Как составить план характеристики героя литературного произведения

Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ!Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно!Зарегистрируйся

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.

Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар

Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Записывайся на итоговые занятия!

Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

План характеристики героя литературного
произведения

1. Место героя среди других
персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии
других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как
средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание,
история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития
сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в
жизни.

При характеристике героя литературного произведения Вам поможет план:

1 вариант

  1. Определение места героя среди других персонажей.

  2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

  3. Наличие прототипов и автобиографических черт.

  4. Анализ имени.

  5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

  6. Речевая характеристика.

  7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

  8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

  9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

  10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

  11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

  12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

  13. Оценка литературного персонажа его современниками.

  14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

  15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

2 вариант

1.Место данного персонажа в образной системе произведения.

2. Социальный статус и материальное положение.

3. Внешний облик (портрет).

4. Своеобразие мировоззрения и мировосприятия, характер деятельности, влияние на окружающих.

5. Особенности внутренних переживаний.

6. Авторское отношение к данному персонажу.

7. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью биографии и (или) предыстории;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через взаимодействие с другими персонажами;

з) через обстановку, которая окружает героя.

3 вариант

1. Место, занимаемое героем в произведении
2. Общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой
3. Манера держаться, внешность, особенности костюма
4. Речь героя
5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияния на окружающих
6. Понимание героем цели жизни, его основные интересы
7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам
8. Отношение других лиц к герою
9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения

10. Ваше мнение об этом герое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика литературного героя

План для характеристики литературного героя…

План характеристики литературного героя

Характеристика литературного герояПримерный план характеристики героя: 1. Определение места героя среди других персонажей. 2. Степень участия и его роль в конфликте. 3. Анализ имени….

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме «Обучение сравнительной характеристике литературных героев» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина….

Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме «Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин.»

Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев….

Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели урока:*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки …

Характеристика литературного героя

Характеристика литературного героя…

Исследование познавательной стратегии характеристики литературного героя.

Анализ познавательной стратегии учащихся, влияющих на формирование умения создавать характеристику литературного героя….

Сбросить характеристики с корабля
современности? По поводу составления на уроках
планов-характеристик образов-персонажей

ТРИБУНА

Евгения САФОНОВА,
г. Самара


Сбросить характеристики с корабля
современности?

По поводу составления на уроках
планов-характеристик образов-персонажей

Не один десяток лет
настойчиво звучит мысль о том, что составление
планов-характеристик героев — одно из самых
слабых звеньев школьного анализа. Формализм и
штамп, особенно прочно укоренившиеся в анализе
образов, приводят к тому, что многие литературные
герои, любимые учащимися до изучения, становятся
после изучения как бы на одно лицо.
Установившийся шаблон — выделение
положительных и отрицательных черт характера и
подбор к ним цитат — убивает живое восприятие
личности героя. Он превращается в носителя
абстрактных добродетелей или пороков. Когда о
героях говорят приблизительно по одному плану, в
той же манере и в одном ключе, не удивительно, что
в сознании учащихся они напоминают один другого.

“Очень часто планирование рассматривается как
особый вид «навыка», который нужно
культивировать безотносительно ко всему
процессу знакомства с произведением, именуемому
литературным чтением, — писала М.А. Рыбникова.
— А между тем работать над планом — это значит
проникать в смысл читаемого, изучать построение
произведения, вникать в его язык и в его образы”.
Учитель обязан научить школьника составлять
план, в частности план-характеристику
образа-персонажа, но делать это надо не ради
планов, а ради литературного образования в целом.
Выяснение качеств характера героя, условий его
воспитания, взглядов, интересов, привычек и тому
подобное — совершенно необходимый этап анализа.
Но здесь возникает вопрос: как все эти черты
характера связаны с поставленной писателем
проблемой, с исторической эпохой?

Приступая к составлению характеристики
литературного героя, следует помнить о
нетождественности характера в повседневной
жизни и характера художественного.
Следовательно, характеристика бытовая и
характеристика литературная — это не одно и то
же. То, что даёт нам представление о человеке в
повседневной жизни, недостаточно для раскрытия
художественного образа. На наш взгляд, здесь
стоит говорить не о суммарных чертах характера, а
о “системе мотивов”. Вот определение
Б.Томашевского: “Под характеристикой мы
подразумеваем систему мотивов, неразрывно
связанных с данным персонажем. В узком смысле под
характеристикой разумеют мотивы, определяющие
психологию персонажа, его характер”. Характер,
следовательно, раскрывается и сам по себе, на
основе внутренних ресурсов, и с помощью других
образов — в системе взаимоотражений. Кроме того,
характер, реализуясь в обстоятельствах внешнего
и внутреннего порядка, образует один из
составных элементов сюжетно-композиционной
целостности, а она определяется волей автора,
мощью и закономерностями его художественного
мышления. Следовательно, литературная
характеристика образа-персонажа должна отражать
три параметра:

  • психологическая мотивировка, этическая,
    социальная направленность личности героя;>
  • реализация характера в системе взаимоотношений
    с другими действующими лицами художественного
    произведения;
  • отношение писателя к мотивировке поведения
    персонажа и реализация этого авторского
    отношения в сюжетно-композиционной целостности.

Возьмём пример хорошего, в общем, плана
изучения образа-персонажа. В нём есть логика
внешняя и внутренняя, он требует конкретного
подхода к образу, опирается на жизненный опыт.
Этот план-характеристику образа-персонажа
предложил Е.А. Маймин в книге «Опыты
литературного анализа».

  1. Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто
    в портрете? Как это его характеризует?
  2. Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они
    говорят?
  3. Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто
    о нём говорит и что именно? Как он относится к
    разным людям?
  4. Герой в его поступках. Как проявляется герой в
    делах своих? Какие качества раскрываются в его
    поведении?
  5. Что мы можем сказать о герое после
    всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём
    автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он
    представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие
    мысли о жизни, о человеке он нас наводит?

План действительно универсальный, к нему можно
обращаться при анализе героев любого
произведения. Но если этот план будет бесконечно
повторяться, станет универсальным на практике,
это уже плохо. Он станет шаблоном и приведёт к
однообразию приёмов, что значительно ослабит
восприятие героя школьниками. Чтобы избежать
этого, Е.Маймин предлагает при знакомстве с новым
литературным героем брать “новый угол зрения”.

Мы не можем полностью отказаться от
составления на уроке плана-характеристики. Какой
бы критике он ни подвергался, в школе
характеристика остаётся в активе анализа
литературного образа. Чтобы избежать схематизма
и формализма в раскрытии характера героя,
следует более ответственно подойти к ней:
грамотно определить содержание, выбрать приёмы
раскрытия этого содержания, найти место и время
для характеристики в системе уроков. В начале
анализа — это подробное знакомство,
представление образа-персонажа; в середине —
работа над характеристикой героя в конкретном
эпизоде; в конце — подведение итогов анализа,
обобщённое, сквозное повторение через
центральный образ-персонаж проблематики и
идейной направленности произведения в целом.
План есть закрепление и систематизация знаний.
Он должен быть конкретным, отражать человеческую
и идейную сущность именно этого литературного
героя, а не абстрактной личности вообще. Этот
план должен помочь конкретному разговору о герое
как художественном образе.

В качестве примера составления
плана-характеристики рассмотрим характеристики
образов Германна, героя «Пиковой Дамы», и Петра
Гринёва, героя «Капитанской дочки».

Образ Германна

“…Он был скрытен и честолюбив… он имел
сильные страсти и огненное воображение, но
твёрдость спасла его от обыкновенных
заблуждений молодости…”
Психологический портрет: характер
неординарный, во многом противоречивый,
неоднозначный, но не отнесённый здесь автором к
разряду явно отрицательных.
“Формула жизни” — расчёт, умеренность
и трудолюбие. Цель жизни — покой и независимость.
Намеренно, силой разума герой подавляет
свои чувства и желания.
Карточная игра — путь для бедного
военного инженера взлететь вверх по
имущественной лестнице.
Жажда сиюминутного обогащения, власть
денег — происходит подмена одних ценностей
другими.
“Игра в любовь”: Лиза — лишь орудие
тщательно задуманного плана.
Любовные отношения — тот же расчёт.
Томский о Германне: “У него профиль
Наполеона и взгляд Мефистофеля”.
Многозначное, образное сравнение
подчёркивает нестерпимое желание стать выше,
пусть даже переступив через других и через себя.
Первая жертва Германна — Лизавета
Ивановна. Вторая жертва — старая Графиня. Третья
жертва пагубной страсти — он сам.
Пиковая Дама — олицетворение совести
героя. Человек не должен губить в себе
человеческое, в противном случае безумие —
единственный выход для истерзанной души.
Автор повести поднимает важнейшие
нравственные вопросы: о чести и бесчестии, цели,
смысле и ценности человеческой жизни.
Человек, губящий в себе человеческое
ради денег, — трагический финал неизбежен.

В центре анализа на уроке образа Германна был
мотив разрушительного влияния на человека
власти денег. Характер другого героя Пушкина,
Петра Гринёва, мы предлагаем раскрыть через
мотив, проходящий в ряде произведений Пушкина 30-х
годов, — это мотив святости брака и семьи,
родного дома как основы человеческого бытия. В
классе на уроке нет необходимости всестороннего,
то есть литературоведческого изучения
художественного произведения. Достаточно
выбрать один мотив, который при грамотном
анализе приведёт учащихся к постижению
авторского замысла.

Образ Петра Андреевича
Гринёва

I. Юный Петруша Гринёв в родительском доме.

1. Вольготная жизнь недоросля в родительском
доме.

2. “Береги честь смолоду” — нравственный наказ
отца, жизненные принципы которого прямо или
косвенно внушались герою в родительском доме.

3. Заячий тулуп, подаренный матерью, —
своеобразный оберег в дорогу, который спасёт
Петру жизнь.

4. Забота дядьки Савельича — пример дружбы и
преданности.

II. Гринёв по дороге в крепость.

1. Кабак, бильярд, оскорбление Савельича — игра
вырвавшегося на свободу Петруши во взрослую
жизнь.

2. Гринёв платит Зурину долг чести.

3. Раскаяние перед Савельичем. Такое отношение к
крепостному слуге — тоже результат воспитания,
полученного дома.

III. Гринёв в Белогорской крепости.

1. Гринёв в кругу семьи капитана Миронова —
простых, добрых и честных людей.

2. Любовь к Маше Мироновой, ради которой Гринёв
готов отдать жизнь.

3. Гринёв — обладатель великого христианского
дара — умения прощать врага своего. Он не держит
зла на Швабрина и прощает его.

IV. Пугачёв и Гринёв: отношения отца с сыном.

1. Отношения сложились уже тогда, когда дворянин
“поравнялся с человеком”, испытав к вожатому
интерес, доверие, благодарность.

2. Для офицера Гринёва невозможна сделка с
совестью. Его отказ служить на стороне
самозванца был воспринят тем с уважением.

3. Искренняя благодарность Петра Гринёва
Пугачёву, дважды спасшему его от смерти,
вернувшему возлюбленную.

4. Последний долг: Гринёв присутствовал на казни
Пугачёва.

Вывод. Подхваченный ветром событий, Петруша
ищет дорогу, опираясь на опыт, идущий из родового
корня. Он узнаёт, к каким последствиям приводит
попытка утвердить себя через разрушение и чем
оборачивается компромисс с самим собой. Этот
вынесенный из жизни урок навсегда останется для
него связанным с именем Пугачёва.

В заключение хочется
напомнить коллегам-учителям о разнообразии
приёмов изучения образа-персонажа науроке. В
арсенале у нас:

  • сопоставление героев с их прототипами;
  • сопоставление героев одного произведения и
    разных произведений;
  • столкновение мнения критиков об образе того или
    иного персонажа;
  • сравнение героя в начале и в конце произведения;
  • сопоставление образов-персонажей литературы с
    образами тематически сходных произведений
    других видов искусств;
  • инсценирование как приём изучения
    художественного произведения;
  • анализ через приёмы изображения и прочее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти похожие данные в excel
  • Как найти ссылку на профиль фейсита
  • Как найти клиента агенту по рекламе
  • Как найти кулон русалки stardew valley
  • Как найти последние геокулы в геншин