Памятка
«Алгоритм работы с текстом» для 5-х классов
1. До чтения
текста
— прочитайте
заглавие, выделите в нём знакомые и новые слова;
— поставьте
вопросы к заглавию и определите, какой теоретический материал необходимо
повторить;
— попробуйте
предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопросы от заглавия;
— попробуйте
самостоятельно ответить на поставленные вопросы.
2. Во время
чтения текста
— находите
незнакомые слова и определяйте их значения по словарю;
— ставьте
вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, пробуйте ответить на эти
вопросы;
— отделяйте
теоретическую информацию от иллюстративной;
—
выделяйте новые термины и определения;
— выясните,
как новые термины связаны с известными; — прокомментируйте приведённые
примеры;
— подумайте,
почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для этого, определите
микротему каждого абзаца;
— уточните,
как микротемы раскрывают смысл всего текста.
3. После
чтения текста
— поставьте вопросы
к тексту и ответьте на них;
— приведите свои
примеры и прокомментируйте их;
— представьте
текст в другой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма;
— составьте
план текста и перескажите его по плану.
Систематическое
использование приемов работы с текстом позволяет детям лучше усваивать
предметные знания по языку, развивать коммуникативные умения, выражать
свои мысли в устной и письменной форме, комментировать содержание, высказывать
свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант
собственного текста.
Plan for retelling
I. Introduction
I am going (I want, I would like)
— to retell a (funny, humorous…) story, a text, a fable, a chapter from the book…, written by a
famous (popular, well-known) English / American / French / Russian author…
— to retell a Russian, English… fairy-tale. Fairy-tale often have no authors, because they were
written long-long ago by simple folk, and were retold by word of mouth from father to son.
The title of it is …
The title helps me to understand what the text is about (who the main character(s) is (are), the plot, the idea, the message of the text).
II. Main part
- This text is about … (is about how) – try to say it in one sentence.
- The story is set (develops) in the forest, in the street, at school, at home, in a fairy land…
- It takes place in winter, in the evening, at night, during some days…
- In fact there is one main character in the story (there are two … main characters); name them – It is… they are…
- There are also minor characters who help(ed) me to understand the story (the plot, the main idea) better- name the minor characters.
- Then you retell the story, without details. You speak only about important facts and deeds of the main characters:
- After your retelling, you speak about the main characters:
(appearance, age, traits of character with examples)
- As I have understood the author teaches us (the reader)
to find a way out of any difficulty
to be diligent and hard-working
to be attentive at the lessons
to be kind and friendly
to help people in trouble
to always keep your word or promise
to tell the truth
to tell right from wrong
to love our native land
to be helpful to grown-ups (parents, friends, teachers, people in need)
to be tolerant
not to be idle or lazy
never to deceive anyone
not to tell a lie
never to do harm to nature or animals
not to pollute (nature, forests, parks…)
not to throw litter in the street
not to boast
not to play jokes on people
not to laugh at those who are weaker
and so on…
III. Personal Appreciation
— I like the story, book, text because
— The story is interesting …, instructive…, funny…, true to life… .
А зачем его вообще составлять?
Когда я училась в школе, от нас требовали перед каждым сочинением писать план. Я не понимала, зачем это нужно, поэтому сначала писала само сочинение, а потом к готовой работе составляла план. С тех пор я эволюционировала и сейчас расскажу, для чего он на самом деле требуется и как его делают.
План — это полезный инструмент, который позволяет вам привести мысли в порядок и уберегает от возможной потери времени. Иногда бывает так: вам понравилась тема, вы уверены, что все сейчас хорошо напишете. Начинаете писать. Первый абзац написали, второй, третий. И тут вдруг поняли, что мыслей на четвертый у вас нет. И на пятый. Вот вообще нет мыслей. Смотрите на соседнюю тему и понимаете, что она гораздо более выигрышная. Бросаете то, что писали, и начинаете писать на другую тему. А время-то уже потрачено на ненужные абзацы. Или еще ситуация: начали писать, и хорошо так все пишется, а потом бац — картинки не подходят к вашим мыслям. Еще одна: дописав до середины, поняли, что у вас на самом деле другой взгляд на вещи, а исправлять уже некогда. Еще: пишется отлично, полет мысли, столько всего хочется сказать — и перешли за ограничение в количестве слов. Чтобы исключить такие (и им подобные) ситуации, нужно уметь правильно составлять план.
Составляем базовый план
На написание плана не должно уходить много времени. На этом этапе лучше подольше подумать и поменьше написать. Сформулируйте мысль четко. Если мысль четко не формулируется, не надейтесь, что это произойдет внезапно, когда вы перейдете к написанию самой работы. Когда четкой мысли нет, абзац превращается в размытый набор слов, за который много баллов не наберешь.
Скажу дополнительно, что четко формулировать мысль нужно для всех пунктов плана. Часто бывает так, что составив первые два-три пункта, человек думает: «Ну все, дальше уже понятно и легко». Такой подход нередко выливается в проблемные ситуации, описанные двумя абзацами выше.
Разберем составление плана на примере. Предположим, что мы собираемся писать иллюстрированную статью на олимпиаде «Высшая проба». Тема статьи: «What age is the happiest?». Сначала определимся с основной мыслью. Моя мысль будет, например, такой: в каждом возрасте есть место счастью, все возрасты одинаково приспособлены для счастья. Эту мысль я упомяну во вступлении. Затем я подробно расскажу о каждом возрасте, а в качестве заключения повторю основную мысль.
- Вступление: is there a particularly happy age?
- child (having no responsibilities, fun, toys, playing around)
- teenager (learning new things, new opportunities, communication, getting more intelligent)
- young adult (becoming free, travel, becoming independent)
- adult (creating a family, marriage, love)
- parent (baby as a new joy of life, caring about others, spending time with children)
- elderly (few responsibilities, freedom, no need to work)
- Заключение: every age can be equally happy.
Это базовый план, в котором есть разбивка на абзацы и краткое перечисление основных идей. Я рекомендую составлять его на английском, поскольку это не только помогает структурировать идеи, но и проверяет наличие нужных слов в вашей голове.
Базовый план будет выглядеть по-разному для разных заданий. Например, целых 8 абзацев на одну не очень длинную письменную работу — это особенность именно статьи в «Высшей пробе». План эссе на ЕГЭ будет включать в себя всего 5 пунктов, а план для короткого письма и того меньше.
Подробный план — почти черновик
Когда базовый план готов, можно приступать к написанию черновика. Однако обязательно нужно учитывать, сколько у вас есть времени на выполнение задания. Если времени очень мало (например, около 40 минут на 200 слов), то на черновик его с большой вероятностью не хватит. Альтернативой может стать подробный план, в котором помимо основных слов и идей будут написаны целые фразы. Сравним строки из базового и подробного планов:
Когда ты слушаешь или читаешь на английском, тебе необходимо уловить основную мысль текста. Когда говоришь сам – нужно выразить мысли. Сегодня мы подробно разберем упражнение, которое поможет отточить оба навыка.
Тяжело в пересказе – легко в общении: как правильно пересказать текст на английском
Да, говорить мы будем о пересказе. В школе не просто так задавали «тексты на пересказ», причем как на родном языке, так и на иностранном. Первый этап – чтение и составление плана пересказа – помогает сосредоточить внимание на ведущей идее рассказа.
Второй этап – собственно пересказ – развивает активный словарный запас, актуализирует изученную грамматику + учит последовательно излагать мысли.
Но есть проблема: при пересказе «студенты» теряются и не знают, с чего начать, как построить логичный рассказ. Помогут специальные фразы-клише для пересказа текста на английском, с помощью которых ты научишься грамотно излагать мысли.
Но обо всем по порядку. Давай сначала научимся составлять план пересказа, а потом узнаем фразы-клише. Третий шаг – пойдем тренироваться на наборе текстов.
Как быстро пересказать английский текст
Задача пересказа – передать основное содержание текста и главную мысль автора, не повторяя дословно сам текст. Выделяют два типа пересказа:
- подробный, который включает сюжет и детали написанного,
- выборочный, задача которого кратко передать тему и идею текста без деталей.
Предлагаю вспомнить основные шаги при подготовке к пересказу.
План пересказа текста по английскому языку
1. Сначала читаем текст 3-4 раза, чтобы понять сюжет и уловить центральную мысль автора. При чтении не обязательно переводить каждое слово. НО! Если хочешь сделать детальный пересказ, эта неизвестная лексика понадобится. Поэтому после первого или второго прочтения новые слова стоит перевести, выписать, запомнить. То же касается имен главных героев.
2. Затем в каждом абзаце выделяем опорные предложения, несущие главную мысль. Из них составляем план для дальнейшей работы.
3. Тренируемся пересказывать. Для подробного пересказа сначала работаем с каждым абзацем текста по отдельности, для выборочного – стараемся сразу пересказывать целиком.
Важно: твоя задача не вызубрить текст, а понимать то, что говоришь. Строй фразы из знакомых тебе слов и помни о порядке слов в английском языке: подлежащее – сказуемое – остальные члены предложения. Также к пересказу можно добавить выражение собственного отношения к написанному.
РЕЗЮМИРУЕМ: выбери интересный текст с актуальной для тебя лексикой, прочитай его несколько раз и составь по нему план для пересказа. Для этого найди в каждом абзаце опорные смысловые «стержни», выпиши их. Помни, что для пересказа ты должен четко понимать основную мысль текста: зачем создан текст, что автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать.
Английские фразы для пересказа текста
Под фразами-клише подразумеваются вводные фразы для пересказа, которые помогут излагать мысли грамотно, последовательно.
Фокус в том, что сперва ты будешь опираться на них и подглядывать. Но если ты будешь периодически делать это упражнение, позже ты станешь использовать их на память, а потом и в спонтанной живой речи. Вот примеры таких фраз:
I am going (I want, I would like) to retell a (funny, humorous…) story…
The title of it is…
This text is about…(is about how)…
The story shows…
At the beginning of the story the author describes…
The story is set (develops) in the forest (in the street, at home)…
It takes place in winter (in the evening, at night, during some days)…
We first meet the main character when…
As I said before…
In the next paragraph…
The general (main) idea expressed is…
Еще больше фраз ты найдешь в нашем наборе слов.
РЕЗЮМИРУЕМ: чтобы тебе было легче выстраивать свою речь, используй фразы-клише для пересказа. Практиковаться в пересказе текстов можно в связке с ведением дневника на английском языке: читаешь текст – пишешь в дневнике краткий пересказ.
В этом рассказе говорится о том, что…
Попробуй пересказать хотя бы небольшой текст уже сегодня. Заходи в нашу статью с адаптированными книгами и выбирай одну из них для пересказа. Или найди любой другой текст в нашей коллекции Материалов.
Гарантируем: с этим упражнением ты очень скоро научишься не только пересказывать, но и говорить. Успехов! 🙂
Пересказ текста — один из ключевых аспектов обучения английскому языку. Преподаватели считают его одним из наиболее ценных упражнений, способных одновременно решить несколько задач – закрепить новую лексику и актуализировать грамматические конструкции, потренировать речевой аппарат для общения, а также научиться грамотно формулировать мысли как кратко, так и подробно. Именно поэтому важно понять, как пересказать текст на английском – это пригодится как в процессе учебы, так и для дальнейшей коммуникации с носителями языка. Давайте подробнее разберем ключевые методики и правила пересказа и опорные фразы, которые помогут сделать его более связным и стройным.
Типы пересказов текстов на английском
Сегодня лингвисты и преподаватели выделяют два вида пересказа текста на английском – подробный и краткий. Они отличаются друг от друга не только объемом, но и принципами подготовки, и целями, которые ставятся перед каждым из них. Именно поэтому важно узнать как можно больше об обоих типах изложения текстов в различных жанрах.
Подробный пересказ
Данный вид устного изложения подразумевает пересказ текста или текстового фрагмента с упоминанием всех деталей, упомянутых в исходнике. Именно такой вариант необходим при изучении новой темы: благодаря подробному пересказу легче усвоить новую лексику и грамматику и натренировать речь. При этом зазубривание текста совершенно не дает подобного эффекта – это связано с тем, что в данном случае не будет глубокого понимания прочитанного, а потому пересказанный своими словами фрагмент окажется куда полезнее.
Если вы еще не знаете, как подготовить отрывок из художественного произведения или статью к подробному пересказу, стоит опираться на давно известные и четкие правила:
- Прочитайте текст несколько раз. Количество прочтений не ограничено: кому-то хватит двух-трех раз, кому-то потребуется больше. Постарайтесь понять не только основную идею, но и сюжетные линии, и важные детали.
- Разберите новую лексику и грамматику. Незнакомые слова и фразы необходимо выписать и перевести, ориентируясь на контекст. Уже на этом этапе часть их запомнится автоматически и сделает пересказ более полным и красочным.
- Выделите для себя самое главное. В данном случае это имена героев рассказа или статьи либо явления, которые в нем описываются, а также основные мысли или события. Их можно выписать или выделить маркером – и еще раз перечитать.
- Составьте план пересказа. В этом случае он строится по классической структуре «введение-основная часть-заключение», которую вам предстоит заполнить выделенными ранее событиями и фактами. Укажите в нем тезисно только основные мысли – детали добавите по ходу пересказа.
- Потренируйтесь. Если вы только начинаете изучать английский, попробуйте пересказать текст на русском и только потом переходите на другой язык. Если ваш уровень достаточно высок, начинайте с английского сразу. Тренироваться желательно перед зеркалом, четко произнося слова и фразы.
Когда вы уже пересказываете текст преподавателю, не бойтесь отступлений от проговоренного ранее плана. Ваша задача – донести основные мысли и детали, и только вам решать какие слова и фразы использовать и в какой последовательности доносить факты. Самое главное – постараться сделать пересказ логичным и не исказить информацию.
Краткий пересказ
Сокращенный вариант пересказа, который в английском называют summary – это уже тип устного изложения более высокого уровня. Именно он позволяет понять, как быстро вы способны усваивать и перерабатывать информацию из новых источников на иностранном языке и передавать ее доступно и сжато. Сокращение текста для пересказа будет оптимальным при соблюдении следующих правил:
- Тщательное прочтение текста. Необходимо для улавливания ключевых мыслей и фактов. Не пытайтесь понять и сходу выучить незнакомую лексику: если поймете значение новых слов интуитивно исходя из контекста – прекрасно, и чаще всего этого бывает достаточно для summary.
- Выпишите тезисы и составьте план. Обычно для этого достаточно выделить 3-6 предложений в тексте: они сами сложатся в логичный и практически законченный пересказ.
- Порепетируйте. Несколько раз перескажите текст, опираясь на ранее выписанные тезисы. Если не получается сразу сделать это на английском, попробуйте перейти на русский.
- Не перенапрягайтесь. Делайте перерывы не только между тренировками, но и между составлением плана и репетицией. В этом случае информация «уляжется» в голове, и пересказ пойдет легче.
Еще один вопрос, нередко волнующий изучающих язык – в каком времени пересказывать текст на английском. Согласно сложившимся правилам, для пересказа используются два времени группы Simple – Present и Past. Первое потребуется для пересказа какой-либо научной статьи или публикации о текущих событиях, а прошедшее – для устного изложения художественных произведений и статей с фактами о прошлом.
Пересказ текста по ключевым словам
Эта интересная методика обучения пересказам используется для тех, кто уже достаточно хорошо владеет английским. В этом случае действуют следующим образом:
- Учащиеся читают текст.
- Преподаватель выделяет в каждом абзаце ключевые слова и фразы.
- Ученикам предлагается «собрать» из выделенной ранее лексики целые связные предложения.
- Текст прорабатывается подобным образом абзац за абзацем.
- Сложившийся пересказ повторяют 2-3 раза.
Такой способ подойдет как для письменного изложения, так и для устного пересказа – при этом во втором случае текст можно перечитывать вслух или пользоваться аудиофрагментами для самопроверки.
Пересказ текста по вопросам
Еще один способ, позволяющий одновременно проработать новую лексику и определить, насколько вы усвоили предложенную в тексте информацию.
Для этого преподаватель ставит вопросы к каждому абзацу статьи или художественного текста и предлагает учащимся на них ответить. Предварительно также могут быть составлены списки новых слов и фраз, которые встречаются в тексте, и если проштудировать их со студентами, они смогут дать более полные ответы на вопросы. Таким образом, пересказ также складывается сам собой – логика и факты повествования становятся более простыми для восприятия.
Вводные фразы для пересказа текста
Даже если план готов, далеко не все сразу понимают, с чего начать пересказ, как переходить от факта к факту в самом повествовании и как завершить его так, чтобы это выглядело логично и «эстетично». Для этого существуют специальные клише для пересказа, опираться на которые не то что рекомендовано – а, возможно, и обязательно. Поговорим о них подробнее.
Вводная часть
Чтобы сходу ввести слушателей в курс дела, необходимо вкратце представить основную мысль повествования. В этом случае обычно используют следующие фразы:
This story is about… – Это рассказ (история) о (том-то и том-то)
The extract for retelling is ( taken ) from the story ( article ) by… – Пересказываемый мной отрывок взят из рассказа (статьи), написанной тем-то и тогда-то…
The story ( article ) shows ( indicates )– История (статья) описывает (демонстрирует, показывает).
The story under consideration is from the book by…– Этот рассказ взят из книги такого-то автора…
Основная часть
Здесь основной трудностью может стать переход от события к событию или факту. В логичном и последовательном изложении обычно помогают следующие клише:
The story begins with… – Рассказ (история) начинается с…
The events presented in the story are as follows… – События в данной истории разворачиваются так…
The plot centers round… – Сюжет истории строится вокруг…
The scene is laid in… – Действия в рассказе происходят в…
Further (after that) the author passes on to… – Далее автор переходит к…
The author narrates (describes) – Автор повествует (описывает) о…
Заключение
Чтобы закончить пересказ грамотно, стоит использовать следующие вводные конструкции:
Analyzing the story I would like to say that… – Анализируя эту историю, я хотел бы сказать, что…
To sum up (to conclude, to summarize) …– В заключении (хотелось бы сказать)
The story gives a good insight into… – История позволяет получить представление о…
At the end of the story the author sums it all up by saying… – В конце истории автор подводит всему этому итог, говоря о…
Надеемся, теперь вы представляете, как правильно пересказывать текст на английском. Не жалейте времени на подготовку изложения – это станет хорошей тренировкой и для языковых навыков, и для памяти в целом.