Как составить план исследовательского проекта

В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.

Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.

Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.

План исследовательской работы

Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта, осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).

1. Титульный лист исследовательской работы

Пояснение и оформление: Титульный лист исследовательской работы

Оформление титульного листа рекомендуется проводить с консультацией педагога — руководителя исследовательской работы.

2. Содержание исследовательской работы

Пояснение и оформление: Содержание исследовательской работы

Содержание исследовательской работы оформляется строго по приведенному образцу.

3. Введение исследовательской работы

Пояснение и оформление: Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).

Структура Введения исследовательской работы:

  • Актуальность исследовательского проекта
  • Проблема исследовательской работы
  • Цель исследовательской работы
  • Объект и предмет исследования
  • Задачи исследовательской работы
  • Гипотеза исследования
  • Методы исследовательской работы
  • Теоретическая значимость работы
  • Практическая значимость работы

4. Историческая справка по проблеме проекта

Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.

5. Основная часть исследовательской работы, проекта

При планировании и написании исследовательской работы в основной этап включают:

  • Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
  • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
  • Выбор материала, методов для проведения исследования.
  • Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
  • Описание этапов проведения исследования.
  • Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).

6. Заключение

Заключение исследовательской работы — это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач.

В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.

В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.

7. Используемая литература

Пояснение и оформление: Используемая литература

Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.

8. Приложения

Пояснение и оформление: Приложения

В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «План исследовательской работы учащихся«:
<a href=»http://obuchonok.ru/plan» target=»_blank»>План исследовательской работы</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/plan]План исследовательского проекта[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

План исследовательской работы

1. Титульный лист исследовательской работы

Оформляется титульный лист исследовательской работы или проекта на листе формата А4 и является первой страницей проектной работы школьника.

Поля:

  • левое поле листа — 20 мм
  • правое — 10 мм
  • верхнее и нижнее — по 15 мм

Междустрочный интервал – 1,5 (полтора).

Титульный лист не нумеруется!

В верхнем поле титульного листа исследовательской работы пишется полное название учебного заведения (размер шрифта – 16 пт.).

Посередине листа пишется без кавычек «Исследовательская работа» (шрифт – 24 пт.)

На следующей строке – заглавными буквами указывается название исследовательской работы без слова «тема», без кавычек и без точки в конце (шрифт – 28 пт.).


Название не должно быть длинным, «стандартным или избитым», а по возможности кратким, интригующим. Название на титульном листе должно соответствовать общему содержанию проекта и заинтересовать ознакомиться с работой.

Название, если необходимо, может содержать подзаголовок для более конкретного представления темы проекта, но он должен быть очень кратким и не превратиться во второе заглавие работы.

В правом нижнем углу титульного листа указываются сведенья об авторе исследовательской работы (фамилия, имя, класс), ниже — о руководителе исследовательской работы (пишут «Руководитель» и указывают его фамилию, инициалы и должность.

Если руководителей исследовательского проекта несколько, указываются все через запятую. Если в вашей работе помогал консультант, то его инициалы и фамилия помещается ниже руководителя с указанием «Консультант».

В самом низу титульного листа по центру указывается место выполнения исследовательской работы школьника: Киев, на следующей строчке – год выполнения работы – 2013 – без точки, кавычек, слова «год» или «г» (шрифт – 14 пт.).

2. Содержание исследовательской работы

Оформление содержания исследовательской работы


При оформлении работы содержание исследовательского проекта помещается на втором листе и оформляется согласно приведенному нами примеру и образцу ниже.

Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

В Содержании исследовательской работы пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.

При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

Главы и параграфы в содержании проекта нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены (напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

Разделы «Введение«, «Заключение«, «Список литературы» и «Приложения» не нумеруются!

Образец содержания исследовательской работы (проекта)


Простыми словами содержание оформляется строго по правилам, нумеруются и отмечаются разделы исследовательской работы, расположенные в тексте проекта, указываются страницы.

Содержание

Введение………………………………………………………..3
(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы(при наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)
1. Подготовка к исследованию (например)……….5
        1.1 Исторические сведения……………………….5
        1.2 Сбор информации……………………………….7
        1.3 Проведение анкетирования…………………8
        1.4 Техника безопасности…………………………9
(Правила техники безопасности описываются при необходимости)
2. Проведение исследования(например)………….10
        2.1 Первый этап исследования………………..10
        2.2 Второй этап исследования…………………11
        2.3 Заключительный этап исследования…..12
Заключение……………………………………………………13
(Итоги исследовательской работы)
Список литературы………………………………………..14
Приложения…………………………………………………..15

Обращаем внимание, что Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со всеми выравниваниями текста и нумерации.

3. Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования (если имеется).

Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).

Что отражается в разделе Введение?

В главе «Введение» необходимо сжато представить основные идеи исследовательской работы!


 — первый раздел исследовательского проекта, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы.

В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе, наличии экспериментов, опытов, наблюдений.

О доказывает значимость, современность, нужность результатов проводимого исследования.

Формулируется также  – модель желаемого конечного результата исследования ребенка.

акже важно указать конкретные , которые предстоит решить в процессе всего хода работы. Во Введении исследовательской работы можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать .

Структура введения исследовательской работы

Приведем пример плана введения исследовательской работы (проекта) школьника:

  • Актуальность темы исследования
  • Проблема, на решение которой направлено исследование
  • Объект и предмет исследования
  • Цель исследовательской работы
  • Задачи исследовательской работы
  • Гипотеза (предположение)
  • Основные этапы работы, организация
  • Методы исследования
  • Научная новизна исследования
  • Теоретическая значимость работы
  • Практическая значимость работы
  • Характеристика основных источников получения информации

Каждый из перечисленных выше пунктов Введения в исследовательский проект описывается с нового абзаца без нумерации и без оформления в виде заголовка.

Ж
актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования
, задачи исследования и т.п.

Объем раздела Введение — обычно 1-1,5 страницы.

Раздел Введение оформляется согласно правил оформления исследовательской работы.

Введению исследовательской работы рекомендуется уделить особое внимание, это как это визитная карточка вашего проекта, в которой кратко отражается суть вашего исследования или поисковой работы.

4. Историческая справка по проблеме проекта

Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.

5. Основная часть исследовательской работы, проекта

П

  • Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
  • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
  • Выбор материала, методов для проведения исследования.
  • Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
  • Описание этапов проведения исследования.
  • Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).

6. Заключение


Заключение исследовательской работы — это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач.

В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.

В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.

7. Используемая литература

Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.

Оформление Списка использованной литературы

Использованная литература

Государственные стандарты и сборники документов
1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.
2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 34. — Ст. 3158

Учебники и учебные пособия
3. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова — Киев: НАУ, 2003. — 245 с.

Книги с одним автором 
4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. — М.: РАГС, 2003. — 268 с.

Книги одного, двух, трех и более авторов
5. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.

Статья из газеты или журнала
6. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.

Статья из энциклопедии или словаря
7. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395
8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2000. — 940 с.

Электронные ресурсы
9. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013). План оформления творческого проекта. Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web: 
http://tvorcheskie-proekty.ru/plan

Книги с одним автором 
10. Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа: науч.-практ. пособие/ В. Г. Игнатов. — Ростов-на-Дону: СЗАГС, 2000. — 319 с.

Также могут использоваться и другие виды информационных источников.

8. Приложения

В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.

Более подробно, вы можете ознакомиться на сайте http://obuchonok.ru/plan

План научной работы1.png

Научная работа

Это поисковое исследование, которое направлено на выявление и решение какой-либо проблемы.

Любая научно-исследовательская работа является комплексной задачей, которая требует изучения большого объема информации, а также проведения экспериментов, исследований, опросов.

Зачем нужен план

Составление плана научно-исследовательской работы значительно упростит ее написание. Он позволит упорядочить все задачи и сформировать правильную структуру, а также упростить сбор и анализ необходимых литературных источников.

Последовательность построения научной работы

Работа над составлением плана исследования научной работы должна начинаться заранее и состоять из нескольких этапов:

  • Подбор необходимой тематики;
  • Выбор цели и предмета изучения;
  • Сбор материала;
  • Работа над источниками;
  • Исследование;
  • Подбор методик, которые определят действенный и качественный способ получения материала.

План научной работы

План научной работы состоит из следующих пунктов:

  1. Титульный лист;
  2. Содержание;
  3. Введение. Содержит в себе актуальность и новизну, объект и предмет исследования, а также гипотезы, цели и методы, теоретическую и практическую значимость;
  4. Основная часть. Делится на реферативную и практическую часть. В реферативной дается историческая справка по проблеме работы, обзор литературы, обобщение теоретических сведений, а в практической ведется поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования, выбор материала, методов для проведения;
  5. Заключение. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе;
  6. Список литературы;
  7. Приложения.

Основные требования к научному плану работы

План научно-исследовательской работы включает в себя следующие требования:

  • Введение должно включать в себя описание объекта и предмета исследования с акцентом на актуальность работы;
  • Проанализировать ту литературу, которую использовали, какая цель изучения гипотез, и какие существуют варианты на сегодня. И чем больше будет использовано литературы, тем большие знания сумеет показать автор;
  • Вступительная часть должна содержать в себе индивидуальные теории, которые нужно доказать, а также существующие концепции, утверждения, касающиеся актуальной проблемы;
  • В основной части исследования представляется теоретическая база, где нужно провести разные опыты и изыскания по практике;
  • В заключении исследования, нужно указать полученные выводы.

На Студворк вы можете заказать научно-исследовательскую работу недорого у профильных экспертов!

   В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные пункты.

   Также, мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьников.

1. Титульный лист исследовательской работы

2. Содержание исследовательской работы

3. Введение исследовательской работы

  Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется
цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

  В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость(если есть практическая часть) работы.

Структура Введения исследовательской работы

   Актуальность исследовательского проекта

   Объект и предмет исследования

   Цель исследовательской работы

   Задачи исследовательской работы

   Методы исследовательской работы

   Теоретическая значимость работы

   Практическая значимость работы

4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы

5. Основная часть исследовательской работы

   Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.

   Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

   Выбор материала, методов для проведения исследования.

   Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).

   Описание этапов проведения исследования.

   Техника безопасности при выполнении работ(если это опыт).

6. Заключение (краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения
поставленных задач)

   В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении,
дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

7. Используемая литература

  После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь
отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

8. Приложения (диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).

   Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с
нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без
знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые
употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

   Если четко придерживаться плана исследовательской работы, работа будет соответствовать всем нормам и требованиям.

Введение

Для того, чтобы ваше исследование прошло успешно, и вы достигли поставленных в работе целей, в самом начале пути необходимо все тщательно спланировать – составить план вашей научно-исследовательской работы и провести планирование этапов ее реализации. И план, и планирование являются обязательной частью любого проекта – от научной работы школьника или студента до крупных масштабных проектов, выполняемых большой командой опытных, именитых ученых.

Зачем нужно планировать исследовательскую работу

Не жалейте время на планирование научной работы, так как тщательно проработанный план даст вам возможность спокойно, в рабочем режиме и без срывов выполнить всю работу от начала до конца. В результате планирования вы создаете более четкий образ исследования, показывает какие ресурсы необходимо будет задействовать для его реализации, в том числе, речь идет о материальных и человеческих ресурсах.

Изначально вам потребуется общий план научного исследования, который вы далее будете наполнять информацией, и на основе которого будет составляться отчет или публикация о проведенной работе. В общем виде такой план включает в себя:

  • Заголовок
  • Аннотация или резюме
  • Обоснование, актуальность
  • Цели и задачи
  • Обзор литературы
  • Методология и методы исследования
  • Основная часть (описание выполненных работ)
  • Результаты (с их обработкой и анализом)
  • Список литературы
  • Приложения (при необходимости)

Такой план отражает характерные и обязательные части научной работы – цели, задачи, объекты, методы и т.д. План дает нам понимание основных этапов, которые будет содержать работа. Далее, для начала непосредственно самой работы над исследованием, необходимо провести его детальное планирование.

Планирование помогает нам разобраться с возможностью реализации всего исследования, оценить финансовые, технические и человеческие ресурсы. Также планирование показывает насколько задачи, запланированные в работе, соответствуют поставленной цели, позволяет установить хронологическую последовательность проведения исследования, предусмотреть ошибки и детально рассмотреть другие важные детали, о которых стоит подумать заранее.

Планирование является наиболее важным этапом подготовительной работы. Оно в целом позволит вам увидеть всю картину исследовательских работ, как бы с разных проекций, и понять, что и в какой момент необходимо проконтролировать. Вы сможете оценить особенности выполнения всех этапов исследования, провести их критический анализ, т.е. установить слабые и сильные стороны. Также это поможет вам заранее продумать и исключить возможные ошибки. Главная функция планирования – направлять исследователя к достижению поставленной цели.

Этапы планирования научного исследования

Так как вы уже определились с темой исследования, обозначили цель и задачи, провели обзор литературных источников и выбрали, какими методами вы будете проводить свое исследование, вы теоретически готовы приступить к его выполнению. Теперь нужно продумать возможность реализовать задуманное на практике – самое время провести планирование. Рассмотрим наиболее важные этапы, необходимые для планирования научно-исследовательской работы.

Важно! На этапе планирования рекомендуется привлечь коллег и специалистов, которые будут принимать активное участие в исследовании, обладают соответствующей квалификацией и владеют информацией по изучаемой тематике.

1. Распределение задач и оценка ресурсов

Распределение задач является одним из самых важных этапов вашего плана, который необходимо выполнить для достижения желаемых результатов и оценки необходимых ресурсов. Это начальная стадия вашего исследования. Для этого сформулируйте и запишите название всех задач, и для каждой из них пропишите желаемый результат. Исходя из этого, продумаете и пропишите в плане следующие моменты:

а) кто будет являться исполнителем каждой из задач – определите квалификацию специалистов и их численность, оцените их наличие в вашей команде; подумайте, ненужно ли вам привлечь дополнительных специалистов (человеческие ресурсы);

б) какие ресурсы нужны для выполнения каждой задачи – материалы, оборудование, лабораторные или иные помещения, участие в конференциях и семинарах для апробации работы, подготовка статей, возможно вам понадобится привлечение других организаций или иные заимствованные ресурсы, на данном этапе есть время все это оценить (материальные ресурсы).

Можно разделить основные ресурсы на несколько составляющих, главное, чтобы вам было абсолютно понятно, что вам будет нужно и где это взять. Заранее продумайте шаги для привлечения недостающих ресурсов, если таковые обнаружились.

Формулируя задачи и ресурсы к ним, вы попутно выстроите схему всего исследования, а также сможете сразу начать продумывать взаимосвязь между отдельными элементами работы.

2. Определение временных рамок

Очень важно заранее спланировать и прописать сроки выполнения каждой задачи и, следовательно, всего исследования в целом. Это можно сделать в виде таблицы или в виде диаграммы, где напротив каждой задачи будет проставлена дата начала и конца ее выполнения. Здесь также, как и на предыдущем этапе, задачи можно разделить на подзадачи с проставлением сроков для каждого отдельного шага, в зависимости от ваших целей. Формируйте таблицу так, чтобы вам было понятно и удобно с ней работать, тут нет никаких четких правил.

Общая продолжительность исследования будет зависеть от количества задач, их сложности и предполагаемой продолжительности. Недооценка временных рамок исследования может негативно повлиять на весь ход его выполнения.

Установление временных рамок позволит вам, как основному исполнителю, держать все этапы исследования под контролем. При планировании времени нужно продумать и попытаться предусмотреть моменты, на которых можно ожидать временные задержки. Если таковые есть, необходимо заложить на них дополнительное время, а для их реализации определить круг возможных проблем и пути их решения. Иначе вы рискуете, что на каком-то этапе исследование будет приостановлено из-за необходимости что-то исправлять или кого-то ждать.

Важно всегда указывать ключевые даты для всех основных этапов, согласно вашему плану. Установление ключевых дат лучше разбить на две колонки: в одну вписать даты для достижымых задач и результатов, во вторую – для предполагаемых результатов, с более расплывчатыми сроками, таких как выпуск публикации, участие в конференциях, семинарах и т.д., итоговые даты которых могут сдвигаться. Не забудьте запланировать рабочие встречи с участниками исследования для обсуждения хода реализации и промежуточных результатов.

3. Построение хронологического порядка

На этом этапе полезно прописать последовательность исполнения задач и возможность их перекрестного или параллельного выполнения. На основании этого нужно составить примерный хронологический порядок выполнения всего исследования (далее по ходу работы вы сможете вносить изменения).

Хронология выполнения работ будет также зависеть от времени выполнения каждой задачи и от их количества. Тут же важно определить, какое количество сотрудников вам нужно и какой квалификации (т.е. состав исследовательской группы) и долю участия каждого ее члена в работе (логично предположить, что в большинстве случаев ваше научное исследование не является их основной работой), т.е. мы видим прямую связь с предыдущими этапами – оценкой ресурсов и времени.

Взаимная связь отдельных задач будет несомненно существенно влиять на хронологию выполнения всего исследования. Например, вы не сможете начать подготовку образцов, пока они не будут отобраны, и в свою очередь – не сможете их отобрать, пока не наступит подходящий период (время года, сезон, погодные условия, сбор необходимого количества образцов контрольной группы и т.п.). Тоже самое касается людей – если какой-то из привлеченных специалистов будет занят в определенный момент времени, хронология вашего исследования нарушится.

Но если вы спланируете все это заранее, вы сможете выровнять работу, что позволит вам избежать ненужной остановки в процессе ее выполнения. Обязательно продумайте вынужденные перерывы в работе, такие как выходные и праздничные дни, отпуск основных исполнителей, т.к. это тоже крайне важно для составления порядка выполнения работ. На этом этапе вы переходите к следующему шагу – проведение критического анализа.

4. Проведение критического анализа

Если вы достаточно четко проработали предыдущие шаги, то можно с уверенностью сказать, что критический анализ вы уже выполнили. Критический анализ состоит в оценке всего хода исследования на предмет взаимной сочетаемости и возможности выполнения разных задачи и их комбинаций между собой, таким образом, чтобы ваш проект:

а) был завершен вовремя;

б) все задачи были решены;

в) цель достигнута.

На этом этапе вы еще раз критически оцениваете ход выполнения каждой задачи и смотрите: где, например, не хватает ресурсов, а где их явный переизбыток – значит нужно перераспределить. Или планируемое время завершения проекта / отдельных задач в нем вызывает сомнения, следовательно, нужно пересмотреть сроки и т.д.

Есть такой небольшой интересный пример из практики, когда при планировании научно-исследовательской работы не учли, что к работе в лаборатории привлечены женщины, у которых маленькие дети. В сезон холодов, такие сотрудницы часто уходят в отпуск по уходу за детьми. В итоге, когда одна из сотрудниц отсутствовала, ее просто некем было заменить, и все остальные участники вынуждены были ждать. При правильном планировании в такой ситуации можно было: запланировать дублера, переставить задачи местами или принять во внимание сдвижку во времени, если нет иного выхода.

Тоже самое может касаться публикации результатов в журнале (если она у вас запланирована) – ставьте реальные сроки и сделайте запас по времени, если что-то пойдет не так (многочисленные возвраты статьи на исправления от редактора или очередь публикационного процесса, достаточно распространенные варианты задержки). Сюда же можно отнести проведение сложной аналитической обработки результатов – сроки тут могут быть очень чувствительны и иметь большой разброс в зависимости от многих составляющих, таких как длительность самого анализа, методы обработки полученных результатов и т.д.

5. Отчетность по результатам исследования

Подготовка промежуточных и итоговых отчетов крайне важна для успешной реализации исследования или научной работы. В связи с этим, на этапе планирования внимательно ознакомьтесь с видами установленной отчетности, если такие установлены условиями выполнения работы (например, в случаях грантового финансирования) либо определите в каком виде будут представлены результаты работы. Зачастую, одним из видов отчета (а иногда и основным видом), по итогам выполнения научно-исследовательской работы является публикация в журнале по соответствующей тематике. Как уже отмечалось выше, это может потребовать определенных временных затрат.

Таким образом, после того как поймете какие отчеты вам необходимо будет подготовить, обязательно установите для себя конкретные сроки их подготовки и определите для них основных исполнителей.

Важно! Результаты планирования необходимо оформить. Можно все занести в таблицу, куда будут прописаны все основные этапы, сроки и другие составляющие, которые далее необходимо отслеживать.

6. Отслеживание хода реализации исследования

После успешного планирования, наступает момент реализации вашего научного проекта. На этом этапе руководителю исследования или основному исполнителю, важно отслеживать ход его выполнения.

Держите перед глазами план реализации проекта и все этапы планирования (вашу итоговую таблицу). Этот шаг поможет вам своевременно выявлять и решать проблемы, которые могут возникнуть, и если они только назревают, есть время все скорректировать еще до того, как ситуация вышла из-под контроля.

Свои наблюдения и выводы относительно хода выполнения исследования желательно фиксировать – записывать в виде заметок в удобной для вас форме, куда вы будете вносить все выявленные нарушения или отклонения. На основе таких записей в определенные моменты можно будет выполнять промежуточный критический анализ и вносить корректировки в существующий план. Таким образом, данные заметки о ходе реализации будут являться одним из наиболее ценных инструментов для достижения цели. Особенно это касается продолжительных по времени исследований, где со временем все очень сильно может поменяться – и условия выполнения и состав исследовательской группы, и даже цели и задачи.

При первой мысли о необходимости выполнить планирование и провести предварительную оценку проекта, все это кажется достаточно сложным. Несмотря на это, начав планировать, вы очень скоро поймете, что это чрезвычайно полезный инструмент, который сделает вашу исследовательскую работу проще и прозрачнее для управления. Главное, не делайте этого в одиночку, обязательно согласовывайте важные шаги с основными исполнителями.

Как следствие, в процессе выполнения научно-исследовательской работы, вам не придется отвлекаться на решение каких-то бесконечных проблем, и вы сможете с головой погрузиться в увлекательный мир науки, спокойно и планомерно идя к своей цели.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти контакт вайбер по имени
  • Как найти любую фотографию в интернете
  • Как найти заказанный билет на самолет
  • Как найти свою декларацию личный кабинет
  • Как найти хороших швей