Как составить план к тексту 1 класс примеры

Памятка
«Как составить план текста»

Как составить план:

1. Прочитай произведение.

2. Определи идею, то есть главную мысль.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. Раздели произведение на части.

6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они
передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

• Вопросный

• Назывной

• Тезисный

• План – опорная схема

• Комбинированный

Как правильно составить
каждый из них ?

Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была
большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась.
Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море –
черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей
звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море.
Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи
потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и
выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой
– либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы
ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

При составлении вопросного плана лучше использовать
вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не
словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

Например:

— Кого поймали в море ?

— О чем плакала пойманная черепаха ?

— Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части
текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части
текста. В таком плане много глаголов.

Например :

— В море поймали черепаху.

— Пойманная черепаха все время плачет.

— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют
глаголы.

В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например :

— Пойманная черепаха.

— Черепашьи слезы.

— Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний,
предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко
восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты
ставишь.
Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею
воспользоваться.

Например :

-Черепаха

— Слёзы.

— Соль из воды.

Комбинированный

Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например :

— Кого поймали в море ?

-Пойманная черепаха все время плачет.

— Настоящая причина слёз черепахи.

Детей учат работать с текстом, начиная с 1 класса. Очень важно, чтобы школьники понимали прочитанное, умели ориентироваться в структуре материала, выделять главные мысли. Для этой цели им предлагается составить план текста. Как правильно сделать это, мы выясним в данной статье.

Алгоритм действий

План — это последовательное отражение всех ключевых моментов текста в предельно краткой формулировке. Опираясь на него, можно пересказать произведение, не искажая его содержания. Но далеко не все школьники знают, как составить план текста.

папа с сыном учат уроки

Рассмотрим алгоритм, которого лучше придерживаться при выполнении задания:

  1. Прочтите текст, стараясь вникнуть в его смысл.
  2. Разбейте его на смысловые части. Это могут быть главы или абзацы. В каждой выделите основную мысль, которую нужно сформулировать одним предложением.
  3. Придумайте короткие заголовки.
  4. Проверьте, не пропустили ли вы важные моменты или мысли, не нарушены ли логические связи.
  5. Запишите отредактированный план в тетрадь.

Младшим школьникам трудно увидеть в тексте главное. В таком случае можно вручить им простой карандаш и предложить нарисовать схематичные комиксы, отражающие смысл прочитанного. Картинки раскладываются по порядку. Пусть ребенок решит, какие из них можно убрать, чтобы комикс остался понятным. Таким образом, будут выделены основные мысли, останется только придумать подписи к пиктограммам.

дети пишут на уроке

Классификация

Мы выяснили, как составить план текста. Теперь поговорим о заголовках. Все планы можно разделить на:

  • Вопросные. К каждой выделенной части нужно задать вопрос («Кто слепил Колобка?»).
  • Тезисные. Главная идея смысловой части выражается в виде короткого предложения («Бабка лепит Колобка»).
  • Назывные. При формулировке тезиса используются существительные и прилагательные («Лепка Колобка»).
  • Опорные схемы. Школьник выбирает из текста слова или словосочетания, которые, по его мнению, несут на себе самую большую смысловую нагрузку (1. Старик со старухой; 2. Состряпала Колобок; 3. Взял да и покатился; 4. Заяц; 5. Волк; 6. Медведь; 7. Лиса).
  • Комбинированные. При формулировке пунктов используются несколько перечисленных способов.

Деление по сложности

Размышляя над тем, как составить план текста, помните, что он может быть как простым, так и развернутым (сложным). Все зависит от того, насколько глубоко читатель хочет проникнуть в содержание произведения.

При составлении простого плана текст делится на основные части, для которых затем придумываются заголовки. Это может выглядеть так:

  1. Маша заблудилась.
  2. В плену у медведя.
  3. Медведь несет короб с девочкой.
  4. Собаки прогоняют медведя.

дети занимаются с учителем

В сложном плане основные части подразделяются на более мелкие. Соответственно, пункты тоже разбиваются на подпункты, благодаря чему структура текста отражается более полно. Вот как выглядит сложный план той же сказки:

  1. В лес по грибы: а) Маша уходит с подружками. б) Девочка заблудилась.
  2. Избушка медведя: а) Домик в чаще. б) Маша работает у медведя.
  3. План побега: а) Медведь соглашается отнести гостинцы в деревню. б) Маша печет пирожки. в) Девочка прячется в короб.
  4. Медведь идет в деревню: а) Маша не дает медведю есть пирожки; б) Дом дедушки и бабушки; в) Медведь убегает от собак; г) Радостная встреча.

Работа по составлению плана с младшими школьниками

Ученикам начальной школы в силу возраста трудно выделить в тексте основные мысли. Много проблем вызывает у них и формулировка заголовков. Поэтому формирование необходимых навыков ведется постепенно. План текста по русскому языку (например, перед написанием изложения) сначала дается в готовом виде. Дети учатся соотносить заголовки и части произведения. Можно разрезать лист с напечатанным на нем небольшим рассказом на абзацы и попросить школьника собрать его. Так ребенок научится лучше ориентироваться в структуре произведения.

класс на уроке

В последующем используются и другие приемы работы с планом текста. В конспект уроков по русскому языку, чтению и окружающему миру систематически включаются следующие задания:

  • отгадать произведение по готовому плану;
  • в правильном порядке разложить картинки к сказке, исключить лишние;
  • сравнить между собой разные вида планов, составленные по одному и тому же тексту;
  • найти ошибки или неточности в готовом плане;
  • отредактировать заголовки, подобрать к ним синонимы.

Согласно требованиям школьной программы, дети должны научиться составлять план текста во втором классе. Этот навык пригодится им на всем протяжении школьной и студенческой жизни. Благодаря ему у ребятишек развивается логика, а также они овладевают навыками работы с информацией.

Учимся составлять план текста

4571

Взрослому человеку бывает непросто понять, почему у ребенка возникают сложности с составлением плана текста, а так же что с этим делать. Казалось бы, если школьник понимает прочитанное, то и с планом проблем не должно возникать. На деле все оказывается сложнее, и это — нормально. В школе отводят целый учебный год на то, чтобы научить ребенка составлять план к прочитанному произведению. В дальнейшей учебной жизни это мастерство оттачивается: дети учатся писать сочинения, следуя плану (вступление, завязка, развязка), писать доклады и рефераты. Не у всех детей сразу получается составлять план и работать с текстом, поэтому у нас есть советы, которые помогут составить план любого текста.  

Как составить план текста? 

План — это краткие тезисы текста, основываясь на которых ребенок может пересказать произведение. Составление плана — это подготовка к пересказу текста. В 1 классе ребенок должен пересказывать 50% сути рассказа, а к 5 классу — 100%. Самая распространенная причина проблемы  в том, что ребенок не может отделить главное от второстепенного.

Следующие шаги помогут вам научить ребенка составлять план, а так же находить главную мысль и правильно ее формулировать. 
1.    Чтение текста. На этом этапе важно убедиться, что ребенок понял его суть, т.е. понял, кто главный герой (герои) и что с ним (с ними) происходит, в какой последовательности разворачиваются события. 
2.    Разделение текста на части, будущие опорные точки плана. На этом этапе у детей бывают проблемы с определением начала и конца части. Расскажите ребенку, что одна часть равна одной мысли (действию). В большинстве случаев в начальной школе одна часть ограничивается одним абзацем. 
3.    Выделение главного действия каждой части. Нужно кратко сформулировать основное действие или событие для каждой части — ищем ответ на вопросы «Что произошло? Что случилось? Что изменилось?».
4.    Запись названия каждой части. Название должно быть кратким, но передавать основную мысль части. 
5.    Проверка составленного плана. Для того чтобы понять, что план полный и рабочий — пусть ребенок попробует пересказать текст, опираясь на план. 

Вот так выглядит план, на примере сказки “3 медведя”. 
1.    Девочка пошла в лес и потерялась.
2.    Девочка наткнулась на дом 3 медведей.
3.    Девочка поела из всех тарелок по чуть-чуть, и всю кашу из самой маленькой.
4.    Девочка посидела на всех стульях и сломала маленький. 
5.    Девочка полежала на всех кроватях и уснула на самой маленькой.
6.    Медведи вернулись домой и поняли что кто-то ел кашу.
7.    Медведи увидели сломанный стул.
8.    Медведи увидели что кто лежал на их кроватях и нашли девочку.
9.    Девочка убежала. 

Это подробный план, и его можно сократить, например, до такого варианта: 

1.    Девочка потерялась в лесу и попала в дом к 3 медведям.
2.    Что делала девочка в доме у медведей? 
3.    Что увидели медведи, когда вернулись?
4.    Девочка убежала. 

Полезные советы при составлении плана текста 

У младших школьников часто возникают проблемы с названиями пунктов плана, т.е. с выделением и сокращением главной мысли. Тут на помощь приходят 2 приема: 
1.    Наглядный. Для того чтобы ребенок понял, как именно выделяют суть — составьте самостоятельно план произведения с коротким пересказом каждого пункта, разрежьте лист на кусочки. Задача ребенка собрать весь текст в правильной последовательности. 
2.    Рассудительный. Читая часть произведения, пусть ребенок ответит на вопрос: Что сделал герой? Что произошло? Если ответ длинный — запишите его и предложите сократить: вычеркивайте лишние слова прямо на бумаге и перечитывайте оставшуюся мысль. Ее можно сократить еще? Сокращайте!

Некоторым детям составить план текста легко, другим труднее. Это не значит, что ребенку с этим будет сложно всегда. Благодаря практике работа с текстом будет даваться все легче и легче. Но если каждый вечер сажать ребенка за чтение — составление плана — пересказ, то в итоге можно получить быстрое выгорание, потерю интереса и апатию.

Предлагаем советы родителям, как разнообразить досуг, но все так же тренироваться в составлении плана текста:
1.    Пользуйтесь опорными картинками. Так пересказывать текст учат в детских садах, но даже для младших школьников это хороший метод тренировки. После того как ребенок разложит картинки в правильном порядке, приступайте к пересказу сюжета произведения. В конце занятия, вместе с ребенком, придумайте подпись к каждой иллюстрации. 
2.    Отберите несколько любимых сказок или рассказов ребенка. Составьте к ним план. Покажите план ребенку — его задача отгадать, о каком произведении идет речь. 
3.    Выберите сказку вместе с ребенком. Составьте к ней план (без участия школьника), но допустите в нем несколько лишних пунктов, идущих вразрез с сюжетом — вымышленные моменты. Задача ребенка найти лишнее. 

Умение составлять план текста развивает многие полезные для учебы навыки: выделять главное, опираться на тезисы и пересказывать текст (подготовка к выступлениям с докладами, рефератами и т.д.), развивает память и мышление. Главное — не останавливаться в практике и замечать каждый, даже маленький, успех, и у ребенка обязательно все получится!
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Выберите возраст, затем нужный блок и тему занятий — и вперед, к новым знаниям и успехам!

Читайте также

Обновлено: 24.05.2023

Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.

1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.

2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;

3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.

Существует 4 этапа работы над словесным планом:

1. Чтение произведения;

2. Осмысление содержания произведения по вопросам учителя;

3. Деление текста на части, выявление границ каждой части, анализ каждой части; выявление главной мысли каждой части;

С первого класса предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.

Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.

На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту.

Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.

При составлении плана необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения;

2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

3.Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной форме.

Работа над картинным планом также рассредоточена во времени. Учащиеся учатся устанавливать соответствие одной сюжетной иллюстрации частям текста. Далее предлагается несколько сюжетных иллюстраций. На последнем этапе предлагается картинный план ко всем частям.

Деформированный план предлагается для проверки осознанности содержания произведения.

Трудности при составлении плана детьми:

— в планах дети передают последовательность действий, совершаемых персонажами, а не смысл этих действий;

— языковая трудность, т.е. учащимся трудно найти те точные слова, которые бы передавали концентрированную мысль. Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова.

Критериями хорошего плана для учащихся начальных классов могут быть последовательность и точность (возможность по плану представить смысл прочитанного)

Тема. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников. Структура уроков внеклассного чтения.

Согласно проведенным статистическим исследованиям получены данные об особенностях чтения и восприятия литературы младшими школьниками. У большинства школьников отмечено устойчиво положительное отношение к книге. Дети любят слушать чтение книг сказочного и фантастического жанра: о путешествиях, о животных, об исторических событиях и т.д. Этот перечень составляет основной круг тем детского чтения. Дети помнят конкретные книги (70%), но слабо связывают тему чтения с названием книги и ее автором. Могут назвать писателя -10-12%; название произведения — 20-24%; связать все вместе – 4%.

Учет особенностей чтения младших школьников, учет восприятия книги и отношения к ней стал стимулом разработки в 70-ые годы 20 века системы обучения внеклассному чтению группой методистов под руководством методиста Натальи Николаевны Светловской.

1. Определение внешних характеристик книги.

2. Прогнозирование содержания книги по системе внешних показателей.

3. Решение относительно надобности или ненужности совершаемого выбора.

На разных этапах обучения урок внеклассного чтения предполагает достижение следующих образовательных целей:

— расширение читательского кругозора детей в объеме определенного уроком количества книг (все этапы);

— формирование умения аудирования (подготовительный и начальный этапы);

— формирование умения ориентироваться в книге и среди книг по различным источникам (по внешним показателям, оглавлению, предисловию, аннотации, каталогу и т.д. — в зависимости от этапа обучения);

— формирование умения предугадывать примерное содержание книги до чтения;

— формирование умения выбирать книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

— формирование умения самостоятельно читать выбранную книгу (начальный этап);

— формирование умения анализировать и аннотировать самостоятельно прочитанную книгу (основной и заключительный этапы).

Развивающие и воспитательные цели те же, что и на уроках классного чтения.

В системе Н.Н.Светловской выделяется 4 этапа.

1-ый этап — подготовительный, рассчитан на (у семилеток) – 1 полугодие 1 класса; (у шестилеток) – 1 класс .Работа по внеклассному чтению составляет 15-20 мин. от урока еженедельно. Желательно, чтобы они проходили в один день и час. Объем чтения – 2-4 страницы.

Задачи подготовительного этапа:

1. Воспитывать у детей интерес к книге;

2. Уметь размышлять над прочитанным;

3. Учить слушать произведение в чтении учителя;

4. Развивать читательское внимание, расширять кругозор.

Уголок внеклассного чтения на подготовительном этапе:

Тема (в виде иллюстрации, изображающей главное действующее лицо)
Творческие работы учащихся Книга, которую прочитали на уроке
Книги, которые принесли дети
Другие произведения на разные темы.

Рядом с уголком ставятся стол и стулья.

Структура урока:

1. Беседа, предшествующая чтению (2-3 минуты). Может вывешиваться картинка с персонажами.

Она создаёт представление о предмете как явлении, о котором будет идти речь в данном произведении;

2. Выразительное чтение произведения учителем (3-7 минут).

Все повторы наизусть (присказки);

3. Размышление о прочитанном, беседа по содержанию (до 5 минут).

Основной метод – беседа. Она включает в себя обращение к иллюстрациям, мысленное рисование картин, определение темы и главной мысли произведения, заучивание коротких песенок, повторов, пересказ, инсценирование, хоровая декламация, постановка живых картин;(ведущие методы)

4. Молчаливое рассматривание книги (до 4 минут).

На данном этапе дети учатся правильно рассматривать книгу, отыскивают произведение, которое читали на уроке.

Порядок рассматривания детской книги:

1.Внимательно рассмотрите рисунок на обложке. О чём он говорит?

2. Найдите название этой книги. Кто может прочитать его? Кто может назвать отдельные буквы?

3.Найдите и кто может назовите фамилию автора, художника.

4. Переверните книгу, рассмотрите вторую обложку. Что на ней находится? О чём это говорит? Подумайте.

5. Откройте книгу и рассмотрите её постранично. Сколько произведений в книге? Какие иллюстрации вам особенно понравились? Что вы можете рассказать о них? К какому эпизоду подходит иллюстрация?

5. Рекомендации на неделю для самостоятельной работы с книгой (1-2 минуты).

Дети выполняют задание по желанию: читают вместе с родителями, находят другие книги с теми же персонажами.

Далее поместить книгу в уголок

Правила знакомства с детской книгой:

1.Читать произведение вслух спокойно, приближаясь к естественному рассказыванию; легко ориентироваться в тексте;

2.Прибаутки, потешки, песенки, присказки, повторы знать наизусть;

3.Во время чтения ходить по классу нельзя;

4.Иллюстрации и обложку во время чтения показывать нельзя;

5. Книгу держит учитель на уровне груди.

2-ой этап – начальный, охватывает 2 класс (по программе 1-4) и 2-ое полугодие 1 класса ( по программе 1-3). Уроки проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Объем чтения – от 8 до 30 страниц.

Главная задача – учить детей читать книгу на уроке самостоятельно про себя.

Структура урока:

1. Ориентировка в книгах (до 5 минут).

Виды заданий:

а) определить название книги, автора, жанр произведения;

б) вычленение книг из группы книг:

— Все ли книги соответствуют теме? Уберите лишние.

— Выберите среди выставленных книги определенного писателя, заданного жанра, заданной структуры (например, сборник);

в) дополнение выставки другими книгами;

г) группировка книг по определенному признаку: по теме, жанру, эмоциональной окраске произведений;

д) выбор книги по заданию учителя. По внешним показателям сделать вывод о примерном содержании книги.

2. Чтение учителем вслух произведения (до 7 минут);

3. Беседа — рассуждение (до 5 минут);

4. Самостоятельное знакомство с новым произведением, новой книгой. (до 5 минут);

5. Чтение произведения учащимися про себя (10-12 минут);

6. Выявление и оценка самостоятельного чтения — рассматривания (7-10 минут).

Учитель может вывешивать иллюстрации, давать карточки с индивидуальными заданиями. Проводится сопоставление героев или тем рассказов;

7. Рекомендации на неделю (1-2 минуты).

Учитель рекомендует, что прочитать на следующей неделе. Рекомендации помещаются в уголке в виде плаката.

Уголок внеклассного чтения:

Т е м а у р о к а п е ч а т а е т с я.

Книги, которые прочитали на данном уроке Творческие работы учащихся
Книги, которые принесли дети Правила пользования книгой
Книги, рекомендуемые учителем

Приёмы работ на данном этапе:

1. Выборочное чтение;

2. Выразительное чтение;

3. Все виды пересказов;

4. Ориентировка в группе книг;

5. Все приёмы работ, используемые на подготовительном этапе.

3- 4 ый этапы – основной и заключительный охватывают 3-4 классы. В 3 классе уроки проводятся 1 раз в неделю, в 4 классе – 1 раз в 2 недели. Увеличивается объём, тематика, больше самостоятельности при чтении, т.е выбирают и читают книги учащиеся дома, а в классе – рассказывают.

Главная задача – учить детей читать для себя и про себя во внеурочное время.

Структура урока:

1. Выставка книг, прочитанных детьми по теме урока. Выставку теперь готовят сами дети (до 5 минут).

— Выявление, кому какие книги понравились и чем, краткие рассказы об этих книгах или аннотация к ним.

— Назовите самую читаемую книгу. Кто ее автор? Какая книга редкая? Кто автор этой книги? Как выбирали книгу?

— Составьте библиографическую карточку заданной книги.

— Соответствие теме, группировка книг по жанрам, по микротемам и др.

2. Всесторонний анализ прочитанных книг (ставятся сквозные вопросы о всём творчестве писателя (20-25 минут); Чтобы не терять время, учитель дает план рассказывания: краткий или подробный для отрывка из текста.

3. Расширение читательского кругозора ( знакомство с новыми жанрами писателя, рассказы о писателе, литературная викторина). Чтение интересного отрывка из произведения к следующему уроку, чтобы заинтересовать ребят (12-15 минут);

4. Рекомендации на неделю(1-2 минуты) .Помещаются в уголке. Дается конкретная установка: что читать, как (по каким приметам) выбирать книгу, где ее можно найти.

Автор: Солодова Юлия Алексеевна

Организация: НГПУ им. Козьмы Минина

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород

Целью современной концепции модернизации общего образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Основной задачей начального образования является формирование учебной деятельности и мотива умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную самостоятельность и ответственность.

Учитель начальных классов работает над формированием общеучебных умений и навыков. Одним из основных является навык работы с текстом. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Поэтому нужно научить не просто чтению, а умению думать и работать над текстом, а именно читать и понимать прочитанное, давать характеристику героям, делить на части и составлять план прочитанного текста.

Формирование умений составлять план текста – это умение ориентироваться в структуре текста и воспроизводить его. Оно связано в свою очередь с рядом микро умений, которые должны быть сформулированы заранее, прежде чем ученик овладеет умениями составлять разного вида пересказы. Значительное место на уроках литературного чтения необходимо отводить работе по определению смысловых частей текста и их взаимосвязей, составлению плана. Эти умения необходимы для более глубокого понимания произведения, в то же время без них очень трудно формировать умения, воспроизводить текст. Выработку устойчивых умений по делению текста на смысловые части и составлению планов важно проводить в конце второго и третьего классов, применяя специальные упражнения.

  • подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
  • определить, на сколько частей можно разделить текст;
  • сказать, о чем будет говориться в каждой части;
  • предложить озаглавить каждую часть;
  • обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

При этом важно соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста.

Предлагается система алгоритмов, охватывающая все необходимые этапы по обучению детей пересказу, составлению плана и построению текста. Что нужно, чтобы составить план текста

  1. Прочитать текст. Определить начало, середину, окончание текста.
  2. Выделить части по смыслу.
  3. Определить основную мысль каждой части.
  4. Перечитать каждую часть в отдельности, озаглавить ее.
  5. Проверить, нет ли повторных названий, все ли части озаглавлены, главная ли мысль части вынесена в название.
  6. Записать план текста.

Использование в работе методов и приемов по составлению плана:

  • узнать рассказ по уже составленному плану;
  • сравнить два плана к одному и тому же рассказу, например:

1. Строительство. 1. Строится новый город.

2. Находка. 2. Экскаваторщик обнаружил страшный клад.

3. Миновала беда. 3. Солдаты-минеры пришли на помощь.

4. мирная жизнь. 4. Счастливая мирная жизнь продолжается.

Разнообразные систематические упражнения в составлении плана, его анализе, редактировании на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира формируют умение составлять план.

Приёмы при обучении детей составлению плана.

Основной приём обучения — это показ на примере, каким должен быть план. Для этого школьникам вначале дают готовый план. Как правило, это бывает план к изложению. Написав несколько изложений по готовому плану, дети должны начать составлять такой план сами. На примере им показывают и как формулируются заголовки. Они тоже даются в готовом виде. Работая с такими заголовками, дети должны не только видеть в них образец, но и определять, к какой части текста относится каждый из них.

Один из приёмов — краткая формулировка сути текста. Задания, предполагающие соответствующий прием работы:

  1. Какую самую главную мысль в сказке, рассказе ты можешь выделить.
  2. Попробуй самостоятельно дать краткую формулировку (в одном предложении) главной мысли в предложенном тексте.

При обучении составлению плана соблюдается определённая последовательность действий, которую школьники могут записать в виде следующей инструкции:

  1. проведи диалог с текстом;
  2. выдели существенные мысли;
  3. выдели главную мысль;
  4. раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей;
  5. озаглавь каждую часть.

Кроме того, целесообразно продиктовать школьникам требования, предъявляемые к плану самим учителем. Они сводятся к следующему:

  1. в пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чём) и что говорится в каждой части рассказа;
  2. пункты плана должны быть краткими;
  3. они должны быть связаны между собой по смыслу.

Работая над планом, школьники по инструкции должны проверять правильность своих действий, а результаты сверять с записанными в тетради требованиями. Сравнение с эталоном не только помогает составить план, но и способствует формированию самоконтроля. Обучая составлению плана, можно использовать самые разные тексты

Систематическая работа по формированию умения составлять план прочитанного текста способствует развитию навыков обучающихся работать с информацией в целом.

Я как-то рассказывала о том, как научить ребёнка составлять план текста. В этой статье я покажу, как это делать, на примере произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Прежде, чем составлять план рассказа, ребенку нужно его прочитать. Да, он уже читал его в классе. Возможно, ребенок будет говорить, что помнит содержание. Составление плана — работа с текстом. Она начинается с прочтения этого текста. Ведь составление плана текста — это подготовка к его пересказу.

После того, как ребенок прочитал текст, нужно определить, на сколько частей можно разделить этот текст. И здесь дети часто испытывает сложности. Кто-то из ребят сразу может определить верное количество частей и их границы, помня содержание. А кому-то это сложно сделать. Мы говорим о том, как помочь детям, испытывающим сложности при составлении плана.

Берем карандаш и в тексте будем отмечать начало и конец каждой части. Как правило, одна часть заканчивается тогда, когда завершается какое-то событие. В следующей части происходит новое событие или появляются новые герои.

В нашем рассказе первая часть заканчивается, когда шляпа падает на пол.

Спросите ребёнка, о чем шла речь в первой части (это нужно делать после определения границ каждой части) . Теперь нужно придумать название для этой части. Это будет первый пункт плана.

Дальше определяем границы второй части. В ней идёт речь о том, как ребята раскрашивали картинки в комнате и испугались, увидев движущуюся шляпу.

Одним из важных занятий на уроке чтения является работа над планом. Составляя с детьми план прочитанного произведения, прежде всего, показываем детям, что всякое произведение имеет логическую последовательность изложения. Это важно и для понимания читаемого и как подготовка к пересказу. Для того, чтобы научится детям самостоятельно составлять план, приходится проводить с ними ряд подготовительных упражнений.

Для таких упражнений необходимо отбирать тексты с совершенно ясной и простой структурой. Не каждое произведение годится для работы над планом. Для детей трудно составлять план ко многим лирическим стихотворениям. Отобрав подходящее произведение, решаем, какую форму упражнений выбираем для работы с детьми, какую конкретную учебную цель перед ними поставим. Каковы могут быть учебные цели в работе над простым планом?

Определить последовательность изложения событий. Разделить текст на логически связанные части, сохранить последовательность изложения.

Кратко и точно определить тему произведения. Выразить главную мысль произведения, каждой его части.

Для достижения этих целей проводится ряд упражнений:

  1. деление текста на части по данному учителем плану;
  2. восстановление в нужной последовательности частей (пунктов) деформированного плана;
  3. озаглавливание картинок, данных в нужной для рассказа последовательности;
  4. восстановление последовательности в расположении картинок соответственно сюжетному развитию рассказа;
  5. озаглавливание данных частей текста (в начале коллективно, с помощью учителя, а затем самостоятельно);
  6. самостоятельное деление текста на части;
  7. самостоятельное составление плана необходимого по объему произведения, четкого по структуре;
  8. подробный пересказ небольшого сюжетного произведения;
  9. близкий к тексту пересказ отдельной части или главы указанной учителем;
  10. краткий пересказ небольшого произведения;
  11. словесное рисование по отдельным главам;
  12. творческий пересказ (более всего он применим во 2 классе к сказкам, когда ученики готовят пересказ какой-либо главы или эпизода от лица одного из сказочных персонажей);
  13. выборочный пересказ (по определенной теме сюжетной линии).

После выполнения каждого вида работы говорим детям, чему они научились, что в работе было удачным, что не совсем удачным и почему. Например, составляя картинный план к рассказу, некоторые ученики наметили слишком много картинок. Необходимо разобраться вместе с детьми, заставить их хорошенько подумать, какие картинки из намеченных лишние, что можно поместить на одной картинки вместо двух или трех. При этом дети еще раз представляют задачу, которую они решали, чувствуют результаты работы, и, следовательно, возрастает обучающее значение этого упражнения.

Работа над планом начинается по существу, также как и над пересказом, с1 класса, когда дети переходят к чтению связных текстов, состоящих из нескольких предложений.

В 1 классе первоначальный план – это последовательность, нужная для передачи прочитанного, т.е. для пересказа , для рассказа на темы из детской жизни.

Таким образом, работа над планом проходит в тесной связи с работой над пересказом прочитанного, особенно на первых этапах.

Работу над планом при подготовке детей к пересказу целесообразно начинать с деления текста по картинкам, затем подбора частей текста к данным учителем заголовкам.

В работе над планом важны две стороны:

1) деление на части текстов художественного произведения и деловых статей;

2) формулировка заголовков.

Один из видов плана связан с работой над художественным произведением или над статьей в целом: содействует осознанию основной мысли, ведет детей от анализа текста к обобщениям и является хорошей подготовкой к пересказу. Другой, широко применяемый в начальной школе – это выборочный план. Он составляется с разными целями: для характеристики персонажей, для выявления того, как развивается линия поведения или настроения какого-либо из действующих лиц.

Необоснованно считают некоторые методисты, что в план к данному произведению все заголовки нужно давать в одной и той же грамматической форме, т.е. или в виде вопросов, или в виде повествовательных предложений и, наконец, предложений назывных. Было бы ошибкой думать, что какая-либо из этих форм более легка для детей, чем другие.

В ряде случаев нельзя озаглавить каждую часть, например, вопросом.

Работа над составлением плана тесно связана со словарной работой, особенно при составлении заголовков плана: ведь для заголовков надо тщательно отобрать слова из довольно большого синонимического ряда. Необходимо найти такое слово, которое лучше всего выражает основную мысль данной части рассказа, статьи. Обогащается и активизируется словарь учащегося и при составлении картинного плана.

Работа над планом повышает сознательность чтения.

Использование плана при пересказе и в различных творческих работах – важнейшее условие развития у детей связной речи.

Читайте также:

      

  • Что такое давление крови кратко 8 класс
  •   

  • Идея о том что мир состоит из мельчайших неделимых материальных частиц принадлежит школе
  •   

  • В чем заключались особенности развития исторической науки в 20 веке кратко
  •   

  • Закономерность изменения свойств элементов в периодах и группах план урока
  •   

  • Почему стихотворение обращено к детям железная дорога кратко

Как составить план:

1. Прочитай произведение.

2. Определи идею, то есть главную мысль.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. Раздели произведение на части.

6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

• Вопросный

• Назывной

• Тезисный

• План – опорная схема

• Комбинированный

Как правильно составить каждый из них ?

Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

Например:

— Кого поймали в море ?

— О чем плакала пойманная черепаха ?

— Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например :

— В море поймали черепаху.

— Пойманная черепаха все время плачет.

— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.

В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например :

— Пойманная черепаха.

— Черепашьи слезы.

— Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

Например :

-Черепаха

— Слёзы.

— Соль из воды.

Комбинированный

Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например :

— Кого поймали в море ?

-Пойманная черепаха все время плачет.

— Настоящая причина слёз черепахи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить овраг
  • Как найти скорость через время расстояние
  • Как найти окончание глаголов правило
  • Система не обнаружила vcomp110 dll windows 10 как исправить
  • Как найти закрывшийся магазин