Как составить план исторического события

План по истории необходим, чтобы лучше усвоить пройденный материал, подготовиться к выступлению в классе. Для грамотного составления плана необходимо:

  • Прочесть текст и разделить его на основные смысловые части.
  • Каждую смысловую часть необходимо сформулировать одним предложением. Оно должно содержать сжатую информацию прочитанного отрезка, раскрывать его смысл.
  • План по истории должен включать в себя описание исторического события, причины его возникновения, начало, развитие и логическое окончание, влияние на исторический процесс.
  • В конце следует добавить выводы.

Опубликовано 3 января, 2019

Планы и алгоритмы
анализа исторического события, деятеля, явления и т.д.

Правила
конспектирования

1. Внимательно прочитайте
текст. При чтении отмечайте непонятные места, новые слова, даты, имена.
2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При
записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении составьте простой план. При повторном чтении
постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив
аргументы автора.
4. Перечитай ранее отмеченные места, их краткую последовательную запись.
5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими
словами.
6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при
конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Рецензия
на ответ товарища

1. Оцените, насколько
правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Следовал ли он по намеченному плану, в чем отошел
от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение
к историческим событиям и их участникам.
4. Употреблял ли в рассказе необходимые исторические термины
и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужных повторения, отсутствие
эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Составление
плана при работе с текстом

1. Прочитай текст про
себя, продумай прочитанное.
2. Разбей текст на смысловые части и озаглавь их. В заголовках
надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверь, отражают ли пункты плана основную мысль текста,
связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную
мысль текста.

Оценка
исторического события

1. Установите причины
события.
2. Определите заинтересованность в событии определенных классов
и общественных групп.
3. Определите характер события (антифеодальный, освободительный,
реакционный и т. д.).
4. Установите связь с другими подобными событиями.
5. Определите значение:

А) для участников события;
Б) для последующего исторического события.

Памятка
для характеристики и оценки исторического деятеля

1. Вспомните или
установите (по учебнику, отрывку из документа, книге для чтения):
когда и в какой стране жил и действовал; к какому классу
(общественной группе) принадлежал; его цели, планы; какой класс был
заинтересован в них; какими средствами он добивался цели.
2. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему
идти к цели (а какие мешали)? Что вы цените в его
характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить
в жизнь).
4. Установите (по его делам, поступкам), в интересах каких классов
он действовал.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была полезна, выгодна;
помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения
народных масс, развитию культуры).
6. Выскажи свое отношение или неодобрение; как вы относитесь
к средствам, которым он добивался цели; каким чертам его характера
вы хотели бы подражать?

Требования
к характеристике и оценке исторического деятеля

1. Раскрывать
исторические условия и влияние общественной среды, в которой
формировались взгляды, жизненные цели человека.
2. Раскрывать черты характера человека в зависимости от его
воспитания, выдвинувшей его общественной среды, идеалов его класса.
3. Определять какие качества личности человека помогали или препятствовали
достижению его целей, решению исторических задач.
4. Раскрывать связи между целями и мотивами его деятельности.
5. Оценивать его значение и роль в истории: по результатам его
деятельности; по ее значимости для определенного класса, страны,
народа.
6. Оценивать личность выдающегося исторического деятеля и его решающие
поступки; выражать свое отношение к нему.

Обобщающая
логическая схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения
явления:

А) противоречия, вызвавшие
явление, необходимость их преодоления;
Б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность
их в решении противоречий;

2. Содержание явления,
его развитие:

А) важнейшие факторы, связанные
с борьбой за разрешение противоречия;
Б) социальная направленность действий различных сил, сторон, борьба
за разрешение противоречий.

3. Причины определенного
исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:

А) разрешение данным явлением назревших
противоречий;
Б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика
общественных выступлений

1. Время и место
выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстание, акция протеста
ил гражданского неповиновения и т. д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика
политического строя государства

1. Форма правления:
монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика
(парламентская, смешанная, президентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли
составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа
(например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:

А) глава государства, его
полномочия;
Б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
В) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
Г) судебные органы;
Д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
Е) местные органы власти.

Характеристика
войн

1. Причина войны,
хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):

а) планы сторон в начале
каждого этапа;
б) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.

Памятка
для решения познавательных задач

1. Внимательно прочитайте
условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они
дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии не хватает каких-либо данных,
вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что
из этих знаний может помочь решению.
4. Свое решение обязательно докажите.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса
задачи. Полон ли ваш ответ?
6. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи
вы сделали и доказали?
7. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия
задачи?

Памятка
для анализа политической карикатуры

1. Какова главная идея
данной карикатуры?
2. Что высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его
поведение; политическое событие или явление)?
3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте,
унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной
карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура?
Свой ответ аргументируйте.
6. Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
7. Подумайте, с какой целью была создана карикатура (обидеть
изображенного на ней политика, указать на существенные его ошибки,
возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое
явление и т. п.). Аргументируйте свою точку зрения.

Памятка
для анализа документа

Вид
документа

Типология
вопросов и заданий к нему

1.
Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи
государственных деятелей, протоколы государственных мероприятийи т. д.

1. Когда,
где, почему появился этот документ?
2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке,
его жизни и деятельности?
3. Объясните основные — новые понятия, употребляющиеся в тексте
документа.
4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого
документа или весь документ в целом?
5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения
от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других
странах?
6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе
привело или могло привести введение этого документа?/td>

2.
Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы,
деловая переписка и т. д.

1.
Покажите на карте государства, составившие этот документ.
2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность
и ущербность для каждой из сторон и других стран,
международной ситуации в целом.
4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен
на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам
других государств, на паритетных началах).
5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном
плане произошли или предполагались по этому документу?
6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный —
и почему?
7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

3.
Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания,
речи политиков, прокламации, декларации и т. п.

1. Кто
автор документа? Каковы его политические взгляды?
2. Каковы исторические условия его создания документа? Где и когда
он появился?
3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
4. Интересы какого слоя населения он выражает?
5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным
положением и истинными интересами?
6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей
этого документа?
7. Дайте историческую характеристику оценку документу.

4. Документы
исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения

1. Какие
исторические факты излагаются в документе?
2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе
события.
3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если
оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской)
системе исчисления.
4. Как автор объясняет причины? Излагает ход и определяет значение
исторических событий?
5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам.
Как позиция автора связана с характером данного документа,
обстоятельствами его создания?
6. В чем позиция автора совпадает /не совпадает с современной
точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/ не совпадение
можно объяснить?

5.
Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства
очевидцев

1. Кто
автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия?
Причастность к описываемым событиям?
2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым
событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям?
К его участникам?
4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора
от других участников по данному историческому факту?
5. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

6.
Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи:
проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира. Крылатые выражения
и пр.

1.
Покажите на карте район мира, где происходит действие этого
литературного источника.
2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.
п.определите примерное время действия или написания произведения./Найдите
признаки, подтверждающие, что данное произведение создано в эпоху…
3. Какие образы исторических героев, событий создает автор?
4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев?
Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

Требования
к написанию и оформлению контрольных работ

Письменная контрольная
работа, предусмотренная учебным планом является одним из видов контроля
за качеством изучения дисциплины. Контрольная работа дает возможность
получить дополнительную информацию по интересующим их проблемам из тех
источников, которые используются для ее подготовки. Выбор темы
контрольной работы производится по согласованию с преподавателем,
читающим курс. При написании контрольной работы должен быть освещен весь
комплекс проблем.

Объем работы до 10
страниц машинописного текста (Times New Roman, кегель 14, 1,5 —
интервал). В конце работы приводится список использованной литературы.
Контрольная работа рецензируется преподавателем. По результатам
рецензирования проводится собеседование и зачет.

Если работа
не зачтена, то с учетом замечаний преподавателя она должна
быть переработана. Повторную работу рецензирует тот преподаватель, который
рецензировал ее в первый раз. Лица, не выполнившие контрольную
работу или не получившие зачета по ней, к экзамену не допускаются.

Схема написания состоит из 5
элементов: плана, введения, основной части, заключения, списка литературы
и источников:

Введение (объемом 1–2
стр.) — четко, коротко обосновывается выбор темы, актуальность проблемы,
ставятся цели написания работы, дается обзор литературы и источников.

В основной части
излагается содержание проблемы, эта часть обычно состоит из глав
(разделов). Можно, если есть необходимость, разбить главы на параграфы.
Работа в этой части должна представлять логичную систему доказательств,
аргументов, раскрывающих основную тему, в соответствии с его
главной целью, ее основными аспектами. (5–6 стр.)

Заключение. Здесь
излагаются выводы, к которым пришел автор в результате изучения
проблемы, раскрывается практическое значение проделанной работы. Заключение
составляет по объему — 1–2 страницы.

Список литературы
и источников. Оформляется в алфавитном порядке по фамилиям
авторов (названий, если это сборник) с указанием места, издательства
и года издания (место и год издания по правилам оформления
научных работ указывать нужно обязательно, издательство). Сколько названий
должно входить в список литературы? Ответить на этот вопрос очень
сложно. Здесь следует руководствоваться одним критерием — тема должна
быть раскрыта.

Контрольная работа должна
быть правильно оформлена: страницы пронумерованы, сокращение слов
не допускается, обязательны сноски. Работу не следует перегружать
цитатами, цифрами, иллюстрациями, таблицами.

В оформление
титульного листа входят: название учебного заведения, факультет, курс,
группа, тема контрольной работы, фамилия, имя и отчество автора работы,
фамилия, имя и отчество преподавателя, осуществляющего научное
руководство.

В контрольной работе
обязательно должны быть ссылки на используемую литературу
и источники.

Список использованных
источников и литературы должен состоять из следующих разделов:

1.    Источники
(документы, нормативные акты и т. п.)

2.    Энциклопедические
издания.

3.    Библиография
(монографии, коллективные труды, сборники и т. п.)

4.    Учебники
и учебные пособия.

5.    Статьи
периодических изданий.

6.    Другая
литература.

При необходимости
к работе оформляется приложение (приводятся тексты документов, таблицы,
карты, иллюстрации и т. п.) все входящие в состав приложения
материалы оформляются по списку в конце реферата
в соответствии с логикой текста.

Правила
оформления библиографии

1. Если источник имеет
автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы, название
источника, например:
Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. — Харьков,2007.
2. Если авторов два или три, то указываются в той же
последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов
с инициалами, например:
Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество.
— М.,1990.
3. Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора
с добавлением слов «и др.», например:
Маркова А.К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития
в школьном и дошкольном возрасте. — Петразаводск,1992.
4. Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие,
учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного
названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения
с прописной буквы, например:
Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной
монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. —
М., 1996.
5. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора
пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается
количество томов: В 3 т., В 10 т., например:
Камнский Я. А. Соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1. — С.
201–242.
6. Если цитата взята из статьи газеты, журнала или сборника,
то указывать необходимо не только фамилию и инициалы автора,
но и название издания, место и год издания, номер тома или
выпуска, и страницы статьи (если это издание — многотомное или
сборник). При цитате статьи из газеты или журнала нужно указывать
название источника, год выпуска, номер и страницы (для журнала) или
название, год и дату выпуска (для газеты).
Например:
Гагерн Ф. Дневник путешествия по России в 1839 году // Россия
первой половины XIX века глазами иностранцев. — Л.: Лениздат, 1991.
— С. 642;
Водарский Я. Е. Петр I // Вопросы истории. — 1993.
— № 6. — С. 64.

Памятки
для учащихся, помогающие писать эссе

Как
писать домашнее эссе

Прежде
чем приступить к написанию эссе:

1. Изучите заданный
на дом теоретический материал;
2. уясните особенности заявленной темы эссе;
3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4. выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению
к нему;
5. определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут
вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6. составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли
и идеи.

При
написании эссе:

1. Напишите эссе
в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2. Проанализируйте содержание написанного;
3. Проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе,
логичность и последовательность изложенного;
4. Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Требования,
предъявляемые к эссе

1. Эссе должно
восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только
ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким
по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и мысленно использует
теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должен содержать убедительную аргументацию заявленной
по проблеме позиции.

Памятка
участнику дискуссии

1. Прежде, чем выступить,
определи четко свою позицию, идеи, которые предстоит отстаивать
в дискуссии.
2. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
3. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются
точные и бесспорные факты.
4. Не забывай, что отличным способом убедить противника является
стройность объяснения, четкая аргументация и безупречная логика.
5. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих
товарищей.
6. Опровергая и доказывая, говори ясно, просто, отчетливо, точно,
старайся говорить своими словами, а не » по бумажке».
7. Если доказали ошибочность твоего времени, умей мужественно признать
правоту своего оппонента.
8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Правила
ведения дискуссии

1. Нельзя критиковать
людей, только их идеи.
2. Цель дискуссии — не в определении победителя,
а в консенсусе.
3. Все должны быть вовлечены в дискуссию.
4. Выступления должны проходить организовано, с разрешения ведущего,
перепалка недопустима.
5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
6. Все позиции должны быть рассмотрены и привлечены к обсуждению.
7. Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
8. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию.
9. Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах.

Памятки по истории

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Как составить синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в   левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за  разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Права граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

-для участников события,

-для последующего исторического развития.

Памятка для характеристики  и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

  • 1 строка – ключевое слово, понятие, определяющее содержание синквейна.

  • 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

  • 3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

  • 4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

  • 5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Например:

Культура –

Наследие.
Материальная. Духовная.
Творить. Создавать. Сохранять.
Без прошлого нет будущего.
Цивилизация.

Памятка составления схемы (кластера)

Схема (кластер) – это графическое изображение в систематической последовательности какого-либо понятия или процесса, которое показывает различные типы связей между объектами или явлениями

1. Написать ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;
4. Выписать подходящие идеи.

Алгоритм написания ЭССЕ

Последовательность работы над эссе по истории, которая поможет оформить качественное эссе, не упустив, при этом, важные моменты.

Шаг 1. Выбираем период.

Шаг 2. Подтверждаем правильность выбора.

Шаг 3. Выбираем название периоду, отражающее его специфику.

Шаг 4. Определяем события, относящиеся к этому периоду; выявляем наиболее важные и второстепенные.

Шаг 5. Вспоминаем исторических личностей, деятельность которых относится к этому периоду, их роль и влияние на исторический ход событий.

Шаг 6. Выявляем причины происходящих в этом периоде событий.

Шаг 7. Подбираем соответствующие исторические понятий и термины.

Шаг 8. Определяем исторические факты, раскрывающие значение периода, используем, при этом, мнения ученых.

Шаг 9. Упорядочиваем и систематизируем информацию.

Шаг 10. Составляем план и пишем эссе в соответствии с ним:

Введение (краткое описание сути выбранного периода);

Основная часть; Заключение (оценка значимости периода).

Шаг 11. Проверяем и дорабатываем эссе.

Памятка для работы с источниками и документами

  1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.

  2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.

  3. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите его основную идею.

  4. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

  1. Отвечайте точно на поставленные вопросы.

  2. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

  3. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.

  4. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

  5. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

  6. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Памятка учащемуся

1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе не понятно.

2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания часто бывает непонятное (обычно иностранное) слово, термин. В таком случае рекомендуем обращаться к словарям.

3. Составление тобой терминологического словаря и словаря персоналий (исторических деятелей, участников исторического процесса) также поможет тебе в освоении материала.

4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.

5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.

6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.

10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические схемы (цепочки).

И еще один совет. Побольше работай с карандашом в руке. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию, и к тому же, возможно, тебе придется сдавать экзамен письменно.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

 Читай внимательно, вдумчиво.

 При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

 При осмыслении перескажи (вслух) материал с помощью логической схемы и опорного конспекта (приведенных в конце данного пособия) и обязательно сделай выводы и обобщения.

 Составляй план ответа (будь то экзамен в письменной или устной форме).

Твой ключ к успеху:

Методические рекомендации по работе с опорными конспектами

(опорными сигналами)

  1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.

  2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ опорного конспекта.

  3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов опорного конспекта.

  4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

  5. Дополни опорный конспект необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.

  6. При работе с опорными конспектами тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Твой ключ к успеху:

Методические рекомендации по работе со схемами опорных сигналов

1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.

2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ схемы.

3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов схемы.

4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

5. Дополни схему необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.

6. Возможно, что при работе над схемой тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Алгоритм анализа политических событий и явлений

  1. Каковы причины события или явления?

  2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

  3. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?

  4. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?

  5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

  6. Как можно в целом оценить данное событие (явление)?

  7. Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?

  8. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

Алгоритм комментирования политического высказывания

  1. Изложить высказывание своими словами.

  2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.

  3. Дополнить высказывание, если это необходимо.

  4. Оценить высказывание с моральной точки зрения.

  5. Сделать вывод.

План описания жизни и деятельности

исторической личности (персоналии)

  1. Годы жизни или (и) правления.

  2. Этапы жизни и деятельности (краткая биография).

  3. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.

  4. Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

  5. Историческое значение данной личности.

Правила конспектирования

1. Названия тем писать ручкой с цветной пастой.

Подзаголовки – обычной пастой, подчеркивать – цветной.

Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.

4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.

5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

6. Каждый абзац пишется с красной строки.

7. Между абзацами оставляется чистая строка.

  1. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».

Памятка: Как читать учебную литературу,

чтобы прочитанное лучше запомнилось

Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.

Более эффективен – метод кодирования.

По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:

  • прокомментировать новые данные;

  • оценить их значение;

  • поставить вопросы;

  • сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причина и характер войны:

  • основные противоречия, приведшие к войне;

  • подготовка к войне, соотношение сил;

  • планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

  • повод к войне и ее начало;

  • основные этапы и главные сражения;

  • окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

Рекомендации по составлению логических схем

1. Просмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

2. Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

Если понятия, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы (последовательности).

6. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Требования к составлению логических схем:

  • Простота (минимальное количество схемных элементов и их связей).

  • Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.).

Наглядность схемы (цветовые оттенки и т. д.).

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

  1. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм к изучению материала по революции

1. Причины революции.

2. Задачи революции («зеркально» причинам).

3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

7. Итоги революции.

8.Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее.

Памятка-алгоритм по формированию (развитию)

умения доказывать

1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

2. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать

3. Определи вывод, который будешь доказывать.

4. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

1. Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

2. Определи черты сходства и различия.

3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

4. Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

5. Свои действия оформить в текстовую таблицу:

Линии сравнения

Общее

Различное

Памятка: Как работать с книгой

  1. Понимать, как построена книга.

  2. Отобрать важное, основное.

  3. Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.

План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план – выделение и наименование главных частей.

В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.

Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.

Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять. Приступая к конспекту, необходимо записать фамилию, имя и отчество автора книги, название, год и место издания.

В конспекте также должен содержаться план книги, произведения.

Тематический конспект – конспектирование нескольких произведений. Его цель – глубже, всесторонне изучить определенную проблему. Для тематического конспектирования подбирают литературу и изучают ее по плану. В общем, таким образом пишется реферат. Тематический конспект дополняется, творчески перерабатывается.

Как Составить План Ответа По Истории
План по истории необходим, чтобы лучше усвоить пройденный материал, подготовиться к выступлению в классе. Для грамотного составления плана необходимо:

Прочесть текст и разделить его на основные смысловые части. Каждую смысловую часть необходимо сформулировать одним предложением. Оно должно содержать сжатую информацию прочитанного отрезка, раскрывать его смысл. План по истории должен включать в себя описание исторического события, причины его возникновения, начало, развитие и логическое окончание, влияние на исторический процесс. В конце следует добавить выводы.

Опубликовано 3 января, 2019

Как составить план прочитанного текста?

Как работать над планом. Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание. Правила составления плана.

Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль. Озаглавь каждую часть. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

Памятка по составлению плана.

Деление содержания на смысловые части.

Выделение в каждой из них главной мысли. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).

Составление плана. Как составлять простой план.

Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. Запишите план.

Запомните требования к плану: а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы); б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки. Как составлять сложный план.

Внимательно прочитайте изучаемый материал. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Как составить развёрнутый план по теме?

Как составить план к тексту? — Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план — опорная схема. Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос.

При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как., Сколько., Когда., Почему. и т.д., но не Есть ли., Пришел ли. и т.п.). Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т.п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии).

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Назывной план — план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков). План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку.

По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач. Что такое развернутый и сжатый план текста? План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли. Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования. Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

Что такое план текста пример?

Привет! Ты помнишь, какое преступление случилось на острове «Текст»? У всех текстов были похищены заголовки, В текстах перепутались абзацы, Второклассники Алиса и Женя обратились за помощью к главному сыщику страны. Он помог им раскрыть преступление и дал дельный совет.

  1. План — это расположенные по порядку предложения или ключевые слова текста, в которых заложен основной смысл каждого абзаца.
  2. Пример: к тексту «Умная галка» можно составить такой план,1.
  3. Галке не достать воду.2.
  4. Галка кидает камушки.3.
  5. Вот так галка! Умная галка Хотела галка пить.
  6. На дворе стоял кувшин с водой.

В кувшине вода только на дне. Ей не достать было воду. Галка стала кидать камушки в кувшин. Вода стала выше, и можно было пить. Вот так галка!

Сколько должно быть пунктов в плане?

2. Тезисный план — Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.

  1. Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
  2. Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
  3. Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
  4. Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).

Что такое простой план?

Виды планов — Как Составить План Ответа По Истории Простой план Состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями. Сложный план Представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы.

  • В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
  • Составление сложного плана требует от автора отличного знания материала.
  • Причем объем материала, переработанного им, всегда превышает объем того, что войдет в текст работы или выступления.
  • Тезисный план План может быть тезисным, то есть каждый его пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста.

План устного выступления может быть и простым, но это возможно только в том случае, когда автор досконально знает тему. В устном выступлении такой порядок организации речи, как и само выступление, ограничен временем. Десятиминутное выступление требует использования простого плана, полуторачасовое — сложного.

Как составить простой вопросный план?

Стили и жанры — Как составить план к тексту? Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема, Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос.

  • При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как., Сколько., Когда., Почему.
  • И т.д., но не Есть ли., Пришел ли. и т.п.).
  • Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ).

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т.п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными, Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии).

  • Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
  • Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).
  • План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку.

По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Как правильно составить план на день?

Не бери больше, чем сможешь выполнить — В идеале ты должен брать на себя столько задач в день, сколько сможешь выполнить качественно и в срок. Перегрузив себя за один раз, рискуешь выпасть из рабочего ритма на несколько суток. Лучше объективно оценить свои возможности и составить реальный план.

Что такое цитаты план?

Цитатный план – план, выражающий основную мысль всего произведения или его фрагмента. Чтобы составить цитатный план, нужно внимательно прочитать текст или фрагмент, план к которому нужно приготовить. При чтении нужно подчеркнуть или выписать предложение, фразу или словосочетание, отражающую основную мыль текста.

Как можно составить план?

Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формируете пункт плана.

Для чего нужен план в тексте?

Для чего нужен план текста План помогает автору написать статью качественно: это значит, что читатель будет легко ориентироваться в содержании и найдет ответ на возникший вопрос — то, ради чего он открыл материал. И план, и сам текст как правило строятся на основе заданного вопроса.

Какие виды плана вам известны в русском языке?

План бывает простой, сложный, тезисный, цитатный. Простой план состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет.

Что такое план прочитанного текста?

План пересказ это краткое, тезисное описание прочитанного текста. Для начала нужно прочитать произведение, мысленно выделяя главное. Можно выписывать главное, отмечать абзацы карандашом. После того как вы прочитали текст постарайтесь пересказать его устно, выделяйте главное.

Как составить план сообщения?

План сообщения — План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:

  1. Вступление, где рассказывается основная мысль по теме;
  2. Основной текст с размышлением или официальными изученными данными;
  3. Заключительная часть с выводами после написания работы.

Как составить план по литературному чтению 3 класс?

Чтобы составить план, нужно: 1) разделить текст на смысловые части; 2) определить, что в каждой части самое важное; 3 ) озаглавить каждую часть.

Задание по литературе для 4 класса Тема проекта:

Создание календаря исторических событий.

• Подготовка сообщения о важном историческом событии.


План действий:


• О каких исторических событиях рассказывается в разделе «Летописи. Былины. Жития»?


  • победе Киевского князя Олега над греками в 6415 (907) году.
  • победах русского богатыря Ильи Муромца.
  • создании первой печатной книги.
  • благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
  • битве на Куликовом поле в 1380 году.

• Найдите необходимый материал в энциклопедии. В библиотеке возьмите книги по истории, например «Моя первая книга по истории», «Исторические рассказы для детей» А. О. Ишимовой. Составьте список литературы.


• Распределитесь на группы. Подумайте, как можно представить собранный материал: в таблице, на ленте времени, с помощью иллюстраций.


• Объедините собранный материал. Уточните исторические даты.


• Составьте план и расскажите о важном для России событии.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти экран для телефона
  • Как найти наушники аирподс который потерялся
  • Ошибка в начислении зарплаты за прошлый месяц как исправить
  • Как найти производную с корнем в кубе
  • Как найти полное видео если есть отрывок