Как составить план карты детям

План урока:

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

Что такое план местности и условные знаки

Составление простейшего плана местности по описанию

Градусная сеть

Географические координаты и их определение по карте

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

В настоящее время мы можем встретить большое множество различных изображений земной поверхности. Съемка может производиться не только на поверхности суши, также может происходить в океане, воздухе и из космоса. Для обозначения всего множества изображений местности используется такое понятие как «геоизображение». Под ним подразумеваются любые модели земных объектов, представленные в графической форме.

Остановимся на видах изображения земной поверхности:

  1. Глобус – это объемная модель нашей планеты, уменьшенная во много раз. Это изображение земной поверхности отражает действительное соотношение размеров и взаимное расположение различных географических объектов. Также рассматривая глобус, мы можем понять форму и размеры Земли.

1ghfgh

В чем же отличие глобуса от планеты Земли? Самое главное отличие в размере – он намного меньше. Объекты показаны с помощью специальных обозначений получивших название условных знаков.

  1. Карты и планы считаются еще одним способом изображения земной поверхности и отображены на плоскости.

На плане чаще всего представлено изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости. Карта несет в себе изображение значительного участка земной поверхности, всегда уменьшенное в масштабе. Здесь представлены отдельные материки, океаны, страны и даже вся планета. Однако во всех случаях географические объекты отмечаются с помощью условных знаков.

2hjghj

  1. Большое количество карт по определенной тематике объединяются в сборник, получивший название атласа. Они могут различаться в зависимости от разных параметров, познакомимся с ними на рисунке.

3hfgh

  1. Одним из способов изображения местности считаются аэрофотоснимки и космические снимки. С помощью снимков получают подробное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

Сходство всех фотографических изображений то, что они отображают земную поверхность чаще всего в цвете, однако есть и отличия. Например, если выполнять съемку с самолета, то можно получить изображение всех неровностей земной поверхности. Такое изображение получило название аэрофотосъемка.

4gdffgh
Аэрофотоснимок местности

С помощью спутников из космоса делают наглядные снимки с изображением земной поверхности на плоскости. В данных снимках все зависит от высоты, на которой находится спутник – чем выше, тем менее детальным будет изображение. Такие снимки называются космические.

5fghfgh
Космический снимок Земли 

Мы познакомились с различными способами изображения земли. Чем же отличаются все представленные изображения земной поверхности? Представим данный материал в таблице.

6hfhj

Что такое план местности и условные знаки

Чертеж небольшого участка, выполненный в масштабе, получил название плана. Для того, чтобы разобраться, как составить план местности, нужно познакомиться с понятием «масштаб».

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз уменьшено действительное расстояние. Масштабом пользуются при изображении земной поверхности.

Наличие масштаба считается главным отличием от обычного рисунка. Также участок показан как бы сверху и с помощью условных обозначений. Ниже перечислены условные знаки для изображения объектов. Цветная картинка представляет вид местности, а черно-белая – это условное обозначение.

7hgjk
Условные знаки Источник

Зная обозначения легко понять, что находится на данном месте: шоссе или полевая дорога, овраг или река, лиственный или смешанный лес. На плане обязательно указываются стороны горизонта в виде стрелки: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта.

Часто в жизни бывает необходимо прочитать план местности или составить его описание. Потренироваться в чтении плана можно используя рисунок ниже. Обратите внимание на стороны горизонта и условные обозначения.

8jghhj

По данному описанию можно не только совершать воображаемый поход, но и можно самостоятельно осуществить составление плана местности.

Как составить простейший план какого-либо участка местности, если нет его описания? В таких случаях пользуются несколькими способами. Сходство их в том, что вы должны обязательно находиться на том участке, где будете составлять план. Познакомимся с основными съемками местности.

  1. Глазомерная съемка может быть освоена любым человеком, так как установление расстояния между предметами производится на глаз. Для этого понадобятся инструменты: планшет, лист бумаги, компас, карандаш, ластик. На бумаге указываем стороны горизонта, предварительно определенные по компасу, и определяем масштаб. Объекты, находящиеся в пределах нашей видимости, вычерчиваем на план условными знаками.

9jjhkk

  1. Составление плана местности методом маршрутной съемки наиболее простое. Необходимо выбрать маршрут, по которому будем двигаться. Для того, чтобы составить план местности методом маршрутной съемки мы проходим по маршруту и отмечаем объекты, встреченные по пути. Отмечаем их условными обозначениями на листе, обязательно указываем стороны горизонта.

10khjk

  1. Полярная съемка считается еще одним способом составления плана местности. Для этого выбирается точка на местности, из которой хорошо видны все объекты. Из данной точки или полюса, производят составление плана. Отмечают стороны горизонта на бумаге, определяют масштаб. Затем кладут линейку и вычерчивают направления на объекты, которые потом измеряют шагами. Измеренные расстояния отмечаются на бумаге.

11bgfh

Составление простейшего плана местности по описанию

Остановимся на составлении плана местности по описанию. Если есть описание маршрута движения или небольшого участка местности, то мы, используя условные знаки, можем составить план.

Рассмотрим на примере движения геологов:

12ghhj

Поэтапно составим алгоритм действий для составления рисунка плана местности.

  1. На бумаге необходимо провести стрелку, обозначающую стороны горизонта. Это необходимо для ориентирования по плану местности.
  2. Выберем оптимальный масштаб и обозначим на плане местности. В данном случае приемлем, будет масштаб в 1 см – 100 м.
  3. Так как геологи двигались в северном и северо-восточном направлении, начальную точку отметим ближе к югу. Началом пути считается родник, поэтому нанесем его условным обозначением на план местности.
  4. От родника они двигались в северо-восточном направлении 400 м, значит, отмеряем с помощью линейки 4 см. Путь они проходили по грунтовой дороге, обозначаем ее условным знаком на плане местности.
  5. Достигли они реки, которая протекала с востока на запад. Отмечаем на плане реку и направление ее течения. Через реку обозначаем мост.
  6. Путь они продолжили по дороге и через 600 м увидели озеро. Линейкой отмеряем 6 см на север и рисуем озеро. Обращаем внимание, что озеро имеет определенные размеры.
  7. По всей дороге слева от них рос смешанный лес, а справа – хвойный. С помощью условных знаков обозначаем на плане местности.
  8. От озера отмеряем 5 см на северо-восток и по обеим сторонам тропинки обозначаем луг.
  9. Затем они вошли в хвойный лес и увидели домик лесника.

В результате проделанной работы у нас должен получиться географический план местности с условными знаками, схожий с представленным ниже рисунком.

13htyu

Чем же отличается карта от плана местности?

  1. Масштаб плана более крупный, а на карте более мелкий.
  2. На плане местности и географической карте объекты изображаются в масштабе, однако на карте это происходит не всегда. Например, города на карте обозначены кружочком, а на плане города есть отдельные улицы и дома.
  3. Направление на плане определяется по прямой стрелке, а на карте по линиям градусной сети.

Несмотря на все эти различия,они изображают земную поверхность в масштабе с помощью условных знаков.

Градусная сеть

На глобусе и всех географических картах есть сетка из тонких линий, получившая название градусная сеть. Каково же понятие и значение градусной сети?

Градусная сеть Земли состоит из условных линий, пересекающихся друг с другом. Линии эти крайне необходимы для нахождения объектов.

Мы уже знакомы с двумя точками – Северным и Южным полюсом. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена линия градусной сети в виде окружности – экватор. Параллельно этой окружности проходят линии, получившие название параллели. Протягиваются они с запада на восток. Через полюса проведены окружности, пересекающие параллели, получившие название меридианы и составляющие градусную сеть. Протяженность меридианов определяется с севера на юг.

14fgh
Градусная сеть на глобусе Источник

Зная направление протяженности линий градусной сети, можем определить по сторонам горизонта, где находится участок на карте.

15hfg

Длина параллелей по градусной сети может различаться. Длина по градусной сети меридианов везде одинаковая. В результате главной линией градусной сети считается нулевой или начальный меридиан. Эта главная линия градусной сети простирается по пригороду Лондона и ее легко найти на карте. Этот меридиан разбивает планету на 2 полушария: Западное и Восточное.

16hgfhf

Важнейшие линии градусной сети изображены в виде окружности на карте. Поэтому длина параллелей и меридианов по градусной сети измеряется в километрах и градусах. Чтобы понять принцип определения расстояния в градусах, давайте разберемся, как устроена градусная сеть.

Возьмем любую окружность и разделим на 360 частей.

17hfghf

Точки деления соединим с центром окружности, в результате круг будет разбит на 360 углов. Каждый угол будет равен 10. На рисунке каждый угол равен 100, если бы мы провели через 10, то они бы слились друг с другом. Градусную сеть на карте обозначают так же, через определенное число градусов. Чаще всего линии проведены через 100. Очень хорошо видно градусную сеть на контурной карте.

18jghj
Контурная карта 

Отсчет градусов по параллелям ведется от экватора, а по меридианам от начального или Гринвичского меридиана. На градусной сети экватор и начальный меридиан имеют обозначение 00.

По градусной сети карты можно определять расстояние между объектами в градусах и километрах. Рассмотрим на примере.

19jghj

1) Выявим географические координаты: долгота самой западной точки на параллели 10° с.ш будет соответствовать 15° з.д.; долгота самой восточной точки на этой же параллели будет 52° в.д.

2) Рассчитаем протяженность материка в градусах по 10°с.ш., для этого найдем сумму полученных градусов 15° + 52° = 67°

3) Определим протяженность в километрах по 10° с.ш. Нам необходимо узнать длину параллели. Однако все параллели различны по длине. Можно воспользоваться таблицей, приведенной ниже для ее определения.

20dfdhgg

В таблице находим длину параллели 100, она составляет 109,6 км. Умножаем ее на выявленные градусы

109,6км • 67 = 7014 км

Получаем длину материка с запада на восток в километрах.

21gfgh

  • Выявим географические координаты: широта северной точки на этом меридиане будет равна 32° с.ш., а южной — 37° ю.ш.
  • Рассчитаем протяженность в градусах по 20° в.д., для этого сложим выявленные данные 32° + 37° = 69°
  • Найдем протяженность в километрах по 20° в.д. Для этого длину 1° меридиана умножаем на полученные градусы

111,3 км • 69 = 7659 км

Величина 1° по меридиану всегда соответствует 111,3 км, так как все меридианы равны друг другу.

По градусной сети можно найти расположение любого участка на планете, их называют географические координаты.

Географические координаты и их определение по карте

В 1960 году с территории СССР запущена ракета, которая, пролетела определенное расстояние и опустилась в заданном районе. Географические координаты данного района равны 100с.ш. и 1700з.д., зная это, можно определить участок приземления ракеты. Однако для определения координат необходимо познакомиться с географической широтой и долготой.

Широта всех участков Земли проявляется в градусах, которые ведут отсчет от экватора (00) к полюсам (900). Санкт-Петербург расположен на 600 северной широты (с.ш.), а Якутск на 640с.ш. Поэтому, чтобы определить географические координаты места на карте, нужно выявить параллель его местонахождения.

22hgfhf

На карте полушарий в атласе параллели проведены через 200. Все точки с географическими координатами, находящимися севернее экватора, имеют северную широту. Город Кейптаун имеет географические координаты, лежащие южнее экватора. В данном случае широта будет южная (ю.ш.) и может изменяться от 00 до 900. Таким образом можно составить алгоритм определения широты на карте.

23gfgh

Чтобы определить на карте какое-либо место нужно знать не только географическую широту, но и долготу. Например, на одной широте могут располагаться несколько городов, но географические координаты их будут различные.

Как и широта, долгота выражается в градусах, которые отсчитываются от нулевого меридиана. Географические координаты места на карте расположенного к востоку от меридиана будут иметь восточную долготу (в.д.), а к западу – западную (з.д.). Градусы долготы на глобусе и карте обозначаются на экваторе. 

24gjhj

Получив широту и долготу можно указать полные географические координаты. Например, Санкт-Петербург расположен на 600с.ш. и 300в.д. Какие географические координаты имеет столица России – Москва? Ее можно найти между 400с.ш. и 600с.ш., точнее широта 550. Долгота расположена между 400 и 300, приблизительно будем считать 380в.д. Тогда получаем координаты Москвы 550с.ш. и 380в.д.

Рассмотрев различные способы изображения поверхности земного шара, можно сказать, что каждый из них важен не только для ученых, но и простых людей. В настоящее время их применяют во многих областях человеческой деятельности.

ВикиЧтение

Успеть сделать, пока ребенок не вырос. Приключения, игры, опыты
Ризо Елена Александровна

Проектируем план местности

Проектируем план местности

Как насчет того, чтобы начертить с ребенком карту местности? И не просто план с надписями «Газон», «Пешеходная дорожка», «Дом» и «Игровая площадка» – спроектируйте настоящую карту, на которой будут условные обозначения, номера дорог и тайные знаки, известные только вам двоим.

Сделать это вовсе не так сложно, как вам может показаться.

1 Сразу договоритесь с ребенком о том, что будет считаться «вашей местностью». После этого на прямоугольном листе бумаги проведите неровную линию – границу, которая отделит вашу местность от «неизведанных территорий».

2 Обозначив границы, приступайте к рисованию. За точку отсчета примите свой дом. Выгляните в окно или выйдите с ребенком во двор. Тщательно рассмотрите местность, упоминая в блокноте самые примечательные мелочи: куст смешной формы возле детской горки; старое дерево, потерявшее ветку… Даже старушку, постоянно восседающую на лавке, можно отметить на карте условным знаком. Как только перечислите все «достопримечательности», начните наносить обозначения на карту.

3 Договоритесь, что зеленый квадрат – это тот самый смешной куст; синий треугольник – дряхлое дерево; а бабушку обозначьте «красным сигнальным кругом». Постепенно совместными усилиями перенесите увиденное во дворе на бумагу.

4 Не забудьте отметить здания. Они обозначаются на карте как обычные строения. Свой дом можно выделить другим цветом.

Проектируя карту, старайтесь развивать у ребенка пространственное воображение. Благодаря этому он со временем научится хорошо ориентироваться на местности и всегда будет находить дорогу домой. Позже вы можете расширить границы карты, включив в нее соседние дворы.

Вообще, дети любят чертить и проектировать. В меру своих возможностей, конечно. Не отказывайте ребенку в помощи – чертите вместе с ним!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

План действий

План действий

Составляем игрательно-развивательный план

Составляем игрательно-развивательный план
Давайте теперь подведём итог и разложим по полочкам всю информацию из этой книги. В этом вам поможет игрательно-развлекательный план. Его можно составить на неделю, а ещё лучше – на месяц.Итак, разлинуйте лист бумаги следующим

Примерный план заданий

Примерный план заданий
Распорядок дня МишиУтроВстать по звонку.Умыться.Почистить зубы, причесаться.Одеться.Заправить кровать.Вовремя выйти к завтраку.Убрать со стола.Вовремя пойти в школу.ДеньПоставить на место уличную обувь.Куртку повесить на крючок.Ранец отнести в

План работы над домашними заданиями

План работы над домашними заданиями
Шаг 1. В чем заключается мое домашнее задание? Что, собственно говоря, я должен сегодня сделать?Внимательно прочитать задание и зафиксировать необходимую работу: по чтению – прочитать 2–4 страницы, по математике – упражнения № 1–3 и

Приложение 3 Рабочий план на неделю

Приложение 3
Рабочий план на неделю
Очень сложно от ребенка с СДВГ добиться четкого выполнения всех заданий. Для этого используют прилагаемый план на неделю, которого следует придерживаться во что бы то ни стало. Возможно, что для некоторых родителей самодисциплина –

Приложение 4 Поощрительный план

Приложение 4
Поощрительный план
Хвалите и поощряйте ребенка за хорошее поведение. Это действует сильнее, чем наказание и ругательство. Каждый мелкий шаг вперед приближает вас к успеху. Можно использовать поощрительный план, предлагаемый вам авторами. Его можно повесить

План действий

План действий
Самые важные навыки, необходимые для успешного обучения, как вы уже знаете, ребенок приобретает в семье. Проблемы непременно возникнут, если основную часть времени ребенок предоставлен сам себе и родители не прививают ему с самого раннего детства азов

Прогулка по трем видам местности

Прогулка по трем видам местности
Общаясь с детьми и их родителями, Глен Доман пришел к выводу, что для малыша просто необходима прогулка по разным видам местности. В своих книгах он выделил три вида местности.• Ровная, гладкая, свободная от препятствий местность. Это

С чего начинать прогулки по трем видам местности

С чего начинать прогулки по трем видам местности
Начните прогулку с самой простой местности. Не старайтесь сделать прогулки длительными. Желательно, чтобы до цели (магазин, детская площадка и т. п.) можно было дойти в течение получаса. Измеряйте дистанцию, которую вы

Тематический план упражнений

Тематический план упражнений

2.3.1. План первого занятия

2.3.1. План первого занятия
Организационный момент, речь ведущего:– Я рад, что мы снова вместе собрались в школьной библиотеке. Давайте сначала вспомним правила круглого стола.Работа ребят с памятками:• Внимательно выслушивать мнение каждого участника круглого

Запасной план

Запасной план
Составьте список «запасных» нянь на случай болезни ребенка или «основной» няни, для каких-либо других непредвиденных ситуаций. Когда малыш станет старше, знакомьте его с этими запасными планами, рассказывайте ему, что вы собираетесь делать в тех или иных

Название статьи: Методика
работы с картой в начальной школе .

Аннотация : В статье раскрыты
способы работы с картой и контурной картой в начальной школе на уроках
окружающего мира.

Ключевые слова: географическая
карта, глобус, географическая  широта, географическая долгота, экватор,
меридиана, параллель, масштаб.

Целью работы является,
возможность студентов понять и разобраться в работе с картой на уроках
окружающего мира, а также ознакомить учащихся с отдельными предметами и
явлениями элементарных географических понятий.

Начальная
школа — важнейший этап накопления знаний об окружающем мире, многообразии
живой и неживой природы. В этом возрасте ребенку открывается
взаимосвязь «природа-человек», причинно-следственная зависимость между ними.
Именно в этот период, на наш взгляд, следует формировать
научно-познавательное, нравственное и деятельное отношение детей
к окружающей среде. В современном мире значительно повысилась
востребованность географических знаний при решении экологических
и социально-экономических задач, как в масштабах страны, так и в
повседневной жизни. Развитие и целостность природы, изменение природы
в процессе труда и урбанизации, оптимизация общества и природы,
окружающая среда и здоровье человека — основополагающие аспекты
экологического воспитания детей, формирования у них основ здорового образа
жизни. Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе — основа, на
которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование
географических карт, информации, сконцентрированной на карте — одна из
главных возможностей данной дисциплины. Изучение конкретной географической темы
требует знания географической номенклатуры, географических понятий
и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом тема
может и должна иметь картографическое обеспечение — карты, которые
создают картографический образ изучаемого объекта или явления, а также
является исходным и итоговым результатом географического исследования.

На
уроках в начальной школе можно использовать общегеографические,
тематические, контурные карты, а также такие типы карт, как аналитические,
синтетические, комплексные, топографические. В процессе обучения учитель
формирует у обучающихся умения работать с различными видами карт. Перечень
основных географических знаний и умений обучающихся начальной школы
приведем ниже:

                 
умение выделять основные отличительные
признаки каждого времени года от остальных; показывать связь всех 4-х времен
года, причинно-следственные связи между ними и жизнью людей;

                 
умение заполнять календарь погоды
и дневник наблюдений; определять температуру воздуха, воды, почвы;

                 
понятие о форме Земли, представление
о ее размерах;

                 
понятие о географической карте
и плане местности;

                 
условные топографические знаки (не менее
6);

                 
определение по топографической карте
направлений объектов местности;

                 
умение показывать по физической карте
России горы, равнины, моря, реки, озера;

                 
различать и показывать на физической
карте, карте полушарий, глобусе, карте природных зон заданные объекты
и территории;

                 
наносить на физическую контурную карту, на
контурную карту природных зон, на контурную карту полушарий задаваемые объекты
и территории;

                 
 объяснять причинно-следственные связи
между компонентами живой и неживой природы природных зон и между
самими природными зонами;

                 
отличать и характеризовать природные
комплексы своего края (лес, луг, водоем, сад и т. д.);

                 
выделять и характеризовать элементы
земных оболочек (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы) на примере своего
края;

                 
 способы изображения вод суши на плане
местности и на карте;

                 
умение находить на контурной карте моря,
озера, крупные реки и уметь грамотно их подписывать;

                 
способы изображения населенных пунктов на
плане местности;

                 
умение показывать на карте, на глобусе природные
зоны России и изображать их на контурной карте природных зон;

                 
определение местоположения объектов на
карте;

                 
умение составлять план небольшого участка
местности.  

Формировать
географические знания и умения, географическую культуру ребенка можно,
используя следующие типы географических карт:

1.      Карта климатических поясов России.

 Контурная
карта климатических поясов: обучающиеся понимают, в каких климатических
поясах расположена Россия; знают цвета, обозначающие климат пояса, границы поясов,
зависимость изменения погоды с севера к югу с приходом холода.
Могут показывать на карте климатические пояса России и их границы;
заполнять контурную карту, наносить климатические пояса; объяснить зависимость
изменения погоды с севера к югу с приходом холода.
2.      План пришкольного участка.

Карта
города, поселка, села: обучающиеся знают условные знаки плана и карты;
отличие плана от карты, их достоинства и недостатки. Умеют начертить план
небольшого участка местности, определять по условным знакам изображения
объектов на карте.

3.     
Физическая карта Восточно-Европейской равнины.

Физическая
карта России: обучающиеся узнают изображения холмистых и плоских равнин,
низких и средних гор на физической карте России; знают формы рельефа
поверхности своего региона; цвет на карте, определяющий равнины
и возвышенности. Умеют находить на карте равнины и возвышенности,
различать их по типам и описанию, правильно их называть и показывать.

4.     
Карта месторождений полезных ископаемых.

Контурная
карта России: обучающиеся знают месторождения рудных и нерудных полезных
ископаемых; условные знаки, обозначающие эти ископаемые. Находят
и показывают на карте месторождения полезных ископаемых; называют их по
значкам и различают рудные и нерудные полезные ископаемые; наносят на
контурную карту месторождения полезных ископаемых.

 5.     
Физическая карта Восточно-Европейской равнины со значками полезных ископаемых:
обучающиеся знают географическое положение месторождений полезных ископаемых,
способы их добычи, условные знаки полезных ископаемых. Находят
и показывают на карте месторождения полезных ископаемых, называют их,
различают рудные и нерудные.

6.     
Физическая карта России. Контурная карта России, региона: обучающиеся знают
крупные реки и озера нашей Родины, моря, омывающие ее границы, крупные
реки и озера своего региона. Показывают моря, реки и озера на
физической карте России. Заполняют контурную карту России, наносят крупнейшие
водоемы на контурную карту региона; подписывают истоки, устья рек, озера, моря.

7.     
Почвенная карта России. Контурная карта России:обучающиеся знают расположения
основных типов почв России, цвета, обозначающие их на почвенной карте России.
Определяют по почвенной карте типы почв России; наносят на контурную карту
России типы почв.

8.     
Почвенная карта региона. Контурная карта региона: обучающиеся знают типы почв
региона, их расположение и использование; определяют по почвенной карте
типы почв региона, наносят на контурную карту типы почв региона.

9.     
Карта природных зон России.

Карта
животного мира России. Контурная карта природных зон России: обучающиеся знают
местонахождение природных зон России, их чередование, цвета на карте,
обозначающие природные зоны; показывают на карте природных зон природные зоны
России; объясняют связь между типом почв и растительностью природных зон,
различия в почвенном покрове, животном, растительном мире между зонами.
Изображают на контурной карте природные зоны России, правильно их подписывают;
называют представителей растительного и животного мира каждой зоны.

10. 
Карта полушарий. Контурная карта полушарий: обучающиеся знают местоположение
материков и океанов на карте полушарий относительно друг друга, цвета,
обозначающие на карте материки и океаны. Показывают и называют
материки и океаны, изображают материки и океаны на контурной карте
полушарий.

При
знакомстве с каждой картой атласа дети отвечают на вопросы:

1.     Какие
карты помещены в атласе? (назвать)

2.     Каков
масштаб этих карт?

3.     Как
показаны на карте отдельные объекты?

На
первых порах учащиеся бояться карты, они отказываются выходить к доске. К
сожалению, программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и,
тем не менее, с ней надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении
береговой линии материков или океанов предлагаю такие задания с картой.

1.     Соверши
путешествие вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитай к
берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова,
полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите, с какими
народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…

2.     Соверши
путешествие по физической карте Северной Америки с запада на восток по 40°
с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.

3.     Соверши
путешествие по Европе по 50° с.ш., называя государства и страны.

Проблему
боязни карты позволяет решать совместная групповая работа. Проходит время,
прежде чем обучающиеся начинают понимать, что карта — это не просто лист
бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на
стене в вертикальном положении. Оказывается, карта имеет четыре основные
стороны света — СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Разные карты несут различную
информацию, которую можно получить, если знаешь особый язык – язык карт.

Чтобы
младшему школьнику интересно было узнавать мир, чтобы он не боялся выходить к
географической карте, чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой,
подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной
деятельности, можно использовать творческие задания, помогающие ребёнку
успешнее усвоить данный материал.

Основные понятия

Глобус – это уменьшенная модель
Земли, наиболее точно отражающая ее форму.

Географическая карта
уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости, при помощи условных
знаков и масштаба.

Все
многообразие географических карт можно классифицировать по различным признакам:

Ø По
назначению карты
бывают туристические, учебные,
справочные, навигационные.

Ø По
охвату территории
различают карты мира, материков,
океанов и их частей, административных областей , районов.

Ø По
содержанию карты
подразделяют на общегеографические
(все изображаемые объекты равноправны, в основном это рельеф, реки, озера,
населенные пункты и др.) и тематические, которые с большой подробностью
передают один или несколько определенных элементов.

Масштабы карт
–степень уменьшения длины линий на плане или карте по сравнению с их
действительной длине на местности.

Различают:

Ø Численный
(1:100 000)

Ø Именованный
(в 1см – 1 км)

Ø Линейный

Меридиана – линия сечения
земной поверхности плоскостью, проходящая через географические полюса, то есть
соединяющая полюса.

Параллель – линия сечения
Земли плоскостью, параллельной плоско экватора.

Экватор – воображаемая линия на
земной поверхности. Все точки экватора равноудалены от полюсов. Экватор делит
земной шар на два полушария –Северное и Южное. Длина экватора – 40 тыс. км.

Географические полюсы
– точки пересечения земной поверхности с воображаемой осью вращения.

Географические координаты
– это величины, определяющие положения точки на земной поверхности относительно
экватора и нулевого меридиана.

Географическая долгота
– величина дуги параллели, проведенной от нулевого (Гринвичского) меридиана до
западной точки , в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от
00 до 1800.

Географическая широта
– это величина дуги меридиана, проведенная от экватора до западной точки, в
градусах. Широта бывает северная и южная в границах от 00 (широта
экватора) до 900 (широта полюсов).

План местности
– чертеж небольшого участка местности, выполненный в условных знаках и в
крупном масштабе без учета кривизны земной поверхности.

Примерные задания с картой  для детей в
начальной школе

VXJTIrh9sEQ.jpgJXWsIquRON4.jpg

QmQKa05ObKU.jpg

Играем
в «лучшего знатока карты».
 Два ученика выходят
к карте, а дети придумывают и задают вопросы, например:


Покажи самый большой материк.


Покажи материк-остров.


Назови и покажи самый большой природный холодильник.

Кто
отвечает быстрее и правильно, тот и лучший знаток географической карты.

Или
вот такая игра «Узнай по описанию».
 Ученик
выходит к доске, все закрывают глаза, а он показывает и описывает какой-то
географический объект. После этого дети открывают глаза и называют, что он
показывал. Например, первоклассник уже легко может дать такое описание: «Этот
материк омывают два океана Атлантический и Индийский, он второй по величине
после Евразии. Какой материк я показал?». Чем старше ученик, тем полнее и
сложнее описание.

Предлагаю
на уроках вопросы-загадки, например:


Какой материк лежит сразу в трёх полушариях?


Какой материк выходит ко всем океанам?


Какой океан омывает все материки кроме Африки?


Расскажи подробно, с использованием карты, от имени кенгуру (пингвина) о месте
своего проживания.

Дети
становятся старше, усложняются и задания:


Расположи названия материков в данной таблице: Северное полушарие Южное
полушарие Западное полушарие Восточное полушарие.


Пират Флинт закопал клад на острове, но мне удалось добыть координаты этого
места 5° с. ш. и 100° в. д. Где зарыт клад? (о. Суматра)


Дома составь по карте маршрут путешествия, как добраться до этого клада.

При
изучении условных обозначений географической карты, использую такие задания:

1. В данные предложения впиши подходящие географические понятия:

Обозначены
на карте зелёным цветом _____________. (низменности)

Обозначены
на карте коричневым цветом _____________. (возвышенности)

2.
Показываю пейзажи с изображением реки, гор, равнины, острова и предлагаю найти
соответствующее изображение на карте.

3.
С помощью карты определи:

 —
высоту Тибета;

 —
высоту местности в районе г. Омска;

 —
найди самую глубокую часть Тихого океана и определи её глубину;


какой из этих городов самый северный: Лондон, Омск, Москва?

 Чтобы
ребятам было легче усваивать географические понятия, использую такую
игру: 
по классу развешиваются карточки с
географическими понятиями, а каждый ребёнок получает карточку с названием или
реки, или океана, моря, озера, соответственно он должен быстро определить свой
географический объект и подбежать к нему. Использую разные варианты этой игры,
в зависимости от изучаемого материала.

Ещё
при изучении государств и знакомстве с политической картой мира, предлагаю
такую игру. 
Класс делится на две команды. Одна
команда называет государство, а другая должна назвать его столицу и наоборот.
Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов.

 К
данной теме даю и такие задания, например:

 —
Из этой цепочки географических названий убери лишнее: Мадрид, Париж, Франция,
Москва, Токио.

 Изучив
темы «Природные зоны России», прошу учащихся не просто выйти к карте и показать
ту или иную природную зону, а даю задание узнать эту зону по описанию и только
потом назвать и показать, например:

 —
О какой природной зоне идёт речь? Покажи её на карте.

 «Как
дики и холодны эти места. Хмурое небо, серые краски. Казалось, с самого
сотворения мира эти места осуждены на недоступность и безмолвие. Придёт лето,
придёт скромно, но непременно с цветами. На этой земле живут мужественные люди
и мужественные цветы». (Тундра)

 Любят
ребята находить ответы и на географические вопросы — загадки. Приведу примеры
некоторых из них.

  • Только
    одна буква в названии отличает эти две европейские страны. Назови и покажи
    их.
  • «р»
     (Ирландия)  и   «с»  (Исландия)
  • Названия
    двух стран Азии отличаются только одной буквой. Что это за страны?
  • «к»
    (Ирак)   и   «н» (Иран)
  • Какая
    страна оканчивается на три я? (Австрия)
  • Самый
    большой остров планеты, но не материк? (о. Гренландия)
  • Какой
    город расположен в двух частях света Азии и Европе? (г. Стамбул)
  • В
    какой части света, чем севернее, тем теплее? (в Австралии)
  • Какую
    цепь невозможно поднять? (горную)
  • Есть
    в Австралии город с необычным названием, читается слева направо и справа
    налево одинаково. Что это за город? (Алладалла)

Часто
ответы на эти вопросы требуют дополнительной информации и домашней работы с
географической картой.

Благодаря
таким заданиям появляется познавательный интерес, формируется представление
пространства. Ребёнок стремится узнать больше о мире, чем дают ему страницы
учебника, развивается пространственное воображение, что в дальнейшем
положительно влияет и на усвоение геометрического материала на уроках
математики.

Использованная литература :

1.    
https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5154/

2.    
https://ours-nature.ru/lib/b/book/2884942599/18

3.     https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/08/20/priyomy-raboty-s-geograficheskoy-kartoy-na-urokakh

4.     http://открытыйурок.рф/статьи/597028/

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко
ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна
и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости.
Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с
географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе
“План и карта”.

К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных
занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к
ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.


 

Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте
10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при
вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при
вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например
длину изгиба р. Беличка по карте.

Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в
действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000
м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот.
Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько
нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м
– это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Во-вторых, задания по определению азимута, прямого и обратного. Для
решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно
брать на экзамен и на ЕГЭ.

Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а
вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы
находим азимут.

Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти
от точки Б до точки высоты 32 м.

Ответ: 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Задача № 3. Определите по карте азимут,
по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от
севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого –
280*.

В-третьих, задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты
можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна


27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

3.

Около шоссе: 9х2Ц

9 –
ширина одной полосы в м.

2 – количество полос.

Ц – материал покрытия (цеменобетон).

А – асфальт

Г – гравий

12(17)А

12 – ширина
покрытой части дороги в м.

17 – ширина всей дороги от канавы до канавы в м.

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к
горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по
формуле:

где h – высота ската в м.,
d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м.
d – 600м.

=3градуса.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут
горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов
(названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные –
черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками,
болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но
могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом
другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо
ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям
(они направлены с запада на восток).

В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных
логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1,
2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной
команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1
не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на
ней есть овраги.

Задача 2: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1
и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки,
предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор
обоснуйте.


Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит
площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне
(площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо
тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2
ближе к школе.

Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем,
предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки,
обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что
водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.


Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте
– площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на
болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи
воды меньше.

Задача № 4. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами
1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1.
Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с
дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще
участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок
№2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Задача № 5.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее
подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования
своего ответа приведите два довода.


Ответ: Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком
пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится
около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение
профиля.

Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту
тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс
имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

Приложение 1. Задача № 1. Постройте профиль
рельефа местности по линии А – Б.

Приложение 2. Задача № 2. Постройте профиль
рельефа местности по линии А – В. Для этого

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35

Опыт работы

«Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение

навигационных карт»

                                                               Подготовила:

                                                     воспитатель Пучкова Н.В.

г.Саров 2019г.

Формирование устарших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт.

Что же такое пространственная ориентировка? Так её трактует известный белорусский методист по проблемам развития логического мышления школьников Столяр А.А. 

Актуальность темы.

Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения, так и не достигнув автоматизма в пространственной ориентации. Умение ориентироваться в предлагаемой обстановке необходимо людям различных профессий: шофер, моряк, летчик, экспедитор и т.д. Без элементарных знаний о пространстве невозможно освоение Правил дорожного движения. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста

Свою работу я начала с того, что выяснила,могут ли дети читать план и  ориентироваться по нему. Обследование проводилось в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в дидактических и подвижных играх, на прогулке, а также на занятиях. Оказалось, что дети испытывают определенные трудности при ориентировке по плану и схеме: 12 детей не сопоставляют условные объекты плана с реальными предметами, 7 детей плохо прокладывают нужный маршрут, 17 детей не умеют читать план.

Тем самым можно сделать вывод: дети испытывают затруднения в умении читать план и ориентироваться по схеме.

Для решения этой проблемы я поставила перед собой цель: научить детей пользоваться схемами и планом при ориентировке в пространстве.

Для достижения этой цели были выдвинуты задачи формировать у детей:

 умение определять основные направления движения;

— ориентироваться на местности при помощи плана или карты-навигатора;

— читать план на основе общепринятых условных обозначений;

— самостоятельно составлять план, схему или карту-навигатор.

СЛАЙД 5, 6

Была спланирована работа, которая включала в себя 3 этапа.

1 этап – обучающий.

В ходе работы на этом этапе, мы с детьми сначала научились составлять условные обозначения для составления плана, схемы. Например, столы в группе обозначили зеленым цветом, дверь- коричневым, окна – желтым и т.д.

Далее в ходе дидактических игр «Пройди путь», «Отгадай где?», «Найди игрушку» научились читать план.

Большое внимание уделяла закреплению умения двигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Использовала игры с правилами – подвижные и дидактические. Например,«Кто быстрее», «Пройди маршрут», «Поиск сокровищ». Далее проводила игры «Найди предмет», «Путешествие», «Разведчики» с игровыми заданиями типа: «Миша дойди до стола, поверни направо, дойди до окна, поверни налево, дойди до угла групповой комнаты и там найди спрятанную машинку». Такие игры я проводила в пределах групповой комнаты.

После проведенной работы дети стали интересоваться самостоятельным составлением плана.

2 этап – внедренческий.

Так как время не стоит на месте, появляются все новые и новые гаждеты и технологии. И один из таких гаджетов – навигатор, я  решила внедрить в работу с детьми карты-навигаторы.

Так что же такое навигатор?  Когда я задала этот вопрос детям, они мне ответили, что это такая карта, по которой можно ехать на машине, определяя при этом маршрут.

Навигатор – это специальное устройство, которое предназначено для определения своего местоположенияс помощью глобальной спутниковой системы позиционирования.

Навигаторы дают пользователю сведения о широте и долготе, а также о высоте его нахождения. Однако такая информация больше подходит для специалистов, измеряющих землю. Обычному же пользователю такая информация покажется излишней, тем не менее, навигаторы все шире применяются именно в повседневной жизни.

Облегчает пользование навигатором то, что на дисплее устройства отображается карта местности и маршрут перемещения. По карте на экране можно визуально определить свое расположение относительно различных объектов (населенные пункты, улицы, дома и др.) и планировать маршрут движения.

Поэтому на 2 этапе особое внимание уделила ориентированию по картам-схемам и картам — навигаторам. С детьми мы посмотрели мультфильмы из серии «Фиксики – навигатор» и «Путешественница Даша».

На этом этапе я использовала такие дидактические игры как: «Дойди до…», «План комнаты».

Сначала предлагала детям расставить мебель в кукольной комнате по плану, самим составить план, используя готовые плоскостные геометрические фигуры, соответствующие по форме проекциям видимых сверху предметов мебели. Также предлагалось такое задание: найти правильный план из несколько вариантов  расстановки мебели. При этом ребенок должен обращать внимание на пространственное расположение мебели в игрушечной комнате, на форму и цвет мебели.

Далее детям предложила игру-путешествие по плану-схеме, где было необходимо добраться до определенного дома (Помочь Почтальону доставить письмо до адресата, не заблудившись) с помощью карточки-подсказки или по словесному указанию воспитателя. Затем учила детей ориентироваться по карте-схеме групповой комнаты в играх «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате», «Найди клад», «Помоги Буратино найти золотой ключик», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».

3 этап – заключительный.

Я решила, что дети уже хорошо познакомились с картами – схемами, планами, картами – навигаторами и предложила им самостоятельно использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.

Детям очень понравилось составлять схемы, планы, карты и по ним передвигаться. Они стали использовать карты-навигаторы в сюжетно-ролевых играх., так как «Шоферы», «Моряки», «Летчики» и т.д.

В результате проделанной работы я сделала вывод о том, что:

— в речи детей появились слова «маршрут, карта, схема», тем самым обогатился словарь;

— научились ориентироваться в пространстве по картам, схемам, планам;

— умеют самостоятельно составлять карту-навигатор, то есть предполагаемый маршрут;

— используют данные знания в самостоятельных играх, на прогулке;

Совместно с родителями дети решили сделать свою карту – навигатор «Остров сокровищ», план – схему своей комнаты, двора, карту маршрута от детского сада до дома и карту маршрут похода до супермаркета.

В дельнейшем  я планирую,научит детей составлять карты-навигаторы своего прогулочного участке., а также схемы передвижения по зданию ДОУ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти определение кадастровой стоимости
  • Как найти работу в стамбуле для русских
  • Как найти девушку для секса видео
  • Как составить план по тексту слон куприна
  • Как исправить ошибку мсвкр100 длл