Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Русский язык
3 класс
Составитель: Койко И.И.
Тема:
План текста -
2 слайд
Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу…
Ф.М. Достоевский
Орг. момент -
3 слайд
Игра «Закончи предложения»
Текст –это…
предложения, связанные между собой по смыслу
Текст состоит из…
предложений
По заглавию можно узнать …
о теме текста -
4 слайд
Орфографическая разминка
Минск – столица Беларуси. Город большой и красивый. Он стоит на берегу реки Свислочь. В Минске много парков, улиц, площадей. Главная улица города – проспект Независимости. -
-
6 слайд
Чистописание
пп П Пп пл пл площадь планета
Составьте предложение со словом ПЛАНЕТА.
Какое слово спряталось в слове планета?
Что такое ПЛАН? -
7 слайд
Что такое план?
1.Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение.
2.Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
3.Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь.
4.Взаимное расположение частей.
(словарь С.И. Ожегова) -
-
9 слайд
Как составить план текста
1. Прочитай текст целиком.
2. Раздели текст на смысловые части.
3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
4. Таким образом, поработай над другими частями.
5. Запиши заголовки к каждой части (план). -
10 слайд
6. Проверь себя:
— отражает ли заголовок главное в части текста:
-не повторяются ли заголовки;
-не пропущено ли что-либо важное;
-помогут ли твои заголовки. -
11 слайд
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Составьте план текста
Однажды Серёжа пошёл в лес за грибами. С ним побежала Чапа. Вдруг в траве послышался шорох. Это ползла гадюка. Гадюка – ядовитая змея. Чапа кинулась на гадюку и разорвала её. -
12 слайд
Я УЗНАЛ …
Я НАУЧИЛСЯ …
МНЕ БЫЛО ТРУДНО …
Я ЧУВСТВУЮ …
Рефлексия
Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 29 лет, учитель начальных классов.
Россия, Тюменская обл., Тюмень
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
Урок русского языка
Учимся составлять план текста.
Развитие речи.
Цели нашего урока:
1. Учиться соотносить заголовок с основной мыслью текста;
2. Формировать умение составлять план текста.
3. Корректировать неправильно составленный план.
Чистописание
Тт чувствовать
Нн акварель
Звучит музыка природы!
Когда видишь радугу, сердце радуется.
Прочитай текст. Выдели корни в однокоренных словах .
После дождя.
Дождь перестал. П __сок стал мокрым. Мальчики из п __ска строят мост. Юра и Петя прин___сли щепки, стали м__ стить м___стовую. Маленький Боря тоже построил мостик, который скоро рассыпался.
Игра «Закончи предложения»
Текст –это…
предложения, связанные между собой по смыслу
Текст состоит из…
предложений
По заглавию можно узнать …
о теме текста
Как составлять план текста
- 1. Сосчитай количество абзацев в тексте.
- 2. Найди главное предложение (или ключевые слова) каждого абзаца.
- Запиши по порядку ключевые слова или предложения каждого абзаца. Это и будет план.
Откройте
учебник
на стр. 100
упр. 1
Составь план текст упр.№1
-обратитесь к алгоритму составления плана (урок 127,упражнение 3)
План.
1. Есть ли главная профессия?
2. Все профессии важны.( Кто научил всех заниматься своим делом?)
3. Главная профессия – учитель.
Вывод упр.№1:
тренировались составлять план текста с опорой на алгоритм.
Откройте
учебник
на стр. 101
упр. 2
-Прочтите текст.
-Назовите основную мысль.
— Озаглавьте текст.
Составить свой вариант плана.
— найти ключевые слова для каждого абзаца и попытаться одним предложением выразить основную мысль абзаца с опорой на ключевое слово.
Леса.
План.
- Нелегко вырастить лес.
- Лесники сажают и охраняют леса.
- Леса – это живые памятники лесникам.
— Сравнить свой план с планом Серёжи.
— Объясните своё несогласие с работой Серёжи.
— С этой целью на основе алгоритма составления плана текста выделить ключевое слово и основную мысль каждого абзаца.
Вывод упр.№2
— Отрабатывали умение правильно подбирать основную мысль к каждому абзацу , точно отражающую его содержание .
ВЫВОД УРОКА:
-тренировались составлять плана текста с опорой на алгоритм этой работы и корректировать неправильно составленный план.
Прочитайте текст. Подберите заглавие к тексту.
На дереве лежит пушистая рыжая кошка. У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.
Берегитесь, зайцы и тетерева!
Найдите границы предложений. Подберите заголовок. Выдели корни в однокоренных словах.
Дождь перестал п__сок стал мокрым мальчики из п __ска строят мост Юра и Петя прин___сли щепки, стали м__ стить м___стовую маленький Боря тоже построил мостик, который скоро рассыпался.
а) После дождя, б) Мост
Домашнее задание
Записать исправленный план текста
I. Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока
— Ребята, вам в жизни очень часто приходится рассказывать о том, что вы видели, читали, что услышали от других? (Да, очень часто)
— Как нужно уметь строить свой рассказ? (Умело, понятно, красиво и правильно)
— Почему? (Иначе собеседники тебя не поймут. Человека, который умеет интересно рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим).
— На уроках литературного чтения, окружающего мира вы учитесь пересказывать текст устно. На уроке развития речи-письменно.
Сегодня мы с вами продолжим накапливать опыт изложения (выделить голосом) и построения своей письменной речи, напишем… изложение (дети называют вид работы) по рассказу Н. И.Сладкова, вспомним секреты писателей.
— Запишите в тетрадях число и название работы.
— А что такое «изложение»? (Устный или письменный пересказ текста.)
— Все ли секреты письменного изложения текста нам известны? (Да, нет, не знаем, надо проверить.)
— Итак, нам предстоит узнать, есть ли новый секрет пересказа? Какой? (вопрос фиксируется на доске) (Cлайд 2)
II. Повторение знаний о тексте. Развитие образов-представлений. Работа в группах
1. Развитие образов- представлений
— Предметом нашего разговора сегодня на уроке будет…
— Отгадайте загадку, о ком она?
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! (Слайд 3)
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
Рис.1 (Слайд 4)
— Как вы догадались, что это хомяк? (По «кладовке» за щекой)
— А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, краткий отчёт о проектах, которые учащиеся выполняли ранее на уроке окружающего мира) (Приложение 1) (Слайд 5)
— Предлагаю вам ещё несколько строк о хомяке. Прочитайте их и выполните задание в группе.
2. Работа в группах (учащиеся читают текст, отвечают на вопросы, моделируют признаки текста) (Слайд 6-7)
Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:
Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
Вопросы:
- Чем является этот отрывок? Докажите.
- Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
- Порядок предложений строго определённый или нет?
- Какова тема этого текста? А основная мысль?
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо
3. Отчёт о проделанной работе в группе (Слайд
— Чем является этот отрывок? (Текстом)
— Докажите. Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в тексте есть тема и основная мысль.)
— Связаны ли предложения в данном отрывке? (Да)
— Каким образом? (По смыслу. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, т.е. как бы цепляется за него.)
— Можно ли поменять данный порядок предложений? (Нет). Он строго определённый? (Да)
— Какова тема этого текста? (Чем питается хомяк.)
— А основная мысль? (Каким умным и хитрым способом хомяк доносит до норы себе еду с помощью щёк-«мешков».)
— Как бы вы озаглавили этот текст? («Щёки-мешки», «Ну и щёки!», «Как донести еду?» и т.д.)
— К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо рассказывается, повествуется, говорится, что произошло.)
4. Анализ модели «Текст. Признаки текста». Преобразование модели (Приложение 2) (Слайд 9)
III. Наблюдение над особенностями текста-повествования
— О чём же вы узнали из текста? (Как уносит хомяк еду к себе в норку, чем питается)
— Хотите узнать ещё про этого забавного зверька? (Слайд 10)
— Послушайте, какой рассказ о догадливом, находчивом, удивительно умном хомяке написал Н. Сладков, уже известный нам автор, умело наблюдающий за проделками и проказами животных в природе.
- Чтение текста учителем (См. учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка», 3 класс, 2 часть, упр.393, с.19)
- Анализ услышанного
— Какие чувства вызвал у вас этот текс? (Ещё больше удивились и узнали о догадках животного.)
— Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема совпадает с предыдущей, основная мысль- какой способ придумает хомяк, чтобы донести находку до жилища, до своей норки.)
— В этом тексте отсутствует последнее предложение. Может быть, вы догадаетесь, что сделал зверёк? (Учащиеся предлагают свои варианты концовки текста.)
— Откройте учебник на стр. 19 и рассмотрите иллюстрацию. Как же поступил хомяк? (Мордочкой стал подталкивать яйцо.)
— Послушайте, как закончил рассказ автор: «Уперся в яйцо лбом и покатил к себе в нору».
— У кого совпала своя концовка текста с авторской?
— Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, выдумку, смекалку, находчивость, сообразительность и решительность.)
— Решение хомячка необычное, оно приятно удивляет, восхищает, приводит в восторг.
— Выразите своё отношение к хомячку: удивление, восхищение. Закончите эти предложения, выражающие удивление, восхищение (предложения даны в учебнике: Вот так…! Вот какой…! Ну и…!)
(Вот так хомяк! Вот какой догадливый! Ну и хомяк!)
— Какой приём использует Н. Сладков в своём рассказе? (Олицетворение)
— Да, олицетворяя животных, автор пробуждает у нас наблюдательность и интерес к природе. И, вместе с тем, сблизив поведение животных с человеческим, помогает раскрыть человека и понять себя: а как бы мы поступили в этом случае?
3. Подбор заголовка к тексту
— У рассказа нет названия. Придумайте его. Можно использовать составленные восклицательные предложения. (Слайд 11)
— Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.
IV. Усвоение новых знаний. Составление плана текста. Введение нового понятия «план текста». Составление алгоритма. Работа в парах
1. Введение нового понятия
— Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.
— Просмотрите текст самостоятельно и понаблюдайте за тем, как он построен. (Он состоит из 4 частей)
— Как эти 4 части выделены? (Красной строкой)
— О чём рассказывается в каждой? (В первой-о том, что хомяк нашёл птичье гнездо; во второй-описание находки; в третьей-как быть с находкой, как поступить, действия зверька, в четвёртой-о догадке хомячка)
— Найдите у автора слова, которыми можно назвать то главное, о чём говорится в частях. Если вы запишите зти слова в столбик под номерами, у вас получится план текста.
— Запишите эти главные слова, пункты плана, к себе в тетрадь.
План
- Птичье гнездо.
- Вот так находка!
- Как быть?
- Догадался! (Слайд12)
(Учащиеся читают текст по частям, находят главные слова. В результате этой работы появляется запись плана на доске и в тетрадях)
— Итак, что же такое план и как он может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа? (План-названия частей текста, расположенные по порядку. Он помогает излагать мысли по порядку, последовательно.)
— Для чего он нужен? (Чтобы не забыть, о чём по порядку нужно рассказывать.)
2. Проверка вывода по образцу
— Прочитайте первую часть правила на с.21. Такой ли вывод вы сделали? (Да)
3. Закрепление найденного способа действия. Составление алгоритма. Работа в парах
— Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста, проговорив «шаги» действий в парах.
(Алгоритм: (Слайд 13)
- Выделили части и определили, о чём в них говорится.
- Назвали каждую часть по её теме или главной мысли и записали названия.)
4. Чтение алгоритма составления плана по учебнику
— Прочитайте вторую часть правила на с.21. Такой ли вывод мы сделали?
— Какой же новый секрет письменного изложения текста узнали? (Составление плана при пересказе.)
V. Физкультминутка (Слайд 14)
Хомка, хомка, хомячок –
Пятнистый бочок. (Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево)
Хомка раненько встает, (Потягиваясь, поднять руки вверх)
Щечки моет, шейку трет. (Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки)
Подметает Хомка хатку (Выполнять движения в соответствии с текстом)
И выходит на зарядку. (Маршировать)
Раз-два-три-четыре-пять, (Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях)
Хочет Хомка сильным стать! (Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)
VI. Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану. Объяснение орфограмм (Слайд15)
— Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.
— Прочитайте первую часть. Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк – он)
— Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка!)
— От чьего имени писатель использует это первое восклицательное предложение во второй части? (От имени хомячка)
— Прочитайте побудительное восклицательное предложение. (Тащи и пируй!)
— К кому автор его обращает? (Тоже к зверьку)
— Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…”. На что они указывают? (На препятствие, что что-то не получается, на невыполнимость и трудность действия.)
— Зачем повторяются глаголы в третьей части? Это ошибка? (Нет, чтобы передать тяжёлую для хомячка работу.)
— Какие знаки препинания поставите в этом предложении?
— Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос? (От имени хомячка)
— Прочитайте четвёртую часть. Почему первое предложение в этой части восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье, нашёл выход.)
— Перечитайте текст, находя и объясняя орфограммы
— Какие орфограммы встретились? (Учащиеся называют слова с орфограммами, устно проверяют их.)
— Представь, будто ты наблюдал(а) за хомяком, видел(а) всё, о чём рассказал писатель, а теперь пересказываешь эту историю другим. Запиши её. Составленный план тебе поможет. В конце рассказа можешь выразить своё отношение к зверьку.
VI. Самостоятельная работа учащихся (Приложение 3) (Слайд16)
VII. Контроль и самопроверка
— Не забудьте проверить свои работы!
VIII. Домашнее задание (Слайд17)
— Поищите в книгах (акцент на выставку книг о животных) рассказы о проделках животных и прочитайте. Один из них перескажите кому-нибудь из близких. Можете составить план текста и записать его.
IХ. Рефлексия и итог урока (Слайд18)
— Подведём итоги. Какую задачу решали на уроке развития речи? (Решали, есть ли новый секрет хорошего пересказа текста.)
— Открыли этот секрет? (Да)
— Какой? (Умение составлять план текста)
— Когда нам это пригодится? (При хорошем пересказе и рассказе)
— Оцените себя, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана:
- научился составлять
- ещё испытываю трудности
- не научился
— Какие же новые действия теперь будете выполнять при работе над текстом? Для чего?
— Что было трудным на уроке? Почему? А интересным?
— Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу. Молодцы! Урок закончен.
08.10.2018 г.
ТЕМА: «Последовательность предложений в тексте».
ЦЕЛИ: Образовательные:
— закрепление навыков работы с текстом;
- обучение анализу текста, умению определять тип текста, его признаки, редактированию теста с нарушениями норм письменной речи ;
- обучение овладению чтением как видом речевой деятельности.
Развивающие:
— развивать умения планировать, контролировать, регулировать
и анализировать собственную учебную деятельность;
— развитие аналитического мышления;
— развитие умения слушания и говорения.
Воспитательные:
— создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка
путём вовлечения каждого в активную деятельность;
— воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
— воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-карточки для индивидуальной работы обучающихся;
-меловая запись на доске;
-мультимедийный проектор, экран;
-презентация «Последовательность предложений в тексте».
Ход урока
I. Приветствие гостей.
— Ребята, сегодня у нас первый предметный день в этом году. Его тема: « Не бойся, что не получится. Бойся, что не попробуешь »
-Как понимаете?
II. Эмоциональный настрой на урок.
— Ребята, чтобы у вас сегодня на уроке всё получалось, со всеми заданиями вы смогли легко справиться, мне бы хотелось напутствовать вас на урок такими словами (Слайд 2):
Учитесь с улыбкой,
Шутите учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки,
Как мы! В добрый час!
—Соберите пословицу (Слайд 3):
«Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.»
-Как вы понимаете её смысл? (Слайд 4)
-Эта пословица будет нашим девизом на уроке.
-Давайте попробуем на уроке не забывать об этой народной мудрости.
III. Чистописание.
— Откройте тетрадь. Вспомним правила посадки при письме. (Слайд 5)
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я, «вот-так» держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь !
— Запишите сегодняшнее число … . Классная работа.
— Начинаем урок традиционно с чистописания. (Слайд 6) Пропишите строчные буквы, чередуя их в таком порядке:
т к е с
IV. Сообщение темы и задач урока.
— Из букв, прописанных в чистописании, попробуйте составить слово. Буквы в слове могут повторяться. (Слайд 7)
— Тема урока «Текст и его заголовок». Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд
— Прочитайте, что мы будем делать на уроке.
*Повторим признаки текста, типы
*Вспомним о роли заголовка в тексте.
V. Актуализация раннее изученного.
1. Повторение признаков текста.
-Включиться в работу нам поможет «мозговой штурм».
—Отвечайте на вопросы хором, быстро.
*Несколько предложений, связанных между собой по смыслу- это (текст). (Слайд 9)
*То, о чём говорится в тексте — это его (тема) (Слайд 10)
*То важное, главное, что хотел сказать автор в своём тексте – это его (основная мысль)
*В нём отражена тема текста – это (заголовок)
2.Повторение типов текста.
— Мы повторили, что такое текст, его признаки. Скажите, а какие типы текстов мы знаем?
(Слайд 11)
— На какой вопрос отвечает текст-описание? (какой?). Каковы его признаки? (Много слов – признаков предмета). Повествование — что произошло? – действия. Рассуждение — почему? – причины, доказательства. (Слайд 11)
VI.Роль заголовка в тексте. Формирование новых знаний.
-Назовите признаки текста.
-Типы текста
2. Работа по учебнику. (Слайд 13)
— Ребята, напомните, где отражена тема текста? (в заголовке)
— Понаблюдаем: какую роль выполняет заголовок в тексте. Работа по учебнику.
3.Работа с деформированным текстом. Определение типа текста и его озаглавливание.
— А сейчас предлагаю вам поработать в роли дешифровщиков. (Слайд 14)
На партах у вас лежат карточки с записью, где смешались два текста. Эта же запись сейчас на экране.
— Прочитайте про себя запись на карточке.
По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Мех густой, с пятнами.
— Попробуйте назвать тему одного из текстов. (Рысь)
— Возьмите ручку. Подчеркните в карточке одной чертой все предложения, которые относятся к тексту о рыси.
— Прочитаем полученный текст. Читать будем по одному предложению. Если вы не согласны с ответом одноклассника, поднимите руку. (Слайд 15)
По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой. с пятнами.
— Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту.
— Прочитайте полученные заголовки.
— Определите тип текста. Докажите.
— Выпишем из текста слова, которые описывают рысь.
У доски выписывает эти слова … (фамилия, имя обучающегося) .
Похожа, крупная, плоская, узкая, толстые, сильные, густой, с пятнами.
Каких слов здесь больше: существительных или прилагательных? Почему?
— Назовите тему второго текста. (Тигры в цирке.)
— Возьмите ручку. Подчеркните в карточке волнистой линией все предложения, которые относятся к тексту о тиграх в цирке.
— Прочитаем полученный текст. Читаем по одному предложению. (Слайд 16)
Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
— Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту.
— Прочитайте полученные заголовки.
— Определите тип текста. Докажите.
— Выпишем из текста слова, называющие действие предмета. Как ещё их можно назвать?
(Глаголы).
— У доски выписывает глаголы … (фамилия, имя обучающегося) .
Был, видел, не выделывали, вставали, прыгали.
VII. Итог урока.
— Подведём итоги.
— Что мы сегодня учились делать?
– На что указывает заголовок?
– Бывают ли тексты без заголовков?
— С каким текстом легче работать: с озаглавленным или с текстом, не имеющим заголовка? Почему?
– Можно ли озаглавить текст, который не имеет заголовка?
VIII. Рефлексия.
— Оцените свою работу на уроке. (Слайд 17)
— Если вы успешно справлялись со всеми заданиями, нарисуйте на полях тетради «весёлый» смайлик. Если испытывали трудности, допускали в работе ошибки – смайлик без улыбки, постоянно ошибались – «грустный» смайлик.
(Слайд 18)