Как составить план или тезис по русско

Стили и жанры

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.). 

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
 

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением

Каждому человеку, связанному с деятельностью, которая предусматривает чтение, конспектирование обширной литературы приходили в голову вопросы: как упростить этот процесс? Как потратить меньше времени на эту работу?

В таких случаях целесообразно научиться составлять опорный план, а после выборочно конспектировать какой-либо источник. План – это очень важный этап работы над научным текстом, соотношение содержания речи и ее структуры с поставленной задачей.

Содержание

  • 1 Что такое тезисный план
  • 2 Алгоритм составления общего плана текста
  • 3 Правильное составление тезисного плана
  • 4 Ошибки, которых нужно избегать во время составления тезисного плана
  • 5 Пример составления тезисного плана

Что такое тезисный план

Тезисный план

Каждый день мы видим разнообразные тексты

Текст окружает человека везде. Текст является понятием не только лингвистическим, но и философским, а также общим и частным.

Но в нашей жизни огромное количество людей сталкиваются с лингвистической текстуальной стороной.

То есть определенной последовательностью символов, которые связаны единым смыслом, задачами и формой.

С некоторыми процессами, которые касаются текста, сталкиваются школьники средней школы в рамках изучения языков и литературы.

Ценность полученного навыка очень высока, ведь он помогает лучше понимать и оставлять в памяти большое количество информации.

В таком случае необходимо использовать навыки составления плана, так как форма плана помогает закрепить в памяти содержание прочитанного.

Планом называют список основополагающих смысловых элементов текста.

Правильное структурирование плана играет огромную роль во время написания текста.

Пункты – это смысловые ориентиры, которые помогают автору в логичной последовательности двигаться к цели, которая стоит перед текстом.

Существует несколько видов плана:

  1. Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).
  2. Назывной (план-тезис номинативного строя).
  3. План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).
  4. Тезисный.

Подробнее о тезисном плане. Что такое тезисный план? Тезисный план – это один из видов структурирования текста. Тезисом называют кратко сформированное содержание нескольких абзацев текста.

Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что тезисный план текста – это опорный материал, который состоит из основополагающих тезисов. Для того, чтобы выделить главные тезисы текста, необходимо прочесть и выявить основную мысль текста, а после кратко сформулировать тезис.

Тезисный план текста основывается на том, что в определенном тексте присутствует структура, а его составляющие части логически связаны между собой. Но каждая отдельная часть текста несет в себе мысль, которая дополняет общую идею текста, но в то же время разрешает делить его на подразделы.

Каждый пункт тезисного плана представлен двусоставным предложением и зачастую передает главную мысль всей части. Смысловая основа текста – базис для составления тезисного плана.

Алгоритм составления общего плана текста

Алгоритм составления плана

Крайне важна логичность изложения

В основе любого вида плана лежит алгоритм составления общего плана текста:

  1. Необходимо в первую очередь понять сущность и задачи текста.
  2. После определяем, какая же информация нужна для решения задач.
  3. Данные нужно представить в форме пунктов плана.
  4. В логической последовательности располагаем пункты плана.

В конце составления общего плана необходимо удостовериться, что он отвечает следующим критериям:

  1. Логичность изложения.
  2. Отсутствие повторов.
  3. Исчерпанность. План должен вмещать всю информацию, которая необходима в тексте.
  4. Развитие темы текста. Если присутствует пункт плана, который невозможно описать подробнее его формулировки, то его можно объединить с другими пунктами.
  5. Краткость. Избыточность формирования пунктов – лишняя работа. Формулировки пунктов должны быть точными и краткими.
  6. Лаконичность. Текст необходимо вмещать в 5-7 пунктов, так как обширные планы труднее запоминать.

Все эти критерии касаются не только общего плана текста, но и всех его видов.

Правильное составление тезисного плана

Как мы говорили ранее, тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.

Алгоритм правильного составления тезисного плана:

  1. Нужно прочесть текст и записать главную мысль автора. После необходимо сформулировать тезис, самое главное краткий, но в то же время отражающий всю многогранность идеи. Лучше избегать в тезисе уточнений, так как задача тезиса – передать суть. После того, как тезис сформулирован, необходимо еще раз перечитать и проверить соответствие составленной формулировки с главной мыслью текста. Если тезис обширный, то его лучше по возможности сократить.
  2. После первого шага нужно начать выделять подпункты плана, либо подтезисы основного тезиса. Комфортнее работать с текстом, разделенным на абзацы, так как абзацы содержат в себе определенную мысль, поэтому предложение, которое выделяет автор в абзац, служит для точности его мысли и формирования уникальной окраски.
    Необходимо прочесть каждый абзац и сформулировать тезисы, но возможно такое, что в одном абзаце присутствуют несколько тезисов. В таком случае необходимо выявить основной и оставить место для того, чтобы потом добавлять пункты плана. Не нужно стремиться сразу же проработать все мелочи, так как абзацы, используемые автором для уточнения мысли либо создания нужной окраски у текста, могут быть объединены с другими абзацами, именно поэтому выделение отдельного тезиса в данном случае не имеет необходимости.
  3. В конце составления тезисного плана необходимо просмотреть и проработать каждый абзац отдельно еще раз, это делается для того, чтобы выделить подпункты. Выделение подпунктов зависит от вида тезисного плана.

Существует два вида: подробный и краткий. Для подробного плана подпункты обязательны, а для краткого это зависит от темы.

Ошибки, которых нужно избегать во время составления тезисного плана

Наиболее распространенные ошибки, совершаемые во время составления тезисного плана:

  1. Люди не разграничивают понятия тезис и цитата. Очень важно отделять понятие «тезис» от понятия «цитата». Тезисом называют краткое подтверждение либо отрицание чего-либо. Цитата – точное выражение из текста, имеющее определенного автора и заключающееся в кавычки.
  2. Нежелание полностью ознакомиться с текстом. Данная ошибка довольно распространена, так как частичное ознакомление с текстом приведет к неверным тезисным пунктам.
  3. Слишком длинные тезисные предложения. Основная черта тезиса – краткость.

Рекомендации по составлению правильного тезисного плана:

  • в тезисах не стоит приводить примеры;
  • необходимо сохранять в содержании тезиса самобытность высказывания для того, чтобы не утерять документальность, а самое главное убедительность;
  • необходимо составлять предварительный простой план, так как он оказывает помощь во время написания основных тезисов

Многие люди, не зная основных правил составления тезисного плана, делаю огромное количество ошибок, а они, в свою очередь влияют на понимание текста.

Пример составления тезисного плана

Для того, чтобы создать хороший тезисный план, который будет оказывать помощь в последующей работе, необходимо знать, как правильно структурировать тезисный план, а также знать, какие именно абзацы нужно превращать в тезисы.

Пример тезисного плана текста по теме «контекстная реклама»:

  1. Понятие контекстной рекламы: плюсы и минусы.
  2. Коэффициент результативности контекстной рекламы.
  3. Формулы, позволяющие рассчитать ориентиры для оценки.
  4. Условия, при которых реклама будет эффективна.
  5. Анкетирование на тему «Нужна ли людям контекстная реклама».
  6. Результаты тестирования.

Умение составлять общий и тезисный план текста — это огромный плюс, который поможет человеку в его деятельности, так как правильно сформированный и продуманный тезисный план считается залогом успеха в написании любого текста.

Особенно необходимо данное умение в написании сочинений и при подготовке обширных научных текстов, в которых, как правило, предусмотрен план.

В этом видео вы узнаете, как составить план к сочинению:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. План текста-рассуждения

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1. ТЕЗИС.

Формулируем тезис (утверждение, которое необходимо доказать).

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА  сочинения-рассуждения

  •  собственное высказывание (Я считаю, что… Я часто задумываюсь над вопросом и т.п.);

 СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

  • с помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни);
  • с помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи);
  •  виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо).

 2. АРГУМЕНТЫ —

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

  • приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис;
  • так как аргументов несколько, то используем специальные  вводные слова для оформления рассуждения: во-первых, во-вторых и т.д. Но если вы сомневаетесь,  поддерживаете в какой-то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие  вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

  • глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим);
  • союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы,  для того чтобы);

 ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:

это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

3. ВЫВОД — 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

  • вводных слов (таким образом, итак);
  • синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу).

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

Описание

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Способы сжатия текста

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 515,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 521,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 607,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 573,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 541,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 480,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 505,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 609,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 610,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 614,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение Задачка стр. 15,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 24,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 31,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 35,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 59,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 185,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 187,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 189,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 191,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 613,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 38,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 183,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 404,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 264,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 289,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 38,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 40,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 341,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 344,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 524,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Моя сегодняшняя публикация будет посвящена составлению плана текста. Она будет полезна преимущественно тем, кто видит свое будущее в написании текстов или только ищет подходящий для себя вариант заработка в интернете.

Мы научимся приводить в порядок и систематизировать собственные мысли, чтобы впоследствии упорядоченно излагать их в устном или письменном виде. Так что эта информация будет полезна и для общего развития, ведь красивая, логичная и аргументированная речь — это один из маркеров образованного и интересного человека. В конце концов, разве вам не хочется красиво и связно писать и говорить?

Зачем нужен план текста?

Вспомните школьные годы и задания по составлению планов. Большинство из нас думало: а зачем они вообще нужны? В результате структурированные и грамотные сочинения получались далеко не у всех: многочисленные повторы, логические нестыковки и прочие огрехи убивали все впечатление от, в общем-то, неплохих и, главное, самостоятельно написанных работ.

Конечно, во время учебы можно «содрать» из Интернета что угодно: хоть план, хоть сочинение целиком. Но во взрослой жизни это аукнется откровенной беспомощностью перед необходимостью ясно и аргументированно выразить мысли не только в публичном выступлении или статье на заказ, но и в обычной бытовой беседе.

В веб-райтинге без умения последовательно и без повторов излагать информацию делать нечего. Благо, этот навык развивается в любом возрасте, правда, с индивидуальной скоростью. Но со временем вам достаточно будет беглого прочтения материала — и канва плана будущего текста уже прорисуется в вашем сознании.

Этот навык необходим для выхода на качественно новый уровень оплаты: не секрет, что не желающие развиваться райтеры всю дорогу сидят на 20-50-рублевых заказах, а их опусы напоминают этакий винегрет из слов и мыслей.

Неумение работать с информацией (искать, анализировать, логично преподносить) — это первый признак случайного человека в копирайтинге. Или совершенствуйтесь, или ищите другую дорогу — третьего не дано, если не хотите считать себя аутсайдером.

Заработок топовых копирайтеров исчисляется тысячами, а иногда — и десятками тысяч рублей за один текст. И они тоже не родились с умением писать эффективные коммерческие и полезные информационные тексты. Да, от способностей зависит многое, но основная составляющая успеха — это ежедневный труд и самосовершенствование.

Основные формы и цели

Работа над планом начинается с внимательного прочтения информации: ее нужно как следует осознать, выделить основную тему и идею. Поработаем для начала над готовым и всем известным текстом — сказкой «Курочка Ряба». Итак, тема: как разбилось золотое яичко. Идея: не нужно печалиться — что ни делается, все к лучшему.

Далее следует разбить текст на основные части и каким-то образом маркировать каждую из них. Главное, чтобы вы, имея перед глазами этот план, могли пересказать основную информацию в устном или письменном виде. А вот каким образом вы будете маркировать части текста — дело ваше, но от этого зависит форма плана, который получится в итоге.

Тезисный

Если вы хотите создать достаточно подробный план, остановитесь на тезисном варианте. Каждый пункт представляет собой фразу, содержащую законченную мысль, характеризующую отрывок текста. Берем наш пример:

  1. Курочка снесла золотое яичко.
  2. Старики не смогли разбить яйцо.
  3. Яйцо разбила хвостиком мышка.
  4. Дед и баба расстроились.
  5. Курочка пообещала снести другое яичко.

Перед нами известная сказочка, представленная в виде основных тезисов. Обратите внимание — каждый пункт — это самостоятельное повествовательное предложение. По такому плану легко рерайтить (пересказывать основное содержание) логично, полно, с сохранением структуры.

План-конспект

Тут мы на минуточку отойдем от курочки Рябы, ибо план-конспект составляется только для большеформатных текстов, так что короткая сказочка для малышей в качестве примера ну никак не подходит.

План-конспект — это эволюция тезисного, более подробная и развернутая. Пункты плана могут представлять собой целые блоки информации в виде абзацев. В копирайтинге этот вариант используется крайне редко, разве что, чтобы привести в порядок и осознать незнакомую тему или адаптировать ее к нуждам целевой аудитории.

Например, мы имеем подробную статью о выделении доли наследства, написанную практикующим адвокатом для коллег. Понятно, что в специальной лексике и терминологии без юридического образования разобраться, мягко говоря, затруднительно.

Наша задача — понять, о чем пишет юрист, несколько сократить материал и привести его в понятный целевой аудитории вид. Для этого идеально подойдет составление плана-конспекта с разумной заменой специальных терминов на общеупотребительные. Словом, из сугубо специальной статья превращается в популярную, предназначенную для широкого круга читателей.

Кстати говоря, умение создавать план-конспект пригодится и студентам, которые действительно записывают лекции. Искусство стенографии угасло за невостребованностью (голос преподавателя можно записать на диктофон), но многим проще усваивать и запоминать информацию, записывая ее старым дедовским способом, ручкой в конспект.

Вопросительный

План, сформированный из тематических вопросов к частям текста, называется вопросительным. Впрочем, специалисты чаще именуют его вопросным, что логически вернее. Итак, просто формулируем вопросы и записываем их по порядку. Вернемся к многострадальной курочке Рябе. Итак:

  • Что сделала курочка Ряба?
  • Что делали старики с золотым яичком?
  • Почему яйцо разбилось?
  • Как отреагировали на это дед и баба?
  • Как утешала стариков курочка?

В ходе написания текста придется отвечать на вопросы, поэтому формулировать их нужно максимально конкретно, чтобы в голове автоматически возникал развернутый ответ.

План такого типа идеален для подготовки развернутого устного ответа или написания изложения. Применим этот вариант и в веб-райтинге: вы анализируете пласты информации, формулируете пункты плана в виде вопросов, пишете текст в виде ответов на них.

Кстати говоря, этот вариант очень удобен для написания статей большого объема: всегда можно максимально развернуть ответ, добавить собственных мыслей или занимательной полезной информации. И наоборот, можно сократить ответ, если вы видите, что катастрофически заходите за установленные рамки объема.

Цитатный

Содержание плана этого типа определяется его названием: он состоит из цитат, то есть, дословных выдержек из первоисточника. Приводить его пример я не буду из соображений уникальности: любая цитата снижает этот показатель, что не слишком хорошо для продвижения. А вот при написании школьного сочинения это, наоборот, приветствуется: демонстрирует умение ориентироваться в тексте.

Составление «цитатника» — одно из наиболее распространенных заданий по русской литературе, начиная с младшей школы. Ничего здесь выдумывать не нужно: найди подходящую фразу, выражающую мысль части текста, запиши без изменений — и молодец.

Цитатники уже написанных текстов зачастую используются при подготовке докладов, защите дипломных работ и рефератов, а также при других видах устных выступлений. Там дословные цитаты уместны и только повышают доверие к докладчику.

Назывной

Этот вид плана предусматривает необходимость придумывать названия к каждой логической части, то есть, именовать ее. Назывной план минимально информативен по сравнению с предыдущими вариантами и служит, скорее, для «представительских» целей.

Пересказывать текст по нему проблематично, но зато из него можно сформировать названия разделов и пунктов повествования. Обратите внимание на начало этой публикации: там представлен назывной план текущей статьи.

По нему удобно ориентироваться в приличном массиве информации, правда? Я составлял план этого текста перед началом работы, но по ходу написания несколько подкорректировал и добавил новые пункты. Бывает, что стоящие мысли приходят в ходе работы — не отказываться же от них, если они будут полезны читателям?

И последнее упоминание о курочке Рябе в назывном плане:

  • Золотое яичко
  • Действия деда и бабы
  • Мышь и золотое яичко
  • Трагедия
  • Утешение стариков

Само собой, в приложении к сказочке для малышей такие названия звучат несколько пафосно и комично, зато, надеюсь, пример будет понятен каждому. Да и хорошее настроение еще никому никогда не мешало!

Опорный

Перед нами последний тип плана — опорный. Каких-либо требований к нему не предъявляется, ибо он служит исключительно для систематизации материала и облегчения последующего воспроизведения информации.

Главный критерий — удобство пользования. Пункты могут существенно отличаться друг от друга по структуре и длине. Они могут представлять собой отдельные слова, цитаты, фразы и так далее.

Опорными планами зачастую пользуются при подготовке устных выступлений. Например, в большинстве случаев их составляют студенты, сдающие экзамены по устным дисциплинам: вытянул билет, во время подготовки набросал опорный план — и используй его во время ответа.

Многие райтеры также используют опорные планы, набрасывая пришедшие в голову мысли в блокнот или смартфон. Никогда не знаешь, когда тебя озарит: во время утренней пробежки или приготовления/поглощения обеда.

Структура плана статьи

Если текст невелик и последователен, достаточно будет простого плана. Выше во всех случаях мы «препарировали» сказочку с помощью этого варианта: четкие пронумерованные пункты, никаких дополнений и изысков.

Однако если вы пишете, например, реферат или дипломную работу, таким примитивом не обойтись: потребуется сложный (или развернутый) план: двух-трех-и более уровневый. Это значит, что в плане будут не только пункты, но и подпункты, иногда разных уровней.

Обычно названия частей нумеруются римскими цифрами, разделов — арабскими, а при необходимости идут в ход и русские, и латинские буквы. В большинстве случаев сложные планы бывают двухуровневыми, то есть, состоящими из пунктов и подпунктов первого уровня.

Ценность плана для веб-райтера

Как говорилось выше, без умения обрабатывать и структурировать информацию в копирайтинге делать нечего. Любой материал должен быть проанализирован, усвоен, систематизирован и приведен в годный для подачи читателю вид.

Статьи, содержащие повторы, логические противоречия, «подвешенные» мысли, не имеющие завершения, напоминают поток сознания. Естественно, ни о какой полезности для читателя речь не идет.

Даже если каким-то образом пользователь попадет на страницу с подобным опусом, он быстренько, после прочтения пары фраз, сбежит на другой ресурс, где информация подана более удобоваримо. Благо, на любую тему можно найти сотни статей, удовлетворяющих интересы читателей и нравящихся поисковым системам.

Малоинформативные и плохо структурированные статьи ухудшают поведенческие факторы, постепенно загоняя ресурс все ниже в выдаче. Естественно, никакому владельцу сайта сие не понравится, и он откажется от услуг горе-автора.

Конечно, если он разумен и понимает, что если автор сидит на 20-30 рублях за тысячу знаков годами, то чудес от него ждать не приходится. И если хочешь получить контент приличного качества, платить придется раз этак в 10 больше (как минимум).

Даже топовые копирайтеры всегда составляют планы текстов, особенно если речь идет о достаточно объемных массивах информации. Пункты плана обычно представляют собой заголовки разных уровней, которые выделяются средствами Ворда и используются в дальнейшей работе.

Составление плана в зависимости от целей

Каждый вид статей требует особого подхода к созданию плана, хотя принципы остаются идентичными: строгая логика, последовательность и понятность для пользователя. Рассмотрим типы статей, которые наиболее часто заказывают для сайтов:

  • Информационная статья. Нам потребуется строгая структура и последовательность, с небольшим вступлением и заключением. Если для понимания темы необходимо отступление, нужно органично оформить его отдельным пунктом и предусмотреть в плане.
  • Инструкция. Инструкция пошагово описывает действия, необходимые для достижения какой-либо цели. Поэтому здесь идеально подойдет тезисный план. Возможно, даже простой, если не будет предусмотрено разветвление алгоритма (при одном условии поступаем так, при другом — иначе).
  • Коммерческий текст. Здесь все сложнее: написать эффективный текст, способствующий повышению конверсии (превращению пользователей в покупателей, заказчиков, подписчиков — в зависимости от целей) — это высший пилотаж. Существуют специальные формулы структур продающих текстов: старенькая, но по-прежнему эффективная AIDA и ее молодые «конкуренты» типа AIDCA, PMHS, ACCA и иже с ними. Тут сначала нужно определиться с формулой, а потом уже по ней создавать план и писать текст.
  • Новость. Новостные статьи обычно невелики, но план все равно нужен, потому что в этот скромный объем приходится вмещать максимум информации в сжатом виде, без воды. Не забывайте про эффектное и информативное вступление, которое пишется по формуле «Что? Где? Когда?».
  • Статья в блог. Здесь допускается большая свобода: названия пунктов плана и, соответственно, заголовки могут быть не столько информативными, сколько креативными. Небольшой сумбур тоже не вызовет отторжения — это же блог, пишется от души. Особенная свобода допускается, если блог уже имеет сложившуюся аудиторию, а имя автора достаточно известно в определенных кругах.

Советы начинающим

В заключении я хочу дать несколько рекомендаций по составлению планов:

  • Тренируйтесь на простом. Возьмите простейший текст. Можно, как в моем примере, элементарную детскую сказочку. Создайте сначала простой план, потом попытайтесь «разветвить» его подпунктами.
  • Если заказчик дал план статьи в ТЗ, придерживайтесь его неукоснительно. Техническое задание — Священное писание для копирайтера, поэтому придерживайтесь его неукоснительно. Единственное исключение — это когда вы видите логические нестыковки и явную чушь. Например, пункт плана «Получение шенгенской рабочей визы» существовать не может, так как шенгенская виза априори рабочей быть не может. Такая ерундистика встречается в случаях, если создатель ТЗ совершенно не в теме. Но если он заинтересован в конечном результате, то пойдет на диалог.
  • Помните о ключевых словах. В пункты плана, которые впоследствии станут подзаголовками текста, необходимо включать ключевые слова, если таковые есть в ТЗ. Однако переусердствовать не нужно: приветствуется одно-два разбавленных вхождения, вставка отдельных слов из ключевых фраз и так далее.
  • Знайте меру. Не стоит разбивать текст на слишком большие или малые смысловые части. Золотой стандарт — один подзаголовок на 1-1,5 тысячи знаков.
  • Не бойтесь многоуровневых планов. Не стоит бояться заголовков уровня ниже H2: если вы пишете, например, лонгрид, без них точно не обойтись. Просто включите логику — и все получится!

Я надеюсь, что вы разобрались в основных принципах создания плана и теперь структурирование материала станет для вас неотъемлемой частью рабочего процесса. Это поможет вам выйти на принципиально иной уровень мастерства и, соответственно, оплаты.

Источник: https://mynetmoney.ru/kak-sostavit-plan-teksta/

План текста — простой, сложный, тезисный

План – это необходимый этап работы над текстом, соотнесенность содержания речи (устной и письменной) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей. Составление плана — неотъемлемая часть создания устного или письменного текста.

Даже когда человек не пишет плана, у него в голове  складывается  приблизительный порядок того, о чем он будет говорить или писать,  формируются некоторые примеры и доказательства выдвигаемых автором мыслей и идей.

Иногда план не требует  своего  обязательного оформления, а является  лишь  необходимым внутренним этапом работы над текстом. Однако существуют жанры, в которых он является составной частью текста: в учебнике, в курсовой или дипломной работе, в диссертации и т.д. – он, безусловно, необходим. Умение составить хороший план — качество человека, владеющего своей речью.

Простой план

Состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями.

Сложный план

Представляет собой более совершенную систему, которая  достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.

Составление сложного плана требует от автора отличного знания материала. Причем объем материала, переработанного им, всегда превышает объем того, что войдет в текст работы или выступления.

Тезисный план

План может быть тезисным, то есть каждый его пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста. План устного выступления может быть и простым, но это возможно только в том случае, когда автор досконально знает тему.

В устном выступлении такой порядок организации речи, как и само выступление,  ограничен временем.   Десятиминутное выступление требует  использования   простого плана, полуторачасовое — сложного. В набросках десятиминутного выступления  не может быть более трех причин или более трех следствий — иначе речь трудно воспринимается слушателями.

Порядок составления и ошибки

Работа над ним предполагает следующие этапы:

  • осмысление темы;
  • наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
  • составление простого плана (перечень тем );
  • составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
  • редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
  • окончательное оформление.

При его составлении обычно допускают следующие ошибки:

  • несоответствие плана теме;
  • пункты требуют более детальной проработки (каждый из них должен быть раскрыт в подпунктах);
  • пункты взаимоисключают друг  друга;
  • пункты не пропорциональны (один из пунктов плана раскрыт широко, а другой — нет,  хотя он также требует конкретизации);
  • нарушена логика (последовательность) в порядке следования пунктов плана;
  •  отсутствуют такие части плана, как вступление и заключение.

Источник: http://velikayakultura.ru/russkiy-yazyk/chto-takoe-plan-teksta-vidyi-planov-prostoy-slozhnyiy-tezisnyiy

Что такое тезисный план

Текст – не только понятие лингвистики, но и философии. В повседневности мы имеем дело с текстами лингвистическими, иными словами, цепочками из символов, которые связаны смысловым значением, выбранными формами и задачами.

В этом виде текст является ресурсом, содержащим информацию. Впервые мы слышим тексты еще до того как сами учимся их создавать. Тогда мы не думаем над тем, как они создаются, какова их система. Лишь учась в школе, мы получаем базовые знания, учимся читать и воспринимать тексты, делать их запись и проводить анализ.

Внутренние процессы текста

Текст – сложная и имеющая порой не одну, а много задач система, потому процессов и действий, лежащих в его основе, и тесно с ним взаимодействующих, много. Человек сталкивается с ними в школе, а их изучение входит в знания и навыки, предусмотренные при освоении уроков русского языка. Это касается и рубрикации текстов.

Такое умение позволит понять и запомнить немалое количество информации, как при изучении параграфов, чтении произведений литературы, освоении лекций. Среди навыков, связанных с рубрикацией текста и способность организовывать процесс мышления. Потому, как школьникам, так и взрослым, необходимо уметь создавать тезисные планы.

Правильная структура

Тезисным планом называют разновидность структурирования текстов. В его основе лежит построение текста по плану, все части которого будут связаны логически. Для всей частей текста характерно, что они дополняют текст в целом, и выражают одну или несколько тесно связанных мыслей. То есть основной текст по смыслу условно делится на части.

Такая смысловая канва текста и является фундаментом для тезисного плана, состоящего из фраз-тезисов, сжато передающих главную мысль разделов текста.

Обычно, в произведении уже есть подсказки для читателей. Правильно сконструированный абзац имеет в составе положение, которому соответствует тезис. Иначе говоря, поняв смысл отрывка текста, можно составить для него тезис.

Но что делать, если структурирование не определенное? Когда одну идею автор использует в различных кусочках текста, либо формулировка расплывчата? Тогда стоит применить иные типы планирования текста, например: вопросный, цитатный, назывной.

Каждый из вышеуказанных планов позволит разбить данные по блокам, чтобы взяв их за основу провести изложение текста. Однако эти виды планов не способны столь же качественно закрепить в памяти все особенности текста. Потому, если вы готовитесь к выступлению, и нужно запомнить информацию детально, следует составить именно тезисный план.

Правила составления тезисного плана текста

Тезисы могут быть разнообразны по значению и форме. Среди них выделяют оригинальные и вторичные. В основе любого текста для выступления, лежат именно оригинальные тезисы, позволяющие вытащить из памяти логическую цепочку текста и его идеи.

Потому вторичные тезисы в данном случае могут быть опущены. Чтобы получить наилучший исход, создавая тезисный план необходимо придерживаться таких советов:

  1. Внимательно прочтите текст. Вероятно, следует сделать это неоднократно, чтобы понять все стороны его содержания и оформления.
  2. Найдите ответ на вопрос «Какую главную мысль пытался донести автор?». Очертите её для себя, выделив все ступеньки по которым вел к ней читателя автор.
  3. Сопоставьте выделенные автором мысли и идеи со структурой текста. В черновом или электронном варианте текста отметьте их.
  4. Выделенные мысли являются базой для тезиса. Проверьте их на повторы и на то, чтобы по смыслу они отличались.
  5. Отложите текст и попытайтесь передать каждую мысль или идею своими словами. Вы должны опустить детализацию, не передающую смысл текста. Стоит обрезать придающие художественную образность элементы, сохранив основные, необходимые, чтобы главная мысль не была утрачена.
  6. В случае, когда полученные тезисы можно сократить, проделайте это. Но когда тезисы содержат лишь суть, начинайте составлять план.
  7. Тезисный план отличается от прочих тем, что не нуждается в заголовках для отдельных пунктов. Не нарушайте порядок, предусмотренный автором текста, фиксируйте тезисы в нужной последовательности.
  8. Иногда можно изменить схему расположения тезисов, но только если это предполагается сюжетом (при наличии нескольких линий развития событий), или позволит найти ориентиры в базовом тексте.
  9. Составив план, уберите текст и займитесь чем-нибудь другим, сделайте длительную паузу. Потом снова ознакомьтесь с планом и попробуйте с его помощью воспроизвести исходный текст.
  10. Если вы можете легко воссоздать идею автора и содержание текста – вы все правильно сделали.

Проще работать над тезисным планом текста, разбитого на абзацы, ведь небольшие абзацы содержат обычно одну идею. Вам нужно всего лишь их вычленить. Если нужно, для лучшего восприятия текста стоит выделить в тезисах подтезисы. Но обычно для ученических работ этого не требуется.

Источник: https://web-informs.ru/chto-takoe-tezisnyj-plan/

Пример тезисного плана текста по литературе

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету. Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

  • вопросный;
  • назывной;
  • тезисный;
  • опорная схема.

Вопросный от назывного отличается построением.

Пример:

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка. Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить. В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

Онегин — ключевой образ романа:

  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

  1. Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
  2. В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
  3. Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.

Источник: https://go2school.ru/poleznoe/razvernutyy-plan-i-tezisnyy-plan-kak-eto-pisat

По материалам сайта http://www.gramota.ru 

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план — опорная схема.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.). 

Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим). 

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план — план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением. 

Принципы рубрикации текста

Рубрикация — это:

1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой; 

2) использование заголовков, нумерации и т. д.

В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.

Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста); абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой.

Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией — числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.

Наиболее употребимы две системы нумерации.

1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов. 

При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:

А… Б… В… — I… II… III… — 1… 2… 3… — 1)… 2)… 3)… — а)… б)… в)…

При этом соблюдается следующий порядок:

а) порядковые номера частей указываются словами (часть первая); 

б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
(например: раздел А); 

в) номера глав — римскими цифрами (глава I); 

г) номера параграфов — арабскими цифрами (§ 1).

Например: 

Часть первая. Общие положения 
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык 
§ 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)….

2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.

При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей — из двух цифр, третья ступень деления текста — из трех цифр. Например:

1. 2. 3. (1 — номер раздела, 2 — номер главы, 3 — номер параграфа).

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.

Важное замечание: 

в перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь; 

строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.

Третье важное средство рубрикации текста — использование заголовков и подзаголовков. Заглавие — это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок — это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.

Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти приложение для просмотра файлов
  • Как найти свои эирподсы
  • Как найти телефон техподдержки
  • Как найти шторы по фото
  • Как найти носик от градусника