то из родителей, одноклассников или близкую подругу, друга. В сочинении «Характеристика человека» следует рассказать о следующих деталях:

  • Написать, кем именно приходится характеризуемый человек.
  • Описать параметры внешности, такие как рост, вес, телосложение.
  • Также нужно написать про особенности характера человека, который выбран главным героем для сочинения.
  • Можно рассказать, что в этом человеке есть такого, чего нет в других знакомых.

Это основные параметры, которые нужно передать, когда пишется сочинение «Характеристика человека». По желанию каждый ученик может добавить в творческое задание что-то от себя. Такой ход обязательно будет поощрен преподавателем.

План сочинения

Чтобы ребенку было проще написать задание, можно составить план работы. Стандартная очередность написания следующая:

  • Вступление. В этой части нужно кратко написать, про кого будет идти речь в сочинении.
  • Основная часть. Здесь в деталях нужно рассказать о том, какой человек, написать полную характеристику.
  • Завершение. В этой части надо подвести итоги, сделать выводы о характеризуемом человеке.

    сочинение на тему характеристика человека

При желании можно составить более детальный план, чтобы сыну или дочери было проще написать сочинение на заданную тематику.

Краткое сочинение «Характеристика человека»

Длина сочинения зависит от того, каковы предпочтения ученика. Некоторые любят развернуто и детально писать характеристику, другие же, напротив, предпочитают коротко и сжато излагать мысли. Оба варианта допустимы и заслужат высокой оценки, если правильно и постепенно раскрывать тему. За пример можно взять следующую идею короткого сочинения:

У меня есть друг Артур. Мы с ним дружим с самого детства, как говорит мама, с пеленок.

Рост Артура выше среднего, у него крупное телосложение и красивая накаченная фигура. Артур очень веселый парень. На каждое слово у него есть шутка, поэтому с моим другом никогда не бывает скучно. Артур серьезно относиться к учебе, особенно ему интересны физика и математика. Любая контрольная по этим предметам выполняется им с легкостью, и учитель очень ценит его старания. Артур очень уверен в себе, и вокруг него всегда много девочек и мальчиков.

Думаю, что я и мой друг похожи между собой. Я очень горжусь, что у меня есть такой товарищ, как Артур.

характеристика друга

Такая характеристика человека вполне подойдет для школьника. Учитель обязательно оценит искренность и полноту выраженных мыслей.

Развернутое сочинение

Ученики, которые считают, что краткость – это не их сестра, могут более детально рассказать о своем друге, включая в сочинение все мысли. За пример можно взять такую идею:

У меня есть подруга, которую зовут Оля. Я могу бесконечно про нее рассказывать, потому что это очень интересный, разносторонний и особенный человек.

Оля высокая девочка, я считаю, что это ее достоинство, ведь она может стать настоящей моделью, которая ходит по подиуму. Оля же считает иначе, она стесняется своего роста и все время пытается прятать его, не привлекая к себе внимания. Она очень худенькая, поэтому ее фигуре можно позавидовать.

Оля очень скромная и много читает. Особенно она любит рассказы о любви. Оля старается не надевать на себя слишком много украшений, опять же, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. Моя подруга очень красиво одевается, обычно ее можно увидеть в платьях или сарафанах. Вся обувь Оли без каблуков, потому что она и без того достаточно высокая девочка. Я всегда говорю своей подруге, чтобы она поступила в модельную школу. Ведь из того, что она считает в себе недостатком, можно сделать достоинство.

С Олей никогда не бывает тоскливо, она всегда придумывает интересные и веселые мероприятия, которые дарят массу положительных эмоций. Я очень рада, что у меня есть такая подруга.

Такое сочинение развернуто и в деталях описывает друга. По такой характеристике можно нарисовать в воображении образ девочки и понять, что она из себя представляет.

Независимо от того, короткое сочинение пишется или длинное, самое главное — полностью выразить свои мысли, чтобы заслужить хорошую оценку и порадовать учителя своим творчеством.

УРОК  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ – 8 класс «Характеристика
человека»

                                                                  Подготовила:   
учитель

русского
языка и литературы

Ковалева
Ольга Вячеславовна

СЛАЙД
1

Урок русского языка в VIII классе по теме:
« Характеристика человека»

Тип урока:
развитие речи учащихся

Задачи урока:  СЛАЙД 2

Образовательная
—  обеспечить в ходе учебного занятия усвоения  школьниками понятия
«характеристика  человека».

Воспитательная
— научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера
человека, формировать умение пользоваться этими знаниями в повседневной жизни (показать
связь изучаемого материала с реальной жизнью).

Развитие личности обучающегося
развитие навыка культуры устной речи, коммуникативно-технических
умений   (то есть к решению проблемы подходить творчески).

Коррекционная
— свести к минимуму вероятность негативных поступков учащихся в повседневной
жизни.

Цель урока:
закрепить основные методы написания сочинения-описания, научить ребят писать
сочинение-характеристику человека.

Оборудование урока:
индивидуальные рабочие листы, выписка из  газеты «Ессентукская панорама» № 5
от  09. 02. 2017г., толковый словарь русского языка, учебник русского языка для
8 класса; материалы презентации «Характеристика человека», выполненные с
помощью программы PowerPoint.

План урока

I.       
    Организационный  этап

II.    
     Этап подготовки учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала

III.              
Этап усвоения новых знаний

IV. Этап проверки
понимания учащимися нового материала

V.              
Этап закрепления нового материала

VI.             
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VII.           
Подведение итогов всего урока

ХОД  УРОКА

I.                 
Организационный  этап

 
        Добрый день. Проверьте готовность к уроку.(на партах у каждого лежат
рабочие листы и материал для работы).
Присаживайтесь.
Сегодня у нас урок развития речи, и начать его я хочу следующими словами:  Лишних
мыслей не бывает.  СЛАЙД 1

Это 
высказывание отражает тему нашего урока, которую  вы  постарайтесь
озвучить сами, после моих заданий.

 Предлагаю
внимательно прочитать тексты и  сказать, что они собой представляют.

II. Этап подготовки учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала

Чтение характеристик человека    СЛАЙД
3


текст:
 Остапов Дмитрий  за годы обучения в
школе зарекомендовал себя как способный ученик, успевающий на «хорошо» и
«отлично». Занимается бальными танцами, выступает на школьных площадках,
участвует в городских мероприятиях. Неоднократно занимал призовые места в
краевых и Российских конкурсах.

Вопросы:

— Что вы прочитали? (характеристику 
ученика)

2 текст:  СЛАЙД
4

…он был лет сорока, росту среднего,
худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие
глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские
шаровары.

http://900igr.net/up/datas/83974/003.jpg

Вопросы:

— Из какого произведения взят этот
отрывок? (Повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкин)

 -Что вы прочитали?

III. Этап усвоения новых знаний

1. Сообщение темы и цели урока

·       
Итак, какова тема нашего сегодняшнего
урока развития речи?

 («Характеристика человека»)

·         
 Подпишите рабочие листы. Запишите число и
тему урока . СЛАЙД 5

·         
Какая задача стоит сегодня перед вами?
Чему вы должны научиться?

( научиться писать
сочинение-характеристику человека)

·       
А какова мотивация? Зачем вам это надо? (Пригодится
в жизни)

— А моя, ребята, задача – создать все
условия для того, чтобы вы научились писать характеристику человека, давать
оценку его поступкам и качествам характера, которые могут быть положительными и
отрицательными.

— Начнем мы свою работу с лексического
значения
слова ХАРАКТЕРИСТИКА.

2. Работа со словарями

— Что такое характеристика? (Работа со
словарем) СЛАЙД 5

Характеристика — описание характерных,
отличительных качеств, свойств и черт кого или чего-нибудь  (то есть
описание качеств характера и поступков человека и их оценка).

·       
Поскольку у нас урок  развития  речи,  давайте
вспомним,   какие типы текста  вы знаете? (Повествование, описание,
рассуждение) СЛАЙД 6

·       
Чем они отличаются друг от друга? (В
повествовании мы рассказываем о событиях, в описании описываем признаки
чего-либо или кого-либо, а в рассуждении доказываем какой-либо тезис)

·       
— Что можно описывать? (Картину, природу,
человека, животного, интерьер, предметы)  СЛАЙД 6

·       
— Какой тип речи мы используем для
написания характеристик? (Описание)

·       
— Что такое описание?

Описание
— изображение  чего-либо со всеми его признаками в письменной или устной
форме

·       
А
какие вы знаете стили речи? (Разговорный, художественный, публицистический,
научный, официально-деловой). СЛАЙД 6

— А теперь давайте вернемся к
характеристикам, которые вы  прочитали  и проанализируем  фрагменты, указывая
на стиль речи.

3.  Анализ фрагментов характеристик
человека

А) Работа по презентации со
СЛАЙДА 7  (С места по очереди)

ü Остапов
Дмитрий  за годы обучения в школе зарекомендовал себя как способный ученик,
успевающий на «хорошо» и «отлично».

·       Кто
характеризуется в данном тексте – ученик, значит это характеристики ученика
.

 — Какая это
характеристика литературная или деловая? (Деловая)

Запишите в рамочке первый
вид характеристики.

·       В
каком стиле написана данная характеристик?

·       В
официально-деловом стиле

 СЛАЙД   8

·       
Прочитайте внимательно данную
характеристику и скажите, кому она предназначается?  (Литературному герою)

ü он
был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его
показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело
выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на
нем был оборванный армяк и татарские шаровары..

·       
Значит второй вид  — характеристика  литературного
героя
,   написанная в художественном стиле)

·       
 Элементы какой характеристики мы
наблюдаем   здесь    литературной  или деловой? (литературной) 

·       
 Запишите в таблицу название второго вида
характеристики.

Б) Работа по учебнику.

·       
Откройте учебники на  стр. 81. Мы будем
работать  с   упражнением 162).    СЛАЙД 9

·       
Поскольку вам выпала честь первыми сдавать
устную часть экзамена ОГЭ по русскому языку, сегодня мы продолжим работу по
подготовке к  успешной сдаче экзамена.

·       
Прочитайте вслух второй  абзац  текста
упр. 162,

·       
Выберите, сформулируйте и запишите  предложение,

А) в которых  описываются
отличительные качества А.М. Пешковского как педагога,

Б) в  какой книге
проявился его  педагогический талант?

(ответ устно).

Чтение учащимися  вслух.

 — А.М. ПЕШКОЛВСКИЙ ОБУЧАЛ УЧЕНИКОВ
ГРАММАТИКЕ

РОДНОГО ЯЗЫКА  КАК НАУКЕ.

—  «РУССКИЙ СИНТАКСИС    В НАУЧНОМ
ОСВЕЩЕНИИ»

СЛАЙД 9

·       
Какая характеристика представлена перед
вами?

Характеристика
 научной  деятельности  лингвиста
,
в  научном  стиле) Запишите в таблицу третий вид характеристики.

СЛАЙД
10

МАРТ  
2018 Г.    ВЫБОРЫ  ПРЕЗИДЕНТА   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

·       
Кто является президентом нашей страны?
(Владимир Владимирович Путин)

·       
В школьной энциклопедии напечатана
следующая информация
о В.В.Путине ,  прочитайте ее. (См.
виписку из Энциклопедии, экран)

Характеристика В.В.Путина как
личностьпрезидент

В.В ПУТИН – ОЧЕНЬ ХАРИЗМАТИЧНАЯ
ЛИЧНОСТЬ.   ОН ОБЛАДАЕТ КАЧЕСТВАМИ

 ДОСТОЙНЫМИ НАСТОЯЩЕГО ЛИДЕРА:  УМЕНИЕМ
ДОГОВАРИВАТЬСЯ, ИДТИ НА

 КОМПРОМИС,  СПОКОЙСТВИЕМ, ТЕРПИМОСТЬЮ,
ЧУВСТВОМ ЮМОРА.

ВО ВРЕМЯ ПРЕЗИДЕНТСТВА В.В.ПУТИНА БЫЛА
ПРИНЯТА КОНЦЕПЦИЯ

РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ, ВОЗРОС 
МЕЖДКНАРОДНЫЙ  ВЕС  И

АВТОРИТЕТ  РОССИИ.

·       
Какие слова из текста вам  непонятны.
(Харизма, компромисс, концепция) СЛАЙД 11

 — Я предлагаю
самостоятельно поработать дома с толковым словарем и выписать лексическое
значение каждого слова.

 — Что такое харизма?

Харизма — исключительная одаренность
какого-либо человека, наделенность какого-либо лица, действия, института или
символа особыми качествами исключительности, непогрешимости или святости в
глазах более или менее широкого круга сторонников.(дом. задание)

 Харизмаэто черта
личности, обладающей ярко выраженной индивидуальностью…

 — Что такое компромисс?

 В этике  и  праве разрешение некой 
конфликтной  ситуации  путем  взаимных уступок; уступка ради  достижения 
какой-либо цели

Что
такое концепция?

Концепция — система взглядов на
что-нибудь.

·       
— Какая характеристика перед вами
представлена?

(ХАРАКТЕРИСТИКА
ЛИЧНОСТИ)

Является
ли президент РФ выдающейся личностью – да,

·       (
Значит
это характеристика  выдающейся личности)

Запишите в таблицу
следующий вид характеристики.

 В). Самостоятельная работа с
газетой «Ессентукская панорама». СЛАЙД 12

·       
Следующий этап нашей работы —  работа с
периодикой (газета)

·       
— На парте у каждого  лежит фрагмент
газеты «Ессентукская панорама» № 5 от 9 февраля 2017 г., найдите элементы
характеристики человека из статьи, обозначенных галочкой  и запишите
самостоятельно в тетрадь   одним  предложением.

А к доске пойдет и
запишет соответствующее предложение _________

 — Ирина Пимонова трудится в школе 
20 лет и уже выработала собственную систему подачи материала.

·       
В каком стиле представлена характеристика  И.
В. Пимономой?

  (В
публицистическом)

·       
К какому виду характеристик отнесем информацию
из газеты?

(тоже
к характеристике описания личности человека)

Г)  Работа со СЛАЙДАМИ  №  13,14,15

·       
Является ли описание внешности
человека фрагментами характеристики?
 (Да)

 — Давайте сравним внешность людей разных
времен и сословий. Заметна ли разница? СЛАЙД13

— Кого мы видим на каждой фотографии и что
можем сказать о них?

(Сословие, облик, возраст, отличительные
черты)

http://vsdn.ru/images/data/mus/images/1504/0TerebenevMI_PtNeizvVC21986.jpg      Дама 
среднего возраста.
Дворянка. На голове
чепчик. Одета богато.
Волосы темные. Взгляд  задумчивый.

СЛАЙД 14

                   Готы
, Эмо, Панки
— представители  молодежных                       субкультур,
зародившихся на базе определенных

                направлений
в музыке, в конце 70-х готов.

       

·       
Как вы думаете, что могут услышать вслед
от старушек подростки   с такой внешностью)
              

 —
Ну и нарядились, прямо как обезьяны

(К какому стилю относятся
такие высказывания?

К  разговорному  стилю)

·                  
Только что мы дали  характеристики  внешности
 
людей, отражающие эпоху и увлечения.

IV.      
Этап проверки понимания учащимися нового материала

·                  
Мы разобрали 5 видов характеристик,
давайте их повторим:

 — 
Характеристика ученика

 — 
Характеристика литературного героя

 — 
Характеристика научной деятельности.

—  
Характеристика личности.

 — 
Характеристика внешности человека

·                  
Вернемся к стилям написания характеристик  и
сделаем вывод.

 Вывод:
Характеристика человека, так же, как и другие виды описаний, может быть
написана в разговорном, деловом, научном, художественном и 
публицистическом стилях.

Ø
Но прежде,  чем давать кому-либо характеристику, надо самому себе ответить
на такие вопросы:

— Кого именно я буду описывать?

— Что именно я буду описывать?

СЛАЙД 15

·                  
А что можно изображать в характеристике
человека?

(Внешность,
характер, поступки, достижения, хобби).

 —
Запишите в рабочем листе элементы
характеристики человека

— А что у человека главное? (Душа)

Говорят, что лицо – зеркало человеческой
души

— Всегда ли это так? (Не всегда).
Не случайно существует изречение “Внешность обманчива”.
          

·                  
— Какие вы знаете пословицы о внешности?

 По внешности встречают, по уму
провожают

— Зачастую люди дают характеристику только
по внешнему виду и поэтому ошибочно судят о характере человека, о характере
своих сверстников (толстый, неповоротливый – значит, по их мнению, ленивый,
трус; сильный физически – значит, смелый, хороший товарищ и др.)

— Давайте  вспомним элементы внешней
характеристики.

СЛАЙД 15

Элементы внешней характеристики:

лицо, фигура, жесты, мимика, поза, одежда.

— Запишите в рабочем листе элементы
характеристики человека

Физминутка.

— А сейчас  проведем пальчиковую
гимнастику, при этом дадим характеристику нашим пальцам:

Пальцы встали дружно вряд:            
(растопырить пальцы)

Десять крепеньких
ребят.                        (сжать в кулак)

Эти два – всему указки,             
(раскрывать пальцы по очереди)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка,

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти – безымянны,

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца – коротышки,

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них –

Два больших и удалых.

Поздоровались, друзья,             
(рукопожатие)

Нам без вас никак нельзя.

— Уделим внимание глазам:

Посмотрели в потолок, в левый бок и в
правый бок.

Вниз посмотрим, улыбнемся, сядем прямо,
встрепенемся.

·                  
Да, Самым трудным является описание
внешности.

·                  
Я предлагаю вам описать внешность вот
этого мальчугана.

ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ПО ФОТОГРАФИИ

 (Подготовка к устной части ОГЭ)     СЛАЙД
16

·                  
Перед вами портрет: посмотрите
внимательно на мальчика. Поделитесь  своим впечатлением.       
— 
Какой этот мальчик?

Генка-фото 1987 года

  

(Обычно дети говорят, что он смешной
или веселый
(жизнерадостный). т.е. такой, который часто смеется и его
легко рассмешить.

— Какое же определение характера  Генки
более удачно: смешливый, веселый или жизнерадостный? (смешливый)

—  Из чего видно, что он смешливый?
(Внешний вид)

  — (Запишите  в тетради словосочетания
смешной вид — смешливый характер)

 — смешной – это наше (зрителей)
впечатление;

 — если же мы говорим о характере, то это
смешливый:

смешной
—  смешливый  — ПАРОНИМЫ – это слова, сходные по звучанию и морфемному
составу, но различающиеся лексическим значением

 (Да, грустные люди не умеют так
радоваться, значит он жизнерадостный, а если жизнерадостный – значит и веселый,
и бодрый, и энергичный.

-Запишем  синонимы к слову смешливый:
веселый, жизнерадостный, бодрый, энергичный

— Опишите мальчика устно, то есть дайте
ему характеристику.

У него светлые, возможно, рыжие  волосы,
все лицо в веснушках, тип лица вполне славянский; глаза зажмурены от
удовольствия, нос курносый,  волосы растрепаны, одет мальчик в клетчатую
рубаху.

·                  
Да, самым трудным является описание внешности.

— Давайте еще раз повторим, какие элементы
внешней характеристики мы можем описывать?

IV. Этап закрепления нового материала

1.Назовите элементы внешней
характеристики
 

Элементы внешней характеристики:
лицо, фигура, жесты, мимика, поза, одежда.

— Отлично, продолжаем работу по
составлению грамотной  портретной характеристики. Для того, чтобы наше
описание было достаточно полным и красочным, мы должны уметь подобрать точные 
определения каждому элементу внешности человека.

2.      Словарная работа  (Сбор портретной
лексики)

•        И следующим этапом является сбор
портретной лексики.  Начнем с  элементов внешней характеристики. Создавая
портрет, мы будет рисовать какие элементы?

ПОВТОРИТЬ: лицо,
фигура, жесты, мимика, поза, одежда.

•        На обратной стороне рабочего
листа запишите  по одному определению к каждому  следующему элементу (диктовка)

Лицо,  глаза,  взгляд, нос, улыбка,
волосы, походка;

Далее будем описывать качества
человека
:

И увлечения:

Лицо:
круглое, худощавое, грустное, краснощекое, заспанное, испуганное, серьезное,
открытое, доброе, хмурое, злое, виноватое.

Глаза:
выразительные, быстрые, блестящие, озорные, правдивые, удивленные, беспокойные,
добрые, внимательные, большие, ясные, лукавые,

Взгляд:
мгновенный, быстрый, проницательный, благодарный, игривый, задумчивый,
торжествующий, виноватый, мечтательные.

Нос:
курносый, прямой, с горбинкой, вздернутый, широкий, узкий, греческий,
правильный, приплюснутый.

Улыбка:
ослепительная, гостеприимная, заразительная, обаятельная, шаловливая, дерзкая,
застенчивая, рассеянная.

Волосы:
каштановые, светлые, русые, седые, густые, пышные, блестящие, короткие,
длинные, волнистые, кудрявые, торчащие вверх, жесткие, крашенные.

Походка:
собранная, вразвалочку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная,
стремительная, летящая.

 — Теперь перейдем к качествам и 
увлечениям.

Качества человека:
добрый, аккуратный, справедливый, вежливый, внимательный, грубый, злой,
противный, ленивый, взрывной, застенчивый, ужасный, приветливый, образованный,
умный, невоспитанный.

Увлечения:
спорт, вязание, танцы, чтение, компьютер, техника, музыка, кулинария.

•        — Всегда ли мы употребляем при
характеристике кого-либо слова в прямом значении? (Нет) СЛАЙД 17

3.  Приведите примеры словосочетаний в
переносном значении со словом Летящая.

Заспанное                          (Летящая
походка, заспанное лицо)

— Как называется такой прием
выразительности? (Метафора)

— А когда мы сравниваем что-то, например: глаза
словно меч пронзают душу; нежное, словно раннее утро (
сравнение)

— Приведите примеры эпитетов. (Зеленые
глаза, румяное лицо)

•        Следовательно, при составлении
портретной характеристики можно использовать различные средства выразительности
речи.

•        Зависит ли  характеристика
человека от того, кто ее дает?
(Иногда да)

— Конечно же, нельзя отмечать только
что-то отрицательное в человеке, идеальных людей не бывает, каждый из нас имеет
свои недостатки, не стоит обзываться, давать клички друг другу.

 — Есть такая поговорка:  Как аукнется,
так и откликнется.

Относитесь к людям так, как хотели бы,
чтобы относились к вам

Вывод: Характер описания зависит от нашего
отношения к этому человеку.

4.      Словарно-литературоведческая
работа.

— У  многих людей есть недостатки во
внешности, но если мы к людям хорошо относимся, то при описании стараемся или
не называть их, или выразиться мягко, необидно. В литературоведении такой приём
называется эвфемизм (См. по словарю) СЛАЙД 18

Эвфемизм
– слово или выражение, служащее в определённых условиях для замены таких
обозначений, которые представляются говорящему не вполне вежливыми, слишком
резкими, грубыми, например: поправился вместо потолстел, позаимствовал вместо украл,
больше среднего размера вместо огромные.

5. Источники  описания внешности
 СЛАЙД 19

·                  
Ребята, кроме объектов описания, элементов
внешности существуют еще и  источники  описания. 

 — Если я вас попрошу рассказать о вашем
учителе, то источником описания будут, конечно, ваши наблюдения.

  — Прошлый день рождения – воспоминания.

 — «Дети, бегущие от грозы на картине Константина
Григорьевича Маковского» —  картина

 — «Школа будущего» — воображение.

 — «Образ Пугачева из повести «Капитанская
дочка»» — прочитанное

 — Таким образом, источниками описания
внешности являются воображение, память, картина, наблюдение, прочитанное.

 — Запишите их в рабочие листы.

VI.      
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1.      Обсуждение возможного плана
характеристики СЛАЙД 20

(Запись в рабочих листах)

•        Молодцы, ребята.  Мы практически
выполнили все этапы подготовки написания характеристики, но есть еще один очень
важный момент.

 Давайте вместе составим  план 
характеристики .  СЛАЙД 20

План

1.О ком я хочу рассказать и почему?

2.Особенности внешности этого человека.

3.Основные черты его характера.

4.Дела (поступки), в которых они
раскрываются.

5.Что привлекает меня в этом человеке?

 — Мы собрали  достаточно  рабочего 
материала  для вашего домашнего сочинения – характеристики, которое
предлагается написать в упр.165.

 стр. 82.    (Откройте дневники, ЗАПИШИТЕ 
ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ)

б) СЛОВАРНЫЕ СЛОВА, 

в) ДОБАВИТЬ ЕЩЕ ПО 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ  В
РАЗДЕЛЕ» ПОРТРЕТНАЯ ЛЕКСИКА»

2.Предупреждение речевых и
грамматических ошибок.

— Смех, как известно, продлевает жизнь,
влияет не только на эмоциональное, но и на физическое здоровье. Я предлагаю вам
послушать предложения, которые встречались в работах восьмиклассников.

— Губы у неё сплющенные между собой/ Она
невысокого роста, даже наоборот. / Тело сложено неплохо, но она тощая./ Он 
носит белые носки, поэтому  весь в чёрном. Его взгляд острый, как  орлиный глаз./ 
Одета в джинсовых брюках и коричневых ботинках,  а кожа похожа на персик./

Причёска средней длины с лопоухими ушами.

— Надеюсь, что в ваших работах подобных
ошибок не будет.

3 .     Творческая 
работа  (ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИЛИ ДЗ)

 —
В рабочих листах у вас напечатан текст с недостающими словами. Вставьте
необходимые  слова, чтобы получился связный текст.

Вставьте недостающие слова. СЛАЙД
22-23

Слегка вьющиеся каштановые волосы
____________(обрамляли, подчёркивали) правильный овал лица. Чёрные, как
крупные бусины, глаза__________(светились, горели, блестели,
выпархивали) из-под густых такого же цвета  бровей.  Их блеск слегка ______
(оттеняли, приглушали) густые и длинные ресницы. Но больше всего
__________(привлекала взгляд, манила к себе ) добрая, почти детская
улыбка.

VII.     Подведение
итогов всего урока

    1.Вопросы:

Посмотрите на ваши рабочие листы и
ответьте:

— Что сегодня нового мы с вами узнали?
(Существуют различные виды характеристик)

— Что же такое характеристика человека?(
описание качеств характера и поступков человека и их оценка)

— В каких стилях литературного языка можно
встретить характеристику человека? ( во всех 5-ти стилях)

— Элементы  какого типа речи
используем при написании характеристики человека? (Описание)

— Что такое эвфемизм?(Замена грубых
описаний на более вежливые)

2. Выставление оценок

3. Рефлексия.

— Что понравилось вам на уроке, а что не понравилось?

 Индивидуальное задание по
карточкам из дополнительного материала.                                                

Дополнительный материал

       Для
того,  чтобы ваш текст был не только грамотно построен, но и отличался выразительностью,
собственным стилем, я предлагаю вставить в текст, который лежит у вас на
столах, недостающие слова, поработав творчески.

Работа по карточкам

Вставьте недостающие слова

Слегка вьющиеся каштановые волосы
____________(обрамляли, подчёркивали) правильный овал лица. Чёрные, как крупные
бусины, глаза__________(светились, горели, блестели, выпархивали) из-под густых
такого же цвета  бровей. Их блеск слегка ______ (оттеняли, приглушали)
густые и длинные ресницы. Но больше всего __________(привлекала взгляд, манила
к себе ) добрая, почти детская улыбка.

У каждого человека свой характер, свои черты лица, особенности мимики и жестов, которые делают его уникальными и привлекательными для других. Какой она должна быть – характеристика человека или образа в литературе.

Как написать характеристику человека – примеры

Содержание

  1. Рассуждение, как дать характеристику человеку
  2. Сочинение Характеристика человека (друга)
  3. Характеристика подруги – сочинение

Рассуждение, как дать характеристику человеку

Порой как много зависит от этого слова ‑характеристика. И это не просто бюрократическая бумажка для устройства на работу, а характеристика самого человека.

И для того чтобы ее составить нужно целиком, и полностью, осознанно дать определение личности. Всех его качеств характера, его привычки, его нрав и темперамент, все те особенности, которыми обладает тот или иной человек, которые делают его уникальным.

И если вспомнить слова Виктора Гюго, то человеку свойственно иметь сразу целых три черт характера. А именно те, которые ему навязывает и приписывает общество, второе – те качества которыми он оценивает сам себя, ну и наконец, третье – самое объективное и настоящее.

Также в описании характеристики человека относится, его внешность. Как он выглядит, его черты лица, глаза, волосы, телосложение.

Его одежда также не маловажна при описании человека. Какова она, бедна или богата. Кроме того, опрятность человека, ухоженность, что он носит и даже как он носит одежду, все это оценивает человека.

Много ли тратится сбережений на его гардероб, тоже является оценкой, по которой судят человека. Ведь есть замечательна поговорка: «Встречают по одежке…»

Плюс дополнением к характеристике человека можно добавить такие интересные факты о нем:

  • Его увлечения;
  • Хобби;
  • Привычки;
  • Его положение в обществе, группе
  • Его социальный статус
  • Возможно, у человека могут быть и героические поступки, которыми он когда то отличился;
  • Что для этого человека является приоритетным;
  • Поведение;
  • И много другие качества.

Согласно книгам по психологии существует целый ряд отличительных черт характера человека. И их насчитывается более пятисот. Они и положительные, и отрицательные. И сочетание нескольких черт, создают тем самым индивидуальную и уникальную личность. Все люди разные и не похожи друг на друга.

Если применить еще одну поговорку, то существует столько мнений, сколько существует людей. Это лишний раз доказывает, что люди все разные.

И при описании характеристики, или как в простонародье говорят «навешивании ярлыков» следует подумать, все хорошо взвесить и оценить каждый шажок, трезво пересмотреть все аспекты положительных и отрицательных черт человека.

Сочинение Характеристика человека (друга)

У каждого человека есть друг. Друзья могут быть близкими и настоящими. У меня тоже есть близкий друг, которого зовут Витя. Моему другу скоро будет 13 лет. Мы с ним дружим уже давно, и он меня еще ни разу не подводил.

Витя учится в 8 классе, как и я. Он очень общительный, поэтому заговорить с ним и найти тему для разговора очень легко. Он очень быстро находит темы для разговора и всячески пытается продлевать его. Остановить его в разгар беседы очень трудно, но мне не приходилось этого делать, так как общение с ним приносит пользу и удовольствие.

Еще одной чертой его характера является ответственность. Ответственный подход к делу и соблюдения правил – это все о нем. Наверное, не бывало таких случаев, к которым он отнесся бы безответственно.

Вот попросит его мама сходить в магазин за хлебом и даст ему денег, так он купит то, что нужно, а не потратит день на что-то другое. Даже, когда мы с ним гуляем во дворе, то он всегда старается не задерживаться допоздна и советует это мне.

Также Витя очень творческий человек. У него в голове очень много всяческих интересных идей. Во время того, как мы гуляем, он может предложить много различных идей для игр.  Он с радостью поможет придумать своей маме, чем занять младшую сестричку.

Не зря говорят, что друг познается в беде. Вот так и мой друг не оставит ни меня, ни других своих друзей в беде. Он всегда придет на помощь. Даже в той ситуации, когда у меня пропала кошка, то он, узнав об этом, пришел ко мне домой и предложил свою помощь. Он мне помог расклеивать объявления и разыскивать мою кошечку.

Витя очень любит спорт. Каждый вечер выходит с родителями на длинную прогулку. Потом они посещают спортплощадку. Он умеет и любит скакать на скакалке. Но очень любит играть в мяч. Вместе со своими родителями и соседями они построили маленькое футбольное поле, где теперь дети играют.

Но вместе с этими чертами, у него есть и немного негативные. Одной из таких есть его неряшливость. Он всегда возвращается домой с гулянок с грязной одеждой. Но, может, футболисты иначе не могут и в будущем он станет настоящим футболистом?

Таким образом, у моего друга Вити есть множество хороших качеств. Мне в нем нравится его ответственность и то, что он не бросит меня в беде. Здесь я с уверенностью могу сказать, что Витя – это мой лучший друг.

Характеристика подруги – сочинение

В моем классе два года назад появилась новенькая. Она сразу же привлекла мое внимание своей особенной внешностью. Её подсадили ко мне за парту, и с тех пор мы стали неразлучными подругами. Потому мне бы хотелось рассказать о ней.

Зовут её Лена. Она маленького роста, ниже меня, и очень худенькая и стройная. У нее очень тонкие и изящные ручки и ножки. Черты лица у нее средние, очень красивого оттенка карие глаза и полукруглые брови. Нос у нее аккуратный и прямой. Губы тонкие, ровно очерченные самой природой. Кожа у нее смуглая, и я считаю это привлекательным.

Но больше всего в ней привлекает внимание огромная копна сильно вьющихся тёмных кудряшек, с которыми она борется с тех пор, как мы познакомились. Они непослушные, вечно выбиваются из прически и не поддаются никаким выпрямителям. Кое-как удается ей выпрямить чёлку, но это ненадолго: если на улице хоть немного повысится влажность (например, пройдет дождик), то кудри добираются и до ее лба. Я считаю ее красивой, но она о себе, к сожалению, совсем другого мнения…

Поначалу Лена была очень скромной в классе, среди сверстников и на уроках. Но потом она освоилась, и с ней стало гораздо веселее проводить время! Среди своих хороших знакомых и друзей она очень веселая, озорная и жизнерадостная. Ей смело можно доверить секреты, потому что она умеет не говорить лишнего и не предает.

На уроках она активная, особенно если хорошо разбирается в теме. Она любит учиться, многие темы ей интересны, но при этом не старается быть отличницей – оценка «хорошо» её полностью устраивает. При этом Лена не прочь иногда «поумничать» или поправить кого-либо, если тот допустил ошибку в речи или неправильно поставил ударение в слове.

Моя подруга любит читать всякого рода психологическую литературу, смотреть мультфильмы «аниме» и мечтает стать переводчиком, потому свое свободное время отдает изучению английского и японского (делает она это по фильмам, музыке, книжкам с грамматикой).

Я не думаю, что так можно продвинуться в языках далеко вперед, если не заниматься с репетитором, но стараюсь ее поддерживать, потому что для неё это важно.

Думаю, что все друзья должны так поступать, не так ли?

Читайте также: Никто не забыт – сочинения о войне для всех классов.

Характеристика человека должна быть полной, охватывать все стороны личности – от одежды и внешности до манеры разговаривать и поступков.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Горловки «Школа №29»

Разработка урока

Класс: 8

Предмет: русский язык

Тема урока: Характеристика человека

Тип урока: урок развития письменной и устной речи

Подготовила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ г.Горловки «Школа №29»

Аникеева О.И.

Горловка 2023

Тема урока: Урок развития речи. Характеристика человека

Цель урока:

1. Образовательные:

сформировать понятие о характеристике человека;

учится находить ключевые слова, по ним восстанавливать текст;

формировать умение создавать текст-характеристику.

2. Развивающие:

развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся, навыки создавать свободные тексты.

3.Воспитательные:

повышать речевую культуру школьников, воспитывать и прививать гордость, уважение к героям ДНР, специальной военной операции.

Оборудование: презентация, электронные таблицы,

Вид урока: формирование и развитие письменной и устной речи

Ход урока

  1. Организационный момент

Уважаемые учащиеся, коллеги. Тема нашего урока – характеристика человека.

А для того чтобы урок наш прошёл интересно и результативно, нам просто необходим позитивный настрой. Поэтому прошу вас продолжить фразу:

Сегодня хороший день, потому что…

У нас всё получиться, потому что…

Для того чтобы каждый из нас сегодня получил оценку, я предлагаю каждому из вас на протяжении урока заполнять листы самооценки. В конце урока, каждый поставит себе оценку. Но сложнее всего оценивать самого себя.

(учащиеся продолжают фразу)

  1. Целеполагание

Наша сегодняшняя цель – познакомиться с понятием портретная характеристика, учиться подбирать необходимые характеристики к литературным героям, современным героям.

  1. Постановка проблемного вопроса

И перед нами стоит вопрос:

Как описать характер человека? Какая структура текста?

  1. Осмысление

    1. Работа с текстом

Скажите, где мы чаще всего встречаем описание характеров, внешности, поступков? Конечно же на уроках литературы. Я сейчас вам предлагаю прочитать портрет главного героя. Давайте прочитаем, вспомним автора, героев, и название произведения.

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силен,
Скажем откровенно:
Красотою наделен
Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,
Но герой — героем.
На Карельском воевал —
За рекой Сестрою.

И не знаем почему, —
Спрашивать не стали, —
Почему тогда ему
Не дали медали.

Догадались вы что за произведение, автор?

Выделите слова –характеристики в отрывке. Как описывает автор своего героя?

В какой последовательности описывает А. Твардовский Василия Тёркина?

Составим план к отрывку.

Каждая строфа в поэтическом произведении – это новый абзац в прозаическом тексте. Поэтому сколько пунктов плана мы выделим?

Устно составим плана к портрету Василия Тёркина

Образец плана

  1. Обыкновенный парень

  2. Похож на многих

  3. Не отменная красота

  4. Герой

  5. Смелый воин

    1. Создание плана – характеристики человека

Автор создаёт нам образ героя-воина и мы сами воображаем перед собой сильного мужественного защитника родной земли. Давайте подумаем и создадим план- характеристику герою — защитнику родной земли.

Давайте и мы составим план-характеристику героя.

План — характеристика героя – защитника

  1. Описание внешности

Ключевые слова: фигура, рост, глаза, брови, нос, уши, причёска.

  1. Качества характера.

Ключевые слова: смелый, мужественный, отважный, добрый.

  1. Отношение к делу

Ключевые слова: ответственный, честный, справедливый, отважный.

  1. Интересы и переживания.

Ключевые слова: работал в школе, играл к компьютерные игры, слушал музыку Бетховина.

  1. Ваше отношение к герою

Ключевые слова: горжусь, надеюсь, хочу пожелать, восхищаюсь.

    1. Творческая работа

Используя план-характеристику давайте составим характеристику героя

Предлагаю каждому по очереди составить предложения. Обращаю ваше внимание, что предложения должны быть простыми двух составными, распространёнными.

Образец текста

Наш герой высокий и смелый. У него добрые красивые глаза. Волосы его коротко острижены. Наш герой смелый и отважный человек. Он честно и мужественно выполняет свой воинский долг. Возможно до войны, он работал в школе или был актёром театра. Он слушал классическую музыку, читал книги, мечтал и верил в светлое будущее. А сейчас он с оружием в руках защищает нашу землю. «Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле!»

  1. Релаксация

Чтобы немного передохнуть, предлагаю вам сейчас встать из-за мониторов и про прослушать небольшой аудио трек

  1. Рефлексия

    1. Создание свободного текста. Коллективная работа

Предлагаю вам создать даймонт о герое.

Напомню, что даймонт создаётся по определённому алгоритму.

1 и 7 строки Существительные антонимы.

2 и 6 строки — прилагательные или причастия противопоставления.

3 и5 — глаголы или деепричастия противоположного значения.

4 строка — фраза состоящая из четырёх слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие

Богатырь

Смелый, сильный

Защищает не сдаётся

Оберегает нас, побеждает смерть

Нападает, убивает

Подлый, коварный

Враг

    1. Подведение итогов

Давайте продолжим фразы

На уроке я научился….

Мне было очень интересно, когда…

  1. Оценивание

Исходя из листков самооценки

  1. Домашнее задание

Составить сенкан или сенквейн о конкретном герое ДНР.

Поведенческий портрет по данным наблюдения.

Наблюдаемый объект—женского пола, 35 лет, высшее медицинское образование. Работает не по специальности, но в сфере близкой к медицине. Замужем, есть сын 11 лет. Благополучная семья.

  1. Внешний вид.

Всегда очень аккуратна. Средней длинны стрижка, деловой костюм, брючный или с юбкой. Обувь на устойчивом каблуке. Видно, что одевается так, чтобы было удобно, неброско, но следит, чтобы вещи подходили ей. Всегда все чистое, немятое.

  1. Пантомимика.

Осанка прямая, не сутулится, ходит ровно, уверенно, шаги твердые, не размахивает руками при ходьбе. Характерный жест, когда задумывается, — трогает себя за подбородок. Вообще жестов не очень много, в основном, открытые, от кисти или от плеча.

  1. Мимика.

Общее выражение лица — спокойное. Мало гримасничает. Часто улыбается. Вообще редко меняет мимику, чаще ее лицо либо спокойное, либо с улыбкой. Иногда, когда вопрос вызывает затруднения, или в задумчивости, слегка хмурит брови.

  1. Речь.

Очень грамотно строит предложения, вежлива. Слов-паразитов нет. Говорит короткими и емкими предложениями, спокойно, рассудительно. Когда веселится, повышает голос, громко смеется. В речи мало пауз.

  1. Отношения с окружающими.

Экстраверт, общительный, имеющий много знакомых, энергичный, ориентированный на взаимодействие с другими людьми.

Очень легко идет на контакт, шутит, быстро располагает людей к себе. В общении доминирует, но с удовольствием выслушивает собеседника.

В зависимости от окружающих людей и обстановки поведение может меняться: если это близкие люди, домашняя неформальная обстановка, она раскованная и веселая, много шутит. Если это рабочая среда, становится более серьезной и спокойной.

Однако общая манера общения, интонации, темп и громкость речи, мимика не меняются. Если же человек, с которым она общается, говорит слишком медленно или тихо, может перестроиться и подладиться под темп и громкость, которые удобны собеседнику.

Это человек бодрый, активный, энергичный, жизнерадостный, веселый. Она открытая, общительная, компанейская, любит естественные вещи и простые чувственные радости. Таким образом, хорошо адаптирована в обществе.

6. Отношение к себе.

Спокойно относится к себе, знает, что у нее есть какие-то недостатки, и принимает их. Реалистка, старается трезво оценивать себя. Мало задумывается о своей внешности, но следит за аккуратностью. Однако по поводу внешнего вида и одежды других говорит, что ей нравятся только определенные вещи. Что касается возможностей, не стремится к высоким достижениям. Вообще, профессиональная сфера и работа для нее не стоят на первом месте, здесь в приоритете семья.

С другой стороны, она озабочена своим социальным статусом и испытывает от этого некоторую тревожность в результате которой она недостаточно критична по отношению к себе, а также склонна постоянно находиться в центре внимания, она ищет признания и поддержки. При этом в некоторых ситуациях ей не хватает проницательности, она плохо понимает мотивы других людей, не умеет хитрить, не знает, как себя повести и чего ждут от нее окружающие.

Гипотеза.

-Наблюдаемый объект — веселый человек, легко находит контакт с другими людьми, легкая в общении.

— В новой ситуации с новыми людьми испытывает определенный дискомфорт, но быстро адаптируется.

— Любит порядок во всем.

— Ориентирована скорее на семью.

— Огромную роль в ее жизни играют близкие. На них он ориентируется в своих вкусах и мнениях.

— Хорошо образована, обучаемость высокая.

— Это творческий человек.

— Склонена к самоанализу.

— Карьера не играет для нее большой роли, она стремится скорее к комфорту, чем к успеху.

Процедура наблюдения.

Что это такое и для чего он нужен?

Психологический портрет — это словесная письменная интерпретация личности.

Данная характеристика позволяет получить общее представление об индивидуальных качествах человека, спрогнозировать его поведение.

Подобная психологическая методика активно используется в профессиональной деятельности, а также в личных целях.

Специалисты по подбору персонала анализируют способности соискателей на должность, преподаватели с целью успешной организации учебного процесса составляют психологические портреты класса, руководители выявляют личностные качества подчиненных и т.д.

Каждый человек может самостоятельно попробовать составить описание своей личности или изучить кого-то из своего окружения.

Конечно, для получения наиболее достоверных результатов следует обращаться к специалистам. Профессиональный психологический портрет психолога будет в полной мере отражать все индивидуальные характеристики испытуемого.

Располагая информацией о ключевых качествах личности, можно определить наиболее подходящий вид деятельности, уровень самооценки, степень открытости к общению, целеустремленность и т.д.

Ключевые элементы

Психологический портрет включает описание следующих свойств личности:

  1. Темперамент. Принято делить людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Обычно в чистом виде темпераменты встречаются редко, чаще в человеке сочетается два схожих типа. Холерики отличаются активностью и целеустремленностью, меланхолики чувствительны и ранимы, сангвиники предельно доброжелательны и общительны, а флегматики надежны и спокойны. В зависимости от ритма душевных процессов люди по-разному участвуют в деятельности, ведут себя в отношениях и вступают в коммуникацию. Темперамент является врожденным, а не приобретенным качеством. То есть флегматик никогда не станет холериком вне зависимости от степени влияния внешних обстоятельств. Возможна лишь некоторая корректировка начальных данных.
  2. Характер. Это свойство личности также проявляется в наличии устойчивых черт поведения. Но характер в большей степени формируется по мере взросления под влиянием обстоятельств жизни, воспитания.
    И хотя его базу составляют унаследованные от предыдущих поколений черты, они в значительной мере дополняются приобретенными нравственными и моральными установками.

    Так, дети от одних родителей, попавшие в разные приемные семьи, могут вырасти совершенно непохожими друг на друга из-за различий в воспитании и условиях проживания. Характер человека может описываться как с положительной, так и с отрицательной стороны. Например, индивид может быть добрым, открытым, общительным, отзывчивым и одновременно ленивым, трусливым, обидчивым.

  3. Способности. Обычно способности разделяют на духовные, физические и социальные. Первичными являются физические способности — уровень здоровья, выносливость, умения и достижения. Духовное развитие происходит по мере получения образования, усвоения нравственных и культурных норм. Социальные навыки развиваются в процессе воспитания. Это умение вступать в коммуникацию, открытость, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность и т.д.
  4. Интеллект. Определенный уровень интеллекта заложен в человеке с рождения. История знает немало случаев, когда великие гении появлялись в абсолютно обычных семьях у ничем не выдающихся родителей. У каждой личности есть возможность развивать свои интеллектуальные способности при помощи получения новых знаний и практического опыта, но начальные природные данные все же играют важную роль.
    Одаренные, талантливые или гениальные люди уже в раннем возрасте обнаруживают свои способности в определенной сфере.
  5. Эмоции. Эмоциональность личности выражается в способности отображать свои переживания, настроения. В зависимости от степени эмоциональности индивид определенным образом воспринимает окружающую действительность и формирует ответную реакцию. Эмоции помогают людям лучше понимать другу друга. Правильная оценка состояния собеседника дает возможность подстроиться под его настроение. Даже при наличии языковых, культурных или интеллектуальных барьеров люди всегда одинаково распознают эмоции радости, грусти, страха, гнева и т.д.
  6. Воля. Именно развитые волевые качества образуют стержень характера и позволяют человеку добиться успеха в жизни. Целеустремленность, самоконтроль, решительность и самостоятельность — все это свойства сильной и самодостаточной личности. Даже при благоприятных условиях жизни и наличии выдающихся интеллектуальных способностей слабовольный индивид не сможет добиться существенных результатов. Из-за лени, безынициативности и отсутствия самодисциплины он будет постоянно упускать благоприятные возможности.
  7. Коммуникабельность. Любой человек независимо от его возраста, социального положения и уровня развития должен уметь находить общий язык с окружающими. Коммуникативные способности развиты у людей в разной мере. Большое значение имеют не только природные данные, но и приобретенные навыки. Например, психологический портрет менеджера гарантированно будет содержать информацию о высоком уровне развития коммуникативных способностей у испытуемого.
    Профессиональная деятельность сотрудника основана на общении с людьми, и без коммуникативных способностей добиться результатов в данной области невозможно.
  8. Самоконтроль. Это качество напрямую зависит от степени развития волевых способностей. При приеме на работу специалистов, которым предстоит выполнять свои обязанности в стрессовых условиях, уровень самоконтроля является одной из ключевых характеристик.
  9. Самооценка. Это степень уверенности в себе и своих способностях. Обычно принято говорить о нормальной, заниженной и завышенной самооценке. В первом случае человек наиболее объективно оценивает себя. При заниженной самооценке присутствует неуверенность в своих силах и излишняя самокритичность, а при завышенной — переоценка собственных возможностей и достижений.
  10. Мотивация. Внутренне эмоциональное состояние, которое побуждает человека к действию.
    Мотивом может быть получение желаемой должности, материальной выгоды, положения в обществе, расположения значимых людей и т.д.

Психологический портрет личности: готовый образец написания

Психологический портрет личности — готовый образец написания это лишь приблизительный пример работы. Сам портрет строиться на результатах общении с коллегами (друзьями) объекта, на результатах тестирования, возможно 16-факторным личностным опросником Кеттел и на основании личных ощущений психолога. Примерно психологический портрет личности выглядит так:

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр — не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

Для чего нужен психологический портрет личности? Многие полагают, что это лишь пустая формальность, но это не совсем так. Прежде всего, каждому человеку нужно знать, как его видят другие. Ведь трудно объективно оценивать себя. А получив свой психологический портрет, можно увидеть свои сильные и слабые стороны и не только увидеть, но и направить некоторые усилия на коррекцию своей личности.

Как составить?

Как создать мой или чужой психопортрет?

Желательно обращаться к специалистам, но также реально справиться с задачей и самостоятельно. Объектом изучения может быть собственная личность или другой человек, о котором необходимо получить исчерпывающую информацию.

Грамотно оставить психологический портрет помогут популярные опросники:

  • тест Дж. Роттера;
  • опросник Л.Н. Собчик;
  • тест Р. Кеттела;.
  • характерологический опросник Леонгарда.

Кроме опросников применяются и другие методики оценки личности.

Так, можно составить психологический портрет по рисунку, проанализировать почерк, провести тест на невербальное общение, загадать логические загадки и т.д.

Наиболее простой вариант исследования — анализ свойств объекта. В этом случае достаточно на листе бумаги поэтапно дать описание десяти ключевых свойств личности, указанных выше.

При этом большое значение имеет объективность оценки. Не всегда человек может оценить себя или кого-то из окружения максимально беспристрастно.

Построение своего психологического портрета поможет разобраться в собственной личности, определиться с подходящим видом профессиональной деятельности, объективно оценить окружающих людей.

План

При составлении характеристики человека следует придерживаться стандартного плана:

  1. Индивидуальные данные. Возраст, пол, состояние здоровья, физические параметры.
  2. Социальные данные. Семейное положение, профессия, образование.
  3. Краткая биография. Здесь человек описывает важные моменты своей жизни, которые оказали значимое влияние на него (отношения с родителями, потрясения и конфликты и т.д.).
  4. Индивидуальные характеристики. Анализируется 10 ключевых свойств личности.
  5. Выводы. Строится прогноз на дальнейшее развитие личности, выявляются проблемы и определяются пути их решения.

Психологический портрет личности: готовый образец написания.

Основные критерии составления психологической характеристики

Перед тем как составить психологический портрет человека, целесообразно ознакомиться с его составляющими. Ввиду единичности каждой личности присущи основные и направляющие качества. Основные компоненты включают:

  • темперамент;
  • характер;
  • личностные свойства.

К направляющим компонентам относятся:

  • самосознание;
  • интеллект;
  • направленность.

По восприимчивости представители социума классифицируются на несколько категорий:

  1. Ориентация на сегодняшний день. Человек легко вживается в роль, хорошо приспосабливается. Для него типично быстрое принятие решений. Для такого человека подходит руководящая должность.
  2. Ориентация на прошлое. Личность действует в соответствии с принятыми правилами, законами. Хорошо проявляет себя на исполнительной должности.
  3. Ориентация на будущее. Человек сложно входит в коллектив, не признает иерархию. Но такие люди часто выдвигают прогрессивные идеи. Для них подходит самостоятельная работа («сам себе начальник»).

Кроме рассмотренных критериев, перед тем как составить психологический портрет личности, надо определить следующие личностные черты.

Темперамент

Его основа — специфические характеристики нервной системы. От темперамента зависит поведенческая модель личности, его сложно скорректировать. Известны 4 его типа, которые применяет психологический портрет личности:

Тип темперамента Характеристики
Холерик Нестабильность настроения, эмоциональность, тяга к новизне
Сангвиник Уравновешенность, рациональное поведение
Меланхолик Нестабильная психика, пессимизм
Флегматик Завидная уравновешенность, стеснительность

Характер

Это отличительные человеческие качества. Они применяются в общении, в социальной деятельности. Характер определяется набором характеристик, включающих отношением к ряду жизненных аспектов, таких как:

  • работа;
  • окружение;
  • сам человек;
  • материальные ценности.

Способности

Это специфические качества человека. Способности предполагают достижение успеха в определенной деятельности, жизненной сфере. Эти свойства можно развивать посредством обучения, практики.

Целенаправленность

Основа целенаправленности — стимул, мотивация. От этого свойства зависит поведенческая модель личности, его деятельность. В то время как один человек жаждет удовлетворить собственные потребности, создать желаемые условия для своей жизни, иной находит себя в социальных сферах, волонтерстве, воплощает креативные способности.

Что такое психологический портрет, и как его правильно составить?

Эмоциональность

Это свойство не зависит от желания человека, неподвластно его воли. Эмоциональность представляет собой ответ на внешние раздражители. Она показывает важность для него определенного события. Сила личности определяется способностью управлять эмоциями, держать их под контролем, не проявлять чувства.

Интеллект

Это показатель образованности человека. Уровень интеллекта предопределяется образованием, текущей деятельностью, возрастом. Он участвует в принятии решений, оценке ситуаций, контроле поведения, приспосабливаемости, создания отношений с окружением. От интеллекта зависит рациональность мышления, действий в соответствии с ситуацией.

Общительность

По психологии, готовый психологический портрет личности включает оценку коммуникабельности — важной отличительной черты характера, раскрывающей единичные качества. При общении передается не только информация, но также мысли, чувства, знания.

Самооценка

Самоанализ способствует выработке позиции личности к себе самой. Посредством самоанализа оценивается индивидуальная восприимчивость, место в социуме, достижения.

Волевые свойства

Черты характера, выявляемые при создании психологического портрета личности, предопределяют поступки, прямо воздействуют на жизненный курс человека. Для волевого характера типична способность самостоятельного принятия решений, преодоления жизненных сложностей, он характеризуется упорством, настойчивостью, решительностью. Для людей со слабой волей типична слабохарактерность. Несмотря на наличие качеств, необходимых для достижения успеха, они редко становятся успешными.

Самообладание

Самоконтроль влияет на способность к надлежащему поведению в социуме, воспитанность. Личность, не контролирующая свое поведение, эмоции, не может создать партнерские, дружеские отношения.

Способность к командной деятельности

Каждый человек отличается умением работать в коллективе. Способность к командной деятельности предполагает готовность к компромиссам, принятие во внимание иной точки зрения.

Пример описания известной личности

Мировая историография содержит большое количество информации о различных известных людях.

Особый интерес представляют их психологические портреты.

Анализ индивидуальных характеристик исторических персон производится на основании изучения письменных свидетельств современников, личных дневников самих людей.

При помощи физиогномики (анализ черт характера по чертам лица) даже составляется психологический портрет по фото.

Большой интерес представляет личность Наполеона Бонапарта. Его психологический портрет, составленный по приведенному выше плану, выглядит следующим образом:

  1. Мужчина, родившийся в 1769 году. Рост — 169 см. Страдал от эпилептических припадков.
  2. Император Франции, полководец и государственный деятель. Был дважды женат.
  3. С детства проявлял любовь к чтению. Испытывал проблемы в общении со сверстниками, из-за издевательств которых вынужден был большую часть времени проводить в уединении. С ранних лет проявлял интерес к военному делу.
  4. Вспыльчивый, целеустремленный, беспощадный, работоспособный, дисциплинированный, эгоистичный. Он с молниеносной скоростью обрабатывал информацию и принимал решения. Был превосходным тактиком и стратегом. Не любил общаться людьми. Демонстрировал презрительное отношение к окружающим. Легко впадал в состояние гнева, нередко перетекающее в припадки. При наличии множества внутренних противоречий внешне стремился произвести впечатление уверенного в себе человека. Основной мотив деятельности — жажда власти.
  5. Влиятельное положение в обществе и наличие большой власти усугубили негативные черты характера, зародившиеся еще в раннем возрасте. Внутренняя неуверенность в себе порождала гнев и презрение к окружающим.

Поведенческий портрет

Поведенческий портрет — что это значит?

Это психологическая характеристика поведения человека, которое он демонстрирует в разных жизненных ситуациях.

Подобные сведения можно получить в результате наблюдения за объектом, а также посредством беседы с самим человеком и его близкими людьми.

Поведенческий портрет включает следующие сведения:

  • внешний вид;
  • пантомимика;
  • мимика;
  • речь;
  • отношение к окружающим;
  • отношение к себе;
  • поведение во время основной деятельности;
  • реакция на конфликты.

Цель применения психологического портрета

Важен психологический портрет в выборе жизненного пути, будущей профессии. Он составляется еще перед вступлением в ВУЗ, поскольку это время определения дальнейшей деятельности. Применение психологического портрета человека поможет найти «свою» деятельность, от которой он будет получать не только прибыль, но также удовольствие.

Кроме того, психологический портрет — это инструмент, позволяющий ближе узнать человека, его способности, поведенческие характеристики. Он способствует выявлению слабых и сильных сторон индивидуума, его склонностей ко лжи, конфликтам.

Многие кандидаты на вакансию проходят тестирование, проводимое менеджерами по персоналу. Его цель заключается в определении личностных качеств, профессиональных способностей потенциального будущего сотрудника. Готовый психологический портрет личности помогает руководителям узнать, предугадать действия человека в конкретной сложной ситуации, его способность решения возникающих проблем, выявить качества, необходимые для работника, занимающего определенную должность.

В отношении детей психологический портрет помогает педагогам найти оптимальный подход к ним. Для родителей он важен в плане познания детской психологии, определения правильного курса воспитания ребенка в соответствии с его темпераментом.

Сегодня люди часто просят психологов составить психологический портрет в целях выявления сходных качеств потенциального спутника жизни. Известное ранее правило «плюс и минус притягиваются» сейчас не применяется. Известно, что люди с противоположными характерами не смогут найти общий язык. Во избежание споров, конфликтов партнеры должны обладать подобными темпераментами, иметь схожие ценности, цели.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти электрический ток в вакууме
  • Как найти пепел гробовщика
  • Как найти что нибудь не обычное
  • Как найти хэштег в контакте
  • Как быстро найти процент от суммы