В Рассказе «Новогодняя быль» дети знакомятся с жизнью леса, о чем думают деревья и как хорошо, когда есть лес. Лес символизирует Елочка. В новогодние праздники начинается вырубка зеленых красавиц, а в рассказе «Новогодняя быль» автор описывает мечту разумных людей, жить в дружбе с лесным сообществом.
План к рассказу «Новогодняя быль».
1 Жизнь елочки в лесу.
2 Предупреждение сороки.
3 Встреча с человеком.
4 Дружба Елочки с человеком.
7
Составить план Новогодняя быль Михалкова
1 ответ:
0
0
Сергей Михалков «Новогодняя быль»
План:
1)Росла в лесу красавица Ёлочка.
2)Рассказ сороки.
3)Страх перед человеком.
4)Решение лесника и новогодняя красавица .
5)Воспоминая стройной ели о детстве.
Читайте также
Художественное сравнение — значит это ЭПИТЕТ
Антите́за<span>, </span>антите́зис — риторическое<span> противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или</span>ораторской<span> речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
В этом стихотворении антитезисом является фраза «мне грустно, потому что весело тебе»</span>
Эзоп — полумифический древне греческий баснописец живший в VI веке до н. э.
Патриотичекая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. Он очень любил Россию. Любовь поэта к Родине так же проявлялась в ненависти к крепостному праву, царизму, насилию над личностью. Стихотворение было написано в 1841 году. В нём были отражены сразу несколько понятий и придставлений, которые складывались на протяжении большого количества времени. Всё это является разумом народа. Это стихотворение можно назвать энциклопедией опыта и мудрости народа. В нём есть такие строчки:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
На мой взгляд, Лермонтов называет свою любовь странной потому, что видит все недостатки России однако продолжает любить её всем сердцем.
Малыш с ноготок
Крошка-Нильс
Составить план Новогодняя быль Михалкова.
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Составить план Новогодняя быль Михалкова?. Вопрос
соответствует категории Литература и уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1)
Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по русскому языку; выставка рисунков учащихся, карандаши.
I. Мотивация учебной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Регулятивные УУ
Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.
Ход урока:
- Организационный момент.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Н. Некрасов)
— Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).
— Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?
II. Проверка домашнего задании.
1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». 2)Объяснить одну из пословиц:
«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз».
III. Речевая разминка.( слайд 2)
а)Дети проговаривают чистоговорки:
— ма-ма-ма – пришла снежная зима,
– ег-ег-ег – все засыпал белый снег,
– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,
– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,
– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
б) Проговорите скороговорку (слайд 3)
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже
— Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряя темп.
IV. Постановка целей урока.
— Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)
— Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
V. Определение темы урока.
-Откройте учебник на странице 203.
-Определите тему урока.
-Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.
— Кто автор произведения?
Какие произведения С. Михалкова вы помните?( слайд 4-6)
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.
Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», — также принадлежит Михалкову.
После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.
VI. Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)
-Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться
По-зна-ко-ми-лась – познакомилась
Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся
Бес-по-кой-ство – беспокойство
Спря-тать-ся – спрятаться
Об-ла-мы-ва-лись – обламывались
При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
-Читайте целыми словами: (слайд
Лес – лесная, лесничий
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные
— Какие это слова?(однокоренные)
VII. Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика. Проверка усвоения понимания
1 часть
- Где жила ёлочка?
- Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
- Были ли у неё друзья?
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
2 часть
- Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
- О чем рассказала сорока?
- Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
- Какой характер был у елочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)
- Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
3 часть
- О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент.
- Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
- Для чего срубают ёлки под новый год?
- Что может случиться, если перед новым годом будут производить массовую вырубку ёлок?
- Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
- Что нужно сделать, чтобы росли елки?
4 часть
- Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
- Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
- Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250—300, редко 500 лет, достигает высоты 20—50 м и в диаметре до 1 м.)
VIII. Физ. минутка.
Елочка
У маленьких детишек
Елочка большая.
Огнями и шарами
Елочка сверкает.
Ай да елочка!
Погляди, погляди!
Деткам, елочка,
Посвети, посвети! (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.)
Не коли нас, елочка,
Веточкой лохматой.
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
IX.Беседа после чтения
— Понравилось произведение?
— Выразите своё мнение о произведении одним словом.
— Докажите, что это сказка.
— Почему автор назвал эту сказку былью?
— Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён?
— Что произошло с Ёлочкой дальше?
— Что с ней случилось, когда она очнулась?
— Что вам особенно понравилось в этой истории?
— Какова основная мысль сказки?
— От чьего лица ведётся рассказ?
— Чему учит это произведение?
— Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?
— Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой
Работа с картинным планом.( слайд 9)
-Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были”.
Назовите их по порядку
-На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
- Добро помни, а зло забывай.
- За всякое дело берись умело
- Все хорошо, что хорошо кончается.
— С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик).
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!…
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
— Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
X. Закрепление изученного. Тест. ( слайд 10)
Дети работают над тестом в парах.
- Кто автор сказки?
а) С.Маршак;
б) С.Михалков;
в) Н.Сладков.
- Недалеко от чего росла ёлочка?
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесника.
- С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
- Кто рассказал ёлочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
- В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
- Когда нашли Ёлочку?
а) 30 декабря;
б) 31 декабря;
в) 1 января.
- Ёлочку:
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
— Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.
XI. Рефлексия.
— Что у вас особенно получилось на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Где пригодятся знания, полученные на уроке?
XII. Подведение итогов урока.
— Какое произведение читали на уроке?
— Что хотел донести до нас С.Михалков?
— О чём должен помнить каждый человек на планете?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №83 ИМЕНИ Г.И.БАЛАНОВА ГОРОДА
ДОНЕЦКА»
Литературное чтение, 2 класс
С. Михалков «Новогодняя быль».
Характеристика героев произведения.
Подготовила:
Баглаева Румяна Владимировна,
учитель начальных классов
ДОНЕЦК – 2016
Тема:
«С.Михалков «Новогодняя быль”.
Характеристика
героев произведения.
Цель:
Ø познакомить учащихся с произведением С.Михалкова
«Новогодняя быль; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их
поступков; отрабатывать умение работать над иллюстрацией; закреплять навыки составления плана сказки; отрабатывать
навыки осознанного выразительного чтения; учить работать в группах;
Ø развивать внимание, память, речь учащихся;
Ø воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников;
прививать интерес и любовь к
чтению; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
1.Компьютер.
2.Мультимедиа.
3. Презентация.
4. Сюжетные
картинки к «Новогодней были».
5. Портрет С.Михалкова.
6.Учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой.
7.Выставка книг С.
Михалкова.
8. Карточки для работы в парах и группах.
9. Словарь Сергея Ивановича Ожегова
Ход урока
І. Организационный
момент.
— Доброе утро, добрые дети,
Светлой улыбкой улыбнёмся всем на свете!
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте
повернёмся к ним и поздороваемся.
Готовы вы к уроку? Да
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас.
II. Речевая разминка.
1)
Дыхательная гимнастика.
Ø
«Воет вьюга»: сделать глубокий вдох носом, задержать
дыхание; на выдохе произнести протяжно «У», усиливая ( в другой раз – ослабляем)
звук.
Ø
«Озябшие руки»: пальцы одной руки сжать в кулак, который
обхватить ладонью другой руки; поднести руки к губам, и сделать глубокий вдох и
дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.
2)
Артикуляционная разминка.
Ø
«Хомячок»: плотно сжав губы, надуть обе щёки и
имитировать жевательные движения хомячка.
Ø
«Конфета»: заложить язык за щеку как конфету, а за тем перемещать его из одной
стороны в другую.
3) Работа
над скороговоркой.
Ель на Ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
— Начните рассказывать шёпотом и постепенно усиливайте
голос.
— Начните рассказывать медленно и постепенно ускоряйте темп.
III Проверка домашнего задания.
— Какое домашнее задание вы подготовили?
1) Докажите, что это сказка. (Есть зачин.
Присутствуют слова и выражения, типичные для русской народной сказки: «По
чистому полю, по густому лесу», «Еле ноги унёс, до сих пор бока болят», «шуба
медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи»; повторы: «Два Мороза, два родных
брата», «бил-бил», «колотил-колотил»)
2) Выборочное чтение и пересказ сказки.
— Как решили позабавиться два Мороза? (найдите диалог
и прочитайте)
— Куда едет купец? Куда едет крестьянин? (найдите в
тексте и
прочитайте)
— Как одет купец? (перескажите)
— Как одет крестьянин? (перескажите)
— Как Мороз — Синий нос заморозил купца? (найдите в
тексте и
прочитайте)
— Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?
(найдите в
тексте и прочитайте)
— Какое предложение выражает основную мысль сказки?
3) — Какая из
пословиц подходит по смыслу сказки? (2 слайд)
Ø «Мороз не велик, да стоять не велит»
Ø «Где тепло, тут и добро»
Ø «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»
Ø «У работающего дело в руках огнём горит»
Ø «Береги нос в большой мороз».
IV. Подготовительная работа. (3 слайд)
1)
— Приближается
праздник – Новый год. Чем он примечателен ? (Это
волшебный праздник, мы загадываем желания или
отправляем письма Деду Морозу и желания исполняются, происходят даже
невероятные – сказочные события.)
— А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1
марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1
сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей), и только 300 лет назад
царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год
принято дарить подарки, радоваться, веселиться и говорить с «Новым годом!», «С
новым счастьем!»
2) Стук в дверь – телеграмма. (4 слайд)
Прочитаем её. Подумайте, с какой интонацией нужно
прочитать эту телеграмму в зависимости от содержания (радостно, тревожно, с
призывом о помощи).
Дорогие ребята! Скоро Новый год, а мне очень страшно. Я боюсь, что
меня унесут из родного леса, от моих друзей. Помогите
мне!
Учитель: Кто из жителей леса мог прислать эту
телеграмму? (Ёлочка)
Учитель: Ель — дерево, которое мы называем столовой для
животных (свиристели, белочки, кабаны, лоси — все приходят сюда в зимний
холод).
Из древесины ели делают музыкальный инструмент
пианино. Ель — лесная долгожительница. Она живёт 150-200 лет. Если походить по
хвойному лесу, подышать этим воздухом, то меньше будешь болеть простудными
заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно ещё и потому, что растут они очень
медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см. Поднимите руки, у кого на
Новый год стояла живая ёлка? (5 слайд)
Представьте, что эту красавицу срубят и на неделю всего принесут в
дом, а потом выкинут. Как же нам помочь ёлочке?
Об этом расскажет нам стихотворение «Живи
ёлочка!», которое написала Ирина Токмакова. А вы послушайте и скажите, как
И.Токмакова предлагает нам помочь ёлочке.
3)
Стихотворение «Живи,
ёлочка!» И. Токмаковой.
Мне ёлку
купили! Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, весёлые тёти.
Скорей
приходите, скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень — и она зазвенит еле слышно.
А ёлка
лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!
— Какой
же совет дала нам И.Токмакова, как помочь ёлочке?
(6 слайд–
искусственная ёлка)
И. Токмакова предлагает нам покупать искусственные
ёлки. Они долговечны, и помогают спасти очень много живых елей. А выглядят
искусственные ёлки
нисколько не хуже настоящих, даже лучше.
— А ещё, ребята, мы с вами и сами сделали ёлочку. Посмотрите,
какая красавица получилась!
V.
Физминутка. (7 слайд)
VI.
Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень
известного детского писателя, книги которого у нас на выставке.
— Узнали вы эти книги? Вы догадались, о каком
авторе идёт речь.
( Это С. В. Михалков.)
Учитель: Лерочка подготовила нам небольшое сообщение о
творчестве С. В. Михалкова. (8 слайд)
С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе
Москве. Его отец был ученым-птицеводом, а мама работала сестрой милосердия
и учительницей. В семье было 3-е детей. В школу Серёжа Михалков пошёл учиться с
4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять
стихи и выпускать рукописный литературный журнал. В детстве С. Михалков много
читал, любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова. А в
последствии стал знаменитым писателем, поэтом, переводчиком.
Михалков популярен во всём мире, его книги переведены на многие
языки. Их общее число 230 млн. экземпляров.
— А какие произведения С.Михалкова вы знаете?
С этими книгами вы познакомились ещё в детском саду.
— На выставке есть стихи и сказки.
— Ребята, а кто для нас создаёт сказки? (народ,
авторы)
— Какие народные сказки мы с вами прочитали во
втором классе?
(«Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и
тетерев», «Лиса и
журавль», Каша из топора», «Гуси-лебеди», «У
страха глаза
велики».
— Как называются сказки, которые создают
авторы? (авторские)
— Сказки каких авторов мы прочитали во
втором классе?
(В. Бианки «Сова», Б. Житков «Храбрый утёнок»,
А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»).
— Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской сказкой
С. Михалкова «Новогодняя быль»; будем
учиться безошибочно, выразительно читать; отвечать на вопросы и находить
ответы в тексте; будем думать, делать выводы, анализировать; совершим путешествие в сказочный зимний лес и
попробуем помочь его жителям.
3) Работа со словарём. (9 слайд)
— Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”?
— Это было на самом деле. Может быть, эту историю
автор помнит из
своего детства, а может быть, ему рассказал кто-то
из знакомых.
— А точнее мы определим значение этого слова в словаре
Сергея
Ивановича Ожегова. (Словарь)
У меня в руках словарь Ожегова, а на экране страничка
из этого
словаря.
— Как расположены слова в словаре?
VII. Подготовительная работа перед чтением. (10 слайд)
1)
— Прочитайте сначала по
слогам, затем целыми словами.
На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться
По-зна-ко-ми-лась – познакомилась
Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся
Бес-по-кой-ство – беспокойство
Спря-тать-ся – спрятаться
Об-ла-мы-ва-лись – обламывались
При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
2)
Словарная работа.
(11 слайд)
-Вам в
тексте будут встречаться незнакомые слова.
— Как вы думаете, что они обозначают?
Копошились – возились с чем-нибудь. (с. 203)
В беспокойстве – лишённая спокойствия.(с. 204)
Сознание – ясное понимание чего-нибудь. (с. 206)
VIII. Первичное восприятие текста. Проверка усвоения понимания.
Ø 1 часть — читает учитель.
Ø 2 часть — инсценировка/Диалог
Сороки и Ёлочки.
Ø 3 часть — ученик.
Ø 4 — учитель.
1 часть
·
Где жила ёлочка?
·
Почему ёлочка не чувствовала
себя одинокой?
·
С помощью эмоционального
знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
2 часть
·
О чём рассказала сорока?
·
Почему ёлочка прожила лето
и осень в страхе и беспокойстве?
·
Какой характер был у ёлочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой
– вежливо
попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)
·
Что можете сказать про
сороку? (говорит быстро – прострекотала)
·
С помощью эмоционального
знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
3 часть
·
О чём мечтала ёлочка
вплоть до последнего дня уходящего года?
·
Как вы думаете, с какими
намерениями к ней мог идти человек?
·
С помощью эмоционального
знака покажите настроение ёлочки в данный момент.
4 часть
·
Что случилось в первый
день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
·
С помощью эмоционального
знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
·
Раз это случилось много
лет назад, то, что случилось с ёлочкой? (выросла)
ІХ. Беседа после
чтения.
— Почему автор назвал сказку былью?
— Что в этой сказке могло быть на самом деле, а что
вымысел?
— Какие чувства пробудила у вас сказка? (Было очень жалко ёлочку,
хотелось её защитить).
— От какого лица идет повествование в сказке?
(автора)
— Чему учит эта сказка? (Любить и
беречь природу, не рубить ёлки.)
Х. Чтение сказки
детьми.
1) Чтение
«цепочкой».
2) Чтение «Гонка
за лидером».
3) «Жужжащее»
чтение.
4) Выборочное
чтение
— Как автор
описывает ёлочку?
—
Прочитайте, почему Ёлочка потеряла сознание?
— Что с ней
случилось, когда она проснулась?
— Почему слово «Ёлочка» автор
записывает с заглавной буквы? (Ёлочка-
главный герой рассказа)
— Посмотрите на иллюстрацию на странице 205.
Какой эпизод сказки
изображён? Прочитайте его.
ХІ. Работа над
пословицами (в парах).
—
На ваших столах лежит
листочек с пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль
сказки.
Ø За всякое дело берись умело.
Ø Добро помни, а зло забывай.
Ø Всё хорошо, что хорошо кончается.
Ø Кто умеет добрым быть — тот природу не будет губить.
Ø
Сила есть — ума
не надо.
Ø Что посеешь, то и пожнешь.
— Для кого эта история
закончилась хорошо? Только ли для
Ёлочки?
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ДОБРЫЕ
ДЕЛА,
ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ
СЧАСТЛИВЫМ.
ХІI. Закрепление изученного. Работа над содержанием
в группах. (12 слайд)
1группа: Работа с
сюжетными картинками.
— Я
приготовила для вас 4 иллюстрации к «Новогодней были».
Расставьте
их по порядку (поставить цифры по порядку)
2 группа: Расположить
события по порядку.
Росла ёлочка.
Прилетела незнакомая сорока.
Приход лесника.
На ветвях висели
цветные стеклянные шары.
(Проверка-доска. Картинки по порядку, План
под картинки.)
— Ребята, что мы
получили? (план нашей сказки)
— Когда он нам
пригодится? (когда будем пересказывать)
— Пересказ
по этому плану вы подготовите дома.
3 группа:Охарактеризовать
Ёлочку и Сороку. (Ёлочка: добрая,
скромная, воспитанная,
вежливая; Сорока: грубая, злая, вредная,
болтливая).
ХІІI.
Рефлексия. Расширение кругозора.
Знакомство со
стихотворением
С.В. Михалкова «Событие».
— А можно ли в стихах рассказать было ту же самую
историю?
— Чем бы она отличалась от прочитанной нами? ( В ней
должен быть
ритм, рифма, мелодичность.)
— С.Михалков эту историю записал и в стихах. (13 слайд)
Послушайте стихотворение.
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!…
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
— Какой вариант истории вам больше понравился?
ХІV. Итог урока.
— Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.
— С творчеством какого детского писателя мы продолжили
сегодня знакомиться?
— Чему
научила нас эта сказка?
Охраняя
наши леса, мы охраняем природу, охраняем
Родину.
ХV. Домашнее задание.
Ø
стр. 203-207 читать.
Ø
Прочитать диалог по
ролям.
Ø
Подготовить пересказ по
плану.
Ø Нарисовать рисунок (по желанию).