Как составить план к тексту 2 класс с примером

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Учимся составлять план текста  2 класс  21 век Составила: Кулиненко Н.И.

Учимся составлять план текста 2 класс 21 век

Составила: Кулиненко Н.И.

Минута чистописания. Заяц тетерев рысь животные Что общего у этих слов?  (существительные) Какое слово лишнее?  (животные) Эта буква в лишнем слове выделяет непарный ,согласный, твёрдый звук .

Минута чистописания.

  • Заяц тетерев рысь животные
  • Что общего у этих слов?

(существительные)

  • Какое слово лишнее?

(животные)

  • Эта буква в лишнем слове выделяет непарный ,согласный, твёрдый звук .

Составьте текст из 3 предложений  со словом  животные

Составьте текст из 3 предложений со словом животные

Что это? Что это? Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят, украшая сосны.  Дождь перестал. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми лучами радуги.  1. Дождь развесил капли-сережки  2. Солнечный луч озарил капли сережки  Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Ни одной сережки.  3. На ветках ни одной сережки

Что это?

Что это?

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят, украшая сосны.

Дождь перестал. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми лучами радуги.

1. Дождь развесил капли-сережки

2. Солнечный луч озарил капли сережки

Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Ни одной сережки.

3. На ветках ни одной сережки

Тема урока Учимся составлять  план текста

Тема урока

Учимся составлять

план текста

Цель урока: сформировать понятие  «план текста»

Цель урока:

сформировать понятие

«план текста»

Задачи: - учиться  соотносить заголовок с основной мыслью текста -формировать умение  составлять план текста корректировать неправильно составленный  план

Задачи:

— учиться

соотносить заголовок с основной мыслью текста

-формировать умение

составлять план текста

  • корректировать неправильно составленный

план

Игра  «Закончи предложения» Текст –это…  предложения, связанные между собой по смыслу  Текст состоит из…  предложений  По заголовку можно узнать …  о теме текста

Игра «Закончи предложения»

Текст –это…

предложения, связанные между собой по смыслу

Текст состоит из…

предложений

По заголовку можно узнать …

о теме текста

 План текста – это главные предложения (ключевые слова), каждого абзаца текста, расположенные по порядку.

План текста – это главные предложения (ключевые слова), каждого абзаца текста, расположенные по порядку.

 Прочитайте текст.  Подберите заголовок к тексту, составьте план.  На дереве лежит пушистая рыжая кошка.  У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.  Берегитесь, зайцы и тетерева!   - из скольки пунктов будет состоять наш план? -прочитай каждую часть плана, выбери ключевые слова.

Прочитайте текст. Подберите заголовок к тексту, составьте план.

На дереве лежит пушистая рыжая кошка.

У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.

Берегитесь, зайцы и тетерева!

из скольки пунктов будет состоять наш план?

-прочитай каждую часть плана, выбери ключевые слова.

1 абзац  На дереве лежит пушистая рыжая кошка. 1.Пушистая кошка.

1 абзац

На дереве лежит пушистая рыжая кошка.

1.Пушистая кошка.

2 абзац  У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь. 2.Хищная рысь.

2 абзац

У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.

2.Хищная рысь.

3 абзац  Берегитесь, зайцы и тетерева! 3.Берегитесь, зайцы и тетерева!

3 абзац

Берегитесь, зайцы и тетерева!

3.Берегитесь, зайцы и тетерева!

План. 1.Пушистая кошка. 2.Хищная рысь. 3.Берегитесь, зайцы и тетерева! -последнее предложение по цели высказывания какое? (восклицательное, побудительное)

План.

1.Пушистая кошка.

2.Хищная рысь.

3.Берегитесь, зайцы и тетерева!

-последнее предложение по цели высказывания какое?

(восклицательное, побудительное)

Что такое план текста?   План текста – это главные предложения (ключевые слова), каждого абзаца текста, расположенные по порядку. Почему важно, чтобы пункты плана были написаны по порядку?   Потому что иначе план не будет соответствовать тексту  Что мы можем узнать из плана текста?   Последовательность частей текста, о чем говорится в частях текста.

Что такое план текста?

  План текста – это главные предложения (ключевые слова), каждого абзаца текста, расположенные по порядку.

Почему важно, чтобы пункты плана были написаны по порядку?

  Потому что иначе план не будет соответствовать тексту

Что мы можем узнать из плана текста?

  Последовательность частей текста, о чем говорится в частях текста.

Как правильно составить план текста?   Сначала выяснить, сколько всего частей в тексте, потом найти ключевые слова в каждой части и записать их по порядку.  Это и будет план текста.  Нужно ли нам уметь составлять план текста?   Нужно,потому что план текста помогает лучше понять текст, помогает понять последовательность абзацев, так проще запомнить текст.  А зачем нужно уметь составлять план текста  Умение составлять план- развивает речь.

Как правильно составить план текста?

  Сначала выяснить, сколько всего частей в тексте, потом найти ключевые слова в каждой части и записать их по порядку.

Это и будет план текста.

Нужно ли нам уметь составлять план текста?

  Нужно,потому что план текста помогает лучше понять текст, помогает понять последовательность абзацев, так проще запомнить текст.

А зачем нужно уметь составлять план текста

Умение составлять план- развивает речь.

Чем больше уровень вашего понимания материала урока, тем больше должно быть раскрашенных ячеек в первой линейке.  Оцените, насколько вы старались работать сегодня на уроке.  А насколько аккуратно вы оформляли записи в тетради?   Понял материал   Старался   Работал в тетради аккуратно    

Чем больше уровень вашего понимания материала урока, тем больше должно быть раскрашенных ячеек в первой линейке. Оцените, насколько вы старались работать сегодня на уроке. А насколько аккуратно вы оформляли записи в тетради?

  • Понял материал
  •  
  • Старался
  •  
  • Работал в тетради аккуратно

Слайд 1

Урок 127,128 План текста. Учимся составлять план текста. Корнеева Е.П. учитель начальных классов МБОУ Школа №12 г.о. Самара

Слайд 2

Откройте тетрадь и запишите :

Слайд 3

Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь. Поставьте ударение. Словарь: кв… ртира , косм…с, п…нал, ср…да, д… ревня , р…бота, пл…ток, скор…, быстр…, г…рой, м… чта , д… кабрь , р… бята , вдру … .

Слайд 4

Откройте учебник с. 101 Новое словарное слово! Л о пата Составьте предложение.

Слайд 5

с. 98

Слайд 7

Прочитайте. (с. 99) Как составить план текста. -Сколько абзацев в тексте? -Какое предложение является главным? -Выделим ключевые слова каждого абзаца

Слайд 8

1 абзац: весенняя песня 2 абзац: песня лета 3 абзац: звучит музыка природы

Слайд 9

Сравним текст и план этого текста. Помогает ли план представить последовательность абзацев, то есть порядок основной мысли текста?

Слайд 11

с. 99-100 упр.4 Как составить план текста? Прочитайте текст Озаглавьте текст Прочитайте 1 абзац, выделите ключевое слово Прочитайте 2 абзац, выделите ключевое слово Прочитайте 3 абзац, выделите ключевое слово Прочитайте полученный план

Слайд 13

Домашнее задание с. 98-99 учить, с.101 упр.2

Привет!
Ты помнишь, какое преступление случилось на острове «Текст»?
У всех текстов были похищены заголовки. В текстах перепутались абзацы. 

Второклассники Алиса и Женя обратились за помощью к главному сыщику страны. 

Он помог им раскрыть преступление и дал дельный совет.

План — это расположенные по порядку предложения или ключевые слова текста, в которых заложен основной смысл каждого абзаца.

Пример:

к тексту «Умная галка» можно составить такой план.

1. Галке не достать воду.

2. Галка кидает камушки.

3. Вот так галка!

Умная галка

     Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой.

     В кувшине вода только на дне. Ей не достать было воду. Галка стала кидать камушки в кувшин. Вода стала выше, и можно было пить.
     Вот так галка!

Памятка
«Как составить план текста»

Как составить план:

1. Прочитай произведение.

2. Определи идею, то есть главную мысль.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. Раздели произведение на части.

6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они
передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

• Вопросный

• Назывной

• Тезисный

• План – опорная схема

• Комбинированный

Как правильно составить
каждый из них ?

Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была
большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась.
Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море –
черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей
звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море.
Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи
потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и
выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой
– либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы
ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

При составлении вопросного плана лучше использовать
вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не
словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

Например:

— Кого поймали в море ?

— О чем плакала пойманная черепаха ?

— Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части
текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части
текста. В таком плане много глаголов.

Например :

— В море поймали черепаху.

— Пойманная черепаха все время плачет.

— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют
глаголы.

В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например :

— Пойманная черепаха.

— Черепашьи слезы.

— Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний,
предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко
восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты
ставишь.
Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею
воспользоваться.

Например :

-Черепаха

— Слёзы.

— Соль из воды.

Комбинированный

Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например :

— Кого поймали в море ?

-Пойманная черепаха все время плачет.

— Настоящая причина слёз черепахи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как по таблице корреляции найти дисперсию
  • Как найти ссд на компе виндовс 10
  • Как найти географическое положение реки
  • Как составить заявление в госуслугах налоговый вычет
  • Stalker как найти болотного доктора